Психологические особенности восприятия имиджа профессии преподавателя психологии студентами
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ 8
1.1.Психосимантический подход к изучению имиджа. 8
1.1. 1. Понятие «имидж» 8
1.1.2. Подходы к изучению имиджа 13
1.1.3. Функции имиджа 15
1.1.4. Классификация имиджей 17
1.1.5. Структура имиджа 18
1.1.6. Субъект-субъектные отношения 19
1.1.7. Имидж профессии 22
1.2. Исследования социально-психологической установки 25
1.2.1.Становление проблемы аттитюда в социальной психологии 29
1.2.2. Иерархическая структура диспозиций личности 34
1.2.3. Изменение социальных установок 40
1.2.4. Проблема измерения аттитюда 43
1.3. Психологическая характеристика профессии преподавателя психологии 46
1.4. Система представлений (психосемантический подход) 52
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ 56
2.1. Описание методов и методик исследования 56
2.2. Процедура исследования 60
2.3. Анализ полученных результатов 60
2.3.1. Описательная статистика 60
2.3.2. Факторный анализ 64
2.3.3. Корреляционный анализ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Приложение А 74
Приложение Б 80
Приложение В 82
Проблему имиджа профессии можно обозначить как одну из наиболее дискутируемых в современной науке и социальной практике. Прежде всего, возникает вопрос о том, что из себя представляет имидж той или иной профессии и как он формируется.
Имидж формируется в результате субъект-субъектного взаимодействия, в частности общения, которое сопровождает любую деятельность субъекта. Для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность представляет собой социально значимую деятельность, воплощение которой требует специальных знаний, умений, навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Соотношение различных видов профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми человеку, образуют профессию.
Термин «профессия» обычно используется для обозначения какого-либо «занятия, которое требует высокой степени развития, подготовки и экстенсивной специализированной подготовки для выполнения специализированной социальной роли. У профессии есть тенденция иметь этические и поведенческие нормы и благодаря высокому уровню специализации и монополии на определенные сферы знаний они стремятся иметь высокую степень резистентности к контролю или «вмешательству» в эти сферы со стороны внешних социальных групп».
Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения приводят к становлению личности, как специалиста, так и профессионала.
До недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определялся тем объемом знаний, которые получены в процессе обучения. Однако же степень усвоения этих знаний существенно зависит не только от характеристики познавательных процессов, но и от индивидуальных особенностей и мотивации. При этом, существенная роль принадлежит и иным личностным характеристикам и факторам, к числу которых относится имидж профессии, ее престижность, нравственная привлекательность, возможность самореализации.
Имидж профессии определяют как эмоционально окрашенный стереотип восприятия профессии массовым сознанием; а также – символический образ профессии, создаваемый в процессе профессиональной деятельности. Обычно, говоря об имидже профессии, имеют в виду обобщенный образ профессиональной группы, представителей данного профессионального общества, наделяемый определенными устойчивыми характеристиками. На основе такого подхода формируются ожидания, относительно поведения представителей соответствующей профессиональной группы, что в значительной степени может предопределить оценку их поведения и их качественные, профессионально обусловленные характеристики.
Анализ отечественной и зарубежной литературы в области имиджа профессии, социальной установки личности показывает, что проблема восприятия имиджа профессии изучена не достаточно.
Анализ состояния исследуемого вопроса в психологической теории и практике показал, что недостаточно разработана проблема формирования образа профессии, отношений и установок, предъявляемых той или иной профессии.
Отсюда возникает проблема: каковы особенности восприятия психологического имиджа (образа) профессии и на основании чего он (имидж профессии) складывается в представлении людей.
Необходимость решения названной выше проблемы определила выбор темы исследования: «Психологические особенности восприятия имиджа профессии преподавателя психологии студентами».
Цель исследования – выявить имидж профессии преподавателя психологии в представлении студентов.
Объект исследования – имидж профессии преподавателя психологии.
Предмет исследования – особенности восприятия имиджа профессии преподавателя психологии студентами.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что психологические особенности восприятия имиджа профессии зависят от установок, сложившихся у студентов по отношению к данной профессии.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «имидж профессии».
2. Выявить особенности восприятия имиджа профессии преподавателя психологии студентами.
3. Определить наличие взаимосвязи между восприятием имиджа профессии и установками по отношению к данной профессии.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Подходы к изучению имиджа: семиотический (К. Г. Юнг, Ч. С. Пирс, Ж. Пиаже, Дж. Брунер); интеракционистский (Дж. Г. Мид, Дж. Морено, Т. Шибутани); социального влияния (Ф. Зимбардо); имидж как способ преодоления когнитивного диссонанса (Л. Фестингер, Т. Ньюком); имидж как способ социального познания (Г. М. Андреева); психосемантический подход (Ч. Осгуд, В. П. Серкин). Подходы к изучению социальных установок: А. Г. Асмолов, В. Н. Мясищев, В. С. Магун, Дэвис Дж., М. А. Ковальчук, Д. И. Узнадзе, В. А. Ядов, Ч. Осгуд и т. д.
Методы исследования. Теоретические: анализ психологической и психолого-педагогической литературы; деятельностный подход к раскрытию сущности проблемы и формированию понятийно-терминологического аппарата работы. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок. Математические методы обработки данных: дискрептивная статистика, корреляционный анализ, факторный анализ.
Базой исследования явились Социальный Институт Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ СоИН) и филиал Уральского профессионального педагогического университета (УрГПУ) (г. Новоуральск).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «имидж профессии», психологических механизмов восприятия имиджа профессии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: предложен подход (способ) к измерению имиджа профессии. Результаты данной работы могут быть также учтены при формировании представления об имидже (образе) определенной профессии в учебном процессе и при профориентологии.
1. Андреева Г.М. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации [Текст] / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. – М., 1978.
2. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики [Текст] / Е. Ю. Артемьева. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
3. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст] / Под ред. И. Б. Ханиной / Е. Ю. Артемьева. – М.: Наука; Смысл, 1999.
4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка [Текст] / А. Г. Асмолов . – М., 1979.
5. Асмолов А.Г. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии [Текст] / А. Г. Асмолов, М. А. Ковальчук // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М., 1969.
7. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб., 2003.
8. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога [Текст] / Н. С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.
9. Глуханюк Н. С. Я в профессии и профессиональное Я: Результаты исследований [Текст] / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко. – Екатеринбург: Изд-во Ро. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.
10. Горчакова В. Е. Внутренний образ. Экспресс методика углубленного имиджирования [Текст] / В. Е. Горчакова //Управление персоналом. – 2005. – № 20. – С. 67-82.
11. Деркач А. А. Политическая имиджиология [Текст] / А. А. Деркачь. – М.: Аспект Пресс, 2006.
12. Дэвис Дж. Социальная установка [Текст] / Дж. Дэвис // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. – М., 1972.
13. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа [Текст] / А. Б. Зверинцев // Коммуникационный менеджмент. – СПб., 2001.
14. Зеер Э.Ф. психология профессий [Текст] / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
15. Зеер Э. Ф. Профориентология: Теория и практика [Текст] / Э.Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
16. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
17. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е. А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
18. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности [Текст] / В. С. Магун. – Л., 1983.
19. Маркова А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. – М., 1996.
20. Мартыненко О. В. Имеджиология. Как нравиться людям [Текст] / О. В. Мартыненко. – М., 2005.
21. Мясищев В.Н. Личность и неврозы [Текст] / В. Н. Мясищев. – Л., 1960.
22. Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии [Текст] / Л. А. Надирашвили. – Тбилиси, 1974.
23. Обуховский К. Психология влечений человека [Текст] / К. Обуховский. Пер. с польск. – М., 1972.
24. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: Азъ Ltd., 1992.
25. Перелыгина Е. В. Психология имиджа [Текст] / Е. В. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002.
26. Петрова Е. А. Имиджиология: проблемное поле и направления исследования [Электронный ресурс] / Е. А. Петрова //PR в образовании. – 2004. № 4. – С. 36-38. – Режим доступа: www.image.websib.ru
27. Печенкова Е. В. Преподаватель психологии в вузе [Электронный ресурс] / Е. В. Печенкова. Режим доступа: www.psy.ru
28. Почепцов Г. Г. Теория и коммуникации [Текст] / Г. Г. Почкпцов. – М.: «Рефл-бук», 2001.
29. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст]. – Л., 1979.
30. Серкин В. П. Методы психосемантики [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Серкин. – М.: Аспект Пресс, 2004.
31. Серкин В. П. О возможностях метода семантических универсалий [Текст] / В. П. Серкин //Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. – 2000. – № 4. С. 14-19.
32. Спиркин А. Г. Основы философии [Текст]: Учебное пособие для
вузов / А. Г. Спиркин. – М.: Политиздат, 1988.
33. Сэмпсон Э. Бизнес-презентация: Творческие идеи для блестящего выступления [Электронный ресурс] / Э. Сэмпсон. – М.: Альпина Букс, 2006. – Режим доступа: www.ad.adriver.ru
34. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста [Текст] / Н. Ф Талызина . – М., 1986.
35. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста [Текст] / Н. Ф Талызина // Вестник высшей школы. – 1986. – № 3. С. 22-32.
36. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки [Текст] / Д. И. Узнадзе // Психологические исследования. – М., 1966.
37. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога [Текст]/ В. Б. Шапарь. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004.
38. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования [Текст] / П. Н. Шихирев // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976.
39. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. [Текст] / П. Н. Шихирев. – М., 1979.
40. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!