Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 9
1.1. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 9
1.2. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых путем подкупа 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
2.1 Типовые следственные ситуации расследования коррупционных преступлений. Версионная работа и планирование расследования 35
2.2 Особенности взаимодействия следователя с подразделениями осуществляющими ОРД и использование специальных знаний при расследовании коррупционных преступлений 43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 60
3.1 Тактические особенности проведения отдельных следственных действий по делам о преступлениях коррупционной направленности 60
3.2 Использование специальных знаний при назначении экспертиз по делам о преступлениях коррупционной направленности 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, коррупция на муниципальном уровне зачастую воспринимается большинством населения как обычное явление, что оказывает разлагающее влияние на все стороны местного сообщества и государства в целом . Вместе с тем органы местного самоуправления часто оказываются ближайшими представителями власти, к которым в первую очередь обращаются граждане за помощью в разрешении различных вопросов. В силу этого в рамках данной работы остановимся на анализе возможности нести уголовную ответственность за преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ, именно муниципальными служащими.
Статья 12 Конституции Российской Федерации провозглашает, что “в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”. Далее, в главе 8 Конституции Российской Федерации, закрепляются правовые основы местного самоуправления: его цель – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; формы осуществления – референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; гарантии осуществления – право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и проч. Население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Таким образом, несмотря на формальную самостоятельность органов местного самоуправления, они также призваны осуществлять публичную власть, и установление уголовной ответственности одними и теми же нормами за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является полностью обоснованным.
Вместе с тем правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления и муниципальной службы весьма специфично, оно отличается от правового регулирования деятельности органов государственной власти и государственной службы, хотя и осуществляется на основе ряда единых принципов.
На основании изложенного, тема магистерской диссертации представляется актуальной, имеющей теоретическое и практическое значение.
Цель диссертационного исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является анализ методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть уголовно-правовую характеристику коррупционных преступлений в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Изучить уголовно-правовую характеристику коррупционных преступлений, совершаемых путем подкупа;
Рассмотреть типовые следственные ситуации расследования коррупционных преступлений, версионную работу и планирование расследования;
Проанализировать Особенности взаимодействия следователя с подразделениями, осуществляющими ОРД и использование специальных знаний при расследовании коррупционных преступлений;
Рассмотреть тактические особенности проведения отдельных следственных действий по делам о преступлениях коррупционной направленности;
Изучить использование специальных знаний при назначении экспертиз по делам о преступлениях коррупционной направленности.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в процессе реализации методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Предметом диссертационного исследования выступает нормативно-правовое регулирование методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Теоретико-методологические основы исследования. При проведении исследования были использованы труды ученых в области теории права: С.С. Алексеева, С.И. Архипова, B.C. Афанасьева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, А.М.Васильева, H.JI. Гранат, ДВА. Керимова, В.В. Лазарева, В.И. Леушина, А.B. Малько, М.Н. Марченко, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, Л.А.Морозовой, В. Д. Перевалова, A.C. Пиголкина, P.A. Романова, О.Ю.Рыбакова, А.Ф. Черданцева и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловливается актуальностью проблемы методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленных целей и решения задач использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, комплексный, системный.
Научная новизна работы заключается в том, что предложенная диссертационная работа представляет собой сравнительное научное исследование современного состояния реализации методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Связь с другими исследованиями. Вопросы, исследуемые в настоящей работе, были ранее рассмотрены в трудах следующих ученых: С.С.Алексеева, С.И. Архипова, B.C. Афанасьева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, А.М.Васильева, H.JI. Гранат, ДВА. Керимова, В.В. Лазарева, В.И. Леушина, А.B. Малько, М.Н. Марченко, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, Л.А.Морозовой, В. Д. Перевалова, A.C. Пиголкина, P.A. Романова, О.Ю.Рыбакова, А.Ф. Черданцева и др.
Значимость полученных результатов конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Установлено, что коррупция детерминирует совершение таких должностных преступлений как злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки. При всех различиях в уголовно-правовых характеристиках и квалификации этих преступлений все они относятся к одной связанной криминалистической группе по следующим основаниям: наличие особого субъекта рассматриваемых преступлений – должностного лица, деятельность которого связана с функционированием государственных и муниципальных органов и учреждений, совершающих официальные преступления коррупции, как самостоятельно, так и совместно с другими лицами; общая область реализации преступной деятельности должностных лиц: виновными совершаются преступления путем нарушения правил нормативного характера, устанавливающих порядок и условия деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, регламентирующих права и обязанности ее участников; способ совершения должностных преступлений коррупционной направленности развивается в рамках одного события преступления, поскольку одно преступление обуславливает совершение последующих.
2. Дела коррупционной направленности отличаются своей сложностью в расследовании и собирании доказательств, поэтому для раскрытия таких преступлений нужны хорошо подготовленные и обученные оперативные работники, специализирующиеся на раскрытии и расследовании дел указанной категории. Конечно, необходимо учитывать, что планирование расследования дел, возбужденных на основе оперативно-розыскных материалов, является специфическим. Одна из особенностей планирования расследования дел этой категории – обеспечение путей получения данных о лицах, которые совершили преступление, необходимость сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями в процессе всего следствия.
3. Исходя из того, что должностные преступления коррупционной направленности являются самодокументирующимися при подготовке к осмотру документов следователю необходимо ознакомиться с нормативными документами (положением, инструкцией, уставом, приказом и др.), регламентирующими деятельность должностного лица, структуры организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в которой он состоит на службе, круг его полномочий. При непосредственном осмотре тщательно изучаются документы, в которых нашли отражение признаки допущенного злоупотребления, учреждение, управление либо покровительство организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, предоставление должностному лицу имущественной выгоды или оказание материальных услуг (акты проверок, проведенных контрольно-ревизионными органами; жалобы на действия соответствующего должностного лица; статьи и заметки в средствах массовой информации с критикой в его адрес; акты на списание товарно-материальных ценностей; накладные; пропуска на вывоз с охраняемой территории незаконно отпущенных товаров; приказы и распоряжения должностного лица о назначении на работу, освобождении от нее, перемещении по службе, премировании, предоставлении льгот и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 9
1.1. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 9
1.2. Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых путем подкупа 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 35
2.1 Типовые следственные ситуации расследования коррупционных преступлений. Версионная работа и планирование расследования 35
2.2 Особенности взаимодействия следователя с подразделениями осуществляющими ОРД и использование специальных знаний при расследовании коррупционных преступлений 43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 60
3.1 Тактические особенности проведения отдельных следственных действий по делам о преступлениях коррупционной направленности 60
3.2 Использование специальных знаний при назначении экспертиз по делам о преступлениях коррупционной направленности 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, коррупция на муниципальном уровне зачастую воспринимается большинством населения как обычное явление, что оказывает разлагающее влияние на все стороны местного сообщества и государства в целом . Вместе с тем органы местного самоуправления часто оказываются ближайшими представителями власти, к которым в первую очередь обращаются граждане за помощью в разрешении различных вопросов. В силу этого в рамках данной работы остановимся на анализе возможности нести уголовную ответственность за преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ, именно муниципальными служащими.
Статья 12 Конституции Российской Федерации провозглашает, что “в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”. Далее, в главе 8 Конституции Российской Федерации, закрепляются правовые основы местного самоуправления: его цель – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; формы осуществления – референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; гарантии осуществления – право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, и проч. Население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Таким образом, несмотря на формальную самостоятельность органов местного самоуправления, они также призваны осуществлять публичную власть, и установление уголовной ответственности одними и теми же нормами за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является полностью обоснованным.
Вместе с тем правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления и муниципальной службы весьма специфично, оно отличается от правового регулирования деятельности органов государственной власти и государственной службы, хотя и осуществляется на основе ряда единых принципов.
На основании изложенного, тема магистерской диссертации представляется актуальной, имеющей теоретическое и практическое значение.
Цель диссертационного исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является анализ методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть уголовно-правовую характеристику коррупционных преступлений в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Изучить уголовно-правовую характеристику коррупционных преступлений, совершаемых путем подкупа;
Рассмотреть типовые следственные ситуации расследования коррупционных преступлений, версионную работу и планирование расследования;
Проанализировать Особенности взаимодействия следователя с подразделениями, осуществляющими ОРД и использование специальных знаний при расследовании коррупционных преступлений;
Рассмотреть тактические особенности проведения отдельных следственных действий по делам о преступлениях коррупционной направленности;
Изучить использование специальных знаний при назначении экспертиз по делам о преступлениях коррупционной направленности.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в процессе реализации методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Предметом диссертационного исследования выступает нормативно-правовое регулирование методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Теоретико-методологические основы исследования. При проведении исследования были использованы труды ученых в области теории права: С.С. Алексеева, С.И. Архипова, B.C. Афанасьева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, А.М.Васильева, H.JI. Гранат, ДВА. Керимова, В.В. Лазарева, В.И. Леушина, А.B. Малько, М.Н. Марченко, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, Л.А.Морозовой, В. Д. Перевалова, A.C. Пиголкина, P.A. Романова, О.Ю.Рыбакова, А.Ф. Черданцева и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловливается актуальностью проблемы методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленных целей и решения задач использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, комплексный, системный.
Научная новизна работы заключается в том, что предложенная диссертационная работа представляет собой сравнительное научное исследование современного состояния реализации методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Связь с другими исследованиями. Вопросы, исследуемые в настоящей работе, были ранее рассмотрены в трудах следующих ученых: С.С.Алексеева, С.И. Архипова, B.C. Афанасьева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, А.М.Васильева, H.JI. Гранат, ДВА. Керимова, В.В. Лазарева, В.И. Леушина, А.B. Малько, М.Н. Марченко, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, Л.А.Морозовой, В. Д. Перевалова, A.C. Пиголкина, P.A. Романова, О.Ю.Рыбакова, А.Ф. Черданцева и др.
Значимость полученных результатов конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Установлено, что коррупция детерминирует совершение таких должностных преступлений как злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки. При всех различиях в уголовно-правовых характеристиках и квалификации этих преступлений все они относятся к одной связанной криминалистической группе по следующим основаниям: наличие особого субъекта рассматриваемых преступлений – должностного лица, деятельность которого связана с функционированием государственных и муниципальных органов и учреждений, совершающих официальные преступления коррупции, как самостоятельно, так и совместно с другими лицами; общая область реализации преступной деятельности должностных лиц: виновными совершаются преступления путем нарушения правил нормативного характера, устанавливающих порядок и условия деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, регламентирующих права и обязанности ее участников; способ совершения должностных преступлений коррупционной направленности развивается в рамках одного события преступления, поскольку одно преступление обуславливает совершение последующих.
2. Дела коррупционной направленности отличаются своей сложностью в расследовании и собирании доказательств, поэтому для раскрытия таких преступлений нужны хорошо подготовленные и обученные оперативные работники, специализирующиеся на раскрытии и расследовании дел указанной категории. Конечно, необходимо учитывать, что планирование расследования дел, возбужденных на основе оперативно-розыскных материалов, является специфическим. Одна из особенностей планирования расследования дел этой категории – обеспечение путей получения данных о лицах, которые совершили преступление, необходимость сочетания следственных действий с оперативно-розыскными мероприятиями в процессе всего следствия.
3. Исходя из того, что должностные преступления коррупционной направленности являются самодокументирующимися при подготовке к осмотру документов следователю необходимо ознакомиться с нормативными документами (положением, инструкцией, уставом, приказом и др.), регламентирующими деятельность должностного лица, структуры организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в которой он состоит на службе, круг его полномочий. При непосредственном осмотре тщательно изучаются документы, в которых нашли отражение признаки допущенного злоупотребления, учреждение, управление либо покровительство организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, предоставление должностному лицу имущественной выгоды или оказание материальных услуг (акты проверок, проведенных контрольно-ревизионными органами; жалобы на действия соответствующего должностного лица; статьи и заметки в средствах массовой информации с критикой в его адрес; акты на списание товарно-материальных ценностей; накладные; пропуска на вывоз с охраняемой территории незаконно отпущенных товаров; приказы и распоряжения должностного лица о назначении на работу, освобождении от нее, перемещении по службе, премировании, предоставлении льгот и др.).
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ; от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ; от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 36.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях” // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
4. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
6. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” // Парламентская газета. 2002. N 19.
7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” // Российская газета. 2006. N 162.
8. Проект Федерального закона N 451473-6 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации”. URL: http://asozd.duma.gov.ru.
9. Проект Федерального закона N 448902-6 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и проект Федерального закона N 623780-5 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации”. URL: http://asozd.duma.gov.ru.
10. Проект Федерального закона N 197376-6 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по некоммерческому найму жилых помещений”. URL: http://asozd.duma.gov.ru.
11. Пилотные проекты реализовывались в Забайкальском крае, Красноярском крае, Владимирской области, Нижегородской области, Орловской области, Ростовской области.
12. Проект Федерального закона N 348213-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов”, внесенный Правительством РФ. URL: http://asozd.duma.gov.ru.
13. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р (в ред. от 23 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. Ст. 110.
14. Распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 2074-р // СЗ РФ. 2011. Ст. 7542.
15. Указ Президента Российской Федерации N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2131.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 // СЗ РФ. 2001. N 39. Ст. 3770.
Научная и учебная литература:
17. Ануфриев Д.С. Система публичного управления жилищно-коммунальной сферой: концептуальный подход // Сибирская финансовая школа. 2014. N 3. С. 11 – 18.
18. Алексеев С.С. Собр. соч. В 10 т. Т. 2: Специальные вопросы правоведения. М., 2010.
19. Авакьян С.А. Конституционный лексикон. М., 2015.
20. Амельчаков И.Ф. Осокин Р.Б. Хищение путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество): история, элементы и признаки состава, квалификация / И.Ф. Амельчаков, Р.Б. Осокин. Тамбов: Изд-во Тамбовского филиала МосУ МВД России, 2005. 126 с.
21. Абрамов В.В. Категория “риск” в гражданском праве // Гражданское право. 2013. N 6. С. 30 – 34.
22. Адамов Н.А., Протасова С.А. Правовые риски и особенности железнодорожной логистики в Калининграде // Законодательство и экономика. 2014. N 3.
23. Арямов А.А. Общая теория риска: юридический, экономический и психологический анализ: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.
24. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009.
25. Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере землепользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция. 2008. N 6. С. 44 – 48.
26. Бажанов С.В. Полицейское дознание в уголовном процессе Российской Федерации: Монография. М., 2014.
27. Быкова Е.В., Парфенова М.В. Современные задачи российской прокуратуры // Российская юстиция. 2013. N 11.
28. Велиева Д.С. Проблемы конституционной концептуализации понятия “достойная жизнь” // Ленинградский юридический журнал. 2014. N 2 (36); Режим доступа: http:// elibraru.ru/query_results.asp.
29. Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 32 – 44.
30. Власенко Н.А. Правопонимание в свете категорий определенности и неопределенности // Журнал российского права. 2014. N 2. С. 37 – 44.
31. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. N 11. С. 68 – 80.
32. Ворожевич А.С. Договор венчурного инвестирования: сущность, конструкция, проблемы минимизации рисков инвесторов // Закон. 2013. N 4. С. 139 – 147.
33. Гарбатович Д. Проблемы применения нормы об обоснованном риске // Уголовное право. 2013. N 2. С. 10 – 15.
34. Гончаренко Л.П., Филин С.А. Риск-менеджмент. М., 2010. С. 43.
35. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2010. С. 30 – 31.
36. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В. Развитие кодификации жилищного права // Кодификация российского частного права 2015 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015.
37. Гусарова Л.В. Концепция бухгалтерского учета, аудита и анализа в некоммерческих организациях: Монография. Казань: Познание, 2009. 262 с.
38. Гаджиев Г. Этические основы философско-правовой категории “общее благо” в контексте конституционной экономики // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 2 (75).
39. Горбунов А.В. Гражданско-правовое регулирование деятельности по предоставлению коммунальных ресурсов: Дис. … к.ю.н. М., 2011.
40. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание. В 4 т. М., 2001. Т. 4.
41. Едкова Т.А., Иванюк О.А., Сороко А.В. и др. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013.
42. Егорова Л.В. Учет и аудит в некоммерческих организациях: Монография. Новочеркасск: Оникс+, 2008. 467 с.
43. Журавлева В.В. Как ТСЖ “на упрощенке” вести учет доходов и расходов // Упрощенка, 2014. N 10. URL: http://base.garant.ru/57518395/.
44. Желудков М.А., Осокин Р.Б., Швыркин А.А. Противодействие легализации доходов, полученных мошенническим путем / М.А. Желудков, Р.Б. Осокин, А.А. Швыркин // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений МВД РФ с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты): Сборник статей. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской академии МВД России, 2005. 1302 с.
45. Законность: состояние и тенденции в 2010 – 2014 гг. Деятельность прокуратуры по ее обеспечению: Научный доклад. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации / Под ред. О.С. Капинус, 2015.
46. Земскова Е.Н. О некоторых проблемах назначения и производства экспертиз о хищениях бюджетных средств и использования экспертных заключений в качестве доказательств по уголовным делам // Российский следователь. 2013. N 21. С. 42 – 44.
47. Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве // Журнал российского права. 2012. N 11.
48. Завгородний В.И. Информационные риски и экономическая безопасность предприятия: монография. М.: Финакадемия, 2008. С. 10 – 11.
49. Киреев В.В. Конституционные риски: проблемы правовой теории и политической практики // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 24 – 27.
50. Кудрявцев А.А. Интегрированный риск-менеджмент: учебник. СПбГУ: Экономический факультет. М.: ЗАО “Изд-во “Экономика”, 2010. С. 157 – 158.
51. Коллонтай В.А. Оперативно-розыскная характеристика хищений в жилищно-коммунальном хозяйстве // Российский следователь. 2013. N 18.
52. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 2 т. (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015.
53. Крошкин В.Б. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики // Прокурор. 2012. N 4.
54. Колюшин Е.И. Конституционное право России. М., 2015.
55. Кондратьева М.Н. Методологические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях реформы местного самоуправления: Дис. … д-ра. экон. наук. Н. Новгород, 2009.
56. Кибирева Е.А., Городкова С.А. Система внутреннего контроля затрат субъекта жилищно-коммунального хозяйства // Сибирская финансовая школа. 2014. N 2. С. 117 – 121.
57. Литовкин В.Н. Глава “Концепция развития жилищного законодательства”. Концепция развития российского законодательства. М.: Эксмо, 2010.
58. Морозов В.А. Программное совершенствование системы ЖКХ в регионах // Российское предпринимательство. 2013. N 12. С. 90 – 94.
59. Митрофанов Т.И. Уголовно-правовая характеристика мошенничества при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Т.И. Митрофанов. Омск, 2016. 23 с.
60. Маринкин Д.Н. Расследование преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009.
61. Мороз Е.В. Потерпевшие по уголовным делам в сфере жилищно-коммунального комплекса // Законность. 2014. N 2. С. 25 – 27.
62. Нанба С.Б. Право: модели и отклонения // Журнал российского права. 2014. N 6. С. 145 – 149.
63. Оськина И., Лупу А. Русская правда о мошенничестве / И. Оськина, А. Лупу // ЭЖ-Юрист. 2013. N 8. С. 3.
64. Памятники русского права / Под ред. Л.В. Черепнина. М.: Юридическая литература, 1955. Вып. 3. 527 с.
65. Пугина О.А. Правовое регулирование энергетической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Учебное электронное издание на компакт-диске / О.А. Пугина. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО “ТГТУ”, 2015. 80 с.
66. Поспелова Ю.С. О некоторых вопросах нарушения законности в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы методологии и практики расследования экономических и иных преступлений: Материалы Межрегиональной научно-практической интернет-конференции. Н. Новгород: НА МВД России, 2008.
67. Прокуратура Москвы – большой и сложный организм, управление которым требует высокого профессионализма: Интервью с прокурором города Москвы С.В. Куденеевым // Прокурор. 2013. N 2.
68. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Пособие / Рук. авт. кол. Н.Д. Бут; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2015. С. 47.
69. Правовые акты: антикоррупционный анализ: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ; Волтерс Клувер, 2010.
70. Паламарчук А.В. Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства: Сборник публикаций. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2014.
71. Рахманина Т.Н., Иванюк О.А. Техника систематизации нормативных правовых актов. Доктринальные основы юридической техники / Отв. ред. проф. Н.А. Власенко. М.: Юриспруденция, 2010.
72. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Коммунальная деятельность как сфера общественных благ и естественной монополии: Монография. М.: Магистр; Инфра-М, 2015.
73. Ряховская А.Н. Шрейбер А.К., Кириллова А.Н. и др. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве: Монография. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. 256 с.
74. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве: Монография / А.Н. Ряховская и др. М.: Магистр; Инфра-М, 2013.
75. Рафалюк Е.Е., Кичигин Н.В. Реализация правовых моделей: проблемы и поиск решений // Журнал российского права. 2014. N 5. С. 135 – 140.
76. Серов О.О. Изменение вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения: особенности правового регулирования и тенденции развития законодательства // Юрист. 2013. N 3. С. 34 – 38.
77. Струченкова Т.В. Валютные риски: учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. С. 6.
78. Справедливая Россия. “Открытое обращение депутатов фракции Справедливая Россия к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву”. Подборка материалов. Ростов н/Д, 2016.
79. Скрипник О.Б. Реформирование регионального жилищно-коммунального комплекса: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2013.
80. Стукалов А.В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дис. … к.ю.н. Ставрополь, 2013.
81. Сычев Р.Г. Взаимодействие гражданской и уголовной юстиции: проблемы гражданского иска в уголовном деле // Закон. 2014. N 10.
82. Таболина К.А. О недостаточности полномочий прокурора для обеспечения эффективности надзора в стадии возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 6.
83. Тарабан Н.А. Актуальные проблемы приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях // Российский следователь. 2015. N 21.
84. Третьякова Н.С. Лингвистическая характеристика понятия “мошенничество”: история и современность / Н.С. Третьякова // Уголовное право. 2015. N 5. С. 113 – 115.
85. Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 5 – 16.
86. Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право: научное издание. М.: Изд-во Московского университета, 2012. С. 25.
87. Фадейкина Н.В. Влияние институциональных основ на реализацию учетных процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве // Сибирская финансовая школа. 2010. N 1. С. 88 – 91.
88. Филипова Э.Н. Принцип ориентации на достойный уровень жизни в социальном обеспечении Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Право. 2014. N 1. С. 59 – 63; http://elibraru.rU//query_results.asp.
89. Хабриева Т.Я. На путях создания российской модели правового государства // Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире. М., 2013.
90. Хусяйнова С.Г. Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российская юстиция. 2014. N 11.
91. Хрусталев Б.Б. Особенности функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы: Монография. Воронеж: Научная книга, 2012.
92. Шергин А.П. Административно-правовой запрет: проблемы установления и соблюдения // Теория и практика административного права и процесса: Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 ч. Ч. 1. Майкоп, 2010.
93. Шоломова Е.В. Новые требования к ТСЖ, осуществляющим приносящую доход деятельность // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 12. С. 24 – 29.
94. Шхагапсоев З.Л. Проблемы квалификации преступлений против собственности, совершаемых путем обмана или злоупотребления доверием / З.Л. Шхагапсоев // Общество и право. 2009. N 3. С. 97 – 102.
95. Чаркин С.А. Проблемы исправления ошибок, возникающих в ходе проведения кадастрового учета недвижимости // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 2. С. 16 – 19.
96. Shoushuang Li The legal environment and risks for foreign investment in China. Springer-Verlag, Berlin Heidelberg, 2007. P. 1.
Материалы судебной практики:
97. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” // РГ. 1996. 13 августа;
98. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.1997 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 5.
Интернет источники:
99. Заседание Госсовета по вопросам ЖКХ. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/18232/work.
100. Интервью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Пономарева интернет-газете “Правда УрФО”. URL: http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/interview/79500.
101. Справка о практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере. URL: http://genproc.gov.ru/documents/nauka/execution/document-578203/.
102. Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 г. URL: http://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-81540.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!