организационно-педагогическая поддержка развития саморегуляции у педагогов в условиях образовательной организации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Понятие организационно-педагогической поддержки 9
1.2. Общие закономерности и индивидуальные особенности осознанной саморегуляции 15
1.3. Особенности организационно-педагогической поддержки развития саморегуляции педагога 20
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 29
Глава 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Диагностика и анализ результатов в структуре модели организационно-педагогической поддержки профессионального развития педагогов 30
2.2. Методы организационно-педагогической поддержки развития саморегуляции в условиях общеобразовательной организации 37
ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В качестве основы фундаментализации образования провозглашено создание такой системы и структуры образования, приоритетом которых являются не прагматические, узкоспециализированные знания, а методологически важные, долгоживущие инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины окружающего мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях.
Благоприятные условия, способствуют профессионально-личностному росту педагога, возникают в ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, ее оптимизацию, требуют от учителя гибкого реагирования на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, принятие самостоятельных решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив [35].
Успешность профессиональной деятельности педагогов во многом определяется уровнем развития осознанной саморегуляции, т.е. такими умениями, которые помогают им организовывать процесс выполнения деятельности и управление им (O. A. Конопкин, Н. Ф. Круглова, А. К. Осницкий). Именно система саморегуляции осуществляет интегрирующую функцию по отношению к действиям человека, его психическим процессам, состояниям, которые включаются в процесс реализации деятельности.
Актуальность организационно-педагогической поддержки в образовании вытекает из состояния практики, анализ которой дает право выделить несколько обстоятельств. Во-первых, взят ориентир на модернизацию содержания педагогического образования и подготовка нынешних учителей должна быть приведена в соответствие с принятой программой модернизации педагогического образования, новой образовательной парадигмой, которые основаны на идеях гуманизации, фундаментализации, гуманитаризации, технологизации, предусматривающие личностную направленность процесса обучения, оптимизацию структуры и организации профессиональной подготовки педагогов, совершенствование ее содержания, форм и т. д. Кроме того, с учетом основных идей профессионального стандарта педагога, утвержденного в 2013 г., профессиональное развитие педагога должно охватывать самые разные стороны его личности, и оно может эффективно происходить только в условиях эффективного в условиях организационной и управленческой поддержки со стороны всех субъектов образовательного процесса.
В этой связи тема данной магистерской диссертации является актуальной, значимой не только в теоретическом плане, но и для практики реализации поставленных целей и задач.
Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы, определение объекта и предмета, его цели и задач.
Цель: разработать модель организационно-педагогической поддержки развития саморегуляции педагогов.
Объект исследования – организационно-педагогическая поддержка.
Предмет исследования – организационно-педагогической поддержка развития саморегуляции педагогов в условиях образовательной организации.
Гипотеза исследования: организационно-педагогическая поддержка развития саморегуляции педагогов в условиях образовательной организации будет успешной при разработке реализации научно-обоснованной модели, реализуемой на основе интеграции основных идей личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов.
Для достижения цели в соответствии с объектом, предметом и гипотезой решались следующие задачи исследования.
1. Проанализировать научную литературу по проблеме организационно-педагогической поддержки развития саморегуляции педагогов и проследить генезис понятий «педагогическая поддержка», «профессиональное развитие», «саморегуляция» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить особенности организационно-педагогической поддержки профессионального развития педагогов.
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для оценки уровня саморегуляции педагогов при реализации организационно-педагогической поддержки.
4. Обосновать и разработать модель реализации организационно-педагогической поддержки развития саморегуляции педагогов образовательной организации.
5. Выявить организационно-педагогические условия реализации организационно-педагогической поддержки развития саморегуляции педагогов.
Теоретико-методологическая база исследования.
Общую философскую основу исследования составляют принципы системного подхода, акцентирующего внимание на системной природе исследуемого явления (А.А. Богданов, Л. Берталанфи, И. Пригожин) и ее психологической интерпретации (П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, Л.Г. Дикая, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.К. Шабельников, Э.Г. Юдин, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова). Теоретической основой послужили концепции саморегуляции Ю. А. Миславского, В. И. Моросановой, Н. Ф. Круглова, А. К. Осницкого, Н. О. Сипачева, В. И. Степанскиого Э. Ф. Фарапоновой и др.
Методами исследования явились:
теоретические: историко-логический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; классификация, экстраполяция, прогностическое моделирование, ретроспективный анализ личного опыта;
эмпирические: опытно-поисковая работа, практическое моделирование управленческих и педагогических ситуаций; анализ продуктов деятельности; количественный анализ полученной информации, статистическая обработка результатов исследования.
Все методы исследования, взаимодействуя и дополняя друг друга, обеспечивали надежность и достоверность полученной информации.
Научная новизна состоит в:
теоретическом обоснованы особенности организационно-педагогической поддержки профессионального развития педагогов в образовательной организации;
разработке психодиагностического инструментария для оценки уровня организационно-педагогической поддержке профессионального развития педагогов;
обоснована и разработана модель, направленная на реализацию организационно-педагогической поддержки профессионального развития педагогов образовательной организации;
выявлении организационно-педагогических условий профессионального развития педагогов.
Практическая значимость состоит в том, что результаты работы по организационно-педагогической поддержке профессионального развития педагогов внедрены в работу образовательных организаций. Разработана, апробирована и апробации научно-обоснованная модель, реализуемая на основе интеграции основных идей личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированный.
Список литературы
1. Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн − ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 11 – 26.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.
3. Банщикова Т. Н. Трансформации личности педагога в инновационных условиях развития образования. Педагогика: семья-школа-общество: монография / [Т. Н. Банщикова, С. И. Беловицкая, А. Б. Измайлова и др] под общей ред. Проф. О. И. Кирикова. – книга 26. – Воронеж: ВГПУ, 2012. − 173 с.
4. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие / под ред. Проф. Ю. П. Ветрова. М. – Книголюб, 2008. − 232 с.
5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
6. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. − Изд. 3-е, испр. и доп. − М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с. − (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
7. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб: Речь, 2002.
8. Дикая Л. Г. Психические состояния в профессиональной деятельности человека /Л. Г. Дикая // Психология : учебник для тех. вузов ; под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. С. 465 – 505.
9. Димов В. М. Актуальные проблемы образования. – Социально-политический журнал, 2005, № 2. – C. 169.
10. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проспект; Екатеринбург: деловая книга. – 2003. – 336 с.
11. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. − СПб.: Речь, 2008.
12. Конопкин О. А Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. №2.
13. Конопкин О. А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Моросановой. М.; Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.
14. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений / Т. В. Корнилова. – М.: Аспект-Пресс, 2003.
15. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики – Ростов-на-Дону, 1997.
16. Краткий психологический словарь. // Составитель Карпенко Л. А. − М., Политиздат, 1985. − с. 270.
17. Круглова Н. Ф. Регуляторно-когнитивный аспект повышения эффективности учебной деятельности младших школьников // Личностные и когнитивные предпосылки саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. М.: Психол. ин-т РАО, 2006.
18. Кудрявцев И. А. Нормативность сознания и особенности нарушения саморегуляции социального поведения при пограничной психической патологии // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. тр. / под ред. В. И. Моросановой. М.: Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.
19. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. – СПб: Питер, 2006.
20. Леонгард К. Акцентуированные личности. Москва: Феникс, 1981 г.
21. Леонова А. Б. Психологические механизмы саморегуляции функциональных состояний человека / А. Б. Леонова // Субъект и личность в психологии саморегуляции : сб. науч. тр. ; под ред. В. И. Моросановой. М.-Ставрополь: Изд-во ПИ РАО; СевКавГТУ, 2007. С. 345-369.
22. Леонтьев Д. А. Становление саморегуляции как основа психологического развития: Эволюционный аспект // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. Тр / Под ред. В. И. Моросановой. М.: Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007.
23. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В) / Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999. Кн.1
24. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2010. – №1. – С. 36 – 45.
25. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995.Т. 16, № 4.
26. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М: Наука, 2001.
27. Моросанова В. И. Психология саморегуляции: учебное пособие. – М. : СПб.: Нестор-История, 2012. – 280 с.
28. Обознов А. А. Психическая регуляция операторской деятельности: Ситуационный подход // Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб. науч. тр. / под ред. В. И. Моросановой. М.: Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавкГТУ, 2007.
29. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии.1996. № 5.
30. Осницкий А. К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. − 1999. − № 1. − С.92-104.
31. Ошанин Д. А. Предметное действие как информационный процесс// Вопросы психлологии,1970. № 3.
32. Пригожин А. И. Нововведения, стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. – М., 1989.
33. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Материалы научно-практической конференции 25-27 мая 1994 г. – М., 2004. – С. 99.
34. Прыгин Г. С., Олейник Н. С. Особенности внутригруппового взаимодействия субъектов с различными регуляторно-типологическими особенностями // Личностные и когнитивные предпосылки саморегуляции деятельности человека / Под ред. В. И. Моросановой. М. : Психологический институт РАО, 2006.
35. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 48 – 51.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: педагогика,1989. Т.2.
37. Савельев А. Инновационное образование и научные школы //Alma mater. – 2000. – № 5.
38. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М. новая школа, 1993. – 144 с.
39. Соломонов В. А. Особенности осознанной саморегуляции агрессивных проявлений у представителей педагогический профессий: факторный анализ. Вестник «Северо-Кавказского федерального университета». 2015 № 3 (48). – с. 233 (113 – 117).
40. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В.. Морфологический тест жизненных ценностей. //Журнал «Прикладная психология». N 4, 2001. С. 9-30.
41. Филиппов Ф.Р. Актуальные проблемы образования. – Социально-политический журнал, 2005, №2.
42. Фомина Е. А. Изучение осознанной саморегуляции в управлении агрессией в ее дифференциальных и кросскультурных проявлениях: методы и методики // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – 184 с. (С. 52 – 56).
43. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов М., 2001.
44. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. Отв. Ред. К. А. Абульханова. М.: Наука, 1982.
45. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л., 2009. – 264 с.
45. Barnett Н. Innovation the basis of cultural change, 1953, № 4.
46. Knowles M.S. The modern practice of adult education. From pedagogy toandrogogy, Chicago, 1980. -79p.
47. Rogers Carl R. Freedom to learn for the 80s, Columbus, 1984.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!