Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……..7
1.2. Особенности развития воображения детей дошкольного возраста……….16
1.3. Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….23
1.4. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров……………………………………………………………………………27
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния художественной литературы на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………37
2.1. Диагностика уровня развития воображения де¬тей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………………..37
2.2. Система заданий, направленных на развитие воображения старших дошкольников средствами художественной литературы ………………………………………………………………………………………………………49
2.3. Анализ экспериментальных данных изучения развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы……60
Заключение………………………………………………………………………….64
Литература…………………………………………………………………………..67
Приложения…………………………………………………………………………73
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определённых структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения оказывались обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).
Другая группа исследователей считает, что генезис воображения зависит от хода биологического созревания индивида (Р. Арнхейм, К. Коффка). К механизмам воображения данные авторы относили составляющие внешних и внутренних факторов.
Представители третьего подхода (А. Бэн, Т. Рибо) объясняют происхождение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, при этом рассматривались как трансформации данного опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). О.М. Дьяченко утверждает, что есть одно правило, которое необходимо помнить в любых обстоятельствах: дошкольный возраст – это, прежде всего возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности [21].
По мнению отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова) развитие воображения следует осуществлять внутри содержательных видов деятельности: бытовой, трудовой, творческой, игровой деятельности, рисования. Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки общественной, ориентировочной деятельности, идёт овладение общественно выработанными чувственными мерками (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова). Дети в условиях организационной деятельности по развитию воображения осваивают и жизненное значение, целесообразность различных форм, окраску, величины предметов. Также в развитии воображения участвуют музыкальная, изобразительная деятельность и словесное творчество.
Исходя из вышесказанного, и определив, что воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость рассмотреть его более подробно и попытаться выяснить, каким образом его можно развить. Это и послужило основанием для выбора темы исследования: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».
Цель исследования: выявить влияние художественной литературы на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Провести диагностику уровней развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать программу, направленную на формирование и развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
4) Составить рекомендации для родителей по работе с художественной литературой.
Гипотеза исследования: если использовать художественную литературу в работе со старшими дошкольниками и включить в целостный педагогический процесс разнообразные формы и методы работы с ней, будет повышаться уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость диссертации заключается в обобщении теоретического материала по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нашем экспериментальном исследовании был накоплен теоретический и практический материал по развитию воображения у дошкольников средствами художественной литературы. Разработанная программа по развитию воображения у старших дошкольников может использоваться воспитателями и психологами, как методический материал для работы с детьми в ДОУ.
В качестве основных методов исследования были определены:
• Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
• Формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей труппы);
• Констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведенной работы.
Организация работы: Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ д/с № 102 «Кадриль» г. Новосибирска. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 17 человек.
Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам диссертационного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 86 страниц.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский [12], закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой» [76, с.334].
Именно развитию мышления и воображения необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка от 5 до 12 лет. Этот период называют сензитивным для развития познавательных процессов.
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. По мнению В.С. Мухиной, одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее [42].
Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей – строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом – его воплощение на практике.
Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс – процесс создания новых психических образов и получил название воображения.
Итак, воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Говоря о воображении, можно лишь подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, говорится о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, говорится о деятельности воображения [31].
Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.
Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой – либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения [41].
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.
Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представления желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Основное назначение воображения Л. С. Выготский усматривал, в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения: 1) познавательную; 2) эмоциональную; 3) воспитательную и формирующую [9].
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003. – 217 с.
2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005. – 311 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988. – 255 с.
4. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005
5. Большева Т.В. Учимся по сказке. – СПб., 2001.
6. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. – М. : Академический проект, 2008. – 668 с.
8. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981. – 234 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч., – М., 1982. Т.2.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. – 431 с.
11. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб., 1997.-96с.
13. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С. 87-93.
14. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стерео-типов.- СПб., 1994. – 251 с.
15. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.
16. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и д.р .. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.
17. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
18. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8
19. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
20. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
21. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста //Вопр.психол-2003.- №2.
22. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. -СПб., 2001. – 262 с.
23. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 1986. – т. 1.
24. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
25. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – М., 2007. – 232 с.
26. Зиньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
27. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2008. – 326с.
28. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. (Конспекты заня¬тий рисованием, лепкой, аппликацией). – М.,1985. – 306 с.
29. Кириллова Г. Д. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
30. Коган И.М. Творческий поиск: Энерго-мотивационный аспект. // Во¬просы психологии. – 1992. – № 1-2. – С. 108-111.
31. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
32. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2003
33. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497.
34. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.У. История педагоги¬ки.-М., 1982. – 328 с.
35. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
36. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 428 с.
37. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006
38. Лейтес Н.С. Воспоминания, размышления, беседы. // Психологический журнал. Т.13. – 1992. – № 1. – С. 147-165.
39. Лун А.Н. Психология творчества. – М.: Знание,1978. – 363 с.
40. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2012. – 427 с.
41. Мелхорн Г., Мелхорн X. – Г. Гениями не рождаются. – М.: Прогресс,1989. – 174 с.
42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002
43. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2005
44. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006
45. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 305 с.
46. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Знание, 1988.
47. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. № 6
48. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – с. 463.
49. Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 2004. № 9
50. Прохорова Т.Н. Современные проблемы психологии одаренных детей // Сборник по материалам Международной научно-практической конференции «Одаренный ребенок: найти, поддержать и развить». – Уфа: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2011. – С. 67-75.
51. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – № 265.
52. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., 1984.
53. Пушкарева Н. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук. – М., 1999. – 231 с.
54. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших дошкольников. – М., 1993.
55. Рибо Т. Творческое воображение. М, 2001.
56. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. -1990. -№1. – С. 67-74.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 2003
58. Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в лич-ностном становлении детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 1999. – 22 с.
59. Сергеев Б.Ф. Асимметрия мозга. – М.,1981. – 64 с.
60. Сергеева И.А. Гендерные различия произвольного внимания и памяти старших дошкольников. // Психология XXI века: Тезисы Международ¬ной научно – практической конференции. – СПб., 2005. – С.251-252.
61. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – М.,1997. – 265 с.
62. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999. – с. 671.
63. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996. – 153 с.
64. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис. …канд.пед.наук. – СПб., 1999. – 20 с.
65. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М., 2006.
66. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2007
67. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
68. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. М.-Л., 2000. Т. 8
69. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 43. – С. 743.
70. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К, Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
71. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. – М., 1961.
72. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2007. – 183 с.
73. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – М., 2009. – 421 с.
74. Штылева Л.В. Методические аспекты гендерной экспертизы образовательных программ и пособий. // Гендерный подход в дошкольной педагогике: практика. – Мурманск, 2001. Ч.П. – С.70-73.
75. Щербакова А.И. Практикум по общей психологии. М., 2000
76. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — 359с.
77. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. В.И. Панова. – М.,1997. – 152 с.
78. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 20-27.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!