Личностные детерминанты лидерского потенциала у студентов
АННОТАЦИЯ ……………………………………………………………. 4
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 6
ГЛАВА 1 Проблема личностных детерминант лидерского потенциала 9
1.1 Феномен лидерства в психологии ……………………………………………… 9
1.2 Проблема лидерского потенциала личности ……………………….. 22
1.3 Феномен группового лидера в студенческой среде ……………….. 25
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования личностных
д е т е р м и н а н т л и д е р с к о г о п о т е н ц и а л а
студентов……………………..
37
2.1 Постановка проблемы исследования ……………………………….. 37
2.2 Общая характеристика выборки …………………………………….. 38
2.3 Методики исследования ……………………………………………… 38
2.4. Методы обработки и анализа данных ……………………………… 41
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение ………………… 44
3.1 Оценка лидерского потенциала в зависимости от направлений
обучения, курса обучения и пола студентов………………………… 44
3.2 Оценка личностных характеристик (активности, общительности,
экстраверсии, гибкости и др.) в зависимости от направлений
о б у ч е н и я , к у р с а о б у ч е н и я и п о л а с т у д е н т о в
……………………………
56
3.3 Взаимосвязь лидерского потенциала и личностных характеристик
студентов ……………………………………………………………… 65
3.4 Сравнение личностных характеристик студентов с различным
лидерским потенциалом .
………………………………………………..
68
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………… 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………… 107
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………… 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………… 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ………………………………………………………… 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ……………………………………………………….. 131
2
В исследовании по изучению личностных детерминант лидерского
потенциала у студентов приняли участие 91 человек. Выборка состояла из
студентов 1 – 4 курсов очной формы обучения, двух направлений: психология,
реклама и связи с общественностью, квалификация бакалавр. Для оценки
лидерского потенциала использовали: методику «Я – лидер», Е.С. Фёдоров,
О.В. Ерёмин, модифицирована Т.А. Мироновой; оценка лидерского потенциала
(Е.С. Жариков, Е. Крушельницкий). Для изучения личностных характеристик
использовали: опросник FPI форма B; пятифакторный тест-опросник NEO FF
(адаптация В.Е. Орел, И.Г. Сенин). Обработка данных: описательный (среднее
значение, стандартное квадратичное отклонение, коэффициент вариации),
сравнительный (U Манна-Уитни, Н Краскела-Уоллиса), корреляционный
(коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и регрессионный анализы
(пошаговый обратный). Результаты. Лидерский потенциал студентов развит на
недостаточном уровне. Студенты направления обучения реклама и связи с
общественностью имеют более высокий лидерский потенциал. Лидерский
потенциал ярче проявляется у студентов 2 и 3 курсов. По полу лидерский
потенциал значимо не отличается. Лидерский потенциал детерминирован
личностными качествами: низкий уровень невротичности, экстраверсия,
общительность, спонтанная агрессивность, адекватный уровень откровенности,
сознательность. Студенты с высоким и низким уровнем лидерского потенциала
имеют различный личностный профиль и структуру личности. Студенты-
лидеры энергичны, ответственны, действуют оперативно. Все студенты
ориентированы на соблюдение социальных норм поведения. Личностные
характеристики студентов-лидеров структурированы, организованы,
отсутствуют противоречивые корреляционные взаимосвязи.
4
ANNOTATION
91 students participated in the research of personal determinants of leadership
potential. Only the full-time students of 1st — 4th years and of 2 fields of study (Psychology
and Advertising and Public Relations, bachelor courses) were chosen. The
following methods were used to evaluate the leadership potential: “I am a leader”
technique created by E. S. Fyodorov, O. V. Yeryomin and modified by T. A.
Mironova; evaluation of the leadership potential (E. S. Zharikov, E. Krushelnetsky).
The following methods were used to examine personality: FPI personality test, form
B; NEO Five-Factor Inventory (adaptation by V. E. Orel and I. G. Senin). Data processing:
descriptive analysis (expected value, index of variability, variation coefficient),
comparative analysis (Mann — Whitney U-test, Kruskal–Wallis H test), correlation
analysis (Spearman’s rank correlation coefficient), and regression analysis (incremental
regression analysis). Results. Students’ leadership potential is underdeveloped.
The students of Advertising and Public Relations field of study have a higher
leadership potential, as well as the 2nd and 3d year students. There is no sufficient
difference in the level of leadership potential between sexes. The leadership potential
is determined by the following personal traits: low neuroticism level, extraversion,
sociability, spontaneous aggression, adequate level of openness, consciousness. The
students with a high and low leadership potential level have different trait profiles
and different personality structure. The leader students are active, responsible and act
quickly and effectively. All students are willing to follow social behavior regulations.
Their personal attributes are well-structured, organized, there are no controversial
correlations.
5
1. Алыпова И.А. Взаимосвязь лидерского потенциала и самоактуализации
взрослых людей // Вестник Вятского государственного гуманитарного
университета. 2012. Выпуск 3. С. 35 – 39.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 384 c.
3. Анисимов О.С. Креативная акмеология. М.: Изд-во РАГС, 2007. 276 с.
4. Антонов В.Г., Серебрякова Г.В. Лидерство: типы и стили // Маркетинг, 2013.
№5(132). С. 109 – 125.
5. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления
лидерства в студенческих группах – Дис. … канд. психол. наук. – М., 2002.
197 с.
6. Бендас Т.В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической
психологии образования. 2008. № 4(17). С. 113 – 117.
7. Блейк Р.Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев, 1990.
8. Валеева А.Ф., Илларионов М.Г. Студенческое лидерство как фактор
профессионального мастерства и карьерного роста (на материалах
Р е с п у б л и к и Т а т а р с т а н ) / [ э л е к т р о н н ы й р е с у р с ]
http://kpfu.ru/staff_files/F90047052/STATjJa_VALJeJeVOIILLARIONOVA.pdf
(дата обращения 23.02.2016).
9. Васильев В.К. Потенциал лидерства. – М.: Проспект, 1999.
10. Гайдар К.М. Особенности студенческой группы как субъекта
самовосприятия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского
государственного университета. 2011. №4(20).
11. Громыко Ю.В. Политическая антропология: руководство для управленцев и
педагогов – Москва: НИИ инновационных стратегий развития общего
образования: Пушкинский ин-т, 2012. 527 с.
12. Гуничева Е.Л. Формирование лидерского потенциала студенческого актива //
Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена Выпуск № 53. том 22. 2007.
13. Деркач А.А. Социальная психология М.: Академия, 2001. 600 с.
14. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология СПб.: Питер, 2003. 256 с.
15. Дроздова Е.В. Социально-психологические особенности значимых других,
оказывающих влияние на самооценку внешнего облика членов студенческих
77
групп // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №10/2. С. 15 –
19
16. Дроздова И.И. Кодирование и интерпретация экспрессии эмоциональных
состояний субъектами педагогического общения. Дис. канд. психол. наук:
19.00.05. Ростов-на-Дону, 2003. 169 с.
17. Дроздова И.И., Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы
статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона. 2014.
№ 4-1. Том 31.
18. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в
образовательном процессе вуза – Красноярск, СибГТУ, 2006. 154 с.
19. Евтихов О.В. Компоненты лидерского потенциала организационного
лидера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012.
№ 4(51). С. 3 – 6.
20. Евтихов О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и
возможности развития: монография. Красноярск: СибЮИ МВД России,
2011. 288 с.
21. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь,
2007. 238 с.
22. Евтихов О.В. Структурная модель лидерских качеств организационного
лидера // Вестник высшей школы, 2011. №5. С. 41 – 49.
23. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: монография СПб.: Речь, 2007. 256 с.
24. Емельянова М.Н. Развитие лидерского потенциала детей в процессе
исследовательской деятельности. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург,
2001.
25. Ефимчук О.С. Лидерский потенциал как особое качество современного
специалиста // Ученые записки Орловского государственного университета,
2012. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Выпуск №1.
26. Жданова Н.Е., Кружкова О.В. Психологические компоненты лидерского
потенциала студентов в образовательном пространстве высшего учебного
заведения // Педагогическое образование в России, 2015. Выпуск № 2. С. 32
– 37.
27. Занковский А.Н. Организационное лидерство в пространстве корпоративной
культуры – автореф. на соиск. учен степени доктора. психол. наук (19.00.03)
Москва, 2012. 52 с.
78
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!