Экспериментальное исследование психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
1. Научно-теоретические основы исследования профессионального самоопределения современной молодежи……………………………………………7
1.1. Психологическая характеристика профессионального самоопределения молодежи………………………………………………………………………………..7
1.2. Психологические особенности формирования профессионального самоопределения молодежи………………………………………………………….14
1.3. Условия и факторы формирования профессионального самоопределения современной молодежи………………………………………………………………22
2. Экспериментальное исследование психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи (на примере ГАПОУ МО Подмосковный колледж Энергия)……………………………………27
2.1. Организация и методики исследования психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи…………………..27
2.2 Тренинговая программа по совершенствованию организации профессионального самоопределения………………………………………………41
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования профессионального самоопределения современной молодежи (на примере ГАПОУ МО Подмосковный колледж Энергия)…………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………………58
Глоссарий………………………………………………………………………………61
Список использованных источников………………………………………………..64
Приложения…………………………………………………………………………..69
Введение
Актуальность темы. Школа не имеет достаточно системного психолого – педагогического сопровождения, т.е профориентационная работа сохраняет необязательный характер, которая проводится в форме периодических информационно-просветительских мероприятий, нет квалифицированных специалистов, которые в рамках школы могли бы формировать и развивать компетенции учащихся для самостоятельной ориентации в построении профессионального маршрута. Старшеклассники, осуществившие выбор под влиянием внешних факторов в процессе обучения, проявляют недостаточный интерес к процессу обучения, испытывают неудовлетворенность профессиональной деятельностью.
Сегодня наряду с высокой профессиональной компетентностью работников современному рынку труда нужны кадры с осознанием социальной и профессиональной ответственности, с высоким уровнем профессионального самоопределения, обладающие системой профессионально значимых ценностных ориентаций, а также умеющие принимать решения в нестандартных ситуациях, с высокой мотивацией в своей профессиональной деятельности. В этих условиях становится актуальной проблема свободного выбора профессии, самореализации личности подростков и самоопределения. Выбор профессии в наше время может быть не окончательным. Человек может сменить ее, и умение самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию определяет его успех в дальнейшей жизни. Поэтому образование, сегодня идет от потребностей личности, что отражено в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации»: «Образование должно обеспечивать самоопределение личности и создавать условия для ее самореализации».
Состояние научной разработанности темы исследования. Проблему профессионального самоопределения изучали такие исследователи, как Бендюков М. А., Гурова Е. В., Климов Е.А., Козловский О. В., Пряжников М. С., Павлова Т. Л., Резапкина Г. В., Романов Е. С., Степанский В. И., Столяренко Л. Д., Чернявская А. П., Шеховцова Л. Ф., Шмидт В. Р. и многие другие.
Многие исследователи отмечают, что на данный момент общеобразовательные учреждения не могут предоставить достаточные условия для эффективной организации профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в соответствии с современными требованиями рынка труда.
Объект исследования: процесс организации профессионального самоопределение современной молодежи.
Предмет исследования: содержание деятельности по организации профессионального самоопределения в условиях образовательной организации.
Цель исследования – провести экспериментальное исследование психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи, разработать и апробировать комплекс мероприятий по организации профессионального самоопределения подростков в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы исследования профессионального самоопределения современной молодежи;
2. Определить психологическую характеристику профессионального самоопределения молодежи;
3. Рассмотреть психологические особенности формирования профессионального самоопределения молодежи;
4. Изучить условия и факторы формирования профессионального самоопределения современной молодежи;
5. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи (на примере ГАПОУ МО Подмосковный колледж Энергия);
6. Организация и методики исследования психологических особенностей профессионального самоопределения современной молодежи;
7. Разработать и апробировать тренинговую программа по совершенствованию организации профессионального самоопределения;
8. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования профессионального самоопределения современной молодежи (на примере ГАПОУ МО Подмосковный колледж Энергия).
Гипотеза исследования опиралась на научное предположение о том, что развитие мотивационных побуждений, влияющих на профессиональное самоопределение молодежи, происходит более эффективно под воздействием специального профориентационного воздействия, например, с помощью программа, направленной на совершенствование организации профессионального самоопределения.
Методы исследования:
-теоретические методы: обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ трудов российских и зарубежных исследователей по изучаемой теме; терминологический анализ;
-эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент («Мотивы выбора профессии» по С.С. Гриншпуну, «Дифференцированно-диагностический опросник» (ДДО) (методика Е.А. Климова), опросник «Кем быть» Н.С. Пряжникова, методика В.Б. Успенского “Готовность учащихся к выбору профессий”., Анкета профессионального самоопределения;
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую основу исследования составили работы в области мотивации профессиональной деятельности Братусь Б. Г., Замфир К., Берг В., Иващенко Ф.И., Ильина Е.П., Климова Е.А., Леонтьева Д.АПряжникова Н.С., Ценципер А.Б. и др. В исследовании использовались следующие методики:
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе ГАПОУ МО Подмосковный колледж Энергия. В исследовании приняли участие студенты первого курса, всего в исследовании были задействованы 40 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении исследований по проблеме выбора профессии и профиля обучения в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении мотивов выбора профиля обучения, разработке рекомендаций по развитию актуальных мотивов выбора профиля обучения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами сферы образования, педагогами, родителями подростков с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Психологическое сопровождение выбора профиля обучения, как сложная многофункциональная система открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса, обусловленная совокупностью психологических факторов, влияющих на выбор профиля обучения, осуществляется по следующим направлениям: аналитико-диагностическому, просветительско-консультативному, организационно-деятельностному.
2. Психолого-педагогическая поддержка подростков, осуществляется последовательно и включает в себя следующие этапы: предварительную диагностику интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников — диагностический этап; создание условий для проявления учеником активности в самостоятельном поиске решений собственных проблем, в том числе — выбора профиля обучения – этап целеполагания; обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута дальнейшей образовательной деятельности – деятельностный этап; анализ образовательных ситуаций, позволяющих выявить основные ограничители свободы выбора профиля обучения, пробы выбора профиля обучения — аналитический этап; выбор профиля обучения с учетом результатов диагностики, с целью принятия самостоятельного обоснованного решения – этап принятия решения.
Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, заключения, глоссария, списка литературы и приложений.
Список используемых источников
1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 08.12.2020)
2. Абакумова, И.И.. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения. – Москва: Кредо, 2019. – 115 с.
3. Актуальные проблемы профориентационной работы в школе. / Л. Н. Асанова, О. Н. Дунаева – Исследовательская работа школьников. – 2017. – С. 64–69.
4. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт- Петербург: Речь, 2020. 236 с.
5. Блог: Профориентация: тесты, игры и методики // Академия профессионального развития [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/proforientacionnaja-rabota-v-shkole
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – М.: Издательский Центр «Академия», 2017. 416 с.
7. Гинсбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире. 2018. № 3. С. 21-28.
8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М: Наука, 2018. 144 с.
9. Грачева О. Г. Ценности и мотивы личности как факторы выбора профессии выпускниками школ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. №2. С.15-18.
10. Гурова Е. В. Профориентационная работа с подростками: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2020. 95 с.
11. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2020. 112 с.
12. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 330 с.
13. Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. 2017. №5. С.106-110.
14. Елисеева Л. С. Формы и методы профессионального самоопределения современной молодежи. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/11/15/formy-i
15. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер, М.: Смысл, 2017.- 256 с.
16. Иванова, Н.Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования / Н.Л. Иванова, С.А. Котова М.: Издательство Московского психолого-социального института серия: Психология. Педагогика. 2017. С. 3-10.
17. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2020. 304 с.
18. Климов Е. А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 2020. 160 с.
19. Клюева Г. А. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях // Пермский виртуальный педагогический совет. 2017. 560 с.
20. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. Донецк. 2020. 800 с.
21. Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. №31 (164). С.71-76.
22. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2020. 192 с.
23. Кретова Н. А., Вершинин С. И. Факторы профессионального самоопределения личности // Научные исследования в образовании. 2018. №12. С.39-42.
24. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Под. ред.: Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова //Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 51-59.
25. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.:ТЦ Сфера, 2020. 464 с.
26. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 57-66.
27. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Речь, 2020. 256 с.
29. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 15-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2018. 656 с.
30. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. Москва: Сфера, 2016. 118 с.
31. Профессиональное самоопределение молодежи / Под. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, С.А. Волошин и др. // Педагогика. № 5. 2018. С. 33 – 37.
32. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. 256 с.
33. Пряжников Н. С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. 2016. № 4. С. 12-13.
34. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2017. 311 с.
35. Родионов М. А., Шепелева Е. В. Проблема влияния сообщений СМИ на самоопределение старшеклассников и пути ее решения // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2018. №28. С. 998-1001.
36. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд.. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2020. 460 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2015. – 712с.
38. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2018. 108 с.
39. Таболова, Е. Формирование профессионального самоопределения / Е. Таболова – Воспитание в школе. – 2020. – С. 119–128.
40. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2016. 422с.
41. Филимонова, О. Как помогать подросткам в выборе профессии: беседа с родителями / О. Филимонова // Школьный психолог: Прил. к газ. “Первое сент.”.- 2018.- № 13.- С. 36-37.
42. Формирование профориентационного самосознания учащихся / сост. О. Е. Ероховец. – Минск : Красико-Принт, 2016. – 128 с.
43.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2018. – 96 с.
44. Чистякова, С. Н. Педагогическая поддержка выбора профессиональной карьеры учащегося / С. Н. Чистякова, Л. Ю. Грачева СПб.: Астрель, Педагогика. – 2017. – С. 8–17.
45. Шайдуллин Р. Б. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe (дата обращения: 03.01.2022).
46. Шаг в профессию / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2017. – 128 с.
47. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. – Москва: Сфера, 2006. – 119 с.
48. Шидловская Т. Г. Проблемы профориентационной работы на современном этапе развития СПО // Ресурсы ГОУ Кузбасского регионального института профессионального образования. 2018. 119 с.
49. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 2019. 345 с.
50 .Яшина К. О. Гендерные различия как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Приволжский научный вестник. 2018. №1 (41). С. 101-104.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!