Мд вкр психокоррекционная работа с посттравматическим синдромом у лиц, переживших утрату
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО
СИНДРОМА ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ……………………… 11
1.1 Современный подход к описанию посттравматического
синдрома в психологии…………………………………………………….. 11
1.2 Психологические особенности людей, переживших утрату…… 23
Выводы по первой главе……………………………………………… 35
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО
СИНДРОМА ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ……………………… 37
2.1 Методики, выборка и процедура исследования………………… 37
2.2 Результаты исследования и их интерпретация………………….. 42
Выводы по второй главе……………………………………………… 56
3 ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО
СИНДРОМА ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ УТРАТУ……………………… 58
3.1 Рекомендации реализации психокоррекции в процессе
преодоления посттравматического синдрома людей, переживших
утрату………………………………………………………………………… 58
3.2 Содержание программы психокоррекции посттравматического
синдрома людей, переживших утрату…………………………………….. 65
Выводы по третьей главе……………………………………………… 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 72
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИД)……. 76
CONCLUSION………………………………………………………………. 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А – СХЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ… 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – БЛАНКИ МЕТОДИК……………………………….. 87
Актуальность исследования. В настоящее время частота стрессовых
ситуаций в жизни людей существенно растет. В последние годы в качестве
отдельных единиц анализа наличия посттравматического синдрома выделена
категория людей, которые понесли утрату, определяющий фактор которой –
ситуация потери объекта особой привязанности (близкого человека). В
отличие от прочих жизненных катастроф, данная травмирующая ситуация
затрагивает сферу личностных ценностей, интересов. Ориентация
психогенного фактора не такая, как при событиях, которые связаны с угрозой
и опасностью для физического существования, данный тип экстремальной
ситуации равен ему – «непоправимая» ликвидация личности другого человека.
Переживание таких ситуаций может сопровождаться ощущением полной
потери своего «Я», ощущением невозможности выздоровления.
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории,
диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2017. – 432 с.
2. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.:
Академический проект, 2015. – 335 с.
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. –
М.: Медицина, 2016. – 400 с.
4. Андрющенко A.B. Посттравматическое стрессовое расстройство при
ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и
психофармакотерапия. 2017. Т.2. – №4. – С.45-59.
5. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории
функциональной системы // Принципы системной организации функций. – М.:
Наука, 2017. – 329 с.
6. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
цереосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита //
Психологический журнал. – 2014. №1. – С.3-18.
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. – М.:
Наука, 2018. – 320 с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.:
ПЕР СЭ, 2016. – 300 с.
9. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс, Теории, исследования, мифы. – СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. – 450 с.
10. Бройтигам В., Кристиан П, Рад. М., Психосоматическая медицина. –
М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2017. – 376 с.
11. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии.
– М.: Алетейа, 2016. – 320 с.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций). – М.: ИНФРА-М, 2018. – 200 с.81
13. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы
психологической помощи // Вопросы психологии, 2018. – №5. – С. 8-15.
14. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ
критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа,
2017. – №4. – С. 8-10.
15. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: Аспект-Пресс,
2018. – 439 с.
16. Владиславова Н.И. К вопросу о корнях нейролингвистического
программирования в психологическом и психотерапевтическом наследии
Запада. – М.: Юрайт, 2012. – 126 с.
17. Ворден Дж.В. Консультирование и терапия горя. – М.: Просвещение,
2016. – 450 с.
18. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Питер,
2018. – 164 с.
19. Гонопольский А.М. Психологическая трактовка психических
расстройств / Утраты и потери. – М.: Инфра-М, 2016. – 312 с.
20. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М.
Грановская // Психологическая типология: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок.
– М.: АСТ, 2018. – 639 с.
21. Губачев Ю.М., Старобровский Е.М. Клинико-физиологические
основы психосоматических соотношений. – М.: МГУ, 2015. – 216 с.
22. Дейтс Б. Жизнь после потери. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
23. Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. Учебное
пособие по психиатрии и психотерапии. – СПб.: Питер, 2017. – 423 с.
24. Дубровская М.О., Заярная О.Г., Хоффман Л. Создаем линию доверия
// Как создать кризисный центр для женщин. – М.: ЧеРо, 2016. – 432 с.
25. Ениколопов С.Н., Психотерапия при посттравматических
стрессовых расстройства // Российский психиатрический журнал. – № 3. –
1998. – С.50-56.82
26. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.:
Специальная литература, 2019. – 340 с.
27. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на
устойчивость к психической травме // Психологический журнал. 2012. – №.5.
– С.88-105.
28. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия в 2-х т. – М.:
Медицина, 2018. – 450 с.
29. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М.: Медицина, 2018. – 340 с.
30. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. –М.: Гардарики, 2015.–340 с.
31. Клиническая психиатрия / под ред. Дмитриевой Т.Б. – М.: ГОЭТАР
МЕДИЦИНА, 2018. – 214 с.
32. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М.: Шанс, 2017.
– 296 с.
33. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический
журнал. 2017. – № 4. – С. 126-137.
34. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.:
Академия, 2019. – 240 с.
35. Краснов В.И. Острые стрессовые расстройства как проблема
психиатрии катастроф: клинические и организационные комментарии
//Социальная и клиническая психиатрия, 2015. – № 2. – С.5-11.
36. Краснянский А.Н., Посттравматическое стрессовое расстройство у
участников военных конфликтов // Синапс, 2018. – №3. – С. 14-35.
37. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2016. – 992 с.
38. Кроник А.А., Ахмеров P.A. Мотивационная недостаточность как
критерий деформации картины жизненного пути / Мотивационная регуляция
деятельности и поведения личности. – М.: Педагогика, 2018. – 236 с.
39. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний
человека. – М.: Академия, 2016. – 350 с.83
40. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Адлер А. и др. Трансформация
и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М.:
Инфра-М, 2016. – С. 225-233.
41. Линдеманн Э. Клиника острого горя. / Психология эмоций. Тексты /
Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Аспект-Пресс, 2017. – С.
69-74.
42. Лобзин В.С., Решетников М.М., Аутогенная тренировка. – М.:
Академия, 2016. – 340 с.
43. Лурье Ж.В. Горевание и потеря // Школа здоровья, 2019. – № 4. – С.5.
44. Лэнг Р. Расколотое «Я». – СПб.: Белый Кролик, 2018. – 450 с.
45. Лурия А.Р. Естественнонаучные основы психологии. М.: МГУ, 2018.
– 348 с.
46. Малкина-Пых И.М. Экстремальные ситуации. – М.: Аспект-Пресс,
2019. – 705 с.
47. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология:
практическое руководство. – М.: Юрайт, 2017. – 340 с.
48. Меннингер К. Война с самим собой. – М.: ЧеРо, 2017. – 454 с.
49. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств.
Исследовательские диагностические критерии. – СПб.: Питер, 2015. – 340 с.
50. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2016.
– 290 с.
51. Мясищев В.Н. Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения
психологии и физиологии // Исследование личности в клинике и в
экстремальных условиях (переизд.). – СПб.: Труды НИИ психоневрологии им.
В.М. Бехтерева. 2019. – Т.50. – С.6-17.
52. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.:
Речь, 2017. – 456 с.
53. Николаева В.В. Влияние хронической болезни па психику. – М.:
Аспект-Пресс, 2017. – 340 с.84
54. Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. – М.: Московский
психолого-социальный институт, 2018. – 320 с.
55. Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших
травматический стресс. – Автореф. дисс. … на соискание ученой степени
кандидата психол. паук. – М.: МГПУ, 2017. – 24 с.
56. Падун М.А., Тарабрина Н.В. Когнитивно–личностные аспекты
переживания травматического стресса// Психологический журнал, 2017. –
Т.25. – №5. – С.5-15.
57. Поляков. В.Ф. Клиническая психология: состояиие и проблемы //
Вестник Моск.Ун-та. Серия 14. – №2. – 2016. – С 3-8.
58. Психология посттравматического стресса. Практикум / Под ред. Н.В.
Тарабриной. – СПб.: Питер, 2018. – 340 с.
59. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика. – М.: Психолого-социальный институт, 2018.
– 349 с.
60. Пушкарев А.Л., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое
расстройство. Диагностика и лечение. – М.: Издательство института
психотерапии, 2019. – 350 с.
61. Ролло М. Искусство психологического консультирования. – М.:
Академия, 2019. – 484 с.
62. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2019. –
814 с.
63. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальнопсихологических различий. – М.: Наука, 2019. – 460 с.
64. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: МЕДГИЗ, 2016.
– 423 с.
65. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига.: Виеда, 2012. – 569 с.
66. Смирнов A.B. Последствия перенесенного стресса у лиц,
потерявших близких // Актуальные вопросы клинической и социальной
психиатрии / Под ред. О.В. Лимаикипа. – СПб.: Питер, 2019. – 320 с.85
67. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных
контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности
// Семья и формирование личности. – М.: МГУ им. М.В. Ломономова, 2018. –
328 с.
68. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических
стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы //
Психологический журнал. 2012. – №2. – С. 14-29.
69. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического
стресса. – СПб.: Питер, 2019. – 340 с.
70. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 2019. –
340 с.
71. Холмогорова А.Б., Гарапян Н.Г. Многофакторная модель
депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств // Социальная и
клиническая психиатрия. 2018. – № 1. – С.94-102.
72. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. –
М.: Академия, 2017. – 420 с.
73. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью
движений глаз: основные принципы, протоколы и процедуры: Пер. с англ. –
М.: Независимая фирма «Класс», 2018. – 320 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!