Музейная реконструкция повседневной культуры средневековых замков

Теребилов Максим Геннадьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………………………………….4 Глава 1. Роль замков и крепостей Средних веков в культуре общества в Разные исторические эпохи……………………………………………………………………….20 1.1 . Бытовая культура средневекового человека как часть феномена повседневности………………………………………………………………………………………..20 1.2. Памятники фортификации в контексте эстетики романтизма……………….43 1.3. Общественные инициативы в сохранении памятников средневековой фортификации…………………………………………………………………………………………..64 Глава 2. Теоретические аспекты музейной интерпретации повседневной культуры в пространстве средневековых замков и крепостей…………………..90 2.1. Средневековые замки и крепости как объекты музеологического интереса……………………………………………………………………………………………………90 2.2. Представление исторической повседневной культуры в музейном пространстве средневековых замков и крепостей……………………………………..119 Глава 3. Реконструкция повседневной культуры жителей Ладожского
посада в ГБУК ЛО «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник»……………………………………………………….145 3.1. Анализ бытовой культуры ладожан XV – XVI вв. на основе
материалов археологических раскопок в Староладожской крепости…………145 3.2. Прикладные аспекты реконструкции повседневной культуры жителей Ладоги в Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике………………………………………………………………………..169 Заключение……………………………………………………………………………………………..195 Список использованной литературы………………………………………………………..201 Приложение А. Иллюстративные материалы…………………………………221
3
Приложение Б. Фотографии ГБУК ЛО «Староладожский историко-архи- тектурный и археологический музей-заповедник»…………………………..237 Приложение В. Классификация организаций, занимающихся вопросами сохранения европейских замков………………………………………………..243 Приложение Г. Таблица результатов SWOT-анализа Староладожского историко-архитектурного музея-заповедника………………………………..245

Во Введении приводится обоснование актуальности изучаемой темы,
анализируется степень ее разработанности, определяются цель, задачи, объект и
предмет. Описывается применяемая методология, раскрывается научная новиз-
на, теоретическая и практическая значимость работы, а также положения, выно-
симые на защиту.
В главе 1 «Роль замков и крепостей Средних веков в культуре обще-
ства разных эпох» рассматривается феномен объекта средневековой фортифи-
кации как памятника истории, проводится анализ понятия повседневности и
особенностей бытовой культуры представителей средневекового общества, что
позволяет установить взаимосвязь между замками и крепостями и повседневной
культурой их обитателей.
§ 1.1 «Бытовая культура средневекового человека как часть феноме-
на повседневности».
Повседневность — это окружающая человека реальность, которая выра-
жается разного рода деятельностью, регулируемой как социальными нормами,
так и институтами. Соответственно, культура повседневности — это набор оп-
ределённых практик, действий, правил, характерных для обыденной, т.н. повсе-
дневной жизни общества в определённый промежуток времени.
Интерес исследователей всё больше сосредотачивается на культуре по-
вседневности – дифференциация наук привела к появлению и развитию меж-
дисциплинарных исследований и активному внедрению культурологического
подхода в исторической науке. Многочисленные исследования представителей
школы Анналов доказали, что культура повседневности существует в контексте
определённой культурно-исторической эпохи. Она характеризуется изменчиво-
стью, постоянной динамикой в русле исторического процесса, вследствие чего
повседневная культура средневекового обывателя и представителя XXI века,
как и представителя любой другой культурно-исторической эпохи, будет иметь
существенные различия.
Глобально быт средневекового человека определялся тем же, чем и его
сознание. Социальное неравенство, иерархический строй общества и зависи-
мость одних классов от других — одна из отличительных черт средневекового
общества. Схоластическое мышление определило доминирующую роль церкви
практически во всех сферах общественной жизни. Торговля была главным ката-
лизатором, который приводил к развитию городов, помогал поддерживать по-
стоянную связь между городом и деревней, способствовал поддержанию при-
оритета рядом профессий. В рамках торговой деятельности реализовывались
многие проявления повседневной культуры – так, средневековые ярмарки соби-
рали вместе представителей большинства сословий и профессий, создавая почву
для культурного обмена. Однако было бы ошибочно полагать, что повседневная
культура средневекового человека формировалась исключительно под влиянием
экономических и географических факторов – духовная культура также была не-
отъемлемой частью жизни людей, что находило отражение в развитии различ-
ных отраслей искусства.
Все проявления повседневной культуры средневекового человека взаимо-
связаны между собой. Религиозный, политический и философский аспекты эпо-
хи влияют на геополитическую ситуацию, экономику, образ мышления, нравст-
венность и мораль, из которых, в свою очередь, складывается поведенческий
аспект, формирующий систему взглядов.
§ 1.2 «Памятники фортификации в контексте эстетики романтизма».
Романтизм являлся одним из главенствующих направлений в культуре
первой половины XIX века. Общие тенденции, выражавшиеся во всех направ-
лениях романтического искусства, характеризуются меланхолическим настрое-
нием, выражением чувственности и творческой свободы, патриотическим подъ-
ёмом во взглядах представителей отдельных государств и культур. Это харак-
терная тенденция для жителей Европы конца XVIII — XIX вв., что отражает
пример Западной Германии, где находится долина реки Рейн. В эпоху Средне-
вековья в ней возводилось большое количество замков, которые принимали
участие в многочисленных войнах и фигурировали в событиях политической
истории средневековой Германии. Но, несмотря на высокое политическое и
экономическое значение, к началу Нового времени они полностью утратили
своё практическое значение и долгое время пребывали в руинах.
В конце XVIII века в обществе возродился интерес к объектам средневе-
ковой фортификации. Отношение к средневековым замкам и крепостям склады-
валось под влиянием доминирующих тенденций эпохи – идеализации прошлого
и романтизации объектов национального достояния. Средневековый замок
прочно вошёл в повседневную культуру зажиточных сословий XIX века, что
выражалось не только в сохранении существующих замков, но и в возведении
искусственных руин для меланхолической рефлексии. Образ руинированного
замка оказал определённое влияние на формирование искусства пейзажного
парка. В научной литературе стали появляться гравюры с изображением суще-
ствующих замков как памятников истории. Замки фигурировали в мемуарах пу-
тешественников эпохи романтизма, стимулировали появление философских
трудов и работ по истории и теории архитектуры. В художественной литерату-
ре, живописи и ксилографии всё чаще стал фигурировать образ средневекового
замка, наполненный определёнными эмоциями и семантическими смыслами.
Таким образом, замок оказывал влияние на просвещённые умы, которые
ощущали, что мир столкнулся с глобальными переменами. Переосмысление
эпохи Средневековья в романтическом ключе имело определённые последствия
– к примеру, в Германии это привело не только к масштабным политическим и
культурным изменениям, но и в сохранении средневековых замков. С XIX века
вокруг разрушенных замков Германии постепенно формировался культ нацио-
нального единства, а их романтизированный облик стал призывом к защите
Отечества. До 1871 года у германского народа не существовало централизован-
ного правительства, однако различные князья предпринимали попытки сохра-
нить памятники старины в собственных владениях задолго до его появления.
Для некоторых государств романтизм стал не просто модной тенденцией
по сохранению культурного достояния, но и стимулом духовного единства на-
рода. Большую роль при этом сыграли средневековые замки, которые из забро-
шенных и ненужных руин превратились в предмет национальной гордости, об-
рели значение политического и этнического символа, предвестника возвраще-
ния стране её былого величия. По сей день многие люди склонны рассматривать
эпоху Средневековья через призму романтического взгляда, наделяя её возвы-
шенными качествами и не замечая большинства присущих ей недостатков. И
хотя социально-политический строй и глобальные потрясения XX века поколе-
бали эту идеализацию, сместив фокус в сторону классового расслоения и взаи-
моотношениям власти и народа, даже спустя более полутора столетий после
окончания эпохи романтизма в обществе продолжает сохраняться интерес к па-
мятникам национальной культуры.
§ 1.3 «Общественные инициативы в сохранении памятников средне-
вековой фортификации».
Во второй половине XX века охрана культурного наследия выражается не
только в разнообразных методах работы с памятниками, но и в дифференциации
самих культурных ценностей. В основном подобные меры реализуются госу-
дарственными структурами, однако существуют и различные негосударствен-
ные объединения, деятельность которых направлена на сохранение наследия как
на местном, так и на международном уровне. Зачастую локальные организации
занимаются сохранением тех памятников, которые актуальны для данного ре-
гиона, поэтому неудивительно, что во многих странах существуют общества,
занимающиеся сохранением и популяризацией старинных замков и крепостей.
Правительственные органы оказывают существенную поддержку памят-
никам истории и культуры, однако именно наличие подобных организаций по-
казывает высокую значимость роли общества в судьбе культурного наследия. И
хотя общественные объединения обычно активно сотрудничают с государством,
значительная часть инициатив исходит от них самих.
В ходе работы были отобраны организации, занимающиеся сохранением
замков в странах Европы, с целью анализа их деятельности, а также составлена
их классификация по территориальному значению, количеству охватываемых
замков и экономической ориентации. В качестве критериев отбора были выде-
лены следующие параметры: негосударственный характер, региональный мас-
штаб деятельности и специализация на замках как памятниках истории и куль-
туры. Было выделено четыре категории поддержки, оказываемой организация-
ми: информационная, научная, финансовая и туристическая.
Рассмотренадеятельностьследующихорганизаций:Deutsche
Burgenvereinigung (Германия), Europäische Burgeninstitut (Германия), Förderkreis
Kultur und Schlösser (Германия), Marburger Arbeitskreis für europäische Burgenfor-
schung (Германия), Adopte un château (Франция), L’association Châteaux de la
Loire (Франция), Vieilles maisons françaises (Франция), Die Schweizer Schlösser
(Швейцария), Südtiroler Burgeninstitut (международная) и The association of cas-
tles and museums around the Baltic sea (международная).
В наше время человечество всё больше осознаёт культурную и историче-
скую значимость объектов фортификации, а также необходимость сохранения и
актуализации аутентичной культуры повседневности, которая зачастую высту-
пает ключом к более глубокому пониманию исторических и культурных про-
цессов, особенностей функционирования общества на разных этапах его разви-
тия. Как к объектам средневековой фортификации, так и к повседневной куль-
туре постепенно возникает повышенный интерес научных кругов и представи-
телей различных слоёв общества, что приводит к формированию сознательного
отношения к этим феноменам как к важной части национального и мирового
культурного наследия. Добиться их актуализации можно при помощи музеефи-
кации, которая позволит объединить средневековые замки с повседневной куль-
турой прошлого и обеспечить их максимальное сохранение.
В главе 2 «Теоретические аспекты музейной интерпретации повсе-
дневной культуры в пространстве средневековых замков и крепостей»
происходит осмысление объектов фортификации и повседневной культуры че-
рез призму музеологии, приводится обоснование для совмещения этих феноме-
нов в рамках музейной среды.
§ 2.1 «Средневековые замки и крепости как объекты музеологическо-
го интереса».
Музеефикация средневековой фортификации, как правило, подразумевает
не только работу над сохранением стен и башен, но и расширение пространства
музея, масштабные работы над сохранением или улучшением состояния самих
объектов. Поэтому важно рассмотреть фортификацию Средневековья через
призму музейной работы и её возможностей по сохранению и актуализации па-
мятников истории и культуры.
Изначально замки и крепости создавались как центры управления окрест-
ными землями, использовавшись при этом для проживания представителей раз-
личных слоёв общества и постоянной защиты от внешних опасностей. Поэтому
фортификационные объекты имели три исконные функции: административную,
оборонительную и жилую. Однако объект, претендующий на статус памятника,
также должен обладать рядом соответствующих свойств. В международной му-
зейной практике существует дифференциация между движимыми и недвижи-
мыми объектами культурного наследия.
Движимые объекты, иначе называемые предметами музейного значения,
имеют свойства, совокупность которых образует понятие музеальность. Среди
них принято выделять информативность, экспрессивность, ассоциативность, ат-
трактивность и репрезентативность. Однако в современных законодательных
документах границы между недвижимыми памятниками и музейными предме-
тами размыты, а само понятие «недвижимого памятника» является условным,
поскольку современные технологии позволяют переместить практически любой
объект, включая архитектурные постройки. Поэтому любой музеефицирован-
ный объект средневековой фортификации можно назвать своего рода музейным
предметом, существующим неотделимо от материально-пространственной сре-
ды, в которой он выполнял утилитарные функции. Следовательно, мы можем
сопоставить его свойства как недвижимого памятника со свойствами музейного
предмета – тогда свойство эмоционального воздействия будет отражением экс-
прессивности и аттрактивности, свойство сенсорного воздействия – ассоциатив-
ности и репрезентативности, а гносеологическое свойство, соответственно, ин-
формативности.
В случае, если фортификационный объект не находится в аварийном со-
стоянии и представляет достаточно возможностей для реконструкции повсе-
дневной культуры Средневековья, целесообразно говорить об организации на
его территории музея под открытым небом. Такие музеи подразумевают нали-
чие недвижимых памятников истории и культуры, выступающих центральными
объектами экспозиции в рамках окружающей их среды – в нашем случае это бу-
дет средневековый замок. Однако важнее всего то, что специфика музея под от-
крытым небом позволяет организовать внутри него отдельные структурные
элементы, которые при обособленном восприятии будут иметь статус отдельно
взятого учреждения.
Многие объекты фортификации, несмотря на свою обособленность и в
некоторой степени изолированность от крупных городов, не могут быть полно-
стью изъяты из культуры, в которой они существуют — следовательно, нужно
рассматривать их в контексте материальной и духовной культуры быта и по-
требления того общества, в котором они существовал. Более того, замки и кре-
пости являются единственными архитектурными объектами, предоставляющи-
ми максимально широкие возможности для реконструкции такого масштабного
и влиятельного феномена, как культура повседневности, поскольку такая рекон-
струкция на уровне крупного средневекового города невозможна вследствие
чрезвычайно высоких затрат и масштабов работ, а музейная деревня может со-
средоточить внимание лишь на отдельных классах общества.
§ 2.2 «Представление исторической повседневной культуры в музей-
ном пространстве средневековых замков и крепостей».
Повседневная культура средневекового общества — это набор материаль-
ных и духовных ценностей, которые достигаются через определённые действия
и повседневные операции, формируя принципы и нормы общества. Примени-
тельно к замку или крепости фокус этой культуры сужается до их обитателей,
при этом чем меньше общество, тем больше каждый его представитель будет
участвовать в формировании образа его повседневной культуры. И связующим
звеном между средневековым обществом и его повседневной культурой будет
выступать именно средневековый замок.
Фортификационный объект, обладая определённым набором типологиче-
ских признаков, будет пользоваться более высокой популярностью, нежели му-
зейная экспозиция, посвящённая истории Средних веков, но представленная в
стенах объекта, не соответствующего тематике. Экспозиция в стенах средневе-
кового замка или крепости, реконструирующая повседневную культуру про-
шлого, сможет использовать весь свой потенциал при реализации различных
творческих и образовательных программ, интеграции интерактивных элементов
и непосредственном взаимодействии с посетителем.
Повседневная культура, которая воссоздаётся в экспозиции музея под от-
крытым небом, будет являться исторической репликой. Невозможно в точности
воспроизвести традицию, поскольку следование ей всегда индивидуально и не
может быть лишено некоторого творческого элемента. В этом заключается
сущность реконструкции нематериальных аспектов культуры прошлого, кото-
рая не может естественно существовать в обновлённых реалиях.
В музее-замке возможна реконструкция некоторых культурных практик
— традиционных ремёсел и различных обрядов, при этом такой музей также
может способствовать сохранению окружающей среды, не являясь при этом
экомузеем, которые создаются с целью сохранения местной этнокультурной
среды и решения актуальных проблем современности, в то время как средневе-
ковая культура является давно утраченной. Именно поэтому форма повседнев-
ности, воспроизводимая в потенциальном замке-музее и призванная показать
особенности повседневной культуры и быта средневекового общества, носит
название реконструкции, поскольку её воссоздание возможно лишь в историче-
ском ключе.
Можно выделить три формы повседневной культуры, в которых она
функционирует как часть культуры актуальной: материальную, творческую и
духовно-ценностную. Объекты материальной культуры – предметы одежды,
орудия труда, посуду и др. – можно реконструировать с относительной лёгко-
стью. Творческую форму, включающую в себя воспроизведение ремёсел, обря-
дов и иных комплексов действий, характерных для средневекового человека,
можно искусственно культивировать в музейной среде, связав её с миром ве-
щей. Однако духовно-ценностную форму, к которой относится система миро-
восприятия, взглядов и ценностей средневекового человека, которые не имеют
физического воплощения, реконструировать в пространстве музейной экспози-
ции крайне затруднительно.
При реконструкции повседневной культуры Средневековья любая, даже
самая незначительная деталь может иметь высокую ценность для формирования
общей картины и эффекта максимального погружения в эпоху. Тема повседнев-
ной культуры средневекового общества будет наиболее полно раскрыта при по-
мощи музейной реконструкции на базе фортификационных сооружений. Имен-
но музей под открытым небом будет являться тем способом сохранения куль-
турного наследия, который предоставляет максимальные возможности для ор-
ганичного сочетания материальной и творческой сторон и воссоздания целост-
ной картины жизни средневекового общества.
В главе 3 «Реконструкция повседневной культуры жителей Ладож-
ского посада в ГБУК ЛО “Староладожский историко-архитектурный и ар-
хеологический музей-заповедник”» собираются и обобщаются данные о мате-
риальной культуре жителей Ладоги XV – XVI вв., на основании которых вос-
создаётся картина местной бытовой культуры указанного периода. В результате
разрабатывается проект качественно новой музейной экспозиции на базе Старо-
ладожской крепости и земляного городища в историко-архитектурном и архео-
логическом музее-заповеднике «Старая Ладога», целью которой является вос-
создание повседневной культуры жителей позднесредневековой Ладоги.
§ 3.1 «Анализ бытовой культуры ладожан XV – XVI вв. на основе ма-
териалов археологических раскопок в Староладожской крепости».
История Ладоги и её обитателей периода рассматривается в контексте бы-
тования крепости, построенной в IX в. и со значительными изменениями и пе-
рестройками дошедшей до нашего времени в руинированном состоянии. Для
лучшего понимания вопроса проводится исторический и архитектурный анализ
крепости, рассматривается этнический, классовый, численный состав поселе-
ния. С опорой на исследовательские материалы историков и археологов, зани-
мавшихся изучением ладожской культуры на протяжении всего XX века, выде-
ляются основные виды деятельности ладожан XV – XVI вв., составляется обоб-
щённая картина повседневной культуры указанного времени.
Было установлено, что люди жили в срубном доме, состоявшем из не-
скольких частей – это была изба, соответствующая севернорусскому типу. Заго-
ны для скота могли размещаться в одной из свободных комнат, могли строиться
отдельно и входить в состав построек на территории двора. Совокупность го-
родских жилищ образовывала посад, окружавший центр поселения – Ладож-
скую крепость, расположенную на берегу Волхва. Каждое хозяйство имело соб-
ственный огород. Большая часть трудоспособного населения занималась про-
мысловой деятельностью и ремесленной работой. Кроме того, для пятой части
населения основным занятием являлась торговля. Известно, что ладожане в от-
меченный период носили кожаную обувь от высоких сапог до простейших
поршней, а также лапти, характерные для беднейших слоёв населения. Предста-
вители военных профессий пользовались пиками и копьями с металлическими
наконечниками, луками и стрелами, длинными металлическими ножами, меча-
ми, ручными пищалями. Сохранившиеся фрагменты упряжи позволяют воссоз-
дать элементы конского снаряжения. Большинство предметов быта в Ладоге из-
готовлялось из металла – железа, реже меди, олова и свинца, а также из дерева,
кости, стекла и различных пород камня.
Роль Ладожской крепости в жизни обитателей поселения и её влияние на
повседневную культуру определялись её основными функциями, среди которых
преобладали оборонительная и административная. Близость мощной каменной
крепости не могла не оказывать влияния на образ мышления местного населе-
ния, создавая ощущение защищённости в случае военных конфликтов и других
опасностей, что, в свою очередь, влияло и на отношение к труду, к частной и
коллективной собственности и воздействуя на образ жизни. В документах XIX
века встречаются мистические легенды, связанные с крепостью, что указывает
на романтизацию её образа в рамках общих культурно-философских тенденций
эпохи.
В настоящее время крепость находится на реконструкции – к некоторым
сохранившимся оригинальным элементам пристраиваются прясла и башни в ар-
хитектурном стиле XV – XVII вв. Необходимость этих мер имеет основание в
свете сохранения и актуализации культурного наследия региона, активной му-
зейной и культурно-просветительской работы. Кроме того, это один из немно-
гих памятников древнерусского фортификационного зодчества, дошедший до
нашего времени, пусть и во фрагментарном состоянии, и, следовательно, Старо-
ладожская крепость – показательный пример фортификационного объекта, ко-
торый обладает потенциалом для использования в музейной экспозиции и ре-
конструкции повседневной культуры допетровской эпохи.
§ 3.2 «Прикладные аспекты реконструкции повседневной культуры
жителей Ладоги в Староладожском историко-архитектурном и археологи-
ческом музее-заповеднике».
Обзор памятников, входящих в состав музея-заповедника, который зани-
мает территорию около 2300 м², показал, что единственным объектом, подхо-
дящим для экспонирования аспектов исторической повседневной культуры, яв-
ляется Ладожская крепость. Фонд музея содержит разнообразные коллекции,
часть из которых может быть использована для создания реплик объектов мате-
риальной культуры – речь идёт о коллекциях археологических находок, нумиз-
матических предметов и объектов средневековых фресок.
Проведённый SWOT-анализ позволил выделить сильные и слабые сторо-
ны музея, его возможности и внешние угрозы его деятельности. Было установ-
лено, что Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-
заповедник, несмотря на территориальную удалённость от крупных городов,
наличие руинированных и утраченных архитектурных объектов, располагает
обширными возможностями для организации мероприятий, обустройства вре-
менных выставок и постоянных экспозиций. Целью предлагаемого проекта яв-
ляется организация качественно новой экспозиции, в которой будет задейство-
вана крепость Старой Ладоги и окружающая её территория. Такая экспозиция
будет способствовать приобщению посетителей к истории допетровской Руси
посредством погружения в соответствующий историко-культурный пласт, вос-
производимый при помощи моделирования и музейной реконструкции аутен-
тичного общества.
В проекте, разрабатываемом в ходе диссертационного исследования, рас-
сматриваются различные способы реконструкции оригинального облика крепо-
сти, включая использование VR-технологий, способы достижения эффекта по-
гружения в эпоху посредством воспроизведения в музейной экспозиции различ-
ных ремёсел, использования ансамблевого метода в качестве ведущего, актив-
ного вовлечения сотрудников музея и самих посетителей и т.д. Предлагаются
примеры сезонных мероприятий, реконструирующих праздники и традиции до-
петровской России. Проект реконструкции охватывает такие аспекты быта, как
ремесленное производство, объекты материальной культуры от жилых домов и
сохранившихся на территории крепости храмов до предметов одежды и различ-
ных изделий, местная аутентичная кухня, обряды и традиции.
Предполагается, что экспозиция должна охватывать не только саму кре-
пость, поскольку она не выполняла жилую функцию в полном объёме. Центром
воссоздаваемой части средневекового поселения предлагается сделать ту часть
Земляного городища, которая не задействована в раскопках и не представляет
интерес для археологов – кроме того, все постройки предлагается создавать та-
ким образом, чтобы их было легко демонтировать в случае необходимости.
Особенностью же самой экспозиции будет являться ориентация не на средневе-
ковую культуру в целом, как это встречается в ряде примеров западноевропей-
ских и отечественных музеев, а на местную культуру со всеми её особенностя-
ми, что влечёт за собой углублённые историко-культурные исследования и ак-
тивное использование местных археологических находок для создания реплик.
Это окажет содействие укреплению исторического сознания в современном об-
ществе, пониманию многогранности и уникальности локальной истории, а так-
же развитию взгляда на историческую реконструкцию не только как на меро-
приятие развлекательного характера для культурного времяпрепровождения, но
и на сложный, многоступенчатый проект.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования,
формулируются выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

Диссертация посвящена музеефикации элементов традиционной повсе- дневной культуры средневекового общества на базе фортификационных объ- ектов эпохи Средневековья в Западной и Восточной Европе, в том числе на территории России. В работе анализируются феномен повседневной культу- ры и памятники фортификации как объекты культурно-исторической значи- мости с музейным потенциалом, рассматриваются особенности элементов быта средневекового общества, а также ставится вопрос о возможности их реконструкции в рамках музеефикации объектов фортификации. Для дости- жения цели и решения задач исследования использованы примеры музеефи- цированных замков и крепостей на территории Европы и России, обоснована рациональность использования фортификационных объектов для музейной интерпретации бытовой культуры средневекового общества.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом народов мира к национальной истории, попытками отождествления с исто- рическими и культурными корнями в условиях глобализации, когда границы между представителями разных культур и национальностей становятся всё более размытыми. Стремление сохранить черты культурной идентичности находит отражение в государственных и общественных инициативах – мно- гие из них закреплены на законодательном уровне. Так, в Российской Феде- рации существуют законы «О национально-культурной автономии» (1996 г.), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федера- ции» (1999 г.), «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» и другие немаловажные правовые акты, обеспечивающие за- щиту культурной идентичности населяющих страну народов. В Австрии с 1976 года действует закон о правовом статусе этнических групп (Bundesgesetz über die Rechtsstellung der Volksgruppen in Österreich), а на уровне Европы в 1995 году была принята Рамочная конвенция о защите на- циональных меньшинств, подписанная и ратифицированная большей частью стран Западной и Восточной Европы. В конвенции закреплены такие поло- жения, как запрет на дискриминацию и политику ассимиляции, утверждение свободы вероисповедания, выражения, использования языка, обозначены ус- ловия для сохранения культуры и самобытности [98]. При учреждении Евро- пейского Союза одним из базовых принципов, заложенных в соответствую- щем договоре, стало уважение богатства культурного и языкового разнообра- зия и забота о сохранении и развитии европейского культурного наследия [142]. Принятая в Париже Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения также утверждает, что «культурное раз- нообразие является неотъемлемой отличительной чертой человечества, <...> расцветающее в условиях демократии, терпимости, социальной справедливо- сти и взаимного уважения между народами и культурами, необходимо для обеспечения мира и безопасности на местном, национальном и международ- ном уровнях» [59, с. 2]. В контексте повышенного внимания общества к на- циональной культуре и образу жизни предков встаёт вопрос об изучении культуры быта и повседневности, причём в русле самых разных дисциплин – истории, философии, культурологии, этнологии и т.д. В связи с возрастаю- щим интересом к истории повседневной культуры возникает необходимость практического использования накопленного опыта, в особенности в музей- ной сфере, где он может принести реальную пользу обществу, учитывая функции музея как социокультурного института. Таким образом, актуальным является вопрос о реконструкции повседневной культуры в рамках музейной экспозиции. Более того, необходимо принять во внимание интерес современ- ного общества к культурным аспектам старины, отчасти основанный на под- креплённых романтической концепцией тенденциях идеализации прошлого. Таким образом, уместно выделить эпоху Средневековья как один из перио- дов в истории человечества, на котором сосредоточено наибольшее внимание не только историков, культурологов и прочих профессиональных исследова- телей, но и простых обывателей, что даёт возможность говорить об актуаль- ности исследования с последующей музейной интерпретацией именно по- вседневной культуры средневекового общества.
Повышенный интерес к истории находит отражение и в отношении к объектам материальной и нематериальной культуры, которые являются про- дуктами деятельности социума на определённом этапе его существования и развития. Выступая фактическими свидетелями прошедших эпох, они несут функциональную нагрузку, которая заключается в сохранении и трансляции социального опыта, осуществлении коммуникации между реципиентом и ис- торической реальностью, способствовании интеллектуального развития и патриотического воспитания личности. В связи с этим памятники как объек- ты материальной культуры получают особую ценность в глазах современно- го общества, что способствует их углублённому и подробному исследова- нию, включающему дифференцированный подход и создание различных классификаций, позволяющих более пристально изучить каждую выделен- ную категорию.
Одними из наиболее распространённых недвижимых памятников сред- невековой архитектуры, дошедших до нашего времени, являются фортифи- кационные сооружения, которые повсеместно возводились на территории Западной и Восточной Европы и России в VIII – XVI веках. Их специфика заключается в том, что они являют собой закрытую территорию, специально обустроенную для реализации оборонительной, жилищной и административ- ной функций. Соответственно, любая часть такой постройки как замок или крепость не может быть абстрагирована от общего ансамбля и должна рас- сматриваться в качестве единого архитектурного комплекса. Функционал фортификационных сооружений обеспечивал существование общества, каж- дый член которого занимался выполнением определенных обязанностей, создавая систему, напоминающую отлаженный механизм. Кроме того, замки и крепости представляют большой археологический, культурологический и исторический интерес. В последние годы возрастает внимание к фортифика- ционным сооружениям. Так, учёное сообщество регулярно проводит посвя- щённые им конференции и иные научные мероприятия – среди отечествен- ных, к примеру, можно выделить конференции «Реставрация, консервация и музеефикация исторических крепостей», прошедшую в Петропавловской крепости в 2013 году, а также «Памятники фортификации: история, рестав- рация, использование», состоявшуюся в Архангельске в 2018 году. В евро- пейских странах существуют разнообразные способы сохранения военно- архитектурного наследия, включающие в себя не только музеефикацию.
Одну из ведущих ролей в сохранении культурного и природного насле- дия играет музей, однако в стремительно меняющемся мире ему приходится подстраиваться под современные реалии, актуализировать методику своей работы. Как показывает практика, при музеефикации крупных комплексных объектов – таких как памятники фортификационной архитектуры – зачастую возникает ряд проблем, которые необходимо решать масштабными финансо- выми вложениями и привлечением квалифицированных кадров. Они вклю- чают в себя реставрационные и консервационные работы, реконструкцию утраченных элементов, разработку концепции экспозиции, представляющей крепость как музей под открытым небом, и многое другое. Таким образом, в диссертации исследуются истоки общественного интереса как к бытовой культуре человечества, так и к фортификационным объектам Средневековья, а также проводится обоснование возможности использования средневековых замков и крепостей как площадок для музейной интерпретации исторической культуры повседневности.
Степень научной разработанности темы. Для изучения феномена культуры повседневности были использованы труды Л.В. Кошман [61], В.Д. Лелеко [67], М.В. Лукова [69], Б.В. Маркова [71], А. Шюца [123], Э. Гуссерля [32]. Историко-ретроспективный взгляд на повседневную куль- туру средневекового общества представлен в трудах П.М. Бицилли [7], Ф.Броделя[12], Ж.леГоффа[65], А.Я.Гуревича[29], В.П.Даркевича[33], О.А. Добиаш-Рождественской [35], М. Оссовской [89], Л.А. Петрушенко [94], Н.В. Сперанского [113], Э. Фараля [117]. Для философского осмысления ди- намики повседневности были использованы работы М.М. Бахтина [6], И.Г. Гердера [25], М.Ю. Лотмана [68], З. Фрейда [118], О. Шпенглера [122].
При анализе особенностей восприятия и мировоззрения человека эпохи романтизма использовались труды В.Г. Ваккенродера [18], В.В. Зеньковского [41], Л. Мегрона [76], Дж. Реале и Д. Антисери [102]. Изу- чение вопросов бытования средневековых европейских замков и переоценки их ценности в XVIII – XIX вв. строится на работах У. Ратке [175], Р.Р. Тейлора [187], Х.-Ю. Тюммерса [189], Б. Эбхардта [153]. Через призму интереса к объектам средневековой фортификации были рассмотрены рабо- ты ряда художников: К. Блехена, А. Дюрера, К.Ф. Фора, К.Д. Фридриха, а культурологический анализ работ был осуществлён благодаря трудам М.Т. Кузьминой [63], Норберта Вольфа [193], Георга Коха [164], а также ста- тье о К.Ф. Форе в немецком культурологическом журнале “Fresko” за 2014 год [149].
При анализе общественной инициативы по сохранению средневековых замков и крепостей были рассмотрены официальные интернет-порталы таких организаций Германии, Франции и Швейцарии, как Deutsche Burgenvereinigung [150], Europäische Burgeninstitut [157], Förderkreis Kultur und Schlösser [158], Marburger Arbeitskreis für europäische Burgenforschung [169], Adopte un château [126], L’association Châteaux de la Loire [140], Vieilles maisons françaises [192], Die Schweizer Schlösser [145], Südtiroler Burgeninstitut [186], а также международной ассоциации The associ- ation of castles and museums around the Baltic sea [188]. Кроме того, был изу- чен материал электронных баз данных, специализирующихся на объектах фортификации, среди которых – порталы alleburgen.de [127], budgendaten.de [176], burgen-und-schloesser.net [133], burgenwelt.org [135].
Для освещения музеологического аспекта были привлечены работы А. Девалье и Ф. Мересса [34], М.Е. Каулен [50], А.М. Кулемзина [64], А.Н. Медведя [72], П. Мейрана [73], А.А. Сундиевой [83], Э.А. Шулеповой [88], Т.Ю. Юреневой [125], а также статьи из Российской музейной энциклопедии (2001) [104] и словаря актуальных музейных терми- нов (2009) [111]. Проблемы реставрации объектов средневековой фортифи- кации рассмотрены на базе работ В.Д. Блаватского [8], Е.В. Ефремовой [37], А.Н. Кирпичникова [54], Л.А. Лелекова [43], Е.В. Михайловского [80]. Ана- лиз экспозиционных приёмов для освещения темы реконструкции повсе- дневной культуры на базе средневековых замков и крепостей был осуществ- лён при использовании трудов Н.Б. Акоевой [1], И.В. Андреевой [3], П.ванМенша[78], Т.П.Полякова[97], Е.Свецимского[110]. Особенности работы музеев под открытым небом, а также экомузеев были освещены при использовании работ А. Жиллета [39], К. Зойнера [44], М.В. Кимеева [53] и П.В. Глушковой [27], Хилари Т. Портер [173], Ж.А. Ривьера и Ю. де Варина [19]. Движению военно-исторической реконструкции посвящена диссертация И.В. Глухарева («Движение военно-исторической реконструкции как социо- культурный феномен», 1999) [26]. Особенности ярмарок в средневековом стиле, устраиваемых в наше время в Германии, освещены в работе Э. Хоффманна [161], исторический аспект влияния ярмарок на развитие го- родов – в труде Л.А. Мельниковой («Развитие ярмарочных городов в Запад- ной Европе в Средние века», 2011) [74].
Для изучения многообразия объектов средневековой фортификации и истории замкового строительства были привлечены труды С.В. Жаркова [38], К.А. Иванова [45], Е.В. Килимника [51], А.Н. Кирпичникова [56], В.А. Пономарёва [98], а также путеводитель по древнерусским крепостям «Крепости Северо-Запада России: от крепости к крепости» (2012 г.) [61].
В работе над проектом по реконструкции повседневной культуры позднесредневековой Ладоги была использована литература XIX – XX вв., посвящённая историческим, археологическим и культурологическим иссле- дованиям на территории поселения. Так, история Старой Ладоги и Ладож- ской крепости была представлена с опорой на труды Н.Е. Бранденбурга [11], А.Н. Кирпичникова [57]. При анализе и описании материальной культуры

Ладоги использовались З.А. Львовой [70], Е.А. Рябинина [107],
статьи И.В. Власовой [23], М.А. Миролюбова [79], В.Д. Сарабьянова [108],
жителей Старой
А.В. Курбатова [58],
Е.И. Оятевой [93],
П.Е. Сорокина [55], Я.В. Станкевича [114], И.И. Тарасова [116]. Объектом исследования являются фортификационные сооружения Европы и России, построенные в период Средних веков.
Предмет исследования: практика сохранения и популяризации объек- тов фортификации путём реконструкции форм повседневной культуры сред- невекового общества в музейном пространстве.
Цель исследования: раскрытие потенциала музеефицированных зам- ков и крепостей как экспозиционного базиса реконструкции повседневной культуры средневекового общества.
Задачи исследования:
1. Определить ведущие направления изучения повседневной культуры Средневековья для понимания бытовых аспектов функционирования средне- векового общества.
2. Проанализировать последствия романтического увлечения объекта- ми средневековой фортификации в XVIII – XIX вв., установив их влияние на дальнейшее развитие охраны памятников.
3. Выявить значение инициатив современного общества для охраны культурного наследия, проанализировав деятельность негосударственных ор- ганизаций в области сохранения памятников средневековой фортификации.
4. Обосновать приоритетность музея под открытым небом для органи- зации реконструкции повседневной культуры средневекового общества на базе замков и крепостей.
5. Рассмотреть реконструкцию повседневной культуры средневекового общества как основополагающий феномен для организации экспозиции на базе фортификационного объекта. 6. Установить связь между феодальными замками эпохи Средневековья и древнерусскими крепостями для обоснования реализации проекта реконст- рукции в стенах Староладожской крепости.
7. Воссоздать картину повседневного быта жителей Ладоги XV – XVI вв. на основе сохранившихся объектов материальной культуры.
8. Разработать предложения по реконструкции аспектов повседневной культуры жителей позднесредневековой Ладоги на базе ГБУ «Староладож- ский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник».
Географические рамки исследования в силу большого количества объектов ограничены рядом государств, среди которых – Германия, Франция, Великобритания, Австрия и Россия. Основанием для выборки стали некото- рые архитектурные сходства замков в обозначенных государствах Европы, описанные Е.В. Килимником и Е.А. Дмитриевой в монографии «История ев- ропейской фортификации» [51], изучение электронных баз данных, содер- жащих информацию о средневековых замках Европы, а также попытки свя- зать европейский и отечественный опыт в деле сохранения и актуализации памятников оборонного зодчества.
Хронологические рамки исследования охватывают период Высокого и Позднего Средневековья и ограничены вт. пол. XI — пер. пол. XVI веков. Такая периодизация обусловлена сосредоточением исследования на истори- ко-бытовом аспекте выбранной эпохи, предметом которого является повсе- дневная культура. В эпоху Высокого Средневековья произошло завершение процесса формирования феодализма, что привело к развитию феодальной экономики, росту товарно-денежных отношений, преобладанию города над деревней. Следствием этого, в свою очередь, стал резкий рост городского на- селения, переменами в политической и социальной сферах, развитию техно- логий.
Методологические основы исследования. Выбор методологии и ме- тодов исследования обусловлен целью и задачами диссертации. Работа осно- вывается на комплексном подходе, который позволяет провести подробный анализ такого явления, как средневековая культура повседневности, а также выявить его взаимосвязь с объектами фортификации. В рамках системного подхода повседневная культура жителей определённого региона рассматри- вается как комплекс взаимосвязанных элементов.
Анализ повседневной культуры Средневековья строится на методоло- гии школы Анналов, т.н. новой исторической науки, направленной на изуче- ние мыследеятельности людей конкретной исторической эпохи, ментально- сти как глубинного уровня общественного сознания. В частности, использу- ется основанный на несобытийном видении истории материалистический подход Ф. Броделя, центром которого выступают структуры повседневности и определение их роли в формировании исторических процессов. В основе методологии школы Анналов лежит концентрация внимания на совокупно- сти социальных явлений – от экономики до религиозных верований – кото- рые формируют исторически изменяющееся человеческое сознание. Это даёт возможность провести всестороннее изучение состояния общества на опре- делённом этапе его существования, раскрыть систему взаимодействия в нём различных социальных компонентов, иными словами – провести анализ всех ракурсов деятельности и поведения человека как части общества.
Другой значимой методологической особенностью новой исторической науки является качественно новое по сравнению с классической историогра- фией отношение к историческому источнику, который является инструмен- том выявления бессознательных мотивов поступков и поведения средневеко- вого человека. Это привело к привлечению данных смежных наук, среди ко- торых выделяется археология и результаты её исследований, которые высту- пают важными источниками для понимания повседневной жизни и матери- ального аспекта культуры интересуемого нас общества.
В отечественной науке идеи школы Анналов перекликаются с методо- логией российской медиевистики, в частности – исследования проводятся на уровне макро— и микроистории, используется активно развивавшийся А.Я. Гуревичем антропологический подход, который заостряет внимание на роли человека в истории. Кроме того, школа Анналов почти всецело ориен- тирована на средневековое европейское общество, что, в свою очередь, обу- славливает преемственность между ней и представителями российской ме- диевистики – А.Я. Гуревича, Д.Э. Харитоновича, Ю.Л. Бессмертного и дру- гих – в чью сферу научных интересов также входила история европейской средневековой культуры.
Некоторые аспекты повседневной культуры Средневековья были рас- смотрены в рамках семиотического подхода, рассматривающего культуру как систему знаков, которыми выступают те или иные явления. Он позволил показать в контексте повседневности один из аспектов духовной культуры, так называемую «праздничную» культуру, которая рядом исследователей (В.П. Даркевич, О.А. Добиаш-Рождественская) трактуется как обособленная. Основанием для такого включения стал семиотический разбор М.М. Бахти- ным романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в результате которого многие элементы карнавальной культуры были показаны как часть повсе- дневной жизни людей эпохи Средневековья. Именно семиотический подход позволил провести анализ средневекового немецкого замка как культурного феномена XVIII – XIX вв. и, в частности, как символа возрождения былого величия страны.
Особенности восприятия средневекового замка в условиях изменив- шейся духовно-ценностной ориентации рассмотрено при помощи психологи- ческого метода культурологии, а синхронический метод был использован для сопоставления роли объектов фортификации в повседневной жизни общества разных эпох. Метод моделирования позволил создать модель повседневной культуры Староладожского общества для её реконструкции в рамках экспо- зиции ГБУ «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник». В основе этой модели лежали историко-археологические исследования сохранившихся объектов материальной культуры и сведения о духовно-ценностном аспекте быта ладожан XV – XVI вв. Также в работе используется ряд общенаучных и специальных мето- дов:
— историко-системный метод для выявления факторов, определявших повседневную культуру средневекового общества и формировавших матери- альные и нематериальные основы быта средневекового человека;
— историко-генетический метод для изучения динамики общественно- го восприятия объектов средневековой фортификации как части историче- ского и культурного наследия;
— элементы культурологического анализа для изучения роли средне- вековых замков в произведениях романтического искусства XIX в.;
— типологический метод для классификации европейских негосудар- ственных общественных организаций, занимающихся актуализацией и со- хранением объектов средневековой фортификации;
— системный анализ свойств и функций объектов средневековых фор- тификаций как памятников истории и культуры и исторических объектов во- енно-оборонительного значения для установления их потенциала как музей- ных объектов;
— компаративный метод для выявления различий между особенностя- ми организации пространства повседневности в экомузеях и музеях под от- крытым небом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Осмысление повседневной культуры в музеологическом ключе по- зволяет выстроить системообразующие связи между материальными и нема- териальными, движимыми и недвижимыми объектами культурного наследия, расширить представление о коммуникативных и образовательно- воспитательных возможностях музейной экспозиции, а также воссоздать оп- ределённый пласт исторической реальности посредством его отражения в музейной среде.
2. Эпоха романтизма повлияла на развитие научного подхода к сохра- нению памятников средневековой фортификации, поскольку всплеск обще- ственного интереса к замкам и крепостям стимулировал появление научных трудов по средневековой архитектуре, образование профессиональных объе- динений, разработку концепций реставрации, а также на становление и по- следующее развитие системы охраны памятников. В то же время романтизи- рованный образ замка сложился в различных видах искусства.
3. Одним из наиболее эффективных факторов сохранения средневеко- вых замков в странах Европы являются общественные инициативы, которые выражаются в создании негосударственных организаций, осуществляющих свою деятельность на национальном и международном уровне и специализи- рующихся на сохранении фортификационных объектов.
4. Для музейной реконструкции повседневной культуры средневеково- го общества необходим объект, предоставляющий возможность максимально полно отразить особенности быта различных слоёв социума. Таким объектом является феодальный замок, который имеет тесную связь со средневековым обществом, и при этом обладает ярко выраженными свойствами информа- тивности, сенсорного и эмоционального воздействия как памятник культур- ного наследия.
5. В музейной реконструкции можно выделить такие формы повсе- дневной культуры, как материальная, творческая и духовно-ценностная. Ма- териальная форма выступает основой формирования музейной экспозиции, реализация творческой формы помогает создать историческую атмосферу, ответственную за формирование особой модели культурного пространства на микроуровне, в то время как реконструкция духовно-ценностной формы практически не представляется возможной.
6. Феодальный замок, будучи персонифицированным объектом, имел иное социальное назначение, нежели крепость, что служило главным крите- рием их различия. В то же время их бытовая культура формировалась под влиянием ряда общих условий – в частности, как замок, так и крепость суще- ствовали неотделимо от окружающих их территорий, населённых людьми, с которыми поддерживали постоянные торговые, культурные, социальные свя- зи, что фактически делало их центрами народной культуры округа, что по- зволяет говорить об общности принципов их музеефикации вкупе с реконст- рукцией повседневной культуры.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Проанализировано место средневекового замка в культуре эпохи ро- мантизма, что позволило проследить его становление как объекта историче- ского и культурного наследия и обосновать значение роли общественных инициатив последующих столетий в сохранении замков и крепостей Средних веков.
2. Впервые в отечественной исследовательской практике классифици- рована деятельность европейских негосударственных организаций, специа- лизирующихся на изучении, охране и актуализации памятников средневеко- вой фортификации.
3. Замки и крепости Средних веков рассмотрены как объекты историко- культурного значения, что дало возможность сосредоточить внимание на их свойствах в контексте музеологии и обосновать потенциал их использования для музейной интерпретации повседневной культуры средневекового обще- ства.
4. Проведена параллель между европейским феодальным замком и древнерусской крепостью как укреплёнными административными центрами окружающей их территории, что позволило обобщить принципы музейной реконструкции повседневной культуры на базе этих объектов.
5. На основе сведений, полученных в ходе археологических исследова- ний Староладожской крепости, проводившихся специалистами на протяже- нии XX – XXI вв., воссоздана картина быта ладожского общества XV – XVI вв., необходимая для музейной реконструкции повседневной культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
— средневековый европейский замок проанализирован с точки зрения культурологии как феномен эпохи романтизма в отрыве от его утилитарных свойств; — составлена классификация негосударственных организаций, функ- ционирующих на территории Европы, чья деятельность направлена на изу- чение, охрану и актуализацию памятников средневековой фортификации;
— проведён культурологический анализ параллелей между европей- ским феодальным замком и древнерусской крепостью для обобщения прин- ципов проведения музейной реконструкции аспектов повседневной культуры на базе этих объектов;
— воссоздана картина быта обитателей Ладожского посада XV – XVI вв. на основе обобщения данных, собранных специалистами во время архео- логических работ с начала XX в.
Значение полученных результатов исследования для практики за- ключается в том, что:
— опыт европейских негосударственных организаций может быть по- лезен для расширения и развития деятельности отечественных организаций в сфере сохранения и популяризации памятников древнерусского зодчества;
— разработанный проект реконструкции повседневной культуры жите- лей Ладожского посада на базе ГБУК ЛО «Староладожского историко- архитектурного и археологического музея-заповедника» можно использовать для внедрения в музей и последующего совершенствования экспозиции;
— предложенные общие рекомендации по реконструкции аспектов бы- товой культуры могут найти применение в музейной среде и для актуализа- ции экспозиций музеефицированных объектов фортификации;
— результаты диссертационного исследования могут быть полезны на всех уровнях образования при подготовке монографий, посвящённых вопро- сам сохранения памятников фортификационного зодчества, а также в образо- вательном процессе в качестве учебного пособия по дисциплинам, связанным с экспозиционной работой и актуализацией материального и нематериально- го культурного наследия.
Соответствие диссертационного исследования паспорту научной специальности. Отражённые в диссертации научные положения соответст- вуют пунктам паспорта специальностей научных работников 24.00.03 – “Му- зееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов”: п. 5. История, теория и практика охраны культурного наследия. п. 7. Теория и практика музейного дела. п. 10. Музеефикация объектов культурного назна- чения. п. 17. Принципы консервации и реставрации памятников культуры. п. 20. Музейное экспонирование. п. 22. Роль музеев в сохранении националь- ных и мировых культурных ценностей.
Апробация работы. По материалам диссертации были представлены доклады на всероссийских научно-практических конференциях, в том числе: «Культура и искусство: междисциплинарный подход» (Санкт-Петербург, 2015), «Культурные индустрии: традиции и современность» (Санкт- Петербург, 2016), «Культурная среда и культурные практики» (Санкт- Петербург, 2017, 2021), Конференция победителей Пятого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры (2018), «Культур- ное пространство России: генезис и трансформации» (Санкт-Петербург, 2019), «Музей и наследие трансграничных регионов в XXI веке» (Улан-Удэ, 2021).
В 2018 году за научный проект «Музеефикация объектов средневеко- вой фортификации: исторический опыт и современные тенденции» автор был награждён дипломом лауреата I премии в номинации «Музееведение, кон- сервация и реставрация историко-культурных объектов» на Пятом Всерос- сийском конкурсе молодых учёных в области искусств и культуры, учреж- дённом Министерством культуры Российской Федерации.
Список публикаций по теме диссертационного исследования. Ма- териалы диссертации отражены в восьми научных статьях, три из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации ос- новных результатов исследований.
Структура диссертационного исследования определяется целью и поставленными задачами. Текст включает введение, три главы, разделённые на параграфы, заключение, список использованной литературы, включающий в себя 68 источников на иностранных (английский и немецкий) языках, а также приложения. В объёмном измерении исследование составляет 220 страниц текста (без учёта приложений). В разделе «Приложения» представ- лены классификация зарубежных негосударственных организаций, зани- мающихся вопросами сохранения памятников средневековой фортификации, с краткой характеристикой по заданным критериям; SWOT-анализ ГМЗ «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей- заповедник»; изобразительные материалы – репродукции работ различных художников и граверов, так или иначе изображавших средневековые замки, и современные фотоизображения объектов средневековой фортификации Ев- ропы и России. Часть фотографий была сделана автором и публикуется впер- вые. Диссертационное исследование включает в себя 23 единицы приложе- ний.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    М.Г. Теребилов // Вестник Санкт-Петербургского госу- дарственного института культуры. – 2– No1 (38). – С. 119-(0,62 п.л.)Теребилов М.Г. Реконструкция повседневной культуры средневеково- го общества в музейной экспозиции / М.Г. Теребилов // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. – 2– No2 (47). – С. 96-(0,62 п.л.)
    Музейные формы сохранения и представления средневекового кузнечного ремесла в Германии
    М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры». – 2– No1 (5). – С. 71-(0,62 п.л.)Теребилов М.Г. Средневековый замок как объект туристского интере- са / М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государст- венного института культуры. – 2– No2 (6). – С. 28-(0,75 п.л.)
    История фортификационных сооружений в России и Западное Европе: вопросы историографии
    М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2– No1 (7). – С. 24-(0,5 п.л.)Теребилов М.Г. Проблема хронологии фортификационной архитекту- ры средневековья / М.Г. Теребилов // Молодёжный вестник Санкт-28Петербургского государственного института культуры. – 2– No2 (8). – С. 55- (0,5 п.л.)
    Где испить приворотного зелья?
    М.Г. Теребилов // Мир музея. – 2– No7 (383). – С. 13-(0,37 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы