Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления
Введение
Глава 1. Теоретический анализ гибких навыков
1.1. Содержание понятия гибких навыков
1.2. Структурные компоненты гибких навыков
Выводы по первой главе
Глава2.Основные направления в исследовании формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления
2.1. Основные научные подходы к изучению коммуникации
2.2. Особенности гибких навыков коммуникации студентов психолого- педагогического направления
2.3.Структурная организация гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления
Выводы по второй главе
Глава 3. Методическое обеспечение эмпирического исследования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления
3.1. Обоснование дизайна и выборки эмпирического исследования
3.2. Описание методик исследования
3.3. Программа формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления
Выводы по третьей главе
Глава 4. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого- педагогическогонаправления наразныхкурсахобучения………………………………….117
4.1. Эмпирическая верификация компонентов гибких навыков
коммуникации у студентов психолого-педагогического направления
4.2.Оценка эффективности внедрения программы формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления
Выводы по четвертой главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Протокол экспертной оценки
Приложение 2. Результаты первичных оценок
Приложение 3. Результаты исследования структуры гибких навыков коммуникации студентов
Во введении приводится обоснование актуальности темы исследования, сфор-
мулированы цель, задачи, объект, предмет, общая и частные гипотезы, представлены методы исследования. Формулируются и излагаются основные положения, выноси- мые на защиту, обозначается научная новизна, описаны теоретическая и практическая значимость, приводятся материалы об апробации результатов исследования.
Первая глава «Теоретический анализ гибких навыков» содержит два пара- графа.
В первом параграфе «Основные научные подходы к пониманию гибких навы- ков» обозначены основные научные концепции, которые относят гибкие навыки к группе непознавательных навыков (soft skills) как дополняющие hard skills – специ- альные профессиональные умения или профессионально важные качества (Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Е.В. Кряжева, Ю.П. Поваренков, Л.Н. Степанова, В.Д. Шадриков, Х.А. Шайхутдинова и др.). Важным вопросом для данного исследования является оп- ределение того, какие конкретно навыки следует формировать в процессе профессио- нальной подготовки студентов, чтобы они в будущем смогли стать конкурентоспо- собными на рынке труда и выстраивать эффективные жизненные стратегии. В связи с чем представлены научные воззрения H. Chassidim, D. Almog, M. Shlomo, A. Fixsen, S. Cranfield, D. Ridge, E. Chell, R. Athayde, и др., которые описывают гибкие навыки как личностные характеристики, необходимые современным профессионалам разных специальностей, и условия развития данных навыков в высшей школе.
В результате теоретического анализа проблемы гибких навыков коммуникации, их структурной организации, а также их формирования в процессе обучения в выс- шей школе среди разнообразных точек зрения в качестве рабочего определения нами было выбрано следующее их уточнение. Гибкие навыки коммуникации – это комплекс умений и навыков, которые вырабатываются и структурируются в специально орга- низованном процессе обучения, выступая предикторами успешного взаимодействия в реальном и виртуально-цифровом пространствах, закрепляются или автоматизируют- ся, вовлекаясь в профессиональную деятельность, в соответствии с её требованиями.
Во втором параграфе «Структурные компоненты гибких навыков» рассматри- ваются компоненты гибких навыков. На основе теоретического анализа зарубежных (H. Chassidim, D. Almog, M. Shlomo, E. Chell, R. Athayde, F. Fernandez, L. Huacong) и отечественных (З.К. Абдукеримова, С.Н. Бацунов, В.О. Виноградова, Ю.М. Давлетшина А.И. Ивонина, Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова, А.Э. Цымбалюк, О.Л. Чуланова) исследований выделены структурные компоненты гибких навыков: непосредственно коммуникативные способности, навыки управления своим эмоцио- нальным состоянием и поведением, навыки рефлексии, навыки решения проблем и конфликтов, а также умение ставить адекватные цели и реализовывать их. Так как со- держание процесса профессионализации подготовки будущих специалистов опреде- ляется необходимостью формирования целостной системы компетенций, а ключевые компетенции становятся новой парадигмой результата профессионального образова- ния, были рассмотрены исследования О.В. Желткевича, Д.В. Жуиной, И.А. Зимней, М.М. Кашапова, И.И. Черкасовой, Т.А. Ярковой. В результате сбора теоретического материала определено, что soft skills, или гибкие навыки, понимаются через обшир- ный набор их компонентов, которые влияют на эффективность деятельности челове- ка, но не зависят от специфики его профессиональной деятельности, являются общи- ми для различных видов профессиональной деятельности.
Вторая глава «Основные направления в исследовании формирования гиб- ких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направле- ния» содержит три параграфа.
В первом параграфе «Основные научные подходы к изучению коммуникации» представлены различные концептуальные подходы, которые можно назвать частными коммуникационными теориями, в их рамках осуществляются попытки осмысления отдельных аспектов коммуникации. Сформулированные выводы первой главы опре- делили необходимость дальнейшего изучения вопроса коммуникации как явления психологического научного знания и конкретизации определения гибких навыков коммуникации как ключевой компетенции педагога-психолога. В этой связи рассмот- рены основные отечественные научные подходы к коммуникации и общению как деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) и как к форме взаимодейст- вия субъектов (В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев). По мнению Б.Ф. Ломова, коммуникация является отдельным видом активности и представляет
многоаспектный процесс взаимодействия, включающий в себя содействие или проти- водействие, что доказывает правомерность применения системного подхода к пони- манию коммуникации.
Во втором параграфе «Особенности гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления» раскрыта специфика данных навыков как значимого условия формирования личности профессионала. Студенчество охаракте- ризовано как возрастная и социально-психологическая категория (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Г.А. Михеева, О.В. Рассказова и др.). Гибкие навыки коммуникации студентов представляют собой значимое условие формирования лич- ности и характеризуются некоторыми психологическими параметрами на каждом из возрастных периодов, что обозначено в ряде представленных исследований. Часть ис- следований характеризуют гибкие навыки коммуникации студентов как особый спо- соб передачи информации, способствующий самореализации, самопознанию и разви- тию профессиональной идентичности. (Ю.М. Давлетшина, А.И. Ивонина, Е.В. Карпова, О.Л. Чуланова, J. Andrews M.Sh. Hamzah, H. Higson, A. Jaffar, M. Nabishahи и др.). В ходе изучения этих научных представлений было определено, что коммуникация занимает важное место в психолого-педагогической деятельности, а коммуникативные навыки педагога-психолога выступают как значимая составляю- щая повышения уровня эффективности его деятельности.
В третьем параграфе «Структурная организация гибких навыков коммуника- ции студентов психолого-педагогического направления», представлено уточнение структуры гибких навыков. Изучение деятельности педагога-психолога проводилось методом профессиографирования с целью выявления основных психологических компонентов деятельности и для определения критериального ряда признаков для каждого из компонентов структуры гибких навыков коммуникации. Представленная структура гибких навыков коммуникации построена на основе системного подхода, согласно которому психические явления имеют целостную природу и обладают един- ством взаимосвязанных свойств и качеств.
Психодинамический
Мотивационно-целевой Рефлексивный
Индивидуальная особенность в высоком темпе реагировать на вербальные и невербальные стимулы социальной среды
Понимание чувств и эмоций других людей, саморегуляция в процессе взаимодействия
Стремление к включенности в контактах с окружающими людьми и адекватное выражение своих коммуникативных намерений своих коммуникативных намерений
Осознание мотивов и коммуникативных потребностей, спо- собность к планированию своего коммуникативного пове- дения
Анализ коммуникативной ситуации, собственного комму- никативного поведения и каждого из участников взаимодей- ствия
Эмоционально-волевой
Интерактивно- коммуникативный
Рисунок 1 – Структурная организация гибких навыков коммуникации
Осуществленный теоретический этап исследования позволил изучить требова- ния, предъявляемые профессией педагога-психолога к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам специалиста. В связи с чем ранее сформулиро- ванное уточнение определения гибких навыков позволило его уточнить с учетом спе- цифики деятельности педагога-психолога. Гибкие навыки коммуникации педагога- психолога – это комплекс умений и навыков, которые вырабатываются и структури- руются в специально организованном процессе обучения, выступая предикторами ус- пешного взаимодействия в реальном и виртуально-цифровом пространствах, закреп- ляются или автоматизируются, вовлекаясь в профессиональную деятельность, заклю- чающуюся в реализации системы психологического сопровождении всех участников образовательного процесса.
Третья глава «Методическое обеспечение эмпирического исследования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направ- ления» содержит три параграфа.
В первом параграфе «Обоснование дизайна и выборки эмпирического исследо- вания» представлены этапы исследования, дана полная описательная характеристика выборки. На первом этапе посредством эксплораторного факторного анализа с вра- щением varimax-нормализованное предполагалось выявление компонентов гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления. Второй этап включал в себя изучение взаимодействия и множественной детерминации ком- понентов гибких навыков коммуникации с помощью пошагового множественного регрессионного анализа. На третьем этапе осуществлялось изучение влияния курса обучения и рефлексивности на гибкие навыки коммуникации посредством многофак- торного дисперсионного анализа (МANOVA). Четвертый этап был направлен на вы- явление организации структуры данных навыков у студентов различных курсов и с разным уровнем рефлексии с помощью структурно-психологического анализа (А.В. Карпов), который включал в себя метод экспресс-χ2, расчет индексов когерент- ности структуры (ИКС), дивергентности структуры (ИДС), организованности струк- туры (ИОС).
Во втором параграфе «Описание методик исследования» обоснован выбор ди- агностического инструментария и даны его характеристики. Кроме того, осуществле- на экспертная оценка показателей гибких навыков коммуникации, которая произво- дилась тремя экспертами в процессе проведения занятий у выборки студентов в конце учебного года на каждом курсе. Эксперты оценивали выраженность гибких навыков коммуникации у студентов по показателям, соответствующим четырем компонентам: эмоционально-волевой; интерактивно-коммуникативный; мотивационно-целевой; рефлексивный.
В третьем параграфе «Программа формирования гибких навыков коммуника- ции у студентов психолого-педагогического направления». Представлена программа формирования гибких коммуникативных навыков как главной подсистемы профес-
15
сиональных компетенций у студентов психолого-педагогического направления. Дан- ная программа разработана на основании результатов теоретического анализа и опре- деления структурной организации гибких навыков коммуникации, а также метода профессиографирования и анализа компетентностного профиля 44.03.02 – «Психоло- го-педагогическое образование» (табл. 1).
Таблица 1 Программа формирования гибких навыков коммуникации студентов
на разных этапах обучения
пы
Структурные
компоненты
Психологическое
Формируемые ком-
Психолого-
Педагоги-
содержание
петенции
педагогиче-
ческие эта-
деятельности
(ФГОС ВО)
ские формы
Особенности и качества исполнительно- двигательных процессов и проявлений. Особенно- сти и качества познава- тельных процессов Осо- бенности саморегуляции
Универсальные
Тренинги,
Этап по-
коммуникативные
компетенции ОК-1
лекции, прак- тические за-
Психодинами-
нятия
гружения
1-2 курс
ческий
Универсальные и
общепрофессио-
Лекции, семи- нары, тренин- ги, практиче-
гружения
Эмоционально-
нальные коммуни- кативные компе- тенции ОК-1 ОК-6
волевой
Особенности содержания и динамики эмоциональ- но-волевых процессов и эмоциональных особен- ностей индивидуальности
ские занятия
Этап по-
1-2 курс
ОПК-1
Общепрофессио-
Лекции, тре- нинги, науч- ная деятель- ность, озна-
Содержа-
Интерактивно-
коммуникатив-
ный
Качества необходимые, при проведении консуль- таций и психологическом сопровождении субъек- тов образовательного
нальные коммуни- кативные компе- тенции ОПК-6, ПК-
тельно-
репродук-
32, ПК-26
комительная
тивный
2-3курс
процесса
практика
Особенности направлен- ности личности профес- сионала и система моти- вов. Особенности творче- ской деятельности и креативности
Специально- профессиональные коммуникативные компетенции ОПК- 6, ПК-26
Лекции, тре- нинги, науч- ная деятель- ность, произ- водственная практика
Содержа- тельно деятельно- стный
3-4 курс
Мотивационно-
целевой
Рефлексивный
Особенности отношений профессионала к окру- жающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к самому себе. Особенности творческой деятельности и креатив- ности.
Специально- профессиональные коммуникативные компетенции ПК-25
Тренинги, на- учно- исследова- тельская дея- тельность, производст- венная прак- тика
Творческо- продук- тивный 4 курс
Для реализации программы формирования гибких навыков коммуникации бы- ли внесены коррективы в учебный план ППО ПО, (15 учебных дисциплин, с первого по четвертый курс).
Четвертая глава «Формирование гибких навыков коммуникации у сту- дентов психолого-педагогического направления на разных курсах обучения» со- держит два параграфа.
Первый параграф «Эмпирическая верификация программы формирования гиб- ких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления» посвящен эмпирической проверки структуры гибких навыков коммуникации студен- тов. В результате проведения факторного анализа методом главных компонент было выделено пять ортогональных факторов, отражающих структуру индивидуально- ориентированных навыков межличностного общения с общей объяснительной дис- персией 86,37 %. Первый фактор, с объясняющий 28,17 % изменчивости, включаю- щий в себя переменные, связанные с интерактивно-коммуникативными навыками (интерактивно-коммуникативный компонент). Во второй фактор (22,12 %) вошли признаки с положительными факторными нагрузками более 0,5, отражающие рефлек- сивные характеристики (рефлексивный компонент). Третий фактор (18,61 %) тесно связан с мотивационно-целевыми параметрами (мотивационно-целевой компонент). В четвертый фактор (9,78 %) вошли переменные, отражающие эмоционально-волевые особенности личности (эмоционально-волевой компонент). Пятый фактор (7,69 %) составили переменные, связанные с психодинамическими характеристиками лично- сти (психодинамический компонент). Затем для каждого испытуемого рассчитыва- лись новые z-оценки по каждому интегральному фактору, которые в последующих анализах выступали переменными откликами.
С целью изучения множественной детерминации компонентов гибких навыков коммуникации проводился множественный регрессионный анализ. Переменными от- кликами в каждой регрессионной модели выступали интегративные компоненты, по- лученные в результате факторного анализа (психодинамический компонент, эмоцио- нально-волевой компонент, интерактивно-коммуникативный компонент, мотиваци- онно-целевой компонент). Результаты множественного регрессионного анализа де- монстрируют статистически значимое совместное влияние признаков (p<0,001), при- надлежащих к нижележащему компоненту на интегральную переменную, отражаю- щую совокупность гибких навыков коммуникации вышележащего компонента (рис. 2). В ходе проведения анализа было выявлен принципиально важный результат, а именно, что каждый уровень системы гибких навыков коммуникации обладает уве- личивающейся интеграцией. Все переменные, относящиеся к предыдущему компо- ненту структурной организации гибких навыков коммуникации у будущих педагогов- психологов статистически значимо обуславливают изменчивость интегральных пере- менных, относящихся к вышележащему компонентугибких навыков. В данном случае можно констатировать не только значимый вклад каждого предиктора, но и их совме- стный вклад в интегральную переменную. Обнаруженные детерминации носят струк- турный характер (R2), т.к. не отдельная переменная обуславливает интегральный фак-
тор, отражающий вышележащий компонент, а совокупная взаимосвязь компонентов гибких навыков коммуникации.
Рисунок 2 – Структура множественной детерминации гибких навыков коммуникации
Более того, отличительной особенностью, обнаруженной в исследовании, яви- лось то, что наибольшей интеграцией обладает рефлексивный компонент (одна из са- мых больших объяснительных дисперсий в факторном анализе и интеграция всех компонентов в регрессионном анализе).
Второй параграф «Оценка эффективности программы формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления» по- священ исследованию структурной организации гибких навыков коммуникации в за- висимости от курса обучения, а также изучению совместного влияния рефлексивно- сти и курса обучения на выраженность гибких навыков коммуникации у студентов, т.к. рефлексивность выступила наиболее интегральным фактором. С целью изучения влияния курса обучения и индивидуальной меры рефлексивности на становление гибких навыков коммуникации проводился многофакторный дисперсионный анализ (табл. 2).
Мотивационно- целевой компонент
Интерактивно- коммуникативный компонент
Эмоционально- волевой компонент
Психодинамический компонент
Независи- мые пере- менные
Таблица 2 Оценка влияния курса обучения и индивидуальной меры рефлексивности
на интегральные факторы гибких навыков коммуникации
FpFpFpFp
Курс 15,86
ИМР 6,56 Курс*ИМР 7,90
0,000 8,62 0,002 18,93 0,000 11,86
0,000 6,58 0,000 20,35 0,000 5,75
0,000 6,42 0,000 13,75 0,000 6,37
0,000 0,000 0,000
Результаты многофакторного дисперсионного анализа демонстрируют, что у студентов, имеющих средний уровень индивидуальной меры рефлексивности, к чет- вертому курсу отмечаются наиболее высокие показатели мотивационно-целевых и интерактивно-коммуникативных характеристик (рис. 3, 4).
2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
-0,5 -1,0 -1,5 -2,0 -2,5
ИМР средняя ИМР низкая ИМР
Курс*ИМР; МНК средние
Лямбда Уилкса=,35274, F(24, 541,94)=7,8605, p=0,0000 Декомпозиция гипотезы
Вертик. столбцы равны 0,95 доверительных интервалов
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Курс
высокая
Рисунок 3 – Различия выраженности мотивационно-целевых характеристик у студентов с различными уровнями индивидуальной меры рефлексивности
2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
-0,5 -1,0 -1,5 -2,0 -2,5 -3,0 -3,5
ИМР средняя ИМР низкая ИМР
Курс*ИМР; МНК средние
Лямбда Уилкса=,35274, F(24, 541,94)=7,8605, p=0,0000 Декомпозиция гипотезы
Вертик. столбцы равны 0,95 доверительных интервалов
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Курс
высокая
Рисунок 4 – Различия выраженности интерактивно-коммуникативных характеристик у студентов с различными уровнями индивидуальной меры рефлексивности.
Фактор – 2 Интерактивно-коммуникативные характеристики
Фактор - 1 Мотивационно-целевые характеристики
У студентов с низким уровнем рефлексивности обнаружены низкие показатели мотивационно-целевых характеристик и средние баллы по интерактивно- коммуникативному компоненту. У студентов с высоким уровнем рефлексивности вы- явлены средние показатели мотивационно-целевых характеристик и низкие баллы по интерактивно-коммуникативному компоненту.
По эмоционально-волевому компоненту к четвертому курсу показатели студен- тов с низким, средним и высоким уровнями рефлексивности выравниваются и соот- ветствуют средним показателям (рис. 5).
3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0,0
-0,5 -1,0 -1,5 -2,0 -2,5 -3,0
ИМР средняя ИМР низкая ИМР высокая
Курс*ИМР; МНК средние
Лямбда Уилкса=,35274, F(24, 541,94)=7,8605, p=0,0000 Декомпозиция гипотезы
Вертик. столбцы равны 0,95 доверительных интервалов
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Курс
Рисунок 5 – Различия выраженности эмоционально-волевого компонента у студентов с различными уровнями индивидуальной меры рефлексивности
У студентов с высоким уровнем индивидуальной меры рефлексивности наблю- дается увеличение мотивационно-целевых характеристик на втором курсе, интерак- тивно-коммуникативных – на третьем курсе, которое не изменяется в течение после- дующего обучения. У студентов с низким уровнем рефлексивности отмечается пик на третьем курсе, снижение – к четвертому. Студенты, имеющие средний уровень реф- лексии, демонстрируют наивысший уровень мотивационно-целевых характеристик на четвертом курсе.
Принципиально схожие данные получены в результате экспертных оценок, ко- торые имеют статистически значимые различия в зависимости от курса обучения сту- дентов (p=0,000). Применение множественных сравнений по t-критерию Шеффе по- казало, что эксперты согласованно (коэффициент конкордации W=0,86) оценивают студентов 3-4 курсов по мотивационно-целевому компоненту более высоко, чем обу- чающихся младших курсов.
Фактор – 3 Эмоционально-волевой компонент
При изучении органицации структуры гибких навыков у студентов произво- дился расчет структурных индексов (А.В. Карпов), который показал, что при возрас- тании курса обучения увеличивается мера согласованности и организованности навы- ков, необходимых в профессиональной деятельности студентов психолого- педагогического направления (рис. 6).
Рисунок 6 – Зависимость структурных изменений показателей гибких навыков ком- муникации от курса обучения студентов
Вместе с тем их темпы роста дифференцированы на разных курсах обучения. На первом и втором курсах доминирует дезинтегрирующая тенденция в структуре гибких навыков коммуникации. На третьем курсе наблюдается преобладание интег- рирующей тенденции с редуцированием навыков. У студентов четвертого курса явно начинает преобладать интегрирующая тенденция в совокупности с высокой общей организованностью структуры гибких навыков коммуникации. С этой позиции со всей очевидностью обнаруживается сущность эффектов структурообразующего ха- рактера системной организации гибких навыков коммуникации.
В заключении излагаются результаты исследования и сформулированы основ- ные выводы, суть которых состоит в следующем:
1. Проведенные эмпирико-математические процедуры позволили верифициро- вать теоретическое предположение, заключающееся в том, что гибкие навыки комму- никации имеют дифференцированную структуру и включают пять факторов. Психо- динамический компонент предполагает индивидуальную особенность индивида в вы- соком темпе реагировать на вербальные и невербальные стимулы социальной среды. Эмоционально-волевой компонент включает в себя понимание собственных чувств и переживаний партнеров по общению, а также предполагает саморегуляцию в процес- се взаимодействия. К интерактивно-коммуникативному компоненту относятся стрем- ление к близкому контакту с партнерами по общению и адекватное выражение своих коммуникативных намерений. Мотивационно-целевой компонент предполагает осоз-
нание мотивов и коммуникативных потребностей и способность к планированию сво- его коммуникативного поведения. Рефлексивный компонент отражает возможность анализа коммуникативной ситуации, собственного коммуникативного поведения и каждого из участников взаимодействия.
2. Результаты исследования отражают тот факт, что структура гибких навыков коммуникации студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении, обладает увеличивающейся интеграцией. Наибольшей интегративной способностью обладает рефлексивный компонент. Взаимодействие компонентов гибких навыков коммуникации отличается характером структурной детерминации, отражающей встраивание объединенного множества переменных нижележащего компонента в компонент, представленный более интегральными характеристиками, что дает воз- можность выйти за пределы анализа отдельного воздействия переменных на инте- гральный компонент и рассматривать их совместную структурную детерминацию. На этой основе раскрываются общие системные закономерности, демонстрирующие ак- тивное встраивание студентов в социальное взаимодействие посредством усвоенных гибких навыков коммуникации. Таким образом, комплекс гибких навыков коммуни- кации отражает интегральный эффект взаимодействия множества переменных.
3. Степень влияния каждого из гибких навыков коммуникации студентов, обу- чающихся на психолого-педагогическом направлении, различна. Наибольший поло- жительный вклад в дисперсию «Эмоционально-волевой компонент» вносит сенсорная чувствительность как одна из психодинамических характеристик. Это обусловлено тем, что сенсорная чувствительность как умение индивида реагировать на стимулы со сниженными показателями интенсивности определяет эмоциональную чувствитель- ность субъекта. Изменчивость интерактивно-коммуникативного компонента опреде- ляет эмоциональный интеллект, который позволяет понимать собственные намерения и желания окружающих, а также эффективно контактировать с социумом. В то же время отрицательный вклад вносит эмоциональная возбудимость. Дисперсию моти- вационно-целевого компонента объясняет коммуникативная толерантность, предпо- лагающая способность субъекта принимать различные эмоциональные состояния и поведение партнеров по общению, оказывает влияние на способность индивида к по- становке адекватных жизненных целей, построенных на уважении целей и намерений других людей. Наибольший положительный вклад в изменчивость индивидуальной меры рефлексивности вносят такие мотивационно-целевые особенности, как синергия и способность к близким контактам. Полученные данные свидетельствуют о том, что синергия как тенденция воспринимать окружающую действительность в единстве противоположностей позволяет студентам адекватно оценивать себя и других, а спо- собность к близким контактам помогает им рассматривать общение как эмоционально положительный аспект жизнедеятельности.
4. Изучение влияния специально организованного обучения в вузе, в контексте становления гибких навыков коммуникации, показало, что показатели мотивационно-
целевого, эмоционально-волевого и интерактивно-коммуникативного компонентов имеют положительную динамику. Результаты дисперсионного анализа показали, что на первом курсе обнаружены наиболее низкие показатели по всем характеристикам, которые стабильно увеличиваются при переходе от курса к курсу.
5.Оценка влияния индивидуальной меры рефлексивности на интегральные факторы гибких навыков коммуникации продемонстрировала положительную дина- мику, которая носит нелинейный характер. Студенты психолого-педагогического на- правления с высокой рефлексивностью характеризуются значительным повышением гибких навыков коммуникации на втором курсе и последующей их стабилизацией на старших курсах. Наиболее высокий уровень гибких навыков коммуникации обнару- жен у студентов со средними показателями рефлексивности. При переходе на второй курс у студентов со средним и низким уровнями рефлексивности практически не от- мечается динамики, в то время как у студентов с высоким уровнем рефлексивности на втором курсе повышается уровень гибких навыков коммуникации. На третьем курсе наблюдается инверсия: у студентов с низким уровнем рефлексивности также повы- шается уровень гибких навыков коммуникации, у студентов со средним уровнем реф- лексивности снижается уровень гибких навыков коммуникации. К четвертому курсу наиболее высокие показатели гибких навыков коммуникации отмечаются у студентов со средней рефлексивностью. В данном случае обнаружен широко известный закон «оптимума», согласно которому высокие результаты снижают эффективность неко- торых психологических параметров.
6. Результаты исследования свидетельствуют о том, что специально организо- ванное обучение и рефлексивность, взаимодействуя друг с другом, обуславливают синергетические эффекты, превосходящие сумму их содержания. В результате такого взаимодействия возникают новые качественные характеристики, предполагающие ге- нерализацию гибких навыков коммуникации в структуре личности.
7. Совокупность проведенных математических процедур со всей очевидностью демонстрирует принцип возрастающей интеграции гибких навыков коммуникации, наименьшей интегративностью обладают психодинамические и эмоционально- волевые компоненты. Тогда как наиболее интегрированным компонентом выступает рефлексивность. Более того, выявленные посредством дисперсионного анализа зави- симости доказывают влияние курса обучения и рефлексивности на представленность гибких навыков коммуникации у студентов. Констатируя это значимое следствие, важно отметить принципиально осознаваемый характер гибких навыков коммуника- ции, который возникает на основе совершенствования этих навыков в процессе обу- чения студентов психолого-педагогического направления.
8.Корреляционный анализ позволил установить общие и частные связи в структуре гибких навыков коммуникации у студентов, обучающихся на разных кур- сах психолого-педагогического направления. Равное количество одинаковых взаимо- связей имеют студенты первого, второго и третьего курсов. У студентов данных
групп выявлены способности к распознаванию эмоциональных состояний других лю- дей. При этом у студентов данной категории отмечается сформированность такой психодинамической характеристики, как динамичность, которая проявляется в спо- собности индивида в высоком темпе реагировать на явления окружающего мира, при- спосабливая ответные действия к специфике происходящего в данный момент. Две схожих взаимосвязи обнаружено между первым и вторым курсом. Общими для сту- дентов данных курсов является стремление к близкому эмоциональному контакту с другими людьми, эмоциональная отзывчивость на собеседника, что сопровождается открытым выражением своих эмоций, искренностью, доверительностью в коммуни- кации, способностью принимать индивидуальность своего собеседника, различные эмоциональные состояния и поведение партнеров по общению.
9. Обнаружен факт принципиального порядка, состоящий в том, что наиболь- ший уровень структурной организации гибких навыков коммуникации имеет место на старших курсах обучения. Это связано с детерминацией эффективности гибких на- выков коммуникации, степенью их соорганизации, а не их общего уровня развития. Указанная структурная соорганизация связана прямой зависимостью с курсом обуче- ния студентов. Следовательно, успешность студентов в освоении ими гибких навыков коммуникации определяется их внутренней организованностью и определенностью, а не только абсолютной выраженностью. В этой связи эффекты структурного типа ока- зывают более действенный эффект в присвоении студентами гибких навыков комму- никации и носят системно организованный характер.
10. Согласно вышеизложенным положениям можно сделать главный вывод о том, что формирование компонентов гибких навыков коммуникации у студентов пси- холого-педагогического направления носит системный характер. Эффективное фор- мирование гибких навыков коммуникации обусловлено не столько доминированием отдельных факторов и условий, сколько их совместным влиянием, их структурной организованностью и согласованностью.
По теме диссертационного исследования опубликовано 15 печатных работ с общим объемом 13,5 п.л., авторский вклад – 2,6 п.л.
Актуальность темы исследования. В профессиональной реальности XXI века актуализируется потребность в универсальной форме аттестации будущих специалистов в области психологической науки как маркера уровня сформированности универсальных компетенций в процессе получения высшего образования. В том числе трансформируется отношение к таким значимым общепрофессиональным навыкам, как способность гибко и адекватно взаимодействовать с социальной действительностью, умение конструировать позитивную модель своего будущего, лидерские навыки, работать в команде, способность управлять своим эмоциональным состоянием, креативность в решении поставленных профессиональных и других задач, стрессоустойчивость. Кроме того, важными надпрофессиональными навыками в сфере психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса выступают способность к решению конфликтных ситуаций и ассертивному общению, медиагорамотность, навыки эффективного мышления, а также общая коммуникативная культура как основополагающая личностная характеристика профессионала. Данные способности определяются в зарубежных и отечественных источниках как гибкие навыки коммуникации, которые представляют собой непрофессиональные навыки, позволяющие студентам, будущим профессионалам как носителям глобальной культуры современности сформировать собственную активную карьерную стратегию с учетом личностного потенциала.
Важную роль в становлении предметного поля исследования гибких навыков
коммуникации
Г. М. Андреева,
Е. П. Ильин,
Л. Н. Степанова). В зарубежных исследованиях данный психологический феномен рассматривается в контексте soft skills (D. Almog, A. Asperin, R. Athayde,
играют работы отечественных учёных (Б. Г. Ананьев, Л. Г. Антонова, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Э. Ф. Зеер, А. В. Карпов, Н. В. Клюева, А. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, H. Chassidim, E. Chell, S. Cranfield, F. Fernandez, A. Fixsen и др.). Специфика формирования гибких навыков коммуникации в образовательном пространстве высших учебных заведений отражена в работах таких исследователей, как Ю. М. Давлетшина, А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Х. А. Шайхутдинова, J. Andrews, M. Sh. Hamzah, H. Higson, A. Jaffar, M. Nabishah, Ch. Tan, S. Tong, M. S. Velasco и др. В представленных выше исследованиях получены важные результаты, которые демонстрируют данные о гибких навыках, в том числе и в образовательном процессе. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы, связанные со спецификой формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого- педагогического направления. Безусловно, данное направление частично освещено в работах, связанных с изучением гибких навыков в образовательном пространстве. Однако в рамках данных исследований рассматриваются различные характеристики soft skills и как свойства личности, и как сформированные умения и навыки, которые не противоречат друг другу, но и не объясняют саму структуру и структурообразующие элементы. Встречаются попытки определить структуру данного явления у зарубежных коллег, но и они остаются на аналитической стадии исследования. Возникает социально обусловленная потребность в определении компонентов soft skills, которые являются ключевыми для конкретной деятельности и формируются в процессе профессионализации специалиста. В то же время современные научные вызовы диктуют необходимость использования методологических оснований, позволяющих рассмотреть предмет исследования во взаимодействии с окружающей реальностью. Таким подходом может выступать системный, который дает возможность исследовать различные психологические феномены как многоуровневую систему, обладающую многообразием детерминант. При этом можно предположить, что применение системного подхода позволит определить наиболее эффективные способы формирования компонентов гибких навыков коммуникации студентов, обучающихся по направлению «Психолого- педагогическое образование» профиль «Психология образования», что
обуславливает актуальность проблемы данного исследования.
В результате изучения предметного поля исследования гибких навыков
коммуникации в современных научных источниках определены противоречия:
– между необходимостью формирования гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления и недостаточной разработанностью в психологической науке целостного представления о
формировании данных навыков;
– между потребностью к рассмотрению гибких навыков коммуникации как
системы, находящейся в динамическом равновесии как с окружающей действительностью, так и между ее элементами, и отсутствием системного знания относительно структуры и содержания данных навыков.
Выявленные противоречия очерчивают проблемное поле, связанное с определением подходов к формированию гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления, среди которых приоритетное направление задано системным подходом, позволяющим рассматривать явления во взаимосвязи друг с другом.
Актуальность проблематики позволила определить цель исследования, заключающуюся в выявлении закономерностей формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления на разных этапах обучения.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать основные научные подходы к изучению гибких навыков в зарубежной и отечественной науке.
2. Провести анализ структурной организации гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления.
3. Рассмотреть взаимодействие между компонентами гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления. 4.Выявить эффекты влияния курса обучения и рефлексивности на
формирование гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления.
5. Определить критерии эффективности сформированности компонентов гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления на разных курсах обучения.
6. Разработать и реализовать научно обоснованную программу формирования гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления.
Объект исследования – гибкие навыки коммуникации.
Предмет исследования – особенности формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления.
Общая гипотеза исследования. Существует закономерность, согласно которой успешность освоения студентами психолого-педагогического направления гибких навыков коммуникации определяется их внутренней организованностью, претерпевающей нелинейное изменение в зависимости от курса обучения и уровня рефлексивности.
Общая гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
1.Характер взаимодействия гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления выражается в структурной детерминации и интеграции их компонентов.
2. Дифференциация студентов с различными уровнями рефлексивности, обучающихся на разных курсах, проявляется в специфике структурной организации гибких навыков коммуникации.
Методологическая основа исследования представлена общенаучными принципами, к которым относятся следующие:
– принцип развития, согласно которому личность определяется как развивающаяся система под воздействием биологически и социально детерминированных компонентов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); – принцип детерминации и взаимодетерминации, отражающий объективные
механизмы причинно-следственных связей коммуникативных процессов (А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн).
– системный подход к исследованию психики и деятельности, согласно которым гибкие навыки коммуникации могут рассматриваться как многомерная структура во взаимодействии с окружающей реальностью (Б. Г. Ананьев, В. А. Барабанщиков, А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов).
Теоретическую основу исследования составили: основные научные подходы к коммуникации и общению как деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); как к форме взаимодействия субъектов (В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев); психологические теории коммуникации, сформулированные в рамках научных подходов зарубежной психологии: теория коммуникативных актов (Т. Ньюком); теория убеждающей коммуникации (Г. Келли); научные исследования, посвященные изучению гибких навыков коммуникации студентов, отечественных авторов (З.К. Абдукеримова, С.Н. Бацунов, В.О. Виноградова, Э.Ф. Зеер, Л.К. Раицкая, Е.В. Слизкова, Е.В. Тихонова, А.Э. Цымбалюк); зарубежных учёных (E.E. Graham, J.T. Mignerey D.J. Rhea, R.B. Rubin, J. Oomen, K. Wiginton, K.L. Wolfe); исследования, посвященные формированию профессиональных компетенций в высшей школе (В.Н.Белкина, Ю.А.Моисеева, Е.В.Карпова, А.Э.Симановский, С.В. Духновский), а также формированию коммуникативной компетентности (М.М.Кашапов, О.В.Желткевич); коммуникативного опыта и медиаграмотности (Л.Г. Антонова, А.А. Постнова, С.Н. Прохорова); коммуникативной толерантности (В.В. Козлов, Ю.П. Поварёнков, Н.Г. Санникова, А.Д. Сидорова) в образовательном пространстве высших учебных заведений; исследования развития рефлексии на разных стадиях педагогической профессионализации и рефлексивности в структуре профессиональной деятельности (В.Н. Белкина, Е.В. Карпова, Н.В. Клюева).
Методы исследования. В процессе исследования были использован ряд методов, сгруппированных в три категории. 1. Общенаучные методы, к которым относится анализ, синтез, обобщение
теоретических источников по проблеме исследования, метод
профессиографирования, исследования.
2. Диагностические
«Методика диагностики
возбудимости» (В.Брайтвайт, модификация А.А.Рукавишникова); «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н.Холл); «Шкала самооценки силы воли» (Н. Н. Обозов); «Опросник межличностных отношений» (А. А. Рукавишников); «Диагностика социальной эмпатии» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); «Шкала коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко); «Оценка мотивации аффиляции» (А.Мехрабиан); «Опросник личностной ориентации» (Э.Шостром, адаптация – А. А. Рукавишников, В. И. Чирков); «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности» (А. В. Карпов, В. В. Пономарева); экспертная оценка показателей гибких навыков коммуникации.
3. Методы математико-статистической обработки, среди которых эксплораторный факторный анализ (метод основных компонентов с вращением варимакс нормализованный), пошаговый множественный регрессионный анализ, многофакторный дисперсионный анализ с повторными измерениями, метод корреляционного анализа по критерию r-Спирмена, структурно-психологический анализ (А.В.Карпов). Для статистической обработки результатов исследования использовалась компьютерная программа «Psychometric Expert-8» и программа STATISTICA Advanced + QC 10 for Windows Ru (лицензия No (SN) AGAR212F598906FA-3 от 06.12.2012 г.).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» г.Новосибирска. Выборку исследования составили 195 студентов 1–4 курсов,
интерпретация и систематизация
результатов
методы, представленные следующими темперамента» (Я. Стреляу); «Шкала
опросниками: эмоциональной обучающиеся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Возраст испытуемых варьируется от 17 до 25 лет. В исследовании принимали участие 23 респондента мужского пола и 172
женского.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2013 по 2021
годы и состояло из трех этапов:
Первый этап (2013–2014 гг.)– теоретический анализ и синтез научных
источников, постановка и обоснование проблемы, формулирование цели, задач и гипотез исследования, анализ компетентностного профиля подготовки педагогов- психологов, внедрение и утверждение корректив внесенных в учебный план подготовки ППО ПО для реализации программы формирования гибких навыков коммуникации.
Второй этап (2014–2019 гг.) – профессиографирование, анализ и определение структурной организации гибких навыков коммуникации, разработка и реализация программы формирования гибких навыков коммуникации студентов психолого- педагогического направления, экспертное оценивание показателей гибких навыков коммуникации у студентов, выбор психодиагностических методик, формирование эмпирической выборки, проведение исследования формирования гибких навыков коммуникации студентов на разных курсах обучения.
Третий этап (2019–2021 гг.)– анализ и интерпретация полученных эмпирических данных, формулирование выводов исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались всесторонним анализом зарубежных и отечественных научных источников по проблеме исследования с учетом основополагающих методологических принципов; использованием методов, соответствующих предмету исследования и использованием математико-статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования; репрезентативностью выборки; сочетанием количественного и качественного анализа результатов эмпирического
исследования.
Научная новизна результатов, полученных соискателем, их отличие от
результатов зарубежных и отечественных исследований по данной проблеме представлено в следующих основных положениях.
Установлено, что эффективность формирования гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления определяется влиянием гетерогенных детерминант. Эмпирически доказано совместное влияние специально организованных условий обучения в вузе и рефлексивности на формирование гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления. Наиболее выражены показатели мотивационно-целевых, эмоционально-волевых и интерактивно-коммуникативных характеристик у студентов старших курсов со средним уровнем рефлексивности.
Теоретически обоснована и эмпирически верифицирована специфика структурной организации гибких навыков коммуникации студентов психолого- педагогического направления, состоящая из пяти компонентов. Психодинамический компонент обуславливает способности субъекта в интенсивном темпе откликаться на стимулы социальной реальности. Эмоционально-волевой компонент предполагает адекватное отношение к себе как субъекту общения, эмоционально-окрашенное, положительное отношение к партнерам по взаимодействию. Интерактивно- коммуникативный компонент отражает способность к открытому диалогу, умение отстаивать свое мнение и интересы других людей, навыки работы в команде. Мотивационно-целевой компонент включает осознание мотивов общения, умение самостоятельно принимать решения на основе понимания своих целей и потребностей. Рефлексивный компонент предполагает способность к анализу ситуации общения, понимание своих достоинств и недостатков в коммуникативной ситуации. Более того, установлено, что взаимодействие этих компонентов носит характер структурной детерминации, проявляющейся в воздействии объединенного множества переменных на интегрированные компоненты. Следовательно, организация гибких навыков коммуникации апеллирует к принципу возрастающей
интеграции и характеризуется структурным взаимодействием всех компонентов. Выявлено, что структурная организация гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления имеет определенную динамику в зависимости от курса обучения. Установлено преобладание дезинтегрирующей тенденции большого количества гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления первого курса. Интегрирующая тенденция в совокупности с редуцированием гибких навыков коммуникации у студентов
психолого-педагогического направления начинает преобладать на четвертом курсе. Получены новые данные о взаимодействии рефлексивности и курса обучения, влияющих на формирование гибких навыков коммуникации студентов психолого- педагогического направления, которое носит нелинейный характер. Студенты психолого-педагогического направления с высокой рефлексивностью характеризуются значительным повышением гибких навыков коммуникации на втором курсе и последующей их стабилизацией на старших курсах. Студенты с низким уровнем рефлексивности демонстрируют инверсию гибких навыков: высокие показатели на первых курсах и низкие – на старших. Наиболее высокий уровень гибких навыков коммуникации на четвертом курсе обнаружен у студентов со средними показателями рефлексивности. В данном случае обнаружен широко известный закон оптимума, согласно которому высокие результаты снижают
эффективность некоторых психологических параметров.
Теоретически обоснована программа формирования гибких коммуникативных
навыков как главная подсистема профессиональных компетенций у студентов психолого-педагогического направления. Программа определяет психологическое содержание деятельности психолога-педагога, соответствующее структурным компонентам гибких навыков коммуникации. исследования. Изучена сложная дифференцированная структура гибких навыков коммуникации, представленная несколькими компонентами: психодинамический компонент, эмоционально-волевой компонент, интерактивно-коммуникативный компонент, мотивационно-целевой компонент, рефлексивный компонент. Это вносит определенный вклад в разработку
теоретических проблем исследования гибких навыков в педагогической психологии. Установлен принципиальный характер детерминационного взаимовлияния компонентов гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления, которое осуществляется одновременно как на аналитическом, так и на структурном уровне, что также вносит определенный вклад в развитие педагогической психологии. Выявленная специфика взаимосвязей содействует более полному теоретическому осмыслению реальной сложности содержания и
организации гибких навыков коммуникации.
С точки зрения системного подхода описана качественная специфичность
структурной организации гибких навыков коммуникации у студентов разных курсов обучения. Обнаружены закономерности, свидетельствующие об увеличении меры согласованности и определенности гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления при возрастании курса обучения. Установлено, что на первом курсе преобладает дезинтегрирующая тенденция большого числа гибких навыков коммуникации. На старших курсах доминирует интегрирующая тенденция в совокупности с редуцированием гибких навыков коммуникации у студентов, что содействует разработке ряда общепсихологических проблем, связанных со становлением профессиональных навыков.
Расширены представления о рефлексивности как значимом многоаспектном психологическом феномене, являющимся максимально эффективным на промежуточном оптимальном значении. Определено, что у студентов старших курсов со средней индивидуальной мерой рефлексивности отмечаются наиболее высокие показатели мотивационно-целевых, эмоционально-волевых и интерактивно-
Теоретическая значимость коммуникативных характеристик. Кроме того, представлена совместная детерминация гибких навыков коммуникации у студентов психолого- педагогического направления, которая обусловлена взаимодействием рефлексивности и специально организованного обучения в образовательном пространстве вуза. На основе описанного взаимодействия возникают новые качественные характеристики, отражающие генерализацию гибких навыков коммуникации, что вносит определенный вклад в развитие современных
представлений педагогической психологии.
Практическая значимость исследования. Выявленная специфика структуры
гибких навыков коммуникации у студентов, представленная пятью компонентами, может быть использована в процессе освоения студентами психолого- педагогического направления ряда общих и специальных дисциплин в образовательном пространстве вуза.
Полученные результаты относительно детерминационного взаимовлияния компонентов гибких навыков коммуникации создают основу для разработки учебных дисциплин, направленных на целенаправленное формирование гибких навыков коммуникации у студентов в учебном процессе.
Разработанная на основе изучения зарубежных и отечественных источников, а также метода профессиографирования и анализа компетентностного профиля психолого-педагогического направления программа формирования гибких навыков коммуникации у студентов, и построенная с учетом обязательной постановки цели развития коммуникативных компетенций у студентов преподавателями вуза при осуществлении различных форм учебно-профессиональной деятельности. Данная программа определяет специфику и содержание структурных компонентов гибких навыков коммуникации педагога-психолога, формируемых на четырех педагогических этапах. Это открывает возможности для ее внедрения в процесс реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективное формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления обусловлено не только доминированием отдельных факторов и условий, но и их совместным влиянием, их структурной организованностью и согласованностью. Специально организованное обучение и рефлексивность, взаимодействуя друг с другом, обуславливают синергетические эффекты, превосходящие сумму их содержания. В результате данного взаимодействия возникают новые качественные характеристики, предполагающие когерентность и генерализацию гибких навыков коммуникации в структуре личности студентов, психолого-педагогического направления.
2. Структурная организация гибких навыков коммуникации студентов психолого-педагогического направления состоит из пяти компонентов. Психодинамический компонент обуславливает индивидуальные особенности субъекта в высоком темпе откликаться на стимулы социальной реальности. Эмоционально-волевой компонент предполагает понимание чувств и эмоций других, а также способность к саморегуляции в процессе взаимодействия. Интерактивно- коммуникативный компонент отражает стремление к включенности в контактах с окружающими людьми и адекватное выражение своих коммуникативных намерений. Мотивационно-целевой компонент включает осознание мотивов и коммуникативных потребностей, а также способность к планированию своего коммуникативного поведения. Рефлексивный компонент предполагает способность к анализу коммуникативной ситуации, анализу собственного поведения и каждого из участников взаимодействия.
3. Взаимовлияние компонентов гибких навыков коммуникации носит характер структурной детерминации, демонстрирующей влияние объединенного множества переменных на интегрированные компоненты указанных навыков. Эмоционально- волевой компонент интегрирует психодинамические характеристики, но при этом сам включается в интерактивно-коммуникативный компонент. Мотивационно- целевой компонент, в свою очередь, объединяет интерактивно-коммуникативные характеристики. И, наконец, рефлексивный компонент предполагает наивысшую степень интеграции, объединяя все компоненты гибких навыков. Это позволяет выйти за пределы анализа отдельного влияния переменных на интегральные компоненты и рассматривать их совместную структурную детерминацию. Следовательно, комплекс гибких навыков коммуникации отражает интегральный
эффект взаимодействия множества переменных.
4. При возрастании курса обучения увеличивается мера согласованности и
определенности гибких навыков коммуникации у студентов психолого- педагогического направления. Вместе с тем их темпы роста различны на разных курсах обучения. На первом курсе доминирует дезинтегрирующая тенденция большого количества гибких навыков коммуникации. На старших курсах явно начинает преобладать интегрирующая тенденция в совокупности с редуцированием гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления.
5.Структурная организация гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления имеет нелинейную динамику в зависимости от курса обучения и рефлексивности. Студенты первого курса имеют инвертированное соотношение уровня рефлексивности и выраженности компонентов гибких навыков коммуникации, которые характеризуются дезинтегрированностью их структуры. Студенты второго курса демонстрируют редукцию гибких навыков коммуникации от общего количества к необходимым, но в сочетании с некоторым эффектом дезинтеграции, при этом рефлексивность не имеет значимого влияния. На третьем курсе у обучающихся происходит преобразующее влияние рефлексивности – наибольшая выраженность всех компонентов наблюдается у студентов с высоким уровнем, кроме того, расширяется диапазон возможностей в области гибких навыков в сопровождении с увеличивающейся интеграцией. И наконец, на четвертом курсе наиболее высокие показатели мотивационно-целевых, эмоционально-волевых и интерактивно- коммуникативных характеристик отмечаются у студентов со средней индивидуальной мерой рефлексивности. Кроме того, на четвертом году обучения остаются лишь необходимые студентам гибкие навыки коммуникации с максимальным интегративным эффектом. Следовательно, рефлексивность представляет собой многоаспектный сложный психологический феномен и является максимально эффективной на промежуточном оптимальном значении к концу
обучения студентов психолого-педагогического направления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты
исследования представлялись на заседаниях кафедры практической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Значимые положения исследования включены в текст выступлений на научно-практических конференциях: всероссийских («Развитие человека в современном мире», Новосибирск, 2013), международных («Социокультурные проблемы современного человека», Новосибирск, 2018; «Социокультурные проблемы современного человека», Новосибирск, 2019; «Семья и дети в современном мире», Санкт-Петербург, 2020; «Современная реальность в социально- психологическом контексте», Новосибирск, 2020; «Фундаментальные достижения, прогрессивные взгляды в образовании», Новосибирск, 2021); конгрессах общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, Новосибирск, 2018-2020 гг. Основные положения диссертации представлены в 15 научных статьях, в том числе 4 в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ, индексируемых РИНЦ, общим объемом 13,5 п.л.
Вся совокупность полученных результатов в целом и предложенная в работе программа формирования гибких навыков коммуникации, в частности, могут быть применены и уже применяются в учебном процессе подготовки специалистов психолого-педагогического направления разных профилей. Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Положения,
отраженные в работе, соответствуют формуле специальности 19.00.07– «Педагогическая психология»: п. 4 «Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности» в части рассмотрения специфики гибких навыков коммуникации студентов вуза, п.7 «Психологические условия эффективности педагогического воздействия» в части анализа проблемы формирования гибких навыков коммуникации в образовательном пространстве вуза.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст диссертации изложен на 211 страницах, иллюстрирован 26 рисунками, 44 таблицами, включает 3 приложения. Библиографический список содержит 190 наименований, из них 42 на иностранном (английском) языке.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!