Прагмалингвистические особенности жанра интернет-коммента к неполитическим новостным статьям и откликам на них

Полоян Анна Васильевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИИ К НОВОСТНЫМ СТАТЬЯМ КАК
ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛИЛОГ
1.1 Коммуникативно-прагматические особенности интернет-коммуникации13
1.2 Типологические признаки жанра интернет-комментария к новостным статьям
Выводы по первой главе
2 КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ УЧАСТНИКОВ ОБСУЖДЕНИЯ НЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НОВОСТНОЙ СТАТЬИ В ЖАНРЕ ИНТЕРНЕТ- КОММЕНТА
2.1 Стратегический подход к изучению речевой коммуникации
2.2 Текстовые стратегии текстопорождения комментов новостной статьи
2.3 Персонные стратегии текстопорождения комментов новостной статьи..116 Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Выборка новостных статей с указанием количества комментариев интернет-пользователей…………………………………………158
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема-указатель стратегий и тактик, описанных в работе..158

Во введении обоснована актуальность работы, представлены материал, а также объект, методы, цель и задачи и исследования.
В первой главе «Интернет-комментарии к новостным сообщениям как виртуальный полилог» приводятся определения понятий, значимых для теории коммуникации, интернет-лингвистики и виртуального жанроведения, описываются коммуникативно-прагматические особенности интернет- коммуникации, обосновывается самостоятельный статус жанра интернет-
а к новостной статье.
Фундаментальным понятием в данном лингвистическом исследовании
выступает понятие коммуникации, которая представляет собой передачу и приём информации («сообщения») между источником и получателем с помощью сигнальной системы: в лингвистических контекстах источником и получателем выступают люди, задействованная система является языком, и
11
понятие ответа на сообщение (или подтверждения) приобретает решающее значение (Crystal, 2008).
Особым видом коммуникации в лингвистическом смысле этого слова является общение в сети Интернет с применением современных интернет- технологий. В нашей работе под «интернет-коммуникацией», вслед за О. Н. Морозовой (2010), Т. Н. Колокольцевой (2011), Е. Б. Бирюковой (2014) и другими исследователями, мы будем понимать общение, при котором передача информации осуществляется посредством каналов сети Интернет. Данный вид коммуникации характеризуется большим разнообразием дискурсивных и жанровых воплощений. К числу интернет-жанров, выделяемых в виртуальном жанроведении, относится, наряду с электронной почтой, чатами, блогами и др., жанр комментариев пользователей к сообщениям.
В отдельный речевой жанр интернет-комментарий был выделен в диссертационном исследовании Н. Б. Рогачевой (2011). Статус речевого жанра интернет-комментарию присваивают также такие учёные, как С. М. Карпоян (2011), С. В. Иванова, М. В. Зубарева (2013), Н. И. Клушина, Н. В. Смирнова (2018), М. А. Павлов (2017) и др.
Жанр комментариев как феномена Интернета тесно связан с традиционным жанром новостей, который, однако, претерпевает изменения в интернет-коммуникации. Новость здесь обычно состоит из 1) заголовка-анонса, содержащего основной факт сообщения; 2) первого абзаца медиатекста и опции для получения полного текста. Читатель может в любое время развернуть новость, что раздвигает границы жанра, делая их подвижными в отличие от традиционных медиа.
Жанр новостей диалогичен, он предполагает обратную связь с пользователями, их реакцию на содержание сообщения. При этом комментарии пользователей по своей интенции могут быть как реагирующими, так и инициирующими, если они вызывают реакцию других коммуникантов. Любой комментарий может стать источником неограниченного количества реакций (Савельева, 2019).
Л. Н. Степанова, называя такие виды комментариев аналитической журналистики, как комментарий-толкование и комментарий-рассуждение, выделяет третий, особенно значимый дл – «специальный компонент в структуре сообщения на информационных ресурсах, развлекательных сайтах, в блогах и т. п., где каждый желающий
12

может вступить в дискуссию с автором текста и/или другими комментаторами» (Степанова, 2013, с. 95). Автор подчёркивает, что употребление термина « » (англ. comment) позволяет отделить данный вид комментариев от других форм комментирования, реализующихся в Сети. Данный термин уже фиксируется как неологизм в лексикографических источниках.
как особый вид комментария определяется учёными как «рассуждения обывателя в условиях живого общения и компьютерно- опосредованной коммуникации» (Степанова, 2013, с. 96), как «результат обыденного толкования событий … сквозь призму личностных смыслов и политических взглядов» (Савельева, 2019 , с. 841).
мменты составляют единый блок с исходным сообщением, в нашем случае новостным. Единство сообщения и интерпретирующих его ов особенно очевидно, когда каждая последующая массовая аудитория (условно называемая массовая аудитория «2», «3») знакомится не просто с новостным текстом, а с текстом, уже содержащим комментарии предшествующей массовой аудитории «1». Содержание комментариев оказывает на аудиторию не меньшее влияние, чем сам текст.
Текст а выступает производным по отношению к первичному тексту и может рассматриваться как вторичный текст (Савельева, 2019), модифицирующий исходный текст и включающий различные инновации, указывающие на изменение функциональной направленности текста и его внутренней формы.
Ряд авторов (Брюс, 2010; Клушина, Смирнова, 2018; Щипицина, 2015 и др.) мменты субжанром какого-либо более сложного жанрового образования, в частности статьи или блога. Они аргументирует свою точку
ммент отдельно от текста весьма сложно, поскольку он может быть очень кратким, в том числе эллиптическим, лишённым вербальной части, которую заменяет, например, смайл. Однако, по нашему мнению, ммента кардинально отличаются друг от друга по адресантам, прагматическим целям, композиции и лингвистическим средствам. В отличие от статьи СМИ, д ммента характерны субъективность, экспрессивность, краткость, отсутствие чёткой структуры,
употребление стилистически сниженной и нелитературной лексики.
Таким образом, в нашей работе мы будем придерживаться мнения мменты как самостоятельный жанр с присущими
13

данному жанру характеристиками, для описания которых будет использована модель анализа интернет-жанров, предложенная Л. Ю. Щипициной (2015) и учитывающая медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры.
1.Медийные особенности, т.е. специфика компьютерной программы, включают такие характеристики, как оформление жанра, интерактивность, синхронность / асинхронность, особенности аудитории.
Интерактивность жанра интернет- ов проявляется, прежде всего, в том, что процесс комментирования является двунаправленным, поскольку каждый интернет-пользователь имеет возможность мгновенно написать свой отклик на сообщение. По сути, при этом формируется новый коммуникативный тренд, суть которого состоит в вербальном реагировании на предоставляемую в Интернете информацию.
В отношении параметра синхронности / асинхронности отметим ммент к новостному сообщению является формально асинхронным. Новостное сообщение присутствует на сайте продолжительное количество времени и, естественно, аудитория потребляет информацию в разное время. Однако эта асинхронность относительна, т. к. текст сохраняет актуальность
незначительное количество вр мментами сравнительно короткие.
2.Прагматические параметры включают коммуникативную цель, тип автора, тип адресата, хронотоп.
В ситуации комментирования цель общения состоит, прежде всего, в выражении мнения, отношения и оценки говорящего, а также в общении с другими интернет-пользователями. Адресант а – это, как правило, анонимный пользователь. Адресатом может выступать как само сетевое
ммент, так и любой интернет- пользователь. Данная специфика адресанта определяет тот факт, что в случае коммуникативной ситуации комментирования мы имеем дело с полилогическим общением, так как интернет-комментарии, «превращая интерактивное общение в дискуссию, полилог, участвуют в формировании Web 3.0 как семантической сети и Web 4.0 как демократически саморегулируемой
социокультурной сети» (Митягина, 2019, с. 720).
К жанру интернет-комментария применяется заимствованный термин
тред (англ. thread – нить). Треды определяются как «письменные полилоги, 14

которые образуются в интернет-форуме, публикации сообщений (постов, постингов)» (Кузнецова, 2008, с. 7). Треды-сообщения показываются в виде связанной последовательности («ветви»), если их объединяет общая тема или общий идентификатор ветви.
мментами к сообщению, представляет собой коммуникативно-прагматический блок, состоящий 1) из непосредственной реакции пользователей на сообщение; 2) из реакции пользователей на мнение других пользователей. – ммент может быть охарактеризован как «реактивный»: он ориентирован на продолжение общения,
поскольку он сам может выступать ммента. Хронотоп комментария, как и практически любого другого интернет- жанра, обусловлен функционированием Сети: создавать и читать его можно в
любом месте и в любое время при условии наличия доступа к данной странице. 3. Структурно-семантические параметры, т. е. содержание текста
конкретного жанра и его структурные элементы.
мментов детерминирована их «реактивным» характером.
Она включает обычные для композиции элементы: завязку, кульминацию и развязку. Завязка – это некая отсылка к стимулу а, которая может быть представлена обращением к автору текста или другого а, его цитированием или перефразированием, а иногда призывом к прекращению общения. Содержание а обычно является его кульминацией, поскольку
у свойственны краткость и эмоциональность.
4. Стилистико-языковые параметры – конкретные языковые средства,
используемые в создании текстов различных жанров.
К данному типу признаков принято относить следующие: языковая
краткость, ведущая к использованию аббревиаций; меньшая нормированность: широкое использование неформальной лексики, эмоционально-оценочных слов, заимствований, модных слов, создающих комический эффект; междометий (ну да, чёрт и под.), слов звукоподражательного характера (мм, хм, хе); приближение графической формы слов к звуковой: (чё вместо что, эт вместо это и под.); упрощение синтаксических структур; использование средств эмоционального синтаксиса (инверсия, парцелляция); вариативная или ненормативная пунктуация (изобилие вопросительных и восклицательных знаков, отсутствие запятых после обращений и под.); параграфемическое использование пунктуации для выражения эмоций (наряду со смайлами и
15

эмотиконами); капитализация, также служащая средством выражения эмоций. Всё это позволяет характеризовать интернет- мменты как гибридную устно- письменную форму существования языка.
мментов относятся субъективность, нестандартизированность и оценочность (Горошко, Полякова, 2015).
– ммента находится в зависимости от свойств личности его автора, когда один и тот же текст получает разные интерпретации в зависимости от того, насколько содержащаяся в нём информация соответствует или не соответствует жизненному опыту комментатора. Нестандартизир
мментов, то есть творческое использование ресурсов языка, создание новых слов и форм. Оценочность, связанная с выражением отдельным субъектом одобрения и неодобрения и характеристикой события по шкале «хорошо – плохо», осуществляется с помощью образных и эмоционально-экспрессивных средств языка.
Все перечисленные характеристики – ммента к новостному сообщению позволяют сформулировать следующее определение данного жанра: жанр интернет- а к новостному сообщению – это особый вид комментирования, представляющий собой виртуальный полилог, участниками которого являются рядовые интернет-пользователи, дающие спонтанную субъективную оценочную интерпретацию новостного сообщения или комментариев к нему других пользователей.
Во второй главе «Коммуникативные стратегии участников обсуждения неполитической новостной статьи в жанре интернет-коммента» обосновывается возможность и целесообразность применения стратегического подхода к жанру а, выявляются стратегии и реализующие их тактики, используемые авторами ов.
Изучение процесса коммуникации в целом и интернет-коммуникации, в частности, предполагает изучение целей, реализуемых участниками общения, то есть анализ прагматического (целевого) аспекта коммуникации «описание которого традиционно происходит в терминах стратегий и тактик» (Быкова, 2018, с. 170). Согласно О. С. Иссерс, речевая стратегия «представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» (Иссерс, с. 54), что предполагает планирование процесса коммуникации в
рамках конкретной коммуникативной ситуации. Стратегия реализуется с помощью тактик, понимаемых как «выбор и последовательность речевых действий, характеризующихся своей задачей в рамках избранной стратегии» (Паршина, 2005, 5).
Стратегический подход может быть применён к анализу как диалога, так и более сложной по сравнению с ним формы коммуникации – полилога, представляющего собой общение трёх и более лиц. Полилог обладает своими собственными признаками, отличающими его от диалога. В частности, тематика полилога более динамична в силу участия в нем нескольких коммуникантов, кроме того, полилогическое общение является более непредсказуемым и гибким, чем диалогическое. Для полилога характерно наличие побочных косвенных речевых актов, направленных на всех слушающих, а не только на адресата. Особенно существенным различием между диалогом и полилогом является возможность образования в последнем, начиная с трилога, коалиций, под которыми понимается объединение нескольких участников против одного коммуниканта (Caplow, 1968).
В нашем исследовании стратегический подход применяется к изучению полилогического общения в ситуации комментирования в интернет- опосредованной коммуникации. Анализ работ по стратегическому подходу к интернет-коммуникации в целом и ситуации комментирования в частности (Катермина, 2019; Усачева, 2015; Бабикова, 2019; Татарникова, 2019 и др.) позволяет сделать акцент на наиболее значимых для нашей работы стратегиях и тактиках. Наибольший интерес в этом плане представляет классификация, предложенная С. Ж. Ергалиевой (2018), согласно которой стратегии, во-первых, делятся на текстовые и персонные в зависимости от стимула комментария. Во- вторых, речь идет о стратегиях позитивной и негативной интерпретации событий и стратегиях восприятия функций первичного текста, описываемых Н. В. Савельевой (2013). В-третьих, значимым представляется деление стратегий на кооперативные и некооперативные, отмечаемое О. Ю. Усачёвой (2015), Н. Б. Боевой-Омелечко (2017), С. Ш. Гадировой (2018), Е. И. Кокконен (2019) и другими учеными. Все вышеназванные стратегии и присущие им тактики были учтены нами при проведении прагмалингвистического анализа
мментами к новостному сообщению.
В первую очередь, мы считаем возможным выделить текстовые стратегии текстопорождения, т. е. стратегии, связанные с исходным текстом-
стимулом. Их можно подразделить на стратегии позитивного реагирования, когда новостная статья вызывает положительные эмоции и добрые чувства у коммуниканта в связи с её актуальностью, значимостью и/или сообщением о фактах, которые нравятся пользователю, соответствуют его системе ценностей, вызывают эмпатию; и стратегии негативного реагирования, когда коммуникант испытывает отрицательные эмоции по поводу отсутствия актуальности в новостной статье и/или по поводу факта, содержащегося в ней.
Каждая из этих стратегий может в свою очередь подразделяться на следующие три более частные стратегии: топикально-центрическую, связанную с оценкой актуальности и значимости статьи; контент- центрическую, связанную с восприятием содержащейся в статье информации о ситуации и её участниках; проблемно-центрическую, сосредоточенную на обсуждении круга проблем, взаимосвязанных с тематикой статьи.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Топикально-центрическая стратегия позитивного реагирования
представлена тактиками одобрения (реализуется с помощью высказываний с оценочными словами положительной коннотации), благодарности (реализуется с помощью высказываний с лексемами с семой «благодарность» в структурах их значений) и демонстрации чувств (реализуется с помощью высказываний с лексемами, номинирующими положительные эмоции).
С помощью тактики одобрения авторы ов могут в рамках рассматриваемой стратегии подчёркивать актуальность темы статьи, её социальную значимость, посредством тактики благодарности – выражать благодарность редакции, разместившей актуальную и важную статью, с помощью тактики демонстрации чувств – подчёркивать способность статьи оказывать влияние на чувства людей, в частности, вызывать эмпатию. Например:
[1]Девушка молодец!!! … и наконец-то, в КП нормальная статья, которую читать просто приятно ( к статье «Закрыла собой»: на Кавказе наградили девочку за спасение женщины, которую рвали собаки», 30.07.2020).
Одобрение новостной статьи в данном примере выражается с помощью прилагательного нормальная (в значении хорошая) и наречия приятно, имеющих положительные коннотации.
[2] Спасибо за статью и фотографии. Фото пошлю в центральные газеты ( к статье «Трагедия Ростова в двух фотографиях», 30.09.2017).
Тактика благодарности реализуется с помощью лексемы спасибо, имеющей сему «благодарность» в структуре значения.
[3] Я тронута этой историей ( к статье «Пермячка отказалась от сына в роддоме, но через год забрала его. Рассказываем её историю», 14.02.2019).
Тактика демонстрации чувств реализуется с помощью лексемы тронуть, имеющей в структуре значения семы «сочувствие», «умиление».
Контент-центрическая стратегия позитивного реагирования может быть представлена тактиками одобрения и похвалы (реализуется с помощью лексем положительной коннотации и фразеологизированных высказываний), демонстрации чувств (реализуется с помощью лексем, номинирующих положительные эмоции), позитивной генерализации (реализуется с помощью высказываний-обобщений), благодарности (реализуется с помощью лексем с семой «благодарность» в структурах их значений), оптимизма (реализуется с помощью высказываний, включающих глаголы в форме будущего времени и лексико-фразеологические средства с семой «преодоление» и «благополучие»), пожелания (реализуется с помощью фразеологизмов и фразеологизированных высказываний), эмпатии (реализуется высказываниями со словами, содержащими семы «обида», «жалость», «сочувствие», «соболезнование» и под. в структурах их значений).
Необходимо признать, что тактики одобрения (положительная оценка действий, событий, идей) и похвалы (положительная оценка человека) – явление редкое в интернет- ах к новостным статьям, поскольку новостные статьи, несущие положительную информацию, скорее исключение, чем правило. В частности, мы видим пример реализации этих тактик в
ах к новостной статье «Юный гений из Костромы сдал ЕГЭ на 400 баллов», 25.07.2020:
[4] вау, мо-ло-дец пацан!
[5] молодец, это верно.
Выражая похвалу, пользователи взаимодействуют друг с другом (на что
указывает наречие верно), образуя группу поддержки объекта похвалы.
Как показал анализ, тактика демонстрации чувств связана с эксплицитной номинацией авторами ов положительных чувств, вызванных фактами,
изложенными в новостной статье; тактика позитивной генерализации направлена на перенесение успехов одного человека или группы людей на более широкий круг лиц или на все общество; тактика благодарности связана с выражением благодарности людям-героям новостных сообщений, совершившим добрые поступки; тактика оптимизма позволяет авторам
ов выразить надежду на благоприятное развитие ситуации, описанной в новостной статье; тактика пожелания связана с выражением желания, чтобы ситуация, описываемая в сообщении, складывалась благоприятно для её участников; тактика эмпатии предполагает поддержку людей, попавших в неприятную ситуацию или беду.
Так, например, победа наших школьников на олимпиаде по биологии, отмеченная в статье «Российские школьники выиграли Международную олимпиаду по биологии», 24.08.2020, послужила стимулом для реализации авторами ов тактики позитивной генерализации, а именно дала им возможность похвалить всех российских детей за ежедневные победы и высокие интеллектуальные способности:
[6] Каждый день наши дети что-то выигрывают!
[7] У нас самые умные дети!
А тактика эмпатии ярко представлена в ах к статье «Россиянка
выжила, проспав свой рейс FZ-981 из-за дня рождения», 19.03.2018, в которой сообщалось о гибели всех пассажиров и экипажа:
[8] Приношу искреннее соболезнования родственникам и близким погибших. Держитесь, наши сердца с вами!
[9]Выражаю соболезнование всем родственникам погибших – пусть земля будет им пухом.
Тактика реализована обычными для данной ситуации средствами (фразеологизированное высказывание со словом соболезнование, фразеологизм пусть земля им будет пухом, фразеологизированное высказывание Держитесь, наши сердца с вами!, призывающее родных и близких погибших к стойкости и выражающее эмпатию).
Проблемно-центрическая стратегия позитивного реагирования
представлена тактиками позитивного вывода (реализуется с помощью высказываний, содержащих вывод о позитивных тенденциях в обществе) и конструктивного предложения (реализуется с помощью высказываний,
предлагающих распространить положительный опыт или инициативу, описанные в новостном сообщении).
Например, в ах к статье «Ростовчанка похудела на 50 кг и выиграла конкурс «Mrs Universal» в Турции», 08.05.2018, авторы ов используют тактику позитивного вывода, приходя к заключению, что полные женщины могут быть не менее красивы, чем дамы c идеальным весом:
[10] Правильно говорят – красоты должно быть много. И между прочим – мужчины любят только таких женщин-пухленьких пышечек.
Топикально-центрическая стратегия негативного реагирования
представлена тактиками неодобрения (реализуется с помощью высказываний, указывающих на отсутствие актуальности новостной статьи, на представление в ней не имеющей общественного значения или бессодержательной информации, на нецелесообразность её публикации), указания на ошибку (реализуется с помощью высказываний, в которых отмечаются ошибки, искажающие информацию), угрозы (реализуется с помощью высказываний, содержащих обещание совершить неприятные для редакции действия в случае невыполнения требований автора а).
Так, например, тактика мменте к статье «Долговая история: пермячка взяла микрозаем и потеряла дом», 26.08.2020, автор которого отрицает общественную значимость темы статьи. При этом он предлагает альтернативную тему:
[11] Вместо этой статьи лучше бы коррупцию освещали.
Тактика угрозы в адрес редакции мменте к новостной статье «Из Ростова, возможно, скоро будем летать стоя», 20.04.2018, о закупке авиакомпаниями «стоячих» кресел с целью удешевления билетов:
[12]Уважаемая редакция! Если не опубликуете опровержение этой перепечатки канала “Дождь”, мы обратимся в Ростовкомнадзор.
Контент-центрическая стратегия негативного реагирования
представлена тактиками неодобрения и демонстрации чувств (реализуется с помощью лексем, номинирующих отрицательные эмоции); разоблачения (реализуется с помощью вопросов об истинной цели сообщения и высказываний с лексемой «пропаганда», указывающих на эту цель, а также лексем с семами «обман», «нереальность» в структурах их значений); дискредитации (реализуется с помощью отрицательных высказываний и высказываний, содержащих междометия, лексемы, в том числе просторечия,
фразеологизированные сочетания с семами «малозначительность», «пренебрежение»); злорадства (реализуются с помощью высказываний, выражающих радость по поводу чужой беды); злопожелания и утрирования (реализуется с помощью высказываний, содержащих пожелание о том, чтобы чужая беда имела ещё большие масштабы и неприятные последствия для участников событий); сожаления (реализуется с помощью высказываний, выражающих сожаление по поводу удачи других людей); сарказма (реализуется с помощью антифразиса, выражающего псевдопохвалу, псевдопоздравление и т. д.); возмущения (реализуется с помощью, как правило, восклицательных и вопросительных высказываний с жаргонизмами, просторечиями, устойчивыми сочетаниями, фразеологизмами); антиэмпатии (реализуется с помощью подчёркивающих отсутствие сочувствия отрицательных высказываний с лексемами, содержащими семы «обида», «жалость», «сочувствие» в структурах их значений); обвинения (реализуется с помощью высказываний, выражающих обвинение, и побудительных высказываний, указывающих на полезные действия, которые не совершаются, на контрасте с теми, которые были совершены); оскорбления (реализуется с помощью высказываний с инвективами).
Так, в нашей картотеке есть примеры сочетания тактик злопожелания и утрирования в ах к статье «Это политика, – Путин о жестоком решении WADA по российскому спорту», 10.12.2019, авторы которых, используя лексические единицы, содержащие в структурах значений семы «вечность» и «тотальность», подчёркивают, что их радость по поводу отстранения наших спортсменов от участия в Олимпиадах и Чемпионатах на четыре года была бы ещё большей, если бы отстранение носило не временный, а постоянный характер:
[13] Отстранили бы навсегда, до конца нашей эры!
[14]Только надо было полностью отстранить, без возможности участия вообще!
В ах к этой статье представлена и тактика антиэмпатии. Авторы ов подчёркивают, что не испытывают сочувствия к нашим
спортсменам, считая их виновниками ситуации:
[15] Спортсмены не подавали иски в суды, думали что пронесёт, ан нет
не пронесло! Никого из них не жаль, ну нет у них воли к победе, нет! 22

Проблемно-центрическая стратегия негативного реагирования
представлена тактиками негативного вывода (реализуется с помощью высказываний, содержащих вывод о негативных тенденциях в обществе) и деструктивного предложения (реализуется с помощью высказываний, содержащих призывы к принятию различных, часто невыполнимых радикальных мер по отношению к кому/чему-либо).
В частности, в приводимом ниже примере представлена тактика негативного вывода. Поводом для неё послужила статья «Москвич выиграл в лотерею почти 300 миллионов рублей», 16.09.2019, которая дала возможность комментаторам сделать вывод о привилегированности Москвы по сравнению со всей Россией:
[16] Вот опять всё москвичам.
Использование тактики деструктивного вывода мы наблюдаем в
ах к новостной статье «Дорого, богато: где в Самаре продаются роскошные особняки и как они выглядят», 11.07.2019, о стоимости и интерьере домов богатых людей, которое вызвало негодование со стороны авторов
ов, предлагающих принять радикальные меры по отношению к владельцам особняков:
[17] Неплохо бы проверить, откуда взялись средства на такие дома. А потом – дома конфисковать и отдать под детские учреждения.
Персонные стратегии текстопорождения – это стратегии, в которых стимулом для а одного коммуниканта является другого. Их можно разделить на две основные стратегии: стратегию кооперации и стратегию конфронтации.
Стратегия кооперации предполагает, что пользователь разделяет мнение и эмоции (как позитивные, так и негативные) другого коммуниканта. Она включает тактики согласия (реализуется с помощью высказываний с лексемами с семами «поддержка» и «согласие» в структуре их значений, а также средствами субъективной модальности со значением уверенности); положительной оценки (реализуется высказываниями с лексемами положительной коннотации); акцентированной вежливости (реализуется с помощью этикетных клише); дополнения и уточнения (реализуется с помощью высказываний, дополняющих и уточняющих исходное); шутки (реализуется с помощью шутливых высказываний с возможным указанием, что это именно шутка); сарказма (направленного на внешний объект) и самопрезентации
23

(реализуется высказываниями, содержащими насмешку, авторы которых пытаются продемонстрировать свое остроумие).
При реализации данных тактик авторы ов нередко образуют коалиции, что типично, например, для тактики дополнения и уточнения, реализуя которую коммуникант дополняет разделяемое им мнение новыми деталями, как бы продолжая выказывания предыдущих коммуникантов. Само по себе мнение при этом может быть весьма негативным, но отношения между коммуникантами носят кооперативный характер. Мы наблюдаем это, например, в ах-реакции на мнение одного из коммуникантов о том, что у М. Ефремова, героя сообщения «Михаил Ефремов, обвиняемый в смертельном ДТП, в суде признал вину», 03.09.2020, закончились деньги, так как все они ушли на оплату работы его адвоката Эльмана Пашаева:
[18] Всё у Пашаева
ОТВЕТЫ: 1. Теперь Пашаев себе купит золотой самокат.
2. Они и должны быть у него, Пашаев решала. 3. с золотым унитазом на этом же самокате. 4. самолёт хотели сказать)))
Коалиции характерны и для тактики саморепрезентации, при реализации которой авторы ов соревнуются в остроумии. Такое же соревнование мы наблюдаем в коалиции, стимулом для появления которой явилось саркастичное замечание одного из участников сообщения «Греция разрешила въезд в страну до 500 россиян в неделю с 7 сентября», 03.09.2020:
[19] Щас когортами по 500 выстроимся, и поехали в Грецию. ОТВЕТЫ: 1. Первая пятёрка пошла.
2. Кто крайний в Грецию?
3. Надо как магазине, не 500, а 499 :))) 4. Ага, и касса не более 5 покупок)))
Стратегия конфронтации, используемая интернет-пользователями, не разделяющими мнение других коммуникантов и различными способами выражающими своё несогласие с ними, представлена тактиками опровержения и критики (реализуются с помощью отрицательных высказываний, высказываний с антонимами, вопросов и высказываний, эксплицитно указывающих на ошибочность мнения другого комментатора); сопоставления (реализуется с помощью высказываний с антонимами, вопросительных высказываний с имплицитным отрицанием, междометий, выражающих
недоверие); дискредитации (реализуется с помощью вопросов, ставящих под сомнение положительные качества собеседника, устойчивого сочетания вотличие от вас, и высказываний, указывающих на безграмотность комментатора); доказательного прессинга (реализуется с помощью серии вопросов, позволяющих доказать ошибочность мнения другого комментатора); самозащиты (реализуется с помощью высказываний, выражающих согласие с обвинением, с последующим неприятным комментарием, а также высказываний, переадресующих оскорбление); упрёка и обвинения (реализуется с помощью высказываний, обвиняющих другого комментатора в неподобающем вербальном или невербальном поведении); оскорбления (реализуется с помощью высказываний с инвективами); шутки (реализуется с помощью шутливых высказываний в адрес другого комментатора с возможным указанием, что это именно шутка); сарказма (реализуется с помощью высказываний, содержащих насмешку над мнением другого комментатора); прерывания контакта (реализуется с помощью побудительных высказываний, междометий, фразеологизмов, имеющих целью заставить другого комментатора не высказывать своё мнение).
Так, в следующих примерах представлена тактика обвинения и упрёка, в реализации которой участвуют вопросительные высказывания с лексемами ненависть, ненавидеть, злость, указывающие на агрессию авторов ов, отсутствие у них эмпатии:
[20] Привлечь к уголовной ответственности всех лже свидетелей, за дачу ложных показаний и за возможную взятку со стороны Ефремова!!!
ОТВЕТ: Что такая ненависть к Ефремову? Впервые в России такое приключилось? Вы конкретно его ненавидите?
[21] Эти Яжематери уже достали: куда не плюнь – попадёшь!
ОТВЕТ: Почему у женщин столько злости?
В рамках стратегии конфронтации также могут формироваться коалиции,
в частности, при реализации тактики оскорбления. Такая коалиция возникла, например, при обсуждении мнения комментатора, давшего крайне негативную оценку героине сообщения «16-летняя девочка из Швеции выступила с научным докладом на Всемирном экономическом форуме в Давосе», 28.01.2019. Пользователи направили на этого комментатора свой гнев, воплощаемый в инвективах:
[21] А чем ещё заниматься толстой, некрасивой девочке? Только экологию защищать.. А потом “женится” на такой же неудачнице.
ОТВЕТЫ:
1. Что делают ночами никому не нужные зануды? Жениться им не грозит. Вот и пишут колкости в адрес человека, проживающего не среди мусорных свалок!))
2. Вы разлагающейся отход этого мира, поэтому столько в вас негатива)
3.Действительно, круто писать когда ты аноним, легко кого-то оскорблять когда сам урод и абсолютное ничтожество! Вы просто мусор, который загрязняет эту планету).
4. Только глупец мог такое написать!
Примеры показывают, что в реализации тактики оскорбления участвуют как традиционные инвективы с разной степенью экспрессивности («глупец», «урод» и др.), так и индивидуально-авторские (разлагающейся отход этого мира).
В заключении подводятся итоги проведённого исследования. В работе обосновано положение о полилогическом характере и самостоятельном статусе жанра коммента, к изучению которого может быть применён стратегический подход. В процессе анализа эмпирического материала выделены две текстовые стратегии текстопорождения (стимул – текст сообщения): стратегии позитивного и негативного реагирования, каждая из которых подразделяется на три более частные стратегии: топикально-центрическую, контент- центрическую и проблемно-центрическую. К персонным стратегиям
– коммент другого пользователя) были отнесены стратегия кооперации и стратегия конфронтации. В работе показано, что при реализации текстовых и персонных стратегий с присущими им тактиками комментаторы образуют коалиции, типичные для
полилогического общения. Перспективу дальнейшего
фактическом материале, а также их анализе с позиций лингвокультурологии и лингвистической конфликтологии в целях описания их национально- специфических особенностей и выявления эффективных стратегий
26

деинтенсификации конфронтации, возникающей в

Жизнь человека представляет собой непрерывный процесс общения, опосредованный языком, а в современном мире ещё и интернет- технологиями. Интернет является инновационной коммуникативной средой, в которой претерпевают изменение традиционные речевые жанры и появляются новые, ранее не существовавшие. К числу новых жанров относится особый устно-письменный жанр интернет-комментария (ко́ммента) к новостным статьям, в котором характеристики интернет- коммуникации проявляются особенно ярко. Это обусловлено тем, что новостные статьи привлекают внимание широкой аудитории и являются стимулом к дискуссии, которая ведётся с применением широкого спектра стратегий и тактик.
Несмотря на то, что интерес к жанру ко́ммента значительно возрос за последние пять лет, его прагмалингвистические особенности, предполага- ющие выявление целей участников ситуации комментирования и способов достижения этих целей, требуют дальнейшего изучения. На данный момент не разработана единая исчерпывающая классификация стратегий и тактик, характерных для ситуации комментирования новостной статьи неполитического характера, которая бы принимала во внимание как стратегии, порождённые текстом-стимулом, так и стратегии, стимулом для которых выступает комментарий другого пользователя. Подобная классификация представляет интерес как для углубления представлений о специфике интернет-коммуникации, так и для выработки эффективных приёмов деинтенсификации конфронтации в рамках полилога, формируемого комментариями пользователей.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена: – приоритетностью таких направлений научных исследований, как теория коммуникации, прагма- и интернет-лингвистика, а также виртуальное жанроведение;
– потребностью в обосновании самостоятельного статуса жанра ко́ммента к новостной статье;
– возрастающим интересом лингвистов к изучению специфики интернет-опосредованного общения;
–потребностью в выработке таксономии стратегий и тактик, реализуемых в ситуации комментирования неполитической новостной статьи.
Степень разработанности проблемы. Исследованием интернет- коммуникации как нового вида взаимодействия людей в особой коммуникативной среде – сети Интернет – занимаются сегодня многие исследователи. Так, Т. Н. Колокольцева (2011) предлагает классификацию форм данной коммуникации, Г. А. Воробьёв (2007) и А. А. Селютин (2009) анализируют причины участия людей в общении в Интернете и рассматривают реализуемые ими цели, Э. Г. Куликова (2017) уделяет внимание паралингвистической стороне общения в Сети, Н. А. Ахренова (2009), Н.И.Бадмаева (2014), Л.В.Баева (2014), Е.Н.Галичкина (2001), О. И. Елхова (2010), Д. Кристал (2002), О. В. Лутовинова (2009) и др. выявляют типологические признаки коммуникации в сети Интернет, сопоставляя её с коммуникацией, не опосредованной интернетом. Одним из этих признаков выступает разнообразие дискурсивных и жанровых воплощений (интердискурсивность), которому посвящены работы Е. И. Горошко (2007), А. В. Зеленовской (2014), Н. В. Кузнецовой (2008) и И. Г. Сидоровой (2014).
К числу интернет-жанров исследователи интернет-коммуникации относят, в частности, жанр комментариев пользователей к новостным статьям. Особенности этого жанра описаны в работах С. Г. Агаповой (2016), М. В. Зубаревой (2013), с. В. Ивановой (2013), Н. Б. Рогачёвой (2011) и др. Проводя классификацию комментариев, Л.Н.Степанова (2013) выделяет наряду с комментарием-толкованием и комментарием-рассуждением особый тип комментария – ко́ ммент, предполагающий дискуссию интернет- коммуникантов с автором сообщения и друг с другом. Хотя некоторые учёные рассматривают данный жанр как субжанр в составе гибридного жанра интерактивной новостной статьи (И. Брюс (2010), Н. И. Клушина (2018), Н. В. Смирнова (2015) и др.), более аргументированной представляется точка зрения о самостоятельном статусе жанра ко́ммента, представленная в работах Е. А. Вежновец (2016), М. Р. Желтухиной (2017), с. М. Карпоян (2014) и др., и учитывающая значимые для характеристики жанра медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико- языковые параметры, отмечаемые Л. Ю. Щипициной и описанные в работах Е. Н. Василенко (2019), Е. Ч. Дахалаевой (2014), Л. В. Кудриной (2019), А. А. Никитенко (2009), И. Р. Танабаевой (2017) и др.
Учёт этих параметров позволяет учёным рассматривать жанр ко́мментов как полилог (М. Данкан (2020), Н. Н. Кошкарова (2015), В. А. Митягина (2019) и др.), представляющий собой форму коммуникации, качественно отличную от диалога, в том числе с прагмалингвистической точки зрения (работы Н.Б.Боевой-Омелечко (2016), Г.Г.Кларка (1986), Т. Б. Карлсона (1986), М. Г. Науменко (2016), Ф. Хундснуршера (1998) и др.).
Особый интерес представляют для нас работы С. Ш. Гадировой (2018), Н. А. Дзараевой (2017), с. Ж. Ергалиевой (2018), В. В. Катерминой (2019), Е. И. Кокконен (2019), с. Г. Носовец (2018), И. В. Савельевой (2013), О. А. Усачёвой (2015), применяющих стратегический подход к изучению интернет-комментариев и выделяющих, в частности, текстовые и персонные стратегии текстопорождения. Непосредственно стратегиям и тактикам участников интернет-полилога посвящена статья О. А. Быковой (2018). Однако данная проблема нуждается в дальнейшем изучении в приложении к интернет-полилогу, стимулом которого является новостная статья неполитического характера, поскольку в большинстве существующих работ в центре внимания находились комментарии к политическим статьям с соответствующими тематическими ограничениями, влияющими на выбор тактик, реализующих стратегии.
Объектом исследования выступает жанр интернет-ко́ ммента к неполитическим новостным статьям и откликам на них.
Предметом исследования являются прагмалингвистические особенности жанра интернет-ко́ ммента с акцентом на стратегиях текстопорождения.
Цель исследования состоит в выявлении прагмалингвистических особенностей жанра интернет-ко́ ммента к неполитическим новостным статьям и откликам на них.
Достижение цели предполагает решение следующих задач.
1. Уточнить определение понятия «жанр интернет-ко́ммента».
2. Выделить базовые стратегии текстопорождения интернет-ко́мментов
к неполитической новостной статье с учётом стимула для комментария.
3. Установить текстовые стратегии текстопорождения в жанре
интернет-ко́ммента.
4.Выявить тактики, характерные для текстовых стратегий тексто-
порождения в жанре интернет-ко́ммента.
5. Установить персонные стратегии текстопорождения в жанре
интернет-ко́ ммента.
6. Выявить тактики, характерные для персонных стратегий
текстопорождения в жанре интернет-ко́ммента.
В качестве фактического материала были использованы
неполитические новостные статьи и комментарии к ним, размещённые на новостных порталах различных регионов России, таких как: Комсомольская правда, Эхо Москвы, Иносми, Коммерсантъ, Русская весна, Фонтанка.ру, Большой Ростов, Яндекс.Новости, а также новостные сайты сети городских порталов Shkulev Media Holding и др. Объём выборки составил 100 новостных статей из разделов, неотносящихся к политике (таких, как: Образование, Наука, Культура, Спорт, Семья, Звёзды и др.), за период с 2017 по 2021 гг. Единицей анализа послужили сопровождающие новостные статьи комментарии интернет – пользователей общим количеством 13 223 высказывания (Приложение А). В приведенных в настоящей работе примерах из 66 источников авторская орфография и пунктуация комментаторов сохранены.
Методы исследования. В рамках выявления прагмалингвистических особенностей жанра интернет-ко́ ммента были применены общенаучные методы наблюдения и описания, а также ряд лингвистических: дефиниционный анализ (для выявления содержания значимых для работы понятий), прагмалингвистический анализ (для разработки классификации речевых стратегий и тактик, используемых интернет -комментаторами), контекстологический и семный анализ (для описания специфики языковых средств, участвующих в реализации выделенных стратегий и тактик).
Методологическую базу исследования составили доказанные в лингвистике положения об интерактивном характере коммуникации, в том числе в сети Интернет, о возможности выделения жанра интернет-ко́ммента как особого вида комментирования, о целесообразности применения стратегического подхода для изучения особенностей взаимодействия интернет-пользователей в данном коммуникативном пространстве.
Теоретическая база настоящего исследования представлена трудами как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвящёнными таким проблемам как:
– сущность понятия «коммуникация» и модели коммуникации: Р. Брэддок (1958), М. Ю. Лотман (2000), К. Шеннон (1948), У. Шрамм (1974), p. Якобсон (1985);
– особенности интернет-коммуникации как новой формы взаимодействия людей: Н. А. Ахренова (2009), Л. В. Баева (2014), Е. Н. Галичкина (2001; 2004), Д. Кристалл (2002), Т. Н. Колокольцева (2011; 2014), О.В.Лутовинова (2009), В.О.Микрюков (2010), Л.Ю.Щипицина (2009; 2011; 2015);
– типологические признаки жанра интернет-комментариев: С. Г.Агапова (2015; 2016), Е.А.Вежновец (2016), М.В.Зубарева (2013), с. В. Иванова (2013), с. М. Карпоян (2011; 2014), Н. Б. Рогачева (2011), Л. Н. Степанова (2013);
– своеобразие полилога как формы коммуникации: Н. Б. Боева- Омелечко (2016), Т.Г.Винокур (1993), Т.Б.Карлсон (1986), Г.Г.Кларк (1986), с. Л. Круглова (1997), М. Г. Науменко (2016), Г. Я. Солганик (2014), Ф. Хундснуршер (1998);
– классификация речевых стратегий: О. С. Иссерс (2008), Т. В. Ларина (2018), Д. А. Ляшенко (2019), Т. В. Матвеева (2003), В. Ю. Меликян (2019);
– стратегический подход к интернет-полилогу, образованному комментариями пользователей: О. А. Быкова (2018), с. Ш. Гадирова (2018), В. А. Гридасова (2018), Н. А. Дзараева (2017), с. Ж. Ергалиева (2018), В. В. Катермина (2019), Е. И. Кокконен (2019), с. Г. Носовец (2018), И. В. Савельева (2013; 2017; 2019).
Гипотеза предлагаемого исследования может быть сформулирована следующим образом. Жанр интернет-ко́ммента к неполитической новостной статье представляет собой виртуальный полилог, участники которого реализуют текстовые и персонные стратегии текстопорождения посредством определенного набора тактик, детерминированных особенностями данного жанра и спецификой полилогического интернет-общения.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые детализировано представлено определение жанра интернет -ко́ ммента, осуществлена таксономия стратегий текстопорождения в рамках рассматриваемого жанра с учётом стимула для комментария, предложены их названия и дефиниции. Установлено наличие контрастных стратегий негативного и позитивного реагирования в рамках текстовой стратегии текстопорождения и стратегий кооперации и конфронтации в рамках персонной стратегии текстопорождения. В процессе прагмалингвистического анализа неполитических новостных статей и комментариев к ним выявлен комплекс тактик, реализующих эти стратегии, обосновано положение о формировании коалиций в рамках полилога, образуемого комментариями, и выявлены тактики, для которых характерно возникновение подобных коалиций.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что её материалы и основные результаты вносят вклад в теорию коммуникации, расширяя представления о новой коммуникативной среде, уточняя статус жанра ко́ммента и предлагая таксономию стратегий и тактик, реализуемых в ситуации комментирования новостной статьи неполитического характера в интернет-коммуникации, а также в дальнейшую разработку интернет- лингвистики и виртуального жанроведения.
Практическая ценность данного исследования определяется возможностью использования его материалов в вузовских курсах лексикологии, стилистики и прагмалингвистики, в элективном курсе по теории коммуникации, при написании выпускных квалификационных работ различного уровня.
На защиту выносятся следующие положения работы:
1. Жанр интернет-ко́ ммента – это особый вид комментирования, представляющий собой виртуальный полилог, участниками которого являются рядовые интернет-пользователи, дающие спонтанную субъективную оценочную интерпретацию новостной статьи или комментариев к ней других пользователей.
2.С учётом стимула для комментария стратегии, используемые авторами комментариев, можно разделить на две группы: текстовую стратегию текстопорождения, связанную с исходным текстом-стимулом, и персонную стратегию текстопорождения, когда коммуникант комментирует реплику другого коммуниканта, часто при этом отдаляясь от текста-стимула. 3. Текстовые стратегии текстопорождения в жанре интернет-ко́ммента представлены стратегией позитивного реагирования, когда новостная статья вызывает положительные эмоции и добрые чувства у коммуниканта в связи с её актуальностью, значимостью и/или сообщением о фактах, которые нравятся пользователю, соответствуют его системе ценностей, вызывают эмпатию, и стратегией негативного реагирования, когда коммуникант выражает отрицательные эмоции по поводу отсутствия актуальности в новостной статье и/или по поводу факта, содержащегося в нём. Каждая из этих стратегий в свою очередь может быть реализована следующими тремя более частными стратегиями: топикально-центрической, предполагающей оценку актуальности и значимости новостной статьи; контент-центрической, связанной с восприятием содержащейся в новостной статье информации о ситуации и её участниках; проблемно-центрической, сосредоточенной на обсуждении круга проблем, взаимосвязанных со статьёй.
4. Топикально-центрическая стратегия позитивного реагирования в жанре ко́ммента реализуется с помощью тактик одобрения, благодарности и демонстрации чувств. Контент-центрическая стратегия позитивного реагирования представлена тактиками одобрения, похвалы, демонстрации чувств, позитивной генерализации, благодарности, оптимизма, пожелания, эмпатии. Проблемно-центрическая стратегия позитивного реагирования осуществляется посредством тактик позитивного вывода и конструктивного предложения. Топикально-центрическая стратегия негативного реагирования в жанре ко́ммента реализуется с помощью тактик неодобрения, указания на ошибку, угрозы. Контент-центрическая стратегия негативного реагирования представлена тактиками неодобрения, демонстрации чувств, разоблачения, дискредитации, злорадства, злопожелания, утрирования, сарказма, сожаления, возмущения, антиэмпатии, обвинения, оскорбления. Проблемно- центрическая стратегия негативного реагирования реализуется с помощью тактик негативного вывода и деструктивного предложения. 5. Персонные стратегии текстопорождения в жанре интернет-ко́ммента могут быть подразделены на стратегию кооперации, предполагающую, что пользователь разделяет мнение и эмоции (как позитивные, так и негативные) других коммуникантов и старается сделать общение бесконфликтным, приятным, и стратегию конфронтации, используемую интернет – пользователями, не разделяющими мнение других коммуникантов и выражающими различными способами своё несогласие с ними.
6. Стратегия кооперации в жанре интернет-ко́ммента реализуется при помощи тактик согласия, одобрения, акцентированной вежливости, дополнения и уточнения, сарказма (направленного на внешний объект), шутки, самопрезентации. Стратегия конфронтации в жанре ко́ ммента реализуется с помощью тактик опровержения, сопоставления, дискредитации, доказательного прессинга, самозащиты, упрёка и обвинения, оскорбления, сарказма, прерывания контакта.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается адекватностью методологии, на базе которой производился анализ эмпирического материала, опорой на авторитетные научные источники в области изучения интернет-коммуникации, жанра ко́ ммента и речевых стратегий и тактик, соответствием исходных теоретических положений пути последовательного подтверждения гипотезы исследования, логичностью изложения, соблюдаемой в авторском метатексте, а также наличием репрезентативного объёма фактического материала.
Апробация работы. Материалы, результаты и выводы диссертации представлены в докладах на V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» и ХI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием “Current Issues in Modern Linguistics and Humanities”, отражены в восьми публикациях, пять из которых опубликованы в журналах, входящих в перечень ВАК.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (201 наименование), списка словарей (17 наименований), перечня упомянутых в работе источников эмпирического материала (66 именований) и двух приложений.
Во введении обоснована актуальность работы, представлены материал, а также объект, методы, цель и задачи и исследования.
В первой главе «Интернет-комментарии к новостным статьям как виртуальный полилог» рассматриваются основные понятия теории коммуникации и интернет-лингвистики, описываются типологические признаки жанра ко́ммента. Во второй главе «Коммуникативные стратегии участников обсуждения неполитической новостной статьи в жанре интернет-коммента» раскрываются основные понятия прагмалингвистики. осуществляется описание стратегий и тактик, типичных для ситуации комментирования в интернет-коммуникации.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования.
В приложениях даны: обработанная выборка новостных статей с указанием количества комментариев интернет -пользователей; схема- указатель стратегий и тактик, описанных в работе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Диалог как форма виртуальной коммуникации
    С. Г. Агапова, А. В. Полоян // Гуманитарные и социальные науки. – 2– No – С. 32–41 (0,6/0,3 п.л.).Полоян, А. В. Интернет-дискурс: основные жанры и особенности их исследования / С. Г. Агапова, А. В. Полоян // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2– No – С. 52–58 (0,5/0,25 п.л.).
    Полилог в интернет-дискурсе: коммуникативно-прагматический аспект (на материале новостных сообщений и комментариев к ним)
    А. В. Полоян // Гуманитарные и социальные науки. – 2– No – С. 232–243 (0,6 п.л.).
    О некоторых лексико-грамматических особенностях языка социальных сетей
    А.В.Полоян // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2– No – С. 131–137 (0,45 п.л.).
    Социальные сети как средство организации самостоятельной работы студентов
    А. В. Полоян // Экономические, экологические и социальные проблемы угольных регионов СНГ: сборник VII международной научно-практической конференции (Краснодон, 26 мая 2014 г.). – Краснодон, Украина : Изд-во Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля, 2– С. 239–241 (0,4 п.л.).27
    Генеральный интернет-корпус русского языка (ГИКРЯ) как средство изучения социальных медиа
    А. В. Полоян // Интеллектуальные технологии и методы компьютерной лингвистики в продвижении региона, бизнеса и образования: материалы научно-практической конференции (Ростов- на-Дону, май 2016 г.) – Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2– С. 5–8 (0,3 п.л.).Полоян, А. В. Популярные зарубежные интернет-ресурсы как отражение языковой культуры и менталитета / Н. Р. Гурьева, А. В. Полоян // Гуманитарный вестник. – 2– No 7 (2). – Горловка: Изд-во Горловского института иностранных языков, 2– С. 93–98 (0,35/0,17 п.л.).
    Интернет-мемы в коммуникативных технологиях цифровой рекламы: прагматический аспект
    А. В. Полоян // Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде: сборник материалов V международной научно-практической конференции (Волгоград, 06–08 декабря 2018 г.). – Волгоград: Перемена, 2– С. 274–275 (0,2 п.л.).Полоян, А. В. Интернет-мемы в медиадискурсе / С. Г. Агапова, А. В. Полоян // Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик: коллективная монография. – Москва-Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2– С. 149–161 (0,8/0,4 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»