Снижение концентрации оксидов азота в отработавших газах водородного двигателя, работающего на обедненной смеси

Чжан Цытянь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВОДОРОДНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ
1.1. Актуальность использования водорода в качестве топлива в ДВС
1.2. Особенности рабочего процесса водородного двигателя
1.3. Краткий анализ работ по методам уменьшения количества
образования NOx в камере сгорания водородных двигателей
Выводы по главе 1. Цель и задачи диссертационной работы
ГЛАВА 2
D-МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНУТРИЦИЛИНДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ВОДОРОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ С ВНЕШНИМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕМ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ
ЗАЖИГАНИЕМ
2.1. Модель процессов турбулентного переноса, основанная на фундаментальных уравнениях Навье – Стокса, записанных в форме Рейнольдса
2.2. Модель турбулентности
2.3. Модель сгорания
2.4. Модель образования оксидов азота NOx
2.5. Краткое описание метода численной реализации 3D-математической модели
2.6. Генерация расчетной сетки
2.7. Верификация математической модели с применением полученных экспериментальных данных
2.7.1. Подготовка верификации модели рабочего процесса
водородного двигателя
2.7.2. Результаты верификации математической модели рабочего
процесса водородного двигателя
Стр
3
Стр. Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДОРОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА
ОБЕДНЕННОЙ СМЕСИ
3.1. Краткая характеристика экспериментального водородного
двигателя
3.2. Краткое описание и принцип работы экспериментальной установки
для исследования опытного водородного двигателя
3.3. Результаты индицирования водородного двигателя
3.4. Аномальные процессы сгорания в водородном двигателе
3.4.1. Воспламенение свежего заряда на такте впуска
3.4.2. Детонации подобное сгорание
3.4.3. Калильное зажигание (преждевременное воспламенение)
3.5. Результаты экспериментального исследования эффективных и экологических показателей водородного двигателя
Выводы по главе 3
ГЛАВА 4. СНИЖЕНИЕ ЭМИССИИ ОКСИДОВ АЗОТА В ВОДОРОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОГ
4.1. Особенности рециркуляции отработавших газов (РОГ) в водородном двигателе
4.2. Особенности определения степени РОГ на экспериментальном водородном двигателе
4.3. Результаты исследования влияния РОГ на образование оксидов азота
в водородном двигателе методами натурных и численных
экспериментов
4.4. Влияние степени РОГ на индикаторные показатели водородного двигателя
4.5. Влияние степени РОГ образование оксидов азота в камере сгорания водородного двигателя

4
Стр
.6. Влияние степени РОГ на локальных образованиях оксидов азота в
камере сгорания водородного двигателя, работающего на обедненной смеси
Выводы по главе 4
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Во введении обоснована актуальность проведения работ, направленных на
снижение концентрации оксидов азота в отработавших газах водородного двига-
теля, работающего на обедненной смеси. Обоснована актуальность, научная но-
визна и практическая ценность работы, дана общая характеристика диссертации.
В первой главе диссертации проведен анализ работ, посвященных пробле-
мам снижения концентрации оксидов азота в отработавших газах водородного
двигателя. Отмечена актуальность использования водорода в качестве топлива в
ДВС. Рассмотрены особенности рабочего процесса водородного двигателя с
внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием. Проанализиро-
ваны работы по методам уменьшения количества образования NOx в камере сго-
рания водородных двигателей. Перспективность работ, направленных на сниже-
ние концентрации оксидов азота в отработавших газах водородного двигателя
путем совершенствования процесса сгорания, обоснована в трудах И.Л. Варшав-
ского, А.И. Мищенко, Ю.В. Галышева, Е.А. Федянова, Р.З. Кавтарадзе, В.А.
Маркова, Д.О. Онищенко, А.А. Зеленцова, G. Woschni, K. Zeilinger, H. Rotten-
gruber, S. Baigang, L. Fushui, J. Heywood, J.W. Heffel, T. Shudo, S. Verhelst и ряда
других. На основе проведенного анализа работ по данной тематике была постав-
лена цель диссертационной работы и определены задачи, решение которых необ-
ходимо для ее достижения (см. выше).
Вторая глава посвящена выбору математической модели внутрицилиндро-
вых процессов в водородном двигателе с внешним смесеобразованием и прину-
дительным зажиганием. Дифференциальные уравнения в частных производных,
с помощью которых описываются физические процессы переноса массы, коли-
чества движении и энергии, представим в виде обобщенного закона сохранения,
выраженного обобщенным дифференциальным уравнением:

(ρΦ ) + div ρ WΦ  = div(ΓΦ gradΦ ) + S Φ

∂τ(1)
где Φ – произвольная зависимая переменная, ГΦ – коэффициент диффузии, SΦ –
источниковый член, который в общем случае можно представить как разность
генерации SΦg и аннигиляции SΦa потоков, т.е. SΦ= SΦg-SΦa. Конкретный вид ГΦ и
SΦ, а также SΦg и SΦa, зависит от смысла переменной Φ (Таблица 1).
При подстановке соответствующих членов в обобщенное уравнение (1) по-
лучается система уравнений трехмерного нестационарного переноса (уравнения
Навье-Стокса, энергии, неразрывности и диффузии), которая после осреднения
по методу Фавра (A. Favre) принимает форму Рейнольдса. Для замыкания си-
стемы уравнения Рейнольдса былa использована k-ζ-f модели турбулентности,
предложенная К. Ханиаличом (K. Hanjalič) и др., дополняется уравнением эллип-
тической функции f П. Дурбина (P.A. Durbin), учитывающей пристеночную ани-
зотропию турбулентности. Чувствительность к виду ячейки и степени измельче-
ния сетки, характерная для модели турбулентности Дурбина, снижается и устой-
чивость численного решения улучшается, что особенно важно для расчета тур-
булентного переноса в камере сгорания поршневого двигателя.
Таблица 1.
Фундаментальных уравнениях Навье – Стокса
УРАВНЕНИЯ ПЕРЕНОСА, КАК ЧАСТНЫЕ
СЛУЧАИ ОБОБЩЕННОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ
∂
(ρΦ ) + ∂ ρW j Φ = ∂  ΓΦ ∂Φ  + S Φ
()
∂τ∂x j∂x j ∂x j 
Таблица 1. (продолжение)
Исход-DWi∂p∂   ∂Wi ∂W j 2 ∂Wk  
Φ = Wi ,ΓΦ = µ ,наяρ=Gi −+µ +− δ ij
формаDτ∂xi ∂x j   ∂x j∂xi 3∂xk  
∂p
S Φ = Gi −+ VµФорма____
 ______
______ 
∂xi__
DW i __ ∂ p∂  ∂ W i ∂ W j 2 ∂ W k  __ ‘ ‘ 
Рей-ρ=G i −+µ+−δ− ρ W i Wj
Dτ∂xi ∂x j  ∂x j∂xi∂xk 
ij
.нольдса

Уравнение
сохранения
_______
Новыеρ Wi ‘W j’ – тензор рейнольдсовых турбулентных напряжений,
количестванеиз-
движенияопределенный по пульсационным составляющим скорости;
вестные
(уравнение Навье
– Стокса)

 ______

__
 ∂W i ∂W j 2 ∂W k 
τ ij = µ +− δ ij- тензор вязких (турбулент-
 ∂x j∂xi3∂x k 

ных) напряжений, определенный по осредненным значе-
ниям компонент скорости.
λ∂p ∂∂  ∂T 
Φ = H , ΓΦ =,Исход-ρ
DH
= G jW j ++τ ijW j +λ(+)
cp
наяDτ∂τ ∂xi∂x j  ∂x j 
∂pформа∂q R j
S=
Φ+
∂τwr Qr +
∂∂x j
∂xi
(τ ijW j ) + G jW j + Форма
Рей- = ++� � +� − ′ ′ �
∂qR j
wr Qr +нольдса

∂x j+ +
Новая
Уравнение
неиз-__ _______
сохраненияс p ρ T ‘W j’ – турбулентный перенос энтальпии ρ с p T по-

вестная
энергиисредством флуктуации скорости W j ;

Φ =1 ,Исход-∂ρ ∂
ΓΦ = 0 ,
SΦ = 0 .ная+
∂τ ∂x j
( ρW j ) =
форма
Уравнение
Форма__
сохранения массы∂ρ∂ __ __ 
Рей-+ ρW j  =0
(неразрывности)∂τ ∂x j
нольдса
СlИсход- ∂C  •∂
Φ=,наяDDС
ρ ∂x  + m=
Dτ ∂x j
формаj 
ΓΦ = Dl ρ ,Форма
D С ∂  ∂ C _____ ___
____

Рей-‘

=D− C ‘
W+ m ,
Dτ ∂x j  ∂x j
j 
SΦ = ml .нольдса

УравнениеНоваяC W j – турбулентный диффузионный перенос массы ком-
‘ ‘

диффузиинеиз-понента, концентрация которого С, посредством флуктуа-
(концентрации)вестная
ции скорости W j .

Скорость процесса сгорания в данной работе определяется на основе рас-
ширенной модели когерентного пламени, известной под названием ECFM
(Extended Coherent Flame Model) – модель сгорания. В основе ECFM-модели сго-
рания лежит допущение о том, что характерный масштаб времени для химиче-
ских реакций намного меньше по сравнению с масштабом времени турбулент-
ности. При этом в ECFM-модели акцент делается на изменение площади фронта
пламени. Обычно эти модели применимы, как для условий с предварительным
смешиванием, так и без такового, так как основаны на концепции ламинарного
распространения пламени. Согласно этой концепции осредненные по всему
фронту пламени значения скорости и толщина фронта зависят только от давле-
ния, температуры и состава свежего заряда. На основе результатов численных и
натурных экспериментов были определены параметры инициализации модели.
Локальные образования оксидов азота в камере сгорания водородного дви-
гателя моделировались с использованием расширенного термического меха-
низма Я. Б. Зельдовича. Численная реализация модели осуществляется на основе
3D-CFD-кода FIRE, разработанного фирмой AVL List GmbH (версий 2017-2020
гг.). Ядро FIRE основано на численном методе контрольных объемов (МКО) с
использованием усовершенствованного алгоритма SIMPLE. С помощью САПР
Solid Works строится твердотельная трехмерная модель расчетной области (Ри-
сунок 1, а), соответствующая действительным размерам экспериментального во-
дородного двигателя. Построена подвижная сетка для сквозного расчета области
«система впуска-цилиндр-система выпуска» (Рисунок 1, б). В отдельных случаях
с целью экономии времени счета и компьютерных ресурсов моделируются
только внутрицилиндровые процессы без впуска и выпуска.

аб
Рисунок 1. Расчетная область экспериментального водородного двигателя: а –
твердотельная трехмерная модель; б – сетка для сквозного расчета области «Си-
стема впуска-цилиндр-система выпуска»
Особое внимание было уделено уточнению значений параметров для ини-
циализации модели вихревого движения в камере сгорания и для инициализации
модели сгорания. Определены значения начальных параметров и параметров
инициализации модели, обеспечивающих хорошее согласование между измене-
ниями расчетных и экспериментальных значений таких характерных параметров
внутрицилиндрового процесса, как давление (Рисунок 2, а, б), интегральное теп-
ловыделение (Рисунок 2, в) и скорость тепловыделения (Рисунок 2, г). Сравнение
с экспериментальными данными подтвердило адаптацию модели к особенно-
стям горения водорода.
Давление (МПа)
Давление (МПа)
4Эксп.4Эксп.
3Моде.3Моде.
11
-90 -60 -30 0 30 60 90 120
Угол поворота коленчатого-90 -60 -300 30 6090 120
вала (УПКВ) (°)УПКВ (°)
аб
тепловыделение
тепловыделения
Эксп.
Суммарное

(Дж/град.)
Скорость
60040Моде.
(Дж)

400Эксп.
Моде.20
-10 100
2030-100102030
УПКВ (°)УПКВ (°)
вг
Рисунок 2. Сопоставление экспериментальных и расчетных характерных парамет-
ров внутрицилиндрового процесса опытного водородного двигателя: а – давление
в цилиндре на режиме n=2000 мин-1, ɑв=1,67; б – давление в цилиндре на режиме
n=3000 мин-1, ɑв=1,64; в – тепловыделение в цилиндре на режиме n=2000 мин-1,
ɑв=1,67; г – скорость тепловыделения в цилиндре на режиме n=2000 мин-1, ɑв=1,67
В третьей главе приведены результаты экспериментальных исследований
водородного двигателя, работающего на обедненной смеси. Экспериментальные
исследования опытного водородного двигателя проводились при непосредствен-
ном участии автора диссертации на испытательном стенде в лаборатории Пекин-
ского технологического института (Рисунок 3), созданной специально для иссле-
дования водородных двигателей. Объектом исследований является водородный
двигатель с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием, со-
зданный на базе серийного, 4-цилиндрового, атмосферного ДВС с электронным,
многоточечным впрыскиванием во впускную систему. В Таблице 2 приведены
технические данные экспериментального водородного двигателя. Эксперимен-
тальный стенд (Рисунок 4) с исследуемым водородным двигателем оснащен из-
мерительной системой, позволяющей проведение всех необходимых и стандарт-
ных измерений таких параметров, как мощность и крутящий момент двигателя,
расход топлива, частота вращения коленчатого вала. На стенде также установ-
лены устройства для проведения специальных измерений, прежде всего, для ин-
дицирования двигателя и определения эмиссии оксидов азота.
Таблица 2.
Технические данные экспериментального водородного двигателя
ПараметрЗначениеПараметрЗначение
Число цилиндров4Диаметр цилиндра, D, мм86
Таблица 2. (продолжение)
Ход поршня, S, мм86Длина шатуна, l142, 8
Жид-
Степень сжатия, ε, -10Система охлаждения
костная
Номинальная мощность,Максимальный крутящий
60111
Ne, кВт (при частоте вра-момент, Мк, Н.м (при ча-
(5500)(4000)
щения n, мин-1)стоте вращения n, мин-1)

Рисунок 3. Общий вид эксперименталь-
ного стенда с водородным двигателем Рисунок 4. Схема экспериментального
стенда с водородным двигателем:
1 – Баллон с водородом; 2 – Электромагнитный запорный клапан; 3 – Первичный
редукционный клапан (15МПа/0,8МПа); 4 – Расходомер Кориолиса для водорода;
5 – Вторичный редукционный клапан (0,4~0,8 МПа); 6 – Водородная магистраль;
7 – Инжектор водорода; 8 – Датчик давления типа свечи зажигания Kistler 6117B;
9 – Датчик температуры отработавших газов; 10 – Датчик кислорода широкого
диапазона; 11 – Расходомер впускного воздуха; 12 – Ресивер (бак) для постоян-
ного давления; 13 – Аккумулятор; 14 – Датчик частоты вращения двигателя и по-
ложения (угла поворота) коленчатого вала (Kistler2613B); 15 – Электронный
дроссель; 16 – Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор; 17 – Трубопро-
вод системы РОГ; 18 – Канал отбора проб AVL-анализатора отработавших газов;
19 – Ручной клапан РОГ; 20 – Электронный блок управления (ЭБУ, ECU – Elec-
tronic Control Unit)
Индицирование экспериментального водородного двигателя осуществля-
лось во всем диапазоне изменения режимов его работы. На Рисунке 5 в качестве
примера даны индикаторные диаграммы для частот вращения коленчатого вала
n=2000 мин-1 (Рисунок 5, а) и n=5000 мин-1 (Рисунок 5, б).
На Рисунке 6 приведена внешняя скоростная характеристика водородного
двигателя, полученная при полностью открытом дросселе. Как видно, минималь-
ный удельный эффективный расход водорода ge min=87,24 г/(кВт·ч) достигается
при n=2500 мин-1, а максимальный ge max=98,4 г/(кВт·ч) – на режиме максималь-
ной мощности Ne=60,6 кВт при n=5500 мин-1. На режиме холостого хода удель-
ный расход водорода достигает 96 г/(кВт·ч).
Давление (МПа)
Давление (МПа)
33
11
-360 -240 -120 0 120 240 360 -360 -240 -120 0 120 240 360
УПКВ (°)УПКВ (°)
аб
Рисунок 5. Индикаторная диаграмма водородного двигателя: а – при n=5000
мин-1 (эффективная мощность Ne=51 кВт, крутящий момент Мк=97,4 Нм); б – при
n=2000 мин-1 (эффективная мощность Ne=20 кВт, крутящий момент Мк=94,85 Нм)

150Ne, кВтТеплофизические свойства водо-
рода, как моторного топлива, такие как:
Ne, кВт; ge

ge, г/(кВт•ч)
г/(кВт·ч)

100высокая скорость сгорания (скорость
ламинарного пламени в воздухе при р =
501.013 бар, t = 25°C и αв=1 при горении
водородно-воздушной смеси примерно
0в 6 раз выше по сравнению с метано-
1000 2000 3000 4000 5000воздушной (или бензино-воздушной)
n, мин-1
смесью); широкие концентрационные
Рисунок 6. Внешняя скоростная харак- пределы сгорания (α =0,13 – 10); низкое
в
теристика экспериментального водо- значение минимальной энергии вос-
родного двигателяпламенения (0,017 мДж при αв=1).
Они могут привести к аномальным явлениям в рабочем процессе водород-
ного двигателя с внешним смесеобразованием, которые необходимо учесть в
процессе экспериментальных исследований: 1. Воспламенению свежего заряда
на такте впуска; 2. Детонацию или подобному детонации сгоранию; 3. Калиль-
ному зажиганию (преждевременному воспламенению).
На опытном водородном двигателе экспериментальные исследования были
проведены на режимах αв=1,6-1,7≈const (Рисунок 7). Режим максимальной мощ-
ности Ne=60,6 кВт при n=5500 мин-1, осуществляемый при αв=1,35 приводит к
максимальной концентрации эмиссии оксидов азота [NOx]=4392 ppm, тогда как
на режиме n=5000 мин-1 при αв=1,69 ее значение падает до [NOx]=1360 ppm (Ри-
сунок 8). Кроме того, с повышением частоты вращения коленчатого вала, когда
состав водородно-воздушной смеси приближается к стехиометрическому, растет
вероятность аномального сгорания. При работе на экспериментальном водород-
ном двигателе с внешним смесеобразованием следует на всех режимах стре-
миться к максимальному использованию обедненных водородно-воздушных
смесей (αв>1,6), при котором гарантируют устойчивую работу водородного дви-
гателя во всем диапазоне скоростных режимов работы.
25000

[NOx], ppm
4000
1.8
αН2, αв [-]

3000
1.6
2000
1.41000
1.20
1000 2000 3000 4000 5000500 1500 2500 3500 4500 5500
n, мин-1n, мин-1
Рисунок 7. Экспериментальные значе-Рисунок 8. Измеренные значения со-
ния коэффициентов избытка воздуха вдержания (ppm) оксидов азота [NOx] в
зависимости от скоростного режимазависимости от скоростного режима
работы водородного двигателяработы водородного двигателя

42Изменения индикаторных ηi и эф-
фективных ηe КПД водородного двига-
ηi, ηe, %

теля (Рисунок 9) показывают, что самое
ηiηe
36низкое значение ηe = 30,55 % имеется на
33режимемаксимальноймощности
n=5500 мин при αв=1,35.
-1

30Таким образом, работа исследуе-
1000 2000 3000 4000 5000мого водородного двигателя на режиме
n, мин-1максимальной мощности не рекомен-
Рисунок 9. Изменение индикаторных дуется как с экологической точки зре-
КПД ηi (%) и эффективных КПД ηe (%) ния, так и из-за высокой вероятности
водородного двигателя в зависимости аномального сгорания и низкого эф-
от скоростного режима работыфективного КПД.
Четвертая глава посвящена экспериментальным и расчетными исследова-
ниям влияния степени РОГ на рабочий процесс и процесс образования оксидов
азота в камере сгорания водородного двигателя. Экспериментальные результаты,
приведенные на Рисунке 10, показывают, что применение РОГ (степень РОГ
z=15%) при n=1000 мин-1 приводит к существенному сокращению эмиссии NOx
(почти в 3 раза). Рисунок 11, где приведены изменения концентраций NOx в вы-
пускных газах исследуемого водородного двигателя в зависимости от коэффи-
циента избытка воздуха ɑв при частоте вращения коленчатого вала n=3000 мин-1
и степени РОГ z=15 %, полученные экспериментально и моделированием, под-
тверждает надежность и достоверность разработанной 3D-модели внутрицилин-
дровых процессов. Хорошее согласование расчетных и экспериментальных зна-
чений количества оксидов азота (Рисунок 12), полученное на скоростном режиме
работы n=5000 мин-1 также указывает на надежность и пригодность разработан-
ной 3D-математической модели при исследовании экологических показателей
водородного двигателя, оснащенного системой РОГ.
100008000
0%РОГЭксп.
[NOx], ppm

[NOx], ppm
80006000
600015%РОГ4000Моде.
4000
20002000
0.91.31.72.12.52.90.91.21.51.82.1
Коэффициент избытка воздуха, αвКоэффициент избытка воздуха, αв
Рисунок 10. Результаты эксперимен-Рисунок 11. Влияние коэффициента из-
тального исследования эмиссии окси-бытка воздуха на эмиссии оксидов
дов азота в зависимости от степениазота при неизменных значениях ча-
РОГ (Режим работы водородногостоты вращения коленчатого вала
ПДВС n=1000 мин-1)n=3000 мин-1 и степени РОГ z=15 %

Использование в водородном двигателе РОГ оказывает влияние на параметры
рабочего процесса, прежде всего, на изменение давления и температуры в цилин-
дре, тем самым заметно действует как на эффективные, так и на экологические по-
казатели рабочего цикла. Исследование влияния РОГ на показатели эксперимен-
тального водородного двигателя проводились для всего диапазона изменения как
скоростного, так и нагрузочного режимов. В качестве примера рассматривается
влияние РОГ на индикаторные параметры водородного двигателя на двух режимах
с применением обедненной смеси: ɑв= 1,695 и ɑв= 2,0 при частотах вращения ко-
ленчатого вала n=5000 мин-1 и n=3000 мин-1 соответственно.
На Рисунке 13 приведены изменения давления в цилиндре (индикаторные
диаграммы) водородного двигателя, полученные непосредственным измерением с
помощью пьезокварцевого датчика Kistler и моделированием на режиме n=5000
мин-1 без РОГ (z=0 %). Очевидно, что данный режим работы следует принимать в
качестве базового при исследовании влияния РОГ на индикаторные показатели во-
дородного двигателя.
1700
Выброс NOx, ppm

Эксп.4Эксп.
Р, МПа

1200Моде.3Моде.
2000
68101214 -8515115
УПКВ (°)УПКВ (°)
Рисунок 12. Влияние угла опережения Рисунок 13. Экспериментальные и рас-
зажигания на эмиссии оксидов азота на четные индикаторные диаграмм на ре-
режиме n=5000 мин-1жиме n=5000 мин-1 и αв=1,695 без РОГ
Изменение осредненной по объему цилиндра температуры рабочего тела в за-
висимости от степени РОГ z при n=5000мин-1 и αв0=1,695 (Рисунок 14) показывает,
что снижение температурного уровня цикла заметнее при высоких значениях z.
При n=3000 мин-1 и более сильно обедненной смеси изменения температур рабо-
чего тела носят несколько иной характер (Рисунок 15). РОГ при αв0=2,0 не способ-
ствует эффективному снижению температуры рабочего тела, наоборот, может в
определенной степени увеличить образование NOx. На этом режиме для образова-
ния NOx при росте степени РОГ до 13,3 %, решающую роль играет подогрев све-
жего заряда в результате добавления высокотемпературного водяного пара, что
приводит к повышению значений начальной и максимальной температур сгорания.
На режиме n=5000 мин-1 и αв0=1,695 характер влияния РОГ на максимальную тем-
пературу в водородном двигателе такой же как в традиционных ДВС (Рисунок 16)
– с ростом степени РОГ происходит снижение Tz. Особенность изменения темпе-
ратурного уровня имеет свое отражение на динамику образования NOx в зависи-
мости от степени РОГ. Как видно из Рисунка 17 применение РОГ со степенью 23,8 %
на режиме n=5000 мин-1 по сравнению с режимом без РОГ приводит к снижению
количества оксидов азота на 74%. При αв0=2,0 использование РОГ дает эффект
только при большой степени РОГ 23,8 %. Таким образом, при высоких значениях
αв количество NOx может быть уменьшено только тогда, когда степень РОГ доста-
точна велика. С другой стороны, увеличение степени РОГ может привести к сни-
жению мощности и КПД двигателя. В связи с этим применение РОГ с целью
уменьшения эмиссии NOx на режимах низких нагрузок нецелесообразно.
25002500
22002200
19000% РОГ19000% РОГ
Т, К

Т, К

16003,4% РОГ16003,4% РОГ
13,3% РОГ130013,3% РОГ
1300
23,8% РОГ23,8% РОГ
10001000
5 10 15 20 25 30 350 5 10 15 20 25 30
УПКВ (°)УПКВ (°)
Рисунок 14. Изменение температуры ра- Рисунок 15. Изменение температуры ра-
бочего тела на режиме n=5000 мин-1 и бочего тела на режиме n=3000 мин-1 и
αв0=1,695 в зависимости от степени РОГ αв0=2,0 в зависимости от степени РОГ
На Рисунке 18 приведены мгновенные температурные поля для двух случаев
– без РОГ и с РОГ 23,8 % – в характерных моментах времени: в ВМТ, при макси-
мальном давлении в цилиндре и в момент, соответствующий сгоранию 90% водо-
рода. В начальный период сгорания, значит в ВМТ, максимальные значения ло-
кальных температур в случае применения РОГ снижается почти на 100 градусов
относительно без РОГ. Более низкая температура в начальный период сгорания
при использовании РОГ способствует поддержанию относительно низкого темпе-
ратурного уровня в течение всего рабочего цикла и приводит к снижению оксидов
азота на 74 %. На Рисунке 19 показано изменение локальных мгновенных скоро-
стей движения рабочего тела. В целом, не отрицая роль локальных скоростей дви-
жения и турбулентности, влияние локальных температур на эмиссии оксидов азота
значительно сильнее.
Tz, K, при n=3000 1/мин[NOx] при n=5000 1/мин
2350Tz, K, при n=5000 1/мини ɑв0=1,695
[NOx] при n=3000 1/мин

[NOx], ppm
23001200
Tz, K

2250и ɑв0=2,0
2200400
21500
03.413.3 23.83.4
013.3 23.8
z, %z, %
Рисунок 16. Изменения максимальнойРисунок 17. Влияние степени РОГ z на
температуры рабочего цикла Tz в зави-суммарное количество образования ок-
симости от степени РОГ z на режимахсидов азота на режимах работы n=3000
n=3000 мин-1 и n=5000 мин-1мин-1, αв0=2,0 и n=5000 мин-1, αв0=1,695

Рисунок 18. Изменение локальныхРисунок 19. Изменение локальных
мгновенных температур на режимемгновенных скоростей на режиме
n=5000 мин-1 в зависимости от степениn=5000 мин-1 в зависимости от степени
РОГРОГ

Изменения локальных температур и локальных скоростей движения влияют
на скорость образования (Рисунок 20) и количества (Рисунок 21) оксидов азота в
камере сгорания водородного двигателя. В момент достижения максимального
давления в цилиндре максимальное значение мгновенной скорости образования
оксидов азота с применением РОГ снижается в 3,8 раз, а максимальное мгновенное
значение количества NOx – снижается в 2,4 раза. К завершению процесса сгорания
(к моменту выгорания 90% водорода), значение максимальных значений скорости
образования и количества оксидов азота снижаются в 4,3 и 2,14 раз соответственно.
Из Рисунков 20 и 21 подтверждается целесообразность применения РОГ в водо-
родном двигателе с целью уменьшения эмиссии оксидов азота. Следует подчерк-
нуть, что аналогичные численные моделирования были проведены для других сте-
пеней РОГ, и они также согласуются с этими результатами. Дальнейшее увеличе-
ние степени РОГ >23,8% одновременно с уменьшением эмиссии NOx может при-
вести к заметному ухудшению эффективных показателей.

Рисунок 20. Изменение локальныхРисунок 21. Изменение локальных
мгновенных скоростей образования ок-мгновенных массовых долей оксидов
сидов азота на режиме n=5000 мин-1 в за-азота на режиме n=5000 мин-1 в зависи-
висимости от степени РОГмости от степени РОГ

Проведение исследования показали, что эмиссию оксидов азота в водородном
двигателе при правильной организации рабочего процесса и применении РОГ
можно минимизировать до требований Euro-6 без установки на двигателе специ-
альной системы нейтрализации NOx.

Основные выводы по диссертационной работе
1. При работе поршневого водородного двигателя на смеси, состав которой
приближается к стехиометрическому, повышается вероятность возникновения
аномальных процессов, таких как: обратная вспышка, преждевременное воспламе-
нение и детонация, связанных, прежде всего, с высокой температурой остаточных
газов. Кроме того, высокие температуры сгорания водорода приводят к образова-
нию NOx, снижение которых по опыту традиционных ДВС целесообразно путем
использования РОГ.
2. Впервые для исследования внутрицилиндровых процессов в водородном
двигателе в 3D – постановке разработана, верифицирована и реализована матема-
тическая модель на основе фундаментальных уравнений Навье-Стокса, Фурье-
Кирхгофа, Фика и неразрывности, преобразованных в форме Рейнольдса посред-
ством осреднения по методу Фавра, и дополненных k-ζ-f-моделью турбулентности,
предназначенной для моделирования процессов в поршневых двигателях. Процесс
сгорания моделируется с помощью расширенной модели когерентного пламени
(ECFM-модель), адаптированной автором для горения водорода с помощью экспе-
риментально верифицированных параметров инициализации. Процесс образова-
ния оксидов азота моделируется с использованием расширенного термического
механизма Я.Б. Зельдовича. Результаты численных экспериментов подтверждены
полученными экспериментальными данными.
3. На основе экспериментальных данных, полученных в стендовых условиях
работы опытного водородного двигателя, представляющего собой автомобильный,
серийный, бензиновый двигатель, конвертированный на газообразный водород,
проведена верификация разработанной 3D-математической модели теплофизиче-
ских процессов в водородном двигателе. Для всех характерных режимов верифи-
кация модели осуществлялась в два этапа: на начальном этапе сравнивались рас-
четные и экспериментальные индикаторные диаграммы, а на заключительном –
концентрации оксидов азота в зависимости от различных факторов.
4. При непосредственном участии автора модифицирована, переоснащена и
оттестирована экспериментальная установка, созданная в лаборатории ПТИ, для
исследования водородного двигателя. В стендовых испытаниях эксперименталь-
ного водородного двигателя для всего диапазона режимов работы были зареги-
стрированы эффективные и экологические показатели: индикаторная диаграмма,
коэффициент избытка воздуха, КПД двигателя, содержание оксидов азота в вы-
пускных газах, степень РОГ и т.д.
5. Работа водородного двигателя на режиме (Ne=60,7 кВт при n=5500 мин-1 и
αв=1,35) с целью получения мощности, эквивалентной базовому бензиновому дви-
гателю, не рекомендуется, как с точки зрения увеличенной эмиссии оксидов азота,
так и из-за высокой вероятности аномального сгорания и относительно низкого
значения эффективного КПД (ηe=0,30).
6. Установлено, что в диапазоне изменений скоростного режима работы
n=1500-5000 мин-1 и состава смеси αв=1,61-1,69 эффективный КПД эксперимен-
тального водородного двигателя принимает вполне приемлемые для двигателей,
работающих по термодинамическому циклу Отто, значения ηe=0,33-0,35. В целом
при работе на обедненной смеси (αв ≥ 1,6) обеспечено предотвращение аномальных
явлений и получены вполне приемлемые значения эффективных и экологических
показателей.
7. Применение РОГ в водородном двигателе особенно эффективно при усло-
вии относительно низкого коэффициента избытка воздуха αв и высокой частоты
вращения (αв0=1,695 и n=5000 мин-1). При этом количество NOx уменьшается про-
порционально с ростом степени РОГ, в частности, в случае z=23,8 % количество
оксидов азота в цилиндре снижается на 74,2% и отпадает необходимость исполь-
зования систем последующей обработки ОГ. На режиме с относительно высоким
коэффициентом избытка воздуха и относительно низкой частотой вращения ко-
ленчатого вала (αв0=2,0 и n=3000 мин-1) применение РОГ не эффективно. Предпо-
лагается, что это связано с преобладающей ролью нагрева свежего заряда после
перемешивания с высокотемпературным перегретым водяным паром, приводя-
щего к повышению начальной, а потом максимальной температуры сгорания.
8. Скорость образования NOx, а также количество NOx в цилиндре к моменту
нахождения поршня в ВМТ ничтожно малы, как в случае без РОГ, так и при РОГ.
С развитием процесса сгорания содержание оксидов азота в цилиндре стреми-
тельно растет и к моменту времени, когда p=pz, максимальные скорости образова-
ния NOx с применением РОГ (z=23,8 %) снижаются в 3,8 раз, а максимальное мгно-
венное значение массовой доли NOx – в 2,4 раза. К моменту выгорания 90% вве-
денного в цилиндр водорода, использование РОГ (z=23,8 %) снижает максималь-
ных значений скорости образования и количество оксидов азота в 4,3 и 2,14 раз,
соответственно.

Актуальность проблемы. Поршневые двигатели в настоящее время имеют самые высокие КПД среди всех существующих тепловых машин, а вырабатыва- емая ими общая мощность в несколько раз превышает общую установленную мощность действующих на сегодня в мире всех электрических станций. Если ги- потетически представить полную замену поршневых двигателей электроприво- дом, очевидно современные возможности получения электроэнергии не спо- собны обеспечить зарядку всех электроприводов, призванных заменить поршне- вые двигатели.
Действительно, электропривод экологически чище, чем поршневой двига- тель, но только в условиях эксплуатации. Если учитывать полные жизненные циклы поршневых и электрических двигателей, ясно, что последние и с экологи- ческой точки зрения существенно отстают от поршневых двигателей. Основной причиной данного утверждения, проанализированной в прогнозах ряда крупных специалистов, в частности в [1, 2], является вредное воздействие не окружающей среде и на живых существах сначала производства, а после окончания срока службы и утилизация огромного количества аккумуляторных батарей, предна- значенных для электропривода.
Очевидно, электропривод может занять определенную нишу в сфере город- ского транспорта, однако существуют отрасли транспорта, в которых поршневые двигатели практически не имеют альтернативу. Например, сегодня вряд ли осме- лится кто ни будь прогнозировать применение альтернативных источников энер- гии вместо крупных судовых двигателей для супертанкеров, мощность которых приближается к 100 000 кВт, или вместо миниатюрных двигателей для малога- баритных беспилотных летательных аппаратов.
С другой стороны, поршневые двигатели являются одновременно основ- ными потребителями топлива нефтяного происхождения и одновременно од-
ними из основных загрязнителей окружающей среды, т.е. перспективы их даль- нейшего развития непосредственно связана с энергетической и экологической проблемами современной цивилизации. Ключ решения этих проблем лежит в применении и широком внедрении в поршневых двигателях альтернативных топлив, среди которых наиболее перспективным является водород, что прежде всего, обусловлено его, как моторного топлива, замечательными теплофизиче- скими свойствами, способностью полной декарбонизации отработавших газов, а также практически неисчерпаемыми запасами на планете. Относительно высо- кая цена, взрывоопасность, трудности хранения и транспортировки – основные препятствия, мешающие широкому применению водорода в транспортной энер- гетике, в ближайшее будущее, скорее всего, будут преодолены. Результаты ис- следований последних лет, нацеленных на решение указанных проблем, а также история развития двигателестроения, в частности, сложности при исторически первых попытках использования бензина в поршневых двигателях, работающих до этого на светильном газе, позволяют утверждать, что указанные проблемы бу- дут решены.
Переходу транспортной энергетики на водород препятствует также, ко- нечно, стереотип незаменимости топлив нефтяного происхождения, лоббируе- мый их крупнейшими поставщиками – владельцами всемирных сетей добычи сырья, производства и реализации топлива нефтяного происхождения. Для пре- одоления сопротивления нефтяного бизнеса нужна не только общегражданская, но и политическая воля. С другой стороны, обострения энергетических и эколо- гических проблем, наблюдаемые в последнее время, придают ускорение про- цессу решения этой задачи. В связи с этим, очевидно, что развитию и внедрению в экономику водородных двигателей большое внимание уделяется в Китае и в России, а также в других развитых странах.
Очевидные перспективы применения водорода в качестве моторного топ- лива ставят перед современным двигателестроением актуальную задачу иссле- дования и усовершенствования рабочего процесса, прежде всего, повышения его экологичности и эффективности. Цель диссертационной работы: снижение концентрации оксидов азота в камере сгорания водородного двигателя путем применения рециркуляции отра- ботавших газов (РОГ) на опытном водородном двигателе с обедненной смесью и разработка 3D-математической модели его рабочего процесса, позволяющей прогнозировать экологические и эффективные характеристики как конвертиро- ванных на водород серийных бензиновых, так и вновь проектируемых перспек- тивных водородных ДВС.
Основные задачи диссертационной работы. Для достижения поставлен- ной цели необходимо решение следующих задач:
1. Разработка математической модели трехмерного турбулентного переноса и сгорания в цилиндре водородного двигателя с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием, основанной на фундаментальных уравнениях типа Навье-Стокса. Верификация модели по результатам эксперимента;
2. Проведение экспериментальных исследований опытного водородного двига- теля, представляющего собой серийный автомобильный бензиновый двигатель, конвертированный на водород. Определение значений коэффициента избытка воздуха, обеспечивающих стабильное сгорание водорода без аномальных явле- ний в процессе сгорания;
3. Анализ индикаторных и экологических показателей водородного двигателя, полученных в лабораторных условиях в зависимости от регулируемых парамет- ров рабочего процесса и режимов работы двигателя;
4. Моделирование рабочего процесса водородного двигателя и прогнозирование его эффективных и экологических показателей при работе на обедненной смеси в зависимости от угла опережения зажигания и степени РОГ.
Научная новизна работы заключается в том, что:
1. Впервые в трехмерной постановке осуществлено моделирование рабочего процесса водородного двигателя с внешним смесеобразованием, принудитель- ным зажиганием и с РОГ. Определены параметры инициализации модели, обес- печивающих хорошее согласование между расчетными и экспериментальными данными. Проведена адаптация расширенной модели когерентного пламени
(ECFM, Extended Coherent Flame Model) для процесса горения водорода в порш- невом двигателе;
2. Впервые с применением 3D-модели исследовано влияние РОГ на образование оксидов азота в водородных двигателях и проанализированы ее особенности, связанные с отличием состава и теплофизических свойств отработавших газов (ОГ) в водородных и традиционных двигателях.
Достоверность и обоснованность научных положений определяются
– применением фундаментальных законов и уравнений турбулентного переноса количества движения, энергии и массы, теории горения и образования оксидов азота, современных численных методов их реализации, а также результатами ве- рификации математических моделей путем сравнения с результатами экспери- мента;
– современных, хорошо апробированных k-ζ-f-модели турбулентности и ECFM- модели сгорания, реализуемых в 3D-CRFD коде AVL FIRE (лицензионное согла- шение между AVL GmbH и МГТУ им. Н.Э. Баумана);
– применением надежных опытных результатов по измерению индикаторных по- казателей и эмиссии оксидов азота экспериментального водородного двигателя, полученных при непосредственном участии автора диссертации в процессе сов- местных исследований МГТУ им. Н.Э. Баумана и Пекинского технологического института (ПТИ), проведенных в лаборатории ПТИ.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
– разработанная модель рабочего процесса представляет собой инструмент, поз- воляющий исследовать влияние регулируемых и конструктивных факторов на эффективные и экологические показатели быстроходного водородного двига- теля с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием и прогнози- ровать эти показатели;
– применение при создании новых перспективных водородных двигателей, а также при конвертировании серийных бензиновых двигателей на водород, спо- собствует существенному сокращению временных материальных затрат на экс- периментальные исследования и доводку двигателя;
– результаты исследования РОГ и особенностей ее применения в водородном двигателе, проанализированные в данной диссертационной работе, следует учи- тывать при использовании РОГ на водородных двигателях, работающих на обед- ненной смеси.
Автор защищает:
– результаты 3D-моделирования и экспериментального исследования рабочего процесса исследуемого водородного двигателя в зависимости от изменения раз- личных параметров двигателя, влияющих на индикаторные и эффективные по- казатели и на эмиссии оксидов азота;
– использованные методы и способы, реализованные путем математического мо- делирования и экспериментального исследования и позволяющие ограничить образование оксидов азота, а также предотвратить аномальные процессы сгора- ния в водородном двигателе с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием;
– верифицированную путем сравнения с экспериментальными результатами 3D- математическую модель внутрицилиндровых процессов в водородном двигателе с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием, используемый метод численной реализации этой модели, а также результаты численных экспе- риментов, проведенных с применением разработанной модели.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были доложены:
– на II Международной научно-практической конференции «Материаловедение, машиностроение и энергетика: проблемы и перспективы развития» (Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 20-21 ноября 2020 г. Форма участия в конференции: заочная);
– на заседаниях кафедры комбинированных двигателей и альтернативных энер- гоустановок МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2019, 2020, 2021 гг.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных статей, в том числе 7 статей в журналах, входящих в перечень ВАК РФ, и 3 статьи, рецензиру- емых международными системами цитирования Scopus:
1. Кавтарадзе Р.З., Голосов А.С., Ван Ичунь, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Сравнительный анализ образования оксидов азота в камерах сгорания традици- онного и водородного дизелей // Транспорт на альтернативном топливе. 2019. No 6 (72). С. 38-46.
2. Kavtaradze R., Chilashvili G., Cheng Rongrong, Chang Citian. Effect of Vortex Motion Charge on Non-Stationary Heat Transfer in the Combustion Chamber of a Hy- drogen Diesel // International Scientific Journal Problems of Mechanics. 2020. No 2 (79). Р. 37-41.
3. Кавтарадзе Р.З., Зеленцов А.А., Сун Байган С., Ван Ичунь, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Экспериментальное исследование рабочего процесса поршневого двигателя с впрыскиванием газообразного водорода во впускную систему // Транспорт на альтернативном топливе. 2020. No 5 (77). С. 49-61.
4. Кавтарадзе Р.З., Кондратьев А.М., Жунжун Ч., Цытянь Ч., Байган С., Сахвадзе Г.Ж. Локальный теплообмен в камере сгорания водородного двигателя, работающего на обедненной горючей смеси // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2021. No 1. С. 97-107.
Kavtaradze R.Z., Kondratev A.M., Rongrong Ch., Citian Ch., Baigang S., Sakh- vadze G. Zh. Local Heat Exchange in the Combustion Chamber of a Hydrogen Engine Running on a Lean Fuel Mixture // Journal of Machinery Manufacture and Reliability. 2021. No. 1. P. 79–87.
5. Кавтарадзе Р.З., Чжен Жунжун, Чжан Цытянь, Сун Байган, Ван Ичунь, Сахвадзе Г.Ж. Экспериментальное исследование и 3D-моделирование рабочего процесса водородного двигателя, работающего на обедненной смеси // Вестник Машиностроения. 2021. No 1. С. 28-34.
Kavtaradze R.Z., Cheng Rongrong, Chang Citian, Sun Baigan, Wang Yichun, Sakhvadze G. Zh. Experimental Study and 3D Modeling of Working Process of Hy- drogen Engine Running on Lean Fuel Mixture // Russian Engineering Research. No 1. P. 296–301. 6. Kavtaradze R.Z., Natriashvili1 T.M., Glonti M.G., Baigang Sun, Yichun Wang, Cheng Rongrong, Chang Citian. Influence of the exhaust gas recirculation on for- mation of NOx in the hydrogen engine working on the leaked mixture (Experiment and 3D modeling) // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 1100 Art. 012013. 2021. P. 1-7.
7. Р.З. Кавтарадзе, Д.О. Онищенко, В.М. Краснов, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Влияние регулируемых параметров рабочего процесса на образование ок- сидов азота в водородном двигателе // Известия высших учебных заведений. Ма- шиностроение. 2021. No 11. С. 27-41.
8. Р.З. Кавтарадзе, Байган Сун, А.С. Голосов, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Эффективные показатели водородного двигателя с модифицированной системой топливоподачи при работе на обедненной смеси // Труды НАМИ. (находится в печати)
В работах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соискатель адаптировал и применил 3D- мате- матическую модель для проведения численных экспериментов по исследованию влияния различных регулируемых и режимных факторов на образование окси- дов азота в камере сгорания водородного двигателя. Провел экспериментальные исследования в лаборатории ПТИ с целью получения индикаторных диаграмм и определения содержания оксидов азота в отработавших газах опытного двига- теля. Определил параметры инициализации математической модели и провел ее верификацию с путем сравнения с экспериментальными данными. Проанали- зировал результаты моделирования и экспериментального исследования опыт- ного автомобильного водородного двигателя.
Объем работы: диссертационная работа содержит 161 страница основного текста, 65 рисунков, 8 таблиц, состоит из введения, 4-х глав, списка литературы, включающего 121 наименование.
Часть проведенных исследований выполнялась в рамках гранта РФФИ No 18-08-00275 («Влияние конструктивных и регулируемых параметров на локаль- ный нестационарный теплообмен в камере сгорания и тепловое состояние дета- лей водородного дизеля»).
Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю, д.т.н., профессору Ревазу Зурабовичу Кавтарадзе за оказанную помощь и поддержку в период обучения в аспирантуре в МГТУ им. Н.Э. Баумана и при работе над дис- сертацией, профессорам Пекинского технологического института (ПТИ) Сун Байган и Ван Ичунь – за предоставления возможности проведения эксперимен- тальных исследований в лаборатории ПТИ и обсуждения результатов, доценту кафедры комбинированных двигателей и альтернативных энергоустановок Ан- дрею Александровичу Зеленцову за консультации при использовании 3D CRFD программы AVL FIRE, а также всем сотрудникам кафедры комбинированных двигателей и альтернативных энергоустановок МГТУ им. Н.Э. Баумана – за дру- жеское отношение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Повышение эффективности системы подвода охлажденного воздуха к рабочей лопатке первой ступени турбины ГТД
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева»
    Улучшение топливной экономичности среднеоборотных дизелей на частичных режимах методом отключения цилиндров
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
    Локальный теплообмен в камере сгорания водородного двигателя, работающего на обедненной смеси
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»