Оптимизация профилактики кариеса у детей дошкольного возраста

Розакова Люция Шамильевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Тенденции кариеса зубов у детей в мире и в России
1.2. Эпидемиология кариеса зубов у детского населения Самарской области в свете глобальных целей стоматологического здоровья 2020
1.3. Системы регистрации и оценки интенсивности кариеса зубов
1.4. Программы контролируемой чистки зубов в организованных детских коллективах, эффективность и руководящие принципы
1.5. Нормативно-правовая база организации контролируемой чистки зубов в Российской Федерации и странах СНГ
1.6. Кариесогенность питания в дошкольных образовательных организациях
1.7. Период прорезывания зубов как прогностический фактор риска кариеса
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Материалы и методы эпидемиологического стоматологического обследования
2.2. Материалы и методы исследования осведомленности по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний
2.3. Материалы и методы лабораторного исследования
2.4. Изучение кариесогенности питания в дошкольных образовательных организациях
2.5. Методы статистической обработки
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ КАРИЕСА У ДЕТЕЙ Г. САМАРЫ
3.1. Распространенность кариеса зубов у детей 4-8 летнего возраста г. Самары
3.2. Интенсивность кариеса зубов у детей 4-8 летнего возраста г. Самары
3
3.3. Сроки прорезывания и интенсивность кариеса первого постоянного моляра у детей 4-8 летнего возраста г. Самары
3.7. Результаты 2-летнего лонгитудинального исследования эффективности контролируемой гигиены полости рта фторсодержащей зубной пастой в дошкольной образовательной организации
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
4.1. Осведомленность в вопросах профилактики стоматологических заболеваний и стоматологическое здоровье студентов педагогического вуза и педагогов дошкольного и начального школьного образования
4.2. Отношение родителей детей дошкольного возраста, студентов педагогического вуза и педагогов к контролируемой чистке зубов в организованных детских коллективах
ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
5.1. Результаты исследования микробной контаминации зубных щеток, используемых детьми для ежедневной чистки зубов в дошкольных и школьных образовательных организациях
5.2. Результаты исследования степени изношенности щетины зубных щеток, используемых детьми для ежедневной чистки зубов в дошкольных и школьных образовательных организациях
5.3. Результаты исследования степени кариесогенности питания в дошкольных образовательных организациях г. Самары
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………………………124 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Интенсивность и распространенность кариеса среди 6- и 12- летних детей Самарской области по данным национальных эпидемиологических обследований

4
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета для родителей детей дошкольного возраста……………..152 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета для воспитателей дошкольных образовательных
организаций
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета для учителей начального школьного образования……155
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Анкета для студентов педагогического вуза
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Динамика индексов интенсивности кариеса у детей 5-8 летнего возраста г. Самары
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Средние значения интенсивности кариеса среди мальчиков и девочек 4-8 лет г. Самары.

В соответствии с поставленными целью и задачами были проведены эпидемиологические стоматологические обследования: март – май 2015 года – поперечное стоматологическое эпидемиологическое обследование 460 детей в возрасте 4-8 лет, посещающих дошкольные и школьные образовательные организации г. Самары, январь-февраль 2016 года – поперечное стоматологическое эпидемиологическое исследование 46 студентов 4-5 курсов факультета дошкольного и начального образования педагогического вуза г. Самары, сентябрь 2016 – май 2019 года лонгитудинальное исследование эффективности контролируемой гигиены полости рта в подготовительных и старших группах детского сада No 411 г. Самара. Оценка степени поражения твердых тканей зубов кариесом осуществлялась по двум индексам: индекс КПУ зубов и поверхностей и предложенный автором индекс К0КПУ зубов и поверхностей (патент на изобретение No2676645 от 09.01.2019 «Способ
регистрации и определения интенсивности кариеса»).
Для изучения осведомленности населения в вопросах профилактики
основных стоматологических заболеваний и для определения личного отношения респондентов к контролируемой чистке зубов в организованных детских коллективах проводилось очное и онлайн анкетирование. Всего в анкетировании приняло участие 332 респондента: 226 родителей детей
дошкольного возраста, 52 педагога дошкольного и начального образования, 54 студента 4-5 курсов факультета дошкольного и начального образования педагогического вуза г.Самары.
Для определения степени санитарно-эпидемиологической безопасности контролируемой чистки зубов в организованных детских коллективах было проведено микробиологическое исследование бактериальной обсемененности, а также оценена степень износа щетины зубных щеток, используемых детьми для чистки зубов в детском саду и школе. Всего было исследовано 94 смыва с зубных щеток. Для оценки степени деформации щетины зубных щеток применялось фотографирование всех поверхностей рабочей головки зубной щетки в горизонтальной прямоугольной проекции на одинаковом удалении от объекта с последующим анализом фотографий в графическом редакторе и подсчетом индексов Conforti (Conforti N.J. et al., 2003) и WBI (предложенный автором). Также проводилось микроскопическое исследование щетинок на световом микроскопе Primo Star под 10-кратным увеличением. Всего было изучено 364 фотографий зубных щеток и 364 щетинок. Исследования производились в динамике через один, два и три месяца использования.
С целью изучения степени кариесогенности питания в дошкольных образовательных организациях были проведены исследования качественного и количественного состава 10-дневных меню раскладок пяти детских садов г.Самары, работающих в режиме 10-часового 5-дневного пребывания с четырех или пятиразовым питанием. Фактическое питание детей изучалось в осенне-зимний период. Оценка кариесогенности питания осуществлялась по двум параметрам: количество добавленного сахара и частота употребления продуктов и напитков, содержащих легкоферментируемые углеводы. Количество добавленных углеводов анализировалось при помощи программного комплекса «Нутри-Проф», разработанного при участии сотрудников кафедры гигиены питания с курсом гигиены детей и подростков ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно результатам проведенного нами эпидемиологического обследования распространенность кариеса зубов у детей дошкольного возраста г.Самары, определенная с учетом общепринятого индекса КПУ+кп зубов составила 52,83%, 65,38%, 82,02%, 87,18%, 79,45% для 4-х, 5-, 6-, 7- и 8-летних детей, соответственно. Таким образом, только 18% детей 6-летнего возраста имели интактные зубы, что резко противоречит целям стоматологического здоровья ВОЗ 2020, разработанным для Европейских регионов, в которых указано, что свыше 80% 6-летних детей к 2020 году должны иметь интактные зубы. Распространенность кариеса зубов у детей г. Самары с учетом бесполостных форм согласно разработанному нами индексу К0КПУ составила 84,61%, 88,46%, 91,57%, 97,44% и 90,41% для 4-, 5-, 6-, 7- и 8 –летних детей, соответственно.
Распространѐнность бесполостных форм кариеса временных зубов (к0) максимальна в возрасте 4-х лет, достигая 84,91%, затем наблюдается некоторое снижение к пяти годам, связанное с переходом бесполостных кариозных поражений в полостные. Количество пломбированных зубов резко увеличивается в возрастном интервале от 4-х до 5-ти лет на 17%, в среднем 24% детей в возрасте от 5 до 8 лет имеют пломбированные временные зубы. С 5 до 8 лет заметен устойчивый рост числа детей, имеющих временные зубы, удаленные по поводу кариеса и его осложнений. Прирост распространенности компонента «у» составляет в среднем 11% в год, и к восьми годам 41,1% детей с удаленными по поводу кариеса и его осложнений временными зубами.
Отмечается существенный ежегодный прирост распространенности бесполостных форм кариеса в постоянном прикусе (К0), максимум которого приходится на возрастной промежуток 6-7 лет (за год распространенность начальных форм кариеса увеличилась на 35,22%). К 8 годам 67,12% детей г. Самары имеют постоянные зубы с признаками развивающегося кариозного процесса (бесполостной кариес), что является неблагоприятным прогностическим признаком.
Таким образом, определение распространенности бесполостных форм кариеса постоянных зубов в период начального сменного прикуса является высокочувствительным инструментом для оценки уровня стоматологического здоровья детей и планирования профилактических мероприятий.
Среднее значение интенсивности кариеса по индексу КПУ+кп зубов для детей четырѐх-, пяти-, шести-, семи- и восьмилетнего возраста составило 2,04±2,66, 3,19±3,59, 4,03±3,61, 4,59±3,41, 3,93±3,27, соответственно. Интенсивность кариеса для ключевого возраста 6 лет была равна 4,03. Согласно целям ВОЗ 2020, это значение для Европейского региона не должно превышать 2,0. Средние значения интенсивности с учетом бесполостных форм кариеса составили 6,68±5,09, 7,4±4,96, 7,06±4,55, 8,17±4,13, 8±4,69 для детей соответствующих возрастных групп.
Сравнение показателей интенсивности кариеса по гендерному признаку выявило большую степень поражения первого постоянного моляра у девочек: в среднем на одну девочку приходится по 0,98±0,11 постоянных зубов с начальными или манифестными формами кариеса, в то время как на одного мальчика – 0,65±0,08 (χ2 Пирсона= 3,88, сс=1, p=0,05). Это можно объяснить более ранними сроками прорезывания первых постоянных моляров у девочек, и, как следствие, более долгим нахождением зуба в агрессивных условиях полости рта. К 8 годам на одного ребенка приходится 1,79 постоянных зубов (или 2,1 поверхности) с бесполостными формами кариеса. Гендерные различия в интенсивности поражения кариесом постоянных зубов обусловлены различиями в сроках прорезывания первых постоянных моляров и нивелируются к 8 годам.
Средний срок прорезывания первого постоянного моляра у детей г. Самары равен 6 годам. У 26% обследованных пятилетних детей в полости рта уже присутствовали первые постоянные моляры, из них у 7% прорезались все 4 зуба. Началом прорезывания следует считать 4 года. Анализ сроков прорезывания первых постоянных моляров по гендерному признаку показал более ранние сроки прорезывания первых постоянных моляров у девочек, однако эти различия статистически недостоверны
(χ2 Пирсона=0,067, сс=1, р=0,797). Все 100% обследованных первых постоянных моляров на I стадии прорезывания (прорезался один или несколько жевательных бугров) не имели признаков кариозного поражения. На II стадии прорезывания (зубы прорезались полностью или частично с видимыми на их окклюзионной поверхности фиссурами и ямками) 19,96% осмотренных постоянных моляров имели бесполостные формы кариеса (очаговая деминерализация, пигментированное пятно или фиссуры, скрытая кариозная полость) и 2,5% – манифестные формы кариеса (пломба, пломба с кариесом, открытая кариозная полость с оголенным дентином и осложненный кариес). На III стадии прорезывания (зуб прорезался до уровня слепой ямки на вестибулярной поверхности и более) только 59,5% шестых зубов были клинически оценены как свободные от кариеса, доля манифестных форм кариеса составила 5,6% (Рисунок 1).
59,53
77,54
100,00
III II I
8,95 21,98 3,89
8,82 10,96
40% 60% 80% 100%
Здоровый
ОД
Кариес эмали Просвечивает дентин Пломба
Открытая КП
Пломба с кариесом Осложненный кариес
0% 20%
Рисунок 1 – Диаграмма распространенности (в %) полостных и бесполостных форм кариеса первых постоянных моляров в зависимости от степени прорезывания зуба у детей 4-8 лет г.Самары
Анализ локализации кариозных поражений свидетельствует о преимущественном поражении жевательной поверхности – в 73% случаев на ней определялись признаки кариозного поражения, в меньшей степени кариесом была поражена вестибулярная поверхность – у 22% осмотренных зубов.
Исходные значения интенсивности и распространенности кариеса у детей, принимавших участие в двухлетней контролируемой чистке в детском саду, были сравнимы со среднестатистическими для данной возрастной
группы. Через год после старта контролируемой чистки зубов значения индексов интенсивности кариеса в основной и контрольной группах достоверно не отличались ни по одному из оцениваемых критериев интенсивности кариеса, в том числе не было статистически достоверной разницы и при оценке доклинических (бесполостных) форм кариеса. Однако уже через два года после начала контролируемой чистки в детском саду фторсодержащей пастой с содержанием фторидов 1450 ppm перед дневным сном наблюдалась достоверная редукция прироста интенсивности кариеса. Редукция прироста интенсивности кариеса зубов (КПУ+кп зубов) составила 15,47%, с учетом бесполостных форм кариеса (К0КПУ+к0кп зубов) – 14,32%. Редукция прироста интенсивности кариеса поверхностей более выраженная и составила 23,76% для индекса КПУ+кп поверхностей и 21,25% – для К0КПУ+к0кп поверхностей. При этом наблюдалась выраженная редукция прироста компонента «к» зубов и поверхностей (0,64 и 1,9, соответственно), объясняемая стабилизацией имевшихся бесполостных форм кариеса.
Таким образом, оптимальным возрастом включения в коммунальные программы профилактики кариеса для детей г. Самары следует считать 4 года – возраст начала прорезывания первого постоянного моляра, что важно также с точки зрения формирования привычек здорового образа жизни. При этом основную роль в формировании этих привычек играет семья и окружение, включающее педагогов дошкольного и начального образования.
Результаты анкетирования студентов педагогического вуза по вопросам профилактики стоматологических заболеваний свидетельствуют о том, что ни один респондент не обладал полными правильными знаниями в вопросах этиологии и профилактики кариеса и заболеваний пародонта. Неполные знания о причинах развития кариеса имели 63% респондентов, 37% – недостаточные или ошибочные; в отношении профилактики кариеса 31,5% – ошибочные, 54,7% – недостаточные знания. При ответе на вопросы о профилактике заболеваний пародонта 48,1% опрошенных продемонстрировали ошибочные знания, остальные 51,9% – недостаточные.
Согласно результатам стоматологического осмотра, распространенность кариеса среди обследованных студентов составила
93,6% (расценивается как высокая). Средняя интенсивность кариеса по индексу КПУ зубов равна 6, при значении компонентов индекса «К»=2,54, «П»= 3,17, «У»= 0,28. У 50% осмотренных индекс интенсивности кариеса колебался в пределах от 3 до 9, четверть студентов имели индекс КПУ от 9 до 16. Средний уровень гигиены полости рта по индексу ИГР-У был равен 1,9 и оценивался как неудовлетворительный, что свидетельствует о несформированных либо неправильно сформированных навыках ухода за полостью рта и о нерегулярной чистке зубов. Значение индекса ИГР-У по зубному камню равно 0,38. Распространенность заболеваний пародонта составила 89%, среднее количество секстантов с признаками патологии пародонта составило 3,57 на одного обследованного. Таким образом, результаты осмотра согласуются с результатами анкетирования. Высокая интенсивность и распространенность кариеса и заболеваний пародонта, неудовлетворительный уровень гигиены полости рта свидетельствуют о недостаточной информированности обследованных в вопросах профилактики основных стоматологических заболеваний и о несформированности навыков по эффективному уходу за полостью рта.
Сравнивая осведомленность педагогов и студентов, можно отметить более высокий уровень знаний педагогов в вопросах профилактики основных стоматологических заболеваний. Следует отметить, что среди респондентов из группы работников образования выделяется группа, имеющая полные правильные знания в вопросах профилактики кариозного поражения зубов в сочетании с неполными правильными знаниями в области профилактики заболеваний пародонта, а также группа с недостаточными знаниями профилактики кариеса и полными правильными знаниями способов профилактики заболеваний пародонта. Однако общее число респондентов из этих групп составило 10%.
Результаты анкетирования будущих педагогов по вопросам необходимости и готовности осуществлять мероприятия по профилактике основных стоматологических заболеваний в школах и детских садах: 96% респондентов считают необходимым внедрение контролируемой гигиены полости рта в детских садах, 81% – в школах. Однако лишь 41% будущих
педагогов готовы лично обеспечивать детям регулярную чистку зубов в дошкольных и школьных образовательных организациях. Анкетирование педагогов по вопросам их участия в стоматологическом образовании детей дало следующие результаты: 60% респондентов (53% воспитателей и 80% учителей) согласны с тем, что педагог должен рассказывать детям о причинах кариеса и заболеваний десен; 50% опрошенных (40% воспитателей и 72% учителей) согласись бы обучать детей правилам ухода за полостью рта и только 30% респондентов готовы обеспечивать ежедневную чистку зубов детям в детском саду/школе. Таким образом, студенты-педагоги в большей степени готовы включать в свою профессиональную деятельность элементы стоматологического образования (в том числе ежедневную контролируемую гигиену полости рта), чем педагоги со стажем 5 лет и более.
Результаты анкетирования родителей детей дошкольного возраста: на вопрос «Как Вы считаете, нужно ли чистить зубы в детском саду?» утвердительно ответили 39% респондентов, отрицательно – 16,8% и затруднились с ответом 44,2% опрошенных. На вопрос «Что, по-вашему мнению, может препятствовать чистке зубов в детском саду?» 32,3% ответили, что их беспокоят условия хранения средств гигиены полости рта в детском саду, 41,2% родителей опасаются использования детьми зубных щеток не по назначению, 76,1% респондентов уверены в возможности обмена зубными щетками между детьми и, следовательно, риска перекрестного инфицирования, 19% считают, что воспитатели будут против чистки зубов в детском саду, посчитав ее организацию слишком обременительной. Таким образом, большую часть респондентов волнуют вопросы, связанные с санитарно-эпидемиологической безопасностью и организационными проблемами контролируемой чистки зубов. Отвечая на вопрос «Сколько раз в день дети в детском саду едят подслащенные напитки/еду? 4% родителей отметили, что в детском саду не добавляют сахар в еду и напитки. Большинство респондентов 65,9% считают, что их дети во время нахождения в детском саду едят подслащенную пищу/напитки не более 2 раз в день. Менее трети опрошенных 30,1% объективно оценивают характер питания в дошкольных образовательных организациях, отвечая, что
их дети получают легкоферментируемые углеводы более 3 раз ежедневно за время нахождения в детском саду.
Для решения вопросов санитарной безопасности определялась микробная обсемененность зубных щеток, используемых детьми для чистки зубов в организованных детских коллективах, при этом выделялось три степени чистоты (патент No2694374 от 12.07.2019г.). I степень чистоты – общее число аэробных микроорганизмов не превышает 99 КОЕ в 1 мл смыва и в посеве отсутствуют санитарно-показательные микроорганизмы или патогенные микроорганизмы; II степень чистоты – общее число аэробных микроорганизмов составляет от 100 до 999 КОЕ в 1 мл смыва и при этом в посеве отсутствуют санитарно-показательные микроорганизмы или патогенные микроорганизмы; III степень – общее число аэробных микроорганизмов составляет более 1000 КОЕ в 1 мл смыва или в посеве присутствуют санитарно-показательные микроорганизмы или патогенные микроорганизмы. При изучении микробного пейзажа смывов с зубных щеток было идентифицировано 72 вида микроорганизмов, из которых 8 санитарно-показательных или патогенных.
Санитарно-микробиологическое исследование смывов с зубных щеток показало, что хранение зубных щеток в открытом виде в стакане, допускающем полное высыхание щетины, является наиболее благоприятным с точки зрения обеспечения микробной чистоты: 77% смывов характеризовались отсутствием либо незначительным ростом аэробной микрофлоры до 99 КОЕ в 1 мл, для 1 смыва была определена II степень микробной чистоты, 21,3% образцов имели III степень микробной чистоты. При хранении щеток в стакане с дополнительным покрытием щетины вентилируемым колпачком результаты микробиологии показали увеличение степени микробной контаминации: 57,1% имели I степень чистоты и по 21,4% приходилось на смывы со II и III степенью микробной чистоты. Максимальная степень бактериального роста наблюдалась на зубных щетках, которые дети носили с собой (в портфеле, пакете): лишь 10,5% смывов имели I степень чистоты, для 89,5% смывов общее число аэробных микроорганизмов составило более 1000 КОЕ в 1 мл смыва и/или в посеве
присутствовали санитарно-показательные микроорганизмы или патогенные микроорганизмы. При этом количество смывов с I степенью микробной чистоты вопреки традиционным представлениям увеличивалась с течением времени: 1-й месяц – 38,9% смывов, 2-й месяц – 67,7%, 3-й месяц – 81,5%, что обусловлено изменением условий хранения (Рисунок 2).
90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0%
0,0%
67,7%
2 месяца
81%
81,5%
3 месяца
I ст. чистоты
II ст. чистоты
III ст. чистоты
кол-во щеток, хранившихся в стакане
кол-во щеток, хранившихся в пакете
38,9%
50%
42%
77%
3%
0%
1 месяц
Рисунок 2 – Динамика бактериальной чистоты зубных щеток через 1, 2 и 3 месяца использования
Исследование степени деформации щетины показало: для 1-месячных зубных щеток среднее значение WBI было равно 79,2±10%, при этом одна зубная щетка имела индекс износа более 100%. Среднее значение индекса WBI для 2-месячных зубных щеток составило 85,5±14,9%. Через 3 месяца использования зубных щеток среднее значение индекса WBI составило 86,6±20%, при этом количество изношенных щеток (значение индекса WBI от 100% включительно) составило 19,2%, что на 4% больше, чем в конце второго месяца использования. Таким образом, к концу третьего месяца использования от 77% (по Conforti) до 80% (по индексу WBI) зубных щеток, используемых детьми для чистки зубов в детском саду или школе, демонстрировали низкую степень износа щетины и не требовали замены.
По результатам оценки степени кариесогенности питания в детских садах г. Самары: 81,5% напитков, употребляемых детьми в саду, содержат добавленные сахара в количестве от 2,1 г до 29,7 г. 16,6% из оставшихся напитков представляют собой кисломолочные напитки, среди которых кефир, ряженка, «снежок», бифидок. Средняя частота приема напитков, не
содержащих добавленного сахара, составляет 0,6 раз в день. Чаще всего детям предлагаются напитки, содержащие 10-15 г добавленного сахара, – это чай с сахаром, чай с лимоном, чай с молоком, компоты, соки, какао. Средняя частота употребления сладкого чая составила 0,92 раза в день. Вторым по частоте употребления в саду напитком является компот – 0,8 раз в день, наиболее кариесогенные кисель и сок – 0,22 и 0,3 раза в день, соответственно.
По рекомендациям ВОЗ (2015), суточная доза добавленных сахаров не должна превышать 10% от суточной калорийности. По результатам нашего исследования добавленные сахара составляют 13,8% потребляемой в саду калорийности. В абсолютных цифрах среднее количество добавленного сахара составляет 67,074 г в день, что превышает рекомендуемые СанПиН 2.4.1.3940-13 47 г в день.
Таким образом, частота приема сахаросодержащих напитков в детском саду составляет более 4 раз, что расценивается как кариесогенная диета. При этом среднее количество добавленного сахара превышает рекомендуемые СанПиН 2.4.1.3940-13 на 20 г в день. Количество добавленного сахара составляет 13,8% суточной калорийности, что превышает рекомендуемые ВОЗ на 3,8%. При этом следует учитывать, что чаще всего питание детей, посещающих дошкольные образовательные организации, не ограничивается питанием в детском саду и дополняется домашним.
ВЫВОДЫ
1. Эпидемиологическое обследование стоматологического здоровья детей дошкольного возраста г. Самары показало, что распространенность кариеса зубов, определенная с учетом общепринятого индекса КПУ+кп зубов составила 52,83%, 65,38%, 82,02%, 87,18%, 79,45% для 4-, 5-, 6-, 7- и 8 –летних детей, соответственно, при средних значениях интенсивности по индексу КПУ+кп зубов, равных 2,04±2,66, 3,19±3,59, 4,03±3,61, 4,59±3,41, 3,93±3,27, соответственно.
2. Распространенность кариеса зубов у детей г. Самары с учетом бесполостных форм согласно разработанному нами индексу К0КПУ
составила 84,61%, 88,46%, 91,57%, 97,44% и 90,41% для 4-, 5-, 6-, 7- и 8 – летних детей, соответственно, при средних значениях интенсивности 6,68±5,09, 7,4±4,96, 7,06±4,55, 8,17±4,13, 8±4,69, соответственно. Максимум прироста распространенности бесполостных форм кариеса наблюдался в возрастном промежутке 6-7 лет и составил 35,22% в год. К 8 годам 67,12% детей г. Самары имеют постоянные зубы с признаками развивающегося кариозного процесса, что является неблагоприятным прогностическом признаком и требует экстренной профилактики.
3. При оценке микробной контаминации зубных щеток идентифицировано 72 вида микроорганизмов, из них 8 санитарно-показательных или патогенных. Хранение зубных щеток в условиях, не допускающих полного высыхания щетины между чистками, приводит к бурному бактериальному росту: 89,5% (в пакете), 21,4% (в колпачке) посевов имели III степень бактериальной обсемененности, тогда как при хранении щеток в стакане головкой вверх 77% посевов имели I степень. Не обнаружено признаков перекрестной контаминации зубных щеток, используемых в организованных детских коллективах. 77% зубных щеток, применяемых для чистки в детском саду и школе, к концу трех месяцев показали низкую степень износа.
4. Изучение кариесогенности питания в дошкольных образовательных организациях показало, что частота приема сахаросодержащих напитков в детском саду составляет более 4 раз в день, среднее количество добавленного сахара превышает рекомендуемые СанПиН 2.4.1.3940-13 на 20 г в день. Количество добавленного сахара составляет 13,8% суточной калорийности, что превышает рекомендуемые ВОЗ на 3,8% даже без учета домашнего питания.
5. Контролируемая чистка зубов в дошкольной образовательной организации фторсодержащей зубной пастой через два года после старта вызвала редукцию прироста интенсивности кариеса по индексу КПУ+кп пов на 23,8%, по индексу К0КПУ+к0кп пов на 21,3%. При этом наблюдалась выраженная редукция прироста компонента «к» зубов и
поверхностей (0,64 и 1,9, соответственно), объясняемая стабилизацией имевшихся бесполостных форм кариеса.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Необходимо разработать и внедрить в образовательные стандарты подготовки педагогов дошкольного и младшего школьного образования модуль о факторах риска кариеса зубов и методах профилактики основных стоматологических заболеваний.
2. Рекомендуется дополнить санитарные правила и нормы для дошкольных и школьных образовательных учреждений пунктами о необходимости контролируемой чистки зубов с использованием зубных паст с адекватным содержанием фторидов, а также пунктами, регламентирующими хранение и порядок использование средств гигиены полости рта в условиях организованных детских коллективов.
3. Рекомендуемый возраст включения детей в программы контролируемой чистки зубов в дошкольных образовательных организациях – не позднее четырех лет.
4. С целью обеспечения кариеспрофилактического эффекта для регулярной контролируемой гигиены полости рта в дошкольных образовательных организациях и школах г. Самары рекомендуется использовать зубную пасту с концентрацией фтора 1450 ppm.
5. Для поддержания санитарно-бактериологической чистоты зубных щеток необходимо обеспечивать полное высыхание щетины в интервалах между чистками, недопустимо хранение зубных щеток в пакетах, контейнерах, покрывать их колпачками. Рекомендуется хранение зубных щеток в отдельных стаканах щетиной вверх.
6. Рекомендуемый срок замены зубных щеток, используемых детьми для контролируемой чистки зубов в организованных детских коллективах, может не ограничиваться тремя месяцами без риска снижения эффективности чистки и избыточной микробной контаминации щеток.
7. Для снижения риска развития кариеса у детей в периоде начального сменного прикуса, посещающих организованные детские коллективы,
рекомендуется исключить из меню кариесогенные напитки, заменив их на несахаросодержащие. Санитарные правила и нормы для детских садов и школ рекомендуется дополнить пунктами, регламентирующими частоту приема кариесогенных напитков и продуктов и общее количество свободных сахаров в процентах к суточной калорийности.
8. При проведении эпидемиологических стоматологических исследований, в том числе для своевременного контроля эффективности внедряемых программ профилактики кариеса использовать индексы, позволяющие оценить бесполостные формы кариеса.
Перспектива дальнейшей разработки темы исследования
предполагает разработку и утверждение комплексной программы профилактики кариеса у детей дошкольного возраста на уровне Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Дополнение Санитарных правил и норм для детских садов и школ пунктами, регламентирующими хранение и использование средств гигиены полости рта, частоту приема кариесогенных напитков и продуктов и общее количество свободных сахаров в процентах к суточной калорийности.

Актуальность исследования. В настоящее время кариес по-прежнему представляет собой серьезную проблему общественного здравоохранения во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения от 60 до 90% школьников и подавляющее большинство взрослых повсеместно страдают от этого заболевания (WHO, 2017; Aoun A. et al., 2018; Peres M.A. et al., 2019). Согласно результатам третьего Всероссийского эпидемиологического стоматологического исследования, распространенность кариеса постоянных зубов среди шестилетних детей, проживающих на территории РФ, составляет в среднем 13%, среди двенадцатилетних – 71% со средней интенсивностью по индексу КПУ зубов 0,24 и 2,46, соответственно (Кузьмина Э.М. и др., 2020).
Систематический обзор рисков развития кариеса показал, что постэруптивный период является предиктором развития кариеса в постоянных зубах. Первые постоянные моляры подвержены более высокому риску возникновения кариеса жевательной поверхности в течение первого года, а вторые моляры – в течение второго и третьего года после прорезывания (Mejàre I. et al., 2013). Исследования подтверждают высокий риск развития активных кариозных поражений у зубов на всех стадиях прорезывания (Alves L. S. et al., 2014; Zenkner J. E. A. et al., 2019).
Предотвращение первого кариозного поражения имеет основополагающее значение для долгосрочного прогнозирования заболеваемости кариесом и снижения бремени дорогостоящего стоматологического лечения на индивидуальном и общественном уровнях (Murphy J.M. et al., 2018). Для оценки эффективности программ профилактики кариеса у детей в период сменного прикуса требуются чувствительные инструменты, отражающие весь спектр кариозного поражения зубов, включая бесполостные формы кариеса, составляющие до 80% всех кариозных поражений, что невозможно при использовании индекса КПУ (Пастбин М.Ю. и др., 2013). Результаты систематического обзора эффективности коммунальных программ профилактики кариеса и заболеваний пародонта у детей показали, что только контролируемая чистка зубов фторсодержащей зубной пастой в сочетании со стоматологическим просвещением может способствовать уменьшению интенсивности и распространенности кариеса у детей (de Silva A.M. et al., Cochrane Database Syst Rev, 2016). При этом Всемирная организация здравоохранения признает ключевую роль организованных детских коллективов (школы, детские сады) в профилактике кариеса, считая их идеальной средой для бихевиоральных вмешательств (Edomwonyi A.I. et al., 2020; Shen A. et al., 2021). Участие учителей и воспитателей, как проводников санитарного образования, позволяет снизить общие расходы на выполнение программ санитарного просвещения (WHO, 2017; Edomwonyi A.I. et al., 2020). Опыт отдельных стран (Швеция, Дания, Финляндия и др.) убедительно доказывает возможность профилактики кариеса на коммунальном уровне. Вместе с тем до настоящего момента в Российской Федерации нет утвержденной национальной программы профилактики основных стоматологических заболеваний (Хамадеева А.М. и др., 2017).
Существующая в России нормативно-правовая база позволяет осуществлять конструирование здоровьесберегающего процесса в школе и детских дошкольных образовательных организациях, преимущественно основываясь на профилактике соматических заболеваний, не включая заболевания полости рта (Цибульникова В.Е., 2019). В связи с этим остается чрезвычайно актуальным разработка и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной научной литературе представлены единичные исследования, посвященные эффективности контролируемой гигиены полости рта в детских дошкольных образовательных организациях, нет единого мнения относительно оптимальных сроков старта контролируемой чистки зубов. Не освещены вопросы санитарно- эпидемиологической безопасности данного метода профилактики кариеса зубов, вопросы хранения и продолжительности использования средств гигиены полости рта в детских садах и школах, не разработаны методы объективной оценки степени микробной контаминации зубных щеток, существуют пробелы в нормативно-правовой базе.
Цель исследования: улучшение стоматологического здоровья детей дошкольного возраста путем оптимизации мероприятий по профилактике кариеса зубов в дошкольных образовательных организациях.
Задачи исследования:
1. Провести эпидемиологическое обследование стоматологического здоровья детей 4-8 лет г. Самары.
2. Для оптимизации диагностики кариеса разработать индекс, позволяющий оценить полостные и бесполостные кариозные поражения.
3. Для обоснования санитарно-эпидемиологической безопасности контролируемой чистки зубов в организованных детских коллективах оценить микробную контаминацию и степень износа щетины зубных щеток, используемых детьми для чистки зубов в детском саду и школе.
4. Изучить кариесогенность питания в дошкольных образовательных организациях г. Самары.
5. Оценить эффективность 2-х летней контролируемой чистки зубов фторсодержащей зубной пастой в дошкольной образовательной организации в показателях стоматологического здоровья.
Научная новизна. Разработан и использован для диагностики способ регистрации и определения интенсивности кариеса (патент РФ No 2676645), что позволило уточнить патогенез и эпидемиологию течения кариозного процесса у детей дошкольного возраста.
Предложен флакон для взятия смывов (патент РФ No 186841), что впервые позволило изучить микрофлору всего объема щеточного поля, включая внутренние поверхности щетинок.
Предложен и использован способ взятия смывов с головки зубной щетки и оценки ее микробной обсемененности (патент РФ No 2694374). Использование предложенных флакона и способа взятия смыва впервые позволило стандартизировать процесс забора биологического материала с зубных щеток и провести количественный анализ их микробной обсемененности, что расширило познание в области санитарной микробиологии, увеличив арсенал ее методов.
Впервые изучен видовой состав микрофлоры, вегетирующей на зубных щетках, используемых для чистки зубов в организованных детских коллективах, а также предложена классификация микробной контаминации щетины зубных щеток.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты эпидемиологического обследования позволили выявить высокую потребность в лечении и профилактике кариеса у детей 4-8 лет г.Самары.
Обоснованы сроки старта профилактических программ в области стоматологии для детей дошкольного возраста.
Для мониторинга стоматологического здоровья и определения прогноза кариеса предложен индекс интенсивности кариеса К0КПУ.
Методом анкетирования определена комплаентность родителей детей дошкольного возраста и педагогического персонала образовательных учреждений г.Самары в практической реализации программ профилактики основных стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах.
Для оптимизации забора биологического материала с зубных щеток предложены флакон и способ.
Предложена рабочая классификация степени микробной контаминации щетины зубной щетки.
Предложен индекс для оценки степени деформации щетины зубной щетки с целью определения оптимальных сроков ее замены.
Оценена кариесогенность суточного меню в дошкольных образовательных организациях г.Самары, даны рекомендации по снижению степени кариесогенной нагрузки.
Доказана эффективность контролируемой чистки зубов в дошкольных образовательных организациях зубной пастой с содержанием фтор-иона 1450 ppm в отношении улучшения стоматологического здоровья детей в начальном периоде сменного прикуса.
Методология и методы диссертационного исследования. Методология диссертационной работы основана на углубленном изучении и обобщении современных исследований, систематических обзоров, данных мета-анализов и материалов ВОЗ в области разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний. На основании анализа литературы была проведена комплексная оценка современного состояния и актуальности темы исследования. В соответствии с поставленной целью и вытекающими из нее задачами исследования был разработан план выполнения диссертационной работы, определены объекты и методы.
Объектами исследования явились дети в возрасте 4-8 лет, посещающие дошкольные образовательные организации и школы г. Самары, студенты 4-5 курса факультета дошкольного и начального образования педагогического вуза г. Самары, воспитатели, учителя начальной школы, родители детей дошкольного возраста, зубные щетки, используемые детьми для регулярной контролируемой гигиены полости рта в организованных детских коллективах, 10-дневные меню- раскладки. В процессе исследования использовались методы описательной и аналитической эпидемиологии, анкетирование, методы клинического и лабораторного исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Способ регистрации и определения интенсивности кариеса К0КПУ, включающий регистрацию бесполостных форм кариеса (патент РФ на изобретение No2676645 от 09.01.2019).
2. Способ взятия смыва с головки зубной щетки и критерии ее микробной обсемененности для обоснования санитарно-эпидемиологической безопасности контролируемой чистки зубов в условиях организованных детских коллективов (патент РФ на изобретение No 2694374 от 12.07.2019). 3. Обоснован возраст старта контролируемой чистки зубов в организованных детских коллективах г. Самары с целью профилактики кариеса постоянных зубов – 4 года.
4. Контролируемая чистка зубов в дошкольной образовательной организации фторсодержащей зубной пастой с концентрацией фтор-иона 1450 ppm через два года после старта вызвала редукцию прироста интенсивности кариеса по индексу КПУ+кп пов на 23,8%, по индексу К0КПУ+к0кп пов на 21,3%. При этом наблюдалась выраженная редукция прироста компонента «к» зубов и поверхностей (0,64 и 1,9, соответственно), объясняемая стабилизацией имевшихся бесполостных форм кариеса.
Степень достоверности. Достоверность диссертационной работы подтверждена данными эпидемиологического исследования, результатами микробиологических исследований, проведенными в объеме, соответствующем цели и поставленным задачам. Использование методов статистического анализа, соответствующих структуре представленных данных, обосновывает выводы и рекомендации, представленные в работе с точки зрения доказательной медицины.
Апробация работы. Основные материалы исследования доложены на XV, XVI, XVIII, XIX, XX,XXI, XXII, XXIII Международных симпозиумах «Актуальные вопросы детской стоматологии и ортодонтии» (Самара, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017,2018, 2019, 2020); симпозиумах по ортодонтии и детской стоматологии с международным участием (Тольятти, 2017, 2018); симпозиумах «Государственная программа профилактики стоматологических заболеваний. Роль гигиениста стоматологического» (Самара, 2016, 2017, 2018); III международном конгрессе стоматологов «Актуальные проблемы стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» (Ташкент, 2019); областном методическом совещании для гигиенистов стоматологических Центров здоровья (Самара, 2017); международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен» круглый стол «Качество жизни: здоровье ребенка, вопросы экологического воспитания» (Самара, 2016); XVIII международной конференции студентов и молодых ученых «Студенческая медицинская наука XXI века» (Витебск, 2018), 4 Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы стоматологии детского возраста» (Казань, 2021).
Основные положения научной работы представлены и обсуждены на совместном заседании кафедр челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, стоматологии ИПО, ортопедической стоматологии, терапевтической стоматологии, стоматологии детского возраста и ортодонтии, офтальмологии, оториноларингологии им. академика И.Б. Солдатова ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 19.04.2021г., протокол No1.
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс до- и последипломной подготовки студентов и ординаторов кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, используются в профилактической и лечебной работе ГБУЗ СО «СГКСП No 1», ГБУЗ СО «ССП No 2», ООО «Частная клиника «Косма», ООО «Многопрофильная клиника Постникова».
Личный вклад автора в проведенное исследование. Автором лично проведен обзор научных данных по теме исследования, эпидемиологические исследования стоматологического здоровья детей 4-8 лет, студентов 4-5 курса педагогического вуза г. Самары, внедрение контролируемой гигиены полости рта в организованные детские коллективы, мониторинг и анализ ее 2-х годичной эффективности. Автором проводился забор материала для микробиологического исследования и исследования степени деформации щетины зубных щеток, цифровая оценка степени деформации щетины зубных щеток, используемых для чистки зубов в организованных детских коллективах. Автором проводилось анкетирование родителей, учителей, воспитателей и студентов педагогического вуза по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний и возможности внедрения контролируемой гигиены полости рта в организованных детских коллективах г. Самары и анализ собранных анкет; оценка степени кариесогенности питания в дошкольных образовательных организациях г. Самары. Диссертант лично выполнил статистическую обработку полученных данных, анализ результатов исследования, подготовку статей к публикации, написание глав диссертационной работы.
Связь исследования с планом основных научно-исследовательских работ университета. Диссертационное исследование соответствует паспорту научной специальности 3.1.7. Стоматология. Работа выполнена в рамках комплексной научной темы кафедры стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. Номер государственной регистрации темы – АААА- А16-116042010061-8 от 20.04.2016 г.
Публикации по теме диссертации. По теме диссертации опубликовано 10 работ, из них: 5 – в изданиях, рецензируемых ВАК при Минобрнауки России в том числе 2 моноавторские статьи, 1 – в международной базе научного цитирования Scopus, 2 патента РФ на изобретение, 1 патент РФ на полезную модель.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 159 страницах компьютерного текста и состоит из введения, 5 глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована 17 таблицами и 45 рисунками. Список литературы содержит 169 источника, из которых 41 отечественных и 128 иностранных.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Результаты внедрения международной обучающей программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь» среди первоклассников г. Самара
    Л. Ш. Розакова // Dental Forum. – 2– No – С. 112–Перспективы сохранения стоматологического здоровья детей Самарской области / А. М. Хамадеева, Н. В. Ногина, И. Р. Ганжа, Л. Ш. Розакова [идр.] // Актуальные вопросы стоматологии: сборник трудов, посвящѐнный 50-летию стоматологического образования СамГМУ. – Самара, 2– С. 438

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Клинико-лабораторное обоснование оценки эффективности технологий профилактики стоматологических заболеваний у детей
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Морфометрические особенности строения челюстно-лицевой области у пациентов с гнатической формой мезиальной окклюзии
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Анализ изменений практики стоматологического ортопедического лечения и его результатов в регионах России за 10 – летний период
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Планирование и прогнозирование аппаратурно-хирургического метода лечения взрослых пациентов с трансверзальными аномалиями челюстей
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Особенности диагностики, планирования и хирургического этапа комбинированного лечения пациентов со скелетной формой вертикальной резцовой дизокклюзии
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Клиническое обоснование комплекса мероприятий профилактики стоматологических заболеваний у детей с нарушениями психического здоровья
    📅 2022год
    🏢 ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
    Протетическая реконструкция ушной раковины с использованием технологии трехмерной печати
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оценка иммуногистологических маркеров воспалительной деструкции эндопериодонтального комплекса
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оптимизация стоматологической ортопедической помощи больным при включенных дефектах зубных рядов на фоне сахарного диабета 2 типа
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации