Административно-правовой статус уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

Колобова Татьяна Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Омбудсмены в зарубежных странах и уполномоченные по правам человека в Российской Федерации как субъекты административного права
§ 2. Понятие административно-правового статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его разграничение
с конституционно-правовым статусом
§ 3. Государственный контроль уполномоченного по правам человека
в субъекте Российской Федерации как элемент его административно- правового статуса
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Контрольный процесс уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации
§ 2. Эффективность контрольной деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации
§ 3. Осуществление уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации функций межведомственного взаимодействия, координации управленческой деятельности и участия в противодействии коррупции
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики
в целях укрепления административно-правового статуса уполномоченного
по правам человека в субъекте Российской Федерации
§ 2. Проблемы функционирования аппаратов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации………………………………………………..154
3
§ 3. Совершенствование института административной ответственности
за воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека
в субъекте Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2

Во введении обоснована актуальность темы; раскрыта степень ее научной
разработанности; указаны объект и предмет исследования; перечислены его цель
и задачи; определены методологическая, теоретическая, нормативная правовая и
эмпирическая базы исследования; сформулирована научная новизна диссертации;
представлены положения, выносимые на защиту; охарактеризована теоретическая
и практическая значимость работы; обоснована достоверность полученных
результатов исследования; приведена информация об их апробации; обозначена
структура диссертации.
Первая глава «Теоретические основы административно-правового
статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской
Федерации» состоит из трех параграфов.
Впервомпараграфе«Омбудсменывзарубежныхстранахи
уполномоченные по правам человека в Российской Федерации как субъекты
административногоправа»проанализированыпричиныпоявления
рассматриваемого института, указано его основное назначение за рубежом;
приведены общие характерные признаки, отражающие его сущность, и
современные классификации омбудсменов в мире. Соискателем рассмотрена
история становления института уполномоченного по правам человека в России;
разработана авторская периодизация развития правового статуса региональных
уполномоченных, в которой выделены четыре этапа с 1993 г. по настоящее время.
Обозначены основные черты института регионального омбудсмена в России.
Уполномоченный по правам человека рассмотрен как субъект административного
права и участник различных административно-правовых отношений.
Во втором параграфе «Понятие административно-правового статуса
уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его
разграничение с конституционно-правовым статусом» представлена структура
правового статусарегионального омбудсмена, включающая, по мнению
соискателя, следующие блоки правовых норм: функционально-целевой (цели,
задачи, принципы, функции уполномоченного); организационный (вопросы
назначения и освобождения от должности; запреты и ограничения, связанные с
замещением государственной должности субъекта Российской Федерации;
ответственностьзаихнесоблюдение);компетенционно-гарантийный
(полномочия (права и обязанности омбудсмена), гарантии реализации прав).
Сформулированвыводотом,чтоадминистративно-правовойстатус
регионального уполномоченного по правам человека обусловлен замещением им
государственной должности субъекта Российской Федерации, выступает как
составная часть его правового статуса, реализуемая в административно-правовых
отношениях с участием уполномоченного, в сфере государственного и
муниципального управления, – по данному признаку административно-правовой
статус омбудсмена разграничен с конституционно-правовым статусом. Подробно
рассмотреныосновные элементыстатусоврегиональногоомбудсменаи
приведенызакрепляющиеихположенияфедеральногоирегионального
законодательства.
В третьем параграфе «Государственный контроль уполномоченного по
правамчеловекавсубъектеРоссийскойФедерациикакэлементего
административно-правового статуса» сделан вывод о том, что в юридической
наукевчислевидовгосударственногоконтролявыделяетсяконтроль
уполномоченных по правам человека, внимание обращается на его особое
функциональноеназначениеиспецифическиеметодыосуществления.
Соискателем предложены разработанные теоретические основы государственного
контроля уполномоченного по правам человека в субъекте Российской
Федерации: понятие; цели, задачи и функции; объект и предмет; формы и методы;
стадии; виды. Сформулированы следующие признаки государственного контроля
уполномоченныхпоправамчеловека,отражающиеегоспецифику:
независимость; специализация; субсидиарность; объективность; авторитетность;
доступность;рекомендательность.Предложенаклассификациявидов
государственного контроля региональных уполномоченных по правам человека в
зависимости от: объекта контроля; источника инициирования контроля; формы
осуществления проверок; результатов контрольной деятельности.
Втораяглава«Реализацияадминистративно-правовогостатуса
уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации»
состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Контрольный процесс уполномоченного по правам
человека в субъекте Российской Федерации» обосновано, что в силу своего
назначения и содержания контрольный процесс омбудсменов является видом
административного процесса, поскольку в ходе него проверяются соблюдение и
реализация субъектами государственного и муниципального управления прав и
свобод граждан. Контрольный процесс уполномоченных по правам человека не
относится к формам осуществления исполнительной власти, но возникает по
поводу и в связи с ее реализацией. Отмечена особенность данного процесса:
основаниями для его инициирования являются административно-правовой спор
или информация об ограничениях и ущемлениях прав и свобод человека и
гражданина,подлежащаяпроверке,однакоомбудсменынеобладают
императивными полномочиями по обеспечению исполнения своих решений в
целях разрешения административно-правового спора и устранения выявленных
нарушений (в то же время имеет место региональный опыт наделения
уполномоченного по правам человекаюрисдикционным полномочием –
составлятьпротоколыобадминистративныхправонарушениях).Это
обстоятельство, по мнению соискателя, определяет направление для развития
института уполномоченного по правам человека. Установлены стадии и структура
контрольного процессаомбудсменов, в которойвыделено производство
уполномоченного по правам человека по жалобам граждан, состоящее из
позитивных (управленческих) и контрольных административных процедур.
Соискателем выдвинуты предложения по внесению изменений и дополнений в
ст. 9 Закона № 48-ФЗ в части совершенствования административных процедур:
изложить в ч. 5 понятие жалобы к уполномоченному по права человека в субъекте
Российской Федерации как требования (а не просьбы) гражданина России,
иностранного гражданина или лица без гражданства о восстановлении прав и
свобод; исключить нормы об обязанности заявителей обжаловать оспариваемые
решения или действия (бездействие) в административном или судебном порядке
до обращения к омбудсмену; добавить в ч. 8 норму о том, что после уведомления
гражданина о принятии жалобы к рассмотрению уполномоченный по правам
человека сообщает ему о принятых мерах не реже одного раза в месяц. Отмечено,
что в случае, если по итогам проверки омбудсмен придет к выводу о нарушении
прав или свобод заявителей, он обязан воспользоваться каким-либо из
законодательно установленных правовых, в том числе административно-
правовых, средств и способов защиты прав и свобод человека и гражданина,
рассмотренных соискателем.
Во втором параграфе «Эффективность контрольной деятельности
уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации» по
результатам изучения докладов уполномоченных по правам человека в регионах
России, составляющих Центральный федеральный округ (далее – ЦФО), сделан
вывод о существовании различных подходов к определению эффективности
деятельности омбудсменов и необходимости ее повышения. Соискателем
разработаны критерии эффективности, системно отражающие суть контрольной
деятельностиуполномоченных,ипредложенодополнитьЗакон № 48-ФЗ
положением о включении в содержание ежегодных докладов региональных
омбудсменов информации об оценке вышеуказанных критериев эффективности.
Рекомендовано внести дополнения в Указ Президента Российской Федерации от
4 февраля 2021 г. № 6810 в части установления еще одного показателя оценки
эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших
исполнительныхоргановгосударственнойвласти)субъектовРоссийской
Федерации и деятельности региональных органов исполнительной власти –
«взаимодействие с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской
Федерации». Под этим показателем предложено понимать процент исполненных
заключений омбудсмена и мер, изложенных в его ежегодных и специальных
докладах.
В третьем параграфе «Осуществление уполномоченным по правам
человека в субъекте Российской Федерации функций межведомственного
взаимодействия, координации управленческой деятельности и участия в
противодействии коррупции» уточнены формы взаимодействия регионального
уполномоченного по правам человека с субъектами государственного и
муниципального управления; данное взаимодействие осуществляется в процессе
и по итогам государственного контроля, а также вне его. В результате анализа
соискателем положений о территориальных органах федеральных органов
исполнительной власти и исполнительных органах государственной власти
субъекта Российской Федерации на примере Воронежской области установлено,
что эти нормативные правовые акты содержат в качестве задач или функций меры
по реализации прав и свобод граждан. Предложено внести изменения и
дополнения в положения о вышеуказанных органах исполнительной власти в
части закрепления обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина
как цели их деятельности. Проведенный соискателем анализ ряда региональных
нормативных правовых актов и практики их применения показал, что
уполномоченные по правам человека выполняют функцию координации
управленческойдеятельностиповопросамформированияиреализации
Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации : указ
Президента Рос. Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 // Собр. законодательства Рос.
Федерации. 2021. № 6. Ст. 966.
государственной политики субъектов Российской Федерации в области развития
и защиты прав и законных интересов граждан. Подчеркнуто, что благодаря
особенностям института омбудсмена (обладание реальной информацией о
деятельности органов публичной власти, содержащейся в обращениях граждан;
юридическая и политическая независимость) он имеет возможность проводить
собственное самостоятельное расследование факторов происхождения и развития
коррупции в управленческой сфере. Соискателем предложены формы участия
региональныхуполномоченныхпоправамчеловекавпротиводействии
коррупции и сформулированы рекомендации по изменению и дополнению Закона
№ 48-ФЗ, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»11 и Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов»12.
Третья глава «Проблемы реализации административно-правового
статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской
Федерации» состоит из трех параграфов.
Впервомпараграфе«Совершенствованиезаконодательстваи
правоприменительной практики в целях укрепления административно-правового
статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации»
предложено решение следующих проблем в исследуемой сфере: отсутствие
обязанностисубъектовгосударственногоимуниципальногоуправления
исполнять рекомендации (заключения) омбудсменов, направленные по итогам
проверки нарушений прав и свобод человека и гражданина; необходимость
расширения практики по обеспечению выполнения органами управления мер,
предлагаемых уполномоченными по правам человека в их ежегодных и
специальных докладах; неуказание в законодательстве случаев, при которых
О противодействии коррупции : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ : в ред. от
26 мая 2021 г. № 155-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 дек. ; 2021. 31 мая.
Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов : федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ: в ред. от 11 октября
2018 г. № 362-ФЗ // Российская газета. 2009. 22 июля ; 2018. 15 окт.
омбудсмен реализует право обращаться в суд с административными исками в
защиту прав и свобод других лиц. В целях увеличения количества средств
административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина
омбудсменами рекомендовано наделить их полномочием выносить обязательные
для подконтрольных субъектов решения в случае выявления фактов нарушения
прав и законных интересов граждан, т. е. придать заключениям омбудсменов
юридическую силу правовых актов управления, разрешающих конкретный
административно-правовойспориобладающихгосударственно-властным
характером.Соискателемпредложенообжаловатьрешения,действия
(бездействие) регионального уполномоченного по правам человека в судебном
порядке в соответствии с положениями КАС РФ. На основе изучения
прогрессивного регионального опыта рекомендовано обеспечить исполнение мер
по совершенствованию правоприменительной практики и административных
процедур, перечисленных уполномоченными по правам человека в ежегодных и
специальных докладах. Предложено закрепить в Законе № 48-ФЗ, что законом
субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена обязанность высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
принимать по итогам рассмотрения ежегодного и специального докладов
регионального омбудсмена правовые акты, предусматривающие исполнение
указанных уполномоченным мер.
Вовторомпараграфе«Проблемыфункционированияаппаратов
уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»
сформулированыследующиеупущениявзаконодательствеи
правоприменительной практике: отсутствие у омбудсменов в ряде регионов
России собственных аппаратов; не все уполномоченные по правам человека и их
аппаратыимеютстатусгосударственногоорганасубъектаРоссийской
Федерации; вмешательство органов государственной власти в полномочия
омбудсмена по руководству собственным аппаратом; недостаточные для
эффективного выполнения задач и реализации функций омбудсмена количество
сотрудников аппарата и финансирование их деятельности. Соискателем даны
предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной
практики в целях решения вышеуказанных проблем. В качестве критериев для
обоснования структуры и штатной численности аппарата уполномоченного
выдвинутыследующие:демографические,социальные,экономические
характеристики региона, отражающие потенциальное количество субъектов
защиты (среди них – численность населения, количество пенсионеров, инвалидов,
детей, мигрантов и т. д.); прогнозируемая с учетом опыта работы омбудсмена
интенсивность обращений граждан и их тематическое разнообразие; обеспечение
специализации сотрудников аппарата; необходимость выполнения комплекса
задач и реализации функций уполномоченного (государственный контроль,
административно-правовая защита прав и свобод граждан, совершенствование
законодательства и правоприменительной практики, правовое просвещение,
межрегиональное и международное сотрудничество и др.).
Втретьемпараграфе«Совершенствованиеинститута
административной ответственности за воспрепятствование деятельности
уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации»
проанализировано законодательство регионов России, входящих в ЦФО, в части
регулированияадминистративнойответственностизавоспрепятствование
деятельности омбудсменов по следующим параметрам: наличие / отсутствие в
региональном законе об омбудсмене бланкетной нормы об ответственности за
воспрепятствование его деятельности; объект, субъекты и состав данного
административного правонарушения; размер санкций; органы и должностные
лица,возбуждающиеирассматривающиеделаобадминистративном
правонарушении.Поитогаманализасформулированыпредложенияпо
закреплению в законах субъектов Российской Федерации уточненного состава
данного правонарушения. По мнению соискателя, с учетом имеющегося опыта
таких регионов, как Краснодарский край, Ивановская, Липецкая, Ростовская,
Ярославская области, наделение уполномоченного по правам человека в субъекте
РоссийскойФедерацииправомсоставлятьпротоколыобуказанном
административном правонарушении будет способствовать укреплению его
административно-правовогостатуса,посколькурасширитполномочия
омбудсмена. Также обоснована целесообразность предоставления обозначенного
выше права руководителю аппарата регионального уполномоченного, как,
например, в Астраханской и Иркутской областях, в целях наделения его статусом
должностного лица государственного органа субъекта Российской Федерации.
Взаключенииподведеныитогипроведенногоисследования,
сформулированы выводы и обобщены рекомендации в целях совершенствования
законодательства и правоприменительной практики в исследуемой сфере.
Вприложении 1приведенразработанныйсоискателемпроект
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в целях совершенствования регулирования основ
правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской
Федерации».
В приложении 2 представлен проект закона Воронежской области «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области в
целяхсовершенствованияправовогорегулированияадминистративной
ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам
человека в Воронежской области».

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, отсут- ствием в юридической науке разработанной концепции административно- правового статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Россий- ской Федерации (далее также – региональный омбудсмен1, уполномочен- ный). В научных публикациях аргументировано наличие административно- правовых основ статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Вместе с тем, правовое положение региональных омбудсменов имеет существенную специфику.
С развитием законодательной базы, в том числе принятием Федерально- го закона от 18 марта 2020 г. No 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам чело- века в субъектах Российской Федерации»2 (далее также – Закон No 48-ФЗ), в комплексном правовом статусе региональных омбудсменов укрепились ад- министративные элементы и усилились функции в сфере управленческих от- ношений.
На сегодняшний день потенциал возможностей уполномоченных не реа- лизуется в полной мере. Ежегодно, по сведениям федерального омбудсмена, его коллеги в регионах России рассматривают около 200 тыс. обращений3. Это незначительное количество для контрольного института, представленно- го во всех субъектах Российской Федерации; для сравнения: в органы проку- ратуры в год поступает примерно 5 млн обращений4.
1 См.: Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах : монография / отв. ред. В. И. Лафитский, И. Г. Тимошенко. М. : ИЗиСП : ИНФРА-М, 2015. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации : федер. закон от 18 марта 2020 г. No 48-ФЗ : в ред. от 30 апреля 2021 г. No 116-ФЗ // Российская газета. 2020. 20 марта ; 2021. 5 мая.
3 См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2019 (дата обращения: 03.04.2021).
4 См.: Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2020г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL:
Разработка концепции административно-правового статуса региональ-
ных уполномоченных обусловлена потребностью решения существующих проблем в законодательстве и правоприменительной практике, к которым относится, прежде всего, отсутствие у омбудсменов императивных полно- мочий для разрешения административно-правовых споров между гражда- нами и субъектами государственного и муниципального управления. Это обстоятельство существенно снижает эффективность контроля уполномо- ченных по правам человека. Ограниченность имеющихся ресурсов (отсут- ствие у омбудсменов в 23 регионах страны собственных аппаратов или ко- личество сотрудников 1–3) является препятствием для реализации предо- ставленных полномочий: с марта по декабрь 2020 г. региональными омбудсменами было подано всего 20 административных исков в целях за- щиты прав и свобод других лиц, а также неопределенного круга лиц5.
Данные факторы детерминируют значимость диссертационной работы для науки административного и административного процессуального права.
Степень научной разработанности темы исследования. Значитель- ный вклад в изучение рассматриваемого института внесен учеными, стояв- шими у истоков его анализа: А. С. Автономовым, В. В. Бойцовой, Н. Ю. Хаманевой.
Исследованию правового положения федерального омбудсмена посвя- щены работы А. П. Евдошенко, Ю. Л. Корабельниковой, Н. В. Корнеевой, А. Г. Майорова, А. Ю. Семеновой, Д. Е. Феоктистова, О. А. Шеенкова, В. В. Эмих; правовой статус региональных уполномоченных изучали Р. Р. Амирова, Е. С. Буянкина, И. Ф. Вершинина, О. Н. Еремеева, Е. Г. Маркелова, Н. Ф. Лукашова. В трудах К. М. Амосова,
https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=58866781 (дата обращения: 20.03.2021).
5 См.: В Государственной Думе в первом чтении принят законопроект о регулирова- нии деятельности региональных омбудсменов // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: https://ombudsmanrf.org/news/ novosti_upolnomochennogo/view/v_gosudarstvennoj_dume_v_pervom_chtenii_prinjat_zakonop roekt_ob_otmene_poshliny_dlja_regionalnykh_ombudsmenov (дата обращения: 19.03.2021).
В.И.Засыпаловой, Т.Д.Зражевской, Т.Н.Москальковой и В.В.Чуксиной
исследуемый институт анализируется как на федеральном, так и на регио- нальном уровнях.
Работы вышеперечисленных ученых выполнены с позиций науки кон- ституционного права. Рассмотрению статуса федерального Уполномоченного по правам человека в административно-правовом аспекте посвящены науч- ные публикации И. Ю. Плуталова6.
М. Ю. Шамриным осуществлен анализ административно-правового статуса детского омбудсмена7.
К настоящему моменту в юридической науке отсутствует исследование административно-правового статуса регионального уполномоченного по правам человека. Потребность в его проведении продиктована необходимо- стью обобщения итогов реализации принятого больше года назад Закона No 48-ФЗ с целью совершенствования нормативной правовой базы, а также правоприменительной практики.
Контрольная функция регионального омбудсмена как составляющая его административно-правового статуса не получила значительного внимания в юридической литературе. Изучению конституционного института Уполно- моченного по правам человека в Российской Федерации как элемента систе- мы государственного контроля посвящена диссертационная работа Б. С. Галяутдинова8.
Для юридической науки актуальным вопросом является разработка тео- рии государственного контроля регионального омбудсмена (понятия, специ-
6 См.: Плуталов И. Ю. Административно-правовая основа статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2019. No 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 См.: Шамрин М. Ю. Административно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка : дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. С. 14, 50–79 ; Его же. Административно- правовой статус детского омбудсмена в России // Административное право и процесс. 2020. No 7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 См.: Галяутдинов Б. С. Конституционный институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе государственного контроля Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. С. 118–176.
фики, видов) в целях повышения эффективности осуществления его кон-
трольной деятельности.
Объект исследования – общественные отношения в сфере реализации
административно-правового статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Предмет исследования – правовые нормы, регламентирующие админи- стративно-правовой статус регионального уполномоченного; судебная и ад- министративная практика их применения; теоретические положения, выра- ботанные юридической наукой и раскрывающие исследуемую тему; офици- альные информационно-аналитические материалы.
Цель исследования – разработать концепцию административно- правового статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Россий- ской Федерации.
Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:
– характеристика уполномоченных по правам человека как субъектов административного права;
– определение понятия и элементов административно-правового стату- са регионального уполномоченного и его разграничение с конституционно- правовым статусом;
– формулирование признаков и выявление содержания государственно- го контроля уполномоченных по правам человека;
– анализ реализации региональными омбудсменами контрольного про- цесса как вида административного процесса;
– уточнение существующих в юридической науке критериев эффектив- ности контрольной деятельности уполномоченных по правам человека;
– рассмотрение межведомственного взаимодействия, координации управленческой деятельности и участия в противодействии коррупции как функций региональных омбудсменов; – выявление проблем в сфере реализации административно-правового
статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Феде- рации;
– подготовка предложений по изменению законодательства, а также практики его применения с целью совершенствования административно- правового статуса регионального уполномоченного и повышения эффек- тивности его контрольной деятельности;
– изучение проблем функционирования аппаратов омбудсменов как га- рантии административно-правового статуса уполномоченных по правам че- ловека и рекомендация мер по их решению;
– внесение по итогам проведенного исследования предложений по со- вершенствованию правового регулирования административной ответствен- ности, установленной за воспрепятствование деятельности региональных омбудсменов.
Методологическую основу диссертационной работы составляют: все- общий диалектический метод научного познания; общенаучные методы (ана- лиз, синтез, описание, обобщение, сравнение, моделирование); частнонауч- ные методы (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно- правовой, системно-структурный).
С применением диалектического и историко-правового метода рассмот- рена динамика развития правового статуса региональных омбудсменов. Ана- лиз и синтез, формально-юридический и системно-структурный методы поз- волили выявить сущность и элементы административно-правового статуса регионального уполномоченного. Сравнительно-правовой метод способство- вал пониманию статуса омбудсменов в зарубежных странах, сопоставлению правового положения региональных уполномоченных по правам человека со статусами федерального и специализированных омбудсменов, выявлению соотношения административно-правового и конституционно-правового ста- тусов региональных уполномоченных.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, по- священные институтам уполномоченного по правам человека и специализи-
Р. Р. Амирова,
В. В. Бойцова,
Б. С. Галяутдинов,
Т. Д. Зражевская,
Н. В. Корнеева,
Е. Г. Маркелова,
С. В. Сабаева,
А. Ю. Сунгуров,
О. А. Шеенков, В. В. Чуксина, В. В. Эмих.
рованных омбудсменов, следующих авторов:
А. С. Автономов, М. С. Башимов, И. Ф. Вершинина, В. И. Засыпалова, Е. Г. Калинина, В. В. Комарова, Ю. Л. Корабельникова,
К. М. Амосов, Л. В. Анисимова, Е. С. Буянкина, Г. А. Василевич,
А. П. Евдошенко, О. Н. Еремеева,
Ю. С. Кручинин, О. О. Миронов,
Н. Ф. Лукашова, Т. Н. Москалькова,
Г. В. Синцов, Н. Ю. Хаманева,
А. Г. Майоров, И. Ю. Плуталов, Д. Н. Степанова,
З. М. Шабанова,
А. Ю. Семенова, Д. Е. Феоктистов,
При разработке понятия административно-правового статуса региональ- ного уполномоченного по правам человека анализировались посвященные административно-правовому статусу субъектов административного права ра- боты таких исследователей, как: А. А. Аникитин, А. А. Бондаренко, Ю. В. Гаврилкина, М. Б. Добробаба, М. А. Захарова, И. В. Потокин, О. С. Рогачева, Ю. В. Соболева, Д. А. Черногоров, М. Ю. Шамрин.
Соискателем изучены научные труды о государственном управлении, государственном контроле и административном надзоре следующих ученых: Ю. Е. Аврутин, А. Б. Агапов, Д. Б. Алексеев, Г. В. Атаманчук, Д. Н. Бахрах, Ю.А.Браташова, В.П.Беляев, А.М.Воронов, А.И.Гурин, К.В.Давыдов,
А. З. Завалунов,
А. В. Калмыкова,
А. В. Мартынов,
Л. Л. Попов, Б. В. Россинский,
С. А. Старостин, А. И. Стахов,
В. П. Уманская, К. В. Черкасов, В. Е. Чиркин, Е. В. Шорина.
С. М. Зырянов, П. И. Кононов, А. Ф. Ноздрачев, Ю. Н. Старилов, А. М. Тарасов,
А. Б. Зеленцов, С. М. Зубарев, М. Н. Кобзарь-Фролова, Н. М. Конин,
Ю. И. Мигачев,
Е. В. Мигачева, Ю. С. Смородинова,
Нормативная правовая база диссертации представлена источниками национального и международного права.
М. С. Студеникина, Среди российских нормативных правовых документов соискателем ис-
пользовались: Конституция России; федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие отношение к теме исследования; указы Президента Российской Федерации; уставы и законы субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты федеральных и региональных ис- полнительных органов государственной власти; муниципальные норматив- ные правовые акты.
Из области международного права при проведении исследования изу- чались международные договоры и акты органов международных организаций.
Кроме того, в работе анализировались проекты нормативных правовых актов, посвященных отдельным аспектам исследуемой темы, и утратившие силу нормативные акты.
Эмпирическая база исследования – информационно-аналитические и статистические данные федерального и региональных уполномоченных по правам человека, органов прокуратуры, Следственного комитета Россий- ской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъек- тов Российской Федерации; материалы судебной практики; результаты со- циологических опросов.
Научная новизна диссертации обусловлена проведением первого ис- следования по обозначенной теме и состоит в следующем:
– предложены понятие и элементы административно-правового стату- са уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации;
– разграничены административно-правовой и конституционно- правовой статусы регионального омбудсмена;
– установлены функции омбудсменов в сфере управленческих отношений;
– разработаны теоретические основы государственного контроля ре- гионального уполномоченного по правам человека (понятие; признаки; це- ли, задачи и функции; объект и предмет; формы и методы; виды);
– выявлены стадии и структура контрольного процесса уполномочен- ных по правам человека; – сформулированы авторские критерии эффективности контрольной
деятельности регионального омбудсмена;
– обоснованы предложения по внесению изменений и дополнений в за-
конодательство, направленные на: укрепление административно-правового статуса региональных уполномоченных; повышение эффективности их кон- трольной деятельности; совершенствование административных процедур контрольного процесса омбудсменов, их полномочий (в том числе в сферах административного судопроизводства, производства по делам об админи- стративных правонарушениях), правового регулирования административ- ной ответственности за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных по правам человека.
На защиту выносятся положения, являющиеся новыми или содер- жащие элементы научной новизны:
1. Сформулирован вывод о том, что региональный уполномоченный по правам человека как субъект административного права является участником комплекса административно-правовых отношений: контрольных, управлен- ческих, административно-юстиционных (судопроизводственных), админи- стративно-деликтных (охранительных). С точки зрения науки администра- тивного права региональный уполномоченный по правам человека – это не- зависимое лицо, которое замещает государственную должность субъекта Российской Федерации, осуществляет административно-правовую защиту прав и свобод человека и гражданина в спорах с субъектами государственно- го и муниципального управления, а также реализует иные функции: государ- ственного контроля, межведомственного взаимодействия, координации управленческой деятельности и участия в противодействии коррупции.
2. Предложена следующая периодизация развития правового статуса ре- гиональных уполномоченных по правам человека: с 1993 г. по 2009 г. – этап становления; с 2010 г. по ноябрь 2016 г. – этап укрепления правового статуса региональных омбудсменов и расширения их функций; с декабря 2016 г. по февраль 2020 г. – этап дальнейшего совершенствования; с марта 2020 г. по
настоящее время – этап унификации, вызванный принятием Закона No 48-ФЗ. 3. Обоснован подход к статусу регионального уполномоченного по пра- вам человека как комплексному правовому образованию, включающему пре- имущественно нормы конституционного и административного права. Адми- нистративно-правовой статус уполномоченного по правам человека в субъ- екте Российской Федерации определен соискателем как установленная зако- нодательством и реализуемая в административно-правовых отношениях со- вокупность целей, задач, функций, полномочий, гарантий, запретов и огра- ничений омбудсмена как лица, замещающего государственную должность
субъекта Российской Федерации.
4. Понятие государственного контроля регионального уполномоченного
по правам человека определено как функция омбудсмена, реализуемая в це- лях содействия обеспечению прав и свобод человека и гражданина в дея- тельности субъектов государственного и муниципального управления и вос- становлению прав и свобод в случаях нарушений путем проведения самосто- ятельных либо совместных с компетентными органами и должностными ли- цами проверок и принятия по их итогам мер восстановительно- корректирующего характера. Контроль уполномоченных по правам человека представляет собой: их функцию, реализуемую в сфере управленческих от- ношений (основное направление деятельности); способ содействия обеспече- нию и восстановлению прав и свобод человека и гражданина в государствен- ном и муниципальном управлении (назначение); вид административного процесса (содержание).
5. Предложена структура контрольного процесса региональных омбудсменов, которая включает в себя производство по жалобам граждан и составляющие его административные процедуры: процедура принятия жало- бы к рассмотрению; процедура ее рассмотрения; процедура реализации мер в целях содействия восстановлению прав и свобод человека и гражданина. Вы- явлены стадии контрольного процесса омбудсменов: возбуждение производ- ства по жалобе либо принятие решения об осуществлении контрольного про-
цесса по инициативе самого уполномоченного; анализ ситуации и при необ- ходимости проведение проверки информации о неправомерном вмешатель- стве в сферу прав человека и гражданина; выработка и принятие восстанови- тельных и корректирующих мер при выявлении нарушений; проверка испол- нения направленных рекомендаций и в случае их невыполнения принятие мер в рамках компетенции.
6. Под критериями эффективности контрольной деятельности регио- нального уполномоченного предложено понимать совокупность характери- стик, свидетельствующих о достижении омбудсменом целей и задач своей деятельности и отражающих степень ее соответствия потребностям и интере- сам граждан, общества и государства. Сформулированы следующие крите- рии эффективности контрольной деятельности региональных омбудсменов, предлагаемые для закрепления в ЗаконеNo48-ФЗ: результативность, ком- плексность и полнота принятых мер, доступность, удовлетворенность населения.
7. Выявлена функция координации региональными омбудсменами управленческой деятельности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, заключающаяся в организации согласованного эф- фективного взаимодействия субъектов государственного и муниципального управления при подготовке, планировании реализации и исполнении страте- гического документа в области развития и защиты прав граждан.
8. Рекомендованы для закрепления в Законе No 48-ФЗ формы участия ре- гиональных омбудсменов в противодействии коррупции: выявление фактов коррупции из обращений граждан и информирование правоохранительных органов; антикоррупционное просвещение населения; работа с исполнитель- ными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, государственными и муниципальными служа- щими в целях формирования нетерпимости к коррупционному поведению; анализ деятельности вышеуказанных органов и организаций и выработка предложений по оптимизации и конкретизации их полномочий; антикорруп-
ционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, касающихся прав, свобод, обязанностей человека и гражданина; участие в разработке и реализации региональных государственных программ по противодействию коррупции.
9. Даны рекомендации по укреплению административно-правового ста- туса регионального уполномоченного и совершенствованию правового регу- лирования административно-правовой защиты омбудсменом прав и свобод человека и гражданина в Законе No 48-ФЗ: в ст. 1 исключить нормы о субси- диарности деятельности регионального омбудсмена; в ч. 4 ст. 1 закрепить его задачи; дополнить ст. 1 частью 5, определяющей функции омбудсмена; в п. 1 ч. 1 ст. 11 заменить слова «свои рекомендации» на слово «заключение», обя- зать подконтрольных субъектов государственного и муниципального управ- ления исполнять заключения регионального уполномоченного; в ст.11 предусмотреть право субъектов Российской Федерации установить обязан- ность средства массовой информации, учрежденного региональным органом государственной власти, публиковать заключение уполномоченного в тече- ние 10 дней со дня его обращения; в п. 2. ч. 1 ст. 11 уточнить случаи реализа- ции региональными омбудсменами полномочия обращаться в суд с админи- стративными исками в защиту прав и свобод человека и гражданина – ис- ключительно, если гражданин является малоимущим или по другим уважи- тельным причинам (в силу недееспособности, возраста, состояния здоровья и др.) не может самостоятельно обратиться в суд. Аналогичные изменения ре- комендовано внести в Кодекс административного судопроизводства Россий- ской Федерации9 (далее – КАС РФ), который предлагается дополнить статьей 39.1 «Участие уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка и уполномоченных по защите прав предпринимателей в ад- министративном деле».
9 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : федер. закон от 8 марта 2015 г. No 21-ФЗ : в ред. от 1 июля 2021 г. No 250-ФЗ // Российская газета. 2015. 11 марта ; 2021. 5 июля.
10. Для повышения эффективности контрольной деятельности региональных
омбудсменов предложены изменения и дополнения в Закон No 48-ФЗ: уточнить в ст. 9 содержание административных процедур производства уполномочен- ных по жалобам граждан; закрепить в ст. 16 требования к проблематике до- кладов омбудсменов и способ обеспечения исполнения мер по совершен- ствованию правоприменительной практики и управленческих процедур, пе- речисленных региональными уполномоченными в ежегодных и специальных докладах, – принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего правового акта.
11. По итогам анализа регионального законодательства и практики его применения рекомендованы следующие меры по решению проблем в сфере функционирования аппаратов уполномоченных по правам человека в субъек- тах Российской Федерации как гарантии их административно-правового ста- туса: установить в Законе No 48-ФЗ и тех законах субъектов Российской Фе- дерации, в которых такая норма отсутствует, что уполномоченный по правам человека и его аппарат – это государственный орган субъекта Российской Федерации с правом юридического лица, омбудсмен самостоятельно разра- батывает и исполняет смету своих расходов; исключить возложение на со- трудников высшего исполнительного органа государственной власти обязан- ностей обеспечивать деятельность регионального уполномоченного; гаран- тировать количественный состав аппарата регионального омбудсмена, необ- ходимый для полноценного выполнения его задач и реализации функций.
12. В целях установления в региональном законодательстве об админи- стративной ответственности единых подходов уточнен состав администра- тивного правонарушения «воспрепятствование деятельности уполномочен- ного по правам человека в субъекте Российской Федерации»: рекомендовано предусмотреть ответственность за неисполнение заключения уполномочен- ного по правам человека, либо исполнение заключения с нарушением уста- новленного законом срока, либо ненаправление ответа о результатах испол- нения заключения в предусмотренный законом срок; за повторное соверше- ние в течение года данного административного правонарушения. С учетом
анализа накопленного в российских регионах опыта обоснована предпочти- тельность наделения уполномоченного по правам человека и руководителя его аппарата правом составлять протоколы о данном административном пра- вонарушении.
Теоретическая значимость исследования состоит в формулировании теоретико-правовой концепции административно-правового статуса регио- нального уполномоченного по правам человека: разработано его определе- ние, выявлено содержание, проведено разграничение с конституционно- правовым статусом, рассмотрены вопросы реализации, предложены направ- ления развития и меры по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в данной сфере. Полученные по итогам ис- следования выводы могут служить теоретической базой для дальнейших научных разработок в этой и смежных предметных областях, касающихся административно-правового статуса федерального Уполномоченного по пра- вам человека и административно-правового статуса специализированных омбудсменов.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выводы и предложения соискателя могут быть использованы в следующих направле- ниях: в нормотворческой деятельности в целях совершенствования законода- тельства, регулирующего административно-правовой статус региональных омбудсменов, в том числе их контрольную деятельность; в правопримени- тельной практике уполномоченных по правам человека и сотрудников их ап- паратов; при преподавании учебных дисциплин «Административное право», «Административный процесс»; в ходе подготовки учебно-методических и практических пособий.
Достоверность результатов исследования подтверждается: анализом научных трудов по теории государства и права, административному праву и административному процессу, конституционному праву; использованием в качестве методологической основы философского, общенаучных и частнона- учных методов познания; обращением к судебной и административной пра-
воприменительной практике по исследуемой теме; изучением докладов о де- ятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных омбудсменов.
Апробация полученных результатов подтверждается актом о внедре- нии результатов диссертационного исследования в деятельность уполномо- ченного по правам человека в Воронежской области.
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры административ- ного и административного процессуального права ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет».
Положения, предложения и выводы, изложенные в диссертации, отра- жены в научных публикациях соискателя – монографии и 9 научных статьях, 6 из них – в журналах, входящих в перечень рецензируемых изданий, в кото- рых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Общий объем публикаций со- ставляет около 8,44 п.л.
Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографиче- ского списка, двух приложений.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Т. В. Колобова //Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2016 : материалыXVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, Южно-Уральский гос. ун-т,Юридический ин-т, 1–2 апреля 2016 г.). – Челябинск : Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2– Ч. – С. 145–147 (0,17 п.л.).
    Становление института административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации
    Т. В. Колобова // Законы России :опыт, анализ, практика. – 2– № – С. 39–43 (0,5 п.л.).
    Об исполнении рекомендаций уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации
    Т. В. Колобова //Современные тенденции развития науки и технологий : сб. науч. трудов поматериалам IX Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 31 декабря 2015 г.) : в8 ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород : ИП Ткачева Е. П., 2– № –Ч. – С. 43–45 (0,17 п.л.).
    Актуальные вопросы участия уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в административном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях
    Т. В. Колобова // Публичная власть всовременной России : проблемы и перспективы : сб. науч. трудов по материаламВсерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 4 декабря 2020 г.) / отв. ред. Ю. В. Соболева.– Саратов : Изд-во Сарат. гос. юрид. акад., 2– С. 245–– Официальныйсайт ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». – URL:http://www.ssla.ru/documents/kafedri/adm_pravo/sbornikpdf(датаобращения:

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Множественность административных правонарушений
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Правовое регулирование разрешительной деятельности в сфере связи
    📅 2021 год
    🏢 ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
    Институт ротации государственных гражданских служащих
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»