Вариативность индивидуального стиля Роберта Бриджеса

Колокольникова Оксана Дмитриевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………4 Глава 1. Теоретические основы гендерной лингвистики……………………..14 1.1. История термина «гендер»…………………………………………………16 1.2. Проблема дифференциации понятий «пол» и «гендер»………………….18 1.3. Из истории изучения языка в гендерном аспекте………………………..21 Выводы……………………………………………………………………………………41 Глава 2. Гендерные компоненты прямых значений слов……………………..45 2.1. Относительные оппозиции………………………………………………….50 2.2. Абсолютные оппозиции…………………………………………………….66 2.3. Динамические процессы в наименованиях лиц, составляющих
оппозиции по признаку пола…………………………………………………………..89 Выводы……………………………………………………………………………96 Глава 3. Гендерные компоненты переносных значений слов……………….99 3.1. Гендерные компоненты метонимических значений……………………..99 3.2. Гендерные компоненты метафорических значений……………………107 Выводы………………………………………………………………………….144 Глава 4. Оппозиции коннотаций лексем по признаку пола…………………148 4.1. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «медицина и
физиология»………… ……………………………………………………………….148 4.2. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «танцы»………………………………………………………………………………..154
4.3. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «мода»…………..155
4.4. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «уход за собой»………………… ……………………………………………………………170 4.5. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «гастрономия и
кулинария»…… ………………………………………………………………………175 4.6. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «непрофессиональные занятия»……………………………………………………..180
4.7. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «музыкальные
инструменты»……… ………………………………………………………………….186 4.8. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «автомобили»…………… ……………………………………………………………188 4.9. Оппозиции коннотаций единиц лексического поля «читательские и
кинопредпочтения»…………………………………………………………………..189 Выводы……………………………………………………………………………..192 Заключение……………………………………………………………………….196 Список сокращений и условных обозначений………………………………202 Список литературы……………………………………………………………..203 Приложение А. Предлагаемые варианты лексикографического описания
ряда слов……………………………………………………………………………….224

Во введении определяются актуальность и новизна исследования,
ставятся цели и задачи диссертации, формулируется выдвигаемая гипотеза,
дается характеристика работы с точки зрения теоретической значимости и
практической ценности, приводятся другие аспекты проведенного
исследования.
Первая глава «Теоретические основы исследования» посвящена
определению основных понятий, описанию материала, методов исследования
и квантитативному анализу таких аспектов идиостиля как частотность
лексических единиц разных частей речи в произведениях Бриджеса,
вариативность и разнообразие концептов левой и правой позиции метафоры.
Исследование индивидуально-авторского стиля является актуальным
направлением в современной лингвистике. Несмотря на большое
разнообразие дефиниций понятия «стиль», наиболее популярным является
определение, сформулированное советским лингвистом В.В. Виноградовым.
В соответствии с данным определением, стиль является «общественно
осознанной и функционально обусловленной, внутренне объединенной
совокупностью приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого
общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка,
соотносительной с другими такими же способами выражения, которые
служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной
практике данного народа» [Виноградов, 1955, с. 73].
Позднее, следом за исследованием стиля, многие выдающиеся
исследователи-лингвисты стали изучать индивидуальный стиль конкретных
авторов [Виноградов, 1990; Гаспаров, 2003; 2004; Караулов, 1992; Лотман,
1997; Тынянов, 2002; Якобсон, 1987]. Виноградов описал индивидуальный
стиль автора, истолковав его как сложную, динамическую, но единую по
структуре систему индивидуально-эстетического использования автором
характерных какому-либо периоду развития художественной литературы
форм и средств словесного выражения [Виноградов, 1959, с. 85].
Индивидуальный стиль и его различные аспекты становились предметом
изучения в работах таких крупных отечественных и зарубежных
исследователей как М.Л. Гаспаров, Ю.Н. Караулов, Ю.М. Лотман,
Ю.Н. Тынянов, G. Altmann, S. Argamon, J. Rudman, P. Juola и др.
Развитие способов и методов анализа текста и индивидуального стиля
авторов привело к тому, что лингвистика как наука стала стремиться к
точности. Важнейшим шагом в изучении идиостиля стала разработанная в
рамках стилеметрии методология квантитативного анализа стиля,
определяющая правила обеспечения репрезентативности и однородности
материала, единообразного применения признаковой парадигмы и методов
анализа эмпирического материала, отбора статистических методов и
проверки достоверности получаемых результатов, а также интерпретации
полученных количественных данных.
Внашемисследованиимыпривлекалиметодологию
стилеметрического подхода, результативность и актуальность которого
подтверждаются постоянно растущим количеством работ, нацеленных на
выявление лингвистических маркеров стиля, а также успешным решением
прикладных и общетеоретических задач (М.Л. Гаспаров, М.А. Марусенко,
Р.Г. Пиотровский, В.В. Поддубный, G. Altmann, D.I. Holmes, D.L. Hoover,
G. McMenamin и др.).
В последнее время в лингвистике остро встает вопрос об учете
эволюции стиля. Создается много работ, направленных на сравнение стиля
одного и того же автора в произведениях разных жанров, а также в текстах,
написанных в разные периоды творчества автора. В связи с этим в
стилеметрии выделилось и активно развивается такое направление как
стилехронометрия [Holmes, 1998]. Данное направление занимается решением
таких задач как, например, периодизации творчества авторов, формирование
моделей развития стиля, нахождение универсальных и индивидуальных
закономерностей развития стиля с учетом формальных и содержательных
параметров [Can, 2004; 2010; Hoover, 2006; Juola, 2007].
В данной работе анализируется эволюция индивидуально-авторского
стиля выдающегося представителя английской поэзии конца XIX – начала
XX века Роберта Бриджеса на различных этапах его литературной
деятельности. В данном исследовании рассматриваются такие аспекты
идиостиля как частотное ядро и особенности авторской концептосферы,
стабильные и динамические черты метафорической системы автора.
Согласно современной лингвистике, индивидуальные черты личности
автора и его понятийная система тесно связаны с метафоризацией. Метафора
является одной из основ мыслительной деятельности человека. Поскольку
авторские метафоры связаны с внутренним миром их создателя, они
способны дать объективные данные о характере образного мира автора
текста и о его концептосфере.
В широком смысле метафорой является сопоставление двух
нетождественных концептов. Концепты входят в состав метафорических
моделей – двучленных структур, которые состоят из концепта, который
сравнивается (концепт-цель, мишень) и концепта, с которым происходит
сопоставление (концепт-источник, донор). При этом характеристики
концепта-источника переносятся на концепт-цель.
Метафорическое переосмысление различных концептов автором в
своем художественном произведении является составляющей его
индивидуального стиля. Кроме того, каждому автору свойственны свои
особенности репрезентации концептов, что также является особенностью
идиостиля.
Концепт обладает довольно сложной структурой. Существуют
разнообразные и многочисленные определения понятия «концепт», однако в
соответствии с общепринятым подходом к определению данного понятия
концепт является условной мыслительной единицей, нацеленной на
всестороннее изучение языка, психики и культуры [Степанов, 2007].
Совокупность концептов формирует концептосферу, которая является
системой с собственной структурой и особенностями развития. Анализ
концептосферы позволяет вскрыть закономерности построения авторской
картины мира, эксплицитно описать характеристики метафорической
системы и тенденции ее эволюции.
Онтология данной работы основывается на списке единиц
концептосферы, представленном в работе Н.В. Павлович [Павлович, 1995],
успешно апробированной на материале русского языка [Павлова, 2005], а
также на материале английской и американской поэзии [Андреев, 2012;
Бабурченкова, 2016; Николаева, 2013; Тишина, 2015; 2016].
В рамках вышеупомянутого подхода анализ производится на
следующем уровне обобщения: единицы концептосферы (Орган, Растения,
Существа, Психическая сфера и др.) в ряде случаев являются не концептами
в узком понимании этого слова, а концептуальными группами, которые, тем
не менее, выступают как единое целое в структуре концептосферы и в плане
сочетаемости с другими единицами системы [Николаева, 2019].
Такой подход к исследованию метафорической системы предоставляет
возможность выявить наиболее употребительные концепты области мишени
и области донора, составляющие ядро концептосферы, определить наиболее
частотные метафорические модели, при помощи количественных методов
анализа дать оценку степени устойчивости и изменчивости идиостиля, на
основании полученных данных описать закономерности развития идиостиля
и дать характеристику образной картине мира поэта.
Материалом исследования послужили стихотворные произведения
Роберта Бриджеса, написанные в разные периоды его творческой
деятельности, опубликованные в прижизненных авторских сборниках (затем
собраны и опубликованы в собрании сочинений «Poetical works of Robert
Bridges: Excluding the Eight Dramas»). Для анализа использовались все
стихотворения сопоставимого объема (от 8 до 80 строк), опубликованные в
прижизненныхавторскихсборниках.Всовокупностибыло
проанализировано 129 текстов общим объемом 3578 стихотворных строк,
выявлено и рассмотрено более 1400 случаев реализации метафор.
Творчество Бриджеса исследователи условно делят на два этапа:
ранняя лирика (до 1900 года) и поздняя лирика (1901–1930 года) [Hamilton,
1982].
Ранняя лирика составляет первый период творчества Бриджеса и
приходится на 1870 – 1900 года. Будучи профессиональным врачом, в
возрасте 37 лет Бриджес ушел из медицины и посвятил свою жизнь
литературе. В этот период происходит становление Бриджеса как поэта, он
написал большую часть своих произведений, в том числе свой наиболее
объемный лирический сборник «The shorter poems of Robert Bridges»,
проводил много экспериментов с просодией и метром. Однако успех пришел
к нему далеко не сразу.
Началом второго периода, представляющим собой позднюю лирику
автора, становится конец Викторианской эпохи. Неожиданно Бриджес
становиться поэтом лауреатом, его поэзия попадает в центр внимания
общественности. Начинается первая мировая война, что накладывает
огромный отпечаток на творчества автора. Произведения Бриджеса
приобретают, преимущественно, патриотическую направленность и
нацелены на поднятие духа английского народа.
Чтобы вскрыть неочевидные закономерности и тенденции развития
идиостиля Бриджеса, а также установить их масштаб, в нашем исследовании
нами были применены ряд индексов и коэффициентов: коэффициент
Бузманна, хи-квадрат, коэффициенты вариации и разнообразия (type/token
ratio).
С помощью коэффициента Бузманна мы определили долю
существительных относительно глаголов и долю прилагательных
относительно глаголов в реализации концептов как в каждом периоде, так и в
отдельных сборниках. Исходя из полученных данных, в первом периоде
творчества автора имеет место значительное доминирование глагольной
метафоры над номинальной и адъективной, однако в зрелой лирике
появляется тенденция к преобладанию субстантивной метафоры над
глагольной и адъективной.
Для того чтобы выяснить, насколько стабильны в текстах Бриджеса
проанализированные выше признаки, мы рассчитали коэффициент вариации
для полученных значений коэффициентов Бузманна. Полученные результаты
показали, что характер распределения частей речи в текстах Бриджеса на
всем протяжении его творчества отличается высокой стабильностью и, таким
образом, является характеристикой, поддерживающей самотождественность
стиля автора.
Для определения лексического разнообразия реализации концептов в
ранней и поздней лирике, а также отдельных сборников мы использовали
методику вычисления коэффициента разнообразия type / token ratio, которая
показала, что для идиостиля Бриджеса характерен стабильный лексический
инструментарий. При этом, если в ранней лирике автора набор лексики,
используемой автором, весьма устойчив, то поздняя лирика отличается
вариативностью средней силы. Общим трендом, актуальным для всего
творчества автора, является обратная зависимость между рангом частотности
концепта и коэффициентом его разнообразия: чем выше последний, тем
менее частотным является концепт.
Во второй главе «Характеристика образной системы ранних
лирических произведений Р. Бриджеса» приводится описание лирических
произведений и анализ метафоры в первом периоде творчества автора. Глава
включает в себя три раздела, в которых рассматриваются наиболее частотные
концепты-цели и концепты-источники, особенности их лексической
репрезентации в тексте, а также строится графическая схема авторской
концептосферы и проводится анализ ее структуры.
В ранней лирике автора концепты Психическая сфера, Орган, Время и
Растения составляют частотное ядро среди концептов в позиции цели: The
black and hopeless woe <…> That hath encompassed me («The voice of nature»),
Setteth my heart with joy aglow («Anniversary»), Daring day’s company, so he
might spy («Late spring evening»), Like autumn flowers that brave the frost («The
birds that sing on autumn eves»). Пространство, Свет, Вода и Звук составляют
вторую по частотности группу: Yet found he not on heaven’s face («The north
wind came up yesternight»), Had not the great sun seen, I might («I will not let
thee go»), Сlear and gentle stream («Сlear and gentle stream»), A song of my heart
<…> Was born at morning to me («A song of my heart»).
Таким образом, в первом периоде своего творчества Роберт Бриджес
обращается к изучению как внутренней стороны человека, так и внешнего
мира. Психическая сфера и Орган являются лидирующими концептами в
позиции цели, что говорит о заинтересованности автора в познании
внутренней духовной сущности человека. Однако другие концепты,
входящие в частотное ядро области-мишени метафоризации, являются
феноменами природы.
В соответствии с полученными данными можно заключить, что
абсолютным лидером по частотности среди концептов-источников является
мегаконцепт Существа: From distant hills their shadows creep <…> Arrive in
turn and mount the lea («Who has not walked upon the shore»). Остальная часть
частотного ядра концептов-источников включает Психическую сферу, Орган
и Драгоценность: The gladness of earth that lasteth for aye («Anniversary»), The
face of heaven, and show («Morning hymn»), The ruin of golden hopes she had
(«The summer trees»).
Тот факт, что лидирующими по частотности концептами-источниками
являются антропоморфные концепты Существа, Психическая сфера и Орган
свидетельствует о том, что человек в его и физической, и духовной ипостасях
представляется молодому поэту знакомым и более понятным, чем
окружающий мир. Человек выступает для автора в качестве эталона для
метафорического переосмысления макрокосма.
На основании анализа эмпирических данных была построена модель
концептосферы поэта, отражающая наиболее сильно выраженные тенденции
сочетаемости концептов в метафоре. Эти модели репрезентированы в
приводимой ниже схеме (Рисунок 1). Направления стрелок соответствуют
направлению метафорического переноса.
Ткань
Растения

Вода

Драг.
ЗвукПредмет

ОрганОгоньОрудие

Соц.Транспор
Времяттт
Пс.сфераСущества

Экзист.
Информ.
Стихия
Свет

Природа
Пространство

Рис. 1. Схема концептосферы первого периода творчества Бриджеса

КонцептосферамолодогоБриджесапредставляетсобой
интегрированную систему с двумя центрами. Такими объединяющими
центрами являются концепт Существа, который играет системообразующую
роль и представляет собой главного донора концептуальных свойств, и
Психическая сфера, являющаяся как источником, так и получателем
концептуальных свойств. Помимо концептов Психическая сфера и Существа,
такие единицы концептосферы как Растения, Вода, Орган и Время имеют
значительно больше связей с другими концептами, чем остальные элементы
системы. Их статус можно определить как субъядра.
Структура концептосферы наглядно демонстрирует, что для
произведений первого периода Бриджеса характерно сопоставление
концептов одновременно с Психической сферой и Существами.
Метафорическая система словно растянута между двумя полюсами. Число
концептов практически вдвое меньше числа связей между ними, система
является достаточно тесно интегрированной и замкнутой.
Двуполярность авторской концептосферы показывает, что в
ментальном мире Бриджеса проявляется оппозиция «живое существо» – «его
чувства» или «физическое» – «духовное».
Таким образом, исследование индивидуального стиля Бриджеса в
ранней лирике позволило выявить определенные закономерности авторской
метафоризации.
В своей ранней лирике автор фокусируется на эмоциональной стороне
человеческого бытия как на наиболее важной и интересной. При этом
человек в качестве цели метафоризации представлен не непосредственно, а
путем упоминания его чувств и эмоций. Преобладание лексики с
положительной окраской в качестве репрезентантов концепта Психическая
сфера задает светлую тональность произведений ранней лирике автора.
Автор стремится к познанию как внутреннего мира человека, так и
мира внешнего, окружающего его, поскольку помимо Психической сферы и
Органа, остальные концепты, входящие в частотное ядро концептов-целей,
представляют собой феномены природы (Время, Растения, Пространство,
Свет, Вода, Звук). Более того, тематически в большей части произведений
ранней лирики Бриджес обращается именно к теме природы.
То, что место абсолютного лидера среди концептов-источников в
ранней лирике автора занимают Существа, вполне ожидаемо: тенденция к
«одушевлению» характерна для многих представителей лирической поэзии.
При этом имплицитный способ реализации концепта-источника
свидетельствует о стремлении автора избежать конкретизации и оставить
широкое поле для читательской интерпретации образов.
Большую роль в образах играют пространственно-временные
отношения. Пространство представлено практически в равной степени на
двух ярусах бытия – земном и небесном. Пространство ниже поверхности
земли или уровня моря не попадает в фокус внимания. Если принять
метафору автора, воспринимающего мир как человеческое тело, то, исходя из
анализа лексических репрезентантов концепта Пространство, мир молодого
Бриджеса это своеобразный «бюст».
В выборе концептов, входящих в частотное ядро концептов-целей и
концептов-источников, проявляется оппозиция микрокосма человека и
макрокосма окружающего мира.
Третья глава «Характеристика образной системы второго периода
творчества Р. Бриджеса» посвящена описанию индивидуальных черт
образной системы второго этапа творчества автора, анализу метафоры в
зрелой лирике Бриджеса, а также сопоставлению полученных данных с
соответствующими характеристиками стиля поэта в предыдущем периоде
творчества.
Глава состоит из трех разделов, в которых анализируются наиболее
частотные концепты области-мишени и области-донора, рассматриваются
трансформации идиостиля Бриджеса, а также строится графическая схема
концептосферы автора, описывается ее структура и динамика развития.
Анализ наиболее частотных концептов-целей на втором этапе
творчества Бриджеса демонстрирует существенные изменения: перечень
наиболее используемых автором концептов схож с ранней лирикой, но
изменились ранги их частотности. Новым среди наиболее частотных
концептов становится Социальное. Концепты Время и Растения, напротив,
больше не входят в частотное ядро. Второе место по частотности в функции
цели, поменявшись местами с Органом, стал занимать концепт
Пространство.
Таким образом, в текстах второго периода Психическая сфера,
Пространство, Орган, Социальное составляют частотное ядро среди
концептов в позиции цели. Свет, Время и Растения составляют вторую по
частотности группу.
Как и в первом периоде, Психическая сфера представлена обширным
набором лексики, актуализирующей и чувственную (love, hate, spite, desire,
distress, sorrow, greed, terror, faith), и ментальную сферу (plan, thought,
dreams, ideas). Однако выбор лексики автором говорит об изменении
тональности метафорического переосмысления чувств человека. Если в
ранней лирике превалировали положительно окрашенные лексемы, то в
поздней Психическая сфера в большинстве случаев репрезентируется
лексикой с отрицательной коннотацией: And Hate with gasping mouth <…>
Contented as mankind longeth to be («Hell and hate»).
Концепт Пространство в первом периоде творчества Бриджеса
осмыслялся в основном как пространство небесное и земные ландшафты,
однако в поздней лирике это в первую очередь различные страны (Italy,
England, Britain, France, Germany, China, Scotia). Лидирующим по
частотности репрезентантом становится слово England: When England stood
with her back to the wall («To Australlia»).
Исходя из анализа лексических репрезентантов, в ранней и поздней
лирике Бриджеса прослеживается восприятие автором Пространства в
качестве человеческого организма. Однако если в образном мире молодого
Бриджеса Пространство являлось своего рода «бюстом», то во втором
периоде восприятие автором Пространства как человеческого тела несколько
расширяется. Бриджес олицетворяет Пространство, приписывая ему наличие
рук и спины: Whom England called and bade “Set my arm free” («Lord
Kitchener»); When England stood with her back to the wall («To Australlia»).
Концепт Социальное, не являясь широко представленным в первом
периоде творчества, выходит на четвертую позицию в списке наиболее
частотных концептов поздней лирики.
Данный концепт реализуется с помощью чрезвычайно разнообразной
лексики, обозначающей, например, военные и общественные события (war,
battle, siege), общечеловеческие ценности (peace, freedom, liberty),
деятельность человека (toil), репутацию (fame), объединенную по какому-
либо признаку группу людей (nation, race, tribe). Наиболее частотными
репрезентантами являются beauty, Peace и Freedom:
Land, whence Freedom far and lone <…> Round the earth her speech has
thrown («Britannia victrix»); Peace shall come as a flood upon all mankind
(«Christmas eve, 1917»); To fight for Freedom that never shall die («To
Australia»).
То, что Социальное входит в число наиболее частотных концептов в
зрелом творчестве автора, подтверждает то, что в восприятии поэтом мира и
общества происходит сущностное изменение: социальная реальность
выходит на первый план вместо реальности природной, общественные и
психические феномены выходят на смену природным стихиям. Палитра
образов автора меняется, в поздней лирике вопрос о связи человека и мира
решается как вопрос о соотношении личности и общества.
Открывающим вторую по частотности группу концептов-целей
является Свет. На протяжении всего творчества поэта Свет репрезентируется
лексикой, обозначающей конкретные источники света природного
происхождения (stars, moon, sun). Интересно, что в ранней лирике автора
свет в первую очередь репрезентирован как дневное светило – солнце, в
поздней же лирике свет представлен ночными светилами – луной и звездами.
Происходит кардинальная смена концептуализации Света с дневного светила
на светила ночные: We watched the wintry moon <…> Suffer the full eclipse
(«The philosopher and his mistress»), And the thron’d stars gazing on her make
(«In still midsummer night»).
С точки зрения тематики произведений поздней лирики автора и
анализа лексических репрезентантов, символика ночи в языковой картине
мира Бриджеса связана с ностальгией и грезами. Бриджес упоминает луну и
звезды, как правило, в тех произведениях, в которых повествование идет в
прошедшем времени. Будучи разочарованным и недовольным социально-
политической атмосферой своего времени, автор вспоминает о былых
временах, тоскует о прошлом и говорит о быстротечности времени.
Концепт-цель Время в зрелой лирике поэта продолжает
вербализовываться с помощью лексических единиц, обозначающих отрезки
времени разной продолжительности.
Несмотря на то, что в поздней лирике частотность концепта Время
значительно снизилась, его номинативное поле несколько увеличилось за
счет появления новых репрезентантов, лексем, обозначающих названия
месяцев: Wishing thee happy returns, and thy Mother May («Christmas eve,
1917»); April adance in play <…> Met with her lover May («October»).
Такое уточнение отрезков времени свидетельствует о желании автора
конкретизировать время, что соотносится с авторским выбором названий
произведений второго периода: «October», «Christmas eve, 1913», «Christmas
eve, 1917». Исходя из анализа лексических репрезентантов, Время для
Бриджеса более не является абстрактным беспредельным явлением. На всем
протяжении творчества автора Время в образном мире поэта определяется
областью прошлого и настоящего, а также отсутствием лексических
репрезентантов будущего.
Замыкает список наиболее активных представителей области-мишени в
метафоризации концепт Растения. Во втором периоде творчества автора
Растения представлены не столь разнообразной лексикой, как в первом
периоде. Лидирующими репрезентантами также являются слова,
представляющие собой названия конкретных растений (daisy, marigold,
primrose, cherry, vine) и частей растений (boughs, stem, buds, leaf, seed).
В зрелом творчестве Бриджес, с одной стороны, продолжает
интерпретировать Растения путем сопоставления с концептом Орган, а с
другой стороны, вводит нетипичное для ранней лирики сравнение с
Психической сферой и Социальными феноменами: Gay Marigold is frolic
<…> And floods her heart with love («Gay Marigold»), The daisy folk are awake
(«In still midsummer night»).
В целом, анализ позволил установить, что концепт Растения входит в
частотное ядро на протяжении всего творчества автора, однако намного
большее внимание этому концепту поэт уделяет в своих ранних
произведениях. Падение частотности Растениий в функции цели и изменения
в его сочетаемости во втором периоде свидетельствует о снижении интереса
автора к описанию красоты окружающего мира, с одной стороны, и о
возрастающем внимании автора к жизни общества и социальным проблемам
– с другой.
Во втором периоде творчества автора к Существам и Психической
сфере, сохранившим свои позиции в частотном ядре концептов-источников,
добавляются концепты Социальное и Пространство.
Хотя в обоих периодах Существа являются самым продуктивным
концептом-источником, в зрелой лирике автора происходят существенные
изменения в его репрезентации. Тенденция к выражению концепта-
источника Существа при помощи характеризаторов ослабевает, автор
переходит к эксплицитному указанию на то или иное конкретное существо:
Land, whence Freedom far and lone <…> Mother, weep not for my death
(«Britannia victrix»).
Интересно, что Бриджес использует названия животных для
персонификации участников войны и даже военной техники: The aeroplanes
and the submarines, / Bombs, torpedous, and Zeppelins, / Their floating mines and
their smoke screens <…> They’ll walk in like cows at milking-time <…> They’ll
rage like bulls sans reason or rhyme («Der Tag: Nelson and beauty»).
Вероятно, обращение к новым, еще не ставшим привычными и поэтому
более сложным для восприятия реалиям и стало причиной использования
более эксплицитных и простых для восприятия способов вербализации
концепта-источника. Налицо явление компенсации, при котором большая
сложность при восприятии левой части метафорической модели
компенсируется упрощением восприятия ее правой части.
Концепт Психическая сфера в качестве источника участвует в
построении метафорических моделей со многими концептами-целями,
однако с различной частотностью, что позволяет говорить о корреляции,
демонстрирующей авторские предпочтения. В большинстве случаев
Психическая сфера имплицирует Пространство и Орган в качестве
концептов-целей. Кроме того, в метафорических моделях с Психической
сферой сопоставляются концепты Социальное, Растения, Вода и Время:
автор творчески познает макрокосм с помощью интуитивно более понятного
ему микрокосма (чувств человека).
Интересно, что Орган и Пространство, в общепринятом понимании
несходные, в идиостиле зрелого Бриджеса обладают в метафоре сходной
сочетаемостью. Это соотносится с представлением поэта о Пространстве как
о едином организме, сравнимым с человеческим телом.
Следующую позицию в списке наиболее частотных единиц
концептосферы в функции источника занимает концепт Социальное,
обладающий своего рода функциональной симметрией – он входит в
частотное ядро и концептов-целей, и источников.
Обращает на себя внимание, что в роли источника концепт Социальное
репрезентирован не столь разнообразной лексикой, как в позиции цели.
Лексическими репрезентантами выступают слова, обозначающие социальные
явления или выражающие социальное отношение к чему или кому-либо (law,
fame, peaceful, prowess, goodwill, sin, beauty, laughter): Man’s mind that has this
earth for home <…> Then with his sins grown up to youth («The excellent way»);
In the vision of Beauty, and the Spirit’s law («To the united states of America»).
Концепт Социальное, войдя в число достаточно распространенных
источников концептуальных свойств, становится важным признаком
идиостиля Бриджеса, дифференцирующим идиостиль молодого поэта и его
же стиль в зрелые годы.
Четвертый ранг частотности принадлежит концепту Пространство. В
роли источника он представлен менее разнообразной лексикой, чем в
позиции цели, и вербализируется в равной степени лексическими единицами,
описывающими пространство земное и небесное.
Полученные нами данные свидетельствуют об увеличении
параллелизма правого и левого элементов метафоры во втором периоде
творчества автора. По сравнению с ранней лирикой, где универсальными
являлись концепты Психическая сфера и Орган, на втором этапе творчества
Бриджесатаких концептов уже три: Психическая сфера, Социальное и
Пространство. Они выступают как в качестве цели метафорического
познания, так и источника концептуальных свойств. Таким образом, в мире
зрелого Бриджеса устанавливается баланс знакомого и интерпретируемого.
Структура концептосферы второго периода творчества поэта во многом
схожа с системой образного мира молодого Бриджеса, являясь
интегрированной и биполярной структурой с двумя ключевыми ядрами
(Рис. 2).
Как и в первом периоде творчества, концепт Существа является
основополагающим и играет роль главного донора концептуальных свойств.
Вторым системообразующим центром по-прежнему выступает Психическая
сфера, связанная с большей частью единиц концептосферы и являющаяся как
источником концептуальных свойств, так и их получателем. Пространство и
Социальное, не являвшиеся системообразующими концептами в ранней
лирике, приобретают статус связующих центров второго порядка.

Свет

Орган
Звук
Вода

ПространствоТранспорт

Пс. сфераСуществаОрудие

Информ.
Соц.

Экзист.
Растения

Время

Рис. 2. Схема концептосферы второго периода творчества Бриджеса

По сравнению с концептосферой первого периода творчества
Бриджеса, образная система зрелой лирики является менее интегрированной
и более простой. Образный мир второго периода творчества автора
характеризуетсяменьшимконцептуальнымразнообразием.Если
концептосфера ранней лирики была насыщена всевозможными «цепочками»
из моделей, то в поздней лирике таких структур намного меньше.
Метафорическая система Бриджеса на всем протяжении его
литературного пути не претерпевает кардинальных изменений, демонстрируя
высокую степень стабильности.
В заключении подводятся итоги данного исследования.
1. Анализ индивидуального стиля Роберта Бриджеса на различных
этапах его творчества позволяет вскрыть основные характеристики
ментальной картины мира поэта. К таким параметрам относятся: перечень
как доминант метафоризации или наиболее частотных элементов
концептосферы (концепты-цели и концепты-источники), так и концептов,
находящихся на периферии образной системы поэта; особенности
внутреннегоустройстваметафорическойсистемы,включающие
закономерностисочетаемостиконцептов;степеньразнообразия
метафоризации обеих позиций образа, а также изменения вышеуказанных
признаков с учетом временного параметра. Изучение частотности маркеров
стиля позволили сделать ряд следующих выводов.
Индивидуальному стилю Бриджеса присущи как эволюция, так и
тенденцияксохранениюсамотождественности.Ведущими
закономерностями, характерными для индивидуального стиля Бриджеса,
являются тенденция компенсации, проявляющаяся на разных уровнях
обобщения; тенденция имплицитного указания источника метафоризации в
ранней лирике автора, сменяющаяся на тенденцию к эксплицитному
наименованию во втором периоде, а также стремление автора к
конкретизации и упрощению текста в зрелой лирике.
2. Стабильность идиостиля Бриджеса на протяжении всего его
литературного пути обеспечивается устойчивостью его основных
мировоззренческих установок, что находит отражение в сохранении большей
части состава частотного ядра концептов. В ядро концептов-целей во всех
периодах творчества автора входят Психическая сфера, Пространство, Орган,
Свет, Время и Растения – концепты, составляющие архетип образной
системы Бриджеса.
В ряду концептов-источников маркерами стабильности идиостиля
являются наиболее частотные концепты в обоих периодах творчества автора
– Существа и Психическая сфера.
Базовой оппозицией в авторской концептосфере является оппозиция
микрокосма человека и макрокосма мира. Эта оппозиция реализуется на всем
протяжении творчества автора и определяет реализацию широкого ряда
маркеров динамики стиля.
3. Схема концептосферы Бриджеса сохраняет свою структуру
неизменной на всем протяжении творческого пути, свидетельствуя о том, что
базовая картина мира автора, сформировавшись в начальном периоде, не
претерпевает в дальнейшем существенных изменений.
На протяжении всего творчества образная система автора остается
биполярной, с Психической сферой и Существом в качестве ядер. Кроме
того, сохраняются основные характеристики концептосферы: замкнутость и
высокая степень интеграции. Для образной системы Бриджеса на всем
протяжении его литературного пути характерна центростремительная
тенденция, заключающаяся в том, что большинство элементов системы
прибывают в орбите притяжения двух ядер. Ограниченные изменения
проявляются в появляющейся в тенденции к редукции – сокращению числа
элементов в образной системе и количества связей между ними. Поэт
переходит от экстенсивного описания действительности к интенсивному, от
частностей – к наиболее важным для него явлениям действительности.
4. Эволюция стиля Бриджеса проявляется в изменениях значимости
целей познания и источников метафоризации, что отражается в варьировании
рангов частотности целого ряда концептов. Подобное перераспределение
внимания автора свидетельствует о том, что хотя в плане составляющих ее
элементов ментальная картина мира Бриджеса на всем протяжении его
творчества остается достаточно стабильной, роль различных элементов
концептосферы претерпевает изменения.
Если в первом периоде творчества Бриджеса большая часть частотного
ядра концептов-целей, представлявших собой феномены природы,
рассматривалась как инструмент художественной интерпретации внешнего
мира, то во втором периоде – изменение рангов частотности концептов и
появление концепта Социальное в частотном ядре знаменуют поворот к
познанию жизни общества. Помимо этого, на всем протяжении творчества в
фокусе внимания Бриджеса находится внутренний мир человека, однако в
зрелой лирике акцент смещается на познание человека как существа
социального.
Таким образом, основой эволюции индивидуального стиля Бриджеса
является трансформация соотношения человека и мира в его образной
системе.
5. Полученные результаты позволили сформулировать ключевую
закономерность творчества Бриджеса – степень разнообразия метафоризации
отдельных концептов отрицательно коррелирована их частотности: более
частотные концепты имеют самый низкий коэффициент разнообразия
метафоризации, а менее частотные концепты – самый высокий. Зависимость
между частотой употребления концептов и степенью разнообразия их
метафоризации свидетельствует о явлении компенсации, характерной для
всего творчества Бриджеса.
В идиостиле первого периода творчества автора ярко выражена
тенденция имплицитного выражения инструмента метафоризации. Во втором
периоде, напротив, увеличивается тенденция эксплицитного указания
источника метафоризации. Помимо этого, в зрелой лирике автора в том, что
большая сложность при восприятии левой части метафорической модели
компенсируется упрощением восприятия ее правой части, также проявляется
тенденция компенсации.
Развитие идиостиля автора идет «от сложного к простому». Если для
ранних произведений Бриджеса характерна более высокая метафоричность,
то в более поздней лирике прослеживается тенденция к конкретизации и
упрощению интерпретации текста. Кроме того, склонность автора к
непосредственномунаименованиюинструментаметафорической
интерпретации во втором периоде творчества также свидетельствует о
желании автора детализировать текст и сделать его более понятным
читателю.
6. Эволюция стиля также отражается в изменениях количественных
показателей метафорической системы. В зрелой лирике автора среди
репрезентантов чрезвычайно частотного концепта Психическая сфера
значительно увеличился процент отрицательно окрашенной лексики, более
того, возрастает общая доля лексики с негативным модусом. Светлая и
позитивная эмоциональная окраска ранней лирики сменяется на более
темную и пессимистичную. Подобного рода изменения тематики и
тональности произведений коррелируют со сменой настроения автора, его
эмоциональным состоянием, что вызвано событиями жизни поэта.
Кроме того, в зрелой лирике Бриджеса доля субстантивных метафор
возрастает практически в три раза. Если для ранних произведений характерна
глагольная метафора или непрямой способ реализации элементов
метафоризации, то во втором периоде более чем в 60 процентах случаев
автор напрямую указывает источник метафорической проекции.
Другим наиболее ярким количественным параметром, варьирующим по
мере развития идиостиля автора, является степень разнообразия
метафоризации левой позиции образа или наиболее частотных концептов-
целей. В целом степень разнообразия метафорической интерпретации
концептов-целей зрелой лирики значительно выше, чем в ранних
произведениях Бриджеса. Богатый литературным опытом поэт использует
более разнообразные способы интерпретации, находя параллели между
совершенно разными явлениями действительности.
7. Константной характеристикой индивидуального стиля Бриджеса
является заинтересованность автора в пространственно-временных аспектах.
При этом на всем протяжении творчества Бриджеса в концептуализации
Пространства и Времени наблюдается некоторая симметрия, о чем
свидетельствует авторский выбор репрезентантов концептов Пространство и
Время.
В первом периоде творчества Бриджеса Пространство и Время
являются абстрактными сущностями. Пространство представлено, по
большей части, абстрактными территориями, а Время репрезентировано
временными отрезками, не имеющими четко выраженных границ.
На втором этапе литературного пути в метафоризации Бриджесом
Пространства и Времени происходят кардинальные изменения: лексические
репрезентанты данных концептов становятся более конкретными.
Пространственно-временной континуум обретает границы и, как следствие,
становится понятнее и ближе читателю.
В репрезентации Пространства наблюдается сочетание статики и
динамики стиля. Наименее подвержены изменениям базовые структурные
параметры художественной топографии пространства: на всех этапах
творчества автора Пространство делится на земное и небесное. Варьирующей
характеристикой является степень представленности того или иного яруса
бытия в образном мире автора. Если в первом периоде пространство
небесное является более представленным, чем земное, то на втором этапе
творчества Бриджеса фокус внимания автора смещается в значительной
степени на пространство земное.
Основные направления дальнейшего исследования заключаются как в
более подробном анализе отдельных лирических сборников автора, так и
этапов литературного пути Бриджеса, а также в разностороннем анализе
различных аспектов метафоризации мира данным автором и, вероятно, в
сравнении полученных результатов с данными исследований идиостилей
других писателей.

Гуманитарные науки в последнее время рассматривают культуру как отправной момент теоретических построений, связанных с изучением человека [Залевская, 2000, с. 167]. В связи с этим в языкознании в рамках изменения научной парадигмы гуманитарного знания на место системно-структурной парадигмы приходит парадигма антропоцентрическая, функциональная, когнитивная и динамическая, вернувшая человека и произносимое им слово в центр мироздания.
Актуальность настоящей работы обусловлена следующими положениями: 1) работа с лексикой, имеющей гендерную семантику, входит в комплекс проблем современного языкознания; 2) гендерный анализ языкового материала позволяет получить более точные сведения о языке и его носителях; 3) русская лексика в гендерном аспекте изучена мало; 4) в современных толковых словарях гендерные созначения отмечаются нерегулярно. Окрашенные по признаку пола слова составляют значительную часть русского языка, активно используются его носителями, следовательно, их изучение требует пристального внимания со стороны ученых.
Степень разработанности темы. В советской лингвистике проводилось большое количество исследований, посвященных выявлению особенностей речевого поведения мужчин и женщин, наибольшее внимание с целью судебной экспертизы и анализа художественного текста при этом уделялось письменным текстам. Проблемами особенностей гендерной репрезентации также занимались специалисты в области речевого этикета. Еще раньше в сфере интересов отечественной и зарубежной структурной лингвистики находилась проблема корреляции морфологического рода и биологического пола.
Большинство постсоветских работ по гендерной лингвистике связано с изучением достижений западных гендерных учений, а также научным осмыслением понятия «гендер» [Колосова, 1996; Воронина, 1997; Горошко, 1997– 1999; Кирилина, 1999–2003 и др.]. Значительное число гендерно ориентированных научных работ направлено
на изучение фонетики лиц разных полов [Колесова, 1991; Земская, Китайгородская, Розанова, 1993; Кавинкина, 2010 и др.].
Большое количество работ посвящено грамматическим аспектам речевого поведения мужчин и женщин [Земская, Китайгородская, Розанова, 1993; Кирилина, Томская, 2002; Безрукова, Лактионова, 2010; Колпакова, 2016; Исхакова, 2005–2018 и др.].
Немало исследований представляют собой сопоставительный гендерный анализ русского и европейских языков [Анисимова, 2010; Смолянко, 2011; Бондарева, 2014; Зиновьева, Мукашева, 2016; Козлова, Царева, 2018 и др.].
Отдельные наблюдения связаны с описанием образной и эмоциональной стороны языка с позиций гендера [Кирилина, 1999; Резанова, 2011; Колпакова 2016; Исхакова, 2005–2018 и др.].
Лексика и лексическая семантика русского языка исследованы в меньшей степени [Ефремов, 2012–2016; Кирилина, Терентий, 2015; Толстова, 2016; Омелькина, 2018 и др.].
Специального монографического описания гендерно маркированных лексики, лексической семантики и прагматики в отечественной лингвистике нет. Наша работа, как мы надеемся, в какой-то мере восполняет этот пробел.
Объектом диссертационного исследования является лексика русского языка (ее прямые и переносные значения), представленная следующими лексико- семантическими группами: а) слова с агентивной семантикой (собственные имена лиц, номинации по идентифицирующим признакам, релятивы, функциональные имена лиц; номинации по внешности, непрофессиональным занятиям, социальному положению, особенностям поведения, болезненным привычкам; наименования по участию в межполовых отношениях); б) слова с неагентивной семантикой из следующих сфер: «медицина и физиология», «танцы», «мода», «уход за собой», «гастрономия и кулинария», «непрофессиональные занятия», «музыкальные инструменты», «автомобили», «читательские и кинопредпочтения». Единицы данных лексических полей рассматриваются в социокультурных контекстах (дискурсах), что позволяет избежать описания так
называемого «вакуумного языка».
Предметом исследования являются гендерные компоненты семантики
лексических единиц русского языка ряда лексико-семантических групп имен существительных (подробнее см. «Объект исследования»).
Исследование проводилось на материале следующих словарей русского языка: нормативные толковые словари С. И. Ожегова [2017], Н. Д. Ушакова [1940], А. П. Евгеньевой [1981]; БАС [2014]; толковые словари русской разговорной речи под ред. Л. П. Крысина [2014], А. Д. Куриловой [2007], Б. И. Осипова [2003]; «Толковый словарь старославянского и русского языка» [1847]; «Словарь русскоязычного жаргона» З. М. Зугумова [2018]; «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля [2004]; «Краткий толковый словарь ушедших и уходящий слов и значений» О. П. Ермаковой [2008], «Словарь русских личных имен» Н. А. Петровского [1995], «Словарь иностранных слов» А. Н. Чудинова [1910] и др., а также на материале медицинской энциклопедии под ред. Б. В. Петровского, национального корпуса русского языка, «женских» романов, анекдотов, разговорной речи, в том числе интернет-коммуникации.
Если не указано иное, источниками примеров, приведенных в диссертации, служат тексты национального корпуса русского языка [Режим доступа: https://www.ruscorpora.ru].
Цель работы – описание гендерной семантики лексических единиц русского языка.
Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:
– определение понятия «гендер», а также направления в рамках гендерной лингвистики, в котором будет проводиться исследование;
– выявление гендерных компонентов прямых значений слов;
– выявление гендерных компонентов переносных значений слов;
– обнаружение динамических процессов в прямых значениях наименований
лиц, составляющих оппозиции по признаку пола; – определение оснований детерминированности использования лексем
применительно к лицам разного пола;
– выявление лексем, составляющих относительные и абсолютные
оппозиции по признаку пола;
– выявление оппозиций коннотаций лексем по признаку пола;
– выявление особенностей функционирования слов в дискурсе;
– уточнение семантики эмотивно-оценочных слов;
– описание аксиологической картины мира и отраженных в языке
социальных гендерных стереотипов;
– разработка лексикографических схем для ряда гендерно маркированных
(эксплицитно и имплицитно) слов.
Научная новизна. Впервые на обширном языковом материале системным
образом описаны гендерные аспекты лексики русского языка: проанализированы прямые и переносные (метафорические, метонимические) значения; рассмотрены прагматические ограничения сочетаемости исследуемых лексем. Специальному анализу подверглась аксиологическая сторона слов, в том числе в корреляции с этическими нормами и стереотипами.
Методология исследования. Достижение обозначенной цели и реализация поставленных задач потребовали применения взаимодополняющих методов, методик и приемов изучения языковых явлений. В ходе работы использовались как общенаучные (наблюдение, описание, классификация, сопоставление, дедукция, индукция, интерпретация, анализ, классификация, систематизация, интроспекция), так и специальные лингвистические методы анализа лексики и лексико-семантических групп: контекстный и стилистический анализ семантики; метод психолингвистического эксперимента, метод психолингвистического моделирования, метод комплексного анализа, лингвистического и лексикографического описания; метод контрастного анализа, метод диахронного и синхронного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют научные наблюдения в лексической семантике, отмечают в ней новые явления, более того, полученные данные имеют значение для дальнейшего развития современной гендерной лингвистики, лексикологии и лексикографии, когнитивной лингвистики, а также междисциплинарных отраслей знания (социо- и психолингвистики, лингвокультурологии и под.). Результаты проведенного анализа способствуют расширению представлений о лексической семантике в целом и о гендерной семантике в частности, а также о языке как
явлении, отражающем и на долгое время сохраняющем социальные процессы. Практическая значимость диссертационной работы обусловлена получением новых данных о языке и коммуникации в гендерном аспекте, а также способах манифестации гендерных стереотипов в языке; возможностью применения проанализированного материала в преподавании лексики и лексической семантики, общего языкознания, ономастики, русского языка как иностранного, культуры речи, при разработке спецкурсов лингвистической, психологической, социологической научной направленности, семинаров по гендерной и когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, социолингвистике, лингвоаксеологии, языковой экспертизе. Материалы исследования могут применяться в дальнейших научных изысканиях по гендерологии, языкознанию. Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы при
составлении толковых словарей.
Гипотеза исследования. 1) В лексической семантике гендер представлен
как в прямых, так и в переносных значениях, эксплицитно и имплицитно; 2) гендерная семантика является фактором разного рода ограничений в использовании слова, тем самым оказывая влияние на культуру речи.
Научную базу исследования составили теоретические положения концепции гендера, сформулированные в трудах А. В. Кирилиной, Д. О. Добровольского, О. А. Колосовой, Е. И. Горошко; результаты психо- и социолингвистического, а также коммуникативно-дискурсивного анализа гендера,
изложенные в Н. Н. Розановой; S. McConnel-Ginet;
исследованиях А. В. Кирилиной,
J. Holmes,
Е. А. Земской, А. Н. Еремина;
M. Meyerhoff;
М. А. Китайгородской, V. Bergvall; P. Eckert, M. Bucholtz; основы лингвокультурологического исследования гендера, заложенные в работах В. Н. Телии, А. В. Кирилиной; положения семасиологического и лексикографического описания гендерной семантики, сформулированные в статьях Ю. Д. Апресяна, Г. Н. Скляревской, Т. А. Трипольской, Е. Ю. Булыгиной; выводы, полученные в результате изучения гендера в прагматике языка, изложенные в трудах В. Н. Телии, Т. А. Трипольской, Е. Ю. Булыгиной; D. Tannen; A. Weatherall; результаты анализа гендерной метафоры, зафиксированные американскими (G. Lakoff, M. Jonson) и российскими
(Н. Д. Арутюнова, В. Н. Телия, З. И. Резанова, А. Н. Баранов) учеными.
На защиту выносятся следующие положения: группа гендерно маркированных лексических единиц русского языка неоднородна по своему
составу:
1) гендерные компоненты могут содержаться как в прямых, так и в
переносных значениях;
2) слова могут быть абсолютно и относительно противопоставлены по
признаку пола;
3) лексемы могут быть жестко и не жестко маркированными по признаку
пола;
4) использование части единиц, маркированных по признаку пола,
детерминировано биологически, другой – социально, однако есть слова, совмещающие биологическую и социальную детерминированность употребления; 5) гендерные компоненты значения могут проявляться в словах
эксплицитно (в дифференциальных семах) и имплицитно (в коннотациях). Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность полученных результатов обусловлена значительным объемом материала, а также достаточной теоретической базой, которая сформирована библиографическим списком, включающим 212 единиц. Нами исследовано и описано более двух с половиной тысяч слов в разных значениях, критически проанализированы словарные статьи многих из них. Около тысячи исследованных слов не вошли в диссертацию из-за большого объема работы и выбранного ограничения лексико- грамматической группой имен существительных. Достоверность результатов исследования также обусловлена современными методами анализа и апробацией
результатов исследования.
Результаты исследования прошли апробацию на заседаниях кафедры
русского языка института филологии и массмедиа (филологического факультета) КГУ им. К. Э. Циолковского; в качестве докладов были представлены на следующих конференциях: Научно-практическая конференция КГУ им. К. Э. Циолковского (г. Калуга, 10–12 апреля 2018 года); Научная конференция с международным участием «Автор – текст – читатель: теория и практика анализа» (в рамках Седьмых научных чтений «Калуга на литературной карте России») (г.Калуга, 29–31 октября 2020 года); Третьи Калужские университетские чтения (г. Калуга, 24–30 апреля 2021 года); II Международная научно-практическая конференция «Языки и культуры: функционально- коммуникативный и лингвопрагматический аспекты», посвященная памяти С.Г.Стерлигова (г.НижнийНовгород, 12–13 мая 2021 года); Международная научная конференция «Проблемы лингвистической прагматики» (г. Калуга, 10–12 сентября 2021 года).
Ряд значимых положений диссертационного исследования отражен в восьми научных публикациях (РИНЦ), из них три размещены в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ: «Преподаватель XXI век» (октябрь 2018), «Вестник ВГУ» No 1 (январь – март 2019), «Вестник Удмуртского университета» No 2 (07.05.2020).
Материалы исследования использовались в преподавании следующих дисциплин: «Теория коммуникации», «Ономастика в лексико-семантической системе русского языка», «Деловое общение», «Интегрированные коммуникации», «Диалектология», «Виды и модели морфологического анализа», «Практический иностранный (русский) язык» (для студентов, изучающих русский язык как иностранный), «Словообразование», «Демократизация современной русской речи», «Синтаксис простого предложения», «Современный русский язык», «Фонетика», «Ирония и ее роль в жизни языка», «Синтаксис сложного предложения. Текст», «Функциональная стилистика», «Лингвоэстетический анализ текста», «Лексика. Лексическая семантика. Фразеология», «Русский язык и
культура речи».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав,
заключения, списка сокращений и условных обозначений, списка литературы и приложения. Во введении определяются предмет, объект, проблема и степень разработанности темы исследования, формулируются актуальность, основная цель и задачи работы; указываются материал, методика, гипотеза исследования, степень достоверности и апробация результатов исследования; приводятся основные положения, выносимые на защиту, а также отмечается теоретическая, практическая значимость работы, ее научная новизна. Глава 1 посвящена теоретическим основам гендерной лингвистики, в частности, истокам термина «гендер», проблеме дифференциации понятий «пол» и «гендер»; в главе освещаются существующие взгляды на категории гендера и пола в зарубежной и отечественной лингвистике, история и тенденции изучения языка в гендерном аспекте, направления западных и отечественных гендерных исследований. В главе 2 исследуются гендерные компоненты прямых значений слов, составляющих относительные и абсолютные оппозиции по признаку пола, описываются следующие динамические процессы в анализируемых наименованиях лиц: утрата части функциональных имен лиц, перестройка группы деривационных значений, утрата у ряда лексем словообразовательных и лексических вариантов. В главе 3 анализируются гендерные компоненты переносных значений слов, в частности, исследуются некоторые общеупотребительные и авторские метонимии, маркированные по признаку пола, метонимические наименования лиц – носителей певческих голосов; общеупотребительные метафоры, составляющие абсолютные и относительные оппозиции; отмечается наличие внесистемных явлений, а именно: оппозиции при наличии гендерной асимметрии, лексическая избыточность при наличии оппозиции. Глава 4 посвящена коннотативным оппозициям по признаку пола единиц ряда лексических полей. В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования. Список сокращений и условных обозначений включает используемые в тексте диссертации условные обозначения, не являющиеся общепринятыми. Приложение содержит предлагаемые варианты лексикографического описания ряда слов, значения которых отсутствуют в исследованных словарях или нуждаются в корректировке в связи с наличием
гендерных созначений.
Обоснование структуры. Выбранная нами структура позволяет встроить
наше исследование в парадигму отечественной и мировой гендерной лингвистики, в частности ее социо- и психолингвистического направления, а также рассмотреть большой круг прямых и переносных значений лексем разных семантических классов, составляющих абсолютные и относительные оппозиции, и выявить наличие эксплицитных (на уровне дифференциальных сем) и имплицитных (на уровне коннотаций) гендерных компонентов.
Ограничения работы. Язык создается человеком, но и создает человека; фиксирует представления о человеке и «конструирует» человека по зафиксированным образцам. Уверены, что гендерно окрашенной лексики в русском языке значительно больше, чем мы сможем описать в нашей работе. Лексикон русского языка бесконечно обширен, в связи с чем не представляется возможным рассмотреть все лексемы и даже все лексико-семантические группы и определить наличие в них слов с гендерными компонентами семантики, поэтому данное исследование предполагает анализ лишь некоторых лексико- семантических групп и далеко не всех единиц внутри них. Кроме того, мы не ставим целью обнаружить гендерный компонент в словах всех частей речи – только в именах существительных. В процессе работы над диссертацией из-за формальных ограничений по объему работы нам пришлось исключить ряд лексико-семантических групп существительных, все глаголы, прилагательные и междометия; их анализ стал впоследствии основой для написания и публикации отдельных научных статей.
В связи с экстенсивным подходом к анализу, использованием понятий из различных научных сфер и большим объемом диссертации в наши задачи не входит подробная расшифровка каждого из используемых научных терминов. Мы будем придерживаться, если это не оговаривается дополнительно, определений,
представленных в ЛЭС, СЭС и БПС.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    О. Д. Колокольникова // Вестник Северного(Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные исоциальные науки. – 2– Т. – № – С. 65
    Статистический метод анализа текста как современное направление коммуникативной лингвистики
    О. Д. Колокольникова // Стратегии коммуникативно-речевого общения : сб.материалов межвуз. науч.-теор. семинара. – Смоленск : ВА ВПВО ВС РФ,2– С. 131
    Концепты-цели в ранней лирике Р. Бриджеса
    О. Д. Колокольникова // Актуальные проблемы лингвистики илингводидактики : материалы межвузовской науч.-практич. конф. смеждународ. участием. – Смоленск : ВА ВПВО ВС РФ, 2– Вып. –С. 64
    Нераспространенные метафорические модели в ранней лирике Р. Бриджеса
    О. Д. Колокольникова // Стратегиикоммуникативно-речевого общения в неязыковом вузе : сб. материаловмежвуз. науч.-теоретич. семинара. – Смоленск : ВА ВПВО ВС РФ, 2–С. 48
    Квантитативный анализ метафоры в раннем творчестве Р. Бриджеса
    О. Д. Колокольникова // Квантитативнаялингвистика : [сб. науч. ст.]. – Смоленск : Издательство СмолГУ, 2–Т. – С. 73
    Концепт-источник «Существа» в ранней лирике Роберта Бриджеса
    О. Д. Колокольникова // Стратегиикоммуникативно-речевого общения в неязыковом вузе : сб. материаловмежвуз. науч.-теоретич. семинара. – Смоленск : ВА ВПВО ВС РФ, 2–С. 82
    Квантитативный анализ метафоры в индивидуальном стиле Р. Бриджеса: мера концептуального разнообразия
    О. Д. Колокольникова // Квантитативная лингвистика : [сб. науч. ст.]. –Смоленск : Издательство СмолГУ, 2– № – С. 59
    Концепт-цель «Растения» в ранней и поздней лирике Роберта Бриджеса
    О. Д. Колокольникова // Инновационныйисследования как локомотив развития современной науки: от теоретическихпарадигм к практике. XVII Международ. науч.-практич. конф.. – Москва :НИЦ МИСИ. – 2– С. 52
    Квантитативный анализ метафоры в лирике Роберта Бриджеса
    О. Д. Колокольникова // Квантитативная лингвистика :[сб. науч. ст.]. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2– № – С. 55
    Концепт-цель «Психическая сфера» в ранней и поздней лирике Роберта Бриджеса
    О. Д. Колокольникова //Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемысовременной науки: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. –Новосибирск: СибАК. – 2– С. 25

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербализация чрезвычайных ситуаций в СМИ Германии
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»
    Национальная идентичность как антропоцентрический фактор англоязычного медиадискурса
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»
    Семантика каузации в английских рекламных слоганах
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»