Оптимизация параметров экскаваторно-автомобильных комплексов разрезов (на примере АО “УК “Кузбассразрезуголь”)

Воронов Антон Юрьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ. . . . . . .. . . . . . . . . . . .8
1.1. Характеристика экскаваторно-автомобильных комплексов разрезов
УК «Кузбассразрезуголь». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Анализ состояния и перспективы развития техники карьерных
экскаваторно-автомобильных комплексов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3. Проблемы оценки качества работы и проектирования
карьерных экскаваторно-автомобильных комплексов . . . . . . . . . . . . . . . .17
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ЭКСКАВАТОРНО- АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ РАЗРЕЗОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Анализ существующих методик оценки качества машин и комплексов . .22
2.2. Функциональный критерий оценки качества работы
карьерного экскаваторно-автомобильного комплекса . . . . . . . . . . . . . . . .29
2.3. Формирование комплекса показателей качества работы экскаваторно-автомобильного комплекса разреза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
2.4. Оценка качества работы экскаваторно-автомобильных комплексов разрезов УК «Кузбассразрезуголь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ
ПАРАМЕТРОВ ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ. . . .77
3.1. Системный подход при проектировании карьерных экскаваторно- автомобильных комплексов и оптимизации их работы . . . . . . . . . . . . . . . .77
3.2. Схема оптимизации параметров экскаваторно-автомобильного
комплекса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Оптимизационная модель экскаваторно-автомобильного комплекса . . . .82
3.3.1. Обоснование и формирование целевой функции . . . . . . . . . . . . . . . .82
3.3.2. Моделирование ограничений и граничных условий . . . . . . . . . . . .
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
4. ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО
РАБОТЫ ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ . . .. . .
4.1. Формирование математической модели оптимизации . . . . . . . . . . . . . .
4.1.1. Определение констант целевой функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
4.1.2. Моделирование ограничений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Исследование математической модели оптимизации . . . . . . . . . . . . . . .
4.2.1. Решение задачи оптимизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .106 4.2.2. Определение пределов изменения оптимизируемых параметров . .111 4.2.3. Оптимизация параметров экскаваторно-автомобильных
комплексов для осенне-весеннего периода года . . . . . . . . . . . . . . . .117 4.3. Синтез оптимальных показателей работы экскаваторно-
автомобильных комплексов разрезов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.3.1. Корректировка показателей работы экскаваторно-
автомобильного комплекса разреза «Талдинский»
под оптимальную продолжительность рабочей смены . . . . . . . .
4.3.2. Корректировка численности парков оптимального
экскаваторно-автомобильного комплекса
под фактические (требуемые) объѐмы погрузки и перевозок
на разрезе «Талдинский» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .138
4.3.3. Порядок формирования смешанных парков техники
с оптимальными параметрами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4. Экономическая оценка результатов оптимизации экскаваторно- автомобильного комплекса разреза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158 ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170

Во введении изложены актуальность темы, степень ее разработанности, на основе чего сформулированы цель, идея и задачи исследования. Приведены основные научные положения, выносимые на защиту, их обоснованность и достоверность полученных результатов, теоретическая и практическая значи- мость работы, ее апробация и реализация.
В первой главе изложено современное состояние и проблемы функцио- нирования карьерных ЭАК. Приводится характеристика ЭАК разрезов АО «УК «Кузбассразрезуголь», проведен анализ состояния и перспективы разви- тия техники карьерных ЭАК, указаны основные проблемы оценки качества их функционирования и проектирования.

Большие объёмы горной массы на разрезах, разрабатываемой ЭАК, непо- средственное влияние погрузочно-транспортного процесса на темпы открытой угледобычи и его высокая трудоёмкость обусловливают постоянное ведение широкомасштабных работ по совершенствованию средств карьерной экскава- торно-автомобильной техники и организации их совместной работы.
Увеличение единичной мощности погрузочно-транспортной техники, кото- рое является основной тенденцией развития ЭАК, не сопровождается пропорци- ональным ростом их производительности и улучшением качественных показа- телей использования. Несогласованность совместной работы экскаваторов и са- мосвалов в составе ЭАК оставляет качество функционирования ЭАК на невысо- ком уровне. Связано это с недостаточной разработанностью теории оптимально- го проектирования горных машин и комплексов (в том числе и ЭАК).
Основы такой теории заложены в работах В.В. Аксёнова, В.Д. Буткина, Б.Л. Герике, С.Н. Зариповой, И.В. Зырянова, Л.И. Кантовича, А.П. Комиссарова, В.И. Нестерова, В.А. Перетолчина, Р.Ю. Подэрни, Н.М. Скорнякова, В.И. Соло- да, Г.И. Солода и др., однако в аппарате проектирования карьерных ЭАК отсут- ствуют процедуры синтеза оптимальных решений. Лежащий в основе такого синтеза системный подход при проектировании карьерных ЭАК и оптимизации их работы до настоящего времени практически не использовался.
В работе рассматриваются ЭАК разрезов АО «УК «Кузбассразрезуголь», занятые только на вскрышных работах. Добычные и смешанные ЭАК не рас- сматривались.
Во второй главе разработана методика и проведена интегральная оценка качества работы ЭАК разрезов АО «УК «Кузбассразрезуголь».
Анализ существующих методик оценки качества показал, что для карьер- ных ЭАК наиболее приемлемым аналогом является методика безэкспертной оценки, позволяющая оценивать функционально-однородные горные машины различной сложности, типов и конструктивных исполнений, известная как мето- дика Г.И. Солода.
Являющийся основой этой методики функциональный критерий (ФК), ис- ходя из системного подхода и специфики работы ЭАК, представляется как от- ношение интенсивности поступления самосвалов под погрузку к интенсивности обслуживания их экскаваторами. Он в наибольшей степени характеризует согла- сованность их совместной работы, и определяется по впервые полученным авто- ром зависимостям для однородных и смешанных парков техники:
∑∑∑
где , – общая численность автотранспортного парка ЭАК и количество са- мосвалов i-го типоразмера соответственно; , – общая численность экскава-

торного парка ЭАК и количество экскаваторов j-го типоразмера; , − время
полной загрузки средневзвешенного самосвала средневзвешенным экскаватором и время загрузки j-м экскаватором i-го самосвала, мин; , – продолжитель- ность рейса средневзвешенного самосвала и каждого i-го самосвала, мин;
− коэффициент эксплуатационной производительности ЭАК, представля- ющий собой отношение чистого времени работы экскаваторов и самосвалов к продолжительности смены с учётом всех внутрисменных простоев;
, где , – суммарные простои Nэ экскаваторов и Nс
самосвалов в течение рабочей смены соответственно, мин.
Важным вопросом оценки является также обоснованный выбор необходи-
мой и достаточной номенклатуры показателей качества работы ЭАК. Эта номен- клатура должна учитывать специфику функционирования ЭАК и соответство- вать цели оценки качества, которая определена нами в виде ФК. В результате сформирован комплекс из 7 единичных показателей качества, которые охваты- вают и детализируют все основные показатели ФК, и включают в себя специфи- ческие для ЭАК показатели состава и структуры, производительности, величины и структуры простоев, а также производительного использования экскаваторно- го и автотранспортного парков (рисунок 1). Показатели качества на рисунке вы- делены жирным шрифтом и красным цветом.
На рисунке 1:  функциональный критерий; производительности экскаваторного парка, м3/мин; производительности автотранспортного парка, м3/мин; плуатационная скорость самосвалов, км/ч;
⁄ – показатель ⁄ – показатель ⁄ – экс- ⁄ – доля про- стоев погрузочно-транспортной техники в продолжительности рабочей смены; ⁄ − соотношение простоев экскаваторов и самосвалов;


− уровень производительного использования экскаваторного пар- ⁄ − уровень производительного использования автотранспортно- – вместимость ковша экскаватора, м3; – время цикла экскаватора, мин; – вместимость кузова самосвала, м3; – продолжительность рейса са- мосвала, мин; – количество загружаемых в кузов самосвала ковшей экскава- тора; – расстояние транспортирования, км; – продолжительность рабочей смены, мин; ⁄ – количество рейсов, выполненных каждым самосвалом в те- чение смены; – количество рейсов, выполненных автотранспортным парком в
ка;
го парка;
течение смены;
– суммарное время загрузки самосвалов экскаваторами в течение смены,
– число самосвалов в составе автотранспортного парка;
мин; , – суммарные простои экскаваторного и автотранспортного парков в течение смены соответственно, мин.
По выбранным показателям произведена сравнительная оценка качества работы ЭАК разрезов, входящих в состав УК «Кузбассразрезуголь» и Компании в целом, на основании сводных отчётов об их работе, составленных по фактиче- ским данным предприятий.
Диаграмма комплексного показателя качества работы ЭАК разрезов с указанием функционального критерия приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 − Диаграммы комплексного показателя качества работы экскаваторно-автомобильных комплексов разрезов
(синим цветом – в целом по АО «УК «Кузбассразрезуголь»; )
Анализ диаграммы показывает, что у трёх («Краснобродский», «Талдин- ский» и «Бачатский») из шести разрезов он выше значения 0,614, как общего по

УК «Кузбассразрезуголь», и у трёх («Моховский», «Кедровский» и «Калтан- ский») – довольно сильно отстаёт. Причина – большое различие в значениях единичных показателей качества из-за разной степени согласованности совмест- ной работы экскаваторных и автотранспортных парков ЭАК. Разрез «Красно- бродский» является эталонным по четырём из семи единичных показателей ка- чества, в результате чего он и занимает 1-е место в ранжированном списке. Разрез «Талдинский» является первым по двум единичным показателям и зани- мает 2-е место. И завершает тройку лидеров разрез «Бачатский», который явля- ется лучшим по одному единичному показателю. Разрезы-аутсайдеры не явля- ются эталонными ни по одному единичному показателю.
На диаграмме видно также, что величина комплексного показателя каче- ства во многом зависит от ФК, который, согласно зависимости (1), определя- ется соотношением численности автотранспортного и экскаваторного парков в составе ЭАК разреза ( ⁄ ), их простоями ( ), временем погрузки ( ) и продолжительностью рейса самосвалов ( ). Одни из них надо увеличивать, дру- гие − уменьшать, а вот какими конкретно должны быть значения этих парамет- ров, притом, что качество работы ЭАК должно быть наивысшим, установить при оценке качества не представляется возможным. Их можно определить только в результате оптимизации параметров ЭАК.
Таким образом, анализ качества работы ЭАК разрезов позволяет сделать вывод о том, что его повышение может быть достигнуто за счёт оптимального проектирования ЭАК, которое позволяет определить и оптимально сбалансиро- вать указанные выше параметры ЭАК. Решение этих вопросов может служить серьёзным средством повышения качества работы существующих и вновь со- здаваемых ЭАК для предприятий открытой угледобычи.
В третьей главе разработана оптимизационная модель функционирования и проектирования карьерных ЭАК.
Основой оптимального проектирования является системный подход, поз- воляющий удерживать объект как целое, когда проектируются его отдельные элементы. Системный подход при определении показателей функционирования ЭАК заключается в том, что они, во-первых, должны соотноситься друг с дру- гом оптимальным образом, и, во-вторых, получаемые на их основе выходные эксплуатационные показатели – отвечать требуемым значениям (рисунок 3).
Карьерный ЭАК как система характеризуется структурой и параметрами. Структура комплекса определяет его составные части и связи между ними и должна обеспечивать оптимальное функционирование, для чего характеризую- щие работу ЭАК параметры должны быть оптимизированы. В качестве критерия оптимизации удобно использовать уже рассмотренные выше комплексные оцен- ки качества работы ЭАК, поскольку это напрямую связывает режимы работы ЭАК с качеством его функционирования. Соответственно, оптимизируемыми
параметрами являются основные параметры ЭАК. Это – коэффици-
ент эффективного состава ЭАК; – время загрузки самосвала экскаватором, мин; – продолжительность рейса самосвала, мин (см. формулу 1 и рисунок 3).

Поскольку целевой оптимизационный критерий во многом определяет- ся величиной ФК оценки качества работы ЭАК , указанный ФК является по существу и критерием оптимизации параметров ЭАК.
Таким образом, можно утверждать, что критерии оценки качества и оптимизации совместной работы экскаваторного и автотранспортного парков в составе ЭАК разреза определяются соотношением интенсивно- стей поступления карьерных самосвалов под погрузку и обслуживания их экскаваторами.
При решении задачи оптимизации параметров ЭАК действуют следую- щие ограничения.
1. Ограничения по соответствию фактических значений эксплуатацион- ных показателей (ФК), (производительность ЭАК) требуемым значени- ям , (рисунок 3).
2. Ограничение по взаимосвязи оптимизируемых параметров . Уравнение взаимосвязи имеет вид: = 4,978 – 0,0619 ( = 0,792; = 211,67 > = 6,94; = 2,597 < = 2,776). Данное ограничение включено ввиду того, что надёжной связи между этими параметрами нет, так как не подтверждена надёжность коэффициента корреляции по t-критерию Стьюдента. 3. Граничные условия, отражающие диапазон изменения оптимизируе- мых параметров. Анализ показывает, что для всех параметров может быть за- дано только нижнее граничное условие – и это условие их неотрицательности, тоесть ; ; . Предполагаем линейную связь между целевым критерием и ограничени- ями и оптимизируемыми параметрами. В результате получена математическая модель оптимизации параметров ЭАК, представляющая собой задачу линейно- го программирования. ; ; ; ; ; ; ;;, В результате исследования модели (3) будут получены оптимальные зна- чения коэффициента эффективного состава автотранспортного и экскаваторно- го парков ЭАК , времени загрузки самосвалов экскаваторами , продолжи- тельности рейса самосвала , а также функционального критерия и ком- плексного показателя качества . Из этих значений можно синтезировать кон- кретные оптимальные параметры ЭАК, а также сформулировать принципы ; (3) формирования по ним оптимальных парков техники, которые и рекомендовать для совершенствования или проектирования ЭАК разрезов. Синтез оптимальных параметров ЭАК и формирование на их основе пар- ков погрузочно-транспортной техники базируется на обеспечении оптимально- го функционирования ЭАК как единой системы с учётом существующих опти- мальных взаимосвязей параметров между собой. Порядок формирования опти- мальных парков экскаваторов и самосвалов показан ниже. Данная методика разработана применительно к условиям разрезов АО «УК «Кузбассразрезуголь», однако может быть использована для оптимизации работы ЭАК и для других внешних условий, которые могут задаваться заказчи- ками. Она предлагает качественно новый подход к формированию основных показателей работы ЭАК с оптимальными параметрами и принята к использо- ванию АО «УК «Кузбассразрезуголь», а также новационной фирмой «КУЗ- БАСС-НИИОГР» как средство создания карьерных ЭАК нового поколения. В четвертой главе проведена оптимизация параметров, оценено её влия- ние на качество работы ЭАК АО «УК «Кузбассразрезуголь», предложен прин- цип формирования смешанных экскаваторно-автомобильных парков техники с оптимальными параметрами, проведена экономическая оценка результатов оп- тимизации функционирования ЭАК разреза «Талинский». Для установления констант линейных моделей целевой функции и огра- ничений был проведён математический эксперимент по плану полного фактор- ного эксперимента ПФЭ 23. В результате получена математическая модель оп- тимизации (3) в следующем виде: = −0,268 + 0,209 + 0,397 ;; − 0,0415 ; (4) Эксперимент подтвердил линейность моделей целевой функции и ограни- чений. Она обусловлена тем, что все взаимосвязи между показателями качества работы ЭАК с достаточной степенью точности можно считать линейными, о чём свидетельствуют достаточная значимость параметров регрессии и надёж- ность коэффициентов корреляции. В результате решения задачи (4), проведённого с использованием сим- плекс-метода, установлено, что оптимизируемые параметры могут составлять: = 5,124 6,653; = 3,2 3,9; = 17,6 28,8, и их изменение в указанных пределах не повлияет на структуру оптимального решения. Изменяться может только соотношение оптимизируемых параметров, величина функционального критерия и комплексный показатель качества ; ; ; работы ЭАК . Это означает, что в указанных пределах при необходимости оптимальные значения можно варьировать, но не произвольно, а с учётом су- ществующих взаимосвязей между ними. Указанные вариационные расчёты представляют довольно простую задачу, что позволяет достаточно быстро и легко оценивать принимаемые решения. Значения оптимизируемых парамет- ров, выходящие за пределы указанных диапазонов, не являются оптимальными, поскольку не отвечают существующим взаимосвязям параметров ЭАК, то есть принципу системности. Учитывая, что , а оптимальное значение коэффициента эксплуатационной производительности ЭАК = 0,946, количество самосва- лов, приходящихся на каждый экскаватор, будет составлять = 4,9 6,3. Таким образом, можно утверждать, что оптимальный уровень качества работы ЭАК разрезов АО «УК «Кузбассразрезуголь» обеспечивается дости- жением значений параметров в следующих пределах: количество самосва- лов на один экскаватор – 4,9 6,3; время загрузки самосвала экскаватором – 3,2 3,9 мин; продолжительность рейса самосвала – 17,6 28,8 мин. Оптимальным решением при этом будет следующее сочетание значений оптимизируемых параметров, функционального критерия и критерия оптими- зации: = 6,60; = 3,6 мин; = 24,5 мин; = 0,983; = 1,355 (5) для всех разрезов УК «Кузбассразрезуголь». Надо отметить, что при изменении горнотехнических условий разрезов (численный и типоразмерный состав парков техники, расстояния транспорти- рования, уровень простоев, и т.д.) приведённые оптимальные решения могут корректироваться. Установлено, что оптимальное согласование параметров повышает уро- вень качества работы ЭАК k по сравнению с лучшим из ЭАК действующего разреза «Краснобродский» с 0,879 до 1,355 (на 33%), и на 53%  по сравнению с уровнем качества работы ЭАК по УК «Кузбассразрезуголь» в целом (k = 0,614). Функциональный критерий при этом составляет = 0,983 и близок к оптимальному значению = 1. Структурная схема формирования парков техники ЭАК с оптимальными параметрами приведена на рисунке 4. Оптимизация работы ЭАК однозначно сопровождается возможностью сокращения парка самосвалов, и иногда и экскаваторов. Корректировка суще- ствующих парков экскаваторов и самосвалов под работу в оптимальном режи- ме производится следующим образом. 1. Производится сравнение оптимальных и фактических значений вме- стимостей ковша экскаватора ̃ и кузова самосвала ̃ . Если фактические зна- чения вместимости ковша экскаватора или кузова самосвала меньше оптималь- ных значений, сокращать надо менее мощные машины, и наоборот. Рисунок 4 − Структурная схема формирования парков техники ЭАК с оптимальными параметрами На схеме 4: , , − оптимизированные параметры ЭАК; ̃ , ̃ , должительности рабочей смены . 2. По формуле ⁄ , где − количество рейсов, выполненных несокращёнными самосвалами (новый парк), определяется оптимальная про- должительность рабочей смены для нового парка машин. 3. Производится сравнение оптимальных продолжительностей рабочей смены для старого и нового парков ( ), где см − модуль оп- тимального диапазона изменения см. Если неравенство выполняется, коррек- − средневзвешенные вместимости кузова самосвала и ковша экскаватора; − количество сокращаемых автосамосвалов и экскаваторов соответ- ственно; − количество рейсов, выполненных несокращёнными самосвалами ЭАК (новый парк); − модуль оптимального диапазона изменения про- тировка заканчивается; если не выполняется − число сокращаемых машин надо уменьшить. 4. В последующем скорректированные парки техники надо перераспре- делить по полям разреза (если их несколько) таким образом, чтобы новый парк машин на каждом поле обеспечивал погрузку и вывоз тех же объёмов горной массы, что и до корректировки (сокращения). Очевидно таким же будет порядок формирования только проектируемых ЭАК. Он будет даже проще, поскольку можно будет сразу подбирать необхо- димые численность и структуру парков техники, а не подстраиваться под уже существующие парки. В качестве разреза-аналога для сравнения фактических и оптимальных показателей работы ЭАК и необходимой корректировки парков техники вы- бран разрез «Талдинский», как наиболее близкий к оптимальному по числен- ному составу экскаваторного и автотранспортного парков. Разрез «Талдинский» относится к сложным для проектирования ЭАК предприятиям, поскольку вскрышные работы ведутся не на одном, а на трёх обособленных полях – Талдинском, Таёжном и Ерунаковском. При этом рас- стояния транспортирования различаются не только для каждого поля, но и для каждого типа самосвалов. Планируются также требуемые объёмы погрузки и перевозок для самосвалов каждого типоразмера на каждом поле. Поскольку продолжительность рейса однозначно определяется дально- стью транспортирования, а сокращение дальности транспортирования пред- ставляет при организации работы ЭАК (и для разреза в целом) наибольшие за- труднения, продолжительность рейса самосвалов оставляем равной фактиче- скому значению для разреза «Талдинский». Оно составляет 28,2 мин, что попа- дает в указанный выше диапазон оптимальных значений (17,6 28,8 мин). Для получения сопоставимых результатов суточные объёмы погрузки и перевозок также оставлены без изменения. Требуемая численность парков техники со- ставляет 13 экскаваторов и 83 самосвала по оптимальному варианту, вместо 14 экскаваторов и 91 самосвала – по базовому, то есть имеется возможность со- кратить один экскаватор и 8 самосвалов. Предложен следующий вариант кор- ректировки парков: удаляется один самосвал БелАЗ-75131 с Таёжного поля и 7 таких же самосвалов с Ерунаковского поля. Подлежащий сокращению один экскаватор (ЭКГ-12) удаляется с Таёжного поля, но вместо него с Ерунаковско- го поля перебрасывается экскаватор меньшего типоразмера (РС 1250SP-7). В результате исследований установлено, что оптимизация параметров позволяет сократить численность экскаваторного и автотранспортного парков (или увеличить производительность) ЭАК на 9%. Комплексный показатель качества работы оптимального ЭАК для усло- вий разреза-аналога «Талдинский» составил = 1,100 вместо фактического значения = 0,737 (превышение 33%). Функциональный критерий при этом со- ставляет = 0,793, что превышает аналогичный фактический показатель для разреза «Талдинский» ( = 0,704) на 11,2%. Значение функционального крите- рия в данном случае хотя и отличается от оптимального значения = 1, однако всё равно лучше фактического. Общая расчётная экономия от сокращения численности экскаваторного и автотранспортного парков ЭАК разреза «Талдинский» при фактических объё- мах погрузки и перевозок может составить 47,7 млн. рублей в год при соотно- шении 75 рублей за доллар. Обобщая результаты выполненных исследований, можно определить уровень качества работы ЭАК, в которых реализованы рекомендации данного исследования. Показатели работы ЭАК разрезов (в сравнении с ЭАК разреза- аналога «Талдинский») приведены на рисунке 5. Здесь: , , , , , , − уровни качества ЭАК по соответствующим единичным показателям (рисунок 1). Рисунок 5 − Диаграммы единичных показателей качества работы экскаваторно-автомобильных комплексов по результатам исследований (красным цветом – по фактическим данным разреза «Талдинский», синим – по результатам исследований) Разработанные на основе проведённых исследований рекомендации по определению оптимальных параметров и показателей работы действующих и вновь проектируемых ЭАК, а также материалы по оценке качества функциони- рования ЭАК действующих предприятий переданы АО «УК «Кузбассраз- резуголь» и НФ «КУЗБАСС-НИИОГР». Они могут быть использованы как ме- ханизм выбора из предлагаемой экскаваторной и автомобильной техники пер- спективных моделей, создания погрузочно-транспортных комплексов нового поколения с возможностью адаптации их к конкретным условиям эксплуата- ции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В диссертационной работе содержится новое решение актуальной науч- ной задачи оптимизации параметров экскаваторно-автомобильных комплексов разрезов, позволяющее повысить качество их функционирования, что имеет существенное значение для развития теории и практики проектирования гор- ных погрузочно-транспортных комплексов. Основные научные и практические результаты диссертационной работы заключаются в следующем. 1. Анализом установлено, что эволюционный путь развития карьерных ЭАК, связанный с увеличением единичной мощности погрузочно-транспортной техники, не является приемлемым, так как это не обеспечивает соответствую- щего роста производительности ЭАК и улучшения показателей их использова- ния. Для создания карьерных ЭАК высокого качества необходимо исходить из системного подхода к ЭАК как сложному техническому комплексу в составе общей горнотранспортной системы ОГР. 2. В результате произведенной сравнительной интегральной оценки уров- ня качества работы ЭАК действующих разрезов установлено, что перспектив- ным направлением его повышения является оптимизация функционирования ЭАК, позволяющая установить и оптимально сбалансировать основные пара- метры ЭАК и реализовать их на стадиях проектирования и эксплуатации. 3. На основе системного подхода и методов интегральной оценки каче- ства разработана математическая модель оптимизации работы ЭАК, которая позволяет установить оптимальные значения параметров, достижение которых обеспечивает оптимальный уровень качества работы действующих и вновь проектируемых ЭАК. 4. Исследованиями установлено, что для достижения оптимального уров- ня качества работы ЭАК действующих и вновь проектируемых разрезов необ- ходимо обеспечить достижение значений параметров в диапазонах: количество самосвалов на один экскаватор – 4,9 6,3; время загрузки самосвала экскавато- ром – 3,2 3,9 мин; продолжительность рейса самосвала – 17,6 28,8 мин. Это позволяет либо повысить суточную выработку ЭАК, либо сократить числен- ность автотранспортного и экскаваторного парков разреза на 9%. При измене- нии горнотехнических условий разрезов оптимальное решение может коррек- тироваться. 5. Установлено, что обеспечение оптимального функционирования ЭАК как единой системы в составе разреза с учётом существующих оптимальных взаимосвязей параметров между собой является базой для синтеза оптимальных параметров ЭАК и формирования на их основе оптимальных парков погрузоч- но-транспортной техники. 6. Реализация научно-методических рекомендаций диссертационной ра- боты позволяет повысить уровень качества работы ЭАК на 33% по сравнению с лучшим из ЭАК существующих разрезов, и на 53%  по сравнению с уровнем качества работы ЭАК УК «Кузбассразрезуголь» в целом. Эти рекомендации могут быть использованы научно-исследовательскими, проектными и эксплуа- тирующими организациями для выбора из предлагаемой экскаваторной и авто- мобильной техники перспективных моделей, создания карьерных погрузочно- транспортных комплексов нового поколения с возможностью адаптации их к конкретным условиям эксплуатации. Общая экономия от сокращения числен- ности экскаваторного и автотранспортного парков ЭАК разреза «Талдинский» при фактических объёмах погрузки и перевозок может составить 47,7 млн. руб- лей в год. Рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы: Дальнейшие исследования в области оценки качества и оптимизации ра- боты горных комплексов предполагается проводить по следующим направле- ниям: 1. Распространение проведенных исследований по функционированию ЭАК на добычные и смешанные работы. 2. Применение разработанных методик для исследования и оптимизации горных комплексов другого технологического назначения.

Актуальность темы. Для выполнения вскрышных работ на карьерах широ- ко используются мощные экскаваторно-автомобильные комплексы (ЭАК). Одной из основных проблем ЭАК является невысокий уровень качества их функциони- рования. От качества выполнения погрузочно-транспортных работ зависят техни- ко-экономические показатели открытых горных работ (ОГР) в целом, поскольку транспортные затраты в настоящее время составляют свыше 50% общих затрат на добычу полезного ископаемого. Стремление увеличивать единичную мощность карьерных самосвалов и экскаваторов, характерное для современного этапа раз- вития карьерных ЭАК, не сопровождается, однако, соответствующим ростом их производительности и показателей использования. Это приводит лишь к количе- ственному росту экскаваторного и автотранспортного парков без существенного улучшения качества их работы. Связано это в основном с недостаточным учѐтом влияния совместной работы экскаваторов и самосвалов на эффективность ЭАК.
Известно, что мощным средством повышения эффективности и качества технических объектов является оптимизация их работы. В связи с этим задача оп- тимизации параметров ЭАК разрезов для повышения качества их функциониро- вания и создания на этой основе погрузочно-транспортных комплексов нового поколения представляется актуальной научно-практической задачей.
Степень разработанности. Существенный вклад в развитие теории и прак- тики использования ЭАК на ОГР внесли К.Н. Трубецкой, А.А. Кулешов, М.Г. По- тапов, А.Ю. Захаров, И.В. Зырянов, Ю.И. Лель, А.П. Комиссаров, А.А. Хорешок, О.Н. Вуейкова, С.Н. Зарипова, Ц. Нанзад, C. Burt, S. Alarie и др. Они в своих ра- ботах обобщили опыт эксплуатации ЭАК, определили область рационального ис- пользования их на ОГР, отразили вопросы технико-экономического анализа эф- фективности применения данных комплексов на карьерах. Однако несогласован- ность совместной работы экскаваторов и самосвалов в составе ЭАК оставляет ка- чество функционирования ЭАК на невысоком уровне. Связано это с недостаточ- ной разработанностью теории оптимального проектирования горных комплексов. Цель работы – обоснование и определение оптимальных параметров ЭАК разрезов УК «Кузбассразрезуголь».
Идея работы заключается в использовании для оптимизации работы ЭАК разрезов критериев качества.
Объект исследования – экскаваторно-автомобильные комплексы разрезов УК «Кузбассразрезуголь».
Предмет исследования – совместная работа экскаваторных и автотранс- портных парков в составе ЭАК разреза.
Поставленная цель определяет следующие основные задачи работы.
1. Разработать методику и провести сравнительную интегральную оценку качества работы ЭАК на разрезах УК «Кузбассразрезуголь».
2. Разработать на основе системного подхода и методов интегральной оцен- ки методику оптимизации параметров ЭАК.
3. Провести оптимизацию параметров совместной работы карьерных экска- ваторов и автосамосвалов и разработать методику формирования на их основе оп- тимальных парков техники ЭАК.
Методология и методы исследований. В работе использовались как обще- научные, так и специальные методы исследований: научное обобщение, методы интегральной оценки качества, оптимизационное моделирование и линейное про- граммирование. Для установления зависимостей оптимизационной математиче- ской модели использованы методы статистической обработки данных, анализа и синтеза.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Критерии оценки качества и оптимизации совместной работы экскава- торного и автотранспортного парков в составе ЭАК разреза определяются соот- ношением интенсивностей поступления карьерных самосвалов под погрузку и об- служивания их экскаваторами.
2. Оптимальный уровень качества работы ЭАК разрезов АО «УК «Кузбас- сразрезуголь» обеспечивается достижением значений параметров в следующих пределах: количество самосвалов на один экскаватор – 4,9 6,3; время загрузки самосвала экскаватором – 3,2 3,9 мин; продолжительность рейса самосвала – 17,6 28,8 мин. Это позволяет сократить численность экскаваторного и авто- транспортного парков (или увеличить производительность) ЭАК, на 9%.
Достоверность научных результатов подтверждается выбором представи- тельных критериев, характеризующих качество работы ЭАК, достаточным объѐ- мом аналитических исследований, выполненных с применением апробированных методов статистического и системного анализа.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
− предложен новый критерий оценки качества совместной работы экскава- торов и самосвалов в составе ЭАК разреза;
− установлены диапазоны оптимальных значений параметров ЭАК, дости- жение которых обеспечивает оптимальный уровень качества работы действую- щих и вновь проектируемых ЭАК;
предложен метод формирования оптимальных парков погрузочно- транспортной техники, базирующийся на системном рассмотрении функциониро- вания ЭАК в целом и взаимодействия парков техники внутри ЭАК.
Личный вклад автора заключается: в определении цели, постановке задач исследования и разработке методов их решения; в разработке методик интеграль- ной оценки качества и оптимизации параметров ЭАК разрезов. В рамках отдель- ных разделов диссертации личный вклад автора состоит в установлении законо- мерностей формирования и разработке регрессионных моделей оптимизационной модели функционирования ЭАК.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке нового подхода к оптимизации параметров и формированию оптимальных парков погрузочно-транспортной техники ЭАК разрезов по критерию качества и созда- нии комплекса методик для их реализации. Разработанный аппарат оптимизации позволяет за счѐт оптимального согласования параметров расширить функцио- нальные и эксплуатационные возможности ЭАК.
Научно-практические рекомендации по оценке качества, оптимальному проектированию и совершенствованию ЭАК могут быть использованы научно-
исследовательскими, проектными и эксплуатирующими организациями как меха- низм выбора из предлагаемой техники перспективных моделей, создания карьер- ных погрузочно-транспортных комплексов нового поколения с возможностью адаптации их к конкретным условиям эксплуатации.
Научные положения, разработанные в диссертации, могут быть использова- ны для оптимизации не только карьерных ЭАК, но и комплексов другого техно- логического назначения.
Реализация результатов работы. Основные научные результаты работы внедрены в проектной новационной фирме «КУЗБАСС-НИИОГР», эксплуати- рующей организации (АО «УК «Кузбассразрезуголь»). К их числу относятся ме- тодические материалы по оценке качества и установлению оптимальных парамет- ров ЭАК разрезов, рекомендации по совершенствованию ЭАК.
Апробация работы. Работа и еѐ отдельные части докладывались и получи- ли одобрение на III Международной научно-практической конференции «Инно- вации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте» (г. Кемерово, 2019 г.), на XI Всероссийской научно-практической конференции молодых учѐных «Россия молодая» (г. Кемерово, 2020 г.), на 4-м, 5-м и 6-м Меж- дународных инновационных горных симпозиумах (г. Кемерово, 2019, 2020, 2021 гг.), на VII Международной научно-практической конференции «Перспективы инновационного развития угольных регионов России» (г. Прокопьевск, 2020 г.), на ХХIX Международном научном симпозиуме «Неделя горняка-2021» (г. Моск- ва, 2021 г.).
Публикации. По результатам исследований опубликовано 13 научных ра- бот, в том числе 6 работ – в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ, 3 работы в изданиях, индексируемых в международных базах.
Структура и объѐм работы. Диссертационная работа изложена на 171 странице машинописного текста, состоит из введения, четырѐх глав, заключе- ния, списка использованной литературы из 117 наименований, содержит 16 ри- сунков, 37 таблиц и 2 приложения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Функциональный критерий качества функционирования карьерного экскаваторно-автомобильного комплекса
    Ю. Е. Воронов, А. А. Хорешок, Ан. Ю. Воронов, Н. А. Стенина, Ар. Ю. Воронов // Вестник Кузбас- ского государственного технического университета. 2No 3 (133). С. 54-Воронов, Ан. Ю. Об оптимальном проектировании карьерных экска- ваторно-автомобильных комплексов / Ан. Ю. Воронов, А. А. Хорешок, Ю. Е. Воронов, Ар. Ю. Воронов // Инновации в информационных технологиях, ма- шиностроении и автотранспорте: сб. материалов III Международной научно- практической конференции, 11-17 октября 2019 г., Кемерово [Электронный ре- сурс] / ФГБОУ ВО «Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева». Кемерово, 2С. 238
    Характеристика экскаваторно-автомобильных комплексов разрезов Кузбасса
    Ю. Е. Воронов, Ан. Ю. Воронов, Р.В. Ожогин, А.В. Карин, Ар. Ю. Воронов // Сборник материалов XI Всероссийской научно- практической конференции молодых ученых с международным участием «Рос- сия молодая», 24-27 апр. 2020 г., Кемерово [Электронный ресурс] / ФГБОУ ВО «Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева». Кемерово, 2521-Воронов, Ю. Е. Влияние комбинированного цикла работы самосвалов на качество функционирования экскаваторно-автомобильных комплексов / Ю. Е. Воронов, В. Г. Ромашко, Ан. Ю. Воронов, Ар. Ю. Воронов // Перспекти- вы инновационного развития угольных регионов России [Электронный ресурс]: Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Про- копьевск: филиал КузГТУ в г. Прокопьевске, 2C. 72

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Обоснование структуры и основных параметров переносного перфоратора с винтовой траекторией рабочего хода
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
    Обоснование параметров реечной буровой установки для бурения наклонных и горизонтальных скважин большого диаметра с изменяющимся профилем
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
    Оптимизация параметров карьерных экскаваторно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»