Научно-популярное издание: особенности коммуникации автора и читателя

Бруев Александр Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. История исследований читателя и чтения в России
1.1 История и формирование методологии исследований читателя в дореволюционной России
1.2 Исследования читателя в СССР и современной России
Глава 2. Функциональные особенности научно-популярного текста
2.1 Структурные характеристики научно-популярного текста
2.2 Аспекты коммуникации читателя и автора научно-популярного текста
Глава 3. Особенности чтения научно-популярной литературы: социологическое исследование
3.1 Исходные данные исследования
3.2 Анализ результатов социологического опроса
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. Анкета-опросник, использованная в ходе социологического исследования

Во введении формулируется ключевая проблема исследования, раскры-
вается актуальность и научная разработанность темы, обозначаются объект и
предмет, определяются основные подходы и методы исследования, осуществ-
ляется постановка задач, характеризуется научная новизна диссертационной
работы, представляются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «История исследований читателя и чтения в России»
состоит из двух параграфов. В ней анализируются наиболее значимые исследо-
вания в области читателеведения и изучения чтения.
В первом параграфе «История и формирование методологии иссле-
дований читателя в дореволюционной России» раскрываются сущность и
особенности исследований читателя в указанный исторический период. Выде-
ляются три наиболее часто используемых метода исследования: анализ стати-
стических сведений, анкетирование и метод публичных чтений.
Статистический метод представляет собой сбор и анализ статистических
сведений о репертуаре издательств, количестве изданных и реализованных эк-
земпляров и наименований, описание книжных запросов в библиотеках и чи-
тальнях по разделам и авторам. Анализ и интерпретация данных сведений мо-
гут подтолкнуть исследователя к любопытным и неожиданным выводам, но не
может сформировать представление об отношении читателя к книге.
Формирование анкеты-опросника («программы») позволяет выявить от-
ношение читателя к книге и чтению, установить уровень культурного и эстети-
ческого развития. Но данный метод тем не менее не может в полной мере про-
демонстрировать особенности психологии читателя и чтения, поскольку вы-
явить их возможно только непосредственно в процессе чтения.
Метод публичных чтений требует наибольших усилий со стороны иссле-
дователя, тщательного планирования как подхода к аудитории, так и процесса
чтения и учета мельчайших деталей. Необходимо помнить о влиянии исследо-
вателя непосредственно на ход таких чтений. Одновременно с этим, при пра-
вильной постановке опыта и внимательной интерпретации записей и результа-
тов впоследствии, данный метод является крайне действенным и плодотвор-
ным.
Во втором параграфе «Исследования читателя в СССР и современ-
ной России» рассматривается развитие теории и практики читателеведения со
второго десятилетия XX в. по сегодняшний день. Проведенная работа позволя-
ет констатировать, что направление научных интересов со временем заметно
изменилось и определило в дальнейшем пересмотр методологии социологиче-
ских опросов. Исследования рубежа XIX и XX столетий характеризуются инте-
ресом к восприятию книги — как феномена и как предмета — в среде различ-
ных социальных групп, преимущественно среди крестьян. Это закономерно,
поскольку данная социальная группа, будучи наиболее многочисленной, была
притом наименее исследованной с точки зрения читательских предпочтений,
интеграции читательских практик в быт, отношения к книге, особенностей чте-
ния.
Социологические исследования более позднего периода были сосредото-
чены преимущественно на изучении спроса на определенные группы изданий
или жанры литературы среди представителей различных социальных групп.
В данный период взаимодействие читателя и книги стало предметом не
социологических исследований, а прежде всего фундаментальных теоретиче-
ских работ, осмыслявших сущность и феноменологию чтения.
Информационная революция, интеграция цифровых технологий с повсе-
дневной жизнью читателя внесла существенные изменения в процесс чтения и
взаимодействия с книгой. Это определяет повышенный интерес к данной про-
блематике в начале XXI в. Наиболее актуальна проблема утраты интереса к
чтению, снижения спроса на книги. Аспекты взаимодействия читателя и книги,
процесс чтения и факторы, на него влияющие, в исследованиях уходят на вто-
рой план, уступая место количественным измерениям интереса к чтению. В
настоящее время недостаточно убедительных и доступных социологических
данных, позволяющих сформулировать выводы, касающиеся феноменологии
чтения, взаимодействия читателя и книги на стадии выбора издания, коммуни-
кации с текстом и обсуждения прочитанного. Таким образом, современному
исследователю в качестве инструмента доступен только статистический метод.
В данном контексте представляется актуальной исследовательская задача, свя-
занная с социологическим изучением непосредственно процесса чтения, отно-
шения читателя к тексту и к изданию. Осмысление исторического опыта такого
рода исследований определило методику работы и позволило спланировать и
подготовить социологический опрос, представленный в третьей главе работы.
Во второй главе «Функциональные особенности научно-популярного
текста», состоящей из двух параграфов, анализируется специфика чтения
научно-популярного текста, оцениваются его прагматические и коммуникаци-
онные характеристики.
В первом параграфе «Структурные характеристики научно-
популярного текста» выявляется сущностная особенность научно-
популярного текста, а именно игровое начало, которое подразумевает под со-
бой реализацию особых схем поведения. Характерные черты игровых практик
имеют несколько путей актуализации в пространстве научно-популярного тек-
ста.
Важной характеристикой игры является её избыточность, ей занимаются
в свободное время, исходя из потребности получить удовольствие. Это реали-
зуется двумя способами: получение или систематизация знаний и осознание
толкований текста, дешифровки метафор, которые являются одним из главных
изобразительно-выразительных средств, использующихся в произведениях
просветителей. Одновременно с этим метафора имеет и когнитивную ценность,
поскольку метафоризация в процессе объяснения также способствует и реорга-
низации знаний.
Игра является способом выхода в другую сферу деятельности. В научно-
популярном тексте это реализуется в своеобразной «игре адресатом», когда чи-
татель может идентифицировать себя как исследователь, находящийся в центре
описываемых событий. Достигается этот эффект с помощью лексических
средств, преимущественно путем использования специализированных терми-
нов и профессионального сленга. В данном контексте можно трактовать науч-
но-популярное произведение как пространство для своеобразного «интеллекту-
ального эскапизма»: как показал проведенный нами социологический опрос,
читатели часто обращаются к научно-популярной книге чтобы отвлечься, и в
этом отношении просветительские издания оказываются в одном смысловом
поле с массовой жанровой литературой, но в случае с научно-популярным тек-
стом этот «эскапизм» непременно сопровождается постижением новой интел-
лектуальной системы, осмыслением взаимоотношений между различными объ-
ектами одной области знания.
Игра представляет собой пространство, в котором господствует опреде-
ленный порядок, правила. Данное утверждение находит реализацию в про-
странстве научно-популярного текста, поскольку повествование обеспечивает-
ся путем построения определенных нарративных схем: структура повествова-
ния детерминирована предметной областью, а главная задача такой структу-
ры — позволить избежать так называемого «автоматизма восприятия», когда
структурно однообразный текст негативно сказывается на рецепции.
Одной из сущностных характеристик игры является напряжение. В науч-
но-популярном тексте эта характеристика реализуется как в интеллектуальном,
так и в эмоциональном отношении. Интеллектуальное напряжение определяет-
ся необходимостью приложить усилия, чтобы получить результат, например,
разобраться в особенностях того или иного явления. Эмоциональное напряже-
ние способствует вовлечению читателя в текст, созданию эмоциональной связи
с прочитанным и актуализируется, как правило, в спектре синтаксических и
стилистических средств, используемых автором. Эмоциональная идентифика-
ция является важнейшей сущностной характеристикой научно-популярного
текста, который сближает его с жанровой литературой и позволяет обеспечить
реализацию рекреационной функции.
С эмоциональной идентификацией тесно связана роль автора в научно-
популярном тексте. Участие автора можно охарактеризовать как двойственное:
с одной стороны, он является участником событий, которые описываются в
произведении, а с другой стороны, он организует повествование в целом.
Фигура автора как спутника читателя, наравне с ним вовлеченного в дей-
ствие, реализуется путем сокращения эмоциональной дистанции. При этом пе-
ред автором, который всегда обращается к абстрактному адресату, стоит задача
создать послание, которое читателем воспринималось бы как персонифициро-
ванное. Эта задача усложняется тем, что автор научно-популярного текста
неизбежно использует специализированную лексику, которая, как правило,
имеет абстрактный характер. В данном контексте оптимальным способом со-
кращения эмоциональной дистанции становятся средства современной массо-
вой культуры и, в частности, мемы. Использование мемов способствует укреп-
лению эмоциональной связи между автором и читателем, поскольку читатель,
дешифруя мем, невольно идентифицирует себя и автора в одном культурном
контексте. Это позволяет читателю, пусть и иллюзорно, манифестировать свою
принадлежность к определенной группе людей. Общность культурного контек-
ста закрепляется и в способе участия автора в повествовании: практически все-
гда он является автономным персонажем, наравне с читателем вовлеченным в
разворачивающиеся события, и говорящий с читателем от первого лица. При
этом автор оказывает непосредственное влияние на читателя путем постановки
риторических вопросов и формулирования аргументов, в том числе и ошибоч-
ных — чтобы показать типичное заблуждение. Таким образом, в данной роли
автор имеет возможность оказывать влияние на горизонт ожидания читателя.
Одновременно с этим повествование в любом научно-популярном произ-
ведении детерминировано автором, он выстраивает траекторию мыслительного
процесса, который разворачивается в научно-популярном тексте; он програм-
мирует рациональные модели, которые будет конструировать читатель; автор
также систематизирует эти модели, чтобы читатель не столкнулся
с неожиданной сложностью, слишком сильно превышающей его ожидания. В
этом отношении автора можно охарактеризовать как фигуру, определяющую
горизонт ожидания текста.
Двойственная роль автора, как правило, осознается читателем: несмотря
на то, что автор воспринимается как участник событий, разворачивающихся в
произведении, читатель сознаёт роль автора и как «организатора» произведе-
ния, ответственного за его структуру и языковые качества. При этом следует
отметить, что языковые качества произведения часто остаются без глубокой
рефлексии со стороны читателя, который, как правило, описывает язык либо
как «интересный», либо как «сухой», а значительно большее внимание уделяет-
ся логической схеме повествования, последовательности и постоянству внут-
ренней динамики текста.
Во втором параграфе «Аспекты коммуникации читателя и автора
научно-популярного тексте» уточняется роль читателя научно-популярной
книги в коммуникационной системе «автор—текст—издание—читатель». Эта
роль характеризуется, прежде всего, субъектно-объектным отношением
к тексту: читатель самостоятельно формирует сообщение, декодируя его; текст
включает читателя в игру, позволяя оказаться на месте исследователя. Этот мо-
мент является стержневым для описания процесса восприятия научно-
популярного текста: читатель усвоит (или систематизирует) знания наиболее
плодотворным образом, если будет вовлечён в интеллектуальную игру — «ин-
теллектуальное приключение», — предлагаемую автором. Чтобы обеспечить
вовлечённость читателя в такое приключение, автор использует мемы, которые
создают иллюзию сокращения дистанции между текстом и читателем.
Читатель приступает к тексту, чтобы упорядочить или расширить свои
познания — в этом выражается его горизонт ожиданий. Горизонт ожидания
текста же не предусматривает существенного вызова для интеллектуальных
возможностей читателя; при этом он постоянно «отдаляется» — текст наращи-
вает свою сложность по мере ознакомления с ним. Эта сложность выражается
не только в использовании различных средств художественной выразительно-
сти, но и в растущей сложности и многомерности рациональных моделей, кото-
рые умозрительно должен сконструировать читатель.
Третья глава «Особенности чтения научно-популярной литературы:
социологическое исследование» посвящена проектированию социологическо-
го исследования и анализу его результатов.
В первом параграфе «Исходные данные исследования» осмысляется
подход к методике выполнения опроса, его вид, гипотеза, цели и задачи. Про-
веденный опрос представляет собой исследование описательного характера,
поскольку было необходимо получить представление об изучаемом объекте,
уточнить и при возможности дополнить результаты выполненной теоретиче-
ской работы, а также понять, имеется ли связь между различными характери-
стиками объекта. Наиболее предпочтительным видом социологического опроса
стало анкетирование, которое позволило, с одной стороны, выявить ключевые
особенности объекта, а с другой стороны, проверить сразу несколько гипотез за
сравнительно небольшой период времени. В связи с ограничениями, вызван-
ными пандемией COVID-19, было принято решение провести анкетирование с
использованием сети Интернет. Для развертывания и распространения анкеты
была выбрана платформа Google, поскольку средства данной платформы поз-
воляют оптимальным образом масштабировать исследование, а также сделать
анкету доступной для заполнения на различных цифровых устройствах и упро-
стить обработку полученных результатов.
В ходе проектирования анкеты принято решение использовать преиму-
щественно закрытые альтернативные вопросы. Однако при этом несколько
ограничивается самостоятельность респондента, «огрубляются» его ответы.
Эти сложности были скомпенсированы путем использования полузакрытых во-
просов, в которых кроме предлагаемых вариантов имеются позиции для произ-
вольного ответа. Наряду с этим в анкете были представлены так называемые
вопросы-меню, допускающие выбор нескольких вариантов ответа, а также во-
прос с ранжированием, в котором респонденту предложено расположить свой-
ства предмета в порядке возрастания их важности. В конце анкеты был распо-
ложен открытый вопрос: к концу анкетирования респондент «настроится» на
рефлексию в рамках предложенной темы и более охотно приступит к изложе-
нию своей точки зрения.
Анкета насчитывала 19 вопросов, 18 из которых являлись обязательными
для ответа. Не был обязательным вопрос для развернутого ответа.
Во втором параграфе «Анализ результатов социологического опроса»
приводится интерпретация и критическая оценка данных, полученных в ходе
анкетирования, проверка выдвинутых гипотез. В результате анкетирования
удалось выделить ряд факторов, влияющих на процесс чтения НПЛ.
Первым из факторов является удовлетворение познавательной потребно-
сти, которая реализуется и в получении новых знаний, и в их систематизации.
Научно-популярный текст, не содержащий, по мнению читателя, достаточного
количества новых сведений или не выполняющий задачу интеграции знаний в
мировоззрение читателя, не дополняющий картину мира, не может оцениваться
как достойный внимания даже при активных маркетинговых мероприятиях, по-
скольку прочтение книги как механизм социализации, обеспечения самоутвер-
ждения в кругу друзей или знакомых не является ключевым фактором, опреде-
ляющим выбор такого рода издания.
Следующим фактором можно назвать склонность читателя проецировать
некоторые схемы повествования (или их элементы), присущие другим медиа-
продуктам или жанровой литературе, на структуру научно-популярного текста,
что позволяет нам рассуждать о нем как об «интеллектуальном приключении».
Большинство читателей поддерживает эту позицию, характеризуя приключение
через реализацию определенной стратегии повествования, которое имеет неко-
торые черты детектива или беллетристики. Кроме того, с точки зрения читате-
ля, большое значение имеет возможность с помощью текста отвлечься от дей-
ствительности и провести время в исследовании новой системы знания. Таким
образом может реализоваться рекреационная функция научно-популярного тек-
ста.
Ещё одним фактором является взаимосвязь фигуры автора и языковых
качеств текста. Автор может участвовать в повествовании наряду с читателем,
становясь свидетелем разворачивающихся событий или их соучастником. Од-
новременно с этим читатель осознает, что именно автор определяет дальнейшее
повествование, и потому научно-популярному тексту присуща двойственная
роль автора: как участника и как «архитектора» текста, пространство которого
разворачивается перед читателем.
В результате анкетирования было установлено, что одним из существен-
ных мотивов, побуждающих читателя к чтению, является познавательная по-
требность, которая реализуется не только в получении новых знаний, но и в
упорядочении существующих, систематизации собственного мировоззрения.
Одновременно с этим имеет достаточно большое значение рекреационная
функция научно-популярной книги: нередко человек приступает к чтению, что-
бы отвлечься, на время «переключиться», и характер данного переключение не
исчерпывается только сменой обстановки и событийного контекста, но пред-
ставляет собой погружение в интеллектуальную систему, таким образом, чита-
тель обращается к познавательной деятельности в том числе и для того, чтобы
отвлечься.
Языковые качества текста читателем не рефлексируются слишком глубо-
ко, но доступно написанный текст является гарантом получения удовольствия.
Значительно большее внимание читатель уделяет логической связности текста,
наличию определенной динамики и стабильного темпа повествования.
Читатель уделяет большое внимание аспекту погружения в научно-
популярный текст, которое обеспечивается логически стройной схемой повест-
вования, имеющей определенные сходства с другими медиапродуктами и жан-
рами литературы. При этом качество и количество получаемых знаний остают-
ся приоритетными, повествование, не насыщенное новыми сведениями или об-
ладающее неровной динамикой, читателем оценивается негативно.
Многие читатели испытывают потребность вернуться к прочтению науч-
но-популярных книг. Потребность перечитать литературу такого рода заслужи-
вает дальнейшего теоретического осмысления и изучения. Читатель руковод-
ствуется не только потребностью актуализации знаний: также имеют место
факторы, присущие жанровой художественной литературе, например, желание
оказаться в знакомой и комфортной обстановке, заново пережить приключение.
Языковые качества текста имеют значение с точки зрения читателя, но
несомненный приоритет имеет логическая непротиворечивость, последователь-
ность, продуманная динамика повествования. Такое отношение к сущностным
характеристикам текста объясняется тем, что речевая ошибка, оплошность или
даже некоторое косноязычие автора не оказывают значительного влияния на
процесс получения и систематизации знаний, в то время как логические сбои,
непоследовательность или чрезмерная детализация, подробное объяснение
примеров может критическим образом отразиться на понимании смысловой со-
ставляющей произведения.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные вы-
воды, отражающие итоги достижения поставленной цели и решения соответ-
ствующих ей задач.
1. Научно-популярный текст представляет собой сложный комплекс, со-
стоящий из элементов, присущих, с одной стороны, тексту научному, а с дру-
гой — тексту художественному. Функциональность этого комплекса обеспечи-
вается балансом данных элементов. Элементы научности — методика изложе-
ния информации и система аргументации, проверяемость сведений, стремление
к объективности — не претерпели существенных изменений вплоть до настоя-
щего времени, тогда как элементы художественности обеспечивают вовлечение
читателя в процесс чтения и потому перенимают некоторые черты других ме-
диапродуктов. Таким образом, научно-популярный текст, пройдя через призму
современной культуры, приобрел ярко выраженные игровые черты.
2. Основной задачей научно-популярной книги остается расширение, за-
крепление знаний читателя в рамках той или иной предметной области. Реализу-
ется эта задача не только путем сообщения читателю новой информации, но и с
помощью упорядочения, систематизации уже имеющихся сведений.
3. Достаточно большое значение имеет рекреационная функция научно-
популярной книги. Это подразумевает под собой как погружение в новый собы-
тийный контекст, так и постижение определённой интеллектуальной системы.
4. Читатели относятся к научно-популярному произведению в том числе и
как к жанровой литературе и ожидают от него «погружения», то есть предпола-
гают эмоциональную идентификацию с происходящими в тексте событиями. В
связи с этим нами была предложена концепция научно-популярного текста как
«интеллектуального приключения».
5. Наиболее часто используемым способом сокращения эмоциональной
дистанции является использование мемов. Данный прием способствует укрепле-
нию эмоциональной связи между читателем и автором, так как позволяет чита-
телю идентифицировать себя и автора в одном культурном контексте.
6. Роль автора в повествовании можно охарактеризовать как двойствен-
ную: как участника повествования и как его организатора. В первом случае автор
имеет возможность влиять на горизонт ожидания читателя, а во втором — опре-
деляет горизонт ожидания текста.
7. Роль читателя в процессе рецепции научно-популярного произведения
можно охарактеризовать как субъектно-объектную. Научно-популярному тексту
присуща высокая коммуникативная определённость, что снимает все возможно-
сти для неправильной коннотации, и таким образом мыслительная деятельность
читателя модерируется. С другой стороны, читатель воспринимает текст, само-
стоятельно наделяет его смыслами, коннотирует образы, формирует собственные
модели, участвуя в творческой деятельности наравне с автором.

Актуальность темы исследования. Популяризация науки как механизм трансляции знаний имеет большое значение в массовой культуре. Основ- ным средством популяризации научных знаний остаются книжные научно- популярные издания. Определение научно-популярного издания не явля- лось предметом научной дискуссии, возможно, потому что включает в себя все сущностные характеристики такого рода литературы: научно-популяр- ным книжным изданием обыкновенно считают издание, которое содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и пред- назначается для популяризации и пропаганды основ и достижений науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециа- листу [54].
Начало активной популяризации научных знаний обыкновенно связы- вают с рубежом XIX и XX вв. Например, данный период считает началом деятельности различных просветителей британский историк английского и французского романтизма Ричард Холмс в статье «In retrospect: On the Con- nexion of the Physical Sciences», где анализирует биографию шотландского популяризатора науки Мэри Соммервилль. В других своих книгах, напри- мер, «The Age of Wonder: How the Romantic Generation Discovered the Beauty and Terror of Science», Холмс исследует взаимосвязь поразительных науч- ных открытий с деятельностью великих писателей и поэтов, таких как Бай- рон, Джон Китс, Мэри Шелли. Ученый убежден, что попытки популяриза- ции науки предпринимались, в том числе, в контексте творческого соперни- чества с французским научным истеблишментом [216].
Вместе с тем, некоторый опыт популяризации существовал и в более ранние периоды. Активность просветителей автор указанной статьи объяс- няет растущей специализацией и диверсификацией научных дисциплин, а также усложнением промышленных производственных процессов, сведе- ния о которых необходимо было представить широкой аудитории. Следует отметить, что популяризации науки уделялось большое вни-
мание и в СССР. Уже в 1920 году в Государственном издательстве был со- здан научно-популярный отдел, перед которым стояла задача пересмотра старых общедоступных произведений и издание новых сочинений для мас- сового читателя. В постановлении от 6 февраля 1924 года («Главнейшие очередные задачи партии в области печати») ЦК РКП(б) указывал на «необ- ходимость усилить работу по созданию популярной книги для рабочих и крестьян» [130, с. 294-295]. Спустя несколько лет, 28 декабря 1928 г., в но- вом постановлении («Об обслуживании книгой массового читателя» [131]) ЦК партии признал необходимым расширить издание научно-популярной книги, связывая её с задачами социалистической реконструкции хозяйства страны и приспосабливая к потребностям самообразования.
В 30-е годы в своих работах «Нужны кадры популяризаторов» [100, с. 577-579], «Ленин о необходимости создания популярной литературы» [100, с. 579-582], «Как должны писаться популярные брошюры» [100, с. 586- 588] Н. К. Крупская наметила программу создания популярных сочинений по основным разделам наук и разработала некоторые вопросы теории научно-популярных произведений. Призыв нашёл отклик в среде ученых, и к концу 30-х гг. общий тираж научно-популярных книг составлял около 14 млн экземпляров в год.
В годы Великой Отечественной войны издание научно-популярных книг заметно сбавило темп, но отнюдь не остановилось. В постановлении ЦК ВКП (б) от 21 сентября 1944 г. отмечается, что «пропаганда естествен- нонаучных знаний приобретает в нынешних условиях особо важное значе- ние в деле дальнейшего подъема культурного уровня широких слоев трудя- щихся и преодоления пережитков бескультурья, суеверий и предрассудков» [Цит. по: 34].
Характер издаваемой в военные годы научно-популярной литературы (далее НПЛ) меняется: всё более важную роль играет деятельность Государ- ственного военного издательства, которое, в числе прочего, выпускает популярную серию в помощь солдату и матросу. Кроме того, с 1943 по 1945 гг. «Молодая гвардия» выпускает 25 изданий серии «Великие русские люди», в которую входили биографии И. М. Сеченова, К. А. Тимирязева,
И. П. Павлова, имевшие ярко выраженную патриотическую окраску.
В 1947 г. создано «Всесоюзное общество по распространению поли- тических и научных знаний» (ныне — «Российское общество “Знание„»), позволившее консолидировать усилия учёных-просветителей и централизо- вать программу популяризации научных знаний. Это послужило одной из причин расцвета популяризации науки в 50-х годах. К этому времени научно-популярные издания составляли по числу наименований около 3%, а по тиражам около 5% всей издательской продукции СССР. Следует отме- тить, что задачей этих изданий было не только повышение уровня знаний читателя, но и необходимость, как свидетельствует историк популяризации науки в СССР Э. А. Лазаревич, «вооружить его идеологически, сделать из
него ясного духом материалиста» [107, с. 79].
В 1981 г., на пике популярности просветительской литературы [61, с.
251], выпуск научно-популярных книг в СССР составил 2451 названия об- щим тиражом 83,2 миллиона экземпляров [35]. Число подписчиков на изда- ния одной из самых известных серий — «Новое в жизни, науке и технике» в том же году превысило 1,3 миллиона. Методы и средства популяризации, использованные просветителями в текстах изданий серий «Библиотечка квант», «Эврика», «Научно-популярная библиотека» стали своего рода стандартом популяризации.
В настоящее время наблюдается растущий интерес читателей и изда- телей к научно-популярной литературе: в ежегодных отчетах книжной па- латы сегмент научно-популярной литературы год от года демонстрирует устойчивый рост и по тиражам, и по выпускаемым наименованиям [169]. Одновременно с этим издатели и журналисты, освещающие новости книж- ного рынка, констатируют, что интерес к научно-популярным изданиям рас- тёт [125]. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что всё большее число издательств начинают осваивать этот сегмент рынка. Кроме того, в 2008 году была учреждена премия «Просветитель», которая привлекает вни- мание читателей к просветительской литературе, а также стимулирует уче- ных и научных журналистов к созданию новых научно-популярных произ-
ведений.
В информационном обществе книга вообще, как и книга научно-по-
пулярная, испытывает серьезную конкуренцию со стороны новых средств коммуникации, в которых преобладает визуальное начало. По словам Ум- берто Эко, «по хорошему научно-популярному фильму, <...> генетику можно преподавать лучше, чем по учебнику» [203]. Но это не означает, что вербальная и визуальная коммуникация могут быть противопоставлены. Это, скорее, говорит о том, что они должны сосуществовать, постепенно со- вершенствуясь, заимствуя друг у друга те или иные элементы.
Положения, приведенные нами выше, означают, что в настоящее время существует достаточно масштабная группа изданий, которая нахо- дится в прямой конкуренции с другими медиапродуктами, а также с жанро- вой массовой литературой. Соответственно, авторы научно-популярных текстов находятся в поиске новых схем, моделей повествования, которые обеспечили бы изданиям преимущества с точки зрения потенциального чи- тателя. Таким образом, научно-популярный текст с течением времени до- статочно сильно меняется, могут также измениться его задачи и основные мотивы, побуждающие читателя к знакомству с такого рода текстами. Все сказанное свидетельствует о том, что изучение современного научно-попу- лярного текста и исследование его рецепции читателем является важной и актуальной проблемой. В настоящее время отсутствует комплексное иссле- дование читательских предпочтений в отношении научно-популярных из- даний, не исследованы факторы, побуждающие читателя ознакомиться с книгами данной группы.
Необходимо отметить, что исследователями культуры в целом и языка в частности «стандарты популяризации» не переосмыслялись с советских времён расцвета научно-популярного книгоиздания, поскольку последняя фундаментальная работа, посвящённая этому вопросу, датируется [106] 1984 г. Вместе с тем, практически отсутствуют теоретические работы, в ко- торых бы обстоятельно анализировался процесс коммуникации автора и чи- тателя, описывались конструктивные особенности подобных изданий. По нашим сведениям, диссертационных исследований, равно как и других ос- новательных теоретических публикаций, в которых моделируется процесс коммуникации автора и читателя в пространстве научно-популярного тек- ста, на сегодняшний день не существует. Наше исследование призвано вос-
полнить этот пробел, чем обуславливается актуальность данной работы. Степень разработанности научной проблемы. В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных исследованию текста в различных его аспектах. Большинство исследований посвящено, преиму- щественно, художественной литературе, а структурно-семиотические прин- ципы и закономерности функционирования художественного текста как бы распространяются и на другие виды текстов. Логично предположить, что далеко не все подобного рода закономерности, присущие художественному тексту, можно с успехом спроецировать на текст научно-популярный. Можно сказать, что популяризация науки в целом и научно-популярный текст в частности достаточно редко становились отдельными объектами изучения. Представляется возможным проследить несколько основных
направлений исследований.
Первым направлением можно назвать работы, посвященные культу-
рологическому осмыслению процесса коммуникации, структурному и семи- отическому анализу процесса общения читателя и автора. В данном контек- сте в качестве системообразующих можно назвать работы А. Ф. Лосева, Р. Барта, Ю. М. Лотмана, А. Моля, М. Маклюэна, Б. А. Успенского, Й. Хёй- зинги, У. Эко. Работы Ю. М. Лотмана «Структура художественного текста» и «Текст и структура аудитории» позволили концептуализировать ряд клю- чевых качеств художественного текста и спроецировать их на научно- популярный текст. Кроме того, анализ теорий, представленных в данных ра- ботах, а также в монографиях У. Эко «Роль читателя» и «От древа к лаби- ринту» позволил уточнить роль метафоризации в научно-популярном дис- курсе и выявить черты научно-популярного текста, сущностно сближающие его с другими текстами в поле массовой литературы, такими как детектив
или беллетристика.
Концепция игрового элемента культуры разработана в трактате
Й. Хейзинги «Homo Ludens. Человек играющий. Опыт определения игро- вого элемента культуры». Сочинение посвящено всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению её в человеческой цивилиза- ции. Хёйзинга считает, что игра не может быть редуцирована к феноменам культуры, поскольку она древнее их и наблюдается еще у животных. Клю- чевые характеристики игры как особого вида деятельности представляется возможным спроецировать на процесс чтения научно-популярного текста, чтобы получить более детализированное представление о сущностных ха- рактеристиках процесса чтения текстов такого рода.
Феноменологический аспект изучения чтения позволяют операциона- лизировать работы по рецептивной эстетике. Данная литературоведческая школа изучает текст в оптике читательского восприятия текста, актуализа- ции текста в сознании отдельного читателя, его индивидуальном опыте чте- ния литературного произведения. В контексте нашей работы в качестве си- стемообразующих научных исследований следует назвать работы В. Изера, С. Фиша, Х.-Р. Яусса.
Для дальнейшего осмысления проблемы чтения использовались ра- боты, посвященные изучению читателя с позиций книговедческой науки и, в частности, читателеведения, социологии и психологии чтения. Особую роль в осмыслении чтения как процесса общения читателя и автора играют уже ставшие классическими работы С. Л. Вальдгарда, М. Н. Куфаева, А. М. Ловягина, Н. А. Рубакина. Вопросы социологии чтения, читателеве- дения и истории читателя являются неотъемлемой частью исследований многих современных ученых: В. Я. Аскаровой, А. А. Беловицкой, В. М. Бес- палова, В. А. Бородиной, М. Ю. Вагановой, Т. С. Васильевой, Б. В. Лен- ского, А. И. Рейтблата, Н. Н. Сметанниковой, А. С. Степановой, К. К. Сухо-
рукова, И. В. Усачевой, В. В. Ялышевой.
В контексте нашего исследования следует уделить особое внимание
работе А. И. Рейтблата «От Бовы к Бальмонту и другие работы по истори- ческой социологии русской литературы». Монография, впервые опублико- ванная в 1992 г. и переизданная в 2009 г. представляет собой уникальное исследование, рассматривающее книжное дело как социальный институт в единстве всех его составляющих (автор, издатель, книготорговец, читатель, редактор). Автор предлагает историко-социологический подход к изучению динамики читательских интересов разных социальных групп, особенно так называемого, «низового» читателя, в зависимости от изменений в государ- ственном устройстве, в социальной и культурной жизни общества.
Следующую группу исследований формируют работы по социологии. Преимущественно, это труды, в которых прорабатывается методология и стратегия социологического исследования, такие как работы Г. В. Варгано- вой, О. М. Масловой, В. А. Ядова. Представленные работы позволяют опти- мальным образом обеспечить проработку собственного социологического исследования на всех этапах его подготовки — от методологической ре- флексии до стадии развертывания исследования на той или иной площадке.
Особое место в нашей работе занимает анализ исторического опыта социологических исследований читателя: работы Х. Д. Алчевской, С. Ан- ского, М. М. Ледерле, А. С. Пругавина, А. М. Топорова, Е. И. Хлебцевича. Публикации этих авторов позволяют осмыслить отношение читателя к книге, к процессу чтения, а также установить факторы, непосредственным образом влияющие на восприятие текста. Кроме того, оценка методологи- ческих характеристик данных работ позволило дополнительно осмыслить собственное исследование на стадии планирования и избежать ряда ошибок и искажений в репрезентации полученных сведений. Ряд публикаций посвящен непосредственно научно-популярному тек-
сту, и, как правило, он подвергается осмыслению с двух различных методо- логических платформ.
Одной из них является анализ функционирования научно-популяр- ного текста с точки зрения лингвистики и языкознания. В русле данной те- матики существует крайне мало фундаментальных работ, монографий или диссертаций. Тем не менее, можно выделить работы Ю. А. Алейниковой, И. И. Барановой, И. В. Богословской, М. А. Кобозевой, О. С. Мурановой, М. В. Суворовой. Значительно чаще данная тематика освещалась в научных статьях, среди которых можно выделить публикации С. Ю. Алексеевичевой, Е. Е. Бариновой, Г. Ю. Гришечкиной, Ф. У. Жаббаровой, М. А. Заниной, А. А. Симон.
Проблематика других исследований сфокусирована на изучении науч- ной популяризации как дискурса, и способов его актуализации в книжных изданиях, а также в различных медиапродуктах. Популяризация науки как феномен культуры изучалась в публикациях О. И. Алексеевой, Л. А. Егоро- вой, А. Ю. Киселева, А. Р. Кожариновой, О. Р. Шуваловой, О. А. Шутовой. Практика популяризации с использованием различных видов медиа изуча- лась в работах Н. В. Дивеевой, С. Б. Жохова, Д. С. Ильченко, Е. Г. Констан- тиновой, Н. А. Минаковой, Д. А. Романова, Е. М. Филипповой, Т. Н. Хому- товой. Тему популяризации науки в СССР неоднократно затрагивал в своих работах Э. А. Лазаревич: его работы представляют собой глубокий анализ статистических данных об издаваемых научно-популярных периодических и непериодических изданиях, политики государства в отношении популяри- зации науки, отдельных аспектов, касающихся творческой деятельности ав- тора-просветителя.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что научно-популяр- ные издания, выпускаемые на современном этапе, отличаются новым прин- ципом функционирования, вобравшим в себя некоторые элементы интерак- тивных средств коммуникации. Данные изменения закономерным образом влияют на поведение читателя в процессе чтения научно-популярного изда-
ния.
Объектом нашего исследования является коммуникационная система
«автор-текст-издание-читатель» в контексте популяризации науки. Предметом исследования выступает коммуникация автора и чита- теля, явленная в научно-популярном тексте через его отдельные струк-
турно-семиотические особенности.
Цель работы состоит в том, чтобы дать подробную характеристику
взаимодействию читателя и автора, которое разворачивается в научно-по- пулярном тексте путём анализа специфики творческой деятельности обоих коммуникантов.
Достижению данной цели будет способствовать решение следующих
задач:
1. Оценка общих закономерностей процесса коммуникации автора и
читателя НПЛ в контексте массовой культуры;
2. Уточнение роли читателя в процессе рецепции научно-популярного
текста;
3. Определение существенных черт современного научно-популярного
текста;
4. Определение роли автора в повествовании.
5. Верификация основных теоретических положений работы посред-
ством социологического исследования читателей научно-популярной лите- ратуры.
Методологическую и теоретическую основу исследования соста- вили принципы системного подхода и системного анализа, структурного и семиотического анализа медиакоммуникаций и частного случая коммуни- кации: систему «автор-текст-издание-читатель». Для поиска и обоснования структурно-функциональной связи элементов данной системы использо- ваны общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, диалектики. В целом все методы можно распределить соответственно специфике решае-
мой задачи по следующим пунктам:
1. Структурно-семиотический анализ позволяет реализовать интерпре-
тацию текста и издания как знаковой системы.
2. Феноменологический метод позволяет исследовать научно-популяр-
ный текст как феномен воспринимающего сознания, выделить его основные сущностные характеристики.
3. Функциональный метод книговедения помогает выявить многообра- зие социальных функций НПЛ, изучить книгу с точки зрения читателя.
4. Исторический метод дает возможность осмыслить логику развития представлений о тексте как средстве коммуникации, а также о роли в ней фигур автора и читателя, выделить как ключевые тенденции, так и различ- ные интерпретации.
5. Социологический метод обуславливает возможность верификации и уточнения сформулированных теоретических положений.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом 2010−2021 гг. Хронологические границы обуславливаются необходимо- стью проанализировать НПЛ, представленную на современном книжном рынке и доступную читателю.
Научная новизна исследования. Работа представляет собой нова- торское осмысление коммуникационной системы «автор-текст-издание-чи- татель» с позиций рецептивной эстетики и феноменологии и предлагает схему исследования читателя, которая в дальнейшем может быть использо- вана в книговедении. Впервые проведено социологическое исследование рецепции в процессе чтения научно-популярного издания. Выявлены клю- чевые характеристики научно-популярного текста, описан процесс влияния медиапродуктов на конструктивные особенности текстов данной группы.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что оно вносит вклад в общую теорию массовых коммуникаций. Работа даёт пред- ставление о закономерностях и тенденциях развития современной научной популяризации, её аудитории, предметном содержании и типичных комму- никационных практиках. Кроме того, впервые поднимается вопрос о роли читателя в процессе чтения НПЛ, его мотивации и ожиданиях. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании книговедческих
исследований читателя и чтения.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что вы-
явленные характеристики научно-популярных текстов и изданий могут быть полезными для деятелей науки, изучающих взаимодействие в комму- никативной системе «автор-текст-издание-читатель», а также способы ин- теграции научных знаний в массовую культуру. Ряд положений работы воз- можно использовать в актуальной издательской практике: раскрыты во- просы, связанные с процессом чтения НПЛ, а также с требованиями чита- теля к просветительской литературе. Уточнение прагматических и функци- ональных характеристик НПЛ, представленное в работе, также может быть востребовано в процессе редакционно-издательской подготовки.
Отдельные результаты диссертационного исследования могут быть применены в ходе учебных занятий по образовательным программам бака- лавриата и магистратуры по направлению «Издательское дело».
Положения, выносимые на защиту:
1. Научно-популярная книга подвергается влиянию других медиа- продуктов и жанров массовой литературы, что обуславливает новый подход к созданию научно-популярного текста и вносит изменения в критериаль- ную систему оценки произведения читателем.
2. Читатель относится к научно-популярному произведению как к жанровой литературе, ожидая от него развития повествования и возможно- сти «погрузиться» в текст, достичь эмоциональной сопряженности с описы- ваемыми событиями.
3. Концепция «удовольствия от текста» реализуется в ходе чтения научно-популярного произведения двумя способами: наслаждение от получения или систематизации знаний и удовольствие от осознания толко- ваний текста, дешифровки метафор, которые остаются одним из главных изобразительно-выразительных средств, использующихся в произведениях
просветителей.
4. Существенным аспектом, определяющим композицию научно-
популярного текста и сущность взаимодействия в рамках коммуникацион- ной системы «автор-текст-издание-читатель» являются игровые практики.
5. Научно-популярный текст дает читателю возможность иденти- фицировать себя как исследователя. Достигается этот эффект с помощью лексических средств, преимущественно, путем использования специализи- рованных терминов и профессионального сленга.
6. Укреплению эмоциональной идентификации в научно-популяр- ном тексте способствует роль фигуры автора как «спутника» читателя, наравне с ним вовлеченного в описываемые события. В данной роли автор имеет возможность оказывать влияние на горизонт ожидания читателя.
7. Повествование в любом научно-популярном произведении де- терминировано автором, он выстраивает траекторию мыслительного про- цесса, который разворачивается в научно-популярном тексте; он програм- мирует рациональные модели, которые впоследствии будет конструировать читатель. В этом отношении автора можно охарактеризовать как фигуру, определяющую горизонт ожидания текста.
Степень достоверности результатов, изложенных в диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается использова- нием комплекса исследовательских методов, анализом и обобщением мате- риалов научных публикаций, верификацией ключевых положений работы путем анализа результатов проведенного социологического опроса.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. От- раженные в диссертации научные положения посвящены изучению роли чи- тателя и книги в процессе коммуникации и соответствуют п. 7 «Человек и книга. Читатель книги в библиотеке, потребитель информации, пользователь автоматизированных библиотечно-библиографических си- стем, покупатель книги и подписчик на издание. Профессиональные этиче- ские взаимоотношения в библиотечном, книгоиздательском и книготорго- вом социальных институтах. Социология книги, библиопсихология. Куль- тура чтения, информационная культура. Воспитательное воздействие книги, библиотеки, библиографии. Руководство чтением. Библиофилия, книжное коллекционирование: принципы и методы, социальное, общекуль- турное и педагогическое значение. Библиотерапия. Подготовка кадров и кадровая политика в библиотечно-библиографической, книгоиздательской и книготорговой деятельности, статус и социальные функции работника книги». История социологических исследований читателя — п. 2 «История книги, библиотеки, библиографии. История и историография книгоизда- тельской, книготорговой, библиотечной и библиографической деятельно- сти. История библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Па- леография, филигранология, библиополистика. Вклад выдающихся деяте- лей книги в развитие соответствующих научных дисциплин» паспорта спе- циальности 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговеде-
ние (филологические науки).
Структура и объем диссертации. Объект, предмет, цель, задачи и
научные методы исследования обусловили структуру диссертации, которая состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложе- ния. Общий объем диссертационной работы составляет 184 страницы, в том числе 9 иллюстраций. Список использованной литературы включает 222 наименования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы