«Певческий голос как феномен культуры Ирана в контексте индоевропейской надцивилизационной общности»
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….……… 3
ГЛАВА 1. ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС КАК ДОМИНАНТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ НАДЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ
ОБЩНОСТИ (ИНО ) 1
1.1 Обоснование понятия «индоевропейская надцивилизационная общность»
(ИНО) ………………………………………………………………………………… 29
1.2 Звук голоса и пение как культурообразующий фактор
…..……………………………………………………………………………………
1.3 Философско-религиозное осмысление голоса как сакральной субстанции и
инструмента жреческой и религиозной практики………………………….………
ГЛАВА 2. ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО ПЕНИЯ АВАЗ КАК ФЕНОМЕН
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИРАНА
2.1 Содержательные основы и понятийно-терминологическая система искусства
пения АВАЗ …………………………….……………………………………………………
2.2 Роль поэзии в искусстве АВАЗА……………………………………………
2.3 Роль внесловесных элементов в структуре АВАЗА и искусство построения
звукового высказывания (создание джомле) ……………………………………
2.4 Особенности процесса звукореализации АВАЗА……………………………
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ
КУЛЬТУРЫ ПЕНИЯ АВАЗ В ИРАНЕ И ЕЁ ВЫДАЮЩИЕСЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ………………………………………………………
ГЛАВА 4. СПЕЦИФИКА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА В РАЗЛИЧНЫХ СЛОЯХ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИРАНА
4.1 Религиозно-мистериальные практики. Традиция та΄зийе…………………
4.2 «Сниженная» высокая традиция пения в городской среде….………..…
4.3 Певческие голоса в народной культуре Ирана ……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 250
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
АУДИОПРИЛОЖЕНИЕ (опись диска) .………………………………… 282
Во введении обоснована тема исследования, ее актуальность и научная
новизна, охарактеризована степень разработанности заявленной проблемы,
определены объект и предмет исследования, сформулированы исходные
методологические установки, цели и задачи работы, изложены основная
научная гипотеза и положения, выдвинутые на защиту.
ГЛАВА 1. «Певческий голос как доминанта в музыкальной
культуре индоевропейской надцивилизационной общности (ИНО)»
представляет собой системно-типологическоеисследованиекомплекса
музыкально-культурныхзакономерностей,характеризующихзвуковую
культуру индоевропейской надцивилизационной общности (ИНО). Одним из
фундаментальных оснований данной общности является феномен певческого
голоса.
Вразделе1.1.«Обоснованиепонятия„индоевропейская
надцивилизационнаяобщность”(ИНО)»предлагается
феноменологический подход к явлению ИНО, то есть принятие в качестве
очевидной данности факта существования в сегодняшнем мире на обширной
территории Евразии большой объединенной группы культурных систем,
историческисформировавшейсяподвоздействиемпроцессов
разнонаправленных физических перемещений народов индоевропейской
языковой семьи и их духовного влияния на все задетые этими процессами
сообщества.Внешнимипризнакамиэтойобъединенностикультур,
охватывающей территории Западной и Восточной Европы, России, Индии,
Ирана и стран бывшего Советского Союза являются:
а) нахождение всех без исключения народов, проживающих на этих
территориях, в зоне прямого или косвенного влияния индоевропейских
языков;
б) наличие плотных сетей информационной общности, обеспечиваемых
индоевропейскими языками;
в) развитие логики мышления и выражения, усвоенной через логику
индоевропейских языков;
г) принятие этими народами правил общественной организации и
жизнеустройства, установленных индоевропейцами с древнейших времен;
д) формирование в коллективном сознании и подсознании этих народов
психоэмоциональных комплексов, опирающихся на базовые структуры
мировоззрения индоевропейцев; и т.д.
Границы ИНО определяютсяпониманием (хотя не обязательно
принятием) и учитыванием основных смыслов и жизненных норм,
установленных доминирующей культурой (иногда подчинением им). С этой
точки зрения, не имеет никакого значения вопрос этнической, языковой,
национальной или религиозной принадлежности любого индивида или
социальной группы, живущей на территории данной надцивилизационной
общности, которая содержит в себе как диалектическую норму объединение
разнохарактерных и даже поляризованных элементов.
В разделе 1.2. «Звук голоса и пение как культурообразующий
фактор»рассматриваетсярольпоющегоголосавформировании
типологическоймоделимузыкальнойкультурывпространстве
индоевропейской общности. Уже в мире первобытного человека голос
представлял собой функционально многозначный феномен, способный в
течение веков постепенно вбирать в себя опыт человека и превращаться в
своеобразную «модель мира».
Принято считать, что людям в качестве высочайшего божественного дара
дана Речь, Слово. Но певческий голос — выше Речи, поскольку он несет не
только само Слово, но и те глубинные смыслы, которые лежат за его
пределами и не могут быть выраженными через Слово. Так, в Ведах очень
ясно, многократно и выразительно утверждается ведущая роль голоса в
общении человека с божественными силами и природой. Голос, управляемый
личной волей, оказался бесценным инструментом в общении с высшими
субстанциями и в регулировании общественного сознания. Значимость этого
феномена в жизни древней общины была столь велика, что носители этого
божественного дара и великого знания выполняли в обществе функцию
«посвященных».
В повседневной жизни традиционного социума голос служил средством
различения людей внутри коллектива, поскольку считался эквивалентом
внутренней «самости» человека. Но, служа акустическим «портретом»
любогочеловека,онвыполнялифатическуюфункцию,тоесть
способствовал коммуникации, формированию контактов внутри общества.
Как носитель магических функций, поющий голос мог воздействовать на
желательные или нежелательные процессы и использовался в качестве
продуцирующего средства.
Словосочетание индоевропейская культурная общность употребляется в
работе в качестве образного понятия, помогающего ясно представить себе
картину исторически сложившегося конгломерата культурных явлений,
которые имеют разную этническую и идеологическую природу, но
скреплены между собой некоей объединительной силой, проявляющей себя в
исторической активности индоевропейских народов. Здесь исследователи
обращают особое внимание на общую для индоевропейцев приверженность к
солярным культам, общие принципы цветовой символики, роль культа коня в
древней ритуалистике, почитание Матери-Земли и водной стихии, сходный
персонажный состав мифологических комплексов, совпадение принципов и
координат измерения времени и пространства и на многие другие
соответствия.
Обращает на себя внимание такая особенность культуры древних
индоевропейцев, как слабый авторитет письменности. При этом Знание как
таковое всегда занимало позицию наивысшей ценности, отсюда — столь
мощный слой жреческого сословия и развитая процедурная структура
жреческойдеятельности.Вработеотмечаютсяпараллелив
древнеиндийской,древнеиранскойидревнерусскоймифологиии
календарной обрядности. Особое внимание уделяется взаимосвязанности
сказительских традиций и фигуре певца-сказителя. В связи с социальной
структурой индоевропейских сообществ определяются различные категории
профессионализма для музыкантов в социумах данного ареала.
Раздел 1.3. «Философско-религиозное осмысление голоса как
сакральной субстанции и инструмента жреческой и религиозной
практики» обращен к доминирующей в индоевропейских обществах идее
Звука как первопричины всего и к осознанию феномена поющего голоса в
древнейшихсвященныхтекстах.Авторисследованияпривлекает
авторитетные труды российских и зарубежных ученых разных поколений,
вплотную занимающихся анализом священных текстов и древних трактатов,
а также переводы самих первоисточников на русский язык. Показано, что из
всего многообразия «очеловеченных» звуков индоевропейцы на первое место
ставят звук голоса, всячески это обосновывая в различных источниках.
Примероммогутслужитьмногочисленныесанскритскиетрактаты,
созданныев течениепримерно полуторатысячелетий,начинаясо
знаменитой «Натьяшастры» («Учение о театре», I век до н. э. — II век н. э.), а
также не менее значимых «Гиталанкара» («Сочинение о красотах пения»,
I век до н. э. — II век н. э.) Бхараты-Муни, «Брихаддеши» («Сочинение о
музыке разных местностей», V–VII века) Матанги, «Сангитамакаранда»
(«Нектар музыки», VII–IX века) Нарады-Муни, «Тантралока» («Критический
обзор тантр», X–XI века) Абхинавагупты и других. Древние иранские тексты
также придают огромное значение культивируемому пению. В молитвах
«Авесты» (гатах) подчеркивается особая воздействующая сила пения.
Воспринятая от светлых божеств, эта сила способна вносить соразмерность и
порядок в мироздание в целом и в мир людей, в частности.
ГЛАВА2.«Высокоеискусствопенияавазкакфеномен
музыкальной культуры Ирана» направлена на выявление и описание
сущностных элементов иранской музыки «высокой» традиции с позиции
носителяэтойкультуры,практическивладеющеговсемарсеналом
теоретическихпредставленийивыразительныхсредствиранской
классической музыки.
Так, в разделе 2.1. «Содержательные основы и понятийно-
терминологическая система искусства пения аваз» разъясняются такие
базовые полисемантические понятия, как аваз, дастгах, гуше, радиф,
бедахэ52. В различных своих ипостасях представлен многоуровневый термин
аваз, понимаемый внутри традиции прежде всего как тип высоко
культивированного пения, основанный на владении исполнителем всеми
деталями классического канона, который певец осваивает в процессе
Бедахэ — исполнительский метод в иранской классической музыке, основанный на
способности музыканта к спонтанному построению звукового высказывания на основе его
глубокого знания ладомелодического материала и законов радифа.
многолетнего перенимания традиции от своих учителей и понимание
которого неустанно совершенствует в течение всей своей жизни.
В качестве специфического типа иранской вокальной классической
музыкиавазхарактеризуетсямодальнымпринципоммузыкального
развертывания музыкального построения, то есть имеющим в качестве
энергетического источника развития напряжение между тонами звукоряда,
вызванное неравномерностью интервалов и акустическими тяготениями
внутри как мельчайших мелодических ячеек, так и более крупных
интонационныхформул.Своеобразный«репертуар»искусствааваза
представляет собой внушительный объем канонических ладомелодических
формул, объединяемых в комплекс типовых мелодий гуше, в свою очередь,
сгруппированных на основе психоэмоционального содержания и модального
наклонения в большие ладовые комплексы дастгахи. Следующий уровень
систематизации ладового материала — это формирование так называемого
радифа — большого труда представителей «династии искусства»: Али
Акбара Фарахани (? – ок. 1855) и его сыновей Мирзы Абдоллы (1843–1918) и
Мирзы Хосейнголи (1853–1916), — собравших все известные им гуше и
сложившихихвопределеннымобразомструктурированныйи
систематизированныйладомелодический«вокабуляр»иранской
классической музыки.
В работе подробно рассматривается сущность упомянутых понятий,
каждое из которых проявляется, подобно авазу, во взаимосвязанности своих
разноуровневых ипостасей, а также вскрывается специфика характерного для
искусства аваза творческого метода бедахэ — спонтанного конструирования
звуковых композиций на основе канонического материала и правил радифа.
Раздел 2.2. «Роль поэзии в искусстве аваза» выявляет проблематику
взаимоотношений музыки и слова в иранском классическом пении,
описывает характерный для данного искусства репертуар поэтических
текстов, обозначает роль классической системы стихосложения аруз.
Важноеусловиевысокогомастерствапевцааваза—это
профессиональное знание классической персидской поэзии, хранение в
памяти множества поэтических произведений, а также понимание техники
стихосложения и умение трактовать сложные философско-символические
тексты.Наиболееопытныхмастеровхарактеризуеттакжеумение
разбираться в особенностях разных поэтических жанров, таких как газали,
маснави, добейти, робаи и т.д., в различных поэтических размерах и технике
аруза. Исходной идеей в построении аваза является стремление выразить
определенное состояние духа. И у поэтического образа, и у складывающихся
в воображении исполнителя звуковых конструкций единая выразительная
сверхзадача — обеспечить певцу возможность поделиться переполняющим
его душу чувством, своим пониманием мира, ощущениями и переживаниями.
В связи с этим затрагиваются различные теории аффекта, начиная с
древнегреческой.
Раздел 2.3. «Роль внесловесных элементов в структуре аваза и
искусство построения звукового высказывания (создание джомле53)»
обрисовывает практическую технологию создания звуковых текстов аваза.
Впервые в научной литературе по данному вопросу подробно (со звуковыми
примерами)анализируютсямельчайшиеэлементыиприемы
звукоизвлечения и разработки мелодического материала, прежде всего, остро
специфичный для иранской классической музыки прием тахрир — самый
яркийихарактерныйвнесловесныймногофункциональныйэлемент
иранскогоклассическогопения,особоепевческоеискусство,
характеризующееся изысканной вокальной техникой, связанной с быстрым
переключением голосовых регистров (грудного и фальцетного), умением
управлять дыханием и мышцами голосового аппарата настолько, чтобы
создавать эффект «сверкающего» голоса. Анализ показал, что в процессе
развития классического аваза и постепенного внедрения в его ткань тахрира
в качестве действенного способа раскрытия смысла поющейся поэзии
Джомле — музыкальная фраза.
установились определенные закономерности в координации тахрира и
поэтического текста. Проведена классификация тахриров, обозначены их
функции в музыкальных композициях. Описаны и другие внесловесные
компоненты музыкальной ткани, схожие с тахриром, но все же имеющие
свою собственную природу и собственные названия — приемы гальт и
чахчахэ.
Раздел 2.4. «Особенности процесса звукореализации аваза» в
мельчайших деталях описывает процесс превращения замысла автора аваза
(в комплексе всех составляющих это искусство компонентов) в реальное
звучащее послание.
ГЛАВА 3. «История формирования и развития высокой культуры
пения аваз в Иране и ее выдающиеся представители». В ней
прослеживаетсяпроцессформированиямногослойноймузыкальной
культуры Ирана и развития в ее системе слоя высокой традиции,
включающего классическую музыку и искусство аваза.
На материале разных культур, в том числе иранской, прослеживается
формированиекоммуникативнойпары«просвещенныйправитель—
экстраординарныймузыкант».Висториинекоторыхкультур
запечатлеваются конкретные имена выдающихся певцов и их царственных
покровителей, сыгравших ключевую роль в развитии слоя классической
музыки.
Проанализированы особенности развития музыкальной культуры Ирана
после его завоевания арабами, которые переняли традиции и уклад жизни
персидских шахов. Показано, что в музыкальной жизни халифата роль
иранской музыки была изначально ведущей. В значительной мере это
обусловлено чрезвычайной разработанностью мелодического материала
иранской музыки, в то время как разнообразие жанров традиционной музыки
арабов доисламского периода (джахилийа) обусловила поэзия. Музыкальная
культура халифата складывалась путем последовательного синтеза иранских,
арабских и отчасти византийских традиций, благодаря чему возник новый
слой придворной и, шире, элитарной культуры.
Отмечено существенное изменение ситуации в XX веке, когда, с одной
стороны, в межкультурных контактах внутри индоевропейского мира с
особой силой стало проявляться экономическое и политическое давление
Западной Европы, а с другой стороны, резкая технологизация хранения
культурной информации (например, развитие индустрии звукозаписи) и
информационногообменафактическиупраздниларольмногих
традиционных носителей этих функций. В связи с этими процессами фигура
певца и роль голоса в обществе и в процессах структурирования культуры
также изменилась.
ГЛАВА 4. «Специфика певческого голоса в различных слоях
музыкальной культуры Ирана» обрисовывает разнообразные сферы
бытования певческого голоса в звуковой культуре иранского общества. При
огромном многообразии этих сфер обнаруживается активная циркуляция
звуковых идей между различными слоями общества и в то же время стройная
архитектоника музыкальной культуры со стержневой ролью искусства
высокой традиции и, в значительной мере, феномена аваза в этой
многосложной системе.
Так, в разделе 4.1. «Религиозно-мистериальные практики. Традиция
та΄зийе54» проявляется очевидность взаимосвязи между религиозной и
классической традициями через общие корни, углубляющиеся в древнейшую
жреческую практику.
Та΄зийе — это уникальное явление иранской культуры, объединяющее в
себе черты древнего поминального обряда, общенародного траурного
действа, имеющего музыкально-театральный характер мистерии. Несмотря
на яркий театрализованный облик этого действа, ведущая роль в нем
Та΄зийе восходит к митраистическим культам и древнеперсидской традиции
оплакивания мифологического героя Сияваша. С приходом ислама проводится в
священный месяц Мохаррам и представляет собой комплекс театрализованных и
обрядовых действ, связанных с поминовением мучеников веры, прежде всего имама
Хосейна.
принадлежит именно музыке. Та΄зийе-ханы не были профессиональными
актерами, они относились к разным общественным слоям, но главным
критерием их отбора на роль был голос, хорошо звучащий в условиях
больших пространств, а также знание ими важнейших законов иранской
классической музыки,в частности,пониманиеканоноврадифа.В
традиционной форме каждое действие или сцена, или даже эпизод обладали
определенной мелодией и ладовой структурой, которая имела тесную связь с
эмоциональнымиособенностямиконкретногомоментадействия.
Генеральная функция поющего голоса в мистерии состоит в воздействии на
присутствующих таким образом, чтобы помочь им пройти путь через
эмоциональноепотрясениекмистическому«озарению»,духовному
очищению через глубочайшее искреннее сострадание. Звуковая драматургия
та΄зийе — это образец высокопрофессиональной работы в области
тончайшей материи звука.
В разделе 4.2. «„Сниженная высокая традиция” пения в городской
среде» речь идет о специфическом слое (или подслое) музыкальной
культуры, который Дж.К. Михайлов называл «сниженной высокой музыкой»,
указывая на то, что музыку этого пласта характеризует меньшая строгость
канонических установок, доступность ее содержания для широких масс,
эмоциональная открытость и использование легко воспринимаемых средств
музыкального высказывания. Такую музыку с удовольствием слушали и
исполняли зажиточные торговцы и высшие военные чины, продвинутые в
интеллектуальном развитии средние слои городского общества и феодалы.
Особое место среди многочисленных явлений данной категории занимает
жанр таснифа, подробно рассмотренный в данном разделе.
В разделе 4.3. «Певческие голоса в народной культуре Ирана»
уделяется внимание тем сферам народного творчества, которые служили
объединяющимзвуковымполемдлявсех слоев социума.Помимо
упомянутого всенародного мистериального действа та’зийе к таковым
традициям можно отнести многие виды театра, звуковое творчество
странствующих дарвишей55, деятельность сказочников и сказителей, а также
специфическую форму духовной и физической культуры — мужские
гимнастическиеклубызурханэ56.Прицельноевниманиеавтора
сосредоточено на сказительской традиции пардэ-хани57 как наименее
известной в России.
Традиционная музыка Ирана (мусиги-е махали, мусиги-е навахи — букв.
«региональная музыка») представляет собой колоссальный по объему и
насыщенности многообразными явлениями слой культуры, вбирающий в
себя звуковую практику повседневной жизни, народных обрядов и обычаев,
тысяч образцов функционально прикладного и собственно художественного
звукового творчества всех этнических групп страны. В разделе кратко
описывается региональная карта музыкальных традиций Ирана и несколько
более подробно — отдельные яркие традиции разных этносов, такие как
искусство северо-хорасанских бахши58, комплекс курдских магамов59 в
провинции Хорасан или богатейшая звуковая культура кашкайского народа.
В качестве конкретных примеров автор приводит образцы творчества
народных исполнителей, в разное время приглашенных им в Москву: бахши
Дарвиш – общемусульманский термин для обозначения члена мистического суфийского
братства.
Зурханэ (букв. Дом силы) — название старинного персидского зала для гимнастики,
своего рода мужской клуб, способствующий физическому и духовному
совершенствованию своих посетителей. Тренировкам в зурханэ неизменно сопутствует
звуковое сопровождение, исполняемое координатором-моршедом, использующим игру на
барабане зарбе, удары в подвесной колокол занг, которые координируют порядок
упражнений, а также разнообразные песнопения и отрывки из эпических сказаний.
Пардэ-хани — своеобразный ритуализированный рассказ-представление с
использованием изображенного на полотне, ткани (пардэ) свернутого во времени сюжета
из знаменитых эпических эпопей (например, «Шах-Намэ» Фирдоуси) или из истории
жизни и мученической смерти святых потомков Пророка.
Бахши — тип народного музыканта-профессионала, объединяющего в одном лице
мастерство певца, инструменталиста и рассказчика. Репертуар бахши составляют
преимущественноэпическиеилилюбовныепоэмы-дастаны.Вкачестве
сопровождающего инструмента чаще всего используется двухструнная лютня с длинной
шейкой дотар.
Магамы — здесь в значении «мелодии», составляющие репертуар керманшахских
курдов, принадлежащих к остро специфичному суфийскому направлению, известному под
названиями Ахл-е Хакк (« — اه ِل حقлюди истины») или Ярсан (« — یارسانсообщество
друзей»).
из Северного Хорасана Рошана Гольафруза, исполнительницы курдских
магамов Доньи Камали из Керманшаха, легендарной кашкайской певицы и
исследовательницы народного творчества Парвин Бахмани.
Именно в народной среде созревали элементы интонационного
«вокабуляра», впитываемые музыкальным «языком» высокой традиции.
Навстречу этому процессу действовала динамика распространения в
широкоймузыкальнойпрактикемагическихзвуковыхформул,
выкристаллизовавшихся в жреческой среде.
«Переносчиками» этой важнейшей для жизнедеятельности общества
информации всегда были живые люди, обладатели бесценного дара –
певческого голоса. Не все имена этих певцов сохранились в народной
памяти, но все они внесли свой драгоценный вклад в культуру своей страны
и культуру всего человечества.
Взаключенииутверждается,чтопроведениесравнительно-
типологического анализа многочисленных вокальных традиций Ирана в их
сопоставлении с аналогичными феноменами в других регионах Евразии
показало, что во всех ареалах индоевропейского мира общество уделяло
огромное внимание культивированию голоса, его изучению, описанию,
использованию в качестве особого инструмента как в общениис
потусторонними и божественными сущностями, так и в регулировании
общественного устройства.
Исследование показало, что в культурах ИНО поющий голос выступает
в качестве стержневого элемента культуры, поскольку он участвует в самом
процессе культурообразования и является звуковым детерминатом всех
структурных элементов социума. Роль голоса четко определена в обширных
сводах индоевропейских священных текстов (Ведах, Авесте и др.).
Подробное ознакомление с многочисленными иранскими певческими
традициями, их системно-типологическое соотнесение с однопорядковыми
явлениямивсоседних ареалах позволяетпредположитькультурно-
генетическое родство звуковых идей, принципов звукового взаимодействия с
мирозданием и художественно-вкусовых предпочтений между культурными
традицияминародовИрана,России,Индииидругихобществ
индоевропейского типа.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. В развитии всех без исключения музыкальных культур мира
наблюдается универсальная закономерность в отношении к философско-
символической понятийной паре «человеческий голос – музыкальный
инструмент», которая в условиях «высокой» традиции и сакральной звуковой
практики превращается в культурную оппозицию: для коммуникации с
потусторонним миром и сферой божественного общество выбирает либо
голос, либо инструмент. Предпринятый в данной работе системно-
типологический анализ проявления данной оппозиции в условиях ИНО
показал, что, в отличие от музыкальных культур Дальнего Востока, Юго-
Восточной Азии и некоторых других региональных цивилизаций, отдающих
предпочтение музыкальному инструменту в высоких слоях звуковой
культуры, ИНО в целом, и культуру Ирана в частности, можно отнести к
цивилизациям Голоса.
2. Певческийголосявляетсяоднимизважнейших
культурообразующихфактороввпроцессеформированияи
жизнедеятельности ИНО, где любая структурная ячейка социокультурного
организма обладает собственным эталоном звука голоса, воплощающим
уровеньинтеллектуальнойиэмоциональнойразвитостиистепень
посвященности в художественные каноны.
3. В сфере «высокой» музыкальной традиции и, в частности,
классической музыки осуществляется концентрация вырабатываемых в
разных слоях данной культуры звуковых идей и интонационно-ритмических
моделей, тщательная селекция и обработка этого материала и последующее
формирование «звукового канона», выражающего всеобщую духовную
сущность данной цивилизации, «генетический фонд» ее звуковых кодов.
Элементыэтой«звуковойсокровищницы» активноиспользуютсяв
музыкальной деятельности всех слоев социума, обеспечивая духовное
единство всей культурной системы. Так, многочисленные элементы иранской
классической музыки и ее главная составляющая — искусство аваза —
восприняты всеми слоями иранского общества и повсеместно «мерцают» в
повседневной звуковой жизни иранского народа.
4. Выбор певческого голоса в качестве репрезентанта духовной
сущности культуры и сконцентрированной в звуке «модели мира» играет
роль мощной объединяющей силы в системе взаимосвязей разнообразных
культурных традиций, вовлеченных в формирование надрегиональной и
надэтнической ИНО. Таким образом, наряду с языковым фактором примат
поющегоголосастановитсяглавнымпризнакоминдоевропейского
общественного сознания.
Обобщая сказанное, заметим, что в процессе исследования, в интересах
его цельности, многие вопросы были оставлены в стороне или затронуты
лишь частично, так как буквально каждый вокальный жанр в Иране обладает
многовековой историей своего функционирования в музыкально-культурной
традиции. Главное, что удалось увидеть за множественностью отдельных
голосовых феноменов в пределах ИНО, — это то, что именно певческий
голос на протяжении веков играл в культурно-историческом развитии этой
общности роль «порождающего» начала, стимулирующего продуцирование
бесчисленного множества звуковых идей и явлений, уже в глубокой
древности сложившихся в стройную и многомерную систему музыкальной
культуры. Поющий голос — это тот стержневой элемент, без которого само
существование музыкальных культур ИНО не представляется возможным.
Предлагаемое исследование направлено на изучение искусства пения и
природы певческого голоса как феномена культуры на материале музыкальных
традиций Ирана в контексте общекультурных тенденций и явлений, исторически
сложившихся в пределах индоевропейской надцивилизационной общности
(ИНО).
Актуальность темы исследования. Актуальность данной работы связана с
рассмотрением в ней проблем духовного родства и культурного взаимодействия
народов разных стран. Единство многих социальных и экономических задач
побуждает исследователей обсуждать эти темы на уровне крупных общностей,
ассоциирующихся с понятиями «регион», «цивилизация» и т.п. Осознание
народами единства исторических корней и взаимосвязанности интересов
неизбежно способствует развитию взаимопонимания и взаимоуважения на фоне
политических и экономических противоречий. Рассмотрение музыкальных
феноменов Ирана в сравнении с аналогичными явлениями в родственных
культурных системах позволяет выявить общие основы музыкального мышления
в обширном ареале расселения индоевропейских народов на территории Евразии,
что выражается в сходстве звуковых архетипов, обнаруживающих единство в
разнообразных культурах региона.
Одним из таких звуковых архетипов является отношение к поющему
человеческому голосу и искусству пения не только как к инструменту общения и
личной идентификации, но и как первооснове звукового мышления и
музыкального творчества, что отмечалось в древнейших источниках (таких как
древнеиндийские «Веды», древнеиранская Авеста и др.), созданных в различных
частях индоевропейского мира. Поющий голос — древнейший инструмент,
помогающий человеку осваиваться в окружающем мире и выполняющий
множество функций, в том числе дающий возможность вступить в резонанс с
первоисточником мирового абсолютного звучания и достичь гармонии с
универсумом. В связи с этим представляется крайне важным и интересным
выявить и систематизировать важнейшие функции певческого голоса и связанные
с этими функциями его различные акустические качества.
Степень научной разработанности темы. Специальных работ, в которых
певческий голос рассматривается как феномен культуры, обладающий
культурообразующими функциями, не существует. Поэтому, учитывая общую
культурологическую направленность работы и фигурирование в ней в качестве
рабочих терминов таких понятий как «цивилизация», «надцивилизационная
культурная общность», «индоевропеистика» и других, имеющих пока
дискуссионный характер, автору пришлось изучить концепции, теории и мнения
выдающихся исследователей мировой культуры: философов, эстетиков,
историков, филологов, лингвистов, антропологов, этнологов, востоковедов,
культурологов, — специалистов, часто совмещающих в своих суждениях знание
всех перечисленных областей.
Среди них — «отцы» глобальных концепций мироустройства 2: И.
Валлерстайн 3, Н.Н. Данилевский 4, А. Дж. Тойнби 5, О. Шпенглер 6, Ю.В.
Павленко 7. Определённое представление о данном направлении в мировой науке
даёт также хрестоматия «Сравнительное изучение цивилизаций», составленная
Б.С. Ерасовым 8.
Важнейшие для темы диссертации сведения содержатся в фундаментальных
исследованиях по индоевропеистике, среди которых работы Т.В. Гамкрелидзе и
Здесь и далее в каждом блоке использованной литературы фамилии авторов даются в
алфавитном порядке. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П.М.
Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. СПб.: Университетская книга, 2001;
Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение / пер. Н. Тюкиной. М.: Издательский дом
«Территория будущего», 2006. Данилевский Н.Н. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. Тойнби А. Дж. Исследование истории. Т. I–VI. Возникновение, рост и распад цивилизаций /
Пер. с англ. К.Я. Кожурина. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 670 с.; Т. VIII–X. Цивилизации во
времени и пространстве / Пер. с англ. К.Я. Кожурина. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и
действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1998. 663 с.; Т.
2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. и примеч. И. И. Маханькова. М: Мысль,
1998. Павленко Ю.В. История мировой цивилизации. Философский анализ. К.: Феникс, 2002. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Ерасов Б.С. М., 1999.
Вяч. Вс. Иванова 9, Ж. Дюмезиля 10, Т.Я. Елизаренковой 11, В.Н. Топорова 12, О.
Шрадера 13, Г. Чайлда 14 и др.
Необходимыми оказались и труды в области славяноведения и русистики, в
которых также содержится материал, требующий дальнейшего осмысления в
русле предпринятого нами исследования. Это работы А. А. Бескова 15, М.А.
Васильева 16, А. Гейштора 17, Д.С. Лихачёва 18, Г. Ловмянского 19, Б.А. Рыбакова 20,
И. Тейлора 21, Н.И. Толстого 22 и др.
Важные для нашего диссертационного исследования аспекты философско-
эстетического осмысления явлений музыкальной культуры обсуждаются в
работах таких авторов, как С.С. Аверинцев 23, П.А. Гринцер 24, А.Ф. Лосев 25, А.А.
Мёдова 26, В.П. Шестаков 27 и др.
Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и
историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2 частях. Тбилиси: Изд-во
Тбилисского ун-та, 1984. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. Пер. с франц. Т.В. Цивьян. М.: Наука, ГРВЛ,
1986. Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» — великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа.
Мандалы I—IV. М., 1989. С. 426–453; Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа.
Мандалы V–VIII. М., 1999. 752 с. Топоров В.Н. Индоевропеистика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Шрадер О. Индоевропейцы: Пер. с нем. / Под ред. и со вст. ст. А.Л. Погодина. Изд. 4-е. М.:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. Чайлд Гордон. Арийцы. Основатели европейской цивилизации / Пер. с англ. И.А. Емеца. М.:
ЗАО Центрполиграф, 2007. Бесков А. А. Язычество восточных славян. От древности к современности. Нижний Новгород:
Изд. Нижегор. гос. ун-та, 2015. Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-
мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. М.:
Индрик, 1999. Гейштор А. Мифология славян. М.: Изд-во «Весь Мир», 2014. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Работы последних лет / Ред.
Т. Шмакова. СПб.: Logos, 1998. Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI–XII вв.) / Пер. с польск. М.В. Ковальковой.
СПб.: Академич. Проект, 2003. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987; Рыбаков Б.А. Язычество древних
славян. М.: Академический Проект, 2013. Тейлор, И. Славяне и арийский мир. — М.: Вече, 2009. Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: «Индрик», 2003. Аверинцев С.С. Логос // Аверинцев С.С. Собрание сочинений: София-Логос. Словарь / Под
ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. – К.: Дух и Литера, 2006. Гринцер П. А. Теория эстетического восприятия («раса») в древнеиндийской поэтике //
Вопросы литературы. 1966. № 2. С. 134–150.
Весьма интересные и полезные наблюдения с точки зрения поставленных
автором исследовательских задач содержатся в значительном фонде работ
российских и европейских авторов по востоковедению, в том числе
музыкальному: Ю.М. Алиханова 28, Е.Э. Бертельс 29, М. Бойс 30, И. С. Брагинский 31,
Е.М. Гороховик 32, С. Д. Даукеева 33, И.Р. Еолян 34, Д.Б. Зильберман 35, В.Б.
Иванов 36, Т.В. Карташова 37, В.Г. Луконин 38, Т.Е. Морозова 39, М.Л. Рейснер 40, Е.А.
Царёва 41, Г.Б. Шамилли42, а также «Музыкальная эстетика стран Востока» под
ред. В.П. Шестакова 43.
Античная музыкальная эстетика / Вступительный очерк и собрание текстов профессора А.Ф.
Лосева. Предисл. и общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Музгиз, 1961. Мёдова А.А. К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и
философском знании // Вестник Томского государственного университета. 2012 (март). № 356.
С. 53–57. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII
века. М.: Музыка, 1975. Алиханова Ю.М. Индия // Музыкальная эстетика стран Востока / Общ. ред. В.П. Шестакова.
М.: Музыка, 1967. С. 35–139; Алиханова Ю.М. Литература Древнего Востока: Иран, Индия,
Китай. Тексты / Авт.-сост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, Л. Е. Померанцева. М. : Изд-во
МГУ, 1984; Алиханова Ю.М. Учение Абхинавагупты об эстетическом переживании (по тексту
«Лочаны»). Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования.
Ежегодник. М.: Наука, ГРВЛ, 1977. С. 174–193. Бертельс Е.Э. Персидский театр. — Ленинград: Academia, 1924. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Перевод с англ. и примеч. И.М. Стеблин-
Каменского. Послесл. Э.А. Грантовского. М.: Наука, 1988. Брагинский И. С. Гаты // История всемирной литературы: В 8 томах. М.: Наука, 1983—1994.
Т. 1, 1983. Гороховик Е.М. Музыкальная культура Индии. Минск: УО «Белорус. гос. акад. музыки»,
2005. Даукеева С. Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Алматы: Фонд
Сорос — Казахстан, 2002. Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. М.: Музыка, 1977. Зильберман Д.Б. Генезис значения в философии индуизма. М.: «Эдиториал УРСС», 1998. Иванов В.Б. Музыкальная основа Авесты // Речь и музыка в традиционных музыкальных
культурах: Сборник статей. М.: Государственный институт искусствознания, Музиздат, 2011.
С. 331–338. И др. Карташова Т.В. Уп-шастрия как общее звуковое пространство музыкальной культуры
Северной и Южной Индии. М.: Композитор, 2010. И др. Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. Очерки истории и культуры. М.: ГВРЛ,
1987. Морозова Т.Е. Рага в музыке Хиндустани. Современный период. М.: Икар, 2003. Рейснер М. Л. Персидская лироэпическая поэзия X – начала XIII века. Генезис и эволюция
классической касыды. М.: Наталис, 2006.Царёва Е.А. Феномен звука и его описание в
санскритских музыкальных трактатах I века до н. э. — XIII века н. э. Рукопись, 1999. Царёва Е.А. Феномен звука и его описание в санскритских музыкальных трактатах I века до
н. э. — XIII века н. э. Рукопись, 1999.
Интерес к поющему человеческому голосу в исследовательской литературе
проявлялся повсеместно и многократно. Существует обширный свод литературы,
содержащей описание различных аспектов этого феномена. В Европе о голосе,
его качествах и предназначении писали ещё античные авторы (например, Марк
Теренций Варрон, 116–27 гг. до н.э.). Поток специальной литературы о красоте и
технике пения значительно возрос в связи с распространением искусства bel cantо,
а затем и других стилей классического европейского пения. Среди множества
трудов об искусстве пения и о голосе в европейской классической музыке
российские исследователи данной тематики отмечают, в частности, такие труды,
как «Искусство пения во Франции XVII в.» Теодора Жероля 44, «Кастраты и их
вокальное искусство» Франца Хабёка 45, «Vox humana» Франца Мюллер-
Хойзера 46, «Два Орфея: от Полициано к Монтеверди» Нино Пиротты 47,
«Контртенор» Питера Джайлза 48, «Интерпретация старинной музыки» Роберта
Донингтона 49 и другие 50.
Первые десятилетия XXI века отмечены появлением в России целого ряда
диссертационных исследований в данном направлении 51. Нетрудно, однако, даже
по названиям заметить, что интерес авторов данных работ направлен
исключительно на эталонные образцы певческого голоса и стиля пения,
Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана. Правила познания и практики. М.: «Композитор»,
2007; Шамилли Г.Б. Философия музыки. Теория и практика искусства maqam. М.: Садра, 2020.
И др. Музыкальная эстетика стран Востока / Общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1967. Gerold T. L’art du chant en France au XVIIe siecle. Strasbourg, 1921. Habock F. Die Kastraten und Ihre Gesangskunst. Berlin-Leipzig, 1927. Miiller-Heuser F. Vox humana. – Regensburg, 1963. Pirrotta N. Li due Orfei: da Poliziano a Monteverdi. Torino: Giulio Einaudi Editore, 1975. Giles P. Countertenor. London: Muller Publishing, 1982. Donington R. The Interpretation of Early Music. – New York-London: Faber&Faber, 1989. Более подробно см.: Симонова Э. Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего
литургического пения к bel canto: дисс. … д-ра иск. М., 2006. 371 с. См., например: Симонова Э. Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего
литургического пения к bel canto: дисс. … д-ра иск. М., 2006. 371 с.; Хоффманн А.Е. Феномен
бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство
и вокальная педагогика: дис. … канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. 224 с.; Коленько С.Г.
Певцы-кастраты в контексте европейской культуры Нового времени: дис. … канд.
культурологии. Санкт-Петербург: СПГУ, 2011. 149 с.
именуемого bel canto и презентирующего лишь крошечную часть мировой
музыкальной культуры в виде узко европейской традиции XVII–XIX веков.
Как пишет Э.Р. Симонова, автор диссертационного исследования,
посвящённого bel cantо, «Существуют хрестоматии по искусству пения,
многочисленные методические исследования, опирающиеся на данные
современной вокальной науки, представляющие ценное теоретическое подспорье
в современном обучении вокальному искусству. Однако отсутствует концепция
исторического развития певческого европейского голоса – с многообразием
певческих стилей, с подчас драматическими поисками совершенного
художественного звучания поющего голоса. Как и отсутствует концепция
выявления истинных ценностей школы bel canto» 52. Продолжая мысль данного
автора, отметим, что отсутствуют не только «концепции исторического развития»
тех или иных базовых для индоевропейской культуры вокальных традиций, но и
осознание явления поющего голоса как такового.
На этом фоне буквально «прорывом» в область изучения голоса и
певческого искусства как феномена общечеловеческой культуры оказалась
небольшая, но крайне содержательная книга «Голоса мира» международной
группы этномузыкологов: Жана-Мишеля Бодэ, Сильвии Болле-Цемп, Моники
Брандили, Женевьев Дурнон, Венсана Дэý, Жана Дюрена, Жана Ламбера, Мишеля
де Ланнуа, Жиля Леотó, Бернара Лорта-Жакоба, Розалии Мартинес, Эмманюэль
Оливье, Пшибыслава Питоэффа, Даны Раппопорт, Мириам Ровсен-Ольсен,
Жильбера Роже, Люси Ро-Лерá, Тран Куанг Хая, У Жуншуня, Сюзанны Фюрнисс,
Мирей Хельффер, Хуго Земпа, Сюзанны Циглер и Хабиба Джамина 53.
Эта небольшая антология была посвящена Жильберу Руже, исследователю,
более 20 лет возглавлявшему Департамент этномузыкологии Музея человека в
Париже, основателю коллекции звукозаписей Музея человека, поставившему
фундаментальные вопросы о свойствах поющего голоса. Это была первая
Симонова Э. Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel
canto: дисс. … д-ра иск. М., 2006. С. 5. Voices of the World. An Anthology of Vocal Expression // Collection of the National Center of
Scientific Research, CNRS / Musée de l’Homme. Paris, 1996. 188 p.
попытка генеральной типологии поющих голосов, основанная на исследовании
работы голосового аппарата. Авторы данного издания пошли путём демонстрации
звуковых примеров из музыкальных традиций различных регионов мира на
прилагаемых к книге дисках и коротких комментариев к избранным образцам. На
основе представленных материалов исследователи выделили следующие
характеристики, связанные с интонационностью, тембром, техническими
возможностями поющего голоса: 1) кличи, зовы, крики; 2) голос и дыхание; 3)
говорение, декламация, sung; 4) диапазоны и регистры; 5) краски и тембры; 6)
замаскированные голоса; 7) орнаментация; 8) голоса и музыкальные
инструменты; 9) применение гармоник. В какой-то степени были
систематизированы и типы сочетания двух и более голосов.
В ХХ–XXI веках эта литература обогатилась психоакустическими
исследованиями. Среди наиболее интересных современных концепций
вокального голоса можно назвать «резонансную теорию пения» В.П. Морозова,
подразумевающую взаимосвязь акустических, физиологических и
психологических закономерностей образования и восприятия певческого голоса 54.
Казалось бы, культурологическому исследованию феномена певческого
голоса положено достойное начало, но, увы, с 1996 года в этом направлении не
появилось ни одного серьёзного исследования.
Вследствие этого обстоятельства автору настоящей работы пришлось
черпать отрывочные сведения из музыковедческой, исторической,
культурологической и художественной литературы, посвящённой разнообразным
вокальным традициям индоевропейских народов и творчеству выдающихся
певцов.
Среди огромного количества русскоязычных трудов, рассматривающих те
или иные вокальные жанры или области вокального творчества (церковную
певческую культуру, творчество сказителей, сферу оперного искусства и проч.),
автор выделил для себя работы, отражающие весьма продуктивную и
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!