Гастрономический туризм как форма репрезентации повседневной культуры питания населения Дальнего Востока и продвижения бренда «Дальневосточная кухня» (на примере Приморского края)
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА КАК ФОРМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ КУХНЯ» ………………………………………………………………….. 18
1.1 Повседневность как объект и основание исследования повседневной
культуры питания и гастрономической культуры в научном знании ………………… 18
1.2 Гастрономический туризм как форма репрезентации повседневной
культуры питания ……………………………………………………………………………………………. 55
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………….. 72
2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ БРЕНД В ПРОДВИЖЕНИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО
ТУРИЗМА: КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ …………………. 74
2.1 Кулинарный бренд как основа развития и продвижения Приморского
края…………………………………………………………………………………………………………………. 74
2.2 Гастрономическая культура этносов Дальнего Востока России как
основа брендирования Приморского края ………………………………………………………. 108
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………… 133
3 ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ КУХНИ КАК
ЦЕННОСТНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ) ……………………………………………………………………………….. 137
3.1 Природные и культурные ресурсы гастрономического туризма в
контексте характеристик дальневосточной кухни…………………………………………… 137
3.2 Концептуальное обоснование развития гастрономического туризма в
продвижении территории Приморского края и формировании бренда
«Дальневосточная кухня»………………………………………………………………………………. 153
Выводы по главе 3………………………………………………………………………………… 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 176
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 179
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 209
Приложение А – Анкета-опросник «Сущностные характеристики и факторы
формирования повседневной культуры питания жителей Дальневосточного
региона» и ее результаты……………………………………………………………………………….. 209
Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертационного
исследования, анализируется степень ее научной разработанности.
Определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и
задачи, раскрывается научная новизна, определяется теоретическая и
практическая значимость полученных результатов, формулируются основные
положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования
гастрономического туризма как формы репрезентации повседневной
культуры питания и продвижения бренда «Дальневосточная кухня»,
состоящей из двух параграфов, осуществлен анализ подходов к
исследованию гастрономического туризма в рамках повседневной культуры,
раскрыта сущность гастрономической культуры и повседневной культуры
питания.
В первом параграфе «Повседневность как объект и основание
исследования повседневной культуры питания и гастрономической
культуры в научном знании» анализируются подходы к понятию
«повседневность», ее сущность и специфика в рамках различных научных
подходов. Современные культурологические подходы к исследованию
повседневного бытия (М. В. Капкан, Л. В. Кошман, Л. Г. Скульмовская)
характеризуются системностью и комплексностью, тогда как на начальном
этапеисследованияносилиописательныйхарактер (П.Гиро,
Н. И. Костомаров, А. В. Терещенко и др.). Понятие «повседневность»
рассматривается в рамках социально-философского анализа (А. Шюц,
П. Бергер, Т. Лукман, Л. Г. Ионин, Е. Золотухина-Аболина), структурно-
функционального (Ф. Бродель, И. Т. Касавин, С. П. Щавелев, Н. В. Назарова,
А. Лефевр), с позиции знаковых систем (Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотман).
Теоретический анализ показал, что отсутствует единое понимание
повседневности, а все рассмотренные научные подходы дополняют и
развивают друг друга.
Культурологический подход к повседневной культуре питания
позволил рассматривать ее в качестве культурного кода, репрезентирующего
устоявшиеся особенности, принципы, потребности, ценности, традиции и
ритуалы, связанные с едой в конкретных культурах. Рассмотрение
гастрономической культуры как ментальной структуры позволило выделить
формы ее репрезентации, связанные с аспектом сохранения национальной
идентичности, а именно региональную и национальную виды кухонь.
Во втором параграфе «Гастрономический туризм как форма
репрезентации повседневной культуры питания» выявлены сущность и
роль гастрономического туризма в репрезентации повседневной культуры
питания.
Гастрономический туризм определяется как социокультурный и
экономическийфеномен,видтуристскойдеятельности,как
актуализированный в современной культуре вид этнокультурного туризма и
вид профессиональной социокультурной деятельности, характеризующийся
передвижением по определенному, запланированному маршруту в местности
с этнокультурным, природным и историческим потенциалом с целью
культурно-гастрономического просвещения и познания неповторимой
самобытной культуры исторически сложившихся совокупностей людей в
этих местностях. Выделены функции гастрономического туризма:
рекреационная, образовательная, культурная, воспитательная, регулятивная,
развлекательно-познавательная,эколого-просветительская,социально-
экономическая.Исследованиепозволилоклассифицировать
гастрономический туризм по нескольким принципам: национальному
признаку, типу местности, типу реализуемой функции и типу предприятия.
Во второй главе «Территориальный бренд в продвижении
гастрономического туризма: культурно-антропологический контекст»,
состоящей из двух параграфов, определяется сущность понятий
«территориальный имидж», «территориальный бренд», рассматриваются
российские территориальные бренды как способ продвижения туристских
дестинаций и развития гастрономического туризма. Проведен анализ
гастрономической культуры населения Дальнего Востока России и
приведены результаты изучения повседневной культуры питания жителей
Дальнего Востока на примере Приморского края.
В первом параграфе «Кулинарный бренд как основа развития и
продвижения Приморского края» рассмотрен терминологический круг
вопросов, связанных с понятиями «имидж», «территориальный имидж»,
«территориальный бренд», «бренд», «регион».
Имидж рассмотрен как объект анализа и категория маркетинга
(Ф. Котлер, А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров и др.), социального управления
(В. Г. Горчакова, Ф. И. Шарков, С. В. Горин), экономики (Б. А. Райзберг,
Л. Ш. Лозовский, К. Болдинг), социологии (Е. А. Брянцева, Д. П. Гавра,
М. Б. Буланова) и др. Бренд, в свою очередь, рассматривается с точки зрения
впечатления внешнего потребителя (С. Зенкер, Т. Моиланен), внутренней
идентичности территории (С. Анхольт, М. Каваратзис, Д. Визгалов).
Модифицирована структурная модель бренда территории, предложенная
С. Анхольтом, рассмотрены идентификационно образующие факторы
(Е. В. Дзякович),функциибрендингаиспособметафоризации
(О. А. Лавренова) как категории «эмоциональных ценностей» в концепции
бренда (Д. В. Визгалов). Обосновано использование бренда как
социокультурной формы, позволяющей территориям достичь поставленных
экономических и социокультурных целей, привлечь в регион инвесторов,
туристов, новых жителей. Кулинарный бренд рассматривается как основа
продвижения территорий и развития гастрономического туризма. Выделены
функции гастрономического бренда, представлена авторская классификация
гастрономических российских региональных брендов как примеров для
брендирования и продвижения туристских дестинаций Приморья. Разработан
поэтапный механизм брендирования территории.
Во втором параграфе «Гастрономическая культура этносов
Дальнего Востока России как основа брендирования Приморского края»
рассмотрена гастрономическая культура народов, населявших и населяющих
эти территории, их кулинарные традиции и обычаи, предметы быта, способы и
методы приготовления пищи.
В рамках фронтирного исследования, был проведен анализ этапов
заселения и освоения Дальнего Востока России, состав населения (в том числе,
в историческом контексте), исследована специфика традиционного питания как
части культуры жизнеобеспечения различных народов.
Выявлено, что отличительной чертой этнической кухни малых народов
Дальнего Востока России является широкое использование дикорастущих трав,
рыбы и морепродуктов, мяса диких животных, обусловленное условиями
дальневосточного климата, а кулинарные традиции населявших и населяющих
регион народов претерпевали изменения за счет влияния народов соседних
азиатских стран и переселенцев из восточносибирских районов (Иркутской
губернии и Забайкальской области), центральных районов европейской части
России (Полтавской губернии, Черниговской, Могилевской).
С целью изучения особенностей повседневной культуры питания жителей
Дальнего Востока (на примере Приморского края) нами проведено
исследование методом анкетирования жителей края. Количество опрошенных –
1974 человек.
Третья глава «Формирование и продвижение дальневосточной кухни
как ценностного, этнокультурного явления (на примере Приморского
края)» состоит из двух параграфов, содержит анализ ресурсов
гастрономического бренда «Дальневосточная кухня», обоснование принципов
развития гастрономического туризма в продвижении Приморского края и
формирования бренда «Дальневосточная кухня».
В первом параграфе «Природные и культурные ресурсы
гастрономического туризма в контексте характеристик дальневосточной
кухни» выделен ряд ресурсов гастробренда. Проведена паспортизация
объектов-участников рынка гастрономического туризма на основе продуктов
дальневосточной кухни.
Во втором параграфе «Концептуальное обоснование развития
гастрономического туризма в продвижении территории Приморского края
иформировании бренда«Дальневосточнаякухня»»выявлены
преимущества развития гастрономического туризма и брендирования
территории, отображено влияние гастротуризма на социокультурный и
экономический аспекты регионального развития. Гастрономический туризм
рассмотрен в аспекте кластерной политики, проведен качественный анализ
Приморского края для формирования гастрономического кластера, разработаны
географический каркас и авторская модель гастрономического кластера.
Представлена модель гастрономического бренда «Дальневосточная
кухня»; дано определение понятию «дальневосточная кухня», представленное в
положениях, выдвигаемых на защиту. Раскрыты основные направления
продвижения гастрономического бренда «Дальневосточная кухня», в том числе
культурно-просветительское, информационно-развлекательное, организованная
событийность и продвижение с использованием лидеров мнений. В контексте
развития гастрономического туризма в Приморском крае в работе предложены
несколько вариантов инновационных гастрономических продуктов с целью
позиционирования и продвижения бренда «Дальневосточная кухня».
В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования,
делаются выводы. Отмечается, что многонациональность региона, богатое
природное и культурно-историческое наследие, наличие туристского спроса и
рынка предложений свидетельствуют о перспективности развития
гастрономического бренда «Дальневосточная кухня» и гастрономического
туризма в Приморском крае. Предложенные географический каркас
гастрономического туристского кластера на территории Приморского края,
модель единого информационного центра (координационного совета),
стратегический план развития гастрономического туризма и принципиальная
модельформированияипродвижениягастрономическогобренда
«Дальневосточная кухня» позволили углубить знания о механизмах
функционирования культуры повседневности и региональной этнической
культуры. Кроме того, пакет инновационных гастрономических предложений и
план продвижения гастрономического бренда «Дальневосточная кухня» в
Приморском крае может быть имплементирован.
Актуальность исследования. В современной российской культуре
активизировалась туристская деятельность не только как способ организации
отдыха и досуга, но и как специфическая форма освоения культурного наследия
других народов. Причем изначально эта сфера деятельности рассматривалась как
организация поездок и путешествий преимущественно с целью получения
образования, лечения или отдыха.
С возникновением и развитием научных экспедиций активизируется интерес
к культуре других народов, приобретают значимость формы этнокультурного
туризма, при этом наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы
этнической культуры, как искусство, народное творчество, архитектурные и
природные объекты.
Лишь в ХIХ в., а в большей степени в конце ХХ в., российская наука
направляет свои исследования к сфере повседневной культуры. Глобализация
мирового пространства, в свою очередь, способствовала значительному
расширению обыденной жизни людей и актуализации их интереса к окружающему
миру и другим культурам [45]. Несомненно, артефакты и ритуалы повседневной
жизни, как и личностные, социально-психологические, индивидуальные
проявления мышления, способностей человека, а также опыт, привычки, умения и
навыки, интересы, увлечения, взгляды и идеалы являются важными
характеристиками каждой культуры. К сегодняшним тенденциям, в полной мере
отражающим повседневные процессы человеческого бытия, относятся
популяризация и рост интереса к сфере питания, поскольку длительное время
повседневную культуру в основном рассматривали в аспекте описательных
исследований быта, в частности, жилища, одежды, принципов домоведения,
организации торговли, досуга, традиционных обычаев и норм. Интерес к пище как
составляющей повседневной культуры в основном носил в исследованиях
вспомогательный характер.
В ходе диссертационного исследования был проведен теоретико-
методологический анализ повседневности как объекта научного исследования, в
ходе которого была подтверждена фундаментальность категории, включающая в
себя различные категории материальной и духовной культуры, влияющие на
формирование установок, ценностей и смыслов.
Исследование гастрономической культуры внутри повседневной позволило
подтвердить исследовательскую гипотезу и основные положения, выносимые на
защиту. Использование понятия «гастрономическая культура» позволило
рассмотреть термин в аспекте культурного значения пищи в процессе
социокультурного взаимодействия, а также дало возможность описать пищу как
культурный феномен и выделить формы ее репрезентации.
Гастрономический туризм в структуре повседневной гастрономической
культуры выступает как современная форма социокультурной деятельности, целью
которого является знакомство с той или иной территорией (город, регион, страна)
посредством изучения культуры и традиций питания населения, дегустации блюд
с использованием местных продуктов, участия в мероприятиях кулинарной
направленности (ярмарки, фестивали, мастер-классы) и экскурсионных турах на
производства. При этом особый интерес вызывают процессы приготовления и
потребления с сопутствующими им традициями и ритуалами.
Видовое разнообразие гастрономических туров говорит о популярности и
востребованности направления в современном мире. Гастротуризм вносит вклад в
обеспечение развития таких секторов, как транспорт, сфера размещения,
общественное питание и торговля, индустрия развлечений и аттракций,
страхование, банковские и финансовые услуги, услуги связи и информационные
услуги. Проникновение гастрономического туризма в отличные по ориентации
структуры экономики говорит о динамичности его форм и возможности
формирования инновационного туристского продукта.
В ходе работы было уточнено понятие «гастрономический туризм» и
разработана его классификация, а также установлено, что гастрономия является
одним из ключевых элементов развития туристской отрасли и одним из важнейших
аспектов жизнедеятельности проживающих на территории людей. Несмотря на то,
что гастрономический туризм находится на стадии развития и на сегодняшний день
в большей степени рассматривается с экономической точки зрения, необходимо
отметить, что вызванный культурологический интерес оправдан наличием
культурно-исторических, природно-географических, политико-географических,
финансово-экономических, социально-демографических и материально-
технических факторов, что позволяет говорить о высоком туристско-культурном
потенциале данного вида туризма в рамках репрезентации повседневной культуры
жителей определенных территорий и продвижения территориальных имиджа и
бренда.
С целью изучения повседневной культуры питания жителей Дальнего
Востока на примере Приморского края было проведено анкетирование, которое
выявило отсутствие четкого понимания сути такого вида кухни, как
дальневосточная, при одновременном сохранении высокого интереса к ней как
гастрономическому, туристскому и культурному феномену.
Авторские дефиниции понятия «дальневосточная кухня» и разработанная
продуктовая идеология дальневосточной кухни позволили рассмотреть
гастрономическое пространство как уникальный ресурс для изучения культуры, а
Приморский край, в свою очередь, как объект исследования дает возможность
анализировать взаимодействие различных народов, населявших и населяющих эти
территории, их кулинарные традиции, обычаи, предметы быта, способы и методы
приготовления пищи.
В Приморском крае сконцентрированы большие возможности для
продвижения гастрономического бренда «Дальневосточная кухня». Этому
способствуют многонациональность региона, богатое природное и культурно-
историческое наследие, наличие спроса и рынка предложений. В свою очередь,
гастрономический бренд нуждается в повышении информированности населения,
в рекламе и выдвижении на международный уровень. Более того, проведенная в
рамках исследования паспортизация объектов-участников рынка
гастрономического туризма на основе дальневосточной кухни показала, что в
крае развиваются малые и крупные промышленные предприятия, домашние
сыроварни, винодельни, пасеки и марикультурные фермы, которые также
являются важными элементами системы гастрономического туризма
Приморского края.
Предложенный географический каркас гастрономического туристского
кластера на территории Приморского края, модель единого информационного
центра (координационного совета), стратегический план развития
гастрономического туризма и принципиальная модель формирования и
продвижения гастрономического бренда «Дальневосточная кухня» позволят
углубить знания о механизмах функционирования культуры повседневности,
экономики и культуры в целом. Помимо этого, пакет инновационных
гастрономических предложений и план продвижения гастрономического бренда
«Дальневосточная кухня» в Приморском крае может быть имплементирован.
Успешная реализация модели развития гастрономического туризма на
основе дальневосточной кухни предполагает работу в сфере образования,
городской инфраструктуры, государственного регулирования, маркетинга, а также
формирование гастробрендов местного уровня и туристских гастропродуктов.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!