Территориальное общественное самоуправление как элемент институционализации местных сообществ

Братцева Екатерина Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Территориальное общественное самоуправление:
теоретические основы и динамика становления ………………… 22
1.1. Теоретические аспекты общественного самоуправления
в условиях российского государства ……………………………… 22
1.2. Генезис территориального общественного самоуправления
в условия российского государства ……………………………….. 60

Глава 2. Правовые основы территориального общественного
самоуправления и правовая природа местных сообществ … 89
2.1. Правовые основы деятельности ТОС …………………………….. 89
2.2. Правовой статус и порядок деятельности ТОС …………….. 124
2.3. Правовая природа местных сообществ
и проблемы институционализации ………………………………. 150

Глава 3. Практика институционализации местных сообществ
и реализации права на территориальное общественное
самоуправление в субъектах Российской Федерации.
Стимулирование территориального общественного
самоуправления ………………………………………………………………… 162
3.1. Компетенция ТОС — осуществление собственных инициатив
по вопросам местного значения …………………………………… 162
3.2. Практика ТОС в субъектах Российской Федерации —
структура, гарантии деятельности и ответственность …… 184
3.3. Направления совершенствования нормативного закрепления
местных сообществ и территориального общественного
самоуправления …………………………………………………………… 207
Заключение ……………………………………………………………………….. 222

Список использованных источников ………………………………. 233

Приложение 1 ……………………………………………………………………. 263

Приложение 2 ……………………………………………………………………. 268

Приложение 3 ……………………………………………………………………. 270

Приложение 4 ……………………………………………………………………. 273

Во Введении обоснована актуальность темы, теоретическая и
практическая значимость исследования, определены его цели и задачи,
объект и предмет, описаны методологическая, эмпирическая и теоретическая
базы исследования, показана его научная новизна; сформулировано
содержание положений, выносимых на защиту; изложена теоретическая и
практическая значимость результатов работы, а также указано на
проведенную апробацию ее результатов.
В первой главе «Территориальное общественное самоуправление:
теоретические основы и динамика становления», состоящей из двух
параграфов, рассматривается сущность общественного самоуправления,
генезис территориального общественного самоуправления в условиях
российского государства.
Первыйпараграф«Теоретическиеаспектыобщественного
самоуправлениявусловияхроссийскогогосударства»посвящен
уяснению сущности и содержания территориального общественного
самоуправления, его тесной связи с местным самоуправлением.
Проведя анализ теорий местного самоуправления, используя работы
дореволюционных, советских и современных авторов (В.Н. Лешков,
А.Д. Градовский, А. де Токвиль, А.И Васильчиков, В.П. Безобразов,
А.И. Елистратов, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев, В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанцев,
Н.С. Бондарь и других) автор придерживается позиции о дуалистическом
характере местного самоуправления. Общественная теория более применима
кзаконодательнозакрепленномутерриториальномуобщественному
самоуправлению, а, в свою очередь, институт местного самоуправления
вбирает в себя как элементы общественной, так и государственной теории.
С учетом проведенного исследования общественное самоуправление в
виде ТОС в российском государстве предлагается расценивать как
самостоятельный и автономный общественный институт, деятельность
которого направлена на исполнение добровольно взятых обязательств в
рамках вопросов местного значения, исполнения данных обязательств
независимо ни от органов государственной власти, ни от органов местного
самоуправления. ТОС не осуществляет каких-либо представительных
функций ввиду необязательности создания ТОС и избрания органов, его
добровольности, общественной власти и предоставления возможности
населению в границах ТОС самостоятельно решать все вопросы и
представлять свои интересы.
Предлагаются общие признаки и признаки, отличающие ТОС от
местного самоуправления.
Исследованы базовые для раскрытия темы теоретические вопросы
управления, общественного самоуправления, самоорганизации.
Прослежена связь территориального общественного самоуправления и
публично-властных институтов местного самоуправления.
ТОС исследован как институт гражданского общества, имеющий
специфическую публично-ориентированную цель и сферу социально
полезной деятельности. ТОСы являются связующим звеном между
населением и муниципальным уровнем публичной власти, как резерв
развития демократии.
Затронут зарубежный опыт общественного самоуправления: Германии,
Франции, Японии, США.
Во втором параграфе «Генезис территориального общественного
самоуправления в условия российского государства» рассмотрены
историястановленияиразвитияместногосамоуправленияи
территориальногообщественногосамоуправлениявроссийском
государстве; разнообразие моделей и форм общественного самоуправления;
община как изначальная форма самоорганизации граждан; исследован
генезисразвитиянаучныхвзглядовнасодержаниеобщественного
самоуправлениявисториигосударства.Использованыработы
дореволюционных, советских и современных авторов (С.М. Соловьев,
А.Е. Пресняков,А.Градовский,К.Валишевский,О.И.Чистяков,
А.И Солженицын,Н.В.Постовой,И.Д.Беляев,В.Н.Лешков,
А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, Н.М. Коркунов, В.Е. Воронин,
С.А. Авакьян, А.А. Ларичев, В.В. Комарова, В.И. Фадеев и другие)
По итогам анализа нормативных актов, доктринальных работ
диссертант предлагает выводы:
во-первых, самоуправление сопутствовало всем этапам развития
России, процветая или приходя в упадок и возрождаясь, элементы
самоуправления сохранялись на различных территориях с условием их
специфики. На протяжении развития России примерами общественного
самоуправления были исторически первая форма вечевое собрание с
вертикальной системой подчинения небольших вечевых собраний более
крупным (вечевое собрание улицы, конца, общегородское вече); соседские
общины в виде улиц и концов; сельские общины; артели, оформленные в
братство и дружины, земское и губное управление. Выделены различные виды
и формы самоуправления: территориальное, производственное, церковное;
сословное: традиционное крестьянское, ремесленное, купеческое, дворянское,
казачье самоуправление.
Во-вторых, первоисточником для ТОС является община, занимавшая
центральное место в жизни крестьянства – основы российского государства.
Общинаотличаласьобщественнымиформамисамоуправления,
одновременно выступая в роли самостоятельного субъекта права, что сегодня
законодательно закреплено для ТОС. Сущность и коллективные начала
общины обусловлены естественным стремлением населения к объединению
в целях совместного проживания, решения насущных проблем, что и сегодня
является основой добровольного создания и деятельности ТОС. Особый
существенный признак общины – круговая порука, ответственность членов
общиныдругзадруга–трансформироваласьвответственность
территориального общественного самоуправления за добровольно взятые
полномочия, за реализацию инициатив населения по вопросам местного
значения.
Проведенсравнительно-правовойанализдореволюционногои
советскогопериодастановленияиоформленияобщественного
самоуправления.
Вторая глава «Правовые основы территориального общественного
самоуправления и правовая природа местных сообществ» включает в
себя три параграфа, посвященных правовому регулированию ТОС, правовой
природе местных сообществ, а также проблемам их институционализации.
В первом параграфе «Правовые основы деятельности ТОС»
диссертантом проводится анализ норм,регулирующих деятельность
территориальногообщественногосамоуправленияиместного
самоуправления ввиду их тесной связи. Проанализированы общие положения
Конституции РФ, посвященные развитию местного самоуправления, которые
в дальнейшем были детализированы федеральным законодательством, в
частности законом 1995 года и ныне действующим Федеральным Законом
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
Поитогампроведенногоанализаотмечаетсяактуальность
проблематики вопросов совместного ведения, а также разграничения
полномочий в области правового регулирования местного самоуправления
между тремя уровнями публичной власти.
Представляется, что нормы федеральной конституции должны быть
конкретизированы в конституциях и уставах субъектов, и в то же время не
должны ей противоречить.
Наблюдается наличие множества существующих пробелов в области
регулированияместногосамоуправления,которыенемогутбыть
урегулированы на уровне субъектов федерации ввиду отсутствия права на
восполнение пробелов. Такого рода пробелы могут быть восполнены лишь
федеральным законодательством или указанием на возможность такого
восполнения властью субъектов. На данный момент выделяют два уровня
правового регулирования ТОС – федеральный и муниципальный.
Проведенный диссертантом анализ законов субъектов федерации (на
примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа) показал, что
положения в отношении организации и деятельности ТОС повторяют
положения федерального законодательства.
Диссертант считает, что закрепление на уровне субъектов полномочий
по принятию законов в области организации ТОС на территории
соответствующего субъекта позволит учесть территориальную специфику в
частиорганизациииосуществленияТОС,станетосновойболее
эффективного развития ТОС на территории страны.
По мнению диссертанта, на федеральном уровне в большей степени
должны найти отражение механизмы, реализующие Стратегию развития
территориального общественного самоуправления в Российской Федерации
до 2030 года. Предлагается включить контроль, отчёты и ответственность
(негативную и позитивную) по организации деятельности и достижениям
ТОС; более широко описать процесс информирования, указав обязанности и
периодичность информирования, критерии для информирования.
Второй параграф «Правовой статус и порядок деятельности ТОС»
содержитанализположенийлокальныхнормативныхактов,
устанавливающих правовой статус и порядок деятельности ТОС, а также
анализ практики деятельности ТОС. Диссертант своей целью ставит
рассмотрение тех проблемных вопросов правового статуса ТОС, которые
возникают в правоприменительной практике.
Исследована специфика ТОС посредством его сравнения с иными
формами участия населения в осуществлении местного самоуправления
согласно ФЗ «Об общих принципах…».
Рассмотренывопросы:длячегонепосредственнонеобходима
регистрация ТОС в качестве общественной организации, что это дает ТОС, а
также равный ли правовой статус у ТОС, имеющего статус общественного
объединения, и ТОС, не имеющего такого статуса, с этой целью был проведен
анализ федерального законодательства, а также муниципальных правовых
актов в данной области.
Проведенноеисследованиепозволилосделатьвывод,чтона
федеральном уровне до конца не решен вопрос правового статуса ТОС с
правами юридического лица и без таких прав.
Диссертантом на основании исследования выделен ряд признаков ТОС
с правами юридического лица в форме некоммерческой организации. Во-
первых, это возможность ТОС иметь в собственности имущество, а также
отвечать данным имуществом по своим обязательствам. Во-вторых, это
возможность приобретения и осуществления не только имущественных прав,
но и прав неимущественного характера, тем самым осуществлять
хозяйственнуюдеятельность.В-третьих,возможностьучастияв
судопроизводстве в качестве истца и ответчика. В-четвертых, наличие
собственного баланса и сметы.
Диссертант считает необходимым рассматривать ТОС не только как
субъект муниципальных правоотношений, но и гражданских.
В контексте сделанных выводов диссертантом дано авторское
определениетерриториальногообщественногосамоуправленияс
предложением закрепить его на федеральном уровне.
СцельюреализацииСтратегииразвитиятерриториального
общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года
предложены изменения и дополнения в действующее законодательство.
Третий параграф «Правовая природа местных сообществ и
проблемыинституционализации»направленнарешениевопроса
фактического и юридического наполнения термина «местное сообщество», его
институционализации и закрепления механизмов реализации его правового
статуса как базового субъекта местного самоуправления, определение его
правовой природы.
Проводится анализ представлений отечественных и зарубежных ученых
о наполнении термина «местное сообщество», его содержание и признаки:
исследования о категории «местное сообщество», наполнении термина
М.А. Красновым, Н.С. Бондарем, В.Н. Лешковым; исследования о понятии и
полномочиях местного самоуправления (местного сообщества) В.И. Фадеева,
Е.С. Шугриной, А.Н. Кокотова, И.В. Выдрина; о сущностных признаках
местного сообщества В. Гассий и Ю. Филиппова.
Автор, разделяя идею широкого понимания членского состава местного
сообщества,рассматриваетпроблемыинституционализацииместного
сообщества, в том числе с точки зрения его членства: индивидуального и
коллективного.
В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что
правоваяприродаместныхсообществможетрассматриватьсякак
совокупность форм политико-правовой активности субъектов по решению
ими под свою ответственность избранных вопросов местного значения, с
целью обеспечения общественных интересов; обладает рядом признаков;
реализуется на основе принципов добровольности, общественного участия,
равенства.
Глава 3. «Практика институционализации местных сообществ и
реализации права на территориальное общественное самоуправление в
субъектах Российской Федерации. Стимулирование территориального
общественного самоуправления» содержит три параграфа, посвященных
вопросам компетенции территориального общественного самоуправления,
проводитсяанализпрактикисубъектовфедерациивобласти
институционализацииместныхсообществиреализацииправана
территориальноеобщественноесамоуправление,атакжевопросам
стимулированиятерриториальногообщественногосамоуправленияв
субъектах Российской Федерации.
Первыйпараграф«КомпетенцияТОС–осуществление
собственных инициатив по вопросам местного значения» посвящен
анализунормативныхактов,закрепляющихполномочияТОСв
осуществлении собственных инициатив населения по вопросам местного
значения, в частности, анализу положений ст. 27 ФЗ «Об общих
принципах…», а также нормативной базы в области регулирования ТОС
муниципальных образований субъектов федерации, входящих в Северо-
Кавказский федеральный округ.
Делается вывод о наличии двух видов полномочий – собственных,
закрепленных в уставе, и делегированных, закрепленных в соглашениях о
передаче полномочий.
Выделены три главных направления деятельности ТОС: финансовое,
управленческое, политическое.
Проведен анализ положений, позволивший отграничить ТОС от ТСЖ.
Диссертантомпредлагаетсяпредоставитьнаселениюправо
самостоятельного выбора общественного самоуправления, институт ТОС
можно дополнить полномочиями, которыми обладает ТСЖ при желании на
то самого населения.
Во втором параграфе «Практика ТОС в субъектах Российской
Федерации – структура, гарантии деятельности и ответственность»
проведено исследование ряда Положений ТОС муниципальных образований
субъектов федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ,
содержащих указания на структуру ТОС, закрепляющие гарантии их
деятельности и ответственность.
Рассмотрена классификация органов ТОС в зависимости от порядка
организационнойдеятельностиифункциональнойнаправленности:
исполнительные и контрольно-финансовые органы, а также органы
коллегиальные и единоличные. Проведен анализ ряда Положений ТОС
муниципальных образований субъектов федерации, входящих в Северо-
Кавказский федеральный округ на предмет структуры и полномочий органов
ТОС; муниципальная практика гарантий деятельности ТОС муниципальных
образований субъектов федерального округа, а также вопросы их
ответственностииподотчетностиинымсубъектаммуниципальных
правоотношений.
Нормы, посвященные ответственности ТОС нашли свое отражение
почти во всех исследованных Положениях ТОС. Выявлено два типа
ответственности ТОС.
Автором выделен ряд гарантий деятельности ТОС.
Третийпараграф«Направлениясовершенствования
нормативного закрепления местных сообществ и территориального
общественного самоуправления» состоит из научно обоснованных
предложений,направленныхнасовершенствованиенормативного
закрепления местныхсообществ иТОС;методов,которыемогут
способствовать стимулированию развития общественного самоуправления,
развитию гражданской активности, а также методов, способствующих его
совершенствованию.
Предложены инновационные модели, на которых должно базироваться
территориальное общественное самоуправление. Во-первых, деятельность
ТОС должна осуществляться в виде равноправного партнерства, как с
органами местного самоуправления, так и всем гражданским обществом. Во-
вторых, деятельность ТОС не должна ограничиваться только инициативами
населения по решению вопросов местного значения, целью должны
выступать и повышение качества жизни, и построение гражданского
общества в первую очередь. В-третьих, при содействии органов местного
самоуправления, самоорганизация должна иметь повсеместный характер. В-
четвертых, финансирование ТОС должно осуществляться по новой модели,
так в качестве форм финансирования можно добавить проведение конкурсов
социально-значимых проектов в виде грантов. В-пятых, диссертантом
предлагается полностью исключить возможность организации ТОС на всех
уровнях, кроме дворов. Самоорганизация населения, к примеру, в пределах
целогомикрорайонавесьмапроблематична.В-шестых,врамках
общественного порядка полномочия ТОС должны быть конкретизированы.
В Заключении подведены итоги диссертационного исследования и
сформулированыосновныевыводы,посвященныетерриториальному
общественному самоуправлению как элементу институциализации местных
сообществ.

3.Основные научные результаты диссертационного
исследования отражены в следующих опубликованных работах

Актуальность темы диссертационного исследования
Согласно Конституции России, наше государство признается
демократическим и социальным, местное самоуправление выступает в роли
конституционной основы, а ценностью являются права и свободы человека и
гражданина, в том числе право на местное самоуправление.
В рамках конституционной реформы 2020 г. закреплено единство
публичной власти, поддержка институтов гражданского общества, основой
которого является местное сообщество, а территориальное общественное
самоуправление (далее ТОС) — одним из институтов. Будучи одной из форм
реализации права на участие в осуществлении местного самоуправления,
права на объединения, формой институционализации местного сообщества,
ТОС обладает определенной спецификой: его основа — общие интересы,
общественное самоуправление и добрососедские отношения; особый субъект
осуществления — местное сообщество; выступая от имени местного
сообщества, представляет и защищает его интересы; соответствует
национальной традиции коллективизма, имеет истинно русские корни
самоуправления: основой общественного самоуправления в России выступала
крестьянская община.
Свою современную интерпретацию общественное самоуправление
получило в виде территориального общественного самоуправления. ТОС
получило свое развитие в перестроечные времена, на современном этапе
развития государства он нашел отражение в Федеральном законе от 06.10.2003
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»1, который повторяет положение одноименного Закона от
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 23.03.2021) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
28.08.19952, кроме норм, исключающих субъекты федерации из состава
субъектов, наделенных полномочиями по урегулированию деятельности ТОС.
На сегодняшний день нормы в области регулирования территориального
общественного самоуправления могут быть приняты только на федеральном и
муниципальном уровнях, что не соответствует конституционным положениям
о вопросах совместного ве́дения федерации и ее субъектов.
В соответствии с действующим законодательством, ТОС относится к
формам непосредственного осуществления населением местного
самоуправления и участия населения в осуществлении местного
самоуправления, к формам общественного самоуправления, что
подразумевает возможность наделения его правами юридического лица в
организационно-правовой форме некоммерческой организации. Данная
специфика позволяет разделить правовой статус территориального
общественного самоуправления с правами юридического лица или без
таковых. Статистика последних лет позволяет судить о постепенном, явно
недостаточном для удовлетворения запросов общества использовании
возможностей статуса территориального общественного самоуправления с
правами юридического лица (Приложение 1). Факт ежегодного увеличения
количества ТОС указывает на необходимость дальнейшего развития системы
самоуправления и гражданских инициатив в Российской Федерации. Это
положительно скажется на сближении общества и государства, что следует
рассматривать как один из факторов, способствующих минимизации
социальной напряженности в публично-правовой сфере.
Территориальное общественное самоуправление представляет собой
первичный элемент народовластия, и во многом от эффективности его
реализации на практике может зависеть дальнейшее развитие не только самого
местного самоуправления, но и иных демократических институтов в
Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ.
1995. № 35. Ст. 3506.
российском обществе. Ввиду этого особую значимость приобретают
существующие гарантии деятельности территориального общественного
самоуправления, вопросы его компетенции и ответственности. Изучение
практики решения данных вопросов представляет собой один из актуальных
вопросов развития не только местного самоуправления, но и демократической
государственности в целом. Широкие возможности осуществления инициатив
граждан необходимо рассматривать в качестве одного из условий становления
в России правового государства и дальнейшей его демократизации3.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
следующими положениями.
Во-первых, требуется нормативное закрепление концепции местного
сообщества. Институт местного сообщества не получил соответствующего
развития в системе местного самоуправления, несмотря на то, что это
фактически основной коллективный субъект местного самоуправления; нет
закрепления термина «местное сообщество» в федеральном законодательстве.
Нормативное закрепление концепции местного сообщества с учетом его
особенностей позволит избежать ошибок выбора модели, подбора форм и
методов и, соответственно, рисков при реализации конституционных основ
местного самоуправления.
Во-вторых, на современном этапе развития нашего государства после
конституционной реформы 2020 г., принятия Стратегии развития
территориального общественного самоуправления в Российской Федерации
до 2030 года4 необходимо исследовать, предложить и обосновать новые
подходы к реализации конституционных основ местного самоуправления,
которые будут учитывать весь возможный потенциал местного сообщества и
территориального общественного самоуправления как одной из его
Синюков В. Н. Российская правовая система. 2-е изд. М. : Норма, 2010. С. 345.
Стратегия развития территориального общественного самоуправления в
Российской Федерации до 2030 года / под ред. В. Б. Кидяева, Е. Б. Шулепова,
И. В. Бабичева. М., 2020.
институциональных форм. Новые подходы позволят повысить качество
реализации конституционных основ местного самоуправления и
демократизма в Российской Федерации, конституционно закрепленного
гражданского общества.
В-третьих, отмечена недостаточность исследований местного
сообщества с теоретико-правовой позиции. Работы в области исследования
местного сообщества и территориального общественного самоуправления как
его институциональной формы имели место не столько в юридических науках,
сколько в социальных и политических, что подтверждает значимость
правового исследования данных институтов для развития государственности.
Таким образом, актуальность вопросов совершенствования институтов
общественного самоуправления, прежде всего территориального
общественного самоуправления как одной из форм институционализации
местного сообщества — основы гражданского общества, решения имеющихся
коллизионных вопросов не вызывает сомнения: на современном этапе
развития нашего государства назрела необходимость систематизировать и
проанализировать весь накопленный опыт в области общественного
самоуправления с последующим предложением методов и мер по
институционализации «местного сообщества» и совершенствованию ТОС.
Степень научной разработанности темы. Ввиду взаимосвязанности
территориального общественного самоуправления и местного
самоуправления число научных трудов в исследуемой области весьма велико.
Общие вопросы статуса органов местного самоуправления в
дореволюционной литературе рассматривались такими учеными и
государственными деятелями, как В. П. Безобразов, А. И. Васильчиков,
А. Д. Градовский, Н. М. Коркунов, В. Н. Лешков, Б. Н. Чичерин, и др.
В советский период вопросы организации местного самоуправления стали
предметом изучения таких ученых, как С. А. Авакьян, В. А. Баранчиков,
В. И. Васильев, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, К. Ф. Шеремет, и др.
Современным проблемам организационных основ местного самоуправления
посвящены труды С. А. Авакьяна, Н. С. Бондаря, В. И. Васильева,
И. В. Выдрина, Е. В. Гриценко, О. Е. Кутафина, Н. В. Постового, В. И. Фадеева,
В. Е. Чиркина, Е. С. Шугриной и др.
Теоретические основы комплексного подхода к пониманию местного
сообщества заложили в своих трудах С. А. Авакьян, Н. С. Бондарь,
В. И. Васильев, В. Е. Чиркин. Местному сообществу посвящены исследования
О. И. Баженовой, И. Н. Иванова, Е. И. Кокаревой, А. А. Ларичева,
Н. Е. Прянишникова, А. А. Сергеева, А. В. Федотова, М. А. Черкасова.
В частности, городское сообщество представлено в трудах И. В. Бабичева,
Е. В. Гриценко, В. В. Комаровой, А. А. Ларичева, В. В. Таболина.
Однако научные труды в области территориального общественного
самоуправления можно найти лишь в контексте общих современных научных
исследований ввиду относительной новизны данного института. Зачастую
ТОС фрагментарно рассматривалось в научных работах в рамках как местного
самоуправления, так и самоуправления общественного.
Вопросы территориального общественного самоуправления затрагивались
в работах С. А. Авакьяна, Н. С. Бондаря, В. И. Васильева, И. В. Выдрина,
Ю. А. Дмитриева, А. Н. Кокотова, Е. И. Козловой, Е. И. Колюшина,
В. В. Комаровой, О. Е. Кутафина, А. А. Ларичева, Н. В. Постового,
В. В. Пылина, В. В. Таболина, Н. С. Тимофеева, В. И. Фадеева, В. Е. Чиркина,
К. Ф. Шеремета, Е. С. Шугриной и др.
Работы указанных авторов, несомненно, имеют большое значение для
развития и совершенствования не только территориального общественного
самоуправления, но и местного сообщества, местного самоуправления в
целом.
Необходимо также отметить и существующие в исследуемой области
диссертационные работы, отличающиеся своей новизной, затрагивающие
вопросы сущности территориального общественного самоуправления, его
развития и становления, правового статуса и регулирования исследуемого
правового института. К таким работам следует отнести: А. В. Алешкин,
«Территориальное общественное самоуправление в системе местного
самоуправления», 2011 г.; Е. В. Раздъяконова, «Территориальное
общественное самоуправление: проблемы муниципально-правового
регулирования в городских округах», 2010 г.; А. В. Федотов,

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Территориальное общественное самоуправление – самостоятельный и автономный общественный институт
    Государственнаявласть и местное самоуправление. 2№ С. 40-– 0,4 п.л.
    Общинное самоуправление, круговая порука и ее трансформация в ответственность территориального общественного самоуправления
    Муниципальная служба: правовые вопросы. 2№ С. 29-– 0,35 п.л.
    Территориальное общественное самоуправление как юридическое лицо. право или необходимость?
    Государственная власть иместное самоуправление. 2№ С. 50-– 0,58 п.л.
    Конституционализация гражданского общества: местное сообщество и ТОС»
    Новеллы Конституции Российской Федерации и задачиюридической науки. В 5 частях. Комарова В., Гошуляк В., Невинский В. и др.Ч. М., Проспект, 2408 с. – С. 183-– 0,26 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Конституционный правопорядок в Республике Абхазия
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
    Конституционно-правовое регулирование внешней трудовой миграции
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»