Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ____________________________ 17
1.1. Семейная диспозиция и кризис идентичности____________________________ 23
1.2. Роль феноменологических исследований в формировании метода___________ 36
1.3. Проблема автобиографизма в «Дневниках странной войны»________________ 49
1.4. Социально-политические аспекты концепции «вовлечённости»_____________ 55
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИКИ БИОГРАФИРОВАНИЯ_______ __________ 64
2.1. Психоаналитические рецепции в биографии «Бодлер»__________ __________ 66
2.2. Инверсия буржуазной этики в биографии «Святой Жене. Комедиант и
мученик»______________________________________________________________ 82
2.3. Прогрессивно-регрессивный анализ как методологическая
основа биографии «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857»____________ 102
2.4. Логика и генезис сартровского метода__________________________________ 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________ 136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________ 144

Перваяглава«Интеллектуальнаябиография»содержитретроспективную
реконструкцию обстоятельств жизненного пути Жана-Поля Сартра, оказавших значимое
влияние на формирование его биографического метода. Основной принцип отбора архивного
материала, используемого в ходе данной реконструкции, задаёт сартровское понятие
ситуации, под которой понимается позиция субъекта «…в середине мира, определённая
отношением инструменталистской или враждебной реальностей, которые его окружают в
собственной фактичности»21. Иными словами, речь идёт о таких фрагментах биографического
описания, в которых присутствует явное противопоставление субъекта миру, и формируется
некая позиция последнего (политическая, этическая, эстетическая, религиозная и т.п.),
направленная на преодоление исходного противоречия.
В ходе исследования выделяется четыре пороговых ситуации, оказавших наиболее
заметное влияние на становление сартровского биографического метода: 1) семейная
ситуация,2) ситуацияпрофессионализации,3) ситуациявойныи4) ситуация
ангажированности. Приведённые маркеры служат для чисто условного обозначения
соответствующих периодов сартровской биографии, оформленных в виде соответствующих
биографических сюжетов. Каждый из указанных сюжетов рассмотрен в соответствующем
параграфе.
Первый параграф «Истоки биографического метода в семейной ситуации»
построен на сопоставлении двух линий анализа – биографической и автобиографической. С
одной стороны, рассматривается творческая репрезентация философа, представленная в
автобиографическойповести«Слова».Сдругой—приводятсямалоизвестные
биографические факты о семье будущего философа и ранних годах его жизни,
заимствованные из работ такого известного биографа Сартра, как Коэн Солаль.
Последовательное сопоставление биографической и автобиографической линий позволило
выявить ряд образов и тем, сыгравших значимую роль в формировании сартровского
биографического метода. Так, сравнение образа Отца будущего писателя, представленного им
в «Словах», с документальными биографическими свидетельствами о Жане Батисте Сартре,
позволило выделить в качестве значимого теоретического конструкта тему отсутствующего
отца.
С
а
Аналогичная параллельная реконструкция отношений автобиографического и
биографического героя с матерью позволила зафиксировать и описать конфигурацию
характерного кризиса идентичности, вызванного крушением «симбиотического» союза Мать–
Ребёнок. Реконструкция отношений юного Сартра с отчимом, Жозефом Манси, в свою
очередь, позволила указать истоки условно «нонконформистской» линии его биографических
работ, в которых императив формального порядка в рамках иерархических отношений
противопоставляется«нигилистическому»,«анархическому»и«внесистемному»
политическому позиционированию, основанному на примате творческой свободы.
Завершает обзор семейной ситуации анализ отношений Сартра с его дедом, Шарлем
Швейцером. Этот, несомненно, ключевой для становления Сартра персонаж, во многом
ответственный за формирование выраженно гуманистической этической установки,
рассматривается в контексте характерной телеологичности сартровского биографического
метода.Входереконструкцииобнаруживаетсятеснаявзаимосвязьсартровского
философского перспективизма с ценностями, привитыми дедом в ходе воспитания в духе
протестантской педагогики.
Во втором параграфе «Роль феноменологических исследований в формировании
метода» акцент был сделан на феноменологических штудиях Сартра в период его учёбы в
Эколь Нормаль. Небольшой историко-философский экскурс показал, как увлечение
французского философа феноменологией Гуссерля позволило ему преодолеть, с одной
стороны, недостаточность бергсонианства, с другой — ограниченность классического
позитивизма. На базе феноменологического метода Сартром была разработана авторская
теория воображения, изложенная в его ранних философских эссе. Анализ содержимого
данных работ позволил выделить ряд понятий и концепций, в значительной мере
определивших специфику биографического метода, таких как «магическое сознание»,
«активная пассивность», «нехватка бытия» и пр. Само воображение в Сартровской теории
имеет амбивалентный характер: с одной стороны, оно отрицает действительность в пользу
эфемерной образной реальности, с другой — детерминировано собственными законами,
представляющими сугубо человеческуюальтернативу законам природы, имеющим
универсальный характер. В свою очередь, феноменологическая теория эмоций, изложенная
Сартром в эссе «Набросок к теории эмоций», рассматривается в тесной связи с его ранней
теорией воображения. Отмечается, что объединяет их не только феноменологический подход
к исследованию модусов сознания, выходящих за рамки традиционных представлений о
сугубо рациональной деятельности, но также утверждение их амбивалентного характера,
совмещающего внешнюю пассивность с внутренней активностью. В дальнейшем именно
концепция«активнойпассивности»используетсяСартромвкачествеосновного
объяснительного средства в ходе анализа конкретных творческих проектов, во многом
определяя специфику сартровского похода к реконструкции мотивации своих персонажей.
В третьем параграфе «Проблема автобиографизма в “Дневниках странной
войны”» рассматриваются условия формирования особой прагматики и стилистики
сартровского биографического письма. В качестве основного рабочего материала выступают
так называемые «Дневники странной войны» — серия дневниковых записей, сделанных
Сартром во время его пребывания на фронте в ходе военной эскалации между Францией и
Германией в 1939–1940 гг.
Принимая в расчёт довоенную установку Сартра в отношении дневниковых записей,
преимущественно негативную и критическую, реконструкция обнаружила своего рода
поворот к проблеме автобиографии, имевший место в процессе фиксации и осмысления
Сартром собственного военного опыта. В качестве характерной особенности данного
поворота можно указать постепенное смешение практики чистого свидетельства (установка
репортёра) с исповедальными и аналитическими практиками (установка биографа), в
результате чего сформировался особый синтетический стиль письма, легший в основу
сартровской биографической прозы. Характерной особенностью этого стиля является
комбинация различных методов философского анализа, таких как феноменологическая
психология, экзистенциальный психоанализ, марксистская социология и философская
герменевтика, понятия которых активно привлекаются для решения частных задач
биографического исследования. Материалом для экспериментов с различными философскими
методами служат собственные воспоминания Сартра.
Учитываяисключительнуюважностьсартровскийвоенныхдневниковпри
формировании биографического метода, особый акцент сделан на развиваемой в них
концепции отрицающего сознания. Обнаружено, с одной стороны, значительное влияние на
формирование сартровского «негативизма» понятия отрицания у Гегеля в интерпретации
Александра Кожева, с другой — обнаружена его взаимосвязь с упомянутой выше темой
отсутствующего отца.
Вчетвертомпараграфе«Социально-политическиеаспектыконцепции
“вовлеченности”» представлен краткий обзор социальной биографии Сартра в послевоенные
годы; особенное внимание уделено генезису политических воззрений французского
философа, оказавших влияние на специфику его подхода к анализу биографического
материала. В частности, отмечается идеологическое сближение писателя с французскими и
советскими марксистами, произошедшее во второй половине 50-х — начале 60-х гг. и
выразившеесявамбивалентномстатусе«попутчикакоммунистическомпартии».
Рассматривается специфика сартровской интерпретации марксистской политической
философии, а также критика его проекта экзистенциальной ревизии марксизма со стороны
советских теоретиков, в частности, М.К. Мамардашвили. Особое внимание уделяется
сартровскому пониманию марксистской концепции Революции: отмечается иррациональный
характер сартровской веры в торжество Революции, имеющей явные переклички с
христианским эсхатологизмом. В целом, сартровская философия истории носит отчётливый
квазирелигиозный характер, с одной стороны, будучи построенной на основаниях
традиционного христианского гуманизма (в его протестантской версии), с другой —
воспроизводя установку всеобщего духовного обновления, присущую радикальным
революционным идеологиям марксистского толка. Отмечается, что, благодаря влиянию
марксизма, в послевоенный период биографический метод Сартра обретает отчётливое
социально-политическое измерение, расширяя первоначальную задачу реконструкции
условий становления индивидуального творческого проекта до раскрытия смысла самой
человеческой Истории через прояснение многоаспектной логики существования отдельного
человека.

В главе 2 «Принципы и техники биографирования» рассматриваются биографии
известных французских писателей: Шарля Бодлера, Жана Жене и Гюстава Флобера,
написанные Сартром в разные периоды его жизни. В ходе обзора данных биографических
исследований особое внимание уделяется ключевым темам, выявленным в результате анализа
сартровской интеллектуальной биографии, рассматриваются способы имплементации
значимых философских концепций к архивному материалу, включающему в себя как
документальные свидетельства, так и художественные произведения. Основная цель данного
обзора — выявить общие методологические принципы, лежащие в основе отдельных
авторских техник и приёмов биографического анализа.Последовательное рассмотрение
указанных работ в хронологическом порядке позволило представить сартровский
биографический метод как динамическую систему толкования, включающую на разных
этапах своего развития различные биографические техники и методы, в том числе сугубо
авторские.
В первом параграфе «Психоаналитические рецепции в биографии “Бодлер”»
рассматриваютсяключевыеособенностисартровскогопроектаэкзистенциального
психоанализа и способы его имплементации к творческой биографии Шарля Бодлера.
Спецификаэкзистенциальногопсихоанализапроясняетсячерезсопоставлениес
классическимпсихоанализомЗ. Фрейда,черезвыяснениеразличиймежду
«экзистенциальной» и «эмпирической» установками. Сознательный отказ Сартра от
«натуралистического» подхода, свойственного классическому психоанализу, попытка
выстраивать анализ с опорой на феноменологические процедуры, с одной стороны, и
архивный материал, с другой, привели к полному исключению из сартровской версии
психоанализа целого ряда значимых понятий, таких как «бессознательное», «сублимация»,
«эдипов комплекс», и введению новых: «ложная вера», «фундаментальный проект»,
«теологический комплекс».
Биография Шарля Бодлера, написанная Сартром в годы войны, рассматривается в
качестве первого примерапрактической реализациипринципов экзистенциального
психоанализа. Частично экспериментальный характер этой работы позволяет выявить как
преимущества, так и недостатки упомянутого метода. К первым можно причислить отказ от
строгойхронологическойпоследовательностиприреконструкциибиографического
материала: сартровское повествование строится вокруг ограниченного набора тем,
проходящих рефреном через рассматриваемый биографический материал: различные
сочетания и переклички тем и образов обнаруживают скрытую взаимосвязь между разными
частями авторского архива — как документального, так и творческого. Несмотря на
некоторую калейдоскопичность биографической реконструкции, автору удаётся создать
целостное представление о творческом проекте Бодлера, благодаря ярко выраженной
телеологичности своего подхода, отдающего предпочтение выявлению скорее мотивов тех
или иных действий, нежели причин, которыми они обусловлены. К недостаткам можно
причислить активное использование Сартром терминологии, заимствованной из психиатрии
и клинической психологии (он активно использует термины «мазохизм», «садизм»,
«нарциссизм»,«некрофилия» ипр.)безмалейшейопорынаопытныеданные
соответствующих практических дисциплин. Так, отказ от натуралистической перспективы
при рассмотрении очевидных сексуальных перверсий, вроде выраженного мазохизма Бодлера,
приводит Сартра к констатации, что мазохизм является неотъемлемой частью творческого
проекта французского поэта.
Входерассмотрениясодержательнойчастисартровскойбиографической
реконструкции выделяется ряд ключевых сюжетов, выявленных уже в первой главе данного
исследования, таких как кризис интерсубъективных отношений в рамках первичного союза
Мать–Ребёнок. По мнению Сартра, конфигурация, которую эти отношения принимают в
результате кризиса, определяет логику развития всего творческого проекта «Бодлер», и смысл
последнего может быть в полной мере понят только в перспективе интерсубъективных
отношений.НапримереБодлерарассматриваетсяключевоезначениекатегории
сексуальности в сартровском биографическом анализе, а также взаимосвязь творческого
целеполагания с танатологическими мотивами — обнаруживаются неявные переклички с
психоаналитическими концепциями влечения к смерти (З. Фрейд) и некрофильского
характера (Э. Фромм).
Второй параграф «Инверсия буржуазной этики в биографии “Святой Жене.
Комедиант и мученик”» посвящён разбору одного из самых концептуально насыщенных
биографических исследований Сартра. Анализ этого произведения имеет целью, во-первых,
фиксацию устойчивых элементов, роднящих его с «Бодлером», во-вторых, выявление
значимых тенденций развития сартровского биографического метода. Обзор показывает, что
в «Святом Жене» сохранилась исходная установка экзистенциального психоанализа
рассматривать биографический материал в перспективе некого фундаментального проекта.
Несмотря на явный дефицит архивного материала, в биографической реконструкции вновь
присутствует тема кризиса симбиотического союза ребёнка и матери, определяя общий
характер интерсубъективных отношений взрослого Жене со своими окружением. Анализ
исходной травмы и способов её компенсации в процессе формирования первичной
идентичности рассматривается как устойчивый элемент сартровского метода. В ходе
рассмотрения логики первоначального выбора Жене собственного «призвания» — быть
Вором — удаётся выявить важное нововведение сартровского анализа, представляющего
развитие творческого проекта в виде серии идентичностей, представленных в законченных
символических образах (в случае Жене — Вора, Святого, Эстета, Писателя), переход между
которыми осуществляется посредством так называемых «метаморфоз». Особое внимание
уделено образу Святого, представляющему собой религиозный аналог нонконформистской
идентичности Вора. Сартровская концепция «тёмной святости» — альтернативной
социальной стратегии, представляющей собой своего рода инверсию христианского культа
святости, позволяет обнаружить расширение биографического метода за счёт включения в
него социального анализа. Профессиональное становление писателя рассматривается Сартром
не только в контексте его взаимодействия с ближайшим окружением и ввиду разрешения
собственных жизненных ситуаций: осуществляется попытка увидеть серию личных выборов
Жене через призму социальных отношений и проблем, присущих его времени. Активное
использование марксистской социальной критики позволяет Сартру выйти за рамки
реконструкциичастнойэстетическойпозициииувидетьвзаимообусловленность
арестантской этики и ценностей буржуазного общества.
В третьем параграфе «Прогрессивно-регрессивный анализ как методологическая
основа биографии “Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857”» основной акцент
делается на способах имплементации авторского метода социально-исторического анализа к
биографическому материалу. Прослеживается взаимосвязь между политической философией
Сартра, в частности, экзистенциальной интерпретацией марксизма, изложенной им в
«Критике диалектического разума» (1960), и новыми тенденциями, характерными для
биографии Флобера, в которой жизнь писателя рассматривается не сама по себе, а в качестве
своего рода символа эпохи. Особое внимание уделяется специфике прогрессивно-
регрессивного метода, ставшего основным новшеством этой работы. Представляя собой
своего рода челночное движение от анализа исходных условий и обстоятельств конкретной
жизненной ситуации к выявлению её смысла и значения в перспективе общечеловеческого
«тотализирующего проекта», прогрессивно-регрессивный метод задаёт способ организации
биографического материала в этой работе. Суть метода состоит в постоянном чередовании
анализа конкретных фактов писательской биографии, с одной стороны (регрессивное
движение), и символических представлений рассматриваемых жизненных ситуаций в
произведениях писателя (прогрессивное движение), с другой. Отмечено фактическое
совпадение логики упомянутого регрессивного движения с ранее описанной логикой анализа
условийформированияфундаментальногопроекта,предполагающейдетальную
реконструкциювнутрисемейныхотношенийиобнаружениеисходнойтравмы,
инициирующей ситуацию первичного выбора. Несмотря на значительное повышение
нюансировки анализа семейных отношений, используемые Сартром приёмы остались теми
же: в основе анализа всё тот же первичный треугольник «Отец–Мать–Ребёнок», причём
акцент делается на линии отношений Ребёнка и Матери, фигура Отца, как и прежде, остаётся
на втором плане. В то же время усилилась линия, связанная с упомянутой ранее концепцией
активной пассивности, и связанная с ней линия своего рода диалектики мужского и женского
в творческой идентичности, намеченная уже в «Святом Жене». Кроме того, получила развитие
введённая в предыдущей биографии схема представления генезиса творческого проекта в виде
последовательной череды символических образов.
В биографии Флобера в качестве ключевых образов выделяется фигура семейного
Идиота и юношеский образ Мальчика. Последний служит в качестве иллюстрации того, как в
сартровских биографиях реализуется первичный выбор героя: как из глубокого ресентимента,
вызванного острой нехваткой материнской нежности, возникает гротескный образ Мальчика,
ставший символическим разрешением первоначального выбора между смертью и
литературой. Подробный анализ сартровской реконструкции «флоберовского невроза»,
нарушившего мерное течение провинциальной жизни в подчинении властного pater familias и
воспротивившегося воле последнего ради литературной карьеры, позволил отметить важное
нововведение, характерное для позднего Сартра, а именно его концепцию «невротической
литературы». Хотя сама тенденция рассматривать творческие биографии как примеры
успешной сублимации невротических проявлений отнюдь не нова, в особенности, в рамках
психоаналитической традиции, сартровский подход, сочетающий в себе множество
различных методов анализа, предлагает любопытную междисциплинарную альтернативу
традиционным методам исследования психопатологий.
В заключительном параграфе «Логика и генезис сартровского метода» подводятся
итоги всего исследования: выделяются ключевые понятия сартровского биографизма, такие
как «ситуация», «фундаментальный проект», «нехватка бытия», «первоначальный выбор»,
«активная пассивность», «ложная вера» и пр. Приводится общая схема сартровского анализа,
в центре которой оказывается понятие исходной травмы и первоначального выбора,
направленного на её преодоление. Генезис творческой идентичности описывается как череда
законченных образов себя, каждый из которых представляет собой своего рода масочный
архетип, позволяющий представлять себя в качестве Другого. Объясняется значение
метафоры смерти в сартровских биографических работах: смерть предстаёт в них как
виртуальный фокус игры означающих, стремящихся к абсолютной законченности
биографического высказывания, но никогда не достигающих его во всей полноте. Также
намечаются переклички сартровского биографического метода с современными гендерными
и квир-исследованиями, уходящими от традиционных схем антропологического анализа, со
свойственными им бинарной гендерной оппозицией и безусловным доминированием
рациональных аспектов над эмоциональными.

В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования,
отмечается специфика авторского подхода к биографированию, основные отличия
биографического метода Сартра от традиционных техник биографирования, в том числе
принципиально нелинейный характер биографического нарратива, тенденция к поиску
перекличек между документальным, художественным и публицистическими пластами
авторскогоархива,преимущественнотелеологическийхарактербиографической
реконструкции,предполагающийпринципиальнуюцелостностьрассматриваемого
творческого Проекта.
Проводится пошаговый обзор основных выводов каждой из представленных
структурных частей диссертации, отмечается динамический характер реализованной
методологическойреконструкции,представляющейсартровскийметодвкачестве
совокупности различных тактик биографирования и аналитического инструментария,
заимствованного из ряда философских направлений. Отмечаются выявленные в процессе
исследования характерные особенностидвухвспомогательныхавторскихметодов,
используемых Сартром в рамках биографических реконструкций, — экзистенциального
психоанализаипрогрессивно-регрессивногометода.Отмечаетсяпреимущественно
диалектический характер последнего и особенности его имплементации, включающие три
уровня анализа: казуальный, произведенческий и временной.
На основе частных выводов формулируются наиболее общие методологические
характеристики сартровского подхода к биографическому анализу, которые последовательно
формулируются в шести пунктах. Рассматривается вопрос об актуальности сартровского
биографического метода как для современной теории литературы, так и для философской
антропологии, в частности, для исследователей, занимающихся изучением актуальных
моделей конструирования идентичности и стратегий биографирования, используемых в
современной медиасреде.

Философия Жан-Поля Сартра необычайно многогранна, круг его интересов в разные
периоды жизни включал в себя проблемы психологии, эпистемологии, онтологии, философии
искусства, политической и социальной философии, этики, эстетики, философии языка.
Самобытный стиль французского мыслителя складывался под влиянием и в полемике с
философией жизни, феноменологией, неогегельянством, картезианством, психоанализом,
философской герменевтикой, марксизмом и структурализмом. Впрочем, в сартровской
концептуальной полифонии есть своего рода лейтмотив. Через всё творчество Сартра красной
нитью проходит проблема Свободы: так или иначе она присутствует во всех его работах —
философских, публицистических, критических и художественных. Как Свобода сочетается с
необходимостью? Каковы онтологические основания Свободы? Как моя Свобода соотносится со
Свободой Другого? Как согласуется индивидуальная Свобода с целями отдельных групп и
общества в целом? На протяжении всего творческого пути Сартр обращался к этим вопросам,
избегая отстранённых спекуляций, черпая материал в конкретном жизненном опыте — личном,
межличностном, социальном, историческом. Среди многочисленных проблем, которые Сартр
рассматривал в связи с темой Свободы, наиболее характерной для его стиля философствования
является проблема Свободы как основного условия формирования творческой идентичности.
Ещё в детстве обнаружив в себе склонность к литературному творчеству и уверившись в
будущности великого писателя, Сартр рассматривал именно литературу в качестве
привилегированного поля творческой реализации; проблема формирования творческой
идентичности отнюдь не была для него чем-то отстранённым и умозрительным, помимо прочего,
её решение позволяло ему прояснить и собственную творческую стратегию.
Заметим, что творчество отдельного автора, по мнению Сартра, нельзя свести к корпусу
его сочинений: исследование предпосылок и мотивов, лежащих в основе его литературной
деятельности, требует детальной реконструкции сложной ткани жизненного опыта, из которой
вырастает творческий проект. Отсюда возникает масштабная теоретическая задача: разработка
особого биографического метода, позволяющего описать формирование и развитие творческого
проекта в самых разнообразных перспективах — феноменологической, психоаналитической,
социально-политической, литературоведческой и пр. При этом, используя словосочетание
«биографический метод» применительно к философскому творчеству Сартра, исследователь с
самого начала сталкивается с рядом серьёзных трудностей. Первая трудность заключается в том,
что сам Сартр никогда ничего не говорил о наличии у него единого биографического метода, хотя
роль биографий в его творчестве трудно переоценить: достаточно отметить, что одной из самых
объёмных и трудных для понимания работ философа стала трёхтомная биография Гюстава
Флобера, своеобразная сумма всего его творчества, в которой сошлись воедино философская,
литературная и критическая линии.
Вторая трудность заключается в том, что самому Сартру не была чужда методологическая
рефлексия: в его собственных сочинениях можно найти немало рассуждений методологического
характера, в том числе и напрямую касающихся проблем биографизма. С этим обстоятельством
связан соблазн суммировать методологические замечания философа в некоторой
систематической реконструкции, выдав её за сам сартровский метод. Подобное суммирование,
будучи проведённым последовательно и достаточно скрупулёзно, — принимая во внимание
основные источники сартровской мысли, учитывая социально-политические условия
формирования его философских идей, — было бы вполне оправдано и плодотворно с точки
зрения сугубо историко-философской. Но, если рассматривать сартровский биографический
метод не только как способ репрезентации, но и как средство реализации творческой свободы —
свободы самого Сартра как автора — подобный подход вряд ли можно признать исчерпывающим.
Гораздо более многообещающей выглядит установка, в рамках которой сартровские
методологические выкладки могут рассматриваться в качестве своего рода свидетельских
показаний, обязательных для рассмотрения, но, тем не менее, требующих детальной проверки и
критического переосмысления.
Третья трудность заключается в следующем. Ввиду принципиальной незавершённости
сартровской методологии, постановка вопроса о его методе, теснейшим образом связанная с
вопросом о смысле его собственного творческого проекта, выходит за рамки указанной
рефлексивной установки. Главное препятствие, которое стоит перед Сартром вполне естественно
— это принципиальная незаконченность его собственного творческого пути, который
принципиально не мог быть схвачен «изнутри». Только наличие определённой временнóй
дистанции даёт исследователю возможность рассматривать творчество Сартра и его
методические установки с точки зрения, которую В.А. Подорога называет позицией
исключённого наблюдателя 1 , для которой характерно, прежде всего, выведение за скобки
аксиологического измерения человеческого опыта, а также предпочтение аналитических методов
исследования синтетическим. В данном случае исключённое наблюдение должно быть нацелено,
прежде всего, на выявление скрытого плана сартровского биографического опыта, лежащего в
основе его системы философских категорий и ключевых антропологических концепций.

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. – 2–е изд. – СПб. : Питер, 2001.
– 260 с.
2. Андреев, Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. – М. : Гелеос, 2004. – 416
с.
3. Андреев, Л.Г. Французская литература 1917-1956 гг. – М.: Издательство МГУ, 1994. – 264
с.
4. Баронян, Ж.Б. Бодлер. – М. : Молодая гвардия, 2012. – 221 с.
5. Батай, Ж. Сад и обычный человек // Маркиз де Сад и XX век. – М.: РИК «Культура»,
1992. – 256 с.
6. Барт, Р. Сад-I // Маркиз де Сад и XX век.. – М.: РИК «Культура», 1992. – 256 с.
7. Бачелис, Т. Воспоминания о Сартре // Современная драматургия. – 1989. – № 6. – C. 198–
206.
8. Бенвинист, Э. Общая лингвистика. – М.: Прогресс, 1974. – 448 с.
9. Беньямин, В. Бодлер. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 224 с.
10. Бергсон, А. Два источника морали и религии. – М.: КДУ, 2010. – 288 с.
11. Бовуар, С. Воспоминания благовоспитанной девицы. – М. : Согласие, 2004. – 494 с.
12. Бовуар, С. Второй пол. – М. : Прогресс ; СПб. : Алетейя, 1997. – 832 с.
13. Боске, А. Жан Поль Сартр: Из книги дневников и воспоминаний «Память и забвение» //
Феникс–XX. –1993. – № 2/3. – С. 239–241.
14. Быховский, Б.Э. Негативная диалектика Сартра // Современный экзистенциализм.
Критические очерки. – М. : Мысль, 1966. – С. 246–279.
15. Вирмо, А., Вирмо, О. Мэтры сюрреализма. – СПб.: Академический проект, 1996. – 277 с.
16. Воропаев, Д.Н. Проблема происхождения «ничто» в философии Ж.–П. Сартра //
Исторические, философские, политические, и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2016. – №12. Ч.1. – С. 44–46.
17. Воропаев, Д.Н. Статьи Ж.-П. Сартра о феноменологии и свободе как введение в «Бытие и
ничто» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – Оренгбург, 2016. – №2. – С. 65–69.
18. Гасилин, А.В. Образ отца-насильника у Сартра и де Сада // Филология: научные
исследования. – 2017. – № 2. – С. 58 – 69.
19. Гасилин, А.В. Психоаналитические рецепции в «Бодлере» Ж.–П. Сартра // Человек. –
2019. – Т. 30, № 5. – С. 20–37.
20. Гасилин, А.В. Ревизия феноменологического метода в ранних философских эссе Ж.-П.
Сартра // Философия и культура. 2017. – № 7. – С.65–76.
21. Гасилин, А.В. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра как метод философской ан-
тропологии // Филология: научные исследования. – 2015. № 4. – C. 331–339.
22. Гобозов, И.A. Сартр и марксизм // Философия и общество. – 2006. – N 2. – С. 5–19.
23. Гольдман, Л. Структурно-генетический метод в истории литературы // Зарубежная
эстетика и теория литературы XIX–XX вв. – М.: Издательство МГУ, 1987. – С. 335–348.
24. Готье, Т. Шарль Бодлэр = (Charles Baudelaire) : Биогр. характеристика : С портр. Бод-
лера. – СПб.: АО тип. дела в СПБ, 1910. – 69 с.
25. Гуссерль, Э. Картезианские размышления. – СПб.: Наука, 1998. – 316 с.
26. Дильтей, В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и
Реформации. – М. : Иерусалим : Унив. кн., 2000. – 464 с.
27. Дильтей, В. Описательная психология. – СПб. : Алетейя : Кренов, 1996. – 160 с.
28. Долар, М. Голос и ничего больше. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. – 384 c.
29. Долгов, К.М. Эстетика Жана-Поля Сартра. – М.: Знание, 1990. – 64 с.
30. Жене, Ж. Дневник вора. – М.: Текст, 2005. – 222 с.
31. Ж.–П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и
политике: Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 8–9 июня 2005
года. – Спб. : изд–во С.–Петерб. Ун–та, 2006. – 240 с.
32. Камю, А. Человек бунтующий // Иностранная литература. – 1990. – № 5. – С. 234–248; №
6. – С. 202–226.
33. Кант, И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения в 8-ми т. Т. 4. – М.: Чоро,
1994. – 544 с.
34. Киссель, М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. – Л. : Лениздат, 1976. – 237 с.
35. Кожев, А.В. Введение в чтение Гегеля : лекции по “Феноменологии духа”, читавшиеся с
1933 по 1939 г. в Высш. практ. шк. – СПб. : Наука, 2003. – 791 с.
36. Кожев, А.В. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля // Идея смерти
в философии Гегеля. – М. : Логос : Прогресс-Традиция, 1998. – C. 7–131.
37. Кожев, А.В. Идея смерти в философии Гегеля. – М. : Логос : Прогресс-Традиция, 1998. –
C. 7–131.
38. Кузин, И.В. Тревога как тело свободы в экзистенциализме Ж.-П. Сартра // Вестник
Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия, филология. – Самара, 2016. –
№1 (19). – С. 100–103.
39. Кузнецов, В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1969. –
285 с.
40. Кузнецов, В.Н. Французское неогегельянство. – М.: Издательство московского
университета, 1982. – 200 с.
41. Кузьмина, Т.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра // Проблема человека в
современной философии. – М.: Наука, 1969. – 432 с.
42. Любимова, Т.Б. Эстетическая концепция Ж.–П. Сартра // Вопросы философии. – 1982. –
№ 4. – С. 100–108.
43. Мамардашвили, М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в
экзистенциализме Сартра // Современный экзистенциализм. Критические очерки. – М. :
Мысль, 1966. – С. 149–204.
44. Маркиз де Сад. Жюстина, или несчастья добродетели. – СПб.: Азбука–классика, 2010. –
924 с.
45. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. – СПб. : Ювента, Наука, 1999. – 605 с.
46. Монин, Н. Сартр. – М.: Рипол-Классик, 2018. – 416 с.
47. Мотрошилова, Н.В. Отечественная философия 50–80–х годов XX века и западная мысль.
– М.: Академический Проект, 2012. – 376 с.
48. Мошкова, Г. Ю., Юревич, А. В. Психобиография — новое направление в изучении науки
// ВИЕТ. – 1989. – № 3. – С. 67–75.
49. На встрече писателей Европы в Ленинграде // Иностранная литература. – 1963. – № 11. –
С. 201–258.
50. Ницше, Ф., Фрейд, З., Фромм, Э., Камю, А., Сартр, Ж.–П. Сумерки богов. – М.:
Политиздат, 1990. – 403 с.
51. Перцева, А.А. Видимость субъекта между воображением и восприятием. Сартр и Мерло–
Понти // Философский журнал. – 2016. – T.9. №3. – С. 77–105.
52. Пишуа, К., Зиглер, Ж. Шарль Бодлер // Иностранная литература, – 2000, – №4, – С. 140–
142.
53. Подорога, В.А. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической
антропологии. – М.: Логос, 2001. – 434 с.
54. Подорога, В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. – М. : Логос, 2017. – 106 с.
55. Подорога, В.А. Апология политического. – М. : Изд. дом Гос. Ун–та высшей школы
экономики, 2010. – 288 с.
56. Подорога, В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на
марше. – М.: Grundrisse, 2013. – 180 с.
57. Подорога, В.А. К философии архива // Досье на цензуру. – 2001. №14. URL: http://in-
dex.org.ru/journal/14/podoroga1401.html
58.Подорога, В.А. Метафизика ландшафта : Коммуникативные стратегии в философской
культуре XIX–XX вв. – М. : Наука, 1993. – 317 с.
59. Подорога, В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы в двух
томах. Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. – М. : Культурная революция, Логос, Logos–
altera. 2006. – 685 с.
60. Подорога, В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы в двух
томах. Том 2. Часть I. Идея произведения. Experimentum crucis в литературе XX века. А.
Белый, А. Платонов, группа Обэриу. – М. : Культурная революция, 2011. – 608 с.
61. Полторацкая, Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы. Книга
воспоминаний Симоны де Бовуар. – СПб.: Издательство СПбУ, 1992. – 245 с.
62. Постер, М. Экзистенциальный марксизм в послевоенной Франции : Глава 4. Атака на
Сартра: 1944–1957 // Философско-антропологические исследования. – 2008. – № 3/4. – С.
86–123.
63. Ржевская, Н.Ф. Литературоведение и критика в современной Франции. Основные
направления. Методология и тенденции. – М.: Наука, 1985. – 270 с.
64. Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика. – М.: KAMI, ACADEMIA, 1995. – 160 с.
65. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М.: Академический
проект, 2008. – 695 с.
66. Руткевич, A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального
психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – 175 с.
67. Рыбников, Н. А. Психология и биографии // Психология. – 1929. – Т. 2. Bып. 2. – С. 215–
226.
68. Рындин, С.Б. Фигуры автобиографического субъекта в сюрреалистической и
экзистенциальной прозе : «Возраст мужчины» М. Лейриса, «Слова» Ж.–П. Сартра :
диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.03. – Санкт–Петербург, 2005. 180
с.
69. Саррот, Н. Тропизмы. Эра подозрения. – М.: Полинформ-Талбури, 2000. – 448 с.
70. Сартр, Ж.-П. Бодлер. – М. : УРСС, 2004. – 184 с.
71. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М. : АСТ, 2015. –
928 с.
72. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. – СПб.:
Наука, 2001. – 319 с.
73. Сартр, Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939 – март 1940. – СПб. : Владимир
Даль, 2002. – 808 с.
74. Сартр, Ж.-П. Дороги свободы : пер. с фр.. – М. : АСТ, 2015. – 976 с.
75. Сартр, Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. – СПб. : Алетейя, 1998.
– 648 с.
76. Сартр, Ж-П. Основополагающая идея феноменологии Гуссерля: Интенциональность //
Проблемы метода. – М. : Акад. проект, 2008. – С. 168–174.
77. Сартр, Ж.-П. Очарованный свидетель // Жене, Ж. Дневник вора. – М.: Текст, 2005. – С.
5–6.
78. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода. – М.: Академический проект, 2008. – 222 с.
79. Сартр, Ж.-П. Самое главное для меня – это действие // Иностранная литература. – 1966.
– № 9. – С. 243–245.
80. Сартр, Ж.-П. Ситуации. – М. : Науч.–изд. центр “Ладомир, 1997. – 428 с.
81. Сартр, Ж.-П. Слова. – М. : Прогресс, 1966. – 174 с.
82. Сартр, Ж-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. – М.:
Модерн, 2015. – 160 с.
83. Сартр, Ж-П. Тошнота : роман ; Рассказы. – М. : АСТ, 2008. – 414 с.
84. Сартр, Ж.-П. Что такое литература? – СПб. : Алетейа : CEU, 2000. – 466 с.
85. Сидоров, А.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции. – Иркутск, 2003.
– 102 с.
86. Силаева, К.В. Анализ базовых структур, определяющих отношение к Другому в
философии Ж.-П. Сартра // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. –
Ногинск, 2016. – №1. – С. 46–59.
87. Симонова, Л.А. Французская автобиографическая проза первой половины XIX века. –
Москва : Буки Веди, 2015. – 726 с.
88. Соловьев, Э.Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования //
Вопр. философии. – 1981. – № 9. – С. 133–145.
89. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой // Станиславский К.С. Работа актёра над
собой. Чехов М.А. О технике актёра. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. – 496 с.
90. Стрельцова, Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики : (анализ
философских взглядов Ж.–П. Сартра) : учеб. пособие для философ. ф–тов и отд–ний ун–
тов.. – М. : Высш. шк., 1974. – 126 с.
91. Субботина, Г.А. Концепция времени в произведениях М. Пруста и Ж.-П. Сартра. –
Чебоксары : Чуваш. гос. Ун–т, 2004. – 59 с.
92. Тавризян, Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. – М. : Наука, 1977.
– С. 312.
93. Труайя, А. Бодлер. – М. : Молодая гвардия, 2006. – 258 с.
94. Фёдорова, Н.В., Боревич Г.В. Норма в экзистенциализме Ж.-П. Сартра и А. Камю //
Общество: философия, история, культура. – Краснодар, 2017. – С. 42–45.
95. Филиппов, Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра / Л. И. Филиппов ; АН
СССР, Ин-т философии. – М. : Наука, 1977. – 285 с.
96. Филиппов, Л.И. Экзистенциальный психоанализ Ж.–П. Сартра: замысел и результат //
Вопросы философии. – 1968. – № 7. – С. 18–51.
97. Филиппов, Л.И. Эстетические воззрения и метафизическая концепция Ж.-П. Сартра //
Вопросы литературы. – 1973. – №10. – С.28–49.
98. Фрейд, З. Из истории одного детского невроза // Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. – Киев :
Port–Royal, 1996.– С. 187–188.
99. Фрейд, З. Леонардо да Винчи воспоминания детства. – М. – Берлин: Директ Медиа, 2015.
– 82 с.
100.Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. – СПб. : Алетейя,
1999. – 252 с.
101.Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия: критически-историческое иссле-
довательское издание. – Ижевск: Ergo, 2018. – 118 с.
102.Фрейд, З. Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном
случае паранойи // Фрейд З. Собр. Соч. в 10 тт. Т. 7. Навязчивость, паранойя и перверсия.
– М.: Фирма СТД, 2006. – 335 с.
103.Фрейд, З. Ребёнка бьют // Собр. соч. в 10 т. Т. 7. Навязчивость, паранойя и
перверсия. – М. : Фирма СТД, 2006. – 336 с.
104.Фрейд, З. Три очерка по теории сексуальности // Собр. соч. в 10 т. Т. 5.
Сексуальная жизнь. – М. : СТД, 2006. – 121 с.
105.Фрейд, З. Фетишизм // Собрание соч. в 10 т. Т. 3. Психология бессознательного. –
М. : Фирма СТД, 2006. – 409 с.
106.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. –
447 с.
107.Фуко, М. Герменевтика субъекта : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в
1981–1982 учебном году. – СПб. : Наука, 2007. – 677 с.
108.Фуко, М. Надзирать и наказывать. – М. : Ad Marginem, 1999. – 479 с.
109.Фуко, М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону власти и
сексуальности. Работы разных лет. – М. : Магистериум; Касталь, 1996. – 448 с.
110.Хайдеггер, М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – 452 с.
111.Энафф, М. Маркиз де Сад = Sade : изобретение тела либертена. – СПб. : Гуманит.
Акад., 2005. – 447 с.
112.Эриксон, Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. –
М.: Медиум, 1996. – 512 с.
113.Юнг, К.Г, Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери // Психоанализ и
искусство. – М.: Рейл-бук, Ваклер, 1996. – С. 95–152.
114.Юровская, Э.П. Политическая деятельность Ж.–П. Сартра и его теория “Другого”
как ее основание // Проблема “другого голоса” в языке, литературе и культуре :
Материалы IV междунар. конф., 27–29 марта 2003 г.. – СПб. : Янус, 2003. – С. 62–66.
115.Adam, C.-C. Analyses & réflexions sur…Sartre “Les mots”. – Paris: Ellipses, 1996. –
125 p.
116.Archard, D. Marxism and existentialism: The political philosophy of Sartre and
Merleau–Ponty / D. Archard. – Belfast : Black staff press, 1980. – 126 p.
117.Barnes, H.E. Sartre. – New York, 1973. – 194 p.
118.Beauvoir, S. La cérémonie des adieux: suivi d’ Entretiens avec Jean-Paul Sartre 1974. –
Paris.: Gallimard, 1981. – 624 p.
119.Beauvoir, S. Les Mandarins. – Paris: Gallimard, 1954. – 579 p.
120.Beauvoir, S. La force de l’âge. – Paris: Gallimard, 1986. – 704 p.
121.Beauvoir, S. La cérémonie des adieux suivi de Entretiens aves Jean-Paul Sartre. Août–
septembre 1974. – Paris : Gallimard, 1981. – p. 305.
122.Beauvoir, S. Memoirs of a dutiful daughter. New York: The world publishing company,
1959. – 368 p.
123.Besançon G. L’Écriture de soi. – Paris: L’Harmattan, 2002. – 196 p.
124.Birchall, I. Sartre and Terror. Sartre Studies International
Vol. 11, No. 1/2, Sartre Today: A Centenary Celebration. New York: Berghahn Books 2005, pp.
251–264.
125.Bonnet, H. Roman et poésie. T. 2: De Malherhe à Sartre: Essai sur les progrès de la
conscience esthétique. – Paris: Nizet, 1964. – 156 p.
126.Boschetti, A. Sartre et «les Temps modernes» : une entreprise intellectuelle. – Paris : les
Éd. de minuit, 1985. – 326 p.
127.Bourton, W. Sartre : d’un siècle l’autre. – Bruxelles : Labor, 2004. – 176 p.
128.Burgelin, C. Claude Burgelin présente “Les mots” de Jean-Paul Sartre. – Paris:
Gallimard, 1994. – 211 p.
129.Cabestan, P., Tomes, A. Le vocabulaire de Sartre. – Paris: Ellipses, 2001. – 62 p.
130.Catalano, J.S. A commentary on Jean–Paul Sartre’s “Being and nothingness. – New
York, 1974. – 256 p.
131.Cobestan, P. Dictionnaire Sartre. – Paris: Ellipses, 2009. – 542 p.
132.Cohen-Solal, A. Sartre, 1905–1980. – Paris: Gallimard, 1985. – 976 p.
133.Cohen-Solal, A. Sartre. A life. – London: Minerva, 1991. – 591 p.
134.Cohen-Solal, A. Une renaissance sartrienne. – Paris: Gallimard. 2013. – 80 p.
135.Colombel, J. Sartre ou le parti de vivre. – Paris: Grasset. 1981. – 317 p.
136.Contât, M., Deguy, J. Les Carnets de la drôle de guerre de Jean-Paul Sartre : effets
d’écriture, effets de lecture // In. Littérature, n°80, 1990. Carnets, cahiers. – pp. 17–41.
137.Contât, М., Rybalka, M. Les ecrits de Sartre: Chronologie, bibliographie, commentée. –
Paris : Gallimard, 1970. – 788 p.
138.Cranston, M. Sartre. – London : Oliver and Boyd, 1962. – 118 p.
139.Dempsey, P.J.R. The psychology of Sartre, – Oxford: Cork university press, 1950. – 174
p.
140.Desan, W. The Marxism of Jean-Paul Sartre. – New York : Doubleday, 1965. – 320 p.
141.Dictionnaire Sartre. – Paris : H. Champion, 2004. – 542 p.
142.Didier B. Le journal intime. – Paris: Presses universitaires de France,1976. – 199 p.
143.Doubrovsky, S. Autobiographiques: De Corneille a Sartre. – Paris: Presses
Universitaires de France, 1988. – 167 p.
144.Flajoliet, A. La première philosophie de Sartre. – Paris: Champion. 2008. – 962 p.
145.Flynn, T. Sartre and Marxist Existentialism: The Test Case of Collective Responsibility.
– Chicago : University of Chicago Press, 1984. – 265 p.
146.Freud, S. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund
Freud . 24 vols. – London : Hogarth Press, 1961. – 304 p.
147.Fullbrook, K., Fullbrook, E. Simone de Beauvoir and Jean-Paul Sartre : the remaking of
a twentieth-century legend. – New York : Basic Books, 1994. – IX–214 p.
148.Gutting, G. The politics of the order of things: Foucault, Sartre, and Deleuze // History
and Theory. – 2016. – Iss. 54. – p. 54–65.
149.Gavi, P., Sartre, J.-P., Victor, P. On a raison de se Révolter. – Paris, 1974. – 171 p.
150.Guindey, G. Le drame de la pensée dialectique: Hegel, Marx, Sartre. – Paris : Librairie
philosophique J. Vrin, 1974. – 158 p.
151.Halpern, J. Critical fictions: The literary criticism of Jean-Paul Sartre. – London. 1976.
– 171 p.
152.Jameson, F. Sartre: The origins of a style. – London: Presses university de Franc. 1961.
– 228 p.
153.Kojeve, A. Introduction to the reading of Hegel. – Ithaca: Cornell University Press,
1980. – 304 p.
154.Lejeune, P. L’autobiographie en France. – Paris : Armand Colin, 1971. – 272 p.
155.Manceaux, M. Les Maos en France. – Paris : 1972. – 254 p.
156.Noudelmann, F. Dictionnaire Sartre. – Paris : Champion. 2004. – 542 p.
157.Nouveau fascisme, nouvelle démocratie // Les Temps Modernes. 1972. №5. – 414 p.
158.Poster, M. Sartre’s Marxism. – Cambridge : Cambridge univ. Press, 1982. – 330 p.
159.Renaut, A. Sartre, le dernier philosophe. – Paris: B. Grasette, 1993. – 249 p.
160.Richmond, S. Magic in Sartre`s early philosophy // Reading Satre. On phenomenology
and existentialism. – London, New York: Routledge, 2011. – pp. 145–160.
161.Sartre, J.-P. Baudelaire. – Paris: Gallimard, 1948. – 223 p.
162.Sartre, J.-P. Critique de la Raison dialectique. T.1. Théorie des ensembles pratiques. –
Paris: Gallimard, 1985. – 921 p.
163.Sartre, J.-P. Cahiers pour une morale. – Paris : Gallimard, 1983. – 600 p.
164.Sartre, J.-P. Esquisse d’une théorie des émotions. – Paris: Hermann, 2011. – p. 124.
165.Sartre, J.-P. La transcendance de l’Ego: Esquisse d’une description phénoménologique.
– Paris : Librairie philosophique J. Vrin, 1966. – 134 p.
166.Sartre, J.-P. Les carnets de la drôle de guerre: Nov. 1939 – mars 1940. – Paris:
Gallimard, 1995. – 432 p.
167.Sartre, J.-P. Les Chemins de la liberté. T1. L’âge de raison. – Paris: Gallimard. 1958. –
315 p.
168.Sartre, J.-P. L’Être et le Néant. Essai d’ontologie phénoménologique. – Paris :
Gallimard, 1943. – 722 p.
169.Sartre, J.-P. Saint Genet. Actor and martyr. New York, New American Library. 669 p.
170.Sartre, J.-P. L’idiot de là famille: Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T1. – Paris:
Gallimard, 1971. – 1104 p.
171.Sartre, J.-P. L’Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T. 2. – Paris :
Gallimard, 1971. – pp. 1108–2136.
172.Sartre, J.-P. L’ idiot de là famille: Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T3. – Paris:
Gallimard, 1972. – 665 p.
173.Sartre, J.-P. Mallarmé: La lucidité et sa face d’ombre. – Paris: Gallimard, 1986. – 170
p.
174.Sartre, J.-P. Saint Genet, comédien et martyr. – Paris : Gallimard, 2010. – 692 p.
175.Sartre, J.-P. Saint Genet, Actor and Martyr. – New York: Braziller, 1964. – 669 p.
176.Sartre, J.-P. Situations, I: Essais critiques. – Paris: Gallimard, 1964. – 335 p.
177.Sartre, J.-P. Situations, V: Colonialisme et néo–colonialisme. – Paris : Gallimard, 1964.
– 253 p.
178.Sartre, J.-P. Situations, VI: Problèmes Du Marxisme. – Paris : Gallimard, 1964. – 384
p.
179.Sartre, J.-P. Situations, IX: Mélanges. – Paris: Gallimard, 1972. – 364 p.
180.Sartre, J.-P. Qu’est-ce que la littérature? – Paris : Gallimard, 1948. – 308 p.
181.Sartre, J.-P. Questions de Méthode. – Paris : Gallimard, 1967. – p. 251 p.
182.Suhl, B. Jean-Paul Sartre: The philosopher, as a literary critic. – New York: Columbia,
1970. – 311 p.
183.Stern, A. Sartre: His philosophy and psychoanalysis. – New York: The Liberal Arts
Press, 1953. – 223 p.
184.Vitale, F. Benjamin Constant. Écriture et Culpabilité. – Genève: Droz, 2000. – 226 p.
185.White, E. Jean Genet. – Paris : Gallimard, 1993. – 685 p.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского
    📅 2022 год
    🏢 РО-ДОО ВО РПЦ «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
    Межкультурная коммуникация таджиков Китая (философско-культурологический анализ)
    📅 2021 год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана