Процессы этнокультурной интеграции в болгарском обществе конца XVII–XVIII вв. (по данным документов кадийского суда г. Софии)

Леонтьева Анна Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Немусульмане и шариатский суд …………………………………………………. 74
§1. Правовая система Османской империи …………………………………………….. 74
§2. Официальный статус немусульман в Османской империи………………… 81
§3. История изучения исламского права в России ………………………………….. 85
§4. Наследственное право в исламе. Теория и практика применения………. 88
Глава II. Городское население: этноконфессиональная диффузия……………. 104
Глава III. «Новые мусульмане» ………………………………………………………………. 136
Глава IV. Мусульманские и христианские женщины: права и возможности152
Глава V. Особенности материальной культуры горожан …………………………. 180
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 214
Источники ……………………………………………………………………………………………… 221
Литература …………………………………………………………………………………………….. 223

Во Введениио босновываются актуальность и научная новизна темы,
хронологические и территориальные рамки исследования, представляется анализ
научной разработанности темы, дается характеристика источниковой базы диссертации.
Глава I «Немусульмане и шариатский суд» посвящена наследственным нормам
исламского права и их соблюдению в кадийском суде в XVIII веке.
В первом параграфе рассматривается правовая система Османской империи, которая
опиралась как на исламское право (шариат), так и на обычное право, основывающееся на
писаном законе и воле властей. Сосуществование религиозного и обычного права в
Османскойимперииисследователиобъясняюттем,чтозавоеваниеосманами
византийских, сербских и болгарских земель, чьи юридические традиции отличались от
мусульманских, вынудило султанов идти на уступки, опираясь в завоеванных землях на
обычное право, перенимая некоторые элементы у правовых систем живших там народов.
Гибкость правовой системы позволяла применять общие принципы османского права к
многообразию местных правовых казусов и смягчать социальную напряженность.
Второй параграф посвящен официальному статусу немусульман в Османской
империи. Согласно исламской догматике, христиане и евреи, как «люди Писания»,
относятся к категории зимми – это община, которая находится под защитой мусульман и
их покровительством. Они могли продолжать исповедовать свою веру, а исламское
государство брало на себя обязанность защиты их и их имущества. Шариат регулировал
только отношения мусульман с этими общинами. Признаваемая за немусульманами
свобода религии и убеждений предоставляла им не только свободу исполнения обрядов,
но и право жениться, разводиться, наследовать на основании своих, а не исламских
правовых норм.
Сосуществование в османском государстве представителей различных религий
определялось системой миллетов. Христианский миллет включал в себя всех
православных Империи, во главе его стоял Константинопольский патриарх. Одной из
важнейших сторон системы миллетов стало предоставление церковным структурам
судебных и отчасти судебно-исполнительных функций. Анализ документов кадийского
суда Софии показывает активное участие немусульман в судебных разбирательствах, в
частности, касающихся наследственных споров, именно в шариатских судах, вопреки
предоставленной им возможности решить их внутри собственных общин.
В третьем параграфе дается краткий анализ публикаций мусульманского права в
России и приводятся основные публикации XIX – сер. XX вв., посвященные нормам
мусульманскогоправа.Рассмотренныеработыпредставляютсобойисторико-
юридические труды, в которых, в первую очередь, исследуются история формирования,
направления и догмы мусульманского права. Их расположение в этой главе обусловлено
спецификой изложения в них основ мусульманского права, которые в дальнейшем
используются для сопоставления с их правоприменения в основном источнике.
В четвертом параграфе речь идет об исламском наследственном праве – одной из
наиболее сложных и запутанных отраслей мусульманского права. Согласно шариату,
существует пять категорий наследников, имеющих права на наследство умершего
человека, при этом каждая категория, получив свою долю, может исключить из
процедуры наследования все стоящие за ней по очередности наследования категории. В
параграфе детально анализируются различные нормы распределения наследства, которые
рассматриваются на примере наследственных протоколов кадийского суда Софии. Это
позволяет проследить соблюдение оговоренных в законе норм местными судьями,
случаи обращения в шариатский суд немусульман и выявить причины их выбора в
пользу шариатского суда. Они крылись в четко прописанных нормах закона и
уверенности в том, что доли будут распределены в соответствии с этими нормами.
Характерной чертой исламского права является высокая степень защищенности женщин
и детей, в значительной степени гарантирующая достойное содержание вдов и
оставшихся сиротами детей. Кроме того, в некоторых случаях немусульмане могли
руководствоваться возможностью извлечения дополнительной выгоды. Главная причина,
по-видимому, заключалась в восприятии кадийского суда как основного органа
государственной администрации. Это объясняло высокую степень доверия к документам
о распределении наследства, полученным при завершении процесса в суде.
Глава II «Городское население: этноконфессиональная диффузия». София на
протяжениивсегоосманскогопериодаболгарскойисторииявляласьцентром
Румелийского бейлербейства, охватывавшего бόльшую часть балканских владений
Османской империи, и, по сути, до XVIII в. была столицей «Европейской Турции».
Османские документы купли-продажи позволяют говорить об ориентальном облике
городской застройки в рассматриваемый период.
Четкое разделение кварталов Софии по этноконфессиональному признаку на
протяжении XVIII в. постепенно нивелировалось. Замкнутые в этническом плане
кварталы выглядят скорее редким исключением, нежели нормой. Население большинства
из них становится смешанным. Сопоставление данных документов XVIII в. с более
поздними источниками позволяет говорить о развитии тенденции к расширению
межэтнических контактов, наметившейся в XVIII столетии.
Источники не содержат сведений о существованиии местонахождении
обособленныхеврейскогоицыганскогокварталов.Поданнымдокументов,
представители этих этносов компактно проживали в других кварталах, изначально
преимущественно в христианских, и были вполне интегрированы в городское общество.
Глава III «Новые мусульмане» посвящена рассмотрению такого явления, как
«добровольная исламизация», пик которой в болгарских землях пришелся на XVIII в.,
выявлению ее основных направлений и причин. Среди людей, фигурирующих в
кадийских регистрах, выделяются имеющие в своем имени слово «Абдуллах» («раб
Божий»). Этот антропоним означал, что его носитель стал мусульманином недавно и,
перейдя в «истинную веру» он символически прервал все прежние связи, и являлся,
таким образом, своеобразным маркером новообращенного мусульманина. Значительное
число упоминаний в кадийских регистрах «потомков Абдуллаха» свидетельствует о
высокой степени исламизации местного населения. Вместе с тем переход в ислам
христиан выглядит скорее шагом, необходимым для решения житейских, порой сугубо
бытовых проблем, нежели результатом прямого принуждения со стороны османских
властей или религиозного поиска.
Документы свидетельствуют об отсутствии антагонизма между христианами и
новообращенными мусульманами – после перехода в ислам люди продолжали
поддерживатьотношенияивзаимодействоватьсродственниками-христианами,
коллегами по эснафу (организации ремесленников), соседями.
Глава IV «Мусульманские и христианские женщины: права и возможности».
Изучение положения женщины особенно интересно, поскольку, как правило, именно
женский «домашний» мир – быт, одежда, украшения – наиболее консервативны и менее
подвержены внешнему влиянию. Анализ источников показал, что как христианские, так
и мусульманские женщины активно участвуют в экономической жизни города, продают
и покупают недвижимость – жилые дома, различные лавки и мастерские. Кроме того, они
активно выступают в качестве кредиторов, в частности, внутри своей семьи, что говорит
об их самостоятельности и восприятии женщины в обществе как независимого субъекта
права,доказываетихотносительнуюэкономическуюсамодостаточностьи
обеспеченность.Сопоставлениехристианскогоимусульманскогоподходовк
расторжению брака позволяет сделать вывод о большей степени защищенности
мусульманской женщины по сравнению с христианкой.
Глава V «Особенности материальной культуры горожан». Исследуемые в
диссертации источники содержат интересные и важные сведения для изучения
материальной культуры населения г. Софии в рассматриваемый период. В протоколах о
распределении наследства содержатся подробные описи имущества и его оценка в
денежном эквиваленте. Круг упоминаемых в описях имущества объектов и предметов
очень широк: при составлении протоколов фиксировались дома, сады и виноградники,
домашняя утварь, предметы интерьера, одежда и многое другое.
Одним из важнейших показателей уровня развития культуры и, в частности,
грамотности населения является степень распространенности книг. Если в начале
XVIII в. в описях имущества фиксировалась, в первую очередь, религиозная литература,
а среди христиан обладателями книг в основном были священнослужители, то к началу
XIX в. в источниках появляются упоминания светской литературы. Книги становятся
более дешевыми, а круг их владельцев расширяется. Это свидетельствует о
распространенииграмотностисрединаселениянезависимоотрелигиозной
принадлежности.
Анализ документов показал, что обладание оружием остается прерогативой
мусульман. В первую очередь это касается холодного оружия, которое часто выполняет
роль предмета роскоши. Изначально для «неверных» по законам шариата ношение
оружия было запрещено. Тем не менее, на протяжении всего рассматриваемого периода
огнестрельное оружие присутствует в описях имущества и христиан. В отличие от богато
украшенного оружия, часто принадлежавшего мусульманам, у немусульман преобладают
обычные, недорогие ружья и мушкеты, что свидетельствует о том, что в их среде оружие
не играло роль статусной вещи, а использовалось исключительно по назначению.
Анализ перечней дорогих украшений, зафиксированных в наследственных
протоколах женщин, указывает на преемственность на протяжении XVIII в. традиции
женского праздничного костюма, включающего серебряные пояса. Распространение
часов, постепенный выход их за пределы круга предметов, воспринимающихся
исключительно как предмет роскоши и элемент престижа, свидетельствуют как о
развитии соответствующего производства, так и о расширении группы их основных
потребителей – зажиточных торговцев и ремесленников.
ВЗаключениисформулированыосновныевыводыпопроблемам,
рассматриваемым в исследовании. Турецкое влияние в рассматриваемый период было
ощутимо в устройстве жизни и культуре болгар, но не привело к утрате национального
самосознания и идентичности.

Апробациярезультатов.Результатыдиссертационногоисследованиябыли
представлены в качестве докладов на следующих всероссийских и международных
научныхфорумах:ежегоднаяконференция«Никитинскиечтения»(Институт
славяноведения РАН, 2010, 2014, 2016, 2020 гг.); ежегодная конференция молодых
ученых «Славянский мир: общность и многообразие» (Институт славяноведения РАН,
2014, 2015, 2016, 2018 гг.); «История востоковедения: традиции и современность»; II и II
Всероссийская научная школа-конференция аспирантов и молодых ученых (Институт
востоковедения РАН, 2014, 2015 гг.); Международный конгресс историков-славистов
«Как сегодня изучать историю славянского мира?» (СПбГУ, 2017 г.); Балканские
чтения 15. «Балканский тезаурус: Коммуникация в сложно-культурных обществах на
Балканах» (Институт славяноведения РАН, 2019 г.); XII Международный конгресс по
изучениюЮго-ВосточнойЕвропы(AIESEE,МАЮВЕ)(Бухарест,2019 г.);
международная конференция «Аксиологическое изучение славянских языков» (Институт
славяноведения РАН, Институт болгарского языка им. Л. Андрейчина БАН (София,
Болгария), Институт славистики им. Я. Станислава САН (Братислава, Словакия);
Братислава, 2019 г.) и др.

Османская империя образовалась в XV–XVI вв., став одним из
крупнейших государств своего времени, в составе которого на пике
могущества проживало более 60 народов, а территории простирались в Азии,
Северной Африке и Юго-Восточной Европе. Болгарские земли вошли в
состав Османской империи на раннем этапе ее формирования – София была
захвачена в 1382 г., в 1393 г. войска султана Баязида I Молниеносного (1354–
1403) завоевали Тырново, тогда – столицу Второго Болгарского царства,
которое и в период правления своего последнего царя Ивана Шишмана
(1371–1393) к началу османского завоевания уже не было единым
государством. Болгария стала первой османской провинцией в Европе,
наряду с Фракией и Македонией превратившись в плацдарм для дальнейших
завоеваний.
София, расположенная в центре Балканского полуострова на
пересечении важнейших торговых и военных путей, после завоевания стала
столицей Румелии – провинции, включавшей бόльшую часть балканских
владений Османской империи, и, по сути, до XVIII в. была столицей
«Европейской Турции». Отличительной чертой дальнейшего развития
болгарских земель, в силу территориальной близости к центральным районам
Империи, стала наиболее высокая, по сравнению с другими балканскими
провинциями, степень интеграции в османскую политическую и социально-
экономическую систему.
XVIII век оказался во многом переломным в истории как Османской
империи в целом, так и ее балканских провинций. В это время Османская
империя вступила в период кризиса, характеризуемого ослаблением военного
могущества и начавшимся экономическим отставанием от быстро
развивающихся европейских держав. Достигший своего пика в XVIII в.
кризис получил определение структурного, а в зарубежной историографии
также был назван «эпохой аянов*»1. Важнейшим фактором кризиса и одной
из его причин стали разложение военно-ленной (тимарной) системы
землевладения, функционирование которой было напрямую связано с
постоянным расширением границ государства и ролью сипахийского
ополчения как основной силы османского войска2. Это затронуло балканские
провинции Империи, бывшие одним из основных центров тимарного
землевладения. Происходившие изменения сказались на положении местного
населения и повлияли на дальнейшее социально-экономическое развитие
региона.
Еще одной важной чертой кризиса стало усиление провинциальных
правителей – аянов, что вело к росту сепаратистских настроений и, в итоге,
децентрализации государственной власти. Во второй половине XVIII в.
провинциальная знать превратилась в могущественную олигархию,
социальную группу с собственной внутренней иерархией, обладавшую
необходимыми военными и экономическими ресурсами для борьбы за
власть3. В условиях постоянных кровопролитных столкновений между
группировками, ни одна из которых не имела достаточно возможностей для
подавления конкурентов, Румелия погрузилась в «хаос массового
*
Аяны – представители региональной элиты Османской империи («знать», «нотабли»).
1
Мейер М.С. Османская империя в XVIII в. Черты структурного кризиса. М., 1991. Витол А.В.
Османская империя (Начало XVIII в.); Faroqhi S. An Economic and Social History of the Ottoman
Empire: 1300–1600. Vol. 2. Cambridge, 1997. P. 411–636; McGowan B. The age of the ayans, 1699–
1812 // Economic and Social History of the Ottoman Empire: 1600–1914. Vol. 2. Cambridge, 1997.
P. 637–759; Мантран Р. Османската държава през XVIII в.: натискът на Европа // История на
Османска империя. София, 1999. С. 279–301.
2
Подробнее о сути османской военно-ленной системы и ее функционировании в болгарских
землях см.: Мутафчиева В. Аграрните отношения в Османската империя през XV–XVI в.
София, 1962; Грозданова Е. Българска селска община през XV–XVIII век. София, 1979. С. 22–
30; Радушев Е. Аграрните институции в Османската империя през XVII–XVIII в. София, 1995;
Макарова И.Ф. Болгарский народ в XV–ХVIII вв. М., 2005. С. 100–154.
3
Макарова И.Ф. На пути к феодальной анархии (болгары под властью турецкого султана) //
История Балкан. Век восемнадцатый. М., 2004. С. 259; Мейер М.С. Османская империя в
XVIII в. С. 119–121.
бандитизма», эпоха которого в историографии получила название
«кырджалийское время»4. Условной отправной точкой этого «времени»
принято считать 1779 год – начало первого похода османских властей для
подавления сепаратистских выступлений, реальное же противостояние и
разгул бандитизма берут свое начало в середине XVIII столетия.
Результаты этого исторического явления для дальнейшего развития
болгарской истории неоднозначны. С одной стороны, феодальная анархия
повлекла за собой большое число жертв среди мирного населения и нанесла
значительный демографический урон болгарскому народу. Однако в то же
время необходимость самостоятельно противостоять угрозам разбойных
нападений способствовала сплочению болгар и росту болгарского
национального самосознания на рубеже XVIII–XIX вв., что в итоге вылилось
в борьбу за освобождение от «турецкого ига». Таким образом, XVIII в. стал
переломным не только для Османской империи в целом, но во многом
предопределил дальнейшее развитие болгарских земель, став, с одной
стороны, пиком их интеграции в османскую государственную систему, с
другой – последним столетием этой интеграции, поскольку XIX век явился
периодом расцвета национального возрождения, итогом которого стало
освобождение Болгарии от османского владычества и получение
независимости. Этим обусловлен выбор хронологических рамок
исследования – конец XVII – XVIII вв.
Начавшееся после 1989 г. в Болгарии переосмысление прошлого,
особенно столь значимого и продолжительного периода как эпоха
османского владычества, стремление отойти от годами насаждавшихся
стереотипов делают изучаемую тему актуальной в научном отношении.
Объективная трактовка истории Болгарии периода ее многовекового
пребывания в составе Османской империи, ее освобождения от власти
султана и своеобразия дальнейших отношений с Турцией невозможна, в том
Макарова И.Ф. На пути к феодальной анархии… С. 259–260. Подробнее об историографии этого
периода см. ниже.
числе, без анализа социальных процессов, происходивших в болгарских
землях в два последних столетия османского владычества. Этим обусловлена
актуальность исследования.
Объект данного исследования – процессы этноконфессиональной и
культурной интеграции, продолжавшиеся в той или иной степени в
болгарских землях с первых столетий османского господства во многом под
влиянием процессов, происходивших в османском государстве в целом и
достигшие в конце XVII–XVIII вв. своего пика.
Предмет исследования – взаимодействие христианского и
мусульманского населения города Софии в рассматриваемый период,
специфика сосуществования некогда завоеванного местного христианского
населения с мусульманами-завоевателями.
Цель исследования – на примере населения города Софии проследить,
какие процессы происходили в период кризиса и постепенного упадка
Османской империи в городских обществах болгарских земель,
проанализировать степень интеграции местного христианского населения в
османское городское общество, выявить основные направления и
специфические особенности этих процессов.
Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие
исследовательские задачи:
 На основе протоколов разделения наследства рассмотреть
мусульманскую традицию наследственного права, его применение и
соблюдение установленных законом норм на практике; выявить
обращения христиан в кадийские суды при разделении наследства;
попытаться ответить на вопрос: чем руководствовались христиане
(имевшие возможность решать подобные вопросы внутри своей
общины), отдавая предпочтение рассмотрению наследственных дел в
рамках мусульманского права в кадийском суде.
 Проанализировать этноконфессиональный состав
населения городских кварталов г. Софии, проследив по документам
кадийского суда расселение и сосуществование представителей
различных конфессий внутри города.
 Определить масштаб исламизационных процессов в
болгарском обществе в означенный период; выявить и представить
возможные мотивы добровольной смены религии христианами;
показать отношение болгарского общества к мусульманам в первом
поколении.
 Сравнив имущественно-правовое положение христианских
и мусульманских женщин в обществе, сопоставить их материальное
положение; выявить возможные различия их общественного
положения; показать особенности семейных отношений в болгарском
обществе.
 Изучив состав описей имущества городских жителей
различных социальных слоев и конфессий, проследить специфику
развития материальной культуры жителей г. Софии и оценить взаимное
влияние мусульманской и христианской культур, в том числе, на
бытовом уровне.
Поставленные цели и задачи, в соответствии с принятыми
хронологическими рамками, определяют структуру работы.
Первая глава посвящена наследственным нормам исламского права и
их соблюдению в кадийском суде в XVIII в. В ней также анализируются
случаи обращения немусульман в шариатские суды.
Во второй главе, на основе документов купли-продажи,
рассматриваются этноконфессиональный состав населения городских
кварталов г. Софии, процесс размывания их замкнутости городских
кварталов и специфика соседского сосуществования представителей
различных религий и этносов в городе.
В третьей главе исследуются процессы естественной исламизации в г.
Софии, прослеживается степень интеграции мусульман в первом поколении
в городское общество, а также восприятие смены религии населением.
Четвертая глава посвящена сравнительному анализу положения
мусульманской и христианской женщин в имущественно-правовой сфере,
изучены семейные отношения, в частности специфика бракоразводных
процессов, соблюдение общепринятых традиций.
Пятая глава посвящена изучению особенностей материальной
культуры жителей Софии, выделению понятия ценностей и
взаимопроникновению мусульманской и христианской культур.
Основные положения диссертации:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Население Софии в конце XVII–XVIII в. по данным документов кадийского суда
    Вынужденное соседство – добровольноеприспособление в дипломатических и межнациональных отношениях вЦентральной, Восточной и Юго-Восточной Европе XVIII–XXI вв. М.; СПб.2С. 29

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету