Социально-философский аспект технологий визуальных коммуникаций в условиях новых вызовов Четвертой промышленной революции
Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы визуальной
коммуникации: роль визуализации и графического моделирования
гипотетических социальных феноменов, фундированных новыми
видами реальности …………………………………………………………..
1.1. История и методология моделирования коммуникации: от общих
моделей коммуникации до структуры и метода визуальной
коммуникации. Синтез социальной эпистемологии и визуальной
коммуникации в сетевой науке…………………………………………..
1.2. Феномен «Черного зеркала»: виртуальная, дополненная,
смешанная виды реальности. «Компактность» знаний как будущее
коммуникации и социального взаимодействия и способы их
визуального представления в рамках парадигмы умной графики и
концепции «внешнего интеллекта» …….………………………………..
1.3. Визуальная логика и графическое моделирование категории
«революция»……………………………………………………………….
Глава 2. Четвертая промышленная революция: потенциал
смешанной реальности в визуальной коммуникации…………………
2.1. Социальные эффекты смешанной реальности. Проблема перехода
от «пустого мира» к «полному миру»……………………………………
2.2. Умные толпы. Цифровой паноптикум. Визуализация «открытых
государственных данных». Будущее визуальной коммуникации,
модусы человеческого бытия и «цифровой человек»…………………..
2.3. Глобальные рейтинги и способы их визуального представления.
Визуализация научной коммуникации. Эффективные визуально-
коммуникативные действия………………………………………………
3
2.4. Глобальные вызовы четвертой промышленной революции:
дизрупция, «подрывные технологии» и визуальная коммуникация…..
Глава 3. Социально-эпистемологическая роль Центра
междисциплинарной визуализации и инфографики на базе
интеллектуального центра САФУ имени М.В. Ломоносова……………
3.1. Модели и классификация центров визуализации и инфографики:
зарубежный и отечественный опыт………………………………………
3.2. Центр междисциплинарной визуализации и инфографики
Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.
Ломоносова. Междисциплинарные взаимодействия и перспективы….
3.3. Универсальная «периодическая таблица визуализации»: стратегия
Центра междисциплинарной визуализации и инфографики……………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
4
Во «Введении» обосновывается актуальность работы, рассматривается
степень научной разработанности проблемы, определены объект и предмет
исследования, сформулированы цели и задачи анализа, его научная новизна,
положения, выносимые на защиту, обоснована методологическая основа
диссертации, ее теоретическая и практическая значимость, обоснованность и
достоверность полученных результатов апробации диссертационного
исследования. Данный раздел завершается указанием структуры диссертации.
В первой главе «Теоретико-методологические проблемы визуальной
коммуникации: роль визуализации и графического моделирования
гипотетических социальных феноменов, фундированных новыми видами
реальности» рассмотрены вопросы, касающиеся истории и методологии
моделирования коммуникаций, определены феномены «черного зеркала» и
«компактности» знаний, проанализированы методы и способы визуализации
революционных процессов.
В первом параграфе «История и методология моделирования
коммуникации: от общих моделей коммуникации до структуры и метода
визуальной коммуникации. Синтез социальной эпистемологии и визуальной
коммуникации в сетевой науке» автором рассмотрена история визуальной
коммуникации, ее зарождение и развитие, рассмотрены основные и прикладные
модели коммуникации. Составлена хронология и базовая характеристика
основных моделей коммуникации, а также сравнительная таблица элементов
коммуникации. Показано, сущность основных моделей коммуникации
заключается в том, что все они ориентированы по своей сути на базовую
модель, так называемую модель Шеннона-Уивера, однако каждая дополняет
первую модель новыми свойствами. Определено, что большинство
рассмотренных автором моделей коммуникации предусматривают замену всего
многообразия эффектов коммуникации лаконичными формами графических
моделей.
Ориентируясь на приложения комбинаторики в гуманитарных науках в
целом и философской традиции в частности, автором построена условная
сравнительная таблица комбинирования элементов моделей коммуникации и
методов визуализации данных, что позволило увидеть возможности для
обобщенного представления природы визуальной коммуникации
Роль рассмотренных моделей коммуникации и их связи с формами
визуализации информации состоит в том, чтобы создавать во всем
многообразии коммуникации такие ее инфографические приложения,
технологии и подходы, которые информационная среда современного общества
еще не создала, а именно формировать новые точки-нексусы в визуально-
коммуникативном поле сетевой организации науки. Новые формы визуальной
коммуникации особенно нужны там, где обычный обмен информацией либо
чреват издержками по обработке больших и несвязанных, на первый взгляд,
массивов данных из разных наук, либо считается невозможным по причине их
классической несовместимости по принципу деления науки на точные,
естественно-научныеигуманитарные.Социально-эпистемологическая
характеристикатеоретико-методологическихпроблемвизуальной
коммуникации в новых условиях гипотетических вызовов Индустрии 4.0
определяется широким спектром новых способов обмена информацией как с
учетом широкого модельного ряда коммуникаций, так и способами его
наполнения визуально-инфографичеким содержанием, т.е. многократно
опосредованным и компактированным знанием.
Во втором параграфе «Феномен «Черного зеркала»: виртуальная,
дополненная, смешанная виды реальности. «Компактность» знаний как
будущее коммуникации и социального взаимодействия и способы их
визуального представления в рамках парадигмы умной графики и концепции
«внешнего интеллекта» автором отмечается, что понятие «черного зеркала»
возникает в связи с формированием экранной коммуникации, которая сейчас
является одним из основных видов познания окружающего мира. Цифровые
технологии – это лишь инструмент в руках человека, который значительно
ускоряет темпы жизни общества, усиливает человеческие слабости, «оголяет»
общеизвестные социальные проблемы. Несмотря на страхи, которые вызывает
«черное зеркало», оно отражает нашу адаптивность. Это общая метафора
визуального модуса человеческого существования в условиях гегемонии
всевозможных современных электронных устройств. Для периода Четвертой
промышленной революции особенно характерен новый тип мышления –
символическое, которое возникло в связи с современными «социальными
практиками коммуникации». Исследователи называют символическое
мышление сетевым, интернет-мышлением или net-мышлением. Для такого
мышления характерна полифоничность – характеризуемая некоторыми
особенностями сознания виртуальной личности в информационном обществе
Автором определено, что коммуникация «человек-компьютер» является
одновременно и знаковой, и цифровой. Сделан вывод о том, что изобретение
компьютера и новых способов коммуникации, а также Четвертая
промышленная революция выдвигают коммуникацию в виртуальном мире на
новый уровень. Коммуникация подвергается существенной виртуализации.
В связи с этим рассмотрены и проанализированы понятие виртуальности и
виртуальной реальности, модели виртуальной и смешанной реальности.
Представлены примеры умной графики. Определены положительные и
отрицательные эффекты воздействия проанализированных феноменов, которые
меняют и трансформируют сознание человека. Таким образом, возникает
требование философского осмысления рассматриваемых феноменов,
всестороннего его изучения.
В третьем параграфе «Визуальная логика и графическое моделирование
категории «революция» автор анализирует методы и способы визуализации
революционных процессов. Одной из характерных особенностей развития
общества в эпоху Индустрии 4.0 является революционное влияние новых
технологий практически на все стороны жизни. Рассмотрены и
проанализированымоделиреволюционныхпроцессов.Анализируя
возможности визуального мышления в графическом представлении структуры
революции, отмечено, что революция часто визуализируется посредством волн.
Выявлено, что многие элементы социальной системы обладают базовым
и факультативным значением. В рамках каждой, сложившейся под
воздействием трех промышленных революций, социально-экономической
системы доминирующим фактором коренной трансформации общества был
тот, который затрагивал все общество целиком. Вышедшие недавно
на повестку дня феномены, такие как большие данные, интернет вещей,
виртуальная и дополненная реальность, 3D-печать, блокчейн и др., а также их
массовое внедрение в социальную реальность, с большой долей вероятности
смогут трансформировать все общество целиком.
Таким образом, проведенный анализ показал, что сама категория
«революция» моделируется с помощью широкого спектра визуальных моделей,
начиная со стандартных логико-схематических моделей, заканчивая
визуализациями в форме графов динамических социальных сетей сообщений на
примере разворачивания революционных событий в социуме.
Во второй главе «Четвертая промышленная революция: потенциал
смешанной реальности в визуальной коммуникации» рассмотрены вопросы
социальных эффектов смешанной реальности и проблема перехода от «пустого
мира» к «полному миру», умные толпы, цифровой паноптикум, визуализация
«открытых государственных данных, а также глобальные рейтинги, созданные
для целей визуальной коммуникации.
В первом параграфе «Социальные эффекты смешанной реальности.
Проблема перехода от «пустого мира» к «полному миру» автор отмечает,
что одним из важнейших следствий Индустрии 4.0 для человека станет
его отчуждение от некоторых видов деятельности, в которых машины будут
более компетентными и эффективными, однако некоторые области познания
обязательно должны остаться в ведении человека. Рассматривая качество и
количество вызовов, предъявляемых Индустрией 4.0 к современному обществу,
отмечено, что на протяжении всей истории человечества в распоряжении
обществ разных типов имелось два коммуникативных фактора их развития,
которые можно условно обозначить как стратегия изоляции (закрытой
коммуникации) и кооперации (открытой коммуникации). Новая реальность
была названа проблемой «полного» и «пустого» мира. Выявлено, что для
сохранения эффективных форм коммуникации, а также темпов социального
развития на пути к более совершенной общественной жизни, которое в рамках
Индустрии 4.0 может принимать новые цифровые формы, необходимо
применять новые подходы. В условиях «полного» мира, который можно
условно назвать «плотным» миром, обострится борьба за доминирование над
коммуникацией и информацией, а точнее, за процессы ее «уплотнения»,
что невозможно представить, как без соответствующих методологий
визуализации и компактирования информации и знания, так и выстраивания
технологий визуальной коммуникации.
Итак, в основе новых социальных эффектов, детерминированных
смешанной реальностью, вызовами Индустрии 4.0 и гипотетическим переходом
от «полного» к «пустому» миру лежит присущая миру технологий
устремленность в будущее. Общество вынуждено будет поставить
распространение информации под контроль. Объемы информации, которые
постоянно увеличиваются благодаря «информационному взрыву» необходимо
будет конвертировать в лаконичные структуры, переводить в компактные
формы, в том числе понадобятся и визуально-коммуникативные технологии
передачи компактированного знания.
Во втором параграфе «Умные толпы. Цифровой паноптикум.
Визуализация «открытых государственных данных». Будущее визуальной
коммуникации, модусы человеческого бытия и «цифровой человек»» автор
рассматривает эффект «умных толп» или смартмобов, вслед за которыми стали
появляться «умные города», «умные дома», «умные предприятия» и даже
«умные университеты» и др. Идейной платформой выше обозначенной
тенденции стала концепция открытых данных, которая заключается в том,
чтобы сделать определенные данные доступными для так называемого
«машиночитаемогоиспользованияидальнейшейрепубликации
без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля».
Автор анализирует социально-философские корни проблемы «открытых
данных» и свободного пользования ими, рассматривая теоретическую модель
«трагедии антиобщин», а также взаимодействие государства, общества и
человека.
Открывая доступ к своим данным, государство одновременно включает
системы визуального наблюдения и контроля по примеру паноптикума.
Общество, «атомизируясь» за счет «черных экранов», одновременно создает
новые активные субструктуры в форме сетевых виртуальных сообществ.
Человек,утрачиваястандартныеформыидентичности,обретает
множественную субъективность и идентичность в рамках многочисленных
цифровых идентичностей, аккаунтов социальных сетей и сообществ.
В третьем параграфе «Глобальные рейтинги и способы их визуального
представления. Визуализация научной коммуникации. Эффективные
визуально-коммуникативные действия» автор показывает, что визуализация
информации будет иметь не только познавательный смысл в обществе, где
информация распространяется, продается, покупается и является важнейшим
элементом управления общественными отношениями. Основная причина, по
которой мир визуальной коммуникации наполняется рейтингами, заключается
в том, что государства и компании нуждаются в публичном способе оценки и
ранжирования их деятельности, достижений, провалов. В связи с этим,
визуальная коммуникация как метод, а также центры визуализации
информации как институциональная составляющая смогут сыграть важную
роль в конкуренции на рынке распределения и обмена информацией «высоких
порядков», т.е. информацией, полученной за счет процедур компактирования
больших данных в лаконичные структуры, количество которых определяется
всем богатством методологии визуализации информации.
Автором отмечено, что рейтинги играют не последнюю, а иногда и
ведущую роль в социально-экономической и даже политической динамике,
распределении и накоплении определенного имиджа и положения стран,
государств, компаний и даже культурных областей на мировой арене.
Приданиеинформацииинфографическогозначениябольшим
статистическим данным имеет смысл также в тех социальных системах,
где существует возможность информационного влияния через всевозможные
средства массовой информации и коммуникации.
Проанализированы понятия «эффективные визуально-коммуникативные
действия», «дизрупция» и «дизруптивные воздействия», которые по мнению
К. Шваба окажут существенное влияние на утвердившиеся традиционные
компании. Показано, что разрушающее (дизруптивное) влияние может быть
смягчено именно эффектами визуальной коммуникации.
Рейтинги, созданные для целей визуальной коммуникации, играют
незаменимую дефрагментирующую роль и представляют собой специфический
технологический инструмент, собирающий представления о мире и человеке
в единую картину. Тем не менее, например, университеты и научное
сообщество еще не располагают достаточными инструментами для того, чтобы
решать научные проблемы в условиях полной открытости и прозрачности.
В четвертом параграфе «Глобальные вызовы четвертой промышленной
революции: дизрупция, «подрывные технологии» и визуальная коммуникация»
автор определяет, что вызовы Индустрии 4.0, описанные К. Швабом
в его трудах, имеют три основные характеристики – влияние инновационных
технологий на социальные процессы в обществе, значимость деятельности
человека, а также дизруптивное воздействие. Сегодня можно говорить о смене
парадигм развития общества – линейная сменяется экспоненциальной, которая
формирует новые вызовы.
Во-первых, следует сказать о трансформации рынка труда: внедрение
киберфизических систем и Интернета всего (IoE) приведет к активной
автоматизации производственных процессов, что вызовет уменьшение общей
доли человеческого труда, а также увеличение разрыва между доходами
населения и гендерного разрыва.
Во-вторых, трансформируется сама организация и производственный
процесс.
Третьим вызовом является трансформация правительства. В связи
с быстро меняющейся ситуацией потребуется гибкость, адаптивность, умение
расставить приоритеты, «осознавать дизруптивные силы и инновации».
В-четвертых, быстрое развитие науки, появление новых технологий
требуют разработки новых этических и юридических норм.
Таким образом, характер подрывных технологий, движущихся по
экспоненциальной кривой, возможно изменить и скорректировать, прогнозируя
и моделируя следующий шаг. Все человеческое общество должно участвовать в
глубоком обсуждении того, куда могут привести нас информационные
технологии с точки зрения их возможностей и угроз. Наиболее узнаваемой
в социальной мысли является так называемая модель «подрывных инноваций»,
«дилемма инноватора». Автор приходит к выводу, что визуализация
информации и знаний, а также развитие теории визуальной коммуникации
смогут наметить некоторые новые подходы к пониманию важнейшего вызова
Индустрии 4.0 – дизрупции. Визуализация сможет помочь проанализировать
как наличные графические модели, использующиеся в теории «подрывных
технологий», так и предложить новые способы визуальной коммуникации,
позволяющие минимизировать последствия, которые провозглашаются
сторонниками данной концепции.
В третьей главе «Социально-эпистемологическая роль Центра
междисциплинарной визуализации и инфографики на базе интеллектуального
центра САФУ имени М.В. Ломоносова» автор анализирует модели и
классифицируетцентрывизуализациииинфографики,
Центр междисциплинарной визуализации и инфографики САФУ и
разрабатывает его стратегию, опираясь на универсальную «периодическую
таблицу визуализации».
В первом параграфе «Модели и классификация центров визуализации и
инфографики: зарубежный и отечественный опыт» автором рассмотрено около
19 научно-исследовательских центров, которые занимаются проектами,
затрагивающими визуальные коммуникации. Определены сходства и различия
организации, тематики научных проектов и сферы деятельности зарубежных и
российских центров, описаны модели деятельности и взаимодействия
с партнерами, в том числе с образовательными организациями. Отмечено, что
вузы берут на себя также миссию коммерциализации научных исследований и
разработок. В этой связи анализируется модель пространства тройной спирали,
заключающуюся в эффективном сотрудничестве государства, университета и
бизнеса. Предложена классификация центров по типу проектов, по типу
организации (ведущая роль у фирмы, университета или государства),
по географическому месторасположению(российские, зарубежные).
Также проанализирована работа центров визуализации относительно четвертой
промышленной революции. Определено, что необходимо встраивать в бизнес-
процессы университета не только технологии Индустрии 4.0 (иммерсивные,
аддитивные технологии, искусственный интеллект, интернет вещей, большие
данные и др.), но и менять организационную структуру, внося элементы
инновационной деятельности. Выявлено, что для эффективной работы в
условиях большого объема разноформатной информации актуально
направлениевизуализациизнаний,примененияSmartGraphics.
Их структурирование, data-mining и представление в визуальной форме,
на интуитивно-понятном языке символов в десятки раз может сократить время
на усвоение и понимание сообщения. Проанализирована и описана концепция
Индекса зрелости Индустрии 4.0, в которой этап визуализации является
переходным от этапа третьей промышленной революции к четвертой.
Определено, что при внедрении данной концепции научные основы методики
анализа должны определяться междисциплинарной командой с участием
экспертов, специалистов предприятия и специалистов по визуальным
коммуникациям. Роль аккумулятора знаний такой команды может сыграть
центр визуализации.
Создание подобных центров определено современными требованиями
в концепции развития Индустрии 4.0. Они предназначены для разработки
инструментов и лучших практик, которые помогут бизнесу, университетам и
государству в формировании трансформации.
Во втором параграфе «Центр междисциплинарной визуализации и
инфографики Северного (Арктического) федерального университета имени
М.В. Ломоносова. Междисциплинарные взаимодействия и перспективы»
автором рассматривается Центр междисциплинарной визуализации и
инфографики (ЦМВиИ), актуализируются цель, задачи, организационная и
функциональная структура центра, схема взаимодействия и связей. Разработана
модель визуальных коммуникаций для практического применения при
выполнениипроектовЦМВиИ,включающаяосновныеэлементы
взаимодействиякоммуникатор/получательнаосновепроведенного
исследования. На основе базовой модели У. Шрамма в разработанную модель
вводится понятие поле опыта коммуникатора, получателя и посредника.
Выявлена аналогия организационной структуры с идеей тройной спирали,
согласно которой центр должен сыграть роль инкубатора знаний и платформы
взаимодействия.Висследованиипоказанымеждисциплинарные
взаимодействия и перспективы развития ЦМВиИ. Для его успешного
функционирования необходимо установить связи с ключевыми партнерами
инновационного процесса в регионе.
В третьем параграфе «Универсальная «периодическая таблица
визуализации»: стратегия Центра междисциплинарной визуализации и
инфографики» автор делает вывод о том, что исследование визуальной
коммуникации в рамках традиции визуализации знания, а также с учетом
вызовов Индустрии 4.0, должно дать логически завершенную стратегию для
развития Центра междисциплинарной визуализации и инфографики САФУ.
Социально-философская рефлексия в отношении визуальной коммуникации,
а также ориентирование на методологическое богатство технологий
визуализации в той мере, в какой это возможно осуществить в рамках
современной традиции цифровой гуманитаристики, позволяет предвосхитить и
спрогнозировать ряд отдельных явлений и изменений в современной
университетской системе образования, предложить альтернативные способы
обмена, получения, распространения знаний. Проведённое социально-
философское исследование роли визуальной коммуникации в условиях новых
вызовов Четвертой промышленной революции подтверждает, что будет очень
трудно преодолевать последствия «информационного взрыва» и «глобализации
информации», минуя технологии визуальной коммуникации.
В «Заключении» диссертационной работы подводится общий итог
исследования, формулируются основные выводы и рекомендации.
Актуальность темы исследования
Востребованность разработки идеи «визуальной коммуникации» в рамках
гипотетических социальных эффектов Четвертой промышленной революции (англ.
Industry 4.0) фундирована главным образом вполне обоснованным желанием
решать общие социально-философские проблемы современности рационально и
делать это по возможности еще до наступления прогнозируемых событий, чтобы
предвосхитить последствия развития быстроменяющегося мира новейших
технологий и действий человека, обусловленных этим развитием. Акцентирование
внимания на социальных следствиях Четвертой промышленной революции в
целом, и практике визуальной коммуникации в частности, конечно, исключает
одни социальные феномены из поля зрения, но допускает другие, способствующие
развитию социально-философского познания.
Также, следует признать, что существуют области социальной философии, в
которых теория и практика визуальной коммуникации еще не могут гарантировать
приемлемые ответы на поставленные вопросы, однако необходимо также отметить,
что в тех областях социального знания, где визуализация уже имеет место, чисто
теоретические и постоянно возрастающие знания действительно приобретают не
только практическую значимость, но характер компактности – важнейший фактор
позволяющий преодолевать последствия информационного взрыва (англ.
The information explosion )1, связанного с постоянным увеличением скорости и
объёмов информации.
Вызовы, идущие от Индустрии 4.0, открывают перед социальной
философией достаточно обширное поле исследований, в связи с чем актуальность
данного исследования, по нашему мнению, может быть продиктована тем фактом,
что идея приложения нарождающейся парадигмы визуализации знаний и
визуальной коммуникации к социальным эффектам Индустрии 4.0 все еще не
Huth, E.J. The Information Explosion / Edvard J. Huth // Bulletin of the New York Academy of
Medicine. – 1989. – Vol. 65. – № 6. – P. 647-661.
нашла должного отклика у исследователей, и не столько из-за вероятностного
стохастического характера любых прогностических исследований, сколько из-за
многоаспектности и многослойности вопроса о влиянии любых революционных
изменений на общество, определяемых часто множеством неизвестных и
малознакомых факторов.
Основные научные результаты диссертации
1. Анализируя историческую, методологическую, социально-
философскую и социально-эпистемологическую составляющую теоретико-
методологических проблем визуальной коммуникации в условиях новых
вызовов, декларируемых Индустрией 4.0, можно прийти к выводу о том, что
некий мировоззренческий переход, который можно метафорически описать
как движение от платоновского «мира идей» к «новому цифровому миру»282,
уже состоялся. История визуальной коммуникации богата как содержанием,
так и резкими поворотами в развитии общества, знаний, мировосприятия,
которые часто детерминировались техническими инновациями в области
визуальной коммуникации от античных сигнальных систем и
новоевропейских флажковых телеграфов до книгопечатания, фотографии,
кино и дополненной реальности.
С методологической точки зрения описать визуально-коммуникативную
сторону этого перехода не представляется возможным без детального
обращения к широкому массиву того, что уже было сделано в отношении
коммуникации как сложного феномена, т.е. спектру междисциплинарных
моделей и теорий, представляющих структурные элементы коммуникации в
самых разных областях знания. Исследование всевозможных моделей
коммуникации показывает, что весь «модельный ряд» может быть упорядочен
и сведен к общей единой модели за счет объединения общих элементов разных
моделей коммуникации, а также выделения частных и самостоятельных
компонентов, присущих только конкретным моделям. Определение
необходимого и исчерпывающего набора элементов коммуникации позволяет
комбинаторно понять возможности соотношения всех элементов
Шмидт, Э.. Новый цифровой мир: как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса
и понятие государств: пер. с англ. / Э. Шмидт, Дж. Коэн. – Москва: Манн, Иванов и Фербер,
2013. – 367 с.
коммуникации с техниками визуализации данных, упорядоченных с помощью
«периодической таблицы визуализации». Следует также отметить, что, во-
первых, в части классических моделей уже предполагается наличие
визуальных элементов коммуникации (как «визуальное» сообщение, так и
образы адресата и др), в других сообщение рассматривается как
информационный сигнал; во-вторых, все модели имеют визуально-
инфографическое выражение в форме структурно-логического схематизма; в-
третьих, почти все модели имеют те или иные философские и социально-
философские интерпретации, т.е. прошли через определенную философскую
рефлексию и имеют некий «мировоззренческий бэкграунд» помимо сугубо
конкретных задач, которые перед моделью изначально ставились.
Социально-эпистемологическая характеристика теоретико-
методологических проблем визуальной коммуникации в новых условиях
гипотетических вызовов Индустрии 4.0, следовательно, определяется
широким спектром новых способов обмена информацией как с учетом
широкого модельного ряда коммуникаций, так и способами его наполнения
визуально-инфографичеким содержанием, т.е. многократно опосредованным
и компактированным знанием. Все возможные пересечения элементов
коммуникации друг с другом и с методиками визуализации показывают
широчайший спектр возможностей, в первую очередь, как для новой
организации сетевой научной и образовательной коммуникации, так и
выявления визуально-коммуникативных аспектов производства и
функционирования знаний в условиях новых вызовов Индустрии 4.0.
В мировоззренческом ключе новые способы визуальной коммуникации
рождают новые антропо-цио-технические феномены, например такие, как
«Черное зеркало» с одной стороны, парадигма умной графики и
эмерджентные эффекты «внешнего интеллекта» – с другой стороны, что
проявляется в отношении человека в том, что формируются новые модусы его
существования отчасти ограничивающие его свободу и усиливающие
контроль за ним, но также и расширяющие его возможности за счет включения
человека в смешанную реальность, позволяющую ему быть не только
наблюдателем и наблюдаемым, но и активным субъектом социально-
эпистемологических отношений позволяющим ему усиливать свои
когнитивные возможности за счет новых технологий и систем коммуникации.
2. Пытаясь понять сущность Индустрии 4.0, невозможно пройти
мимо проблемы «революционности» самого этого явления в рамках проблемы
визуализации и визуальной коммуникации. Проведенный анализ показал, что
сама категория «революция» моделируется с помощью широкого спектра
визуальных моделей, начиная со стандартных логико-схематических моделей,
заканчивая визуализациями в форме графов динамических социальных сетей
сообщений на примере разворачивания революционных событий в социуме.
3. Изучая процессы, связанные с социально-эпистемологической
ролью визуальной коммуникации, следует отметить, что за XX век природа
коммуникации существенно преобразилась как с точки зрения ее самой, так и
с точки зрения моделей, ее описывающих. На смену традиционным формам
коммуникации постепенно приходят новые формы, технологии и
инструменты коммуникации. Не будет большим преувеличением сказать, что
в рамках новых вызовов Индустрии 4.0 визуальная коммуникация уже
получила новые динамичные цифровые формы, что позволит ей ответить на
многие вопросы, возникающие при переходе от «пустого мира» к «полному
миру».
4. Из логики разворачивающихся событий ясно, что в
обстоятельствах «полного» мира, который можно условно назвать «плотным»
миром, обострится борьба за доминирование над информацией, а точнее – за
процессы ее «уплотнения», что невозможно представить, как без
соответствующих методологий визуализации и компактирования информации
и знания, так и выстраивания технологий визуальной коммуникации.
Существенно трансформируется стратегия открытого и закрытого типов
общества.
5. Считать, что «топовые» рейтинги не могут быть искажены
политическими предпочтениями, монопольным владением информационным
ресурсом или иными мотивами – было бы большой ошибкой. В свою очередь,
многоступенчатая и многообразная методология визуализации информации и
знаний всегда открыта для критики, легко проверяема, доступна для
интерпретации, имеет широкий спектр приложений для решения самых
разных проблем, которые решаются посредством перевода больших и, на
первый взгляд, случайных данных в эвристические модели, способные
показать и сделать более транспарентными, прозрачными как сами
проблемные вопросы, так и механику их решения на уровне комбинирования,
решения изобретательских задач, эмерджентных эффектов визуальной логики
и мышления.
6. Если говорить о вызовах Индустрии 4.0 как о близком будущем –
состоянии всеобщей интеграции на основе цифровых технологий, и понимать
невозможность уклонения от этого будущего человеческим сообществом, то
возникает «закономерное» желание выбрать меньшее из зол, т.е. предложить
на вызовы такие ответы, которые позволили бы человечеству не только
пережить непростые времена, диктуемые глобальными проблемами, но и
перейти на новый, более безопасный, более совершенный уровень
собственного развития, а не скатиться к так называемым «вторым изданиям»
феодализма, рабства, дикого капитализма в цифровой оболочке.
7. В условиях «полного общества», «открытых данных» и новых
технологий визуальной коммуникации трансформируются модусы
человеческого бытия. Базовые модусы будут дополнены такими
характеристиками как Homo digitalis, Homo globalis, Homo mobilis. Следует
также отметить: функционирование новых модусов человеческого бытия не
будет лишено проблематичности для самого человека. Мир «открытых
данных» будет сопровождаться проблемой «трагедии антиобщин», проблемой
паноптикума, монополией в области производства рейтингов.
8. Огромное значение развитые технологии визуальной
коммуникации должны будут иметь для научной коммуникации. Развитие
визуальной коммуникации в сетевой науке будет фундировать эффективные
визуально-коммуникативные действия. Исследование роли визуальной
коммуникации в сетевой науке может стать не только важным разделом
социальной эпистемологии, но и способом выработки практических
рекомендаций и стратегий для организации различных научно-
образовательных центров визуализации знаний и визуальной коммуникации.
9. Ключевым вызовом для социальной реальности в рамках
Индустрии 4.0, по нашему мнению, является так называемая дизрупция.
Новые «подрывные технологии», «дизруптивные инновации», «дизруптивное
воздействие», «дизруптивный прорыв», «дизруптивные силы» должны быть
материализованы инфографическими технологиями визуальной
коммуникации и стать удобным средством прогнозирования социальных
явлений.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!