Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Хмелькова Ольга Владимировна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 22
АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ДИНАМИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ……………………………..
1.1. Адаптационная готовность: подходы к определению и контекст 22
изучения…………………………………………………………………………………
1.2. Динамичная образовательная среда как предмет психолого- 27
педагогических исследований…………………………………………………
1.3. Роль переходных периодов в развитии личности школьника и их 33
влияние на адаптационную готовность………………………………………..
1.4. Теоретическое обоснование структуры адаптационной готовности 41
обучающихся общеобразовательной школы в динамичной
образовательной среде…………………………………………………………
1.5. Психолого-педагогические условия и факторы формирования 46
адаптационной готовности обучающихся в динамичной образовательной
среде……………………………………………………………………………..
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….. 58
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В ДИНАМИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ……………… 61
2.1. Организация и методы исследования…………………………………… 61
2.2. Динамика адаптационной готовности обучающихся в переходные 72
периоды………………………………………………………………………….
2.3. Структурные компоненты адаптационной готовности и факторы,
влияющие на ее формирование на переходных этапах образовательного
процесса ………………………………………………………………………………….. 101
2.4. Рекомендации взрослым участникам образовательных отношений с
целью формирования адаптационной готовности обучающихся в
динамичной образовательной среде ………………………………………….. 107
Выводы по 2 главе………..……………………………..………………………. 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 140
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 172

Во введении обосновывается актуальность исследования адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы в диамичной образовательной среде; определяются объект и предмет исследования; формулируются цель, задачи и гипотезы работы; указываются теоретико- методологические основы, методы, этапы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются
положения, выносимые на защиту.
Глава 1 «Теоретический анализ проблемы адаптационной готовности обучающихся в динамичной образовательной среде» посвящена раскрытию теоретической основы исследования. Глава включает в себя пять параграфов.
В параграфе 1.1 «Адаптационная готовность: подходы к определению и контекст изучения» проводится анализ теоретических и прикладных исследований в области изучения адаптационной готовности как интегрального свойства личности и, анализируются основные психолого-педагогические теории, раскрывающие сущность данного понятия. В научной литературе представлены результаты исследования адаптационной готовности с точки зрения различных оснований: с позиции диахронического и системно-диахронического подходов, рассматриваются дефиниция термина, условия развития и факторы формирования; этапы развития к рискам образовательной среды, психологические особенности на определенных этапах возрастного развития, кросс-культурные исследования, типы адаптационной готовности в образовательной среде школы (И.В. Арендачук, А.Р. Вагапова, Е.Е. Бочарова, А.А. Голованова, Н.М. Голубева, М.В. Григорьева, Л.Е. Тарасова, Р.М. Шамионов, C. Ward). Вместе с тем, отмечается, что адаптационная готовность к динамичной образовательной среде как категория еще не получила своего полного оформления в психолого-педагогических концепциях.
В параграфе 1.2 «Динамичная образовательная среда как предмет психолого-педагогических исследований»
. Анализ психолого-педагогических работ, рассматривающих категорию «образовательная среда», позволяет конкретизировать ее с точки зрения напряженности, концентрированности, насыщенности, а также таких категорий как «психологическая и информационная безопасность», «комфортная» и «развивающая» образовательная среда (И.А. Баева, Е.В. Забелина, Д.К. Кузнецов, А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, И.А. Улановская, N. Henderson, E.E. Werner), в то время как категории «динамичность» отводится второстепенная роль. Показано, что динамика образовательной среды обусловливает формирование адаптационной
рассмотрены различные подходы к
проблеме исследования влияния образовательной среды на личность обучающегося (И.А. Баева, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.А.
Ямбург, В.А. Ясвин и др.)
готовности обучающихся.
В параграфе 1.3 «Роль переходных периодов в развитии личности школьника и их влияние на адаптационную готовность» проведен анализ основных новообразований младшего, среднего и старшего школьного возраста, рассмотрены особенности развития данных возрастных периодов, ведущие потребности и важнейшие возрастные задачи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, М.И. Лисина и др.), показана особая роль в психическом развитии ребенка критических периодов. Переходные периоды развития в школьном обучении зачастую рассматриваются с точки зрения возрастных кризисов и сензитивных (сенситивных) периодов (А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова, А.А. Катеринина, Е.И. Николаева), психофизиологического развития (А.В. Алимов, М.Н. Каримова, О.Т. Тухтаева; Ю.А. Рябчук, нормативных и ненормативных образовательных кризисов (Н.В. Нижегородцева), в тоже время адаптация школьников исследуется с точки
зрения преемственности образовательной среды и непрерывности обучения. При этом остается недостаточно изученным вопрос формирования адаптационной готовности в динамичной образовательной среде.
В параграфе 1.4 «Теоретическое обоснование структуры адаптационной готовности» опираясь на векторную модель адаптации А.А. Реана, предлагается структура адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде (рисунок 1).
Рис. 1. Структура адаптационной готовности (АГ) обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде
Исходя из этой структуры, оценка адаптационной готовности обучающихся обязательно должна производиться по двум критериям: внутреннему (уровень личности: индивидуально-личностный компонент, мотивационный, эмоциональный и когнитивный) и внешнему (уровень группы: поведенческий (межличностный) и коммуникативный компоненты; уровень отражения компонентов среды: пространственно-предметный и методический компоненты).
Структура состоит из трех взаимосвязанных блоков-уровней, определяющих адаптационный процесс на переходных этапах обучения, успешность протекания которых зависит от учета системы психолого-педагогических условий и факторов формирования адаптационной готовности.
В параграфе 1.5 «Психолого-педагогические условия и факторы формирования адаптационной готовности обучающихся в динамичной образовательной среде» представлены психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде (проектирование образовательной деятельности с учетом индивидуально-личностных особенностей, мониторинг академической успеваемости и уровня освоения ООП и т.д.), а также критерии ее
сформированности (учебная активность, целеполагание и самоконтроль, оптимальный уровень школьной тревожности, объективные результаты учебной деятельности и т.д.).
В выводах по первой главе подводятся итоги теоретического анализа выдвинутой проблемы, дается рабочее определение адаптационной готовности личности к динамичной образовательной среде, характеристика динамичной образовательной среды, строится теоретическая модель структуры адаптационной готовности, указывается, что адаптационная готовность – это психологическое состояние, характеризующееся ориентацией школьников на динамику образовательной среды, адаптационные действия, связанные с ее изменениями и самоизменениями, с целью установления равновесия между требованиями среды и возможностями обучающихся, с учетом предыдущего опыта адаптации и установки на использование эффективных действий в будущем.
Глава 2 «Эмпирическое исследование адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде» посвящена количественному и качественному анализу эмпирических данных, их интерпретации и обобщению.
В параграфе 2.1 «Организация и методы исследования» определяются логика и методы исследования, методологическая основа исследования, описаны этапы анализа материала, способы его получения, выборка участников исследования.
В параграфе 2.2 «Динамика адаптационной готовности обучающихся в образовательной среде в переходные периоды» приводится описание результатов эмпирического исследования.
В процессе анализа динамики индивидуально-личностного компонента адаптационной готовности можно заключить, что среди первых, пятых и десятых классов статистически значимые изменения в переходный период произошли по показателям «самоконтроль» (t=-4,095; t=5,354; t=-3,160; при р≤0,05), «усвоение знаний, успеваемость» (t=-6,5251; t=4,104; t=-7,267; при р≤0,05), а также по шкале «общий уровень адаптированности» (t=-5,428, t=11,139; t=-9,959; при р≤0,05). Статистически значимых различий в первых классах не было выявлено по шкале «целеполагание» (t=-1,136, р>0,05), а среди пятиклассников по показателю «учебная активность» (t=-0,159, р>0,05). При этом среднее значение общего уровня адаптированности увеличивается от первого к десятому классу, в пятом классе этот показатель снижается, что можно связать с процессом наложения кризисов, сменой социальной ситуации развития, при переходе в среднюю школу.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: для большинства первоклассников характерно положительное отношение к образовательной среде, что, в соответствии с диагностической методикой, свидетельствует о формировании «внутренней позиции ученика»; у подавляющего большинства пятиклассников также выявлено положительное отношение к школе, но при этом намечается тенденция в сохранении нормального (среднего) уровня мотивации на протяжении всего процесса обучения; доминируют учебные и социальные мотивы; преобладание высокого и нормального (среднего) уровней мотивации учения наблюдается у большинства обучающихся десятых классов
(54,33±1,26 и 55,28±1,17); однако ведущими мотивами учения у десятиклассников являются оценочный и позиционный.
При анализе показателей по шкале, отражающей уровень сформированности эмоционального компонента готовности, установлено, что самый высокий уровень тревожности наблюдается у учащихся пятых классов, однако к концу адаптационного периода они меньше испытывают негативных эмоциональных переживаний, в том числе, и относительно образовательной деятельности. В первых и десятых классах намечается тенденция к росту эмоционального благополучия к концу адаптационного периода.
Сравнительный анализ полученных результатов и экспертной оценки академической успеваемости позволяет констатировать, что в пятых классах по сравнению с первыми значительно возрастает количество обучающихся, испытывающих трудности в освоении обучающей программы (с 23,4% до 59,3%), а в десятых классах эти трудности отмечаются у 57% старшеклассников; наблюдается тенденция снижения учебной активности от первого к пятому и далее к десятому классам, при этом к десятому классу показатели учебной активности, в целом, усредняются; низкий уровень активности школьников в образовательном процессе преобладает у обучающихся на этапе перехода к среднему общему образованию (17,3%).
Показатели межличностного компонента адаптационной готовности не высоки в каждой возрастной группе, что свидетельствует о недостаточной сформированности данного компонента адаптационной готовности.
В параграфе 2.3 «Структурные компоненты адаптационной готовности и факторы, влияющие на ее формирование на переходных этапах образовательного процесса» выделены показатели адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде, учитывая которые, можно уменьшить количество и силу затруднений школьников в адаптационный период, что будет способствовать, в свою очередь, повышению качества обучения и субъективного благополучия обучающихся. Результаты сравнительного анализа выраженности структурных компонентов адаптационной готовности переходных периодах (таблица 1) показывают, что высокий уровень значимости различий отмечается в следующих компонентах: индивидуально- личностном (t=-3,11 (1 кл.) и -4,54 (10 кл.) при p≤0,001); мотивационном (t=-3,76 (1 кл.); -3,93 (5 кл.) и -6,58 (10 кл.), при p≤0,001), эмоциональном (t= -3,34, при p≤0,001), когнитивном (t=-4,54, при p≤0,001).
Таблица 1
1 класс t 5 класс t 10 класс t 121212
27,4 28,6 64,7 54,9 54,8 64,8
Сравнительный анализ выраженности структурных компонентов адаптационной готовности обучающихся на разных этапах школьного образования
Структурные
компоненты
Индивидуально- личностный
Эмоциональный
50,3 53,4
-3,11**
-3,76**
27,8 34,3
1,65*
-3,93**
76,7 81,7
-4,54**
Мотивационный
-6,58**
57,3 42,1
2,00**
44,2 39,5
2,40*
39,1 45,4
Когнитивный
4,2 4,6
-1,55*
3,8 4,2
-4,54**
4,1 4,3
-3,34**
-0,23*

Поведенческий
Коммуникативный
Пространственно- предметный
3,59 3,79
10,2 11
-1,37*
-1,51*
10,9 11,4 13,4 13,2
-3,74**
4,40 4,07
11,2 12,7
1,98*
1,16*
4,1 4,37
13,1 13,8
-1,48*
-1,29*
1,33*
-3,48**
1 – первый диагностический этап (первая четверть); 2 – второй диагностический этап (последняя четверть предыдущего этапа) * – уровень значимости: * р<0,01; ** р<0,001 13,6 13,9 -1,76* Методический 15,2 16,1 -4,78** 14,5 14,1 1,45* 13,9 14,8 С целью выявления специфики структуры адаптационной готовности на каждом изучаемом этапе школьного образования был проведен факторный анализ по методу главных компонент с Varimax вращением. Для каждого этапа школьного образования было извлечено два фактора. В первом факторе представлены следующие показатели: в группе первоклассников – эмоционального и когнитивного компонентов: эмоциональный комфорт и академическая успеваемость. Данный фактор интерпретирован нами как «Адаптационная готовность к учебе на основе эмоционального благополучия и высокой учебной активности»; в группе пятиклассников повышается роль показателя «взаимоотношения с одноклассниками» (поведенческий компонент). Интерпретирован как «Адаптационная готовность к межличностному взаимодействию на основе высокой учебной активности и эмоционального благополучия»; в группе десятиклассников усиливается роль учебной мотивации и целеполагания (мотивационный и индивидуально-личностный компоненты), снижается роль компоненты «тревожность». Интерпретирован как «Готовность к преодолению трудностей адаптации на основе учебной мотивации, целеполагания и социальных взаимоотношений». Второй фактор представлен следующими показателями: в группе первоклассников: мотивация, учебная активность, поведение во время урока и эмоциональное отношение к учителю. Данный фактор интерпретирован как «Адаптационная готовность к учебной активности на основе высокой мотивации и положительного отношения к учителю»; в группе пятиклассников – тревожность, самоконтроль, учебная успеваемость («Готовность к высокой учебной активности на основе высокой тревожности и самоконтроля»); в группе старшеклассников включает в себя негативные проявления школьной адаптации: высокий уровень тревожности, эмоциональная нестабильность, внутренняя напряженность и эмоциональный дискомфорт («Низкая адаптационная готовность и эмоциональный дискомфорт на основе высокой тревожности»). Выявленные структурные компоненты и критериальные показатели подтверждают предположение о том, что уровень адаптированности личности в динамичной образовательной среде во многом зависит от индивидуально- личностных особенностей, определяющих адаптационный потенциал личности. О сформированности компонентов адаптационной готовности обучающихся будет свидетельствовать положительная или отрицательная динамика показателей адаптированности в школе, учебной мотивации и тревожности (таблица 2). Таблица 2 Распределение школьников в переходные периоды по уровням адаптации Показатели адаптационной готовности Ср.знач. Станд. Класс Разн. t * 18 Общий уровень адаптированности Выраженность учебной мотивации Тревожность откл. 37,01 4,90 1 38,36 4,80 44,74 2,15 5 41,71 3,52 41,60 4,14 10 44,07 2,95 -1,36 -6,53 3,04 11,14 -2,48 -9,96 19,59 5,30 21,58 5,25 31,63 6,46 32,72 5,37 54,34 11,39 55,28 10,62 22,77 7,79 21,55 8,17 31,86 9,36 31,31 9,49 21,21 2,41 21,07 2,46 1 -1,99 -5,87 5 -1,09 -3,97 10 -0,95 -3,58 1 -1,23 2,58 5 0,56 7,05 10 0,13 2,36 * уровень значимости не более 0,05 Полученные результаты помогают обнаружить общую положительную тенденцию адаптационной готовности обучающихся и их общей школьной адаптированности. Вместе с тем, существуют проблемные моменты, связанные в 1 классе с повышенной школьной тревожностью, в 5 классе – с недостаточно развитым поведенческим (межличностным) компонентом, в 10 классе – с низким уровнем общего показателя адаптационной готовности, что подтверждает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности школьников в динамичной образовательной среде. В параграфе 2.4 «Рекомендации взрослым участникам образовательных отношений с целью формирования адаптационной готовности обучающихся в динамичной образовательной среде» представлены рекомендации, сформулированные на основе результатов проведѐнного исследования, они направлены на минимизацию рисков и оптимизацию процесса преодоления переходных периодов. Следуя логике нашего исследования, целесообразно строить работу по организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности в динамичной образовательной среде по трем основным направлениям: дифференцированная и индивидуальная работа с обучающимися (с учетом распределения по уровням адаптации, мотивации и тревожности); работа с родителями (законными представителями): информационная, просветительская, консультативная помощь; работа с педагогами (классными руководителями, педагогами-психологами, социальными педагогами, включая администрацию): информационная, консультативная, организационно-методическая. В выводах по второй главе подводятся итоги эмпирического анализа выдвинутой проблемы, определяется эмпирическая структура адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде. В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, определяются перспективы дальнейшего исследования изучаемой проблемы и формулируются следующие выводы. 1. В психолого-педагогических исследованиях адаптационная готовность личности изучается как сложная структура, включающая многоуровневую готовность следующих уровней психической активности: психофизиологический уровень, психологический уровень и социально-психологический уровень Обобщение результатов теоретического анализа проблемы позволяет дать следующее определение: адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде – это психологическое состояние, характеризующееся ориентацией школьников на динамику образовательной среды, адаптационные действия, связанные с ее изменениями и самоизменениями, с целью установления равновесия между требованиями среды и возможностями обучающихся, с учетом предыдущего опыта адаптации и установки на использование эффективных действий в будущем. Адаптационная готовность обучающихся представляет собой сложную динамичную структуру , определяющуюся сочетанием внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) компонентов и проявляется в результате адаптации. 2. Структура адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде представлена тремя взаимосвязанными уровнями, определяющими адаптационный процесс на переходных этапах обучения: 1) уровень личности: - индивидуально-личностный компонент (учебная активность, целеполагание, самоконтроль); - мотивационный (уровень школьной мотивации, преобладающие мотивы); - эмоциональный (общая тревожность в школе, негативные эмоции, фрустрированность, эмоциональное благополучие); – когнитивный (академическая успеваемость; уровень учебной активности и усвоения универсальных учебных действий (УУД); 2) уровень группы (межличностного взаимодействия): - поведенческий (межличностный) компонент (усвоение нравственно- этических норм и школьных норм поведения, социометрический статус); - коммуникативный (успешность социальных контактов – взаимоотношения с одноклассниками и отношение к учителю); 3) уровень отражения компонентов среды: - пространственно-предметный (развивающий потенциал, доступность и информационная открытость, целевые и результативные характеристики образовательной среды), - методический компонент (процессуальные характеристики). Представленные уровни, согласно принципу системности, являются, с одной стороны, образованием довольно устойчивым, но, с другой стороны, и динамичными, претерпевающими постоянные возрастные и ситуационные изменения. 3. Существуют особенности проявления структурных компонентов адаптационной готовности на разных этапах школьного обучения и в переходные периоды. При анализе индивидуально-личностного компонента адаптационной готовности можно заключить, что среди первых, пятых и десятых классов статистически значимые изменения происходят только по показателям «самоконтроль» и «усвоение знаний, успеваемость», а также по шкале «общий уровень адаптированности». Статистически значимых различий в группе первоклассников между первым и вторым этапами эмпирического исследования не было выявлено по шкале «целеполагание», а среди пятиклассников по показателю «учебная активность». При этом среднее значение общего уровня адаптированности увеличивается от первого к десятому классу, в пятом классе этот показатель снижается ко второму этапу исследования, что можно связать с процессом наложения кризисов, сменой социальной ситуации развития, при переходе в среднюю школу. При изучении мотивационного компонента отмечался уровень мотивации и определялись преобладающие для данного возраста мотивы. Сравнительная характеристика уровня мотивации первоклассников на первом и втором этапах эмпирического исследования свидетельствует о качественном изменении уровня мотивации: происходит переориентация с внешней мотивации на познавательную, в пределах средней нормы; у пятиклассников о намечающейся тенденции в сохранении нормального (среднего) уровня мотивации на протяжении обучения в пятом классе; у десятиклассников о преобладании высокого и нормального (среднего) уровней мотивации учения. Однако ведущими мотивами учения у десятиклассников являются оценочный и позиционный. Сравнительный анализ средних показателей эмоционального компонента по классам показал, что самые низкие значения наблюдались при переходе в среднюю школу (5 класс). Кроме того, уровень тревожности в начале учебного года был выше, чем на втором этапе исследования. У учащихся первого класса наблюдается самая лучшая положительная динамика по показателям тревожности, они снижаются к концу адаптационного периода. В целом значения по всем шкалам были выше у обучающихся пятых классов, что свидетельствует о преобладании повышенного и высокого уровней тревожности. Однако наблюдается положительная динамика – снижение тревожности к концу адаптационного периода по показателям «общая тревожность в школе», «фрустрация потребности в достижении успеха» и «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу». В 10 классе статистически значимые различия отмечаются только по шкале «тревожность». По шкале «познавательная активность» намечается тенденция к уменьшению низких показателей и переходу их к средним значениям, что может свидетельствовать об активизации познавательной деятельности. Негативные эмоциональные переживания, связанные с учебной деятельностью, находятся в пределах средних значений, но на втором этапе намечается увеличение значений высокого и низкого уровней, что также можно связать с постепенно возрастающей учебной нагрузкой и тревогой о дальнейших перспективах, либо с уже сложившимся представлением о дальнейшей профессиональной ориентации, выборе учебной перспективы (главные предметы для ЕГЭ и второстепенные). Сравнительный анализ полученных результатов и экспертной оценки когнитивного компонента позволяет констатировать, что: в пятых классах по сравнению с первыми и десятыми значительно возрастает количество обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП; наблюдается тенденция к снижению уровня академической успеваемости на переходных этапах обучения, при этом в десятых классах в сравнении с первыми и пятыми увеличивается количество обучающихся со средним уровнем учебной активности. 4. В результате корреляционного анализа была обнаружена прямая зависимость между показателем социометрического статуса и удовлетворенностью взаимоотношениями с одноклассниками. Следует отметить, что соответствие показателей социометрических статусов в данных, полученных от школьников, и данных экспертной оценки педагогов и родителей (законных представителей) наблюдается только в отношении учащихся с неблагоприятным положением в классе, что объясняется ориентацией педагогов на когнитивные и мотивационные компоненты адаптационной готовности школьников, а не на неформальные отношения в классном коллективе. Показатель «отношения к учителю» имеет положительную динамику в оценках первоклассников, а в пятых и десятых классах он значительно теряет свою значимость для обучающихся. Показатель «взаимоотношения с одноклассниками», наоборот, приобретает значимость у старшеклассников, у обучающихся средней школы он не получил статистически значимых различий, но все же находится по средним значениям выше, чем у первоклассников. Результаты исследования поведенческого (межличностного) компонента готовности показали, что отсутствуют выраженные различия в распределении обучающихся первых, пятых и десятых классов по группам по критерию социометрического статуса. Полученные данные свидетельствуют, что у школьников из групп со скорее неблагоприятным и неблагоприятным положением выявляется несформированность поведенческого (межличностного) компонента адаптационной готовности. 5. При анализе пространственно-предметного компонента, особое внимание привлекает параметр «объективные результаты общеобразовательной школы», который включает в себя: реальные отношения между детьми в классе, отношение учителей и учащихся и отношение к динамичной образовательной среде, имеет значительную положительную динамику для первых и десятых классов, для пятых классов он относительно стабилен. Методический компонент образовательной среды включает в себя параметры трех уровней: предметного (содержательного), организационного и уровня взаимодействия. Значимые изменения на всех этапах образовательного процесса происходят на уровне взаимодействия, причем, при переходе в 5 класс наблюдается отрицательная динамика, что можно связать с низкой преемственностью образовательной среды при получении среднего общего образования, а также возрастными психофизическими особенностями развития пятиклассников. В десятом классе в методическом компоненте наиболее весомым является показатель обновления содержания основной образовательной программы и методик ее реализации. 6. Показана динамика адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы на переходных этапах обучения: на уровне индивидуально-личностного компонента высокие и средние значения отмечаются в первых и десятых классах, в пятом классе показатель снижается ко второму этапу исследования); мотивационного – для всех этапов образовательного процесса характерна положительная динамика, эмоционального – самые низкие показатели уровня сформированности наблюдаются у обучающихся пятых классов, в первых и десятых классах намечается тенденция к росту эмоционального благополучия к концу адаптационного периода; когнитивного – на переходных этапах обучения отмечаются низкие показатели с тенденцией к сохранению средних значений после прохождения адаптационного процесса, у десятиклассников – более высокие показатели по данному компоненту, поведенческого – в первых и десятых классах отмечается положительная динамика, в пятом – уровень сформированности данного компонента снижается и коммуникативного – у всех обучающихся показатели данного компонента находятся в пределах средних значений. 8. Проведенный анализ позволил выделить индикаторы адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы в образовательной среде, учитывая которые можно преодолеть типичные трудности адаптационного периода. По результатам сравнительного анализа уровня сформированности структурных компонентов адаптационной готовности школьников на переходных периодах высокий уровень значимости отмечается в следующих компонентах: индивидуально-личностный; мотивационный, эмоциональный, когнитивный; поведенческий и коммуникативный. Также прослеживается связь эффективности формирования адаптационной готовности школьников с пространственно- предметным и методическим компонентом ОС. 9. Виды адаптационной готовности, выделенные на основе факторного анализа, у первоклассников связаны с учебной мотивацией и академической успеваемостью («адаптационная готовность к учебе на основе эмоционального благополучия и высокой учебной активности» и «адаптационная готовность к учебной активности на основе высокой мотивации и положительного отношения к учителю»), у пятиклассников – с усилением роли социального окружения и включением в учебную деятельность элементов самоконтроля («адаптационная готовность к межличностному взаимодействию на основе учебной активности и эмоционального благополучия» и «адаптационная готовность к высокой учебной активности на основе высокой тревожности и самоконтроля»), у десятиклассников – с уровнем тревожности и умением ставить адекватные своим способностям и требованиям образовательной среды цели и достигать их («адаптационная готовность к преодолению трудностей адаптации на основе учебной мотивации, целеполагания и социальных взаимоотношений» и «низкая адаптационная готовность и отсутствие эмоционального благополучия на основе высокой тревожности»). 10. Исходя из представленных результатов, с учетом полученных знаний о структуре и динамике адаптационной готовности обучающихся в динамичной образовательной среде, с учетом представленных компонентов, должны быть разработаны общие и частные рекомендации по организации процесса психолого- педагогического сопровождения формирования адаптационной готовности, а также представлена система психолого-педагогических условий и факторов формирования адаптационной готовности обучающихся в переходные периоды обучения с учетом представленных компонентов. Они могут быть направлены на развитие когнитивного, эмоционального, индивидуально-личностного, мотивационного, поведенческого и коммуникативного компонентов. В работе с первоклассниками необходимо обращать внимание на показатели эмоционального комфорта, академическую успеваемость, мотивацию, учебную активность, нормативное поведение во время урока и эмоциональное отношение к учителю; с пятиклассниками – на взаимоотношения с одноклассниками, тревожность, самоконтроль, учебную успеваемость; со старшеклассниками – на учебную мотивацию, целеполагание, эмоциональное благополучие, тревожность. 11. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности школьников в динамичной образовательной среде направлены на минимизацию рисков школьной адаптации. Работу над формированием и развитием адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной школы следует рассматривать как процесс, направленный на всех участников образовательных отношений в школе.

Актуальность темы исследования. Современный этап развития
общественных отношений характеризуется значительными
трансформациями и инновациями в системе образования: корректируются
федеральные государственные образовательные стандарты, внедряются
новые образовательные программы, совершенствуется научно-методическое
обеспечение образовательного процесса, а значительное внимание уделяется
интерактивным и проектным методам обучения. ФГОС среднего общего
образования ориентирован на личностные результаты («портрет выпускника
школы»), одними из которых являются готовность к сотрудничеству,
сознательному выбору профессии, осознание себя личностью, социальная
активность, мотивация на получение образования и самообразование на всем
жизненном пути. Соблюдая требования ФГОС, образовательные организации
проектируют учебно-воспитательный процесс, ориентируясь на
психологические и возрастные особенности обучающихся [237].
Все это становится возможным при организации взаимодействия всех
субъектов, причем не только в образовательном процессе, но и во всей
образовательной среде (ОС). Условия современного образования,
отражающиеся в образовательной среде школы и во взаимодействии
субъектов образования, трансформируются и дополняются, нововведения
усиливают динамичность взаимодействий и требований со стороны
образовательной среды. Ко всем субъектам образовательных отношений
постоянно предъявляются новые требования, увеличение количества новой
информации, акцентирование педагогического внимания на результатах
развития школьников и сочетание с ориентацией на качество обучения в виде
высоких баллов по ОГЭ и ЕГЭ являются причиной возможных проблем
несоответствия требованиям образовательной среды со стороны школьников
[78].
Такие условия жизни требуют от обучающихся способности быстро
реагировать на изменения среды, согласовывать ее требования с
собственными возможностями, анализировать и фиксировать позитивный
или негативный опыт адаптации («след» адаптации [156]), эффективные и
потенциально эффективные адаптационные действия.
Для того, чтобы соответствовать требованиям образовательной среды,
школьникам необходимо не только адаптироваться психологически,
изменяясь и трансформируя свое отношение к школе, содержанию и
взаимодействию с учителем, но и быть готовыми к тому, чтобы в такого рода
ситуациях с высокой неопределенностью условий учебной деятельности
моделировать и осуществлять новые действия, направленные на решение
адаптационных проблем [252].
По содержанию и направлению эту готовность можно определить как
адаптационную готовность и рассматривать ее с двух точек зрения – как
предрасположенность к изменениям и продуктивным действиям в новой
ситуации и как новообразование личности и установку на собственные
изменения. М.В. Григорьева [77] показывает, что адаптационная готовность
многоаспектна и требует согласования прошлых, настоящих и будущих
ситуаций и явлений, что предполагает в качестве механизма оптимизации
динамического равновесия в системе «личность-среда» – механизм
антиципации процесса и результата взаимодействия внутри данной диады.
Адаптационная готовность к изменяющейся социальной ситуации
может способствовать психологической адаптации школьника, но может и не
развернуться в действиях и остаться во внутреннем плане как возможная
потенциальная модель поведения [254, с. 73-74].
В педагогической психологии распространено понятие
«психологическая готовность» (Л.И. Бершедова [38-39], Н.И. Гуткина [86],
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [100-101], Т.В. Жукова [104], Н.В.
Нижегородцева [168], В.Д. Шадриков [249] и др.), «адаптационная
готовность» как интегральная структура начинает изучаться относительно
недавно (И.В. Арендачук [21-22], Е.Е. Бочарова [49-50], А.Р. Вагапова [52-
54], А.А. Голованова, Н.М. Голубева [70], М.В. Григорьева [72, 76, 80], С.Т.
Посохова [188], Л.Е. Тарасова [224, 226-227], Р.М. Шамионов [250-254] и
др.).
Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических
исследований позволяет заметить, что, только начиная с двухтысячных
годов, обращается внимание на потребность всестороннего рассмотрения
адаптационной готовности личности, в частности она начинает
исследоваться с позиции системно-диахронического и диахронического
подходов [21]; представлены теоретический анализ понятия и интерпретация
термина [75, 224, 251]; условия развития и факторы формирования [70, 226,
227, 250]; этапы развития [22]; ее специфика с учетом возрастного развития
[50, 52, 55, 251]; исследования на стыке социологии, психологии и
педагогики [281, 284]; типы адаптационной готовности [80] и др. При этом
недостаточно полно и аргументировано в эмпирических изысканиях находят
отражение аспекты формирования адаптационной готовности, вопросы
сопровождения данного процесса, не выявлены психолого-педагогические
условия и факторы формирования адаптационной готовности на переходных
периодах школьного обучения.
Вопросы взаимодействия среды и субъектов образования
рассматриваются в публикациях следующих исследователей: Е.А.
Александрова [9-10], И.А. Баева [25], М.В. Григорьева [77-78], О.Л. Иванова
[111], В.П. Лебедева с соавторами [134], В.И. Панов [175], В.В. Рубцов [206],
В.И. Слободчиков [216], В.А. Ясвин [268-269].
Анализ психолого-педагогических работ, рассматривающих категорию
«образовательная среда», позволяет конкретизировать ее с точки зрения
напряженности, концентрированности, насыщенности, а также таких
категорий как «психологическая и информационная безопасность»,
«комфортная» и «развивающая» образовательная среда [26-28, 70, 105, 148,
163, 175, 216, 234, 276, 285], в то время как категории «динамичность»
отводится второстепенная роль.
Особенно остро проблема психологической адаптации и готовности
обучающихся к адаптационным действиям наблюдается при переходе
школьников на следующую ступень образования. Вместе с тем
психологическая адаптация школьников происходит постоянно, а не только в
переходные моменты школьной жизни [74, с. 64].
Внимание исследователей адаптации обращено, в первую очередь, на
младших школьников (Э.М. Александровская [11], А.Л. Венгер [55], Н.И.
Гуткина [86], М.Е. Зеленова [108], М.В. Максимова [151], О.В. Панферова
[177], И.Л. Пшенцова [198] и др.), а психологическая адаптация младших
подростков и старших школьников изучается лишь некоторыми
исследователями (О.А. Альшина [13], Ю.М. Десятникова [90], И.В.
Дубровина [97], Е.В. Иванова [110], Т.В. Ледовская [136], Н.В. Литвиненко
[143], Н.И. Сперанская [223], В.В. Терещенко [229], Г.А. Цукерман [241],
М.Б. Чижкова [247] и др.).
Изучению школьной адаптации в переходные периоды и
адаптационной готовности к ситуациям социальных изменений посвящены
работы Е.В. Ануфриенко [19], Е.Е. Бочаровой [49], М.В. Григорьевой [72],
С.В. Дмитриевой [91], Н.В. Литвиненко [142], К.Н. Поливановой [185], М.Б.
Чижковой [248], Р.М. Шамионова [252], и др.).
Проблемами психолого-педагогического сопровождения и создания
условий, позволяющих обучающимся самостоятельно строить
взаимодействие с миром, окружающими людьми и самим собой, занимались
Е.А. Александрова [9-10], Н.О. Баюкова [31], М.Р. Битянова [40-41], М.В.
Григорьева [76-77], С.В. Дмитриева [90], Е.И. Николаева [170], О.А.
Санькова [211] и др.).
В существующих исследованиях в области психологии образования
недостаточно полно представлено изучение феномена адаптационной
готовности обучающихся в условиях динамичной образовательной среды, не
анализируется динамика адаптационной готовности при переходе на новую
образовательную ступень, не раскрывается структура адаптационной
готовности, недостаточно полно представлена субъектная позиция личности
в адаптационном процессе (взаимодействие в диадах «ОС-обучающийся»,
«обучающийся-педагог», «ОС-педагог», «ОС-родители (законные
представители)»), не представлены психолого-педагогические условия и
факторы формирования адаптационной готовности.
Решение обозначенных выше проблем может значительно расширить
научные представления о возможностях формирования адаптационной
готовности обучающихся в переходные периоды школьного образования. В
частности, несомненный интерес представляет вопрос динамики
адаптационной готовности обучающихся к взаимодействию с
образовательной средой в переходные периоды; взаимодействие педагогов и
родителей в образовательном процессе и их влияние на процесс
формирования адаптационной готовности школьников; определение
индивидуально-психологических особенностей участников образовательного
процесса и их динамика в адаптационном процессе; условия и факторы
формирования адаптационной готовности обучающихся в переходные
периоды.
Таким образом, анализ результатов теоретических и эмпирических
исследований по проблеме школьной адаптации и адаптационной готовности
обучающихся позволяет выявить ряд противоречий между:
– высокой теоретической и практической значимостью проблемы
формирования адаптационной готовности обучающихся в образовательной
среде и потребностью современной системы начального, среднего и
основного общего образования в обеспечении преемственности
адаптационного процесса и недостаточной ее теоретико-методологической
разработанностью в педагогической психологии;
– необходимостью ориентировки на полисубъектность
образовательного пространства и недостаточностью исследований,
посвященных экспертным оценкам образовательного процесса педагогов и
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
их влияния на формирование адаптационной готовности школьников;
– необходимостью учета уровня адаптированности обучающихся и
недостаточностью соответствующих психолого-педагогических
исследований, направленных на анализ динамики адаптационной готовности
обучающихся;
– необходимостью формирования адаптационной готовности
обучающихся и недостаточностью научных знаний о структуре и факторах, а
также психолого-педагогических условиях ее формирования на переходных
этапах образовательного процесса;
– необходимостью организации психолого-педагогического
сопровождения школьников в адаптационном процессе в переходные
периоды, и его недостаточной научно-методической обеспеченностью.
Стремление решить данные противоречия и определило проблему
исследования, которая состоит в определении структуры и характера
динамики адаптационной готовности обучающихся общеобразовательной
школы, психолого-педагогических условий и факторов ее формирования в
образовательной среде.
Это обусловило выбор темы диссертационного исследования:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде»

    Публикации автора в научных журналах

    Психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности учащихся на переходных этапах образовательного процесса
    О.В. Хмелькова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2– No– С. 76-Хмелькова О.В. Структурные компоненты адаптационной готовности и психолого-педагогические условия ее формирования: динамический аспект [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2– Том – Номер – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMNpdf.
    Модель адаптационной готовности школьника к динамической образовательной среде
    О.В. Хмелькова // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – 2– No 6 (октябрь). – ART 2– Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2017/2htm.Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика. – 2–Хмелькова О.В. Сравнительный анализ уровня сформированности структурных компонентов адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Т. – вып. – С. 74–24
    Влияние условий социализации в семье и в условиях интернатного образовательного учреждения на адаптационную готовность личности
    О.В. Хмелькова // Мир семьи: материалы научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников, Саратов, 14 мая 2015 г. – Выпуск – Саратов: Издательство «Саратовский источник». – 2– С. 82-Хмелькова О.В. Основные теоретические подходы к определению понятия «социальная адаптация» и категорий «адаптивность-неадаптивность» [Текст] / О.В. Хмелькова // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями: сборник научных и методических трудов. – Саратов: Издат. центр «Наука». – 2– С. 346
    Пространственно-временные характеристики динамической образовательной среды детей-сирот
    О.В. Хмелькова, Ю.В. Селиванова // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы». - Саратов: Издательство «Саратовский источник». – 2– с. 223-Хмелькова О.В. Методологические подходы к исследованию адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (29 апреля 2016 года) – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2- С. 297
    Роль критических и переходных периодов адаптационной готовности школьников к динамической образовательной среде
    О.В. Хмелькова // Качество современного образования: опыт, тенденции развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». – 2–С. 146-Хмелькова О.В. Критерии и показатели адаптированности школьников к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года. – М.: Издательство «Перо». – 2– С. 957
    Условия и пути формирования адаптационной готовности школьников к переходу из начальной школы в основную
    О.В. Хмелькова // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей. – М.: Издательство «Перо». – 2– С. 468-Хмелькова О.В. Психологические особенности и факторы риска нарушения адаптационной готовности к образовательной среде в переходные периоды [Текст] / О.В. Хмелькова // Материалы научно-практической25 конференции Дыльновские чтения «Социологическая диагностика современного общества». – Саратов: Изд-во «Саратовский источник». –2– С. 459
    Организация психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности к среде образовательной организации
    О.В. Хмелькова // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Издательство «Перо». – 2– С. 538-Хмелькова О.В. Комплексная система психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде школы [Текст] / О.В. Хмелькова // Актуальные вопросы регионального образования. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». –2– No – С. 77
    Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности в системе общего и специального образования
    О.В. Хмелькова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. научн. ст. IV Региональной научно-практической конференции (с международным участием). – Гродно: ГрГУ, 2– 144 с. – С. 115-Хмелькова О.В. Направления и условия развития адаптационной готовности школьников к профессиональному образованию [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (28 апреля 2017 года). – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2– С. 226
    Психолого-педагогические условия, способствующие формированию адаптационной готовности личности в переходные периоды обучения в условиях поликультурного региона
    О.В. Хмелькова // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017). – М.: Издательство «Перо». – 2– 880 с. – С.771-Хмелькова О.В. Тенденции выбора адаптивных стратегий поведения в условиях динамичной образовательной среды [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Мир педагогики и психологии: международный научно- практический журнал. 2No 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tendentsii-vybora-adaptivnykh-strategij- povedeniya-podrostkov-v-usloviyakh-dinamichnoj-obrazovatelnoj-sredy.html (Дата обращения: 2020).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Самораскрытие способностей подростка как фактор академической успешности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»