Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении мигрантов

Аблиязова Елена Борисовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Особенности виктимности и виктимизации мигрантов ………………… 19
§ 1.1. Социальная обусловленность виктимности мигрантов ……………………………. 19
§ 1.2. Классификация и типология мигрантов, подвергшихся преступным
посягательствам ………………………………………………………………………………………………. 39
§ 1.3. Тенденции преступности в отношении мигрантов…………………………………… 56
§ 1.4. Специфика причин и условий виктимизации мигрантов …………………………. 76
Глава 2. Виктимологическая составляющая профилактической работы
в отношении мигрантов ………………………………………………………………………………… 91
§ 2.1. Правовое регулирование виктимологической профилактики преступлений,
совершаемых в отношении мигрантов……………………………………………………………… 91
§ 2.2. Общесоциальный уровень виктимологической профилактики ………………. 109
§ 2.3. Специальный уровень виктимологической профилактики …………………….. 133
Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 153
Список литературы……………………………………………………………………………………… 158
Приложения …………………………………………………………………………………………………. 184
Приложение 1. Обобщенные сведения о результатах анкетирования мигрантов 184
Приложение 2. Обобщенные сведения о результатах экспертного опроса ………. 191
Приложение 3. Общие сведения о прибывших в Россию мигрантах ……………….. 197
Приложение 4. Общие сведения о преступлениях, совершенных мигрантами
и в отношении их…………………………………………………………………………………………… 201
Приложение 5. Предложения о внесении изменений в статьи 2, 5, 6 Федерального
закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики
правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ ……… 206

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, отмечены ранее
написанные научные труды по сходной проблематике, определены объект,
предмет, поставлены цель и задачи, сформулированы положения, выносимые
на защиту, представлены теоретическая, нормативная и эмпирическая базы,
научная новизна, а также отражена достоверность и обоснованность
результатов исследования, их значимость для теории и практики, приведены
сведения об апробации и внедрении результатов диссертационного
исследования.
Первая глава «Особенности виктимности и виктимизации мигрантов»
включает в себя четыре параграфа.
В первом параграфе «Социальная обусловленность виктимности
мигрантов» исследуются теоретические основы, связанные с проблемой
преступности и виктимности мигрантов посредством анализа таких понятий
как «мигрант» и «миграция», а также высказано предположение, что
виктимизация мигрантов – это длительный процесс, который начинает
формироваться в стране исхода и завершается в принимающем государстве.
Несмотря на то, что проблема криминализации миграционных процессов
существует несколько десятков лет, до настоящего времени нет нормативно
закрепленного понятия «мигрант» и в научных кругах нет единого подхода к
раскрытию содержания категории «мигрант», что не позволяет определить круг
лиц, нуждающихся в особом внимании со стороны государства. В результате
рассмотрения ряда понятий, относящихся к проблемам миграции, сделан вывод
о том, что трудность состоит в выделении существенных признаков предмета и
все понятия сводятся к констатации факта перемещения людей между
государствами и между населенными пунктами одной страны.
Выделение существенных признаков миграции как явления и признаков
мигранта как человека, совершающего территориальное перемещение,
позволило дать авторские определения понятиям «мигрант» и «миграция».
Мигрант – это человек, переместившийся в другую местность как внутри
страны, так и между государствами под влиянием факторов, выталкивающих
людей с мест рождения и постоянного проживания, и факторов,
притягивающих в новое место.
Миграция – это социальное, относительно массовое, исторически
изменчивое, правовое явление, в зависимости от конкретных ситуаций может
иметь как позитивную, так и негативную направленность.
Представив таким образом миграционные процессы, можно говорить о
наличии факторов, выталкивающих мигрантов из стран их постоянного
проживания и притягивающих в другие страны. К числу стран, выталкивающих
мигрантов относятся те, где наблюдаются процессы дезинтеграции и
мультикультурного распада, религиозные и этнические конфликты, природные
катаклизмы, экономическое неблагополучие, неконтролируемый рост
населения.
Факторами притяжения являются антиподы факторов выталкивания. К
ним относятся наличие вакансий на рынке труда, положительная динамика в
экономике, политическая и социальная стабильность, исторические связи
между странами, общий язык.
Осознание особенностей процесса виктимизации мигрантов позволит
дополнитьмерывиктимологическойпрофилактикипреступлений,
совершаемых в отношении их, и обратить внимание не только
правоохранительных органов на проблемы, с которыми сталкиваются
мигранты, но и привлечь к профилактической работе общественные
организации правоохранительной и виктимологической направленности.
Во втором параграфе «Классификация и типология мигрантов,
подвергшихся преступным посягательствам» отражены теоретические
вопросы, связанные с классификацией и типологизацией мигрантов, приведены
взгляды ученых по данному вопросу. Классификация по отношению к
типологии является исходным уровнем обобщения и строится исходя из
конкретных критериев групп, типология же формируется из совокупности
нескольких личностных свойств. Основным критерием разделения мигрантов
на группы можно назвать цель приезда. Анализ ситуаций, вызывающих у
людей желание перемещаться между странами, свидетельствует о том, что
люди преследуют следующие цели – туристические, учебные, коммерческие, а
также мигрируют с целью поиска работы и для посещения родственников.
Распад СССР и создание СНГ вывело на первый план трудовую миграцию,
увеличились потоки туристов, создание нового экономического пространства
способствовало перемещению людей по коммерческим делам, в последние
годы наблюдается увеличение числа иностранных студентов. Изменение
государственных границ не повлияло на родственные связи и люди часто
приезжают к своим родственникам, оказавшимся в других государствах.
Впараграфеобосновананеобходимостьвыделениядвух
классификационных уровней – общий и специальный.
На общем уровне классификационным критерием является цель приезда
мигранта в страну, что позволяет выявить группы мигрантов, не намеренных
длительное время находиться в стране, и тех, кто желает натурализоваться.
Представляется важным обращать внимание на цель приезда мигранта в страну,
что помогает определить круг проблем, с которыми они могут столкнуться.
Создание алгоритмов действий для различных групп мигрантов позволит
предупредить возникновение ситуаций, в которых мигранты могут стать
жертвами преступных посягательств.
На специальном уровне рассматриваются ситуации криминального
характера, связанные с мигрантами, их жизненные ситуации связаны с
нахождением на территории другой страны, отличной от привычной для них
культурной и правовой среды, чем и пользуются преступники.
Соотнесение классификационных групп на специальном и общем уровнях
позволило определить типы мигрантов, наиболее подверженных процессам
криминализации и виктимизации. Знание особенностей виктимизации
различных групп мигрантов будет способствовать созданию целевых программ
виктимологической направленности.
Третий параграф «Тенденции преступности в отношении мигрантов»
посвящен анализу количественных и качественных показателей преступности,
связанной с мигрантами. Государственная миграционная политика Российской
Федерации направлена на поддержание экономических отношений с соседними
странами, что способствует росту миграционных потоков, идущих в Россию из
стран бывшего СССР. Мигранты, прибывая в Россию, держатся обособленно от
местного населения, не проявляя явных признаков агрессии по отношению к
гражданам принимающей страны, но при этом в среде самих мигрантов
зачастую возникают ситуации криминального характера.
Таким образом, первой тенденцией преступности в отношении мигрантов
можно назвать разрешение конфликтов в семейно-бытовых отношениях с
помощью насилия, опасного для жизни и здоровья членов семьи, когда лицо,
спровоцировавшее конфликт, становится жертвой.
Другой не менее важной проблемой, создающей атмосферу
напряженности в мигрантской среде, являются неоформленные трудовые
отношения. Мигранты, неофициально нанимающиеся на работу, сознательно
идут на риск нарушения своих трудовых прав. Одни мигранты берут на себя
представительские функции целой группы, в результате чего возникают
криминальные конфликты внутри этой группы, связанные с выплатой
заработной платы, что приводит к преступному выплеску эмоций обманутой
части мигрантов.
Кроме того, выявлены следующие тенденции преступности в отношении
мигрантов:
– рост преступных посягательств на жизнь и здоровье мигрантов, а также
их собственность, со стороны местного населения как реакция общественности
при нарушении мигрантами правил поведения, принятых в стране пребывания;
– рост числа преступлений, совершаемых в отношении иностранных
студентов при увеличении их общего количества.
В четвертом параграфе «Специфика причин и условий виктимизации
мигрантов» обоснованы выводы о том, что причины и условия преступности и
виктимности мигрантов имеют сходные черты и связано это с ситуациями, в
которые попадают мигранты вне зависимости от стран исхода.
По результатам рассмотрения статистических данных, материалов
собственного исследования и оценки научных трудов криминологов,
сформулирован вывод, что причины и условия преступности и виктимности
мигрантов сходны, и связано это с единством среды, из которой прибывают
мигранты, и куда попадают, вне зависимости от стран исхода.
Наиболее значимыми причинами совершения преступлений как
мигрантами, так и в отношении их, является незнание русского языка, что
приводиткнепониманиюправилинорм,действующихв
Российской Федерации и как следствие – совершению преступных деяний или
возникновению виктимных ситуаций. Условием этих негативных явлений
можно назвать низкий образовательный и воспитательный уровень мигрантов.
Они едут в другие страны с целью получить больший доход, но без знания
языка страны прибытия трудно рассчитывать на высокооплачиваемую работу,
однако предпринять образовательные усилия они не могут, так как с детства им
не подавался пример самообразования и стремления к получению новых
знаний.
Правовой нигилизм мигрантов отмечается и у образованной части
мигрантов, что неизбежно приводит к криминализации или виктимизации.
Условием, способствующим действию этой причины, является то
обстоятельство, что в стране въезда не уделяется внимание минимальному
привитию правовой грамотности людям, желающим жить и работать в России.
Издержки воспитания – немаловажная причина преступности и
виктимности. Проживая в селах и деревнях, люди являются или
родственниками или близкими знакомыми и со временем устанавливают
негласные правила решать любые проблемы внутри общины, что создает
практику укрытия многих преступлений самим населением от властей. Данная
традиция является условием совершения преступлений в отношении
мигрантов.
Такой вывод позволяет выделить следующие причины и условия,
способствующие как криминализации, так и виктимизации мигрантов:
– причина – незнание русского языка, условие – низкий образовательный
уровень мигрантов;
– причина – правовой нигилизм мигрантов, условие – в стране въезда не
уделяется внимание привитию правовой грамотности людям, желающим жить
и работать в стране;
– причина – избегание мигрантами общения с правоохранительными
органами, условие – перенос в среду другой страны правил общежития в своем
обществе, то есть решения возникших проблем самостоятельно.
Вторая глава «Виктимологическая составляющая профилактической
работы в отношении мигрантов» включает в себя три параграфа.
В первом параграфе «Правовое регулирование виктимологической
профилактики преступлений, совершаемых в отношении мигрантов»
анализируются научные идеи о правовой регламентации профилактики
преступлений в целом, и преступлений, совершаемых в отношении мигрантов,
в частности. Основное внимание уделено изучению Федерального закона
от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики
правонарушений в Российской Федерации» и Концепции государственной
миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г.
№ 622.
В Концепции отмечено, что одним из основных направлений
миграционной политики является создание условий для участия институтов
гражданского общества в мероприятиях, направленных на исполнение
миграционного законодательства Российской Федерации, что можно
расценивать как осознание необходимости объединения усилий государства и
общества для решения проблем в сфере миграции.
При проведении анализа Федерального закона «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации» выявлена проблема,
состоящая в неполноте перечня субъектов профилактики правонарушений.
Ограниченность субъектов только государственными органами и органами
местного самоуправления не способствует единению властных структур и
общественностиввопросахпрофилактикиправонарушений.Для
совершенствованияпрофилактическойработывнесеныконкретные
предложения позволяющие акцентировать внимание не только на карательных
мерах, но и на адаптации мигрантов на территории Российской Федерации.
В параграфе обосновано утверждение о том, что разрешение вопросов об
участии общественных организаций правоохранительной и виктимологической
направленности в профилактике правонарушений позволит расширить
возможности профилактических мер, направленных на мигрантов.
Вовторомпараграфе«Общесоциальныйуровень
виктимологической профилактики» отмечены проблемы, которые
опосредовано влияют на процессы виктимизации мигрантов. Наличие в России
значительного количества мигрантов требует проведения активной
интеграционной политики. В то же время в Российской Федерации до сих пор
не выработано четкой стратегии государственной миграционной политики в
сфере адаптации и интеграции мигрантов. Имеющее место явное преобладание
в миграционных потоках низкоквалифицированной рабочей силы усиливает
проблемы реализации социальной и культурной адаптации мигрантов,
обостряет ситуацию с медицинским обслуживанием, обеспечением жильем.
Все эти обстоятельства способствуют перегрузке социальной инфраструктуры,
что приводит к недовольству местного населения и может в своих крайних
проявлениях выразится в криминальных посягательствах на жизнь и
собственность мигрантов.
Рассмотревразличныевзглядыовозможныхнаправлениях
виктимологической профилактики, в том числе и в отношении мигрантов, а
также исследовав ряд нормативных документов, правильным можно считать
выделение двух направлений – это деятельность государственных структур и
работа гражданского общества. Для решения отмеченных в параграфе проблем
предложенопровестиподробнуюклассификациюсубъектов
виктимологической профилактики, конкретизировать стоящие перед ними
задачи и определить цель их совместной деятельности. Прежде всего,
необходимо отметить, что общесоциальная виктимологическая профилактика
преступлений, связанных с мигрантами, должна иметь уровни в зависимости от
территориального распространения – это межгосударственный, федеральный и
региональный.
Особое значение имеет межгосударственный уровень, определяющий
основные направления деятельности в зависимости от достигнутых соглашений
с разными странами. В вопросах миграции на межгосударственном уровне
недопустим ультимативный вариант регулирования отношений, так как такой
способ может спровоцировать рост числа незаконных мигрантов.
На федеральном уровне государственные структуры активизируют
работу со всеми общественными объединениями правоохранительной и
виктимологической направленности, в том числе и работающие с мигрантами,
показав общественности желание сотрудничать и открытость к восприятию
различных позиций, даже если они не совпадают с принятым политическим
решением. На региональном уровне меры виктимологической профилактики
строятся с учетом национальных, культурных и религиозных особенностей
групп мигрантов, преимущественно проживающих в каждом конкретном
регионе.
Сформулированвывод,чтонаобщесоциальномуровне
виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении
мигрантов, будет эффективной, если выделить в качестве первоочередных
задач меры, направленные на создание благоприятных условий
жизнедеятельности для мигрантов, а также повышение уровня правовой
культуры, авторитета права, формирование правосознания как мигрантов, так и
местного населения.
В третьем параграфе «Специальный уровень виктимологической
профилактики» рассмотрены вопросы, касающиеся организации эффективной
работы на специальном уровне в части виктимологической профилактики
преступлений, совершаемых в отношении мигрантов. Приведены взгляды
ученых,отражающиенеобходимостьсовершенствованияработы
правоохранительных органов и уделении особого внимания профессиональной
подготовке сотрудников полиции.
Анализ нормативных правовых документов, где отражены меры, которые
необходимо принимать сотрудникам правоохранительных органов в части
виктимологической профилактики свидетельствует о их малом числе, что не
создает единой системы виктимологической профилактики. Высказана мысль о
необходимости отразить в федеральном законе о профилактике
правонарушений важность единства правоохранительных органов и
общественных организаций при реализации мер виктимологической
профилактики, то есть к субъектам профилактики необходимо отнести
общественные организации правоохранительной и виктимологической
направленности. Вместе с тем отмечена проблема, выявленная при проведении
опроса экспертов. Большинство опрошенных сотрудников правоохранительных
органов считает, что общественные объединения не должны входить в число
субъектов профилактики преступлений, то есть непонимание необходимости
взаимодействия общественных организаций с правоохранительными органами
исходит не только от общественных организаций, но и от сотрудников
правоохранительных органов.
Также в параграфе освещены вопросы, связанные с регистрацией и
учетом мигрантов, проблемы незаконной миграции, отмечены меры,
способствующие минимизации виктимности мигрантов.
В итоге был сделан вывод, что в Российской Федерации в отдельности
существуют все элементы, необходимые для организации виктимологической
профилактики преступлений, но при этом не разработана система,
позволяющая объединять усилия государственных структур и общественных
объединений для успешного профилактического воздействия на мигрантов, а
снижение числа жертв-мигрантов можно достичь только путем координации
деятельности правоохранительных органов и общественных объединений
правоохранительной и виктимологической направленности.
В заключении представлены основные результаты, полученные при
проведении научного исследования, позволившие дополнить новыми знаниями
теорию виктимологической профилактики преступлений в части их
совершения в отношении конкретной социальной группы. Сформулированные
дополнения к понятиям позволили определить границы рассматриваемой
проблемы. Классификация мигрантов и криминальных ситуаций с ними
связанных, дала возможность соотнести эту группу населения с мерами
профилактики. Выявленные криминологические тенденции позволяют
говорить о распространении этого вида преступности по всей территории
страны с наибольшей локализацией в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутской
области, а в летний сезон в Краснодарском крае. Причины и условия,
детерминирующие преступления, совершаемые мигрантами и в отношении их,
образуют комплекс проблем, требующих разрешения.
Законодательство, регулирующее вопросы профилактики преступлений
будет эффективным и своевременным только в случае его систематизации с
выделением межгосударственного, федерального и регионального уровней.
Общесоциальная виктимологическая профилактика должна выстраиваться по
территориальномупризнаку, тоестьмеры,принимаемыена
межгосударственном уровне, способствуют выработке мероприятий на
федеральном уровне и в дальнейшем на региональном. Специальная
виктимологическаяпрофилактикавзаимосвязанаспроблемами
общесоциального уровня и является ее углубленным проявлением.
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо констатировать,
что в настоящее время виктимологическая профилактика преступлений,
совершаемых в отношении мигрантов, не имеет четкой направленности и
решить эту проблему можно, создав единую государственную систему
профилактики правонарушений.
В приложениях представлены результаты анкетирования мигрантов,
экспертный опрос сотрудников правоохранительных органов, статистические
сведения о количестве мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию,
преступлениях, совершенных мигрантами и в отношении их, а также
предложенияовнесенииизмененийвФедеральныйзакон
Российской Федерации «Об основах системы профилактики правонарушений
в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем,
что современная миграционная ситуация в России сформирована в результате
изменений в различныух сферах жизни, происшедших на постсоветском
пространстве в конце ХХ века. Миграционные процессы приобрели глобальные
масштабы, охватив все социальные слои и группы, став чрезвычайно важным
фактором развития общества.
С одной стороны, мигранты являются группой лиц, совершающей
преступления, а с другой стороны – они подвергаются различным преступным
посягательствам. На ситуацию, связанную с виктимностью мигрантов,
значительное влияние оказывает негативное отношение к ним со стороны
местных жителей, языковые барьеры и много других сопутствующих проблем.
По сведениям МВД России, за период с 2010 г. по 2020 г. на 22,2% выросло
число преступлений, совершенных в отношении мигрантов, на 29,7%
уменьшилось число преступлений, совершенных самими мигрантами1. Анализ
миграционной ситуации за 2020 г. показал, что более 60% мигрантов въезжают в
г. Москву, Московскую область, в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область,
Иркутскую область, в Краснодарский и Приморский края2, то есть экономически
развитые районы, где рабочие места привлекательны как для мигрантов, так и для
местного населения. Вместе с тем социологические опросы свидетельствуют о
росте недовольства граждан России фактом нахождения на территории страны
трудовых мигрантов, вызванном предположением, что они создают конкуренцию
за рабочие места в период экономических спадов. Результаты опроса
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL:
https://мвд.рф/reports/12/ (дата обращения: 12.03.2021).
Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-
декабрь 2020 года с распределением по регионам. // Официальный сайт
Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/
migracionnaya/ item/19365693/ (дата обращения: 12.03.2021).
общественного мнения, проведенного Всероссийским центром изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) в 2018 г. показали, что за ограничение числа
приезжающих в Россию мигрантов высказалось 51% опрошенных1. Аналогичный
опрос в 2019 г. проводила автономная некоммерческая организация
Аналитический центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) и, согласно их данным,
за ограничение числа мигрантов в России высказалось 64% респондентов2.
Несмотря на неоднозначное отношение к мигрантам в обществе,
руководство Российской Федерации проводит политику, направленную на
сближение со странами бывшего СССР, и ряд принимаемых решений создает
благоприятные условия для выбора бывшими соотечественниками нашей страны
в качестве постоянного места жительства или работы. Целью государственной
миграционной политики Российской Федерации является не только увеличение
численности постоянного населения страны, но и обеспечение потребностей
экономики в высококвалифицированной рабочей силе, что требует создания
условий и механизмов для привлечения востребованных специалистов3. Так,
Президент Российской Федерации поставил перед Правительством страны
стратегическую задачу по увеличению числа иностранных граждан, обучающихся
в российских вузах, а также трудоустройству лучших из них в
Российской Федерации4.
Обеспечение виктимологической безопасности является необходимым
условием стабильного проживания мигрантов в России, что крайне важно,
учитывая предубеждение существенной части населения против них.
Иммиграция в Россию: благо или вред? Аналитический обзор // Всероссийский центр
изучения общественного мнения (ВЦИОМ): сайт. 2018. URL: https://wciom.ru/analytical-
reviews/analiticheskii-obzor/immigracziya-v-rossiyu-blago-ili-vred (дата обращения: 27.06.2020).
Общественное мнение – 2019: электрон. ежегодник. 2020. № 21. URL:
https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2020/02/OM-2019.pdf (дата обращения: 27.06.2020).
О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации
на 2019–2025 годы: указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // Собрание законодательства
Российской Федерации. 2018. № 45. Ст. 6917.
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.
Вместе с тем криминологическая наука уделяет значительное внимание
исследованию причин совершения преступлений мигрантами, оставляя за
пределами научных интересов причины совершения преступлений в отношении
их.
Единое историческое прошлое делает жителей стран на территории
бывшего СССР значительно ближе друг к другу в экономическом, политическом
и культурном плане, что требует отдельного изучения проблемы преступности и
виктимности мигрантов из этих стран. Данные обстоятельства и определили
границы исследования, прежде всего вопросами, связанными с виктимизацией
мигрантов стран постсоветского пространства.
Недостаточная разработанность в теории предупреждения преступлений
виктимологического направления, связанного с мигрантами, и незначительное
число соответствующих криминологических работ явились причиной малого
числа конкретных предложений в науке, которые можно внедрить в практику, что
свидетельствует об актуальности исследуемой проблемы.
Полагаем, что дальнейшая разработка теоретических аспектов
виктимологической профилактики преступлений, совершаемых в отношении
мигрантов, обусловлена следующими обстоятельствами:
– значением, придаваемым государством созданию благоприятных условий
для переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию
работников высокой квалификации;
– повышенным вниманием общества к проблемам конкуренции на рынке
труда в кризисных ситуациях, поскольку в условиях значительного
миграционного потока многие работодатели отдают предпочтение более дешевой
и менее квалифицированной рабочей силе, что требует внимания
правоохранительных органов к ситуациям возможного проявления ксенофобии и
национализма;

Российская Федерация граничит со странами, откуда направляются
значительные миграционные потоки людей, что требует комплексного подхода к
решению проблем в сфере миграции, в том числе связанных с преступностью и
виктимностью мигрантов. Результаты, полученные при проведении научного
исследования, позволили дополнить новыми знаниями теорию
виктимологической профилактики преступлений в части их совершения в
отношении конкретной социальной группы. Существующие основы
виктимологической системы профилактики сделали возможным развитие
отдельных положений теоретической и практической направленности связанные с
такой категорией населения как мигранты. Изложенный в работе материал
позволяет сформулировать основные выводы и предложения, имеющие значения
для совершенствования виктимологического направления криминологической
науки и мер профилактики преступлений, совершаемых в отношении мигрантов.
В настоящее время в понятийном аппарате правовой науки Российской
Федерации, а также на международном уровне не разработаны ключевые понятия,
связанные с вопросами миграции. Заимствование из демографической науки
соответствующей терминологической базы привело к бесконечному расширению
категорий населения, относящихся к мигрантам и приданию термину «мигрант»
многозначности, что затруднило восприятие проблем, связанных с
криминализацией и виктимизацией мигрантов как значимых и требующих
отдельного направления разработки в системе виктимологической профилактики.
Разрешая имеющуюся проблему, мы предложили авторское определение
категории населения, относящейся к мигрантам, которое основано на
законодательно закрепленных понятиях «иностранный гражданин» и «лицо без
гражданства», воспринимаемые и используемые в науке и общественной жизни в
однозначном смысле. Разработанное нами определение позволило
сформулировать понятие «преступности, связанной с мигрантами», тем самым
определив границы рассматриваемой проблемы.
Разрешение терминологической проблемы способствовало разделению
мигрантов по классификационным уровням и группам, выделив два уровня –
общий и специальный. Классификационное деление на уровни позволяет связать
их с мерами профилактики на соответствующих уровнях. На общем уровне
разделение мигрантов происходит по цели приезда в страну, что делает
возможным определить две ключевые группы в среде мигрантов – желающих и не
желающих натурализоваться в стране. Такое разделение конкретизирует меры
профилактики в отношении лиц, которые действительно в этом нуждаются.
Специальный уровень связан с фактом возникновения криминальной ситуации,
где в той или иной роли фигурирует мигрант. На этом уровне выделяются два
подуровня – в зависимости от преступлений и в зависимости от лиц.
Повышенной общественной опасностью характеризуется преступность,
связанная с мигрантами, так как за последнее десятилетие значительно
увеличилось число преступлений, совершаемых в отношении них и, в частности,
против их собственности. Выявленные криминологические тенденции, в сфере
преступности, связанной с мигрантами, позволяют говорить о распространении
этого вида преступности по всей территории страны с наибольшей локализацией
в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутской области, а в летний сезон в
Краснодарском крае.
Рассматривая причины и условия, детерминирующие преступления,
совершаемые мигрантами и в отношении них мы пришли к выводу о
существовании их комплекса. Незнание языка затрудняет восприятие
информации, что становится причиной криминальных ситуаций, а в условиях
нежелания повышать свой образовательный уровень мигранты становятся как
преступниками, так и жертвами преступлений. Не прилагая усилий для
восприятия правовых норм страны пребывания, мигранты ориентируются на свои
диаспоры, тем самым отгораживаясь от основного населения страны. Находясь
большую часть времени в условиях, ограниченных общением только с
мигрантами, нередко возникают конфликты, которые разрешаются
криминальным путем. Учитывая, что большая часть мигрантов – это жители
сельской местности, то отмечается перенос в городскую среду норм проживания,
принятые в малых общинах. Разрешая криминальные ситуации, не обращаясь в
правоохранительные органы, мигранты многократно преумножают число
преступлений, совершаемых в их среде.
Виктимологическая профилактика преступлений как деятельность
социальных институтов должна носить организованный характер, что возможно
только с ее правовым регулированием. Законодательство, регулирующее вопросы
профилактики преступлений будет эффективным и своевременным только в
случае его систематизации с выделением международного, федерального,
регионального и муниципального уровней. На уровне взаимодействия между
странами СНГ необходимо принять меры не только к нормативному
регулированию контроля над незаконной миграцией, но и уделить внимание
вопросам адаптации разных категорий мигрантов в Российской Федерации. Для
организации работы на федеральном, региональном и муниципальном уровне
первоочередной задачей является вопрос, связанный с Федеральным законом от
23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в
Российской Федерации». Этот нормативный документ требует значительных
доработок, в частности, спецификации виктимологического направления в
профилактической работе, также к числу субъектов профилактики необходимо
отнести общественные организации и объединения правоохранительной
направленности и определить объекты профилактического воздействия.
Общесоциальная виктимологическая профилактика должна выстраиваться
по территориальному признаку, то есть меры, принимаемые на
межгосударственном уровне, способствуют выработке мероприятий на
федеральном уровне и в дальнейшем на региональном и районном.
Первоочередными задачами, требующими решения на общесоциальном уровне,
являются: налаживание взаимодействия государственных структур с
национальными диаспорами; работа, проводимая по привлечению в страну
иностранных студентов и их восприятие как потенциальных граждан Российской
Федерации; создание межведомственной базы данных въезжающих иностранных
граждан, которая будет согласовываться с системой единого учета преступлений.
Специальная виктимологическая профилактика преступлений на
специальном уровне имеет четко выраженную связь с ситуациями преступного
характера. Работа, проводимая на этом уровне, должна иметь распространенность
федерального, ведомственного и межведомственного уровня. Проблемы
специального уровня в большинстве своем взаимосвязаны с проблемами
общесоциального уровня и являются их углубленным проявлением, то есть
упущения в федеральном законодательстве, влекут за собой нарушение системы
на уровне правоохранительных ведомств. Создаются ситуации, при которых
невозможно нормативно регламентировать деятельность правоохранительных
органов в части виктимологической профилактики, несмотря на их очевидную
необходимость.
Подводя итог проведенного исследования, необходимо констатировать, что
в настоящее время виктимологическая профилактика преступлений в сфере
миграции не имеет четкой направленности, решить эту проблему можно, только
создав единую государственную систему профилактики правонарушений, где все
ее части будут развиваться взаимосвязано и равномерно. Меры по профилактике
преступлений должны направляться на преступников, на лиц склонных к
совершению преступлений, на жертв и на потенциальных жертв. Выполнение
этих условий возможно только при принятии волевого политического решения,
которое последовательно будет реализовываться практическими работниками
правоохранительных органов, чья деятельность основана на научных разработках.
Предложив в этой работе ряд теоретических положений и рассмотрев, в
связи с этим меры профилактики на общесоциальном и специальном уровне мы
считаем необходимым продолжить научную работу как в рамках обозначенной
темы, так и расширить ее изучением вопросами, связанными с конкретными
группами мигрантов и видами преступлений, характеризующиеся высокой
степенью общественной опасности.
В продолжение нашей темы считаем необходимым проводить научные
исследования в части изучения терминологической базы, связанной с
миграционными процессами, единообразие терминологии позволит
систематизировать работу различных ведомств как на общесоциальном, так и на
специальном уровне. Проблема единообразия касается и вопросов классификации
мигрантов и преступных посягательств, совершаемых ими и в отношении их.
Увеличение числа научных работ, связанных с конкретными видами
преступлений и мигрантами позволит расширить критерии криминологической
характеристики, а также выявлять причины и условия наиболее массово
совершаемых преступлений в сфере миграции.
Значительный объем научных трудов в области профилактики
преступлений требует их систематизации и конкретизации. В научных кругах
недостаточно осмыслено виктимологическое направление работы, связанное с
конкретными социальными группами, в частности, с мигрантами, что делает
необходимым активизацию научной работы в этом направлении.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых против мигрантов
    Е.Б. Аблиязова // Евразийский юридическийжурнал. – 2– № 5 (144). – С. 339-340 (0,24 п.л.).
    Е.Б. Аблиязова // Научные междисциплинарные исследования: сборник статейII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. –Саратов: НОО «Цифровая наука», 2– С. 57-63 (0,4 п.л.).
    Виктимологическое направление в профилактике преступлений, совершаемых в отношении мигрантов
    Е.Б. Аблиязова //Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве //Сборник научных статей по итогам работы пятого международного круглогостола. 29 июня 2019 г. Часть – Шахты: ООО «Конверт», 2– С. 110-111 (0,11 п.л.).
    Роль виктимологической профилактики в системе национальной безопасности
    Е.Б. Аблиязова // Актуальные проблемысовременной когнитивной науки: сборник статей по итогам Всероссийскойнаучно-практической конференции (Волгоград, 30 июня 2019 г.). –Стерлитамак: АМИ, 2– С. 91-93 (0,16 п.л.).
    О направлениях Концепции государственной миграционной политики
    Е.Б. Аблиязова // Юридические науки, правовоегосударствоисовременноезаконодательство:сборникстатейIX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. – Пенза:МЦНС «Наука и Просвещение», 2– С. 52-54 (0,17 п.л.).
    Исторический аспект виктимологических исследований преступности мигрантов
    Е.Б. Аблиязова // Лучшая научная статья2019: сборник статей XXXI Международного научно-исследовательскогоконкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2– С. 202-204 (0,16 п.л.).
    Латентность преступлений, связанных с умышленным причинением вреда здоровью совершаемых мигрантами (по материалам судебного департамента г. Москвы)
    Е.Б. Аблиязова // Эксперт года 2020:сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса (6 июня2020 г.). – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2– С. 132-134 (0,17 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету