Предупреждение преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием на территории Республики Таджикистан

Тоиров Иброхим Хайруллоевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ
ИЛИ С ИХ УЧАСТИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН ………………………………………………………………………………………….. 15
1.1. Преступность иностранных граждан на территории Республики Таджикистан:
понятие и особенности ……………………………………………………………………………………. 15
1.2. Характеристика личности иностранного гражданина-преступника на
территории Республики Таджикистан ……………………………………………………………… 38
1.3. Причины и условия преступлений, совершаемых иностранными гражданами
или с их участием на территории Республики Таджикистан …………………………….. 59
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ
ГРАЖДАНАМИ ИЛИ С ИХ УЧАСТИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ……………………………………………………………….. 82
2.1. Особенности предупреждения преступлений иностранных граждан
на общесоциальном уровне ……………………………………………………………………………… 82
2.2. Органы внутренних дел Республики Таджикистан как субъект специального
предупреждения преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их
участием ……………………………………………………………………………………………………….. 108
2.3. Индивидуальное предупреждение преступлений иностранных граждан на
территории Республики Таджикистан ……………………………………………………………. 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………… 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….. 168
Приложение 1. Справка по результатам анкетирования………………………………….. 168
Приложение 2. Концепция проекта закона Республики Таджикистан «Об основах
системы профилактики правонарушений в Республике Таджикистан» …………… 173

Введение работы включает в себя разделы, в которых автором приводятся
доводы в обоснование актуальности избранной темы; раскрывается степень ее
научной разработанности; указываются объект, предмет, цель, задачи, а также
методыпроведенногоисследования;обосновываетсянаучнаяновизна
исследования; формулируются те положения, которые выносятся автором на
защиту; раскрывается теоретическая и практическая значимость работы;
характеризуется нормативная и теоретическая база исследования; приводится
апробация результатов исследования и степень его достоверности; указывается
структура проведенного исследования.
Первая глава «Криминологическая характеристика преступлений,
совершаемых иностранными гражданами или с их участием на территории
Республики Таджикистан» состоит из трех параграфов.
Впервомпараграфе«Преступностьиностранныхгражданна
территорииРеспубликиТаджикистан:понятиеиособенности»
рассматриваются понятие преступности иностранных граждан на территории
Таджикистана, а также структура и динамика этого социального явления.
Автор анализирует различные подходы к определению преступности как
социального явления и приходит к выводу, что наиболее полной видится
трактовка преступности, которую сформулировала А.И. Долгова, полагающая
необходимым рассматривать преступность в виде социального феномена,
состоящего в том, что часть населения решает свои проблемы, виновно нарушая
установленные уголовным законом запреты.
В работе подчеркивается, что в настоящее время Республика Таджикистан
продолжает приобщение к международному сообществу. Безусловно, данный
процесс имеет важное экономическое значение. Но в то же время такая
интеграция имеет и аспекты негативного характера. Главным образом это
обусловлено тем, что международная интеграция неизбежно активизирует
миграцию. Как показывает статистика последних пяти лет, ежегодно на
территорию Республики Таджикистан прибывает и регистрируется от 48 до
57 тысяч мигрантов.
Отмечается рост числа преступных посягательств, которые совершают
непосредственно мигранты, а также совершаемых с участием мигрантов. Так, с
2018 года в Республике Таджикистан наметился резкий рост числа
преступлений, совершаемых иностранными гражданами (на 47% по отношению
к 2017 году). По итогам 2020 года доля преступлений иностранцев в общем
количествепреступлений,совершаемыхнатерриторииРеспублики
Таджикистан, составила 2,5%.
При этом преступность иностранцев в Таджикистане характеризуется
высоким уровнем латентности, в числе основных причин которой следует
выделить: отъезд иностранцев, совершивших преступления в Таджикистане, из
страны; совершение преступлений в отношении мигрантов, которые не
заинтересованы в обращении в правоохранительные органы; высокий уровень
коррупции сотрудников ОВД.
Самыми распространенными составами преступлений, совершаемых
иностранными гражданами в Таджикистане, являются «Незаконный оборот
наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта» (ст. 200
УКРТ),«Незаконноепересечениегосударственнойграницы
Республики Таджикистан» (ст. 335 УК РТ), «Мошенничество» (ст. 247 УК РТ).
На основе проведенного анализа структуры и динамики преступных
деяний, которые совершаются иностранными гражданами в Таджикистане,
автор приходит к выводу, что на сегодняшний день граждане иностранных
государств выступают причиной значимых криминогенных проблем. При этом,
как свидетельствуют статистические данные, число преступлений, совершаемых
иностранцами в Таджикистане, имеет тенденцию к росту. Эта проблема
указывает на то, что существующие в Таджикистане меры, направленные на
противодействиерассматриваемойкатегориипреступлений,являются
недостаточно эффективными, что обусловливает потребность в том, чтобы
комплекс этих мер был усовершенствован.
Во втором параграфе – «Характеристика личности иностранного
гражданина-преступника на территории Республики Таджикистан» – в целях
установления криминологических особенностей преступника-иностранца в
Республике Таджикистан автор проводит анализ его основных личностных
характеристик.
Авторвыделяеттригруппыиностранцев,которыесовершают
преступления на территории Таджикистана. К первой из групп относятся
иностранные граждане, не имевшие в качестве цели совершение преступлений
на момент их прибытия в Таджикистан. Криминальные намерения данной
группы обусловлены возникшими проблемами адаптации на новом месте. Ко
второй группе относятся граждане иностранных государств, прибывшие в
Таджикистан в рамках трудовой миграции. Прямой цели на совершение
криминальных деяний они не имели, но не исключали для себя возможность их
совершения. В третью группу входят иностранцы, целенаправленно прибывшие
в Таджикистан для нарушения его закона из корыстных побуждений.
Как показывает статистика, основное количество преступлений со стороны
иностранных граждан в Республике Таджикистан совершается гражданами
Афганистана. В период с 2014 по 2020 годы число совершенных ими
преступленийдостигало42,9%отобщегоколичества«иностранных»
преступлений. Афганцами совершается значительная часть преступлений в
сфере незаконного оборота наркотиков. Кроме граждан Афганистана,
криминально активными на территории Таджикистана являются также граждане
России и Китая.
На основе анализа возрастных данных сделан вывод о том, значительная
часть преступных деяний в Таджикистане совершается иностранцами в возрасте
от 26 до 40 лет. В целом лица такого возраста совершили 69% от всех
преступлений, которые были зарегистрированы в Таджикистане в 2014-2020 гг.
БольшинствоиностранныхпреступниковприбыловРеспублику
Таджикистан для осуществления трудовой деятельности. В то же время, здесь
можно выделить и специфические факторы: нелегальное положение мигрантов,
в результате чего они оказываются вовлеченными в теневую сферу экономики;
соседство с Афганистаном, который выступает одним из мировых лидеров по
производствуиэкспортунаркотическихсредств;задействование
международными преступными группами, реализующими незаконные поставки
оружия, наркотиков, распространение идей религиозного экстремизма, тех же
самых каналов, по которым осуществляется и трудовая миграция; высокие
доходы,которыеприноситнаркобизнес;невысокаяэффективность
регулированиямиграционныхпроцессовсостороныгосударстваи
ненадлежащий уровень учета прибывающих в страну иностранных граждан;
недостаточно высокая эффективность взаимодействия как на международном,
так и межведомственном уровне в области противодействия преступности
мигрантов; психологическая неподготовленность со стороны как мигрантов, так
и местного населения к инцидентам конфликтного характера, обусловленным
значительнымчисломиностранцев,прибывающихдляпроживанияв
конкретный регион и ряд других факторов.
Вторая глава «Основные направления и меры предупреждения
преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием
на территории Республики Таджикистан» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Особенности предупреждения преступлений
иностранных граждан на общесоциальном уровне» исследуются субъектный
состав общесоциального предупреждения преступлений иностранцев, а также
реализуемые при этом меры.
Автор отмечает, что предупреждение преступлений представляет из себя
систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняющих друг
друга мероприятий, частью которой является работа государственных органов, а
также органов местной власти, юридических и физических лиц, целью которой
является снижение вероятности совершения преступных деяний посредством
выявления и устранения факторов, им способствующих, и предупреждения
преступлений, находящихся в стадии подготовки.
Подпредупреждениемпреступлений,которыесовершаются
иностранными гражданами или с их участием в Республике Таджикистан,
следует понимать систему мер, реализуемых государственными органами
Республики Таджикистан и ориентированных на то, чтобы минимизировать
совершение преступных деяний посредством выявления и устранения
способствующих противоправным деяниям причин и условий, а также на
предотвращение подготавливаемых иностранцами преступлений и пресечение
покушений на них.
Субъектовобщесоциальногопредупрежденияпреступлений,
совершаемыхиностраннымигражданаминатерритории
Республики Таджикистан, можно объединить в три группы:
-субъектыпредупрежденияпреступныхдеяний,совершаемых
иностранцами, которые руководят реализацией государственной политики в
сфере миграции и определяют пути ее дальнейшего развития (Президент
РеспубликиТаджикистан;МаджлисиОли(Парламент)
Республики Таджикистан; Правительство Республики Таджикистан);
– специализированные субъекты предупреждения преступлений граждан
иностранныхгосударств(например:органывнутреннихдел
РеспубликиТаджикистан;прокуратураРеспубликиТаджикистана;
Министерство юстиции Республики Таджикистан и др.);
-неспециализированныесубъектыпредупрежденияпреступлений
иностранцев:(например:Министерствоиностранныхдел
РеспубликиТаджикистан;Министерствоздравоохранения
Республики Таджикистан и др.).
Меры общесоциальной превенции преступлений иностранных граждан в
Республике Таджикистан можно разделить на две группы. В первую группу
будут входить меры общего характера, связанные с предупреждением
преступлений на территории Республики Таджикистан в целом. Вторая группа
мер непосредственно связана с предупреждением преступлений именно
иностранных граждан и состоит в формировании благоприятных условий
пребывания иностранцев в Республике.
По результатам анализа правовой базы автор акцентирует внимание на
том, что в системе законодательства Республики Таджикистан отсутствует
фундаментальныйнормативныйправовойакт,консолидированно
регламентирующий вопросы профилактики преступлений, что представляется
существенным недостатком и снижает эффективность работы соответствующих
субъектов в сфере профилактической работы. В этой связи в работе высказано
предложениеоцелесообразностиразработкиипринятияв
Республике Таджикистан подобного нормативно-правового акта по аналогии с
российским Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах
системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Во втором параграфе «Органы внутренних дел Республики Таджикистан
как субъект специального предупреждения преступлений, совершаемых
иностранными гражданами или с их участием» отмечается, что органы
внутренних дел Республики Таджикистан на современном этапе реализуют
существенныйобъемполномочийпоспециально-криминологическому
предупреждению преступных деяний как в целом, так и относительно
предупреждения криминальных проявлений со стороны иностранцев.
Среди ключевых задач деятельности милиции, которые закреплены в ст. 3
Закона Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. № 41 «О милиции»,
применительно к предмету исследования можно выделить такие задачи, как:
профилактика, пресечение преступлений и других правонарушений; реализация
контроля в сфере миграции, регулирование сферы трудовой миграции, в том
числе решение вопросов о выдаче организациям разрешений, дающих право
принимать на работу иностранцев, включая беженцев, а также лиц, запросивших
убежище.
Автор анализирует деятельность подразделений органов внутренних дел
Республики Таджикистан, в полномочия которых входит предупреждение
преступлений, совершаемых гражданами других государств. В их числе отделы
по борьбе с организованной преступностью, уголовный розыск, органы
следствия и дознания, патрульно-постовая служба, служба участковых
инспекторов милиции, паспортно-регистрационная служба.
В настоящее время в состав Управления уголовного розыска МВД по
Республике Таджикистан входит отдел по борьбе с преступлениями,
совершаемыми иностранными гражданами, а также в отношении них. На уровне
областей, в составе территориальных подразделений уголовного розыска,
имеются представители этого отдела. Однако в большинстве регионов
складываетсяситуация,когдазанаправлениемпопротиводействию
преступлениям,совершаемыхиностраннымигражданами,оказывается
закреплен всего один человек. На него, таким образом, нередко возлагается
чрезмерная нагрузка, в силу чего он не может максимально эффективно
выполнять свои функциональные обязанности. При этом на уровне районных
отделов милиции представители этого отдела и вообще отсутствуют.
Поскольку в настоящее время количество преступлений, которые
совершаются иностранцами, не является угрожающим, однако представляет
проблему для органов внутренних дел Таджикистана, автор полагает, что на
данном этапе не требуется создание специализированных подразделений по
противодействию преступлениям, совершаемым иностранными гражданами. В
то же время, представляется целесообразным включить подразделения
туристической милиции, созданной в 2019 году для обеспечения безопасности и
информационной поддержки туристов, как наиболее тесно взаимодействующие
с иностранными гражданами, в состав уголовного розыска и возложить на них
полномочия по противодействию рассматриваемой категории преступлений.
В третьем параграфе «Индивидуальное предупреждение преступлений
иностранных граждан на территории Республики Таджикистан» автор
приходит к выводу, что основным субъектом индивидуального предупреждения
«иностранной» преступности являются участковые инспекторы милиции
Таджикистана, которые в силу профиля своей служебной деятельности
интенсивнее всего взаимодействуют с гражданами.
Именно поэтому необходимо максимально задействовать возможности,
предоставляемые системой индивидуального предупреждения преступлений.
Она способна не только оказать стимулирующее воздействие на положительное
в социальном плане поведение иностранца, но и предупредить совершение с его
стороны преступных деяний посредством разъяснения уголовно-правовых
запретов.
Сделан вывод о необходимости внесения дополнений в Закон РТ № 1471
от 2 января 2018 г. «О правовом статусе иностранных граждан и лиц без
гражданства в Республике Таджикистан» в части регламентации ведения
единого миграционного учета с возложением его на Министерство внутренних
дел Республики Таджикистан, что должно послужить отправным моментом
организации индивидуальной профилактической работы с мигрантами.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, которое
позволило сделать вывод о недостаточной научной разработанности данной
проблематики, а также низкой эффективности реализуемых в этом направлении
мер.
Выработанные автором предложения направлены на совершенствование
системыпредупреждения«иностраннойпреступности»в
Республике Таджикистан. В том числе, итогом работы стали сформулированные
и обоснованные выводы: о структуре и динамике преступности иностранцев, о
личности преступника; о факторах и условиях, детерминирующих преступность
иностранных граждан; о необходимости структурного совершенствования
органов внутренних дел Таджикистана с целью повышения эффективности
предупреждениярассматриваемоговидапреступности.Такжевнесены
предложения о модернизации законодательства Республики Таджикистан в
сфере профилактики преступлений.
Вприложенияхсодержатсяобобщенныерезультатыопроса
респондентов–сотрудниковуголовногорозыскаМВДРеспублики
Таджикистан, а также проект закона «Об основах системы профилактики
правонарушений в Республике Таджикистан».

Актуальность темы диссертационного исследования. На современном
этапе актуальной для Республики Таджикистан является проблема, связанная с
резким увеличением числа преступных деяний, совершаемых гражданами
иностранных государств. Существование этой проблемы указывает на
недостаточную эффективность тех мер, которые применяются государственными
органами Республики Таджикистана для предупреждения анализируемой
категории преступлений, и свидетельствует о необходимости их
совершенствования. Наиболее перспективным для изучения обозначенного опыта
является Российская Федерация, которая близка Таджикистану не только с
позиции особенностей правового регулирования противодействия преступности в
целом, но и преступности иностранных граждан, в частности. Кроме того, для
обоих государств является актуальной проблема миграционной преступности,
весомую роль в которой играет нахождение Республики Таджикистан на пути
миграционных и криминальных потоков из Исламской Республики Афганистан, в
том числе и в Российскую Федерацию.
На сегодняшний день в Республике Таджикистан достаточно остро стоит
проблема совершенствования комплекса мер, направленных на предупреждение
преступлений, совершаемых гражданами иностранных государств или с их
участием, а также перекрытие незаконных миграционных и криминальных
каналов. Так, среди наиболее распространенных преступлений, совершаемых
указанными лицами, можно выделить такие составы, как незаконный оборот
наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта (16 % всех
преступлений, совершаемых иностранными гражданами); незаконное
пересечение государственной границы Республики Таджикистан (11 %);
мошенничество (10 %). Стоит отметить, что преступления иностранных граждан
обладают и достаточно высоким уровнем латентности.
Потребность в их исследовании и скорейшем разрешении имеющихся
проблем обусловлена теми изменениями, которые в последние годы имели место
в социальной и экономической сферах общества Республики Таджикистан, в
криминогенной обстановке, а также нормативно-правовых актах как самой
Республики, так и некоторых соседних стран. Наличие проблем предупреждения
преступности в Республике Таджикистан подтверждается научно-практическими
публикациями, директивными документами и проведенным опросом сотрудников
МВД Республики Таджикистан.
Решение обозначенной задачи можно достичь только при условии широкого
анализа практической сферы, выявления тех проблем, которые в ней имеются,
определения действенных способов их решения, а также анализа положительного
опыта Российской Федерации.
Полагаем, что дальнейшее исследование системы предупреждения
преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории
Республики Таджикистан, обусловлено следующими обстоятельствами:
– повышенным вниманием государства и общества к проблемам
миграционного потока, что подтверждается социальным заказом на изучение этой
проблемы от МВД Республики Таджикистан, в связи с ее недостаточной научной
разработанностью в Таджикистане;
– ростом числа преступлений, совершаемых иностранными гражданами на
территории Республики Таджикистан;
– проблемами правоприменительной практики в части предупреждения
преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием на
территории Республики Таджикистан;
– необходимостью разработки предложений по совершенствованию
действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов
Республики Таджикистан в части предупреждения преступлений, совершаемых
иностранными гражданами на ее территории.
Приведенные обстоятельства обусловили необходимость настоящего
диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы диссертационного
исследования. В разные годы проблемам предупреждения преступлений
посвятили свои труды Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, С.И. Герасимов,
А.Д. Дашиева, С.Д. Дерябин, А.И. Долгова, В.И. Задорожный, А.Н. Ильяшенко,
В.Н. Кудрявцев, Е.Б. Кургузкина, В.И. Прокопенко, Е.А. Тохова.
Проблематика предупреждения преступлений, совершаемых гражданами
иностранных государств или с их участием исследовалась такими учеными, как
И.Н. Архипцев, М.М. Бабаев, П. Дунмэй, П.Н Кобец, Р.А. Махарамов,
П.А. Насуров, И.В. Никитенко, А.Н. Сандугей, Г.У. Солдатова, К.Х. Солиев,
М.Н. Урда, В.Ф. Цепелев, К.И. Юрова.
Криминологические связи рассматриваемых преступлений с
миграционными процессами нашли отражение в трудах В.А. Берзина,
К.В. Вишневецкого, Ю.И. Вьюнова, А.А. Глуховой, Е.А. Дроздовой,
А.П. Закалюка, Н.Ф. Кузнецовой, М.Н. Утяцкого, И.П. Цапенко.
В то же время, стоит отметить, что подавляющее большинство
исследований в сфере преступности иностранцев носит общий характер и
относится к Российской Федерации. Что касается Республики Таджикистан, то
вопросы предупреждения преступлений, совершаемых иностранными
гражданами, на монографическом уровне не исследовались. Единственным
научным трудом в этой области выступает кандидатская диссертация
П.В. Насурова, защищенная в 2008 году – «Криминальные последствия
незаконной миграции и меры их предупреждения: по материалам Республики
Таджикистан».
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения,
которые возникают в ходе осуществления деятельности государственных и
общественных институтов по предупреждению преступных деяний, совершаемых
гражданами иностранных государств либо с их участием на территории
Республики Таджикистан.
Предметом исследования являются криминологические особенности
преступлений, совершаемых гражданами иностранных государств либо с их
участием на территории Республики Таджикистан и деятельность органов
внутренних дел Таджикистана по их предупреждению, в том числе во
взаимодействии с другими субъектами.
Целью данного исследования является дальнейшее развитие имеющихся
научных представлений в сфере предупредительной деятельности органов
внутренних дел Республики Таджикистан относительно тех преступлений,
которые совершаются с участием иностранных граждан или ими самими, а равно
разработка предложений по совершенствованию указанной деятельности.
Для достижения поставленной цели перед исследованием были поставлены
следующие основные задачи:
– выявить проблемы, существующие в сфере предупреждения
преступлений, которые совершаются иностранными гражданами или с их
участием на территории Республики Таджикистан и определить способы их
решения;
– выявить особенности преступности иностранных граждан на территории
Республики Таджикистан;
– охарактеризовать личность иностранного гражданина-преступника на
территории Республики Таджикистан;
– установить причины и условия преступлений, совершаемых
иностранными гражданами или с их участием на территории Республики
Таджикистан;
– выявить особенности предупреждения преступлений иностранных
граждан в Республике Таджикистан на общесоциальном, специальном и
индивидуальном уровнях;
– определить направления дальнейшего совершенствования деятельности
органов внутренних дел Республики Таджикистан по индивидуальному
предупреждению преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с
их участием, на основании анализа роли органов внутренних дел Республики
Таджикистан как субъекта специального предупреждения указанных
преступлений.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в
рамках данного монографического труда сформулированы научно обоснованные
предложения, реализация которых внесет значительный вклад в предупреждение
преступлений, совершаемых иностранными гражданами или с их участием на
территории Республики Таджикистан.
На научном уровне с учетом современной криминальной обстановки
выявлены и исследованы особенности преступлений, совершаемых иностранцами
в Республике Таджикистан, а также разработаны предложения по
совершенствованию предупреждения данных преступлений.
В работе выявлены причины и условия, детерминирующие совершение
таких преступлений, а также установлен криминологический портрет
преступника-иностранца, что в совокупности будет способствовать повышению
эффективности предупредительной деятельности правоохранительных органов в
исследуемой сфере.
Обоснована необходимость структурного реформирования органов
внутренних дел Таджикистана с учетом роста рассматриваемой категории
преступлений. По итогам исследования подготовлена концепция закона о
профилактике преступлений в Республике Таджикистан и его структура с
конкретными предложениями с учетом осуществления профилактической
деятельности в отношении иностранных граждан.
В результате проведенного исследования разработаны конкретные меры
предупреждения преступлений, совершаемых иностранными гражданами на
территории Республики Таджикистан. Эти меры ранее в науке не выделялись, но
необходимы для снижения уровня «иностранной» преступности в Таджикистане.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе на
основании анализа предупредительной деятельности в отношении преступлений,
совершаемых иностранными гражданами на территории Республики
Таджикистан, во-первых, обоснована необходимость совершенствования мер,
направленных на повышение эффективности предупреждения преступлений
иностранцев, а во-вторых, разработана система таких мер. Полученный в
результате проведенного исследования научный материал дополняет имеющиеся
знания о криминальном поведении мигрантов, способствует координации
деятельности органов государственной власти и общественных объединений
Республики Таджикистан в части профилактики преступлений, совершаемых
иностранными гражданами или с их участием, а также определяет роль органов
внутренних дел в указанном направлении деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в
том, что его выводы и предложения можно задействовать при совершенствовании
нормативной базы и практической деятельности подразделений органов
внутренних дел Республики Таджикистан в части:
– принятия в Республике Таджикистан фундаментального нормативно-
правового акта, консолидированно регламентирующего вопросы профилактики
преступлений;
– реорганизации подразделений уголовного розыска посредством
присоединения к ним туристической милиции и наделения ее полномочиями по
предупреждению преступности иностранцев;
– обязательного включения в набор статистических данных, учитываемых
ИЦ МВД Республики Таджикистан, о прежних судимостях привлекаемых к
ответственности иностранных граждан.
Результаты диссертационного исследования могут быть применены в
практической работе органов внутренних дел Таджикистана в ходе
осуществления предупредительной деятельности в отношении преступлений,
совершаемых гражданами иностранных государств либо с их участием.
Отдельные положения диссертационного исследования могут быть
использованы при проведении учебных занятий по дисциплине «Криминология»,
а также в реализации программ повышения квалификации сотрудников
МВД Республики Таджикистан, в том числе обучающихся на высших
академических курсах Академии управления МВД России.
Методология и методы исследования. Материалистическая диалектика,
являясь методологической основой криминологии, позволяет оценивать
преступное поведение людей как результат воздействия окружающей их
социальной среды, выявлять условия этому способствующие и изучать данные
явления. Основываясь на общепринятой в криминологии методологии, в
диссертационном исследовании использованы научные методы теоретического и
эмпирического уровней. Теоретическое познание явлений порождающих
ситуации противоправного поведения иностранных граждан достигается только в
результате обработки данных, полученных эмпирическим путем, что позволяет
установить внутренние связи и закономерности в преступном поведении данных
лиц и разработать эффективные методы профилактики. На эмпирическом уровне
с помощью статистического метода мы определили количественные показатели
преступлений иностранных граждан или с их участием на территории Республики
Таджикистан, и выявили свойства, которые характеризуют их как субъектов
преступных деяний, то есть на основе количественного анализа совокупности
фактов криминализации рассматриваемой категории лиц проследили корреляцию
количественных и качественных показателей. С помощью анкетирования изучили
мнение экспертов по вопросам, сведения о которых нельзя получить при анализе
официальной статистики. Используя методы анализа и синтеза, рассмотрели
публикации различных средств массовой информации, касающиеся темы
диссертационного исследования. На теоретическом уровне воспользовавшись
методом индукции, полученные данные распространили от отдельных причин и
условий к пониманию общего процесса криминализации данной социальной
группы. С помощью логического метода были выявлены и раскрыты
закономерности, позволившие систематизировать предложения для
осуществления профилактики в практической деятельности. Системный подход
дал возможность определить место профилактики преступлений иностранных
граждан в государственной системе предупреждения преступлений.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых
Таджикистана, России и ряда других стран в области уголовного права,
криминологии, философии, социологии. Непосредственными источниками
информации по исследуемой проблеме стали монографии, учебная литература,
научные статьи, материалы научных и научно-практических конференций
различного уровня, где отражены проблемные вопросы, касающиеся предмета
исследования.
Нормативную правовую базу исследования составили общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры,
уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство
Республики Таджикистан, ведомственные нормативные акты МВД Республики
Таджикистан, а также Российской Федерации, имеющие отношение к предмету
исследования.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют
результаты анкетирования 100 сотрудников милиции МВД Республики
Таджикистан, обладающих полномочиями по предупреждению преступлений,
которые совершаются гражданами иностранных государств либо при их участии.
В их число входят сотрудники уголовного розыска центрального аппарата
МВД Таджикистана, а также представители данных подразделений Горно-
Бадахшанский автономный области, Согдийской и Хатлонской областей,
Раштовского управления, городов Душанбе, Куляб, Бохтар, Вахдат и ГУ МВД на
транспорте. Таким образом, анкетированием были охвачены сотрудники
милиции, представляющие все крупные города и районы республиканского
подчинения Республики Таджикистан, что дает основание считать результаты
анкетирования репрезентативными. Кроме того, осуществлялось
интервьюирование сотрудников Следственного управления МВД Республики
Таджикистан и руководителей Управления уголовного розыска МВД Республики
Таджикистан.
В процессе работы были использованы также результаты эмпирических
исследований, которые были проведены другими учеными.
Научная новизна результатов диссертационного исследования нашла
свое отражение также в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Преступность иностранных граждан в Республике Таджикистан
характеризуется повышенной латентностью, которая составляет не менее 70 % от
числа зарегистрированных преступлений иностранных граждан. Латентность
является естественной и обусловленной в большинстве случаев тем, что
иностранцы, совершившие преступления в Таджикистане, выезжают с территории
Республики, либо тем, что жертвами преступлений становятся сами мигранты,
которые не заинтересованы в обращении в правоохранительные органы.
2. Обобщенный «портрет» личности преступника-иностранца на
территории Республики Таджикистан выглядит следующим образом: это лицо
мужского пола в возрасте от 26 до 40 лет, состоящее в официальном браке,
имеющее среднее (полное) общее образование и прибывшее для осуществления
трудовой деятельности из Китая или Афганистана. Наиболее типичными
преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами в Республике
Таджикистан, являются: незаконный оборот наркотических средств или
психотропных веществ с целью сбыта (16 % всех преступлений, совершаемых
иностранными гражданами); незаконное пересечение государственной границы
Республики Таджикистан (11 %); мошенничество (10 %). Выявленные
особенности позволят сосредоточить усилия правоохранительных органов по
предупреждению преступлений иностранцев в Республике Таджикистан на
данных категориях лиц.
3. Факторами, которые детерминируют преступления, совершаемые в
Таджикистане иностранцами, являются:
– высокий уровень безработицы на фоне низкого уровня жизни большей
части населения Республики;
– использование международными преступными структурами каналов
трудовой миграции для транспортировки наркотических средств, оружия, а также
идей экстремистского характера;
– наличие общих границ с Исламской республикой Афганистан, которая
занимает одно из лидирующих мест в мире среди производителей наркотических
средств;
– отсутствие адекватных условий для адаптации прибывающих мигрантов в
том регионе, где они поселяются;
– недостаточно эффективное взаимодействие на межведомственном и
международном уровнях в сфере предупреждения преступности мигрантов.
4. Обоснована необходимость разработки и принятия в Республике
Таджикистан нормативного правового акта по аналогии с российским
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Уголовно-правовой статус иностранного гражданина на территории Республики Таджикистан
    И.Х. Тоиров // Аграрное и земельноеправо. – 2– № – С. 144-147 (0,51 п.л.).
    Причины и условия, способствующие совершению преступления иностранными гражданами на территории Республики Таджикистан
    И.Х. Тоиров // Закон и право. – 2– № – С. 112-114(0,4 п.л.).
    ✍️ Журнал
    О состоянии преступности среди иностранных граждан в Республике Таджикистан
    И.Х. Тоиров // Современные научные исследования:актуальныевопросы,достиженияиинновации:сборникстатейIX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. – Пенза:МЦНС «Наука и Просвещение», 2– С. 98-99 (0,3 п.л.).
    Миграционные процессы в Республике Таджикистан как криминогенный фактор, влияющий на состояние преступности иностранных граждан
    И.Х. Тоиров // Конкурс лучших студенческих работ: сборник статейII Всероссийского научно-практического конкурса. В 2 ч. Ч. – Пенза: МЦНС«Наука и Просвещение», 2– С. 121-123 (0,39 п.л.).
    Характеристика отдельных элементов личности иностранного гражданина, совершающего преступления на территории Республики Таджикистан
    И.Х. Тоиров, А.С. Виноградов //Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии:сборник статей. Вып. – Часть – Воронеж: Воронежский институтМВД России, 2– С. 35-38 (0,43 п.л.).
    Состояние, структура и динамика преступности иностранных граждан на территории Республики Таджикистан в свете активизации миграционных процессов
    И.Х. Тоиров, А.С. Виноградов //Миграционные процессы в современном мире: политические, юридические иправоохранительные аспекты: материалы международной научно-практическойконференции (25 июня 2020 г.) – Ростов-на-Дону: Ростовский ЮИ МВД России,2– С. 21-28 (0,4 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету