Конституционное право на жилище в Российской Федерации и странах СНГ: сравнительно-правовое исследование

Фролов Алексей Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ………………………..22
1.1. Возникновение и развитие конституционного права на жилище в
конституционном праве Российской Федерации и странах СНГ…………….22
1.2. Понятие и конституционно-правовая природа права на жилище в
Российской Федерации и странах СНГ…………………………………………43
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ В РОССИИ И В
СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………60
2.1. Конституционно-правовой механизм регулирования права на
жилище в России и странах СНГ……………………………………………….60
2.2. Способы реализации конституционного права на жилище в Рос-
сийской Федерации и странах СНГ…………………………………………….87
2.3. Гарантии реализации конституционного права на жилище……..115
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ
СНГ………………………………………………………………………………146
3.1. Конституционно-правовая политика в области регулирования пра-
ва на жилище в Российской Федерации и странах СНГ………………………146
3.2. Влияние норм международного права на развитие конституционно-
го права на жилище в Российской Федерации и странах СНГ………………176
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………194
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………198
Приложение 1……………………………………………………………232
Приложение 2……………………………………………………………………………….233

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного
исследования; формулируется научная задача; определяются цель и задачи,
объектипредметисследования;характеризуетсястепеньнаучной
разработанности проблемы; раскрывается научная новизна, определяется
методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основа;
приводятся положения, выносимые на защиту; определяется теоретическая и
практическая значимость работы; приводятся сведения об апробации
результатов исследования.
В первой главе «Генезис и юридическая природа конституционного
права на жилище» рассматривается история возникновения и развития
конституционного права на жилище, его закрепление в международных
документах и в конституциях стран-членов СНГ, а также его содержание.
В первом параграфе данной главы «Возникновение и развитие права
на жилище в конституционном праве Российской Федерации и странах
СНГ»проанализированыгенезисданногоправавсоветском
законодательстве,влияниенаэтотпроцессмеждународно-правовых
стандартов, формы его закрепления в современных конституциях стран-
участниц-СНГ:РоссийскойФедерации,РеспубликиБеларусь,
Туркменистана, Кыргызстана, Молдовы, Азербайджана, Казахстана и
Армении.
Проведенныйанализпозволилвыявитьтриэтапаразвития
конституционного права на жилище в СССР и на постсоветском
пространстве, выявить общее и различия в подходах к его закреплению в
странах СНГ на современном этапе. Рассмотрев возникновение и развитие
права на жилище и его конституционно-правовое закрепление необходимо
отметить, что общий исторический период советского бытия определил
общие черты его формирования. Это обусловлено тем, что Конституции
республик, входивших в состав СССР, принимались на основе и в
соответствии с союзной конституцией и не могли ей противоречить.
Следовательно, право на жилище гарантировалось и обеспечивалось в
республиках в том же объеме, что содержалось в соответствующей
Конституции СССР.
Изучение нормативно-правового регулирования жилищной сферы в
советский период развития государств позволило прийти к выводу, что
экономическим причинам возникновения советского жилищного права было
формирование качественно новых имущественных отношений, связанных с
уравнительнымобеспечениемтрудящихсяжильем,преобладание
государственной собственности, искоренение частной собственности. Это,
прежде всего, основывается на новом политическом и государственном
строе, формировании новой идеологии.
В работе отмечено, что впервые право на жилище было закреплено в
Конституции 1977 г., где государство полностью взяло на себя обязанность
по обеспечению граждан жильем. Новые жилищные отношения были
связаны с равным обеспечением права на жилище всех граждан. Полное
отрицание частной собственности, приоритет государственной формы
собственности – таковы были реалии советского времени. Весь городской
жилищный фонд, все инструменты влияния в жилищной сфере были
сосредоточены в руках государства.
Следует отметить, что в СССР, с одной стороны, государство
полностью брало на себя обязательства по обеспечению жильем граждан, а с
другой стороны, не могло гарантировать обеспечение жильем всех
нуждающихся. К тому же, законодательно, не было закреплено других
способов реализации права граждан на жилище. Вследствие чего у граждан
практически отсутствовала возможность решить свои жилищные проблемы,
не прибегая к помощи государства.
В настоящее время, все страны СНГ отказались от ведущей роли
государства в обеспечении граждан бесплатным жильем (за исключением
некоторых категорий), признали право на неприкосновенность жилья,
обязались содействовать жилищному строительству, принимать специальные
меры для реализации права на жилище, установили гарантии защиты права
на жилище.
Второй параграф данной главы «Понятие и конституционно-
правовая природа права на жилище в Российской Федерации и странах
СНГ» посвящен сравнительному анализу права на жилище, закреплѐнного в
конституцияхгосударств-членовСНГиегосоотношениюс
международными стандартами в данной сфере.
Автором рассмотрено содержание конституционного права на жилище
в Российской Федерации и в странах СНГ, что позволило выявить различия в
подходах как к самому определению этого права, так и к объему
обязанностей по его обеспечению, которые берут на себя государства.
Анализ конституционных норм права на жилище в Конституциях стран
СНГ показал, что конституционное закрепление «права каждого на жилище»
выделено как самостоятельное право не во всех Основных законах. В
основном данная норма позиционируется через призму «права на достойный
уровень жизни». Таким образом, оно закреплено в Конституции Республики
Молдова и в Конституции Республики Азербайджан. В Конституции
Армении говорится только о неприкосновенности жилища. В Конституциях
Беларуси и Кыргызстана закрепляется право социально-незащищенных
категорий граждан на жилье. Согласно Конституции Республики Казахстан,
оно предоставляется за доступную плату.
Кроме того, определение «жилья» в конституциях не раскрывается,
поэтому при анализе данного права нужно рассматривать иные нормы
конституции и других законов. Большое значение для понимания этого права
и его содержания имеют другие права, например, право на социальную
защиту, достойный уровень жизни и т. д.
Автор приходит к выводу, что для разрешения данного пробела
необходимо принятие модельного закона СНГ, касающегося жилищной
политики государств, в котором четко прописать понятие «жилище» как
«помещение,оснащенноесовременныминженернымоборудованием,
предназначенное для проживания человека и обеспечивающее ему комфорт,
безопасность и защиту от неблагоприятных воздействий внешней среды».
Таким образом, сегодняшнее право на жилище не следует толковать в
ограниченном смысле, что подразумевало бы исключительно предоставление
крова, крыши над головой. Жилище подразумевает не только физическую
структуру дома, но и сопутствующие ему права. В современном понимании
«право на жилище» — это возможность каждого человека выбирать место
жительства,приобретатьжильевсобственностьилинаусловиях
социального или коммерческого найма, беспрепятственно пользоваться им,
иметь право на его неприкосновенность.
Втораяглава«Конституционно-правовоерегулирование
конституционного права на жилище в России и в странах СНГ»
посвящена рассмотрению таких вопросов, как конституционно-правовой
механизм регулирования права на жилище в России и в странах СНГ,
анализу способов реализации данного права, а также гарантий его
реализации.
Первыйпараграфвторойглавы«Конституционно-правовой
механизм регулирования права на жилище в России и странах СНГ»
посвящен рассмотрению понятия конституционно-правового механизма
регулирования конституционного права на жилище, его структуре, а также
действию в странах СНГ. В связи с этим проанализированы нормы
конституционногоидругихотраслейвнутригосударственногоправа
государств-членов СНГ, регулирующих реализацию права на жилище,
особенности возникновения и прекращения правоотношений, связанных с
его реализацией. В частности, рассмотрены особенности правоотношений,
возникающих в связи с приватизацией жилья и ее прекращением, ипотекой,
предоставлениясоциальногожилья,системойстройсбережений,
строительством или переустройством жилых помещений и т. д.
На основе изученного материала автор приходит к выводу, что
конституционно-правовой механизм регулирования конституционного права
на жилище во всех странах СНГ находится на стадии развития,
характеризующегося переходом от законодательного гарантирования права
жилища к гарантиям помощи со стороны государства по приобретению или
постройки жилья. Так же, он характеризуется установлением защиты прав
определенных категорий физических лиц, например несовершеннолетних,
бывших членов семьи, после прекращения семейных отношений и др.
Эффективность реализации права на жилище в странах СНГ зависит от
качественного состояния данного механизма. А оно, в свою очередь, от
степени развития демократии в стране, финансово-экономических условий.
В тех странах, в конституциях которых право на жилище закреплено
как самостоятельное, более развита законодательная база, детально
урегулированы вопросы его реализации и гарантий. Этому способствует
работа органов конституционной юстиции. Правовые позиции последних,
связанные с толкованием содержания и защиты конституционного права на
жилище, используют схожие выводы и аргументы. Данные выводы и
аргументы основаны на принципах неотчуждаемости прав и свобод,
невозможности ограничения ряда личных прав и свобод, возможность
ограничений прав и свобод должна быть соразмерно целям ограничений. В
тех государствах, где отсутствуют органы конституционного контроля или
их деятельность носит формальный характер, реализация права на жилище,
не имеет достаточных гарантий (Таджикистан, Туркменистан).
В государствах, где обеспечение жильем является составной частью
социального государства, его реализация зависит от экономического
состояния общества и государства, степени развития институтов демократии
(Армения, Молдова).
В Конституции Узбекистана право на жилище и принцип социального
государства отсутствует полностью. Однако, жилищная сфера урегулирована
специальными законами. В то же время механизм правового регулирования
права на жилище в стране нельзя назвать качественным в связи с
недостаточностью последней и отсутствием решений Конституционного
Суда Республики Узбекистан в данной сфере. Поэтому в Узбекистане
отсутствует конституционно-правовой механизм регулирования права на
жилище, но существует правовой.
Кроме того, на основе проведенного анализа были сформулированы
рекомендациипосовершенствованиюзаконодательстваРоссийской
Федерации в сфере конституционно-правового регулирования реализации
права на жилище.
Второйпараграфданнойглавы«Способыреализации
конституционного права на жилище в Российской Федерации и странах
СНГ»посвященанализусуществующихспособовреализации
рассматриваемого права. В связи с этим проанализировано конституционное
и жилищное законодательство стран-участниц СНГ и практика его
реализации. В результате было выявлено, что эти способы можно
подразделить в зависимости от правового положения граждан-участников
конкретных жилищных правоотношений, в зависимости от основания
возникновения жилищных правоотношений, в зависимости от характера
субъективных прав в отношении жилого помещения.
Было уделено особое внимание рассмотрению реализации данного
права малообеспеченными гражданами. Отмечено, что все государства СНГ,
независимо от того, признали они себя социальными или нет, в той или иной
степени взяли на себя ответственность за обеспечение жильем малоимущих и
некоторыхдругихкатегорийграждан.Ихпереченьзависитот
экономических возможностей государства, а также исторического развития и
традиций государств СНГ. В Республиках Средней Азии до сих пор
сохраняются некоторые элементы советского принципа патернализма в
обеспечении жильем. Это связано с низкими доходами населения,
невозможностью самих граждан решить вопрос обеспечения себя и своей
семьи благоустроенным жильем.
Особое внимание автором уделено способам приобретения жилья на
средства кредитов, в том числе ипотечных, субсидий, при помощи
государственных программ. Автор приходит к выводу, что реализация права
на жилище в странах СНГ зависит не столько от законодательной базы
государства, сколько от разрабатываемых на ее основе специальных
программ в этой сфере. А их содержание, а, следовательно, и способы
реализации изучаемого права зависят от экономического развития страны, ее
финансовых возможностей, уровня жизни населения.
В процессе исследования российского законодательства автором
выявлены пробелы и противоречия в регулировании жилищной сферы. Так,
ч. 2 ст. 40 Конституции РФ предусматривает создание органами местного
самоуправления условий для реализации гражданами конституционного
права на жилище, в том числе, путем поощрения строительства в жилищной
сфере.Приэтомотсутствуетисчерпывающийпереченьусловий,
определяющих действия органов местного самоуправления. Поэтому
представляется необходимым внесение в российское законодательство
перечня мероприятий, которые должны проводить органы местного
самоуправления, чтобы способствовать реализации конституционных прав
граждан на жилище.
Кроме того, в законодательстве, как федеральном, так и региональном,
отсутствуетпонятие«социальноежилье».Условияипорядок
предоставления социальной помощи малоимущим гражданам определяется
законодательством субъекта Российской Федерации. Следовательно, и
порядок определения нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это на
взгляд нарушает принцип равенства прав и свобод граждан. Для исправления
ситуациинеобходимовЖилищномкодексеустановитьперечень
«малоимущих граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий», а
также понятие «социальное жилье».
Анализ российского законодательства позволяет говорить о том, что
социальное жилье бесплатно должно предоставляться двум категориям
граждан: малоимущим и установленным другими нормативными актами
лицам (работника образования, военнослужащим, судьям и т.д.). Последние
разбросаны по многим нормативно-правовым актам, что затрудняет
ориентацию правоприменителя в жилищных вопросах. На наш взгляд,
необходимо всех их перечислить в ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, «социальное жилье» на наш взгляд включает в себя
жилищный фонд, находящийся в государственной и муниципальной
собственности,предоставляемоебезвозмездновышеперечисленным
категориям граждан, а также жилье эконом-класса, которое доступно для
приобретения для большинства семей со средними доходами. Это, также,
необходимо закрепить в Жилищном кодексе России.
Третий параграф «Гарантии реализации конституционного права на
жилище» посвящен анализу конституционно-правовых и иных гарантий
конституционного права на жилище, их нормативному закреплению.
Автором выделены две группы гарантий: прямые и косвенные.
Прямыегарантииреализацииправанажилищемогутбыть
разнообразны и представляют собой выражение социальной функции
государства.К ним относятся деятельность государственных органов и
органов местного самоуправления по обеспечению граждан жилыми
помещениями. Это может осуществляться через предоставления жилых
помещений в пользование по договорам социального найма, договорам
наймаспециализированногожилогопомещения,безвозмездного
предоставления денежных средств из соответствующего бюджета для
приобретения в собственность или строительства жилья. К этим гарантиям
относят и предоставление субсидий и льгот некоторым категориям граждан
на приобретение, либо строительство достаточного жилья.
Косвенные гарантии призваны помочь самостоятельной реализации
гражданами конституционного права на жилище, путем установления
конкретных мер. Например, развития жилищного строительства, уменьшение
налогового бремени для хозяйствующих субъектов, расширение перечня
налоговых льгот, развитие рынка жилья и т.д.
С этой точки зрения были проанализированы гарантии права на
жилище, установленные странами СНГ.
На основании проанализированных Конституций стран СНГ можно
сделать вывод, что одни государства, такие как Россия, Беларусь, Казахстан
берут на себя роль социальных государств, и закрепляют прямые гарантии
реализацииконституционногоправанажилищедлясоциально
незащищенных слоев населения в своих Основных законах, другие
государства, такие как Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, не
предусмотрели данной гарантии в своих Конституциях. В Республиках
Армении и Молдовы жилище является основой удовлетворительного
существования личности. А в Конституции Узбекистана, данное право не
упоминается, ни в какой форме. Отсюда следует, что для граждан России,
Беларуси, Казахстана гарантии реализации конституционного права на
жилище шире, чем в других странах СНГ.
Особое внимание в работе уделено анализу такой гарантии, как
неприкосновенность жилища, которая закреплена во всех, рассматриваемых
конституциях.
Крометого,подвергнутыанализуисудебныегарантии
конституционного права на жилище. Право на судебную защиту прав
человекагарантированововсехКонституцияхстранСНГ.При
сравнительно-правовом анализе конституционных норм стран СНГ в
возможности судебной защиты права на жилище обнаруживается некоторые
отличия: одни страны (Российская Федерация, Азербайджан, Кыргызстан,
Беларусь)закрепляютправонасудебнуюзащитувкачестве
конституционной гарантии, а другие страны СНГ используют позитивный
способ закрепления на судебную защиту (Армения, Молдова, Казахстан). В
связи с этим проанализирована практика органов конституционной юстиции
стран СНГ.
На основании изложенного можно сделать вывод, что механизм
реализации судебных гарантий защиты данного права гораздо эффективней и
возможностей для этого у граждан России, Кыргызстана, Армении и
Азербайджана больше, в связи с возможностью граждан обращаться
напрямую в органы конституционной юстиции и Европейский Суд по правам
человека за защитой нарушенного права на жилище.
Положительный опыт данных стран должен быть учтен другими
странами в определении круга субъектов с правом обращения в орган
конституционного контроля, а именно: он должен быть расширен за счет
включения в него граждан.
Третья глава «Тенденции развития конституционного права на
жилище в Российской Федерации и странах СНГ» посвящена анализу
конституционно-правовой политики в области регулирования права на
жилище в Российской Федерации и в странах СНГ и влиянию норм
международного права на развитие конституционного права на жилище в
Российской Федерации и в странах СНГ.
В первом параграфе данной главы «Конституционно-правовая
политика в области регулирования права на жилище в Российской
Федерации и странах СНГ» анализируется конституционно-правовая
политикаРоссииидругихстран-участницСНГповопросам
конституционно-правового регулирования права на жилище. В работе
отмечается значение правовой политики в современном обществе.
В параграфе дается определение конституционно-правовой политики, и
рассматриваются ее особенности по вопросам регулирования права на
жилище. Выделены такие особенности конституционно-правовой политики
как:
– близость к политике, но и Конституция – важнейший политико-
юридический документ, в котором политика и право должны быть
представлены в органически целостном виде;
– цель – выработка юридических идей стратегического плана для
совершенствования конституционного законодательства;
– функция организации процесса конституционного строительства в
России;
– содержание стратегии конституционно-правового развития;
– приоритетность по отношению к другим видам правовой политики.
Указывается, что субъектами конституционно-правовой политики в
области права на жилище является государство, его органы и должностные
лица, федеральные, региональные и местные органы власти. Объектом
является право на жилище, а цель – развитие конституционного и вслед за
ним жилищного законодательства таким образом, чтобы гарантировать
возможностьреализацииизащитыэтогоправанатерритории
соответствующих государств.
В параграфе рассмотрены приоритеты и направления конституционно-
правовой политики в области регулирования права на жилище, а также ее
особенности в разных государствах СНГ. Отмечено, что основы правовой
политики государств заложены в их Конституциях и законодательстве и
являются ее целью, которая достигается путем разработки соответствующих
программ в жилищной сфере. Последние предусматривают способы
достижения этих целей. Отмечено, что, несмотря на существование таких
Программ почти во всех государствах СНГ, жилищная правовая политика в
них находится на стадии становления. Это связано с низким уровнем
экономического развития некоторых государств.
В Республике Армения направления такой политики полностью
отсутствуют. В связи с противоречиями между обязательствами государства
в жилищной сфере и наличием для этого финансовых ресурсов в Республике
Таджикистан до настоящего времени не принят новый Жилищный кодекс. В
Узбекистане конституционно-правовая политика в жилищной сфере только
начинает разрабатываться и действовать. До настоящего момента в
Республикеотсутствовалиэкономическиевозможностидлярешения
насущных проблем в этой области, и как следствие право на жилище
реализовывалосьгражданамисамостоятельноповозможности,в
большинстве своем путем хаотичного индивидуального строительства
жилья. Наиболее благоприятная для граждан правовая политика проводится
в Туркменистане в рамках Национальной программы по преобразованию
социально-бытовых условий населения до 2020 года.
Во втором параграфе третьей главы «Влияние норм международного
права на развитие конституционного права на жилище в Российской
Федерации и странах СНГ» рассматривается влияние международных
обязательствгосударствконституционно-правовогозакреплениеи
реализацию права на жилище в странах СНГ.
Автором диссертационного исследования подробно проанализированы
способы взаимодействия международного и внутригосударственного права
изучаемых государств.
Всеконституциистран-членовСНГпризнаютприоритет
международных норм и их влияние на внутригосударственное право. Но,
вопрос взаимодействия внутригосударственного и международного права
решается в них по-разному.
В одних государствах международные договоры считаются частью
действующего права. Примером может служить Конституция Казахстана. В
других странах СНГ, международные договоры рассматриваются как часть
внутренней правовой системы. В таком виде данная норма закреплена в
Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Армении,
Конституции Республики Кыргызстан. В Конституции Азербайджанской
Республики в этом плане используется следующая формулировка – «часть
системы законодательства», что говорит о том, что они не должны
противоречить национальной конституции, в других – их место вообще не
определено (Узбекистан).
Автором отмечено, что принятие Всеобщей декларации прав человека
и Международного пакта об экономических, социальных и культурных
правах стало поводом для придания праву на достаточное жилище статуса
общепризнанного права каждого человека. Но, постепенно границы понятия
права на жилище были расширены, и к нему были добавлены новые
смысловые оттенки.
Среди международных документов, принятых в рамках ООН и
закрепляющих право на жилище, можно выделить такие как: Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
Конвенция о правах ребѐнка 1989 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г.,
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
1979 г., Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и др.
Основными документами СНГ в исследуемой сфере являются:
ПротокольноерешениеЭкономическогосоветаСНГ«Осостоянии
конкуренции на рынке жилья экономического класса в государствах –
участниках СНГ» 2018 г., Модельный закон о социальной защите инвалидов
20018 г., Концепция формирования правовых основ и механизмов
реализации социального государства в странах Содружества 2007 г.
Однако, в международном праве нет единого подхода к определению
комплекса элементов, составляющих содержание права на жилище, несмотря
на наличие достаточно большого количество документов, содержащих его
элементы. Это не способствует, а скорее препятствует эффективной
реализации права граждан на жилище. В связи с этим отсутствует и единый
подход к определению содержания права на жилище в странах СНГ.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования,
формулируются основные выводы и предложения, а также раскрываются
перспективные направления дальнейших научных изысканий по теме
диссертации.
В приложениях сформулированы предложения по совершенствованию
действующего жилищного законодательства в Российской Федерации и
проект модельного Закона «О жилищных строительных сбережениях в
Российской Федерации».
Основныерезультатыдиссертационногоисследованияотраженыв
следующих опубликованных автором работах:

Актуальность темы исследования. Наличие жилища всегда было и
остается одним из главных условий благополучия человека, влияющим на
его качество жизни, здоровье и безопасность. Поэтому в любой цивилизо-
ванной стране, как на международном, так и на внутригосударственном
уровне особое значение придается обеспечению права на жилище. Не являет-
ся исключением и Российская Федерация, закрепившая данное право в Кон-
ституции 1993 года.
Страны Содружества независимых государств прошли длительный
путь совместного развития, на протяжении которого Россия играла ведущую
роль в определении основных принципов и направлений правового регули-
рования, в том числе в жилищной сфере. Общность развития интересов обу-
словила создание в 1991 году Содружества независимых государств на
условиях суверенного равенства его членов. В этот момент государствами
бывшего СССР были приняты новые конституции, закрепившие права и сво-
боды человека в качестве высшей ценности. Одним из таких прав является
право на жилище. Важным в данном контексте является не только возмож-
ность иметь жилье, но и то, что оно должно быть достойным.
Как отмечается в Докладе Уполномоченного по правам человека в Рос-
сийской Федерации, в рейтинге наиболее значимых прав, конституционное
право на жилище и его справедливую оплату, занимает третье место, уступая
лишь праву на бесплатную медицинскую помощь и праву на образование 1.
Эту свою позицию оно не сдало и в 2019 году2. Согласно Докладу Уполно-
моченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год, пробле-
ма реализации конституционного права на жилище, а именно «медленное
См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации за 2018 г. //Российская газета. 2019. 11 июня.
См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации за 2019 г.//Российская газета. 2020.14 апр.
обеспечение социальным жильем», также осталась острой для многих граж-
дан РФ1.
Проблема реализации права на жилище, остро стоявшая в Советском
Союзе, не перестает быть актуальной и в настоящий период развития стран
СНГ, поскольку ее решение зависит от финансовых возможностей конкрет-
ного государства. Поэтому закрепление этого права в конституциях постсо-
ветских стран имеет значительные различия, что позволяет судить о том,
какую ответственность в данной сфере берет на себя государство и просле-
дить зависимость формы закрепления права на жилище в Конституции РФ от
реальной его реализации. Это подчеркивается и в Указе Президента Россий-
ской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратеги-
ческих задачах развития России до 2024 года», в котором указано, что при
разработке программ в сфере жилья и городской среды должно исходить из
«целей обеспечения доступным жильем семей со средним достатком, увели-
чить объемы жилищного строительства, переход к новым формам финанси-
рования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и
снижение рисков для них»2. В итоге ежегодно должны улучшаться жилищ-
ные условия не менее пяти миллионов граждан России 3. Президент РФ не
обошел данную проблему вниманием и в своем ежегодном послании в 2021
году. В частности, он указал на «особую поддержку индивидуального строи-
тельства за счет субсидий»4.
Это указывает на стратегию развития конституционно-правового ре-
гулирования права на жилище, усиление его гарантий на современном эта-
пе.
См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации за 2020 г.//Российская газета. 2021. 02 апр.
См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О нацио-
нальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года»// СЗ РФ. 2018.
№ 20. Ст. 2817.
См.: Там же.
См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание
Президента Федеральному Собранию» // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/ (дата обращения: 23.04.2021).
При этом сохраняется множество проблем, связанных с реализацией
и защитой данного конституционного права, таких как обеспечение жильем
малоимущих граждан, детей-сирот и иных категорий населения, которые не
в состоянии улучшить свои жилищные условия без помощи государства.
Как справедливо отмечает Астафичев П.А., пандемия COVID-19 , до-
бавила проблем в реализацию конституционных прав и свобод человека, в
том числе, и права на передвижение и свободу выбора местожительства. С
одной стороны, меры принятые со стороны государства усилили конституци-
онные гарантии на охрану жизни и здоровья, с другой, привели к ограниче-
нию на свободу передвижения, что в свою очередь приводит к нарушению
конституционного права на жилище1.
Не решены проблемы с защитой прав обманутых дольщиков, ростом
цен на жилье, спровоцированным в 2020 году страхом россиян потерять
свои сбережения в условиях пандемии COVID-19 и желанием вложить их в
недвижимость. Эти и многие другие факторы требуют дальнейшего совер-
шенствования конституционно-правового регулирования права на жилище
в Российской Федерации, для чего необходимо изучение зарубежного опы-
та наших ближайших соседей.
В то же время принцип экономической свободы большую часть ответ-
ственности за жилищные условия накладывает на самого человека. В обязан-
ности государства входит лишь создание условий для самостоятельной
реализации гражданами данного права. Изучение этого аспекта позволяет
провести сравнительный анализ правового регулирования данной области
общественных отношений в России и странах СНГ, оценить его эффектив-
ность и выбрать наиболее оптимальный вариант, который может быть впо-
следствии воспринят другими государствами.
Экономические возможности стран СНГ и их граждан имеют значи-
тельные отличия, в связи, с чем не все из них провозгласили себя социаль-
См.: Астафичев П. А. Проблемы реализации конституционных прав и свобод че-
ловека и гражданина в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Санкт-Петербургского
университета МВД России. 2021. № 1 (89). С. 42–53.
ными государствами. Различные варианты решения жилищных проблем ма-
лоимущих граждан в странах СНГ представляют интерес не только для изу-
чения зависимости реализации права на жилище этой группой граждан от
провозглашения государства социальным, но и от степени ответственности за
них государства и общества в целом. Это обусловлено тем, что даже те стра-
ны СНГ, которые не признали себя в качестве социальных, восприняли меж-
дународные нормы в отношении малообеспеченных лиц и предусмотрели
варианты решения данного вопроса, анализ которых позволяет оценить эф-
фективность реализации права на жилище этой категорией граждан. К тако-
му выводу позволяет прийти не только анализ конституционно-правовых
норм стран СНГ в сфере обеспечения и защиты права на жилище, но и Заяв-
ление глав государств-участников СНГ по случаю 70-летия со дня принятия
Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. В нем отмече-
но, что государства «убеждены, что поощрение и защита одной категории
прав не должны служить предлогом или оправданием для освобождения го-
сударств от обязанности поощрять и защищать другие права в соответствии с
целями и принципами Устава ООН, общепризнанными принципами и нор-
мами международного права»1.
Несмотря на то, что право на жилище является, бесспорно, конститу-
ционным правом, имеющим свое место и в международном праве, на сего-
дняшний день, в конституционном законодательстве России и других
государств-членов СНГ отсутствует само понятие «жилище», что осложняет
понимание содержания исследуемого права. Разнится понимание и правовых
возможностей права на жилище в международном праве, конституционном
праве России и стран СНГ, что затрудняет его обеспечение.
Таким образом, выявление общих и отличительных признаков в рамках
исследуемого права имеет значение не только для развития конституционно-
См.: Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL:
http://www.cis.minsk.by/news.php?id=10051 (дата обращения: 30.01.2021).
го права на жилище каждой из стран СНГ, но и в целом для науки конститу-
ционного права.
Степень научной разработанности темы. Жилище всегда являлось, и
будет являться впредь одним из важнейших условий жизни любого человека,
влияющих на ее качество. В силу своей злободневности вопросы, касающие-
ся конституционно-правовых основ права на жилище, как в России, так и
странах СНГ привлекают внимание многих ученых. Данный вид права рас-
сматривается учеными не только в рамках конституционного права, но также
в рамках гражданского, жилищного права, в теории государства и права и
других отраслях права. Все это свидетельствует о многоаспектности права на
жилище.
В диссертационном исследовании использовались работы, посвящен-
ные теоретическим вопросам содержания, реализации, гарантий и защиты
прав и свобод человека. Это труды С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баг-
лая, Н.С. Бондаря, А.Л. Буркова, Н.В. Витрука, В.Д. Зорькина, О.Е. Кутафина,
Ю.И. Лейбо, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, А.В. Малько, Н.И. Матузова,
Л.А. Окунькова, Е.А. Отставновой, У.А. Старшовой, М.Л. Давыдовой, В.В
Чуксиной, П.А. Астафичева, Б.Н. Топорнина, Л.М. Энтина.
Проблемам непосредственно жилищного права были посвящены ис-
следования С.И. Аскназия, В.А. Иваненко, В.С. Иваненко, Г.А. Жилина, Л.О.
Красавчиковой, П.В. Крашенинникова, В.Н. Литовкина, И.Б. Мартковича,
П.И. Седугина, В.Р. Скрипко, И.А. Фаршатова.
В процессе изучения возникновения и развития права на жилище авто-
ром использовались работы советских ученых: Ю.Г. Басина, В.М. Горшене-
ва, В.П. Грибанова, Х.А. Заривайской, В.С. Нерсесянца, П.А. Чеберяк,
В.Ф. Чигира.
Общетеоретические аспекты конституционно-правовых основ права на
жилище исследованы в трудах правоведов О.Е. Алексиковой, Р.А. Герасимо-
ва, Л.Ю. Грудцыной, Л.О. Красавчиковой, Л.М. Пчелинцевой, Л.В. Сотнико-
вой и др. При этом все указанные работы посвящены отдельным проблемам
реализации права на жилище.
В ходе представленного диссертационного исследования были изучены
диссертационные работы, посвященные конституционному праву на жилище
в части содержания, обеспечения, реализации и защиты данного права. В
первую очередь следует назвать таких авторов, как В.З. Абдрашитов, О.Е.
Алексикова, Е.В. Бадулин, Т.П. Водкина, К.К. Гасанов, Р.А. Герасимов, М. А.
Долгошеев, Е.В. Захаров, Б.Е. Стрельцын, и др.
Однако при большом количестве диссертационных работ, посвящен-
ных исследованию конституционного права на жилище, в них отсутствует
комплексный подход в процессе сравнительно-правового анализа конститу-

Государства, входящие в состав Содружества независимых государств
объединяет длительный путь совместного развития в советский период. Это
обусловлено, прежде всего, единой Конституцией Союза СССР и основан-
ными на ней Конституциями и законодательством Республик. Поэтому и
правовая политика изучаемых государств в жилищной сфере имела много
схожих черт.
После распада СССР государства провозгласили свой суверенитет. Но,
сохраняя добрососедские отношения, в целях дальнейшего экономического и
культурного сотрудничества, образовали Союз Независимых Государств.
Однако, проблема обеспечения жильем своих граждан, как в советский, так и
современный периоды остается достаточно острой в них.
После перехода стран СНГ на демократический путь развития, вклю-
чающий в себя рыночную экономику, они отказались от политики государст-
венного патернализма в жилищной сфере. Правовая политика государств
СНГ в этой области общественных отношений имеет как схожие черты, так и
существенные отличия, обусловленные главным образом различиями в эко-
номическом развитии, национальных традиций и менталитета.
Определение понятия «право на жилище» не имеет в настоящее время
устоявшегося единообразного понимания в науке конституционного права, а
также в законодательстве Российской Федерации и государств СНГ. Этому
способствует и неоднозначное закрепление изучаемого права в их Конститу-
циях. В одних из них оно провозглашено непосредственно, в других — через
право на неприкосновенность жилища, в-третьих, как одно из условий удов-
летворительного существования человека.
Схожими чертами правовой политики в области обеспечения права на
жилище во всех государствах СНГ являются:
создание условий для самостоятельной реализации права на жилище
гражданами государства;
обеспечение жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных усло-
вий за счет государства;
предоставление жилья из государственного и муниципального фондов
малоимущим слоям населения;
помощь гражданам в приобретении жилья в виде субсидий, ипотеки.
Различия в направлениях жилищной политики государств СНГ про-
сматриваются в неодинаковом перечне категорий граждан, имеющих право
на улучшение жилищных условий за счет государства и малообеспеченных.
Существенные различия наблюдаются в ипотечных программах, процентных
ставках по ним.
Анализ нормативно-правового регулирования реализации права на жи-
лище позволил, также отметить различные подходы законодателя к способам
его реализации и установлении гарантий. Во всех странах СНГ степень реа-
лизации данного права, в основном зависит от разработанных органами ис-
полнительной власти специальных Программ в жилищной сфере.
Международные стандарты права на жилище оказали значительное
влияние на конституционное закрепление и законодательное регулирование
данной сферы. Однако в рамках Содружества актов, касающихся изучаемого
вопроса минимально, что связано с различиями в степени развития демокра-
тических основ государства, рыночных отношений, благосостояния граждан,
экономики страны. Это не позволяет выработать единого механизма реализа-
ции права на жилища в рамках СНГ. Кроме того, не все государства СНГ
входят в состав Совета Европы. Следовательно, на них не распространяется
Европейская Конвенция по защите прав человека, а их граждане не имеют
дополнительных гарантий защиты права на жилище, обеспеченных Европей-
ским Судом по правам человека.
Тема диссертационной работы является многогранной, многоаспектной, в
дальнейшем могут быть предложены следующие направления исследования:
право на жилище лиц без определенного места жительства в странах СНГ;
обеспечение жильем лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в
государствах-членах СНГ;
реализация права на жилище молодыми специалистами и молодыми семь-
ями в странах СНГ;
сравнительный анализ правовой политики государств СНГ в отношении
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилищной сфере.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Актуальные проблемы реализации конституционного права на жилище в Российской Федерации
    А.А. Фролов //Современные проблемы юридической науки и практики: материалыМеждунар. заоч. науч.-практ. конф. 27 января 2015 года – Энгельс: РИЦПКИ. 2С. 77-(0,13 п. л.).
    Модернизация конституционного права человека на жилище в Российской Федерации в современных условиях
    А.А.Фролов // Модернизация российской экономической и правовой системы:материалы ежегодной науч. конф. аспирантов и молодых ученых 27 марта2015 года. – Энгельс: РИЦ ПКИ. 2С. 16-(0,2 п. л.).
    Гарантии реализации конституционного права на жилище
    А.А. Фролов // Перспективные научные исследования иразработки в кооперативном секторе экономики: Материалы междунар.научн.-практ. конференции в рамках Чаяновских чтений (19 ноября 2015г.).Часть – Ярославль– Москва: Издательство «Канцлер». 2С. 79-(0,25п. л.).
    Становление и развитие права на жилище в России
    А.А. Фролов //«Интеграционные процессы в праве, экономике,культуре и образовании в рамках Евразийского пространства Таможенногосоюза»:материалымеждународнойзаочнойнаучно-практическойконференции от 29 ноября 2016 года. - Энгельс: РИЦ ПКИ. 2С. 69-(0,15 п. л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Конституционный правопорядок в Республике Абхазия
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
    Конституционно-правовое регулирование внешней трудовой миграции
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»