Формирование у младших подростков готовности к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов

Каськова Ирина Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ВЫЯВЛЕНИЮ
НРАВСТВЕННО-СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ
………………………………………………………………………………………….22
1.1. Готовность младших подростков к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов; критерии и уровни сформированности……………22
1.2. Модель процесса формирования готовности младших подростков к
выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов………………53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.……………………………………………………………..91
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ
ПОДРОСТКОВ К ВЫЯВЛЕНИЮ НРАВСТВЕННО-СМЫСЛОВОГО
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ …………………………………………96
2.1. Диагностика уровня сформированности у младших подростков готовности к
выявлению нравственно-смыслового содержания учебных
текстов…………………………………………………………………………………96
2.2. Опытно-экспериментальная апробация модели процесса формирования
готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов……………………………………………………….111
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.……………………………………………………………171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….176
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………183

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, изложена гипотеза; охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов; названы и описаны методы исследования, его этапы; представлены положения, выносимые на защиту.
В главе 1 «Теоретические основы формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов» раскрыты сущностные характеристики и условия формирования данного качества у младших подростков, представлена разработанная модель этого процесса.
Параграф 1.1 «Готовность младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов; критерии и уровни сформированности» посвящен обоснованию признаков, структуры, критериев и уровней развития указанной готовности. В данном параграфе показано отличие механизмов усвоения учащимися нравственного смысла текста от способов овладения ими предметно-понятийным содержанием. Интериоризация школьником нравственного регулятива основывается на переживании, впечатлении. Понятие может быть усвоено при любом отношении к предмету, в то время как проникновение в нравственный контекст события требует адекватного мотива, желания учащимся постичь духовную составляющую поступка, а не внешне наблюдаемый процесс действия.
Готовность младших подростков к выявлению нравственно- смыслового содержания учебных текстов рассматривалась как интегративное личностное качество, предполагающее у учащихся наличие потребности и способности к осуществлению анализа нравственных ситуаций, переданных в текстах, и рефлексии их решений, компонентный состав которого представлен на Рисунке 1.
мотивационно-ценностный
информационно-знаниевый концептуально-практический
рефлексивный
Рисунок 1 – Компоненты готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов
В ходе исследования были определены критерии, их показатели и назначение каждого из критериев в оценке сформированности готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов:
критерий 1 – интерес к нравственно-смысловому анализу текстов, его показатели – стремление учащихся к усвоению нравственных норм, постижению этических доминант высказываний и приобретению опыта работы с текстами;
критерий 2 – владение этическими понятиями как инструментами понимания нравственного смысла содержания текста, его показатели – умения учащихся определять «поверхностный» уровень содержания высказывания на основе анализа в нём значений языковых единиц, передающих нравственные понятия, описаний героев и событий;
критерий 3 – умение учащихся определять нравственный смысл высказывания, его показатели – понимание учащимися нравственного смысла сообщаемого, интерпретация текста на основе анализа нравственных взглядов, убеждений, идей автора, собственных нравственных знаний и опыта;
критерий 4 – способность осуществлять критическую оценку сообщаемого, применять нравственные выводы при анализе собственного поведения, его показатели – способность учащихся критически оценивать информацию, применять выявленные нравственные идеи, усвоенные нравственные понятия и нормы при осуществлении рефлексии, анализа и контроля собственного поведения, извлекать индивидуальный нравственный смысл.

18
В соответствии с данными критериями и показателями, а также с учётом логики развития ценностно-смысловой сферы младших подростков была разработана «шкала» – диагностическое описание уровней сформированности указанной готовности. Выделены четыре уровня: высокий, повышенный, средний, низкий. Дифференциация их была проведена согласно принципу нарастания ценностно-смысловой содержательности, полноты, глубины, самостоятельности выполняемого подростками анализа текстов.
В параграфе 1.2. «Модель процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов» представлена модель изучаемого процесса, выполнявшая проективную, эвристическую и объяснительную функции. Модель описывала содержание и логику процесса формирования указанной готовности, цели этапов и средства их достижения (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Компоненты модели процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов
цель разработки и обоснования модели
подходы
принципы
нравственные понятия
дидактический материал
понятия, связанные с анализом содержания текста
типы заданий
этапы формирования готовности
учебные ситуации
формы
методы
средства организации
критерии, показатели
уровни
шкала оценивания выполнения заданий
шкала определения уровней сформиро- ванности компонентов готовности
шкала определения уровней сформирован- ности готовности
анализ, рефлексия результатов

В соответствии с данной моделью содержание процесса формирования готовности было представлено следующими видами знаний и опыта: нравственными понятиями, отобранными для усвоения учащимися младшего подросткового возраста согласно их возможностям понимания и целям соответствующих этапов процесса (доброта, сопереживание, отзывчивость, трудолюбие, настойчивость и др.); дидактическим материалом, имеющим воспитательную, культурно-историческую ценность (примеры нравственного выбора людей, факты из жизни выдающихся личностей и др.); понятиями, связанными с характеристиками и анализом содержания текста, приёмами понимания информации (тематическая лексика, ключевые слова, тематическое и концептуальное предложения и др.); заданиями закрытого и открытого типов, в том числе в тестовой форме, ориентированными на анализ нравственных понятий, коллизий и извлечение учащимися собственного смысла.
При отборе содержания материала использовались результаты исследований Д.Б. Гудкова, А.Д. Дейкиной, Г.Г. Слышкина, Л.А. Ходяковой о лингвокультурных концептах, прецедентных текстах, а также – В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, В.А. Хлебникова, М.Б. Челышковой и др., посвящённых различным заданиям открытого и закрытого типов.
В модели описаны три типа заданий, разработанных в соответствии с разными уровнями понимания учащимися этической информации и нацеленных на решение следующих задач: формирование у учащихся умения определять «поверхностный», фактуальный уровень содержания высказывания; развитие у учащихся навыков понимания концептуального, нравственного смысла сообщаемого; формирование у учащихся способности осуществлять критическую оценку сообщаемого, извлекать собственный, индивидуальный нравственный смысл. Представленные задания адекватны структурным компонентам готовности. Задания внутри каждой группы различаются по сложности, зависящей от степени распространённости, аргументированности предполагаемого ответа, необходимости привлечения интертекстуальной, экстралингвистической информации, видов деятельности учащихся (репродуктивная, продуктивная), мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
В модели дано описание заданий, выделенных на основе различных единиц нравственно-смыслового содержания учебных текстов (нравственные чувства, нравственные знания, нравственное событие, нравственная позиция, нравственная оценка) и направленных на актуализацию переживаний учащихся, анализ чувств героев и автора; усвоение нравственных знаний и представлений; выявление нравственных взглядов и убеждений героев, автора; оценку нравственных поступков, нравственного выбора героев и нравственной позиции автора; определение собственной нравственной позиции, развитие нравственного самосознания; анализ учащимися языковых средств, формы выражения нравственного содержания в тексте; развитие навыков творческого решения нравственно-смысловой ситуации.
При построении модели процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов учитывались особенности детей подросткового возраста – интенсивное личностное самопознание и самоопределение, специфика развития ценностно-смысловой сферы учащихся – возрастающий интерес к внутреннему миру другого человека, желание понять истоки собственных поступков. На основе результатов исследований, посвящённых механизмам
эмоционального
идентификации
(Г.М. Андреевой),
виды деятельности обучающихся, приёмы предъявления заданий (анализ и подбор примеров, сопоставление точек зрения, построение диалога и др.).
приятия нравственных императивов (С.И. Масловой), (В.С. Мухиной), подражания выбранному образцу интериоризации (Л.И. Рувинского), были определены
В исследовании показаны три этапа процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания текстов, соответствующие логике развития данного личностного образования. На всех этапах обеспечивалось формирование мотивационно- ценностного компонента готовности. В то же время каждый этап был направлен на доминирующее формирование одного компонента готовности, что предполагало реализацию определённого вида ситуаций и условий. На первом этапе преимущественное внимание уделялось развитию информационно-знаниевого компонента готовности, на втором – концептуально-практического компонента, на третьем – рефлексивного.
В диссертации показано, как обеспечивался переход младших подростков, имеющих разный стартовый уровень развития готовности к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов, на более высокую ступень её сформированности посредством разной системы педагогического сопровождения работы учащихся, выполнения ими разработанных и описанных различных типов заданий, в том числе в тестовой форме, и учебных ситуаций, сложность которых возрастала в соответствии с диагностируемой у младших подростков степенью развития указанной готовности.
Младшим подросткам с низким и средним уровнем развития этого интегративного качества адресовались памятки, алгоритмы, образцы выполнения аналогичных работ. Им предлагались ключи для осуществления самоконтроля, индивидуальные дополнительные задания. Учащиеся с низким уровнем готовности получали максимальное методическое сопровождение педагога. Для младших подростков с повышенным и высоким уровнем сформированности готовности проектировалась работа, апеллирующая к проявлению ими самостоятельности, осуществлению творческого поиска. Например, они обращались к интерактивным источникам, предполагающим многовариантное по последовательности, темпу, глубине изучение материала. Учащимся с высоким уровнем развития готовности в целях реализации дифференцированного подхода к обучению адресовались также различные задания на творческое осмысление высказываний.
В главе 2 «Процесс формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов» описаны этапы, содержание и результаты опытно- экспериментальной работы, позволившие оценить эффективность развития этого качества у учащихся посредством внедрения разработанной модели. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 8 лет с участием 186 учащихся 5-7 классов. В диссертации представлены данные статистической обработки результатов выборки в экспериментальной и контрольной группах.
В параграфе 2.1. «Диагностика уровня сформированности у младших подростков готовности к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов» были показаны организация и результаты констатирующего этапа исследования – проверки у обучающихся двух 5-х классов МБОУ «Гимназия No 44», экспериментальной (26 чел.) и контрольной групп (28 чел.), исходного уровня развития формируемой готовности при помощи диагностического инструментария, представленного в первой главе диссертации.
В данном параграфе описана стартовая диагностика испытуемых, проведённая в ходе нескольких уроков посредством выполнения обучающимися заданий закрытого и открытого типов по фрагменту сказки Э.Ю. Шима «Лесной ручей» в рамках учебной ситуации, предполагающей анализ младшими подростками своего поведения в социуме через идентификацию, отождествление себя с героями, которые утверждают в жизни доброту, красоту, и принятие обучающимися этих нравственных доминант. На основе шкалы уровней сформированности компонентов готовности и данного качества в целом были определены в составе экспериментальной и контрольной групп младшие подростки с общими для них особенностями проявления этого качества, позволившими отнести данных учащихся к одному из четырёх уровней. В диссертации отражены результаты определения указанных уровней. (Рисунки 3,4, 5, 6, 7).
12 10 8 6 4 2 0
7
10 999
0
низкий
средний
повышенный
высокий
экспериментальная группа
9
0
контрольная группа
10
2
Рисунок 3 – Распределение членов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
9
666
низкий
средний
повышенный
высокий
экспериментальная группа
7
6
контрольная группа
9
7
Рисунок 4 – Распределение членов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности информационно-знаниевого компонента готовности
16 14 12 10
8 6 4 2 0
15 15
34 22
низкий
средний
повышенны й
высокий
экспериментальная группа
6
2
контрольная группа
7
2
Рисунок 5 – Распределение членов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности концептуально-практического компонента готовности
20 18 16 14 12 10
8 6 4 2 0
19
452222
низкий
средний
повышенны й
высокий
экспериментальная группа
4
2
контрольная группа
5
2
Рисунок 6 – Распределение членов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности рефлексивного компонента готовности
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
КОЛИЧЕСТВО КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
ГРУППЫ
12 10 8 6 4 2 0
8 7 10 11 5 7 3 3
низкий
средний
повышенны й
высокий
экспериментальная группа
10
3
контрольная группа
11
3
Рисунок 7 – Распределение членов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности готовности к выявлению нравственно- смыслового содержания учебных текстов
В данном параграфе представлен анализ выявленных в ходе диагностического этапа опытно-экспериментальной работы трудностей, ошибок, которые возникли у обучающихся при выполнении каждого типа заданий: значительная часть испытуемых не «схватывала» глубину авторского слова, образа, то есть не поднималась на концептуальный, невербально выраженный уровень понимания нравственно-смыслового содержания текста.
В параграфе 2.2. «Опытно-экспериментальная апробация модели процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов» отражены процесс и результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
В исследовании представлены результаты проведённых на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы анкетирования младших подростков, целью которого было изучение доминант личностно- смысловой сферы, интересов, потребностей обучающихся, и опроса педагогов для определения актуальных по их мнению для этой возрастной группы обучающихся ценностных императивов духовно-нравственного развития, дидактических материалов, создаваемых учебных ситуаций. Ответы респондентов (118 обучающихся школы и лицея г. Курска, школы- интерната и лицея Курского района и 98 учителей Курской области, преподающих разные предметы) позволили уточнить, конкретизировать педагогические условия процесса формирования готовности, описанные в
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
разработанной модели: виды дидактического материала, нравственно ориентированные учебные ситуации, приёмы их предъявления.
Согласно разработанной модели при проведении формирующего эксперимента использовались такие виды дидактического материала:
лингвокультурные концепты;
информация об истории, быте, традициях, верованиях, нравственных представлениях, убеждениях русского народа;
высказывания о своеобразии, красоте русского языка, богатстве, глубине национальной литературы и культуры, об искусстве;
информация о выдающихся людях России и мира;
примеры выбора людей, отражающие базовые национальные ценности, гуманистические представления человечества;
высказывания о малой и большой Родине, о нравственных категориях.
В ходе формирующего эксперимента создавались ситуации, направленные на актуализацию механизмов формирования ценностно- смысловой сферы учащихся:
1) побуждение обучающихся к анализу собственного поведения с точки зрения соответствия его нравственным нормам;
2) определение младшими подростками личностно значимых нравственных тем, проблем, событий, коллизий;
3) акцентирование внимания обучающихся на примерах величия, духовной ценности родного языка, родной литературы и культуры;
4) анализ и оценка обучающимися своего соответствия избранному идеалу при сравнении себя с авторитетными личностями, описанными в текстах;
5) осознание и принятие младшими подростками ценности ответственного отношения к учению, образования, науки, творчества;
6) упражнение обучающихся в нравственной оценке поступков героев для последующего этического самоопределения.
Согласно разработанной модели при проведении формирующего эксперимента использовались различные типы заданий нравственно развивающей направленности (классификация их дана в параграфе 1.2), предполагающие разные виды деятельности учащихся:
работу детей с различными словарями – с дефинициями нравственных понятий;
анализ учащимися фактуального и концептуального планов этического содержания текстов;
выражение собственного мнения по нравственным вопросам;
построение младшими подростками диалога друг с другом, автором, героями произведения, учителем на основе этического содержания дидактического материала;
выполнение учащимися творческих работ, передающих личностное восприятие нравственных категорий;
анализ детьми коммуникативно-эстетических особенностей высказываний.
В данном параграфе представлен процесс формирования готовности младших подростков экспериментальной группы к выявлению нравственно- смыслового содержания учебных текстов с учётом их разных мотивационных позиций и опыта анализа нравственных доминант на примере определения ими ценностных компонентов фрагментов двух высказываний (дневниковой зарисовки М.М. Пришвина «Лесной ручей» и отрывка из части 3 «Мученики науки» «Раздумий врача» Валерия Сергеева Орловского). Описаны созданные для учащихся данной возрастной группы актуальные нравственно ориентированные учебные ситуации, побуждающие их к сравнению себя с другими, принятию нравственных доминант авторитетных личностей, к осознанию ценности труда, своих недостатков в плане проявления силы воли, целеустремлённости, показаны использованные приёмы мотивирования учащихся к духовно-нравственным усилиям, самовоспитанию. В данном параграфе дан анализ выполнения младшими подростками заданий, трудностей, которые у них возникали.
На первом этапе процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов, ориентированном на развитие мотивационно-ценностного и информационно-знаниевого компонентов этого интегративного качества, учащиеся усваивали тезаурус лексики этического характера (доброта, сопереживание, отзывчивость, трудолюбие, долг…) и глоссарий понятий, связанный с анализом эксплицитно и имплицитно выраженной информации
в высказывании, определяли фактуальную информацию в тексте при анализе заголовка, выявлении слов с нравственной семантикой, тематической лексики, тематического предложения и других текстовых сигналов.
На втором этапе, нацеленном на развитие, наряду с мотивационно- ценностным, концептуально-практического компонента готовности, учащиеся использовали усвоенные нравственные понятия, применяли знания о характеристиках текста, видах информации, извлекали концептуальную составляющую, определяли нравственный смысл сообщаемого при выявлении слов, предложений, передающих нравственные чувства, мотивы, нравственную позицию, оценку, приёмов, формы выражения этического содержания.
На третьем этапе продолжалось развитие мотивационно- ценностного компонента и происходило усвоение рефлексивного компонента этого интегративного личностного образования. Учащиеся при построении диалога с автором, друг с другом и учителем, прогнозировании развития нравственных событий, подборе в качестве иллюстраций примеров и нравственно ориентированных ситуаций, сопоставлении толкований, разных точек зрения выражали свои ценностные предпочтения, приобретали новые знания на основе осуществления рефлексии на этическое содержание и форму текста, критической оценки сообщаемого.
В диссертации описаны ситуации преодоления обучающимися с разным уровнем сформированности готовности трудностей при переходе от однозначных ответов к неразвёрнутым объяснениям и аргументированным высказываниям, от выполнения заданий по образцу, с помощью справочного материала, памяток к самостоятельной осознанной работе с этической информацией, «извлечению» нравственно-смыслового содержания текстов.
В данном параграфе представлены и проанализированы результаты проведённой после реализации формирующего этапа исследования проверки у участников экспериментальной и контрольной групп уровней развития готовности к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов. Выявление уровней происходило с использованием того же диагностического инструментария, что применялся на констатирующем этапе, при выполнении учащимися заданий по «Письму к молодежи» И.П. Павлова на основе спроектированной ситуации осознания и принятия
младшими подростками ценности образования, науки, творчества и выбора нравственных приоритетов при определении предпочитаемого образа жизни. Анализ результатов проведённой после реализации формирующего
этапа исследования проверки у участников экспериментальной и контрольной групп развития готовности показал, что большинство учащихся экспериментальной группы, в сравнении с младшими подростками контрольной группы, достигли сформированности данного качества на уровне выше среднего. Учащиеся понимали позицию автора, героев, формулировали своё мнение, проникали на концептуальный уровень этической составляющей высказываний.
Вместе с тем исследование показало, что у определённой части учащихся ещё отмечалось нецелостное восприятие нравственного содержания текста. У них возникали трудности при формулировании и доказательстве оценочных суждений. Это, как нам представляется, обусловлено интеллектуальными ресурсами, возрастными возможностями младших подростков, достижением школьниками при соответствующей методической работе учителя высокого уровня способности извлекать нравственный смысл информации в старшем подростковом возрасте. Следовательно, требуется дальнейшее педагогическое сопровождение процесса формирования данного образования у учащихся.
В диссертационном исследовании доказано, что у участников экспериментальной группы рост мотивации, продвижения в сформированности умений и навыков по всем показателям развития компонентов готовности в два-два с половиной раза выше, чем у представителей контрольной. Это позволило предположить, что достижения участников экспериментальной группы являются следствием реализации разработанной модели, спроектированных дидактических условий (Рисунки 8, 9, 10, 11, 12).
042
10
4
9
констатирующий
7
заключительный
10
0
повышенный высокий
констатирующий контрольная группа
заключительный
экспериментальная группа низкий средний
Рисунок 8 – Сравнение динамики сформированности мотивационно- ценностного компонента готовности у обучающихся экспериментальной и контрольной групп
Рисунок 9 – Сравнение динамики сформированности информационно- знаниевого компонента готовности у обучающихся экспериментальной и контрольной групп
Рисунок 10 – Сравнение динамики сформированности концептуально- практического компонента готовности у обучающихся экспериментальной и контрольной групп
6
7
констатирующий
17
01 заключительный
0 повышенный
6
6
констатирующий
15
1
заключительный
экспериментальная группа низкий средний
контрольная группа высокий
2
6
констатирующий
5
6
заключительный
45
0
15
констатирующий
11
заключительный
экспериментальная группа низкий средний
контрольная группа повышенный высокий

23 22
23 22
45 14
11
18
констатирующий
6
заключительный
повышенный высокий
констатирующий контрольная группа
заключительный
экспериментальная группа низкий средний
Рисунок 11 – Сравнение динамики сформированности рефлексивного компонента готовности у обучающихся экспериментальной и контрольной групп
Рисунок 12 – Сравнение динамики сформированности готовности младших подростков экспериментальной и контрольной групп к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов
В диссертационном исследовании доказано, что младшие подростки достигают высокого уровня готовности извлекать нравственно-смысловое содержание учебного текста, когда в соответствии с конкретными высказываниями самостоятельно применяют приёмы понимания его, осуществляют выход на концепт в нём и на смысловой подтекст, проявляют эмоционально окрашенное, индивидуальное восприятие информации, выражают свою нравственную позицию.
12% 23%
11% 14%
19%
38%
31%
35%
30%
12%
25%
39%
29%
43%
25% 14%
констатирующий заключительный
экспериментальная группа низкий средний
повышенный высокий
констатирующий заключительный контрольная группа

В заключении на основе результатов проведённого исследования подводятся итоги, излагаются выводы и формулируются направления дальнейшего изучения темы.
Эффективность разработанной модели процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов проверена и доказана в ходе опытно- экспериментальной работы при сопоставлении и анализе результатов стартовой и заключительной диагностики уровней развития интегративного качества у обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Диагностика уровней сформированности готовности к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов у представителей экспериментальной и контрольной групп на заключительном этапе исследования показала превосходство по каждому критерию готовности в два – два с половиной раза достижений участников формирующего эксперимента в сравнении с уровнем успешности младших подростков контрольной группы.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, правомерность гипотезы о том, что предложенная модель будет способствовать положительной динамике сформированности готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов, доказана результатами формирующего этапа опытно- экспериментальной работы.
Дальнейшее исследование проблемы может быть связано с выявлением переходных уровней развития указанного интегративного качества у учащихся, установлением градации внутри одного уровня с целью определения оптимальных педагогических условий, обеспечивающих положительную динамику сформированности готовности. Также может быть перспективным направлением разработка моделей процесса формирования готовности к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов у обучающихся других возрастных групп, моделей процесса формирования отдельных компонентов готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов.

Актуальность темы исследования. В подростковом возрасте у детей
формируются ценностная картина мира, нравственные взгляды и убеждения,
потребность и способность оценивать своё поведение, поступки взрослых и
ровесников в соответствии с усвоенными этическими нормами и правилами.
Коммерциализация, прагматизация социокультурного пространства, доступность
для подростков негативной информации усиливают риски отклонений в их
нравственном развитии. Последнее проявляется в недооценке подростками
личностно развивающего потенциала учебной деятельности, в снижении
мотивации к творческому напряженному труду. В этой связи большое значение
имеет повышение ценностного потенциала содержания образования, побуждение
учащихся к выявлению нравственного смысла изучаемого культурного наследия.
Новая государственная политика, нашедшая отражение в ряде документов:
«Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025
года», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России», федеральных государственных образовательных стандартах, – открывает
перспективы для качественного реформирования отечественного образования,
реализации его личностно развивающих менталеобразующих функций. В
«Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года» «повышение роли гуманитарного направления в процессе
образования», то есть дисциплин, раскрывающих нравственные ценности и
формирующих у учащихся моральные устои, социальные нормы, представляется
в качестве приоритетной задачи. В «Примерной программе воспитания для
образовательных организаций общего образования» личностное развитие
учащихся, реализующееся в усвоении ими выработанных на основе базовых для
нашего общества ценностей норм, в формировании у школьников «позитивных
отношений» к этим ценностям, приобретении учащимися соответствующего им
опыта поведения, формулируется как общая цель воспитания в
общеобразовательной организации; отмечается необходимость организации
воспитательного процесса в рамках урочной деятельности по всем учебным
дисциплинам.
Содержание образования и на уровне его общетеоретической модели, и на
уровне учебного материала отдельных предметов (И.К. Журавлев,
В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.М. Осмоловская) должно включать идеи, понятия,
историко-биографические факты, имеющие этическое значение, и предполагать
такие способы изучения их, которые помогали бы учащимся выявлять в них
нравственный смысл, воспринимать и переживать духовные открытия классиков
литературы, деятелей искусства и науки как личностно значимые события.
Духовное начало человека выражается в слове, и язык, как главный носитель
культуры и, следовательно, содержания образования (На языке «говорят» как
гуманитарные, так и естественно-научные предметы.), является транслятором
социального, нравственного опыта человечества, смысловое наполнение
которого, однако, не дается ученику автоматически, а предполагает
соответствующую «работу с текстом». Все элементы образовательного процесса –
учебные ситуации, задачи и задания – должны нацеливать учащихся на эту
смыслопоисковую рефлексивную работу с текстом, вне зависимости от того, к
какой сфере принадлежит этот текст: гуманитарной, естественно-научной или
экономической. Чему бы мы ни учили ребенка, приоритетным всегда должно
быть развитие его личности как нравственного субъекта.
Проблема смыслового чтения широко представлена в трудах
О.М. Александровой, И.П. Васильевых, Н.Ф. Виноградовой, И.Н. Добротиной,
А.Ф. Закировой, Л.А. Мосуновой, И.С. Хомяковой и др. В современной школьной
практике активно применяются различные по содержанию и способам
предъявления тексты, выполняющие функции формирования понятий и образов,
инструктажа, контроля и др. Однако узко когнитивный подход к работе с текстом,
ориентированный на понимание в первую очередь предметно-сюжетного, а не
нравственно-смыслового содержания текста, не вполне соответствует
современной личностно развивающей концепции образования. Проблема
формирования опыта выявления нравственного смысла, содержащегося в тексте,
значительно менее разработана, несмотря на обилие исследований по вопросам
нравственного воспитания при изучении гуманитарных дисциплин.
Благодаря разработке отечественными и зарубежными исследователями
теоретических основ педагогических измерений и базирующейся на них
технологии тестового контроля как одного из средств управления качеством
образования, сегодня в школьной практике активно применяются различные по
содержанию и способам предъявления тестовые задания. Тестовые задания
открытого и закрытого типов стали популярными методами оценки учебных
достижений учащихся и в определенном отношении главными инструментами
контроля знаний и умений. Современная концепция образования предусматривает
достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов
освоения основной образовательной программы, поэтому тестовые задания через
их содержание и форму должны выполнять не только традиционные
диагностическую и контролирующую функции, но и обучающую, развивающую,
воспитательную.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью
усиления внимания в современных социокультурных условиях духовному
воспитанию учащихся, формированию у них опыта выявления нравственного
смысла тех или иных понятий, текстов, информационных сообщений, событий,
поступков, умения брать на вооружение образцы этически направленного
мышления и поведения, ориентироваться на них в своей собственной
жизнедеятельности. Последнее требует обеспечения личностно развивающей
составляющей содержания образования.
Из этой масштабной проблемы в качестве предмета рассмотрения в данном
исследовании был взят аспект, связанный с организацией работы учащихся по
выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов. Как показал
опыт, само по себе наличие нравственной тематики в текстах не означает, что их
смысловая составляющая легко осознаётся учащимися, становится для них
субъективно значимой, поэтому требуется разработка теоретических основ и
методического обеспечения конструирования учебных материалов с личностно
развивающим нравственно ориентированным содержанием и условий его
принятия детьми.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами нравственного
развития учащихся в процессе обучения педагогическая наука занималась с
давних времен (И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Сократ, Н.И. Пирогов,
В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Д. Алферов, Е.В. Бондаревская,
З.И. Васильева, В.С. Ильин, Ю.П. Сокольников, Г.И. Школьник, Г.И. Щукина и
др.).
Различные психолого-педагогические условия и механизмы влияния
обучения на развитие нравственного сознания учащихся представлены в
исследованиях по проблемам воспитывающего обучения З.И. Васильевой,
В.С. Ильина, концепции «интериоризации образцов поведения» А.Н. Леонтьева,
Л.И. Рувинского, в культурологических моделях образования Е.В. Бондаревской,
И.Я. Лернера, в материалах по проблемам педагогической герменевтики
А.Ф. Закировой, в исследованиях по проблемам смыслообразования
Е.Г. Беляковой и личностно развивающих технологий в образовательном
процессе С.В. Беловой, Е.А. Крюковой, В.В. Серикова и др.
Область данного исследования – дидактические условия, обеспечивающие
адекватное понимание, интерпретацию и применение учащимися нравственного
смысла, представленного в учебных текстах, как инструмента рефлексии и
регуляции собственного поведения: отбор текстов, конструирование заданий, в
том числе в тестовой форме, учебных ситуаций, способов их предъявления.
Формируемое личностное качество учащихся можно обозначить как их
готовность к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов.
Различные виды информации в тексте представлены в концепции научной
школы И.Р. Гальперина, проблема понимания информации в рамках
психологического, психолингвистического и герменевтического подходов
разрабатывалась Г.И. Богиным, Л.П. Доблаевым, Н.И. Жинкиным, И.А. Зимней,
В.В. Знаковым, В.И. Лейбсоном, Н.Г. Морозовой. Психологические и
литературоведческие аспекты анализа текста осмысливались М.М. Бахтиным,
Д.С. Лихачёвым, Ю.М. Лотманом и др. Различные вопросы обучения смысловому
чтению рассматриваются в трудах О.М. Александровой, Е.А. Асоновой,
С.М. Бондаренко, А.В. Брушлинского, Е.В. Бунеевой, Н.Ф. Виноградовой,
Г.Г. Граник, В.В. Давыдова, И.Н. Добротиной, З.И. Калмыковой, Л.А. Концевой,
Н.А. Менчинской, Н.Л. Мишатиной, Л.А. Мосуновой, О.А. Рыдзе,
И.В. Сафоновой, Н.Н. Светловской, Н.Н. Сметанниковой, О.В. Соболевой,
И.С. Хомяковой, О.В. Чиндиловой, находят отражение в работах Ю.Н. Гостевой,
Г.С. Ковалёвой, Э.А. Красновского, М.И. Кузнецовой, Г.В. Пранцовой,
Е.С. Романичевой, Л.А. Рябининой, Г.А. Сидоровой, Г.А. Цукерман, Т.Ю. Чабан,
посвящённых оценке читательской грамотности.
Проблемами диагностики достижений учащихся занимались
Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.Н. Дружинин, Г.Е. Залесский, И.Я. Лернер,
В.Г. Максимов, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин. Вопросы
понятийного аппарата тестирования изучались В.С. Аванесовым, М.В. Клариным,
А.Н. Майоровым, В.И. Михеевым, Н.И. Паком; формы, виды тестовых заданий,
особенности их конструирования, применения – В.С. Аванесовым,
В.П. Беспалько, В.И. Васильевым, Т.А. Ильиной, Г.С. Костюком,
А.Н. Майоровым, В.В. Филипповым, М.Б. Челышковой, В.С. Черепановым.
Но, несмотря на разноплановое рассмотрение дидактических аспектов
анализа текстов, применяемых в различных учебных целях, проблема адекватного
понимания учащимися нравственно-смыслового содержания высказываний
далека ещё от решения. Более того, результаты международных сравнительных
исследований свидетельствуют о том, что российским школьникам трудно даётся
смысловое чтение вообще (Г.С. Ковалёва, Э.А. Красновский), не говоря уже об их
готовности к восприятию нравственно-смыслового содержания текстов.
При анализе подходов к решению обозначенной задачи в основной школе
выявлены следующие противоречия:
– между целью государственной образовательной политики – «поддержка,
становление и развитие высоконравственного гражданина России» – и
недостаточной реализацией воспитательного потенциала содержания обучения;
– между необходимостью обеспечить воспитательную направленность
процесса обучения и отсутствием современной модели использования заданий, в
том числе в тестовой форме, для формирования готовности учащихся к
нравственной оценке фактов, поступков людей и самооценке собственного
поведения, выбора;
– между повсеместным использованием разных видов заданий, в том числе
в тестовой форме, как эффективных средств оценки знаний и умений учащихся и
неразработанностью теоретических основ реализации их функции в обеспечении
личностных результатов образования, одним из которых является готовность к
выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов.
Указанные противоречия определили проблему исследования: «При каких
условиях у обучаемых (младших подростков) формируется готовность к
выявлению нравственно-смыслового содержания текстов, предъявляемых в
качестве учебного материала?» Актуальность и недостаточная изученность
рассматриваемой проблемы обусловили тему исследования: «Формирование у
младших подростков готовности к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов».
Объект исследования: воспитание нравственных качеств младших
подростков в образовательном процессе.
Предмет исследования: теоретико-методические основы формирования у
младших подростков готовности к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов.
Цели и задачи. Целью исследования является теоретическое обоснование,
разработка и опытно-экспериментальная проверка модели процесса
формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-
смыслового содержания учебных текстов, определение условий обеспечения и
реализации личностно развивающих возможностей дидактического материала.
Гипотеза исследования: формирование готовности младших подростков к
выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов станет
результативным, если
– готовность к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных
текстов будет рассматриваться как системное личностное образование,
интегрирующее мотивационно-ценностный, информационно-знаниевый,
концептуально-практический и рефлексивный компоненты, предполагающее
наличие у учащихся сознательно-волевых качеств, овладение ими всеми
знаниями, необходимыми для осуществления этой деятельности, умением
вырабатывать способы анализа и извлечения ценностного, этического смысла
текстов;
– в качестве критериев готовности к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов будут использованы стремление учащихся к
пониманию этических смыслов высказываний и адекватное переживание их;
владение нравственными понятиями, умение определять «поверхностный»
уровень содержания текста; умения извлекать концептуальный, невербально
выраженный смысл высказывания, выделять этическую проблематику в тексте;
умение рефлексировать и оценивать правильность своих суждений;
– для оценки развития готовности будет применяться шкала измерений,
описывающая высокий уровень её сформированности (все указанные критерии
проявляются в полной мере, работа с текстом носит творческий характер),
повышенный (практически все действия соответствуют эталонам), средний (не все
из названных критериев реализуются) и низкий (выполняются лишь некоторые
критерии) уровни;
– в образовательном процессе будут создаваться условия для восприятия и
понимания учащимися нравственно-смыслового содержания учебных текстов,
включающие отбор содержания текстового материала, имеющего ценностно-
смысловое наполнение, доступное младшим подросткам и адекватное ситуации
их развития; предъявление текстов заданий в задачно-проблемной форме,
стимулирующей стремление к пониманию смысла нравственных норм, осознанию
их значимости для различных сфер жизни человека, дискуссии с автором,
выражению собственной позиции, овладение опытом использования
нравственных понятий и принципов для самоанализа и самооценки собственных
устремлений и поступков; создание учебных ситуаций в соответствии с логикой
развития данного качества, предполагающей восхождение от понимания
содержания текста к выявлению собственного, индивидуального смысла
излагаемых в нем нравственных понятий и идей и к переносу нравственных
понятий и принципов на сферу рефлексии своего поведения;
– процесс формирования готовности к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов будет осуществляться в соответствии с
разработанной моделью, описывающей последовательность этапов процесса,
реализуемые на этих этапах цели и средства их достижения, обеспечивающие
новообразования в развитии данной готовности.
В соответствии с обозначенными темой, проблемой, объектом, предметом,
целью и гипотезой исследования в диссертационной работе сформулированы
следующие задачи исследования:
1. выявить сущностные характеристики, компоненты, критерии и уровни
сформированности готовности младших подростков к выявлению нравственно-
смыслового содержания учебных текстов;
2. обосновать педагогические условия развития готовности младших
подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов;
3. разработать модель процесса формирования готовности младших
подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов;
4. обосновать критериально-диагностический аппарат для определения
уровня сформированности у младших подростков готовности к выявлению
нравственно-смыслового содержания учебных текстов;
5. провести опытно-экспериментальную проверку эффективности
разработанной модели.
Научная новизна.
1. Определены признаки, компоненты, уровни готовности младших
подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов,
критерии оценки сформированности этого качества.
2. Разработана модель процесса формирования готовности младших
подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов,
которая описывает педагогические условия, необходимые для развития указанной
готовности, этапы процесса её формирования, цели, реализуемые на каждом из
этапов, и средства их достижения. Обоснованы требования к отбору текстов и
заданий различного типа с позиции их нравственно развивающего потенциала,
выделены учебные ситуации их применения, которые соответствуют возрастным
особенностям и потребностям младших подростков, актуальным нравственным
проблемам, возникающим при освоении опыта.
3. Предложены авторские подходы к построению учебных занятий с
младшими подростками.
4. Разработаны методика и критериальная база диагностики готовности
младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных
текстов.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что
– внесён вклад в развитие представлений о нравственно развивающем
потенциале учебных текстов, заданий открытого и закрытого типов в тестовой
форме, в разработку принципов их отбора и конструирования, расширены
представления о путях формирования нравственного сознания обучающихся;
– результаты исследования развивают теоретические основы личностно
ориентированного образования, выявляют новые ресурсы воспитывающего
обучения, гуманитаризации образования, условий достижения личностных
результатов обучения.
Практическая значимость исследования связана с возможностью
использования его результатов в практической деятельности
общеобразовательных организаций, так как определены и описаны признаки,
компоненты, уровни готовности младших подростков к выявлению нравственно-
смыслового содержания учебных текстов, разработаны модель процесса
формирования этого качества у учащихся, ориентиры для конструирования
заданий, в том числе в тестовой форме, способы отбора содержания и построения
форм учебных ситуаций, нацеленных на реализацию обучающей, ценностно-
ориентационной функций образования и формирующих опыт нравственно-
смыслового анализа текстов.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической
основой исследования явились положения методологии педагогики о целостности
научного обоснования обучения и личностного развития учащихся
(А.Я. Данилюк, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, З.И. Равкин, В.В. Сериков,
В.А. Сластёнин); выводы исследований в области педагогических технологий как
способов построения законосообразной педагогической деятельности
(В.П. Беспалько, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, В.М. Монахов, Г.К. Селевко); теории
воспитательных систем, современные концепции воспитания личности
(Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова,
В.А. Тишков), психолого-педагогические механизмы воспитывающего обучения
(З.И. Васильева, В.В. Краевский, И.Я. Лернер); исследования психологов в
области рефлексии как личностной функции (Н.И. Гуткина, А.З. Зак,
А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Г.П. Щедровицкий);
педагогические концепции, раскрывающие ценностный подход к воспитанию
(А.В.Кирьякова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.В. Щуркова); результаты
исследований в области педагогической аксиологии (В.П. Бездухов,
М.В. Богуславский, Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин);
культурологическая модель образовательного процесса в аспекте диалога культур
(М.М. Бахтин, С.В. Белова, Д.С. Лихачёв, М.С. Каган, С.Ю. Курганов); теории
педагогических измерений (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, А.Н. Майоров,
М.Б. Челышкова); теории возрастных особенностей развития личности
школьников (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн,
Д.И. Фельдштейн); концепция о видах информации в тексте (научная школа
И.Р. Гальперина), исследования в области типов понимания информации
(Г.И. Богин, Л.П. Доблаев, В.И. Лейбсон, Н.Г. Морозова,); результаты
лингвистических исследований о сущности языка, связи языка с сознанием
человека, обществом и культурой народа (В. Гумбольт, А.А. Леонтьев,
А.А. Потебня); психолого-педагогические исследования, направленные на
изучение проблемы готовности к осуществлению определённых видов
деятельности (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Е.П. Ильин, Л.А. Кандыбович,
Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе); теории
педагогического моделирования (А.Н. Дахин, Л.Б. Ительсон, И.В. Непрокина,
Г.В. Суходольский, Г.П. Щедровицкий, М.В. Ядровская, В.А. Ясвин); положения
методологии педагогического эксперимента (М.И. Грабарь, К.А. Краснянская).
В соответствии с логикой исследования для достижения цели, решения
поставленных задач, проверки гипотезы использовались следующие методы:
теоретические – анализ психологической, педагогической,
лингводидактической, методической литературы по проблеме исследования,
системный анализ, концептуальный синтез, сравнение, обобщение,
моделирование, прогнозирование, систематизация, классификация;
эмпирические – изучение и обобщение педагогического опыта, связанного с
формированием у младших подростков готовности к выявлению нравственно-
смыслового содержания учебных текстов, разработкой дидактических материалов
для построения различного типа заданий, констатирующий и формирующий
эксперименты, анкетирование, беседа, наблюдение, диагностические методики,
анализ продуктов деятельности учащихся;
статистические – количественная обработка результатов, полученных в ходе
экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования – муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Гимназия № 44» города Курска. Опытно-
экспериментальная работа проводилась с участием учащихся пятых-седьмых
классов.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в период с
2013 по 2020 годы и осуществлялось в три этапа.
На первом этапе – поисково-теоретическом (2013-2015 гг.) – на основе
изучения источников по вопросам нравственного воспитания младших
подростков, формирования текстовой компетенции обучающихся, опыта
применения различного типа заданий и учебных ситуаций анализировалась
степень разработанности проблемы исследования, уточнялся понятийный
аппарат. Были конкретизированы тема, проблема исследования, определены
объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза, методология и методы,
компоненты, характеристики, критерии оценки и уровни готовности младших
подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов,
разработаны модель, описывающая этапы процесса её формирования, различные
виды текстового содержания, учебных ситуаций, заданий, в том числе в тестовой
форме, принципы их отбора, конструирования и методика применения. Были
также спланированы этапы опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (2016-2018 гг.) –
осуществлялась апробация разработанной модели процесса формирования
готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов. На этом этапе проверялись гипотеза, эффективность
разработанной модели, устранялись недостатки в конструировании учебных
ситуаций. Опытно-экспериментальная работа сопровождалась диагностикой
готовности младших подростков.
На третьем этапе – обобщающем (2019-2020 гг.) – полученные данные
статистически обрабатывались, интерпретировались, информация обобщалась в
виде схем, таблиц, диаграмм. На этом этапе определялась эффективность
проведённой опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы и
положения, выносимые на защиту. Завершалось оформление материалов
исследования, осуществлялась публикация основных положений диссертации в
виде научных статей и докладов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Готовность младших подростков к выявлению нравственно-смыслового
содержания учебных текстов представляет собой интегративное личностное
образование, включающее компоненты: мотивационно-ценностный –
потребность в приобретении опыта нравственной оценки поступков людей при
решении этических коллизий, которые раскрываются в текстах, эмоциональное
переживание нравственных дилемм, проявление эмпатии при анализе качеств и
поступков героев, событий, стремление к усвоению системы нравственных
ценностей, формированию собственных этических взглядов и убеждений,
нравственного мышления, поведения, рефлексии, самостоятельность,
инициативность, устойчивость интереса при осмыслении нравственного
содержания высказываний; информационно-знаниевый – понимание
нравственных категорий, ценностей, норм, правил, приёмов смыслового чтения,
умение их использовать при анализе событий, описанных в текстах;
концептуально-практический – умения, навыки применения нравственных
знаний, представлений, глубина понимания и дифференциация нравственных
категорий, умения, навыки использования приёмов смыслового чтения и
аргументированность их выбора при интерпретации и оценке нравственных
событий, переданных в тексте; рефлексивный – критическая оценка
представленного в тексте этического опыта, определение своих ценностно-
смысловых измерений при анализе образцов нравственного выбора других людей,
стремление к самопознанию и самосовершенствованию, самоанализ уровня
своего понимания текста при реализации приёмов работы с ним,
сформированности знаний и умений, необходимых для извлечения
индивидуального смысла высказывания. Готовность призвана обеспечить
целостное восприятие учащимся текстового материала в единстве его предметно-
событийного и ценностно-смыслового содержания и перенос выявленных
ценностных ориентиров на сферу рефлексии и построения собственного
поведения.
2. Критерии готовности младших подростков к выявлению нравственно-
смыслового содержания учебных текстов: 1) интерес к нравственно-смысловому
анализу текстов; 2) владение этическими понятиями как инструментами
понимания нравственного смысла содержания текста; 3) умение учащихся
определять нравственный смысл высказывания; 4) способность осуществлять
критическую оценку сообщаемого, применять нравственные выводы при анализе
собственного поведения. Выявлены уровни сформированности указанной
готовности: высокий – проявляются устойчивый интерес к определению
ценностных аспектов высказываний, опыт самостоятельного анализа этической
направленности текстов, владение лексикой с нравственной семантикой,
способность к анализу нравственной ситуации с позиции разных её участников,
мысленное проектирование собственных действий в подобной ситуации;
повышенный уровень – стремление постигать ценностное содержание текстов,
достаточный опыт смыслового чтения, понимание нравственных категорий,
самостоятельность и личная заинтересованность в оценке этических коллизий и
выборе действий в аналогичной ситуации, при осмыслении некоторых жизненных
коллизий требуется помощь-консультация учителя; средний уровень готовности –
проявляются ситуативный интерес к этому виду деятельности, небольшой опыт
анализа нравственной информации, знание лишь наиболее известных дефиниций
этических понятий, возникают затруднения при интерпретации описанных в
тексте событий, критической оценке поступков героев, представлении
собственного поведения в подобных ситуациях; низкий уровень – слабый интерес
у учащихся к читательской деятельности, отсутствие опыта работы с ценностно-
смысловыми компонентами текста, незнание дефиниций нравственных понятий,
выполнение действий только по образцу, следование за мнением других
школьников, неспособность установить связь событий, представленных в тексте,
с фактами из собственной жизни.
3. Модель процесса формирования готовности младших подростков к
выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов описывает
совокупность педагогических условий: отбор текстов, конструирование заданий,
использование их в спроектированных учебных ситуациях, – этапы процесса
формирования данного качества, цели, реализуемые на каждом этапе, и средства
их достижения, приёмы контроля, обеспечивающие переход младших подростков
с исходного на более высокий уровень развития готовности.
Модель задаёт ориентиры для использования текстов, способствующих
обретению учащимися опыта рассмотрения жизненных явлений с точки зрения
соответствия их нравственному идеалу и формированию у них нравственных
качеств: высказываний, содержащих лингвокультурные концепты; прецедентных
текстов; культуроведческой информации; описаний поступков людей,
совершавших нравственный выбор, фактов из жизни выдающихся личностей
России и мира, отражающих национальные нравственные ценности,
гуманистические представления человечества; высказываний о нравственных
категориях, которые побуждают к размышлению о смысле бытия, об абсолютных
доминантах жизни. Модель описывает учебные ситуации, создаваемые в
соответствии с личностно развивающим, аксиологическим и культурологическим
подходами, которые обеспечивают выявление учащимися нравственно-
смыслового содержания учебных текстов, соответствуют возрастным
особенностям развития и потребностям младших подростков: определение
учащимися личностно значимых нравственных тем, проблем, событий, коллизий
при приобщении их к гуманистическим ценностям; побуждение младших
подростков к анализу собственного поведения с точки зрения соответствия его
нравственным нормам для гармонизации их отношений с людьми; упражнение
обучающихся в нравственной оценке поступков героев для этического
самоопределения младших подростков, познания себя, самовоспитания; оценка
обучающимися своего соответствия избранному идеалу при сравнении себя с
авторитетными личностями – выдающимися людьми России и мира, описанными
в текстах, героями художественных произведений и принятие обучающимися их
нравственных доминант. Формированию готовности младших подростков к
выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов служит
создание таких учебных ситуаций, как осознание и принятие обучающимися
ценности ответственного отношения к учению, образования, науки, творчества
для формирования у них положительной мотивации учебной деятельности и
выбора младшими подростками нравственных приоритетов при планировании
своего будущего; акцентирование внимания обучающихся на примерах величия,
духовной ценности родного языка, родной литературы и культуры, на значимости
их изучения для постижения национальной картины мира, русских базовых
нравственных доминант, своей ответственности за их сохранение. Учебные
ситуации обеспечивают действие таких механизмов формирования готовности,
как эмоциональное приятие, осознание ценностей, представленных в текстах,
идентификация, подражание выбранному образцу и интериоризация.
Приёмами создания таких ситуаций, актуализирующих потребность
учащихся следовать выбранному образцу, являются работа детей с различными
словарями – дефинициями нравственных понятий – с целью выявления
изменений в ценностных представлениях людей в разное время, сопоставления
интерпретаций нравственных понятий различными науками и расширения
тезауруса этических понятий, которыми владеют младшие подростки; описание
детьми личностного смысла ценности, закодированной в слове, с опорой на
собственный опыт; построение учащимися синонимических и антонимических
рядов со словами, передающими этические понятия; установление подростками
личностных смысловых ассоциаций с ними с целью стимулирования
формирования и развития у детей эмоциональной памяти, творческого мышления,
воображения; подбор жизненных ситуаций и примеров из литературных
источников, иллюстрирующих использование этой лексики. Реализации этой цели
служат построение учителем диалога с учащимися на основе этического
содержания дидактического материала, представленного в заданиях, в том числе в
тестовой форме, в соответствии с принципами наглядности, сознательности и
активности, проблемности, чтобы рассматриваемые нравственные императивы
обретали для детей личностную значимость, входили в нормы их жизни; создание
атмосферы эмоционального проживания детьми ситуаций выбора, эмпатическая
поддержка подростков, проявление педагогом прямо или косвенно своей позиции;
совместный анализ продемонстрированного в примере выбора человеком
поступка как ценности или антиценности; определение модели должного
отношения к обществу, людям, самим себе; побуждение подростков к
осознанному отношению к собственным поступкам. Приемами создания
ситуаций, актуализирующих потребность учащихся следовать выбранному
образцу, также являются создание учащимися по содержанию текстов творческих
работ, передающих личностное восприятие нравственных категорий, оценку
этических позиций, поступков реальных и вымышленных лиц и стимулирующих
внутренний рост младших подростков; анализ детьми коммуникативно-
эстетических особенностей высказываний с целью формирования, развития у
учащихся чувства прекрасного.
Модель описывает задания, разработанные в соответствии с разными
уровнями понимания учащимися этической информации, и задания, выделенные
на основе различных единиц нравственно-смыслового содержания учебных
текстов.
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность
результатов исследования обеспечена системным подходом к изучению и
анализу обозначенной проблемы, научной и методологической обоснованностью
исходных положений, применением теоретических и эмпирических методов,
адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования, подтверждением
эффективности предлагаемой модели процесса формирования готовности
младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных
текстов. Достоверность и обоснованность положений и выводов определяются
также продолжительностью опытно-экспериментальной работы, устойчивостью
основных её результатов, участием в ней диссертанта, сочетанием качественного
и количественного анализа полученных данных. Достоверность и обоснованность
результатов обусловлены личным опытом диссертанта в составлении различного
типа заданий по русскому языку, в том числе в тестовой форме, и в
проектировании ситуаций их применения при анализе учащимися нравственно-
смыслового содержания учебных текстов, извлечении из них индивидуального
смысла, внедрением в широкую педагогическую практику авторских учебных
пособий.
Личный вклад соискателя состоит в самостоятельном определении
проблемы, темы, цели, задач, логики исследования, проведении в течение 2013–
2020 гг. исследования по разработке и реализации модели процесса
формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-
смыслового содержания учебных текстов, педагогических условий её развития, в
формулировании выводов, которые сделаны на основе анализа научной
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме и данных
опытно-экспериментальной работы, полученных в результате применения
современных методов исследования, в создании текста работы в соответствии с
методологическими требованиями к оформлению диссертации, в подготовке
научных публикаций по теме исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
процессе опытно-экспериментальной работы соискателя в качестве учителя
русского языка и литературы в МБОУ «Гимназия № 44» города Курска,
преподавателя кафедры социально-гуманитарного образования
ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» на занятиях с педагогами в
рамках курсов повышения квалификации, мастер-классов по обучению
слушателей приёмам работы с этической составляющей высказываний.
Разработанная модель представлялась в ходе городских и областных семинаров и
вебинаров, которые организовывались для педагогов Курской области.
По материалам исследования опубликовано 7 статей, в том числе 5 – в
научных журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых изданий,
которые рекомендованы ВАК Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации. Основные результаты исследования излагались
соискателем и обсуждались на научно-практических конференциях в
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» и ОГБУ ДПО «Курский
институт развития образования».
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись также
через практику обучения учащихся общеобразовательных организаций России.
Соискателем были созданы 3 учебных пособия для младших подростков:
«Тематические тесты. 5 класс», «Тематические тесты. 6 класс», «Тематические
тесты. 7 класс», где в тестовых заданиях по русскому языку представлены
дидактические материалы, соответствующие сформулированным в исследовании
требованиям. Эти учебные пособия опубликованы издательством «Просвещение»,
они выдержали семь редакций (2013 – 2020 гг.), активно внедряются в широкую
педагогическую практику. Младшим подросткам адресованы созданные
соискателем учебные пособия «Тематический контроль. 5 класс», «Тематический
контроль. 6 класс», «Тематический контроль. 7 класс», опубликованные
издательством «Просвещение» в 2020, 2021 гг., в которых отобранные учебные
тексты и сконструированные задания по русскому языку, в том числе в тестовой
форме, ориентированы на реализацию ценностно-ориентационной
направленности образования, воспитательной функции обучения.
Структура диссертации определяется логикой, содержанием и
результатами научного исследования. Диссертация общим объёмом 201 страница
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего
182 наименования источников на русском и английском языках. Текст
диссертации иллюстрирован 9 таблицами, 29 рисунками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Диагностика готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания текстов
    И.А. Каськова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград: ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально- педагогический университет». – 2– No 2(155). – С. 85 – – 006 п.л.Каськова, И.А. Модель процесса формирования готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания учебных текстов / И.А. Каськова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск: КГУ. –2– No 2(58). – С. 150 – – 084 п.л.
    Реализация дидактических условий формирования у младших подростков готовности к выявлению нравственно-смыслового содержания текстов
    И.А.Каськова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет». – 2– No 4(289). – С. 39 – – 256 п.л.Каськова, И.А. Формирование готовности младших подростков к выявлению нравственно-смыслового содержания текстов / И.А. Каськова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – Курск: КГУ. – 2– No 4(56). – С. 278 – – 081 п.л.
    Нравственный потенциал тестовых заданий по предметам гуманитарного цикла в основной школе
    И.А. Каськова // Отечественная и зарубежная педагогика. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». – 2–No 1(65). – С. 121 – – 014 п.л.33
    Приобщение к нравственному опыту предков при обращении к текстам художественной литературы
    И.А.Каськова // Педагогический поиск. Региональный научно-методический журнал комитета образования и науки Курской области, ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». – Курск: ООО«Учитель». – 2– No 2(278). – С. 38 – – 69 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»