Иерусалимская ветвь палестинской традиции богословия святых мест в V-VIII вв.: грекоязычные авторы

Копыл Елена Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………. 2
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ПАЛЕСТИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ БОГОСЛОВИЯ СВЯТЫХ МЕСТ
ВО II–VIII ВВ. И ЕЕ КОНТЕКСТ…………………………………………………………………….. 36
1.1. Исторический и религиозно-культурный контекст …………………………………. 36
1.1.1 Святые места Палестины в христианской традиции во II–VIII вв. и
практика их почитания ……………………………………………………………………………… 36
1.1.2. Палестинская традиция в Древней Церкви ……………………………………….. 52
1.2. Палестинская традиция богословия святых мест во II–VIII вв. ……………….. 63
1.2.1. Феномен и его основные характеристики …………………………………………. 63
1.2.2. Источниковая база ……………………………………………………………………………. 73
Выводы………………………………………………………………………………………………………… 84
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ГРЕКОЯЗЫЧНЫЕ АВТОРЫ И ИСТОЧНИКИ
ИЕРУСАЛИМСКОЙ ВЕТВИ ПАЛЕСТИНСКОЙ ТРАДИЦИИ БОГОСЛОВИЯ
СВЯТЫХ МЕСТ В V–VIII ВВ. ………………………………………………………………………… 87
2.1. Прп. Исихий Иерусалимский …………………………………………………………………. 87
2.1.1. Жизнеописание ………………………………………………………………………………… 87
2.1.2. Характеристика источников ……………………………………………………………… 90
2.2. Феодор Петрский …………………………………………………………………………………… 98
2.2.1. Жизнеописание ………………………………………………………………………………… 99
2.2.2. Характеристика источника ……………………………………………………………… 100
2.3. Кирилл Скифопольский ……………………………………………………………………….. 101
2.3.1. Жизнеописание ………………………………………………………………………………. 101
2.3.2. Характеристика источников ……………………………………………………………. 103
2.4. Блж. Иоанн Мосх …………………………………………………………………………………. 105
2.4.1. Жизнеописание ………………………………………………………………………………. 105
2.4.2. Характеристика источника ……………………………………………………………… 106
2.5. Свт. Софроний Иерусалимский ……………………………………………………………. 108
2.5.1. Жизнеописание ………………………………………………………………………………. 108
2.5.2. Характеристика источников ……………………………………………………………. 110
2.6. Прп. Иоанн Дамаскин …………………………………………………………………………… 115
2.6.1. Жизнеописание ………………………………………………………………………………. 115
2.6.2. Характеристика источников ……………………………………………………………. 119
Выводы………………………………………………………………………………………………………. 125
ГЛАВА 3. БОГОСЛОВИЕ СВЯТЫХ МЕСТ ГРЕКОЯЗЫЧНЫХ АВТОРОВ
ИЕРУСАЛИМСКОЙ ВЕТВИ ПАЛЕСТИНСКОЙ ТРАДИЦИИ В V–VIII ВВ….. 127
3.1. Прп. Исихий Иерусалимский ……………………………………………………………….. 127
3.1.1. Святые места: терминология и перечень …………………………………………. 129
3.1.2. Библейская экзегеза ……………………………………………………………………….. 130
3.1.3. Догматические темы ………………………………………………………………………. 142
3.1.4. Полемико-апологетические темы ……………………………………………………. 155
3.1.5. Доксологические темы……………………………………………………………………. 157
3.2. Феодор Петрский, Кирилл Скифопольский, блж. Иоанн Мосх ……………… 164
3.2.1. Святые места: терминология и перечень …………………………………………. 165
3.2.2. Догматические и полемико-апологетические темы …………………………. 167
3.2.3. Нравственно-аскетические темы и библейская экзегеза…………………… 179
3.3. Свт. Софроний Иерусалимский ……………………………………………………………. 194
3.3.1. Святые места: терминология и перечень …………………………………………. 195
3.3.2. Апологетические и догматические темы …………………………………………. 196
3.3.3. Доксологические темы……………………………………………………………………. 207
3.3.4. Библейская экзегеза ……………………………………………………………………….. 214
3.4. Прп. Иоанн Дамаскин …………………………………………………………………………… 218
3.4.1. Святые места: терминология и перечень …………………………………………. 219
3.4.2. Догматические, нравственно-аскетические темы и библейская
экзегеза …………………………………………………………………………………………………… 221
3.4.3. Доксологические темы……………………………………………………………………. 245
Выводы………………………………………………………………………………………………………. 249
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 259
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………………………….. 269
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 272
СПИСОК ТАБЛИЦ ……………………………………………………………………………………….. 324

Во введении к диссертации обосновывается актуальность темы,
характеризуется степень её разработанности, формулируется объект, предмет, цель и
задачи исследования, очерчиваются его хронологические и географические рамки,
источниковая база, излагается методология и методы, характеризуется научная
новизна, выдвигаются положения, выносимые на защиту, описывается теоретическая
и практическая значимость, степень достоверности и апробация результатов работы.
В главе 1 «Палестинская традиция богословия святых мест во II–VIII вв.
и её контекст» рассматриваются в первую очередь общие вопросы исторического
и религиозно-культурного контекста, в котором во II–VIII вв. сформировалась
палестинская традиция богословского осмысления святых мест, а затем
определяется и характеризуется сама эта традиция в указанный период.
Исследованию исторического и религиозно-культурного контекста посвящён
параграф 1.1, который включает в себя, с одной стороны, обзор святых мест
Палестины во II–VIII вв. и практики их почитания, а с другой стороны – феномена
палестинской традиции в целом и его характеристик в эпоху Древней Церкви.
С этой целью в подпараграфе 1.1.1 мы показали, что в Палестине как земле
уникальной своими христианскими святынями не позднее II в. фиксируется
самобытная и непрерывная традиция паломничества и почитание, которым
окружают её святые места христиане. Становление и бытование практики
почитания святых мест Палестины от её истоков и вплоть до VIII в. получило
реализацию в таких основных направлениях церковной жизни, как личное
благочестиеверующих,храмостроительствоиразвитиеспецифической
богослужебной практики у святых мест, в первую очередь иерусалимских,
организация близ палестинских святынь монашеских общин, в том числе общин
спудеев, или «ревнителей» (οἱ σπουδαῖοι), формирование самобытной гомилетической
практики и гимнографии, несущей отпечаток святых мест. Таким образом, святые
места оказали определяющее влияние на христианскую палестинскую традицию.
В подпараграфе 1.1.2 нами рассматривается феномен раннехристианской
палестинской традиции как совокупного и самобытного явления, включающего в
себя богословие, литургическую и аскетическую практику, агиографию, искусство
и прочие аспекты христианской жизни. Проведённый нами обзор позволил
установить такие основополагающие характеристики указанной традиции, как
культурное, этническое, лингвистическое, социальное, а со временем и
конфессиональное многообразие, принадлежность к ней не только уроженцев
Палестины, но и иноземцев по происхождению (Ориген, свт. Александр
Иерусалимский, прп. Харитон Исповедник, блж. Иероним, прпп. Мелании
Римляныни и Павла, прпп. Евфимий Великий, Савва Освященный, Феодосий
Великий и десятки других известных монахов Иудейской пустыни, Пётр Ивер, блж.
Иоанн Мосх, свт. Софроний Иерусалимский, прп. Иоанн Дамаскин и др.). Обзор
также позволил представить основные центры развития указанной традиции
(Кесария Палестинская, или Приморская; Иерусалим и его окрестности – Вифлеем
и Иудейская пустыня; Газа; Скифополь; южные пустынные области, включая Синай,
с центром в Петре Аравийской) и выявить важную роль монашества в её становлении.
Очертив этот контекст, мы в параграфе 1.2 переходим к рассмотрению
самого феномена палестинской традиции богословия святых мест во II–VIII вв.
Рассмотрение предваряется констатацией того факта, что почитание палестинских
святынь, почти современное христианской Церкви, предшествовало и породило
традицию их богословского осмысления. Не относясь к числу ключевых проблем
патристической теологии, осмысление святых мест тем не менее являет собой
живое и самостоятельное направление раннехристианской мысли, представленное
начиная со II в. у авторов из разных частей ойкумены: Рима, Константинополя,
Александрии, Антиохии, сиро-палестинского региона в целом, Малой Азии,
Италии и Кипра. На фоне этого разнообразия следует говорить о палестинской
традиции богословия святых мест как о наиболее ярком и самобытном проявлении
указанной общехристианской тенденции.
Основное содержание параграфа 1.2 посвящено выявлению и общему обзору
палестинской традиции богословия святых мест в ключевой период её истории –
II–VIII вв. Здесь нами показано существование данной традиции как отдельного
феноменавпатристическомбогословии,обладающегоопределёнными
характеристиками, поддающегося научному наблюдению и изучению. Эта задача
реализована нами в двух направлениях.
Так, в подпараграфе 1.2.1 феномен раннехристианской палестинской
традиции осмысления святых мест определён и охарактеризован в следующих основных
ракурсах: показаны хронологические рамки и описаны центры её становления,
выделены её ветви и авторы, предложена их классификация, описано её основное
тематическое содержание и особенности, указаны факторы, обеспечившие её
существование, и отмечено её взаимодействие с иными, непалестинскими авторами.
В частности, наше исследование показало, что становление данной традиции
охватывает период со II по VIII в.: к сер. II в. относится рецепция стиха Ис. 33, 16
как пророчества о пещере Рождества Христова у св. Иустина Философа.
В дальнейшем традиция богословия святых мест развивалась в трёх основных
центрах: в Кесарии Палестинской; в Иерусалиме с его окрестностями – Вифлеемом
и Иудейской пустыней; в Газе и её окрестностях62. В этих центрах сформировались
три самостоятельные, но при этом взаимосвязанные ветви палестинской традиции
богословия святых мест: во-первых, кесарийская; во-вторых, в широком смысле
иерусалимская, поскольку Святой Град в известной мере вбирал в себя окрестные
Вифлеем и пустыню (эту ветвь также можно назвать центральной как
сложившуюся во втором ареале – центральном), и, в-третьих, газская.
Что касается авторов, то у кесарийской ветви осмысление святых мест
связано с деятельностью Оригена и затем Евсевия Кесарийского, которых следует
классифицировать как основных авторов указанной традиции ввиду их
значительного вклада в её становление. Иерусалимская ветвь в IV в. представлена
в первую очередь в сочинениях свт. Кирилла Иерусалимского. Затем она получает
развитие в творениях блж. Иеронима Стридонского, пресвитера Вифлеемского,
далее–прп.ИсихияИерусалимского,ФеодораПетрского,Кирилла
Скифопольского и блж. Иоанна Мосха. Она же продолжается в творениях
свт. Софрония Иерусалимского и, наконец, в VIII в. достигает своего наиболее
полного богословского выражения в корпусе сочинений прп. Иоанна Дамаскина.
Названные авторы иерусалимской ветви сыграли ключевую роль в формировании
Grillmeier A., Hainthaler Th. et al. Christ in Christian Tradition. Vol. 2. Pt. 3. Oxford, 2013; Perrone L. Origen and
His Legacy in the ‘Holy Land’. P. 139, 152–160; Idem. All’ombra dei Luoghi Santi: il monachesimo di Palestina in epoca
bizantina e l’esperienza di Gaza // Il deserto di Gaza: Barsanufio, Giovanni e Doroteo. Atti dell’XI Convegno ecumenico
internazionale di spiritualità ortodossa, sezione bizantina (Bose, 14–16 settembre 2003) / a cura di S. Chialà e L. Cremaschi.
Magnano: Edizioni Qiqajon, 2004. P. 36–39.
палестинской традиции святых мест и потому могут быть отнесены к группе
основных авторов (критерием служит общий объём и новизна их высказываний
в истории богословской мысли о святых местах). Наряду с основными авторами
этой ветви следует выделить и группу авторов второго плана, среди которых
свт. Иоанн II Иерусалимский, прп. Хрисипп, пресвитер Иерусалимский и
впоследствии епископ Скифопольский, прочие агиографы православной ветви
житийной традиции, а также авторы эпохи персидского нашествия (614 г.) –
свт. Захария Иерусалимский и два насельника лавры прп. Саввы – прп. Антиох Монах
и Стратигий. Что касается третьей ветви – газской, – то здесь богословская мысль
о святых местах засвидетельствована в V в. в монофизитской традиции, в частности
у Иоанна Руфа, еп. Маюмского. В последующей монашеской литературе области
Газы вопрос святых мест затрагивается в халкидонитской агиографической
традиции – в сказании о прп. Досифее, ученике аввы Дорофея. Создателя этого
сказания следует отнести к группе авторов второго плана палестинской традиции
богословия святых мест; вопрос же о месте Иоанна Руфа в классификации требует
дополнительного изучения, равно как и вопрос о месте свт. Епифания Кипрского.
Таким образом, палестинская традиция осмысления святых мест в период
до VIII в. включительно объединяет авторов, которые говорили и писали на
различных языках, исконно были воспитаны в традициях самых разных частей
христианской ойкумены и в некоторых случаях придерживались догматических
взглядов отличных от ортодоксии. Решающий вклад в формирование палестинской
традиции богословия святых мест внесли жившие в IV–VIII вв. православные авторы
иерусалимского ареала как сосредоточившего в себе главные христианские святыни,
которые стали основными местами паломничества и сформировали вокруг себя
монашеские центры. Этим объясняется тот факт, что большинство представителей
иерусалимской ветви связано с палестинским монашеством, имело личный опыт
монашеской жизни в Палестине и было воспитано в палестинской монашеской традиции.
В подпараграфе 1.2.2 в качестве основной сводки материала для
исследовательской работы в отношении палестинской традиции богословия святых
мест во II–VIII вв. нами была определена источниковая база 27 палестинских
патристических авторов II–VIII вв. и их сочинений (прозаических и поэтических)
общим числом более 100. В большинстве случаев мысль о святых местах не
является основной темой указываемых нами памятников: как правило, речь идёт об
отрывочных, хотя и взаимосвязанных, богословских наблюдениях, замечаниях и
положениях, которые в то же время осознаются как единая многовековая традиция.
Далее, в главе 2 «Основные грекоязычные авторы и источники
иерусалимской ветви палестинской традиции богословия святых мест в V–
VIII вв.», в качестве предпосылок к формированию богословской мысли о святых
местах нами рассмотрены биографии Исихия Иерусалимского, Феодора Петрского,
Кирилла Скифопольского, Иоанна Мосха, Софрония Иерусалимского, Иоанна
Дамаскина и отдельное внимание уделено общей характеристике сочинений,
раскрывающих их мысль о палестинских святынях. По числу авторов данная глава
логически подразделяется на шесть параграфов, 2.1–2.6, в каждом из которых
изложение структурировано по двум направлениям: жизнеописание автора и
характеристика атрибуируемых ему сочинений.
Проведённый в этой главе анализ свидетельствует о несомненной
принадлежности всех шести авторов к духовной и интеллектуальной традиции
палестинского монашества в эпоху её расцвета, которая пришлась на IV–VIII вв.,
и о том, что в V–VIII вв. они оказали решающее влияние на формирование
христианской культурной и богословской среды в Палестине.
О значимости темы святых мест в их наследии говорит число памятников,
в которых она зафиксирована, и широкий набор жанров, к которым относятся
интересующие нас тексты, среди которых библейские комментарии, гомилии, жития,
анакреонтическая поэзия, энкомии, богословские трактаты. Мысль прп. Исихия мы
исследуем на базе опубликованных частей «Большого комментария на Псалмы»
(CPG 6554), «Краткого комментария на Псалмы» (CPG 6553, автором которого
многие исследователи считают преподобного), «Схолий к Книге пророка Исаии»
(CPG 6559), «Схолий на Библейские песни» (CPG 6555), «Комментария на Книгу
Иова» (CPG 6551), «Комментария на Книгу Левит» (CPG 6550), «Глав двенадцати
пророков» (CPG 6557), «Схолий к книгам малых пророков» (CPG 6558, исследуется
частично) и восьми праздничных гомилий (CPG 6568, 6569, 6571, 6573–6575, 6577,
6578). Богословская мысль агиографов исследуется на базе «Жития прп. Феодосия
Киновиарха» еп. Феодора Петрского (CPG 7533), серии «Житий» палестинских
подвижников: прпп. Евфимия Великого (CPG 7535), Саввы Освященного
(CPG 7536), Иоанна Молчальника (CPG 7537), Кириака Отшельника (CPG 7538),
Феодосия Великого (CPG 7539), Авраама, еп. Кратейского (CPG 7541), – которые
составил Кирилл Скифопольский, а также сочинения «Луг духовный» блж. Иоанна
Мосха (CPG 7376). Из творений свт. Софрония Иерусалимского рассматриваются
гомилии на Рождество Христово (CPG 7637) и Сретение (CPG 7641), а также
анакреонтические стихотворения 2, 3, 14, 19, 20 (CPG 7650). Богословие прп. Иоанна
Дамаскина исследуется на материале «Точного изложения православной веры»
(CPG 8043), трёх «Защитительных слов против отвергающих святые иконы»
(CPG 8045), трёх «Слов на Успение» (CPG 8061–8063) и «Слова на Обновление
Анастасиса Христа Бога нашего в Иерусалиме и на Воздвижение Честного и
Животворящего Креста» (CPG 8095). В отношении этих памятников в главе 2 нами
рассматриваются вопросы авторства, датировки, жанровой принадлежности,
содержания, стилистических особенностей, богословских и литературных источников.
Жизнеописания данных авторов показывают, что исследовать их тексты
следует с учётом церковно-административной и политической ситуации
в Палестине (включая её завоевания в 614 и 634–640 гг.), в целом в Византийской
империи и с 640 г. в Арабском халифате, а также с учётом многовековой практики
почитания святых мест, особенностей богослужебной жизни Иерусалимской
Церкви,догматическихспоров(отстаиванияправославияпередлицом
монофизитства, оригенизма, моноэнергизма, монофелитства, иконоборчества),
с учётом осмысления положений античной философии, задач катехизации и
пастырского попечения о местных христианах и прибывавших в Палестину
паломниках, становления жанров христианской литературы, личного опыта
богообщения, аскезы и молитвы у святых мест, который стяжали палестинские авторы.
Вглаве3«Богословиесвятыхместгрекоязычныхавторов
иерусалимскойветвипалестинскойтрадициивV–VIIIвв.»нами
реконструируются богословские взгляды на святые места прп. Исихия
Иерусалимского, еп. Феодора Петрского, Кирилла Скифопольского, блж. Иоанна
Мосха, свт. Софрония Иерусалимского и прп. Иоанна Дамаскина как мыслителей,
исчерпывающе выразивших богословие этой ветви в данный период. В параграфах
этой главы выявляются, анализируются и интерпретируются богословские, а также
смежные темы, топосы и термины, в которых выразилась мысль этих авторов
о палестинских святынях. Выявляется сходство, новизна и отличительные
особенности их взглядов на святые места через рассмотрение их сквозь призму
высказываний предшествующих авторов палестинской традиции, а также иных
раннехристианских отцов и мыслителей Церкви.
Параграф 3.1 посвящён Исихию Иерусалимскому. В его пяти подпараграфах
последовательно и подробно рассматриваются: а) перечень святых мест и
релевантная терминология автора; б) библейская экзегеза как одна из основ его
осмысленияпалестинскихсвятынь;в)догматические,г)полемико-
апологетические и д) доксологические темы его богословия святых мест.
В параграфе 3.2 нами совокупно исследуются взгляды трёх агиографов:
Феодора Петрского, Кирилла Скифопольского и Иоанна Мосха в силу
литературной близости и идейной общности их высказываний. В трёх подпараграфах
последовательно рассмотрены: а) перечень святых мест и использованная
агиографами терминология; б) догматические и полемические темы их богословия
палестинских святынь; в) нравственно-аскетические темы и библейская экзегеза.
Параграф 3.3 посвящён богословию Софрония Иерусалимского. Четыре его
подпараграфа последовательно осветили: а) перечень святых мест и релевантную
терминологию святителя; б) апологетические и догматические темы его мысли
о святынях; в) доксологические темы; д) его релевантную библейскую экзегезу.
В параграфе 3.4 исследуется богословие Иоанна Дамаскина. Здесь в трёх
подпараграфах подробно рассмотрены: а) перечень палестинских святынь и
релевантная терминология преподобного; б) догматические темы его богословия
святых мест с элементами библейской экзегезы и нравственно-аскетических тем
его мысли о палестинских святынях; в) доксологические темы.
Ввыводахглавы3взглядышестирассмотренныхавторов
систематизируются и через это определяются основные черты и содержание
иерусалимской ветви палестинской традиции богословия святых мест в V–VIII вв.
Так, наше исследование позволило заключить, что перечень святых мест,
встречающихся в сочинениях основных грекоязычных авторов иерусалимской
ветви палестинской традиции в указанный период, состоит главным образом из
христианских святынь в Иерусалиме и его окрестностях (Вифлеем, река Иордан).
Это объясняется в первую очередь топографическим фактором – принадлежностью
указанных авторов к центральному ареалу палестинской традиции богословия
святых мест, а именно: к Иерусалиму, Вифлеему и Иудейской пустыне.
Даже в период своего максимального становления (V–VIII вв.) богословие
святых мест иерусалимской ветви палестинской традиции не получило
всесторонней разработки и не было сформулировано в целостную систему. Мысль
о святых местах Исихия Иерусалимского, Феодора Петрского, Кирилла
Скифопольского, Иоанна Мосха и Софрония Иерусалимского, равно как и авторов
более раннего периода, носит выраженный фрагментарный характер, представляя
собой разрозненные высказывания. То же, по сути, справедливо и в отношении
Иоанна Дамаскина: несмотря на то, что тема святых мест получила в его творениях
намного более глубокую теоретическую разработку, она значительно уступает по
систематичности освещения его развёрнутому богословию иконы. Что же касается
спектра богословских тем, затрагиваемых названными авторами при осмыслении
святых мест, то это библейская экзегеза, апологетика, догматика, нравственное
богословие, христианская доксология, история Церкви, пастырско-практические
темы и сфера личного благочестия.
Святость этих мест констатируется в трудах всех шести авторов, которые
продолжают в этом палестинскую традицию, засвидетельствованную ещё
у Евсевия Кесарийского. Часть из них просто прибавляет эпитет «святой»
к палестинским топонимам, образуя тем самым устойчивые формулы и
поэтические обороты (агиографы, Софроний), другие эксплицитно связывают эту
святость с пребыванием в этих местах Бога Слова (Исихий Иерусалимский63, Иоанн
Дамаскин64). Чаще всего термин «святые места» используется непосредственно как
имя собственное, не требующее добавочной конкретизации.
Ключевое место в богословии изученных нами авторов занимает корпус тем,
касающихся христологии и учения о Боговоплощении. Исихий рассматривает
святые места как средства познания тайны Боговоплощения65 и как свидетелей
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius magnus 98, 9 // PG. 55. Col. 711–784 (текст «Большого комментария»
ниже цит. по этому изданию за исключением толкования на Пс. 42, 3).
Joannes Damascenus. Expositio fidei 84: 49–54 // Die Schriften des Johannes von Damaskos / hrsg. von P. B. Kotter.
Bd. 2. Berlin; New York, 1973. S. 3–239.
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius magnus 86, 5.
евангельских событий, выполняющих апологетическую роль66. Для Кирилла
Скифопольского святые места – это средства, через которые можно осязать истины
Божественного Откровения, а также христологический аргумент в подтверждение
реальности вочеловечения Бога, что важно для его полемики с монофизитством67.
В качестве такого же аргумента, но уже в рамках полемики с моноэнергизмом,
святые места выступают и для Софрония Иерусалимского: он ссылается на их
свидетельство в рамках вопроса о перемещении вочеловечившегося Бога в
физическом пространстве68. Эту тему продолжает и Иоанн Дамаскин: он
подчёркивает, что события, чудеса и символы «Его Божественной природы»,
совершаемые «через действие плоти», привязаны к палестинской топографии, что
делает святые места пространственным доказательством того, что Сын Божий
воспринял человеческое естество69. Присутствие темы святых мест как
христологического доказательства у этих авторов объясняется их сознательным
следованием святоотеческой традиции, которая усматривается начиная с IV в.
у свтт. Кирилла Иерусалимского, Епифания Кипрского, Льва Великого, папы Римского,
а затем, в VII в., оставила след у прп. Максима Исповедника. Частотность этой темы
позволяет говорить о ней как об одном из ключевых топосов палестинской
традиции. Среди смежных тем иерусалимской ветви палестинской традиции в V–
VIII вв. нужно выделить то, что почитание палестинских святынь основывается на
самом факте Боговоплощения. Помимо этого, Исихий отмечает, что святые места
имеют непосредственное отношение к совершившимся там новозаветным тайнам
и таинствам70. В свою очередь, Софроний Иерусалимский71 и Иоанн Дамаскин72
говорят о том, что пребывание у святых мест по сей день позволяет христианам
мистически созерцать там некогда совершившиеся события Священной истории.
Idem. In sanctum Andream 5 // Les homélies festales d’Hésychius de Jérusalem: Les homélies I–XXI / publiées
par M. Aubineau (все праздничные гомилии ниже цит. по этому изданию).
Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 57 // Kyrillos von Skythopolis / hrsg. von E. Schwartz. Leipzig, 1939 (все «Жития»
Кирилла Скифопольского цит. по этому изданию).
Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Hypapanten // Sophronii De praesentatione Domini sermo / ab H. Usenero editus
// Bonner Universitätsprogramm zum 3. August 1889. Bonnae, 1889. S. 8–18 (в частности, S. 10).
Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus III 8: 59–75; ср.: I 8: 59–75 // Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 3.
Berlin; New York, 1975. S. 65–200 (три «Защитительных слова против порицающих святые иконы» цит. по этому изданию).
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius brevis 64, 7 // Jagič V. Supplementum Psalterii Bononiensis. Incerti auctoris
explanatio Graeca. Vindobonae, 1917. P. 1–301.
Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Nativitatem // Usener H. Weihnachtspredigt des Sophronios // Rheinisches
Museum für Philologie. Neue Folge. 1886. Bd. 41. S. 501–516 (в частности, S. 508–509, 514).
Joannes Damascenus. Oratio in dormitionem sanctae Dei genitricis Mariae III 5: 15–20 // Die Schriften des Johannes
von Damaskos. Bd. 5. Berlin; New York, 1988. S. 483–500, 516–540, 548–555 (три гомилии на Успение).
С позиций критической методологии палестинские святыни предстают как
средства обличения иудейских – так у Исихия73 – и христианских еретических
заблуждений – так у Кирилла Скифопольского74 и Иоанна Мосха75. Cвт. Софроний,
выступая также с позиций критической и вероучительно-педагогической
апологетики, указывает на них как на действенные средства богопознания,
пришедшие на смену дохристианским философским центрам античного мира76.
Важный топос иерусалимской ветви палестинской традиции богословия
святых мест в V–VIII вв. – тема поклонения этим святыням. Все шесть изученных
нами авторов, продолжая традицию, начало которой усматривается ещё у Оригена,
говорят о том, что святым местам воздаётся почитание, и следуя традиции,
зафиксированнойещёуЕвсевияКесарийского,говорятопоклонении
палестинским святыням. Если прп. Исихий просто упоминает о том, что в этом
поклонении и почитании проявляется поклонение Богу, то у прп. Иоанна
концепции «поклонения» и «почитания» получают глубокую богословскую
разработку77. Начиная с VI в. в палестинских патристических сочинениях
фиксируется мысль о том, что поклонение святым местам сродни поклонению
Древу Крестному, на что указывают палестинские агиографы78 и Иоанн
Дамаскин79, а также почитанию иконописного изображения Христа, на что
указывает Софроний80. Однако только Иоанн Дамаскин – вслед за Леонтием
Неаполитанским – твёрдо укореняет богословское осмысление святых мест
в изложенной им теории образа. Позволяя отнести палестинские святыни
к категории материальных, неединосущных образов Бога81 и используя святые
места как основу для рассуждений об иконе, он тем самым указывает на
родственность богословия святых мест богословию иконы. Защищая практику
почитания этих мест, Иоанн Дамаскин апеллирует к устному Преданию Церкви и
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius magnus 83, 11.
Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 38.
Joannes Moschus. Pratum spirituale 48 // PG. 87.3. 2852–3112.
Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Hypapanten. S. 9.
Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus II 14: 1–2. 12–20; III 34: 1–15; Expositio fidei 84: 72–73.
Cyrillus Scythopolitanus. Vita Euthymii 6; 49; Vita Joannis Hesychastae 15; Joannes Moschus. Pratum spirituale 105.
Joannes Damascenus. Expositio fidei 84: 49–54; Oratio de imaginibus III 34: 1–13.
Sophronius Hierosolymitanus. Anacreontica 20: 29–32 // Sophronii Anacreontica / ed., italice reddidit M. Gigante. Roma,
1957. P. 25–144.
Определение образа: Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus III 16: 2–5; о шести типах образов как путях откровения
и явления духовного в материальном: Oratio de imaginibus III 18–22; I 9–12; см. также: III 23; I 13; I 16: 18–21; II 14: 22–25.
Священному Писанию (в частности, стиху Пс. 131, 7: Войдём в обиталища Его,
поклонимся на месте, где стояли ноги Его)82. По мысли Феодора Петрского и опять
же Иоанна Дамаскина, определение местоположения этих святынь тоже зиждется
на Предании. По мнению петрского епископа, Предание подтверждается и
рациональными доводами, основанными на знании палестинских реалий83.
Ещё один топос иерусалимской ветви палестинской традиции богословия
святых мест в V–VIII вв. – это их благодатность. Исихий неоднократно упоминает
о благодати святых мест84, Софроний указывает на возможность почерпнуть там
благодать85, а у Иоанна Дамаскина эта тема получает подробное выражение в мысли
о святых местах как вместилищах Божественной благодати и Божественного
действия, энергий86. При этом Иоанн Дамаскин подчёркивает, что, с догматической
точки зрения, особый характер святых мест не противоречит учению о вездесущии
Бога87 – тема, которую ранее акцентировали Григорий Нисский, Иероним и
Феодорит Кирский в контексте обсуждения палестинских святынь.
При осмыслении святых мест авторы иерусалимской ветви палестинской
традиции постепенно всё более активно используют специальную богословскую
терминологию. Однако перечень этих терминов не так богат. Наряду с повсеместно
встречающимся самим богословским термином «святые места» (οἱ ἅγιοι τόποι),
к наиболее частотным относятся термины, связанные с поклонением: это само
существительное «поклонение» (ἡ προσκύνησις88), а также «поклоняться»
(προσκυνέω89),«поклоняемыеместа»(οἱπροσκυνούμενοιτόποι90),
«достопоклоняемые» (προσκυνητοί91) места, т. е. «те, которым воздаётся или может
воздаваться поклонение». Также часто встречаются термины, связанные
с различными формами почитания святых мест: само существительное
Idem. Oratio de imaginibus I 26: 1–2; I 23: 1–6. 32–45; I 14: 1–9; Expositio fidei 84: 49–56.
Theodorus Petraeus. Vita Theodosii // Der heilige Theodosios. Schriften des Theodoros und Kyrillos / hrsg. von H. Usener.
Leipzig, 1890. S. 3–313.
Hesychius Hierosolymitanus. Interpretatio Isaiae 33, 16 // Hesychii Hierosolymitani Interpretatio Isaiae prophetae. Friburgi
Brisgoviae, 1900. P. 1–209.
Sophronius Hierosolymitanus. Anacreontica 19: 45–48.
Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus II 14: 20.
Idem. Expositio fidei 13: 9–13; Oratio in dormitionem… II 19: 1–5.
Idem. Oratio de imaginibus II 14: 31–32; III 33: 2–3.
Sophronius Hierosolymitanus. Anacreontica 20: 16–18; Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus II 14: 1–2. 12–20.
Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 57.
Ср.: Ibid.; Joannes Damascenus. Oratio in dormitionem… I 13: 7–8.
«почитание» (τὸ σέβας92), а также «почитать» (σέβω), «благоговеть» (δι’ αἰδοῦς
ἄγω93), «почитаемые места» или «священные места» (οἱ σεβάσμιοι τόποι94).
Примечательно определение святых мест как «мест Богоявления» (τῆς θεοφανείας
χῶροι95), «богоприимных мест» (οἱ θεοδόχοι τόποι96), «жилищ» (τὰ σκηνώματα97)
Божиих, «мест Божиих» (οἱ θεοῦ τόποι98), «в которых обнаружилось для нас Его
действие (ἡ ἐνέργεια) или во плоти, или вне тела»99, как вещественных реалий
(«вещества» – ἡ ὕλη100) и «творений» (τὰ κτίσματα101), «посредством которых и
в которых» (δι’ ὧν καὶ ἐν οἷς102) совершилось спасение людей. Показательно
восприятие палестинских святынь в контексте понятия «образа» (ἡ εἰκών103),
определение их как «вместилищ Божественного действия» (θείας ἐνεργείας
δοχεῖα104) и как мест Божиих, каждое из которых «больше причастно Его действию
и благодати» (ὁ πλέον μετέχων τῆς ἐνεργείας καὶ τῆς χάριτος αὐτοῦ105), чем обычные
места. Кроме того, нужно отметить понятие «освящения» (ὁ ἁγιασμός106), которое
эти места получили через соприкосновение с телом и кровью воплотившегося Сына
Божия и с телом Его Пречистой Матери, а также ссылку на «устное Предание»
(ἡ ἄγραφος παράδοσις107) в вопросе идентификации святых мест и догматического
обоснования самой церковной практики их почитания. Предметная область
богословия святых мест тесно связана с терминами «Боговоплощения»,
«вочеловечения», «пришествия» Божия, а также с терминами «перехода»
(ἡ μετάβασις), «перемещения Бога из одного места в другое» (θεοῦ τοπικὴ
μεταχώρησις) и Его «выступления» или «исхождения» (ἡ πρόοδος/προέλευσις)108
в силу общения природ во Христе. Когда же указанные авторы, осмысляя святые
Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus II 14: 31.
Idem. Oratio de imaginibus II 14: 17–25.
Cyrillus Scythopolitanus. Vita Euthymii 6; ср.: Vita Sabae 24; 52; 54; Joannes Moschus. Pratum spirituale 91.
Hesychius Hierosolymitanus. Interpretatio Isaiae 31, 4.
Ср.: Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 52.
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius magnus 42, 3 // Devreesse R. La Chaîne… P. 508; Commentarius brevis
131, 7; Joannes Damascenus. Expositio fidei 84: 52–54.
Ср.: Idem. Oratio de imaginibus I 14: 7–8.
Idem. Expositio fidei 13: 24–26.
Idem. Oratio de imaginibus I 16: 14–21; II 14: 17–20.
Idem. Oratio de imaginibus III 34: 1–15.
Idem. Expositio fidei 84: 59–60.
Ср.: Idem. Oratio de imaginibus III 23; ср.: I 13.
Idem. Oratio de imaginibus III 34: 16.
Ср.: Idem. Expositio fidei 13: 17–18.
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius magnus 86, 1; Joannes Damascenus. Oratio in dormitionem… II 5: 3–6.
Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus I 23: 37–44; см.: Theodorus Petraeus. Vita Theodosii. S. 15.
Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Hypapanten. S. 10.
места, касаются иных тем, их богословский язык становится менее специальным,
диверсифицируется, нередко использует поэтические средства.
Как пример преемственности и эволюции тем в сочинениях богословов и
агиографов иерусалимской ветви палестинской традиции осмысления святых мест
и одновременно как пример их связи с богослужебной традицией, в частности с
иерусалимской Литургией апостола Иакова, нужно отметить экклезиологический
топос Сиона как Матери Церквей, который встречается у Исихия Иерусалимского,
Феодора Петрского, Кирилла Скифопольского и Иоанна Дамаскина109.
Отталкиваясь от вопроса о «пользе» Сиона, который фиксируется у Кирилла
Скифопольского110, можно поставить вопрос о функциях палестинских святых мест
в целом, которым отчасти резюмируется сказанное выше. Сочинения авторов V–
VIII вв. свидетельствуют о том, что в иерусалимской ветви палестинской традиции
святые места наделяются сакральной и прагматической ролью; в свою очередь, эти
две категории подразделяются на несколько функций111. Так, через святые места
в человеческой истории проявлялось Божественное действие, тем самым усваивая
этимместампосредническо-сотериологическуюфункцию.Какосязаемая
пространственная составляющая тех событий, которые приоткрывают реальность
богочеловечества Христа, святые места осуществляют учительную функцию и
функцию откровения. По аналогии с иконами, по-видимому, следует полагать, что
святые места выполняют коммеморативную роль, напоминая о происходивших там
некогда событиях Священной истории112. Будучи объектом мира физического,
святые места задействуют способность человека видеть телесными очами и через
это возводят его ум к созерцанию мира духовного, осуществляя тем самым
анагогическую функцию113. Как свидетели библейских событий и обличители
заблуждений в вероучении они выполняют полемико-апологетическую и
назидательную роль. Через святые места верующие становятся причастниками
Божественной благодати и соединяются с Богом, что позволяет говорить
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius brevis 47, 12; Theodorus Petraeus. Vita Theodosii. S. 57; Cyrillus
Scythopolitanus. Vita Sabae 57; Joannes Damascenus. Oratio in dormitionem… II 4: 19–20. 23–24.
Ср.: Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 57.
Говорить о функциях святых мест меня побудила работа: Бычков В. В. Феномен иконы. С. 70–71; ряд терминов
для их обозначения заимствован мною там же.
Joannes Damascenus. Oratio de imaginibus I 17: 23; см.: I 18: 1–14.
Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Nativitatem. S. 506, 508–509, 514.
о харисматической функции этих святынь. Соприсутствующая им благодать
отгоняет демонов, что свидетельствует об апотропеической функции этих мест.
Через почитание и поклонение, воздаваемое христианами палестинским святыням,
осуществляется их посредническая функция в том смысле, что через них воздаётся
поклонение Богу. Как местность, откуда по всему миру распространилось
христианское благовестие и как Матерь Церквей, Иерусалим и его святые места
несут экклезиологическо-миссионерскую функцию. Кроме того, святые места
выступают в роли духовного пристанища христиан и церковно-политического
оплота христианской империи114.
Ряд значимых тем для иерусалимской ветви палестинской традиции
богословия святых мест в V–VIII вв. связан с экзегезой Ветхого и Нового Завета.
Что касается методологии, Исихий Иерусалимский сочетает аллегорический,
буквальный, а также типологический (или умеренно-аллегорический)115 метод
интерпретациисоответствующихтекстов.Всвоюочередь,уКирилла
Скифопольского, Софрония Иерусалимского и Иоанна Дамаскина их восприятие в
свете типологии становится ключевым. К наиболее частотным экзегетическим
темам, зачастую – устойчивым топосам, иерусалимской ветви палестинской
традиции следует отнести толкование стихов Пс. 86, 5; 98, 5; 98, 9; 131, 6; 131, 7;
Ис. 2, 2–3; 25, 6; 33, 16; 51, 1–3 как пророчеств о евангельских местах Палестины и
предуказаний на ряд аспектов, с ними связанных. Эти темы существенно
дополняются мыслью прп. Исихия, для которого характерны множественные
обращения в аналогичном ключе к Книгам псалмов, Исаии, малых пророков:
например, святые места – это и дворы Божии (см. Пс. 83, 11), и горы святые
(см. Пс. 86, 1 / рус. 86, 2), и лучшие долины (Ис. 22, 7), и жилища Божии (Пс. 42, 3)116.
Естественным фоном, сформировавшим взгляд на святые места как на реализацию
ветхозаветныхпророчеств,представляетсянампатристическаятрадиция
экзегетического созерцания, которое охватывает не только пространство Нового и
Ветхого Завета, но и церковной реальности V–VIII вв. Палестинские святыни
Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae 57.
Ср.: Дунаев А. Г. О границах поэтической аллегории при толковании Священного Писания (на примере образа
горы у Оригена и в святоотеческой экзегезе) // Христианский Восток. Новая серия. Т. 4 (X). СПб., 2002 [2006]. С. 116.
Hesychius Hierosolymitanus. Commentarius magnus 83, 11; 86, 1; Commentarius magnus 42, 3 // Devreesse R.
La Chaîne… P. 508; Commentarius brevis 86, 1; Interpretatio Isaiae 22, 7.
глубоко включены в тот образ, которым, согласно отцам, может быть описано
Боговоплощение и Божественное Домостроительство.
Ещё одна характерная черта иерусалимской ветви связана с темой похвалы и
любви к святыням, которая выразилась в изысканно-поэтичных литературных стилях
Исихия117, Софрония Иерусалимского118 и Иоанна Дамаскина119. В таких отрывках
прослеживается влияние патристической традиции славословного созерцания, чем
объясняется, в частности, тот факт, что в осмыслении палестинских святынь
хвалебное славословие тесно переплетается с догматикой. Эта похвала являет
собой ключевую богословскую мысль: доксология и любовь к палестинским
святыням есть славословие, возносимое Создателю, и выражение любви к Ему, что,
в свою очередь, представляет собой отдельные виды богопочитания, сопоставимые
со служением Богу, выражением восхищения пред Ним по причине Его славы и
благости, благодарением, просительной молитвой к Нему о даровании благодеяний,
а также покаянием в грехах, как это сформулировал Иоанн Дамаскин120.
А потому у Исихия Иерусалимского и в библейской экзегезе, и в похвале
святым местам основной акцент всё же не на самих святынях – акцент на величии
радостной тайны Боговоплощения, на всей совокупности евангельских тайн,
а риторически изысканная доксология святыням представляется выражением
ликующей похвалы чуду снисхождения Божия. Аналогичная картина, дополненная
эксплицитной богословской апологией, наблюдается и у Иоанна Дамаскина:
он заимствует у Леонтия Неаполитанского (а также, вероятно, у Феодорита
Кирского) исключительные по своей трогательности и глубине слова о любви
к Богу и ко всему, что связано с Ним, с Его земной жизнью и именем121. Святые
места для него – это дорогие любящему сердцу, осязаемые следы местопребывания
Божия в мире и память о Его великих и чудных делах. И опять – основной акцент
всё же не на них, а на Самом Спасителе, благоговейную память о Котором хранят
эти места, пока Он до времени скрылся от человеческих глаз. Таково отношение и
См.: Idem. Homilia ii in sanctum Pascha 2; In sanctos Jacobum et David 1; Homiliae in Iob V, prologus // Hésychius
de Jérusalem. Homélies sur Job: version arménienne / éd., introd. et notes par Ch. Renoux.
См.: Sophronius Hierosolymitanus. Anacreontica 19: 31–32; 20: 1–6; 20: 95–98; Homilia in Nativitatem. S. 505.
См.: Joannes Damascenus. Oratio in dormitionem… III 2: 27. 32–45; II 5: 1–10.
Idem. Oratio de imaginibus III 28–32.
Leontius Cyprius. Fragmenta apologiae contra Judaeos 3: 26–39 // Travaux et mémoires. 1994. Vol. 12. P. 61–63, 65–71,
79–84; Joannes Damascenus. Expositio fidei 84: 58–60.
к Матери Христа – именно к Ней возводит человеческую мысль от Её гроба память
христианского сердца. В силу этого святые места – лишь один из примеров в том
обширном ряду образов (в терминологии Иоанна Дамаскина), почитая которые,
человек почитает и благодарно славословит Бога и Его неизреченную милость, –
образов, которые получают своё значение именно в свете поклонения,
приносимого человеком Создателю, и, наконец, образов, посредством которых он
через смиренное благоговение приобщается благодатных даров Божиих.
Наконец, в агиографических сочинениях Феодора Петрского, Кирилла
Скифопольского и Иоанна Мосха прослеживается ещё один аспект – взгляд на
палестинские святыни с позиций аскезы и нравственности. Святые места
выступают как духовная ось и жизненная реальность подвижников Палестины,
которых влекла туда возможность поклониться святыням, убежать от мира и достичь
монашеского безмолвия. Удаление подвижников в Палестину прообразовалось
праотцем Авраамом (Быт. 12, 1)122. К жительству вблизи Святого Града их
побуждала любовь Божия. Агиографы отмечают практику молитвы, таинств и
обрядов у палестинских святынь, а также предварительного поста. В то же время в
агиографическом корпусе указан один аспект, препятствующий жизни у святых мест:
это угроза нравственного падения – в случае такой опасности правильным будет
покинуть святое место123. Пребывание у святых мест расценивается как
свидетельство благости Божией – тема, которая наиболее полное выражение позднее
получает у Софрония Иерусалимского124. В свою очередь, у Иоанна Дамаскина
отмечается мотив интериоризации опыта встречи с палестинскими святынями125.
К источникам богословской мысли о святых местах иерусалимской ветви
палестинской традиции в V–VIII вв. следует отнести рецепцию Священного
Писания, палестинскую практику почитания святых мест, предшествовавшую её
теоретическому освоению, литургическое предание и нравственно-аскетическую
практику Иерусалимской Церкви, мысль предшествующих авторов палестинской
традиции начиная со II в., а также классиков патристической мысли из других
Theodorus Petraeus. Vita Theodosii. S. 7–8.
Cyrillus Scythopolitanus. Vita Cyriaci 18–19.
Joannes Moschus. Fragmenta e Prato Spirituale (e codice Marcian. gr. II, 21) 7 // Orientalia christiana periodica. 1951.
Vol. 17. P. 89; Sophronius Hierosolymitanus. Homilia in Nativitatem. S. 505–506, 508–509.
Joannes Damascenus. Oratio in dormitionem… II 19: 6–9. 25–30.
частей христианской ойкумены. В рамках палестинской традиции у изученных
нами авторов установлена тематическая близость и параллели с мч. Иустином,
Оригеном, Евсевием Кесарийским, свтт. Кириллом и Иоанном II Иерусалимскими,
ЕпифаниемКипрским,блж.Иеронимом,свт.ЗахариейИерусалимским,
Стратигием, прп. Космой Маюмским; за пределами Палестины – со свтт. Афанасием
Александрийским, Григорием Нисским, Григорием Богословом, епп. Палладием
Еленопольским и Немезием Эмесским, блж. Феодоритом Кирским, свт. Львом
Великим,еп.ЛеонтиемНеаполитанским,авторами,традиционно
отождествляемыми со свт. Василием Великим и прп. Ефремом Сириным.
Анализ высказываний изученных нами отцов и мыслителей V–VIII вв.
позволил увидеть, что многовековое и непрерывное существование иерусалимской
ветвипалестинскойтрадициибогословиясвятыхместподтверждается
использованием её авторами специальной терминологии, наличием устойчивого
набора богословских тем и топосов, к которым они обращаются при осмыслении
палестинских святынь, использованием прямых и косвенных заимствований.
Выявленная терминология, тематика и топика в ряде случаев является общей для всей
палестинской традиции. Этот факт позволяет говорить о их сочинениях как о проявлениях
живой и целостной палестинской традиции богословия святых мест во II–VIII вв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование показало, что в сочинениях авторов иерусалимской ветви
палестинской традиции в V–VIII вв. частью наметились, частью – отчётливо
проявились такие определяющие черты осмысления святых мест, как 1) видение
в них одной из форм Священного Предания; 2) христоцентричность их восприятия,
которая основана на новозаветном Откровении; 3) богоцентричность практики
поклонения святым местам как одного из сложившихся видов богопочитания;
4) литургический характер почитания святых мест, который проявляется в том, что они
зачастую вписаны в пространство храма, их почитание нередко совершается в
контексте общественных богослужений и отражается в гомилетической практике.
Исследование выявило, что иерусалимская ветвь палестинской традиции
осмысляет святые места не только как одну из разновидностей священного,
обладающую определённым набором характеристик, но и как одну из
невербальных форм выражения православной веры. А потому, развивая мысль
Ж.-К. Ларше, в почитании и богословии святых мест следует видеть не более, но
при этом и не менее чем выражение всё той же неизменной веры Церкви, которую
богословский текст выражает в словах, икона – в красках, Божественная литургия
– в священнодействиях. В патристическом богословии святых мест всё та же
православная вера выразилась в новых терминах, понятиях, образах, взращенных
христианской практикой почитания этих святынь и отвечавших верующему
византийскому сознанию того времени. Их задачей было выразить и объяснить
веру Церкви – прежде всего в истинность, реализм Боговоплощения, который со
всей определённостью подчёркивала и сама практика почитания палестинских
святынь, предшествовавшая их теоретическому осмыслению. Это тождество веры,
с одной стороны, обеспечивает само существование палестинской традиции
богословия святых мест, а с другой, – делает её неотъемлемой и гармоничной
частью церковного Предания во всей его целостности126.
Биографии и творения изученных нами авторов подтвердили, что в V–VIII вв.
в процесс активного, позитивного, многогранного богословского осмысления
святых мест была вовлечена палестинская иерархия на патриаршем, епископском,
пресвитерском уровне. Её вклад был определяющим и в формировании
общецерковного отношения к святыням. А потому нужно констатировать, что
высказывавшееся ранее мнение о том, что почитание святых мест было выражением
«низовой» христианской культуры и «народного благочестия» в противовес взглядам
учёной церковной иерархии, «официальному толкованию учёной Церкви» и даже
«точке зрения православного христианства»127, – не имеет под собой оснований.
В свете этого приобретает интерес перспектива расширить материал для
работы по палестинской традиции богословия святых мест за счёт неизданных
трудовИсихияИерусалимского,сочиненийегоиИоаннаДамаскина,
сохранившихся в древнерусских и восточно-христианских переводах, а также
трудов иных авторов трёх ветвей традиции. Представляется значимым изучение
Ср.: Ларше Ж.-К. Указ. соч. С. 141–142.
Prawer J. Christian Attitudes towards Jerusalem in the Early Middle Ages // The History of Jerusalem: The Early Muslim
Period, 638–1099 / ed. by J. Prawer and H. Ben-Shammai. Jerusalem, 1996. P. 320, 323.
вопроса об источниках этой традиции, о её взаимодействии с направлениями
богословской мысли о палестинских святынях, представленными в Александрии,
Константинополе, Каппадокии, Сирии, Италии и на Кипре, вопроса о природе и
истоках выявленной интертекстуальности и о возможном влиянии блж. Иеронима
на грекоязычных авторов палестинской традиции. Кроме того, рекомендуется
исследовать богословие святых мест в византийской гимнографии.

Введение в проблематику и актуальность темы исследования
В фокусе настоящего диссертационного исследования – святые места
Палестины, значимый феномен христианской религиозной жизни практически от
её истоков. Областью исследования является богословие святых мест – особый
раздел христианской теологии, предмет которого можно определить как практику
усвоения и изложения опыта Церкви в отношении святых мест, конкретнее – как
опыт их теоретического осмысления в качестве одной из составляющих Предания
и в качестве формы выражения христианской веры. Основным предметом
исследования является осмысление палестинских святынь, представленное в V–
VIII вв. в иерусалимской ветви палестинской традиции богословия святых мест,
а именно в сочинениях шести грекоязычных авторов: прп. Исихия Иерусалимского,
еп. Феодора Петрского, Кирилла Скифопольского, блж. Иоанна Мосха,
свт. Софрония Иерусалимского и прп. Иоанна Дамаскина.
Термин «святые места» (греч. οἱ ἅγιοι τόποι, лат. loca sancta) прочно вошёл
в христианскую среду в IV в. Он указывал в первую очередь на места, в которых
некогда разворачивались события Нового и Ветхого Завета и следы которых
сохранялись спустя столетия. Кроме того, он мог указывать на места, связанные
с памятью христианских мучеников и, как правило, украшенные воздвигнутыми
в их честь храмами. Наконец, святыми почитались места, в которых совершали
свой жизненный подвиг преподобные отцы и пустынники, а после их кончины
святыми местами называли и их гробницы1. Данное исследование ограничено
рассмотрением темы святых мест в их первом значении, где это выражение
является, в сущности, именем собственным, обозначая определённые места
библейской Палестины.
Maraval P. Lieux saints et pèlerinages d’Orient: Histoire et géographie des origines à la conquête arabe. Paris: Les éditions
du Cerf, 1985. P. 28 et note 28.
Исследователи христианства неоднократно подчёркивали, что в нём
«особым образом акцентируется проблема» чувственно воспринимаемого,
«телесного, оптически выраженного; христианское решение этой проблемы ведёт
к тому, что можно назвать одухотворением материального, освящением»
чувственно воспринимаемого, ведёт «к религиозному оправданию видимого. Ввиду
такого положения дел визуальное оказывается включённым в сферу интереса
теологического познания и тем самым определяет само это познание в его
дисциплинарной специфике»2. Богатая христианская традиция богословского
осмысления иконы и храмовой архитектуры подтверждает тот факт, что
визуальное выражение богооткровенных истин и веры Церкви требует глубокого
анализа, а это в свою очередь побуждает распространить богословскую рефлексию
и на святые места Палестины. Актуальность данного направления исследований
подтверждается тем, что в христианской традиции святые места воспринимаются
«в рамках богословских категорий»3 непрерывно со II в.
Попытки определить это специфическое поле исследований и дать ему
название предпринимались неоднократно. Светские гуманитарные науки
предпочитают пользоваться понятиями «сакральной географии», «сакральной
топографии», «иконографии архитектуры» и «иеротопии»4 и, как правило, не
делают акцента на собственно богословском пласте смыслов. В церковной среде,
напротив, подчёркивается важность именно богословского осмысления
палестинских реалий5, поэтому в духовно-академической науке и для описания
конкретно этого пласта предлагаются такие термины, как «богословие святых
мест», «наука о святых местах», «богословие святости»6 и «монументальное
Аванесов С. С. О визуальной теологии // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 17.
3
Perrone L. Christian Holy Places and Pilgrimage in an Age of Dogmatic Conflicts: Popular Religion and Confessional Affiliation
in Byzantine Palestine (Fifth to Seventh Centuries) // POC. 1998. Vol. 48. P. 7.
4
Бутова Р. Б. Русский крест над Палестиной. По материалам дневника архимандрита Антонина (Капустина) //
Иерусалимский православный семинар. Сб. докл. 2008–2009. М.: Индрик, 2010. С. 99.
5
См.: «…так как Палестина – это, прежде всего, Святая Земля, смыслообразующим центром церковного
палестиноведения является богословие» (Сухова Н. Ю. Палестиноведение в Казанской духовной академии (1880–
1910-е гг.) // Казанская православная духовная семинария: [сайт]. URL:
https://kazpds.ru/deyatelnost/nauka/palestinovedenie-v-kazanskoy-duhovnoy-akademii-1880-1910-e-gg/; дата обращения:
04.08.2021).
6
Лисовой Н. Н. Вхождение в мир святыни и литургическая реконструкция // Иерусалимский православный семинар.
Сб. докл. 2008–2009. М.: Индрик, 2010. С. 119–126, в особенности С. 120, 125.
богословие»7. Из перечисленных вариантов наибольшее распространение
к настоящему времени получил термин «богословие святых мест», изначально
использованный в западной традиции. По факту он употребляется для обозначения
богословского осмысления святых мест как отдельного самостоятельного раздела
христианского богословия, хотя формально значение этого термина, как правило,
не поясняется.
В теологическом дискурсе концепция богословия святых мест, сам термин и
определённое видение предметной сферы этого направления встречаются,
в частности, в русле патристики8, наряду с богословием паломничества9 и
богословием Святой Земли10. Между тем богословие святых мест как особое
направление нуждается в более чётком формулировании, обосновании и
углублённом изучении.
Как мы постараемся показать далее, под термином «богословие святых мест»
можно понимать те богословские смыслы, которые палестинские святыни
сформировали в христианской традиции, а также те богословские аспекты и
характеристики, при помощи которых святые места могут быть описаны. В этом
Концепцию монументального богословия ввёл в научный оборот немецкий теолог и историк христианского
искусства XIX в. Ф. Пипер (Piper F. Einleitung in die monumentale Theologie. Cotha: Verlag von Rud. Besser, 1867).
В русской богословской среде она получила распространение через работы профессоров Московской духовной
академии, выдающихся литургистов и церковных археологов: Мансветов И. Д. Монументальное богословие
(Введение): соч. Ф. Пипера // Православное обозрение. 1870. Т. 2. №. 9. С. 371–389; Голубцов А. П. Из чтений по
церковной археологии и литургике. [В 2 ч.]. Изд. посмерт. Сергиев Посад: И. А. Голубцов, 1918. Ч. 1: Археология.
С. 33–34. Вместе с тем получил известность и её латинский эквивалент – theologia lapidaris. Термином
«монументальное богословие» обозначалась «совокупность богословских идей и представлений, воплощённых в
камне, в церковном зодчестве, системе храмовых росписей, иконах, церковном убранстве» (Бутова Р. Б. Русский
крест над Палестиной. С. 99; ср.: Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений русской богословской академической
науки в XIX – начале XX столетия // Богословские труды. 2002. № 37. С. 92). В наши дни предлагается использовать
этот термин «для описания феномена духовной выделенности тех или иных частей физического мира», в частности,
святых мест (Бутова Р. Б. Русский крест над Палестиной. С. 99).
8
Термин встречается, к примеру, в работах: Wilken R. L. The Land Called Holy: Palestine in Christian History and Thought.
New Haven; London: Yale University Press, 1992. P. 119; Perrone L. Christian Holy Places and Pilgrimage in an Age of Dogmatic
Conflicts. P. 6; Piccirillo M. La Palestina cristiana I–VIII secolo. Bologna: Edizioni Dehoniane Bologna, 2008. P. 157. Опыт
изложения проблематики и некоторых аспектов предметной сферы богословия святых мест в V–VII вв. см. в статье:
Perrone L. Christian Holy Places and Pilgrimage in an Age of Dogmatic Conflicts.
9
См., к примеру: Bader G. Paula and Jerome: Towards a Theology of Late Antique Pilgrimage // International Journal for
the Study of the Christian Church. 2018. Vol. 18. P. 344–353. Ср. также: Вах К. А. От составителя // Смысл
паломничества / сост. и подг. текста К. А. Ваха. М.: Индрик, 2007. С. 6; Житенёв С. Ю. Религиозное паломничество
в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.:
Индрик, 2012. С. 207, 209.
10
См., в частности: Perrone L. Christian Holy Places and Pilgrimage in an Age of Dogmatic Conflicts. P. 6, 11; Bitton-Ashkelony
B., Kofsky A. Monasticism in the Holy Land // Christians and Christianity in the Holy Land: From the Origins to the Latin
Kingdoms / ed. by O. Limor, G. G. Stroumsa. Turnhout: Brepols, 2006. P. 267.
смысле богословие святых мест следует определить как их богословское
осмысление.
Кроме того, богословие святых мест можно понимать и как самостоятельное
направление невербальной, или визуальной, теологии, которая выражает
богословскую мысль через невербальные, но при этом глубоко содержательные
формы – как в случае с богослужебными действиями, иконой и храмовой
архитектурой11. Представляется уместным рассматривать в подобном ракурсе и
святые места – как сопоставимую с названными выше и в то же время
самостоятельную форму выражения религиозного знания и веры Церкви, как ещё
один способ выражения Божественного Откровения, наряду с богословием
в красках, богословием в священнодействии, богословием в слове. Такой взгляд
оправдывается и самой христианской традицией, поскольку не позднее VIII в.
в патристическом богословии артикулируется мысль о том, что святые места,
наряду с иконописным изображением, представляют собой один из видов
материальных, неединосущных образов Бога. В этом смысле термин «богословие
святых мест» будет означать совокупность тех неизменных истин о Боге, на
которые указывают палестинские святыни и которые также доступны через
Божественное Откровение и Предание Церкви. Таким образом, можно говорить
о том, что в богословии святых мест всё та же православная вера получает
выражение в новых терминах, понятиях, образах, обусловленных практикой
почитания этих святынь, но остаётся неизменной по своей сути12.
Представляется актуальным раскрыть содержание этого раздела богословия,
исследовав его становление в эпоху классиков христианской мысли, в первую
очередь – авторов палестинской традиции патристической мысли о святых местах,
которая во II–VIII вв. являла собой важнейшую составляющую той
общехристианской тенденции осмыслить святые места Палестины, что
фиксируется в Древней Церкви с самого начала их почитания. Палестинская
См.: Аванесов С. С. О визуальной теологии // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 14.
12
См.: Ларше Ж.-К. О принципах правильного использования патристических исследований в православном
богословии / пер. с фр. П. К. Доброцветова // Диакрисис. 2019. № 1 (1). С. 141.
традиция богословия святых мест, как мы постараемся показать в настоящем
исследовании, представляет собой живой, целостный, самобытный, но до
настоящего времени не выявленный и недостаточно изученный феномен
святоотеческого богословия. В V–VIII вв. указанная традиция получила наиболее
полное выражение в сочинениях выдающихся грекоязычных авторов своей
иерусалимской ветви, чей период становления, богословской зрелости или
литературного расцвета прошёл в Иерусалиме и Иудейской пустыне и был, кроме
того, связан с палестинской монашеской традицией. Это прп. Исихий

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Е. В. Копыл (инокиня Екатерина) //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2– № 1 (33). – С. 54
    Богословие святых мест прп. Иоанна Дамаскина: основные темы
    инокиня Екатерина (Копыл Елена Владимировна) //Богословский вестник. – 2– Т. № – С. 146
    Богословие святых мест в сочинениях палестинских агиографов VI–VII веков: темы, истоки, традиция
    инокиняЕкатерина (Копыл). Ч. 1 // Богословский вестник. – 2– № 2 (37). – С. 293–323; Ч. 2 // Богословский вестник. – 2– № 3 (38). – С. 294

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского
    📅 2022год
    🏢 РО-ДОО ВО РПЦ «Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
    Межкультурная коммуникация таджиков Китая (философско-культурологический анализ)
    📅 2021год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана