Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией

Овакимян Карин Бениаминович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. История, объект и цели государственного контроля за
экономической концентрацией ………………………………………………………….. 15
§ 1. Понятие экономической концентрации ………………………………………………………….. 15
§ 2. История правового регулирования государственного контроля за экономической
концентрацией …………………………………………………………………………………………………….. 32
§ 3. Объект и цели государственного контроля за экономической концентрацией …. 51
Глава 2. Сделки, иные действия, подлежащие государственному
контролю …………………………………………………………………………………………….. 71
§ 1. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений
между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с
предварительного согласия антимонопольного органа………………………………………….. 71
§ 2. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в
отношении коммерческих организаций с предварительного согласия
антимонопольного органа ……………………………………………………………………………………. 84
§ 3. Случаи, исключающие предварительный государственный контроль за
экономической концентрацией …………………………………………………………………………… 106
Глава 3. Процедура подачи и рассмотрения ходатайств в рамках
государственного контроля за экономической концентрацией ………. 112
§ 1. Порядок подачи ходатайства об осуществлении сделок, иных действий,
подлежащих государственному контролю ………………………………………………………….. 112
§ 2. Порядок рассмотрения ходатайства об осуществлении сделок, иных действий,
подлежащих государственному контролю ………………………………………………………….. 116
§ 3. Последствия нарушения требований, предъявляемых к экономической
концентрации …………………………………………………………………………………………………….. 144
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 169
Библиографический список ……………………………………………………………… 173

Во введении автором обосновывается актуальность выбранной темы
исследования, рассматривается степень ее научной разработанности, определяются
объект, предмет, цели и задачи исследования, определяется методологическая основа
исследования, обосновывается его научная новизна, формулируются основные
положения, выносимые на защиту, приводится научная и практическая значимость
работы, приводятся сведения об апробации полученных результатов, описывается
структура работы.
Глава 1 «История, объекти цели государственногоконтроля за
экономической концентрацией» состоит из трех параграфов и фокусируется на
анализе общих исторических и теоретических основ правового регулирования
государственного контроля за экономической концентрацией.
В первом параграфе «Понятие экономической концентрации» исследуются
принятые в экономической теории концепции определения концентрации, а также
раскрывается определение экономической концентрации, содержащееся в Законе о
защите конкуренции.
По результатам анализа экономических основ, опираясь на труды ведущих
отечественных и зарубежных экономистов в области экономической конкуренции,
автором было выяснено, что в экономической теории под концентрацией принято
понимать либо показатель, характеризующий структуру рынков, а именно положение
хозяйствующих субъектов на нем и их доли (статистическое состояние), либо
действия, осуществление которых оказывает влияние на данную структуру (динамика
во времени).
Установлено, что данное различие нашло свое отражение и в антимонопольном
законодательстве. Так, концентрация – статистическое состояние в антимонопольном
законодательстве понимается как «концентрация товарного рынка» (п. 7.1 и п. 7.2
приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка
проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»1), а концентрация-
динамика – как «экономическая концентрация» (пункт 21 статьи 4 Закона о защите
конкуренции).
При анализе определения экономической концентрации, которое установлено
Законом о защите конкуренции, автор приходит к выводу о необходимости широкого
толкования данного определения, которое охватывает любые действия, которые
способны оказывать влияние на состояние конкуренции. При этом данное
определение является гораздо более широким и существенно выходит за пределы
сделок и иных действий, которые являются объектом государственного контроля за
экономической концентрацией.
Проанализировав существующие в юридической и экономической теории
определения конкуренции и ее «состояния», а также опираясь на положения
действующего законодательства, автор приходит к выводу, что под состоянием
конкуренции можно понимать совокупность сложившихся на товарном рынке и
существующихвтечениедлительногопериодавремениобстоятельств,
характеризующих возможности одного или нескольких хозяйствующих субъектов в
одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товаров на
рынке или отсутствие таких возможностей.
Суммируя вышеизложенное автор приводит собственное толкование определения
«экономической концентрации» в Законе о защите конкуренции, которое следует
раскрывать, как сделки, решения собраний, а также иные действия физических и
юридических лиц, государственных и муниципальных органов, осуществление
которых влечет перераспределение, как правило, имущественных прав таким
образом, что возможности одного или нескольких хозяйствующих субъектов в
одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товаров на
рынке увеличиваются или уменьшаются.
Во втором параграфе «История правового регулирования государственного
контроля за экономической концентрацией» автором исследуется история
Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2010 г. № 18026.
контроля экономической концентрации в России, а также в США (в связи с тем, что
именно в данной стране впервые зародился исследуемый институт) и в Европейском
союзе (далее – «ЕС») (как в одной из наиболее прогрессивных с теоретической или
практической точки зрения юрисдикций).
АнализисториирегулированиявРоссиипозволяетсделатьвывод
о существенном прогрессе института правового регулирования государственного
контроля за экономической концентрацией в период с 1991 г. (принятие Закона
РСФСР от 22 марта 1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках») по настоящее время.
Установлено, что текущее регулирование в исторической перспективе зачастую
вынуждено реагировать на изменения экономических отношений. Так, изначально
положениявышеупомянутогоЗаконаРСФСРфокусировалисьназащите
конкуренции в рамках приватизации имущества и компаний, находящихся
в государственной собственности и часто занимающих монопольное положение
на рынках. Далее автором подробно описываются дальнейшие изменения вектора
правового регулирования в исследуемой сфере одновременно с изменениями
характера экономических отношений.
Однако появление стабильных экономических отношений в Российской
Федерации диктует необходимость комплексного научного осмысления данного
института с целью выработки универсальных научных основ дальнейшего
стабильного развития правового регулирования в исследуемой сфере.
Аналогичным образом, исследование истории государственного контроля
экономической концентрации в США и в ЕС позволяет сделать вывод о том, что
правовоерегулированиегосударственногоконтролязаэкономической
концентрацией является достаточно динамичным инструментом. Так, регулирование
может меняться в зависимости от состояния экономики страны, уровня концентрации
рынков, антиконкурентных практик хозяйствующих субъектов или развития науки
конкурентного права и экономической теории.
Дополнительно,анализзарубежнойисторииправовогорегулирования
в исследуемой сфере также позволил в рамках работы эффективнее применять
исторический и сравнительно-правовой методы, что неоднократно использовалось
автором в иных параграфах и главах диссертации.
В третьем параграфе «Объект и цели государственного контроля за
экономической концентрацией» исследуются общие характеристики сделок и иных
действий,подпадающихподгосударственныйконтрользаэкономической
концентрацией, а также цели осуществления такого контроля.
Автором приводятсявозможныеклассификацииобъектаэкономической
концентрации. Так, установлено, что в зависимости от момента контроля (до или
послеосуществлениядействия)выделяютсядействия,подлежащие
предварительномуконтролю,идействия,подлежащиепоследующему
(уведомительному) контролю. Анализируется также и разделение действий,
подлежащих государственному контролю, на горизонтальную, вертикальную и
конгломератную концентрацию.
Автором также устанавливается, что объект государственного контроля за
экономической концентрацией определен уже, чем «экономическая концентрация»,
чтообусловленоневозможностьюинецелесообразностьюпроведения
антимонопольным органом контроля всего спектра сделок, иных действий,
оказывающих влияние на состояние конкуренции.
Однаковтеоретическомплане,могутбытьвозможныерасхождения
законодательного перечня подлежащих контролю сделок и иных действий и сделок,
иных действий, которые на самом деле оказывают влияние на состояние конкуренции
(с точки зрения экономической действительности).
Анализируя возможные причины таких расхождений и способы минимизации их
негативного влияния на процесс достижения целей государственного контроля, автор
приходит к выводу, что объект государственного контроля за экономической
концентрациейсформированзаконодателемнаоснованиинеопровержимой
презумпции влияния таких сделок, иных действий на состояние конкуренции, так как
законодательство не предоставляет участникам данных сделок, иных действий права
самостоятельно опровергнуть такое влияние.
В целях обеспечения соответствия презумпции реальным общественным
отношениям автор предлагает либо формулировать объект государственного
контроля за экономической концентрацией достаточно гибко, либо динамично его
изменять (при помощи законодательных поправок). Например, данная цель может
достигаться путем периодического пересмотра пороговых значений по стоимости
активов и выручки, в случае превышения которых сделка, иное действие требуют
согласования, в зависимости от изменения валового национального или валового
внутреннего продукта.
На основании анализа теоретических работ в области правового регулирования
государственного контроля, автор анализирует цели такого контроля и на их основе
формулирует цели государственного контроля за экономической концентрацией. По
результатам такого анализа с учетом специфики отношений в исследуемой сфере
автор приходит к выводу, что целью государственного контроля за экономической
концентрациейявляетсяпредотвращениемонополизациитоварныхрынков,
возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов
на товарных рынках, а также иного ограничения конкуренции в результате
экономической концентрации при условии сохранения позитивного социально-
экономического эффекта контролируемых сделок, иных действий без нанесения
непоправимого ущерба конкуренции в виде ее устранения.
При этом если в рамках деятельности по предупреждению и пресечению
монополистическойдеятельностиантимонопольныйорганпреимущественно
предупреждает или реагирует на уже допущенные нарушения, то в рамках
государственного контроля за экономической концентрацией преследуется цель по
недопущению создания условий (предпосылок) для таких нарушений, т.е. контроль в
исследуемой сфере по сравнению с деятельностью антимонопольного органа по
недопущению,выявлениюипресечениюнарушенийантимонопольного
законодательства является превентивным.
Глава 2 «Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю»
анализирует правовую природу сделок, иных действий, составляющих объект
государственного контроля за экономической концентрацией. Структура главы
опирается на порядок раскрытия объекта контроля в Законе о защите конкуренции.
В частности, первый параграф Главы 2 «Создание и реорганизация
коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими
субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного
согласия антимонопольного органа» представляет собой исследование сделок,
иных действий, приведенных в статье 27 Закона о защите конкуренции.
Анализируяособенностиантимонопольногоконтролязасозданием
коммерческих организаций, автор приходит к выводу, что такой контроль
фокусируется скорее не на самом создании коммерческих организаций, а на
приобретении вновь создаваемой организацией прав, предусмотренных статьей 28
Закона о защите конкуренции, в отношении акций (долей) и (или) имущества,
которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемой
организации.
Проанализировав существующие в теории права системы (способы, порядки)
создания юридических лиц, автор приходит к выводу, что создание коммерческих
организаций с предварительного согласия антимонопольного органа следует
относить не к разрешительному порядку, а к общему явочно-нормативному, несмотря
на наличие отдельных элементов разрешительной системы. Данный довод
обосновывается фактом возникновения правосубъектности у вновь создаваемой
коммерческой организации с момента создания вне зависимости от наличия или
отсутствия согласия антимонопольного органа. Специальным же последствием
создания без согласия антимонопольного органа может стать лишь принудительная
ликвидациятакойкоммерческойорганизации,анепризнаниесоздания
недействительным, и только в случае ограничения конкуренции в результате такого
создания.
Автором отмечается, что такой подход является целесообразным в связи с
необходимостью сохранения стабильности гражданско-правовых отношений.
В части анализа контроля за заключением соглашений о совместной деятельности
между конкурентами автором анализируется соотношение данной категории
соглашений с договорами простого товарищества в понимании ГК РФ.
Автор приходит к выводу, что отличительными признаками соглашений о
совместной деятельности в понимании Закона о защите конкуренции от иных
разновидностей соглашений является наличие общей цели и единого интереса у
сторон такого соглашения, а также отсутствие необходимости закрепления
соглашения в качестве договора по правилам ГК РФ. Следовательно, соглашения о
совместной деятельности охватывают собой договоры простого товарищества, но
являются гораздо более широкой категорией. Соглашения о совместной деятельности
в конкурентном праве можно определить, как договоренность двух и более лиц об
осуществлении любой не противоречащей закону деятельности в едином интересе и
в общих целях путем установления между участниками соглашения как
имущественных, так и организационных отношений.
Параграф2Главы 2«Сделки сакциями (долями), имуществом
коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с
предварительного согласия антимонопольного органа» исследуется правовая
природа сделок с акциями (долями), имуществом и правами, подпадающих под
государственный контроль за экономической концентрацией (статья 28 Закона о
защите конкуренции).
Автором установлено, что вопрос о том, насколько то или иное приобретение
акций/долей хозяйственного общества способно оказывать влияние на состояние
конкуренции(аименнонаосуществлениехозяйствующимисубъектами
конкурентных действий), зависит от того, насколько приобретатель акций/долей
получает возможность оказывать влияние на волеобразование и волеизъявление
хозяйственного общества через формирование его органов управления и/или
определение их решений.
Сделан вывод, согласно которому не все сделки, иные действия, требующие
согласования с антимонопольным органом, содержат одинаковую угрозу для
состояния конкуренции.
В частности, при пересечении порога владения в 25% акций (1/3 долей), а также
75% акций (2/3 долей) хозяйственного общества угроза для конкуренции возникает
гораздо реже и является менее существенной, чем при пересечении порога владения
в 50%, так как пересечение указанных порогов (за исключением редких случаев) не
предоставляет приобретателю акций (долей) возможности в одностороннем порядке
определять волеобразование и волеизъявление хозяйственного общества при
осуществлении конкурентных действий на рынке.
Данный факт свидетельствует о наличии предпосылок для дифференциации
режима контроля в зависимости от порога владения акциями (долями), который
пересекается приобретателем. При этом сам по себе контроль приобретения
миноритарных долей является необходимым в связи с тем, что такие приобретения
все же способны в редких случаях создавать угрозу конкуренции.
В связи с этим автор предлагает осуществлять контроль приобретения более 25%
акций (1/3 долей), а также 75% акций (2/3 долей) хозяйственного общества, если при
этом не происходит приобретение более 50% акций (долей), в упрощенном
(например, в уведомительном) порядке.
Автором также проведен анализ концепции прав, позволяющих определять
условия осуществления предпринимательской деятельности, приобретение которых
также относится к объекту государственного контроля за экономической
концентрацией.
Установлено, что определение условий осуществления предпринимательской
деятельности можно назвать формой реализации частного права управляющего
субъекта на управление объектом управления. Наличие такого права всегда будет
означать наличие управленческих отношений между субъектом и объектом
управления. При этом речь идет именно о частноправовом управленческом
воздействии (так как согласования требует «приобретение в результате одной или
нескольких сделок»), которое следует отличать от административно-правового.
Права определять условия осуществления предпринимательской деятельности
следует также отличать от обязательственных прав требования. Конкретное
содержание обязательственных прав требований устанавливается по взаимному
соглашению непосредственно в договоре, либо договор содержит порядок
определения содержания соответствующих прав требования. Содержание же
обязательных указаний заранее неизвестно и определяется в одностороннем порядке
управомоченной стороной в момент их выдачи, оно зависит от дискреционного
усмотрения такой стороны.
Установлено, что определение условий осуществления той или иной деятельности
юридическим лицом со стороны третьего лица возможно только через определение
решений его органов управления.
На основании вышеизложенного, а также анализа условий, которые следует
относить к предпринимательской деятельности подконтрольного лица, автором
предлагается собственное определение прав, позволяющих определять условия
осуществления предпринимательской деятельности. Под такими правами следует
понимать возможность одного лица в одностороннем порядке предписывать другому
лицуобязательныедляисполненияуказания.Данныеуказаниядолжны
предписываться путем определения решений органов управления подконтрольного
лица (в том числе, путем назначения данных органов) относительно обстоятельств,
при которых подконтрольное лицо будет осуществлять предпринимательскую
деятельность.
Третий параграф Главы 2 «Случаи, исключающие предварительный
государственный контроль за экономической концентрацией» посвящен анализу
обстоятельств, позволяющих хозяйствующим субъектам осуществить сделку, иное
действие без предварительного согласия антимонопольного органа, даже если такие
сделка, иное действие формально могут быть отнесены к сделкам, иным действиям,
указанным в статьях 27-29 Закона о защите конкуренции.
В параграфе автором анализируются факты осуществления сделки, иного
действия между участниками одной группы лиц, как основание, исключающее
предварительныйантимонопольныйконтрользатакимисделками,иными
действиями.
Автор приходит к выводу о целесообразности наличия такого исключения и его
соответствия концепции, согласно которой группа лиц в конкурентном праве
рассматривается как «единый хозяйствующий субъект». Следовательно, наличие
одной группы еще до осуществления сделки уже существенно снижает возможный
антиконкурентный эффект от совершения сделки.
Приэтомавторанализируетитакженаходитобоснованным
дифференцированныйподходзаконодателякприменениюисключенийв
зависимости от оснований вхождения в группу лиц. Так, полное исключение из-под
антимонопольного контроля сделок, иных действий, совершаемых лицами,
входящими в одну группу по основанию пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите
конкуренции, оправдывается наличием между сторонами таких сделок устойчивой
связи в виде контроля друг над другом.
Однако такой вывод не может быть допустимым по отношению к сделкам между
лицами, входящими в одну группу по основаниям пунктов 2-9 части 1 статьи 9 Закона
о защите конкуренции, в связи с гораздо менее устойчивой связью по данным
основаниям и отсутствием полного контроля между сторонами сделки.
Отдельно проанализировано такое исключение, как осуществление сделки, иного
действия на основании изданных Президентом РФ или Правительством РФ актов.
Автор приходит к выводу, что, устанавливая такое правило, законодатель исходил
из особой важности сделок и действий, предусмотренных нормативными правовыми
актами Президента РФ или актами Правительства РФ, для публичных интересов, и
поэтому освободил их от необходимости предварительного согласования с
антимонопольным органом.
Однако рассматриваемое исключение будет применимо, если в акте Президента
РФ или Правительства РФ будет указание на конкретную сделку, иное действие, ее
стороны и предмет, и только в части, предусмотренной указанными актами.
Глава 3 «Процедура подачи и рассмотрения ходатайств в рамках
государственного контроля за экономической концентрацией» состоит из трех
параграфов и анализирует процедурные аспекты подготовки, подачи и рассмотрения
ходатайств о согласовании сделок, иных действий, а также правовые последствия
несоблюдения требований, предъявляемых к экономической концентрации.
Первый параграф Главы 3 «Порядок подачи ходатайства об осуществлении
сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю» содержит
анализ регулирования перечня лиц, обязанных обращаться в антимонопольный орган
с ходатайством, объема документов и сведений, подаваемых совместно с
ходатайством.
Установлено, что вне зависимости от момента заключения договора (получения
акцепта на оферту в порядке статьи 433 ГК РФ) ходатайство о согласовании сделки
может быть подано в антимонопольный орган после заключения договора, но до
моментавозникновенияправиобязанностейусторон.Данныйвывод
обосновывается тем, что объектом государственного контроля в случае статьи 28
Закона о защите конкуренции является не заключение самих сделок, а приобретение
акций, долей, имущества или прав в отношении объекта экономической
концентрации. Такое приобретение возможно только в результате появления у
приобретателя соответствующих прав по заключенному договору. Следовательно,
согласие антимонопольного органа может быть получено после заключения
договора, но до возникновения у сторон прав и обязанностей в отношении акций,
долей, имущества либо прав, предусмотренных пунктами 8-9 части 1 статьи 28 Закона
о защите конкуренции.
Касательно перечня необходимых к подаче документов и сведений, автором
установлено, что данный перечень является минимально необходимым перечнем
документов и информации, на основании анализа которого антимонопольный орган
может сделать вывод о наличии или отсутствии угрозы ограничения конкуренции в
результате осуществления сделки, иного действия. В случае наличия такой угрозы
антимонопольный орган может запросить дополнительную информацию в порядке,
установленном пунктом 2 части 2 статьи 33 или статьей 25 Закона о защите
конкуренции.
Параграф 2 Главы 3 «Порядок рассмотрения ходатайства об осуществлении
сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю» представляет
собой исследование процедурных аспектов рассмотрения ходатайств в рамках
государственного контроля за экономической концентрацией с момента поступления
ходатайства в антимонопольный орган и до принятия решения по результатам его
рассмотрения.
Автором выделяются три этапа рассмотрения ходатайства:
Первый этап – это процесс выявления наличия возможных угроз для состояния
конкуренции в результате совершения сделки, иного действия. В случае, если
антимонопольным органом таких угроз выявлено не будет, ходатайство подлежит
согласованию в течение 30 дней с момента его получения. В случае выявления
признаков возможного ограничения конкуренции в результате совершения сделки,
иного действия, антимонопольный орган продлевает срок рассмотрения ходатайства
на два месяца (часть 3 статьи 33 Закона о защите конкуренции) переходит ко второму
этапу рассмотрения ходатайства.
Второй этап – это процесс детального изучения выявленных в рамках первого
этапа признаков возможного ограничения конкуренции в результате совершения
сделки. В рамках данного этапа антимонопольный орган может получать
дополнительную информацию, а также проводит дополнительное исследование для
принятия дальнейшего решения. Второй этап может завершиться принятием решения
антимонопольного органа о согласовании сделки или об отказе от согласования
сделки.
Висключительныхслучаях,когдапорезультатамвторогоэтапа
антимонопольным органом принимается решение о согласовании сделки при условии
выполнения предварительных условий, рассмотрение ходатайства может перейти к
третьему этапу (пункт 3 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции).
При этом в работе установлено, что правовой механизм предварительных условий
согласования (третий этап) является крайне существенным, поскольку ставит
возможность согласования сделки или действия под исключительное условие
выполнения сторонами сделки соответствующих поведенческих или структурных
обязательств, в срок, установленный антимонопольным органом, который может
составить до 9 месяцев.
В связи с этим автор приходит к выводу, согласно которому решение
о согласовании сделки (иного действия) при условии выполнения предварительных
условий может быть принято, если антимонопольным органом будет установлено,
что соответствующая сделка (иное действие) приведут или могут привести к
ограничению конкуренции, и при этом негативные последствия для конкуренции
являются настолько существенными, что их невозможно устранить путем исполнения
предписания после совершения сделки (иного действия), которые могут выдаваться
по итогам второго этапа.
В данном параграфе автор также приходит к выводу о том, что государственному
контролю за экономической концентрацией, как разновидности государственного
контроля в сфере экономики, присущи принципы гласности и открытости.
На основании анализа положений действующего законодательства, российской и
зарубежной правоприменительной практики, автор в целях совершенствования
способареализациипринципаоткрытостигосударственногоконтроляза
экономической концентрацией предлагает представлять участникам сделки, иного
действия (1) право на доступ к материалам, связанным с рассмотрением ходатайства,
(2) право на очное рассмотрение ходатайства, а также (3) право на любом этапе
рассмотренияходатайствапредлагатьантимонопольномуоргануусловия,
выполнение которых направлено на обеспечение конкуренции (условия возможного
предписания).
В свою очередь, в целях совершенствования способов реализации принципа
гласности государственного контроля за экономической концентрацией автор
предлагает установить более детальную законодательную регламентацию структуры
и содержания решений антимонопольного органа, принимаемых в рамках
государственного контроля за экономической концентрацией, которыми на
хозяйствующих субъектов налагаются ограничения в виде продления сроков
рассмотрения ходатайства, предписания или запрета на осуществление сделки, иного
действия.
Параграф 3 Главы 3 «Последствия нарушения требований, предъявляемых
к экономической концентрации» содержит анализ трех видов правовых
последствийнесоблюдениятребований,предъявляемыхкэкономической
концентрации, а именно: (1) административная ответственность; (2) принудительные
ликвидация либо реорганизация в форме выделения или разделения; (3) признание
сделки недействительной.
Анализируя состав части 3 и части 4 статьи 19.8 КоАП, автором выявлено, что
объектомправонарушенияподаннымсоставамявляетсяисключительная
компетенция антимонопольного органа в оценке влияния подпадающей под
антимонопольный контроль сделки, иного действия на состояние конкуренции.
При этом действующим законодательством не предусмотрена специальная
ответственность за совершение сделки, иного действия без согласия (уведомления)
антимонопольного органа, если такие сделка, иное действие привели к ограничению
конкуренции. Вне зависимости от последствий для состояния конкуренции
хозяйствующие субъекты привлекаются к равной ответственности по части 3 или
части 4 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление ходатайства или уведомления,
соответственно.
В связи с этим автор приходит к выводу, что непредставление ходатайства
(уведомления) об осуществлении сделки, иного действия в антимонопольный орган,
если такая сделка, иное действие привели к ограничению конкуренцию, является
противоправным, виновным, общественно опасным деянием, отличным от
правонарушения, предусмотренного частью 3 и частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ. В
данном случае объектом посягательства являются не только отношения в сфере
порядка управления, выражающиеся в исключительности компетенции государства
по анализу влияния сделки, иного действия на состояние конкуренции (как это
предусмотрено действующим законодательством), но также и непосредственно
конкуренция.
За указанные противоправные деяния следует предусмотреть отдельный состав
административного правонарушения. Наказание за предлагаемое нарушение будет
наиболее эффективным в случае, если будет рассчитываться, исходя из выручки
правонарушителя (его группы лиц) на товарных рынках, на которых имело место
ограничение конкуренции.
В части признания сделки недействительной как гражданско-правового
последствия нарушения требований, предъявляемых к экономической концентрации,
автор приходит к выводу, что такие сделки (совершенные без необходимого в силу
закона согласия антимонопольного органа) являются посягающими на публичные
интересыоспоримымисделками,оспоримостькоторыхобусловлена
необходимостью обеспечения стабильности и предсказуемости гражданского
оборота, в том числе, путем сокращения срока исковой давности, сужения круга лиц,
способных обжаловать сделку. В частности, в силу прямого указания в части 2 статьи
34 Закона о защите конкуренции таким правом обладает только антимонопольный
орган.
Наконец, определено, что нормы, устанавливающие в качестве правового
последствия принудительные ликвидацию и реорганизацию, имеют охранительное
содержание, направлены на восстановление сторон в первоначальное положение.
Единственнымидостаточнымоснованиемдляудовлетворенияиска
антимонопольного органа о применении соответствующих последствий является
установление судом факта ограничения конкуренции или наличия угрозы такого
ограничения в будущем.
В заключении подводятся итоги проведенного диссертационного исследования,
излагаются основные выводы работы и предлагаются направления дальнейшего
исследования темы.

Актуальность темы исследования
Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует в Российской
Федерации поддержку конкуренции, тем самым признавая ее конституционно
значимой ценностью для государства.
Cо становлением рыночной экономики в Российской Федерации наличие
конкуренции в экономике стало критически важным обстоятельством успешного
функционирования российского государства, взявшего курс на развитие рыночных
отношений.
Первые положения российского законодательства, направленные на защиту
конкуренции, появились еще до принятия Конституции, в 1991 году с принятием
Закона РСФСР от 22 марта 1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках».
С тех пор российское антимонопольное законодательство постоянно
совершенствовалось, принимало более профессиональные формы,
совершенствуясь вместе с рыночными отношениями и правоприменительной
практикой.
При этом значение отношений по защите конкуренции для российского
государства росло по мере совершенствования теоретических и практических
основ антимонопольного законодательства, так как, изучая основы в данной
области, теоретики и практики все больше осознавали критическое значение
конкуренции для успешного развития государства и общества.
На сегодняшний день политика российского государства как никогда
направлена на всемерное развитие и защиту конкуренции. Так, согласно Указу
Президента РФ от 21 декабря 2017 № 618 «Об основных направлениях
государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным
планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы»)
активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации признается
приоритетным направлением деятельности всех органов государственной и
муниципальной власти в Российской Федерации.
Основным источником права, регулирующим общественные отношения по
защите конкуренции и направленным на детальное раскрытие и обеспечение
реализации положений статьи 8 Конституции Российской Федерации, является
Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – «Закон о защите конкуренции»).
Часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции в качестве целей данного
закона устанавливает обеспечение единства экономического пространства,
свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в
Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для
эффективного функционирования товарных рынков.
Достижение указанных целей без обеспечения эффективного правового
регулирования государственного контроля за экономической концентрацией не
представляется возможным.
Так, хозяйствующие субъекты естественно стремятся к рыночному росту,
приобретению и сохранению значительной рыночной власти, к устранению
конкурентов с товарных рынков с целью получения максимальной прибыли.
Одним из наиболее распространенных инструментов такого рыночного роста и
концентрации рыночной власти выступает экономическая концентрация.
Объективные рыночные процессы обуславливают приобретение бизнеса
менее успешных конкурентов более успешными, а стремление хозяйствующих
субъектов к контролю всех стадий производства и реализации продукции приводит
к появлению на рынках вертикально интегрированных групп лиц.
Государственный контроль за экономической концентрацией призван
сдерживать данные процессы путем предотвращения экономической
концентрации, ограничивающей конкуренцию или создающей угрозу такого
ограничения.
История появления и развития конкурентного права показывает, что
отсутствие эффективного института государственного контроля за экономической
концентрацией неминуемо приведет к монополизации рынков и, как следствие,
к обеднению населения и общему падению благосостояния того или иного
государства.
В попытке урегулировать сложные, комплексные общественные отношения,
складывающиеся в рамках процессов экономической концентрации, российское
конкурентное право развивается быстрыми темпами.
Тем не менее, в связи с многогранностью регулируемых отношений правовое
регулирование в данной области обусловлено недостаточной теоретической
разработанностью и наличием практических проблем, возникающих в
правоприменительной деятельности.
Правовое регулирование в данной области как комплексный институт,
связанный с необходимостью применения помимо норм конкурентного права,
также и норм гражданского, корпоративного, предпринимательского,
административного права, нуждается в гармонизации на основании принципов и
целей, а также с помощью методов российского конкурентного права.
При этом объектом государственного контроля за экономической
концентрацией являются важнейшие с точки зрения российской экономики сделки,
иные действия, оказывающие влияние на состояние конкуренции. Каждая такая
сделка, иное действие, взятые в отдельности, представляют собой весьма сложную
конструкцию, требующую осмысленного, профессионального подхода к ее
рассмотрению в процессе государственного контроля за экономической
концентрацией.
Процесс рассмотрения ходатайств и уведомлений частных субъектов об
осуществлении сделок, иных действий, а также вмешательство в эти сделки, иные
действия путем принятия предусмотренных Законом о защите конкуренции мер
реагирования, а также применение последствий нарушения требований,
предъявляемых к экономической концентрации, способно приводить к весьма
значительным последствиям как для частных интересов лиц, осуществляющих
сделку, так и для публичных интересов, связанных с защитой конкуренции, а также
социально-экономическим развитием.
В связи с этим комплексное научное осмысление правового регулирования
государственного контроля за экономической концентрацией является
необходимым. Научно-правовой анализ положений действующего российского
законодательства позволит проанализировать их на предмет соответствия
объективной сущности государственного контроля за экономической
концентрацией, выявить существующие правовые проблемы, а также создать
предпосылки для дальнейшего развития законодательства в данной сфере.
Степень научной разработанности темы исследования
Институт правового регулирования государственного контроля
экономической концентрации на сегодняшний день в определенной степени был
исследован российскими и иностранными учеными.
Среди отечественных работ необходимо выделить работы таких авторов, как
С.Б. Авдашева, М.А. Акимова, К.М. Беликова, А.В. Белицкая, В.С. Белых,
В.А. Вайпан, Н.В., Васильева, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов, А.Е. Гутерман,
М.А. Егорова, К.В. Казарян, А.Н. Кайль, А.Ю. Кинев, Н.И. Клейн, И.В. Князева,
М.В. Ковалькова, С.А. Павлов, С.А. Паращук, Д.А. Петров, К.А. Писенко,
С.А. Пузыревский, Д.И. Серегин, Е.С. Хохлов и другие.
Среди иностранных работ в области конкурентного права, осуществивших
значимый вклад в изучение правового регулирования государственного контроля
за экономической концентрацией, следует отметить работы таких авторов, как
Д. Бейли (D. Bailey), Д.А. Валентайн (D.A. Valentine), Х. Демшец (H. Demsetz),
М.А. Какол (M. K. Kąkol), В.Е. Ковачич (W.E. Kovacic), Д.А. Крейн (D.A. Crane),
Н. Леви (N. Levy), Р. Либскинд (R. Liebeskind), В. Ма (W. Ma), Г. Монти (G. Monti),
Е. Симинтци (E. Simintzi), П. Уимет (P. Ouimet), Р. Уиш (R. Whish), Дж. Фурман
(J. Furman), Дж. Ченг (J. Cheng), С. Шапиро (C. Shapiro), Ф. Экарт (A. Eckart)
и другие.
Несмотря на наличие существенного количества работ по анализу отдельных
аспектов правового регулирования государственного контроля за экономической
концентрацией, к сожалению, данная тема остается не полностью проработанной.
Так, указанные выше авторы анализируют либо иностранное
законодательство в данной области, либо отдельные аспекты российского
законодательства, а некоторые диссертационные работы по исследуемой теме
содержат лишь сравнительно-правовой анализ (М.В. Ковалькова1, С.А. Павлов2).
Кроме того, правовое регулирование в данной сфере (как и все антимонопольное
законодательство в целом) очень динамично и постоянно обновляется, в связи
с чем многие работы либо потеряли актуальность, либо получили применение в
виде изменений законодательства и создали предпосылки для дальнейшего
изучения темы (Н.В. Васильева3).
При подготовке настоящей работы также анализировались источники по
общей теории права, посвященные фундаментальному анализу, в том числе, таких
категорий, как «юридические факты», «юридическая ответственность»,
«правонарушение», содержащиеся в работах таких ученых, как С.С. Алексеев,
С.Ф. Кечекьян, Л.А. Морозова, И.С. Самощенко и др.
При анализе сделок, иных действий, подпадающих под государственный
контроль экономической концентрации, в целях определения их гражданско-
правовой, корпоративно-правовой сущности были проанализированы работы
таких ученых в области гражданского, корпоративного права, как М.М. Агарков,
М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, А.В. Габов, Ю.С. Гамбаров,
Б.М. Гонгало, В.В. Долинская, М.Н. Израэлит, О.С. Иоффе, А.Г. Карапетов,
Н.В. Козлова, О.А. Красавчиков, И.Б. Новицкий, К.П. Победоносцев,
И.А. Покровский, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Д.О. Тузов, Р.О. Халфина,
Б.Б. Черепахин, Г.Ф. Шершеневич, И.С. Шиткина и другие.
Ковалькова, М.В. Государственный антимонопольный контроль в российском и американском
законодательстве: сравнительно-правовой аспект, дис. … канд. юрид. наук:12.00.14/Ковалькова
Мария Владимировна. – Ростов-на-Дону, 2006. – 207 с.
2
Павлов, С.А. Государственный антимонопольный контроль экономической концентрации в
Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки и Европейском Союзе: сравнительно-
правовой анализ, дис. … канд. юрид. наук:12.00.14/Павлов Станислав Александрович. –
Ставрополь, 2011. – 231 с.
3
Васильева, Н.В. Контроль антимонопольных органов за гражданско-правовыми сделками,
дис. … канд. юрид. наук:12.00.03/Васильева Надежда Викторовна. – Москва, 2001. – 210 с.
При анализе государственного контроля за экономической концентрацией
как разновидности административной процедуры, а также при анализе
административно-правовых аспектов ответственности за нарушения требований,
предъявляемых к экономической концентрации, были проанализированы труды
таких ученых в области административного права, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган,
А.П. Гуляев, А.В. Мелехин, А.Ф. Ноздрачев, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский,
Ю.Н. Старилов и другие.
Нормативно-правовой базой исследования являются международные и
иностранные акты в сфере антимонопольного регулирования, источники
российского права, в том числе Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс
РФ об административных правонарушениях и иные федеральные законы, в том
числе Закон о защите конкуренции, а также нормативные правовые акты
Президента РФ, Правительства РФ и ФАС России, посвященные регулированию
отношений в сфере правовой защиты конкуренции.
Эмпирической базой исследования являются материалы судебной
практики, в частности правовые позиции Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и практика антимонопольных органов
по согласованию сделок, иных действий, составляющих объект государственного
контроля за экономической концентрацией.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в процессе
осуществления антимонопольным органом государственного контроля за
экономической концентрацией.
Предметом исследования являются нормы международного, иностранного
и российского права в сфере защиты конкуренции, положения отечественной и
зарубежной доктрины в данной сфере, правовые позиции, отраженные в судебно-
арбитражной практике и правоприменительной практике антимонопольных
органов.
Цель настоящего исследования заключается в формировании
комплексного научного представления о правовом регулировании
государственного контроля за экономической концентрацией, разработке
предложений по совершенствованию правового регулирования, решению
теоретических и практических правовых проблем, возникающих в процессе
осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие основные
задачи:
 Исследование экономической концентрации как экономического и
правового явления;
 Исследование истории правового регулирования государственного
контроля за экономической концентрацией в России, США и Европейском Союзе;
 Определение объекта и целей государственного контроля за
экономической концентрацией;
 Анализ групп общественных отношений, на регулирование которых
направлен государственный контроль за экономической концентрацией;
 Исследование правового регулирования порядка (процедуры)
осуществления государственного контроля за экономической концентрацией;
 Исследование мер антимонопольного реагирования в рамках
государственного контроля за экономической концентрацией и последствий
нарушения требований, предъявляемых к экономической концентрации.
Методологической основой диссертационного исследования являются
основополагающие научные методы познания общественных процессов, включая
общенаучные методы диалектического познания и логические методы, а именно
анализ, синтез, индукция и дедукция; частнонаучные методы: исторический,
системно-структурный, социологический, лингвистический и статистический, а
также специальные методы: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Научная новизна исследования
Настоящая диссертация представляет собой комплексное исследование
института правового регулирования государственного контроля за экономической
концентрацией, определившее теоретические основы «экономической
концентрации», выявившее цели государственного контроля в данной области,
определившее правовую природу объекта государственного контроля
экономической концентрации, а также выявившее возможные пути
совершенствования правового регулирования государственного контроля за
экономической концентрацией.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту, обладающие
научной новизной:
1. Определение «экономической концентрации» в Законе о защите
конкуренции следует раскрывать как сделки, решения собраний, а также иные
действия физических и юридических лиц, государственных и муниципальных
органов, осуществление которых влечет перераспределение объектов гражданских
прав таким образом, что возможности одного или нескольких хозяйствующих
субъектов в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия
обращения товаров на рынке увеличиваются или уменьшаются.
Перечень действий, охватываемых данным определением, шире перечня
сделок, иных действий, составляющих объект государственного контроля за
экономической концентрацией.
2. Целью государственного контроля за экономической концентрацией
является предотвращение монополизации товарных рынков, возникновения или
усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных
рынках, а также иного ограничения конкуренции в результате экономической
концентрации при условии сохранения позитивного социально-экономического
эффекта контролируемых сделок, иных действий без нанесения непоправимого
ущерба конкуренции в виде ее устранения.
3. Указанный в статьях 27-29 Закона о защите конкуренции перечень
сделок, иных действий, составляющих объект государственного контроля за
экономической концентрацией, сформирован законодателем на основании
неопровержимой презумпции влияния указанных сделок, иных действий на
состояние конкуренции, так как законодательство не предоставляет участникам
данных сделок, иных действий права самостоятельно опровергнуть такое влияние.
Однако некоторые сделки, иные действия, подпадающие под антимонопольный
контроль, несмотря на законодательно установленную презумпцию, могут в
действительности не оказывать влияние на состояние конкуренции.
В целях обеспечения соответствия презумпции реальным общественным
отношениям объект государственного контроля за экономической концентрацией
должен либо формулироваться достаточно гибко, либо динамично изменяться.
Например, данная цель может достигаться путем периодического пересмотра
пороговых значений по стоимости активов и выручки, в случае превышения
которых сделка, иное действие требуют согласования, в зависимости от изменения
валового национального или валового внутреннего продукта.
4. Не все сделки, иные действия, требующие согласования с
антимонопольным органом, содержат одинаковую угрозу для состояния
конкуренции. В частности, при пересечении порога владения в 25% акций (1/3
долей), а также 75% акций (2/3 долей) хозяйственного общества угроза для
конкуренции возникает гораздо реже и является менее существенной, чем при
пересечении порога владения в 50%, так как пересечение указанных порогов (за
исключением редких случаев) не предоставляет приобретателю акций (долей)
возможности в одностороннем порядке определять волеобразование и
волеизъявление хозяйственного общества при осуществлении конкурентных
действий на рынке.
В связи с этим контроль приобретения (1) более 25% акций (1/3 долей), а
также (2) более 75% акций (2/3 долей) лицом, уже владеющим более 50% акций
(долей) хозяйственного общества, возможно осуществлять в упрощенном
(например, в уведомительном) порядке.
5. Помимо сделок, предметом которых является прямое приобретение
акций, долей и имущества, под антимонопольный контроль попадают сделки по
приобретению любых иных прав, которые позволяют приобретателю определять
условия осуществления предпринимательской деятельности объекта
экономической концентрации. По правовой природе такие права близки к правам
акционеров (участников), владеющих более 50% акций (долей) хозяйственных
обществ, однако формальные основания их приобретения шире.
Под правами, позволяющими определять условия осуществления
предпринимательской деятельности, следует понимать возможность одного лица
в одностороннем порядке давать другому лицу обязательные для исполнения
указания. Данные указания должны определять решения органов управления
подконтрольного лица (в том числе, путем назначения данных органов)
относительно обстоятельств, при которых подконтрольное лицо будет
осуществлять предпринимательскую деятельность.
6. В целях совершенствования способов реализации принципа гласности
государственного контроля за экономической концентрацией необходима более
детальная законодательная регламентация структуры и содержания решений
антимонопольного органа, принимаемых в рамках государственного контроля за
экономической концентрацией, которыми на хозяйствующих субъектов
налагаются ограничения в виде продления сроков рассмотрения ходатайства,
предписания или запрета на осуществление сделки, иного действия. Такие решения
должны включать в себя информацию, которой антимонопольный орган так или
иначе руководствовался в процессе принятия решения, за исключением
информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом
тайну. Такие решения должны состоять из вводной, описательной,
мотивировочной и резолютивной частей.
7. В целях совершенствования способов реализации принципа
открытости государственного контроля за экономической концентрацией следует
представить участникам сделки, иного действия (1) право на доступ к материалам,
связанным с рассмотрением ходатайства, (2) право на очное рассмотрение
ходатайства, (3) право на любом этапе рассмотрения ходатайства предлагать
антимонопольному органу условия, выполнение которых направлено на
обеспечение конкуренции. Право на доступ к материалам, связанным с
рассмотрением ходатайства, а также право на очное рассмотрение ходатайства
следует представлять участникам сделки, иного действия до принятия решения об
отказе в согласовании или о согласовании с одновременной выдачей предписания,
если антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства приходит
к выводу, что сделка (иное действие) приведет или может привести к ограничению
конкуренции.
8. Решение антимонопольного органа о согласовании сделки (иного
действия) при условии выполнения предварительных условий существенно
ограничивает права и интересы хозяйствующих субъектов, поскольку ставит
возможность согласования сделки или действия под исключительное условие
предварительного выполнения сторонами сделки (иного действия)
соответствующих условий.
В связи с этим решение о согласовании сделки (иного действия) при условии
выполнения предварительных условий может быть принято, если
антимонопольным органом будет установлено, что соответствующая сделка (иное
действие) приведут или могут привести к ограничению конкуренции, и при этом
негативные последствия для конкуренции являются настолько существенными, что
их невозможно устранить путем исполнения предписания после совершения
сделки (иного действия).
9. Непредставление ходатайства (уведомления) об осуществлении
сделки, иного действия в антимонопольный орган, если такая сделка, иное действие
привели к ограничению конкуренцию, является противоправным, виновным,
общественно опасным деянием, отличным от правонарушений, предусмотренных
частями 3 и 4 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В данном случае объектом посягательства являются не только отношения в
сфере порядка управления, выражающиеся в исключительности компетенции
государства по анализу влияния сделки, иного действия на состояние конкуренции
(как это предусмотрено действующим законодательством), но также и
непосредственно конкуренция.
За указанные противоправные деяния следует предусмотреть отдельный
состав административного правонарушения. Наказание за предлагаемое
нарушение будет наиболее эффективным в случае, если будет рассчитываться,
исходя из выручки правонарушителя (его группы лиц) на товарных рынках, на
которых имело место ограничение конкуренции.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть
использованы при подготовке законопроектов, направленных
на совершенствование правового регулирования государственного контроля
за экономической концентрацией, в рамках правоприменительной практики,
в научной деятельности при проведении дальнейших исследований института
правового регулирования государственной контроля за экономической
концентрацией, а также в преподавательской деятельности.
Достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена
проведенным анализом основных научных подходов отечественных и зарубежных
ученых, изучением значительного объема научной литературы и нормативной
базы, а также использованием эмпирических данных, собранных в процессе работы
над диссертационным исследованием.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы настоящего исследования опубликованы
в статьях автора в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных
Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ, иных
рецензируемых научных изданиях.
Результаты исследования были использованы автором в учебном процессе
при проведении практических занятий со студентами по дисциплинам кафедры
конкурентного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), при участии
в научных семинарах, кружках, конференциях.
Полученные в процессе подготовки настоящего исследования знания были
применены автором в рамках участия в рабочей группе Ассоциации
антимонопольных экспертов по подготовке проекта Разъяснений Президиума
ФАС России «О порядке осуществления государственного контроля
за экономической концентрацией».
Структура работы определена предметом, целью и задачами исследования.
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов,
заключения и списка использованных источников.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Реализация принципов открытости и гласности при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией
    Государственная политика по защите и развитию конкуренции и еереализация в нормах права: монография, коллектив авторов (параграф 1 главы 2) /отв. ред.: Е.П. Губин, С.А. Пузыревский – М. Юстицинформ, Учебно-методическийцентр ФАС России, 2С. 64-(0,86 п.л., неразделенное соавторство);

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы