Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость
Введение ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. История развития законодательства, предусматривающего
уголовную ответственность за управление транспортным средством в
состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию
или имеющим судимость, и ее социальная обусловленность……….…………17
1.1. История развития российского и зарубежного уголовного законодательства,
устанавливающего ответственность за управление транспортным средством в состоянии
опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим
судимость………………………………………….………………………………………………………….17
1.2. Социальная обусловленность уголовно-правового запрета на управление
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административному наказанию или имеющим судимость……………………….…….…41
ГЛАВА II. Уголовно-правовая характеристика управления
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административному наказанию или имеющим судимость…………….………63
2.1. Объект управления транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость……………….63
2.2. Объективная сторона управления транспортным средством в состоянии
опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим
судимость………………………………………………………………………………….…..88
2.3. Субъект управления транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.……………..109
2.4. Субъективная сторона управления транспортным средством в состоянии
опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим
судимость……………………………………….………………………….…………….…..136
Заключение………..……..…………………………………………………….……154
Список литературы……………………………………………….………………..160
Приложение…………………………………………………………………………189
Во введении аргументирована актуальность избранной темы
диссертационного исследования; раскрыта степень ее научной
разработанности;определеныобъект,предмет,цель,задачи,
методологическая, нормативная, правовая и эмпирическая основы, научная
новизна и положения, выносимые на защиту; приведены сведения о
теоретическойипрактическойзначимости,апробации,внедрении
результатов исследования, а также структура работы.
Перваяглава«Историяразвитиязаконодательства,
предусматривающегоуголовнуюответственностьзауправление
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административному наказанию или имеющим судимость, и ее социальная
обусловленность» включает два параграфа.
В первом параграфе «История развития российского и зарубежного
уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за
управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость»
проанализированы этапы становления и развития российских и зарубежных
уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за управление
транспортным средством в состоянии опьянения, осуществлено их изучение.
Проведенный анализ российского и зарубежного законодательства
позволил сделать вывод о начале систематического законотворческого
регулирования уголовных правоотношений в сфере безопасности дорожного
движения только с первой четверти XX века, что связано с началом
автомобилестроения и распространением транспорта в Российской империи.
Диссертантомотмечается,чтовпервыеадминистративная
ответственность за управление транспортным средством в состоянии
алкогольного опьянения была введена 24 мая 1956 года, а криминализация
этого деяния осуществлена 19 июня 1968 года, когда Уголовный кодекс
РСФСР 1960 года был дополнен статьей 211¹ (Управление транспортным
средством в состоянии опьянения).
Изучение опыта уголовно-правового противодействия управлению
транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения,
позволило выделить несколько положительных моментов. Таковым, по
мнению диссертанта, является дифференциация уголовной ответственности в
зависимостиотпризнаковсубъектапреступления,повышающих
общественную опасность содеянного. Особо следует отметить двойную
превенцию норм, содержащихся в ст. 211¹ УК РСФСР 1960 года, поскольку,
устанавливая ответственность за управление транспортными средствами в
состоянии опьянения, законодатель предупреждал наступление более
значительных общественно опасных последствий.
Обосновывается вывод, что в ст. 211¹ УК РСФСР были соблюдены
правила дифференциации ответственности, а соответственно, и принцип
справедливости, поскольку в первой ее части устанавливалась ответствен-
ность за управление автомототранспортным или городским электротранс-
портным средством, трактором или иной самоходной машиной лицом, нахо-
дящимся в состоянии опьянения и лишенным права на управление транс-
портными средствами за такое нарушение, а во второй части этой статьи
предусматривалась ответственность за управление транспортным средством
лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за пре-
ступление, предусмотренное настоящей статьей. Отсутствие такой диффе-
ренциации ответственности в первоначальной редакции ст. 264¹ УК РФ сле-
дует признать пробелом уголовного законодательства России, который был
устранен Федеральным законом от 01.07.2021 № 258 «О внесении изменения
в статью 264¹ Уголовного кодекса Российской Федерации».
Набазепроведенногоисследованияавторобосновывает,что
декриминализация в 1992 году деяния, запрещенного ст. 211¹ УК РСФСР,
выступила катализатором роста дорожно-транспортных происшествий с
участием водителей в состоянии опьянения и, как следствие, увеличения
летальных исходов и причинения вреда здоровью различной степени
тяжести, что подтверждается данными статистики. Автор отмечает, что
дополнение Уголовного кодекса РФ 1 июля 2015 года статьей 264¹
«Нарушениеправилдорожногодвижениялицом,подвергнутым
административному наказанию» основано на положительном историческом
опыте уголовно-правового противодействия управлению транспортными
средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, и соответствует
тенденциям развития зарубежного уголовного законодательства.
Вовторомпараграфе«Социальнаяобусловленностьуголовно-
правового запрета на управление транспортным средством в состоянии
опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или
имеющим судимость» диссертант приходит к выводу, что в основу принятия
решенияовведенииисследуемогоуголовно-правовогозапрета
законодателем возведены научно обоснованные принципы криминализации,
сформировавшие устойчивые условия целесообразности и необходимости
рассматриваемой нормы.
Проведенный автором анализ основных критериев криминализации
деяния доказывает, что преступление, предусмотренное ст. 264¹ УК РФ, с
учетом его вредоносности, влияния на дорожно-транспортную дисциплину,
травматизм, связанный с управлением транспортным средством в состоянии
опьянения, является общественно опасным, обладает распространенностью, а
предусмотренная статьей норма в полной мере соответствует положениям
Конституции Российской Федерации, не противоречит международным
нормам, обеспечивает и защищает права человека.
Представлены результаты проведенных диссертантом эмпирических
исследований (опросов населения и экспертов), которые подтверждают
обусловленность существования исследуемого уголовно-правового запрета.
Критически оценены мнения, ставящие под сомнение обоснованность
применения в уголовном законодательстве Российской Федерации норм
преюдиционного характера. Отмечаются такие положительные черты
административной преюдиции, как возможность гибкого воздействия на
правонарушителяивозможностьболееэффективнореализовывать
превентивную функцию.
Обосновывается,чтокриминализацияповторногоуправления
транспортным средством в состоянии опьянения позволяет значительно
увеличить возможности санкционного воздействия на нарушителя, что
затруднительно выполнить исключительно административно-правовыми
средствами.
Втораяглава«Уголовно-правоваяхарактеристикауправления
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административному наказанию или имеющим судимость» включает четыре
параграфа.
В первом параграфе «Объект управления транспортным средством в
состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию
или имеющим судимость» детальное исследование родового, видового,
основного и дополнительного объектов преступления, предусмотренного
ст. 264¹ УК РФ, позволило сформулировать и обосновать ряд предложений
по его квалификации.
Основываясь на том, что сфера отношений, охраняющих здоровье
потребителей, не является основным или дополнительным объектом
исследуемого преступления, диссертант предлагает управление водителем,
находящимсявсостоянииопьянения,транспортнымсредством,
оказывающим услуги по перевозке людей (автобусом, такси, троллейбусом и
т. п.), квалифицировать по совокупности с преступлением, предусмотренным
ст. 238 УК РФ, с чем согласны 82 % опрошенных респондентов.
Также обосновывается наличие идеальной совокупности преступле-
ний, предусмотренных ст.ст. 264 УК РФ и 264¹ УК РФ, если нарушение пра-
вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлек-
шее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или
смерть, было совершено управляющим автомобилем, трамваем либо другим
механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии
опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление
транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение закон-
ного требования уполномоченного должностного лица о прохождении меди-
цинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим су-
димость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотрен-
ного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо ст. 264¹
УК РФ, с чем выразили свое согласие 90 % опрошенных респондентов.
Обосновывается, что водитель механического транспортного средства,
несмотрянаиспользованиепрограммногообеспеченияавтономного
управления, или так называемого «беспилотного режима», воздействуя на
органыуправления,осуществляетфункцииименнопоуправлению
механическим транспортным средством, создавая этими действиями угрозу
причинения вреда общественным отношениям в сфере обеспечения
безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Сформулирован и аргументирован вывод о том, что выполнение лицом
работ посредством управления транспортным средством даже в состоянии
опьянения, но не связанных с дорожным движением, не содержит признаков
преступления, предусмотренного ст. 264¹ УК РФ. Обоснована необходимость
отнесения к предмету данного преступления транспортных средств,
имеющих признаки, характеризующие их как механические, но не
зарегистрированных в установленном порядке в качестве таковых. Это
предложение поддержали 68 % из числа опрошенных респондентов.
Вовторомпараграфе«Объективнаясторонауправления
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административному наказанию или имеющим судимость» диссертант
определяет,чтообъективнаясторонаисследуемогопреступления
характеризуетсясложнымдеянием,котороеможетвыражатьсяв:
1)управленииавтомобилем,трамваемлибодругиммеханическим
транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения или
2)управленииавтомобилем,трамваемлибодругиммеханическим
транспортнымсредствоминевыполнениизаконноготребования
уполномоченногодолжностноголицаопрохождениимедицинского
освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сформулировано определение понятия «управление транспортным
средством», под которым предлагается понимать действия, связанные с
активацией автоматизированной системы вождения и контролем движения
этого транспортного средства в автоматизированном режиме управления, а
также осуществляемое в режиме ручного управления воздействие на органы
управлениятранспортногосредства,приведшеговдвижениекак
посредством двигателя, так и иным способом, изменившее траекторию его
движения или повлекшее его остановку. К управлению транспортным
средством следует приравнивать нахождение обучающего вождению лица
при осуществлении своих профессиональных обязанностей на месте, которое
должно быть оборудовано в соответствии с пунктом 5 Основных положений
подопускутранспортныхсредствкэксплуатациииобязанности
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Диссертантпредлагаетотграничиватьпонятие«управление
транспортным средством» от понятия «управление отдельными механизмами
и системами транспортного средства», к которым следует относить действия,
связанные с управлением работой стеклоподъемников, климат-контроля,
бортового компьютера и других дополнительных устройств и механизмов,
которые не приводят транспортное средство в движение.
Определяется, что о наличии процесса управления транспортным
средством свидетельствует процесс воздействия водителя хотя бы на один
элемент транспортного средства, от работы которого зависит его движение и,
как результат, изменение положения транспорта в пространстве, то есть его
самостоятельное передвижение, перемещение, езда.
Предлагается отграничивать управление транспортным средством от
самопроизвольного движения транспорта, например, под уклон, когда для
его остановки лицо, находящееся на водительском месте, осуществляет
воздействие на узлы и агрегаты, обеспечивающие управление.
Обосновывается, что действия водителя транспортного средства,
выполнившего все необходимое для осуществления движения, однако по
независящим от него причинам не осуществившего его (транспортное
средство забуксовало, удерживается преградой и т. п.), следует признавать
покушением на преступление, предусмотренное ст. 264¹ УК РФ, поскольку
участником дорожного движения лицо не стало, хотя желало этого и
действовало соответствующим образом.
Для соблюдения принципа равенства граждан перед законом диссер-
тант полагает обоснованным дополнить ст. 264¹ УК РФ ч. 1.1, предусматри-
вающую ответственность за оставление лицом, управлявшим автомобилем,
трамваем либо другим механическим транспортным средством, в нарушение
Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия,
участником которого он являлся, подвергнутым административному наказа-
нию в соответствии с ч.ч. 1, 3 или 4 ст. 12.8; ст. 12.26; ч. 3 ст. 12. 27 КоАП
РФ, в ч. 2.1 ст. 264¹ УК РФ за эти же деяния, совершенные лицом, имеющим
судимость по ст. 264¹ и (или) ч.ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК, что является обоснован-
ным по мнению 76 % опрошенных респондентов.
Обосновывается необходимость признания привлечения лица к
административной ответственности в случае невыполнения обязанностей в
связи с дорожно-транспортным происшествием, то есть совершение
правонарушения,установленногоч.3ст.12.27КоАПРФ,
криминообразующим признаком исследуемого преступления.
Проведенныйвтретьемпараграфе«Субъектуправления
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административномунаказаниюилиимеющимсудимость»анализ
диспозиции ст. 264¹ УК РФ позволил выделить следующие альтернативные
признаки, позволяющие признать субъекта исследуемого преступления
специальным: 1) нахождение лица в состоянии опьянения; 2) лицо
подвергнуто административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ за
управление транспортным средством в состоянии опьянения; 3) лицо
подвергнуто административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ, то
есть за невыполнение законного требования уполномоченного должностного
лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние
опьянения; 4) лицо имеет судимость за совершение преступления,
предусмотренного ч.ч. 2, 4 или 6 ст. 264 либо ст. 264¹ УК РФ.
Обосновывается не соответствующей действующему законодательству
позиция, признающая субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК
РФ, лиц, ведущих (толкающих) мопед, мотоцикл и т. п., удерживая его за
руль, управляющими транспортными средствами.
Аргументируется точка зрения, в соответствии с которой не могут
признаваться находящимися в состоянии опьянения лица, управляющие
транспортным средством после употребления лекарственных и иных
препаратов, не включенных в перечень запрещенных.
Определено,чтообщественнаяопасностьименносубъекта
преступления отличает формирующее преюдицию правонарушение от
преступления. Обоснованием данного тезиса выступает то, что лицо, которое
совершает любое противоправное деяние повторно, обладает большей
общественной опасностью, чем лицо, совершившее его впервые. В связи с
вышеуказаннымдифференциацияответственностизасовершение
преступления, предусмотренного ст. 264¹ УК РФ, в зависимости от признаков
субъекта преступления, выразившаяся в установлении квалифицирующего
признака части второй исследуемой нормы наличие судимости у субъекта,
представляется действенной и обоснованной формой совершенствования
уголовного закона России и его превентивной функции.
Вчетвертомпараграфе«Субъективнаясторонауправления
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административному наказанию или имеющим судимость» отмечается, что
особенностьюконструкциист.264¹УКРФявляетсяналичие
административной преюдиции, что в ряде ситуаций формирует особенности
интеллектуального момента умысла виновного. Так, в случаях, когда лицо не
знало о привлечении его к административной ответственности (как по
причине нарушения процедуры административного судопроизводства, так и
по иным причинам), у лица отсутствует осознание общественной опасности
совершенного деяния, что, в свою очередь, говорит об отсутствии вины, а
следовательно, и субъективной стороны исследуемого преступления.
Определеныпоследствияюридическойошибкиотносительно
общественной опасности деяния, когда водитель, находящийся в состоянии
опьянения, необоснованно считает, что управляет транспортным средством в
трезвом виде. Руководствуясь правилами юридической ошибки, лицо,
которое не осознает наличия признаков состояния опьянения и ошибочно
считает себя трезвым, однако пребывает в состоянии опьянения, подлежит
привлечению к ответственности на общих основаниях.
Признается отсутствующим факт осознания общественной опасности
при потреблении любых веществ, вызывающих состояние опьянения,
происходящее неосознанно для лица (в быту, обманом и т. п.),
следовательно, отсутствует и интеллектуальный момент умысла. Данное
обстоятельство, даже в случае установления состояния опьянения и
соблюдениявсехнеобходимыхпроцедур,исключаетвозможность
привлечения лица к уголовной ответственности ввиду отсутствия состава
преступления, а именно субъективной стороны.
Обоснованвыводотом,чтодействиясотрудников
правоохранительных органов или иных лиц, выполняющих их поручение,
приведшие в результате к формированию у лица умысла на совершение
преступления, предусмотренного ст. 264¹ УК РФ, в целях привлечения
впоследствии его к уголовной ответственности, должны быть признаны
провокациейи,какследствие,должныисключатьуголовную
ответственность спровоцированного лица.
В заключении приведены итоги исследования, сформулированы
основные выводы теоретического характера и предложения по изменению
уголовного законодательства Российской Федерации, направленные на его
совершенствование, а также предложена новая редакция статьи 264¹ УК РФ:
«Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.
1. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим
транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения,
подвергнутым административному наказанию за:
а) управление транспортным средством в состоянии опьянения,
предусмотренное ч.ч. 1, 3 или 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях;
б)невыполнениетребованияопрохождениимедицинского
освидетельствования на состояние опьянения, предусмотренное ст. 12.26
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным
происшествием, предусмотренное ч. 3 ст. 12.27 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, – наказывается…
1.1. Оставление лицом, управлявшим автомобилем, трамваем либо
другим механическим транспортным средством, в нарушение Правил
дорожногодвижения,местадорожно-транспортногопроисшествия,
участникомкоторогоонявлялся,и/илиневыполнениетребования
уполномоченного должностного лица об остановке либо употребление
алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после
дорожно-транспортного происшествия, к которому лицо причастно, либо
после того как транспортное средство было остановлено по требованию
сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом
освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до
принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении
отпроведениятакогоосвидетельствования,подвергнутым
административному наказанию за:
а) управление транспортным средством в состоянии опьянения,
предусмотренное ч.ч. 1, 3 или 4 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях;
б) невыполнение водителем транспортного средства требования о
прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения,
предусмотренноест.12.26КодексаРоссийскойФедерацииоб
административных правонарушениях;
в) невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным
происшествием, предусмотренное ч. 3 ст. 12.27 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, – наказывается…
2. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость
за совершение преступления, предусмотренного ч.ч. 2, 4, 6 ст. 264
настоящего Кодекса либо настоящей статьёй, – наказывается…
2.1. Оставление лицом, управлявшим автомобилем, трамваем либо
другим механическим транспортным средством, в нарушение Правил
дорожногодвижения,местадорожно-транспортногопроисшествия,
участникомкоторогоонявлялся,и/илиневыполнениетребования
уполномоченного должностного лица об остановке, либо употребление
алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после
дорожно-транспортного происшествия, к которому лицо причастно, либо
после того, как транспортное средство было остановлено по требованию
сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом
освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до
принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении
от проведения такого освидетельствования, имеющим судимость за
совершение преступления, предусмотренного ч.ч. 2, 4, 6 ст. 264 настоящего
Кодекса либо настоящей статьей, – наказывается…».
Актуальность темы диссертационного исследования. Обеспечение
безопасности дорожного движения является одной из приоритетных задач России,
однако статистические данные о погибших и пострадавших в результате ДТП
остаются на высоком уровне. За период с 2015 по 2020 год зафиксировано почти
860 000 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли
97 000 человек и почти 1 100 000 человек получили увечья. При этом особого
внимания заслуживает то обстоятельство, что по вине водителей, находящихся в
состоянии опьянения, и водителей, отказавшихся от прохождения
освидетельствования, за обозначенный период совершено около 105 000 ДТП,
погибли почти 24 000 человек и были ранены 144 000 человек1. Указанные цифры
статистики свидетельствуют об актуальности проблемы обеспечения
безопасности дорожного движения, в том числе и противодействия управлению
транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения.
Президент Российской Федерации В. В. Путин 26 февраля 2020 года в своём
выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России отметил, что в
ряду важных направлений работы Министерства первое – это безопасность
дорожного движения2.
В свою очередь, Министр внутренних дел Российской Федерации генерал
полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев подчеркнул, что
положительной динамике в сокращении количества аварий с участием водителей
с признаками опьянения во многом способствовало введение уголовной
ответственности за повторное управление транспортными средствами в нетрезвом
состоянии3.
Особая роль в обеспечении дорожно-транспортной безопасности отведена
уголовному законодательству Российской Федерации, в том числе и нормам,
Статистические данные официального сайта Госавтоинспекции. URL: http://www.gibdd.ru//.
2
Выступление Президента РФ В. В. Путина 26.02.2020 на расширенном заседании коллегии
МВД РФ. URL: http://www.kremlin.ru//.
3
Выступление Министра внутренних дел РФ В. А. Колокольцева 26.02.2020 на расширенном
заседании коллегии МВД РФ. URL: http://www.kremlin.ru//.
предусматривающим ответственность за управление транспортным средством в
состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или
имеющим судимость. Несмотря на наметившуюся в течение последних трех лет
тенденцию к снижению количества регистрируемых преступлений,
предусмотренных ст. 264¹ УК РФ, их уровень остаётся высоким. Так, в период с
января 2017 года по июнь 2021 года, их зарегистрировано более 324 0004.
Существует потребность в научном толковании ряда объективных и
субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 264¹ УК
РФ, в разработке и обосновании предложений по решению проблем
квалификации управления транспортным средством в состоянии опьянения
лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость,
отграничению этих деяний от смежных противоправных деяний.
Обозначенные факторы предопределяют актуальность проведения научного
исследования, направленного на выработку положений, позволяющих повысить
эффективность уголовно-правового противодействия управлению транспортными
средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Кроме того,
необходимость научного исследования актуализируется внесением изменений в
редакцию ст. 264¹ УК РФ Федеральным законом от 01.07.2021 № 2585.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам
уголовно-правового противодействия управлению транспортным средством в
состоянии опьянения уделялось немалое внимание научного сообщества еще в
советский период, что было обусловлено наличием специальной нормы – ст. 211¹
УК РСФСР. Однако с момента декриминализации предусмотренного ею деяния в
1992 году и до его криминализации в 2015 году прошло более 20 лет, что явилось
причиной возникновения новых проблем, продиктованных потребностями
правоприменительной практики.
В отечественной научной литературе вопросы уголовно-правового
противодействия транспортным преступлениям освещались в работах
4
Статистические данные официального сайта МВД России. URL: http://www.мвд.рф//.
5
О внесении изменения в статью 264¹ Уголовного кодекса Российской Федерации: федеральный
закон от 1 июля 2021 года № 258-ФЗ // Российская газета. – 2021. – 05 июля.
Н. С. Алексеева, А. В. Галаховой, С. И. Гирько, Л. В. Гридасовой, В. И. Жулева,
Н. Ю. Исаева, В. Е. Квашиса, И. Я. Козаченко, С. М. Корабельникова,
А. И. Коробеева, А. И. Кравцова, Н. Ф. Кузнецовой, Б. А. Куринова,
В. В. Лукьянова, Ю. И. Ляпунова, Б. В. Петухова, Н. И. Пикурова,
А. А. Пионтковского, Ю. Е. Пудовочкина, З. Б. Соктоева, И. М. Тяжковой,
А. И. Чучаева, Е. О. Яковлевой и др.
Исследования данных авторов способствовали повышению эффективности
уголовно-правового противодействия транспортным преступлениям в целом.
В современный период к проведенным диссертационным исследованиям по
изучаемой проблематике относится работа Г. Ш. Аюповой «Уголовная
ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым
административному наказанию» (Екатеринбург, 2018).
Некоторые вопросы уголовной ответственности и конструирования норм в
сфере управления транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость, отчасти
были рассмотрены в работах М. В. Афанасьева «Уголовная ответственность за
нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
лицом, находящимся в состоянии опьянения» (Москва, 2018) и Д. В. Собина
«Противодействие нарушениям правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств (ст.ст. 264, 264¹ УК РФ): проблемы построения составов
преступлений, пенализации и предупреждения» (Краснодар, 2019).
Тем не менее до настоящего времени в отечественной доктрине и
правоприменительной практике продолжает существовать целый ряд нерешенных
вопросов, связанных с токованием ряда объективных и субъективных признаков
состава преступления, предусмотренного ст. 264¹ УК РФ, а также отграничением
его от смежных преступлений. Также еще не повергались монографическому
исследованию изменения, внесенные в ст. 264¹ УК РФ Федеральным законом от
01.07.2021 № 258 «О внесении изменения в статью 264¹ Уголовного кодекса
Российской Федерации».
Соответственно, исследование проблем применения ст. 264¹ УК РФ
представляется обоснованным и своевременным.
Целью исследования является получение нового знания по уголовно-
правовому противодействию управлению транспортным средством в состоянии
опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим
судимость, включающего предложения по совершенствованию соответствующих
норм уголовного закона, рекомендации по квалификации данных деяний и их
отграничению от смежных правонарушений.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством реализации
следующих основных задач:
– проанализированы и определены ключевые этапы становления и развития
истории российского и зарубежного уголовного законодательства,
предусматривающего ответственность за преступное управление транспортом в
состоянии опьянения;
– исследована социальная обусловленность уголовного запрета на
управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость;
– проанализировано уголовное законодательство ряда зарубежных стран,
регулирующее отношения, возникающие при неоднократном управлении
транспортом в состоянии опьянения;
– проведен комплексный уголовно-правовой анализ состава преступления,
предусмотренного ст. 264¹ УК РФ, с научным толкованием его объективных и
субъективных признаков;
– выявлены проблемные вопросы в уголовно-правовой квалификации
управления транспортным средством в состоянии опьянения лицом,
подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость, и
сформулированы научно обоснованные предложения по их разрешению;
– выявлены недостатки, допущенные при установлении и дифференциации
ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения
лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость, и
сформулированы научно обоснованные рекомендации по их устранению;
– разработаны предложения по совершенствованию уголовного
законодательства, предусматривающего ответственность за управление
транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым
административному наказанию или имеющим судимость.
Объектом диссертационного исследования является комплекс
общественных отношений, возникающих в связи и по поводу установления и
реализации уголовной ответственности за управление транспортным средством в
состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или
имеющим судимость.
Предметом исследования выступают нормы как отечественного, так и
зарубежного уголовного и административного законодательства, материалы
судебной и следственной практики, акты судебного толкования, содержащие
разъяснения по применению норм, устанавливающих исследуемый уголовно-
правовой запрет, данные статистики и научные труды по исследуемой
проблематике.
Нормативная и информационная база диссертационного исследования
состоит из норм международного права, Конституции Российской Федерации,
уголовного и административного законодательства Российской Федерации,
федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов Российской
Федерации. Информационная база включает в себя как уголовное и
административное законодательство иностранных государств, так и решения
Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума
Верховного Суда РФ (РСФСР, СССР).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:
– результаты статистического анализа данных ГИАЦ МВД России,
ГУ ОБДД МВД России и Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации за период с 2015 по 2021 годы;
– результаты изучения 280 уголовных дел о преступлениях,
предусмотренных ст. 264¹ УК РФ, и 50 материалов дел об административных
правонарушениях за период с июля 2015 по 2021 год (указанные материалы
изучались в архивах судов, в подразделениях дознания в Астраханской,
Белгородской, Ивановской, Калужской, Курской и Орловской областях,
Республике Ингушетия, г. Москве, Ставропольском крае, на сайтах
«РосПравосудие» и «Судебные и нормативные акты РФ»);
– результаты опроса 200 представителей правоохранителей органов (из них:
56 дознавателей МВД России, 65 сотрудников ГИБДД МВД России, 32 работника
прокуратуры, 28 судей и 19 преподавателей образовательных и научных
учреждений) в 12 субъектах Российской Федерации (Астраханской,
Белгородской, Курской, Ивановской, Калужской, Магаданской, Московской,
Орловской областях, г. Москве, Республике Ингушетия, Камчатском и
Ставропольском краях), материалы и исследования других авторов.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили
основные положения отечественной доктрины уголовного права, научные
воззрения ведущих ученых по уголовному праву и криминологии:
Ю.М. Антоняна, А. А. Арямова, С. В. Борисова, А. В. Бриллиантова, Н.И.
Публикации автора в научных журналах
- 12.00.14 Административное право, административный процесс
- 12.00.03 Гражданское право предпринимательское право семейное право, международное частное право
- 12.00.06 Земельное право, природоресурсное право, экологическое право, аграрное право
- 12.00.13 Информационное право
- 12.00.02 Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
- 12.00.07 Корпоративное право, конкурентное право, энергетическое право
- 12.00.10 Международное право, Европейское право
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!