Научно-методические аспекты развития национальной системы медицинского страхования (на материалах Вьетнама)
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ КАК ПОДСИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ….. 12
1.1. Трансформация и развитие систем социального страхования под влиянием
современных социально-экономических тенденций…………………………………………. 12
1.2. Финансовые механизмы медицинского страхования и теоретические подходы
к их организационному построению ………………………………………………………………… 28
1.3. Подходы к формированию и развитию национальной системы медицинского
страхования (на опыте Вьетнама)…………………………………………………………………….. 35
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЬЕТНАМА) ………. 49
2.1. История формирования современной системы здравоохранения и
финансирования оказания медицинских услуг Вьетнама …………………………………. 49
2.2. Анализ специфики организации и функционирования существующей системы
медицинского страхования………………………………………………………………………………. 56
2.3. Организационно-правовые и финансово-экономические барьеры развития
медицинского страхования………………………………………………………………………………. 73
ГЛАВА III. ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ВЬЕТНАМА) ……….. 80
3.1. Возможные пути трансформации системы медицинского страхования ………. 80
3.2. Предпосылки трансформации системы медицинского страхования……………. 91
3.3. Факторы трансформации системы медицинского страхования …………………. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 127
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ …………………………. 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………………. 132
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 156
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Специфика систем медицинского страхования развивающихся стран.
Специфика формирования и развития национальных систем медицинского страхования обусловлена социально-экономическим положением соответствующих стран, культурными нормами, религиозными традициями и иными факторами. Авторский анализ показал, что эта специфика, применительно к развивающимся странам, состоит в следующем: сравнительно низкий уровень среднедушевых доходов; слабое развитие медицинского страхования и неполный охват им граждан; значительная зависимость от международной финансовой помощи; наличие, наряду с официальной, традиционной медицины.
Бедность – фактор сдерживания развития системы медицинского страхования. Его влияние двоякое. С одной стороны, бедные домохозяйства не в состоянии самостоятельно приобретать медицинские страховые продукты, с другой стороны, отсутствие страхового покрытия медицинских рисков приводит к значительным тратам на оплату медицинских услуги, что «консервирует» бедность населения. Образующаяся ситуация не позволяет беднейшим домохозяйствам вырваться из институциональной «ловушки бедности». Поэтому важнейшее направление стимулирования развития медицинского страхования в развивающихся странах – проведение политики, направленной на повышение уровня жизни населения и снижение уровня бедности.
В развивающихся странах определяющую роль в формировании систем медицинского страхования играют государства. Например, благодаря принятию во Вьетнаме в 2008 г. закона о социальном страховании, в стране началось расширение охвата населения услугами здравоохранения. Так, количество застрахованных по медицинскому страхованию в 1989г. составляло 5% населения, а в 2019 г. этот показатель достиг 87%. Несмотря на проводимую во Вьетнаме политику расширения доступности медицинских услуг и формирования системы медицинского страхования, остаются множество нерешенных вопросов. Прежде всего, реформа затронула в основном центральные развитые районы страны, всеобщего же охвата населения услугами здравоохранения пока не случилось, затраты домохозяйств на медицинские услуги снизились, но по-прежнему еще очень высоки (табл. 1).
По оценкам, например, каждая пятая вьетнамская семья тратит более 10% своего дохода на здравоохранение; еще 10% семей тратят более 25% ежемесячного дохода на оплату медицинских услуг, около двух миллионов человек остаются за чертой бедности из-за катастрофических расходов на здравоохранение. В этой связи для развивающихся стран первоочередное значение для функционирования здравоохранения и развития систем обязательного медицинского страхования приобретает международная донорская помощь, которая расходуется на оснащение больниц оборудованием, обеспечение медикаментами, внедрение информационных технологий, привлечение инвестиций в медицинскую сферу, интеграцию национального медицинского страхования в международное страховое пространство и др.
Таблица 1 – Уровень расходов домохозяйств на медицинские услуги, % от расходов на здравоохранение (составлено автором по данным Всемирного Банка, 2019 г.)
Малайзия Сингапур Индонезия Вьетнам Филиппины Германия 38% 31% 37% 45% 54% 12%
В силу недостаточности национальных финансовых ресурсов, в развивающихся странах в системах здравоохранения функционирует достаточно развитый сектор традиционной медицины. Традиционная медицина базируется на исторически сложившихся практиках лечения, специфичных для
разных стран, регионов и даже этнических групп. Методы традиционной медицины основаны на использовании лечебных свойств экстрактов из растений и животных, а также некоторых минералов; широко используются и немедикаментозные методы лечения (иглоукалывание, мануальная терапия, духовные практики и др.).
Методы лечения традиционной медицины находят официальное признание на государственном уровне. В то же время традиционная медицина не вовлечена в систему медицинского страхования. По мнению автора, расширение охвата населения традиционной медициной является приоритетной задачей во Вьетнаме, так как позволяет включить в число пользователей услуг медицинского страхования большее количество представителей беднейшего населения.
Выбор в пользу традиционной медицины в развивающихся странах определяется рядом факторов, основную роль среди которых играют: большая доступность (экономическая и территориальная) лечения методами традиционной медицины по сравнению с медициной «западной», следование традициям (особенно характерно это для некоторых этнических меньшинств и отдельных социальных групп), большее доверие врачам традиционной практики со стороны женщин и лиц пожилого возраста. Это говорит о важности подготовки специалистов в области традиционной медицины и продвижении использования ее методов официальными властями, в том числе путем включения традиционной медицины в состав полисов обязательного медицинского страхования.
2. Барьеры развития медицинского страхования, присущие развивающимся странам.
недостаточно эффективно. Оно не обеспечивает финансовую защиту граждан при реализации медицинских рисков. В частности, изучение статистики Социалистической Республики Вьетнам показало, что увеличение количества выданных полисов обязательного медицинского страхования коррелирует с ростом числа визитов пациентов в центральные медицинские учреждения. Но корреляция между наличием медицинской страховки и уменьшением расходов (в том числе катастрофических) домохозяйств на медицинские услуги отсутствует.
Анализ показал, что медицинское страхование в развивающихся странах
страхования необходима активная политика расширения возможностей добровольного медицинского страхования для более обеспеченных слоев населения. Возможности систем государственного здравоохранения и, соответственно, обязательного медицинского страхования, прежде всего – финансовые, весьма ограничены. Это является основным побудительным мотивом для развития механизмов добровольного медицинского страхования. Более того, добровольное медицинское страхование в условиях продолжающейся пандемии Covid-19 и осознания возможных связанных с этим рисков может стать одним из драйверов роста страхового рынка, например
Для уменьшения нагрузки на механизмы обязательного медицинского
Вьетнама, в ближайшие годы.
Отдельную проблему составляет организация медицинской помощи и осуществление медицинского страхования этнических меньшинств в сельских районах. Многие их представители не имеют доступа к элементарным медицинским услугам; из-за низкого дохода нет невозможности купить полис медицинского страхования. Также не охвачены медицинским страхованием значительные массы рабочих-мигрантов и работников неформального сектора экономики. Анализ показывает, что в современных условиях механизмы добровольного медицинского страхования не могут обеспечить полное покрытие рисков и затрат без государственных гарантий или без строгих ограничений по типу и уровню обязательств.
Проведенное исследование указывает на следующие имеющиеся проблемы, присущие развивающимся странам, которые позиционируются
автором как барьеры развития медицинского страхования:
1) переполненность медицинских учреждений центрального уровня
запросами пациентов на обслуживание и недоступность их для удаленных населённых пунктов и национальных общин. Разрешение этой проблемы требует переориентации системы здравоохранения с централизованной модели на приоритетное финансирование учреждений уровня провинций и местных сообществ;
2) слабый кадровый состав учреждений здравоохранения низового уровня, что порождает проблему доверия граждан к получению медицинских услуг на первичном уровне. Помимо увеличения количественных показателей подготовки медицинских кадров, возможны и нетрадиционные подходы к решению этой проблемы. Прежде всего, это внедрение механизмов наставничества для повышения квалификации персонала районных больниц и расширение услуг, охватываемых медицинским страхованием, в учреждениях более низкого уровня (уровня коммун). Также, по мнению автора, следует активизировать работу по развитию семейной медицины;
3) широкое распространение зоонозных заболеваний и эпидемий. Приоритетом должна быть борьба со специфическими и новыми заболеваниями, характерными для конкретного географического региона. В этом, в том числе, состоит специфика национальной системы здравоохранения и медицинского страхования.
Направление социальных программ на заботу о здоровье населения в
свете работы по достижению Целей устойчивого развития, определенных ООН,
станет более значимым и будет определено в качестве главного приоритета для правительств развивающихся стран. И важная роль в решении этих задач принадлежит развитию и совершенствованию системы медицинского страхования.
3. Методический подход к развитию национальной системы медицинского страхования.
Перед развивающимися странами стоит проблема поиска финансовых источников для систем медицинского страхования со стороны государства,
чтобы существенно не увеличивать нагрузку на бюджет страны, либо не увеличивать страховые взносы населения и работодателей. При этом, с учетом общей тенденции на повышение среднего возраста и старение населения, следует обратить внимание не просто на предоставление медицинских услуг, а на внедрение в систему социального страхования принципов организации здравоохранения, направленных на поддержку автономии и достоинства пожилых.
87% населения Вьетнама охвачено социальным медицинским страхованием. Медицинские страховки для бедных граждан, этнических меньшинств, детей в возрасте до 6 лет и пожилых людей в возрасте старше 80 лет, а также для социально уязвимых групп населения полностью покрываются за счет государственных субсидий для выплаты страховых премий. Общие расходы Вьетнама на здравоохранение составляют около 6,5% ВВП, из которых
около половины расходуется за счет механизма государственного финансирования, включая поступления от государственных налогов и социальное медицинское страхование.
В современных условиях развивающиеся страны, в частности – Вьетнам, столкнулись с новым вызовом, который требует существенного переформатирования все еще формирующейся системы здравоохранения и медицинского страхования. Это – изменение демографической структуры населения, его старение. Изменение структуры населения страны увеличивает нагрузку не только на пенсионную, но и на медицинскую систему. Это отражается на необходимости долгосрочного длительного лечения, длительного пребывания в стационарах, разработки методов лечения специфических для стареющего населения заболеваний, в том числе хронических. В этой связи следует, по мнению автора, обратиться к опыту тех стран, которые подобные проблемы успешно решили.
Развитие национальных систем медицинского страхования, безусловно, должно опираться на успешный зарубежный опыт, при этом важную роль играет учет степени сходства национальных институциональных матриц страны-донора и страны-реципиента соответствующих формальных норм. А сама институциональная перестройка должна базироваться на учете экономических, ценностных, политических и иных факторов.
То есть, при планировании и осуществлении формальных институциональных преобразований, следует в первую очередь обращаться к
опыту стран, в большей или меньшей степени близких по организации и контенту неформальных институтов. Проведенный автором компаративный анализ показал, что такой страной-институциональным донором для Вьетнама может являться Япония. В этой связи, было рекомендовано осуществлять трансформацию формирующейся системы медицинского страхования во Вьетнаме путем заимствования опыта системы медицинского страхования в Японии с учетом новых вызовов, которые стоят перед Вьетнамом.
Прежде всего, установлена необходимость выделения отдельного направления медицинского страхования для пожилых, что диктуется изменением структуры населения в сторону увеличения доли пожилых в
долгосрочной перспективе и снижением числа трудоспособных членов общества. При всей разности начальных условий для преобразования системы медицинского страхования во Вьетнаме и Японии, установлено, что у них есть общая черта: страховые программы внедряются в обществах, где совместное взаимодействие или взаимопомощь населения – это важнейшие понятия. Эти страны имеют схожие институциональные матрицы.
Использование опыта Японии по организации отдельного направления страхования для пожилых с целью снижения финансовых рисков наиболее уязвимой, но постоянно растущей страты населения страны, требуется внесение корректив и в систему расселения. При правильной организации жизнедеятельности пожилых (на основе специально организованных отдельных сообществ) для них достигается компактное проживание, доступ к необходимым услугам, а также улучшение качества жизни за счет социальной
включенности. При этом, такая организация может одновременно сдерживать увеличение затрат на социальное обеспечение, способствовать реорганизации медицинской помощи и более эффективному управлению финансовыми рисками пожилых граждан.
Основными факторами, которые способствуют успешной трансплантации успешного японского опыта социального и медицинского страхования пожилых людей во Вьетнаме, стали: высокие темпы экономического роста, чувство солидарности, являющееся одной из национальных культурных ценностей, политическая воля в осуществлении модернизации здравоохранения и социального обеспечения населения, четкая правовая регламентация проводимых преобразований, осуществление реформ «снизу», с уровня общин.
По опыту Японии, эффективной является организация медицинского помощи населению в двух основных направлениях: собственно медицинская помощь; предоставление услуг долгосрочного ухода (длительного лечения, профилактики и т.п.). Обязательное медицинское страхование в этой связи также должно осуществляться по двум направлениям: классическое медицинское страхование и страхование долгосрочного ухода для пожилых людей. Это требует создания специальных центров для пожилых граждан.
Основными направлениями дальнейшего развития и трансформации системы медицинского страхования во Вьетнаме могут стать:
-дальнейшая дифференциация этой системы за счет выделения отдельных самостоятельных подсистем, ориентированных на важные адресные
группы граждан (помимо действующего сейчас разделения на жителей столичных регионов и провинции, а также – основного населения и беднейших его слоев, предлагается выделение специального контура медицинского страхования, ориентированного на пожилых граждан);
– развитие правового закрепления и законодательного регулирования указанной выше дифференциации, что требует принятия совокупности новых законодательных и подзаконных актов и – возможно (по опыту, например России, где активно используется принцип кодификации правовых норм) – принятие специального отраслевого Кодекса;
– создание многоканальной системы финансирования расходов на
медицинское страхование. В частности, рекомендуется использование таких нетрадиционных источников, как средства специальных фондов помощи пожилым, пенсионных фондов, пожертвований родственников и др.
4. Методический подход к формированию специальной интегрированной системы медицинского страхования, ориентированной на пожилых граждан.
По прогнозам, к 2050 году число пожилых людей, нуждающихся в поддержке для повседневной жизни в развивающихся странах, увеличится в четыре раза. Поэтому системы здравоохранения должны быть перестроены с учетом потребностей пожилых людей с интеграцией в них отдельных направлений долгосрочного ухода для пожилых. Действующие системы здравоохранения, особенно в странах с развивающимися и транзитивными
экономиками, пока слабо подготовлены к новым вызовам, связанным с глобальным старением населения, которое наблюдается повсюду в мире (рис. 1).
75
65
55
Age2 = 0,3144 Year + 54,886 R2 = 0,9667
Age1 = 0,3149 Year + 59,134 R2 = 0,909
Мир в целом
Вьетнам
Линейная (Мир в целом)
Линейная (Вьетнам)
Рисунок 1. Динамика среднего возраста при рождении во Вьетнаме и мире в целом (построено автором по данным Всемирного Банка)
Как следует из данных, приведенных на рисунке, средний возраст населения при рождении и в мире в целом, и в отдельных странах, в частности
– во Вьетнаме, стабильно растет. Этот рост хорошо (R2 > 0,9) описывается линейным трендом со среднегодовым приростом среднего возраста более чем на 3,5 месяца. Это увеличивает нагрузку на системы социального обеспечения, а также социального и медицинского, страхования.
Рассмотрим предпосылки, то есть предварительные условия и факторы, влияющие на возможности осуществления организационных изменений системы медицинского страхования для пожилых на основе традиционных ценностей коммун во Вьетнаме с учетом имеющегося опыта Японии. Этот опыт и возможности его заимствования сводятся к следующему: во-первых, это наличие и увеличение доли пожилого населения; во-вторых, схожие
1960 1962 1964 1966 1968 1970 1972 1974 1976 1978 1980 1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018
культурные традиции стран азиатского региона.; в-третьих, достижения медицинской науки и технологические достижения в области медицины, влияние долгосрочных трендов изменения мирового экономического уклада – глобализации и либерализации (табл. 2).
Таблица 2 – Предпосылки и факторы трансформации системы медицинского страхования во Вьетнаме (составлено автором)
Предпосылки Вызовы и Факторы Вызовы и возможности возможности
Увеличение доли пожилого населения
Необходимость заботы и долгосрочного ухода (социальный патронаж)
Урбанизация. Трансформация традиционного понимания о необходимости ухода за пожилыми членами семьи и совместного проживания с ними
Необходимость дополнительной заботы о пожилых домохозяйствах
Культурные ценности общества на основе взаимопомощи
Возможность организации жизнедеятельности на основе принципа «равный с равным»
Установка государства на достижение всеобщего охвата населения услугами здравоохранения
Увеличение финансирования программ социального страхования и обеспечения
Достижения медицинской науки и технологические достижения в области медицины
Возможность продления здорового периода жизни, услуги эстетической медицины по антивозрастным направлениям
Цифровая революция и Интернет- телемедицина
Технические возможности организации отдаленного консультирования и оказания медицинской помощи
Важнейшей предпосылкой формирования новой системы организации медицинского страхования являются культурные ценности общества на основе взаимопомощи – возможность организации жизнедеятельности на основе принципа «равный с равным». Этот принцип получил развитие и закрепление в системах традиционных норм поведения и ценностей многих стран регионов Восточной и Юго-Восточной Азии. Жителям этих стран, несмотря на модернизацию общества в XX-XXIвв., присущи такие ценности, как гуманность, доверие, забота о старших и уважительное отношение к ним, вежливость и т.д.
В этих обстоятельствах следует обратить внимание на очень важную особенность социально-экономического развития Вьетнама – обширные общинные связи. Общинный тип компактного проживания пожилых позволяет из бремени для семьи перейти в статус независимости. Некоторые коммуны
уже разрабатывают свои собственные уникальные программы и службы социального обеспечения для ухода и поддержки пожилых людей, которые могут быть трансформированы в страховые продукты по долгосрочному медицинскому уходу.
При этом могут быть выделены две базовые модели ухода за пожилыми людьми на уровне коммун: (1) модель ISHC для пожилых со средним уровнем дохода и (2) религиозная модель Дома престарелых «Dieu Vien» для менее обеспеченных пожилых людей. В обоих случаях основой является грамотное управление финансовыми рисками пожилых на основе добровольного и обязательного медицинского страхования.
По нашему мнению, именно первая модель (ISHC) может рассматриваться как вариант для разработки страховых продуктов добровольного медицинского страхования по длительному уходу за пожилыми. Это связано с тем, что медицинская компонента здесь выделяется в более явном виде. В данном случае страховщики могут объединить в новом страховом продукте склонность населения к общинному укладу жизни и увеличивающиеся с возрастом потребности в медицинском уходе.
Вторая же модель, по мнению автора, более близка к принципам благотворительности, и на нее оказывают существенное влияние буддистские ценности вьетнамского общества. В этой связи речь идет, скорее, не о возможностях внедрения страховых продуктов, а о возможности развития прямого финансирования этой программы жертвователями. Такой вывод, в том числе, подтверждается двумя обстоятельствами: во-первых, сложностью в обособлении собственно медицинской составляющей такого рода социального страхового продукта; во-вторых, низким уровнем доходов и сбережений пожилых граждан рассматриваемой категории, что делает затруднительным для них приобретение медицинских страховых полисов.
5. Система факторов, влияющих на содержание среднесрочной трансформации медицинского страхования во Вьетнаме.
Система медицинского страхования в любой стране, в том числе во Вьетнаме, пребывает в состоянии перманентного развития. Система выделенных по результатам исследования факторов, влияющих на такого рода развитие, приведена на рис. 2.
Установка на достижение всеобщего охвата здравоохранением является одним из приоритетов реализуемой во Вьетнаме политики. При этом предложено учитывать, что пожилые граждане нуждаются в медицинском страховании больше, чем более молодые группы населения. Однако и стоимость такого страхования для них выше из-за более высоких рисков здоровья. Во Вьетнаме эта проблема усугубляется миграцией населения трудоспособного возраста в города. Из-за урбанизации престарелые родители, как правило, остаются в сельской местности. Это требует разработки специальных страховых продуктов, ориентированных не только на оказание медицинской помощи, но и на уход за лицами старших поколений.
Установка государства на достижение всеобщего охвата населения услугами здравоохранения
Урбанизация и трансформация традиционного понимания о необхоимости ухода за пожилыми членами семьи и совместного проживания с ними
Цифровая революция
•Увеличение финансирования имеющихся программ социального страхования (в т.ч. медицинского) и обеспечения
•Формирование специальной программы социального страхования для пожилых
•Внедрение программ телемедицины, платформ взаимного медицинского страхования, специальных гаджетов для реабилитации пожилых
Рисунок 2. Факторы трансформации системы медицинского страхования во Вьетнаме (составлено автором)
Государство полностью субсидирует страховую премию для пожилых граждан Вьетнама. В то же время, на это недостает финансовых средств. Это определяется тем, что происходит общее увеличение стоимости медицинских услуг («медицинская инфляция»); наблюдается увеличение доходов населения и сопутствующий этому переход на более дорогостоящие медицинские услуги и развитие программ добровольного медицинского страхования; наблюдается ситуация общего ускорения старения населения. Поэтому требуется принятие адресных мер реагирования со стороны государства в области гарантий доступности медицинской помощи для граждан.
Согласно изученным эмпирическим данным за период с 2008 по 2018 гг., основным источником получения медицинской помощи населением стали государственные клиники (62,5% от всех зафиксированных обращений в год против 33,3% в 2008 г.); в два раза снизилась доля обращений пожилых пациентов в медицинские учреждения местного уровня (с 20,1% до 12,9% от всех зафиксированных обращений в год); отток произошел из частных медицинских центров: с 37,4% в 2008 г. до 18,9% в 2018 г. Это свидетельствует о необходимости изменения структуры системы здравоохранения и проработки вопроса включения в систему медицинского страхования частных клиник.
Урбанизация сопровождается изменением социальных установок и образа жизни. В период с 1960 по 2020 гг. количество городских жителей во Вьетнаме выросло более чем в два раза – с 30 млн чел в 1960 г. до почти 61 млн чел. в 2020 г., особенно массовый наплыв происходит в крупные города и промышленные зоны (Ханой, Хошимин, Дананг). В сельской местности, при этом, остаются престарелые родители мигрирующей в город молодежи. Постепенно изменяются базовые основы азиатского общества, где забота о родителях в преклонном возрасте была одним из традиционных приоритетов.
Решению проблем недостаточности медицинского обслуживания и ухода в сельской местности может способствовать активизация внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (телемедицины),
в том числе в вопросах осуществления мероприятий медицинского страхования. Следует поддерживать имеющуюся особенность Вьетнама в форме компактного проживания пожилых людей в общинах, где вовремя могут распознать признаки наступающего недомогания, осуществить меры по уходу и т.д. Это говорит о возможности внедрения не традиционных (индивидуальных), но альтернативных (групповых) медицинских страховых продуктов.
В то же время процессы урбанизации приводят к переселению молодых и более образованных людей в центральные города Вьетнама. Они начинают формировать быстрорастущий «новый средний класс». Городское население, благодаря увеличению благосостояния, имеет доступ к более профессиональной медицинской помощи и склонность к покупке полисов добровольного медицинского страхования. Это приводит к двуступенчатой схеме развития рынка медицинского страхования.
Первая ступень уже практически пройдена (например, в Ханое 90% населения имеют полис медицинского страхования). На второй ступени развития национального рынка медицинского страхования можно ожидать, что более зажиточные горожане молодых возрастов, не имеющие возможность регулярных визитов в сельскую местность к престарелым родственникам, начнут приобретать для них полисы дополнительного медицинского страхования, дабы иметь возможность дать им доступ к качественным услугам здравоохранения. Таким образом, в течение ближайших 10 лет можно ожидать, по мнению автора, «территориальную экспансию» страховых медицинских продуктов во Вьетнаме.
Пандемия новой коронавирусной инфекции стала драйвером для стремительного развития технологий в области телемедицины. Телекоммуникационные инновации становятся доступны не только молодежи, но и пожилым людям. При этом важна сегментация медицинских услуг, с выделением тех из них, которые адресованы именно пожилым людям, и их привязка к доступному для них оборудованию. При этом, перспективным направлением нам видится создание на основе смартфонов и их сетей систем сбор данных о состоянии здоровья пациентов, которые могут использоваться для более точного и адресного определения стоимости страховых медицинских полисов.
Анализ показал, что помимо дистанционного сбора данных, важное влияние на развитие системы медицинского страхования могут оказать следующие инновации в области IT: геймификация в медицинском страховании; голосовые инструменты медицинской диагностики и медицинской поддержки; расширение прав и возможностей пациентов как следствие технической революции; носимые цифровые гаджеты: цифровые пластыри, татуировки без необходимости подзарядки и др.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения диссертационной работы автором разработан научно-методический аппарат формирования и развития национальной системы медицинского страхования, адаптированный к специфике
развивающихся экономик, апробированный на примере Социалистической Республики Вьетнам. В частности, выявлена специфика систем медицинского страхования развивающихся стран, определяемая рядом характерных для них особенных факторов; выделены барьеры развития медицинского страхования, присущие развивающимся странам, которые рекомендовано учитывать в соответствующей государственной политике; предложен новый методический подход к развитию национальной системы медицинского страхования, отличающийся применением институционального бенчмаркинга и сопоставлением национальных институциональных матриц; разработан методический подход к формированию специальной интегрированной системы медицинского страхования, ориентированной на пожилых граждан; выделены направления среднесрочной трансформации национальной системы медицинского страхования во Вьетнаме.
Рекомендуется инструментарий, проработанный в диссертации, использовать при модернизации национальных систем медицинского страхования, в рамках соответствующих государственных стратегий, программ, планов и иных аналогичных документов; для совершенствования научно- методического обеспечения государственной социально-экономической политики; в деятельности отраслевых компаний, функционирующих на рынке услуг медицинского страхования.
В качестве направлений дальнейших исследований, по мнению автора, можно назвать: разработку методического обеспечения страховых продуктов, ориентированных преимущественно на традиционную медицину; обоснование комплекса мер по стимулированию развития въездного медицинского туризма во Вьетнам с целью расширения финансовой базы национального здравоохранения; проработку вопроса о формировании и внедрении в практику кооперативных страховых медицинских продуктов, ориентированных на использование членами традиционных вьетнамских общин.
Актуальность темы исследования. Современное социально-
экономическое развитие приобретает всё большую гуманистическую
направленность, в связи с чем решение социальных вопросов приобретает
определяющую значимость в государственной политике стран мира.
Справедливость этого тезиса подтвердили действия правительств в период
пандемии Covid-19, ориентированные, прежде всего на «человекосбережение»,
даже несмотря на возможные негативные экономические последствия подобной
ориентации реализуемых мер.
Проблемы совершенствования систем социального страхования и
социального обеспечения сегодня включены в повестку дня как развитых, так и
развивающихся стран. Эти проблемы имеют глобальный масштаб: по данным
Организации Объединенных Наций, лишь 27% населения планеты имеют доступ
к комплексным системам социального обеспечения, в то время как остальные 73%
охвачены ими частично или не охвачены вовсе. Это увеличивает финансовые и
социальные риски для стран (прежде всего – развивающихся), где достаточно
большая доля домохозяйств имеет низкие доходы, что не позволяет им
самостоятельно оплачивать, в частности, медицинские расходы, которые, в этой
связи, становятся катастрофическими для домохозяйств.
Доступность медицинской помощи для населения страны вне зависимости
от дохода, места проживания и иных факторов является важным показателем
эффективности социально-экономической системы в целом. Формирование
механизма ее получения является важнейшим вопросом, который в условиях
недостаточности государственных ресурсов эффективно может быть решен через
развитие национальной системы медицинского страхования, которая является
неотъемлемой частью системы социального страхования. Особенно остро стоит
этот вопрос в развивающихся странах, в частности – в Социалистической
Республике Вьетнам, где взят курс на ускоренное развитие национальной системы
медицинского страхования, реализуемого как в добровольной, так и в
обязательной формах.
Во Вьетнаме развитие медицинского страхования как подсистемы
социального страхования является стратегическим приоритетом для достижения
важной цели политики правительства в области здравоохранения – всеобщего
охвата населения услугами здравоохранения (Universal Health Coverage, UHC) и
снижения расходов домохозяйств на медицинские услуги за счет собственных
средств (out of pocket payment). Недостаточный охват медицинским страхованием
и, как следствие этого, необходимость дополнительных затрат домохозяйств на
медицинские услуги, связаны с нерешенностью ряда экономических,
организационных, финансовых, правовых и иных вопросов.
Таким образом, актуальной для изучения является проблематика, связанная
с разработкой научно-методических и теоретических положений, касающихся
формирования, развития, функционирования, а также возможных путей
В результате проведения исследования его цель, состоявшая в разработке
теоретических аспектов и методических инструментов формирования и развития
национальной системы медицинского страхования, адаптированных к специфике
развивающихся экономик, достигнута, все поставленные задачи решены в полном
объеме, что нашло отражение в тексте диссертации и кратких выводах по главам.
В заключении сделаем обобщающие выводы и представим рекомендации.
В диссертации установлено, что одним из важнейших направлений
управления социальными рисками является защита людей от финансовых рисков
с помощью механизма системы медицинского страхования и его всеобщего
внедрения. Однако финансовая недоступность медицинских услуг пока
сохраняется во многих странах с низким доходом, в том числе и во Вьетнаме, что
является одним из решающих барьеров для доступа населения к услугам
здравоохранения. При этом действующая в той или иной стране система
медицинского страхования как часть системы социального страхования
направлена на защиту домохозяйства от финансовых рисков, вызванных
необходимостью трат на медицинское обслуживание.
Во Вьетнаме в течение последних 20 лет государство ведет
целенаправленную политику по формированию и расширению системы
организации обязательного медицинского страхования, сочетающей в себе как
бюджетные, так и страховые принципы финансирования, а также по
формированию системы ДМС. Система медицинского страхования во Вьетнаме
начала формироваться в 80-х гг. прошлого века в рамках Политики всестороннего
обновления Doi Moi («Дой Мой») и построения «рыночной экономики с
социалистической ориентацией». Как результат коренных изменений, были
сформированные законодательные основы развития обязательного медицинского
страхования как части системы страхования социальных рисков, существенно
увеличилось финансирование системы здравоохранения, расширились источники
финансирования для лечебных учреждений, была нормативно закреплена целевая
установка руководства страны на всеобщий доступ населения к услугам
здравоохранения посредством развития медицинского страхования.
Медицинское страхование, как обязательные, так и добровольное, является
одним из ключевых механизмов сбора и объединения средств для
финансирования медицинских услуг, наряду с налоговым финансированием.
Несмотря на принятые активные шаги по развитию системы здравоохранения во
Вьетнаме, эффективность функционирования системы медицинского страхования
пока недостаточная – все еще каждое десятое домохозяйство тратит на
медицинские расходы более четверти своего бюджета. Такие расходы по
методике ООН являются катастрофическими и могут привести домохозяйство за
черту бедности, что препятствует в том числе и достижению цели всеобщего
охвата услугами здравоохранения, поставленной правительством СРВ.
Сложившаяся после начала реформ система медицинского страхования в
стране обладает определенной спецификой, характерной именно для азиатских
стран с развивающимися экономиками: сохраняющийся низкий уровень доходов
населения (при этом в периоды экономических потрясений существуют высокие
риски снижения доходов); неполный охват системой медицинского страхования
населения, что приводит к недополучению медицинской помощи, либо полному
отказу от нее при нехватке денежных средств; международной помощью,
осуществляемой международными организациями и частично оплатой
домохозяйствами медицинских услуг из собственного кармана; а также
существованием и широким распространением, наряду с официальной,
традиционной медицины.
Во Вьетнаме традиционная медицина является неотъемлемой частью
системы здравоохранения, активно способствуя оказанию первичной медико-
санитарной помощи, особенно среди групп населения с низким уровнем дохода.
Традиционная медицина помогает обеспечить возможность доступа к
медицинским услугам всех домохозяйств, независимо от их социального и
финансового положения, является важнейшим фактором достижения цели
всеобщего охвата услугами здравоохранения, поставленной правительством.
Обязательное медицинское страхование является основным методом
государственного финансирования здравоохранения во Вьетнаме и является
частью системы управления социальными рисками, однако имеет ряд
ограничений и требует дальнейшего совершенствования. В то же время, во
Вьетнаме продолжаются активные успешные социально-экономические
преобразования, которые создают возможности для дальнейшего развития
системы управления социальными рисками домохозяйств. Защита от финансовых
рисков населения осуществляется посредством всеобщего внедрения системы
обязательного медицинского страхования, а также механизмов добровольного
медицинского страхования.
Бурное социально-экономическое развитие вьетнамской экономики,
продолжающиеся процессы урбанизации, формирование «нового среднего
класса» позволяют развивать добровольное медицинское страхование, чтобы
удовлетворить потребности более обеспеченных слоев населения в качественном,
разнообразном медицинском обслуживании. Более того, вступление Вьетнама в
фазу «старения населения» все больше требует внимания со стороны регуляторов
финансового рынка, а также разработки новых страховых продуктов
долгосрочного медицинского ухода, учитывающих культурные особенности
вьетнамского общества и крепкие общинные связи.
В исследовании были выявлены предпосылки, то есть резервы, имеющиеся
в самой системе медицинского страхования, которые при правильной постановке
задачи могут помочь улучшить ситуацию в области медицинского страхования
без дополнительных серьезных реформ. Важнейшей предпосылкой
организационной трансформации системы медицинского страхования являются
культурные ценности общества, ценности взаимопомощи – возможности
организации жизнедеятельности на основе принципа «равный с равным». Второй
предпосылкой организационных изменений в системе медицинского страхования
являются технологические достижения в медицине, которые позволяют продлить
здоровую жизнь пожилых людей. Третьей предпосылкой для повышения качества
системы медицинского страхования и ее доступности для уязвимых пожилых
членов общества является доверие к традиционной медицине. Выявленные
возможности требуют адекватных действий Правительства по внедрению
организационных изменений в систему медицинского страхования Вьетнама.
В качестве направлений дальнейших исследований, по мнению автора,
можно назвать: разработку методического обеспечения страховых продуктов,
ориентированных преимущественно на традиционную медицину; обоснование
комплекса мер по стимулированию развития въездного медицинского туризма во
Вьетнам с целью расширения финансовой базы национального здравоохранения;
проработку вопроса о формировании и внедрении в практику кооперативных
страховых медицинских продуктов, ориентированных на использование членами
традиционных вьетнамских общин.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВП – валовой внутренний продукт
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ГЧП – государственно-частное партнерство
ДМС – дополнительное медицинское страхование
ИИ – искусственный интеллект
ИТ (IT) – информационные технологии
КПВ – Коммунистическая партия Вьетнама
МВФ – Международный Валютный Фонд
МОТ – Международная организация труда
МРОТ – минимальный размер оплаты труда
ОМС – обязательное медицинское страхование
ОПР – официальная помощь на цели развития
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития
СРВ – Социалистическая Республика Вьетнам
ТКМ – традиционная китайская медицина
ТМ – традиционная медицина
ФОТ – фонд оплаты труда
ЦУР – цели устойчивого развития
VND – вьетнамский донг
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!