Феномен награждения древнеегипетских чиновников в культуре эпохи Нового царства
Введение 4
ГЛАВА 1. «Система хвалы» и ее отражение в культуре 26
Древнего Египта
1.1. Свидетельства о награждении чиновников времени 36
Древнего и Среднего царств
1.2. Феномен награждения частных лиц золотом в эпоху 37
Нового царства и предпосылки появления сцен награждения в
частных гробницах
ГЛАВА 2. Иконография древнеегипетских сцен награждения 43
времени правления XVIII династии
2.1. Сцены награждения чиновников из частных гробниц 44
доамарнской эпохи
2.2 Сцены из частных гробниц раннеамарнского периода 54
2.3. Сцены награждения из частных гробниц 63
среднеамарнской эпохи
2.4. Сцены награждения из частных гробниц 77
позднеамарнской эпохи
2.5 Сцены награждения знати в частных гробницах 100
постамарнского периода
2.6. Свидетельства награждения знати на стелах времени 119
правления XVIII династии
ГЛАВА 3. Иконография древнеегипетских сцен награждения 130
времени правления XIX–XX династий
3.1. Сцены награждения и их место в системе росписи 130
частных гробниц времени правления XIX–XX династий
3.2. Стелы, иллюстрирующие награждения чиновников эпохи 150
XIX династии
3.3. Сцены награждения в храмовых комплексах XIX–XX 153
династий
ГЛАВА 4. «Золото почести» и «золото храбрости»: типология и 163
символика древнеегипетских наград эпохи Нового царства
4.1. «Золото почести»: типология и символика 163
древнеегипетских наград эпохи Нового царства
4.2. «Золото храбрости»: проблема выявления военных наград 172
эпохи Нового царства и их символика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 200
ПРИЛОЖЕНИЕ 211
Приложение 1. Список награжденных чиновников 212
Приложение 2. Переводы текстов 222
Приложение 3. Иллюстрации 329
Глава 1 «Система хвалы» и ее отражение в культуре Древнего Египта» посвящена
обзору феномена награждения древнеегипетских чиновников царем. В первом параграфе
рассмотрены случаи награждения золотом чиновников Древнего и Среднего царств. Во
втором параграфе проанализированы изменения, происходившие в системе росписи частных
гробниц в начале Нового царства, и рассмотрены примеры сцен царской аудиенции, которые
стали прототипом сцен награждения.
Награждение древнеегипетской знати за верную службу царём материальными
благами складывается уже в середине III тыс. до н.э., в эпоху Древнего царства. Возможно,
подобная «система хвалы» появляется даже раньше, но именно ко времени правления царей
Древнего царства относятся первые документальные свидетельства о награждении
чиновников. Чаще всего это письменные свидетельства из автобиографий вельмож, а также
рельефные изображения из поминальных храмов царей Сахура и Ниусерра в Абусире.
К этому же времени относятся первые памятники, свидетельствующие об
использовании в качестве наград золотых украшений. И если в правление V династии в
автобиографических и пояснительных текстах встречается только упоминание о «даровании
хвалы» или «даровании золота», то уже к концу VI династии появляется словосочетание nbw
n Hswt «золото почести» — т.е. в это время складывается ритуал награждения,
распространённый в период расцвета Древнего Египта — в эпоху Нового царства.
Личность царя в эпоху Древнего царства настолько сакральна, что, по всей
видимости, он даже не присутствовал на награждении. Религиозные представления древних
египтян в этот период не позволяли помещать изображение царя или богов в частных
гробницах. Своеобразным отражением царской наградной церемонии могли быть
гробничные сцены, на которых владелец гробницы награждает украшениями — ожерельями
и диадемами — слуг и работников.
«Система хвалы» продолжает существовать в эпоху Среднего царства: хотя
изобразительных источников от этого периода не сохранилось, автобиографии чиновников
первой половины II тыс. до н.э. подтверждают существование феномена награждения.
Комплекс наград, получаемый знатью, складывается ещё в эпоху Древнего царства,
но окончательно формируется только в начале XVIII династии. В Древнем царстве
награждали четырьмя видами ожерелий, в том числе ожерельем-Sbyw, которое стало
основной наградой в эпоху Нового царства. Однако изменяется количество ожерелий,
которыми награждают чиновника. В эпоху Древнего царства награждали, как правило,
одним-двумя ожерельями, а в эпоху Нового царства их количество варьируется от одного до
двадцати. Также в качестве наград часто использовались благовония: сосуды с маслами для
умащения — на рельефах Древнего царства, или конусы из благовоний — в Новом царстве.
Уже при первых царях XVIII династии завершается сложение феномена
награждения чиновников и воинов золотыми украшениями — так называемым «золотом
почести», подтверждение чему мы видим в автобиографических текстах знати и на стенах их
гробниц, где встречается изображение владельца погребального сооружения в наградах.
Комплексный анализ египетских изобразительных, письменных и вещественных источников
периода Нового царства позволяет сделать вывод, что для чиновников и воинов середины —
второй половины II тыс. до н.э. существовал единый комплекс наград, называемый nbw n
Hswt — «золото почести». Основной наградой стало золотое ожерелье-оплечье Sbyw из
нескольких рядов (от двух до пяти) дисковидных бусин, которое прежде встречалось только
на изображениях царя и богов. Обычно награждаемый получал несколько подобных
ожерелий, число которых, как мы уже говорили, могло достигать двадцати. К «золоту
почести» относятся парные браслеты-awaw, которых могли даровать от одной до восьми пар,
и браслеты-msktw (чаще всего пара). Помимо этого, царь мог наделять подчинённых
серьгами и диадемами. Один из награждённых — Сеннефер — получил в дар подвеску в
виде двух сердец.
В начале XVIII династии воины также могли получить в дар ритуальное оружие и
подвески в виде мух и львов как символы силы и храбрости. Возможно, появление в качестве
награды подвесок в форме мух неслучайно и связано с нубийскими военными походами,
начатыми царем Яхмосом I. Подобные награды в начале XVIII династии могли
символизировать победу именно над нубийцами. Среди них вполне могли оказаться золотые
трофейные подвески как некий символ поверженных врагов. Позже, при Тутмосе III, видимо,
произошло расширение сферы применения этой награды. Отныне воины стали получать
подвески-мухи не только за нубийские походы, но и за успехи, проявленные в ходе
азиатских военных кампаний. Также следует отметить, что и в нубийских, и в азиатских
походах принимали участие одни и те же воины, поэтому вполне логичным представляется
унификация наград по случаю победы над разными в этническом плане противниками.
Исчезновение подобных наград именно в правление Тутмоса III можно объяснить
присоединением Нубии и, как следствие, утратой актуальности такого символа как награды
за победу над «конкретным» противником — нубийцами.
Ожерелье-оплечьеSbywсталонагляднымсимволомсоциальногостатуса
награждённого, его близости к фараону и одобрения царём его деятельности. В этом
ожерелье в эпоху Нового царства продолжали изображать царя и богов, а чиновник,
получивший подобную награду, представал в этом ожерелье не только в сцене награждения,
но и в других сценах в гробнице, а также на стелах и на статуях.
В начале Нового царства жизнь древнеегипетского общества претерпевает
множество изменений, которые затронули все ее сферы. Активная завоевательная политика
первых царей XVIII династии, которые лично участвовали в походах, приводит к сближению
фараона и его подданных, а, следовательно, к уменьшению сакральности личности царя,
своего рода её частичной демократизации. Это нашло отражение в сложении новой системы
декора частных гробниц, которая претерпевает изменения на протяжении всей эпохи. До
XVIII династии традиция включения образа царя в систему декора частных усыпальниц
отсутствовала. Однако во время правления царей XVIII династии ситуация меняется —
сцены, включающие фигуру царя и в ряде случаев его семьи, начинают появляться в частных
гробницах, а в амарнскую эпоху занимают центральное место в общей системе декора
гробницы.
С начала XVIII династии в системе декора частных гробниц появляются
изображения фараона, участвовавшего в различных дворцовых ритуалах, сперва связанных
только с личностью царя, например, празднование царского хеб-седа.
До времени правления Тутмоса IV в гробницах встречаются только изображения
владельца гробницы в наградах. Но при Тутмосе IV в системе декора частной гробницы
впервые появляется сцена, иллюстрирующая награждение вельможи в присутствии царя.
Изначально награждение сановника не было самостоятельным сюжетом, а являлось лишь
частью визуализации придворных ритуалов. Однако уже при Аменхотепе III награждение
чиновника стало отдельным сюжетом.
Глава 2 «Иконография древнеегипетских сцен награждения времени правления
XVIII династии» посвящена анализу композиционных особенностей двадцати девяти сцен
награждения, находящихся в двадцати одной гробнице, датируемых правлением XVIII
династии из Фиванского, Саккарского и Амарнского некрополей. Анализ иконографических
особенностей сцен награждения дает возможность охарактеризовать нюансы ритуала
награждения знати при царях XVIII династии.
При анализе сцен награждения акцентируются следующие моменты: место
награждения и характер изображения фараона перед подданными; персона награждающего;
персона награждаемого; виды получаемых наград; лица, присутствующие при награждении;
наличие сцен, иллюстрирующих события, происходящие после награждения.
Изучение данных аспектов дало возможность выявить эволюцию композиций сцен
награждения чиновников, реконструировать, собственно, сам ритуал награждения, а также
выявить отдельные принципы функционирования царской администрации (связанные с
«системой хвалы») в эпоху Нового царства.
Сценынаграждениячиновниковможноразделитьнадватипа:сцены,
иллюстрирующие непосредственно награждение сановника, и сцены, косвенно связанные с
этой церемонией.
Для сцен награждения доамарнского периода (время правления Тутмоса IV —
Аменхотепа III) характерны следующие особенности: награждение вельможи происходит во
дворце фараона, изображение фараона занимает центральное место в композиции сцены.
Хотя царь не принимает какого-либо участия в награждении, а только присутствует на нём,
он восседает на троне под балдахином на некотором возвышении, иногда в сопровождении
богини. Ранние доамарнские сцены награждения чиновника не являются самостоятельными,
это лишь небольшая часть другой сцены, связанной с жизнью фараона, такой как принесение
даров и букета лотосов царю в гробнице Себекхотепа (ТТ 63, время Тутмоса IV),
подношение даров Амону в гробнице Аменхотепсаэса (ТТ 75, время Тутмоса IV),
празднование хеб-седа в гробнице Херуэфа (ТТ 192, время Аменхотепа III).
К концу правления Аменхотепа III сцены, иллюстрирующие награждение вельможи,
становятся самостоятельными, как, например, в гробнице Хаемхата (ТТ 57). Награждаемые
чиновники находятся перед балдахином, они предстают перед фараоном, облачённые в
парадные одежды с поднятыми в приветственном жесте руками, само награждение
производятслужителисокровищницы.Дляданногоэтапахарактерноотсутствие
дополнительных сцен, которые иллюстрировали бы различные сюжеты из придворной
жизни. Помимо награждаемых вельмож и служителей сокровищницы на награждении
присутствует всего несколько сановников, практически нет изображения наград, получаемых
вельможей.
Религиозная реформа, проведённая Аменхотепом IV (Эхнатоном), отразилась на
всех сферах жизни древних египтян, в том числе и на системе декора частных гробниц.
Желание Эхнатона возвысить лишь одно божество — Атона, привело к изменению манеры
изображения царя и членов его семьи, которые зрительно (хотя вряд ли реально)
максимально приближаются к обычным смертным, а придворный церемониал упрощается. В
этот период в частных гробницах появляются изображения обычной жизни царской семьи,
например, пир или выезд в храм. Ещё более важен тот факт, что начинают изображаться
эмоции царской семьи: Эхнатон держит за руку или даже целует жену Нефертити и дочерей.
Эти изменения влияют и на ритуал награждения придворных: стараясь максимально
приблизиться к подданным, фараон и члены его семьи лично вручают награды
представителям знати. Царская семья, появляясь перед придворными на балконе дворца,
собственноручно бросает награды стоящим перед балконом чиновникам. К амарнскому
периоду относится наибольшее число сцен награждения чиновников, а сами сцены
становятся максимально детализированными. Награждение может происходить не только на
аудиенции во дворце, но и на месте службы чиновника, куда прибывает царская чета.
Для раннеамарнского периода (правление Аменхотепа IV (Эхнатона) до 6-го года
его царствования) характерны следующие особенности: награждение происходит во дворце,
когда фараон появляется перед придворными в сопровождении семьи в так называемом
«окне появления». Само награждение проводят служители сокровищницы, которые стоят
около награждаемого чиновника и надевают на него ожерелья-оплечья. В этот период
появляются дополнительные сюжеты, иллюстрирующие события, связанные с награждением
чиновника во дворце: чествование награждённого сановника другими вельможами и слугами
в момент его выхода из ворот дворца после награждения, а также сцены, сообщающие о
характере служебной деятельности награждаемого чиновника, например, изображения
службы Рамеса в качестве визиря, а именно процесс встречи иноземных подданных.
В среднеамарнскую эпоху (6–10-й годы правления Эхнатона) преобладает тип сцен,
на которых награждение чиновника осуществляется царём во дворце из «окна появления».
Детали сцены различаются от гробницы к гробнице, однако везде присутствует доминанта:
центральное место в композиции занимает балкон дворца. Скорее всего, это обусловлено тем
фактом, что художники изображали одно и то же реально существующее помещение дворца.
Над балконом могло быть помещено изображение самого дворца.
В этот период появляется обрамление балкона титулами и именами царской четы, а
также его украшение геометрическими и растительными мотивами. Позы членов царской
семьи практически идентичны. В среднеамарнскую эпоху царица Нефертити часто показана
опирающейся на подушку и обнимающей одной рукой своего супруга. Позже, в
позднеамарнскую эпоху, царицу будут изображать на некотором отдалении от фараона, как
бы демонстрируя охлаждение их отношений. Рядом с балконом стоит награждаемый
чиновник. Его фигура всегда облачена в парадную одежду — в пышную плиссированную
юбку и белую тунику с коротким рукавом.
На сценах награждения часто присутствует множество вельмож — свидетелей
награждения. Церемонию награждения проводят служители сокровищницы, которые стоят
около награждаемого чиновника и надевают на него ожерелья-оплечья. Встречаются случаи,
когда награждение проводит сам фараон или вся царская семья. Так, на рельефах из
амарнской гробницы Эйе (ТА 25, время правления Эхнатона) видно, что в награждении
участвует вся царская семья: Эхнатон, Нефертити, а также две их дочери бросают награды
стоящим около балкона Эйе и его жене Тии. Сцену награждения сопровождают различные
дополнительные сюжеты, например, распространение вести о награждении по дворцу.
В позднеамарнскую эпоху (вторая половина правления Эхнатона, начиная с 11-го
года, и правление его преемника Сменхкара) продолжает существовать традиция
награждения чиновника во дворце фараона перед «окном появления». Композиция подобных
сцен остается практически неизменной, однако сцены становятся ещё более масштабными.
Награждение проводят служители сокровищницы, которые стоят около награждаемого
чиновника и надевают на него ожерелья-оплечья. Встречаются случаи, когда награждение
проводит сам фараон или вся царская семья. В гробницах Хуиа (ТА 1) и Мерира II (ТА 2)
награждение проводит царская чета — Эхнатон и Нефертити, а в гробнице Мерира I (ТА 4)
— один Эхнатон.
Практически во всех гробницах некрополя Ахетатона на сценах награждения
изображается одинаковый состав чиновников, которых можно разделить на несколько групп:
высшие чиновники и жрецы (возможно, друзья); писцы; носители опахал и охрана дворца;
иноземные подданные в окружении египетских чиновников и переводчиков, ожидающие
аудиенции у фараона; возничие и колесницы, ждущие награждаемого чиновника, чтобы
отвезти его домой.
Сцену награждения сопровождают различные дополнительные сюжеты, которые
тематически можно разделить на две группы. К первой группе относятся сцены,
посвящённые событиям, связанным с награждением чиновника во дворце: его прибытие во
дворец; поздравление награждённого сановника другими вельможами и слугами в момент
его выхода из ворот дворца; отъезд награждённого вельможи из дворца; возвращение
награждённого чиновника домой, где его встречают друзья и слуги; распространение вести о
награждении по дворцу.
Ко второй группе дополнительных сюжетов можно отнести более редкие сцены,
иллюстрирующие служебную деятельность награждаемого чиновника. Примером служит
гробница Хуиа (ТА 1). В первом случае здесь проиллюстрированы его обязанности как
«распорядителя сокровищницы» — чиновник занят описью имущества, хранящегося в
сокровищнице. Во втором случае Хуиа предстаёт как «распорядитель дома царской жены
Тийи», где он изображён в одном из побочных помещений.
В позднеамарнский период появляются также сцены награждения внутри дворца, но
не перед «окном появления». Это видно на рельефах из гробниц Пенчу (ТА 5) и Мерира II
(ТА 2). В первом случае награждение происходит в зале для аудиенций: Пенчу предстаёт
перед сидящим на троне Эхнатоном. Во втором случае Мерира II изображён в присутствии
стоящей царской четы (возможно, Сменхкара и Меритатон) на фоне фасада дворца.
В позднеамарнскую эпоху формируется новый тип награждения — награждение
чиновника на месте его службы, например, награждение Мерира I в храме Атона. В центре
композиции здесь царская семья. Перед ними предстаёт чиновник с поднятыми в
приветствии руками, в праздничной одежде — белой тунике с коротким рукавом.
Награждает его распорядитель сокровищницы, надевающий на хозяина гробницы ожерелья-
оплечья. За награждаемым чиновником стоят другие придворные: писцы, записывающие
отчёт о награждении, носители опахала и пр. Подобные сюжеты являются частью сцен,
иллюстрирующих инспекцию, проводимую фараоном.
После смерти Эхнатона происходит постепенное восстановление придворных
церемоний, и последние цари XVIII династии будут только присутствовать на награждении,
но не проводить его лично. В постамарнскую эпоху (время правления Тутанхамона, Эйе и
Хоремхеба) можно выделить три типа сцен награждения: награждение чиновника во дворце,
награждение на месте службы, награждение в сокровищнице.
В гробнице Неферхотепа I (ТТ 49, время Эйе) присутствует сцена награждения во
дворце, в которой фараон в сопровождении царицы предстаёт перед подданными в «окне
появления». В отличие от более ранних сцен, за «окном появления» нет изображения
помещений дворца или свиты, сопровождающей фараона.
Показательным примером сцен награждения чиновника на месте его службы
являются изображения в гробнице военачальника Хоремхеба, который был награждён
Тутанхамоном в военном лагере. Композиция этой сцены награждения строится по тем же
принципам, что и сцены награждения чиновников на месте службы в позднеамарнскую
эпоху. Награждение производят служители сокровищницы. Возможно, награждение
Хоремхеба происходит во время проведения инспекции армии Тутанхамоном.
Третий тип награждения в этот период — награждение вельможи в сокровищнице,
например, сцена награждения из гробницы Неферхотепа II (ТТ 50, время Хоремхеба): царь,
стоящий около постамента со своей свитой, не производит награждение сам, но он
протягивает руку к собравшимся чиновникам, тем самым как бы участвуя в событии.
Дополнительные сюжеты сведены к минимуму, передан только выход чиновников из
сокровищницы. Следует отметить, что для ритуала награждения, происходящего в
сокровищнице, характерно отсутствие изображения самой сокровищницы. Однако место
проведения награждения указано в сопроводительном тексте.
C течением времени на рельефах увеличивается количество даров, получаемых
чиновником при награждении, или, по крайней мере, увеличивается число изображаемых
наград. Это касается не только ожерелий-оплечий, но и других даров. Если при
Аменхотепе III на изображениях встречаются только ожерелья-оплечья и браслеты двух
видов, то в амарнскую и раннюю постамарнскую эпохи к ним добавляются продукты
питания, посуда, одежда. В позднюю постамарнскую эпоху наблюдается возвращение к
ранней традиции, когда на рельефах изображаются только ожерелья-оплечья.
На основе рассмотренного материала представляется возможным охарактеризовать
эволюцию композиционных особенностей сцен награждения эпохи XVIII династии. Во-
первых, с течением времени сцены награждения становятся больше по размеру и более
детальны. При Тутмосе IV и Аменхотепе III (доамарнский период) сцена, иллюстрирующая
награждение чиновника, была лишь частью большого сюжета, посвящённого тому или
иному важному событию, такому как празднование хеб-седа царя или подношение даров
богу Амону. К концу правления Аменхотепа III награждение вельможи становится
отдельной сценой, а уже с раннеамарнского времени к сцене, изображающей награждение
сановника, добавляются сюжеты, иллюстрирующие события, связанные с церемонией
(отъезд из дворца, праздничный пир и т.д.) или его служебной деятельностью. Также
увеличивается количество изображаемых свидетелей награждения и самих даров. В конце
постамарнской эпохи (правление Хоремхеба) появляется тенденция к лаконизации сцены,
иллюстрирующейнаграждение.Кминимумусводятсяизображениявельмож,
присутствующих при награждении, практически исчезает изображение даров. Во-вторых,
композиционно сцены, иллюстрирующие награждение, становятся более разнообразными.
Если в доамарнскую, раннеамарнскую и среднеамарнскую эпохи зафиксированы только
моменты награждений, происходящих во дворце, где фараон появляется сидящим под
балдахином (в доамарнскую эпоху) либо предстаёт перед подданными в «окне появления» (в
раннеамарнскую и среднеамарнскую эпохи), то уже в позднеамарнскую эпоху развивается
композиционная вариативность. Здесь имеют место сцены награждения во дворце: и перед
«окном появления», и во дворе для аудиенций (когда фараон показан сидящим на троне), и
во дворе около пилона дворца. Наконец, возникает сцена награждения на месте службы
чиновника, в которой действие производится во время инспекции. Все эти вариации
сохраняются и в постамарнскую эпоху, но к ним добавляется ещё один вид награждения,
проходящий в сокровищнице.
Начиная с XVIII династии становится характерным изображение однажды
награждённого чиновника в наградах на всех сценах в гробнице, а также на стелах и в
статуях, но следует отдельно выделить сцены, косвенно связанные с награждением. Они
появляются во время правления Аменхотепа II и довольно редки при XVIII династии, но
становятся более популярными при XIX династии. Их можно разделить на несколько
сюжетов. К первому относится царская аудиенция, на которой присутствует награждённый.
В гробницах Рехмира (ТТ 100, время правления Тутмоса III — Аменхотепа II), Маиа (LS 27,
время Тутанхамона) и Хуи (ТТ 40, время Тутанхамона) чиновники изображены сразу после
награждения, но сама аудиенция не показана. В гробницах Рехмира и Маиа вельможи
возвращаются домой после награждения, они изображены в наградах, а сопровождающие их
слуги несут полученные дары. В обеих гробницах сановников после награждения их
встречают родственники.
Итак, если говорить о сценах, иллюстрирующих возвращение чиновника, то можно
выделить следующую эволюцию. Подобные сцены практически отсутствуют в гробницах
чиновников доамарнской эпохи, исключением является сцена в гробнице Рехмира (ТТ 100).
С начала правления Аменхотепа IV они приобретают всё большую популярность; их
композиция становится всё более развёрнутой и вариативной, от одного-двух нижних
регистров в сцене награждения, например, в гробнице Мерира в Ахетатоне, до отдельной
сцены, занимающей не меньшее пространство, чем сама сцена царской аудиенции, в
гробнице Эйе в Ахетатоне или в фиванской гробнице Неферхотепа I (ТТ 49, времени
правления Эйе). Уже в амарнскую эпоху этот сюжет становится самостоятельным на стелах,
как видно по стеле Ани, где изображён чиновник, возвращающийся с награждения домой на
колеснице. Однако во время правления последнего царя XVIII династии Хоремхеба эти
сцены минимизируются, и мы видим уже лишь несколько друзей, встречающих чиновника
после награждения, например, на сцене награждения Неферхотепа II (ТТ 50), или же эти
сюжеты становятся отдельными сценами, как происходит в гробнице Маиа и Мерит в
Саккаре.
Глава 3 «Иконография древнеегипетских сцен награждения времени правления
XIX–XX династий» посвящена анализу композиционных особенностей пятнадцати сцен
награждения, находящихся в девяти гробницах, трёх храмах и на двух стелах, датируемых
правлением XIX–XX династий из некрополей Фив, Анибы и Дейр Рифы, а также храмовых
комплексов Карнака, Бейт эль-Вали и Мединет Абу. Принципы композиционного
построения древнеегипетских сцен награждения времени XIX–XX династий, несомненно,
основаны на материале предыдущей эпохи XVIII династии, которая является периодом
расцвета феномена награждения.
Сложившаяся в конце XVIII династиитенденция к уменьшению сцены,
иллюстрирующей награждение, продолжает развиваться при XIX–XX династиях. Хотя
сцены награждения встречаются в частных гробницах XIX–XX династий гораздо реже,
нежели при XVIII династии, их композиционное решение демонстрирует большую свободу и
вариативность в сравнении с памятниками предшествующего времени.
При XIX–XX династиях иконографическая программа частных гробниц кардинально
меняется. На время правления первых царей XIX династии приходятся военные
столкновения с хеттами, а Рамсес II переносит свою резиденцию на территорию северо-
восточной дельты и основывает город Пер-Рамсес, ставший новым административным
центром Египта, тогда как Фивам отводится роль религиозной столицы. Поэтому в
фиванском некрополе в это время преобладают гробницы местного жречества и чиновников,
чья служба была связана с Фивами и югом Египта, — градоначальников Фив, южных
номархов и наместников Нубии. Закономерно, что росписи жреческих гробниц были
посвящены религиозной тематике, в их гробницах постепенно исчезают сцены из
повседневной дворцовой жизни, уступая место развёрнутым сценам, иллюстрирующим
жизнь жрецов. Не остаётся места здесь сценам награждения, демонстрирующим роль царя
как главного благодетеля.
Итак, в частных гробницах времени правления XIX–XX династий сцены
награждения встречаются гораздо реже, нежели в предыдущий период. По всей видимости,
это было связано с изменением ритуала награждения чиновников «золотом почести», а также
с изменением системы декора частных гробниц, в которых начинают преобладать сюжеты,
связанные с погребальным ритуалом и пребыванием души человека в загробном мире.
Немногие сохранившиеся сцены указанного периода можно разделить на два типа:
иллюстрирующие награждение чиновника и показывающие прибытие вельможи после
награждения домой. Если говорить о первых, следует отметить, что награждение, как и при
XVIII династии, могло происходить во дворце и на месте службы чиновника, хотя довольно
часто мы не можем установить, где происходило награждение.
ПриXIXдинастиисакральностьинеприкосновенностьличностицаря
восстанавливаются, и сцены, иллюстрирующие награждение, начинают постепенно исчезать
из системы декора частных гробниц, уступая место сценам возвращения чиновника после
награждения домой, т.е. изображениям чиновника в наградах. Исключением является время
правления Рамсеса II, при котором вновь встречаются сцены награждения, где царь лично
бросает награды своим воинам. Примечателен тот факт, что при Рамсесе II впервые
появляется сцена награждения в системе декора не частной гробницы, а храма — сцена
награждения Именмипета в храме Бейт эль-Вали в Нубии. Появление этой сцены в системе
храмового декора могло иметь две причины: высокий социальный статус награждаемого
наместника Куша и желание показать царя, поддерживающего миропорядок-маат, ведь в
Бейт эль-Вали мы видим Рамсеса II в двух ипостасях — как царя, карающего врагов и
вознаграждающего подданных за верную службу.
После правления Рамсеса II роль царя в ритуале награждения знати стремительно
уменьшается, что связано, вероятно, с постепенным его отдалением даже от собственных
приближенных. При XX династии на награждении чиновников царь появляется всё реже, а
его место постепенно занимает царская статуя. В тех случаях, когда царь присутствует на
награждении, он не принимает в нём участия, а лишь протягивает руку в сторону
награждаемого. Это может говорить о понижении статуса «золота почести» в этот период,
что могло быть одной из причин исчезновения подобных сцен из системы декора частных
гробниц. Если при XVIII династии речь идёт о великом событии, о дарении наград
чиновнику лично царём на аудиенции перед всем двором, то при XIX–XX династиях
подобные награждения происходят всё реже, став формальной церемонией без присутствия
царя. Возможно, именно из-за того, что награждение чиновника не проводилось лично
царём, чаще встречаются сцены, иллюстрирующие не процесс награждения, а возвращение
чиновника после награждения домой. Параллельно с этим имеет место и другой процесс —
развитие религиозных представлений и жреческой мысли, в том числе эволюция
погребальных ритуалов, в результате чего из системы декора частных гробниц практически
исчезаетизображениепроцессанаграждениячиновников,котороезаменяется
представлением владельца гробницы в наградах перед царской статуей.
Композиция сцен, иллюстрирующих возвращение чиновника после награждения,
основана на похожих сюжетах, встречающихся в частных гробницах XVIII династии.
Конечно, в эпоху XVIII династии подобные сцены не были самостоятельными, а являлись
частью большой сцены награждения, которая занимала одну или даже несколько стен
гробницы. При XIX–XX династиях эти сцены сокращаются до одного регистра, однако, в
отличие от сцен, иллюстрирующих само награждение, которые становятся гораздо скромнее,
сцены возвращения чиновника после награждения сохраняют композицию, характерную для
времени правления XVIII династии. В целом несомненно, что сцены из частных гробниц
XIX–XX династий строятся на иконографических принципах сцен предыдущей эпохи XVIII
династии — времени расцвета практики награждения «золотом почести».
Если говорить о композиционных особенностях редких сцен награждения
чиновников в храмах, они возникают на основе сцен из частных гробниц. Однако каждая из
них уникальна. Сцена из храма Бейт эль-Вали — первый случай изображения награждения
чиновника — Именмипета — не в его гробнице, а в храмовом комплексе. Но композиционно
она близка к сценам принесения даров или просто аудиенций иноземных послов, которые
довольно часто встречаются в гробницах высшей фиванской знати времени правления XVIII
династии; эти сцены во многом иллюстрируют их придворную службу.
Появление награждения Именмипета в храме Бейт эль-Вали — уникальный случай:
хотя она занимает лишь малую часть сцены принесения даров, она свидетельствует о значи-
тельных изменениях в жизни египетской знати. Конечно, появление данной сцены в нубий-
ском храме связано с высоким социальным статусом награждаемого чиновника — он был
царским наместником в Куше. Здесь просматриваются те же тенденции, что и с гробницами
номархов в провинциях, когда местные главы царской администрации могли позволить себе
на вверенной им территории несколько больше, чем многие чиновники в столице, отчасти
даже использовав царские прерогативы.
Награждение Аменхотепа из Карнакского храма (времени правления Рамсеса IX)
можно отнести к сценам восхваления, происходящим на месте службы чиновника, которые
впервые появляются в частных гробницах с позднеамарнского периода.
На сценах награждения в храмах мы видим те же тенденции, что были характерны и
для сцен в частных гробницах XIX–XX династий. В отличие от композиций времени
XVIII династии здесь отсутствуют дополнительные сцены, иллюстрирующие место, где
происходитнаграждение.ДлявремениXIX–XX династийхарактерноуменьшение
количества действующих лиц и количества изображаемых наград, а также исчезают
дополнительные сюжеты. Есть ещё одно очень важное композиционное изменение в сценах
награждения Аменхотепа из Карнакского храма — это размер фигуры награждаемого,
которая практически одного размера с фигурой царя, что прежде было абсолютно
неприемлемо для древнеегипетского канона. Это, а также само расположение сцены
награждения, говорит об очень высоком социальном статусе чиновника, бывшего верховным
жрецом бога Амона-Ра, а фактически – вторым после фараона лицом в государстве.
Необычно и появление в храмовых комплексах сцен, иллюстрирующих частную жизнь
чиновников, что в случае со сценой из Карнакского храма можно связать с ослаблением
централизованной власти египетских царей. Сцены награждения встречались в храмовых
комплексах и раньше, даже в эпоху Древнего царства, например, в сокровищнице храмового
комплекса Сахура в Абусире были найдены сцены, иллюстрирующие награждение царских
строителей. Но одно дело — небольшая сцена на стене сокровищницы, и другое дело — в
открытом для взоров рядовых посетителей дворе храма.
Эволюция композиционных особенностей сцен награждения эпохи XIX–XX
династий представляется следующим образом. Сложившаяся в конце XVIII династии
тенденция к уменьшению сцены, иллюстрирующей награждение, продолжает развиваться
при XIX–XX династиях. К минимуму сводятся изображения вельмож, присутствующих при
награждении, практически исчезает изображение даров. На сценах, иллюстрирующих
процесс награждения чиновника, исчезают дополнительные сюжеты, связанные с царской
аудиенцией (отъезд из дворца, праздничный пир и т.д.) или его служебной деятельностью.
Выход чиновника из дворца после награждения присутствует только в одной сцене из
гробницы Пасера (ТТ 106, время Сети I). Однако подобные сюжеты появляются в некоторых
гробницах в качестве отдельных сцен.
Итак, уменьшение или даже полное отсутствие сцен награждения в частных
гробницах XIX–XX династий может быть связано с изменением ритуала награждения
сановников. Возможно, вручение наград становилось более формальным и далеко не всегда
происходило в присутствии царя. Чиновник даже не всегда вызывался для награждения в
царский дворец в столице, о чём свидетельствует сцена, иллюстрирующая награждение
Пенниута (Аниба, время правления Рамсеса VI), которое проводит царский наместник в
Куше на месте службы Пенниута, т.е. в Нижней Нубии. Именно поэтому во вторую
половину Нового царства появляется новый тип награждения — награждение перед царской
статуей.
Хотя сцены награждения встречаются в частных гробницах XIX–XX династий
гораздо реже, нежели при XVIII династии, они становятся более уникальными по сюжету и
отражают различные нюансы, связанные с награждением конкретного чиновника. Все
подобные сюжеты, кроме награждения сановника перед царской статуей, существуют при
XVIII династии, но во второй половине Нового царства чиновники для декора своей
гробницы выбирают из развёрнутых сцен-прототипов, как правило, только один сюжет, будь
то само награждение или возвращение после него домой. Большое количество изображений
награждения чиновников, характерное для XVIII династии, приводит к однотипности и
тиражированию данных сцен в частных гробницах, а для времени правления XIX–XX
династий присущ более индивидуальный подход к запечатлению данного события.
При XXI династии, со вступлением Египта в эпоху политической и экономической
нестабильности, феномен награждения изживает себя, и от эпохи Третьего Переходного
периода известен единичный случай награждения чиновника, а более поздних не
зафиксировано вовсе. Вероятно, децентрализация власти приводит к усилению сакрализации
личности царя, а, следовательно, к исчезновению ритуала награждения царём знатных лиц
«золотом почести» и визуализации царских милостей на стенах частных погребальных
памятников, художественное оформление которых концентрируется на сценах, связанных с
загробным миром.
В Главе 4 «Золото почести» и «золото храбрости»: типология и символика
древнеегипетских наград эпохи Нового царства» представлена типология древнеегипетских
наград, реконструируемая на основе их изображений и археологических находок, а также
сделанапопыткаустановитьихсимволическоезначение.Комплексныйанализ
изобразительных, письменных и вещественных источников позволяет сделать вывод, что для
чиновников и воинов существовал единый комплекс наград «золото почести», состоящий из
ожерелья-Sbyw и браслетов-awaw и msktw, но, в зависимости от сферы деятельности
конкретного подданного, могли вручаться и дополнительные награды, к которым относятся
подвески в виде мух или львов и ритуальное оружие (для воинов), подвески в виде сердец,
перчатки, а также продукты питания, золотые и серебряные сосуды, благовония и другие
материальные блага (для чиновников). Но именно комплекс наград из ожерелья-оплечья и
браслетов становится символом статуса придворного при царе и одобрения его службы
фараоном.
Изучение памятников эпохи Нового царства, связанных с феноменом награждения,
не только показывает наглядную эволюцию художественного оформления частных гробниц,
отражающую политические события и мировоззрение египтян второй половины II — начала
I тыс. до н.э., но и роль фараона в жизни своих приближённых, который в определённые
моменты позволяет своим подданным приблизиться к сакральной и неприкосновенной
царской личности, тем самым возвышая их. Затем, при возникновении угрозы царской
власти внутри страны, правитель вновь отдаляется от своего окружения — воинов и
чиновников, являвшихся социальной опорой трона. Таким образом, изобразительная и
письменная фиксация ритуала награждения древнеегипетской знати времени XVIII–XXI
династий предоставляет возможность проследить эволюцию представлений о сакральности
царской власти в Древнем Египте.
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что древнеегипетские
памятники эпохи Нового царства, особенно эпохи Амарны и эпохи Рамессидов,
широко изучены в историческом контексте, их анализ традиционно
ограничивается вопросами внешнеполитической и внутриполитической истории
Египта эпохи II тыс. до н.э., религиозной политики фараонов XVIII династии,
иконографии царя и его семьи в амарнскую эпоху. При этом на задний план
отходит программа оформления частных гробниц. В отечественной и зарубежной
историографии феномен награждения сановников эпохи Нового царства
исследован поверхностно и лишь в общеисторическом контексте. Также
недостаточно изучена проблема сложения системы декора частных гробниц, а в
равной мере не выявлены факторы, влияющие на развитие этого явления.
Система декора частных гробниц эпохи Нового царства неоднократно
менялась. На основании анализа сохранившихся памятников можно выделить
несколько этапов, иллюстрирующих перемены сюжетного, иконографического и
смыслового характера:
этап 1 — начало правления XVIII династии, когда в частных гробницах
возникли сцены из придворной жизни, в которых фигурирует царь, а также
религиозные сцены, в первую очередь поклонения богам;
этап 2 — амарнская эпоха, когда сюжеты, изображавшиеся на стенах
гробниц, ограничены сценами придворной жизни и поклонения богу Атону;
этап 3 — конец XVIII династии, время правления преемников Эхнатона,
когда в декоре гробниц мы можем наблюдать постепенное возвращение к
доамарнской традиции;
этап 4 — XIX династия, во время правления которой сцены придворной
жизни практически исчезли из гробничного декора, уступив место сюжетам,
связанным с погребальным ритуалом. Особое внимание стало уделяться
путешествию умершего по Дуату — прохождению через врата в загробном мире,
и поклонению стерегущим их стражам, оправданию на суде Осириса и, наконец,
новой жизни на Полях Иару («Полях тростника»). В этот период стали намного
чаще изображать похоронную процессию, обряд отверзания уст и очей, а также
сцены из «Книги мёртвых».
Сцены, иллюстрирующие придворную жизнь, появляются в
древнеегипетских частных гробницах с начала эпохи Нового царства. Их анализ
даёт возможность реконструировать придворные ритуалы во II тыс. до н.э.
Изучение феномена награждения золотыми украшениями (т.н. золото почести
(nbw n Hswt) и композиционных особенностей сцен, изображающих это событие,
позволяет воссоздать сам ритуал награждения, что имеет большое значение для
понимания специфики развития общественных отношений и религиозных
представлений в Древнем Египте в эпоху Нового царства, а также даёт
возможность выявить некоторые принципы взаимоотношений между царём и
вельможами и изменение этих отношений на протяжении эпохи Нового царства.
Первые источники, свидетельствующие о сложении взаимоотношений
между царём и подданными, основанные на награждении материальными благами
за верную службу, относятся к эпохе Древнего царства; в египтологической
литературе это явление получило название «система хвалы» или Hswt-система1.
Сохранились также письменные источники, представленные, как правило,
текстами автобиографий чиновников из их гробниц, доказывающие
существование подобной системы награждений. Из надписей следует, что царь
мог даровать отличившемуся сановнику саркофаг или другую гробничную утварь,
а также различные материалы для строительства гробницы или даже саму
гробницу2. Наряду с подобными дарами уже от времени Древнего царства
имеются свидетельства о награждении придворных золотыми украшениями3,
однако это явление приобретает наибольшее распространение в эпоху Нового
царства.
Шехаб эль Дин Тахия Мохаммед. Автобиографии вельмож с III по VIII династии. СПб., 1993. С. 151.
2
Шехаб эль Дин Тахия Мохаммед. Автобиографии вельмож с III по VIII династии. СПб., 1993. С. 154.
3
Binder S. The Gold of honour in New Kingdom Egypt. Oxford, 2008. P. 70.
От времени Древнего и Среднего царств до нас дошли лишь письменные
свидетельства о проводимых египетскими правителями награждениях знатных
лиц золотыми украшения и утварью. В эпоху Нового царства, со времени
правления Тутмоса IV, в гробницах представителей знати появляются сцены,
иллюстрирующие это событие, хотя от времени правления Тутмоса III —
Аменхотепа II известны сцены, изображающие возвращение чиновника после
награждения. Сцены, иллюстрирующие процесс награждения, встречаются в
отдельных гробницах XVIII–XX династий Фиванского, Амарнского и
Саккарского некрополей, а также единичные случаи в некрополе Аниба и Дейр
Рифа. При XIX–XX династиях подобные сцены появятся также в храмовых
комплексах — в Карнаке, Мединет Абу и Бейт эль-Вали. От эпохи Третьего
Переходного периода до нас дошла лишь одна сцена награждения, которая была
найдена в столице того времени — городе Танисе.
Степень изученности темы. Долгое время не существовало специальных
исследований, посвященных награждению чиновников. Впервые сцены,
иллюстрирующие награждения чиновников, привлекли внимание исследователей
в связи с открытием частных гробниц в амарнском некрополе. Джон Гарднер
Уилкинсон, открывший гробницы в восточной части Ахетатона в 1824 году,
отмечал их уникальность и необычность4. Позже некоторые сцены из гробниц
были опубликованы Карлом Рихардом Лепсиусом в его Denkmäler. Но лишь в
1903-1908 годах частные гробницы Ахетатона были опубликованы Норманом де
Гарисом Дэвисом в его шеститомной работе «Скальные гробницы эль-Амарны».
Однако публикации гробниц носили больше описательных характер и не были
посвящены изучению феномена награждения древнеегипетских чиновников.
С начала XX века ученые обращали свое внимание на золотые украшения,
феномен награждения чиновников царем и роль «золота почести» с разных точек
зрения, каждое исследование добавляло новые аспекты, но ни одно не
рассматривало этот феномен во всей его полноте.
Davies N. de G. The rock tomb of El Amarna. London, 1903. Part I. P.3
Первым на феномен награждения древнеегипетских чиновников в эпоху
Нового царства обратил внимание немецкий египтолог Курт Зете в своей статье
«Древнеегипетский орден», увидевшей свет в 1910 году5. К. Зете исследовал
письменные свидетельства награждения чиновников царём с начала правления
XVIII династии и выделил в обособленный вид те украшения, которые были даны
чиновникам в качестве награды за храбрость. Он различал три типа наград:
ювелирные изделия (ожерелья, предплечные браслеты и запястные браслеты),
парадное оружие (кинжалы и боевые топоры) и награды с «очевидным
символическим значением» – подвески в виде львов, мух и сердец. Наличие
подвесок в виде львов и мух привело К. Зете к выводу, что понятие «орден»
существовало исключительно для военных, он сравнивает эту форму награждения
в Древнем Египте с современными награждениями орденом. Сосредоточив свое
внимание на необычных украшениях – мухах, львах и сердцах, К. Зете не уделил
внимания ювелирным украшениям, которые получали в награду чиновники,
таким как ожерелье Sbyw и различные браслеты.
В 1929 году Сами Габра опубликовал 58-страничную книгу «Советы
чиновников в фараоновском Египте. Сцены царских вознаграждений
чиновников»6. Вторая часть книги С. Габры посвящена публикации и
обсуждению известнякового блока Лувр C 213, на котором перед царём Сети I
изображен надзиратель гарема Минхор, украшенный золотыми ожерельями.
После описания изобразительных элементов и перевода текста Габра стремился
показать, что амарнские и постамарнские черты в сцене и тексте характерны для
стиля и содержания начала XIX династии. Для того чтобы поместить данную
сцену в более широкий контекст, Габра рассматривал два пути: развитие сцен,
изображающих царя на публике, и письменные ссылки на награждение царем.
С. Габра не концентрировался на сравнении сцен награждения и стелы С 213. Его
комментарии являются общими и сосредоточены на царе и возвышении новой
Sethe K. Altagyptische Ordensauszeichnungen / K. Sethe in Zeitschrift für ägyptische Sprache. 1910. № 48. P.
143–145.
6
Gabra S. Les conseils de fonctionnaires dans L’Egypte pharaonique. Scènes de recompenses royales aux
fonctionnaires. Cairo. 1929.
традиции, представляющей его в подобных сценах, как и его подданных на
царских и частных памятниках, впервые засвидетельствованной при царице
Хатшепсут. Габра предположил политическую функцию для сцен, изображающих
царя: «цари этого периода хотели показать толпе свое великолепие, потому что
царский дворец был очень далеко»7. Обращаясь к письменным свидетельствам
чиновников, получивших награды от своего царя, он стремился показать
различные награды: «золото хвалы», мази, продукты из мяса и птицы, земли, рабы
и рабыни, «золото храбрости», золотые ожерелья, золотые браслеты, мухи, львы,
сердца, полотна (льняные); в большей части предметы из золота и серебра. Для
С. Габры награждения мухами, львами и золотыми ожерельями были связаны с
военными действиями; он отмечал, что возрастание использования наград из
золота совпадает с египетской кампанией в Азии, после чего награждение землей
становится более редким, так как из-за наследственных должностей
использование земли становится недоступным, и он предположил, что царь мог
даровать золото взамен земли, прилагающейся к добыче, взятой у врагов. С. Габра
также выдвинул предположение, что истоки «золота почести» могли лежать в еще
в эпоху Древнего царства.
В статье 1934 года Хейнрика Шефера «Деревянная статуя царя амарнской
эпохи»8 анализируется выполненная в амарнском стиле деревянная статуэтка царя
Berlin 21836, на котором одеты предплечные браслеты, запястные браслеты и
широкое ожерелье с остатками позолоты. Однако в контексте данного
исследования интересно одно из приложений к статье, посвященное «золоту
почести». Х. Шефер сделал два замечания: данные украшения – комплект, и они
являются частью царского наряда. Он писал, что данные украшения в виде
комплекта носятся в определенном случае или непосредственно связаны с царями
Тутмосом III и Аменхотепом IV, так как изображаются на их статуях, рельефах и
царских портретах, а также появляются среди так называемых «новогодних
Gabra S. Les conseils de fonctionnaires dans L’Egypte pharaonique. Scènes de recompenses royales aux
fonctionnaires. Cairo. 1929. p.49.
8
Schäfer H. Die Simonsche Holzfigur eines Königs der Amarnazeit / H. Schäfer in Zeitschrift für ägyptische
Sprache. 1934. № 70. P. 10-13.
подарков» царю и среди даров Тутмоса III, поднесенных богу Амону, как
показано на стенах храма в Карнаке. Затем Шефер переходит к обсуждению
свидетельств, относящихся к частным лицам, с тем же полным набором
украшений, и сравнивает царя с чиновниками. Что касается феномена в более
ранние периоды истории Египта, Шефер писал, что «золото почести»
существовало уже с древнейших времен, ссылаясь на более ранние работы и не
вдаваясь в подробности; он заметил, что хотя получение золота могло иметь
место и ранее, конкретные формы оно приняло при XVIII династии, образовав
нечто новое. В конце статьи Х. Шефер выдвинул множество предположений,
например, что набор украшений мог быть первоначально создан в качестве
награды для военных офицеров и других чиновников. Царь мог носить такие же
украшения как особый жест в честь этих достойных людей. Шефер также
предложил другой сценарий, в котором, возможно, сам царь носил украшения, а
затем передавал их же чиновникам. «Золото почести», таким образом, имело
мистическое, может быть даже амулетное значение для чиновника, поскольку
ювелирные изделия ранее украшали тело правителя и самого бога.
Новый жанр сцен, введенный в правление XVIII династии, который
иллюстрирует встречу царя с его высокопоставленными чиновниками по случаю
награждения, находится в центре внимания статьи 1963 года Альфреда
Херманна9. Он отождествил жест ликования (иероглифический знак A28 по
Gardiner’s sign list) в качестве лейтмотива во всех сценах. А. Херманн указал, что
этот жест, выражаемый знаком A28, появился в сценах награждения, датируемых
правлением Аменхотепа III (TT 57) и стал стандартным иконографическим
элементом жанра, в особенности в амарнский период, в сценах предстояния
чиновников перед царем в «окне появления» и в дополнительных сценах с
ликующими придворными, слугами и другими членами семьи, когда они
встречают чиновника, возвращающегося после награждения от царя. Затем
А. Херманн рассматривал награжденного в его двойной роли как человека,
Hermann A. Jubel bei der Audienx. Zur Gebsrdenaprache in der Kunst des Neuen Reiches / A. Hermann in
Zeitschrift für ägyptische Sprache. 1963. № 90 P. 40-66.
который ликует перед царем, и того, кто, в свою очередь, получает восхваление от
его подчиненных, с жестами, определяющими социальную иерархию. Однако,
А. Херманн сфокусировался только на одном иконографическом элементе,
повторяющемся жесте, который идентифицировался как стилистический прием,
как центральный мотив в сценах награждения времени правления Аменхотепа III.
Вопросу появления изображения царя в системе декора частных гробниц
XVIII династии посвящена книга 1969 года Али Радвана «Изображения
правящего царя и его семейных предков в частных гробницах XVIII династии»10.
Целью А. Радвана являлось изучение культурной и религиозной роли царя в
жизни частных лиц. Сцены сгруппированы тематически, одна глава посвящена
сценам награждения11, которые рассматриваются в хронологическом порядке в
три этапа: доамарнский, амарнский и постамарнский периоды. Сцены амарнской
эпохи классифицированы на основе места, где происходит награждение.
Алан Ричард Шульман в своей работе 1988 года «Церемониальная казнь и
публичные награды. Некоторые исторические сцены на частных стелах Нового
царства»12 рассматривал награждения, показанные на стелах, большая часть
которых датирована эпохой XIX–XX династий. Также он упоминал о
существовании аналогичных сцен при XVIII династии, однако не рассматривал их
подробно.
Наиболее полным исследованием, посвящённым феномену награждения
золотыми украшениями в Древнем Египте, является работа Сюзанны Байндер
«Золото почести эпохи Нового царства в Египте», опубликованная в 2008 году13.
Работа построена на тщательном анализе текстов, в которых упоминается о
награждении чиновников золотом, что позволяет исследовать феномен
награждения «золотом почести». Автор выделяет различные конструкции фраз,
повествующих о награждении, а также термины, которыми именуются
Radwan A. Die Darstellungen des regierenden Konigs und seiner Familienangeborigen in den Privatgrabern
der 18 Dynastie. Berlin. 1969.
11
Ibid. p. 23-33.
12
Schulman A.R. Ceremonial Execution and Public Rewards. Some Historical Scenes on New Kingdom Private
Stelae. Freiburg; Gottingen, 1988. P. 116–147.
13
Binder S. The Gold of honour in New Kingdom Egypt. Oxford, 2008.
награждённые чиновники. В то же время автор не проводит иконографического
исследования сцен и стел, иллюстрирующих награждение чиновников. Кроме
того, в работе рассмотрены не все сохранившиеся от эпохи Нового царства сцены
награждения.
В 2009 году вышла статья Грасиэлы Гестосо Сингер14 «Яххотеп I и
“Золотые мухи”», посвященная роли царицы Яххотеп в жизни Египта начала
XVIII династии и наградам, которые были найдены в её гробнице. Однако
значимых выводов о символике наград в статье сделано не было.
Сцены награждения чиновников в гробницах Нового царства упоминаются
в работах, посвящённых как отдельным проблемам египетского искусства
соответствующего периода (Мухаммеда Абдул Кадера15, Лизы Манниш16, Сигрид
Ходел-Хоенес17, Дианы Кайзер-Го18), так и в общих работах по
древнеегипетскому искусству (М.Э. Матье19). Однако проблема формирования
иконографии сцен награждения в них не поднимается, а росписи гробниц
анализируются лишь с точки зрения появления в них новых сюжетов.
Для данного диссертационного исследования также важны несколько
работ, посвящённых ювелирному искусству в Древнем Египте, авторы которых
рассматривают всё обилие египетских украшений, сохранившихся до наших дней,
описывая их символику и материал, а также выделяют среди множества
украшений те, которые использовались в качестве наград, однако не проводят их
детального исследования (прежде всего работы Алекса Уилкинсона20 и Кэрол
Эндрюс21). Само понятие «золото почести» одним из первых стал использовать
Сирил Олдред в своей работе «Украшения фараонов. Египетские украшения
Graciela Gestoso Singer. Queen Ahhotep and the «Golden Fly» / Cahiers Caribéens d’Egyptologie. No 12
(2009). P. 75–88.
15
Abdul-Qader M. The development of the funerary beliefs and practices displayed in the private tombs of the
New Kingdom at Thebes. Cairo, 1966. P. 66–69.
16
Manniche L. City of the Dead, Thebes in Egypt. Chicago, 1987.
17
Hodel-Hoenes S. Life and Death in Ancient Egypt: Scenes From Private Tombs in the New Kingdom Thebes.
— Ithaca, NY: Cornell University Press, 2000.
18
Kiser-Go D. A stylistic and iconographic analysis of private Post-Amarna period tombs at Thebes. Berkely,
1996.
19
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!