Взаимодействие органов исполнительной власти с общественными объединениями в сфере охраны общественного порядка
Глава 1. Эволюция взаимодействия общества и государства в сфере охраны
общественного порядка. ………………………………………………………………………… 18
§ 2. Понятие общественного порядка и его развитие в XXI веке. ……………… 33
§ 3. Формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти с
общественными объединениями в сфере охраны
общественного порядка. ………………………………………………………………………… 48
Глава 2. Теоретические основы правового статуса общественных
объединений, участвующих в охране общественного порядка, и
организационные особенности их деятельности ………………………………………. 66
§ 1. Теоретические основы правового статуса общественных объединений,
участвующих в охране общественного порядка ………………………………………. 66
§ 2. Правовые и организационные аспекты взаимодействия органов
исполнительной власти с общественными объединениями в сфере охраны
общественного порядка. ………………………………………………………………………… 79
§ 3. Развитие системы взаимодействия общества и органов исполнительной
власти при обеспечении общественного порядка …………………………………… 129
Заключение …………………………………………………………………………………………. 149
Список использованных источников …………………………………………………….. 155
Приложения ………………………………………………………………………………………… 177
Во введении диссертационного исследования автором обозначена
актуальность рассматриваемой темы, степень научной разработанности предмета
исследования, устанавливаются объект, предмет цели, задачи и научная новизна,
обосновываются теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования, раскрывается использованная методология и примененные методы
исследования, обозначаются положения, выносимые на защиту. Автором
обосновываетсястепеньдостоверностирезультатовисследования,ее
теоретическая, нормативная и эмпирическая основы, приводятся сведения об
апробации полученных результатов исследования и структуре работы.
Первая глава диссертации «Эволюция взаимодействия общества и
государства в сфере охраны общественного порядка» состоит из трех
параграфов.
В параграфе 1 «Цели, задачи и принципы взаимодействия государства и
общества в сфере охраны общественного порядка» рассматриваются основы
организации взаимодействия органов исполнительной власти с общественными
объединениями в сфере охраны общественного порядка. Автором раскрываются
причины возникновения взаимодействия такого рода, проводится ретроспективный
анализ роли государства в системе обеспечения безопасности общества,
определяются цели и задачи взаимодействия общественных и государственных
институтов в сфере охраны общественного порядка.
В данном параграфе автором рассматривается система взаимодействия
органов исполнительной власти и общественных объединений, участвующих в
охране общественного порядка, определяется субъектный состав общественных
объединенийиоргановисполнительнойвласти,рассматриваемыхв
диссертационном исследовании.
Также автором предлагается классификация принципов взаимодействия
органов исполнительной власти и общественных объединений, участвующих в
охране общественного порядка. Отмечается, что планирование совместной
деятельности органов исполнительной власти и общественных объединений в
настоящее время осуществляется без привлечения общественности и с
минимальным учетом позиции руководителей общественных объединений, для
преодоления этой проблемы предлагается использовать принцип форсайтинга,
который предусматривает вовлечение в процесс формирования образа желаемого
будущего всех непосредственных участников этого процесса. Кроме того,
предложено рассмотреть возможность создания стратегии взаимодействия с
общественнымиобъединениями.Врамкахэтогодокументаможет
предусматриваться выделение приоритетных проблем для территории, на которой
действует орган исполнительной власти.
В параграфе 2 «Понятие общественного порядка и его развитие в XXI
веке» проводится ретроспективный анализ теоретических представлений о
понимании категории «общественный порядок» в различные периоды истории
России, начиная с времен Древней Руси, заканчивая современными воззрениями на
эту проблему. Кроме того, в параграфе дается анализ правового регулирования,
направленное на обеспечение охраны общественного порядка, охватывающее
период с Древней Руси до советского периода включительно.
Автор соглашается с выделенными ранее в теории административного права
подходами к пониманию категории «общественный порядок», которые в теории
административного права получили название «узкого» и «широкого». Вместе с тем
делается вывод, что данные подходы были справедливы вплоть до конца XX века,
когда произошло изменение системы ценностей и права и свободы человека были
провозглашены Конституцией Российской Федерации высшей ценностью. В связи
с этим автором делается вывод о необходимости изменения воззрений на
понимания сущности общественного порядка. Предлагается установить, что целью
обеспечения общественного порядка является создание условий, при которых
граждане могут реализовывать свои права, в том числе, выходящие за рамки
непосредственногообеспеченияихбезопасности.Ключевымотличием
предлагаемого подхода является то, что и широкий и узкий подход предполагают
исключительно обеспечение и поддержание общественного порядка, в отличие от
предлагаемого в работе подхода к данному понятию как состоянию общества,
позволяющему реализовать не только право на безопасность, но и любые иные
права человека и гражданина. Кроме того, автором предлагается определение
общественного порядка, которое закрепляет, что общественный порядок – это
состояние общества, при котором обеспечивается защита граждан путем
обеспечения возможности полной реализации их прав и законных интересов,
исполнения ими своих обязанностей, а также согласованного взаимодействия всех
социальных институтов.
Впараграфе3«Формыиметодывзаимодействияорганов
исполнительной власти с общественными объединениями в сфере охраны
общественного порядка» рассматриваются выделяемые в науке классификации
формвзаимодействияоргановисполнительнойвластииобщественных
объединений, делается вывод о то, что наиболее перспективной является
партнерская модель взаимодействия, предполагающая содействие развитию
деятельностиобщественныхобъединений,привлекаемыхдляохраны
общественного порядка, со стороны органов исполнительной власти, поддержка не
имеющих синергии с государством общественных организаций.
Произведен ретроспективный анализ форм и методов взаимодействия
органов исполнительной власти с общественными объединениями в сфере охраны
общественного порядка, охватывающий период с 1860 года по 1991 год. Автором
делается вывод о значительной роли общественных объединений в системе охраны
общественного порядка в Советском Союзе и сохранении их актуальности в
РоссийскойФедерации,предлагаетсяследующаяклассификацияформ
взаимодействия полиции и общественных объединений в сфере охраны
общественного порядка:
1) патрулирование членами общественных объединений совместно с
сотрудниками правоохранительных органов общественных мест;
2) дежурство членов общественных объединений при дежурных частях ОВД;
3) реализация комплекса задач вместе с правоохранительными органами,
направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и
административных правонарушений;
4) несение дежурства для содействия правоохранительным органам при
осуществлении деятельности по охране общественного порядка и безопасности
граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных,
культурно-зрелищных, религиозных и иных мероприятий;
5) участие в оцеплении участков местности при проведении различных
общественных мероприятий.
Автором предложено использование новой формы участия граждан в охране
общественного порядка – общественные посты охраны общественного порядка.
Такие посты могут создаваться в местах повышенной криминогенной обстановки
или повышенной травмоопасности, где силами членов общественных объединений
будет обеспечиваться безопасность в пределах зоны ответственности поста охраны
общественного порядка.
Указываетсятакженавозможностьрасширениятакойформы
взаимодействия как предоставление финансирования. Расширение взаимодействия
всфереобеспечениядеятельностиобщественныхобъединенийпутем
предоставления дополнительного финансирования, либо выделения целевых
грантов под реализацию конкретных проектов позволит вывести деятельность
общественных объединений, привлекаемых к охране общественного порядка, на
качественно новый уровень.
Вторая глава диссертации «Теоретические основы правового статуса
общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка, и
организационные особенности их деятельности» включает в себя три параграфа.
В параграфе 1 «Теоретические основы правового статуса общественных
объединений, участвующих в охране общественного порядка» рассматривается
комплекс теоретических подходов, сформировавшихся в науке административного
права по проблеме статуса общественных объединений. Автор приходит к выводу,
что общественные объединения, участвующие в охране общественного порядка,
являются обособленной группой субъектов, поскольку обладают рядом отличий от
иных общественных объединений. Так, при формировании общественных
объединений, участвующих в охране общественного порядка нарушается принцип
добровольности создания общественных объединений, что иллюстрирует приказ
ФСБ России от 17 ноября 2010 г. № 566 “Об организации работы пограничных
органов с добровольными народными дружинами по защите государственной
границы Российской Федерации” в инструкции по организации работы
пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите
государственной границы Российской Федерации, где указано, что формирование
добровольной народной дружины происходит по предложению начальника
пограничного органа, который обосновывает целесообразность ее создания, а
также определяет структуру будущей дружины.
Автор также указывает на то, что не смотря на установленный запрет на
управление деятельностью общественных объединений со стороны органов
исполнительной власти, фактически органами МВД России и ФСБ России такое
управлениеосуществляется.Так,подлежатсогласованиюкандидатуры
командиров народных дружин, утверждаются планы работы народной дружины,
подлежат согласованию планы мероприятий, к участию в которых привлекаются
народные дружинники.
Кроме того, автор указывает, что в правовом статусе общественных
объединений, участвующих в охране общественного порядка, имеются признаки
государственно-властных полномочий, что выражается в наличии законодательно
установленных мер ответственности за невыполнение законных требований их
членов,возможностиосуществлятьправотворческуюфункцию.Они
функционируют в тесной взаимосвязи с органами исполнительной власти, что
проявляется в создании таких общественных объединений решением органа
исполнительной власти, и последующим управлении этим органом деятельностью
такого объединения. Дополнительно члены народных дружин наделены правом
примененияфизическойсилы,вустановленныхзакономслучаях.
Автор делает вывод о том, что в настоящее время начинается процесс
постепенного делегирования некоторых функций органов исполнительной власти
коллективным субъектам с оставлением за органами исполнительной власти
контроля за их деятельностью. Выделяются следующие причины этого явления:
1. Негосударственные объединения могут быть использованы для решения
узкоспециализированных задач, поскольку в негосударственные объединения
входят уже сформированные профессионалы, готовые решать поставленные задачи
в выделенной сфере.
2.Использованиенегосударственныхобъединенийпозволяет
оптимизировать штаты органов исполнительной власти, сократив численность
сотрудников, перераспределив ресурсы на другие задачи.
3.Негосударственные объединения привлекаются в тех случаях, когда
имеющихся ресурсов органов исполнительной власти не хватает для решения
поставленных задач.
4. В отдельных случаях запрос на реализацию властных полномочий может
исходить от самих негосударственных объединений, как в случае с добровольными
народными дружинами.
В связи с этим, автором предлагается выделение в числе общественных
объединений отдельной категории субъектов – государственно-общественных
объединений. Их специфика, отличие от прочих общественных объединений
заключаются в следующем: наличие тесной связи такого объединения с
государством,имеющейконтрольно-управленческийхарактер;реализация
делегированных объединению властных полномочий; как правило, наличие
механизмов принуждения.
В параграфе 2 «Правовые и организационные аспекты взаимодействия
органов исполнительной власти с общественными объединениями в сфере
охраны общественного порядка» автором рассматривается комплекс правовых и
организационных основ взаимодействия общественных объединений с органами
исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка. Произведен
анализ перечня общественных объединений, которые взаимодействуют с органами
исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка. Указывается, что
добровольныенародныедружиныиобщественныеобъединения
правоохранительнойнаправленностивзаимодействуютсМВДРоссии,
общественные объединения пожарной охраны и общественные организации
пожарной охраны взаимодействуют с МЧС России, а также добровольные
народные дружины взаимодействуют с ФСБ России. Вместе с тем, отмечается
правовой пробел в вопросах регулирования взаимодействия общественных
объединений и Росгвардии.
Авторомотмечаетсяряднесовершенствправовогорегулирования
деятельности общественных объединений правоохранительной направленности,
дублирование их задач с функционалом добровольных народных дружин, наличие
систематических противоречий Федерального закона “Об участии граждан в
охране общественного порядка” от 02.04.2014 № 44-ФЗ нормам Федерального
закона “Об общественных объединениях” от 19.05.1995 № 82-ФЗ в части порядка
формирования общественных объединений и руководства их деятельностью со
стороны органов исполнительной власти. Вместе с тем, необходимость такого
вмешательства признается автором необходимой, поскольку речь идет об охране
общественного порядка.
Автором отмечается необходимость упрощения порядка применения
физической силы членами народных дружин. Предлагается исключить из части 2
статьи 19 федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ “Об участии граждан в
охране общественного порядка” следующие слова: «обязан сообщить лицу, в
отношении которого предполагается ее применение, что он является народным
дружинником», поскольку наличие форменной одежды свидетельствует о том, что
лицо является народным дружинником и исполняет обязанности по охране
общественного порядка.
Автором предлагается рассмотреть возможность установления уголовной
ответственности за посягательство на жизнь члена общественных объединений,
участвующих в охране общественного порядка при исполнении ими своих
обязанностей по охране общественного порядка. При этом предлагается два
варианта установления ответственности за превышение членами общественных
объединений, участвующих в охране общественного порядка своих полномочий, в
виде установления уголовной ответственности в порядке статьи 286 УК РФ, путем
выделения отдельной части для членов общественных объединений, участвующих
в охране общественного порядка. Вторым вариантом является выделение
отдельной статьи в КОАП РФ, что тоже может рассматриваться как один из
вариантов решения проблемы, поскольку даже в случае превышения полномочий
в отношении граждан не возникнет юридически значимых последствий.
Также проведен анализ статистики деятельности общественных объединений
правоохранительной направленности и добровольных народных дружин за 2018-
2020 год, отмечается значительный объем правонарушений, раскрытых с участием
членов этих общественных объединений и отмечается, что не смотря на наличие
сложностейспривлечениемобщественности,связаннойспандемией
коронавирусной инфекции COVID-19, общественные объединения активно
участвуют в реализации задач по охране общественного порядка.
Автором впервые произведен анализ правового статуса кибердружин.
Предложено закрепить этот вид общественных объединений в Федеральном закона
“Об участии граждан в охране общественного порядка” от 02.04.2014 № 44-ФЗ.
Предложено наладить взаимодействие кибердружин с Роскомнадзором, приняв
отдельный приказ Роскомнадзора об упрощенном порядке рассмотрения
материалов, поступающих от зарегистрированных кибердружин.
Кроме того, в параграфе приводится сравнительный анализ статуса
общественных учреждений пожарной охраны и общественных объединений
пожарной охраны. Автором делается вывод о наличии единого комплекса проблем
правового регулирования деятельности любых общественных объединений,
участвующих в охране общественного порядка.
Также проведенное социологическое исследование демонстрирует, что
население недостаточно хорошо информировано о деятельности общественных
объединений по охране общественного порядка. Вместе с тем, респонденты
полагают,чтообщественныеобъединениядолжныпомогатьорганам
исполнительной власти в деятельности по охране общественного порядка, что
свидетельствует о важности рассматриваемой проблематики.
В параграфе 3 «Развитие системы взаимодействия общества и органов
исполнительной власти при обеспечении общественного порядка» диссертант
рассматривает способы преодоления выявленных им в ходе исследования проблем.
Автор приходит к выводу, что простая систематизация законодательства об
общественных объединениях, участвующих в охране общественного порядка и
приведение его к общему виду не способна решить все обозначенные проблемы
правового регулирования. Поэтому автором предлагается изменение самого
подхода к организации деятельности таких общественных объединений, начав с
введениявихотношенииединойорганизационно-правовойформы-
государственно-общественные объединения. В параграфе исследуется правовой
статус государственно-общественных объединений, кроме того, предложено
осуществитьслияниеобщественныхобъединенийправоохранительной
направленности и добровольных народных дружин в единый вид общественных
объединений – народные дружины. Диссертантом сформулирован механизм
взаимодействия народных дружин и органов исполнительной власти в сфере
охраны общественного порядка.
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования,
формулируются его основные положения и выводы.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью обще-
ства и государства обеспечить действенное и оперативное взаимодействие
органов исполнительной власти и общественных объединений в сфере охра-
ны общественного порядка. Как показывает практика, общественный поря-
док невозможно осуществить только силами государства в лице его уполно-
моченных органов, без участия общества. Существующий в настоящее время
уровень взаимодействия органов исполнительной власти с общественными
объединениями в сфере охраны общественного порядка не позволяет им эф-
фективно и полно реализовать свой потенциал.
Проблема недостаточного взаимодействия органов исполнительной
власти и общественных объединений неоднократно поднималась в офици-
альных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя
Правительства Российской Федерации. Она продолжает сохранять свою ак-
туальность, несмотря на внедрение и реализацию некоторых новых форм
взаимодействия. В частности, в структуре МВД России были сформированы
подразделения, направленные на создание механизмов взаимодействия со
средствами массовой информации и институтами гражданского общества.
Аналогичные подразделения образованы в системе МЧС России. Взаимодей-
ствует с общественными объединениями ФСБ России. Вместе с тем ожидае-
мый от этих и некоторых других преобразований эффект не достигнут. При-
чиной этого видятся прежде всего ненадлежащее правовое регулирование,
существенные пробелы в законодательстве, что препятствует созданию рабо-
тающей системы сотрудничества и координации государства и общества в
сфере обеспечения общественного порядка.
Представляется при этом, что сама понятийная парадигма обществен-
ного порядка нуждается в корректировке, с тем чтобы модернизировать в
дальнейшем правовую и организационную основы сотрудничества государ-
ства и общества в этой сфере.
Участие институтов гражданского общества в охране общественного
порядка не является искусственно созданным процессом. В Российской Фе-
дерации отчетливо прослеживается тенденция увеличения социальной ак-
тивности граждан и общественных объединений. При этом социальная ак-
тивность не имеет системного характера, реализуясь в наиболее беспокоящих
общество сферах, таких как противодействие преступности и борьба с нар-
команией, поиск пропавших без вести и т.д. Вместе с тем остаются без вни-
мания иные социально значимые события и правонарушения, например со-
вершающиеся в киберпространстве, которые могут затрагивать права и за-
конные интересы гораздо большего количества людей.
Для активного и действенного сотрудничества государства в лице ор-
ганов исполнительной власти с обществом (общественными объединениями)
имеются объективные предпосылки. Как общество, так и государство, вза-
имно заинтересованы в обеспечении законности и правопорядка. Для обще-
ства в целом это является условием его нормального и безопасного сущест-
вования. Для государственных органов – это конституционная обязанность,
главная задача, цель деятельности, что вытекает из статьи 2 Конституции
Российской Федерации, которой устанавливается, что признание, соблюде-
ние и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью
государства.
В настоящее время наблюдается эскалация социальной напряженности
в разных частях мира, вызываемой ситуациями чрезвычайного характера: со-
циально-экономическими и политическими кризисами, террористическими
актами, авариями и катастрофами природного и техногенного характера,
эпидемиями и пандемией. При этом некоторые государства не всегда оказы-
ваются способными оперативно и в полной мере справиться с такими вызо-
вами, потому что государственные ресурсы часто просто не рассчитаны на
непредвиденные осложнения. В подобных ситуациях содействие обществен-
ных структур, созданных именно для обеспечения общественного порядка,
содействия нормальному функционированию государственных институтов,
трудно переоценить.
Но и в обычной жизни, при отсутствии чрезвычайных ситуаций дея-
тельность общественных объединений при ее правильной организации может
способствовать высвобождению правоохранительных органов для противо-
действия преступлениям и другим нарушениям общественного порядка.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования
обусловливается потребностью в выработке комплексного подхода к обеспе-
чению взаимодействия органов исполнительной власти с институтами граж-
данского общества в сфере охраны общественного порядка с позиции совер-
шенствования его административно-правового регулирования и организации.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованных пред-
ложений и рекомендаций, направленных на совершенствование администра-
тивно-правового регулирования и организации взаимодействия органов ис-
полнительной власти с общественными объединениями, участвующими в ох-
ране общественного порядка.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие ис-
следовательские задачи:
1) осуществить анализ понятия “общественный порядок” с точки зре-
ния его соответствия современным реалиям и запросам общества;
2) провести ретроспективный анализ административно-правового регу-
лирования и организации взаимодействия институтов гражданского общест-
ва с органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспе-
чения охраны общественного порядка;
3) раскрыть сущность взаимодействия органов исполнительной власти
с общественными объединениями, участвующими в охране общественного
порядка, как установленного законом полномочия, а также цели и задачи ор-
ганов исполнительной власти по его осуществлению;
4) разработать предложения и рекомендации по совершенствованию
административно-правового регулирования юридического статуса и деятель-
ности общественных объединений, участвующих в охране общественного
порядка;
5) сформулировать предложения по совершенствованию законодатель-
ных и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие
органов исполнительной власти и общественных объединений, участвующих
в охране общественного порядка;
6) осуществить анализ механизмов и способов участия общественных
объединений в деятельности органов исполнительной власти, обеспечиваю-
щих охрану общественного порядка в цифровом пространстве.
Объектом диссертационного исследования являются общественные
отношения, возникающие по поводу административно-правового регулиро-
вания и организации взаимодействия органов исполнительной власти с об-
щественными объединениями в сфере охраны общественного порядка.
Предметом исследования являются административно-правовые нор-
мы, регламентирующие взаимодействие органов исполнительной власти с
общественными объединениями, а также практика их применения; научные
труды, посвященные исследуемой проблематике.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследова-
нию проблем деятельности милиции (полиции) в различные исторические
периоды и ее взаимодействия с институтами общественного контроля по-
священы работы И.И. Веремеенко, М.И. Еропкина, С.И. Котюргина, В.В.
Макеева, P.C. Мулукаева, Г.С. Працко, Л.П. Рассказова, Д.И. Шинджика-
швили и других ученых.
Актуальные вопросы охраны общественного порядка и обеспечения об-
щественной безопасности рассмотрены в работах Ю.Е. Аврутина, П.П. Бара-
нова, C.B. Векленко, А.Ф. Галузина, И.А. Жукова, A.C. Квитчука, В.Я. Кикотя,
О.П. Сауляка, P.A. Сахиевой, И.И. Сыдорука, Н.С. Фатхуллина, Р.Г. Халиул-
лина и других специалистов.
История становления и развития полицейских и общественных инсти-
тутов правопорядка нашла свое отражение в исследованиях A.C. Дугенца,
А.Б. Канцева, Л.К. Киковой, A.A. Мухортова, Ю.П. Соловья, Г.А. Туманова,
А.П. Шергина и других ученых.
На поиск гармонизации социально-правовых отношений, правопорядка
и механизмов организационного содействия или совместной правоохрани-
тельной деятельности населения и органов милиции (полиции) направлены
исследования А.Н. Гончаровой, B.C. Грачева, Д.К. Нечевина, Л.И. Овчинни-
ковой, Н.Ф. Поповой, P.A. Ромашова, В.Г. Румянцевой, К.Н. Серова и других
авторов.
Международный опыт взаимодействия общественности и полиции по
обеспечению правопорядка представлен в работах О.В. Ведерниковой, A.B.
Лысовой, В.Д. Малкова, А.Ф. Токарева и др.
Исследованию институтов гражданского общества и отдельных аспек-
тов их взаимодействия с органами исполнительной власти посвящены рабо-
ты С.А. Алябьева, Ю.И. Бодякина, А.М. Волкова, В.А. Греджева, Х.Б. Шари-
пова, Р.Р. Яковлева и др.
Вместе с тем административно-правовые проблемы взаимодействия
органов исполнительной власти с общественными объединениями в сфере
охраны общественного порядка, вопросы организации такого взаимодейст-
вия до настоящего времени не являлись объектом самостоятельного исследо-
вания.
Методологическую основу исследования составляют формально-
юридический, структурно-функциональный, историко-правовой, сравнитель-
но-правовой методы научного познания социально-правовых явлений.
Формально-юридический метод использовался для раскрытия сущно-
сти и содержания юридических понятий, толкования нормативных правовых
предписаний. Сравнительно-правовой метод был востребован при проведе-
нии сравнительного анализа нормативных правовых актов федеральных ор-
ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Структурно-
функциональный метод использовался при исследовании организационных
основ взаимодействия полиции с общественными объединениями правоох-
ранительной направленности. Историко-правовой метод применялся при
изучении нормативного правового регулирования и практики взаимодейст-
вия правоохранительных органов с общественными объединениями правоох-
ранительной направленности в Древней Руси, Российской Империи и в
СССР.
Теоретическая основа диссертационного исследования включает
труды ученых в области административного права и государственного
управления: Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, С.Н. Братановского, С.М. Зуба-
рева, С.М. Зырянова, Ю.М. Козлова, Н.М. Конина, А.М. Кононова, П.И. Ко-
нонова, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, Л.Л.
Попова, Б.В. Россинского, Н.Г. Салищевой, А.Ю. Соколова, В.Д. Сорокина,
Ю.Н. Старилова, Ю.В. Степаненко, Ю.А. Тихомирова, Н.Ю. Хаманевой, А.П.
Шергина, О.А. Ястребова и др.; теории государства и права: С.С. Алексеева,
В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.В. Макарейко, А.В. Малько, М.Н. Марченко,
Н.И. Матузова, В.А. Толстика и др.
Учитывая специфику и комплексный характер исследования, в диссер-
тации использовались научные разработки ведущих ученых и специалистов,
касающиеся совершенствования теории и практики функционирования орга-
нов внутренних дел, правового регулирования деятельности полиции, взаи-
модействия полиции с институтами гражданского общества: А.Г. Авдейко,
Ю.Е. Аврутина, О.И. Бекетова, К.С. Бельского, С.П. Булавина, И.А. Горше-
невой, В.В. Денисенко, А.С. Дугенца, Т.М. Заниной, И.Н. Зубова, А.И. Кап-
лунова, Б.П. Кондрашова, А.М. Кононова, В.Я. Кикотя, Е.В. Киричёк, В.И.
Майорова, А.В. Мартынова, И.А. Склярова, Ю.П. Соловья, С.А. Старостина,
В.Ю. Ухова, В.В. Черникова и др.
Эмпирическую базу исследования составили сведения, представлен-
ные в сборниках аналитических материалов, докладах органов исполнитель-
ной власти (МВД России, ФСБ России, МЧС России и др.), материалы прак-
тики взаимодействия полиции и других институтов государственной власти с
общественными объединениями, участвующими в охране общественного по-
рядка, иные имеющиеся в открытом доступе материалы о деятельности об-
щественных объединений. В рамках исследования был проведен социологи-
ческий интернет-опрос 194 респондентов из Российской Федерации, пред-
ставлявших профессиональное юридическое сообщество, научные и образо-
вательные организации.
Научная новизна исследования. Административно-правовые и орга-
низационные проблемы взаимодействия органов исполнительной власти с
общественными объединениями, участвующими в охране общественного по-
рядка, до настоящего времени не подвергались комплексному исследованию.
В работе раскрывается понятие «общественный порядок», примени-
тельно к которому впервые констатируется, что целью обеспечения общест-
венного порядка является создание условий, при которых граждане могут
реализовывать свои права, в том числе выходящие за рамки непосредствен-
ного обеспечения их безопасности. Этот подход имеет принципиальное от-
личие от традиционной в административно-правовой науке позиции, в соот-
ветствии с которой общественный порядок понимается в “узком” и “широ-
ком” смысле. Ключевым принципом такого, несколько ортодоксального, на
наш взгляд, подхода, являются исключительно обеспечение и поддержание
общественного порядка, в отличие от предлагаемого в работе подхода к дан-
ному понятию как состоянию общества, позволяющему реализовать не толь-
ко право на безопасность, но и иные права человека и гражданина.
Новизна исследования заключается также в том, что в работе предлага-
ется использование в отношении общественных объединений, участвующих
в охране общественного порядка, единой организационно-правовой формы –
государственно-общественные объединения. Это позволит разрешить право-
вые коллизии, связанные с созданием общественных объединений, участ-
вующих в охране общественного порядка, и управлением ими. Впервые в
науке административного права раскрывается административно-правовой
статус государственно-общественного объединения.
В рамках научного исследования выявлен ряд правовых коллизий в об-
ласти регулирования участия общественных объединений в охране общест-
венного порядка, проявляющихся при их создании, управлении ими, опреде-
лении объема полномочий их членов, а также в сфере правовой и социальной
защиты членов таких объединений. В работе предложены меры по их устра-
нению.
Впервые с помощью научных средств определен административно-
правовой статус такого вида общественных объединений, как кибердружины.
Выработаны предложения по их структуре, механизму взаимодействия с ор-
ганами исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка в се-
ти Интернет.
Выработана и обоснована ранее не применявшаяся форма коммуника-
ции государства и общества – общественные посты охраны общественного
порядка. В рамках этой формы предусматривается создание в местах массо-
вого скопления людей либо в местах повышенной травмоопасности или же в
местах повышенной криминогенной обстановки общественных постов охра-
ны общественного порядка, на которых будут находиться представители об-
щественных объединений, способные обеспечить безопасность граждан на
закрепленном за ними участке.
Результатом диссертационного исследования являются следующие по-
ложения, выносимые на защиту.
1. Традиционно общественный порядок рассматривается в администра-
тивно-правовой науке как установившаяся в результате соблюдения соци-
альных норм система общественных отношений, неприкосновенность кото-
рой гарантируется всей политической системой государства, либо как систе-
ма волевых общественных отношений, регулируемая нормами права, морали,
правилами общежития и обычаями, возникающими и развивающимися в об-
щественных местах. Представленные подходы определяют общественный
порядок как наивысшую ценность, не учитывая при этом, что основной его
целью является создание условий, при которых могут быть реализованы пра-
ва и законные интересы человека и гражданина, которые могут выходить за
пределы проблемы личной безопасности. Доказано, что сущность общест-
венного порядка заключается в обеспечении возможности беспрепятственной
реализации человеком и гражданином своих прав. Общественный порядок в
данном случае выступает лишь инструментом, средством достижения этой
цели.
2. Обоснована необходимость установления и развития единой органи-
зационно-правовой формы общественных объединений, участвующих в ох-
ране общественного порядка – государственно-общественные объединения.
Форма государственно-общественных объединений предусмотрена Феде-
ральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”.
Однако в настоящее время она практически не используется, так как требует
принятия отдельного акта органа исполнительной власти. Унификация орга-
низационно-правовой формы направлена на ликвидацию правовых коллизий,
связанных с порядком создания и управления общественными объединения-
ми, участвующими в охране общественного порядка. В настоящее время уча-
стие органа исполнительной власти в создании общественного объединения
и руководстве им не допускается, хотя Федеральный закон от 02.04.2014 №
44-ФЗ “Об участии граждан в охране общественного порядка” или же, на-
пример, приказ ФСБ России от 17.11.2010 № 566 “Об организации работы
пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите
государственной границы Российской Федерации”, предусматривают такое
участие. Изменение организационно-правовой формы способствует развитию
нового формата взаимодействия общества и государства в сфере охраны об-
щественного порядка, где общественный активизм будет направляться и
поддерживаться органами исполнительной власти.
3. В настоящее время отсутствуют механизмы планирования совмест-
ной деятельности органов исполнительной власти и общественных объеди-
нений по обеспечению охраны общественного порядка, поскольку план со-
вместной деятельности определяется органом исполнительной власти. Мест-
ное население также не участвует в процедурах планирования деятельности
по охране общественного порядка. В связи с этим обоснована необходимость
привлечения руководства общественных объединений, участвующих в охра-
не общественного порядка, общественных активистов, а также научного со-
общества, к процедурам планирования совместной деятельности по охране
общественного порядка с органами исполнительной власти путем принятия
отдельных актов органов исполнительной власти. Руководствуясь методом
форсайтинга, представители общественности обозначают приоритетные с их
точки зрения цели, а органы исполнительной власти совместно с обществен-
ными объединениями способствуют обеспечению реализации прогнозов.
4. Доказано, что общественные объединения, участвующие в охране
общественного порядка, образуют отдельную, обособленную от иных обще-
ственных объединений группу. В их правовом статусе обнаруживаются при-
знаки государственно-властных полномочий, что выражается в наличии за-
конодательно установленных мер ответственности за невыполнение закон-
ных требований их членов, а также возможности осуществлять правотворче-
скую функцию. Они функционируют в тесной взаимосвязи с органами ис-
полнительной власти, что проявляется в образовании их решением органа
исполнительной власти и последующем управлении этим органом деятель-
ностью такого объединения. Указанные признаки не свойственны общест-
венным объединениям иных видов.
5. Кибердружины являются одним из видов общественных объедине-
ний, участвующих в охране общественного порядка. Вместе с тем правовой
статус их не урегулирован, хотя фактически они функционируют. В связи с
этим доказывается необходимость закрепления правового положения кибер-
дружин в системе общественных объединений, участвующих в охране обще-
ственного порядка, путем внесения соответствующих изменений в Феде-
ральный закон “Об участии граждан в охране общественного порядка”.
Предлагается в рамках взаимодействия с Федеральной службой по надзору в
сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций преду-
смотреть упрощенный порядок рассмотрения сообщений о нарушениях в се-
ти Интернет, выявленных членами кибердружин.
6. Представители общественных объединений, привлекаемые к уча-
стию в мероприятиях по охране общественного порядка, не имеют специаль-
ной правовой защиты от посягательств на их жизнь и здоровье при исполне-
нии ими своих обязанностей по охране общественного порядка. В связи с
этим обосновывается необходимость установления отдельного состава адми-
нистративного правонарушения и внесения соответствующих изменений в
Особенную часть Кодекса Российской Федерации об административных пра-
вонарушениях.
7. Предлагается внести изменения в Федеральный закон “Об участии
граждан в охране общественного порядка” в части упрощения порядка при-
менения физической силы для народных дружинников и закрепления такой
возможности для членов общественных объединений правоохранительной
направленности. В настоящее время порядок применения физической силы
народными дружинниками является более сложным, чем у сотрудников пра-
воохранительных органов, что затрудняет ее применение в случае опасности
для жизни и здоровья.
Кроме того, для создания правовых основ взаимодействия Федераль-
ной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и общест-
венных объединений необходимо внести изменения в Указ Президента РФ от
30.09.2016 № 510 “О Федеральной службе войск национальной гвардии Рос-
сийской Федерации” а также в соответствующие ведомственные акты, уста-
новив в них порядок взаимодействия подразделений Росгвардии с институ-
тами гражданского общества в сфере охраны общественного порядка.
8. Обоснована необходимость установления единого порядка взаимо-
действия органов исполнительной власти и общественных объединений.
Действующее законодательство не позволяет взаимодействовать сразу не-
скольким органам исполнительной власти с одним общественным объедине-
нием, хотя их деятельность может быть схожей (например, деятельность
МВД России и ФСБ России в районах, прилегающих к государственной гра-
нице Российской Федерации), что может отрицательно сказываться на со-
стоянии общественного порядка. В связи с этим предлагается принять поста-
новление Правительства Российской Федерации, которым утверждался бы
порядок заключения и реализации соглашений о взаимодействии органов ис-
полнительной власти с общественными объединениями.
9. Предлагается новая форма взаимодействия общественных объедине-
ний, участвующих в охране общественного порядка, и уполномоченных ор-
ганов исполнительной власти – общественные посты охраны общественного
порядка. Такие посты могут создаваться в местах повышенной криминоген-
ной обстановки или повышенной травмоопасности, где силами членов обще-
ственных объединений будет обеспечиваться безопасность в пределах зоны
ответственности поста охраны общественного порядка.
10. Доказывается, что Федеральная служба судебных приставов Рос-
сийской Федерации участвует в охране общественного порядка, поскольку на
судебных приставов возложена обязанность по его поддержанию в общест-
венных местах – судах, в частности в залах судебного заседания.
Предлагается также организовать взаимодействие органов принуди-
тельного исполнения с добровольными народными дружинами путем заклю-
чения соглашений, в рамках которых народные дружинники будут оказывать
судебным приставам помощь при совершении исполнительных действий.
Степень достоверности результатов проведенных исследований.
Достоверность полученных результатов обусловлена использованной науч-
ной методологией и методами исследования, применением в диссертацион-
ном исследовании результатов научных работ ведущих ученых, проведением
аналитического анализа обширного количества нормативных правовых ак-
тов, в том числе зарубежных, и объемного эмпирического материала, стати-
стических данных и результатами социологического опроса.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется ак-
туальностью рассмотренных в диссертации проблем и степенью обоснован-
ности содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций.
Она обусловлена использованием новых теоретических подходов к по-
ниманию сущности категории «общественный порядок», подготовкой пред-
ложений по развитию такой организационно-правовой формы, как «государ-
ственно-общественные объединения».
Разработка теоретических и прикладных аспектов взаимодействия ор-
ганов исполнительной власти с общественными объединениями, участвую-
щими в охране общественного порядка, может способствовать (в случае вне-
дрения результатов) повышению эффективности такого сотрудничества. В
частности, предлагается сформировать систему планирования совместной
деятельности по охране общественного порядка с участием местного населе-
ния и представителей общественных объединений, что в итоге может поло-
жительно повлиять на уровень безопасности в регионе, на определенной тер-
ритории.
В целях совершенствования административного законодательства в ра-
боте выделены новые формы взаимодействия органов исполнительной вла-
сти с общественными объединениями, предложен ряд изменений в законода-
тельство, направленных на увеличение объема полномочий членов общест-
венных объединений, участвующих в охране общественного порядка, а также
повышение их правовой защищенности.
Научные выводы и рекомендации, сформулированные автором, могут
использоваться при совершенствовании административного законодательст-
ва, прежде всего при внесении изменений в федеральные законы «О поли-
ции», «Об участии граждан в охране общественного порядка», «Об основах
системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также в
практической деятельности органов исполнительной власти по взаимодейст-
вию с общественными объединениями, участвующими в охране обществен-
ного порядка, и в служебной подготовке сотрудников правоохранительных
органов и членов общественных объединений, участвующих в охране обще-
ственного порядка.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и
обсуждена на кафедре административного права и процесса федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего обра-
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!