Содержание главы
Особенности научной работы и этика научного труда
Кандидатская диссертация это и квалификационная работа и вполне самостоятельный научный труд, поэтому важно реализовать не просто определенный набор методов исследования, но и продемонстрировать навыки самостоятельного научного поиска и решения задач.
Научный труд должен быть:
- самостоятельным
- содержать только правомерные цитаты чужих работ
- адекватно целям применять методы исследования.
Основные категории и понятия научной работы
Для успешного написания кандидатской диссертации нужно четко формировать понятийный аппарат исследования. Часто ошибки в диссертации связаны именно с нечетким определением основных категорий. Построение понятийного аппарата определяется выявленной проблемой и поставленной целью.
Научная задача для кандидатской диссертации – это то, что надо решить. Для успешной защиты важно продемонстрировать, какую проблему или трудность соискатель решает своей работой. Насколько это решение соответствует современным тенденциям в науке.
Научная проблема отличается от научной задачи масштабом и глубиной предмета исследований, требуемыми результатами и высокой степенью их научной и практической значимости.
Методология работы должна представлять собой систему четко обоснованных методов, применение которых не должно быть противоречивым по отношению друг к другу.
Методология диссертационного исследования включает в себя:
Методологический аппарат диссертационного исследования
В основу диссертационного исследования закладываются методы определения проблемы и формулирование гипотезы, определение цели и задач исследования. Методологический аппарат диссертации располагается во введении и призван продемонстрировать уровень научной подготовки соискателя научной степени.
Методология работы над диссертацией включает решение следующих задач:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- учет нормативно-правовой базы, статистических материалов, справочной и научной литературы;
- грамотное определение объекта и предмета диссертационного исследования, его цели и задачи, намечаемые к рассмотрению;
- сбор необходимого статистического и фактического материала для проведения аналитического этапа работ;
- анализ собранных данных;
- разработка методических предложений, а в случае необходимости, и методологических аспектов решения задач диссертационного исследования;
- формулирование выводов и разработка рекомендаций по практическому использованию методических результатов работы;
- оформление диссертационной работы в соответствии с нормативными требованиями.
Как грамотно сформулировать тему исследования
Методически грамотно сформулированная тема позволяет эффективно выстроить все дальнейшее исследование. В названии должен быть отражен предмет исследования и планируемый научный результат.
Правила формулирования цели исследования
Цель исследования – это планируемый конечный результат, т. е. устранение уязвимого звена в общей цепи (повысить, улучшить, обеспечить качество и/или эффективность…). Цель должна быть конкретная, практическая и, что самое важное – измеримая. Грамотно сформулированная цель та, по которой понятно, как можно удостовериться, что она достигнута.
Для достижения цели необходимо решить задачи (проанализировать…, выявить…, сравнить…, выбрать…, спроектировать…, реализовать…).
Объект и предмет исследования
Объект исследования – как правило, та часть материального мира, которой занимается исследователь (например, фармацевтическое производство). Предмет исследования – та сторона объекта исследования, те его свойства, та его область приложения, которые исследуются. Объект всегда шире предмета.
Актуальность работы
Актуальность работы определяется степенью важности проблемы, решаемой в диссертации, для теории и практики соответствующей отрасли науки и техники. При формулировании актуальности важно указать направленность на решение ключевых проблем и важнейших задач (нерешенных вопросов).
Определение проблемы и формулирование гипотезы
Правильная постановка проблемы и выдвижение гипотезы позволяет подобрать подходящие методы исследования. Чтобы сформулировать научную проблему, нужно отделить известное от неизвестного в той области исследования, которая является объектом и предметом исследования. Это можно сделать после всестороннего изучения источников и материалов по теме. Именно в предшествующих исследованиях можно обнаружить противоречия, требующие разрешения. После выявления противоречия можно формулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы.
После формулирования вопроса можно определять гипотезу – предположение о зависимостях, которые могут помочь решить проблему.
Гипотезы бывают различного типа:
- рабочие и научные
- частные и общие
- описательные и объяснительные
- эмпирические и теоретические
Каждый тип гипотезы помогает структурировать материал и определить логику проведения исследования.
Планирование и проведение эксперимента
Основная цель планирования эксперимента – достижение точности проводимого исследования, достоверности результатов. В планировании эксперимента важно определить цель – характеристики и свойства объекта, которые нужно установить. Цель также зависит от вида эксперимента: определительный, контрольный, сравнительный или исследовательский. В эксперименте важно уточнять условия проведения и обосновывать методику измерений. После проведения эксперимента важно полученные статистические данные адекватно обработать и сформулировать рекомендации по применению результатов.
Методология структурирования материала
Кроме формирования научного аппарата исследования важно методически правильно структурировать диссертацию. В работе можно выделить три ключевых элемента:
- анализ предметной области и постановка задачи;
- методы, модели, методики, технология;
- практическая реализация предложенного и его применение.
Как правило, задача решается от частного к общему, но материал излагается от общего к частному.
Материал в диссертации должен излагаться от общего к частному: методический подход (концепция) – методы – методики – реализация – технология применения. Также можно построить изложение от частного к общему: методика разработки – методика использования.
Ответы на вопросы
Методологию составляет научный аппарат исследования, который описывается во введении и реализуется в общей логике изложения материала. Отдельно описывать принципы методологии в диссертации не нужно.
Метод это способ решения задачи, описание метода и обоснование его применения – это небольшая часть методологии. В методологию кроме описания метода входит весь научный аппарат диссертации, система всех инструментов достижения цели.
Гипотеза это важная часть методологии кандидатской диссертации. Ее формулирование это обязательная часть научного аппарата диссертации.