Содержание главы
В чем состоит цель в дипломной работе
В дипломной работе очень важно правильно определить цель рассмотрения выбранной темы. Правильно сформулированная цель поможет определить логику всей работы, включая не только общее направление, но и последовательность ключевых этапов. Цель – это планируемый результат работы, то, что студент хочет достичь, рассматривая определенную тему. Цель может быть сформулирована один-двумя предложениями, и включать описание того результата, который планируется достичь.
Какими должны быть задачи в дипломной работе
Задачи – это ключевые этапы по достижению цели. Последовательность задач должна стать алгоритмом по достижению цели. А перечень и количество задач напрямую влияют на структуру дипломной работы, на порядок глав и параграфов. Общее правило построения цепочки задач: не менее трех задач, описывающих фундаментальные шаги по достижению цели. При этом увлекаться чрезмерной конкретизацией не стоит, не нужно выделять в отдельную задачу различные мелкие действия, реализуемые в рамках работы.
Если не получается сформулировать задачи в виде последовательности действий, то, скорее всего, цель была сформулирована с ошибкой.
Как определить цель в дипломной работе
Определение цели начинается с выявления проблемы в исследуемой области. Далее формулируется ряд гипотез – предположений о том, как выявленную проблему можно решить. Одновременно определяется то состояние предмета исследования, к которому желательно его привести в ходе работы.
Существует несколько способов определения цели:
- Провести анализ актуальных источников и выявить противоречивые аспекты в теме.
- Зафиксировать противоречия в предмете или объекте исследования.
- Рассмотреть несколько вариантов решения проблемы и выбрать наиболее аргументированный способ.
Как грамотно сформулировать цель
Хорошо сформулированная цель должна быть выражена в 1-2 предложениях. Формулировка должна быть емкая, информативная, четко описывающая ожидаемый результат. Признак ошибочной формулировки: не понятно, какой результат планируется и как его достижение можно диагностировать.
Для формулировки можно использовать глаголы активного действия: доказать, определить, выявить, проанализировать, описать.
Какими должны быть задачи дипломной работы
Задачи в дипломной работе должны соответствовать как заявленной цели, так и уровню работы. Задачи не должны носить исключительно теоретический характер. Перечень задач должен приводить к последовательному решению выявленной проблемы, и решение должно носить практический характер.
Ошибкой будет чрезмерная детализация задач, прописывание каждого шага работы над дипломом, внесение в перечень задач только тех задач, которые описывают проведение исследования.
Основные требования, выдвигаемые к поставленным задачам:
Грамотное определение задач – это основа для эффективного планирования всей работы над дипломом. По цели и задачам оценивают уровень компетенции будущего специалиста в решении профессиональных задач.
Как правильно сформулировать задачи
В дипломной работе достаточно 3-5 сформулированных задач. Увеличение задач может существенно и необоснованно увеличить объем работы.
В задачах должны прослеживаться системные этапы работы над дипломов в целом. Каждому этапу должна соответствовать отдельная задача. При этом дробить задачи не нужно. Формулировка задач осуществляется с помощью глаголов действия: проанализировать, выяснить, систематизировать, описать, сформулировать и т.д.
Признаки правильной формулировки задач:
Ошибки в формулировании цели и задач
Часто студенты допускают ряд ошибок, которые влияют в дальнейшем на качество готовой работы.
Чаще всего студенты допускают следующие группы ошибок:
- Неконкретны в формулировке цели.
- Задачи не соответствуют цели.
- Задачи не связаны с целью.
- Цели не соответствует теме диплома.
- Задачи не соответствуют логике текста.
- Задачи описывают только методологию самого исследования.
При полноценной работе над формулировками цели и задач сокращается общее время на работу над отдельными этапами.
Ответы на вопросы
При формулировании цели нужна конкретика, но описывать нужно ожидаемые изменения в предмете исследования. Сам получаемый продукт выступает только как инструмент изменений.
Цель должна быть одна. Формулировать можно несколько гипотез, чтобы определить перспективный план мероприятий для решения проблемы.
Во введении указывать критерии и показатели не нужно. В главе, описывающей практическую деятельность по изменению предмета исследования нужно указать критерии, по которым изменения предмета будут диагностироваться.