Административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и общие основания административной
ответственности за нарушение правил осуществления
предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального
хозяйства………………………………………………………………………….. 22
§ 1.1. Основы правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации ………………………………………………………… 22
§ 1.2. Предпринимательская деятельность в сфере жилищно-коммунального
хозяйства как объект административно-правового воздействия………………. 47
§ 1.3. Правовые основания административной ответственности за нарушение
правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере
жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………….. 68
§ 1.4. Подведомственность дел об административных правонарушениях,
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере
жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………… 99
Глава 2. Административная ответственность за отдельные виды
административных правонарушений, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности в сфере
жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………..
§ 2.1. Административная ответственность за нарушение правил содержания
ремонта и коммунального обслуживания многоквартирных и
индивидуальных жилых домов………………………………………………….. 126
§ 2.2. Административная ответственность за нарушение установленных
нормативов и режима обеспечения населения коммунальными
услугами…………………………………………………………………………… 142
§ 2.3. Административная ответственность за нарушение правил
осуществления предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами………………………………………………………. 159
Заключение……………………………………………………………………….. 177
Список литературы……………………………………………………….…….. 182
Приложения……………………………………………………………………… 247
Во введении обоснована актуальность темы, проведен анализ степени ее научной разработанности; определены объект, предмет, цель и задачи исследования, методологическая основа исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации результатов
исследования; обозначена структура диссертационного исследования.
Первая глава «Понятие и общие основания административной ответственности за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства» состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе «Основы правового регулирования жилищно- коммунального хозяйства в Российской Федерации» автор рассматривает понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» и раскрывает его содержание как сложной комплексной категории.
Диссертант приходит к выводу о том, что предметом правового регулирования в рассматриваемой сфере выступает жилищно-коммунальная деятельность, включающая в себя деятельность в сфере жилищного хозяйства (жилищная деятельность), деятельность в сфере коммунального хозяйства (коммунальная деятельность). Особенности жилищно-коммунальной деятельности раскрываются на основе исследования ее структуры: субъектов, объектов и содержания.
Посредством анализа положений нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере ЖКХ, доказывается, что законодательство в данной сфере представляет собой систему, образованную нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере ЖКХ, подразделяющимися по их юридической силе – на законы и подзаконные акты, по субъектам правотворчества, их принявшим, – на нормативные правовые акты органов федеральной системы государственной власти, нормативные правовые акты органов системы государственной власти
субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоуправления. Системность
нормативных правовых актов обеспечивается единством принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Автором сформулировано предложение о систематизации норм права, содержащихся в ЖК РФ, а также в иных федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах, регулирующих сферу жилищно-коммунального хозяйства, в одном кодифицированном федеральном законе – Жилищно- коммунальном кодексе Российской Федерации.
Во втором параграфе «Предпринимательская деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства как объект административно-правового воздействия» жилищно-коммунальное хозяйство и осуществляемая в его сфере предпринимательская деятельность рассматриваются как объекты административно-правового воздействия, сформулированы авторские определения понятий исследуемых объектов.
В зависимости от целей и субъектов осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ предлагается подразделять ее на два вида: 1) предпринимательская деятельность в сфере ЖКХ, осуществляемая субъектами предпринимательства в целях извлечения прибыли; 2) потребительская деятельность в сфере ЖКХ, осуществляемая некоммерческими организациями (товариществами собственников жилья (недвижимости), жилищными кооперативами) и неорганизованными собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в целях удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей в жилищно-коммунальных услугах.
На основе анализа совокупности нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере ЖКХ, автором сформулировано определение понятия правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, за нарушение которых могут применяться меры административной ответственности. Диссертант включает в содержание таких правил обязательные требования (обязанности, условия,
ограничения, запреты), а также порядок совершения отдельных действий,
относящиеся к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, эксплуатации жилищного фонда, выполнению работ по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, оказанию потребителям коммунальных услуг.
Проведенное автором исследование позволило заключить, что основными методами административно-правового воздействия в сфере ЖКХ выступают нормирование, лицензирование, контроль (надзор), принуждение. В параграфе раскрывается сущность каждого из данных методов административно-правового воздействия.
В третьем параграфе «Правовые основания административной ответственности за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства» автор рассматривает вопросы понимания, содержания и оснований административной ответственности за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.
Все административные правонарушения, совершаемые в сфере ЖКХ, в зависимости от содержания объективной стороны и субъектного состава подразделены автором на два вида: административные правонарушения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, совершаемые в процессе этой деятельности ее субъектами, и административные правонарушения, связанные с пользованием жилищно-коммунальными услугами, совершаемые потребителями этих услуг.
Диссертантом сформулирован вывод о том, что основанием административной ответственности за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ выступает административное правонарушение, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.
В параграфе обращается внимание на отсутствие в КоАП РФ отдельной главы, посвященной административным правонарушениям в сфере ЖКХ. Автор
систематизирует административные правонарушения в сфере ЖКХ с учетом
осуществляемых в данной сфере видов предпринимательской деятельности и регулирующих их осуществление правил и норм, за нарушение которых предусматривается административная ответственность, и предлагает включить их составы в главу «Административные правонарушения в сфере жилищно- коммунального хозяйства, содержания и обслуживания многоквартирных домов и жилых помещений» Особенной части проекта новой редакции КоАП РФ.
Далее в параграфе раскрываются особенности элементов состава административного правонарушения, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.
К числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения автор относит юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть индивидуальных предпринимателей. По мнению диссертанта, руководители и иные должностные лица юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являются представителями этих юридических лиц, а не субъектами указанной деятельности, в том числе и в сфере ЖКХ. В этой связи автор полагает, что не имеется правовых оснований для признания указанных должностных лиц субъектами рассматриваемых административных правонарушений. Определен круг коллективных субъектов (юридических лиц – коммерческих организаций) административных правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.
При исследовании субъективной стороны анализируемого административного правонарушения сделан вывод о том, что вина индивидуального предпринимателя в совершении данного правонарушения должна устанавливаться в соответствии с правилами определения вины юридического лица. Предложен перечень обстоятельств, исключающих вину юридического лица, а равно и индивидуального предпринимателя в совершении рассматриваемого правонарушения.
В четвертом параграфе «Подведомственность дел об административных
правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства» определяется круг органов, уполномоченных КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях в данной сфере и назначать административные наказания.
Функцию распределения (закрепления)
правонарушениях между компетентными
органами, их должностными лицами, а
подведомственность, устанавливаемая законодательством об административных правонарушениях.
Анализ компетенции административно-юрисдикционных органов, обладающих правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере ЖКХ, совершаемых, в том числе, субъектами предпринимательской деятельности в данной сфере, позволил прийти к выводу о разделении этих органов в зависимости от территории их функционирования на следующие виды: федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная антимонопольная служба и др.), органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, и административные комиссии муниципальных образований. Подробно раскрываются полномочия указанных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере ЖКХ.
Вторая глава «Административная ответственность за отдельные виды административных правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства» включает три параграфа.
В первом параграфе «Административная ответственность за нарушение правил содержания, ремонта и коммунального обслуживания многоквартирных и индивидуальных жилых домов» анализируются положения статьи 7.22 КоАП РФ
дел об административных административно-публичными также судьями выполняет
применительно к нарушениям правил осуществления предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ.
Автором сформулировано определение нарушения правил содержания,
ремонта и коммунального обслуживания жилых домов, раскрыто его содержание. Исследованы элементы состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.
Обосновано, что объективная сторона такого правонарушения заключается в нарушении установленных правил содержания и ремонта многоквартирных жилых домов, предоставления коммунальных услуг собственникам и иным владельцам помещений в данных домах, а также индивидуальных жилых домов.
В качестве субъектов рассматриваемого правонарушения выделены юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не являются управляющими организациями в отношении многоквартирных домов, при содержании, коммунальном обслуживании или ремонте которых были нарушены соответствующие правила, и обеспечивают их содержание, ремонт и коммунальное обслуживание не на основании договора управления с собственниками помещений, а на основании иных гражданско-правовых договоров (подряда, оказания возмездных услуг и т.п.).
С учетом значимости жилищно-коммунальных отношений для населения, их повышенной правовой защиты со стороны государства диссертант предлагает ввести в КоАП РФ понятие грубого нарушения правил содержания, ремонта и коммунального обслуживания многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
В завершение параграфа автором сформулировано предложение о внесении в соответствующую главу Особенной части проекта нового КоАП РФ самостоятельной статьи «Нарушение правил содержания, ремонта и коммунального обслуживания жилых домов», предложен текст данной статьи.
Во втором параграфе «Административная ответственность за нарушение установленных нормативов и режима обеспечения населения коммунальными
услугами» исследуются элементы состава административного правонарушения,
предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, связанного с нарушением нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.
Диссертант отмечает, что в объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения включается нарушение не любых правил предоставления коммунальных услуг, а только тех, которые определяют нормативный уровень и режим обеспечения населения такими услугами. Раскрывая сущность нарушений нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, автор выделяет значимую особенность объективной стороны указанного правонарушения, состоящую в том, что соответствующее противоправное действие или бездействие посягает на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества и с соблюдением установленного режима не любых потребителей таких услуг, а только населения, то есть, по существу, граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах.
К числу субъектов рассматриваемого правонарушения отнесены: 1) ресурсоснабжающие организации, осуществляющие поставку коммунальных ресурсов в многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома, а также водоотведение от них; 2) юридические лица и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие на основании соответствующих договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах при непосредственном способе управления этими домами предоставление им коммунальных услуг в качестве исполнителей таких услуг; 3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся управляющими организациями в отношении многоквартирных домов и выступающие на основании заключенных договоров управления в качестве исполнителей коммунальных услуг; 4) организации, оказывающие коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, к которым в
настоящее время отнесены региональные операторы по обращению с твердыми
коммунальными отходами.
В параграфе на основе анализа судебной практики рассмотрены
проблемные вопросы, касающиеся разграничения зон ответственности исполнителя, непосредственно предоставляющего потребителю коммунальные услуги (управляющей организации), и ресурсоснабжающей организации, определения давности привлечения к административной ответственности за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В завершение параграфа автором сформулировано предложение о внесении в соответствующую главу Особенной части проекта нового КоАП РФ самостоятельной статьи «Нарушение нормативов и режима предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов», предложен текст данной статьи.
В третьем параграфе «Административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» автор анализирует элементы составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, по мнению диссертанта, выражается в действиях или бездействии лица, осуществляющего на основании выданной ему лицензии предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, нарушающих лицензионные требования, предъявляемые к такой деятельности.
Проанализировав соответствующие нормы права и судебную практику по делам об указанных правонарушениях, автор приходит к выводу о том, что лицензионные требования, по существу, представляют собой требования, предъявляемые к оказанию услуг и (или) выполнению работ, связанных с
исполнением обязанностей по договору управления многоквартирным домом, в
частности с надлежащим содержанием общего имущества в многоквартирном доме и оказанием качественных коммунальных услуг собственникам и иным владельцам помещений в таком доме. В этой связи любое действие или бездействие лицензиата, нарушающие указанные требования, будут одновременно являться нарушением лицензионных требований осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и образовывать объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения.
В качестве субъектов рассматриваемого правонарушения выделяются юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующей лицензией и выполняющие функции управляющих организаций в отношении многоквартирных домов.
Принимая во внимание результаты опроса судей арбитражных судов, а также проведенный анализ сложившейся судебной практики, диссертант полагает необходимым уточнить объективную сторону и субъектный состав административного правонарушения, состоящего в нарушении лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно конкретизировать группы лицензионных требований, за нарушение которых устанавливается административная ответственность (требований об обязательности соблюдения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах).
В завершение параграфа автором сформулировано предложение о внесении в соответствующую главу Особенной части проекта нового КоАП РФ самостоятельной статьи «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии или с нарушением условий лицензии», предложен текст данной статьи.
В заключении диссертации кратко сформулированы основные положения,
выводы и предложения по результатам проведенного исследования, направленные на дальнейшее развитие теории института административной ответственности за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ и совершенствование соответствующих норм КоАП РФ.
Актуальность темы диссертационного исследования. Жилищно-
коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) представляет собой одну из основных
отраслей российской экономики и обеспечивает население жизненно важными
услугами, а промышленность – необходимой инженерной инфраструктурой.
Годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4,7 трлн рублей, что составляет 5,4 %
валового внутреннего продукта России1.
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019
году проведен опрос населения по вопросу оценки качества жилищно-
коммунальных услуг (далее – ЖКУ) (1600 респондентов в возрасте от 18 лет). Как
показало проведенное исследование, 60 % россиян довольны качеством ЖКУ, что
на одну пятую больше, чем девять лет назад (39 %). При этом 17 % из числа
респондентов отметили ухудшение качества предоставления услуги по
содержанию и текущему ремонту жилья2. Согласно данным Национального
центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства
«ЖКХ Контроль», за III квартал 2020 года поступило более 9,2 тыс. обращений,
из них: о неудовлетворительном состоянии многоквартирных жилых домов –
18,1 %, о начислении платы за коммунальные услуги – 12,2 %, об управлении
объектами – 11,5 %; увеличилось количество обращений, связанных с качеством
коммунальных ресурсов (с 7,8 до 9,7 %) и благоустройством придомовых
территорий (с 6,7 до 7,8 %)3.
Стратегия развития: жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда. Национальный приоритет развития //
Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
(Минстроя России) [Электронный ресурс]. URL: http://minstroyrf.gov.ru (дата обращения: 23.01.2021).
2
Сайт Всероссийского центра исследования общественного мнения [Электронный ресурс] // URL: http://wciom.ru
(дата обращения: 23.01.2021).
3
Сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс] // URL: https://iz.ru/1071077/maksim-khodykin/zhilishchnyi-zapros-
sostavlen-reiting-samykh-populiarnykh-zhalob-v-sfere-zhkkh (дата обращения: 20.12.2020).
В условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции вопросы
работы ЖКХ, в том числе состояния коммунальной инфраструктуры и ее
модернизации, актуальны «для всех без исключения регионов»4.
Некачественное оказание гражданам ЖКУ в значительной мере связано с
нарушениями управляющими, обслуживающими и ресурсоснабжающими
организациями установленных законами и иными нормативными правовыми
актами обязательных требований к содержанию и обслуживанию жилищного
фонда, которые образуют составы соответствующих административных
правонарушений. В течение последних лет наблюдается стабильный рост
совершаемых в жилищно-коммунальной сфере административных
правонарушений. Так, согласно официальным данным государственной
информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, количество
административных правонарушений, совершенных ресурсоснабжающими
организациями за период с 2016 по 2020 г. (на 20.12.2020), по статье 7.23 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях5 (далее – КоАП
РФ) составило 12 608 (50,31 %6); за аналогичный период число административных
правонарушений, совершенных организациями, осуществляющими деятельность по
управлению многоквартирными домами, по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ
составило 31 553 (21,39 %), по статье 7.22 КоАП РФ – 29 185 (19,78 %)7.
Прослеживается рост количества рассматриваемых арбитражными судами
дел об оспаривании постановлений органов государственного жилищного надзора
о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к
административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта
жилых домов (жилых помещений) (статья 7.22 КоАП РФ), нормативов
обеспечения населения коммунальными услугами (статья 7.23 КоАП РФ),
осуществление предпринимательской деятельности по управлению
4
Сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс] // URL: https://er.ru/activi¬ty/news/alek¬sandr-kozlov-shkola-
gramotnogo-potrebitelya-pomogla-obespechit-besperebojnost-raboty-zhkh-v-period-pan¬de¬mii (дата обращения:
20.12.2020).
5
Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6
Здесь и далее указана процентная доля от общего количества административных правонарушений, совершенных
соответствующими организациями за период с 2016 по 2020 г. (на 20.12.2020).
7
Сайт Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] //
URL: https://dom.gosuslugi.ru (дата обращения: 20.12.2020).
многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая
лицензия обязательна (статья 14.1.3 КоАП РФ). В сравнении с 2016 годом
количество таких дел увеличилось на 7,1; 52,4 и 71,5 % соответственно8
(Таблица № 1 Приложения 1).
В действующем КоАП РФ нормы, предусматривающие административную
ответственность за нарушение законодательства в сфере жилищно-
коммунального хозяйства, не систематизированы в рамках отдельной главы, а
«разбросаны» по разным главам Особенной части кодекса (главы 7, 9, 14). В
проекте нового КоАП РФ, размещенном на сайте Министерства юстиции России
в целях его публичного обсуждения, выделена отдельная глава, посвященная
административным правонарушениям в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, содержания и обслуживания многоквартирных домов и жилых
помещений, благоустройства территории9. Вместе с тем в данной главе
сконцентрированы далеко не все составы административных правонарушений,
совершаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в
сфере ЖКХ.
В связи с отсутствием указанной систематизации, предполагающей, в том
числе, четкое формулирование составов административных правонарушений,
проведение между ними разграничения по объектам, объективной стороне и
субъектам с использованием единообразного понятийного аппарата, в практике
привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной
ответственности в сфере ЖКХ имеется ряд вопросов, требующих
соответствующего нормативно-правового решения. Как показал опрос судей
арбитражных судов, входящих в Волго-Вятский судебный округ, к числу таких
проблемных вопросов относятся, в частности, следующие:
– проблемы в применении норм статьи 14.1.3 КоАП РФ (конкуренция со
статьей 7.22 КоАП РФ (55,8 % респондентов); слишком общая диспозиция,
требующая конкретизации (34,6 % респондентов));
8
По данным Информационной системы «Картотека арбитражных дел» [Электронный ресурс] // URL:
https://dom.gosuslugi.ru (дата обращения: 20.12.2020).
9
Проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный
ресурс] // URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102447 (дата обращения: 20.12.2020).
– проблемы в применении норм статьи 7.22 КоАП РФ (слишком общая и
объемная диспозиция, требующая разделения по отдельным составам с
выделением предпринимательских и потребительских нарушений (42,4 %
респондентов); неопределенность субъектного состава (исходя из исключения из
него управляющих организаций) (28,8 % респондентов); конкуренция со статьей
14.1.3 КоАП РФ (26,9 % респондентов) (Приложения 2, 3)).
С учетом изложенного следует отметить, что имеется необходимость в
проведении научно-прикладного анализа института административной
ответственности субъектов предпринимательской деятельности за нарушение
законодательства в сфере ЖКХ с целью выявления основных проблем теории и
правоприменительной практики разрешения дел о соответствующих
административных правонарушениях и выработки путей их решения.
Степень научной разработанности темы. Институт административно-
правового регулирования в сфере ЖКХ был предметом научного интереса ряда
исследователей10. Вместе с тем в значительной части эти исследования
охватывают вопросы прокурорского надзора, государственного контроля
(надзора) в сфере ЖКХ, в том числе государственного жилищного надзора за
проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Жилищно-коммунальная деятельность как объект административно-правового
воздействия не выступала предметом исследования в названных научных работах.
Особенности совершения административных правонарушений в жилищно-
коммунальной сфере были рассмотрены в кандидатской диссертации
Ягодина Л. П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: автореф.
дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 233 с.; Гришина Е. Ю. Административно-правовое регулирование в сфере
жилищно-коммунального хозяйства, проблемы и пути их решения // Административное право. 2009. № 1. С. 85–
92; Макушенко Е. А. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 192 с.; Петюкова О. Н. Проблемные аспекты регулирования надзорной
деятельности за соблюдением жилищного законодательства: теоретико-правовые подходы в юридической
литературе // Современный юрист. 2014. № 3. С. 27–39; Журенко В. В. Административно-правовой статус
жилищных инспекций // Административное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 1002–1009; Хусяйнова С. Г.
Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе:
дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. 226 с.; Колязина А. В. Государственный контроль и надзор в жилищно-
коммунальном хозяйстве: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2018. 246 с.; Мешкова А. Ю. Государственный
жилищный надзор за проведением капитального ремонта многоквартирных домов: административно-правовые
аспекты: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2019. 197 с.
Т. С. Плехановой11. В указанной диссертации исследовался юридический состав
административного правонарушения в жилищно-коммунальной сфере.
Отдельные вопросы административной ответственности за нарушение
жилищного законодательства выступали предметом исследования в диссертации
Н. В. Тарасовой12. В данном научном труде проанализированы составы
административных правонарушений, посягающих на правоотношения в жилищной
сфере.
Указанные научные работы внесли определенный вклад в исследование
проблем административного принуждения, в том числе административной
ответственности, в сфере ЖКХ. Однако в них не было уделено достаточного
внимания анализу особенностей административной ответственности юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
предпринимательскую деятельность в рассматриваемой сфере. Кроме того,
обозначенные труды были написаны до введения в федеральном жилищном
законодательстве института лицензирования предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами, в связи с чем вопросы
административной ответственности лицензиатов в сфере управления
многоквартирными домами и практики применения соответствующих правовых
норм, в том числе статьи 14.1.3 КоАП РФ, еще не являлись предметом
специального научного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в связи с применением к субъектам предпринимательской
деятельности мер административной ответственности за нарушение правил
осуществления данной деятельности в сфере ЖКХ.
Предметом исследования выступают научные труды и мнения ученых,
нормы административного права, определяющие составы административных
правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ, меры административной ответственности за их
11
См.: Плеханова Т. С. Административные правонарушения в жилищно-коммунальной сфере: дис. … канд. юрид.
наук. М., 2009. 262 с.
12
См.: Тарасова Н. В. Административная ответственность за нарушение жилищного законодательства: дис. …
канд. юрид. наук. Астрахань, 2011. 255 с.
совершение, компетенцию органов и должностных лиц по рассмотрению дел об
указанных правонарушениях, а также практика разрешения компетентными
органами, должностными лицами и судами дел об этих правонарушениях.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в
формировании общего теоретико-прикладного представления об
административной ответственности за нарушение правил осуществления
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, ее основаниях с учетом
современного российского законодательства об административных
правонарушениях и практики его применения, в выявлении пробелов и
противоречий в указанном законодательстве и выработке предложений по их
устранению.
Поставленная цель исследования обусловила выдвижение следующих
задач:
– определить понятия «жилищно-коммунальное хозяйство», «жилищно-
коммунальная деятельность», «жилищно-коммунальные услуги» как объекты
административно-правового воздействия;
– выявить общие признаки административного правонарушения, связанного
с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, его
сущность и сформулировать определение понятия;
– рассмотреть общую конструкцию состава административного
правонарушения, связанного с осуществлением предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ, выявить его основные элементы;
– исследовать особенности административной ответственности за
нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в сфере
ЖКХ, сформулировать определение понятия исследуемой ответственности;
– определить подведомственность дел об административных
правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ;
– изучить особенности привлечения субъектов предпринимательской
деятельности к административной ответственности за отдельные виды
совершаемых ими в сфере ЖКХ административных правонарушений;
– выявить актуальные проблемы совершенствования законодательства
Российской Федерации (далее – РФ) об административных правонарушениях в
части установления административной ответственности субъектов
предпринимательской деятельности за административные правонарушения в
сфере ЖКХ и практики его применения и сформулировать соответствующие
предложения и рекомендации.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют
общие принципы и методы научного познания, относящиеся к
исследовательскому аппарату гуманитарных наук. В ходе подготовки
диссертации использовались, в частности, общенаучные методы (анализа,
синтеза, системный метод), посредством которых выявлялись сущность,
основные черты административной ответственности субъектов
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, элементы состава
соответствующих совершаемых ими административных правонарушений;
статистический метод, при помощи которого была обработана статистическая
информация, относящаяся к теме исследования; социологический метод (опрос,
анкетирование), посредством которого выяснялось мнение судей арбитражных
судов по актуальным вопросам применения отдельных норм КоАП РФ,
предусматривающим административную ответственность в сфере ЖКХ;
сравнительно-правовой метод в части изучения и сравнения федерального
законодательства и законодательства субъектов РФ об административных
правонарушениях.
Теоретическая основа исследования. Рассмотрение вопросов применения
административной ответственности к субъектам предпринимательской
деятельности за нарушение законодательства в сфере ЖКХ основывалось на
трудах отечественных ученых-административистов: Ю. Е. Аврутина,
А. Б. Агапова, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, К. С. Бельского, О.И. Бекетова,
С. Н. Братановского, И. А. Галагана, О. В. Гречкиной, А. С. Дугенца,
А. Б. Зеленцова, С.М. Зырянова, Л. А. Калининой, А. И. Каплунова,
Ю. М. Козлова, П. И. Кононова, Г. А. Кузьмичевой, Б. М. Лазарева,
В. Ф. Ломакиной, А. Е. Лунева, А. В. Мартынова, Н.В. Макарейко,
И. В. Максимова, М. Я. Масленникова, А. Р. Нобеля, О. В. Панковой, Л. Л. Попова,
Б. В. Россинского, Н. Г. Салищевой, П. П. Серкова, Ю. Н. Старилова,
А. И. Стахова, М. С. Студеникиной, В. Д. Сорокина, Ю. П. Соловья,
Ю. А. Тихомирова, В. В. Черникова, А. П. Шергина, Н. Ю. Хаманевой,
Б. Б. Хангельдыева, О. М. Якубы, О. А. Ястребова и др.
При написании диссертации были использованы труды ученых в области
жилищного права, среди которых можно выделить работы И. В. Балтутите,
В. Р. Витвицкой, А. И. Гончарова, В. Н. Литовкина, П. В. Крашенинникова,
И. С. Куксина, П. И. Седугина, В. В. Семенихина, М. Ю. Тихомирова,
Н. С. Тимофеева, Г. Ф. Ручкиной, Г. Ф. Шешко, С. Г. Хусяйновой.
Нормативную основу исследования составляют федеральные законы и
иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов РФ, регулирующие вопросы организации и осуществления жилищно-
коммунальной деятельности, применения мер административной ответственности
в отношении субъектов предпринимательской деятельности за нарушение
законодательства в сфере ЖКХ.
Эмпирическая база исследования основывается на материалах судебной
практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, арбитражных судов
и судов общей юрисдикции по рассматриваемой категории дел об
административных правонарушениях; на данных, представленных в официальной
статистической отчетности о работе административно-юрисдикционных органов:
в аналитических и статистических материалах Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства РФ, Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека и управлений
Роспотребнадзора по субъектам РФ, Федеральной антимонопольной службы и ее
территориальных управлений, уполномоченных органов исполнительной власти
субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный жилищный
надзор, органов муниципального жилищного контроля за 2015–2020 гг.; на
аналитических обзорах и аналитических докладах Всероссийского центра
изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в сфере ЖКХ за период с 2015–
2020 гг.; на результатах проведенного соискателем опроса судей арбитражных
судов, входящих в Волго-Вятский судебный округ, о применении отдельных норм
КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность за
правонарушения в сфере ЖКХ.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является одной
из первых после введения в 2014 году института лицензирования
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
научных работ, в которых предпринята попытка комплексно и системно
исследовать институт административной ответственности за нарушение правил
осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, выявить ее
особенности, а также проанализировать наиболее значимые составы
административных правонарушений, совершаемых в указанной сфере субъектами
предпринимательства, провести разграничение между ними, выделить основные
правовые проблемы, которые возникают в правоприменительной практике по
данной категории дел и требуют научно обоснованного разрешения.
В результате проведенного исследования достигнуты следующие
обладающие признаками научной новизны основные результаты:
– введены в научный оборот авторские дефиниции понятий «жилищно-
коммунальное хозяйство», «жилищно-коммунальная деятельность», «жилищно-
коммунальные услуги», «предпринимательская деятельность в сфере жилищно-
коммунального хозяйства» как объектов административно-правового
воздействия, раскрыто их содержание;
– сформулировано понятие и раскрыта сущность административного
правонарушения, связанного с осуществлением предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ;
– разработана общая конструкция состава административного
правонарушения, связанного с осуществлением предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ, выявлены его основные элементы;
– исследованы особенности административной ответственности субъектов
предпринимательской деятельности за нарушение правил осуществления данной
деятельности в сфере ЖКХ;
– определена подведомственность дел об административных
правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ;
– раскрыты особенности привлечения субъектов предпринимательской
деятельности к административной ответственности за отдельные виды
совершаемых ими административных правонарушений в сфере ЖКХ;
– обоснованы и аргументированы предложения по совершенствованию
законодательства РФ об административных правонарушениях в части
установления и применения административной ответственности за
административные правонарушения, связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ.
На защиту выносятся следующие обладающие научной новизной или ее
элементами основные положения:
1. Обосновано, что жилищно-коммунальная деятельность в зависимости от
целей и субъектов ее осуществления может быть подразделена на два вида:
1) предпринимательская деятельность в сфере ЖКХ, осуществляемая субъектами
предпринимательства в целях извлечения прибыли; 2) потребительская
деятельность в сфере ЖКХ, осуществляемая некоммерческими организациями
(товариществами собственников жилья (недвижимости), жилищными
кооперативами) и неорганизованными собственниками жилых и нежилых
помещений в многоквартирных домах в целях удовлетворения индивидуальных и
коллективных потребностей в жилищно-коммунальных услугах.
Предпринимательская деятельность в сфере ЖКХ как объект
административно-правового воздействия представляет собой направленную на
извлечение прибыли специальную деятельность юридических лиц –
коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по поставке
товаров (коммунальных ресурсов), выполнению работ, оказанию услуг в сфере
жилищного и коммунального хозяйства, в отношении которой осуществляются
административное нормирование, лицензирование, административный
(жилищный, лицензионный) контроль (надзор), а также применение к ее
субъектам мер административного принуждения, в том числе административной
ответственности.
2. Определено, что административная ответственность за нарушение правил
осуществления предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ представляет
собой применение компетентными органами исполнительной власти и судами
(судьями) административных наказаний к юридическим лицам, их должностным
лицам, а также индивидуальным предпринимателям, совершившим
предусмотренные Особенной частью КоАП РФ и законами субъектов РФ об
административных правонарушениях (об административной ответственности)
административные правонарушения, связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности в указанной сфере.
При этом под правилами осуществления предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ, за нарушение которых могут применяться меры
административной ответственности, предложено понимать установленные
Жилищным кодексом Российской Федерации13 (далее – ЖК РФ), иными
федеральными законами, законами субъектов РФ, подзаконными нормативными
правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня
обязательные требования, а именно подлежащие обязательному исполнению
(соблюдению) обязанности, условия, ограничения и запреты, а также порядок
совершения отдельных действий, относящиеся к деятельности по управлению
многоквартирными домами, эксплуатации жилищного фонда, выполнению работ
по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирных
Российская газета. 2005. № 1.
домов, поставке коммунальных ресурсов и оказанию потребителям
коммунальных услуг.
3. Административное правонарушение, связанное с осуществлением
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, предложено понимать как
противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) юридического лица
или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица (индивидуального предпринимателя), состоящее в нарушении
установленных правил осуществления предпринимательской деятельности в
сфере жилищно-коммунального хозяйства, за которое КоАП РФ или законом
субъекта РФ об административных правонарушениях (об административной
ответственности), установлена административная ответственность.
В зависимости от того, какие именно правила осуществления
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ нарушаются, возможно
выделение следующих составов объективной стороны рассматриваемого
административного правонарушения:
1) осуществление подлежащих лицензированию видов деятельности в сфере
жилищно-коммунального хозяйства без лицензии;
2) нарушение лицензионных требований при осуществлении
предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
3) нарушение правил содержания общего имущества в многоквартирных
домах;
4) нарушение правил предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе
нормативов обеспечения населения коммунальными услугами;
5) нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда;
6) нарушение правил исчисления и предъявления собственникам и
пользователям помещений в жилых домах платы за содержание общего
имущества и оказанные коммунальные услуги;
7) нарушение правил организации, финансирования и проведения
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
8) нарушение правил передачи управления многоквартирным домом от
одной управляющей организации к другой.
4. Аргументировано, что субъектом административного правонарушения,
связанного с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ,
может выступать физическое или юридическое лицо, которое, во-первых, вправе
осуществлять указанную деятельность (в том числе в связи с необходимостью ее
лицензирования), а во-вторых, в ходе ее осуществления совершило действие или
бездействие, нарушающее установленные правила осуществления такой
деятельности, образующее объективную сторону соответствующего
правонарушения.
К числу индивидуальных субъектов данного административного
правонарушения, по мнению диссертанта, могут быть отнесены индивидуальные
предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере
ЖКХ, например, выполняющие функции управляющих организаций,
выполняющие работы и оказывающие услуги по обслуживанию общего
имущества многоквартирных домов. Руководители и иные должностные лица
юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере
ЖКХ, с точки зрения автора, не могут являться субъектами рассматриваемого
правонарушения, поскольку они не выступают непосредственными участниками
указанной деятельности.
В качестве коллективных субъектов административного правонарушения,
связанного с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ,
предложено относить юридических лиц, осуществляющих коммунальную
деятельность (производство и передачу холодного водоснабжения, горячего
водоснабжения, сбор и обработку сточных вод, передачу, распределение и
торговлю электроэнергией, газообразным топливом, тепловой энергией,
обращение с твердыми коммунальными отходами) и юридических лиц,
осуществляющих жилищную деятельность (управление многоквартирными
домами, выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту
многоквартирных домов, предоставлению коммунальных услуг собственникам и
иным владельцам помещений в таких домах, а также индивидуальных жилых
домов).
5. Сформулирован вывод о том, что вина юридического лица, а равно и
индивидуального предпринимателя в совершении административного
правонарушения, связанного с осуществлением предпринимательской
деятельности в сфере ЖКХ, будет иметь место в случае непринятия ими всех
зависящих от них мер по соблюдению правил осуществления данной
деятельности, за нарушение которых предусмотрена административная
ответственность.
При этом к обстоятельствам, исключающим вину юридического лица, а
равно и индивидуального предпринимателя в совершении указанного
административного правонарушения, предлагается отнести:
1) наличие нарушений обязательных требований в сфере ЖКХ, формально
образующих признаки административного правонарушения, но возникших
вследствие действия чрезвычайных обстоятельств непреодолимой силы
(например, повреждение общего имущества многоквартирного дома вследствие
стихийного бедствия (урагана, наводнения, аномального обильного снегопада или
обледенения объектов ЖКХ и т.п.);
2) наличие нарушений обязательных требований в сфере ЖКХ, формально
образующих признаки административного правонарушения, которые фактически
были совершены не соответствующим юридическим лицом, в частности
управляющей организацией или индивидуальным предпринимателем, а иными
лицами (например, повреждение общего имущества многоквартирного дома
жильцами этого дома, поставка некачественного коммунального ресурса
ресурсоснабжающей организацией, ненадлежащее исполнение собственниками
помещений в многоквартирных домах обязанности по оплате полученного
коммунального ресурса).
6. Обосновано, что административное правонарушение, предусмотренное
статьей 7.22 КоАП РФ, применительно к предпринимательской деятельности в
сфере ЖКХ состоит в нарушении юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, не обладающими статусом управляющих организаций и
действующими в данной сфере на основании отдельных гражданско-правовых
договоров (подряда, оказания возмездных услуг), установленных правил
содержания и ремонта многоквартирных жилых домов, предоставления
коммунальных услуг собственникам и иным владельцам помещений в данных
домах, а также индивидуальных жилых домов.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.23 КоАП
РФ, применительно к предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ
заключается в нарушении любыми юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, действующими в данной сфере, нормативного уровня
обеспечения коммунальными услугами, то есть нормативно установленных
обязательных требований к количеству (объемам) и качеству (состав, свойства,
температура, давление горячей и холодной воды, газа, температура теплоносителя
и температура воздуха в жилых помещениях, уровень напряжения и частоты
электрического тока в сети) предоставляемых потребителям коммунальных услуг,
или режима обеспечения населения коммунальными услугами, то есть
нормативно установленных периодичности предоставления соответствующих
услуг, порядка и сроков приостановления и ограничения (перерывов) их
предоставления.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи
14.1.3 КоАП РФ, представляет собой нарушение юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, обладающими лицензией на
осуществление предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами и выступающими в отношении таких домов в
качестве управляющих организаций, лицензионных требований, предъявляемых к
указанной деятельности, в том числе требований об обязательности соблюдения
правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил и норм
технической эксплуатации жилищного фонда, правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах.
7. Учитывая значимость жилищно-коммунальных отношений для
населения, их повышенную правовую защиту со стороны государства,
предлагается предусмотреть в соответствующей специальной главе Особенной
части проекта новой редакции КоАП РФ применительно к субъектам
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ понятие грубого нарушения
правил содержания, ремонта и коммунального обслуживания (в том числе
нормативов и режима предоставления коммунальных услуг населению)
многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, установив за его
совершение более строгую административную ответственность.
При этом под грубым нарушением указанных правил, по мнению
диссертанта, необходимо понимать такое их нарушение, которое вследствие
ненадлежащих содержания, обслуживания или эксплуатации строительных
конструкций и (или) инженерного оборудования повлекло за собой
возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью лиц, проживающих в
жилых помещениях, использующих нежилые помещения в многоквартирных
домах, или причинение названным лицам имущественного ущерба. К числу
факторов, свидетельствующих о возникновении непосредственной угрозы жизни
и здоровью людей, могут быть отнесены следующие: угроза обрушения
строительных конструкций, разрушения здания или его конструктивных
элементов, схода снега и льда с кровли зданий, возникновения аварии на сетях, а
также существенное нарушение прав потребителей коммунальных услуг
(поставка в течение длительного периода времени коммунального ресурса
низкого качества или прекращение его поставки).
8. В целях дифференциации административных правонарушений, связанных
с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, и уточнения
правовых конструкций их составов, а также совершенствования механизма
привлечения за их совершение к административной ответственности
сформулированы конкретные предложения по дополнению Особенной части
проекта новой редакции КоАП РФ соответствующими статьями,
предусматривающими следующие составы административных правонарушений:
«Нарушение правил содержания, ремонта и коммунального обслуживания
жилых домов», «Нарушение нормативов и режима предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и индивидуальных жилых домов», «Осуществление
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными
домами без лицензии или с нарушением условий лицензии».
Теоретическая значимость работы для науки административного права и
процесса заключается в следующем:
– предложен авторский подход к пониманию сущности административно-
правового воздействия на предпринимательскую деятельность в сфере ЖКХ;
– выработаны положения, вносящие определенный вклад в развитие теории
административной ответственности за нарушение правил осуществления
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ;
– сформулированы авторские определения таких понятий, как «жилищно-
коммунальное хозяйство», «жилищно-коммунальная деятельность»,
«административное правонарушение, связанное с осуществлением
предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства»,
«административная ответственность за нарушение правил осуществления
предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Предложенные теоретические положения могут быть использованы в ходе
проведения дальнейших научных исследований проблем административной
ответственности в сфере ЖКХ.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что
сформулированные по его результатам предложения по систематизации
административных правонарушений, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ, и совершенствованию
механизма административной ответственности за их совершение могут быть
востребованы в процессе работы по подготовке проекта новой редакции КоАП
РФ. Кроме того, содержащиеся в диссертации положения могут быть
использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях юридического
профиля по дисциплинам «Административное право» и «Административная
ответственность».
Степень достоверности результатов исследования. Достоверность и
обоснованность содержащихся в диссертации основных положений и выводов
подтверждается тем, что они были сформулированы на основе системного
комплексного анализа и обобщения соответствующей научной и учебной
литературы, нормативно-правового материала, судебной практики,
статистических данных, результатов опроса судей арбитражных судов
посредством использования общенаучных и специальных методов исследования.
Апробация результатов исследования. Научное исследование
подготовлено и обсуждено на кафедре административного и финансового права
юридического факультета федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Национальный
исследовательский Нижегородский государственный университет им.
Н. И. Лобачевского». Результаты проведенной научной работы были также
предметом обсуждения и в целом одобрены на совещании судей Второго
арбитражного апелляционного суда. Основные положения, выводы проведенного
исследования и сформулированные по его результатам рекомендации изложены
автором в опубликованных статьях, а также представлены в докладах на
всероссийских и международных научно-практических конференциях:
VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и
аспирантов «Актуальные проблемы юридической науки» (г. Киров, 22 апреля
2016 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы
контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и
государства» (г. Нижний Новгород, 9-10 июня 2016 г., 29-30 июня 2017 г., 1 июля
2021 г.); международной научно-практической конференции «Актуальные
проблемы административного и административно-процессуального права»
(Сорокинские чтения) (г. Санкт-Петербург, 27 марта 2020 г., 26 марта 2021 г.).
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов,
заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!