Административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………….16
1.1. Понятие административного принуждения и особенности его
применения в уголовно-исполнительной системе……………………………………………..16
1.2. Правовые основы и классификация мер административного
принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе…………………….44
1.3. Компетенция ФСИН России по применению мер административного
принуждения……………………………………………………………………………………………………72
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………….103
2.1. Меры административного принуждения, не связанные с совершением
административного правонарушения………………………………………………………………103
2.2. Меры административного принуждения, применяемые в связи с
совершением административного правонарушения…………………………………………126
2.3. Пути совершенствования правового регулирования применения мер
административного принуждения…………………………………………………………………..157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….190
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………195
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………233
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, проведен анализ ее научной разработанности, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрываются методологическая, теорети- ческая, нормативная и эмпирическая основы работы, раскрывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, подчеркивается теоретическая и практическая значимость работы, приводятся данные о внедрении и апробации результатов исследования в деятельность практических органов, его структуре.
Первая глава «Теоретико-правовые основы административного принуждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» состоит из трех параграфов. В данной главе проводится анализ сущности и особенностей применения административного принуждения в деятельности УИС, рассматриваются вопросы правового регулирования и классификации мер административного принуждения в УИС, изучается компетенция ФСИН России по применению мер административного принуждения.
В первом параграфе «Понятие административного принуждения и особенности его применения в уголовно-исполнительной системе» раскрываются сущность и характерные особенности применения мер административного принуждения в деятельности уполномоченных субъектов уголовно- исполнительной системы Российской Федерации, предлагается авторское определение исследуемого института административного принуждения в УИС.
В работе представлен развернуый анализ взглядов ученых относительно сущности и природы административного принуждения, который позволяет прийти к выводу об отсутствии в научной среде единства мнений и широкого спектра нередко противоречащих друг другу позиций по данному вопросу.
Административное принуждение в УИС необходимо рассматривать в органической взаимосвязи с государственным принуждением, определяя его как отраслевой вид государственного принуждения, основанный на нормах административного и административно-процессуального права и применяемый в пенитенциарной сфере государственного управления. Такой подход позволяет выявить общее назначение мер административного принуждения в УИС. Было установлено, что сущность и назначение административного принуждения в УИС заключается в применении уполномоченными субъектами УИС мер принудительного характера преимущественно в целях обеспечения пенитенциар- ной безопасности, являющейся разновидностью государственной безопасности от преступности.
Установлено, что к обязательным элементам структуры административного принуждения в УИС относятся: субъект принуждения (ФСИН России (специальные структурные подразделения); учреждения и органы УИС; долж- ностные лица (сотрудники) УИС); объективная сторона принуждения (выбор конкретной меры принуждения и ее применение); объект принуждения (организации и физические лица (не осужденные), к которым уполномоченные
субъекты УИС применяют меры административного принуждения); содержание принуждения (права и обязанности субъектов правоотношения по поводу применения мер административного принуждения в УИС).
На основе анализа характерных признаков применения административного принуждения, реализуемого в правоприменительной деятельности уполномочен- ных субъектов УИС, автор работы приходит к выводу, что административное принуждение в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации представляет собой совокупность юридических мер, установленных нормами административного и административно-процессуального права, влекущих за собой правовые ограничения, лишения и обременения, применяемых уполномо- ченными на это должностными лицами УИС в установленных процессуальных формах и порядке к физическим и юридическим лицам в целях обеспечения пенитенциарной безопасности, законности и правопорядка в учреждениях и органах УИС, на прилегающих к ним режимных территориях, а также иных территориях в предусмотренных законом случаях.
Во втором параграфе «Правовые основы и классификация мер админи- стративного принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе» исследуется российское административное и административно-процессуальное законодательство, а также международные правовые акты, регулирующие от- дельные аспекты применения мер административного принуждения, предлагается авторская двухуровневая классификационная модель мер административного принуждения, применяемых в УИС.
Проведенный в ходе исследования всесторонний логико-правовой анализ источников, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации мер административного принуждения в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации, позволяет по признаку юриди- ческой силы сгруппировать их в три основные группы: международные правовые акты и договоры; Конституция РФ и федеральные законы (законодательные пра- вовые акты Российской Федерации); подзаконные нормативные правовые акты.
Сделан вывод о том, что институт административного принуждения в УИС отличается определенно низким уровнем систематизации нормативного правово- го материала, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения, возникающие в ходе реализации мер административного принуждения. В силу специфики рассматриваемой сферы об- щественных отношений отдельные аспекты применения мер административного принуждения урегулированы ведомственными нормативными актами.
Для решения существующей в настоящее время проблемы правового регу- лирования мер административного принуждения в УИС обосновывается необхо- димость разработки и издания приказа Минюста России, утверждающего Ин- струкцию о порядке применения мер административного принуждения сотрудни- ками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Об этом свиде- тельствуют результаты анкетирования сотрудников УИС: более 80% (493) опро- шенных высказались за необходимость принятия нормативного правового акт, ре- гулирующих порядок применения мер административного принуждения в УИС.
Предметом особого рассмотрения стали вопросы классификации мер административного принуждения. В работе представлена авторская двухуровне- вая классификационная модель мер административного принуждения в УИС, где в качестве универсальных критериев для систематизации выступают основания и предметно-целевое назначение их применения.
Третий параграф «Компетенция ФСИН России по применению мер адми- нистративного принуждения» посвящен изучению отдельных вопросов, связан- ных с практикой реализации уполномоченными субъектами УИС административ- но-юрисдикционных правомочий по применению мер административного принуждения в пределах своей компетенции.
Наделение ФСИН России определенной компетенцией применять админи- стративное принуждение в целях обеспечения пенитенциарной безопасности представляется возможным благодаря распределению полномочий (прав и обя- занностей) между входящими в ее структуру специально уполномоченными структурными подразделениями, органами и учреждениями, исполняющими наказания, следственными изоляторами, а также сотрудниками УИС.
Обращаясь к рассмотрению правового регулирования деятельности уполномоченных субъектов УИС по применению мер административного при- нуждения, диссертант приходит к выводу, что в отличие от большинства государ- ственных органов, реализующих в правоприменительной деятельности меры административного принуждения, для ФСИН России функция по организации и обеспечению производства по делам об административных правонарушениях в подведомственных учреждениях и органах УИС не выделена в качестве самостоя- тельного, отдельного вида деятельности. В связи с этим аргументируется необхо- димость пп. 4 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президен- та РФ от 13.10.2004 No 131, дополнить абзацем соответствующего содержания.
Проведена стратификация должностных лиц УИС в зависимости от основа- ний и объема реализуемых властно-принудительных полномочий.
Установлено, что одной из ключевых особенностей реализации мер адми- нистративного принуждения в УИС является соблюдение законодательно установленных территориальных ограничений. Приводится система аргументов, доказывающих необходимость соблюдения принципа территориальности при применении мер административного принуждения сотрудниками УИС.
Доказано, что административное принуждение в УИС как один из методов государственной управленческой деятельности основывается на определенных принципах, которые выступают в качестве правового средства заполнения суще- ствующих пробелов в нормах действующего законодательства, а также служат своеобразной основой для практической реализации мер принуждения применительно к конкретным жизненным ситуациям.
Вторая глава «Характеристика мер административного принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» состоит из трех параграфов. В данной главе исследуются вопросы реализации отдельных мер административного принуждения, применяемых уполномоченны- ми субъектами УИС, осуществлен анализ эффективности применения мер
административного принуждения в деятельности УИС, обосновываются теорети- ческие и практические предложения по совершенствованию реализации мер административного принуждения в рассматриваемой сфере государственного управления.
В первом параграфе «Меры административного принуждения, не связан- ные с совершением правонарушения» раскрываются особенности применения мер административно-предупредительного характера в деятельности УИС.
Меры административного предупреждения в УИС следует рассматривать как совокупность нормативно закрепленных способов и средств, направленных на обеспечение безопасности и правопорядка в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации посредством предотвращения (предупреждения) и профи- лактики совершения правонарушений, а также иных обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу нормальному порядку управления в установленной сфере общественных отношений.
Сотрудники УИС наделены полномочиями применять меры администра- тивного предупреждения при наличии нормативно установленных обстоятельств (условий) к лицам, не нарушившим каких-либо правовых предписаний. В основе применения рассматриваемых мер принуждения со стороны компетентных лиц лежат так называемые юридические презумпции, то есть «реальные предположения о возможности совершения тем или иным субъектом правонарушения» при наличии определенных объективных обстоятельств, позволяющих прийти к подобного рода умозаключениям. Практическая реализа- ция данных мер принуждения может предшествовать применению иных мер административного принуждения, связанных с совершением административного правонарушения, или сочетаться с ними.
В диссертации отмечается, что меры административно-предупредительного характера в УИС могут быть разделены на три группы: личные, имущественные и организационные. Внешняя форма выражения данных мер предусматривает воз- можность их реализации как в устной (конклюдентной) форме (инструктаж, про- филактическая беседа), так и в форме составления сотрудниками УИС соответ- ствующего индивидуального акта (например, протокола).
Формулируются правовые и организационные предложения по повышению результативности применения мер административного предупреждения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Во втором параграфе «Меры административного принуждения, применя- емые в связи с совершением административного правонарушения» раскрывается механизм реализации уполномоченными субъектами УИС мер административно- го пресечения и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере государственного управления.
Меры административного пресечения в УИС направлены на прекращение (пресечение) совершаемых противоправных действий или противоправных состояний (правовых аномалий с юридическим содержанием). Данные меры отличаются определенным внутренним содержанием, основанием и порядком
применения, целями применения и способами воздействия с учетом специфики сферы правореализации.
Меры административного пресечения подразделяются на общие (обычные) и специальные (особые). Исходя из необходимости достижения поставленной це- ли указанные меры принуждения могут комбинироваться между собой. В работе подчеркивается универсальный характер реализуемых мер принудительного воздействия, что позволяет им пресекать не только административные правонарушения, но и преступления.
Детальный анализ законодательства, регулирующего порядок применения мер пресечения (физической силы, специальных средств и оружия) позволил прийти к выводу, что в нем отсутствуют исчерпывающие характеристики исполь- зуемых терминов, которые необходимы при оценке правомерности действий сотрудников УИС. Обоснована необходимость нормативного закрепления данных понятий в главе V Закона РФ от 21.07.1993 No 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В работе указывается, что реализация мер процессуального обеспечения сопряжена с наличием проблем правового и организационного характера, что в результате приводит к нарушению прав граждан (принуждаемых субъектов). Установлено, что наиболее острый характер на современном этапе функциониро- вания УИС имеют две проблемы: отсутствие специализированных мест содержания для лиц, подвергнутых административному задержанию, и недостат- ки в процессуальном оформлении реализуемых мер.
Предлагается решение обозначенных проблем посредством: разработки и принятия ведомственного нормативного правового акта (приказа Минюста России), устанавливающего требования для оборудования в учреждениях УИС помещений для содержания административно задержанных, а также условиях содержания этих лиц; создания в соответствии с утвержденными требованиями в учреждениях УИС помещений для лиц, подвергнутых административному задер- жанию; разработки и издания приказа Минюста России, утверждающего Инструкцию о порядке применения мер административного принуждения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; обеспечения учреждений и органов УИС необходимым количеством бланков протоколов доставления.
В третьем параграфе «Пути совершенствования правового регулирования применения мер административного принуждения» исследуются особенности применения мер административной ответственности в УИС, обосновывается необходимость внесения изменений в действующее административное законодательство Российской Федерации.
Меры административной ответственности предлагается рассматривать в качестве одного из основных критериев, указывающих на результативность (эффективность) применения всего комплекса мер административного принуждения в деятельности уполномоченных субъектов УИС.
Административная ответственность в УИС выступает в качестве самостоятельного вида мер административного принуждения, осуществляемого
в форме применения уполномоченным органом (судом) или должностным лицом УИС административного наказания к гражданину (юридическому лицу), совер- шившему административное правонарушение, представляющее угрозу нормаль- ному функционированию учреждений и органов УИС. Административная ответ- ственность в УИС является средством обеспечения безопасности и правопорядка в учреждениях и органах УИС, а также прилегающих к ним режимных территориях.
Исходя из складывающейся в УИС практики по осуществлению производ- ства по делам об административных правонарушениях обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в отдельные статьи КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.5; ч. 2 ст. 19.3; ст. 19.12; ч. 2 ст. 23.4; ст. 23.4; п. 5 ч. 5 ст. 28.3; п. 11 ч. 1 ст. 27.2.
Применительно к ведомственному нормотворчеству в данной сфере целесо- образно рассмотреть вопрос о приведении содержания приказа ФСИН России от 19.12.2013 No 780 в соответствие с положениями КоАП РФ.
Для повышения результативности применения мер административного при- нуждения в УИС диссертант предлагает утвердить процессуальный порядок их реализации, предусматривающий наличие основных и факультативных этапов (стадий), в рамках ведомственного правового регулирования (приказом Минюста России «Об утверждении Инструкции о порядке применения мер административ- ного принуждения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»).
Проводится анализ условий, которые оказывают влияние на состояние эффективности применения мер административного принуждения в УИС. Обос- новывается авторский вывод, что результативность применяемых в УИС мер административного принуждения зависит от двух основных критериев: качества административного и административно-процессуального законодательства и качества кадрового состава, предусматривающего установление четкой системы квалификационных требований к должностям в УИС, закрепленным в приказе ФСИН России от 19.08.2019 No 688.
В заключении формулируются обобщающие выводы диссертационного исследования, подводятся итоги работы и намечаются возможные перспекти- вы дальнейшего исследования анализируемой проблематики. Автором аргументировано внесение ряда изменений в административное законодательство Российской Федерации.
В приложениях приводятся: анкета и результаты анкетирования сотрудни- ков УИС; статистические данные об изъятии запрещенных предметов в учреждениях УИС; сведения о численности граждан, задержанных за передачу либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС, запрещенных предметов; проекты федеральных законов; предложения по внесению изменений в проект КоАП РФ; статистика привлечения граждан к административной ответственности по ст. 19.12 КоАП РФ; структура приказа Министерства юсти- ции Российской Федерации, утверждающего Инструкцию о порядке применения
мер административного принуждения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Актуальность темы исследования. В современных условиях продолжаю-
щихся изменений и реформирования административного и административно-
процессуального законодательства Российской Федерации особую значимость
приобретают вопросы, связанные с правовым регулированием и практикой при-
менения административного принуждения в деятельности Федеральной службы
исполнения наказаний (далее – ФСИН России).
ФСИН России занимает особое место в современной системе государствен-
ных правоохранительных органов Российской Федерации, реализующих в прак-
тической деятельности административно-юрисдикционные правомочия по при-
менению мер административного принуждения, что обусловлено спецификой
сферы правореализации. Кроме того, применение данных мер принуждения в
уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее – УИС) преду-
сматривает достижение общей цели, направленной преимущественно на обеспе-
чение пенитенциарной безопасности. В связи с этим актуальность темы диссерта-
ционного исследования складывается с учетом ряда обстоятельств, наиболее важ-
ными из которых являются следующие.
Во-первых, разработка доктрины административного принуждения нужда-
ется в совершенствовании. Исследование различных аспектов административного
принуждения в науке административного права сопряжено с существенными
практическими и методологическими трудностями, которые во многом связаны
не только с многообразием точек зрения относительно природы мер администра-
тивного принуждения, но и с отсутствием единого, универсального понятийного
аппарата. Неразработанность понятийного аппарата и отсутствие единообразного
толкования терминов приводят к негативным последствиям практического харак-
тера, связанным, как правило, с нарушениями прав, свобод и законных интересов
принуждаемых лиц (граждан и организаций).
Признавая в полной мере научные достижения ученых, внесших свой вклад
в формирование теории административного принуждения в УИС, следует отме-
тить, что в последние годы новых исследований в данной области не проводи-
лось, несмотря на внесение значительных изменений в административное законо-
дательство.
Во-вторых, эффективное применение мер административного принуждения
в УИС способствуют снижению общего уровня преступности в стране. Правона-
рушения, совершаемые в сфере исполнения уголовных наказаний, несут непо-
средственную угрозу не только для установленного порядка функционирования
учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (далее – учре-
ждения УИС), но и государственной безопасности от пенитенциарной преступно-
сти в целом. При этом особую опасность для УИС представляют правонарушения,
связанные с передачей (попыткой передачи) запрещенных предметов лицам, со-
держащимся в учреждениях УИС1, потому как передаваемые запрещенные пред-
меты могут выступать в качестве орудия совершения новых правонарушений
(преступлений) не только на территории учреждений УИС, но и за их пределами.
Так, например, по данным официальной статистики ФСИН России в период с
2015 по 2020 гг. наметилась определенная тенденция к росту пенитенциарной
преступности (примерно на 20%), в том числе, совершаемой в дистанционной
форме2, в то время как количество лиц, находящихся в местах лишения свободы
за аналогичный период, сократилось на 21,83% с 617,70 тыс. человек до 482,83
тыс. человек3. Наряду с этим количество граждан, привлеченных к администра-
тивной ответственности за передачу либо попытку передачи лицам, содержащим-
ся в учреждениях УИС, запрещенных предметов, уменьшилось более чем на 60%
с 5009 в 2015 г. до 1818 в 2020 г.4
Представленные статистические данные свидетельствую о росте латентно-
сти совершаемых административных правонарушений по доставке запрещенных
См.: Приложение № 2 диссертации.
См.: Форма 2-УИС. Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в учре-
ждениях уголовно-исполнительной системы за 2015 и 2020 гг.
См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL:
http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения
30.12.2020).
См.: Приложение № 3 диссертации.
предметов на территорию учреждений УИС, в связи с чем возникает проблема
привлечения виновных лиц к административной ответственности. При складыва-
ющихся обстоятельствах неэффективное применение мер административного
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!