Алгоритмы обработки информации для автономной навигации и планирования маршрута движения планетохода
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. Перечень использованных сокращений
Введение
Глава 1. Обор современного состояния решения задач навигации и планирования маршрута планетоходов
1.1. Современные планетоходы, как объекты управления
1.1.1. Обзор развития позиционирования и навигации планетоходов
1.1.2. Методы навигации планетоходов
1.2. Особенности решения задач позиционирования и навигации на основе метода SLAM
1.2.1. Лазерный SLAM
1.2.2. Визуальный SLAM
1.3. Задача планирования маршрута планетохода
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование модификаций сглаживающего фильтра Гаусса для применения в лазерном методе SLAM
2.1. Алгоритм сглаживающего фильтра Гаусса
2.2. Модификация алгоритма GP-RTSS на основе системы распределенных вычислений
2.2.1. Схема распределенных вычислений
2.2.2. Структура и сложность модификации алгоритма
2.2.3. Модификация алгоритма DIS-RTSS
2.3. Результаты моделирования
Выводы по второй главе
Глава 3. Визуально-инерциальный алгоритм для визуального SLAM
3.1. Группа Ли и алгебра Ли
3
Стр
.1.1. Специальная ортогональная группа
3.1.2. Специальная евклидова группа
3.2. Модели инерциальной и визуальной систем
3.2.1. Инерциальная навигационная система и ее предварительная интеграция
3.2.2. Визуальная навигационная система
3.3. Алгоритм VI-UKF визуально-инерциальной системы
3.3.1. Прогнозирование
3.3.2. Обновление
3.3.3. Результаты сравнительного анализа разработанного алгоритма VI-UKF с известными алгоритмами
Выводы по третей главе
Глава 4. Алгоритм планирования безопасного маршрута движения планетохода с учѐтом рельефа местности
4.1. Описание эвристических алгоритмов поиска маршрута
4.1.1. Алгоритм А*
4.1.2. Алгоритм планирования движения в любом направлении
4.1.3. Алгоритм Lazy Theta*и его модификация Lazy AT
4.2. Показатели опасности местности, по которой движется планетоходов
4.2.1. Топографические особенности
4.2.2. Алгоритм Risk Lazy AT
4.3. Результаты моделирования
Выводы по четвертой главе
Глава 5. Математическое и экспериментальное моделирование метода SLAM
5.1. Метод DIS RTGP-Gmapping SLAM для планетохода
4
Стр
.1.1. Математическая модель метода SLAM
5.1.2. Метод DIS RTGP-Gmapping SLAM
5.2. Исследование применения метода DIS RTGP-Gmapping SLAM в лазерном SLAM
5.2.1. Среда ROS и Gazebo моделирования и модель планетохода
5.2.2. Моделирование лазерного SLAM
5.3. Экспериментальное исследование визуального SLAM
5.3.1.Метод ORB-SLAM
5.3.2. Результаты экспериментального исследования метода
ORB-SLAM совместно с разработанным алгоритмом VI-UKF
Выводы по пятой главе
Общие выводы и заключение
Список использованных источников
Во введении обоснована актуальность и важность темы диссертации, для чего проведен анализ современных тенденций в области разработки алгоритмов навигации и планирования маршрута планетоходов. Определена цель и сформу- лированы основные задачи исследования. Указаны методы проведения исследо- ваний, представлена основная научная новизна результатов. Показана практиче- ская значимость, сформированы основные положения, выносимые на защиту. Указывается количество публикаций, структура и объем диссертации.
В первой главе проведен обзор существующих и перспективных плането- ходов, их приборного состава, используемых методов навигации и планирования маршрута движения. На основе анализа литературы показано, что с помощью ме- тода SLAM принципиально возможно решить задачи автономной навигации и планирования маршрута планетохода.
К настоящему моменту в успешных миссиях луноходов и марсоходов при- менялись следующие методы навигации: метод радиотехнических измерений, ме- тод счисления пути, метод автокалибровки камеры с алгоритмом настройки и т.д. Анализ достоинств и недостатков рассмотренных методов показал, что главная проблема – используя только один из указанных методов, нельзя обеспечить за- данные требования по точности автономной. С появлением в 2006 года метода SLAM, стало возможно реализовать полностью автономный режим позициониро- вания и навигации планетоходов. Например, в системе навигации марсохода Kapvik (Канада) использовался метод SLAM с алгоритмом EKF.
По типу используемых измерительных датчиков различают два типа решения задачи SLAM: лазерный SLAM и визуальный SLAM. Лазерный SLAM является относительно стабильным способом, но его репозиционирующая способность плохая. Визуальный SLAM может компенсировать недостатки лазерного SLAM и
обладает достаточно простой структурой, включающей, по сравнению с лазерным SLAM, дополнительный блок – блок обнаружения петель, который позволяет уменьшить накопление ошибок в процессе его реализации.
Одна из главных задач в методе SLAM – это процесс обработки больших объѐмов разнообразной измерительной информации с использованием алгоритмов фильтрации. Наиболее популярные в настоящее время алгоритмы фильтрации: EKF, UKF, PF и MSCKF (используется только в визуальном SLAM). Поэтому объ- ектом настоящего исследования являются модификации лазерного и визуального метода SLAM с новыми алгоритмами фильтрации.
Основными результатами применения метода SLAM являются локализация местоположения планетохода и построение карты местности, чаще всего сетевой. Наиболее простым и эффективным алгоритмом для последующего решения задачи планирования на сетевой карте маршрута планетохода, обладающего ограничен- ными энергетическими ресурсами, является алгоритм A* и его модификации, ко- торые уже применялись в экспедициях на Луну и Марс. Анализ литературы показал, что используя алгоритм ПТЛН, например, алгоритмы Basic Theta* и Lazy Theta*, возможно найти более короткие маршруты движения. Новые алгоритмы ПТЛН должны учитывать опасности рельефа поверхности планеты. Поэтому в дополне- нии к новым модификациям метода SLAM объектом настоящего исследования является алгоритм ПТЛН с учетом рельефа местности.
Во второй главе для лазерного метода SLAM разработан алгоритм DIS RTSS, основанный на фильтре Гаусса, который обеспечивает высокую точность и со- кращение времени вычислений при решении задачи навигации в режиме реального времени.
В отличие от методов фильтрации (EKF, UKF и PF), алгоритм GP-RTSS (Ро- бастный сглаживающий фильтр Гаусса) позволяет получить в аналитическом виде формулу для процесса фильтрации, где не требуются линеаризация (EKF) и про- цедуры выборки (UKF и PF). Алгоритм GP-RTSS обладает меньшей неопределен- ностью, несогласованностью и более устойчив. Поэтому алгоритм GP-RTSS явля- ется хорошим вариантом для использования в неизвестной среде в методе SLAM.
Модель динамической системы уравнений описывается в дискретной форме: xt f(xt1)w, zt g(zt1)v,
где f, g нелинейные функции; xt вектор состояния; zt вектор выходных пере- менных; w ~ N(0, σw ) и v ~ N(0, σv) гауссовский шум.
Гауссовский процесс (ГП) определяется математическим ожиданием μ и дисперсией σ, включающие в себя положительную полуопределенную ковариа- ционную функцию K’, которая называется ядром Гаусса.
Разработанный алгоритм DIS RTSS включает в себя: алгоритм GP-RTSS; схему распределенных вычислений.
Алгоритм GP-RTSS. Цель алгоритма GP-RTSS заключается в том, чтобы найти апостериорную вероятность переменных состояний системы:
p(x z )N(x R ,R ), t 1 1:T t 1 t 1 T t 1 T
где μR, σR математическое ожидание и дисперсия. 6
Его самый большой недостаток – большой объем вычислений оператора обратной матрицы ядра. Для решения этой проблемы предлагается использовать схему распределенных вычислений, что было реализовано в виде нового алгоритма DIS RTSS.
Рис. 1. Схема вычислений
с локальными экспертами Рис. 2. Схема распределенных вычислений
Схема распределенных вычислений. Полное множество данных D=(x, z) размерностью N в алгоритме GP-RTSS можно разделить на S множеств размерно- стью n: D= (x(j), z(j) ), (j=1,…,S). Его результат – локальный эксперт (Рис. 1). Схема распределенных вычислений позволяет получить окончательные результаты про- гнозирования, объединяя результаты нескольких локальных экспертов (Рис. 2).
Согласно гипотезе максимума правдоподобия, логарифм распределения ве- роятности p( f x , y) в гауссовой системе можно представить следующим образом
S logp(yx,)logp(y(j) x,),
j1
где j – количество экспертов, θ – гиперпараметр ядра.
б) Алгоритм DIS RTSS Рис. 3. Схемы вычислений матрицы ядра гауссовского процесса
Сложность обратной матрицы ядра для алгоритма DIS RTSS равна O(Sn3) (причѐм S << N, n << N), а при использовании алгоритма GP-RTSS, сложность обратной матрицы ядра равна O(N3) (Рис. 3).
Для слияния результатов экспертов в работе был проведѐн сравнительный анализ четырех методов: метод произведения результатов локальных экспертов гауссового процесса (PoE),метод обобщенного произведения результатов ло- кальных экспертов гауссового процесса (GPOE),метод Байесовой ассоциативной машины (BCM),метод робастной Байесовой ассоциативной машины (rBCM), которые в сочетании с алгоритмом DIS RTSS образуют четыре новые модифика- ции исходного алгоритма, показанные в Таблице 1.
а) Алгоритм GP-RTSS
Значение показателя средней квадратической ошибки σ
Таблица 1
Алгоритм DIS RTP:
p(f x ,(x,z))N(f RTP,RTP),
RTP (RTP)2 (R(x ))2R(x ), jj j
(RTP)-2 (R(x))2. jj
Алгоритм DIS RTGP:
p(f x,(x,z))(f μRTGP,σRTGP), RTGP (RTGP)2(R(x))2R(x),
jjj*j*
(RTGP)-2 (R(x))2. jjj*
Алгоритм DIS RTB:
p(f x,(x,z))N(f RTB,RTB), μRTB (σRTB)2 (σR(x ))2 μR(x ),
jj* j*
(RTB)-2 (R(x))2 (1S)2. jj* **
Алгоритм DIS RTrB:
p(f x,(x,z))N(f RTrB,RTrB), μRTrB (σRTrB)2jj(σRj (x*))2 μRj (x*),
(RTrB)-2 (R(x))2(1)2. * jjj* jj**
Таблица 2.
Количество экспертов (S)
S=1 S=2 S=4 S=5 S=8 S=10
GP-RTSS (10-2) 2,60±0,81 2,40±1,86 2,47±1,34 2,22±1,06 2,38±1,50 2,52±1,04
DIS RTP DIS RTGP DIS RTB DIS RTrB (10-2) (10-2) (10-2) (10-2) 2,58±12,70 2,58±12,70 2,58±12,70 2,58±12,70
2,44±1,10 2,43±2,99 2,40±0,35 2,56±0,66 3,21±1,06
2,44±1,10 2,43±2,99 2,40±0,35 2,56±0,66 3,21±1,06
2,44±1,10 2,43±2,99 2,40±0,35 2,56±0,66 3,21±1,06
2,44±1,10 2,43±3,18 2,40±0,37 2,56±0,66 3,21±1,06
Таблица 3. Значение показателя отрицательной логарифмической вероятности
Количество экспертов (S)
S=1 S=2 S=4 S=5 S=8 S=10
Количество экспертов (S) S=1
S=2
S=4
S=5
S=8
S =10
GP-RTSS DIS RTP DIS RTGP DIS RTB DIS RTrB
-2,79±0,14 -2,74±0,07 -2,74±0,07 -2,74±0,07 -2,74±0,07 -2,86±0,57 -2,98±0,63 -2,87±0,36 -2,98±0,63 -2,87±0,36 -2,91±0,50 -3,25±0,48 -2,96±0,30 -3,24±0,48 -2,95±0,30 -2,93±0,50 -3,13±0,62 -2,99±0,36 -3,13±0,62 -2,99±0,35 -3,16±0,84 -3,02±0,77 -3,08±0,41 -3,02±0,77 -3,08±0,41 -2,90±0,35 -2,79±0,61 -2,84±0,36 -2,79±0,61 -2,84±0,36
Значение времени выполнения вычислений t (с)
Таблица 4. UKF
GP- RTSS 52,1±2,83 50,6±2,93 53,4±2,75 51,8±1,55 53,6±2,64 51,7±1,37
DIS RTP 54,0±5,41 24,8±1,23 10,5±0,36 9,2±0,31 10,0±0,115 10,3±0,19
DIS RTGP 54,0±5,41 24,8±1,24 10,5±0,36 9,2±0,31 9,9±0,152 10,3±0,18
DIS RTB 54,0±5,41 24,8±1,24 10,5±0,36 9,2±0,31 9,9±0,152 10,3±0,19
DIS RTrB 54,0±5,41 24,8±1,24 10,5±0,36 9,2±0,31 9,9±0,152 10,3±0,18
EKF
25,3±1,42 24,6±1,46 26,0± 1,30 25,2±0,77 26,1±1,34 25,2±0,60
28,3±1,42 28,0±1,46 29,5±1,35 9,2±0,77 31,6±2,27 30,7±0,22
8
В Таблице 1 обозначено:
S ; в алгоритме DIS RTGP 1; в алго- j () () j j
j1
ритме DIS RTrB 1 (log 2 log 2 (x )) ; – дисперсия априорной вероятности j 2 ** j * **
p(f*) алгоритмаGP-RTSS.
Для этих четырѐх алгоритмов, оценка производилась по трем критериям: по средней квадратической ошибке σ, отрицательной логарифмической вероятности и времени выполнения вычислений t при различном количестве экспертов. Резуль- таты моделирования (Таблицы 2-4) показали, что алгоритм DIS RTSS имеет пре- имущества по точности, неопределенности, и надежности. При использовании алгоритма DIS RTSS значительно сокращается время вычислений, причем, если рационально выбрать необходимое количество экспертов, то преимущества при большем объѐме вычислений будут ещѐ более очевидными.
а) GP-RTSS и DIS RTP
б) GP-RTSS и DIS RTGP
в) GP-RTSS и DIS RTB
Рис. 4. Результаты сравнения четырех модификаций алгоритма c алгоритмом
г) GP-RTSS и DIS RTrB GP-RTSS по математическому ожиданию и дисперсии
(количество экспертов S=5, уровень доверия 95%)
На Рис. 4 показан результат сравнения четырех модификаций алгоритма при количестве экспертов S=5. Из графиков видно, что дисперсия, обеспечиваемая ал- горитмами DIS RTP и DIS RTB, меньше чем у алгоритма GP-RTSS, а дисперсия алгоритма DIS RTrB – больше. Дисперсии по алгоритмам DIS RTGP и GP-RTSS практически одинаковые. Поэтому среди четырех модификаций алгоритма DIS RTSS, алгоритм DIS RTGP является наиболее рациональным решением.
В третьей главе разработан комплексный алгоритм VI-UKF, использующий измерительную информацию, получаемую от ИНС и ВНС. Алгоритм обеспечивает высокую точность решения задачи навигации в режиме реального времени.
Отличие разработанного нового тесно-связанного алгоритма VI-UKF от ал- горитмов EKF (слабосвязанный) и MSCKF (объем вычисления большой), заклю- чается в следующем: наличие этапа предварительной интеграции ИНС; решение задачи прогнозирования с помощью алгоритма UKF на основе аппарата групп Ли; этап обновления с использованием улучшенного фильтра Калмана с несколькими
состояниями (MSCKF-2.0).
Предварительная интеграция. Основные соотношения для этапа предва-
рительнойинтеграцииИНСнавременноминтервале tk,tk1 имеютвид: vk1vk tk1RG(ak(τ)bk(τ))dτg(t t),
GGtkImg k1k pGk1pGk vGkΔttk1RIG(amk(τ)bgk(τ))dτ212gΔt2,
tk
qk1 qk tk1 1(ωk(τ)b (τ))q dτ,
G G tk 2 I g G
где pG и G – векторы положения и скорости в наземной системе координат; qG –
кватернион преобразования; R – матрица преобразования из системы координат ИНС в наземную системы координат; bg и ba – смещения «нулевых» сигналов датчиков угловой скорости и линейного ускорения; g – гравитационное ускорение; am – линейное ускорение ИНС; I – вектор угловой скорости, измеряемой датчи-
ками угловой скорости в системе координат, связанной с ИНС;
0 z y ((t))G I.;= 0
I T 0 G z x
I 0 yx.
Прогнозирование. Ковариационная матрица обновления на временном ин- тервале tk,tk1 сучетомданныхвизуальнойсистемыимеетвид:
CII k1|k
Φ CIC k k|k
tk1 t
,
(ωbRIω)I 0 0 0
F()d), m g G G 3
C k1|k
CCIΦT
k
CCC
exp( k
k|k
k|k
k
0 0 I3 0 0 F(RI)T(a b) 0 2 (RI)T 2
,
GmaGGG
00000
00000
1515
где CII – ковариационная матрица ИНС; CIC,CCI – кросс-корреляционная ковариа- kkk
ционная матрица между ИНС и ВНС; CCC – ковариационная матрица ВНС; – km
угловая скорость ИНС; RGI – матрица преобразования из наземной системы коор-
динат в систему координат ИНС.
При поступлении нового изображения, обновленная ковариационная матрица
имеет вид:
где J – матрица Якоби, RIC – матрица преобразования из системы координат ИНС
I I T J C C ,
R IC I T I
0 3 3
0 3 6 N
0 3 9 (RG)(pC) 0
,
k1|k J k1|kJ
в систему координат ВНС, Ipc – положение начала координат кадра камеры отно-
стемы координат в систему координат ИНС.
Обновление. Согласно методу наименьших квадратов, для одной характер-
ной точки lj ошибка измерения данной характерной точки соответствующего i-го 10
39
сительно система координат ИНС, RGI – матрица преобразования из наземной си-
I
33
36N
кадра изображения во всех кадрах изображения с отношением общей видимости определяется следующим образом:
rjUKFzj zj HIξ HCξ Hlξ nj, i i i ijI ijC ijl i
где z j – среднее значение результатов наблюдений; H – соответствующая матрица i
регрессии; ξI, ξC, ξl, – ошибка системы ИНС, системы ВНС и системы характерной
точки; n – случайные процессы.
Матрица ошибок общей видимости для данной характерной точки имеет вид:
rjUKFzj zj HIξ HCξ Hlξ nj. jIjCjl
Тогда, согласно теории нулевого пространства, ковариационная матрица для следующего момента времени обновляется в виде:
C C k 1 | k 1
2 0 0
– унитарные матрицы, которые образуют базис для диапазона
k 1 | k где ξ ξI ,ξC ; Q1 , Q2
Q T R Q H C H T 0 101 0k0
C HT
(I k1|k 0 H),
~
T~
Q ξn,
r Hξn Q 0 0 0 1
~
и нулевого пространства в H0; T – верхняя треугольная матрица; n0 ~ N(0, R0).
Рис. 5. Уровень загрузки процессора
Рис. 6. Среднеквадратическая ошибка определения местоположения σ (м)
Тестирование проводилось на экспериментальном наборе визуаль- но-инерциальных данных для беспилотного подвижного объекта (БПО), полу- ченных из системы EuRoc. Наборы данных содержат стереоизображения, син- хронизированные с измерениями ИНС, а также точные данные о движении БПО по поверхности Земли и в помещении. Критерии сравнения алгоритмов: вычисли- тельная сложность алгоритма (уровень загрузки процессора CPU, %); точность позиционирования (среднеквадратичная ошибка местоположения σ, м).
Из диаграммы на Рис. 5 и Рис. 6 следуют, что объем вычислений и точность с использованием алгоритма VI-UKF преимущественно меньше по сравнению с алгоритмами S-MSCKF, S -UKF-LG и S-IEKF.
Разработанный алгоритм VI-UKF будет применяться в визуальном SLAM.
В четвѐртой главе разработан безопасный алгоритм ПTЛН планетохода с учетом рельефа поверхности планеты.
Порядок обхода вершин при движении по маршруту определяется эвристи- ческой функцией f, имеющей следующий вид
f (n)=g(n)+h(n),
где f(n) − значение эвристической функции; n − обозначение (номер) рассматри- ваемой вершины; g(n) − значение функции стоимости достижения рассматривае- мой вершины из начальной; h(n) − значение функции эвристической оценки рас- стояния от рассматриваемой (текущей) вершины до конечной.
Известный алгоритм Lazy Theta* обеспечивает движение в любом направ- лении по более короткому пути и требует меньше времени на вычисления при планировании маршрута движения.
Разработанный алгоритм Lazy AT требует выполнения меньшего количества условий при поиске единственной расширенной вершины, чем алгоритм Lazy Theta*. Алгоритм Lazy AT также проверяет прямую видимость между родитель- ской вершиной родителя и единственной расширенной вершиной, поэтому с по- мощью алгоритма Lazy AT можно получить более короткий путь с меньшим объ- ѐмом вычислений, чем при использовании Lazy Theta*.
Исходя из требований устойчивости положения планетохода при его дви- жении и преодолении препятствий, в работе были выбраны следующие показате- ли опасности рельефа местности R1(i, j) – показатель опасности наклона; R2(i, j) – показатель опасности шероховатости; R3(i, j) – показатель опасности размаха ре- льефа. Комплексный показатель опасности местности R(i, j) определяется как максимальная величина одного из трех показателей опасности. Тогда показатель
опасности маршрута от точки s0 до точки sg: (i,j) sg
cs0 , sg R(i, j) , (i,j) s0
где α – весовой коэффициент; i , j – координаты ячейки сетки (индексы). Эвристическая функция с учетом показателя опасности маршрута c(n) для
разработанного алгоритм Risk Lazy AT имеет вид:
f (n)=g(n)+h(n)+c(n).
Результаты моделирования в области 100×100 м2 приведены в Таблице 5 (L(м) – длина пути; t (c) – время вычисления). Анализ полученных результатов показы- вает, что путь, полученный с помощью алгоритма Lazy AT, самый короткий из всех. Хотя время вычисления для данного алгоритма больше, чем для алгоритма A*, но по сравнению со временем вычисления с помощью алгоритмов ПТЛН (Basic Theta*, Lazy Theta*), оно оказывается меньше.
Количество случайных препятствий
A* Basic Theta* L, (м) t, (с) L, (м) t, (с)
Lazy Theta* L, (м) t, (с)
Таблица 5
Lazy AT
L, (м) t, (с)
10% 142,350 0,480 142,350 0,608 142,350 0,532 140,757 0,518 20% 149,279 0,468 146,688 0,565 160,305 0,524 145,025 0,506 30% 153,622 0,440 151,318 0,512 150,590 0,503 148,347 0,469
Результаты моделирования алгоритмов Risk Lazy AT и Lazy Theta* на коор- динатной сетке в области размером 30×30 м2 приведены в Таблице 6.Анализ по- лученных результатов показывает, что показатель опасности маршрута с(n), по- строенного с помощью алгоритма Risk Lazy AT, меньше чем аналогичный показа-
тель с(n), полученный с помощью алгоритма Lazy Theta*.
Таблица 6
На основе реальных данных о рельефе поверхности Марса, полученных из материалов USGS (United States Geological Survey), создана трѐхмерная карта участка поверхности планеты размером 330×330 м2 (Рис. 7). На топографической карте поверхности Марса выбран участок размером 30×30 м2. Проведено модели- рование выбора маршрута на данной карте с учѐтом рельефа местности, наличия опасностей и препятствий с помощью алгоритма Risk Lazy AT (Рис. 8).
Рис. 7. Трѐхмерная карта участка Рис. 8. Пространственный маршрут поверхности Марса движения планетохода по участку
поверхности Марса
Все результаты доказывают возможность применения метода Risk Lazy AT.
В пятой главе проведено исследование разработанных моделей и алгорит- мов средствами математического моделирования и экспериментально.
Этап 1. Математическое моделирование лазерного SLAM. Gmapping SLAM – метод реализации лазерного SLAM, имеющий небольшой объем вычис- лений и высокую надежность. Применяя разработанный алгоритм DIS RTGP в методе Gmapping SLAM, получен новый метод DIS RTGP-Gmapping SLAM.
Risk Lazy AT Lazy Theta* с(n)
Количество препятствий
2% 43.147 1,213 43,401 3,378
L, (м)
с(n)
L, (м)
а)
1 – истинная траектория;
2, 3 – траектории, построенные с помощью метода Gmapping SLAM и метода DIS RTGP-Gmapping
б)
1, 2 – график погрешности построения траекторий с помощью метода Gmapping SLAM и метода DIS RTGP-Gmapping
Рис. 9. Вид траекторий (а) и погрешностей (б), полученных по методу Gmapping SLAM и методу DIS RTGP-Gmapping SLAM
Этап 1.1. Моделирование в среде Matlab для сравнения предложенного ал- горитма DIS RTGP-Gmapping SLAM и алгоритма Gmapping SLAM. Результаты
моделирования (Рис. 9) показали, что максимальная погрешность траектории, по- лученной с помощью метода Gmapping SLAM больше, чем в случае использования метода DIS RTGP-Gmapping SLAM. Поэтому можно считать, что метод DIS RTGP-Gmapping может обеспечить более точное построение карты и, как следствие, более высокую точность навигации.
Этап 1.2. Моделирование движения виртуальной модели планетохода (Рис. 10) по поверхности планеты с учетом препятствий (Рис. 11) с помощью операци- онной системы для роботов ROS и программной среды Gazebo.
Рис. 10. Общий вид модели планетохода, построенной в среде Gazebo
Рис. 11. Результаты моделирования препятствий в среде Gazebo
на поверхности планеты
Процесс построения карты поверхности планеты методом DIS RTGP-Gmapping SLAM (Рис. 12) показывают, что разработанный метод DIS RTGP-Gmapping SLAM позволяет более четко различать края препятствий и предоставлять надежную информацию о карте поверхности планеты.
Все результаты доказывают применения метода на практике.
Рис. 12. Этапы построения в среде ROS карты участка поверхности планеты с помощью метода DIS RTGP-Gmapping SLAM
Этап 2. Экспериментальное исследование визуального SLAM. На этапе экспериментального исследования было проведено применение разработанного алгоритма VI-UKF в методе ORB-SLAM, который является одной из наиболее по- пулярных реализаций метода визуального SLAM.
Рис. 13. Общий вид Рис. 14. Экспериментальной платформы испытательного полигона с оборудованием
Экспериментальная платформа (Рис. 14) на испытательном полигоне (Рис. 13) с установленным оборудованием, имеющим следующие характеристики: бортовой компьютер с процессором Intel i7-5500U (частота – 2,4 ГГц, объем памяти – 8 Гб
RAM); камера USB-CAM (частота дискретизации – 60 кадров в секунду, разре- шение – 640×480); ИНС с частотой дискретизации выдаваемой информации 200 Гц.
Рис. 15. Траектория движения робота, использующего метод ORB-SLAM с алгоритмом VI-UKF
Рис. 16. Обнаружение петли при движении робота
в методе ORB-SLAM
На Рис. 15 обозначено: 1 – начальное местоположение робота; 2 – местопо- ложение робота в ближайшей окрестности от исходной точки (перед завершением обнаружения петли); 3 – траектория движения робота.
Результат решения задачи определения петли при движении робота в методе ORB-SLAM с алгоритмом VI-UKF (Рис. 16) доказывает возможность применения разработанного комплексного алгоритма для решения задач визуального SLAM.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излага- ются его основные выводы и обобщающие результаты.
1. Разработан на основе системы распределенных вычислений новый алго-
ритм DIS RTSS и его четыре модификации, которые повышают точность обработки информации, позволяют значительно сократить количество вычислений, чем у из- вестных алгоритмов EKF, UKF и PF, а также обрабатывать крупномасштабные массивы данных (при условии, что точность не снижается, а неопределенность
снижается максимум на 4,4%, время вычислений сокращается максимум на 82,1%).
2. Разработан новый алгоритм DIS RTGP-Gmapping SLAM, который являет-
ся модификацией алгоритма DIS RTSS и метода лазерного SLAM – Gmapping SLAM, позволяющий повысить точность метода лазерного SLAM (погрешность
уменьшена максимум на 57,3%).
3. Разработан новый визуально-инерциальный алгоритм VI-UKF для метода
визуального SLAM, основанный на комплексной обработке информации, получа- емой из ИНС и ВИС. Отличие разработанного нового алгоритма VI-UKF от из- вестных алгоритмов заключается во введении этапа предварительной интеграции ИНС, использовании математического аппарата Групп Ли и улучшенного фильтра Калмана с несколькими состояниями MSCKF-2.0. Данный алгоритм обладает меньшей вычислительной сложностью и позволяет повысить точность определе- ния местоположения планетохода с использованием визуального SLAM (произ- водительности CPU повышается максимум на 13,3%, точность позиционирования
повышается максимум на 16,7%).
4. Разработан новый алгоритм планирования траектории движения плане-
тохода в любом направлении Lazy AT, который обеспечивает расчет кратчайшего маршрута движения и меньшее время вычислений по сравнению с известными аналогичными алгоритмами Basic Theta* и Lazy Theta*, путем оптимизации ме- ханизма поиска точек расширения (длина пути сокращается максимум на 4,4%,
время вычислений снижается максимум на 19,7%).
5. Разработана новая модификация алгоритма планирования траектории
движения Lazy AT – Risk Lazy AT, в которой для учета особенностей рельефа по- верхности планеты и повышения безопасности движения планетохода введѐн эв-
ристический показатель опасности (степень опасности снижается на 64,1%).
Актуальность работы
В настоящее время проблема исследования планет (планетарная разведка) с помощью автоматических космических аппаратов и планетоходов становится одним из приоритетных направлений развития научных программ мировых космических держав – России, США, КНР, Евросоюза и др. Реализация программ по изучению Солнечной системы не только углубляет научное понимание происхождения и эволюции планет, но и стимулирует применение и развитие соответствующих новых технологий.
При реализации перспективных миссий планетоходов возникает ряд существенных проблем: сложный рельеф неизвестной или малоизученной местности, ограничения на имеющиеся запасы бортовых источников энергии, задержки или отсутствие связи с оператором наземного пункта управления, а также возможность изменения основных объектов научных исследований в ходе миссии. При использовании только дистанционного управления планетоходом невозможно добиться эффективной навигации, поэтому не все вышеуказанные ограничения можно преодолеть. Кроме того, дистанционное управление при исследовании удаленных объектов Солнечный системы становится непрактичным из-за длительного периода времени передачи информации и принятия решений. Поэтому разработка автономной навигационной системы для планетохода является весьма актуальной задачей. Чтобы обеспечить безопасные условия передвижения аппарата по поверхности планеты и эффективность действий для достижения научной цели миссии, необходимо определять относительное положение между планетоходом, препятствием и целевыми точками на поверхности, а также быстро получать характеристики местности и решать задачу позиционирования. Сочетание задач позиционирования и навигации планетохода с задачей построения карты местности используется для приближения к цели, избегания препятствий, многократного изучения, координации работ, научного применения и т.д.
Поэтому к системам навигации и управления движением перспективных планетоходов выдвигаются все более высокие требования по точности автономной навигации и позиционирования планетохода в реальном режиме времени, решению задач оптимального планирования его маршрута с учетом сложного рельефа местности и обхода препятствий.
В настоящее время, метод одновременной локализации и построения карты (SLAM) широко используется для решения задач навигации в подвижных роботах различного вида, в том числе и планетоходах. Метод SLAM постоянно развивается, поэтому появляются его новые модификации: лазерный SLAM, визуальный SLAM и комплексный SLAM. Одной из главных задач при реализации метода SLAM является обработка больших объемов информационных данных, получаемых от измерительных датчиков системы управления подвижного объекта разного типа (инерциальных измерителей, лазерных дальномеров, телевизионных камер и т.д.).
Поэтому диссертационная работа посвящена решению актуальной задачи обеспечения автономной навигации для планетоходов, а в качестве основных направлений исследований выбраны следующие:
1) Разработка и исследование модификаций метода SLAM с использованием различных измерительных данных для решения задачи автономной навигации в реальном режиме времени.
2) Разработка алгоритмов планирования оптимальных и безопасных маршрутов движения планетохода.
Решению задачи навигации для наземных подвижных объектов с помощью метода SLAM посвящено значительное количество статей. Работы A.B. Rad, C. Stachniss, G.D. Tipaldi, G. Grisetti, M.S. Bahraini, M. Bozorg, T.D. Barfoot, W. Burgard, В.И. Ухандеева, Д.А. Барамия, М.С. Дьякова, М.М. Лаврентьева, М.И. Собченко, С.А. Кузиковский и др. [1], [2], [7], [15], [36], [58], [70], [137] посвящены разработке алгоритмов фильтрации на основе лазерного метода SLAM. В работах A. Hardt-Stremayr, B.A. Erol, C. Forster, C. Lang, C. Pereira, E Eade,
F. Zha, G. Falcao, J.D. Tardós, M. Bajracharya, M. Schworer, P. Backes, P. Li, R. Mur-Artal, R. Wang, S. Shen, S. Feng, S. Vaishnav, S. Xu, T. Wang, T. Qin, X. Leng, Z. He, А.В. Вохминцева, В.Н. Казьмина, Д.А. Барамия, М.С. Дьякова, М.М. Лаврентьева, М.И. Собченко, С.А. Пачганова и др [1], [2], [6], [10], [15], [33], [41], [53], [62], [62], [72], [96], [98], [99], [100], [110], [116], [143] рассматривалась визуальная навигационная система на основе алгоритма SLAM.
Появление всѐ новых модификаций метода SLAM ещѐ раз доказывает его использование для решения задач навигации подвижных объектов. Применение данного метода для решения задач автономной навигации планетоходов пока не достаточно хорошо изучено. Данной проблематике посвящены работы следующих авторов:A. Ellery, A. Rajendraprakash, C.H. Tong, E. Dupuis, H. Ju, M. Pertile,. P. Cui, R. Giubilato, S. Chiodini, T.D. Barfoot, X. Li, Y. Ma [26], [54], [86], [88], [118], [137]. Подобные разработки ведутся в различных научных организациях как в России, так и за рубежом. Ключевыми в данном вопросе являются: университет Карнеги-Меллон (США), Стэндфордский университет (США), Боннский университет (Германия), Харбинский политехнический университет (КНР) и т.д. Поэтому разработка и исследование метода SLAM для его применения в системах навигации и управления планетоходов является актуальной задачей.
Одна из наиболее важных проблем метода SLAM связана с решением задачи фильтрации. При решении задачи SLAM с помощью традиционных алгоритмов фильтрации существуют две проблемы: проблема линеаризации (например, алгоритм расширенного фильтра Калмана (EKF – Extended Kalman filter)); проблема вычислительной сложности (например, алгоритмы сигма-точечного фильтр Калмана (UKF – Unscented Kalman filter) и фильтра частиц (PF – Particle Filter)). Анализ литературы показал, что решить указанные выше проблемы и реализовывать навигацию в режиме реального времени возможно с помощью алгоритмов, построенных на основе фильтра Гаусса.
При решении задачи позиционирования только по данным TV-камеры для визуального SLAM возникают сложности, связанные с вращательным
движением подвижного объекта, его повышенной линейной скоростью движения, возможным отсутствием характерных точек сцен и т.д. Анализ литературы показал, что решить указанные выше проблемы, повысить точность и уменьшить объѐм вычислений возможно с помощью метода комплексной обработки информации визуальной и инерциальной систем, входящих в состав системы управления планетохода.
Одна из важнейших проблем, требующих решения при планировании маршрута движения планетохода, заключается в том, что его траектория движения от начальной до конечной (целевой) точки маршрута в общем случае проходящая в малоизученной обстановке на поверхности планеты обеспечивала его гарантированную безопасность. Поэтому разработка алгоритма планирования маршрута планетохода, который в режиме реального времени обеспечивал бы поиск короткой и безопасной траектории, является в настоящее время весьма актуальной задачей. На практике, при решении задач навигации планетоходов, нашел применение улучшенный алгоритм алгоритма A*. Например, в настоящее время китайский луноход Юйту использует улучшенную модификацию алгоритма A*. Другим примером является американские планетоход MER (Mars Exploration Rover), который для поиска маршрута использует улучшенный алгоритм A* – Field D* (Планировщик пути на основе интерполяции) для поиска пути.
Результаты исследований, посвященных способам планирования маршрута на основе улучшенных алгоритмов-модификаций алгоритма A*, опубликованы в статьях следующих ученых: A.A. Faulkner, A. Goktogan, A. Lavin, A. Nash, A. Stentz, A. Tompkins, C. Tovey, D. Ferguson, J.J. Biesiadecki, M. Likhachev, M.W. Maimone, M. Sakuta, P.C. Leger, P. Tompkins, S. Koenig, S. Peng, S. Potiris, S. Takanashi, T. Kubota, Y. Jia [59], [80], [81], [89], [101], [102], [109], [114], [123]. Анализ литературы показал, что используя алгоритм планирования траектории движения в любом направлении, построенный на основе алгоритма A*, возможно найти более короткие маршруты движения. Причем, для
успешного осуществления запланированной миссии планетохода необходимо
решение проблемы планирования траектории его движения с учѐтом особенностей рельефа местности. Поэтому для уменьшения протяженности маршрута, учета реального рельефа местности и повышения скорости вычислений, необходимо разработать и исследовать соответствующие модификации алгоритмов планирования траектории движения планетохода в любом направлении.
Цель работы и задачи исследования
Цели диссертационной работы заключается в разработке и исследовании:
– способов решения задачи навигации в методе SLAM, которые позволят обеспечить высокую точность автономной навигации планетохода в режиме реального времени;
– алгоритма планирования траектории планетохода, который позволяет определить короткий и безопасный маршрут его движения.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи:
– провести сравнительный анализ известных методов и алгоритмов SLAM, и на его основе разработать процедуру решения задачи фильтрации в методе SLAM, для повышения его точности и сокращения времени вычислений, при решении задачи навигации планетохода;
– разработать для метода SLAM, использующего измерительную информацию от лазерного дальномера – лазерный SLAM, алгоритм обработки информации, основанный на фильтре Гаусса, обеспечивающий высокую точность и сокращение времени вычислений при решении задачи навигации в режиме реального времени;
– разработать для метода SLAM, использующего измерительную информацию, получаемую от инерциальной навигационной системы и видео навигационной системы визуальный SLAM – алгоритм комплексной обработки информации, обеспечивающий высокую точность решении задачи навигации в режиме реального времени; – разработать алгоритм планирования безопасного маршрута движения
планетохода в любом направлении с учетом рельефа поверхности планеты;
– провести исследование разработанных моделей и алгоритмов
средствами математического моделирования и экспериментально.
Методы исследований
При решении задач, рассматриваемых в диссертации, были использованы следующие методы исследований: методы математического анализа, математический аппарат дифференциальных и интегральных исчислений, математический аппарат групп Ли, теория оптимальной фильтрации, теория Байесовских оценок, теория распределенных вычислений, теории инерциальной и визуальной навигации. В процессе математического моделирования были использованы следующие программные системы: программная среда моделирования Matlab, операционная система для роботов ROS (Robot Operating System), симулятор для моделирования физического облика роботов Gazebo, язык программирования C++.
Научная новизна
К числу новых научных результатов, полученных в диссертации, относятся:
1. Разработанный на основе системы распределенных вычислений новый алгоритм сглаживающего фильтра Гаусса DIS RTSS (Распределенная робастная фильтрация и сглаживание с помощью гауссовских процессов) и его четыре модификации:
– DIS RTP (Распределенный метод на основе модели произведения результатов локальных экспертов гауссового процесса),
– DIS RTGP (Распределенный метод на основе модели обобщенного произведения результатов локальных экспертов гауссового процесс),
– DIS RTB (Распределенный метод на основе модели Байесовой ассоциативной машины),
– DIS RTrB (Распределенный метод на основе модели робастной Байесовой ассоциативной машины).
Алгоритм DIS RTSS и его модификации повышают точность обработки
информации, позволяют значительно сокращает количество вычислений, а также обрабатывать крупномасштабные массивы данных. По сравнению с известными алгоритмами фильтрации EKF, UKF и PF, в предложенном алгоритме отсутствуют процедуры линеаризации и аппроксимации плотности вероятности Гаусса с помощью метода выборки.
2. Разработанный новый алгоритм DIS RTGP-Gmapping SLAM, который является модификацией алгоритма DIS RTSS и метода лазерного SLAM – Gmapping SLAM, позволяющий повысить точность метода лазерного SLAM.
3. Разработанный новый визуально-инерциальный алгоритм VI-UKF (Visual Inertial Unscend Kalman Filter) для метода визуального SLAM, основанный на комплексной обработке информации, получаемой из инерциальной навигационной системы (ИНС) и визуальной навигационной системы (ВНС). При комплексировании двух систем их технические средства дополняют друг друга, а визуально-инерциальный алгоритм позволяет повысить точность определения местоположения планетохода с использованием визуального SLAM.
4. Разработанный новый алгоритм планирования траектории движения планетохода Lazy AT (Lazy Accelerative Theta*) который обеспечивает расчет кратчайшего маршрута движения и меньшее время вычислений по сравнению с известными алгоритмами.
5. Разработанная новая модификация алгоритма планирования траектории движения планетохода Lazy AT – Risk Lazy AT, в которой для учета особенностей рельефа поверхности планеты и повышения безопасности движения планетохода введѐн эвристический показатель опасности.
Практическая ценность
Практическая значимость результатов диссертации заключается в следующем:
– разработанные математические модели и алгоритмы позволяют увеличить скорость вычислений и повысить точность метода SLAM, что чрезвычайно важно при решении задач автономной навигации и выбора маршрута движения планетохода, обладающего ограниченными
энергетическими и вычислительными мощностями, в режиме реального времени;
– разработанные математические модели и алгоритмы, учитывающие особенности рельефа планеты через показатель опасности, носят универсальный характер и могут применяться совместно с методом SLAM в задачах навигации и планирования маршрута движения не только для планетохода, но и для различных наземных подвижных объектов;
– разработанная методика математического моделирования в среде Matab и ROS алгоритма DIS RTGP-Gmapping SLAM может быть использована при отработке различных вариантов алгоритмической реализации метода SLAM;
– результаты экспериментальных исследований метода визуального SLAM, на основе разработанного алгоритма визуально-инерциального сигма-точечного фильтра Калмана VI-UKF, доказывают применимость предложенных математических моделей и алгоритмических решений.
Внедрение результатов работы
Результаты диссертационных исследований и разработанное программно-алгоритмическое обеспечение были использованы в конкретном техническом проекте компании «Beijing Zhonghangzhi Technology» (КНР) по системам навигации беспилотных наземных объектов, а также в учебном процессе на кафедре «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Достоверность и обоснованность
Достоверность и обоснованность полученных теоретических и практических результатов подтверждаются четкими математическими выводами при построении алгоритмов, результатами математического моделирования и результатами реальных экспериментов, а также сравнением полученных результатов с другими данными в этой области, опубликованными в открытой печати.
Апробация работы
Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на ряде международных и российских конференций:
– XXII Международная конференция «Информационные системы и технологии» (Нижний Новгород, 2017г.);
– XLII Академические чтения по космонавтике» (Москва, 2018г.);
– XI Российская мультиконференция по проблемам управления: Конференция «Управление в аэрокосмических системах» (УАС-2018) (Санкт-Петербург, 2018г.);
– XLIII Академические чтения по космонавтике» (Москва, 2019г.)
– AIP Conference Proceedings (США, 2019г.);
– Huawei Augment Reality, SLAM, 3D sensing Workshop (Калининград,
2019г.);
– XLIV Академические чтения по космонавтике» (Москва, 2020г.). Публикации
По материалам научно-квалификационного исследования опубликовано 8
научных работ, из них 2 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ и 1 работа в изданиях, индексируемых в Scopus.
1. Ван Гуоянь, Фомичев А.В. Алгоритм планирования безопасного маршрута движения марсохода с учѐтом рельефа местности // Мехатроника, автоматизация, управление. М.: Изд-во «Новые технологии». 2018. Т. 19, No 11. С. 734 – 743.
2. Ван Гуоянь, Фомичев А.В., Ду Ижань. Исследование модификаций сглаживающего фильтра Гаусса для их применения совместно с методом SLAM // Мехатроника, автоматизация, управление. М.: Изд-во «Новые технологии». 2019. Т. 20, No 12. С. 756 – 764.
3. Wang G., Fomichev A.V. Simultaneous localization and mapping method for a planet rover based on a Gaussian filter / AIP Conference Proceedings 2171, 160003 (2019); https://doi.org/10.1063/1.5133307.
Структура и объем диссертационной работы
Диссертационная работа состоит из введения, пятых глав, заключения. Общий объем 135 страниц, в том числе 44 рисунка и 9 таблиц. Основные положения, выносимые на защиту
1. Алгоритм сглаживающего фильтра Гаусса DIS RTSS, построенный на основе системы распределенных вычислений, и его четыре модификации (DIS RTP, DIS RTGP, DIS RTB, DIS RTrB), повышающие точность обработки информации, также позволяют решить проблему большого объѐма вычислений ядра Гаусса, что значительно уменьшает объем вычислений и обеспечивает возможность обработки крупномасштабных массивов данных.
2. Алгоритм комплексной обработки информации VI-UKF, получаемой от инерциальной и визуальной навигационных систем, использующий процедуру предварительной интеграции ИНС, а также алгоритмы сигма-точечного фильтра Калмана и фильтра Калмана с несколькими состояниями (MSCKF-2.0 – Multi-State Constraint Kalman Filter-2.0), который повышает точность метода визуального SLAM.
3.Алгоритм планирования траектории движения подвижного объекта Lazy AT, который обеспечивает поиск кратчайшего маршрута движения подвижного объекта и уменьшает время вычислений по сравнению с известными аналогичными алгоритмами Basic Theta* и Lazy Theta*.
4.Алгоритм планирования траектории движения подвижного объекта Risk Lazy AT, построенный на основе метода Lazy AT и учитывающий особенности рельефа местности поверхности планеты с помощью специального эвристического показателя опасности.
5. Результаты и методика математического моделирования в среде Matlab и ROS разработанного алгоритма DIS RTGP-Gmapping SLAM, который повышает точность метода лазерного SLAM.
6. Результаты экспериментальных исследований метода визуального SLAM, на основе разработанного алгоритма визуально-инерциального сигма-точечного фильтра Калмана VI-UKF, доказывающие применимость предложенных математических моделей и алгоритмических решений.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!