Архитектор Иван Леонидов: космичность умонастроения и эволюция творчества : диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения : 17.00.04

📅 2019 год
Бухарова, Е. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………. с.2
Глава 1. Творчество Ивана Леонидова в период кон.1920-х – нач. 1930-х гг.
……………………………………………………………………………….с.12
§ 1. Архитектурные поиски и открытия в годы учебы во ВХУТЕМАСе- ВХУТЕИНе
……………………………………………………………………………….с.12 § 2. Игарка как итог творческой деятельности 1920-х – нач. 1930-х гг
……………………………………………………………………………….с.41
Глава 2. Творчество Ивана Леонидова 1930-х гг ………………………………………………………………………………..с. 69
§ 1. Архитектурные проекты в период работы в гос ударственных учреждениях
………………………………………………………………………………….с. 69 § 2. Парковая лестница санатория Наркомата тяжелой промышленности им. С. Орджоникидзе в Кисловодске – веха в творческих достижениях архитектора
………………………………………………………………………………….с.91
Глава 3. Творчество Ивана Леонидова 1940-х – 1950-х гг …………………………………………………………………………………с.105 § 1. Деятельность архитектора как солдата Великой отечественной войны,
как сотрудника Академии Архитектуры СССР, как «свободного художника» …………………………………………………………………………………с.105
§ 2. Город Солнца – «сверхпроект» творческой жизни архитектора …………………………………………………………………………………с.125
Заключение …………………………………………………………………с. 149 Список литературы…………………………………………………………с. 155

В современных условиях активных поисков новых парадигм культуры особое место принадлежит архитектуре. История культуры свидетельствует, что являясь ярчайшим воплощением духа времени, его идей и идеалов, выступая средством коммуникации, а также отражая уровень технико -технологических достижений, архитектура несет в себе всю их сложность и, в то же время, прокладывает пути становления новой картины мира. В этих процессах ХХ века оказываются значимыми не только «воля властных структур», отдельные стилевые течения, программы творческих группировок, постройка знаковых сооружений. В большой степени движение архитектурных процессов ХХ века определялось цельностью и яркостью «художественной воли» архитектора. Среди ключевых фигур, открывающих пути развития архитектуры XX – XXI вв., бесспорно, значительное место принадлежит Ивану Ильичу Леонидову (1902-1959). Эвристический потенциал, заложенный в его проектах, оказывается востребован для решения многих сегодня проблем. Таковы проблемы «органического роста» урбанистических агломераций, соотношения процессов глобализации и предъявления национальной идентичности, колористики города; проблема организации внутреннего пространства высотных сооружений и их нестандартных объемно-пластических решений, использование в архитектуре криволинейных форм, возможности эстетизации инженерных конструкций, использование пневматических конструкций, проблема языка архитектурной графики, творческого мышления архитектора и т.д. Футуристическая и профетическая ценность леонидовских проектов уже не ставятся по д сомнение и дают основания находить более глубокие параллели между архитектурным пространством в творчестве Леонидова и современными концепциями пространства, между леонидовским городом Будущего и реальными процессами в современной урбанистике. Таким образом актуальность исследования творчества Леонидова определяется современной архитектурной практикой и теорией. Изучение наследия Леонидова актуально и в контексте истории архитектуры. Оно помогает понять истоки многих течений в мировой архитектуре ХХ – нач. XXI вв., в том числе в архитектуре модернизма и постмодернизма; осознать сложность процессов
3
развития конструктивизма как одного из лидирующих направлений первой половины XX в., уточняет место советской архитектурной мысли в истории мирового архитектурного формообразования. Наконец, актуальность диктуется и социокультурной ситуацией современной России. Многие исследователи (В.Глазычев, А.Глинская, Д.Замятин, Ч.Лэндри и др.) справедливо отмечают, что сегодня рекультивация и музеефикация способны решить судьбу целых городов. Такова судьба Игарки. Спланированная в 1931 г. по проекту Леонидова, воспринимаемая в контексте культуры того времени как лесопромышленный центр Приенисейской Сибири, Игарка сегодня фактически изжила эту функцию. Город оказался под угрозой ликвидации. Однако открытые исследователями страницы истории позволили утвердить его мировую ценность в качестве уникального «первого советского города за Полярным кругом», построенного в условиях вечной мерзлоты и сохранившего памятники архитектуры нач. 1930-х гг.
Степень научной разработанности проблемы. История и теория советского архитектурного авангарда, история и теория конструктивизма, к которому принадлежит творчество Леонидова, особенности развития архитектуры периода социалистического реализ ма имеют обширную историографию. Изучению этих вопросов посвятили свои труды многие отечественные исследователи (И.Азизян, М.Астафьева-Длугач, И.Бартенев, И.Бондаренко, В.Глазычев, Б.Гройс, Е.Деготь, И.Добрицына, А.Иконников, И.Казусь, В.Кириллов, Е.Ковтун, И.Коккинаки, М.Меерович, А.Наков, В.Паперный, Г.Ревзин, А. Рябушин, А.Стригалев, В.Хазанова, В.Хайт, С.Хан-Магомедов, Д.Хмельницкий, М.Чегодаева, Д.Швидковский, Ю.Яралов, З.Яргина и др.) и зарубежные ученые (Дж.Бродбент, Дж.Боулт, Р.Бэнем, А.Коп, Ж.-Л.Коэн, К.Кук, Н.Мислер, С.Старр, М. Тафури, К.Фремптон, Д. Хадсон и др.) Это облегчает введение творчества Ивана Леонидова в историко-архитектурный контекст. Не менее обширная историография связана с именем самого Ивана Леонидова. Она берет начало еще в 1920-е гг., когда в журнале «Современная архитектура» были опубликованы его первые проекты. Сегодня отчетливо выделяются основные этапы исследования его творчества.
1920-е-1930-е гг. – время напряженных споров вокруг творчества молодого архитектора: его работы получают восторженные отклики и жестко
4

осуждаются различными представителями архитектурной критики; резкие выступления в печати с обвинениями в «формализме», «схематизме», «фантазерстве», «оторванности от реальности» формируют негативное общественное мнение вокруг фигуры Леонидова в начале 1930-х гг. и достигают апогея в «кампании по борьбе с леонидовщиной», которая представляет И.Леонидова «вредителем» советского государства. В дискуссиях о творчестве Леонидова высказывали свое мнение К.Алабян, Д.Аранович, А.Бунин, Б.Вендеров, А.Веснин, И.Воблый, М.Гинзбург, С.Горский, Н.Докучаев, Л.Залесская, С.Зверинцев, А.Карра, М.Круглова, Г.Крутиков, И.Кузьмин, Н.Ладовский, Л.Лисицкий, М.Макотинский, А.Мордвинов, В.Симбирцев, Р.Хигер, А.Чегодаев, В.Щербаков, А.Щусев, Ф.Яловкин.
1940-е-1950-е гг. – период «замалчивания» творчества Леонидова со стороны архитектурной критики. В февральском номере жур нала «Архитектура СССР» за 1941 г. выходит последняя прижизненная публикация с упоминанием его имени, в связи с реконструкцией здания и оформлением интерьеров Дома пионеров в Калинине, написанная М.Ильиным.
В 1960-е-1980-е гг. появляются эпизодические публикации, свидетельствующие о возрождении интереса к творчеству Леонидова. Внимание к его проектам проявляют, как отечественные (П.Александров, М.Астафьева-Длугач, К.Афанасьев, Ю.Волчок, А.Гозак, А.Журавлев, Ю.Ильин-Адаев, Л.Кириллова, И.Коккинаки, А.Леонидов, В.Хазанова, С.Хан-Магомедов), так и зарубежные (К.Бейлис, К.Бертон, П.Кенетц, Б.Крис, Р.Коолхаас, А.Коп, К.Кук, Н.Ламперт, А.Латур, К.Лоддер, С.Нэш, Г.Оортис, М.Пальмбум, Р.Стиц, С.Фицпатрик, Г.Шварц, Б.Шнейдер) ученые и архитекторы.
Постперестроечные 1990-е-2010-е гг. – время «обвального интереса» к фигуре мастера. Исследователи видят в его творчестве больше достоинств, чем недостатков. О Леонидове активно пишут и зар убежные авторы (Р.Андерсон, Г.Боденшац, К.Брумфельд, Ц.Вагенаар, М.Гог, М.Грейф, А.Грациози, Г.Гюнтер, А.Де Магистрис, В.Квиличи, Ц.Киэр, К.Кларк, К.Колтон, Ж.-Л.Коэн, С.Коткин, В.Кригер, К.Кук, Т.Лаусен, Е.Нейман, Г.Пост, Д.Пристленд, В.Розенберг, К.Ромберг, Л.Сигельбаум, Г.Хадсон,
5

Г.Харрисон, В.Хегельштейн, Г.Шпенгель, Д.Удовички-Сельб), и отечественные исследователи (Ю.Аввакумов, О.Адамов, Е.Барчугова, В.Бессонов, Е.Добренко, С.Журавлев, А.Ильичёва, И.Казусь, Н.Колесников, И.Коробьина, В.Куклев, Т.Куюкина, И.Лежава, А.Леонидов, М.Леонидова, Г.Меерович, С.Мухин, Н.Павлов, В.Паперный, Г.Ревзин, Н.Рочегова, М.Сафонова, С.Ситар, В.Смирнов, Д.Хмельницкий, М.Хрусталева, И.Чепкунова, О.Явейн). После десятилетий молчания историко- искусствоведческая мысль, словно искупая свои ошибки перед выдающимся архитектором, обратилась к иной крайности: превознесение достоинств проектной деятельности Леонидова заслонило сложный и не однозначный процесс бытования архитектора в художественной среде своего времени. Восторженные «хвалы» послужили катализатором для создания прочных стереотипов восприятия творчества Ивана Леонидова как романтичного мечтателя, создававшего свои экзотические проекты для далекого будущего, как художника, «затравленного» окружением и потому не сумевшего в реальности ничего построить, кроме одной лестницы в кисловодском санатории. Родился удобный и притягательный для массового сознания образ трагического героя, гениального архитектора, непонятого временем, одинокого мечтателя-провидца, отверженного социальной жизнью.
О творчестве Леонидова написана не одна монография. Опубликовано колоссальное число каталогов и альбомов с произведениями мастера. Интернет-пространство предлагает многочисленные текстовые и иллюстративные материалы по творчеству «хрестоматийно известного архитектора-авангардиста». Однако в творчестве Леонидова и сегодня скрыто немало обширных «белых пятен», совсем не изученных или малоизученных этапов творческой биографии. За переизбытком информации прячутся существенные фактологические неточности в трудах даже маститых ученых, за иллюзорной близостью «советской эпохи» и предполагаемой доступностью документальных свидетельств уходят в тень до сих пор не снятые споры по поводу атрибуций немногочисленных воплощенных в жизнь замыслов Леонидова, а судьба иных проектов оказывается вовсе не исследованной. Кроме того, целостность творческого пути Ивана Леонидова и по сей день вызывает дискуссии. Эти споры свидетельствуют о не найденности критерия, ракурса видения, которые
6

позволили бы описать сложный феномен Ивана Леонидова как целостность, а не сумму противоречий.
Цель исследования – раскрытие архитектурно-художественных замыслов и архитектурной практики Леонидова как особого творческого феномена, как модальностей некоего единого ядра творческой личности, как естественного эволюционного развития его художественного мира.
Для достижения цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
– рассмотрение бытующих в современном архитектуроведении представлений об основных особенностях процессов развития отечественной архитектуры 1920-х – 1950-х гг.;
– изучение творчества Леонидова в контексте особого ощущения «космичности жизни», состояния смены исторических циклов как на рубеже XIX-XX, так и ХХ-XXI вв.;
– исследование архитектуроведческих трудов, посвященных творчеству Леонидова в 1920-е – 2010-е гг.;
– выявление инновационного архитектурно-философского концепта Игарки в контекстах полемики конструктивистов (ОСА) и рационалистов (АСНОВА), «кампании по борьбе с леонидовщиной», а также в рамках этапа научно-экспериментального проектирования Ивана Леонидова (1920-е – 1930-е гг.);
– анализ архитектуры парковой лестницы санатория НКТП в Кисловодске как пример взаимодействия форм микро- и макрокосма, реализации пространства архетипических смыслов в контекстах отечественных архитектурных поисков 1930-х гг. и как этапа «живого синтеза» в творчестве Ивана Леонидова (1930-е гг.);
– рассмотрение проекта «Город Солнца» как «сверхпроекта» жизни архитектора, вершины/ завещания/ завершения «архитектурного философствования» в условиях тотального замалчивания Леонидова и развития архитектуры 1940-х – 1950-х гг.
Объект исследования – развитие отечественной архитектуры ХХ века. Предмет исследования – творчество архитектора Ивана Леонидова. Территориальные рамки исследования включают в себя
пространства, связанные с проектными интересами Леонидова: Алма-Ата, 7

Игарка, Киев, Кисловодск, Крым (район Ялта-Мисхор-Алупка), Минск, Москва, Московская область, Самарканд, Санто-Доминго, Сталинград, Урал (Усолье, Магнитогорск, Нижний Тагил) и др. Особым топосом в творчество Леонидова входят планетарные пространства, связанные с проектом «Город Солнца».
Хронологические рамки исследования охватывают проекты Ивана Леонидова 1920-х – 1950-х гг.
Источники. Визуальные и письменные источники представляют собой эскизные зарисовки и детальные чертежи, макеты и «доски», выполненные в авторской технике, фотографии и записные книжки, связанные с проектной деятельностью Леонидова. Следующую группу составляют материалы государственных и частных архивов: Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства, Российского государственного архива экономики, Нижнетагильского городского исторического архива, Государс твенного архива новейшей истории Иркутской области, Государственного архива Иркутской области, Игарского городского архива, частного архива семьи Леонидовых и частного архива Н.А. Вилесовой. Особую группу материалов образуют фонды музеев (Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Игарский краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты») и библиотек (отделы картографических изданий, редких и ценных изданий, отдел газет ФГБУ «Российская государственная библиотека» (РГБ), отделы литературы по искусству, редкой книги, периодики Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ), отделы депозитарного хранения и редкой книги Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского (СОУНБ)). Отдельную группу источников составили материалы периодической печати 1920-х – 1930-х годов, зафиксировавшие уникальные проекты Леонидова, оригинальные изображения которых впоследствии были утрачены. В круг источников вошли так же монографии и монографические альбомы. Особую группу источников составили результаты натурных обследований мест под проекты Леонидова и строительство их. Последнюю группу источников образовали различного рода электронные ресурсы и медиа-материалы (DVD-диски, документальные фильмы, интернет-ресурсы).
8

Методология исследования. Теоретическое и методологическое основания исследования включают совокупность философских, историко- социальных, культурологических, архитектуроведческих и искусствоведческих методов, методики структурно -семиотического, сравнительно-типологического, стилистического анализов, отражающих междисциплинарный, системный многоуровневый подход к изучению архитектурных процессов ХХ века. Продуктивным оказался метод компьютерного моделирования кисловодской лестницы И. Леонидова в единстве её реализованных частей и элементов, оставшихся в замысле.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущностной характеристикой, особой интонацией всех проектов Ивана Леонидова можно считать так называемую «космичность», «космическую архитектуру» (В.Палладини). Применение этого положения снимает представление о фрагментарности, случайности его архитектурных предложений и решений; преодолевает негативную окрашенность таких ярлыков как «пустой фантазер», «талантливый график, но бездарный архитектор», – того, что в 1930-е гг. составляло основание обвинений во вредительстве и называлось «леонидовщиной». Кроме того, это создает содержательную альтернативу выспренному пафосу 2000-х гг., представляющих Леонидова лишь «гениальным прожектером».
2.Поездка Ивана Леонидова в Игарку в 1931 г. имела комплексный характер. Здесь он реализовал себя в качестве первого архитектора, создавшего генплан этого города-порта; выступил в качестве архитектора, разрабатывавшего и внедрявшего в жизнь новейшие конструктивистские идеи – тип сборно-щитового дома (вместе с Г. Савиновым); повлиял на стилистику (а, возможно, и оказался автором) некоторых построек, являющихся уникальными свидетельствами «деревянного конструктивизма» за Полярным кругом.
3.Период творчества И. Леонидова 1930-х гг. имеет особое значение для формирования целостного архитектурного (философско-архитектурно- поэтически-художественного) мировоззрения мастера. Именно в этот период в своих проектах архитектор отходит от «конструктивистской космичности» и обращается к более глубокому постижению «космичности» в аспекте натурфилософского знания.
9

4.Парковая лестница санатория НКТП в Кисловодске является уникальным социокультурным явлением, вобравшим в себя художественные традиции Запада и Востока, древнейшей и современной архитектуры, включившим малую архитектурную форму (собственно лестницу) в локальный и планетарный геокультурный ландшафт.
5.Определение «Города Солнца» как выражения сущности «неклассического» варианта природы творчества Леонидова, и выявление многомерного характера соотнесенности этого метапроекта с действительностью, что позволяет выделить проектную деятельность мастера в пространстве «нематериальной» архитектуры.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1.Введение в творческую биографию Леонидова научной темы «Архитектура и планировка населенных мест в условиях современного общества при максимальных технических возможностях», разрабатываемой в годы учебы в аспирантуре ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1928-1930) и ставшей ведущей темой всей жизни мастера.
2.Определение поездки Леонидова в Игарку как поворотного пункта в развитии градостроительной концепции архитектора на пути от города- линии к «Городу Солнца».
3.Пересмотр роли Леонидова в художественной жизни страны 1930х гг. Исследователи утверждают, что Леонидов был исключен из общественной жизни, преследуем со стороны власти, был вынужден отмалчиваться и т.п. Как показывает собранный материал, архитектор оставался социально активной фигурой; более того, именно на эти годы приходится реализация почти всех из его немногих осуществленных проектов.
4. Выделение в качестве нижней хронологической границы проекта «Город Солнца» 1928 года, что связано с темой аспирантского исследования Леонидова.
5. Рассмотрение творчества Леонидова как особого внутренне целостного явления через раскрытие его в контексте «космичности» умонастроений первой половины XX в. и выявление творческой эволюции, – определяемой неистребимой устремленностью мироотношения архитектора к «сыновнему чувству» Земли (см. И. Леонидов. Наброски к проекту клятвы народов о вечном мире; 1945 г.), – как движение от «конструктивистской» к
10

«натурфилософской» космичности и далее к «космичности» архитектурного филосòфствования, или иначе к отблескам «храмового сознания» (А.Корбен, Ш.Шукуров), как особого состояния/переживания архитектором мира в качестве Миро-здания.
Научно-практическая ценность исследования. Диссертация дает выход на широкий круг проблем, относящихся к истории искусства в целом, к теории и практике архитектуры, синтезирующей все виды пространственных искусств. Отдельные теоретические выводы могут быть использованы в культурологических исследованиях, а также в таких разделах искусствоведческой науки, как теория и философия искусства. Материалы, основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов гуманитарного цикла, при организации выставочных проектов и музеефикации произведений, а также рекультивации пространств, связанных с творчеством Леонидова и реконструкции отдельных сооружений, выполненных мастером.
Апробация работы. Часть диссертационного исследования была проведена на средства гранта Фонда В. Потанина, полученного совместно с Краеведческим комплексом «Музей вечной мерзлоты» (2005) на проект «Архив возрождает город» в номинации «Меняющийся музей в меняющемся мире». Результаты исследования, проведенного в рамках гранта, были опубликованы в виде монографии «От утопии – к науке, от вечной мерзлоты – к Городу Солнца» и вызвали международный интерес, благодаря которому вышла публикация в монографическом сборнике, посвященном творчеству Леонидова, подготовленного итальянским издательством Mondadori Electa «Ivan Leonidov. 1902-1959. A cura di Alessandro de Magistris, Irina Korob’ina». Результаты диссертационного исследования были также представлены и обсуждались на отечественных и международных научных конференциях: доклад на Международном конгрессе «The Future of the Architect (Mind, Land, Society)» (Барселона, 2000); доклад на научном семинаре Международной ассоциации семиотики пространства «Intersémioticité de l’espace architectural en son être, son paraître et sa fiction» (Сиди-Бу-Саид, 2001); доклад «Космизм и «прельщение» космизмом в изобразительном искусстве конца XIX – начала ХХ веков» (в соавторстве с О.А. Уроженко и Н. В. Кобзистовой) на Международной научно-общественной конференции «Космическое
11

мировоззрение – новое мышление XXI века» (Москва, 2004 г.); доклад «Иван Леонидов в Игарке. Столичный конструктивизм за границей Полярного круга» на научно-практической конференции «Заполярная Игарка: архив возрождает город» (Игарка, 2006); выступление на учебном семинаре Центра независимых социологических исследований и образования «О творчестве архитектора Ивана Леонидова» (Иркутск, 2006); доклад на Международной научно-практической конференции «Баухауз на Урале: от Соликамска до О р с к а » ( Е к а т е р и н б у р г , 2 0 0 7 г . ) ; д о к л а д н а н а у ч н о – п е д а г о г ич е с ко й конференции «Идеи космизма – педагогике и образованию: место человека на пути эволюции» (Екатеринбург, 2008). Основные положения исследования использовались для проведения лекций в рамках курса «Описание и анализ художественных памятников» в УрГУ в 2003-2006 гг., «Современная архитектура и дизайн» в УралГАХА с 2008 г., также во время работы инициативной группы по созданию проекта восстановления города Игарки (9-16 июня, 2006 г., г. Москва).
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается опорой на широкий спектр архивных источников, на фундаментальные научные исследования зарубежного и отечественного архитектуроведения, на натурные исследования, а также комплексной методологией.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список литературы включает зарубежные и русские источники (377 наименований), архивные материалы (112 наименований), географические карты (5 наименований), интернет-ресурсы и медиа-материалы (85 наименований). В приложении представлены основные произведения Ивана Леонидова, редкие и впервые публикующиеся проекты мастера. Также приводятся произведения из истории архитектуры и изобразительного искусства, различные материалы из истории воздухоплавания, астрономии, биологии, привлекаемые автором в качестве визуальных доказательств выдвигаемых положений. В приложение вошла таблица Эрнеста Геккеля «Проморфологическая система». Основной текст исследования – 152 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету