Автоматизация поддержки принятия решений при управлении производственными рисками на судостроительном предприятии

Паутова Оксана Алексеевна

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ…………………. 5
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 6
1 СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ ……………………………. 9
1.1 Современные проблемы управления производственными
рисками на судостроительных предприятиях………………………. 9
1.2 Основные направления деятельности по управлению
производственными рисками на судостроительных предприятиях.. 15
1.3 Анализ актуальных методов оценки и управления
производственными рисками…………………………………………. 22
1.3.1 Статистические методы………………………………………………. 22
1.3.2 Аналитические методы……………………………………………….. 22
1.3.3 Экспертные методы…………………………………………………… 23
1.3.4 Методы оценки риска по ГОСТ Р ИСО 31010……………………… 24
1.4 Автоматизация систем управления рисками на
судостроительных предприятиях……………………………………. 39
1.5 Обзор программ оценки и управления производственными
рисками………………………………………………………………… 46
1.6 Выводы………………………………………………………………… 50
1.7 Цели и задачи исследования………………………………………… 50
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
РИСКОВ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………… 52
2.1 Идентификация, анализ и оценивание производственных рисков
верфей………………………………………………………………….. 52
2.2 Методика количественной оценки рисков…………………………… 55
2.3 Моделирование процедур управления рисками…………………….. 56
2.3.1 Создание математических моделей процедур управления
производственными рисками………………………………………… 57
2.3.1.1 Обобщённая математическая модель управления
производственными рисками………………………………………… 57
2.3.1.2 Модель управления производственными рисками в
стохастических системах……………………………………………… 60
2.3.1.3 Модель управления производственными рисками в
иерархических системах……………………………………………… 61
2.3.2 Метод имитационного моделирования управления
производственными рисками………………………………………… 66
2.4 Выводы………………………………………………………………… 69
3 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ
КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ………………………… 70
3.1 Система управления производственными рисками на судоверфи… 70
3.2 Описание разработанной методики оценки производственных рис-
ков…………………………………………………………………… 73
3.3 Принятие управляющих решений в системе управления
производственными рисками………………………………………… 80
3.4 Алгоритмическая структура системы управления
производственными рисками верфи…………………………………. 83
3.5 Выводы…………………………………………………………………. 89
4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ РИСКАМИ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………………………….. 91
4.1 Автоматизированная система управления производственными
рисками, архитектура и основы функционирования………………… 91
4.2 Анализ входных данных и выбор языка программирования для со-
здания программного обеспечения по управлению
производственными рисками верфи…………………………………. 95
4.3 Основные проблемы и задачи реализации автоматизированной си-
стемы управления рисками на судоверфях……………………… 100
4.4 Реализация алгоритма управления производственными рисками
верфи в программный продукт……………………………………….. 106
4.5 Технико-экономический эффект реализации процесса
управления производственными рисками и его автоматизации…… 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 121
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 126
Приложение А Акт о внедрении результатов работы на
ПАО «Завод «Красное Сормово»…………………………………… 139
Приложение Б Акт о внедрении результатов работы на
АО «Окская судоверфь»…………………………………………….. 141
Приложение В Акт о внедрении результатов работы на
НАО «Гидромаш»…………………………………………………… 144
Приложение Г Акт о внедрении результатов работы на
АО «СИБУР-Нефтехим»……………………………………………… 145
Приложение Д Акт о внедрении результатов работы в
ФГБОУ ВО «ВГУВТ»……………………………………………….. 146
Приложение Е Свидетельство о государственной регистрации
программы для ЭВМ № 2019665660…………………………………. 147
Приложение Ж Фрагменты исходного текста программы
«Оценки эффективности решений при подготовке производства»… 148
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

АСУП – автоматизированная система управления предприятием;
АСУПР – автоматизированная система управления производственными
рисками;
СУПР – система управления производственными рисками;
CCA – common cause analysis (анализ общих причин отказов);
ETA – event tree analysis (анализ «дерева событий»);
FMEA – failure modes and effects analysis (анализ причин и последствий
отказов);
FTA – fault tree analysis (анализ «дерева отказов»);
HACCP – hazard analysis and critical control points (анализ критических
контрольных точек);
HAZOP – hazard and operability (анализ работоспособности);
RCA – root cause analysis (анализ корневых причин).

Во введении кратко сформулированы актуальность темы и изложены
основные направления исследований.
В первой главе проанализированы современные концепции и методы
управления производственными рисками, описаны основные направления деятельности по управлению производственными рисками на судострои- тельных предприятиях, проанализированы существующие методы выяв- ления и оценки производственных рисков. Результаты анализа современ- ных автоматизированных систем идентификации и анализа рисков обо- значили проблемы и задачи процесса автоматизации системы идентифи- кации и анализа рисков на судостроительных предприятиях, позволили определить основной их недостаток, заключающийся в излишней форма- лизации процесса идентификации и анализа риска.
Сделан вывод, что основной задачей оценки рисков является пред- ставление необходимых данных для обоснования управляющих решений. В связи с высоким уровнем изменчивости внешних и внутренних показа- телей необходимо не только выявить факторы риска, которые могут по- влиять на результаты управляющих решений, но и проводить их монито- ринг. Исходя из этого, определены цель и задачи исследования.
Вторая глава посвящена теоретическим основам оценки производ- ственных рисков и принятия управляющих решений для повышения каче- ства продукции верфей.
Концепция риска с точки зрения управления качеством – это вероят- ность невыполнения основной задачи системы менеджмента качества по предоставлению потребителю (заказчику) соответствующей его требова- ниям продукции в целях достижения его удовлетворённости. Под произ- водственным риском при этом понимается потенциальный ущерб в ре- зультате наступления нежелательного события, связанного с производ- ственной деятельностью верфи, определяемый с учётом вероятности наступления этого события.
Под управлением рисками в работе понимается процесс принятия ре- шений, основная цель которого выбрать эффективные методы работы с каждым из выявленных рисков путём управления им. Для этого можно использовать разнообразные методы, позволяющие спрогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска. На рис. 1 представлена схема управления рисками.
Рисунок 1 – Схема внедрения и функционирования системы управления рисками
Процесс оценки рисков даёт возможность более эффективно прово- дить предупредительные мероприятия и мероприятия по улучшению ка- чества продукции. Оценка риска – это общий процесс, который включает в себя три этапа: идентификация риска, анализ риска и оценивание риска.
Цель оценки производственных рисков заключается в получении, анализе и ранжировании информации, необходимой для обоснования мо- тивированных управляющих решений. Автоматизация процедур управле- ния производственными рисками является обязательной для повышения результативности функционирования всей системы управления.
В данной главе описано моделирование процедур управления произ- водственными рисками. Отмечено, что общими чертами модели управле- ния деятельностью любой сложной системы в условиях неполной инфор- мации, а значит в условиях риска, является сочетание стремления к уве- личению эффективности управления системой и, одновременно, сниже- нию риска. Соответственно, общая модель управления должна включать две подмодели: модель оценки эффективности и модель оценки рисков
5

для функционирования системы. Основными компонентами обеих моде- лей являются описания процессов функционирования системы, т.е. изме- нения фазового состоянии под влиянием внутренних и внешних воздей- ствий, процедур управления.
Управляющая риском модель может быть определена оператором в
следующем виде:
где x – положение системы/процесса в конкретном фазовом пространстве; u –
Ψ(F(x,u, y,I),G(x,u, y,I)), (1) управление; y – неподконтрольные факторы, влияющие на систему.
Выражение (1) определяет принцип оптимальности управления на ба- зе соотнесения оценок риска и результативности, которые предполагают собой выходы подмоделей оценки риска G(x, u, y, I) и оценки результа- тивности F(x, u, y, I).
Входящая информация в моделях характеризуется информационной компонентой I, которая является описательной функцией неподконтроль- ных факторов и информационного обеспечения управляющего узла си- стемы.
Переменные x, y, u представляются как взаимосвязанные величины. Определение управления u находится в зависимости от состояния x, кото- рое представляет система, также от внешних неподконтрольных факторов y, которые описывает информационная составляющая I. Управление u(x, y) для любых x и y должно удовлетворять ограничению u(x, y)∈U. К тому же закон управления u(·,·) принадлежит некоему классу функций UI ,
классифицируемому исходя из значимой информации u(⋅,⋅)∈UI . Следо-
вательно, состояние x представляет собой определённую функцию управ- ления и показателей внешних аспектов x = φ(u, y). Так как в неподвижных моделях параметры не разбиваются на фазовые переменные и управления, то управление выражается переменной x.
Если внешние факторы y являются случайными величинами и пред- ставлена статистика их значений, информационный параметр I заключает в себе описание закона распределения случайной величины P(y). В случае же, если внешние факторы y не определены и данные о них выражены лишь описанием области вероятных значений Y, то I содержит условие в виде y∈Y.
Модель F(x, u, y, I) характеризует значение результативности при условии плановой деятельности системы и включает описание целевых показателей деятельности, прогнозного состояния системы и внешних факторов. Если имеется оценка значения внешнего фактора yI в соответ-
ствии с имеющейся информацией, то оценку результативности при плано- вом сценарии деятельности системы можно представить в виде:
w(u)= f(x,u,yI )∀u,где x= f(u,yI ). (2)
Модель G(x, u, y, I) заключает в себе установление области равновесия системы Х, определяемой ограничениями параметров системы или мерой устойчивости множества величин параметров. При воздействии на систе-
му неопределённых неподконтрольных факторов y ∈ Y , множество до- пустимых управлений определяется в виде:
Du ={u(⋅,⋅)∈Ui |u(x,y)∈U,x=φ(u,y)∈X∀y∈Y}. (3) Модель G(·) позволяет дать оценку разброса показателей результатив-
ности. Величина потерь WI(u, y) определена в виде:
WI (u)=WI (u,yI )∀u. (4)
Оценка риска заключает в себе множество допустимых управлений Du, оценку потерь (4), то есть, определятся как выход модели F(x, u, y, I).
Тогда Ψ определяется
как представление совокупности ,D )вподмножествооптимальныхUO:
({w(u(⋅,⋅))} u(⋅,⋅)∈UI
,{WI(u(⋅,⋅))} u(⋅,⋅)∈UI
u I Ψ:({w(u(⋅,⋅))} ,{WI (u(⋅,⋅))} ,D )→UO. (5)
u(⋅,⋅)∈UI u(⋅,⋅)∈UI u I
Существует значительное число факторов, воздействующих на произ-
водственную деятельность судостроительного предприятия, отсюда и возникающие сложности в проведении сложных математических расчётов при анализе рисков и неоднозначность рассуждений риск-менеджеров и экспертов. Крайне затруднительно представить в математической модели поведение многих элементов производственных процессов верфи. В то же время использование математического аппарата для оценки существенно помогает в обосновании управляющих решений.
На основе описанных моделей в третьей главе разработаны методика количественной оценки производственных рисков и алгоритм системы управления производственными рисками, включающий блок оценки по разработанной методике. В рамках процессного подхода сформирован процесс управления производственными рисками. Алгоритм процесса управления производственными рисками представлен на рис. 2.
На первом этапе функционирования системы проводится качествен- ный анализ рисков, который позволяет определить типы рисков, которые оказывают наибольшее воздействие на деятельность верфи и используют- ся как база для количественного анализа. Количественный анализ прово- дится с использованием статистических и аналитических методов, мето- дов экспертных оценок, методов аналогов и др. Чтобы подойти к управле- нию рисками, необходимо их идентифицировать и систематизировать.
Данные для идентификации производственных рисков могут быть по- лучены из разных источников: например, итогов надзорных проверок, внутренних и внешних аудитов, сообщений работников предприятия и др.
Для осуществления идентификации рисков необходимо использовать всю информацию, в свою очередь для этого необходимо создать систему сбора информации и сведения её в объединённую информативную базу.
Рисунок 2 – Алгоритм процесса управление производственными рисками на судостроительном предприятии
На судостроительном предприятии назначается ответственный руко- водитель СУПР, создаются рабочие группы из работников предприятия по основным этапам жизненного цикла продукции, которые проводят предварительную идентификацию рисков методом мозгового штурма.
Производственные риски объединяются по направлениям, объединя- ющим основные этапы жизненного цикла продукции судостроения.
Формируется реестр производственных рисков, который дополняется при возникновении новых производственных рисков.
Измерение уровня значимости риска проводится специалистами- экспертами в пределах каждого направления с помощью специально со- зданной компьютерной программы, основанной на методике, в основу которой положена «классическая» матрица. Риск определяется как мера численного измерения опасности с учётом величины ущерба от воздей- ствия факторов опасности и вероятности появления этих факторов. Оба компонента риска – «вероятность» и «ущерб» – определяются количе- ственно показателями «степени вероятности» P и «степени ущерба» S.
Таким образом, риск R определяется по формуле:
R=P⋅S. (6)
Степень ущерба S оценивается для каждого риска.
Первичной информацией для расчёта являются экспертные оценки допускаемого ущерба (KSi) соответствующего рискового события по набору критериев по пятибалльной шкале. Критерии оценок определяют- ся специалистами-экспертами и вносятся в единую таблицу оценки ущер- ба.
Пересчёт экспертных оценок каждого события KSi в степень ущерба Si осуществляется автоматически расчётной программой в соответствии с выбранными критериями.
Т а б л и ц а 1 – Перевод экспертных оценок в степень ущерба рискового события
КSi 12345 Si 1 4 8 16 32
Значение степени ущерба Si определяется как реализация случайной величины S – ущерба от выражения совокупности факторов опасности. В связи с этим может быть рассчитана верхняя граница S по определяемой вероятности с использованием неравенства:
P=(S−M(S) ≥α)≤ D(S), (7) α2
где M(S) – математическое ожидание случайной величины S; D(S) –дисперсия случайной величины S; α – отклонение S от математического ожидания с ве- роятностью P.
9

Выражая дисперсию через стандартное отклонение D(S)=σ2(S) и зада- вая α=Сσ(S), С≥1, получили формулу определения вероятности P для ин-
тервала с верхней границей [M(S) + Сσ(S)]: ˆ
1 P[S≤(M(S)+Cσ(S))]=1−C2 . (8)
В табл. 2 приведены результаты расчёта по формуле (8). В соответ-
ствии с табл. 2 можно решать и обратную задачу: задаваясь вероятностью,
получить значение S, которое может быть принято за оценку ущерба. Ес-
ли сумма M(S)+Сσ(S) превышает наибольшую из оценок S max , степень i
ущерба определяется как S = S max . i
Т а б л и ц а 2 – Результаты расчёта вероятности рискового события
С 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Pˆ 0,65 0,69 0,72 0,75 0,77 0,79 0,81 0,83 0,84
В случае если допустить доверительную вероятность P=0,75, то сте- пень ущерба определяется:
(M(S)+Cσ(S);M(S)+2σ ≤Smax)
S =  i ( 9 )
(Smax;M(S)+2σ >Smax ii
Определение степени вероятности Р проводится для каждого риско- вого события, и базируется на регулярности повторения событий.
Конкурентная способность и деловой имидж верфи непосредственно связаны с двумя решающими факторами: 1) выполнение сроков контрак- тов и 2) качество производимой продукции, обеспечивающее требования заказчика. Исходя из этого, частоту событий F следует определять в еди- ницах событий на количество контрактов, например, за период 10 лет или на количество построенных судов в течение 10 лет. В роли рисковых со- бытий могут выступать: количество контрактов с несоблюдением сроков, количество рекламаций и др. Ответственные за группу рисков в соответ- ствии с рекомендациями (см. табл. 3) указывают свои количественные оценки частоты для определённого рискового события.
Т а б л и ц а 3 – Оценки частоты рискового события
Показатель «степени вероятности» P
1 2 3 4 5
Описательная харак- теристика P
Крайне редко Редко Периодически Часто Очень часто
Средние экспертные оценки частоты F
<0,3 0,3 ... 10 10 ... 30 30 ... 100 > 100
10

Принятая зависимость F=f(P) описывается функцией экспоненты, в случае решения которой выводится рабочая формула для определения показателя степени вероятности Р:
P = 0,698ln(F) +1,632, (10) F = nr ⋅ N ,
где r – количество поступивших рекламаций, относящихся к конкретной группе рисков; n – количество сданных потребителю судов за 10 лет, с учётом по- ступивших замечаний, N – общее количество выпущенных судов за 10 лет.
Формулы (9) и (10) определения степени ущерба и вероятности при- меняются для числового выражения уровня риска.
Показатель степени риска рассчитывается по формуле (6).
Оценивание производственных рисков выполняется по универсальной матрице. Определяются уровни риска:
– пренебрегаемый, при R<5; - приемлемый, при условии уменьшения 5≤R≤20; - недопустимый, при R>20.
Вычисленные значения риска R сравниваются с определёнными выше
уровнями.
Алгоритм вычисления, а также определённые значения уровней при-
емлемости риска могут варьироваться по мере дополнения информации и модернизации компьютерной программы.
Следующим этапом функционирования системы управления произ- водственными рисками является дальнейшая обработка риска, которая представляет собой деятельность по подбору и внедрению мер, направ- ленных на изменение уровня риска.
После проведения оценки значимости риска, информация поступает носителю риска в виде карты риска, где отражены причины возникнове- ния риска и возможные корректирующие действия, позволяющие снизить уровень значимости риска, и сроки выполнения. Также информация по- ступает руководителю системы управления рисками на верфи. Носитель риска отвечает за внедрение корректирующих мероприятий по снижению уровня значимости риска и принятие соответствующих управляющих ре- шений.
Процесс мониторинга функционирования системы управления произ- водственными рисками проводится в несколько стадий:
1) постановка базовых параметров, по которым следует осуществлять оценку выполнения корректирующих мероприятий;
2) создание системы определения и отслеживания состояния парамет- ров контроля;
3) установление размера отклонений фактических результатов рас- сматриваемых показателей от установленных;
4) выявление основных причин отклонений фактических результатов от установленных базовых показателей.
В процессе контроля производственных рисков при необходимости обеспечивается изменение ранее принятых управляющих решений. Соот- ветственно, на этапе контроля производственного риска важным момен- том является оценка эффективности проведённых мероприятий. Значи- тельную роль при этом играет отчётная информация по рискам. На осно- вании полученной отчётной информации оценивают эффективность ис- пользования определённых методов и инструментов системы управления рисками, а также общих затрат на их реализацию.
Определение эффекта, получаемого в результате функционирования системы управления производственными рисками, в общем виде можно
представить:
Эабс = Вфакт – Вбаз, (11) где Вфакт – фактическая величина показателя; Вбаз – базисная величина.
Эффективность мероприятий по управлению рисками оценивается по
формуле:
Эотн=Вфакт/Вбаз. (12) Совокупная реализация процесса управления производственными
рисками даёт возможность верфи:
▪ определить производственные риски, которые значительно влияют
на результаты работы судостроительного предприятия, и создать эффек- тивную систему процедур по управлению такими рисками;
▪ обеспечить проведение постоянной деятельности по управлению рисками, чётко разграничив ответственность за наступление рисковых событий между различными структурными подразделениями и уровнями управления на верфи;
▪ повысить эффективность работы верфи, обеспечив снижение веро- ятных потерь и оптимизацию затрат на все мероприятия, направленные на управление рисками;
▪ повысить эффективность системы управления судостроительным предприятием за счёт использования дополнительных критериев при при- нятии управляющих решений, получения обратной связи о реализации корректирующих мероприятий от специалистов и руководителей всех уровней;
▪ повысить уровень доверия к судостроительному предприятию со стороны внешних заинтересованных сторон.
Построение СУПР направлено, прежде всего, на создание механизма, способного обеспечить эффективное ведение производственной деятель- ности в условиях неопределённости и возникающих рисков.
В четвёртой главе представлена реализация алгоритма управления производственными рисками верфи и поддержки принятия решений в
виде программы для ЭВМ, а также прогнозный технико-экономический эффект от её проектирования и внедрения на верфи-представителе.
Компьютерная программа была сознана с использованием языка про- граммирования С++, объём программы 5,5 Мб.
Основные функциональные возможности программы:
– идентификация и анализ производственных рисков;
– оценка производственных рисков и определение их значимости;
– выбор управляющих решений и корректирующих мероприятий;
– мониторинг функционирования системы управления производ-
ственными рисками;
– количественная оценка эффективности принимаемых решений. Порядок работы с данной программой сводится к следующим основ-
ным действиям. Конкретный пользователь входит в систему, выбирает интересующее структурное подразделение верфи и идентификатор поль- зователя, после чего он может начать работу непосредственно с производ- ственными рисками. Из реестра производственных рисков он может вы- брать конкретный риск, получить всю информацию по нему из карты рис- ка, результаты оценки риска, причины его возникновения и т.д. Кроме того, он может самостоятельно провести оценку вновь возникшего произ- водственного риска, определить его значимость, вероятность возникнове- ния и возможный ущерб от его появления. Реестр производственных рис- ков является пополняемой базой данных с возможностью постоянной её актуализации. Диалоговое окно выбора производственных рисков из ре- естра приведено на рис. 3.
Рисунок 3 – Окно реестра производственных рисков верфи 13

Например, для «Риска образования трещин в сварном шве и переход- ной зоне» пользователь может определить возможные причины возникно- вения риска, такие как «Случайная ошибка исполнителя», «Недостаточная квалификация исполнителя» и др., относящиеся к данному риску (рис. 4).
Рисунок 4 – Окно выбора производственного риска и определения возможных причин его возникновения
В отличие от аналогичных, программа предусматривает автоматиче- ский расчёт вероятности возникновения производственного риска и воз- можного ущерба от его возникновения.
Следующим этапом работы с производственным риском является вы- бор оптимальных управляющих решений. Пользователь может их подо- брать из пополняемой базы данных, интерфейс которой приведён на рис. 5.
Базы данных сформированы таким образом, что для каждого извест- ного производственного риска, на основании опыта предприятия, личного опыта экспертов, статистических данных, подобран ряд корректирующих действий по снижению именно этого риска.
По итогам работы с производственным риском программа автомати- чески формирует карту производственного риска. Кроме того, пользова- тель может просмотреть и вывести на печать «Отчёт об эффективности управляющих решений» за интересующий период (см. рис. 6). Время, за- траченное на работу с производственным риском от определения риска до выбора управляющего решения и дальнейшего взаимодействия с другими подразделения верфи, у пользователя составляет не более 40-60 минут.
Аналогичная работа при обработке риска в «ручном режиме» может за- нимать от нескольких часов до нескольких дней.
Рисунок 5 – Окно выбора корректирующих действий для снижения или устране- ния производственного риска
Необходимо отметить, что кроме прямого экономического эффекта, внедрение АСУПР на базе разработанной компьютерной программы поз- воляет верфи соответствовать современным стандартам качества и управ- ления предприятием, тем самым повысить привлекательность для инве- стиций и конкурентоспособность в условиях жёсткой конкуренции.
Рисунок 6 – Окно Отчёта об эффективности управляющих решений верфи 15

Положительный экономический эффект от разработки и внедрения АСУПР, главным образом, достигается за счёт оптимизации процессов управления производством. В рамках функционирования верфи экономи- ческий эффект достигается за счёт экономии финансовых и трудовых ре- сурсов, возникающей от снижения трудоёмкости при работе с производ- ственными рисками, снижения трудозатрат на документооборот, оптими- зации кадров верфи и т.д. Экономический эффект от создания и внедре- ния АСУПР, таким образом, можно определить известной формулой:
Э=Эр-Ен·К, (13) где Эр – годовая экономия; Ен – нормативный коэффициент эффективности капи- таловложений (Eн=0,15); К – капиталовложения, связанные с внедрением
АСУПР .
Капиталовложения на разработку и внедрение АСУПР определяются исходя из времени, затраченного на данные виды работ. В процессе оцен- ки затрат, возникающих при проектировании программного продукта, определяется время, затраченное на каждую операцию, включая разработ- ку технического задания, разработку алгоритма, написание программы, её отладку, оформление документов и т.д. Если оценивать время на проекти- рование и внедрение достаточно сложной автоматизированной системы управления, то в среднем оно составит 80-90 рабочих дней.
Расчёт экономии в результате повышения производительности труда пользователей выполнен с учётом сэкономленного в результате использо- вания АСУПР времени. Результаты расчёта прироста производительности труда представлены в табл. 4.
Т а б л и ц а 4 – Примерный список производимых пользователем операций No
п/п
1 2
3 4 5 6
Вид выполняемой пользо- вателем операции
Время на прове- дение операции до внедрения АСУПР, мин.
Сэкономленное время после внедрения АСУПР, мин.
Рост произво- дительности труда Рi (в %)
Ввод исходных данных 30
Оценка значимости произ- водственного риска Разработка корректирую- щих мероприятий Оформление карты произ- водственного риска Определение управляю- щих решений Подготовка отчётов по итогам работы
20 200 50 40 400
40 20 100 40 30 300 40 20 100 50 40 400
16

Расчёты показали, что применение АСУПР (разработанной группой специалистов из 4 чел.) на крупном судостроительном предприятии с чис- ленностью руководителей и инженерно-технических работников, задей- ствованных в функционировании системы управления рисками и приня- тия решений, около 100 человек, позволяет достичь годовой экономии на сокращении эксплуатационных расходов 1,7 млн. руб. Экономия от по- вышения производительности труда составит порядка 10,0 млн. руб. Даже если учесть капитальные затраты на разработку и внедрение автоматизи- рованной СУПР в размере 0,52 млн. руб., экономический эффект составит более 11,0 млн. руб.
Внедрение АСУПР значительно снижает трудоёмкость работ, связан- ных с управлением производственными рисками и в целом является эф- фективной системой управления производством на всех этапах жизненно- го цикла продукции судостроения.
Определяя экономический эффект от внедрения АСУПР, необходимо учитывать саму суть и назначение этой системы, так как возникающие производственные риски, несвоевременно выявленные и оценённые, мо- гут привести к нарушению сроков поставки или к снижению качества продукции, что в рамках действующего контракта может привести к зна- чительным финансовым потерям. Эти потери могут превышать все расхо- ды на проектирование, внедрение и эксплуатацию АСУПР. Например, при стоимости постройки современного нефтеналивного судна класса «река- море» в среднем 8…12 млрд. руб., и пени за один день просроченного кон- тракта 0,1%, своевременно не определённый и не снивелированный про- изводственный риск может привести к потерям ≈10,0 млн. руб./день.
Таким образом, проектирование и внедрение на верфи АСУПР не только значительно упрощает процесс управления производственными рисками, даёт возможность оперативно проверить обоснованность приня- тых ранее или принимаемых на данный момент решений с точки зрения возникновения производственных рисков, значительно экономя трудовые и временные ресурсы, но и является исключительно выгодным для верфи с экономической точки зрения решением.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
Основные результаты работы сводятся к следующему:
1. В рамках анализа современных методов управления производ- ственными рисками разработаны и алгоритмизированы научно обосно- ванные подходы к решению задачи увеличения результативности и объ- ективности принимаемых решений и повышения конкурентоспособности верфей.
2. Создана методика количественной оценки производственных рис- ков и эффективности принимаемых решений, позволяющая сократить
временные затраты на принятие управляющих решений, повысить уро- вень объективности принимаемых решений.
3. Разработан алгоритм функционирования системы управления про- изводственными рисками, где описан весь процесс управления рисками от определения производственного риска до мониторинга функционирова- ния системы и определения эффективности.
4. Для реализации данного алгоритма разработана компьютерная про- грамма поддержки принятия решений, которую можно рассматривать как основу АСУПР верфи, и использовать лицам, принимающим управляю- щие решения. С её помощью может быть реализован сложный комплекс системы управления производственными рисками верфи, назначением которого, в свою очередь, является реализация нового подхода к управле- нию качеством на судостроительном предприятии в рамках концепции цифровой трансформации верфи.
5. Выполнена прогнозная оценка экономического эффекта от приме- нения АСУПР, которая составляет ≈11,0 млн. руб.

В современных условиях судостроительная верфь должна непрерывно под-
держивать свою конкурентоспособность на рынке судостроительных услуг. В
настоящее время перед отечественным судостроением стоят сложнейшие задачи,
связанные как с дальнейшей модернизацией отрасли, так и с обеспечением выхо-
да продукции отечественного судостроения на внутренние и внешние рынки.
В свете этих задач, обеспечения устойчивого развития при стратегическом
планировании долгосрочной деятельности судостроительных предприятий стано-
вится задачей номер один.
Для этого необходимо, непрерывно анализируя требования потребителей и
поддерживая производственные процессы в управляемом состоянии, стремиться к
повышению качества продукции и к совершенствованию производства.
Судостроительные предприятия сталкиваются с внутренними и внешними
факторами и воздействиями на всех этапах жизненного цикла продукции (от мо-
мента выявления потребностей до утилизации продукции), которые порождают
неопределённость в отношении того, достигнут ли они своих целей, и когда. Вли-
яние такой неопределённости на цели предприятия и представляет собой риск [1].
Управление производственными рисками является эффективным инструментом
для достижения этих целей.
Новейшие управляющие системы на предприятиях могут обеспечить гло-
бальный контроль. Но для обеспечения эффективной работы этих систем необхо-
дима комплексная автоматизации с применением актуальных информационных
технологий. Автоматизация должна включать новые общеметодологические под-
ходы к анализу производственных рисков и управлению ими. Но обзор современ-
ных средств показывает, что применяемые существующие методы анализа не
учитывают ряд существенных для мелкосерийных производств, таких как судо-
строение, факторов, например, уникальные проектно-конструкторские решения,
вероятность простоя оборудования предприятия, непроизводственные задержки,
объёмы незавершённого производства и т.п. [1]. Эти факторы могут снизить эф-
фективность системы управления рисками, поэтому актуальной становится задача
совершенствования методологических подходов к автоматизации процесса
управления рисками, особенно в рамках процесса внедрения и развития цифровой
экономики в нашей стране.
В условиях функционирования судостроительного предприятия управление
производственными рисками должно основываться на концепции приемлемости
риска, то есть на возможности воздействия на уровень риска, доведения его до
приемлемого значения и поддержания этого уровня в допустимых пределах. Оче-
видно, что система управления производственными рисками на верфи, как любая
человеко-машинная система, должна состоять из объекта и субъекта управления.
В качестве управляемого объекта могут выступать: само предприятие, принятые
на нём технологические процессы и информационные потоки, рабочие и служа-
щие судостроительного предприятия и т.д. Управляемой переменной является
расчётная величина, то есть уровень значимости риска. Управляющие процедуры
разрабатываются субъектом управления, в качестве которого на верфи может вы-
ступать специализированное структурное подразделение или же экспертная ко-
миссия из собственных и(или) приглашённых специалистов. Субъект управления,
анализируя поступающую исходную информацию о состояния производства и
используя известные методы управления риском, разрабатывает мероприятия,
направленные на снижение уровня производственного риска или поддержание его
в допустимых пределах [2, 3].
Различные проблемы управления рисками рассматривали такие зарубежные
авторы: Джемени В., Кансал Р.К., Мархавилас П.К., Озкот М., Халадж М., Макуи
А. и др. [4–17].
Вопросов анализа и управления рисками, их автоматизации касались в сво-
их исследованиях российские авторы: Васин С.М., Шутов В.С., Воронцовский
А.В., Радионов А.В., Гурнович Т.Г., Евстафьев И.Н. и др [18–22].
Хотя в последние годы отечественные исследователи стали всё чаще обра-
щать внимание на вопросы оценки и управления рисками на предприятии, можно
отметить малую изученность вопросов повышения качества продукции посред-
ством управления производственными рисками. Исходя из этого, складывается
актуальность выбранной темы, определены цель и задачи диссертации, а также
основные направления работы.
Цель данной работы заключается в разработке автоматизированной системы
управления производственными рисками на судоверфях, с целью повышения ка-
чества выпускаемой продукции, инвестиционной привлекательности и достиже-
ния конкурентного преимущества отечественных верфей на основе оценки произ-
водственных рисков на этапах жизненного цикла продукции, управления этими
рисками и принятия эффективных управляющих решений.
Чтобы достигнуть цель исследования, требуется решить ряд задач:
1. изучить влияние производственных рисков верфи на качество продук-
ции судостроения;
2. обосновать перспективы повышения качества продукции и конкуренто-
способности судостроительных верфей на основе анализа жизненного цикла про-
дукции посредством применения методов оценки производственных рисков;
3. разработать методику количественной оценки производственных рис-
ков;
4. разработать единый алгоритм эффективного управления производствен-
ными рисками на этапах жизненного цикла продукции судоверфей и влияния это-
го управления на качество готовой продукции.
5. разработать автоматизированную систему управления производствен-
ными рисками и поддержки принятия управляющих решений.

Актуальные системы поддержки принятия решений, в основе которых ле-
жат процедуры управления производственными рисками, использующие управ-
ляющие интеллектуальные системы и системы управления хранилищами данных,
представляют собой системный инструментарий, оптимально подходящий и вос-
требованный для обеспечения правильности принятия управляющих решений.
Система управления производственными рисками верфи может использоваться
как интеллектуальная база поддержки принятия решений, практически охватыва-
ющая весь жизненный цикл продукции судоверфей. Деятельность СУПР основано
на анализе связей между результатами принимаемых управляющих решений и
рисками наступления различных последствий. В рамках концепции цифровой
трансформации судостроительных предприятий управление производственными
рисками должно основываться на приемлемости риска, то есть на возможности
воздействия на уровень риска, доведения его до приемлемого значения и поддер-
жания этого уровня в допустимых пределах.
Но обеспечения эффективной работы СУПР требует комплексной автомати-
зации с применением актуальных информационных технологий. Автоматизация
СУПР должна поддерживать функционирование общеметодологические подходы
к анализу производственных рисков и управлению ими.
Итогом работы является программный продукт автоматизации СУПР. Дан-
ный программный продукт реализует разработанный алгоритм функционирова-
ния СУПР судоверфи, который основан на количественной оценке прогнозируе-
мых производственных рисков и оценке результативности принимаемых на про-
изводстве решений по управлению рисками. Данная программа даёт возможность
руководству верфи в автоматическом режиме проверить обоснованность приня-
тых в прошлом решений или только запланированных организационных и техно-
логических решений. При этом, АСУПР значительно экономит трудовые и вре-
менные ресурсы, минимизирует воздействие человека на систему, тем самым, по-
вышает объективность в принятии решений.
АСУПР в полной мере поддерживает переход судоверфи к цифровой
трансформации предприятий судостроительного комплекса [116], характеризует-
ся гибкостью и универсальностью при интеграции с другими автоматизирован-
ными системами.
Основные результаты работы сводятся к следующему:
1. В рамках анализа современных методов управления производственными
рисками разработаны и алгоритмизированы научно обоснованные подходы к ре-
шению задачи увеличения результативности и объективности принимаемых ре-
шений и повышения конкурентоспособности судоверфей.
2. Создана методика количественной оценки производственных рисков и
эффективности принимаемых решений, позволяющая уменьшить время на приня-
тие управляющих решений, повысить уровень объективности принимаемых ре-
шений.
3. Разработан алгоритм функционирования системы управления производ-
ственными рисками, где описан весь процесс управления рисками от определения
производственного риска до мониторинга функционирования системы и опреде-
ления эффективности.
4. Для реализации данного алгоритма разработана компьютерная програм-
ма поддержки принятия решений, которую, в свою очередь, можно рассматривать
как автоматизированную систему управления производственными рисками судо-
верфи, и использовать лицам, принимающим управляющие решения. С её помо-
щью может быть реализован сложный комплекс системы управления производ-
ственными рисками верфи, назначением которого, в свою очередь, является реа-
лизация нового подхода к управлению качеством на судостроительном предприя-
тии в рамках концепции цифровой трансформации верфи.
5. Выполнена прогнозная оценка экономического эффекта от применения
компьютерной программы, которая составляет 137500 €.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые предложено рассчитать эффективность принимаемых при
управлении производственными рисками решений.
2. Учитывая особенности отечественного судостроения, впервые на прак-
тике описаны зависимости между управляющими решениями и откликами произ-
водственной системы на них.
3. Впервые предложена и научно обоснована методика количественной
оценки производственных рисков, возникающих на судостроительных верфях, и
поддержки принятия решений, формализованная в виде алгоритма СУПР и ком-
пьютерной программы.
Практическая значимость результатов исследований заключается в со-
здании программного продукта, позволяющего:
– совершенствовать процедуры, связанные с управлением производствен-
ными рисками и производством в целом;
– количественно оценивать обоснованность принимаемых управляющих
решений, направленных на устранение или снижение производственных рисков, с
точки зрения их эффективности;
– повышать качество выпускаемой продукции и конкурентоспособность
верфи.
Внедрение результатов исследований производилось на базе АО «Окская
судоверфь» (г. Навашино), ПАО «Завод «Красное Сормово», НАО «Гидромаш»,
АО «СИБУР-Нефтехим». В практику работы перечисленных предприятий внед-
рена демонстрационная версия компьютерной программы «Оценка эффективно-
сти решений при подготовке производства» и её элементы. В ССЦ АО «Окская
судоверфь» проведено тестирование с участием автора разработанной компью-
терной программы для количественной оценки эффективности принимаемых ре-
шений.
Достоверность научных результатов обеспечена использованием научных
методов исследований, теории автоматического управления, принципов и прие-
мов теории вероятности и математической статистики, теории экспертных групп.
Теоретические исследования проводились с применением методов теории приня-
тия решений, экспериментальные – с применением методов математического мо-
делирования. Обработка результатов осуществлялась с применением методов ма-
тематического анализа.
Практическая ценность работы состоит в возможности повышения эф-
фективности принимаемых управляющих решений посредством автоматизации,
что позволит сократить производственные издержки судоверфи в целом.
Апробация. Основные положения и результаты работы докладывались и
обсуждались на научно-технических конференциях ФГБОУ ВО «ВГУВТ», науч-
но-практических конференциях студентов и аспирантов в ФГБОУ ВО «ГУМРФ
имени адмирала С. О. Макарова», на международном научно- практическом фо-
руме «Великие Реки», XX Международной научно-практической конференции
МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении».
Личный вклад автора. В диссертации изложены результаты исследований,
полученные автором самостоятельно, а также совместно с научным руководите-
лем д.т.н. Е. Г. Бурмистровым. При этом автору принадлежат: выбор методологии
проведения теоретических и экспериментальных исследований; разработка мате-
матических моделей; разработка алгоритма СУПР; реализация алгоритма в про-
граммный продукт.
Публикации. Список публикаций по теме исследований включает 10 ста-
тей, в том числе 1 статью в журнале, входящем в МБЦ Web of Sciеnce, 3 – в жур-
налах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ и 1 Сви-
детельство о государственной регистрации программы для ЭВМ (№ 2019665660).
Основные результаты и положения, выносимые на защиту:
1. Универсальная методика оценки производственных рисков и управляю-
щих решений.
2. Алгоритм функционирования системы управления производственными
рисками и поддержки принятия решений.
3. Автоматизированная система управления производственными рисками и
поддержки принятия решений.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из 4 глав, введения, заклю-
чения, библиографического списка. Объём основного текста составляет 118 стра-
ниц, в том числе 11 таблиц и 23 рисунка.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Автоматизация поддержки принятия решений при управлении производственными рисками на судостроительном предприятии»

    Публикации автора в научных журналах

    Алгоритмическая структура системы управления производственными рисками верфи
    О.А. Паутова, Е.Г. Бурмистров, И.Н. Лучков, В.И. Любимов // Морские интеллектуальные технологии. – 2– No2–4(42). – С. 68
    Программный продукт, реализующий алгоритм управления производственными рисками верфи
    О.А. Паутова, Е.Г. Бур- мистров // Речной транспорт (XXI век). – 2– No 2(94). – С. 49–Паутова О.А. Методика управления производственными рисками на предприятии / О.А. Паутова, И.Н. Лучков, Е.Г. Бурмистров // Судо- строение. – 2– No – С. 52
    Оценка производственных рисков как эффективный инструмент управления качеством на этапах жизненного цикла продукции судостроительного производства
    О.А. Паутова // Вестник Волжской гос- ударственной академии водного транспорта. – 2– No – С. 141
    Разработка концепции управления производственными рисками на основных этапах жизненного цикла продукции судостроения
    О.А. Паутова, И.Н. Лучков, Е.Г. Бурмистров // Проблемы ис-Паутова О.А. Построение имитационной модели производствен-ной системы верфи на основе дискретной схемы моделирования / О.А. Паутова, Е.Г. Бурмистров // Великие реки 2012: труды 14-го междунар.науч.-пром. форума. Т.1 / ВГАВТ.– Н. Новгород, 2– С. 302-18пользования и инновационного развития внутренних водных путей в бас- сейнах великих рек : материалы НМК ППС, аспирантов, специалистов и студентов : Труды МНПФ «Великие реки – 2016» ; ФГБОУ ВО «ННГА- СУ» ; ФГБОУ ВО «ВГУВТ». – 2– С. 12
    Автоматизированная система управления производственными рисками на судостроительном предприятии. Архитектура и основы функционирования
    О.А. Паутова, Т.А. Михеева, Е.Г. Бурмистров // Проблемы использования и инновационного развития внутренних вод- ных путей в бассейнах великих рек : материалы НМК ППС, аспирантов, специалистов и студентов : Труды МНПФ «Великие реки – 2018» ; ФГБОУ ВО «ВГУВТ». – 2– 152 с.Паутова О.А. Основные проблемы и задачи реализации автомати- зированной системы управления рисками на судоверфях / О.А. Паутова // Материалы IX межвузовской научно-практической конференции аспиран- тов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы раз- вития водного транспорта России» 23 мая 2018 года. – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2– С. 298
    Методика количественной оценки производственных рисков на этапах жизненного цикла продукции судоверфей. Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России. 17 мая 2017 года. Материалы VIII межвузовской научно-практической конференции аспирантов, студентов и курсантов – СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2– 624 с. Бурмистров Е.Г. Математическая формализация алгоритма поддержки принятия решений при технологической подготовке производства в рамках концепции цифровой трансформации верфи
    Е. Г. Бурмистров, О.А. Паутова, И.Н. Лучков, Е.П. Роннов // Материалы XX Международ- ной научно- практической конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Ин- формационные техно- логии в судостроении – 2019». – 10 июля 2019 года, Санкт-Петербург. – С. 51

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Развитие методов и алгоритмов теории подобия для систем управления
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
    Модели устройств защитного отключения в автоматизированных системах предотвращения пожаров электрооборудования промышленных предприятий Вьетнама
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»