Берлинские салоны как способ интеграции еврейских женщин в прусское общество на рубеже XVIII – XIX вв.

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Третьякова Мария Сергеевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ .…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛИ ХАСКАЛЫ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ
ПРОСВЕЩЕНИЯ……………………………………………………………… 45

§ 1. Eврейский вопрос в дискурсе Просвещения…………………………… 45

§ 2. Общественно-правовой статус прусских евреев во второй половине XVIII
в. ……………………………………………………………………………… 51
§ 3. Хаскала: между традицией и духом Просвещения …………………. 60
ГЛАВА 2. ЕВРЕЙСКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРУССИИ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. …………………………………………. 73

§ 1. Женский вопрос в дискурсе европейского Просвещения
…………………………………………………………………………. 73
§ 2. Система женского образования в Пруссии ………………………… 78
§ 3. Еврейское женское образование в Берлине ………………………….. 84
ГЛАВА 3. ЕВРЕЙСКИЕ САЛОНЫ В ФОКУСЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
ЖИЗНИ БЕРЛИНА НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX вв.
…………………………………………………………………………………. 96
§ 1. Общественная коммуникация и интеллектуальная культура Берлина
…………………………………………………………………………………. 96
§ 2. Еврейские женщины в светской жизни Берлина: самопрезентация и
взгляд современников ………………………………………………… 105

§ 3. Берлинский салон как форма коммуникации …………………….. 114
§ 4. Еврейские женщины и христианство: динамика новообращений в
Берлине на рубеже XVIII – XIX вв. …………………………………………. 129

ГЛАВА 4. ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В МИРЕ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX вв.
……………………………………………………………………………. 141
§ 1. Литературный рынок и «читательская лихорадка» в Германии …. 141
§ 2. Женское творчество в Германии ……………………………………. 145
§ 3. Еврейские женщины-авторы Берлина ……………………………… 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 164
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….. 168

Во введении обоснованы актуальность, научная новизна и
практическая значимость диссертационного исследования. Представлены
объект, предмет, структура, цель, задачи, источниковая база, историография
и методология исследования, его научная новизна, а также положения,
выносимые на защиту.
В рамках первой главы «Деятели Хаскалы в контексте идей
Просвещения» рассмотрена политика прусских монархов в отношении
евреев во второй половине XVIII в. Законодательство Фридриха II
отличалось жесткой регламентацией жизни и деятельности прусских евреев.
Меры, ограничивавшие их личные и экономические права, были направлены
на недопущение увеличения численности еврейского населения и защиту
христианскихкоммерсантовотеврейскойконкуренции.Некоторое
смягчение политики в отношении евреев, связанное с отменой наиболее
одиозных налогов и запретов, наблюдалось после смерти Фридриха II.
Также в первой главе был изучен еврейский вопрос в рамках дискурса
просветителей в XVII – XVIII вв. Принцип веротерпимости нашел свое
отражение в трудах Джона Локка, Джона Толанда, Вильгельма фон Дома.
ДжонТоландобосновалидеюобэкономическойцелесообразности
натурализации евреев. Вильгельм фон Дом считал необходимость наделения
евреевгражданскимиправамиспособом«исправления»пороков,
приписанных им христианами. «Эдикт о терпимости» императора Иосифа II
предоставил австрийским евреям широкий спектр образовательных и
профессиональных прав.
Деятели еврейского Просвещения – Хаскалы – выступили за
культурную интеграцию единоверцев в немецкое общество. Образовательная
программа просветителей была направлена на секуляризацию еврейского
образования и борьбу с массовой неграмотностью прусских евреев.
Обязательным пунктом школьной программы просветителей было изучение
немецкого языка.
Целью образовательной деятельности адептов Хаскалы являлось
усвоениеевреямиценностейинормгражданскогообщества,
пропагандируемыхевропейскимипросветителями,присохранении
еврейской идентичности. Популяризация еврейской истории и литературы на
иврите, недоступном большинству прусских евреев, была направлена на
возрождение их национального самосознания.
Втораяглава«Еврейскоеженскоеобразованиевконтексте
дидактической программы Просвещения в Пруссии во второй половине
XVIII в.» акцентирует внимание на изучении еврейского женского
образования в контексте развития педагогической мысли в Германии на
рубеже XVIII – XIX вв. В фокусе первого раздела главы – вопрос о правах и
обязанностях женщин как предмете общественных дискуссий во второй
половине XVIII в. Ряд защитников прав женщин – Жан Антуан Николя де
Кондорсе, Теодор фон Гиппель – выступали за наделение женщин широким
спектромполитических и гражданских прав и свобод. Умеренные
сторонники равноправия составляли большинство. Их главным требованием
было предоставление женщинам образовательных прав. Свою аргументацию
стороны основывали на естественно-правовой доктрине.
Позиция Ж.-Ж. Руссо, выступившего за сохранение традиционных
ролей мужчины и женщины, обусловила рост популярности домашнего
воспитания во второй половине XVIII в. Идеи французского просветителя
подхватили филантрописты. Одной из воспитательных задач была объявлена
необходимость поддержания традиционной гендерной иерархии общества.
Роль женщины сводилась к исполнению привычных «женских» обязанностей
жены, матери и рачительной хозяйки. Популярности идей филантропистов
способствовала нравоучительная литература, пользовавшаяся большим
спросом у читательской аудитории.
Светский образ жизни еврейской элиты Берлина – посещение театров,
деловая и дружеская коммуникация с немецкими интеллектуалами –
обусловилнеобходимостьусвоенияимикультурныхпрактик
немецкоязычного окружения. Женщины из семей еврейской элиты получали
домашнее светское образование. Педагоги из числа христиан обучали
девочек иностранным языкам, музыке, танцам и пр. Религиозное образование
евреек сводилось к заучиванию ряда молитв и обрядов на иврите.
Еврейские просветители предложили программу школьного обучения
еврейских девочек. Ее основу составили уроки религии и морали. Свои
педагогические измышления деятели Хаскалы основывали на учении
филантропистов.Конечнойцельюрелигиозноговоспитаниядевочек
являлось формирование знаний и навыков, необходимых для реализаций
традиционных женских обязанностей жены, матери и домохозяйки. Проект
введения начального школьного образования для еврейских девочек был
реализован в 1806 г.
Третья глава «Еврейские салоны в фокусе социокультурной жизни
Берлина на рубеже XVIII – XIX вв.» посвящена рассмотрению еврейских
салонов в фокусе социокультурной жизни Берлина рубежа XVIII – XIX вв.
Во второй половине XVIII в. в Германии наблюдался расцвет
культурной жизни. Одной из самых распространенных форм коммуникации
являлось читательское общество – объединение книголюбов со своим
уставом и количеством участников.
Духтолерантности,пропагандировавшийсяберлинскими
просветителями, способствовал становлению «смешанного общества» –
формысоциабельности,предполагавшейравноправныйдиалог
представителей знати, бюргеров, женщин и евреев.
Салоны Берлина рубежа XVIII – XIX вв. воплощали собой образец
«смешанного общества». Особенностью салона как формы социабельности
являлась открытость. Свободный доступ гарантировал посетителям полезные
знакомства. Имея литературную направленность, салоны притягивали
молодых авторов и способствовали распространению литературных новинок.
Салоннаякоммуникацияподдерживаласьпосредствомличного
общения и переписки. Обмен письмами являлся обязательным ритуалом
сохранения дружеских или романтических отношений. Коллективное
прочтение писем укрепляло атмосферу общности коммуникативной группы.
Салоны,хозяйкамикоторыхявлялисьженщиныеврейского
происхождения, пользовались большой популярностью. Скромные вечера за
чашкой чая, обещавшие непринужденность общения и интересные беседы в
гостях у образованных женщин из среды еврейской элиты, привлекали
государственных служащих, офицеров, артистов, литераторов.
Возрастной состав посетителей салонов – преимущественно, молодое
поколение–обусловилформированиеатмосферыинтеллектуальной
свободы. Культ Гете и романтические настроения, царившие в салонной
среде, подвергались критике блюстителей морали. Новые эстетические
каноны, вырабатывавшиеся йенскими романтиками Августом и Фридрихом
Шлегель,находилиподдержкувберлинскихсалонах.Требование
абсолютнойтворческойсвободы,продекларированноеромантиками,
воспринималась берлинскими просветителями и веймарскими классиками
как покушение на стройность формы и содержания художественного текста.
Усвоениееврейками культурных практик немецкого окружения
сопровождалось их отдалением от прирожденной идентичности. Способами
преодоления маргинальности положения являлись браки с христианами и
переход в одну из христианских конфессий. Отказ от иудаизма провоцировал
тяжелый разрыв с еврейским миром.
Четвертая глава «Еврейские женщины в мире немецкой литературы
на рубеже XVIII – XIX вв.» нацелена на изучение литературного творчества
еврейских женщин на рубеже XVIII – XIX вв. Во второй половине XVIII в.
наблюдается всплеск читательского интереса к литературе легкого жанра.
Одним из самых востребованных жанров становится эпистолярный роман.
Неограниченноепотреблениеразвлекательнойлитературымолодым
поколением являлось поводом для беспокойства протестантских теологов и
филантропистов. «Читательская лихорадка» провозглашалась психическим
заболеванием, отвлекавшим мужчин от ответственного отношения к
общественным делам, а женщин – от исполнения домашних обязанностей.
В последней трети XVIII в. наблюдалось увеличение числа женщин-
авторов на рынке литературы. Основным мотивом творческой деятельности
для женщин были материальные затруднения. Чуть реже в качестве причины
выступали авторские амбиции. Женщины пробовали свои силы в жанрах
сентиментального романа, воспитательной литературы, лирике и литературе
опутешествиях.Источникомзаработкаявляласьипереводческая
деятельность. Важным условием для продвижения произведения автора-
дилетанта была анонимность.
На рубеже XVIII – XIX вв. на литературном поприще появились
писательницы еврейского происхождения. Выход на немецкую читательскую
аудиторию обеспечивали связи с крупными литераторами – издателями и
писателями.Наусловияханонимности,еврейскиеженщины-авторы
публиковали романы, путевые очерки, критические эссе. Апелляция к имени
известного литературного деятеля использовалась в качестве стратегии
продвижения своего творчества на читательском рынке.
Анонимность работ еврейских авторов обеспечивала им некоторый
успех.Ориентиромдлялитературныхэкспериментовизбирались
канонические работы культовых авторов – Гете, Шиллера, Жана Поля
Рихтера и др. Источником вдохновения также являлся жизненный опыт
женщины-автора, выносившей на суд публики слухи, циркулировавшие в
салонных кругах.
В заключении подведены итоги исследования и представлены
основные выводы.
СалоннаякультураБерлина,формировавшаясяснизу,являлась
альтернативой практикам социабельности придворного общества. Супруги
немецких литераторов и дочери еврейских банкиров демонстрировали
наличие хороших манер и художественного вкуса, покровительствовали
талантливым авторам.
Еврейские салоны являлись воплощением стремления просвещенной
верхушки евреев к интеграции. Культурному обмену и размыванию
социальных барьеров способствовала царившая в салонах атмосфера
«смешанного общества», предполагавшая равноправный диалог между
участникамикоммуникации.Декларируемаяоткрытостьобеспечивала
свободный доступ для непривилегированных категорий населения –
бюргеров, евреев, женщин.
По итогам изучения вопросов, составивших структуру настоящего
исследования, были получены следующие выводы. Во-первых, различные
формы еврейско-немецкой социабельности, возникшие в Берлине во второй
половине XVIII в., способствовали медленной демаргинализации положения
еврейской элиты. «Смешанные общества» – интеллектуальные сообщества,
куда был открыт доступ для евреев – стали характерной чертой социальной
жизни Берлина на рубеже XVIII – XIX вв. Таким образом, немецкие
интеллектуалы выступили в роли агентов социализации для небольшой
прослойки еврейского населения прусской столицы.
Во-вторых, берлинские салоны выполняли роль социального лифта для
образованной публики, главным образом, для молодых литераторов
бюргерского происхождения и женщин с авторскими амбициями. Дружеские
и деловые контакты, завязывавшиеся в рамках салонов между акторами
коммуникации, перерастали в творческие союзы.
В-третьих, салоны наделяли женщин статусом субъекта равноправного
диалога, который подтачивал морально-этический фундамент общества
Старого порядка. Интенсивная коммуникация женщин и мужчин в рамках
салонов предполагала возникновение новых образцов поведения, которые
расценивались с точки зрения общепринятой морали как девиантные.
В-четвертых, берлинские салоны рубежа XVIII – XIX вв. предоставили
женщинам из среды еврейской элиты возможности для интеграции в мир
немецкой литературы. Салонные общества образовывали широкий круг
контактов, куда входили, главным образом, немецкие литераторы, искавшие
дополнительные возможности для продвижения своей продукции. В ходе
коммуникации с носителями немецкой литературной традиции еврейские
женщины оказывались вписанными в широкий контекст немецкоязычного
литературного сообщества.
В-пятых,стремлениекпреодолениюмаргинальногоположения
сопровождалось высокой социальной активностью женщин из среды
еврейской элиты Берлина рубежа XVIII – XIX вв. Адаптивными стратегиями
еврейских женщин были чтение немецкой литературы, посещение театров,
демонстрацияхорошихманер.Ещеоднимспособомпреодоления
маргинальности были браки с христианами и переход в христианство.

Эпоха Просвещения знаменовала собой культурный поворот в истории
Европы. Просвещенная идеология формировала новые типы общественной
коммуникации, объединявшие любителей знаний и истины1. Формами
социабельности, отвечавшими интересам интеллектуальной публики,
являлись тайные общества, читательские собрания, клубы и салоны.
Ю. Хабермас концептуализировал представление о салонах как о
способах коммуникации «политически непродуктивной» аристократии и
интеллектуалов незнатного происхождения, альтернативных практикам
социабельности придворного общества2. Салон – интеллектуальное
пространство на стыке частной, ограниченной семейным кругом, и
публичной сфер, обусловившее интеграцию «широких слоев буржуазии» в
публичное поле3. В структуре публичной сферы Хабермас выделил
«буржуазную публичность» – сферу профессиональной и интеллектуальной
реализации частных лиц, лишенных доступа к публичной, т. е.
государственной власти4.
Салонная культура, с присущими ей аристократичностью и вежеством,
зародилась во Франции в XVII в. Салон маркизы де Рамбуйе, по выражению
М. С. Неклюдовой, являлся нейтральной территорией, где обходительность и
умение поддержать беседу, а не происхождение и положение в обществе,
были главными критериями для подбора гостей5. Парижский салон XVII в. –
это «пространство интеллектуальной культуры, где свое мнение высказывали
профаны»6. Атмосфера «частной публичности», выводившая женщину за
Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007. С. 155.
2
Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно
буржуазного дворянства. М., 2016. С. 82.
3
Там же. С. 105.
4
Там же. С. 81.
5
Неклюдова М. С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. М., 2008. С. 25.
6
Стогова А. В. Салонная культура XVII века и женское творчество // Идеи и люди.
Интеллектуальная культура Европы в Новое время. М., 2014. С. 155.
пределы семейного круга, позволяла ей стать равноправной участницей
диалога7.
В XVIII в. влияние салонов на общественно-политическую жизнь
Франции выросло. Салон Луизы д’Эпине становится прибежищем
энциклопедистов. К великосветским дамам – мадам Граммон и мадам
Рошфор – стекалась политическая элита для обсуждения государственных
дел, а в гостях у супруги министра финансов Франции Жака Неккера
накануне революции бывали Кондорсе, Талейран и Сийес. Дочь супругов
Неккер, Анн-Луиз, известная как Луиза Жермена де Сталь, держала салон,
который посещали те же Сийес и Талейран в годы правления Директории8.
Немецкая придворная элита ориентировалась на куртуазную эстетику
французских салонов. Еще в годы правления Фридриха Вильгельма I его
супруга, София Доротея, собирала вокруг себя ценителей искусства в своем
дворце Монбижу9. Позже сестра Фридриха II, известного галломана, Амалия
прослыла большой поклонницей Баха. Открытый ею в Берлине кружок
почитателей творчества композитора принято считать предтечей
музыкальных салонов10. Резиденция герцогини Анны Амалии в Веймаре,
покровительствовавшей науке и искусству, стала центром притяжения
выдающихся ученых и литераторов.
Представители бюргерского11 сословия Германии – коммерсанты,
литераторы, педагоги – активно впитывали в себя идеи французских и
Неклюдова М. С. Искусство частной жизни… С. 69-70.
8
Lund H. Die ganze Welt auf ihrem Sopha. Frauen in europäischen Salons. Berlin, 2004. S. 62.
9
Wilhelmy-Dollinger P. Die Berliner Salons. Mit kulturhistorischen Spaziergängen. Berlin, New
York, 2000. S. 46.
10
Wilhelmy-Dollinger P. Die Berliner Salons… S. 47.
11
Необходимо обратиться к семантическому компоненту лексемы «бюргер». В своем
«Словаре немецкого языка» 1807 г. И. Кампе отмечал, что бюргер – представитель
«третьего сословия», закрытого для иных социальных общностей – дворян, духовенства и
крестьянства. См.: Campe J. H. Wörterbuch der deutschen Sprache. Braunschweig, 1807. Bd.

Одной из самых популярных форм организации интеллектуального
досуга в Берлине XVIII – XIX вв. являлись салоны. Салонная культура
Берлина, формировавшаяся снизу, являлась альтернативой практикам
социабельности придворного общества. Вместе с тем, галантность и
вежество, порожденные аристократической культурой Франции XVII в.,
оставались характерной чертой салонов Берлина рубежа XVIII – XIX вв.
Супруги немецких литераторов и дочери еврейских банкиров
демонстрировали наличие хороших манер и художественного вкуса,
покровительствовали талантливым авторам.
Еврейские салоны являлись воплощением стремления просвещенной
верхушки евреев к интеграции. Чтение модной европейской литературы,
посещение театров, интенсивное очное и заочное общение с христианами
являлись важнейшими адаптивными стратегиями представителей еврейской
финансовой и интеллектуальной элиты Берлина. Культурному обмену и
размыванию социальных барьеров способствовала царившая в салонах
атмосфера «смешанного общества», предполагавшая равноправный диалог
между участниками коммуникации. Декларируемые открытость и отсутствие
ограничений обеспечивали свободный доступ для непривилегированных
категорий населения – бюргеров, евреев, женщин.
На основе дополнительных сведений, почерпнутых из обширной
корреспонденции акторов салонной коммуникации, удалось
продемонстрировать, каким образом еврейские салоны были интегрированы
в социокультурную жизнь Берлина рубежа XVIII – XIX вв. Широкие
финансовые возможности еврейской элиты Берлина и любопытство
пробуждали интерес христиан к еврейским салонам. Официозы и
церемониалы, сопровождавшие жизнь прусского двора, толкали молодых
аристократов в непринужденную атмосферу берлинских салонов.
Прекрасное светское образование, полученное еврейками, делало из них
интересных собеседниц. Еврейские дома посещала довольно разнообразная
публика – чиновники, офицеры, молодые аристократы, литераторы,
театральная богема. Популярность еврейских салонов открывала для
именитых авторов возможности для распространения литературных новинок.
Деловые и дружеские контакты евреев с немецкой творческой элитой
снижали степень маргинальности их положения. Взаимовыгодный
культурный обмен позволил еврейским салонам занять видное место в
социокультурной жизни Берлина рубежа XVIII – XIX вв.
По итогам изучения вопросов, составивших структуру настоящего
исследования, были получены следующие выводы. Во-первых, различные
формы еврейско-немецкой социабельности, возникшие в Берлине во второй
половине XVIII в., способствовали медленной демаргинализации положения
еврейской элиты. «Смешанные общества» – интеллектуальные сообщества,
куда был открыт доступ для евреев – стали характерной чертой социальной
жизни Берлина на рубеже XVIII – XIX вв. Постепенное снятие барьеров для
такой коммуникации стало возможным благодаря трансформации взглядов
интеллектуальной элиты Берлина, придерживавшейся идей веротерпимости и
экономической целесообразности еврейской интеграции. Таким образом,
немецкие интеллектуалы выступили в роли агентов социализации для
небольшой прослойки еврейского населения прусской столицы.
Во-вторых, берлинские еврейские салоны являли собой образец частной
публичности – формы социабельности на стыке частной и публичной сфер.
Салоны выступали площадками для коммуникации представителей
социальных категорий, не наделенных привилегированным статусом в
социальной иерархии сословного общества. Этими категориями являлись
выходцы из бюргерского сословия – литераторы, коммерсанты, чиновники, а
также евреи и женщины. В отличие от обществ закрытого типа, со своим
уставом и регламентацией поведения, салоны представляли собой открытую
коммуникативную сеть, выполняющую роль социального лифта для
образованной публики, главным образом, для молодых литераторов
бюргерского происхождения и женщин с авторскими амбициями. Дружеские
и деловые контакты, завязывавшиеся в рамках салонов между акторами
коммуникации, перерастали в творческие союзы.
В-третьих, салоны наделяли женщин статусом субъекта равноправного
диалога, который подтачивал морально-этический фундамент общества
Старого порядка. Интенсивная коммуникация женщин и мужчин в рамках
салонов предполагала возникновение новых образцов поведения, которые
расценивались с точки зрения общепринятой морали как девиантные. Так,
религиозный философ Фридрих Шлейермахер, активный участник салонной
жизни Берлина, представил новое понимание социального взаимодействия.
Основываясь на опыте платонической любви к замужней Генриетте Герц,
Шлейермахер расширил привычное понимание феномена дружбы, включив в
него приятельские отношения между мужчиной и женщиной. Он же
предложил пересмотреть значение института брака, осудил практику
конвенциональных браков, не предполагавших согласия невесты.
В-четвертых, берлинские салоны рубежа XVIII – XIX вв. предоставили
женщинам из среды еврейской элиты возможности для интеграции в мир
немецкой литературы. Салонные общества образовывали широкий круг
контактов, куда входили, главным образом, немецкие литераторы, искавшие
дополнительные возможности для продвижения своей продукции. В ходе
коммуникации с носителями немецкой литературной традиции еврейские
женщины оказывались вписанными в широкий контекст немецкоязычного
литературного сообщества. Посредством регулярных практик очного
общения и обмена письмами с литераторами из своего ближайшего
окружения дилетантки еврейского происхождения усваивали навыки
литературной критики, оттачивая художественный вкус. Читательский
интерес к литературе сентиментального характера, наблюдавшийся на
рубеже XVIII – XIX вв., послужил дополнительным фактором
относительного успеха первых литературных опытов еврейских женщин-
авторов, ориентировавшихся на эстетику эпистолярного жанра.
В-пятых, стремление к преодолению маргинального положения
сопровождалось высокой социальной активностью женщин из среды
еврейской элиты Берлина рубежа XVIII – XIX вв. В ходе исследования были
выявлены адаптивные стратегии еврейских женщин, способствовавшие их
успешной интеграции в немецкое общество. Одной из таких стратегий была
высокая активность в деле организации досуга для посетителей-христиан.
Немецкие литераторы и артисты, искавшие своего читателя/зрителя,
находили радушный прием в домах состоятельных евреев. Хозяйки
еврейских салонов стремились соответствовать канонам европейской
образованности конца XVIII в. – демонстрировали утонченный
художественный вкус при выборе литературы, изъяснялись на нескольких
языках, следовали предписаниям галантности, свойственной
аристократической культуре Запада. Еще одним способом преодоления
маргинальности были браки с христианами и переход в христианство,
открывавшие дополнительные возможности для дальнейшей адаптации в
публичной сфере немецкого общества.
Остается добавить, что сближение еврейской и немецкой культур в
XIX в., характеризовавшееся ассимиляционными процессами, вывело на
арену немецкой культуры интеллектуалов еврейского происхождения,
значение которых трудно переоценить. Имена поэта Генриха Гейне,
композиторов Феликса Мендельсона и Джакомо Мейербера, мыслителей
Карла Маркса и Фердинанда Лассаля прочно вписаны в ткань германской
истории. Однако обширная еврейско-немецкая коммуникация, вершившаяся
в рамках салонов, в стенах университетов или на съездах Социал-
демократической партии Германии не смогла предотвратить трагический
финал, обернувшийся катастрофой европейского еврейства в XX в.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Берлинские салоны как способ интеграции еврейских женщин в прусское общество на рубеже XVIII – XIX вв.»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету