Биографический метод Ж.-П. Сартра
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ____________________________ 17
1.1. Семейная диспозиция и кризис идентичности____________________________ 23
1.2. Роль феноменологических исследований в формировании метода___________ 36
1.3. Проблема автобиографизма в «Дневниках странной войны»________________ 49
1.4. Социально-политические аспекты концепции «вовлечённости»_____________ 55
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИКИ БИОГРАФИРОВАНИЯ_______ __________ 64
2.1. Психоаналитические рецепции в биографии «Бодлер»__________ __________ 66
2.2. Инверсия буржуазной этики в биографии «Святой Жене. Комедиант и
мученик»______________________________________________________________ 82
2.3. Прогрессивно-регрессивный анализ как методологическая
основа биографии «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857»____________ 102
2.4. Логика и генезис сартровского метода__________________________________ 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________ 136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________ 144
Перваяглава«Интеллектуальнаябиография»содержитретроспективную
реконструкцию обстоятельств жизненного пути Жана-Поля Сартра, оказавших значимое
влияние на формирование его биографического метода. Основной принцип отбора архивного
материала, используемого в ходе данной реконструкции, задаёт сартровское понятие
ситуации, под которой понимается позиция субъекта «…в середине мира, определённая
отношением инструменталистской или враждебной реальностей, которые его окружают в
собственной фактичности»21. Иными словами, речь идёт о таких фрагментах биографического
описания, в которых присутствует явное противопоставление субъекта миру, и формируется
некая позиция последнего (политическая, этическая, эстетическая, религиозная и т.п.),
направленная на преодоление исходного противоречия.
В ходе исследования выделяется четыре пороговых ситуации, оказавших наиболее
заметное влияние на становление сартровского биографического метода: 1) семейная
ситуация,2) ситуацияпрофессионализации,3) ситуациявойныи4) ситуация
ангажированности. Приведённые маркеры служат для чисто условного обозначения
соответствующих периодов сартровской биографии, оформленных в виде соответствующих
биографических сюжетов. Каждый из указанных сюжетов рассмотрен в соответствующем
параграфе.
Первый параграф «Истоки биографического метода в семейной ситуации»
построен на сопоставлении двух линий анализа – биографической и автобиографической. С
одной стороны, рассматривается творческая репрезентация философа, представленная в
автобиографическойповести«Слова».Сдругой—приводятсямалоизвестные
биографические факты о семье будущего философа и ранних годах его жизни,
заимствованные из работ такого известного биографа Сартра, как Коэн Солаль.
Последовательное сопоставление биографической и автобиографической линий позволило
выявить ряд образов и тем, сыгравших значимую роль в формировании сартровского
биографического метода. Так, сравнение образа Отца будущего писателя, представленного им
в «Словах», с документальными биографическими свидетельствами о Жане Батисте Сартре,
позволило выделить в качестве значимого теоретического конструкта тему отсутствующего
отца.
С
а
Аналогичная параллельная реконструкция отношений автобиографического и
биографического героя с матерью позволила зафиксировать и описать конфигурацию
характерного кризиса идентичности, вызванного крушением «симбиотического» союза Мать–
Ребёнок. Реконструкция отношений юного Сартра с отчимом, Жозефом Манси, в свою
очередь, позволила указать истоки условно «нонконформистской» линии его биографических
работ, в которых императив формального порядка в рамках иерархических отношений
противопоставляется«нигилистическому»,«анархическому»и«внесистемному»
политическому позиционированию, основанному на примате творческой свободы.
Завершает обзор семейной ситуации анализ отношений Сартра с его дедом, Шарлем
Швейцером. Этот, несомненно, ключевой для становления Сартра персонаж, во многом
ответственный за формирование выраженно гуманистической этической установки,
рассматривается в контексте характерной телеологичности сартровского биографического
метода.Входереконструкцииобнаруживаетсятеснаявзаимосвязьсартровского
философского перспективизма с ценностями, привитыми дедом в ходе воспитания в духе
протестантской педагогики.
Во втором параграфе «Роль феноменологических исследований в формировании
метода» акцент был сделан на феноменологических штудиях Сартра в период его учёбы в
Эколь Нормаль. Небольшой историко-философский экскурс показал, как увлечение
французского философа феноменологией Гуссерля позволило ему преодолеть, с одной
стороны, недостаточность бергсонианства, с другой — ограниченность классического
позитивизма. На базе феноменологического метода Сартром была разработана авторская
теория воображения, изложенная в его ранних философских эссе. Анализ содержимого
данных работ позволил выделить ряд понятий и концепций, в значительной мере
определивших специфику биографического метода, таких как «магическое сознание»,
«активная пассивность», «нехватка бытия» и пр. Само воображение в Сартровской теории
имеет амбивалентный характер: с одной стороны, оно отрицает действительность в пользу
эфемерной образной реальности, с другой — детерминировано собственными законами,
представляющими сугубо человеческуюальтернативу законам природы, имеющим
универсальный характер. В свою очередь, феноменологическая теория эмоций, изложенная
Сартром в эссе «Набросок к теории эмоций», рассматривается в тесной связи с его ранней
теорией воображения. Отмечается, что объединяет их не только феноменологический подход
к исследованию модусов сознания, выходящих за рамки традиционных представлений о
сугубо рациональной деятельности, но также утверждение их амбивалентного характера,
совмещающего внешнюю пассивность с внутренней активностью. В дальнейшем именно
концепция«активнойпассивности»используетсяСартромвкачествеосновного
объяснительного средства в ходе анализа конкретных творческих проектов, во многом
определяя специфику сартровского похода к реконструкции мотивации своих персонажей.
В третьем параграфе «Проблема автобиографизма в “Дневниках странной
войны”» рассматриваются условия формирования особой прагматики и стилистики
сартровского биографического письма. В качестве основного рабочего материала выступают
так называемые «Дневники странной войны» — серия дневниковых записей, сделанных
Сартром во время его пребывания на фронте в ходе военной эскалации между Францией и
Германией в 1939–1940 гг.
Принимая в расчёт довоенную установку Сартра в отношении дневниковых записей,
преимущественно негативную и критическую, реконструкция обнаружила своего рода
поворот к проблеме автобиографии, имевший место в процессе фиксации и осмысления
Сартром собственного военного опыта. В качестве характерной особенности данного
поворота можно указать постепенное смешение практики чистого свидетельства (установка
репортёра) с исповедальными и аналитическими практиками (установка биографа), в
результате чего сформировался особый синтетический стиль письма, легший в основу
сартровской биографической прозы. Характерной особенностью этого стиля является
комбинация различных методов философского анализа, таких как феноменологическая
психология, экзистенциальный психоанализ, марксистская социология и философская
герменевтика, понятия которых активно привлекаются для решения частных задач
биографического исследования. Материалом для экспериментов с различными философскими
методами служат собственные воспоминания Сартра.
Учитываяисключительнуюважностьсартровскийвоенныхдневниковпри
формировании биографического метода, особый акцент сделан на развиваемой в них
концепции отрицающего сознания. Обнаружено, с одной стороны, значительное влияние на
формирование сартровского «негативизма» понятия отрицания у Гегеля в интерпретации
Александра Кожева, с другой — обнаружена его взаимосвязь с упомянутой выше темой
отсутствующего отца.
Вчетвертомпараграфе«Социально-политическиеаспектыконцепции
“вовлеченности”» представлен краткий обзор социальной биографии Сартра в послевоенные
годы; особенное внимание уделено генезису политических воззрений французского
философа, оказавших влияние на специфику его подхода к анализу биографического
материала. В частности, отмечается идеологическое сближение писателя с французскими и
советскими марксистами, произошедшее во второй половине 50-х — начале 60-х гг. и
выразившеесявамбивалентномстатусе«попутчикакоммунистическомпартии».
Рассматривается специфика сартровской интерпретации марксистской политической
философии, а также критика его проекта экзистенциальной ревизии марксизма со стороны
советских теоретиков, в частности, М.К. Мамардашвили. Особое внимание уделяется
сартровскому пониманию марксистской концепции Революции: отмечается иррациональный
характер сартровской веры в торжество Революции, имеющей явные переклички с
христианским эсхатологизмом. В целом, сартровская философия истории носит отчётливый
квазирелигиозный характер, с одной стороны, будучи построенной на основаниях
традиционного христианского гуманизма (в его протестантской версии), с другой —
воспроизводя установку всеобщего духовного обновления, присущую радикальным
революционным идеологиям марксистского толка. Отмечается, что, благодаря влиянию
марксизма, в послевоенный период биографический метод Сартра обретает отчётливое
социально-политическое измерение, расширяя первоначальную задачу реконструкции
условий становления индивидуального творческого проекта до раскрытия смысла самой
человеческой Истории через прояснение многоаспектной логики существования отдельного
человека.
В главе 2 «Принципы и техники биографирования» рассматриваются биографии
известных французских писателей: Шарля Бодлера, Жана Жене и Гюстава Флобера,
написанные Сартром в разные периоды его жизни. В ходе обзора данных биографических
исследований особое внимание уделяется ключевым темам, выявленным в результате анализа
сартровской интеллектуальной биографии, рассматриваются способы имплементации
значимых философских концепций к архивному материалу, включающему в себя как
документальные свидетельства, так и художественные произведения. Основная цель данного
обзора — выявить общие методологические принципы, лежащие в основе отдельных
авторских техник и приёмов биографического анализа.Последовательное рассмотрение
указанных работ в хронологическом порядке позволило представить сартровский
биографический метод как динамическую систему толкования, включающую на разных
этапах своего развития различные биографические техники и методы, в том числе сугубо
авторские.
В первом параграфе «Психоаналитические рецепции в биографии “Бодлер”»
рассматриваютсяключевыеособенностисартровскогопроектаэкзистенциального
психоанализа и способы его имплементации к творческой биографии Шарля Бодлера.
Спецификаэкзистенциальногопсихоанализапроясняетсячерезсопоставлениес
классическимпсихоанализомЗ. Фрейда,черезвыяснениеразличиймежду
«экзистенциальной» и «эмпирической» установками. Сознательный отказ Сартра от
«натуралистического» подхода, свойственного классическому психоанализу, попытка
выстраивать анализ с опорой на феноменологические процедуры, с одной стороны, и
архивный материал, с другой, привели к полному исключению из сартровской версии
психоанализа целого ряда значимых понятий, таких как «бессознательное», «сублимация»,
«эдипов комплекс», и введению новых: «ложная вера», «фундаментальный проект»,
«теологический комплекс».
Биография Шарля Бодлера, написанная Сартром в годы войны, рассматривается в
качестве первого примерапрактической реализациипринципов экзистенциального
психоанализа. Частично экспериментальный характер этой работы позволяет выявить как
преимущества, так и недостатки упомянутого метода. К первым можно причислить отказ от
строгойхронологическойпоследовательностиприреконструкциибиографического
материала: сартровское повествование строится вокруг ограниченного набора тем,
проходящих рефреном через рассматриваемый биографический материал: различные
сочетания и переклички тем и образов обнаруживают скрытую взаимосвязь между разными
частями авторского архива — как документального, так и творческого. Несмотря на
некоторую калейдоскопичность биографической реконструкции, автору удаётся создать
целостное представление о творческом проекте Бодлера, благодаря ярко выраженной
телеологичности своего подхода, отдающего предпочтение выявлению скорее мотивов тех
или иных действий, нежели причин, которыми они обусловлены. К недостаткам можно
причислить активное использование Сартром терминологии, заимствованной из психиатрии
и клинической психологии (он активно использует термины «мазохизм», «садизм»,
«нарциссизм»,«некрофилия» ипр.)безмалейшейопорынаопытныеданные
соответствующих практических дисциплин. Так, отказ от натуралистической перспективы
при рассмотрении очевидных сексуальных перверсий, вроде выраженного мазохизма Бодлера,
приводит Сартра к констатации, что мазохизм является неотъемлемой частью творческого
проекта французского поэта.
Входерассмотрениясодержательнойчастисартровскойбиографической
реконструкции выделяется ряд ключевых сюжетов, выявленных уже в первой главе данного
исследования, таких как кризис интерсубъективных отношений в рамках первичного союза
Мать–Ребёнок. По мнению Сартра, конфигурация, которую эти отношения принимают в
результате кризиса, определяет логику развития всего творческого проекта «Бодлер», и смысл
последнего может быть в полной мере понят только в перспективе интерсубъективных
отношений.НапримереБодлерарассматриваетсяключевоезначениекатегории
сексуальности в сартровском биографическом анализе, а также взаимосвязь творческого
целеполагания с танатологическими мотивами — обнаруживаются неявные переклички с
психоаналитическими концепциями влечения к смерти (З. Фрейд) и некрофильского
характера (Э. Фромм).
Второй параграф «Инверсия буржуазной этики в биографии “Святой Жене.
Комедиант и мученик”» посвящён разбору одного из самых концептуально насыщенных
биографических исследований Сартра. Анализ этого произведения имеет целью, во-первых,
фиксацию устойчивых элементов, роднящих его с «Бодлером», во-вторых, выявление
значимых тенденций развития сартровского биографического метода. Обзор показывает, что
в «Святом Жене» сохранилась исходная установка экзистенциального психоанализа
рассматривать биографический материал в перспективе некого фундаментального проекта.
Несмотря на явный дефицит архивного материала, в биографической реконструкции вновь
присутствует тема кризиса симбиотического союза ребёнка и матери, определяя общий
характер интерсубъективных отношений взрослого Жене со своими окружением. Анализ
исходной травмы и способов её компенсации в процессе формирования первичной
идентичности рассматривается как устойчивый элемент сартровского метода. В ходе
рассмотрения логики первоначального выбора Жене собственного «призвания» — быть
Вором — удаётся выявить важное нововведение сартровского анализа, представляющего
развитие творческого проекта в виде серии идентичностей, представленных в законченных
символических образах (в случае Жене — Вора, Святого, Эстета, Писателя), переход между
которыми осуществляется посредством так называемых «метаморфоз». Особое внимание
уделено образу Святого, представляющему собой религиозный аналог нонконформистской
идентичности Вора. Сартровская концепция «тёмной святости» — альтернативной
социальной стратегии, представляющей собой своего рода инверсию христианского культа
святости, позволяет обнаружить расширение биографического метода за счёт включения в
него социального анализа. Профессиональное становление писателя рассматривается Сартром
не только в контексте его взаимодействия с ближайшим окружением и ввиду разрешения
собственных жизненных ситуаций: осуществляется попытка увидеть серию личных выборов
Жене через призму социальных отношений и проблем, присущих его времени. Активное
использование марксистской социальной критики позволяет Сартру выйти за рамки
реконструкциичастнойэстетическойпозициииувидетьвзаимообусловленность
арестантской этики и ценностей буржуазного общества.
В третьем параграфе «Прогрессивно-регрессивный анализ как методологическая
основа биографии “Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857”» основной акцент
делается на способах имплементации авторского метода социально-исторического анализа к
биографическому материалу. Прослеживается взаимосвязь между политической философией
Сартра, в частности, экзистенциальной интерпретацией марксизма, изложенной им в
«Критике диалектического разума» (1960), и новыми тенденциями, характерными для
биографии Флобера, в которой жизнь писателя рассматривается не сама по себе, а в качестве
своего рода символа эпохи. Особое внимание уделяется специфике прогрессивно-
регрессивного метода, ставшего основным новшеством этой работы. Представляя собой
своего рода челночное движение от анализа исходных условий и обстоятельств конкретной
жизненной ситуации к выявлению её смысла и значения в перспективе общечеловеческого
«тотализирующего проекта», прогрессивно-регрессивный метод задаёт способ организации
биографического материала в этой работе. Суть метода состоит в постоянном чередовании
анализа конкретных фактов писательской биографии, с одной стороны (регрессивное
движение), и символических представлений рассматриваемых жизненных ситуаций в
произведениях писателя (прогрессивное движение), с другой. Отмечено фактическое
совпадение логики упомянутого регрессивного движения с ранее описанной логикой анализа
условийформированияфундаментальногопроекта,предполагающейдетальную
реконструкциювнутрисемейныхотношенийиобнаружениеисходнойтравмы,
инициирующей ситуацию первичного выбора. Несмотря на значительное повышение
нюансировки анализа семейных отношений, используемые Сартром приёмы остались теми
же: в основе анализа всё тот же первичный треугольник «Отец–Мать–Ребёнок», причём
акцент делается на линии отношений Ребёнка и Матери, фигура Отца, как и прежде, остаётся
на втором плане. В то же время усилилась линия, связанная с упомянутой ранее концепцией
активной пассивности, и связанная с ней линия своего рода диалектики мужского и женского
в творческой идентичности, намеченная уже в «Святом Жене». Кроме того, получила развитие
введённая в предыдущей биографии схема представления генезиса творческого проекта в виде
последовательной череды символических образов.
В биографии Флобера в качестве ключевых образов выделяется фигура семейного
Идиота и юношеский образ Мальчика. Последний служит в качестве иллюстрации того, как в
сартровских биографиях реализуется первичный выбор героя: как из глубокого ресентимента,
вызванного острой нехваткой материнской нежности, возникает гротескный образ Мальчика,
ставший символическим разрешением первоначального выбора между смертью и
литературой. Подробный анализ сартровской реконструкции «флоберовского невроза»,
нарушившего мерное течение провинциальной жизни в подчинении властного pater familias и
воспротивившегося воле последнего ради литературной карьеры, позволил отметить важное
нововведение, характерное для позднего Сартра, а именно его концепцию «невротической
литературы». Хотя сама тенденция рассматривать творческие биографии как примеры
успешной сублимации невротических проявлений отнюдь не нова, в особенности, в рамках
психоаналитической традиции, сартровский подход, сочетающий в себе множество
различных методов анализа, предлагает любопытную междисциплинарную альтернативу
традиционным методам исследования психопатологий.
В заключительном параграфе «Логика и генезис сартровского метода» подводятся
итоги всего исследования: выделяются ключевые понятия сартровского биографизма, такие
как «ситуация», «фундаментальный проект», «нехватка бытия», «первоначальный выбор»,
«активная пассивность», «ложная вера» и пр. Приводится общая схема сартровского анализа,
в центре которой оказывается понятие исходной травмы и первоначального выбора,
направленного на её преодоление. Генезис творческой идентичности описывается как череда
законченных образов себя, каждый из которых представляет собой своего рода масочный
архетип, позволяющий представлять себя в качестве Другого. Объясняется значение
метафоры смерти в сартровских биографических работах: смерть предстаёт в них как
виртуальный фокус игры означающих, стремящихся к абсолютной законченности
биографического высказывания, но никогда не достигающих его во всей полноте. Также
намечаются переклички сартровского биографического метода с современными гендерными
и квир-исследованиями, уходящими от традиционных схем антропологического анализа, со
свойственными им бинарной гендерной оппозицией и безусловным доминированием
рациональных аспектов над эмоциональными.
В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования,
отмечается специфика авторского подхода к биографированию, основные отличия
биографического метода Сартра от традиционных техник биографирования, в том числе
принципиально нелинейный характер биографического нарратива, тенденция к поиску
перекличек между документальным, художественным и публицистическими пластами
авторскогоархива,преимущественнотелеологическийхарактербиографической
реконструкции,предполагающийпринципиальнуюцелостностьрассматриваемого
творческого Проекта.
Проводится пошаговый обзор основных выводов каждой из представленных
структурных частей диссертации, отмечается динамический характер реализованной
методологическойреконструкции,представляющейсартровскийметодвкачестве
совокупности различных тактик биографирования и аналитического инструментария,
заимствованного из ряда философских направлений. Отмечаются выявленные в процессе
исследования характерные особенностидвухвспомогательныхавторскихметодов,
используемых Сартром в рамках биографических реконструкций, — экзистенциального
психоанализаипрогрессивно-регрессивногометода.Отмечаетсяпреимущественно
диалектический характер последнего и особенности его имплементации, включающие три
уровня анализа: казуальный, произведенческий и временной.
На основе частных выводов формулируются наиболее общие методологические
характеристики сартровского подхода к биографическому анализу, которые последовательно
формулируются в шести пунктах. Рассматривается вопрос об актуальности сартровского
биографического метода как для современной теории литературы, так и для философской
антропологии, в частности, для исследователей, занимающихся изучением актуальных
моделей конструирования идентичности и стратегий биографирования, используемых в
современной медиасреде.
Философия Жан-Поля Сартра необычайно многогранна, круг его интересов в разные
периоды жизни включал в себя проблемы психологии, эпистемологии, онтологии, философии
искусства, политической и социальной философии, этики, эстетики, философии языка.
Самобытный стиль французского мыслителя складывался под влиянием и в полемике с
философией жизни, феноменологией, неогегельянством, картезианством, психоанализом,
философской герменевтикой, марксизмом и структурализмом. Впрочем, в сартровской
концептуальной полифонии есть своего рода лейтмотив. Через всё творчество Сартра красной
нитью проходит проблема Свободы: так или иначе она присутствует во всех его работах —
философских, публицистических, критических и художественных. Как Свобода сочетается с
необходимостью? Каковы онтологические основания Свободы? Как моя Свобода соотносится со
Свободой Другого? Как согласуется индивидуальная Свобода с целями отдельных групп и
общества в целом? На протяжении всего творческого пути Сартр обращался к этим вопросам,
избегая отстранённых спекуляций, черпая материал в конкретном жизненном опыте — личном,
межличностном, социальном, историческом. Среди многочисленных проблем, которые Сартр
рассматривал в связи с темой Свободы, наиболее характерной для его стиля философствования
является проблема Свободы как основного условия формирования творческой идентичности.
Ещё в детстве обнаружив в себе склонность к литературному творчеству и уверившись в
будущности великого писателя, Сартр рассматривал именно литературу в качестве
привилегированного поля творческой реализации; проблема формирования творческой
идентичности отнюдь не была для него чем-то отстранённым и умозрительным, помимо прочего,
её решение позволяло ему прояснить и собственную творческую стратегию.
Заметим, что творчество отдельного автора, по мнению Сартра, нельзя свести к корпусу
его сочинений: исследование предпосылок и мотивов, лежащих в основе его литературной
деятельности, требует детальной реконструкции сложной ткани жизненного опыта, из которой
вырастает творческий проект. Отсюда возникает масштабная теоретическая задача: разработка
особого биографического метода, позволяющего описать формирование и развитие творческого
проекта в самых разнообразных перспективах — феноменологической, психоаналитической,
социально-политической, литературоведческой и пр. При этом, используя словосочетание
«биографический метод» применительно к философскому творчеству Сартра, исследователь с
самого начала сталкивается с рядом серьёзных трудностей. Первая трудность заключается в том,
что сам Сартр никогда ничего не говорил о наличии у него единого биографического метода, хотя
роль биографий в его творчестве трудно переоценить: достаточно отметить, что одной из самых
объёмных и трудных для понимания работ философа стала трёхтомная биография Гюстава
Флобера, своеобразная сумма всего его творчества, в которой сошлись воедино философская,
литературная и критическая линии.
Вторая трудность заключается в том, что самому Сартру не была чужда методологическая
рефлексия: в его собственных сочинениях можно найти немало рассуждений методологического
характера, в том числе и напрямую касающихся проблем биографизма. С этим обстоятельством
связан соблазн суммировать методологические замечания философа в некоторой
систематической реконструкции, выдав её за сам сартровский метод. Подобное суммирование,
будучи проведённым последовательно и достаточно скрупулёзно, — принимая во внимание
основные источники сартровской мысли, учитывая социально-политические условия
формирования его философских идей, — было бы вполне оправдано и плодотворно с точки
зрения сугубо историко-философской. Но, если рассматривать сартровский биографический
метод не только как способ репрезентации, но и как средство реализации творческой свободы —
свободы самого Сартра как автора — подобный подход вряд ли можно признать исчерпывающим.
Гораздо более многообещающей выглядит установка, в рамках которой сартровские
методологические выкладки могут рассматриваться в качестве своего рода свидетельских
показаний, обязательных для рассмотрения, но, тем не менее, требующих детальной проверки и
критического переосмысления.
Третья трудность заключается в следующем. Ввиду принципиальной незавершённости
сартровской методологии, постановка вопроса о его методе, теснейшим образом связанная с
вопросом о смысле его собственного творческого проекта, выходит за рамки указанной
рефлексивной установки. Главное препятствие, которое стоит перед Сартром вполне естественно
— это принципиальная незаконченность его собственного творческого пути, который
принципиально не мог быть схвачен «изнутри». Только наличие определённой временнóй
дистанции даёт исследователю возможность рассматривать творчество Сартра и его
методические установки с точки зрения, которую В.А. Подорога называет позицией
исключённого наблюдателя 1 , для которой характерно, прежде всего, выведение за скобки
аксиологического измерения человеческого опыта, а также предпочтение аналитических методов
исследования синтетическим. В данном случае исключённое наблюдение должно быть нацелено,
прежде всего, на выявление скрытого плана сартровского биографического опыта, лежащего в
основе его системы философских категорий и ключевых антропологических концепций.
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. – 2–е изд. – СПб. : Питер, 2001.
– 260 с.
2. Андреев, Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. – М. : Гелеос, 2004. – 416
с.
3. Андреев, Л.Г. Французская литература 1917-1956 гг. – М.: Издательство МГУ, 1994. – 264
с.
4. Баронян, Ж.Б. Бодлер. – М. : Молодая гвардия, 2012. – 221 с.
5. Батай, Ж. Сад и обычный человек // Маркиз де Сад и XX век. – М.: РИК «Культура»,
1992. – 256 с.
6. Барт, Р. Сад-I // Маркиз де Сад и XX век.. – М.: РИК «Культура», 1992. – 256 с.
7. Бачелис, Т. Воспоминания о Сартре // Современная драматургия. – 1989. – № 6. – C. 198–
206.
8. Бенвинист, Э. Общая лингвистика. – М.: Прогресс, 1974. – 448 с.
9. Беньямин, В. Бодлер. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 224 с.
10. Бергсон, А. Два источника морали и религии. – М.: КДУ, 2010. – 288 с.
11. Бовуар, С. Воспоминания благовоспитанной девицы. – М. : Согласие, 2004. – 494 с.
12. Бовуар, С. Второй пол. – М. : Прогресс ; СПб. : Алетейя, 1997. – 832 с.
13. Боске, А. Жан Поль Сартр: Из книги дневников и воспоминаний «Память и забвение» //
Феникс–XX. –1993. – № 2/3. – С. 239–241.
14. Быховский, Б.Э. Негативная диалектика Сартра // Современный экзистенциализм.
Критические очерки. – М. : Мысль, 1966. – С. 246–279.
15. Вирмо, А., Вирмо, О. Мэтры сюрреализма. – СПб.: Академический проект, 1996. – 277 с.
16. Воропаев, Д.Н. Проблема происхождения «ничто» в философии Ж.–П. Сартра //
Исторические, философские, политические, и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2016. – №12. Ч.1. – С. 44–46.
17. Воропаев, Д.Н. Статьи Ж.-П. Сартра о феноменологии и свободе как введение в «Бытие и
ничто» // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – Оренгбург, 2016. – №2. – С. 65–69.
18. Гасилин, А.В. Образ отца-насильника у Сартра и де Сада // Филология: научные
исследования. – 2017. – № 2. – С. 58 – 69.
19. Гасилин, А.В. Психоаналитические рецепции в «Бодлере» Ж.–П. Сартра // Человек. –
2019. – Т. 30, № 5. – С. 20–37.
20. Гасилин, А.В. Ревизия феноменологического метода в ранних философских эссе Ж.-П.
Сартра // Философия и культура. 2017. – № 7. – С.65–76.
21. Гасилин, А.В. Экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра как метод философской ан-
тропологии // Филология: научные исследования. – 2015. № 4. – C. 331–339.
22. Гобозов, И.A. Сартр и марксизм // Философия и общество. – 2006. – N 2. – С. 5–19.
23. Гольдман, Л. Структурно-генетический метод в истории литературы // Зарубежная
эстетика и теория литературы XIX–XX вв. – М.: Издательство МГУ, 1987. – С. 335–348.
24. Готье, Т. Шарль Бодлэр = (Charles Baudelaire) : Биогр. характеристика : С портр. Бод-
лера. – СПб.: АО тип. дела в СПБ, 1910. – 69 с.
25. Гуссерль, Э. Картезианские размышления. – СПб.: Наука, 1998. – 316 с.
26. Дильтей, В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и
Реформации. – М. : Иерусалим : Унив. кн., 2000. – 464 с.
27. Дильтей, В. Описательная психология. – СПб. : Алетейя : Кренов, 1996. – 160 с.
28. Долар, М. Голос и ничего больше. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. – 384 c.
29. Долгов, К.М. Эстетика Жана-Поля Сартра. – М.: Знание, 1990. – 64 с.
30. Жене, Ж. Дневник вора. – М.: Текст, 2005. – 222 с.
31. Ж.–П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и
политике: Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 8–9 июня 2005
года. – Спб. : изд–во С.–Петерб. Ун–та, 2006. – 240 с.
32. Камю, А. Человек бунтующий // Иностранная литература. – 1990. – № 5. – С. 234–248; №
6. – С. 202–226.
33. Кант, И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения в 8-ми т. Т. 4. – М.: Чоро,
1994. – 544 с.
34. Киссель, М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. – Л. : Лениздат, 1976. – 237 с.
35. Кожев, А.В. Введение в чтение Гегеля : лекции по “Феноменологии духа”, читавшиеся с
1933 по 1939 г. в Высш. практ. шк. – СПб. : Наука, 2003. – 791 с.
36. Кожев, А.В. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля // Идея смерти
в философии Гегеля. – М. : Логос : Прогресс-Традиция, 1998. – C. 7–131.
37. Кожев, А.В. Идея смерти в философии Гегеля. – М. : Логос : Прогресс-Традиция, 1998. –
C. 7–131.
38. Кузин, И.В. Тревога как тело свободы в экзистенциализме Ж.-П. Сартра // Вестник
Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия, филология. – Самара, 2016. –
№1 (19). – С. 100–103.
39. Кузнецов, В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1969. –
285 с.
40. Кузнецов, В.Н. Французское неогегельянство. – М.: Издательство московского
университета, 1982. – 200 с.
41. Кузьмина, Т.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра // Проблема человека в
современной философии. – М.: Наука, 1969. – 432 с.
42. Любимова, Т.Б. Эстетическая концепция Ж.–П. Сартра // Вопросы философии. – 1982. –
№ 4. – С. 100–108.
43. Мамардашвили, М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в
экзистенциализме Сартра // Современный экзистенциализм. Критические очерки. – М. :
Мысль, 1966. – С. 149–204.
44. Маркиз де Сад. Жюстина, или несчастья добродетели. – СПб.: Азбука–классика, 2010. –
924 с.
45. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. – СПб. : Ювента, Наука, 1999. – 605 с.
46. Монин, Н. Сартр. – М.: Рипол-Классик, 2018. – 416 с.
47. Мотрошилова, Н.В. Отечественная философия 50–80–х годов XX века и западная мысль.
– М.: Академический Проект, 2012. – 376 с.
48. Мошкова, Г. Ю., Юревич, А. В. Психобиография — новое направление в изучении науки
// ВИЕТ. – 1989. – № 3. – С. 67–75.
49. На встрече писателей Европы в Ленинграде // Иностранная литература. – 1963. – № 11. –
С. 201–258.
50. Ницше, Ф., Фрейд, З., Фромм, Э., Камю, А., Сартр, Ж.–П. Сумерки богов. – М.:
Политиздат, 1990. – 403 с.
51. Перцева, А.А. Видимость субъекта между воображением и восприятием. Сартр и Мерло–
Понти // Философский журнал. – 2016. – T.9. №3. – С. 77–105.
52. Пишуа, К., Зиглер, Ж. Шарль Бодлер // Иностранная литература, – 2000, – №4, – С. 140–
142.
53. Подорога, В.А. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической
антропологии. – М.: Логос, 2001. – 434 с.
54. Подорога, В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. – М. : Логос, 2017. – 106 с.
55. Подорога, В.А. Апология политического. – М. : Изд. дом Гос. Ун–та высшей школы
экономики, 2010. – 288 с.
56. Подорога, В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на
марше. – М.: Grundrisse, 2013. – 180 с.
57. Подорога, В.А. К философии архива // Досье на цензуру. – 2001. №14. URL: http://in-
dex.org.ru/journal/14/podoroga1401.html
58.Подорога, В.А. Метафизика ландшафта : Коммуникативные стратегии в философской
культуре XIX–XX вв. – М. : Наука, 1993. – 317 с.
59. Подорога, В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы в двух
томах. Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. – М. : Культурная революция, Логос, Logos–
altera. 2006. – 685 с.
60. Подорога, В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы в двух
томах. Том 2. Часть I. Идея произведения. Experimentum crucis в литературе XX века. А.
Белый, А. Платонов, группа Обэриу. – М. : Культурная революция, 2011. – 608 с.
61. Полторацкая, Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы. Книга
воспоминаний Симоны де Бовуар. – СПб.: Издательство СПбУ, 1992. – 245 с.
62. Постер, М. Экзистенциальный марксизм в послевоенной Франции : Глава 4. Атака на
Сартра: 1944–1957 // Философско-антропологические исследования. – 2008. – № 3/4. – С.
86–123.
63. Ржевская, Н.Ф. Литературоведение и критика в современной Франции. Основные
направления. Методология и тенденции. – М.: Наука, 1985. – 270 с.
64. Рикёр, П. Герменевтика. Этика. Политика. – М.: KAMI, ACADEMIA, 1995. – 160 с.
65. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М.: Академический
проект, 2008. – 695 с.
66. Руткевич, A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального
психоанализа. – М.: Политиздат, 1985. – 175 с.
67. Рыбников, Н. А. Психология и биографии // Психология. – 1929. – Т. 2. Bып. 2. – С. 215–
226.
68. Рындин, С.Б. Фигуры автобиографического субъекта в сюрреалистической и
экзистенциальной прозе : «Возраст мужчины» М. Лейриса, «Слова» Ж.–П. Сартра :
диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.03. – Санкт–Петербург, 2005. 180
с.
69. Саррот, Н. Тропизмы. Эра подозрения. – М.: Полинформ-Талбури, 2000. – 448 с.
70. Сартр, Ж.-П. Бодлер. – М. : УРСС, 2004. – 184 с.
71. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М. : АСТ, 2015. –
928 с.
72. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. – СПб.:
Наука, 2001. – 319 с.
73. Сартр, Ж.-П. Дневники странной войны. Сентябрь 1939 – март 1940. – СПб. : Владимир
Даль, 2002. – 808 с.
74. Сартр, Ж.-П. Дороги свободы : пер. с фр.. – М. : АСТ, 2015. – 976 с.
75. Сартр, Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. – СПб. : Алетейя, 1998.
– 648 с.
76. Сартр, Ж-П. Основополагающая идея феноменологии Гуссерля: Интенциональность //
Проблемы метода. – М. : Акад. проект, 2008. – С. 168–174.
77. Сартр, Ж.-П. Очарованный свидетель // Жене, Ж. Дневник вора. – М.: Текст, 2005. – С.
5–6.
78. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода. – М.: Академический проект, 2008. – 222 с.
79. Сартр, Ж.-П. Самое главное для меня – это действие // Иностранная литература. – 1966.
– № 9. – С. 243–245.
80. Сартр, Ж.-П. Ситуации. – М. : Науч.–изд. центр “Ладомир, 1997. – 428 с.
81. Сартр, Ж.-П. Слова. – М. : Прогресс, 1966. – 174 с.
82. Сартр, Ж-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. – М.:
Модерн, 2015. – 160 с.
83. Сартр, Ж-П. Тошнота : роман ; Рассказы. – М. : АСТ, 2008. – 414 с.
84. Сартр, Ж.-П. Что такое литература? – СПб. : Алетейа : CEU, 2000. – 466 с.
85. Сидоров, А.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции. – Иркутск, 2003.
– 102 с.
86. Силаева, К.В. Анализ базовых структур, определяющих отношение к Другому в
философии Ж.-П. Сартра // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. –
Ногинск, 2016. – №1. – С. 46–59.
87. Симонова, Л.А. Французская автобиографическая проза первой половины XIX века. –
Москва : Буки Веди, 2015. – 726 с.
88. Соловьев, Э.Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования //
Вопр. философии. – 1981. – № 9. – С. 133–145.
89. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой // Станиславский К.С. Работа актёра над
собой. Чехов М.А. О технике актёра. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. – 496 с.
90. Стрельцова, Г.Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики : (анализ
философских взглядов Ж.–П. Сартра) : учеб. пособие для философ. ф–тов и отд–ний ун–
тов.. – М. : Высш. шк., 1974. – 126 с.
91. Субботина, Г.А. Концепция времени в произведениях М. Пруста и Ж.-П. Сартра. –
Чебоксары : Чуваш. гос. Ун–т, 2004. – 59 с.
92. Тавризян, Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. – М. : Наука, 1977.
– С. 312.
93. Труайя, А. Бодлер. – М. : Молодая гвардия, 2006. – 258 с.
94. Фёдорова, Н.В., Боревич Г.В. Норма в экзистенциализме Ж.-П. Сартра и А. Камю //
Общество: философия, история, культура. – Краснодар, 2017. – С. 42–45.
95. Филиппов, Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра / Л. И. Филиппов ; АН
СССР, Ин-т философии. – М. : Наука, 1977. – 285 с.
96. Филиппов, Л.И. Экзистенциальный психоанализ Ж.–П. Сартра: замысел и результат //
Вопросы философии. – 1968. – № 7. – С. 18–51.
97. Филиппов, Л.И. Эстетические воззрения и метафизическая концепция Ж.-П. Сартра //
Вопросы литературы. – 1973. – №10. – С.28–49.
98. Фрейд, З. Из истории одного детского невроза // Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. – Киев :
Port–Royal, 1996.– С. 187–188.
99. Фрейд, З. Леонардо да Винчи воспоминания детства. – М. – Берлин: Директ Медиа, 2015.
– 82 с.
100.Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. – СПб. : Алетейя,
1999. – 252 с.
101.Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия: критически-историческое иссле-
довательское издание. – Ижевск: Ergo, 2018. – 118 с.
102.Фрейд, З. Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном
случае паранойи // Фрейд З. Собр. Соч. в 10 тт. Т. 7. Навязчивость, паранойя и перверсия.
– М.: Фирма СТД, 2006. – 335 с.
103.Фрейд, З. Ребёнка бьют // Собр. соч. в 10 т. Т. 7. Навязчивость, паранойя и
перверсия. – М. : Фирма СТД, 2006. – 336 с.
104.Фрейд, З. Три очерка по теории сексуальности // Собр. соч. в 10 т. Т. 5.
Сексуальная жизнь. – М. : СТД, 2006. – 121 с.
105.Фрейд, З. Фетишизм // Собрание соч. в 10 т. Т. 3. Психология бессознательного. –
М. : Фирма СТД, 2006. – 409 с.
106.Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. –
447 с.
107.Фуко, М. Герменевтика субъекта : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в
1981–1982 учебном году. – СПб. : Наука, 2007. – 677 с.
108.Фуко, М. Надзирать и наказывать. – М. : Ad Marginem, 1999. – 479 с.
109.Фуко, М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: По ту сторону власти и
сексуальности. Работы разных лет. – М. : Магистериум; Касталь, 1996. – 448 с.
110.Хайдеггер, М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – 452 с.
111.Энафф, М. Маркиз де Сад = Sade : изобретение тела либертена. – СПб. : Гуманит.
Акад., 2005. – 447 с.
112.Эриксон, Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. –
М.: Медиум, 1996. – 512 с.
113.Юнг, К.Г, Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери // Психоанализ и
искусство. – М.: Рейл-бук, Ваклер, 1996. – С. 95–152.
114.Юровская, Э.П. Политическая деятельность Ж.–П. Сартра и его теория “Другого”
как ее основание // Проблема “другого голоса” в языке, литературе и культуре :
Материалы IV междунар. конф., 27–29 марта 2003 г.. – СПб. : Янус, 2003. – С. 62–66.
115.Adam, C.-C. Analyses & réflexions sur…Sartre “Les mots”. – Paris: Ellipses, 1996. –
125 p.
116.Archard, D. Marxism and existentialism: The political philosophy of Sartre and
Merleau–Ponty / D. Archard. – Belfast : Black staff press, 1980. – 126 p.
117.Barnes, H.E. Sartre. – New York, 1973. – 194 p.
118.Beauvoir, S. La cérémonie des adieux: suivi d’ Entretiens avec Jean-Paul Sartre 1974. –
Paris.: Gallimard, 1981. – 624 p.
119.Beauvoir, S. Les Mandarins. – Paris: Gallimard, 1954. – 579 p.
120.Beauvoir, S. La force de l’âge. – Paris: Gallimard, 1986. – 704 p.
121.Beauvoir, S. La cérémonie des adieux suivi de Entretiens aves Jean-Paul Sartre. Août–
septembre 1974. – Paris : Gallimard, 1981. – p. 305.
122.Beauvoir, S. Memoirs of a dutiful daughter. New York: The world publishing company,
1959. – 368 p.
123.Besançon G. L’Écriture de soi. – Paris: L’Harmattan, 2002. – 196 p.
124.Birchall, I. Sartre and Terror. Sartre Studies International
Vol. 11, No. 1/2, Sartre Today: A Centenary Celebration. New York: Berghahn Books 2005, pp.
251–264.
125.Bonnet, H. Roman et poésie. T. 2: De Malherhe à Sartre: Essai sur les progrès de la
conscience esthétique. – Paris: Nizet, 1964. – 156 p.
126.Boschetti, A. Sartre et «les Temps modernes» : une entreprise intellectuelle. – Paris : les
Éd. de minuit, 1985. – 326 p.
127.Bourton, W. Sartre : d’un siècle l’autre. – Bruxelles : Labor, 2004. – 176 p.
128.Burgelin, C. Claude Burgelin présente “Les mots” de Jean-Paul Sartre. – Paris:
Gallimard, 1994. – 211 p.
129.Cabestan, P., Tomes, A. Le vocabulaire de Sartre. – Paris: Ellipses, 2001. – 62 p.
130.Catalano, J.S. A commentary on Jean–Paul Sartre’s “Being and nothingness. – New
York, 1974. – 256 p.
131.Cobestan, P. Dictionnaire Sartre. – Paris: Ellipses, 2009. – 542 p.
132.Cohen-Solal, A. Sartre, 1905–1980. – Paris: Gallimard, 1985. – 976 p.
133.Cohen-Solal, A. Sartre. A life. – London: Minerva, 1991. – 591 p.
134.Cohen-Solal, A. Une renaissance sartrienne. – Paris: Gallimard. 2013. – 80 p.
135.Colombel, J. Sartre ou le parti de vivre. – Paris: Grasset. 1981. – 317 p.
136.Contât, M., Deguy, J. Les Carnets de la drôle de guerre de Jean-Paul Sartre : effets
d’écriture, effets de lecture // In. Littérature, n°80, 1990. Carnets, cahiers. – pp. 17–41.
137.Contât, М., Rybalka, M. Les ecrits de Sartre: Chronologie, bibliographie, commentée. –
Paris : Gallimard, 1970. – 788 p.
138.Cranston, M. Sartre. – London : Oliver and Boyd, 1962. – 118 p.
139.Dempsey, P.J.R. The psychology of Sartre, – Oxford: Cork university press, 1950. – 174
p.
140.Desan, W. The Marxism of Jean-Paul Sartre. – New York : Doubleday, 1965. – 320 p.
141.Dictionnaire Sartre. – Paris : H. Champion, 2004. – 542 p.
142.Didier B. Le journal intime. – Paris: Presses universitaires de France,1976. – 199 p.
143.Doubrovsky, S. Autobiographiques: De Corneille a Sartre. – Paris: Presses
Universitaires de France, 1988. – 167 p.
144.Flajoliet, A. La première philosophie de Sartre. – Paris: Champion. 2008. – 962 p.
145.Flynn, T. Sartre and Marxist Existentialism: The Test Case of Collective Responsibility.
– Chicago : University of Chicago Press, 1984. – 265 p.
146.Freud, S. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund
Freud . 24 vols. – London : Hogarth Press, 1961. – 304 p.
147.Fullbrook, K., Fullbrook, E. Simone de Beauvoir and Jean-Paul Sartre : the remaking of
a twentieth-century legend. – New York : Basic Books, 1994. – IX–214 p.
148.Gutting, G. The politics of the order of things: Foucault, Sartre, and Deleuze // History
and Theory. – 2016. – Iss. 54. – p. 54–65.
149.Gavi, P., Sartre, J.-P., Victor, P. On a raison de se Révolter. – Paris, 1974. – 171 p.
150.Guindey, G. Le drame de la pensée dialectique: Hegel, Marx, Sartre. – Paris : Librairie
philosophique J. Vrin, 1974. – 158 p.
151.Halpern, J. Critical fictions: The literary criticism of Jean-Paul Sartre. – London. 1976.
– 171 p.
152.Jameson, F. Sartre: The origins of a style. – London: Presses university de Franc. 1961.
– 228 p.
153.Kojeve, A. Introduction to the reading of Hegel. – Ithaca: Cornell University Press,
1980. – 304 p.
154.Lejeune, P. L’autobiographie en France. – Paris : Armand Colin, 1971. – 272 p.
155.Manceaux, M. Les Maos en France. – Paris : 1972. – 254 p.
156.Noudelmann, F. Dictionnaire Sartre. – Paris : Champion. 2004. – 542 p.
157.Nouveau fascisme, nouvelle démocratie // Les Temps Modernes. 1972. №5. – 414 p.
158.Poster, M. Sartre’s Marxism. – Cambridge : Cambridge univ. Press, 1982. – 330 p.
159.Renaut, A. Sartre, le dernier philosophe. – Paris: B. Grasette, 1993. – 249 p.
160.Richmond, S. Magic in Sartre`s early philosophy // Reading Satre. On phenomenology
and existentialism. – London, New York: Routledge, 2011. – pp. 145–160.
161.Sartre, J.-P. Baudelaire. – Paris: Gallimard, 1948. – 223 p.
162.Sartre, J.-P. Critique de la Raison dialectique. T.1. Théorie des ensembles pratiques. –
Paris: Gallimard, 1985. – 921 p.
163.Sartre, J.-P. Cahiers pour une morale. – Paris : Gallimard, 1983. – 600 p.
164.Sartre, J.-P. Esquisse d’une théorie des émotions. – Paris: Hermann, 2011. – p. 124.
165.Sartre, J.-P. La transcendance de l’Ego: Esquisse d’une description phénoménologique.
– Paris : Librairie philosophique J. Vrin, 1966. – 134 p.
166.Sartre, J.-P. Les carnets de la drôle de guerre: Nov. 1939 – mars 1940. – Paris:
Gallimard, 1995. – 432 p.
167.Sartre, J.-P. Les Chemins de la liberté. T1. L’âge de raison. – Paris: Gallimard. 1958. –
315 p.
168.Sartre, J.-P. L’Être et le Néant. Essai d’ontologie phénoménologique. – Paris :
Gallimard, 1943. – 722 p.
169.Sartre, J.-P. Saint Genet. Actor and martyr. New York, New American Library. 669 p.
170.Sartre, J.-P. L’idiot de là famille: Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T1. – Paris:
Gallimard, 1971. – 1104 p.
171.Sartre, J.-P. L’Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T. 2. – Paris :
Gallimard, 1971. – pp. 1108–2136.
172.Sartre, J.-P. L’ idiot de là famille: Gustave Flaubert de 1821 a 1857. T3. – Paris:
Gallimard, 1972. – 665 p.
173.Sartre, J.-P. Mallarmé: La lucidité et sa face d’ombre. – Paris: Gallimard, 1986. – 170
p.
174.Sartre, J.-P. Saint Genet, comédien et martyr. – Paris : Gallimard, 2010. – 692 p.
175.Sartre, J.-P. Saint Genet, Actor and Martyr. – New York: Braziller, 1964. – 669 p.
176.Sartre, J.-P. Situations, I: Essais critiques. – Paris: Gallimard, 1964. – 335 p.
177.Sartre, J.-P. Situations, V: Colonialisme et néo–colonialisme. – Paris : Gallimard, 1964.
– 253 p.
178.Sartre, J.-P. Situations, VI: Problèmes Du Marxisme. – Paris : Gallimard, 1964. – 384
p.
179.Sartre, J.-P. Situations, IX: Mélanges. – Paris: Gallimard, 1972. – 364 p.
180.Sartre, J.-P. Qu’est-ce que la littérature? – Paris : Gallimard, 1948. – 308 p.
181.Sartre, J.-P. Questions de Méthode. – Paris : Gallimard, 1967. – p. 251 p.
182.Suhl, B. Jean-Paul Sartre: The philosopher, as a literary critic. – New York: Columbia,
1970. – 311 p.
183.Stern, A. Sartre: His philosophy and psychoanalysis. – New York: The Liberal Arts
Press, 1953. – 223 p.
184.Vitale, F. Benjamin Constant. Écriture et Culpabilité. – Genève: Droz, 2000. – 226 p.
185.White, E. Jean Genet. – Paris : Gallimard, 1993. – 685 p.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!