Британский историк А. Дж. П. Тейлор: интеллектуальная биография : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук : 07.00.03

📅 2019 год
Коробицына, Л. В.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. А.Дж.П. Тейлор: ученый, историк, интеллектуал………..….. 28
1.1. Британия первой половины ХХ в.: пространство формирования и
эволюции взглядов историка…………………………………………………. 29
1.2. Детство, отрочество, юность. Первые академические успехи………… 50
1.3. Научные труды Тейлора: от истории европейской дипломатии к
истории немецкого народа…………………………………………………… 66
Глава 2. А.Дж.П. Тейлор и проблема происхождения Второй мировой
войны………………………………………………………………………….. 81
2.1. Политика умиротворения в британской исторической науке 1940 –
1950-х гг………………………………………………………………………… 81
2.2. «Происхождение Второй мировой войны» и траектории развития
британской интеллектуальной мысли……………………………………….. 90
2.3. Проблема истоков Второй мировой войны в современной британской
интеллектуальной культуре: наследие Тейлора?………………………………………. 118
Глава 3. А.Дж.П. Тейлор: общественный деятель и популяризатор
исторической науки…………………………………………………………. 139
3.1. Британия второй половины ХХ в.: общественно-политический,
культурный и историко-профессиональный дискурс ……………………… 140
3.2. Радикальный историк, или нарушитель спокойствия…………..……… 158
3.3. Жизнь в угасающих лучах славы………………………………………… 174
Заключение…………………………………………………………………… 181
Список источников и литературы…………………………………………. 189

Актуальность исследования. Обращение к творческому пути и научному
наследию ученых занимает особое место в предметном поле интеллектуальной
истории – одного из наиболее динамично развивающихся направлений
современной исторической науки. В центре внимания исследователей все чаще
оказываются такие вопросы, как роль личности историка в развитии научной
проблемы, осмысление культурного и интеллектуального взаимовлияния между
ученым и научным сообществом, социальные функции и роль историка в
современном обществе. В этом контексте особый интерес представляет
биография и творчество британского историка и общественного деятеля Алана
Джона Персиваля Тейлора (1906 – 1990)1, личность которого не только не
получила должного освещения в отечественной науке, но и продолжает вызывать
споры и дискуссии среди британских исследователей.
Интеллектуальная культура британского профессионального исторического
сообщества ХХ в. во многом определялась общим вектором развития западной
культуры, для которой с завершением Первой мировой войны наступила новая
эпоха. Развитие технологий, налаживание прочных коммуникаций между
отдаленными друг от друга регионами мира, мощные политические,
экономические и социальные потрясения, сопряженные с чередой
международных конфликтов, активное утверждение и распространение новых
принципов морали и нравственности, эмансипация женщин и значительный рост
уровня жизни населения оказывали существенное влияние на общий
интеллектуальный и культурный климат Британии. Все это было неразрывно
связано с трансформацией роли и статуса ученых в жизни общества. С одной
Обращение к изучению интеллектуального вклада А.Дж.П. Тейлора в британскую культуру было связано не
только с безусловной знаковостью и самобытностью личности и творчества ученого, но и с наличием
своеобразной преемственности между диссертантом и английским историком. В 1995 г. научный руководитель
диссертанта В.Н. Земцов проходил стажировку в Университете Уэльса в Ламптере (Великобритания) под
руководством Кита Роббинса, который являлся учеником А.Дж.П. Тейлора и неоднократно в ходе бесед упоминал
о своем наставнике. Диссертант, в свою очередь, проходила научную стажировку у П. Финни, начинавшего свою
научную и преподавательскую карьеру у К. Роббинса.
стороны, перед британскими историками ХХ в. стояли такие важные
внутрипрофессиональные проблемы, как поиск новых путей развития
исторической науки, усложнение методологического арсенала и внедрение
междисциплинарных подходов, расширение тематики и проблемной сферы
исследований, а, с другой стороны, ученые были вынуждены идти в ногу со
временем и отзываться на наиболее актуальные веянья современности.
Существенный прорыв, осуществленный телевидением и радио в середине
ХХ в., обусловил выход наиболее дискуссионных и болезненных исторических
проблем за пределы узко-элитарной группы ученых. Появление «историков-
шоуменов» было не только результатом активной пропагандисткой деятельности,
развернутой британским правительством в годы Второй мировой войны, но и
желанием общества получить ответы на вопросы об истоках пережитых ими
мировых войн, экономических кризисов и социально-культурных потрясений.
Одним из наиболее ярких представителей британского профессионального
исторического сообщества, сочетавшего в себе, как высокий академический
статус, так и научно-популяризаторскую и общественную деятельность, был
А.Дж.П. Тейлор.
Знаковое место в научном наследии А.Дж.П. Тейлора заняла тема
происхождения Второй мировой войны, сохраняющая позиции одной из наиболее
дискуссионных и политически ангажированных. Продолжительные дебаты среди
историков о природе и истоках конфликта 1939 – 1945 гг., начавшиеся с первых
дней войны, не утихают до сих пор. В 1961 г. публикацией книги
«Происхождение Второй мировой войны» Тейлор предложил качественно новую
для исторической науки и общественного сознания интерпретацию
международной политики предвоенных лет, которую можно выразить в пяти
основных тезисах: во-первых, внешняя политика зависит от общемировой
ситуации, а внутренние процессы (идеология, экономика) в условиях взаимных
угроз и дипломатических соглашений не играют существенной роли; во-вторых, у
А. Гитлера были стратегические цели, но не было заранее определенного,
выверенного плана их реализации; в-третьих, стремление к гегемонии в Европе
было естественным желанием всей немецкой нации, что было предопределено
историческим прошлым Германии; в-четвертых, отсутствие ясного плана
определяло специфику политической тактики Гитлера – он действовал по мере
возникновения благоприятных условий для усиления позиций своей страны в
мире; в-пятых, Гитлер заручился поддержкой широких масс населения,
выступавших за ликвидацию несправедливых условий Версальского мирного
договора. В целом, концепция, представленная Тейлором в 1961 г., была не
только вызовом устоявшейся системе взглядов на причины и предпосылки
Второй мировой войны, но и противоречила консенсусу между позицией
представителей академического сообщества и решениями Нюрнбергского
трибунала.
Продолжительные и политически ангажированные дискуссии,
сопровождавшие исследование истоков крупнейшего военного конфликта ХХ в.,
стали неотъемлемой частью научной жизни Британии. Первая попытка осмыслить
значение и содержание политики умиротворения, роль Н. Чемберлена и А.
Гитлера в предвоенных событиях, а также и сам феномен нацизма была
осуществлена историками еще в 1940-е гг. и получила название «концепция
виновников» (guilty men), или ортодоксальной концепции. Сторонники данного
подхода, поддерживая У. Черчилля, как главного противника умиротворителей, и
идя вслед за решениями, вынесенными Нюрнбергским трибуналом, полагали, что
вина за развязывание Второй мировой войны лежала на плечах А. Гитлера и иных
«виновников» из числа британских умиротворителей, которые политикой
соглашательства поощряли экспансионистские амбиции Германии.
Долгие годы ортодоксальная концепция, активно поддерживаемая
политической элитой, была единственным вариантом интерпретации
предвоенных событий. Но в 1961 г. книга Алана Джона Персиваля Тейлора
«Происхождение Второй мировой войны» перевернула представление
британского академического сообщества о международной политике кануна
войны и создала условия для продолжительных и ожесточенных научных и
общественных дискуссий. Послав мощный интеллектуальный импульс, Тейлор
способствовал появлению так называемого ревизионистского направления,
которое на протяжении 1960 – 2000-х гг. находилось в постоянном,
непреходящем противоборстве с концепцией ортодоксов, а затем и
неоортодоксов. Личность британского историка до сих пор неоднозначно
оценивается в англоязычной академической среде, однако бесспорным остается
тот факт, что творчество Алана Тейлора и его общественная деятельность стали
беспрецедентным явлением в британской профессиональной и массовой
интеллектуальной культуре ХХ в., оказав влияние не только на развитие
проблемы происхождения Второй мировой войны и коллективную историческую
память о событиях кануна трагедии, но и на осмысление роли историка в жизни
общества. Дух новаторства, стремление внести зримый вклад в науку, особый
язык и форма подачи материала, политический радикализм и тесное переплетение
британских традиционных подходов к историописанию с привлечением
концепций австрийских историков были каркасом той интеллектуальной
матрицы, в рамках которой существовал особый тейлоровский стиль.
Объектом исследования является культурная и интеллектуальная среда
Великобритании ХХ в., определившая процесс профессионального становления и
эволюции взглядов А.Дж.П. Тейлора, а также появление, развитие и
трансформация идей и научных концепций британских профессиональных
историков, вызванная изданием книги «Происхождение Второй мировой войны».
Предмет исследования – процесс профессионального становления и
эволюции научных и общественно-политических взглядов А.Дж.П. Тейлора и
влияние его академического наследия на интерпретацию проблемы истоков
Второй мировой войны в интеллектуальной культуре британского
профессионального исторического сообщества.
Хронологические рамки. Биографический и интеллектуально-
исторический характер исследования обуславливает выделение двух временных
периодов. Хронологические границы, с одной стороны, определяются годами
жизни А.Дж.П. Тейлора с 25 марта 1906 г. по 7 сентября 1990 г., а, с другой
стороны, – годами создания массива исторических трудов, среди которых, во-
первых, книги, оказавшие влияние на становление и трансформацию научных
взглядов историка (конец XIX – первая половина ХХ в.), во-вторых, работы,
отразившие специфику интеллектуальной культуры британского
профессионального исторического сообщества ХХ в., и, в-третьих, издания,
посвященные проблеме происхождения Второй мировой войны (1939 – 2018 гг.).
Территориальные рамки включают в себя Соединенное королевство
Великобритании и Северной Ирландии, однако в силу интеллектуально-
биографического характера исследования, они являются подвижными и выходят
за пределы одной страны.
Степень разработанности темы. В Британии изучение интеллектуальной
истории является одним из важнейших проблемных полей современной

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету