Британский историк А. Дж. П. Тейлор: интеллектуальная биография : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук : 07.00.03

📅 2019 год
Коробицына, Л. В.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. А.Дж.П. Тейлор: ученый, историк, интеллектуал………..….. 28
1.1. Британия первой половины ХХ в.: пространство формирования и
эволюции взглядов историка…………………………………………………. 29
1.2. Детство, отрочество, юность. Первые академические успехи………… 50
1.3. Научные труды Тейлора: от истории европейской дипломатии к
истории немецкого народа…………………………………………………… 66
Глава 2. А.Дж.П. Тейлор и проблема происхождения Второй мировой
войны………………………………………………………………………….. 81
2.1. Политика умиротворения в британской исторической науке 1940 –
1950-х гг………………………………………………………………………… 81
2.2. «Происхождение Второй мировой войны» и траектории развития
британской интеллектуальной мысли……………………………………….. 90
2.3. Проблема истоков Второй мировой войны в современной британской
интеллектуальной культуре: наследие Тейлора?………………………………………. 118
Глава 3. А.Дж.П. Тейлор: общественный деятель и популяризатор
исторической науки…………………………………………………………. 139
3.1. Британия второй половины ХХ в.: общественно-политический,
культурный и историко-профессиональный дискурс ……………………… 140
3.2. Радикальный историк, или нарушитель спокойствия…………..……… 158
3.3. Жизнь в угасающих лучах славы………………………………………… 174
Заключение…………………………………………………………………… 181
Список источников и литературы…………………………………………. 189

Актуальность исследования. Обращение к творческому пути и научному
наследию ученых занимает особое место в предметном поле интеллектуальной
истории – одного из наиболее динамично развивающихся направлений
современной исторической науки. В центре внимания исследователей все чаще
оказываются такие вопросы, как роль личности историка в развитии научной
проблемы, осмысление культурного и интеллектуального взаимовлияния между
ученым и научным сообществом, социальные функции и роль историка в
современном обществе. В этом контексте особый интерес представляет
биография и творчество британского историка и общественного деятеля Алана
Джона Персиваля Тейлора (1906 – 1990)1, личность которого не только не
получила должного освещения в отечественной науке, но и продолжает вызывать
споры и дискуссии среди британских исследователей.
Интеллектуальная культура британского профессионального исторического
сообщества ХХ в. во многом определялась общим вектором развития западной
культуры, для которой с завершением Первой мировой войны наступила новая
эпоха. Развитие технологий, налаживание прочных коммуникаций между
отдаленными друг от друга регионами мира, мощные политические,
экономические и социальные потрясения, сопряженные с чередой
международных конфликтов, активное утверждение и распространение новых
принципов морали и нравственности, эмансипация женщин и значительный рост
уровня жизни населения оказывали существенное влияние на общий
интеллектуальный и культурный климат Британии. Все это было неразрывно
связано с трансформацией роли и статуса ученых в жизни общества. С одной
Обращение к изучению интеллектуального вклада А.Дж.П. Тейлора в британскую культуру было связано не
только с безусловной знаковостью и самобытностью личности и творчества ученого, но и с наличием
своеобразной преемственности между диссертантом и английским историком. В 1995 г. научный руководитель
диссертанта В.Н. Земцов проходил стажировку в Университете Уэльса в Ламптере (Великобритания) под
руководством Кита Роббинса, который являлся учеником А.Дж.П. Тейлора и неоднократно в ходе бесед упоминал
о своем наставнике. Диссертант, в свою очередь, проходила научную стажировку у П. Финни, начинавшего свою
научную и преподавательскую карьеру у К. Роббинса.
стороны, перед британскими историками ХХ в. стояли такие важные
внутрипрофессиональные проблемы, как поиск новых путей развития
исторической науки, усложнение методологического арсенала и внедрение
междисциплинарных подходов, расширение тематики и проблемной сферы
исследований, а, с другой стороны, ученые были вынуждены идти в ногу со
временем и отзываться на наиболее актуальные веянья современности.
Существенный прорыв, осуществленный телевидением и радио в середине
ХХ в., обусловил выход наиболее дискуссионных и болезненных исторических
проблем за пределы узко-элитарной группы ученых. Появление «историков-
шоуменов» было не только результатом активной пропагандисткой деятельности,
развернутой британским правительством в годы Второй мировой войны, но и
желанием общества получить ответы на вопросы об истоках пережитых ими
мировых войн, экономических кризисов и социально-культурных потрясений.
Одним из наиболее ярких представителей британского профессионального
исторического сообщества, сочетавшего в себе, как высокий академический
статус, так и научно-популяризаторскую и общественную деятельность, был
А.Дж.П. Тейлор.
Знаковое место в научном наследии А.Дж.П. Тейлора заняла тема
происхождения Второй мировой войны, сохраняющая позиции одной из наиболее
дискуссионных и политически ангажированных. Продолжительные дебаты среди
историков о природе и истоках конфликта 1939 – 1945 гг., начавшиеся с первых
дней войны, не утихают до сих пор. В 1961 г. публикацией книги
«Происхождение Второй мировой войны» Тейлор предложил качественно новую
для исторической науки и общественного сознания интерпретацию
международной политики предвоенных лет, которую можно выразить в пяти
основных тезисах: во-первых, внешняя политика зависит от общемировой
ситуации, а внутренние процессы (идеология, экономика) в условиях взаимных
угроз и дипломатических соглашений не играют существенной роли; во-вторых, у
А. Гитлера были стратегические цели, но не было заранее определенного,
выверенного плана их реализации; в-третьих, стремление к гегемонии в Европе
было естественным желанием всей немецкой нации, что было предопределено
историческим прошлым Германии; в-четвертых, отсутствие ясного плана
определяло специфику политической тактики Гитлера – он действовал по мере
возникновения благоприятных условий для усиления позиций своей страны в
мире; в-пятых, Гитлер заручился поддержкой широких масс населения,
выступавших за ликвидацию несправедливых условий Версальского мирного
договора. В целом, концепция, представленная Тейлором в 1961 г., была не
только вызовом устоявшейся системе взглядов на причины и предпосылки
Второй мировой войны, но и противоречила консенсусу между позицией
представителей академического сообщества и решениями Нюрнбергского
трибунала.
Продолжительные и политически ангажированные дискуссии,
сопровождавшие исследование истоков крупнейшего военного конфликта ХХ в.,
стали неотъемлемой частью научной жизни Британии. Первая попытка осмыслить
значение и содержание политики умиротворения, роль Н. Чемберлена и А.
Гитлера в предвоенных событиях, а также и сам феномен нацизма была
осуществлена историками еще в 1940-е гг. и получила название «концепция
виновников» (guilty men), или ортодоксальной концепции. Сторонники данного
подхода, поддерживая У. Черчилля, как главного противника умиротворителей, и
идя вслед за решениями, вынесенными Нюрнбергским трибуналом, полагали, что
вина за развязывание Второй мировой войны лежала на плечах А. Гитлера и иных
«виновников» из числа британских умиротворителей, которые политикой
соглашательства поощряли экспансионистские амбиции Германии.
Долгие годы ортодоксальная концепция, активно поддерживаемая
политической элитой, была единственным вариантом интерпретации
предвоенных событий. Но в 1961 г. книга Алана Джона Персиваля Тейлора
«Происхождение Второй мировой войны» перевернула представление
британского академического сообщества о международной политике кануна
войны и создала условия для продолжительных и ожесточенных научных и
общественных дискуссий. Послав мощный интеллектуальный импульс, Тейлор
способствовал появлению так называемого ревизионистского направления,
которое на протяжении 1960 – 2000-х гг. находилось в постоянном,
непреходящем противоборстве с концепцией ортодоксов, а затем и
неоортодоксов. Личность британского историка до сих пор неоднозначно
оценивается в англоязычной академической среде, однако бесспорным остается
тот факт, что творчество Алана Тейлора и его общественная деятельность стали
беспрецедентным явлением в британской профессиональной и массовой
интеллектуальной культуре ХХ в., оказав влияние не только на развитие
проблемы происхождения Второй мировой войны и коллективную историческую
память о событиях кануна трагедии, но и на осмысление роли историка в жизни
общества. Дух новаторства, стремление внести зримый вклад в науку, особый
язык и форма подачи материала, политический радикализм и тесное переплетение
британских традиционных подходов к историописанию с привлечением
концепций австрийских историков были каркасом той интеллектуальной
матрицы, в рамках которой существовал особый тейлоровский стиль.
Объектом исследования является культурная и интеллектуальная среда
Великобритании ХХ в., определившая процесс профессионального становления и
эволюции взглядов А.Дж.П. Тейлора, а также появление, развитие и
трансформация идей и научных концепций британских профессиональных
историков, вызванная изданием книги «Происхождение Второй мировой войны».
Предмет исследования – процесс профессионального становления и
эволюции научных и общественно-политических взглядов А.Дж.П. Тейлора и
влияние его академического наследия на интерпретацию проблемы истоков
Второй мировой войны в интеллектуальной культуре британского
профессионального исторического сообщества.
Хронологические рамки. Биографический и интеллектуально-
исторический характер исследования обуславливает выделение двух временных
периодов. Хронологические границы, с одной стороны, определяются годами
жизни А.Дж.П. Тейлора с 25 марта 1906 г. по 7 сентября 1990 г., а, с другой
стороны, – годами создания массива исторических трудов, среди которых, во-
первых, книги, оказавшие влияние на становление и трансформацию научных
взглядов историка (конец XIX – первая половина ХХ в.), во-вторых, работы,
отразившие специфику интеллектуальной культуры британского
профессионального исторического сообщества ХХ в., и, в-третьих, издания,
посвященные проблеме происхождения Второй мировой войны (1939 – 2018 гг.).
Территориальные рамки включают в себя Соединенное королевство
Великобритании и Северной Ирландии, однако в силу интеллектуально-
биографического характера исследования, они являются подвижными и выходят
за пределы одной страны.
Степень разработанности темы. В Британии изучение интеллектуальной
истории является одним из важнейших проблемных полей современной

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету