Динамика неформального лидерства в учебной группе пту

📑 255 стр.
📅 2007 год
👀 422 просмотра
3 000 ₽
Стоила эта работа
Татьяна Р. педагогический университет 2004, дошкольное образование, выпускник, кандидат наук
3 000 ₽
Стоила эта работа

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА ………………………………………………… 12
1.1. Лидерство как проблема научного исследования ……………………. 12
1.2. Особенности изучения лидерства в социальной и
педагогической психологии ………………………………………………….. 23
1.3. Психолого-педагогические подходы к изучению
динамики лидерства в учебной группе ПТУ ………………………….. 33
Выводы к главе 1 …………………………………………………………………… 52

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ
НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В УЧЕБНОЙ
ГРУППЕ ПТУ ……………………………………………………………………………… 54
2.1. Обоснование методов исследования ………………………………………. 54
2.2 Социально-психологическая характеристика
учебных групп ……………………………………………………………………….. 62
2.3. Личностные характеристики лидеров разных типов ………………. 79
2.4. Динамика неформального лидерства в учебной группе ………… 125
Выводы к главе 2 ……………………………………………………………………. 150

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА …………………………………………………. 152
3.1. Концептуальная модель структуры руководящего ядра
учебной группы ПТУ ……………………………………………………………. 152
3.2. Программа психолого-педагогической работы
с руководящим ядром учебной группы ПТУ …………………………. 164

3.2.1. Содержание тренинговых занятий с лидерами
учебной группы ПТУ ………………………………………………………. 166
3.2.2. Программа организации самовоспитания лидеров
учебной группы ПТУ ………………………………………………………. 182
3.2.3. Социально-психологический тренинг для лидеров
и других членов учебной группы ПТУ ……………………………… 189
3.2.4. Психолого-педагогическая работа с
инженерно-педагогическими работниками ПТУ
и родителями учащихся …………………………………………………… 194
3.3. Обобщение результатов эксперимента …………………………………… 196
Выводы к главе 3 …………………………………………………………………… 200
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………………………………………. 201
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 204
Приложение А. Методика анализа неформальных коммуникации (АНК) …… 229
Приложение Б. Методика ценностно-мотивационной ориентации ………………. 236
Приложение В. Методика «Мотивационно-потребностная сфера»
(MPS) ………………………………………………………………………………… 244
Приложение Д. Особенности ролевого профиля лидеров
разных типов по методике КЭП …………………………………………. 251
Приложение Ж. Психологические «портреты» лидеров разных типов ………… 253

Актуальность темы. Стратегическими задачами реформирования образования в Украине являются перестройка национального образования, формирование образованной творческой личности, обеспечение приоритетности развития человека, гуманизм, демократизация, приоритетность общественных и духовных ценностей, решение которых требует целенаправленного влияния на учащихся, особенно ПТУ, которые имеют свою специфику [14, 36, 113].
Процесс профессионального становления личности в условиях обучения в профессионально-техническом училище (ПТУ) и приобретение ею социальной зрелости не может быть успешным без учета действующих социально-экономических особенностей, знаний психологических механизмов профессионального становления.
Согласно теории деятельностного опосредования межличностных отношений, совместная деятельность учащихся в ПТУ выступает как коллективообразующий фактор. В соответствии с этим положением целенаправленное формирование учебной группы должно осуществляться, прежде всего, на основе взаимодействия учащихся. Взаимосвязь личностных особенностей и общественно-социальных условий жизнедеятельности позволяет каждому учащемуся занять свое определенное место, приобрести свой статус в коллективе. Особенно важной эта проблема становится в подростковом и юношеском возрасте, в котором собственно и находятся учащиеся ПТУ. Ценности, составляющие глубинный фундамент социально-значимой деятельности в эти годы, образуют внутригрупповые предпочтения и выбор кого-либо из членов группы по признаку референтности. В свою очередь, групповая структура престижа и статуса ее членов определяют так называемых лидеров и аутсайдеров коллектива [157, 183, 197].
Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [98, 99, 119]. Эффективная деятельность группы, в первую очередь, зависит от того, какие отношения сформируются между официальным и неофициальным лидером или лидерами. Зная реально сложившиеся межличностные отношения в группе, педагог получает возможность сориентировать их в нужном ему направлении. С другой стороны, в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, лидер группы способен помочь педагогу в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, исследование общей картины структуры и динамики развития учебной группы не может быть продуктивным без четких представлений об основных социально-психологических характеристиках лидеров.

1. Авершин А.О. Професійна орієнтація й професійний вибір як способи психологічної допомоги людині в умовах економічної кризи // Психолого-педагогічна наука і суспільна ідеологія: Матеріал методологічного семінару Академії педагогічних наук України. – К., 1998. – С. 288-293.
2. Алексєєва М.І. Ціннісно-мотиваційна регуляція громадянської поведінки особистості // Ціннісні орієнтації в громадянському становленні особистості: Науково-методичний збірник. Дрогобич: видавнича фірма „Відродження”, 1998. – С. 7–10.
3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 90-98.
4. Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа: Автотреф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 18 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
6. Андреева Г.М., Донцов А.И., Хараш А.У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности // Межличностное восприятие в группе. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 68 – 85.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 415 с.
8. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. – М., 1987. – 266 с.
9. Анцыферова Л.И. Принципы связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1969. – С. 57-117.
10. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения детского коллектива // Деринг В. Психология школьного класса. Предисловие. – М. – Л., 1929. – С. 3-30.
11. Аркин Е.А Об изучении детского коллектива. – М.: Изд-во Новая Москва, 1927. – 37 с.
12. Артемова Л.В. О характере взаимоотношений среди дошкольников // Коллектив, личность ребёнка, внутриколлективные отношения. – М., 1970. – С. 12–124.
13. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768 с.
14. Астахова В.И. Концептуальные основы модернизации системы образования в Украине // Як нам упорядкувати нашу вищу школу: VIII Міжнар. студ. науч. конф. Харків, 21 квітня 2001. – С. 20.
15. Аунапуу Т.Х. Детерминанты межличностного статуса в коллективе старшеклассников: Автореф. дисс. … канд.психол.наук. – М., 1984. – 184 с.
16. Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. – 1980. – № 6. – С. 62-78.
17. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.. 1980. – 124 с.
18. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепци лидерства. – М.: Мысль, 1978. – 136 с.
19. Балл Г.О. Проблема обгрунтування суспільної ідеології у світлі гуманістичного підходу // Психолого-педагогічна наука і суспільна ідеологія: Матеріали методологічного семінару Академії педагогічних наук України, 12 листопада 1998р. – К.: Гнозис, 1998. – С.28–32.
20. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. – М.: 1985. – С. 9–16.
21. Баштинский А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебно – спортивном коллективе: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 1983. – 17 с.
22. Баштинский А.И. Динамика общения в спортивном коллективе // Вопросы психодиагностического межличностного подсознания и общения: Сборник научных трудов. – Краснодар, 1983. – С. 23-29.
23. Бендас Т.В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп): Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – Л., 1981. – 25 с.
24. Березин Б.А. О влиянии взаимных оценок на взаимоотношения в трудовом коллективе // Социально-психологические и лингинистические характеристики форм общения. – Л., 1970. – С. 52–54.
25. Бех І.Д. Виховання підростаючої особистості на засадах нової методології // Педагогіка і психологія. – 1999. – №3. – С. 5-14.
26. Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. посібник. – К.: ІЗМН, 1998. – 204 с.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету