Динамика образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДИНАМИКИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ
Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ…………………………….. 19
1.1 Генезис исследований образа профессии в системе научного
знания………………………………………………………………….. ……………. 19
1.2 Сущностная характеристика и функции Я-концепции сотрудников
полиции в служебной деятельности……………………………………….. … 33
1.3 Теоретическая модель проявления образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции…………………..……………………… 48
Выводы по первой главе…………………………………………………………. 54
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОБРАЗА
ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ
ПОЛИЦИИ…………………………………………………………………… 56
2.1 Планирование эмпирического исследования………………………………… 56
2.2 Сравнительный анализ динамики образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции………………………………………….. 67
2.3 Факторный и типологический анализ динамики образа профессии в
структуре Я-концепции сотрудников полиции……………………………….. 98
Выводы по второй главе……………………………………………………… 113
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ
Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ…………………………….. 117
3.1 Общая характеристика и экспертный анализ психологических
трудностей развития образа профессии в структуре Я-концепции
сотрудников полиции……………………………………………………… … 117
3.2 Программа развития позитивного образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции………………………………………….. 125
3.3 Результаты реализации программы психологического тренинга развития
позитивного образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников
полиции.…………………………………………………………………………… 131
Выводы по третьей главе………………………………………………………… 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………… 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………….……………………………………… 144
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Слова, имеющие одинаковое или близкое значение со
словом «образ»……………………………………………………………………. 179
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сравнение понятий «образ», «знак» и «символ»…………. 181
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Взгляды ученых на содержание понятия
«профессия»…………………………………………………………………………. 182
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Сущностное понимание феномена Я……………………. … 183
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Основные аспекты изучения проявлений
Я-концепции (по Дж. Капрару, Д. Сервону)…………………………………….. 184
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Показатели методики исследования подсистем образов
себя, профессии и жизни в структуре Я-концепции сотрудников
полиции……………………………………………………… ………………. 185
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Методика самооценки профессионально важных качеств
и свойств личности следователя (Б.А. Ясько, в адаптации
В.С. Агапова и В.Н. Дружининой)…………………………………………… 187
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Анкета изучения психологических трудностей развития
Я-концепции личности сотрудника полиции (В.С. Агапов и
В.Н. Дружинина)………………………………………………………… ….. 190
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Экспертная оценка исследования психологических
средств преодоления трудностей развития Я-концепции личности
сотрудника полиции (В.С. Агапов и В.Н. Дружинина)………………….…. 191
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей
подсистемы образа себя в структуре Я-концепции курсантов 1 курса
(n=70)……………………………………………………………………….. 192
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей
подсистемы образа себя в структуре Я-концепции слушателей 5 курса
(n=70) ……………………………………………………………………… . 193
ПРИЛОЖЕНИЕ Н. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей
подсистемы образа себя в структуре Я-концепции сотрудников
следственных подразделений (n=70)…………………………………….… 194
ПРИЛОЖЕНИЕ П. Динамика показателей подсистемы образа себя в
структуре Я-концепции сотрудников полиции…………………………….. 195
ПРИЛОЖЕНИЕ Р. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей
подсистемы образа жизни в структуре Я-концепции курсантов
1 курса (n=70)……………………………………………………………….. …….. 196
ПРИЛОЖЕНИЕ С. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей
подсистемы образа жизни в структуре Я-концепции слушателей
5 курса (n=70)………………………………………………………………… ……. 197
ПРИЛОЖЕНИЕ Т. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей
подсистемы образа жизни в структуре Я-концепции сотрудников
следственных подразделений (n=70).………………………………………. 198
ПРИЛОЖЕНИЕ У. Динамика показателей подсистемы образа жизни в
структуре Я-концепции сотрудников полиции…………………………….. 199
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф. Динамика показателей подсистемы образа профессии в
структуре Я-концепции сотрудников полиции………………………………. 200
ПРИЛОЖЕНИЕ Х. Динамика корреляционных взаимосвязей показателей
подсистем образов себя, профессии и жизни в структуре Я-концепции
сотрудников полиции………………………………………………………… 201
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц. Корреляционная плеяда межподсистемных взаимосвязей
показателей структуры Я-концепции курсантов (n=70)………………………. 202
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш. Корреляционная плеяда межподсистемных
взаимосвязей показателей структуры Я-концепции слушателей (n=70)……. 204
ПРИЛОЖЕНИЕ Щ. Корреляционная плеяда межподсистемных
взаимосвязей показателей структуры Я-концепции следователей
(n=70)………………………………………………………………………… 206
ПРИЛОЖЕНИЕ Э. Факторная структура Я-концепции сотрудников полиции
(n=210)…………………………………………………………… ………….. 208
ПРИЛОЖЕНИЕ Ю. Факторная структура подсистемы образа профессии
сотрудников полиции (n=210)……………………………………………….. 213
ПРИЛОЖЕНИЕ Я. Корреляционная матрица согласованности показателей
экспертной оценки (n=21) психологических средств преодоления
трудностей развития Я-концепции сотрудников полиции……………………. 215
В первой главе «Теоретические предпосылки исследования динамики
образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции» содержится
историко-теоретический анализ генезиса исследований и методологических
подходов решения проблемы образа профессии и Я-концепции.
Обнаружено, что терминологическое разнообразие трактовки понятия
«образ» имеется в подходах как зарубежной (структурный, психоаналитический,
аналитической психологии, когнитивный, социально-когнитивный), так
и в отечественной (психосемиотический, психосемантический, деятельностный)
психологии. Особое внимание в психологии труда уделяется изучению образа
профессии с учетом специфики требований конкретной профессии, установлению
психологических детерминант развития данного феномена как регулятора
профессиональной деятельности субъектов труда.
Вдиссертационномисследованиирассмотренызарубежные
(символическийинтеракционизм,психодинамический,гуманистический,
нарративный) и отечественные (содержательный, структурный, динамический,
функциональный, деятельностный, интегративный) подходы к исследованию
Я-концепции. Раскрыты сущностные признаки Я-концепциии: осознанность,
рефлективность, осмысленность, целостность, социальность, принадлежность
субъекту и интенциональность. Рассмотрены функции Я-концепции в служебной
деятельности сотрудников полиции (системообразующая, адаптационная,
интерпретационная, репрезентационная, регулирующая и эмоционально-
оценочная).
Представлена теоретическая модель Я-концепции сотрудников полиции,
отражающая ее структуру с анализируемыми подсистемами (Рисунок 1). Она
интегрирует и выражает динамическое взаимодействие показателей следующих
подсистем: образа себя (оценка и представления субъектов о своих качествах),
образа профессии (оценка и представления субъектов о себе как профессионале,
рефлексия служебной деятельности) и образа жизни (оценка и представления
субъектов о себе как профессионале в отношениях со средой).
Во второй главе «Эмпирическое исследование динамики образа профессии
в структуре Я-концепции сотрудников полиции» изложено планирование
эмпирического исследования с описанием комплекса используемых методик;
представлены результаты сравнительного, факторного и типологического анализа
эмпирического массива.
Показатели подсистемы образа себя имеют следующие высокозначимые
различия: для курсантов характерен высокий уровень аутосимпатии, ожидаемого
отношения от других, самоинтерес, вербального непроявления несовершенства,
доверчивость, практичность, мечтательность, наивность, социабельность и
расслабленность; у слушателей значимо возрастают показатели глобальной
шкалы самоотношения, самоуважения, отношения других, самопринятия,
самопонимания, личностного самообладания, общего уровня самообладания,
моделирования, общего уровня саморегуляции, общительности, интеллекта,
недобросовестности, смелости и самоконтроля и снижаются значения показателей
Я-концепция
Подсистема образа себя
Глобальное самоотношение
Личностные чертыСамоуважение
Саморегуляция
Аутосимпатия
Самостоятельность
ГибкостьОжидаемое отношение от других
Оценивание результатовСамоинтерес
ПрограммированиеСамоуверенность
Отношение других
МоделированиеСамопринятие
ПланированиеСомопоследовательность
Вербальное непроявление
несовершенстваСамообвинение
Поведенческое непроявлениеСамопонимание
несовершенства
Личностное самообладание
Демонстрация совершенства
СамоэффективностьСобытийное самообладание
Самообладание Экзистенциональное
самообладание
Подсистема образа профессии
Факторы привлекательности профессии
Активность Я-реальное в профессииИнформационная основа
деятельности
Конформизм в профессииМотивация и целеполагание
деятельности
Доминирование в профессииПринятие решения и
осуществление деятельности
Альтруистичность в профессииРефлексия деятельности
Властность в профессии
Дружелюбность в профессии
Самостоятельность
в профессии
Зависимость в профессии
Агрессивность в профессии
Подчиняемость в профессииПодозрительность в профессии
Подсистема образа жизни
ПозитивноеНапряжѐнность и
Признаки, сопровождающие основную
мировосприятие чувствительность
психоэмоциональную симптоматику
Локус контроля
Изменение настроения
Удача
СамооценкаЗначимость социального окружения
СправедливостьСамооценка здоровья
Доброжелательность мираСтепень удовлетворенности
Принятие рискаповседневной деятельностью
КонтрольСоциальный самоконтроль
Родственная Я-концепция
ВовлеченностьНезависимая Я-концепция
ЖизнестойкостьКоллективная Я-концепция
Негативные эмоцииФокус внимания
СамоконтрольКаузальная атрибуция
НапряженностьТолерантность к противоречиям
ОптимистичностьВосприятие изменений
ПоддержкаАналитичность / Холистичность
ОбщениеРабота
Здоровье
Личные достижения
Рисунок 1 – Теоретическая модель Я-концепции сотрудников полиции
–демонстрациисовершенства,мечтательности,самоуверенностии
напряженности; у следователей обнаружены высокие значения в эмоциональной
устойчивости и низкой демонстрация совершенства.
Установлено, что показатели подсистемы образа профессии имеют
высокозначимые различия в выборках курсантов и следователей (Таблица 1).
Таблица 1 – Динамика показателей подсистемы образа профессии в
структуре Я-концепции сотрудников полиции
Показатель1 курс5 курсСледователиt-критерий
(n = 70)(n = 70)(n = 70)1и51 курс5 курс
курси следователи и следователи
1. Информационнаяоснова
12,2512,1119,120,27–8,58**–8,81**
деятельности
2. Принятийрешенийи
27,9526,0516,472,41*17,72**14,49*
осуществление деятельности
3. Общий уровень рефлексии
57,7254,7752,512,09*4,02**1,68
деятельности
Я-реальное в профессии
4. Властность8,458,258,111,97*2,32*0,47
5. Самостоятельность6,947,177,18–1,96*–2,09*–0,04
Я-идеальное в профессии
6. Властность8,458,478,21–0,062,01,96*
7. Подчиняемость6,426,126,241,98*0,77–0,06
8. Альтруистичность5,515,705,98–0,97–1,97*–0,29
Идеальный образ профессии следователя
9. Агрессивность8,588,088,041,721,96*0,14
10. Дружелюбность8,378,728,22–1,520,622,06*
11. Альтруистичность4,985,275,67–1,13–2,38*–1,33
12. Конформизм33,9935,534,89–3,43**–2,21*1,37
Примечание: уровень значимости* p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01.
В выборке курсантов (n = 70) наибольшее количество корреляций (3)
выявлено у общего показателя рефлексии деятельности. Установлена наиболее
тесная – между принятием решений и общим уровнем рефлексии деятельности, а
наименее тесная связь между агрессивностью и зависимостью идеального образа
профессии следователя (уровень значимости p ≤ 0,05). Им свойственно: высокая
подчиняемость, усмотрение положительных факторов привлекательности
профессии, высокий уровень рефлексии деятельности, низкая возбудимость.
У слушателей (n = 70) наибольшее количество корреляций (3) выявлено
у общего показателя рефлексии деятельности и подозрительности Я-идеального
в профессии. Наиболее тесная связь обнаружена между принятием решения и
общим уровнем рефлексии деятельности (p ≤ 0,05), а наименее тесная – между
зависимостью и альтруизмом Я-реального в профессии. Характерным для них
являются:подчиняемость,изменениеположительныхфакторов
привлекательности профессии на отрицательные, адекватный анализ себя и своей
служебной деятельности.
В выборке следователей (n = 70) наибольшее количество корреляций (4)
выявлено у показателя самостоятельности в идеальном образе профессии
следователя. Наиболее тесная связь установлена между самостоятельностью и
подозрительностью, а наименее тесная – между агрессивностью и конформизмом
идеального образа профессии следователя (p ≤ 0,05). В наибольшей степени у них
проявляются: высокая рефлексия деятельности, привлекательность профессии;
адекватная оценка отрицательных факторов служебной деятельности;
подчиняемость и властность, обусловленные соблюдением служебной
субординации.
Обнаружены высокие значения показателей агрессивности (в выборке
курсантов), дружелюбия, конформизма (в выборке слушателей) и альтруизма
(в выборке следователей) в идеальном образе профессии следователя.
Подсистема образа жизни значимо отличается по показателям
в выборках курсантов и слушателей. Для курсантов характерно наличие высоких
значений по показателям: социального самоконтроля, взаимозависимой
Я-концепции, работы, фокуса внимания, каузальной атрибуции, толерантности
к противоречиям, восприятия изменений и поддержки; в выборке слушателей
пиковые значения имеют показатели напряженности и чувствительности, степени
удовлетворенности качеством жизни, негативных эмоций, самооценки, удачи,
локуса контроля и позитивного мировосприятия; следователи отличаются
значимыми показателями работы, социального окружения, взаимозависимой
Я-концепции, личными достижениями и общением. Наибольшее количество
связей установлено по показателям: жизнестойкость и работа (курсанты),
жизнестойкость (слушатели) и позитивное мировосприятие (следователи).
Описаны результаты анализа динамики взаимосвязей показателей
подсистем образов себя профессии и жизни в структуре Я-концепции
сотрудников полиции (Таблица 2). Выявленные изменения конфигураций связей
показателей обнаруживают рост их интегрированности и усложнение структуры
Я-концепции в зависимости от стажа служебной деятельности.
Доминирующими показателями факторной структуры Я-концепции
сотрудников полиции являются: у первого фактора – позитивное
мировосприятие и жизнестойкость; второго фактора – личные достижения и
здоровье. Третий по степени важности фактор образован саморегуляцией и
моделированием. Четвертый фактор обладает высокой факторной нагрузкой
самостоятельности и подчиняемости. Высокие значения по пятому фактору
обнаружены у показателей эмоциональной устойчивости и смелости.
В факторную структуру подсистемы образа профессии (Таблица 3) вошли:
фактор властных полномочий (18 %) – имеет значимые проявления
подозрительности,агрессивности,зависимости,подчиняемости,
самостоятельности и властности Я-реального; фактор – негативных сторон
профессии (15 %), который отражает проявление в служебной деятельности
показателей, влияющих на работоспособность сотрудников. В структуру данного
фактора вошли: большой рабочий день, переутомление, вызванное работой, и
небольшая заработная плата; фактор привлекательности профессии (14 %).
Последний включает следующие высокозначимые показатели: работа с людьми,
важнейшая для общества профессия, соответствие работы способностям и
характеру сотрудника; фактор рефлексии деятельности (10 %). Здесь выявлены
значимые показатели общего уровня рефлексии деятельности, принятия решения
и осуществления деятельности. Пятый фактор – безинициативность (8 % )
– включает показатели доминантности, властности и активности.
Таблица 2 – Динамика межподсистемных взаимосвязей показателей структуры Я-концепции сотрудников полиции
Курсанты (n = 70)Слушатели (n = 70)Следователи (n = 70)
Общий уровень самообладания (образЭмоциональная устойчивость (образ себя) связана сДемонстрация совершенства (образ себя) связана с
себя) связан с властностью иагрессивностью,подозрительностью,зависимостью,агрессивностью и дружелюбием Я-реального (образ
агрессивностьюЯ-идеальноговдружелюбием и альтруизмом Я-реального в профессии,профессии),признаками,сопровождающими
профессии(образпрофессии),властностью,агрессивностью,подозрительностью,основную психоэмоциональную симптоматику,
самоуважением,каузальнойдружелюбием, альтруизмом и доминированием Я-родственной Я-концепцией, работой, личными
атрибуцией,толерантностьюкидеального в профессии, властностью и альтруизмомдостижениями,здоровьем,общением,
противоречиям,общимбалломидеального образа следователя (образ профессии);оптимистичностью, напряженностью, самооценкой,
аналитичности/холистичности,родственной Я-концепцией, восприятием изменений,негативными эмоциями и удачей (образ жизни).
доброжелательностью мира, удачей иобщением, контролем, самооценкой, локусом контроля,Общий уровень рефлексии деятельности (образ
позитивным мировосприятием (образпозитивным мировосприятием (образ жизни).профессии)связан:снапряженностьюи
жизни).Агрессивность идеального образа следователя (образчувствительностью, признаками, сопровождающими
Общийуровеньрефлексиипрофессии) связана с коллективной Я-концепцией, работой,основную психоэмоциональную симптоматику,
деятельности (образ профессии)личными достижениями, поддержкой, напряженностью,самооценкой здоровья, степенью удовлетворенности
связан с значимостью социальногожизнестойкостью, вовлеченностью, контролем, признаками,повседневнойдеятельности,родственной
окружения, самооценкой здоровья,сопровождающимиосновнуюпсихоэмоциональнуюЯ-концепцией, толерантностью к противоречиям,
жизнестойкостью, вовлеченностью,симптоматику, самооценкой, локусом контроля иобщимбалломаналитичности/холистичности,
контролем,доброжелательностьюпозитивным мировосприятием (образ жизни).работой и личными достижениями (образ жизни).
мира,справедливостью,Негативныеэмоции(образ жизни)связанысТолерантность к противоречиям (образ жизни)
самооценкой, удачей и позитивнымсамоуважением, самоуверенностью, отношением других,связанс:глобальнымсамоотношением,
мировосприятием (образ жизни).событийным самообладанием, вербальным непроявлениемсамоуважением, ожидаемым отношением от других,
Независимая Я-концепция (образнесовершенства, конформностью-доминантностью (образсамоинтересом,экзистенциональным
жизни) связан с аутосимпатией,себя), властностью и доминированием Я-реального всамообладанием,вербальнымнепроявлением
самопоследовательностью,профессии,агрессивностью,дружелюбностьюинесовершенства, программированием, оцениванием
экзистенциональнымдоминированием Я-идеального в профессии (образрезультатов,гибкостью,общимуровнем
самообладанием,оцениваниемпрофессии);саморегуляции, общительностью, интеллектом,
результатов,самостоятельностью,Самооценка (образ жизни) связана с самоуважением,эмоциональнойустойчивостью(образсебя),
расслабленностью-напряженностьюличностнымсамообладанием,общимпоказателеминформационной основой деятельности, общим
(образсебя),зависимостьюисамообладания, экзистенциональным самообладанием,уровнемрефлексиидеятельности
альтруизмомЯ-идеальноговпланированием,эмоциональнойустойчивостью,подозрительностью и доминированием Я-реального
профессии,изависимостьюжесткостью-мягкосердечностью(образсебя),в профессии, зависимостью идеального образа
идеального образа следователя (образсамостоятельностьюЯ-реальноговпрофессии,следователя (образ профессии)
профессии)агрессивностью, подозрительностьюи альтруизмом
идеального образа следователя (образ профессии)
Таблица 3 – Факторная структура показателей подсистемы образа профессии
в структуре Я-концепции сотрудников полиции (n = 210)
ПоказательФактор
1 (18 %)2 (15 %)3 (14 %)4 (10 %)5 (8 %)
1. Принятие решений и осуществление
–0,035–0,185–0,190,664*–0,239
деятельности
2. Общий уровень рефлексии деятельности0,060,10,0490,836*–0,025
3. Важнейшая для общества профессия–0,1110,2280,572*0,0540,041
4. Работа с людьми0,02–0,1880,613*0,115–0,024
5. Работа соответствует моему характеру0,081–0,3450,555*–0,1970,114
6. Работа вызывает переутомление–0,053–0,546*–0,0270,3220,135
7. Большой рабочий день–0,077–0,579*–0,0080,2830,145
8. Работа соответствует моим способностям–0,1570,2020,560,0740,018
9. Небольшая заработная плата–0,0690,518*0,2380,1270,146
10. Властность (Я-реальное в профессии)0,519*0,006–0,040,04–0,554*
11. Самостоятельность (Я-реальное в
0,59*0,0780,0110,009–0,446
профессии)
12. Агрессивность (Я-реальное в профессии)0,771*–0,0090,013–0,0260,021
13. Подозрительность (Я-реальное в профессии)0,832*–0,095–0,0010,0570,079
14. Подчиняемость (Я-реальное в профессии)0,657*0,091–0,092–0,037–0,024
15. Зависимость (Я-реальное в профессии)0,704*0,082–0,0050,006–0,019
16. Доминирование (Я-реальное в профессии)–0,1720,0730,0060,05–0,782*
17. Активность (Я-реальное в профессии)0,102–0,0250,1040,133–0,621*
Exp.var – собственное значение переменной3,662,912,52,622,55
Примечание: * отмечены показатели имеющие факторную нагрузку выше значения 0,5.
Результаты факторного анализа методом поворота решения Varimax
и апостериорного сравнения по методу Тюке подтвердили выделение типов
проявления образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции по
качественной специфике обнаруженных факторов (Таблица 4). Факторный анализ
объясняется 67,5 % дисперсией данных по методу поворота решения Varimax.
Определено распределение численности исследуемых респондентов
по выявленным типам проявления образа профессии. В выборке курсантов
присущ безынициативный тип образа профессии (62 %); для слушателей таковым
является властный тип (66 %); для следователей (n = 70) свойственно
преобладание рефлексивного типа проявления образа профессии (58 %).
В третьей главе «Экспериментальное исследование развития позитивного
образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции» отражены
материалы разработанной программы развития позитивных образов себя,
профессии и жизни в структуре Я-концепции сотрудников полиции
и представлены результаты применения программы психологического тренинга
в условиях формирующего квазиэксперимента.
Установлены психологические барьеры развития структуры Я-концепции
сотрудников полиции. Динамика проявления барьера риска и личной инициативы
носит скачкообразный характер (к 5 курсу установлен рост, а к моменту
осуществления служебных обязанностей следователями наблюдается его
значительное снижение); проявление барьера достижения – снижается; пиковое
значение барьера автономности выявлено в выборке слушателей 5 курса.
Таблица 4 – Психологические различия проявления типов образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников
полиции (n = 210)
Тип%Психологические особенности проявления
выборки
СпецифическиеПоложительныеОтрицательные
1. Властный32В представлениях об образе профессииСоблюдение установленной служебнойНаличие чрезмерной подозрительности,
(n = 68)доминируютподозрительность,субординации, способность справляетсяможет превышать пределы своих
агрессивность, зависимость, при этомсруководствомследственно-полномочий
проявляетсясамостоятельностьиоперативнойгруппойиумение
властностьвоздействоватьнанекорректное
поведениеподозреваемыхили
обвиняемых
2. Негативный20СущественноедоминированиеНаличие психологической готовности кПроявляется только негативность в
(n = 42)негативных сторон профессии (большойотдельным трудностям и лишениям,служебной деятельности, что снижает
рабочий день, сильное переутомление ипредусмотреннымслужебнойуровеньработоспособности,
низкая заработная плата определяютдеятельностьюкачественноеосуществление
негативизм)возложенных служебных обязанностей,
атакжеявляетсяпричиной
межличностныхконфликтовс
руководителями
3. Привлекательный19Соответствие выполняемой работыУдовлетворенностьпрофессией,Необходимостьсоответствовать
(n = 40)характеру и способностям сотрудника,качественное выполнение служебныхвысшим стандартам и ожиданиям
важность профессии для общества иобязанностей, а также благополучностьдругих людей
работа с людьмиэтой деятельности в целом
4. Рефлексивный17Проявляется в преобладании рефлексииСпособностькэффективномуЧрезмерная рефлексия приводит к
(n = 35)деятельности, при принятии решений иосуществлениюслужебныхбесцельному самоанализу, который
их осуществленииобязанностей благодаря реализациирастягиваетсявовремени,
рефлексии,постоянноежеланиесопровождаетсявыраженными
улучшить себя как профессионаланегативными эмоциями
5. Безынициативный12В наибольшей степени выраженоОтсутствие превышения должностныхОтсутствиеинициативывходе
(n = 25)отсутствие активности, властности иполномочий,невыполнениерасследованияуголовныхдел,
доминантностидополнительной нагрузки в ущерб себенеготовность браться за сложные,
и своей жизнибесперспективные или резонансные
уголовные дела; выполнение роли
статиста в служебном коллективе
Показано, что основной психологической трудностью развития подсистемы
образа себя в структуре Я-концепции для курсантов (n = 32) выступает неумение
распределять время; слушателей (n = 32) – недостаточное личное самообладание
и проблема самооценки; следователей (n = 32) – неумение распределять свое
время.
Обнаружены психологические трудности развития образа профессии
в структуре Я-концепции. В выборке курсантов таковыми являются ощущение
перегрузки при выполнении служебных обязанностей и отсутствие позитивных
установок о профессии; для слушателей – подозрительность и перегрузка;
у следователей – перегрузка и высокая зависимость от работы.
Психологическими трудностями развития подсистемы образа жизни
у курсантов являются влияние работы на личную жизнь и стрессогенные факторы
служебной деятельности; для слушателей это негативные эмоции и неумение
принимать решения; для следователей – влияние работы на личную жизнь
и негативные эмоции.
Самооценка развития профессионально важных качеств и свойств личности
свидетельствует о том, что курсанты выделяют наличие у себя эмоциональной
устойчивости, в том числе при принятии ответственных решений,
и уравновешенность (блок эмоционально-волевых особенностей). Ими были
высоко оценены их способности к взаимодействию и эрудированность (блок
коммуникативных и речевых особенностей), ответственность за поступки
и правовая компетентность (блок работоспособность). Слушатели отметили
у себя наличие таких качеств, как умение общаться, в том числе в конфликтной
ситуации, ораторские способности, способность располагать к себе,
организаторские способности, способность к планированию, ответственность,
развитое правосознание и правовую компетентность.
Наиболее необходимымипрофессионально важными качествами
и свойствами личности следователя определены: способность устанавливать
причинные связи, способность к всестороннему и аргументированному анализу
материала, интеллектуальные способности в целом (блок мыслительных
особенностей); устойчивость, переключаемость и концентрация внимания (блок
особенностей внимания); интуиция, способность к воссозданию образов по
словесному описанию (блок имажинитивных особенностей); многоаспектная
наблюдательность, умение находить изменения в объекте (блок особенностей
наблюдательности). Среди мнемических средств запоминания ими были
определены: способность вспоминать старый материал, особая память на
внешность и поведение. В эмоционально-волевых особенностях следователи
отдали приоритет способности решать задачи в условиях стресса, эмоционально-
волевой устойчивости, способности брать на себя ответственность. Следователи
отметили наличие у себя таких качеств, как коммуникативные способности,
умениерасполагатьксебе;работоспособность,выраженнаяв
дисциплинированности, ответственности за поступки и развитое правосознание.
Разработанная программа развития всех подсистем сложной структуры
Я-концепции сотрудников полиции построена из трех блоков. Они выражают
морально-психологическую работу с подсистемами структуры Я-концепции
сотрудников полиции. Каждый блок имеет свои задачи и способы их реализации.
В формирующем квазиэксперименте, при реализации психологического
тренинга добровольно приняли участие 17 курсантов с безынициативным типом
проявления образа профессии в структуре Я-концепции. Для данного типа
специфическим является высокая степень выраженности властности,
доминантности и отсутствия активности. Установлено, что значения показателей
подсистемы образа профессии: общий уровень рефлексии, мотивация
и целеполагание, принятие решений и осуществление служебной деятельности;
самостоятельность, доминирование, конформизм и активность – имеют рост,
а агрессивность и зависимость – снижаются (Таблица 5). На более высоком
уровне (p ≤ 0,01) обнаружены изменения по показателям: информационной
основыдеятельности,властности,подозрительности,подчиняемости,
дружелюбия и альтруизма.
Таблица 5 – Динамика показателей подсистемы образа профессии
в структуре Я-концепции курсантов с безынициативным типом (n = 17)
в условиях формирующего квазиэксперимента
ПоказательСреднееUU КритическоеU Критическое
допослеЭмпирическое
1. Информационная основа11,411,722,5611
деятельности
2. Мотивация и целеполагание1621,40,5**611
3. Принятий решений и26,330,95,5**611
осуществление деятельности
4. Общий уровень рефлексии53,765,71,5**611
деятельности
Я-реальное в профессии
5. Властность8,110,47*611
6. Самостоятельность810,92**611
7. Агрессивность7,3615,5611
8. Подозрительность76,115,5611
9. Подчиняемость6,16,323,5611
10. Зависимость4,321**611
11. Дружелюбность9,39,720,5611
12. Альтруистичность5,15,420,5611
13. Доминирование2,92,924611
14. Конформизм2,13,19,5*611
15. Активность10,415,36**611
Примечание: уровень значимости *p ≤ 0,05, **p ≤ 0,01
Анализ динамики показателей на основе проведенного тестирования
до и после реализации программы психологического тренинга развития
позитивного образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции
позволяет утверждать о ее эффективности.
В заключении обозначены дальнейшие перспективы исследования
по проблеме развития позитивного образа профессии в структуре Я-концепции
сотрудников полиции. В диссертационном исследовании подтверждается новизна
положений, выносимых на защиту, и представлены следующие выводы:
1. Раскрыт генезис исследований феномена образа профессии в
философских, социологических и психологических подходах, проанализированы
сложившиеся методологические позиции зарубежной и отечественной
психологии построения теоретических основ Я-концепции личности,
рассмотрены ключевые понятия проблемного поля диссертации «образ», «образ
себя», «образ профессии», «образ жизни», «Я-концепция» и их сущностные
признаки.
2. Определено, что Я-концепция сотрудника полиции объединяет
в образные подсистемы его осознанные самооценочные представления о своих
физических, психологических и профессиональных качествах, проявляющихся
в труде и жизни. Продуктом отображения личностью своих представлений о себе
как профессионале и рефлексии служебной деятельности является образ
профессии.
3. Разработана теоретическая модель структуры Я-концепции сотрудников
полиции, выражающая динамическое взаимодействие показателей подсистем
образов себя, профессии и жизни, что расширяет возможности прикладной
психологии труда в преодолении возникающих психологических барьеров
и трудностей развития изучаемых феноменов у субъектов служебной
деятельности.
4. Проведен сравнительный анализ качественной специфики динамики
значимых различий внутриподсистемных взаимосвязей показателей структуры
Я-концепции в выборках сотрудников полиции. В подсистеме образа себя
выявлено следующее в выборках: курсантов – наиболее тесная положительная
связь между самоуважением и общим уровнем саморегуляции, наибольшее
количество связей у показателя глобального самоотношения; слушателей
– наиболее тесная положительная связь между глобальным самоотношением
и самоуверенностью, наибольшее количество связей у показателей глобального
самоотношения и общего показателя самообладания; следователей – наиболее
тесная зависимость между самоуважением и ожидаемым отношением от других,
наибольшее количество связей у показателя общего уровня саморегуляции.
Подсистема образа профессии имеет следующие взаимосвязи показателей
в выборках: курсантов – наиболее тесная положительная связь между
агрессивностью и зависимостью в идеальном образе профессии следователя,
общий показатель рефлексии деятельности имеет наибольшее количество связей;
слушателей – наиболее тесная положительная связь между зависимостью
и альтруизмом реального Я в профессии; имеют наибольшее количество связей
– общий показатель рефлексии деятельности и подозрительность идеального Я
в профессии; следователей – наиболее тесная положительная связь установлена
между самостоятельностью и подозрительностью, наибольшее количество связей
у показателя самостоятельности в идеальном образе профессии. Наиболее
значимыми факторами привлекательности профессии в общей выборке являются
работа с людьми (положительный фактор) и большой рабочий день
(отрицательный фактор).
В подсистеме образа жизни выявлены следующие взаимосвязи показателей
в выборках: курсантов – между работой и негативными эмоциями, наибольшее
количество связей имеют показатели жизнестойкости и работы; слушателей –
наиболее тесная связь установлена между родственной Я-концепцией
и толерантностью к противоречиям, наибольшее количество связей имеет
показатель жизнестойкости; следователей – наиболее тесная связь установлена
между вовлеченностью и справедливостью, наибольшее количество связей
у показателя позитивного мировосприятия.
5. Динамика межподсистемных взаимосвязей показателей в структуре
Я-концепции сотрудников полиции показывает ее усложнение и рост
интегрированности в зависимости от стажа служебной деятельности.
Обнаружено, что изменяются показатели, имеющие наибольшее количество
связей в структуре Я-концепции сотрудников полиции в выборках: курсантов –
рефлексия служебной деятельности (образ профессии); слушателей –
эмоциональная устойчивость (образ себя); следователей – толерантность
к противоречиям (образ жизни).
6. Установлена факторная структура Я-концепции в общей выборке
сотрудников полиции, включающая факторы жизнестойкости, субъективного
благополучия, самоуправления, идеальных представлений об образе профессии
и эмоциональной стабильности. В факторной структуре образа профессии
следователя обнаружены факторы властных полномочий, негативных сторон
и привлекательности профессии, рефлексии деятельности и безынициативности.
7. Создана типология проявления образа профессии в структуре
Я-концепциисотрудниковполициисописаниемсодержательных
психологических характеристик следующих выделенных типов: властного,
негативного, привлекательного, рефлексивного и безынициативного. Наиболее
распространены в общей выборке сотрудников полиции – властный (32 %),
в выборке курсантов – безынициативный (62 %), у слушателей – властный
(66 %), в выборке следователей – рефлексивный (58 %) типы проявления образа
профессии в структуре Я-концепции.
8. Выявлены психологические барьеры и трудности развития подсистем
образов себя, профессии и жизни в структуре Я-концепции сотрудников полиции
и осуществлена экспертная оценка психологических средств их преодоления.
В общей выборке определены следующие психологические барьеры: риска,
достижения, автономности и инициативы. Психологическими трудностями
развития образа себя являются: неумение распределять время (в выборке
курсантов и следователей) и недостаточное самообладание (в выборке
слушателей); образа профессии: ощущение перегрузки при выполнении
служебных обязанностей (в выборке курсантов и следователей) и
подозрительность (в выборке слушателей). Среди трудностей развития образа
жизни обнаружены: влияние работы на личную жизнь (в выборке курсантов и
следователей) и негативные эмоции (в выборке слушателей). По мнению
психологов-экспертов, наиболее продуктивным способом для преодоления
выявленных психологических барьеров и трудностей является программа
психологического тренинга развития позитивного образа профессии в структуре
Я-концепции.
9. Обоснована программа развития позитивных образов себя, профессии
и жизни в структуре Я-концепции сотрудников полиции с учетом выявленных
эмпирических фактов, а также воплощена в практике экспериментальная
программа психологического тренинга развития позитивного образа профессии
в структуре Я-концепции у курсантов с безынициативным типом проявления
изучаемого феномена.
Предложены научно-практические рекомендации для психологов
системы органов внутренних дел, направленные на развитие позитивного образа
профессиивструктуреЯ-концепциисотрудниковполициии
предусматривающие:
использованиеэкспериментальнойпрограммыпсихологического
тренинга развития позитивного образа профессии в структуре Я-концепции
сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России (для
курсантов,слушателей,обучающихсяпонаправлениюподготовки
предварительное расследование) и следственных подразделениях;
проведение индивидуального психологического консультирования по
вопросам преодоления барьеров и трудностей развития Я-концепции
следователей;
включение в планы мероприятий морально-психологической работы
с личным составом проведение психологического тренинга развития
компетентности во времени и самоорганизации для курсантов и следователей;
проведение дополнительных занятий по морально-психологической
подготовке с личным составом, направленных на развитие необходимых
профессионально важных качеств, выявленных в ходе эмпирического
исследования;
подготовку проекта документов, регламентирующих присуждение
премий МВД России и проведение творческих конкурсов по созданию
позитивного образа следователя у населения в современной художественной
литературе, фильмах и средствах массовой информации;
организацию ежеквартальных встреч, круглых столов для курсантов
и слушателей образовательных организаций системы МВД России, обучающихся
по направлению подготовки «предварительное расследование», с выдающимися
следователями, имеющими профессиональный опыт работы и (или) являющимися
победителями конкурса «Лучший по профессии»;
включение в тематический план учебной дисциплины «юридическая
психология», преподаваемой у курсантов, обучающихся на факультете
предварительного расследования, занятия по теме «Психология позитивного
образа профессии следователя».
Перспективу дальнейших научных исследований составляют:
системное изучение факторов развития подсистем образа себя, образа
профессии и образа жизни в структуре Я-концепции;
разработка методики психодиагностики проявления образа профессии
в структуре Я-концепции сотрудников полиции для установления его типа
проявления;
обоснование путей совершенствования программ психологической
и профессиональной подготовки, повышения квалификации кадрового аппарата
следственных подразделений системы МВД России.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В
СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
Научные труды, освещающие основное содержание диссертации,
опубликованные в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК при
Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации:
1. Дружинина, В.Н. Рефлексия образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции / В.Н. Дружинина // Вестник Московского
университета МВД России. – 2019. – № 4. – С. 291–296 (0,56 п.л.).
2. Дружинина, В.Н. Специфика представлений об образе профессии в
структурепрофессиональнойЯ-концепциисотрудниковполиции
/ В.Н. Дружинина // Прикладная психология и педагогика. – 2019. – №. 4.
– С. 10–23 (0,81 п.л.).
3. Дружинина,В.Н.Взаимосвязьнаправленностиличностии
привлекательности профессии сотрудников полиции / В.Н. Дружинина // Вестник
Московского университета МВД России. – 2020. – № 6. – С. 314–317 (0,62 п.л.).
4. Дружинина, В.Н. Методология исследования динамики образа
профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции / В.Н. Дружинина,
В.С. Агапов // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – № 1.
– С. 11–14 (0,37 п.л./ 0,25 п.л.).
Научные труды, опубликованные в иных изданиях:
5. Дружинина, В.Н. Психологическая структура образа профессии
сотрудника органов внутренних дел [Электронное издание] / В.Н. Дружинина
//сборник материалов Международной научно-теоретической конференции,
Ростов-на-Дону, 29 марта 2019 г. / отв. ред. В.Б. Рожковский. – Ростов н/Д: ВО
РЮИ МВД России, 2019. – Электрон. дан. (1 Мб). – 1 электрон. опт. диск (DVD-R).
– С.106–113 (0,37 п.л.).
6. Дружинина, В.Н. Структура и функции Я-концепции сотрудника полиции
/ В.Н. Дружинина // Актуальные проблемы психологии правоохранительной
деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2019):
Материалы международной научно-теоретической конференции. Санкт-
Петербург, 25 апреля 2019 г. / под ред. Ю.А. Шаранова, В.А. Шаповала; сост.
И.Ю. Кобзев. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019.
– С. 118–120 (0,25 п.л.).
7. Дружинина, В.Н. Специфика направленности личности курсантов
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / В.Н. Дружинина //
Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 1. – С. 13–15
(0,43 п.л.).
8. Дружинина, В.Н. Основные научные подходы к исследованию
Я-концепции сотрудников полиции / В.Н. Дружинина // Актуальные проблемы
профессиональной социализации субъекта жизни / под общ. ред. В.С. Агапова,
Т.А. Головятенко, Н.Н. Красноштановой и Д.П. Сидоренко. – М.; Рязань: ЛюМо,
2019. – С. 104–108 (0,24 п.л.).
9. Дружинина, В.Н. Эмпирический анализ образа профессии и образа
Я сотрудников полиции / В.Н. Дружинина // Благополучие и безопасность
в условиях социальных трансформаций: сборник научных трудов
X Международного симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред.
Е.Б. Перелыгина, О.Ю. Зотова, А.В. Дроздова, Л.В. Тарасова. – Екатеринбург:
Гуманитарный университет, 2019. С.28–35 (0,43 п.л.).
10. Дружинина,В.Н. Генезисисследования образапрофессии
в психологической науке / В.Н. Дружинина // Вопросы совершенствования
правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества
и практики: сборник статей II ежегодной Всероссийской конференции молодых
ученых. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,
2019. – С. 330–333 (0,31 п.л.).
11. Дружинина, В.Н. Новый подход к стрессоустойчивости сотрудников
полиции и образ профессии (зарубежный опыт) / В.Н. Дружинина, Е.Б. Кужевская
// Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 4. – С. 37–41
(0,25 п.л./ 0,18 п.л.).
12. Дружинина, В.Н. Параметры рефлексии служебной деятельности
сотрудников полиции. / В.Н. Дружинина // Публичное/частное в современной
цивилизации: материалы XXII российской научно-практической конференции
(с международным участием), 16–17 апреля 2020 г. / ред. Л.А. Закс [и др.].
– Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. – С. 351–356 (0,5 п.л.).
13. Дружинина, В.Н. Эмпирический анализ рефлексии служебной
деятельности сотрудников полиции/ В.Н. Дружинина // Публичное/частное
в современной цивилизации: сборник научных трудов XXII российской научно-
практической конференции (с международным участием), 16–17 апреля 2020 г.
/ ред. Л.А. Закс [и др.]. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020.
– С. 351–356 (0,5 п.л.).
14. Дружинина, В.Н. Социально-психологическая характеристика образа
жизни сотрудника полиции / В.Н. Дружинина // Актуальные проблемы
психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии
(Васильевские чтения – 2020): материалы международной научно-теоретической
конференции, Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 г. / под ред. Ю.А. Шаранова,
Н.А. Гончаровой; сост. И.Ю. Кобзев. – СПб.: Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2020. – С. 166–170 (0,37 п.л.).
15. Дружинина, В.Н. Программа и методики исследования динамики образа
профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции: Учебно-
методическое пособие / В.Н. Дружинина; под. ред. проф. В.С. Агапова. – Рязань:
ИП Коняхин А.В (book Jet), 2020 – 94 с. (6 п.л.).
16. Дружинина, В.Н. Проявление саморегуляции в структуре образа себя
сотрудников полиции / В.Н. Дружинина // Сборник материалов IV
Международной конференции / под рук. д-ра психол. наук, проф. С.Н. Федотова.
– М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020.
– С. 541–546 (0,31 п.л.).
17. Дружинина, В.Н. Образ жизни как элемент Я-концепции сотрудников
полиции / В. Н. Дружинина // Безопасность личности и общества в условиях
нового кризиса: сборник научных трудов XI Международного симпозиума
(г. Екатеринбург, 22-23 июля 2020 г.) / ред. Е.Б. Перелыгина, О.Ю. Зотова,
А.В. Дроздова, Л.В. Тарасова. – Екатеринбург: Гуманитарный университет,
2019. С.28–35 (0,31 п.л.).
18. Дружинина, В.Н. Проявление самообладания в структуре образа себя
сотрудника полиции / В.Н. Дружинина // Вопросы совершенствования
правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества
и практики: сборник статей III ежегодной Всероссийской конференции молодых
ученых. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020.
– С. 317–319 (0, 43 п.л.).
19. Дружинина, В.Н. Специфика профессиональной Я-концепции
личности сотрудников следственных подразделений системы МВД России /
В.Н. Дружинина // Образ современного полицейского: сборник материалов
Международной научно-теоретической конференции, Ростов-на-Дону, 23 ноября
2020 г. / отв. ред. В.Б. Рожковский. – Ростов н/Д: ВО РЮИ МВД России, 2021.–
Электрон. дан. (810 Кб ). – 1 электрон. опт. диск (DVD-R). – С. 146–152 (0,31 п.л.).
Общий объем опубликованных автором работ составляет 13,37 п.л.
Актуальность темы исследования. Реализация кадровой политики МВД
России предусматривает обновление морально-психологического обеспечения
проявления профессиональной субъектности сотрудников полиции, необходимой
для успешного выполнения ими служебной деятельности в современных
усложняющихся условиях. Это актуализирует обращение к исследованию
содержательных, структурных и динамических аспектов Я-концепции
сотрудников полиции, являющейся психологическим инструментом обретения
и проявления ими профессиональной субъектности в труде.
Системное изучение Я-концепции как интеграла образов себя, профессии
и жизни сотрудников полиции и регулятора их служебной деятельности,
позволяет выявить психологические ресурсы обретения профессиональной
субъектности в труде. В связи с этим, решение проблемы динамики образа
профессии во взаимосвязи с образами себя и жизни в структуре Я-концепции
сотрудников полиции на разных этапах профессионализации приобретает
стратегически важное теоретическое и прикладное значение.
Коме этого, анализ практики психологических исследований и служебной
деятельности сотрудников полиции обнаруживает следующие противоречия
между:
– постоянно растущими требованиями к личности и служебной
деятельности сотрудников полиции, высоким оттоком личного состава
в подразделениях органов внутренних дел и отсутствием стратегии развития
у них профессиональной субъектности в труде;
– потребностью в обновлении морально-психологического обеспечения
проявления профессиональной субъектности сотрудников полиции
и несовершенством его научно-практического обоснования;
– важностью для обретения профессиональной субъектности у сотрудников
полиции развития позитивного образа профессии в структуре их Я-концепции
и дефицитом практических разработок развития изучаемого феномена.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
В современной психологии решение многомерной и многоаспектной проблемы
субъективной реальности личности осуществляется с позиций радикального
редукционизма (Д. Деннет, Э. Кандель, и др.) и конструктивизма
(Ф.Х. Варела, Э. фон Глазерсфельд, У.Р. Матурана и др.); ее отрицания
(Т. Бадлер-Боудон, К. Герген, Дж. Шоттер и др.); объяснения ее как сложной
самоорганизующейся системы (Д.И. Дубровский, В.И. Слободчиков,
В.Д. Шадриков и др.), интегрирующей феномен проявления сознания
и самосознания (К.А. Абульханова, Л.Я. Дорфман, В.П. Зинченко,
В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В.А. Татенко, В.Э. Чудновский
и др.).
Отечественными и зарубежными психологами изучается ядро субъективной
реальности личности – концепция Я (В.С. Агапов, Л.О. Андропова, Р. Бернс,
Е.П. Белинская, С.Т. Джанерьян, У. Джеймс, О.Н. Козлова, Ч. Кули, Дж. Мид,
Г. Олпорт, С.М. Петрова, Н.А. Пешкова, А.А. Реан, К. Роджерс, И.Л. Фельдман
З. Фрейд, Т. Шибутани, Э. Эриксон и др.) и ее модальности: духовное Я
(И.В. Ежов, Г.В. Ожиганова, А.В. Шувалов и др.), моральное Я (М.А. Козлова,
И.А. Козлов, Д.С. Шимановский и др.), экзистенциальное Я (И.С. Кон,
В.Э. Чудновский и др.), творческое Я (А. Адлер, М.Г. Селюч и др.),
профессиональное Я (В.С. Агапов, Н.С. Глуханюк, Т.А. Хрусталева, В.Л. Цветков
и др.), рефлексивное Я (А.В. Карпов, В.В. Саванович и др.), социальное Я
(Н.Л. Иванова, Т.В. Румянцева, Д.П. Сидоренко и др.), телесное Я
(А.А. Гавриленко, И.В. Лыбко, Г.В. Ложкин, Т.А. Ребеко, и др.), возможное Я
(М.О. Аванесян, М.М. Гришутина, Д.Ю. Костенко и др.).
Особое внимание в ряде научных работ уделяется исследованию
саморегуляции (Н.А. Бабаева, Н.А. Котелевцев, В.И. Моросанова,
А.А. Обознов, А.О. Прохоров, Т.О. Славнова и др.), самооценки
(Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова, Е.Т. Соколова и др.), самореализации
(Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, А.В. Мелешко,
Е.В. Федосенко и др.), саморазвития (Н.А. Низовских, Е.В. Селезнева,
М.А. Щукина и др.), самопознания (С.А. Минюрова, Е.Б. Старовойтенко и др.),
самоотношения (С.Р. Пантилеев, О.Б. Смирнова, В.В. Столин и др.),
самоопределения (Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин и др.),
самоутверждения (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова и др.), самоосуществления
(В.А. Петровский и др.) и самоэффективности (А. Бандура, Е.А. Шепелева
и др.).
В научных работах обсуждается соотношение образов себя (Н.Н. Авдеева,
В.Л. Ситников и др.), профессии (С.В. Зиброва, Н.В. Куберт и др.), жизни
(Б.А. Косов, Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, С.В. Шунькова и др.) и мира
(Г.М. Андреева, Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, В.П. Серкин, С.Д. Смирнов и др.)
в построении Я-концепции и регуляции деятельности субъектов (О.А. Конопкин,
Б.Ф. Ломов, Д.А. Ошанин и др.)
Для психологии важны исследования образов объекта (Н.Д. Завалова,
Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко и др.) и субъекта (В.А. Бодров, Е.А. Климов,
А.К. Маркова и др.) труда; субъектно-объектных и субъектно-субъектных
отношений (Е.П. Ермолаева, А.Л. Журавлев, А.В. Карпов, Е.А. Климов,
Ю.К. Стрелков, В.А. Толочек, Б.А. Ясько и др.) как психических регуляторов
труда в их профессиональном своеобразии.
Образ профессии с учетом специфики конкретной профессиональной
деятельности изучали Е.А. Бодяжкина, И.В. Дурманова, В.В. Овсянникова,
Е.Ф. Платаш, М.Н. Рыбникова и др. Идея профессиональной составляющей
образа мира реализована в исследованиях Е.Ю. Артемьевой, Е.А. Климова,
И.Б. Ханиной. Образ полицейского изучали И.В. Васильева, Т.В. Мальцева,
С.А. Мусатова, И.Н. Носс, В.И. Стрелков, С.Н. Федотов и др.
Специфические особенности профессиогенеза сотрудников полиции
рассматриваются в научных работах В.С. Агапова, А.С. Ворониной,
Е.М. Гончаровой, А.И. Папкина, А.М. Столяренко, В.И. Стрелкова,
А.Ю. Федотова, И.А. Шашковой и др. Вместе с тем наблюдается отсутствие
обоснованного целостного представления о структуре Я-концепции
как системном единстве образов себя, профессии и жизни сотрудников полиции,
проявляющейся на разных этапах их профессионализации.
Научная проблема исследования обусловлена теоретическим поиском
и выявлением новых эмпирических фактов о содержании динамики проявления
образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции для
обоснования психологических средств преодоления барьеров и трудностей
развития изучаемого феномена.
Несмотря на возрастающий научный интерес к исследуемой нами проблеме,
вопросы проявления образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников
следственных подразделений исследованы в недостаточной степени. В связи с
чем, нами определена необходимость изучить настоящий феномен на выборке
следователей системы МВД России.
Объект исследования – проявление Я-концепции как системного единства
образов себя, профессии и жизни сотрудников полиции в служебной
деятельности.
Предмет исследования – динамика образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически выявить
психологические особенности динамики образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции и на основе полученных результатов
разработать программу психологического тренинга его развития.
Гипотезы исследования. В диссертационном исследовании мы исходили
из следующих предположений:
– динамика внутри- и межподсистемных взаимосвязей показателей образа
профессии с показателями образа себя и образа жизни в структуре Я-концепции
сотрудников полиции может иметь различную степень выраженности в
зависимости от стажа служебной деятельности;
– предполагается, что проявление подсистемы образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции имеет типологические различия
психологического содержания;
– программа психологического тренинга развития позитивного образа
профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции может обеспечиваться
преодолением психологических барьеров и трудностей с учетом выявленных
эмпирических фактов и типологических различий проявления изучаемого
феномена.
Задачи исследования:
1. Раскрыть генезис исследований образа профессии в системе научного
знания.
2. Уточнить сущностную характеристику, функции проявления в служебной
деятельности и разработать теоретическую модель Я-концепции сотрудников
полиции.
3. Осуществить сравнительный, факторный и типологический анализ
динамики показателей подсистемы образа профессии в соотношении
с показателями подсистем образа себя и образа жизни в структуре Я-концепции
сотрудников полиции.
4. Провести эмпирический анализ психологических барьеров и трудностей
развития подсистемы образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников
полиции.
5. Обосновать и апробировать экспериментальную программу
психологического тренинга развития позитивного образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции.
Методологические позиции исследования были определены на основе
принципов единства сознания и деятельности, развития, детерминизма;
теоретических положений системного (Б.Г. Ананьев, В.Ф. Венда, Б.Ф. Ломов,
К.К. Платонов, В.Д. Шадриков), субъектного (К.А. Абульханова,
А.В. Брушинский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский),
интегративного (В.С. Агапов, Б.Г. Ананьев, А.В. Иващенко, Л.М. Митина)
и типологического (К.А. Абульханова, Д.А. Леонтьев, Б.М. Теплов, К.Г. Юнг)
подходов в психологии. Фундамент диссертационного исследования составили
основы концепций образа субъекта и объекта труда в разнотипных профессиях
(В.А. Бодров, Н.Д. Завалова, Е.А. Климов); образной сферы личности
(А.А. Гостев, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин); профессионального самосознания
(Т.А. Миронова, О.В. Москаленко, Е.Ю. Пряжникова) и идентичности
(Л.Б. Шнейдер); Я-концепции (В.С. Агапов, Р. Бернс, С.Т. Джанерьян,
М.Г. Селюч); самопознания, самоотношения, саморегуляции и самоконтроля
(Б.В. Кайгородов, В.И. Моросанова, Г.С. Никифоров, В.В. Столин,
С.Р. Пантилеев); психологии труда сотрудников полиции (В.В. Вахнина,
И.О. Котенев, А.Г. Караяни, В.Я. Кикоть, Л.Н. Костина, И.Б. Лебедев,
М.И. Марьин, В.Ф. Родин, А.М. Столяренко, В.Л. Цветков, С.Н. Федотов,
Г.С. Човдырова, Ю.В. Чуфаровский, Ю.В. Чуманов); профессионального
развития (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Ю.П. Повареннов) и профессиональной
деятельности (Е.М. Иванова, А.В. Карпов, А.К. Маркова, К.К. Платонов,
М.М. Мишина, Н.С. Пряжников, А.А. Реан, В.В. Суходольский, С.Н. Федотов,
В.Д. Шадриков).
Методы исследования: историко-теоретический анализ, классификация,
систематизация, синтез, теоретическое моделирование, типологизация,
констатирующий и формирующий эксперимент, беседа, экспертная оценка,
тестирование. Использовались следующие психодиагностические методики
исследования: самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); факторов
привлекательности профессии (В. Ядов, в адаптации Н.В. Кузьминой
и А.А. Реана); межличностных отношений (Т. Лири); самооценки
профессионально важных качеств и свойств личности следователя (Б.А. Ясько,
в адаптации В.С. Агапова и В.Н. Дружининой); жизнестойкости (С. Мадди,
в адаптации Д.А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой); самоэффективности (Р. Шварц,
М. Ерусалем, в адаптации В.Г. Ромека); субъективного благополучия (Г. Перуэ-
Баду, в адаптации М.В. Соколовой); перфекционистской самопрезентации
(П. Хьюитт, в адаптации А.А. Золотаревой); социального самоконтроля
(М. Снайдер, в адаптации Н.В. Амяга); базовых убеждений (Р. Янов-Бульман,
в адаптации О.А. Кравцовой); аналитичности-холистичности (И. Чой, в адаптации
В.В. Апановича, В.В. Знакова и Ю.И. Александрова); самообладания
(А.А. Золотарева), рефлексии деятельности (В.Д. Шадриков, С.С. Кургинян
и М.Д. Кузнецова); опросники «Стиль саморегуляции поведения ССП-98»
(В.И. Моросанова); 16-PF Р. Б. Кетелла (форма «С»); родственной,
взаимозависимой и независимой Я-концепции (Г. Маркус и С. Китаяма,
в адаптации Е.А. Дорошевой и Г.Г. Князева); оценки удовлетворенностью
качеством жизни (Р.С. Элиот, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); анкеты изучения
психологических трудностей развития Я-концепции личности сотрудника
полиции и экспертной оценки исследования психологических средств
преодоления трудностей развития Я-концепции личности сотрудника полиции
(В.С. Агапов и В.Н. Дружинина).
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась
методами математической статистики: коэффициент корреляции r-Пирсона,
t-критерий Стьюдента для независимых выборок, U-критерий Манна-Уитни и
t-критерий Кендалла. Использовались корреляционный, факторный,
дисперсионный анализ и апостериорное сравнение групп по методу Тюке и по
методу поворота решения Varimax. Для обработки и анализа полученных данных
была использована программа «StatSoft Statistica 6.1 MR-3» и «Excel».
Этапы исследования.
Первый этап (2018-2019 г.г.) – проведен анализ научной разработанности
темы. Были определены: актуальность, методологические и теоретические основы
исследования, его цель и задачи, методический и психодиагностический
инструментарий и разработана теоретическая модель профессиональной
Я-концепции сотрудников полиции.
На втором этапе (2019-2020 г.г.) – осуществлялось проведение
экспериментального исследования, производилась обработка и анализ его
результатов, психологической структуры Я-концепции сотрудника полиции и
входящих в нее образов. Были выявлены корреляции между показателями
подсистем образов себя профессии и жизни в выборке курсантов, слушателей и
практических работников следственных подразделений.
Третий этап (2020-2022 г.г.) – реализация формирующего эксперимента,
включающего в себя разработку авторской программы тренинга по развитию
позитивного образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции.
Была также проведена статистическая обработка данных, сравнительный анализ и
интерпретация результатов исследования, а также формулировка основных
выводов исследования.
Эмпирическая база исследования: 242 сотрудника полиции. Первая
выборка – курсанты 1 курса (n=70); вторая выборка – слушатели 5 курса (n=70),
осваивающие программу подготовки – правовое обеспечение национальной
безопасности (следователи), проходящие обучение в образовательной
организации системы МВД России. Третья выборка – следователи системы МВД
России со стажем работы до 5 лет (n=70).
Экспертную группу по изучению профессионально важных качеств
личности следователя составили начальники следственных подразделений и их
заместители, сотрудники кадровых подразделений Управления внутренних дел по
Центральному административному округу ГУ МВД России по городу Москве
(n=17). В экспертную группу (n=21), определяющую наилучший способ
преодоления психологических трудностей развития образа профессии, вошли
руководители психологических подразделений ГУ МВД России по г. Москве.
В экспериментальной программе психологического тренинга участвовали
курсанты 1 курса (n=17).
Результаты полученные лично соискателем, и их научная новизна:
– обобщены научные положения о феноменах образа профессии
и Я-концепции в результате историко-теоретического анализа основных подходов
исследования с точки зрении философии, социологии и психологии;
– уточнены понятия «Я-концепция», «образ себя», «образ профессии»
и «образ жизни», сопряженные со спецификой служебной деятельности
сотрудников полиции;
– разработана и обоснована теоретическая модель структуры
Я-концепции сотрудников полиции, выражающая динамическое взаимодействие
показателей подсистем образов себя, профессии и жизни, что расширяет
возможности прикладной психологии труда в преодолении возникающих
психологических барьеров и трудностей развития изучаемых феноменов
у субъектов служебной деятельности;
– обобщены результаты сравнительного анализа динамики взаимосвязей
показателей подсистемы образа профессии с показателями подсистем образа себя
и образа жизни в структуре Я-концепции сотрудников полиции, отражающие
значимые изменения внутри- и межподсистемных связей в выборках курсантов,
слушателей и сотрудников следственных подразделений системы МВД России;
– выявлена факторная структура Я-концепции личности и подсистемы
образа профессии следователя в общей выборке сотрудников полиции;
– проведена типология проявления образа профессии сотрудников полиции
и предложена характеристика психологического содержания выделенных типов
с положительными и отрицательными сторонами;
– эмпирически выявлены психологические барьеры и трудности развития
образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции;
– создана и реализована в психологической практике экспериментальная
программа развития позитивного образа профессии в выборке курсантов
с безынициативным типом проявления изучаемого феномена.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит
в следующем:
произведен историко-теоретический анализ и синтез научных подходов к
исследованию проблемы образа профессии и Я-концепции с точки зрения
философии, социологии и психологии. Уточнено понятие «образ профессии
сотрудника полиции», определены его специфические особенности;
уточнены сущностные признаки и функции Я-концепции сотрудников
полиции в служебной деятельности, что дополняет и конкретизирует изучаемый
феномен;
осуществлен синтез научных идей, концепций и подходов к исследованию
Я-концепции, образов себя, профессии и жизни, актуальных для обогащения
современной психологии труда;
теоретически разработана модель Я-концепции сотрудников полиции с
эмпирическим обоснованием показателей ее взаимосвязей подсистем образов
себя, профессии и жизни;
проведена типологизация образа профессии сотрудников полиции,
раскрывающая их содержательные психологические характеристики.
Практическая значимость исследования подтверждается тем, что:
сформирован психодиагностический инструментарий исследования
подсистем образов себя, профессии и жизни в структуре Я-концепции
сотрудников полиции;
выявлены взаимосвязи показателей подсистем образов себя, профессии и
жизни в структуре Я-концепции сотрудников полиции, а также их динамика на
различных этапах профессионализации;
определена факторная структура Я-концепции личности и образа профессии
следователя в общей выборке сотрудников полиции;
установлена совокупность эмпирических фактов об образе профессии
следователя, отражающая психологические особенности его динамики в
структуре Я-концепции во взаимосвязях с показателями подсистем образов себя и
жизни;
доказана целесообразность внедрения в психологическую практику
авторской программы психологического тренинга развития позитивного образа
профессии в структуре Я-концепции сотрудников полиции, способствующей
преодолению выявленных барьеров и трудностей;
сформулированы теоретические положения и эмпирические результаты
изучения динамики взаимосвязей показателей подсистем образов себя, профессии
и жизни в структуре Я-концепции сотрудников полиции включены в курсы
психологии труда, психологии в деятельности сотрудников полиции, психологии
личности, социальной и педагогической психологии;
теоретические и эмпирические результаты настоящего диссертационного
исследования внедрены в образовательный процесс высшего учебного заведения и
практическую деятельность психологических служб системы МВД России.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии
соискателя на всех этапах теоретического и эмпирического исследования,
установлении его результатов и выводов; в апробации основных положений
диссертационного исследования, в виде докладов и выступлений на научно-
представительских мероприятиях; публикаций, рецензируемых в различных
научных изданиях; внедрении своих результатов исследования в образовательный
процесс и практическую деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Положения, выносимые на защиту:
1. Я-концепция сотрудника полиции – это осознанное самооценочное
представление о себе в отношениях со средой, о своих физических,
психологических и профессиональных качествах, проявляющихся в труде и
жизни. Образ профессии сотрудника полиции – это продукт отображения
личностью своих представлений о себе как профессионале и рефлексии своей
служебной деятельности.
2. Теоретическая модель Я-концепции сотрудников полиции выражает
динамическое взаимодействие подсистем образов себя (самоотношение,
самообладание, перфекционистическая самопрезентация, самоэффективность,
саморегуляция, личностные качества), профессии (факторы привлекательности
профессии, рефлексия деятельности, самооценка профессионально важных
качества) и жизни (жизнестойкость, удовлетворенность качеством жизни,
субъективное благополучие, социальный самоконтроль, базовые убеждения;
родственная, независимая и коллективная Я-концепция; аналитичность-
холистичность в осознании социальных ситуаций).
3. Сравнительный анализ качественной специфики динамики значимых
различий показателей образа профессии в структуре Я-концепции сотрудников
полиции позволил обнаружить высокозначимые различия в выборках курсантов
(мотивация и целеполагание, высокие значения властности, подчиняемости,
дружелюбия, конформизма и низкие значения самостоятельности, зависимости и
альтруизма; общего уровня рефлексии, информационной основы, принятия
решений и осуществления служебной деятельности) и следователей (проявляются
высокие значения информационной основы, принятия решений и осуществления
служебной деятельности; самостоятельности, агрессивности, подозрительности и
зависимости и альтруизма); в выборке слушателей увеличиваются значения
показателей самостоятельности, альтруизма и доминирования; снижаются
значения показателей общего уровня рефлексии, принятия решений и
осуществления служебной деятельности, властности, агрессивности,
подозрительности, подчиняемости и дружелюбия.
Факторную структуру Я-концепции в общей выборке сотрудников полиции
образуют: жизнестойкость, субъективное благополучие, самоуправление,
идеальное представление об образе профессии и эмоциональная стабильность.
В факторную структуру образа профессии следователя входят: властные
полномочия, непривлекательность и привлекательность профессии, рефлексия
служебной деятельности и безынициативность.
Выделены пять типов проявления образа профессии в структуре
Я-концепции сотрудников полиции: властный, негативный, привлекательный,
рефлексивный и безынициативный.
4. Выявлены психологические барьеры и трудности развития Я-концепции
сотрудников полиции в подсистемах: образа себя у курсантов и следователей
– неумение распределять время, в выборке слушателей – недостаточное
личностное самообладание; образа профессии у курсантов – служебные
перегрузки, у слушателей – подозрительность и высокие служебные перегрузки, в
выборке следователей – высокие перегрузки и высокая зависимость от работы;
образ жизни у курсантов – влияние стрессогенных факторов, для слушателей
– негативные эмоции и неумение принимать решения; у следователей – влияние
работы на личную жизни и стрессогенные факторы.
5. Разработанная программа психологического тренинга развития
позитивного образа профессии для курсантов с безынициативным типом
проявления данного образа позволила изменить такие показатели подсистемы
образа профессии как мотивация и целеполагание служебной деятельности,
принятие решений и осуществление деятельности, общий уровень рефлексии
деятельности, самостоятельности, активности и зависимости.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
теоретические положения и эмпирические выводы докладывались, обсуждались и
проходили апробацию в ходе выступлений на научно-практических
конференциях различного уровня: международного – «Образ современного
полицейского» (Ростов-на-Дону, 2019, 2020 г.г.); «Актуальные проблемы
психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии.
Васильевские чтения» (Санкт-Петербург, 2019, 2020 г.г.); «Профессиональное
образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология
служебной деятельности: состояние и перспективы» (Москва, 2019 – 2021 г.г.);
«Благополучие и безопасность в условиях социальной трансформации»
(Екатеринбург, 2019 г.); «Психология личности: культурно-исторический подход»
(Москва, 2019 г.); «Безопасность личности и общества в условиях нового
кризиса» (Екатеринбург, 2020 г.); всероссийского – «Вопросы совершенствования
правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и
практики» (Москва, 2019, 2020 г.г.); «Прикладная юридическая психология.
Цифровизация общества: психологические проблемы личности, репетиционная
безопасность, правовая ответственность» (Москва, 2019 г.); «Актуальные
проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД
России к условиям профессиональной деятельности» (Москва, 2020 г.);
«Публичное/частное в современной цивилизации» (Екатеринбург, 2020 г.);
«Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудника ОВД
в условиях вузовской подготовки» (Москва, 2021 г.); межведомственного
– «Проблемы профессионально-личностного развития сотрудников ОВД»
(Москва, 2018 г.).
По теме диссертационного исследования опубликовано 19 работ: 1 учебно-
методическое пособие, 18 статей, в том числе 4 статьи опубликованы в научных
рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве науки
и высшего образования Российской Федерации.
Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях
кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД
России имени В.Я. Кикотя. Результаты работы нашли отражение в учебных
дисциплинах «Психология толпы и массовых беспорядков», «Психологические
технологии в работе социального педагога», «Психологическое обеспечение
служебной деятельности» на факультете подготовки психологов ИПСД ОВД,
на факультете заочного обучения Московского университета МВД России имени
В.Я. Кикотя, образовательном процессе Академии права ФСИН России, а также
практической деятельности психологической службы УВД России
по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 12 рисунков, 22 таблиц и
25 приложений. Текст диссертации иллюстрирован рисунками и таблицами.
Основной текст диссертации составляет – 178 страниц. Общий объем работы
– 215 страниц.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!