Динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД на начальном этапе профессиональной подготовки

Копорейко Алексей Михайлович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ…….……………………………………………………………………….. 15
1.1. Особенности адаптации специалиста на начальном этапе
профессиональной подготовки……………………………………………………… 15
1.2. Проблема образа профессии в психологии и подходы к его
изучению..……………………………………………………………………………………………… 27
1.3. Психологические детерминанты динамики образа
профессии….………………………………………………………………………. 49
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….. 64
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ СЕМАНТИЧЕСКОГО СЛОЯ
ОБРАЗА ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА ОВД НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ…………………………………..…… 66
2.1. Методический замысел экспериментального исследования
особенностей динамики семантического слоя образа профессии психолога
ОВД…………………………………………………………………………………………………………. 66
2.2. Динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД в
рамках прохождения профессиональной подготовки…………………..……. 70
2.3. Особенности влияния динамики семантического слоя образа
профессии психолога ОВД на успешность прохождения адаптации к
условиям начального этапа профессиональной подготовки………….……….. 79
Выводы по 2 главе…………………………………………………..……..……. 93
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОЗИТИВНОЙ ДИНАМИКИ СЕМАНТИЧЕСКОГО СЛОЯ ОБРАЗА
ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА ОВД…………………………………………..…… 96
3.1. Методический замысел обеспечения психологических условий
трансформации семантического слоя образа профессии психолога ОВД в
рамках начального этапа профессиональной подготовки…………………….. 96
3.2. Результаты применения Целевой программы «Погружение в
профессию»……………………………………………………………………… 106
Выводы по 3 главе……………………………………………………………….. 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………….………… 114
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. 118
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Контент-анализ критериев успешности адаптации……….. 143
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Семантический дифференциал «Образ жизни»…………… 145
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Семантический дифференциал «Профессия»……………… 147
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Семантический дифференциал «Профессионал»…………… 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Факторный анализ дескрипторов семантического слоя
образа профессии психолога ОВД………………………………………………… 151
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Результаты корреляционного анализа……………………… 153
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Целевая программа «Погружение в профессию»………… 159

Во введении обоснованы актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи диссертационного исследования, сформулированы гипотезы исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, методология и методы исследования, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертационного исследования «Теоретико-методологический анализ взаимосвязи образа профессии и прохождения процесса адаптации» проанализирована проблема успешности адаптации в рамках профессионального становления личности на этапе профессиональной подготовки; изучены концепции образа профессии в отечественной и зарубежной психологической ретроспективе; определены психологические детерминанты динамики образа профессии на этапе профессиональной подготовки курсантов-будущих психологов ОВД.
Анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению профессионального становления личности позволил сделать следующие выводы:
– профессиональное становление личности разделяется на три этапа: 1) поиск и выбор профессии; 2) подготовка к профессиональной деятельности (обучение в образовательной организации, профессиональная подготовка); 3) непосредственный труд по выбранной специальности.
– этап профессиональной подготовки выделяется во всех рассматриваемых подходах, имеет определенные границы и характеризуется закладыванием фундаментальных предметных, лишенных первоначальной идеализации, основ образа профессии посредством учебной деятельности.
Контент-анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов позволил выделить критерии успешности прохождения процесса адаптации к условиям профессиональной подготовки и условно разделить их на внешние и внутренние. Под внешними критериями рассматриваются: успеваемость; заболеваемость; социометрический статус. А под внутренними – самооценка и уровень притязаний; направленность мотивации; ценностные ориентации личности; а также уровень личной ответственности.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы образа и его основных функций. Обнаружено, что образ, являясь целостным, интегральным отражением действительности во всей сложности взаимоотношений «Я» и окружающего, профессионального и бытового, перспективного и актуального, играет ведущую роль в процессе профессионального становления, а образ профессии в своем роде является его активной частью, непосредственно сталкивающейся с объективной реальностью в
процессе деятельности и отвечает за модернизацию и трансформацию поведения. Большинством авторов – например, А.В. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, В.П. Серкин, С.Д. Смирнов и др., основной функцией образа отмечается регуляция поведения.
Согласно трехуровневой модели разработанной Е.Ю. Артемьевой, В.П. Серкиным и Ю.К. Стрелковым, образ мира условно разделяется на 3 составных слоя: перцептивный; семантический; ядерный. Перцептивный слой представляет собой наиболее лабильную и вариабельную часть образа мира, содержащую в себе разрозненные чувственные паттерны объектов, предметов и явлений, с которыми человек осуществлял взаимодействие. Ядерный слой характеризуется авторами как целемотивационный комплекс, в который включается нетолько мотивация, но и наиболее обобщенные принципы, критерии отношения, основы эталонных систем. Семантический слой – это целостный и амодальный буфер между перцептивным и ядерным слоями, аккумулирующий в себе результаты их работы и доводящий их до сознания человека в виде целостных представлений и отношений.
Условия и механизмы динамики образа профессии представлены в работах В.С. Анютиной, А.А. Гостева, В.П. Петровой, С.Д. Смирнова, В.П. Серкина, и др. В их трудах влияние различных факторов на формирование и динамику образа рассматривается преимущественно с позиций непосредственного и опосредованного воздействия. Образная сфера сознания изменяется по конкретной цепочке: образ жизни – образ мира – конкретный образ. В нашем случае «конкретный образ» рассматривается как образ профессии. Наиболее значимое воздействие на динамику образа профессии будут иметь детерминанты, опосредованные профессиональной деятельностью.
Проведенная аналитическая работа по проблеме исследования позволила разработать модель динамики семантического слоя образа профессии на этапе профессиональной подготовки (Рисунок1). А также сформулировать собственное понимание термина «образ профессии». Образ профессии – это целостное отражение профессиональной действительности, опосредованное личностными особенностями специалиста: прежде всего, его склонностями, играющими ведущую роль в адаптации к профессиональной деятельности, определяющими ее направленность. Семантический слой является ключевым в образе профессии, так как он отражает склонности и смыслы профессиональной деятельности, а также их динамику в процессе подготовки к ней.
Рисунок 1 – Модель динамики семантического слоя образа профессии этапе профессиональной подготовки
Во второй главе диссертационного исследования «Особенности динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД на начальном этапе профессиональной подготовки» изложен методический замысел экспериментального исследования; описан и проведен констатирующий эксперимент; обоснован выбор психодиагностических методик, использованных в исследовании; представлены результаты экспериментального изучения динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД в период профессиональной подготовки, а также особенностей влияния динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД на успешность прохождения адаптации к условиям начального этапа профессиональной подготовки.
Посредством психологического эксперимента с применением специализированных семантических дифференциалов2: «Образ жизни», «Профессия», «Профессионал» проанализированы показатели семантического слоя образа профессии действующих психологов ОВД, курсантов и слушателей будущих психологов ОВД, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» в Московском
2 Далее «СД».
университете МВД России имени В.Я.Кикотя3. Полученные в ходе применения семантических дифференциалов дескрипторы подверглись процедуре эксплораторного факторного анализа. Результат проведённой факторизации позволил выделить 3 ориентировочных показателя, характеризующих особенности семантического слоя образа профессии психолога ОВД: «Карьерная лестница»; «Условия труда»; «Профессиональные вызовы». На основе выявленных в ходе факторного анализа показателей построены семантические пространства, где расположены все исследуемые в ходе нашего эксперимента группы (Рисунок 2). КУРС 1.1 – первокурсники, только что поступившие на обучение в Университет; КУРС1.2 – первокурсники после прохождения первоначальной подготовки (от 3 до 6 мес. с момента поступления); КУРС 1.3 – первокурсники по окончании 1-го года обучения; КУРС 3 – курсанты 3-го курса; КУРС5 – слушатели 5-го курса; СОТ.ОПР – сотрудники территориальных органов, проработавшие в должности психолога или старшего психолога более 2-х лет, данная группа взята как ориентир формирования представлений о профессии психолога в системе ОВД.
Полученные семантические пространства указывают на то, что представления, составляющие основу семантического слоя образа профессии психолога ОВД на всем периоде обучения, видоизменяются, постепенно приближаясь к представлениям работающих психологов. Одна из самых значимых динамик была замечена именно на протяжении первого года обучения, в период начального этапа профессиональной подготовки.
Рисунок 2 – Динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД
3 Далее «Университет»
Последующая обработка полученных данных осуществлялась при помощи методики оценки семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой (Таблица 1).
Таблица 1- Разница выявленных дескрипторов семантического слоя образа профессии психолога ОВД по исследуемым группам
У курсантов и слушателей преобладают дескрипторы, отражающие в первую очередь нацеленность их на выполнение поставленных руководством задач (СД «Образ жизни»: подвижный, рациональный, уверенный, смелый; СД «Профессионал»: выполняющий, решающий проблемы, целеустремленный). У работающих психологов отмечаются дескрипторы специфичные для деятельности психолога в подразделениях системы МВД России, отражающие в себе нацеленность на помощь и поддержку действующих сотрудников (СД «Образ жизни»: дружелюбный, миролюбивый; СД «Профессионал»: неравнодушный, уважаемый; СД «Профессия»: многосторонняя, эмоциональная, исполнительская, личностно-значимая, экологичная, нормированная).
Анализ семантических универсалий курсантов, только что поступивших на обучение в Университет, демонстрирует отсутствие предметного понимания будущей профессии на фоне завышенных ожиданий от предстоящей деятельности.
В последующем количественные и качественные изменения семантического слоя образа профессии психолога ОВД показывают приближение представлений курсантов к представлениям действующих сотрудников. При этом качественный анализ формируемых представлений показал большую направленность их на деятельность полицейского в целом, чем на специфику работы психолога. Естественная, не организованная динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД не оптимальна с точки зрения профессионального становления специалиста-психолога в системе МВД России.
Следующей задачей нашего исследования была оценка влияния динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД на успешность прохождения

адаптации к условиям начального этапа профессиональной подготовки, которая осуществлялась в два этапа. Здесь 1-й этап – поступление в образовательную организацию; 2-й этап – окончание 1-го года обучения в Университете. Для выявления зависимости между исследуемыми показателями был проведен корреляционный анализ по методу Спирмена. Так, согласно полученным результатам на начальном этапе исследования значимой зависимости между факторами семантического слоя образа профессии психолога ОВД и внешними критериями успешности адаптации не выявлено. Корреляционный анализ показателей 2-го этапа исследования показал наличие зависимости между заболеваемостью и такими факторами, как: «Карьерная лестница», «Профессиональные вызовы» (Таблица 2).
Полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной тенденцией отражающейся в укреплении зависимости между динамикой семантического слоя образа профессии психолога ОВД и динамикой внешних критериев успешности адаптации. Однако зависимость на этом этапе профессионального становления выражена недостаточно.
Таблица 2 – Результаты корреляционного анализа между показателями семантического слоя образа профессии психолога ОВД и внешними критериями успешности адаптации на 2-м этапе эксперимента
Анализируемые взаимосвязи
«Карьерная лестница» & Успеваемость
«Карьерная лестница» & Заболеваемость
«Карьерная лестница» & Социометрический статус «Условия труда» & Успеваемость
«Условия труда» & Заболеваемость
«Условия труда» &Социометрический статус «Профессиональные вызовы» & Успеваемость «Профессиональные вызовы» & Заболеваемость «Профессиональные вызовы» & Социометрический статус
Spearman t(N-2)
0,001 0,006
-0,404 -2,210
0,010 0,052 -0,247 -1,273 -0,141 -0,714 0,221 1,132 0,272 1,415 -0,408 -2,233 -0,132 -0,666
p-level
0,995
0,0364
0,957 0,215 0,482 0,268 0,169 0,035 0,511
Следующим шагом исследования стало определение взаимосвязи между внутренними показателями адаптации и выявленными ранее факторами семантического слоя образа профессии психолога ОВД.
Согласно полученным данным, на 1-м этапе исследования факторы представлений имеют корреляцию с 6-ю внутренними критериями успешности адаптации. На 2-м этапе факторы представлений имеют взаимосвязь с 11-ю внутренними критериями успешности адаптации (Рисунок 3, 4). Это свидетельствует о практически двукратном увеличении количеств зависимостей между внутренними
критериями успешности адаптации и факторами семантического слоя образа профессии психолога ОВД.
Кроме того, качественный анализ изменений показал, что на 1-м этапе корреляция факторов представлений отмечается с такими показателями, как: безопасность, самооценка, уровень притязаний, традиции, стимуляция и достижения. Отмечается отсутствие взаимосвязи фактора «Условия труда» с внутренними и внешними критериями успешности адаптации, что свидетельствует об отсутствии предметного насыщения представлений о будущей профессиональной деятельности. Выявленные взаимосвязи между фактором «Профессиональные вызовы» и внутренними критериями успешности адаптации на данном этапе характеризуются ожиданием знакомства с системой (традиции), желанием укрепления своего уровня значимости (самооценка, уровень притязаний, достижения).
Рисунок 3 – Коррелограмма взаимосвязей внутренних и внешних критериев успешности адаптации с факторами семантического слоя образа профессии психолога ОВД
на 1-м этапе исследования
На 2-м этапе исследования, имеющиеся взаимосвязи, в большей степени, раскрывают специфику деятельности обучающихся (чего не было на 1-м этапе). Фактор «Условия труда» положительно коррелирует с такими показателями, как: традиции; власть и влиятельность; и отрицательно со стремлением к достижению успеха. Фактор «Профессиональные вызовы» имеет отрицательную корреляцию с физическими условиями и при этом положительно связан с показателями интернальности, а также

интересом и полезностью. Полученные данные свидетельствуют о деятельностной трансформации семантического слоя образа профессии психолога ОВД. На 2-м этапе исследования (год обучения) курсанты осознают невозможность качественно изменить свой карьерный статус на протяжении ближайшего периода обучения в Университете. Усилия курсантов распределяются на создание или поддержание комфортных условий труда, которые напрямую зависят от знания традиций организации, получения определенной влиятельности среди личного состава подразделения. Причем отрицательная взаимосвязь между стремлением к достижениям и фактором «Условия труда» также обусловлена спецификой деятельности, где достижение успеха редко влияет на улучшение непосредственных условий службы.
Рисунок 4 – Коррелограмма взаимосвязей внутренних и внешних критериев успешности адаптации с факторами семантического слоя образа профессии психолога ОВД
на 2-м этапе исследования
Как и на 1-м этапе исследования, наибольшее отражение во внутренних показателях адаптации имеет фактор «Профессиональные вызовы». Однако на более позднем этапе данный фактор получает конкретное воплощение в целях и методах преодоления, так называемых профессиональных вызовах, которые отражаются в повышении интернальности курсантов относительно своей деятельности, своего статуса в коллективе и своего здоровья, а также в присутствии корреляции с показателем интереса и полезности и в возможности поступиться определенными физическими условиями для преодоления стоящих вызовов (отрицательная корреляция с физическими условиями).

Анализ различий выявленных дескрипторов по методике оценки семантических универсалий также свидетельствует о том, что представления о профессиональной деятельности у курсантов на первом срезе значительно отличаются от представлений курсантов на втором срезе (Таблица 3).
Таблица 3 – Разница выявленных дескрипторов семантического слоя образа профессии психолога ОВД
Представления курсантов, еще не прошедших первоначальную подготовку (Курсанты на 1-м этапе исследования), в основном состоят из ожиданий от предстоящей деятельности и своего отношения к ней (СД «Образ жизни»: достойный, обеспеченный, комфортный, оправданный; СД «Профессионал»: полезный, заинтересованный; СД «Профессия»: перспективная, личностно-значимая, востребованная, одобряемая). Курсанты, проучившиеся год (Курсанты на 2-м этапе исследования), более предметно характеризуют свои представления. У них начинают появляться дескрипторы, специфические для деятельности психолога (СД «Профессия»: сложная, творческая, человечная), но при этом заметно преобладают дескрипторы, связанные в первую очередь с деятельностью органов внутренних дел в целом (СД «Образ жизни»: активный, смелый; СД «Профессионал»: выполняющий, заслуженный). Данные факты позволяют говорить о качественной трансформации представлений, формирующих семантический слой образа профессии психолога ОВД.
Таким образом, зависимость между показателями семантического слоя образа профессии психолога ОВД и критериями адаптации (внешними и внутренними) нарастает на протяжении прохождения начального этапа профессиональной подготовки. При этом взаимосвязь между внешними критериями успешности адаптации и динамикой семантического слоя образа профессии психолога ОВД нарастает на уровне тенденции. Внутренние критерии успешности адаптации имеют более тесную взаимосвязь с показателями динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД.

В третьей главе «Психологические условия достижения позитивной динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД» была разработана и апробирована Целевая программа «Погружение в профессию», а также проанализирована позитивная динамика ее применения. Целевая программа «Погружение в профессию» направлена на трансформацию семантического слоя образа профессии психолога ОВД у курсантов в период начального этапа профессиональной подготовки посредством моделирования ситуаций профессионально-служебной деятельности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в форме формирующего эксперимента насравнение, а испытуемыми выступали курсанты уже существующих учебных взводов. Эксперимент осуществлялся с 2017 по 2019 гг., занятия с испытуемыми проводились согласно тематическому плану Целевой программы, в период самоподготовки и посещения научных кружков кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности. В нашем эксперименте приняли участие 34 курсанта первого курса, обучающиеся по специальности «Психология служебной деятельности». Из них 17 человек – экспериментальная группа и 17 – контрольная. Группы собраны случайным образом, примерно однородны по своему составу.
В качестве зависимых переменных в формирующем эксперименте выступали для контрольной и экспериментальных групп: показатели семантического слоя образа профессии; семантические универсалии образа профессии; показатели локуса контроля. В качестве независимой переменной для экспериментальной и контрольной групп выступал процесс повседневной плановой учебной деятельности.
В соответствии с планом формирующего эксперимента, исследование проводилось в 3 этапа, общая продолжительность которых составила 4 месяца:
В рамках первого этапа проводилось тестирование выраженности исследуемых показателей. При применении U-критерия Манна-Уитни для оценки показателей семантического слоя образа профессии и локуса контроля в экспериментальной и контрольной группах не выявлены существенные статистические различия при p≤0,05, что свидетельствует об эквивалентности групп на начало проведения формирующего эксперимента.
В рамках второго этапа осуществлялась реализация Целевой программы с экспериментальной группой; контрольная группа экспериментальному воздействию не подвергалась. В рамках занятий с экспериментальной группой проводился комплекс
мероприятий, направленных на трансформацию представлений о деятельности психолога ОВД посредством проведения мини-лекций; тренингов, направленных на овладение приемами саморегуляции; применения комплекса методик, имитирующих профессиональную деятельность психологов территориальных органов (проведение диагностических мероприятий, написание заключений, исследование социально- психологического климата и др.), позволяющих воссоздавать условия, приближенные к будущей реальной деятельности.
Третий этап формирующего эксперимента связан с проведением итогового тестирования по изучаемым показателям.
В соответствии с разработанной Целевой программой с экспериментальной группой проведен полный цикл заявленных занятий. Значимость различий в исследуемых показателях была оценена с помощью критерия U – Вилкоксона – Манна – Уитни (Таблица 7).
Таблица 7 – Значимость различий показателей семантического слоя образа профессии психолога ОВД между контрольной и экспериментальной группой после проведения формирующего эксперимента
Факторы представлений
Сумма рангов контрольной группы
Сумма рангов экспериментальной группы
U- критерий
Z
p-level
Карьерная лестница Условия труда Профессиональные вызовы
93,000 78,000 33,000 21,000 15,000 5,000 37,000 18,000 3,000
0,662 0,507 0,866 0,386 1,984 0,047
Показанные в таблице 7 результаты позволяют говорить о том, что в рамках формирующего эксперимента значимые изменения получил фактор – «Профессиональные вызовы».
Для более наглядного представления динамики изменений были построены семантические пространства по трем исследуемым показателям (Рисунок 6).
Таблица 8 – Разница показателей семантических универсалий по контрольной и экспериментальной группе
Семантические дифференциалы Образ жизни
Профессия Профессионал
Контрольная группа
Компромиссный, подвижный, уверенный, счастливый, смелый Востребованная
Заинтересованный
Экспериментальная группа
Насыщенный, ответственный, миролюбивый Сложная, творческая, значимая, нормированная Выполняющий, добросовестный, добрый, заслуженный

Рисунок 6 –Динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД контрольной и экспериментальной группы
Опираясь на таблицу 8 можно сделать вывод о том, что курсанты экспериментальной группы имеют более детальные представления о деятельности психологов ОВД и о своем месте в рамках данной специальности, что характеризуется наличием специфических дескрипторов, характеризующих особенности деятельности психолога (СД «Профессия»: сложная, творческая, значимая; СД «Образ жизни»: ответственный, миролюбивый). Дескрипторы же контрольной группы более предрасположены к описанию представлений о деятельности ОВД в целом и сотрудников в частности (СД «Образ жизни»: подвижный, уверенный, смелый, компромиссный; СД «Профессия»: востребованная).
Для определения возможности изменения атрибуции ответственности в рамках формирующего эксперимента осуществлена оценка значимости различий показателей локуса контроля в экспериментальной и контрольной группе после проведения воздействия (Таблица 9).
Таблица 9 – Значимость различий показателей локуса контроля между контрольной и экспериментальной группой после проведения формирующего эксперимента
Показатели локуса контроля
Сумма рангов контрольной группы
Сумма рангов экспериментальной группы
U- критерий
Z
p- level
Интернальность общая Интернальность в проф.
деятельности
Интернальность в межличностном общении
Готовность к деятельности Интернальность в
семейный отношениях Интернальность здоровья Интернальность
достижений
Интернальность неудач
209,00 319,00 73,00 204,50 323,50 68,50
279,00 249,00 113,00
261,00 267,00 125,00 228,00 300,00 92,00
224,00 304,00 88,00
205,50 322,50 69,50
223,50 304,50 87,50
-2,072 0,038 -2,242 0,024
0,565 0,571
-0,113 0,909 -1,356 0,174
-1,507 0,131
-2,204 0,027
-1,526 0,126
Из представленной таблицы можно сделать вывод, что у курсантов экспериментальной группы более выражена интернальность локуса контроля по таким показателям, как: интернальность в профессиональной деятельности; интернальность достижений; интернальность общая. Таким образом, применение Целевой программы позволяет воздействовать на динамику и трансформацию семантического слоя образа профессии психолога ОВД в рамках начального этапа профессиональной подготовки, а также оказывать воздействие на успешность прохождения ими процесса адаптации к начальному этапу профессиональной подготовки.
В заключении представлены выводы и практические рекомендации.
1. Начальный этап профессиональной подготовки является этапом, на котором закладываются фундаментальные предметные, лишенные первоначальной идеализации, основы образа профессии посредством учебной деятельности. Образ профессии представляет собой целостное интегральное отражение профессиональной действительности, играющее ведущую роль в непосредственной регуляции профессиональной деятельности и определяющее успешность прохождение процесса дальнейшей адаптации к условиям службы. Являясь продуктом переработки ядерного и перцептивного слоев, семантический слой образа профессии отражает склонности и смыслы профессиональной деятельности, а также их динамику в процессе подготовки к ней и является наиболее релевантным в достижении успешности адаптации к
профессии.
2.Определены две группы критериев успешности прохождения адаптации к
профессиональной подготовке. Внутренние – самооценка и уровень притязаний
личности; направленность мотивации; ценностные ориентации личности; а также уровень личной ответственности. Внешние – успеваемость; социометрический статус и взаимоотношения в коллективе; заболеваемость,
3. В рамках констатирующего эксперимента выявлены особенности семантических пространств курсантов и слушателей, обучающихся по специальности: «Психология служебной деятельности», а также действующих психологов ОВД. В ходе данного этапа исследования установлено, что представления лиц, только что поступивших на обучение в Университет, отличаются идеализированностью не способствующей успешности прохождения адаптации, наибольшая динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД, направленная на преодоление излишней идеализации, наблюдается на начальном этапе профессиональной подготовки.
4.Качественный анализ семантических универсалий курсантов, только что поступивших на обучение в Университет, демонстрирует отсутствие предметного понимания будущей профессии на фоне завышенных ожиданий от предстоящей деятельности. В последующем количественные и качественные изменения семантического слоя образа профессии психолога ОВД показывают приближение представлений курсантов к представлениям действующих сотрудников. При этом качественный анализ формируемых представлений показал большую направленность их на деятельность полицейского в целом чем на специфику работы психолога. Естественная, не организованная динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД нерезультативна с точки зрения профессионального становления специалиста-психолога в системе МВД России.
5.Зависимость между показателями семантического слоя образа профессии психолога ОВД и критериями адаптации (внешними и внутренними) нарастает на протяжении прохождения начального этапа профессиональной подготовки. При этом взаимосвязь между внешними критериями успешности адаптации и динамикой семантического слоя образа профессии психолога ОВД нарастает на уровне тенденции. Внутренние критерии успешности адаптации имеют более тесную взаимосвязь с показателями динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД.
6. Формирующий эксперимент показал, что разработанная и реализованная на базе Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Целевая программа «Погружение в профессию» является эффективным средством, способным целенаправленно воздействовать на семантический слой образа профессии психолога ОВД. На уровне статистически значимых различий (уровень достоверности различия:
p<0,05) отмечается позитивная динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД у курсантов в рамках начального этапа профессиональной подготовки: по фактору «профессиональные вызовы», по тесту локуса контроля (шкалы – «интернальность общая», «интернальность в профессиональной деятельности», «интернальность достижений»); также отмечается качественная трансформация представлений о профессии психолога ОВД по методике оценки семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой. В целях повышения эффективности психологического обеспечения оперативно- служебной деятельности, в рамках диссертационного были разработаны следующие практические рекомендации: - руководителям структурных подразделений образовательных организаций системы МВД России при организации занятий по морально-психологическому обеспечению личного состава в рамках начального этапа профессиональной подготовки необходимо акцентировать внимание на донесение до молодых сотрудников особенностей специфики службы по выбранной ими специальности; - для оценки эффективности прохождения начального этапа профессиональной подготовки в различных образовательных организациях МВД России целесообразно применять разработанные автором критерии успешности адаптации и учитывать особенности динамики семантического слоя образа профессии; - психологам подразделений морально-психологического обеспечения следует использовать в своей работе Целевую программу «Погружение в профессию» в интересах повышения успешности адаптации к условиям профессиональной деятельности; - содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и предложения могут быть использованы при подготовке материалов и занятий по учебным дисциплинам «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Юридическая психология», а также в дальнейшей научной деятельности. Учитывая многоплановость изучаемой проблемы при ограниченных возможностях текстового объема диссертации, многие вопросы остались за границами представленной работы. Они определены как перспективы дальнейшего исследования и включают в себя: расширение арсенала диагностических средств, способствующих изучению динамики перцептивного, семантического и ядерного слоев образа профессии; углубленное изучение сущности психологических средств профессионально-личностного развития сотрудников МВД России в условиях подготовки курсантов к профессиональной деятельности.

Актуальность темы исследования. Изучение проблемы динамики
семантического слоя образа профессии психолога ОВД на начальном этапе
профессиональной подготовки обусловлено следующими обстоятельствами:
– во-первых, возрастающими требованиями к качеству проведения
психологической работы и профессионализму психологов, в рамках обеспечения
ими оперативно служебной деятельности сотрудников подразделений системы
МВД России (М.И. Марьин, В.Л. Кубышко и др.);
– во-вторых, необходимостью совершенствования профессиональной
подготовки психологов в ведомственных образовательных организациях системы
МВД России (А.С. Душкин, О.А. Ульянина, А.Ю. Федотов, С.Н.Федотов);
– в-третьих, зависимостью профессионального становления личности от
успешности прохождения начального этапа профессиональной подготовки;
– в-четвертых, возможностью воздействия на профессиональное
становление будущих психологов через призму образной сферы1 личности на
начальном этапе профессиональной подготовки.
Также актуальность темы исследования обусловлена:
– на теоретическом уровне – недостаточной научной разработанностью
проблемы динамики образа профессии и учета его влияния на профессиональное
становление будущих психологов, в период обучения в образовательной
организации МВД России;
– на практическом уровне – потребностью руководителей подразделений
МВД России в специалистах, способных качественно и эффективно организовать
психологическую работу с сотрудниками ОВД.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема
динамики образной сферы личности представляет интерес для психологии в
целом и психологии труда в частности, что отражено в трудах отечественных и
зарубежных ученых. В трудах В.А. Барабанщикова, А.А. Гостева, Н.Д. Заваловой,
Понимается как многомерная динамическая система вторичных психических образов
(Гостев А.А. 1992).
В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Д. Смирнова и др. категория
«образ» изучается как содержательная часть психики, обеспечивающая
регуляцию деятельности. А.А. Артемова, В.П. Серкин, Ю.К. Стрелков и др.,
разработали концепцию образа мира, выделив при этом его семантический слой в
качестве структуры, определяющей особенности развития личности.
Специфика профессиональной подготовки специалистов и ее влияние на
профессионально-личностное развитие рассматривалась в трудах
К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева,
А.К. Марковой, В.А. Пономаренко, А.А. Реана, А.А. Смирнова, В.Д. Шадрикова и
др. Также изучению профессиональной подготовки как этапу
профессионализации человека посвящены труды Э. Гинзберга, А.А. Деркача,
А.В. Карпова, А.А. Обознова, Ю.К. Стрелкова, Д. Съюпера, Д. Холланда и др.
Проблемы профессионального самоопределения, карьеры и
профессионализма раскрыты в трудах Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Л.М. Митиной,
Н.С. Пряжникова и др. В рамках модели возрастного развития человека как
субъекта труда (В.А. Бодров, Е.А. Климова, и др.) раскрыты стадии развития
профессионала.
Роли профессиональной подготовки в адаптации к профессии посвящены
исследования Л.Н. Борониной, М.А. Ерофеевой, О.В. Свинаревой, А.А. Смирнова,
И.С. Кона, Л.Г. Лаптева, А.Г. Маклакова, И.В. Ульяновой, В.А. Якунина и др.
Особенности регуляции поведения в спортивной деятельности, а также
моделирование образа спортсменов в своих работа изучали И.Л. Гросс, В.Л.
Дементьев, А.А. Зайцев, О.В. Иванкин Ю.Ф. Подлипняк, Ю.В. Сысоев и др.
Психологическим особенностям профессиональной деятельности
психологов ОВД, специфике их профессиональной подготовки и особенностей
повышения эффективности морально-психологического обеспечения оперативно-
служебной деятельности посвящены исследования Л.И. Беляевой, В.Л. Васильева,
В.В. Вахниной, М.Н. Дашко, Н.М. Демко, А.С. Душкина, Л.Н. Костиной,
В.М. Крука, И.Б. Лебедева, М.И. Марьина, Т.В. Мальцевой, И.Е. Реуцкой,
А.М. Столяренко, В.И. Стрелкова, А.Ю. Федотова, С.Н. Федотова, В.Л. Цветкова,
В.И. Чернышова, Г.С. Човдыровой, Ю.В. Чуманова, В.Ю. Юренковой и др.
Проведенная аналитическая работа позволяет констатировать, что, оценка
динамики семантического слоя образа профессии психолога органов внутренних
дел на начальном этапе профессиональной подготовки вызывает научно-
практический интерес нуждается в дальнейшей разработке. Также были выявлены
противоречия между:
– потребностью в адекватном представлении будущей специальности и
недостаточностью как теоретического обоснования, так и практических
разработок в области достижения позитивной динамики образа профессии в
ведомственном ВУЗе системы МВД Росси;
– потребностью адекватной динамики образа профессии на различных
этапах профессиональной подготовки и отсутствием обоснованной системы ее
диагностической оценки;
– потребностью в целенаправленной корректировке представлений о
будущей специальности в период их активного формирования и отсутствием
психологических средств воздействия на динамику семантического слоя образа
профессии.
Научная проблема диссертационного исследования заключается
в изучении динамики образа профессии курсантов – будущих психологов ОВД и
влияния его семантического слоя на адаптацию личности в условиях
профессиональной подготовки.
Цель исследования: выявить особенности динамики семантического слоя
образа профессии психолога ОВД, влияющие на прохождение процесса
адаптации, а также апробировать программу целенаправленной трансформации
образа профессии на начальном этапе профессиональной подготовки.
Объект исследования – образ профессии психолога ОВД на этапе
профессиональной подготовки.
Предмет исследования – особенности динамики семантического слоя
образа профессии психолога ОВД на начальном этапе профессиональной
подготовки.
Гипотезы исследования:
1) основное содержание семантического слоя образа профессии
формируется на начальном этапе профессиональной подготовки, что в
дальнейшем определяет особенности адаптации к профессиональной
деятельности и ее успешность;
2) критерии успешности прохождения процесса адаптации к условиям
профессиональной подготовки можно условно разделить на внутренние и
внешние. К внутренним относятся: самооценка и уровень притязаний;
направленность мотивации; профессиональные ценностные ориентации личности;
уровень личной ответственности. Внешними, в свою очередь, являются:
успеваемость; заболеваемость; социометрический статус и взаимоотношения в
коллективе;
3) начальный этап профессиональной подготовки характеризуется
существенной динамикой, содержательной трансформацией и пластичностью
семантического слоя образа профессии психолога ОВД;
4) применение Целевой программы «Погружение в профессию»
позволяет целенаправленно воздействовать на семантический слой образа
профессии психолога ОВД.
Для реализации сформулированной цели и проверки гипотезы были
поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретико-методологические аспекты
формирования образа профессии и значимости его семантического слоя на
начальном этапе профессиональной подготовки;
2) обосновать внутренние и внешние критерии успешности прохождения
процесса адаптации к профессиональной подготовке;
3) экспериментально исследовать психологические особенности
динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД в рамках
обучения в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя;
4) экспериментально исследовать зависимость прохождения процесса
адаптации от динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД на
начальном этапе профессиональной подготовки;
5) разработать и апробировать Программу целенаправленной
трансформации образа профессии психолога ОВД на начальном этапе
профессиональной подготовки.
Теоретико-методологические основы исследования обоснованы
совокупностью общенаучных принципов, теорий и концепций, позволивших
всесторонне и целостно подойти к изучению обозначенной проблематики.
Диссертационное исследование основывается на общенаучных и
фундаментальных принципах психологии: детерминизма, системности, субъекта
деятельности и другие, модели развития, активности личности и субъекта
деятельности, изложенные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна и др.; неразрывности сознания и деятельности,
сформулированные С.Л. Рубинштейном; идея единства внутреннего и внешнего
планов деятельности А.Н. Леонтьева; идеи системности, обоснованные
Б.Ф. Ломовым. Работа основывается на методологии системного подхода к
изучению профессиональной деятельности, профессионализации и становлению
профессионала (Б.Г. Ананьев, А.Я. Анцупов, А.А. Бодалев, М.И. Дьяченко,
Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); концепции
психологии профессиональной деятельности (Т.А. Жалагина, А.А. Деркач,
А.В. Карпов, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская и др.), теории
профессиональной адаптации личности (А.В. Карпов, А.Л. Мацкевич,
В.И. Медведев, В.Е. Орел, А.А. Смирнов, В.Я. Тернопол и др.); современных
направлений и подходов в области психологического изучения деятельности
сотрудников органов внутренних дел (С.П. Безносов, Б.Г. Бовин, В.М. Крук,
И.Б. Лебедев, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова, А.Ю. Федотов,
С.Н. Федотов, В.Л. Цветков, А.Г. Шестаков, и др.); психического здоровья
(А.Н. Глушко, М.Ф. Секач, Ю.В. Сысоев и др.); комплексного психофизического
развития (И.О. Ганченко, И.Л. Гросс, И.В. Грошев, В.Л. Дементьев, А.А. Зайцев,
Е.А. Никоноров, В.А. Овчинников и др.); концепций психической устойчивости
личности (Н.Д. Лысаков, М.Ф. Секач, Г.С. Човдырова и др.).
Методы и методики исследования. Для решения поставленных научно-
исследовательских задач в рамках теоретико-методологического анализа,
констатирующего и формирующего экспериментов использован комплекс
общенаучных и психологических методов: анализ отчетных и служебных
документов; экспертная оценка; наблюдение; анкетирование; формализованное
интервью; контент-анализ; тестирование. Результаты исследования
обрабатывались с применением аппаратно-программного психодиагностического
комплекса «Мультипсихометр», а также с помощью программ математической
статистики «Excel», «SPSS 16.0».
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное
исследование проводилось на базе Московского университета МВД России имени
В.Я. Кикотя, ГУ МВД России по Московской области, УВД по ЦАО ГУ МВД
России по г. Москве. В процедурах исследования приняли участие 45
респондентов, находящихся в должности психолога и старшего психолога не
менее 2-х лет (45 респондентов в возрасте от 24 до 45 лет: 12 мужчин и 33
женщины). К участию в эксперименте были привлечены курсанты и слушатели
института психологии служебной деятельности органов внутренних дел
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (102 респондента в
возрасте от 18 до 23 лет: 20 мужчин и 82 женщины). Таким образом, всего в
экспериментальной работе, проводимой в рамках настоящего исследования, было
задействовано 147 человек.
Этапы исследования. Реализация научно-исследовательских задач
настоящего диссертационного исследования определена тремя
последовательными этапами. Первый этап (подготовительно-поисковый, с 2013
по 2016 гг.) – на данном этапе осуществлялся поиск теоретического вектора,
способствующего раскрытию проблемы образа профессии психолога ОВД и
теоретический анализ влияния семантического слоя на его динамику у курсантов-
будущих психологов ОВД, в условиях начального этапа профессиональной
подготовки. Также на данном этапе были сформулированы объект и предмет
исследования, цель и научно-исследовательские задачи, выдвинута гипотеза и
разработан понятийно-терминологический аппарат исследования. Второй этап
(опытно-экспериментальный – с 2016 по 2019 гг.) предполагал проведение
констатирующего эксперимента по изучению профессиональной деятельности
психолога ОВД и ее семантических пространств. Также был исследован уровень
адаптации респондентов на начальном этапе профессиональной подготовки
в ведомственной образовательной организации высшего образования МВД
России и определена роль семантического слоя образа профессии в этом
процессе. Третий этап (коррекционно-обобщающий – с 2019 по 2021 гг.)
характеризуется формирующим экспериментом по апробации и внедрению в
профессиональную подготовку курсантов-будущих психологов ОВД Целевой
программы «Погружение в профессию». Также на данном этапе были обобщены и
описаны все полученные результаты опытно-экспериментальной работы,
исследование оформлено в виде научно-квалификационной работы (диссертации).
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается всесторонним анализом изучаемой проблемы, опорой на
традиционные методологические подходы; комплексом теоретических и
эмпирических методов, соответствующих цели и задачам исследования;
репрезентативностью выборки; целенаправленным анализом и обобщением
результатов опытно-экспериментальной работы, математико-статистической
обработкой данных.
Основные результаты диссертационного исследования и их научная
новизна:
– уточнен и конкретизирован термин «образ профессии». Определено место
и роль семантического слоя образа профессии в период прохождения начального
этапа профессиональной подготовки;
– обоснован авторский подход к изучению адаптации будущих специалистов
на этапе профессиональной подготовки через оценку динамики семантического
слоя образа профессии путем использования специализированной батареи
диагностических методик;
– обоснованы внешние и внутренние критерии успешности прохождения
процесса адаптации к профессиональной подготовке. К внешним критериям
относятся: успеваемость; заболеваемость; социометрический статус и
взаимоотношения в коллективе. Внутренние критерии включают в себя:
самооценку и уровень притязаний личности; направленность мотивации;
профессиональные ценностные ориентации личности; уровень личной
ответственности;
– выявлены факторы и дескрипторы, отражающие специфику семантических
пространств действующих психологов системы ОВД курсантов и слушателей,
обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» в
Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя;
– разработана и апробирована Целевая программа «Погружение в
профессию», суть которой заключается в воздействии на семантический слой
образа профессии психолога ОВД на начальном этапе профессиональной
подготовки.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается
в следующем: произведен теоретико-методологический анализ и синтез научных
подходов к исследованию образной сферы личности; уточнено понятие «образ
профессии», определены его специфические особенности; определены
психологические детерминанты влияния содержания семантического слоя образа
профессии психолога ОВД на успешность прохождения профессиональной
подготовки; доказано влияние детерминант среды образовательной организации
высшего образования МВД России на динамику представлений относительно
будущей профессиональной деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается
в том, что полученные результаты предоставят возможность повышения
эффективности профессиональной подготовки курсантов (слушателей)
образовательных организаций высшего образования МВД России за счет учета
особенностей динамики семантического слоя образа профессии психолога ОВД.
Разработанная и апробированная Целевая программа «Погружение в профессию»
позволит расширить возможности профессорско-преподавательского состава в
практическом применении психологических методов и средств на начальном
этапе профессиональной подготовки. Основные результаты и выводы
диссертационного исследования могут быть использованы в организации
мероприятий по морально-психологическому обеспечению оперативно-
служебной деятельности сотрудников МВД России.
Личный вклад соискателя заключается в обосновании путей решения
проблемы динамики семантического слоя образа профессии как фактора,
определяющего прохождение процесса адаптации к условиям начального этапа
профессиональной подготовки курсантов-будущих психологов ОВД; в
обогащении психологической науки новыми экспериментальными данными, учет
которых позволит повысить эффективность профессиональной подготовки
будущих специалистов психологов ОВД.
Положения, выносимые на защиту:
1) образ профессии – это целостное представление профессиональной
действительности, опосредованное личностными особенностями специалиста:
прежде всего, его склонностями, играющими ведущую роль в адаптации к
профессиональной деятельности, определяющими ее направленность.
Семантический слой является ключевым в образе профессии, так как он отражает
отношение личности к профессии, глубинный смысл ее профессиональной
деятельности, а также его динамику в процессе подготовки к ней;
2) динамика прохождения процесса адаптации к профессиональной
подготовке может быть оценена по внешним и внутренним критериям. В числе
внутренних критериев рассматриваются: самооценка и уровень притязаний;
направленность мотивации; профессиональные ценностные ориентации личности;
уровень личной ответственности. Внешними выступают: успеваемость;
заболеваемость; социометрический статус и взаимоотношения в коллективе;
3) при поступлении в образовательную организацию системы МВД
России образ профессии психолога ОВД идеализирован и не способствует
успешной адаптации курсантов. Наибольшая динамика семантического слоя
образа профессии наблюдается на начальном этапе профессиональной
подготовки. Общая динамика семантических пространств у курсантов во всем
периоде обучения в Университете отражает приближение их представлений к
представлениям действующих психологов ОВД. Однако трансформируемый в
ходе обучения образ становится ориентирован больше на деятельность
полицейского в целом, чем на деятельность психолога в частности;
4) семантический слой образа профессии, начинает значимо
воздействовать на успешность прохождения профессиональной подготовки к
концу первого года обучения. Причем данное влияние не однородно. В первую
очередь отмечается укрепление взаимосвязи между показателями семантического
слоя образа профессии и внутренними критериями успешности адаптации,
которые в последующем оказывают опосредованное воздействие уже на внешние
критерии;
5) воздействие на семантический слой образа профессии психолога ОВД
реализуется в процессе освоения Целевой программы «Погружение в
профессию», включающей в себя комплекс мероприятий направленных на
трансформацию представлений о профессии психолога ОВД по средствам
воссоздания условий, приближенных к реальной профессиональной деятельности
у курсантов в период прохождения начального этапа профессиональной
подготовки.
Апробация и внедрение результатов исследования. По материалам
диссертационного исследования было опубликовано 9 статей, в том числе 6
статей – в изданиях, рецензируемых ВАК при Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации. Основные результаты диссертационного
исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии учебно-научного
комплекса психологии служебной деятельности Московского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя и докладывались на 5 научно-практических
конференциях международного, всероссийского и межведомственного уровня.
Материалы диссертации внедрены в учебный процесс Московского
университета МВД России имени В.Я. Кикотя, ВИПК МВД России, в
практическую деятельность ГУ МВД России по Московской области и УВД по
ЦАО ГУ МВД России по г. Москве.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы, 19 рисунков, 16 таблиц и 7
приложений. Текст диссертации иллюстрирован рисунками и таблицами.
Основной текст диссертации составляет – 142 страницы. Общий объем работы –
182 страницы.

Решение научной проблемы достижения позитивной динамики образа
профессии психолога ОВД на начальном этапе профессиональной подготовки
осуществлено на основе интеграции методологического, теоретического,
эмпирического и прикладного уровней системного исследования в единстве его
следующих аспектов:
– содержательного: осмыслена значимость этапа профессиональной
подготовки в ходе профессионального становления личности; обоснованы
внешние и внутренние критерии успешности прохождения адаптации в рамках
профессиональной подготовки; показана роль и место образа профессии и его
семантического слоя в достижении ее позитивной динамики;
– структурного: обоснованы особенности динамики семантического слоя
образа профессии психолога ОВД; выявлены соотношения изучаемых подсистем
в структуре семантического слоя образа профессии;
– динамического: установлены показатели динамики семантического слоя
образа профессии психолога ОВД у курсантов в период обучения в Университете;
определена зависимость успешности прохождения процесса адаптации в рамках
начального этапа профессиональной подготовки от динамики семантического
слоя образа профессии психолога ОВД; осуществлена качественно-
количественная оценка показателей семантического слоя образа профессии
психолога ОВД в условиях формирующего эксперимента.
Полученные в диссертационном исследовании результаты подтвердили
выдвинутые гипотезы и положения, выносимые на защиту. Это позволило
сформулировать выводы, соответствующие поставленным научно-
исследовательским задачам:
1. Начальный этап профессиональной подготовки является этапом, на
котором закладываются фундаментальные предметные, лишенные
первоначальной идеализации, основы образа профессии посредством учебной
деятельности. Образ профессии представляет собой целостное интегральное
отражение профессиональной действительности, играющее ведущую роль в
непосредственной регуляции профессиональной деятельности и определяющее
успешность прохождение процесса дальнейшей адаптации к условиям службы.
Являясь продуктом переработки ядерного и перцептивного слоев, семантический
слой образа профессии отражает склонности и смыслы профессиональной
деятельности, а также их динамику в процессе подготовки к ней и является
наиболее релевантным в достижении успешности адаптации к профессии.
2. Определены две группы критериев успешности прохождения адаптации к
профессиональной подготовке. Внутренние – самооценка и уровень притязаний
личности; направленность мотивации; ценностные ориентации личности; а также
уровень личной ответственности. Внешние – успеваемость; социометрический
статус и взаимоотношения в коллективе; заболеваемость,
3. В рамках констатирующего эксперимента выявлены особенности
семантических пространств курсантов и слушателей, обучающихся по
специальности: «Психология служебной деятельности», а также действующих
психологов ОВД. В ходе данного этапа исследования установлено, что
представления лиц, только что поступивших на обучение в Университет,
отличаются идеализированностью не способствующей успешности прохождения
адаптации, наибольшая динамика семантического слоя образа профессии
психолога ОВД, направленная на преодоление излишней идеализации,
наблюдается на начальном этапе профессиональной подготовки.
4. Качественный анализ семантических универсалий курсантов, только что
поступивших на обучение в Университет, демонстрирует отсутствие предметного
понимания будущей профессии на фоне завышенных ожиданий от предстоящей
деятельности. В последующем количественные и качественные изменения
семантического слоя образа профессии психолога ОВД показывают приближение
представлений курсантов к представлениям действующих сотрудников. При этом
качественный анализ формируемых представлений показал большую
направленность их на деятельность полицейского в целом чем на специфику
работы психолога. Естественная, не организованная динамика семантического
слоя образа профессии психолога ОВД не результативна с точки зрения
профессионального становления специалиста-психолога в системе МВД России.
5. Зависимость между показателями семантического слоя образа профессии
психолога ОВД и критериями адаптации (внешними и внутренними) нарастает на
протяжении прохождения начального этапа профессиональной подготовки. При
этом взаимосвязь между внешними критериями успешности адаптации и
динамикой семантического слоя образа профессии психолога ОВД нарастает на
уровне тенденции. Внутренние критерии успешности адаптации имеют более
тесную взаимосвязь с показателями динамики семантического слоя образа
профессии психолога ОВД.
6. Формирующий эксперимент показал, что разработанная и реализованная
на базе Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя Целевая
программа «Погружение в профессию» является эффективным средством,
способным целенаправленно воздействовать на семантический слой образа
профессии психолога ОВД. На уровне статистически значимых различий (уровень
достоверности различия: p<0,05) отмечается позитивная динамика семантического слоя образа профессии психолога ОВД у курсантов в рамках начального этапа профессиональной подготовки: по фактору «профессиональные вызовы», по тесту локуса контроля (шкалы – «интернальность общая», «интернальность в профессиональной деятельности», «интернальность достижений»); также отмечается качественная трансформация представлений о профессии психолога ОВД по методике оценки семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой. В целях повышения эффективности психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в рамках диссертационного были разработаны следующие практические рекомендации: - руководителям структурных подразделений образовательных организаций системы МВД России при организации занятий по морально-психологическому обеспечению личного состава в рамках начального этапа профессиональной подготовки необходимо акцентировать внимание на донесение до молодых сотрудников особенностей специфики службы по выбранной ими специальности; - для оценки эффективности прохождения начального этапа профессиональной подготовки в различных образовательных организациях МВД России целесообразно применять разработанные автором критерии успешности адаптации и учитывать особенности динамики семантического слоя образа профессии; - психологам подразделений морально-психологического обеспечения следует использовать в своей работе Целевую программу «Погружение в профессию» в интересах повышения успешности адаптации к условиям профессиональной деятельности; - содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и предложения могут быть использованы при подготовке материалов и занятий по учебным дисциплинам «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Юридическая психология», а также в дальнейшей научной деятельности. Учитывая многоплановость изучаемой проблемы при ограниченных возможностях текстового объема диссертации, многие вопросы остались за границами представленной работы. Они определены как перспективы дальнейшего исследования и включают в себя: расширение арсенала диагностических средств, способствующих изучению динамики перцептивного, семантического и ядерного слоев образа профессии; углубленное изучение сущности психологических средств профессионально-личностного развития сотрудников МВД России в условиях подготовки курсантов к профессиональной деятельности.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы