Эколингвистическая модель формирования медиапространства поликультурного региона
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА
ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА ………………………………………………………………. 13
1.1. Эколингвистика: истоки возникновения и современное состояние ……… 13
1.2. Медиапространство как объект эколингвистических исследований ……. 26
1.3. Культурологический контекст медиапространства……………………………… 40
1.4. Моделирование процесса формирования медиапространства
поликультурного региона …………………………………………………………………………….. 52
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………. 56
ГЛАВА 2. ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
МЕДИАПРОСТРАНСТВА: ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА ………………………………………………… 59
2.1. Алгоритм эколингвистического моделирования тематической
организации культурологического контекста медиапростанства …………………… 59
2.2. Тематическая организация культурологического контекста
медиапространства на материале интернет-портала Orenday ………………………… 64
2.3. Тематическая организация культурологического контекста
медиапространства на материале интернет-портала RIA56.ru……………………….. 81
2.4. Тематическая организация культурологического контекста
медиапространства на материале интернет-портала PROOREN.RU ……………… 99
2.5. Эколингвистическая модель тематической организации
культурологического контекста медиапространства …………………………………… 120
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………….. 137
ГЛАВА 3. ЭКОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
МЕДИАПРОСТРАНСТВА: ПСИХОСФЕРА КОММУНИКАНТОВ ……………. 144
3.1. Алгоритм эколингвистического моделирования ……………………………….. 144
медиапространства с учетом характера влияния ……………………………………… 144
культурологического контекста на психосферу коммуникантов ……………… 144
3.2. Влияние культурологического контекста медиапространства интернет-
портала Orenday на психосферу коммуникантов ………………………………………… 153
3.3. Влияние культурологического контекста медиапространства интернет-
портала RIA56.ru на психосферу коммуникантов ……………………………………….. 162
3.4. Влияние культурологического контекста медиапространства интернет-
портала PROOREN.RU на психосферу коммуникантов ………………………………. 172
3.5. Эколингвистическая модель влияния культурологического контекста
медиапространства на психосферу коммуникантов …………………………………….. 180
Выводы по главе 3………………………………………………………………………………….. 190
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 193
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………… 202
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………. 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………………………… 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………………………… 235
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………………………………… 241
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………………………………………… 245
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …………………………………………………………………………………… 250
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 …………………………………………………………………………………… 260
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 …………………………………………………………………………………… 266
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 …………………………………………………………………………………… 278
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 …………………………………………………………………………………… 285
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 …………………………………………………………………………………. 294
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 …………………………………………………………………………………. 307
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 …………………………………………………………………………………. 316
Во введении обоснована актуальность исследования, определены его
объект, предмет, сформулированы цель и задачи, указана теоретико-
методологическая основа, методы и приемы исследования, изложены
положения, выносимые на защиту, раскрыта научная новизна, теоретическая
и практическая значимость работы, приведены сведения об апробации
основных положений и результатов диссертации.
В первой главе«Теоретико-методологическиеоснования
эколингвистическогоисследованиямедиапространства
поликультурного региона» представлен анализ теоретического опыта
изучения медиапространства в контексте эколингвистического подхода;
рассмотрены понятия культуры, поликультурности, культурологического
контекста медиапространства; обоснована методология построения
эколингвистическоймоделиформированиямедиапространства
поликультурногорегиона;определенылингвистическиепризнаки
экологичности инеэкологичностикультурологического контекста
медиапространства.
Анализ современного состояния лингвистических исследований
показал, что его основной характеристикой является междисциплинарность,
тесное сотрудничество со смежными областями знаний. Изменение вектора
научных разработок обусловило появление нового научного направления –
эколингвистики, целью которой выступает гармонизация существования
природы и языка, формирование экологического сознания. С одной стороны,
отмечается широкая сфера исследований взаимодействия языка и экологии, с
другой стороны, наблюдается многообразие вариантов его дефиниции. В
работе принимается определение эколингвистики, сформулированное
А. П. Сковородниковым. В современной трактовке эколингвистика
понимается как «междисциплинарная отрасль языкознания, тесно
взаимодействующая с рядом лингвистических дисциплин (таких как
социолингвистика, этнолингвистика, этнопсихология, лингвокультурология,
юрислингвистика, лингвоконфликтология), а также с историей конкретных
народов, их культур и языков» [Сковородников, 2013, с. 196]. Базовым
подходом к анализу формирования медиапространства признается учет
«соотношения между окружающим человека текстовым пространством и
биосоциальными факторами человеческой природы» [Ионова, 2011, с. 191].
Широкое распространение и техническое совершенствование средств
массовой информации обусловило становление и развитие экологического
подхода к исследованию медиапространства. В задачи медиаэкологии входит
изучение проблем взаимодействия человека и информационной среды, а
также анализ структуры и организации медиаэкосостем различного уровня.
Объектом медиаэкологии являются медиаэкосистемы, состоящие из людей,
их сообществ и информационной среды обитания. Предметом выступает
язык масс-медиа, рассматриваемый под углом воздействия на языковую
среду в целом. К основным понятиям медиаэкологии относятся: медиатекст,
медиасреда, информационная среда, медиапространство. В настоящей работе
принимается определение медиатекста, предложенное Т. Г. Добросклонской:
медиатекст – объемное многомерное явление, развертывающееся не только в
вербальной линейной плоскости, но характеризующееся глубиной и
многоуровневой структурой [Добросклонская, 2008]. Медиапространство –
это совокупность медиатекстов, медиадискурсивное пространство.
Выделяются две группы признаков, необходимых при анализе
медиатекста с точки зрения медиаэкологии: признаки, обусловленные
биологическими факторами человеческой природы, и признаки,
обусловленныесоциальнымифакторамичеловеческойприроды
(С. В. Ионова). Формирование сферы медиаисследований (mediastudies как
междисциплинарное поле) в России происходит с учетом огромных ее
пространств, поликультурного населения и сложного административно-
территориального устройства.
В медиатексте находят свое отражение элементы языковой картины
мира. Медиатексты несут в себе культурозначимую информацию, фиксируют
и отражают как общие, так и специфические особенности функционирования
национальных языков и культур. Именно поэтому выявление и описание
культурозначимых компонентов медиаречи оказывается сегодня одной из
важнейших исследовательских задач.
Для изучения формирования медиапространства поликультурного
региона в аспекте эколингвистики представляется важным исследование
культурозначимой информации, которая отражена в медиатексте, с двух
точек зрения: 1) медиатекст как транслятор национальных языков и культур
поликультурного региона; 2) медиатекст как транслятор общей
культурозначимой информации.
Для определения структурированной по уровням совокупности всех
содержащихся в тексте культурозначимых сведений автором, вслед за
Т. Г. Добросклонской, используется термин «культурологический контекст».
Приреконструкцииэколингвистическоймоделиформирования
медиапространства за единицу исследования приняты культурозначимые
сведения, содержащиеся в медиатекстах поликультурного региона.
Моделирование медиапространства поликультурного региона в аспекте
эколингвистикипредполагаетразграничениедвухпроцессов:
1) формирование медиапространства с учетом характера влияния
тематической организации культурологического контекста на психосферу
коммуникантов и 2) формирование медиапространства с учетом характера
влияния культурологического контекста на психосферу коммуникантов.
Вовторойглаве«Эколингвистическоемоделирование
медиапространства: тематическая организация культурологического
контекста» выявлены вариативные и инвариантные тенденции тематической
организации культурологического контекста, произведен лингвистический
анализ тенденций экологичности и неэкологичности формирования
медиапространствасучетомравномерностипредставления
культуросодержащих элементов, установлены лексические экспликаторы
ядра и периферии культурного контекста медиапространства.
В качестве исходного параметра моделирования процесса
формирования медиапространства поликультурного региона принята
тематическаяорганизациякультурологическогоконтекста
медиапространства. Основной характеристикой экологичного формата
медиапространства поликультурного региона является соблюдение
принципов разнообразия тематической организации культурологического
контекста медиапространства поликультурного региона, а также
достоверности и полноты культуросодержащей информации. Основной
характеристикойнеэкологичностиформатамедиапространства
поликультурного региона является неравномерность или отсутствие
культуросодержащей информации в медиапространстве.
Для выявления экологичности / неэкологичности формирования
медиапространства с учетом тематической организации культурологического
контекста в работе использован алгоритм, включающий ряд этапов:
1. Выделение тематических групп. По содержанию все новостные
медиатексты из рубрики «Культура», размещенные на интернет-порталах
Orenday, RIA56.ru, PROOREN за период с 2017 по 2020 год, разделены в
работе на 14 тематических групп с условными названиями: 1) музей;
2) религия; 3) концерт; 4) театр; 5) кинофильм; 6) памятник; 7) праздник;
8) выставка; 9) история; 10) известный человек; 11) конкурс; 12) библиотека;
13) язык; 14) проблема. В каждом медиатексте выделены лексические
экспликаторы, посредством которых репрезентируются культурозначимые
сведения в медиапространстве.
2. Определение структуры медиапространства – выделение ядерных и
периферийных групп. По количеству элементов (новостных медиатекстов),
входящих в тематическую группу, в работе разграничиваются ядерные и
периферийные группы. Под ядерной тематической группой понимается
группа, в которой относительная частота элементов (новостных медиатекстов,
содержащих лексические экспликаторы культуросодержащих сведений)
равна средней относительной частоте элементов всей выборки или
превосходит ее. Под периферийной тематической группой понимается
группа, в которой относительная частота элементов меньше средней
относительной частоты элементов всей выборки.
3. Анализ распределения ядерных и периферийных тематических групп
медиапространства в 2017, 2018, 2019 и 2020 гг. Проведение семантического
анализа с помощью компьютерной онлайн-программы на сайте
https://miratext.ru/ дляизвлеченияключевыхсловмедиатекста,
вербализующих тематическую группу.
4. Выявление средних показателей тематической организации
медиапространства поликультурного региона посредством анализа
содержания каждого интернет-портала за весь исследуемый период.
5. Выявлениеинвариантатематическойорганизации
культурологического контекста медиапространства поликультурного региона.
6. Построение эколингвистической модели тематической организации
культурологическогоконтекстамедиапространстваполикультурного
региона.
На первом этапе весь практический материал подвергся единообразной
процедуре исследования в соответствии с алгоритмом.
Анализ тематической организации медиапространства интернет-
портала Orenday в 2017 г. показал, что репертуар ядерных тематических
групп (далее – ТГ) включал 6 групп: Музей; Праздник; Конкурс; Концерт;
Религия; Проблема. В репертуар ядерных ТГ в 2018 г. вошли 5 групп:
Праздник; Музей; Памятник; Конкурс; Концерт. Репертуар ядерных ТГ в
2019 г. составили 7 групп: Музей; Концерт; Театр; Кинофильм; Праздник;
Памятник; Библиотека, а в 2020 г. – 4 группы: Памятник; Музей; Театр;
Праздник.
В структуре каждой ядерной ТГ на основании ключевых слов
выделены подгруппы и их лексические экспликаторы. Например, ТГ Музей
представлена 4 подгруппами (лексические экспликаторы в заголовках
медиатекстов выделены курсивом):
1) предметы, выставляемые для всеобщего обозрения: «В Оренбурге
хранится знаменитый халат отца Бориса Пастернака», ««Сарматское
золото» из оренбургского музея никто никуда не увозил»;
2) исторические здания: «В Оренбурге запланирован глобальный
ремонт музея Гагариных»; «Музей Черномырдина в Оренбуржье откроется,
но пока неофициально»;
3) деятельность музея: «Юных оренбуржцев приглашают в музей
истории города на увлекательный квест»; «Оренбургские библиотеки и
музеи на один день организуют танцпол»;
4) состояние музея: «Открытие музея Черномырдина в Оренбуржье
снова под угрозой срыва»; «В Оренбурге закрыли на ремонт музей истории
города».
Аналогичным образом выделены подгруппы их лексические
экспликаторы в остальных ТГ:
ТГ Праздник: 1) календарный праздник; 2) международный праздник;
3) государственный праздник; 4) городской праздник; 5) профессиональный
праздник; 6) публичные мероприятия;
ТГ Памятник: 1) тип сооружения; 2) установление памятного
сооружения; 3) снос зданий, имеющих историческую значимость;
4) возвращение памятников; 5) содержание памятников;
ТГ Концерт: 1) выступления эстрадных певцов; 2) выступления
музыкальных групп;
ТГ Конкурс: 1) вид конкурса; 2) участники конкурса; 3) награды.
Выявлено, что процесс формирования медиапространства интернет-
портала Orenday характеризуется неэкологичными тенденциями, а именно:
1) нарушением баланса ядерных и периферийных ТГ в структуре
медиапространства: 5 (ядерных групп) / 9 (периферийных групп);
2) нарушением в ядре медиапространства баланса объема и частоты
лексическихэкспликаторов,вербализующихкультуросодержащую
информацию о событиях, территориально ограниченных административным
центром, и о событиях в других муниципальных образованиях
Оренбургскогорегиона;3) нарушениемвобластипериферии
медиапространства баланса объема и частоты ТГ, объединяющих
медиатексты, в которых вербализована информация о событиях,
территориально ограниченных административным центром, и о событиях в
другихмуниципальныхобразованияхОренбургскогорегиона;
4) нарушением в области периферии медиапространства баланса объема и
частоты ТГ, объединяющих медиатексты, в которых вербализована
информация о различных верованиях и обрядах народов поликультурного
региона, а также о языковом многообразии.
Анализ тематической организации медиапространства интернет-
портала RIA56.ru показал, что репертуар ядерных ТГ в 2017 г. составили 5
групп: Конкурс; Концерт; Праздник; Театр; Библиотека. Репертуар ядерных
ТГ в 2018 г. представлен 8 группами: Праздник; Театр; Музей; Религия;
Концерт; Кинофильм; Конкурс; Библиотека. Репертуар ядерных
тематических групп в 2019 г. составили 5 групп: Конкурс; Концерт;
Библиотека; Театр; Праздник, а в 2020 г. – 6 групп: Библиотека; Концерт;
Конкурс; Музей; Театр; Выставка.
В структуре каждой ядерной ТГ на основании ключевых слов
выделены подгруппы и их лексические экспликаторы. Например, ТГ Театр
представлена следующими подгруппами (лексические экспликаторы в
заголовках медиатекстов выделены курсивом):
1) спектакли оренбургских театров: «Оренбургская музкомедия готовит
новогодний мюзикл «Иван да Марья» на музыку Кима Брейтбурга»; ««Три
поросенка» откроют новый сезон в Оренбургском театре кукол»;
2) гастроли приглашенных театров: «Омский театр кукол покажет на
«Оренбургском арбузнике» «бумажную» сказку»; «Новосибирский театр
кукол впервые приехал в Оренбург с обменными гастролями»;
3) гастроли оренбургских театров по Оренбургской области: «В Ташле
с аншлагом прошел спектакль «Шесть блюд из одной курицы»»; «Артисты
Оренбургского татарского драмтеатра показали спектакли ташлинцам».
Состав подгрупп в остальных тематических группах:
ТГ Концерт: 1) выступления приглашенных эстрадных певцов;
2) выступления приглашенных музыкальных групп; 3) выступления
приглашенных исполнителей классической музыки; 4) выступления
приглашенных хореографических ансамблей; 5) выступления оренбургских
музыкантов;
ТГ Праздник: 1) календарный праздник; 2) государственный праздник;
3) праздник национальных культур; 4) фестиваль народного творчества;
ТГ Конкурс: 1) вид конкурса; 2) участники конкурса; 3) оренбургские
конкурсы;
ТГ Библиотека: 1) мероприятия в память об известных людях; 2) показ
фильмов; 3) презентация книг; 4) образовательные мероприятия;
ТГ Музей: 1) предметы, выставляемые для всеобщего обозрения;
2) исторические здания; 3) деятельность музея.
Выявлено, что процесс формирования медиапространства интернет-
портала RIA56.ru с учетом тематической организации характеризуется
экологичнымитенденциями.Установлено,чтовструктуре
медиапространства наблюдается незначительное нарушение баланса ядерных
и периферийных ТГ: 6 (ядерных групп) / 8 (периферийных групп); ядро
медиапространствасформированолексическимиэкспликаторами,
вербализующими информацию о компонентах духовной и материальной
культуры народов, населяющих поликультурный регион; в ядре
медиапространства наблюдается баланс объема и частоты лексических
экспликаторов, вербализующих культуросодержащую информацию о
событиях, территориально ограниченных административным центром, и о
событиях в других муниципальных образованиях Оренбургского региона;
медиапространствохарактеризуетсявысокойчастотностьюТГ,
объединяющих медиатексты, в которых вербализована информация о
деятельности национальных театров, о гастролях оренбургских театров по
Оренбургской области, о выставках национального творчества в районах
Оренбургской области, о национальных праздниках и фестивалях.
Анализ тематической организации медиапространства интернет-
портала PROOREN.RU показал, что репертуар ядерных ТГ в 2017 г.
составили 6 групп: Концерт; Конкурс; Выставка; Праздник; Театр; Религия;
в 2018 г. он был представлен 5 группами: Театр; Выставка; Конкурс;
Праздник; Концерт; в 2019 г. его составили 5 групп: Театр; Праздник;
Выставка; Библиотека; Концерт; в 2020 г. он представлен 5 группами: Театр;
Музей; Библиотека; История; Выставка.
В структуре каждой ядерной ТГ на основании ключевых слов
выделены подгруппы и их лексические экспликаторы. Например, в ТГ
Конкурс выявлены следующие подгруппы (лексические экспликаторы в
заголовках медиатекстов выделены курсивом):
1) вид конкурса: «Оренбургская «Жемчужинка» – дважды лауреат
Всероссийского фестиваля»; «Всероссийский конкурс «Русская Песня-2018»
прошел в Оренбурге»;
2) участники конкурса: ««Спасибо деду за Победу!»: кувандычанка в
финале всероссийского конкурса»; «Пианист из Бузулука вошел в десятку
лучших»;
3) оренбургские конкурсы: «Стали известны имена лауреатов
Аксаковской премии-2018»; «Стали известны результаты премии
«Оренбургская лира»».
Состав подгрупп в остальных тематических группах:
ТГ Театр:1) спектаклиоренбургскихтеатров;2) гастроли
приглашенных театров; 3) деятельность в формате онлайн;
ТГ Праздник: 1) фестиваль народного творчества; 2) праздник
национальных культур; 3) календарный праздник; 4) государственный
праздник; 5) городской праздник;
ТГ Выставка: 1) выставки местных художников и писателей;
2) выставки из других городов и стран; 3) выставки, посвященные
традиционно-бытовому укладу жизни человека; 4) выставки, посвященные
известным людям;
ТГ Концерт: 1) выступления приглашенных эстрадных певцов;
2) выступления приглашенных музыкальных групп; 3) выступления
приглашенных исполнителей классической музыки; 4) выступления
приглашенных хореографических ансамблей; 5) выступления оренбургских
музыкантов;
ТГ Конкурс: 1) вид конкурса; 2) участники конкурса; 3) оренбургские
конкурсы;
ТГ Библиотека:1) показфильмов;2) презентациякниг;
3) образовательные мероприятия;
ТГ Музей: 1) предметы, выставляемые для всеобщего обозрения;
2) исторические здания; 3) деятельность музея; 4) состояние музея.
Установлено, что процесс формирования медиапространства интернет-
портала PROOREN.RU характеризуется экологичными тенденциями. Данный
вывод обусловлен тем, что в структуре медиапространства наблюдается
баланс ядерных и периферийных ТГ: 7 (ядерных групп) / 7 (периферийных
групп);ядромедиапространствасформированолексическими
экспликаторами, вербализующими культуросодержащую информацию; в
ядре медиапространства наблюдается баланс объема и частоты лексических
экспликаторов, в которых вербализована информация о событиях,
территориально ограниченных административным центром, и о событиях в
других муниципальных образованиях Оренбургского региона; периферия
медиапространства сформирована ТГ, объединяющими медиатексты, в
которыхвербализованакультуросодержащаяинформация;
медиапространствохарактеризуетсявысокойчастотностьюТГ,
объединяющих медиатексты, в которых вербализована информация,
связанная с выставочной деятельностью, посвященной традиционно-
бытовому укладу жизни человека, с национальными праздниками и
фестивалями, с выступлениями приглашенных хореографических ансамблей
и оренбургских музыкантов.
Реконструкция эколингвистической модели тематической организации
медиапространства поликультурного региона продиктована стремлением
обнаружить ее инвариантные свойства, которые остаются постоянными при
изменении определенных внешних условий и преобразований.
Для выявления инвариантных свойств в работе определен
одновременный вклад ТГ интернет-порталов в процесс формирования
медиапространства. С этой целью обобщены показатели средней
относительной частоты ТГ культурологического контекста интернет-
порталов Orenday, RIA56.ru, PROOREN.RU. Процесс формирования
медиапространства протекает неравномерно от одного года к другому.
Каждый год характеризуется определенным состоянием медиапространства,
сформированным в зависимости от доли участия тех или иных ТГ, влияющей
на информационный потенциал медиапространства в анализируемом году.
Под информационным потенциалом медиапространства понимается
возможностьмедиапространстваудовлетворятьинформационные
потребности общества в части предоставления доступа, распространения и
своевременного доведения необходимой информации населению.
В главе проведен анализ динамики процесса организации ядерных ТГ
для оценки меры участия каждой ядерной группы в медиапространстве.
Результаты отражены в таблице.
Таблица – Динамика процесса организации ядерных ТГ в процессе
формирования культурологического контекста медиапространства 1
ЯдернаяАнализируемый период
тематическая2017201820192020
группа
МузейМузейМузейМузейМузей
РелигияРелигия
КонцертКонцертКонцертКонцертКонцерт
ТеатрТеатрТеатр
ПамятникПамятникПамятник
ПраздникПраздникПраздникПраздник
ВыставкаВыставкаВыставкаВыставка
КонкурсКонкурсКонкурсКонкурс
БиблиотекаБиблиотека Библиотека
+ ТГ+ ТГ+ ТГ
Памятник,Библиотека Памятник,
ТеатрТеатр
– ТГ Религия– ТГ– ТГ Конкурс,
Памятник, Праздник,
ТеатрВыставка
Знаком «+» отмечены ТГ, входящие в процесс формирования медиапространства,
знаком «–» отмечены ТГ, исключенные из процесса формирования медиапространства.
Фоном выделен период функционирования ТГ.
Анализ динамики распределения ТГ в период с 2017 по 2020 г. выявил
две тематические группы, имеющие высокий информационный потенциал в
формировании медиапространства: Музей и Концерт.
На основании результатов анализа распределения ТГ в период с 2017
по 2020 г. установлены:
1) ядерныеТГвысокогоинформационногопотенциала,
функционирующие на протяжении всего процесса формирования
медиапространства (Музей, Концерт);
2) ядерныеТГсреднегоинформационногопотенциала,
функционирующие на протяжении трех временных периодов (Праздник,
Выставка, Конкурс);
3) ядерныеТГнизкогоинформационногопотенциала,
функционирующие на протяжении одного / двух временных периодов
(Религия, Театр, Памятник, Библиотека).
Таким образом, анализ динамики распределения ТГ в период с 2017 по
2020 г. позволил выявить особенности их взаимодействия. Установлено, что
в процессе формирования медиапространства ТГ могут менять свой статус –
переходить из разряда ядерных в разряд периферийных и наоборот.
Для моделирования структуры медиапространства в работе
установленысредниепоказателитематическойорганизации
медиапространства поликультурного региона, произведен подсчет средней
относительной частоты каждой ТГ за весь анализируемый период.
Результаты подсчета отражены на Рисунке 1.
Проблема 0,15Музей
Язык0,1Религия
Библиотека0,05Концерт
КонкурсТеатр
Известный…Кинофильм
ИсторияПамятник
ВыставкаПраздник
Средняя относительная частотаСреднее значение
Рисунок 1 – Средняя относительная частота ТГ за период с 2017 по 2020 г.
Как видно на рисунке, за границу среднего значения выходят 7
ядерных ТГ, формирующих медиапространство поликультурного региона:
Музей, Праздник, Театр, Конкурс, Концерт, Выставка, Библиотека.
Периферию структуры образуют 7 ТГ, находящихся в зоне среднего
значения: Религия, Кинофильм, Памятник, История, Известный человек,
Язык, Проблема. При этом ТГ Кинофильм, История, Известный человек,
Язык, Проблема на протяжении всего периода с 2017 по 2020 г. входили в
разряд периферийных.
Корпусмедиатекстовинтернет-порталовOrenday,RIA56.ru,
PROOREN.RU проанализирован с помощью компьютерного сервиса Voyant
Tools [https://voyant-tools.org/], созданного для анализа текстовых данных в
Digital Humanities, с использованием инструмента Cirrus (Циррус) для
визуализации словесного облака наиболее часто встречающихся слов в
корпусе. Облако слов помогло выявить ключевые слова ядерных и
периферийных групп медиапространства.
Результаты, полученные в ходе определения инвариантной структуры
медиапространства, позволяют установить инвариантные тенденции
формирования культурологического контекста медиапространства:
1) ядро структуры медиапространства поликультурного региона
составляют 7 ТГ: Музей, Праздник, Театр, Конкурс, Концерт, Выставка,
Библиотека; периферию структуры образуют 7 ТГ: Религия, Кинофильм,
Памятник, История, Известный человек, Язык, Проблема;
2) в структуре медиапространства наблюдается баланс объема и
частоты ядерных и периферийных ТГ, формирующих культурологический
контекст медиапространства: 7 (ядерные группы) / 7 (периферийные группы);
3) ядромедиапространствасформированоключевыми
словосочетаниями, передающими тематику ядерных групп медиатекстов,
вербализующих информацию о мероприятиях, проводимых оренбургскими
библиотеками, музеями; о государственных, городских, национальных
праздниках и фестивалях национальных культур и народного творчества; о
спектаклях оренбургских государственных и национальных театров,
гастролях приглашенных театров; о всероссийских, международных,
областных конкурсах; о выставках достижений творческих людей из
Оренбургской области, других городов и стран;
4) в ядре медиапространства наблюдается баланс объема и частоты
лексических экспликаторов, вербализующих информацию о событиях,
территориально ограниченных административным центром, и о событиях в
других муниципальных образованиях Оренбургского региона;
5) перифериямедиапространствасформированаключевыми
словосочетаниями, объединяющими медиатексты, в которых вербализована
информация о компонентах культуры, об исторических сооружениях;
6) на периферии медиапространства наблюдается баланс объема и
частоты ключевых словосочетаний, передающих информацию о событиях в
административном центре и о событиях в других муниципальных
образованиях Оренбургского региона;
7) на периферии медиапространства наблюдается нарушение баланса
объема и частоты ключевых словосочетаний, передающих информацию о
различных верованиях и обрядах, а также о языковом многообразии;
8) медиапространство характеризуется высокой частотностью ТГ,
объединяющих медиатексты, в которых вербализована информация о
выставочной деятельности, посвященной традиционно-бытовому укладу
жизни человека, о национальных праздниках и фестивалях, о выступлениях
приглашенных хореографических ансамблей и оренбургских музыкантов.
Исследование функционирования всех ТГ в процессе формирования
медиапространства позволило признать экологичным данный процесс в
поликультурном регионе.
Ключевые слова ТГ и ядерной, и периферийной зон медиапространства
по характеру лингвистических функций в основном принадлежат к
номинативным лексическим единицам, главное предназначение которых –
называть предметы, явления, действия. Эмоционально-оценочная лексика,
обладающая коннотативными признаками, в состав ключевых слов не
входит. По частеречной принадлежности ключевые слова относятся к
классам имен существительных и прилагательных, а также к глаголам и
наречиям. По лексико-грамматическому признаку наибольшее количество
слов относится к конкретным именам, значительную группу составляют
имена собственные (Оренбург, Оренбуржье) и образованные от них
прилагательные(оренбургский). Такимобразом,формирование
медиапространстваэкологичного форматапроисходитнафоне
использования именных частей речи, среди которых преобладают
существительные из класса конкретных существительных и имен
собственных и образованные от собственных имен прилагательные.
Втретьейглаве«Эколингвистическоемоделирование
медиапространства:психосферакоммуникантов»представлены
результаты исследования влияния культурологического контекста на
психосферу коммуникантов, выявлены вариативные и инвариантные
тенденции формирования медиапространства поликультурного региона по
указанному параметру.
Основной характеристикой экологичного формата формирования
медиапространства является позитивная оценочность культурологического
контекста коммуникантами. Основной характеристикой неэкологичного
формата является негативная оценочность культурологического контекста,
вызванная «нарушением коммуникативного кодекса, результатом которого
является эмоциональная несогласованность, негативная эмотивность
общения.
Алгоритм исследования формирования медиапространства в
зависимости от характера влияния культурологического контекста на
психосферу читателя включает в себя следующие этапы.
1. Проведение эксперимента. В психолингвистическом эксперименте с
использованием семантического дифференциала как измерительного
инструмента приняли участие 50 респондентов. Возраст испытуемых
варьировался от 17 до 55 лет. Эксперимент проводился на базе
Оренбургскогогосударственногоуниверситета,Оренбургского
государственного педагогического университета, Оренбургского филиала
Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, а также
дистанционно с помощью сети Интернет. Экспериментальным материалом
послужили 600 медиатекстов интернет-порталов Оренбургской области
Orenday, RIA56.ru, PROOREN.RU за 2017–2020 гг., взятые из рубрики
«Культура».
Весь стимульный материал по формальным признакам представлял
собой: 1) информацию положительную; 2) информацию негативную;
3) информацию нейтральную. Испытуемым предлагалась следующая
инструкция: «Вы участвуете в психолингвистическом эксперименте. Вам
предложен вербальный стимульный материал – новостные медиатексты.
Прочитайте медиатекст. Напротив каждого медиатекста поставьте один из
знаков: «+» – позитивная информация; «–» – негативная информация; «0» –
нейтральная информация». В ходе проведения психолингвистического
эксперимента получено 30000 реакций респондентов.
2. Интерпретация результатов эксперимента: 1) подсчет относительной
частоты выявленных данных по восприятию новостных медиатекстов,
размещенных на интернет-порталах Оренбургской области Orenday,
RIA56.ru., PROOREN.RU; 2) выявление вариативных тенденций процесса
формирования медиапространства от одного анализируемого года до другого
посредством оценки медиатекстов интернет-порталов Оренбургской области
Orenday, RIA56.ru, PROOREN.RU; 3) выявление инвариантных тенденций
формирования медиапространства в период с 2017 по 2020 г.;
4) моделирование процесса формирования медиапространства в аспекте его
экологичных / неэкологичных качеств.
На основании подсчета относительной и средней частоты
положительных, негативных и нейтральных реакций на новостные
медиатексты, размещенные на интернет-портале Orenday в 2017, 2018, 2019 и
2020 гг., создана модель формирования медиапространства (см. Рисунок 2).
2017→2018НЛВ → НВ
↓↓
2018→2019НВ → НЛВ
↓↓
2019→2020НЛВ → НЛВ+НВ
Рисунок 2 – Модель влияния культурологического контекста
медиапространства интернет-портала Orenday
на психосферу коммуникантов за период с 2017 по 2020 год2
Доминирующую роль в процессе формирования медиапространства
интернет-портала Orenday в период с 2017 по 2020 г. выполняет информация,
вызывающая нейтральные и негативные реакции, что способствует
неэкологичному формату коммуникации. Установлено, что взаимодействие
положительно и нейтрально воспринимаемой информации несколько
Здесь и далее на рисунках приняты следующие сокращения: НЛВ – нейтральное
влияние, НВ – негативное влияние; стрелкой обозначено направление перехода.
нивелирует неэкологичный формат влияния культурологического контекста
на коммуникантов и задает вектор экологизации медиапространства.
На основании подсчета относительной и средней частоты
положительных, негативных и нейтральных реакций на новостные
медиатексты, размещенные на интернет-портале RIA56.ru в 2017, 2018, 2019,
2020 гг., выявлена доминирующая роль положительного и нейтрального
влияния информации на психосферу респондентов. Формирование
медиапространства происходит преимущественно за счет транслирования
медиатекстов, вызывающих положительные и нейтральные реакции (см.
Рисунок 3).
НЛВ → НВ
↓
НВ → НЛВ
↓
НЛВ → НЛВ+НВ
Рисунок 3 – Модель влияния культурологического контекста
медиапространства интернет-портала Orenday
на психосферу коммуникантов за период с 2017 по 2020 год
На основе анализа результатов психолингвистического эксперимента
сделан вывод о формировании медиапространства в период с 2017 по 2020 г.
посредством интернет-портала RIA56.ru в экологичном формате.
На основании подсчета относительной и средней частоты
положительных, негативных и нейтральных реакций на новостные
медиатексты, размещенные на интернет-портале PROOREN.RU в период с
2017 по 2020 г., установлена модель формирования медиапространства (см.
Рисунок 4).
ПВ → ПВ
↓
ПВ → НЛВ
↓
НЛВ → НЛВ
Рисунок 4 – Модель влияния культурологического контекста
медиапространства интернет-портала PROOREN.RU
на психосферу коммуникантов за период с 2017 по 2020 год
Модель формирования медиапространства поликультурного региона
отражает высокую частотность распределения положительных и
нейтральных реакций, а также низкую частотность негативных реакций.
Выявленная регулярная повторяемость трансляции новостных медиатекстов,
вызывающих положительные и нейтральные реакции, способствует
установлению экологичного формата формирования медиапространства.
Длявыявленияинвариантногопроцессаформирования
медиапространства региона подсчитана средняя относительная частота
реакций трех видов на медиатексты интернет-порталов Orenday, RIA56.ru,
PROOREN.RU за весь анализируемый период (см. Рисунок 5).
0,6
0,50,52
0,43
0,40,42
0,390,35+
0,3
0,29–
0,23
0,20
0,180,19
0,1
PROOREN.RU.RIA56.ruORENDAY
Рисунок 5 – Средние показатели влияния культурологического контекста
интернет-порталов на психосферу коммуникантов (с 2017 по 2020 г.)
На рисунке видно, что процесс формирования медиапространства
интернет-портала RIA56.ru является самым гармоничным с точки зрения
согласованного тиражирования информации, вызывающей негативные,
положительные и отрицательные реакции.
Относительная частота положительных реакций – самая высокая (0,52),
относительная частота нейтральных реакций – самая низкая (0,29),
показатель относительной частоты негативных реакций – 0,19.
На основании полученных данных делается вывод о том, что
культурологический контекст интернет-портала RIA56.ru поддерживает
наиболее экологичный формат влияния на коммуникантов.
Культурологический контекст интернет-портала PROOREN.RU
является самым экологичным с точки зрения трансляции информации,
вызывающей негативные реакции. Относительная частота негативных
реакций ниже, чем относительная частота реакций этого вида на
медиатексты, транслируемые интернет-порталами Orenday и RIA56.ru.
Однако одновременно установлен низкий коэффициент расхождения в
показателях частоты нейтральных и положительных реакций. Частотная
повторяемостьмедиатекстов,вызывающихнейтральныереакции,
незначительно нивелирует общие экологические тенденции.
Культурологический контекст интернет-портала Orenday является
самым неэкологичным с точки зрения трансляции информации, вызывающей
реакции трех видов. Относительная частота негативных реакций выше, чем
относительная частота реакций этого вида на медиатексты, транслируемые
интернет-порталами Orenday, RIA56.ru.Неэкологичность формата
усиливается и самой низкой относительной частотой положительных
реакций, коэффициент расхождения в показателях частоты негативных и
нейтральных реакций равен 0,8.
Средние показатели влияния культурологического контекста интернет-
порталов Orenday, RIA56.ru, PROOREN.RU на психосферу коммуникантов в
2017–2020 гг. отражены на рисунке (см. Рисунок 6).
На основании полученных данных выявлены инвариантные тенденции,
сформированные под влиянием культурологического контекста интернет-
порталов Orenday, RIA56.ru, PROOREN.RU с 2017 по 2020 г.
0,5
0,450,440,390,4
0,40,36
0,38
0,35
0,30,320,360,36+
0,250,310,24–
0,2
0,150,170,230
0,1
0,05
2017201820192020
Рисунок 6 – Средние показатели влияния культурологического контекста
интернет-порталов Orenday, RIA56.ru., PROOREN.RU на психосферу
коммуникантов (по годам)
Основной характеристикой начального этапа процесса формирования
медиапространства выступает экологичный характер коммуникации,
обусловленный самой низкой относительной частотой негативных реакций.
Позитивная оценочность медиатекстов является самой высокой за весь
период формирования медиапространства. Частотная повторяемость
медиатекстов, вызывающих нейтральные реакции, незначительно нивелирует
установленный позитивный фон.
В 2018 г. наблюдается резкое увеличение количества медиатекстов,
вызывающих отрицательные реакции, и одновременное снижение количества
медиатекстов,вызывающихположительныереакции.Однако
устанавливается баланс положительных, негативных и нейтральных реакций,
что свидетельствует о тенденциях экологичности формирования
медиапространства. Сходные тенденции регистрировались при анализе
формированиямедиапространствапосредствоминтернет-портала
PROOREN.RU.
В 2019 г., как показали результаты эксперимента, поддерживается
экологичный формат коммуникации, установленный в 2018 г. Это связано со
снижением относительной частоты негативных реакций и увеличением
относительной частоты нейтральных реакций. На этом фоне относительная
частота положительных реакций остается неизменной.
Формирование медиапространства в 2020 г. характеризуется
снижением относительной частоты транслируемых новостей, вызывающих
нейтральные реакции и одновременным увеличением относительной частоты
транслируемых новостей, вызывающих негативные реакции. Относительная
частотанегативных реакций остаетсяпрактически неизменной.
Относительная частота позитивных реакций незначительно увеличивается.
На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что
инвариантная модель формирования медиапространства в зависимости от
характера влияния культурологического контекста на психосферу
коммуникантов представляется в виде следующего сценария переходов
(см. Рисунок 7).
ПВ → ПВ+НЛВ+НЛВ
↓
ПВ+НЛВ+НЛВ → ПВ+НЛВ
↓
ПВ+НЛВ → ПВ+НЛВ
Рисунок 7 – Инвариантная модель влияния культурологического контекста
Инвариантная модель формирования медиапространства отражает
гармоничный характер транслирования культуросодержащей информации,
вызывающей негативные, положительные и нейтральные реакции. Выявлено,
что система передачи информации в медиапространстве представляет собой
совокупность элементов, взаимодействие которых рождает новые качества
системы как единого целого. Полученные результаты позволяют сделать
вывод, что инвариантный процесс формирования медиапространства
поликультурного региона характеризуется экологичными тенденциями.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования,
обобщаются его теоретические и практические результаты, намечаются
перспективы дальнейшего изучения медиапространства с позиций
эколингвистики.
Современная научная парадигма характеризуется экоцентрическим
сознанием, которое, по словам С. В. Ионовой, предполагает признание
многообразия, гармоничного сосуществования ее вариантов. В данной связи
приобретает особую важность изучение языка и речи через призму экологии
существования человека.
Принадлежность медиапространства, пронизывающего все сферы
человеческой деятельности, к научной области эколингвистики определяется
исследованием экологичности текстового окружения человека,
гармоничности отношения между человеком и информационной средой его
обитания.
Степень изученности темы исследования. В лингвистике последних
десятилетий активно разрабатываются теоретические и прикладные аспекты
изучения медиапространства и медиатекста [Добросклонская, 2015;
Воронцова, Басовская 2020; Голованова, 2020; Загидуллина, 2016; Зубанова,
2008; Кошкарова, 2018; Монастырева, 2010; Нефедова, 2018], выявляются
критерии экологичности коммуникации [Дрожащих 2010; Ибрагимова, 2013;
Ионова, 2011; Моисеенко, 2012; Солодовникова, 2010; Scolari, 2010],
осуществляется анализ лингвотоксичности оборотов речи, высказываний
[Сковородников, 2017].
Кроме того, современные ученые занимаются проблемами экологии
языка и речи в ее тесной взаимосвязи с эмоциями человека [Шаховский,
2008]; выделяются экологичные и неэкологичные конкретизаторы
семантического признака эмоциональных состояний в различных
лингвокультурах [Барашевская, 2016]; исследуется восприятие языковой и
коммуникативной эффективности / неэффективности и
агрессивности / неагрессивности рекламы [Пекарская, 2017];
характеризуются деструктивные информационные воздействия,
оказывающие негативное влияние на формирование психосферы человека
[Нечевин, 2010]; апробируется экспериментальный метод в изучении
психологии эмоций [Рейковский, 1979; Кепалайте, Суворова, 1991].
Значимым представляется использование методологического аппарата
эколингвистики для решения проблем перевода [Кушнина, 2016; Пылаева,
2011]. Существующие исследования затрагивают отдельные аспекты
экологии медиатекста: вопросы культуры речи, семантики, прагматики.
Вместе с тем медиапространство как проводник культурозначимой (термин
Т. Г. Добросклонской) информации недостаточно изучено с позиции
эколингвистики. Кроме того, до сих пор не предпринималось широких
эколингвистических исследований по моделированию взаимодействия
элементов культурозначимой информации медиапространства
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!