Этнокультурный и гендерный аспекты репрезентации бинарной оппозиции мужчина/женщина в языковом сознании носителей хакасского, русского и английского языков

Покоякова, Карина Александровна

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ ………12
1.1. Языковое сознание и образ мира …………………………………………………………………………………12
1.2. Языковое сознание и его этнокультурная специфика …………………………………………………..20
1.2.1. Образ мира и этническая культура ……………………………………………………………………….20
1.2.2. Понятия «менталитет», «национальный характер», «этнический стереотип» …………25
1.2.3. Контрастивные этнопсихолингвистические исследования в условиях
межкультурного общения ……………………………………………………………………………………………..29
1.3. Гендерный аспект исследования языкового сознания …………………………………………………..36
1.3.1. Теоретико-методологический аспект современных гендерных исследований ………..36
1.3.2. Психолингвистические аспекты современных гендерных исследований ……………….45
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………………………………………50
ГЛАВА II. ОППОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В
СТРУКТУРЕ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА В ХАКАССКОМ,
РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ……………………………………………………………………………….51
2.1. Оппозитивные отношения как средство категоризации образа мира и их языковая
репрезентация …………………………………………………………………………………………………………………..51
2.1.1. Категория противоположности как способ концептуализации мира ………………………51
2.1.2. Антонимия как часть лексико-семантической системы языка ……………………………….53
2.1.3. Бинарная оппозиция мужчина/женщина в системе антонимических ассоциативных
стратегий ………………………………………………………………………………………………………………………57
2.2. Этимологические аспекты развития семантики антонимической пары мужчина/женщина
…………………………………………………………………………………………………………………………………………60
2.3. Структура и содержание лексикографических значений антонимов мужчина/женщина
…………………………………………………………………………………………………………………………………………65
2.4. Соотношение лексикографических и психолингвистических значений слова ……………….75
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………………………………………78
ГЛАВА III. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ БИНАРНОЙ ОППОЗИЦИИ
МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ ХАКАССКОГО,
РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ ……………………………………………………………………………80
3.1. Описание проведенного эксперимента и методов исследования …………………………………..80
3.2. Сопоставительный анализ ассоциативных полей компонентов антонимической пары
мужчина/женщина в языковом сознании носителей хакасского, русского и английского
языков ………………………………………………………………………………………………………………………………83
3.2.1. Динамика и этнокультурная специфика ассоциативных полей ИР/ИПЧI ……………….83
3.2.2. Динамика и этнокультурная специфика ассоциативных полей
МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА ……………………………………………………………………………………………..94
3.2.3. Динамика и этнокультурная специфика ассоциативных полей MAN/WOMAN ……102
3.2.4. Динамика и специфика структуры и содержания ассоциативных полей 1 и 2 в трех
лингвокультурах …………………………………………………………………………………………………………110
3.3. Психолингвистическое моделирование значений бинарной оппозиции
мужчина/женщина………………………………………………………………………………………………………….115
3.3.1. Психолингвистические значения антонимической пары ир/ипчi …………………………..116
3.3.2. Психолингвистические значения антонимической пары мужчина/женщина ……….121
3.3.3. Психолингвистические значения антонимической пары man/woman ……………………126
3.3.4. Особенности психолингвистических значений антонимов мужчина/женщина в
языковом сознании носителей хакасского, русского и английского языков …………………..133
3.4. Репрезентация гендерных стереотипов в хакасском, русском и американском языковом
сознании …………………………………………………………………………………………………………………………140
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ …………………………………………………………………………………………157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………..163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ ……………………………………………………………………..188
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………………………………………………..192
ПРИЛОЖЕНИЕ I …………………………………………………………………………………………………………………193
ПРИЛОЖЕНИЕ II ……………………………………………………………………………………………………………….197
ПРИЛОЖЕНИЕ III ………………………………………………………………………………………………………………207

Диссертационное исследование посвящено изучению национальных
особенностей концептуализации мира в языковом сознании носителей хакасского,
русского и английского языков на примере лексикографической и
психолингвистической репрезентации универсальной бинарной оппозиции
мужчина/женщина.
Актуальность темы определяется важностью кросскультурных
исследований по выявлению этнокультурной специфики языкового сознания,
влияющей на эффективность межкультурной коммуникации. Выявление социо- и
этнокультурных особенностей развития системы гендерных отношений и их

Актуальность выявления этнокультурной специфики языкового сознания
разных лингвокультурных общностей привела к интеграции социологических,
психологических и лингвистических исследований в рамках психолингвистики.
Этнопсихолингвистическое направление способствует выявлению факторов,
препятствующих взаимопониманию в условиях межкультурной коммуникации.
Образы мужчины и женщины рассматриваются в нашей работе в единстве
социально-культурных и психолингвистических характеристик, отражающих
содержание и структуру вербальной и ассоциативной репрезентации гендера.
Выявленная высокая степень антонимической каноничности, составляющая
основу лексикографической дефиниции исследуемой бинарной оппозиции
мужчина/женщина в хакасском, русском и английском языках, свидетельствует о
прочной семантической связанности ее компонентов. Общность их
семантического ядра представлена в значении противопоставления мужчины и
женщины по биологическому полу, константах статуса жены для женщины и
роли мужчины как мужа.
Несоответствия в лексикографических значениях соответствующих
хакасских, русских и английских слов отражают субъективно-редуцированный
характер словарных репрезентаций и социально-экономические и историко-
культурные особенности России и США, что актуализирует
психолингвистический аспект исследования для минимизации коммуникативных
неудач при межкультурном общении.
Анализ шести ассоциативных полей, сформированных по итогам САЭ,
выявил наличие как общих, так и специфических особенностей репрезентации
образов мужчины и женщины в языковом сознании хакасов, русских и
американцев.
Общность стратегий ассоциирования у хакасских, русских и американских
респондентов на стимулы МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА заключается в более
высокой доле парадигматических реакций (60% и 62% соответственно – в русских
ассоциативных полях, 58% и 61% – в американских и 55% и 52% – в хакасских).
Её дифференциация выражена в когнитивных моделях «теплой» ассоциативной
связи с родителями в хакасских и русских АП: паба ‘отец’ (22% в АП ИР) и iӌе
‘мать’ (44% в АП ИПЧІ), отец (10% в АП МУЖЧИНА) и мать (18% в АП
ЖЕНЩИНА). В американском языковом сознании превалирует «холодная» или
нейтральная парадигматическая антонимическая модель: woman (18% в АП MAN)
и man (17% в АП WOMAN).
Универсальность выявленных психолингвистических значений отражает
константность традиционных гендерных стереотипов, связанных с: а) физической
и моральной силой мужчины и внешней красотой женщины; б) разделением
семейных ролей (отец/мать, муж/жена).
Этнокультурная специфика представлена в ассоциативных связях,
образующих как ядерные, так и периферийные зоны ассоциативных полей
оппозиции мужчина/женщина.
Так, в хакасском языковом сознании сохраняются архетипы традиционной
ментальности и культуры, проявляющиеся в: 1) высокой доле терминов родства
(53,5% парадигматических реакций), детализированных в разрезе возраста,
отцовской или материнской линии, а также маркеров принадлежности, что
свидетельствует о прочности этнокультурных констант традиционного
мировоззрения хакасов, в котором наивысшей ценностью является не
индивидуальная жизнь, а целостность семьи и рода; 2) актуализации образа Алыпа
как главного героя героических эпосов (0,2%→4%); 3) элементах традиционной
одежды мужчины и женщины и женской прически: чiбек хур ‘шелковый пояс в
мужской одежде’, поғо ‘пого (нагрудное женское украшение)’, сÿрмес ‘сюрмес
(множество косичек по плечам у девушек)’ и др. К отличительным особенностям
хакасского ЯС относится также актуализация ассоциаций хыйға и сағыстығ,
представляющих высокую оценку женского интеллекта (4%→13,5%).
Специфика русского языкового сознания в восприятии мужчины и
женщины заключается в: 1) сохранении доминирования реакций позитивных
оценок (54% в АП МУЖЧИНА и 57% в АП ЖЕНЩИНА); 2) акцентировании
физической и моральной силы мужчины (34%) и внешней красоты женщины
(23%); 3) актуализации мужской роли защитника (1%→10%); 4) динамике
гендерных стереотипов, связанных с описанием женщины как сильной,
независимой, умной и т.д. (3,5%→7,5%).
В американском языковом сознании к этнокультурным особенностям
анализируемой оппозиции относятся: 1) сохранность доминирования
ассоциативной схемы контраста, подчеркивающей противоположность по полу
(MAN←woman; WOMAN←man); 2) индикация анатомо-физиологических
особенностей, отличающих их друг от друга как биологический пол (9%
парадигматических реакций); 3) указание на нетрадиционную сексуальную
ориентацию или гомосексуальность (MAN←gay; WOMAN←lesbian); 4) наличие
прецедентных имен (MAN←James Bond, Heath Ledger, etc.; WOMAN←Beyonce,
Virginia Woolf, etc.); 5) стереотипные «мужские» образы ковбоя, дровосека и
пожарного; 6) индикация «вредных» мужских привычек (smoking, beer, drunk,
etc.); 7) высокий удельный вес реакций, обозначающих сильную, независимую и
умную женщину (14%).
Вариативность наполнения ассоциативных полей бинарной оппозиции
мужчина/женщина в трех лингвокультурах в значительной степени
обеспечивается их дифференцирующей этнокультурной спецификой, ярко
представленной через «сетку» гендерно-маркированных метафорических
номинаций, в основе которых лежат культурно-обусловленные зоонимы,
природные объекты и явления, часто отражающие соответствующие особенности
фауны и климата.
Специфика американской метафоризации отражает трансформации в
традиционной системе гендерной идентичности, включающей лиц обоего пола
гомосексуальной ориентации (MAN←bear; WOMAN←dove, dolphin) и зрелых
женщин, предпочитающих молодых мужчин (cougar, cheetah).
Хакасская этнокультурная специфика образной номинации связана с
традиционными архетипами женской красоты, ассоциированными с небесными
светилами (кÿн ‘солнце’, ай ‘луна’) и цветами (чахайах), а также традиционно
важной ролью коня (ат) для мужчины.
Особенности русской метафоризации связаны с использованием зоонимов,
характеризующих внешние и внутренние черты женщины (лебедь, лиса, кошка), и
фитонимов (береза, роза).
Сравнительный анализ доли типичных (традиционных) гендерных
стереотипов в соответствующих ассоциативных полях выявил их высокую
частотность в реакциях хакасских и русских респондентов, составляя 62,6% в АП
ИР и 64,8% в АП ИПЧI; 79,3% в АП МУЖЧИНА и 73,2% в АП ЖЕНЩИНА. Их
минимальная доля представлена в американских ответах: 35,7% в АП MAN и
31,6% в АП WOMAN. Это свидетельствует о более патриархальном характере
русской и хакасской лингвокультур, что находит также свое подтверждение в
высокой актуальности традиционных ассоциативных связей «мужчина – глава
семьи, добытчик» и «женщина – домохозяйка и хранительница очага». Для
американских респондентов характерна высокая доля нетипичных гендерных
стереотипов в сравнении хакасскими и русскими респондентами по отношению к
женщине (сильная, независимая, умная и др.).
Дифференциация мужских и женских ассоциативных полей обнаруживает
преобладание более стереотипного восприятия образов мужчины и женщины в
ассоциативном поведении респондентов женского пола в трех лингвокультурах
(РРж – 83,8% (РРм – 78,8%); ХРж – 72,7% (ХРм – 69,5%); АРж – 45% (ХРм –
43%), что способствует сохранению актуальности гендерных стереотипов.
Во всех лингвокультурах позитивные характеристики образов мужчины и
женщины представлены преимущественно в структуре мужских и женских
автостереотипов (ХРм – 14,5%12 / 0%, РРм – 24% / 0%, АРм – 12,2% / 0,7%; ХРж –
20,6% / 0%, РРж – 21,8% / 0,9%, АРж – 23,8% / 0%) в отличие от
гетеростереотипов, включающих более высокую долю типичных стереотипов
негативной оценки (ХРм – 23,3% / 1%, РРм – 26,2% / 2%, АРм – 13,2% / 2,3%;
ХРж – 18% / 3%, РРж – 23% / 2%, АРж – 19,2% / 1%).
В структуре автостереотипов акцентируются внешняя привлекательность
(РРж – 12%; ХРж и АРж – 9%) и интеллект (ХРж – 7%; РРж – 2%; АРж – 1,2%)
12
Приводится соотношение доли позитивных и негативных стереотипов соответственно.
женщины, мужские социальные роли добытчика (ХРм – 7%; РРм – 3,2%; АРм –
1,5%) и защитника (РРм – 5,5%; ХРм – 1,5%; АРм – 0,9%). В структуре
гетеростереотипов в характеристике мужчины присутствуют указание на его силу
(РРж – 15%; ХРж – 14%; АРж – 8%) и лидерские способности (РРж – 1,8%; АРж –
1,4%; ХРж – 0,3%). Гетеростереотипы о женщине содержат роль жены (РРм – 5%;
ХРм – 3%; АРм – 2,3%) и душевные качества позитивной оценки, связанные с
нежностью, мягкостью и добротой (РРм – 6,4%; АРм – 2%; ХРм – 1,2%).
Осмысление полученных результатов по выявлению особенностей
этнокультурной и гендерной специфики репрезентации оппозиции
мужчина/женщина в языковом сознании носителей хакасского, русского и
английского языков позволяет наметить перспективы дальнейшей работы. Они
связаны с более глубоким изучением динамики гендерных стереотипов в России и
США в контексте развития гендерного равенства как одной из глобальных целей
устойчивого развития ООН. Важным также представляется привлечение
различных дискурсов и дополнительных методов, включая проведение серии
повторных психолингвистических экспериментов, что, несомненно, может
оказаться полезным для оптимизации межкультурного взаимодействия и развития
лексикографической практики.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Вербальные характеристики титров в современном телевизионном медиадискурсе
    📅 2022год
    🏢 ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»