Эволюция художественной обработки дерева у мордовского народа в контексте развития культуры финно-угров России ХIХ – начала ХХI веков
СОДЕРЖАНИЕ
1 Глава Воплощение народных традиций в символике финно-угорской художественной обработки дерева
1.1 Значение художественной обработки дерева в материальной культуре финно-угорских народов
1.2 Сакрально-магическая значимость дерева у финно-угров: удмуртов, марийцев, мордвы
1.3 Основные способы выражения знаков (семиотики) в художественной обработке дерева
2 Глава Традиции и инновации художественной обработки дерева мордвы
2.1 Отражение мифологических сюжетов в мордовском изобразительном искусстве
2.2 Трансформации традиционных сюжетов в искусстве деревянной скульптуры
2.3 Процесс становления и развития Подлесно-Тавлинской школы резьбы по дереву 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 163
Во введении обосновывается актуальность исследования, оценивается сте-
пень разработанности проблемы, характеризуется источниковая база работы,
определяются объект и предмет, хронологические и территориальные рамки ис-
следования, формулируются цель, задачи и гипотеза, раскрываются методика и
методология изучения темы, показываются научная новизна и практическая
необходимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Воплощение народных традиций в символике фин-
но-угорской художественной обработки дерева» – выявляются общее и осо-
бенное в художественной обработке дерева в материальной культуре финно-
угорских народов, рассматривается сакрально-магическая значимость дерева,
анализируются основные способы выражения семантики в художественной об-
работке дерева у финно-угорских народов.
В первом параграфе – «Значение художественной обработки дерева в
материальной культуре финно-угорских народов» – рассматриваются приемы
художественной обработки дерева, выявляются ее общие черты и отличитель-
ные особенности. Художественная обработка дерева у финно-угорских народов
– сложное, неоднородное явление как в историко-хронологическом, так и в ти-
пологическом измерении. Динамика развития резьбы по дереву в культуре
финно-угров России претерпела большие изменения: от базовой – националь-
ной, с которой связаны традиционные художественные промыслы, ремесла, де-
коративно-прикладное творчество, вся изобразительная и знаковая система ко-
торого была самым непосредственным образом связана с древней магией, куль-
тами, религиозными представлениями об окружающем мире, вырабатывающи-
мися еще в недрах первобытного общества, до этнонациональной, профессио-
нальной. В структуре декоративно-прикладного искусства резьба по дереву за-
нимает особое место, она несет на себе огромную художественно-образную
нагрузку, остаётся важной составной частью в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство мордвы, удмуртов и марийцев, наря-
ду с общими принципами и методами обработки древесины, имело и свои осо-
бенности, которые несут в себе ряд характерных, национальных традиций и от-
ражают мировоззрение народов. Из-за близкого соседства у этих народов оди-
наково развивались декоративные архитектурные традиции, хотя и не без неко-
торого индивидуального различия. Это нашло выражение, например, в домовой
резьбе (у марийцев в украшениях дома могла применяться фигурная рустовка, у
удмуртов очень своеобразно оформлялись слуховое окно, декоративный бал-
кон, карнизы и фризы). Однако, несмотря на некоторые различия, все же про-
сматривается некая общность как в сюжетах декоративного оформления жи-
лищ, так и в приемах обработки дерева.
Например, общим для всех народов в изображении разных символов и
знаков, которые впоследствии стали элементами узоров, являлось нанесение на
ритуальные предметы родовых знаков. Разнообразие таких знаков собственно-
сти привело к тому, что у этих народов стала развиваться орнаментальная резь-
ба с высоким художественным обережным смыслом, переходившая уже с са-
кральных предметов на бытовую утварь, мебель, домовую резьбу.
У мастеров-резчиков были излюбленные приемы резьбы, свои орнамен-
тальные традиции (нанесение эрзянскими мастерами сакральных символов на
ритуальную посуду и вещи, такие как эрямо-пари; деревянный, долбленный из
цельного ствола дерева стул «пукон», составлявший непременную принадлеж-
ность родового святилища «куала» у удмуртов; марийские деревянные ковши с
резными ручками, навершия которых заканчиваются зооморфными фигурками
в виде коня и утки).
Мордва, марийцы и удмурты в старину украшали конёк избы скульптур-
ным изображением птицы или коня, в их декоре преобладали накладные мелкие
фигуры, собранные в композицию. Все представители финно-угорских народов в
своем творчестве использовали одни и те же виды деревьев, хорошо разбираясь в
их строении и качестве древесины, использовали одинаковые инструменты.
На декоративное искусство финно-угров в значительной степени повлиял
общий для всех этих народов культ водоплавающей птицы, впоследствии пе-
решедший в культ коня, изображения которого встречались и в декоративно-
прикладном творчестве народов, и в скульптурной мелкой пластике.
Вместе с тем изменение многих элементов материальной и духовной
культуры поволжских народов проходило более органично, в ходе совместной
хозяйственной и культурной деятельности – в процессе совместного труда, тор-
гового и иных видов обмена. В XIX в. в местную среду были привнесены образ-
цы русской материальной культуры, что сказалось, в том числе на дальнейшем
развитии обработки дерева как в декоративном плане, так и в скульптурном,
например, в виде мелкой пластики. В частности, некоторые приемы деревянного
строительства и орнаментации домов были заимствованы поволжскими народа-
ми у русских. В свою очередь, русское население восприняло у местных наро-
дов немало производственных навыков и способов использования природных
ресурсов.
Во втором параграфе – «Сакрально-магическая значимость дерева у
финно-угорских народов» – анализируется место дерева в сакральном мировоз-
зрении финно-угорских народов. Сакральное мировоззрение древних народов
представляет собой как природный, так и культурный комплекс, сформировав-
шийся на протяжении длительного времени и отражающий собой взаимоотно-
шения между древним человеком и окружающей его природой.
Дерево как символ давно и прочно вошло в культуру разных народов.
Оно символизирует собой некую «ось мира», Мировое древо, древо познания,
священное дерево. Не обошло это верование и финно-угорские народы. С неза-
памятных времен под деревьями в священных рощах собирались на совет, вер-
шили суд и прятали сокровища. Символично было не только само дерево, но и
его части – ветви, ствол, корни, побеги. В языческих обществах финно-угров
оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия.
Если рассматривать образ дерева в общем смысле, то оно обозначает
жизнь космоса: его гармоничность, рост, процессы зарождения и возрождения,
неистощимую жизнь и бессмертие. Например, узор на традиционных костюмах
мордвы – дерево с корнями, находящимися под землей, и ветвями, вздымаю-
щимися к небу, символизирует устремление ввысь и отождествляется с такими
символами, как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между
тремя мирами.
Миф о происхождении человека из пня или дерева есть у многих финно-
угорских народностей: в виде коряги плавал в водах первичного океана сам
Вяйнямёйнен; в карельских рунах из расколовшегося пня появились два брата –
Каллерво и Унтамо.
Одним из самых сакральных деревьев у финно-угров, с которым связано
много символических пластов, является дуб. Он означает силу, защиту, долго-
вечность, мужество, верность, мужчину, человеческое тело. Мордва считала
дуб одним из воплощений Великого дерева. Около дуба, являвшегося в древно-
сти распространенным местом и объектом поклонения, мордва устраивала об-
щественные моления, совершала жертвоприношения. Около священного дуба
проводили моления от засухи и мора.
В числе прочих священных деревьев у финно-угорских народов испокон
веков почиталась береза. У слободских удмуртов бытовал обряд «Иммала вет-
лон», в основе которого был культ березы; шарканские удмурты поклонялись
березе, которая отвечала за смену времени года, она определяла даже поворот
солнца на весну, обладая космической функцией. Удмурты почитали отдельно
стоящие в поле березы, их запрещалось рубить, под ними молились. У марий-
цев тоже существовал культ березы.
Великому дереву – священному дереву, которое узнавали по пышной
кроне, могучему стволу и глубоким корням, молились и приносили жертвы. В
ряде случаев свойства Древа жизни совмещались со свойствами Древа смерти.
Этот парадокс выражался, например, в обряде захоронения на деревьях, свя-
занном с верой в возможность продолжения жизни души в ином простран-
ственно-временном континууме. Отдельные народы (особенно финно-угры) по
разным причинам долго придерживались такого обычая. Подобного рода захо-
ронения в глубокой древности существовали и у мордвы, воспоминания о них
дошли до нас в преданиях и сказках.
Особой сакральностью наделялись хвойные деревья – ель, сосна, можже-
вельник, пихта, кедр и пр. Они символизировали вечную жизнь, бессмертие, бы-
ли вместилищем божественной жизненной силы, имели культовое значение. Ель
– дерево мертвых, дерево иного мира, оно связано с культом предков. В религи-
озно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим
звеном между мифологическими мирами (живых и мертвых) и потому широко
использовалась в похоронной обрядности. Известен у финно-угорских народов и
знаковый обычай особым образом обрубать сучья у хвойного дерева. Этот мно-
гоаспектный символ вырастает в ритуальном поведении (похоронном, свадеб-
ном, промысловом и других обрядах) до вселенских категорий, несет в себе
функции «посредника между мифологическими мирами» – мертвых и живых.
Особым почитанием пользовались деревья у марийцев. В стародавние
времена, чтобы срубить дерево для каких-то нужд, мариец всегда просил на это
разрешение у леса, мол, берет от природы только в случае необходимости. Бла-
годаря этому в Марий Эл до сих пор сохранены лесные массивы и рощи. Здесь
совершались главным образом коллективные жертвоприношения от имени ве-
рующих нескольких деревень, районов или даже всего марийского народа.
Произрастающие на дохристианских святилищах деревья: ель, сосна, бе-
реза, дуб, яблоня и другие породы деревьев – служили одним из главных мар-
керов сакрального центра родовой или территориальной группы финно-
угорских народов, символом мирового дерева.
Сакральность дерева у финно-угров часто связана с самим человеком.
Растущее живое дерево могло выступать в качестве двойника, заместителя че-
ловека, тогда оно было связано с его душой и здоровьем.
Помимо самых распространенных в этих краях березы, дуба, ели, в рели-
гиозных действах финно-угры использовали и другие породы деревьев. По осо-
бенностям выполняемых ими функций они подразделяются на мужские и жен-
ские. Так, если ель, сосна, пихта и дуб с наибольшей частотой обнаруживают
связь с мужскими богами, то береза и липа в оппозиции женский/мужской
представляли женское начало.
В целом в традиционных финно-угорских представлениях дерево служи-
ло одним из главных символов плодородия и жизни, наделялось мощной жиз-
ненной силой и бессмертием. Дерево являлось одним из основных маркеров
центра мифологического мироздания древних народов. У каждого села была
своя священная роща, там не рубили деревья, не собирали с них плоды. В осо-
бые дни сюда приходили умилостивить богов, закалывали жертвенных живот-
ных, устраивали праздничные трапезы. Мифологическая картина мира финно-
угорских народов была тесно связана с образом дерева, поэтому мотив дерева,
как образ Мирового дерева, является одним из ведущих в декоративно-
прикладном искусстве.
В третьем параграфе – «Основные способы выражения знаков (семан-
тики) в художественной обработке дерева» – подробно анализируется свое-
образие использования знаково-символических форм в художественной обра-
ботке дерева у финно-угорских народов.
Символ как важный элемент этнической жизни издавна привлекал особое
внимание людей. В процессе обмена идеями между людьми и даже культурами
образы-символы предшествовали слову. Вырезанные, нарисованные, изобра-
женные на одежде в виде орнаментов образы использовались не только для ма-
гических целей. Язык орнамента был одним из первых способов освоения
окружающего мира человеком, его приспособления к действительности в зна-
ковой форме. В нем сохранились наиболее архаичные представления обще-
ственного сознания. Каждый знак в орнаменте нес в себе определенную смыс-
ловую нагрузку.
Традиции финно-угорского мира, его взаимодействие с культурами со-
седних народов проявились в орнаментах мордовского костюма. Образ мира
воплотился в знаковой системе, в «рунах»-узорах, изображающих коней, уток,
цветущие ветви, деревья. На используемых бытовых предметах вырезанный на
дереве орнамент или вышитый на платьях узор может состоять только из вол-
нистых линий, розеток, квадратов или ромбов, происхождение которых восхо-
дит к древним родовым знакам.
Обработка дерева у финно-угорских народов занимала важное место во
многих сферах жизни. Каждый мастер-резчик имел свой родовой знак (тешкс),
принадлежащий семье, который он наносил на свою работу в определенном ме-
сте. Тешксами помечались утварь – горшки, прялки, ткацкие станки, кадушки,
ювелирные изделия и т.д., а также вышивка на одежде. Их вырезали на домах,
использовали как орнамент, украшающий резьбу домов, надевали младенцу в
качестве родового амулета при наречении имени. Родовые знаки ставили на мо-
гильных крестах, использовали в качестве передачи информации. Тешксы ис-
пользовались в ритуальных молениях – озксах. Подобные знаковые системы
были характерны для многих финно-угорских, тюркских и славянских народов,
проживающих на территории современной России (марийцев, чувашей, татар-
кряшен, русских и удмуртов).
Среди предметов декоративно-прикладного искусства, которые имеют
ритуальный характер, парь (короб) для хранения приданого невесты занимает
особое место. Из всех предметов домашнего обихода он подвергался наиболь-
шей художественной обработке, т. к. имел глубоко сакральное предназначение.
Считалось, что невеста вместе со своим парем и приданым увозит не только
память о безбедной жизни в родительском доме, но и свое будущее женское
счастье. Парь, как предмет ритуального назначения, покрывался соответству-
ющими письменами, родовыми знаками, орнаментом, имеющим смысл благо-
пожеланий в предстоящей семейной жизни.
В повседневной жизни мордовского народа ритуальные знаки – сёрма –
наносились на религиозно-ритуальные кадки, ковши, кузовки, кошеля, с кото-
рыми имели дело особые выборные люди Озкс-атя и женщины. Пожелания-
молитвы изображались на ткацких станках, прялках, донцах, гребнях, как бы
облегчая женский тяжелый и монотонный труд.
Считается, что наиболее древним традиционным элементом орнаменталь-
ного оформления мордовского костюма является ромб. Весьма значительное ме-
сто ромбический орнамент занимает в резьбе по дереву, в оформлении как на
подставках композиции, так и на самих деревянных фигурах. Применяемый тав-
линскими резчиками ромбический орнамент имеет сложную трактовку и по сво-
ему происхождению связывается с изобилием, благоденствием, плодородием.
В декоративно-прикладном искусстве большое значение имели зооморф-
ные элементы, ритмично повторяющиеся в орнаменте, они являются сложными
сюжетами по своей композиционной законченности. Аналогично вырезанные
узоры по дереву создают на скульптурном произведении ряд ритмично повто-
ряющихся зооморфных фигур. В орнаменте узор получает название по своей
форме и по месту своего расположения.
Издревле люди одухотворяли природу. Солнце, деревья, птицы, живот-
ные – все имело свой магический смысл в древнейших языческих верованиях.
Символом солнца были солярные знаки, изображения в виде кругов, крестов,
ромбов, розеток и т.д. Знаком солнца и неба являлся конь. Птица считалась во-
площением света, жизни, всего сущего. Изображения Древа жизни, двух птиц
или животных, предстоящих пред Древом, служили знаком семьи, рода. Во-
площением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было сим-
волическое изображение утки. Деревянная утварь, многие детали в оформлении
жилища с изображением животных и птиц являлись символами-оберегами.
Наиболее распространенным было изображение коня. Широкое распростране-
ние этого мотива было обусловлено особым почитанием коня, его ролью в хо-
зяйственной деятельности человека.
Символы являются одним из ярких воплощений всего ценного, что
накоплено предшествующими поколениями в области духовной и материаль-
ной культуры. Синтезируясь и развиваясь, местные этнические традиции пре-
вращаются в образную систему художественного творчества. В рамках единого
художественного целого начинали проявляться разнообразные стилевые прие-
мы и творческие индивидуальности.
Символы финно-угорских народов имеют многовековую историю, вклю-
чающую несколько стадий развития: от языческих культовых символов и зна-
ков собственности до идеограмм декоративно-прикладного творчества и пикто-
графического письма. Знаки собственности, которые имели все мастера-
резчики, являются первоэлементами орнамента и находят свое отражение в
народной одежде, в деревянной скульптуре. Язык орнамента был одним из пер-
вых способов освоения окружающего мира человеком, его приспособления к
действительности в знаковой форме. В древности знаки орнамента были
осмысленными, их связывали с понятиями охранной магии, посылом здоровья
и плодородия. Организация комплекса знаков, их сюжет и художественное ис-
полнение – очень сложные явления. Символические выражения различных об-
разов являются универсальной формой для народного творчества, поэтому
можно смело утверждать, что символическое изображение в этнической куль-
туре является определенным изображением, а не обозначением.
Вторая глава – «Традиции и инновации в художественной обработке
дерева мордвы» – посвящена рассмотрению использования мифологических
сюжетов в мордовском изобразительном искусстве. В ней раскрываются транс-
формации традиционных сюжетов и символов в деревянной скульптуре, опреде-
ляется феномен Тавлинской пластики резьбы в традиционной культуре мордвы.
В первом параграфе – «Отражение мифологических сюжетов в мор-
довском изобразительном искусстве» – анализируется использование мор-
довскими художниками в своем творчестве мифологических сюжетов и обра-
зов.
Миф как явление культуры обладает важным свойством – символично-
стью. Мифологическая символика, ее анализ являются определяющей доминан-
той основных интерпретаций мифа в структуре культурной семиотики. Мор-
довская мифология, являясь важной областью духовной культуры народа, во-
площает в себе основные черты национального самосознания. На развитие ху-
дожественного сознания мордовского народа оказали влияние истоки традици-
онной религиозной обрядности, способность одухотворять, очеловечивать при-
роду, а также христианское миропонимание.
Художественный символ – это художественный образ, выражающий об-
щий смысл события, времени, эпохи через единичный факт, конкретное дей-
ствие, ту или иную личность. Знаковая система древнемордовского искусства
была самым непосредственным образом связана с древней магией, культами и
религиозными представлениями об окружающем мире, вырабатывавшимися в
недрах первобытного общества. Народное творчество мордовского народа так-
же очень символично. Вышивка и резьба по дереву, являясь древнейшими де-
коративно-прикладными промыслами, отличаются своеобразием использования
богатства мифологической символики мордвы. Большое место в орнаменте
вышивки, деревянной резьбе занимают геометрические мотивы, образы-
символы в виде определенных графических знаков, связанные с символическим
отражением предметов и явлений природы. В вышивке используются символи-
ка солнца, стилизованные изображения Великой птицы, Мирового дерева, коня.
Орнамент вышивки несет не только декоративную, но и смысловую нагрузку,
которая передавалась через своеобразную знаковую систему, содержащую сим-
волический смысл изображаемого.
Много общего с мордовской вышивкой в использовании знаково-
символических образов имеет резьба по дереву. Отдельные мотивы резного ор-
намента на домах в мордовских селах, на сундуках-парях совпадают с орнамен-
том вышитых узоров. Кроме того, используемый в вышивке мотив водоплава-
ющей птицы повторяется в скульптурной резьбе в виде солонки, напоминаю-
щей по силуэту плывущую по воде птицу.
Символ выступает как отчетливый механизм коллективной памяти. Од-
нако вместе с тем следует отметить, что природа символа как механизма памя-
ти культуры двойственна. С одной стороны, символ выступает как напомина-
ние о вечных, древних ее основах, как послание других культурных эпох. С
другой стороны, он активно коррелируется с данной культурой, изменяется под
ее влиянием и сам ее изменяет.
На примере творчества художников Мордовии можно проследить процесс
переосмысления фольклорно-мифологического наследия в плане его духовной
актуализации. Условно можно выделить несколько направлений отражения ми-
фологии в живописи мордовских художников. На ранних этапах развития живо-
писи художники отдавали предпочтение изображению богатой стихии мордов-
ской этничности: природы, народного характера, образа жизни, традиционных
обрядов. Процесс пробуждающегося самосознания, интерес к освоению прошло-
го мордовского народа, идентичности способствовал и появлению живописных
полотен с изображением отдельных персонажей и сюжетов мордовской мифоло-
гии. Для живописи, отображающей ритуально-магическую деятельность мор-
довского народа, характерно обращение к истокам традиционной культуры
мордвы. В основе сюжетов подобных картин чаще всего лежат свадебные обря-
ды, жертвоприношения, моления по разнообразным поводам, гадания (Г. А.
Медведев, Д. Д. Ануфриев, В. А. Попков, А. И. Коровин, М. С. Шанин). Поэти-
ческое восприятие элементов мифологической системы мордовского этноса про-
слеживается в творчестве современных художников, передающих ее через изоб-
ражение отдельных мифологических образов и сюжетов (А. С. Алёшкин, Ю. А.
Дырин, Н. В. Рябов, М. С. Шанин). Весьма своеобразно отражение мордовской
мифологии в книжной графике, которая тесным образом связана с текстологиче-
ским оформлением мифологических элементов (И. С. Ефимов, П. А. Алексеев,
Л. В. Попов, Ю. В. Смирнов).
Таким образом, мордовская живопись на протяжении своего развития по-
стоянно обращалась к образности и поэтике мифа. Предметом изображения ху-
дожников изначально становились традиционные обряды народа (обычно сва-
дьбы, моления). Процесс пробуждающегося самосознания, интерес к освоению
прошлого мордовского народа, идентичности способствовал появлению живо-
писных полотен с изображением отдельных персонажей и сюжетов мордовской
мифологии. Работы представителей нового направления современной живопи-
си – этнофутуризма – выполнены с использованием абстрактной символики. В
причудливых образах живописных полотен, выполненных иногда с применени-
ем природного материала или других предметов (холст, дерево, веревка), уга-
дываются образы-символы, повествующие об этнических корнях и традициях
мордовского народа.
Мордовская мифология играет важную роль в истории искусства, обладая
значительным духовным, культурным и эстетическим потенциалом. Обращаясь
к мифологическим образам и сюжетам, художники дают возможность зрителям
открыть страницы народной культуры, соприкоснуться с миром древних рели-
гиозных воззрений. Творчество мастеров изобразительного искусства тесно
связано с народным искусством, с его устойчивыми традициями, найденными
формами и стилем.
Второй параграф – «Трансформации традиционных сюжетов и симво-
лов в деревянной скульптуре» – посвящен исследованию эволюции деревян-
ной скульптуры мордовского народа во времени.
На протяжении веков складывались приемы и навыки скульптурной об-
работки дерева, которые передавались из поколения в поколение. Основной
предпосылкой становления и эволюции деревянной скульптуры как искусства
явилась общественно-трудовая практика человека. Зарождение деревянной
скульптуры связано с появлением зооморфных изображений, которые появи-
лись в резном искусстве финно-угорских народов Прикамья и Поволжья на
раннем этапе их этнической истории и имели в прошлом символический смысл.
В мордовской традиционной культуре самым мифологизированным и почитае-
мым животным был конь. Изображение коня получило воплощение в скульп-
турной резьбе. Фигура коня или конская голова украшали лавку у входа, а так-
же лопасти прялок, ковши и братины; парные скульптурные коньки – фронто-
ны, верхняя часть наличников. В мифологии финно-угров конь – это священное
животное солнца, поэтому он часто изображается вместе с солярными знаками.
Из объемных предметов (так называемых аниконической, или псевдос-
кульптуры) берет свое начало деревянная игрушка финно-угорских народов.
Древняя игрушка мордвы, как один из видов прикладного искусства народа,
существовала в разных формах. Особенно встречалось много игрушечных ко-
ней, различных по форме и размерам, в зависимости от их функционального
назначения. В каждой местности игрушечным коням придавалась особая фор-
ма, характерная лишь для данного центра.
Народное искусство является органической частью любой национальной
культуры. Оно выступает носителем народной философии и народного эпоса,
поэтому в нем находит отражение и комплекс религиозных представлений.
Традиционная деревянная скульптура и маски в различных формах нашли ши-
рокое применение в религиозных культах и обрядах финно-угорских народов.
В культовых обрядах мордвы некоторые символические значения представле-
ны в виде масок обрядовых, антропоморфных образов, символизирующих за-
щиту, а иногда образы древних богов. Наиболее распространенными у мордвы
были маски зверей, особенно медвежьи.
Символические изображения древних масок повсеместно находят место в
современном мире. Изображение масок получило широкое распространение
при проведении различных семинаров парковых скульптур, фестивалей; при
изготовлении ворот, оформлении площадок детских городков. В основе этих
изображений просматривается символическое сочетание современного воспри-
ятия и представлений древнего мордовского народа.
Достаточно спорным является вопрос о существовании у мордовского
народа языческих деревянных идолов. Этот вопрос важен в силу того, что язы-
ческие идолы могут являться предтечей деревянной религиозной скульптуры.
Можно предположить, что «идолы» у мордовского народа были оригинальны-
ми и своеобразными. Были и монументальные идолы, достигающие в высоту
нескольких метров, были и для домашнего обихода, сакрального, а также для
детских забав в виде деревянных игрушек, с мелкой пластикой изображения.
Появление деревянной культовой скульптуры у мордовского народа сви-
детельствует о сильном влиянии мордовской мифологии на данный процесс.
Кроме того, можно предположить, что церковь, приспосабливаясь к местным
условиям, шла на разрешение «идолов». Изучая вопрос эволюции традицион-
ных сюжетов и символов в развитии деревянной скульптуры, необходимо рас-
смотреть и культовую скульптуру, выполненную в традиционном канониче-
ском стиле. Тематика культовой деревянной скульптуры разнообразна: «спасы»
– полуночные, «мыслители», огрудные, вседержители, распятия – главный сим-
вол религии. Много женских образов – от «примитивных» (более ранних) до
произведений XIX в. Возможно, что это обилие связано с тем, что мордовский
пантеон заселен главным образом женскими божествами. Все памятники сде-
ланы из местных пород дерева, главным образом, из липы и сосны. На всех
скульптурах сохранились следы росписи и левкаса.
Начало развития профессионального пластического искусства в Мордо-
вии принято относить к 1930-м гг., хотя работы в области мелкой пластики в
народной традиции известны с дореволюционных времен. В 1930-х – 1940-х гг.
монументальную скульптуру Мордовии представляли декоративные скульпту-
ры, памятники портретного характера.
Наиболее значимым явлением в пластике, изобразительном искусстве,
скульптуре финно-угорских народов является творчество С. Д. Эрьзи (Нефедо-
ва). Степан Эрьзя пытался работать с различными породами деревьев. В начале
20-х гг. XX в. он создал ряд работ из кавказского ореха и дуба: «Шепот», «Леда
и лебедь», «Материнство», «Женский портрет». Затем, приехав в Южную Аме-
рику, стал использовать кебрачо – одно из самых крепких деревьев в мире, тя-
жело поддающееся обработке. С. Эрьзя не только ввел в оборот скульпторов
новый материал, разработал методику его обработки, но и выработал свои пла-
стические приемы, ни с кем не сравнимую манеру работы в дереве, для которой
характерны безупречная пластическая культура и предельная глубина идейного
и формального художественного языка. Творчество С. Эрьзи представляло со-
бой чудесный сплав достижений мирового искусства в области реалистической
объемной скульптуры и традиций мордовского народного искусства. В своих
скульптурах С. Эрьзя воплотил мироощущение, художественные идеалы и
фольклорные традиции мордвы.
История начатого в 70-х гг. ХХ в. возрождения традиций обработки дерева
активно продолжается и в наше время. Художественная обработка дерева актив-
но используется в наше время по самым разным направлениям: от создания де-
ревянной игрушки малой формы до изготовления деревянных скульптур разных
размеров и форм. Для современных мастеров-резчиков деревянной скульптуры
характерно стремление выявлять традиционное начало, использовать нацио-
нальные образы и символы, переосмысление которых позволяет сохранить самое
существенное и непременно оставить простор для индивидуального творчества.
В третьем параграфе – «Процесс становления и развития Подлесно-
Тавлинской школы резьбы по дереву» – внимание акцентируется на формиро-
вании и развитии школы резьбы по дереву в с. Подлесная Тавла Кочкуровского
района Республики Мордовия, определяется феномен Тавлинской пластики
резьбы в традиционной культуре мордвы.
Резьба по дереву в с. Подлесная Тавла имеет глубокие корни. За ее основу
были взяты приемы изготовления народной игрушки. Развивая традиции
народной резьбы, молодые мастера-резчики создали самобытный стиль худо-
жественной обработки дерева. В 1979 г. под руководством художника, заслу-
женного работника культуры Республики Мордовия Н. И. Мастина, была осно-
вана экспериментальная детская художественная школа.
В настоящее время преподавание предмета «Резьба по дереву» является
важной и ответственной частью учебной и воспитательной деятельности шко-
лы. Специфика обучения заключается в том, что в одной группе находятся уче-
ники разного возраста. На уроках преподаватель знакомит с особенностями
стиля тавлинских мастеров, объясняя, что их работы имеют национальную ос-
нову – здесь и традиционная форма коней, формы домовых и обрядовых масок,
солонки и разделочные доски.
Благодаря детской художественной школе в с. Подлесная Тавла появи-
лась уникальная по своим характеристикам школа профессиональных масте-
ров-резчиков по дереву, создавших свой уникальный «тавлинский стиль».
Наиболее известными мастерами школы являются П. В. Рябов, Н. В. Рябов, А.
П. Гаушев, чьи работы неоднократно становились участниками, лауреатами и
победителями финно-угорских, международных и всероссийских профильных
конкурсов и фестивалей.
Работы тавлинских мастеров-резчиков поражают своим индивидуальным
творческим почерком. Каждый мастер-художник выбирает те темы, которые ему
ближе, и решает их по-своему. Индивидуальный опыт каждого мастера стано-
вится коллективным достижением, а коллективный – индивидуальным.
В Подлесной Тавле в 1980-е гг. была сделана попытка превратить изго-
товление тавлинской игрушки в промысел. В ноябре 1984 г. исполком Кочку-
ровского райсовета народных депутатов принял решение о создании подсобно-
го хозяйства по художественному промыслу. Вторым шагом в развитии тавлин-
ского промысла стала передача цеха в Министерство местной промышленно-
сти. Следующим – явилось создание кооператива под названием «Тавлинский
сувенир», который был открыт в 1988 г. под руководством П. В. Рябова. В
1990-е гг. промысел прекратил свое существование.
В 1999 г. была создана общественная организация Союз тавлинских ма-
стеров «Эрьмезь» (руководитель – народный мастер резьбы по дереву, член
Союза художников России П. В. Рябов). Главная задача Союза – возрождение и
сохранение этнических и духовных традиций народной культуры. Работы ма-
стеров Союза, выполненные на мифологические сюжеты, экспонируются на ре-
гиональных, республиканских, всероссийских и международных выставках.
Тавлинские мастера развили и продолжили традиции создания масок. В
художественно-образной форме масок преимущественно преобладают лица
мужские, так как многие мифологические образы мужского пола – домовой
(Кудонь кирдий), лесовик, леший (Вирь-атя), водяной (Ведь-атя). Маски вы-
полняются преимущественно из липы, ее образ делается почти без соблюдения
пропорций, главное – показать размеры и формы очертания лица, заполнить их
деталями, волосы в основном из мочала, форму которых закрепляет плетеная
веревка, на которую наносится геометрический орнамент.
Деревянная скульптура в с. Подлесная Тавла развивается по разным
направлениям. Сохраняя традиционность в создании деревянной игрушки, ма-
стера воплощают свои замыслы и в другом направлении – в парковой скульпту-
ре. Проведение фестивалей садово-парковой скульптуры (республиканских,
межрегиональных, международных) в конце ХХ – начале ХХI в. способствует
возрождению традиций в области декоративно-прикладного искусства.
В тавлинской деревянной скульптуре, которая опирается на пластические
традиции мордовского народа в области деревянной резьбы, присутствуют
своеобразные черты, которые позволяют выразить определенный взгляд на
мир. Главной фигурой скульптурных композиций тавлинских резчиков являет-
ся образ человека во взаимоотношении с окружающим миром. Сюжеты многих
работ взяты из повседневной жизни сельских людей. В своих изделиях только
тавлинские мастера применяют мочало (левш). Игрушки отличаются четкими и
ясными силуэтами, своеобразной фактурной обработкой. Приемы обработки
дерева основаны на профессиональной резьбе, что придает скульптурам специ-
фический характер. У тавлинских мастеров существуют присущие только им
композиционные приемы резьбы. Им свойственно выполнение задуманной ра-
боты без рисунка, когда форму начинают высекать сразу из куска дерева.
В изделиях тавлинских мастеров сохраняются родовые традиции народ-
ного декоративно-прикладного искусства. Одна из основных традиций – преем-
ственность основных устойчивых особенностей национального характера, про-
являющихся в народных обычаях, верованиях, праздниках, обрядах, формах и
нормах общественного поведения.
Тавлинская игрушка – яркое и самобытное явление в народной культуре
нашей страны в целом, подобно другим деревянным игрушкам, таким как бого-
родская игрушка, деревянная игрушка удмуртских и чувашских резчиков.
В заключении подведены итоги исследования в изучении традиционной
культуры художественной обработки дерева сквозь призму развития самобыт-
ной тавлинской пластики резьбы, мифологических и символических форм, от-
раженных в народно-прикладном искусстве.
Актуальность темы исследования обусловлена современными
процессами глобализации, интеграции и унификации культурно-социальной среды, в противовес которым происходит возрождение национальных культур, в том числе и финно-угорских народов. Главной особенностью российского государства на протяжении многовековой истории является совместное проживание на его территории представителей различных культур. Многочисленность культур стало источником их взаимодействия и взаимообогащения и важным условием развития страны. Будущее России во многом зависит от того насколько глубоко и сложно протекают процессы в культурах различных народов, проживающих на ее территории. Каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития, поэтому важно рассмотреть эволюцию художественной обработки дерева у мордовского народа в контексте развития культуры финно-угров России ХIХ – начала ХХI веков.
Тема актуальна и в связи с возрастающим интересом к традиционной культуре, с одной стороны это связано с изменением этнической самоидентификации народов, с другой стороны, это своеобразный протест на интенсивные процессы унификации не только культуры, но и всех сфер жизни общества. Усиливается интерес и к народному искусству, которое отражает своеобразность, уникальность национальной культуры, сохраняя при этом культурно-историческое наследие.
Исследование художественной обработки дерева у мордовского народа является значимым и в отношении задач, связанных с совершенствованием системы образования, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, так как обращение к творчеству народных мастеров, современных скульпторов дает возможность сберечь и транслировать будущим поколениям знания, накопленные и сохраненные нашими предками, передать практический опыт создания декоративно-прикладного искусства, сберечь
историческую память, развивать самосознание этносов и содействовать культурной коммуникации модернизации.
Изучение художественной обработки дерева у мордовского народа присутствует в республиканской культурологии, но тем не менее, на данном этапе существует насущная потребность детального исследования данной проблемы. Актуальность изучения эволюцию художественной обработки дерева у мордовского народа будет способствовать сохранению культурных ценностей, которые важны не только для мордовского народа, но и для будущего духовной культуры России.
Степень изученности проблемы. Эволюция художественной обработки дерева у мордовского народа в контексте развития культуры финно-угров России тесно связана с развитием декоративно-прикладного искусства. Учитывая специфику нашего исследования, мы сочли необходимым в историографии выделить две тематические группы, непосредственно связанные с основными направлениями работы, это изучение: 1) декоративно-прикладного искусства; 2) финно-угорской символики.
В XVIII в. в России впервые стали проводиться специальные научные исследования, включавшие и изучение культуры населяющих ее народов. Самобытность и высокие эстетические достоинства декоративного искусства мордвы были отмечены еще И. Г. Георги, П. С. Палласом, И. И. Лепехиным, В. Ф. Миллером, Н. П. Рычковым1, которые описали его в своих работах, сделали колоритные рисунки, а также положили начало формированию музейных коллекций одежды. Сочинения участников Академической экспедиции 1768 – 1774 гг. содержат точные и подробные наблюдения над
1Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 1799; Паллас, П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи: в 3 ч. СПб., 1809. Ч. 1; Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии Наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. СПб., 1771.; Миллер В. Ф. Описание живущих в Казанской
губернии языческих народов: черемис, чуваш и вотяков. СПб, 1791. 4
многими сторонами народной жизни. В особенности это относится к трудам П. С. Палласа и И. И. Лепехина. Собранные участниками Академической экспедиции материалы легли в основу раздела о мордве первой сводной этнографической работы о народах России, написанной И. Г. Георги. Среди гравюр, приложенных к его работе, пять посвящены мордве; на них изображены мордовские девушки и замужние женщины в национальных костюмах. Собранные сведения имеют описательный характер, но они содержат уникальные и важные знания о народных ремеслах, о традиционном национальном искусстве, о материальной и духовной культуре народа. В XIX веке изучение культуры финно-угорских народов отечественными и зарубежными исследователями было продолжено. В 1845 г. началась деятельность Русского географического общества (РГО), имевшего в своем составе Отделение этнографии. Членами РГО – П. И. Мельниковым, В. Н. Майновым, С. К. Кузнецовым – были написаны первые монографические исследования по культуре мордвы, в которых использованы материалы, собранные в процессе различного рода поездок по местам расселения мордовского народа, экспедиций, организованных по инициативе и на средства РГО.
П. И. Мельников основную часть своей книги «Очерки мордвы»1 посвятил анализу религиозных верований и обрядов. Он был одним из первых исследователей, опровергших распространенное тогда мнение о том, что до крещения мордва поклонялась идолам. Книга Мельникова была первым крупным исследованием мордвы, по существу открывшим ее для широкого круга читателей России
Работа В. Н. Майнова о мордве, которая сохранила научную ценность до сих пор, – «Очерк юридического быта мордвы»2, для нас важна тем, что автор исследовал не только нормы обычного права, семейные отношения, пережитки родового строя, имущественные и земельные установления, но и
1 Мельников П. И. Очерки мордвы // Полн. собр. соч. Т. 7. СПб., 1909.
2Майнов В. Н. Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1885. 5
знаковую систему мордвы, в том числе тамги, бортные знамена, зачатки письменности и пр.
Из работ XIX в., в которых исследователи в той или иной мере обращались к декоративно-прикладному искусству, следует также назвать работу профессора Казанского университета И. Н. Смирнова1.
С первых лет Советской власти изучение народного искусства стало делом государственной важности. Систематическое и планомерное изучение искусства началось в 1920-е гг., в это время советские органы выделили нужные материальные средства и создали условия ученым для работы. В 1923 – 1924 гг. Пензенский краеведческий музей, Общества любителей естествознания и краеведения осуществили важные экспедиции по изучению быта в места плотного проживаниямордвы (Городищенский, Краснослободский, Наровчатский, Спасский уезды). Участниками экспедиции (Н. И. Спрыгиной2, Б. Н. Гвоздевым, И. Г. Тимофеевым, И. Г. Черапкиным) были собраны уникальные сведения о жилище, одежде, месте молений, о религиозных обрядах, о народных знаниях, Музейные коллекции пополнили редкие украшения и вышивки, женская и мужская одежда, необычные головные уборы. Данные сведения были проанализированы и использованы для написания работ.
Заметный вклад в изучение проблемы сделан учеными Саратовского университета и Этнографического отдела Общества истории, археологии и этнографии (А. А. Гераклитов3, Б. М. Соколов4, М. Т. Маркелов5, П. Д.
1Смирнов И. Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. Казань, 1895.
2 Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии: по материалам экспедиции 1925 г. Пенза: Типо-лит. им. Воровского [и] типо-цинкография Мосполиграфа «Мысль печатника», 1928. (Средне- Волжский Пензенский областной музей; Вып. 3).
3 Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы: Сборник выписов из печатных источников. М-Л., 1931.
4Соколов Б. М. Этнографическое изучение Саратовского края. Саратов, 1920.
5Маркелов М. Т. Саратовская мордва: Этногр. материалы // Саратовский этнографический сборник. Саратов, 1922. Вып. 1. С. 53 – 238.
6
Степанов1). История и культура саратовской мордвы привлекала ученых данных учреждений, которые с 1919 г. несколько раз посетили места ее проживания для глубокого изучения. Самым интересным результатом этих исследований, на наш взгляд, является работа М. Т. Маркелова «Саратовская мордва», в которой ученым со свойственной ему скрупулезностью были описаны народная одежда и украшения, различные хозяйственные и жилые постройки, религиозные верования, народные промыслы мордвы Петровского и Хвалынского уездов, проанализированы дореволюционные издания о мордве.
Сотрудники Государственного музея этнографии народов СССР под руководством этнолога Т. А. Крюковой продолжили исследование народного искусства финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. В своих работах Т. А. Крюкова применяла сравнительно-исторический метод, который давал возможность раскрыть перспективы в исследовании художественной культуры различных народов и получивший большую известность в отечественной науке. Исследуя народное искусство Т. А. Крюкова заострила внимание на решении таких проблем, как выявление основ народного творчества, выделение специальной терминологии, которая относится к украшению женской одежды, определению связей народного искусства с природной средой2.Одной из первых работ, посвященных изучению резьбы по дереву мордовского народа, является работа Т. А. Крюковой3.
Ведущим научным центром по изучению культуры мордвы стал Институт этнографии АН СССР, где была организовано тряд во главе с В. Н. Белицер для изучения мордовского народа. На протяжении нескольких лет
1Степанов П.Д. Гончарное производство Саратовской мордвы. [Саратов]: тип. Саризолятора, [1928]. (Саратовский гос. обл. музей; No 16); Он же. Ткачество Саратовской мордвы. [Саратов]: тип. Саризолятора, [б.г.]. (Саратовский гос. обл. музей; No 19).
2 Крюкова Т. А. К вопросу об изучении изобразительного искусства народов Поволжья и Приуралья // Советское финно-угроведение. Ижевск, 1949. Т. 4. С. 43 – 60; Она же. Искусство народов Поволжья. Л., 1958; Она же. Этнокультурные связи удмуртов с народами Поволжья и Приуралья по данным материальной культуры // Вопросы финно- угорского языкознания. Ижевск, 1967. Вып. 4. С. 279 – 286.
3 Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск, 1968. 7
сотрудники экспедиции посетили Башкирию, Татарию, Чувашию, Нижегородскую и Пензенскую области, чтобы собрать этнографический материал о мордве, проживавшей на данной территории. Вместе с этнографами работали фольклористы, языковеды Мордовии. Результатом этих экспедиций стали опубликованные фундаментальные монографии. Третий выпуск этой серии посвящен только народной одежде1. В. Н. Белицер написаны также статьи, в которых рассмотрены отдельные элементы культуры и быта локальных групп мордвы, их этнокультурные связи с соседними народами2.
В середине 1980-х гг. вышел альбом, посвященный мордовскому народному искусству. В разделе «Резьба по дереву» авторы рассматривают нескольких видов резьбы (глухую резьбу, скульптурную и домовую), в которых узоры выполнялись чаще всего трёхгранно-выемчатой и контурной резьбой3. А. С. Лузгина в своей работе4 подчёркивает, что Тавлинская игрушка стала символом, заложившим важные традиции в декоративно- прикладном творчестве и промысловой деятельности современной Мордовии. Памятники прикладного искусства мордовского народа, проживающего в Нижегородской области, изучены В. Н. Мартьяновым5. Автор исследовал более 1000 парей, 700 из которых были с резным орнаментом. В новом альбоме «Мордовия: народное искусство», составителями которого являются Т. П. Прокина и С. С Маркова, представлена художественная обработка дерева, оригинальная резьба по дереву, известная в Республике Мордовия и за её пределами. В альбоме
1Белицер В. Н. Народная одежда мордвы: Тр. мордов. этнограф. экспедиции. Вып. 3 / АН СССР. ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1973. (тр. Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. сер.; Т. 101).
2Белицер В. Н. Основные итоги этнографического изучения финно-угорских народов в СССР за последние десятилетия // Международный конгресс финно-угроведов. Будапешт, 1960. С. 324 – 329.
3 Мордовия народное искусство / Сост. Ю. Ф. Юшкин. Саранск, 1985.
4Лузгин А. С. Жизнь промыслов. Саранск, 1998.
5 Мартьянов В. Н. Памятники прикладного искусства мордвы. Саранск, 1971; Он же.
Арзамасская мордва. Резьба по дереву. Арзамас, 2000. 8
также показаны работы мастеров тавлинской резьбы по дереву в современной обработке1.
Художественная обработка дерева, вопросы материальной культуры марийцев рассмотрены в работе Т. А. Крюковой2. Исследованию народных традиций марийцев посвящено исследование Г. И. Соловьевой3. Автор рассматривает вопросы развития архитектурной резьбы и бытовой утвари, художественной деревообработки. Анализ марийского народного зодчества, планировочных и архитектурных особенностей деревень и усадеб, жилищ и хозяйственных построек, культовых мест даны в работе искусствоведа В. Г. Кудрявцева4. Народному изобразительному искусству удмуртов также посвящена книга Т. А. Крюковой5. Одной их первых работ по удмуртскому орнаменту является труд В. А. Семенова6. Автор отмечает, что орнамент встречался на вещах уже в период ананьинской культуры, т.е. в VII – III вв. до н.э. Е. В. Байкова и Н. А. Кузнецова, проанализировав декоративно- прикладное искусство Удмуртии, утверждают, что если вначале мастерами выполнялись копии со старинных изделий, то в настоящее время на их основе создаются новые авторские работы, творчески переосмысленные, сохраняющие в себе национальное своеобразие7.
Изучая вопрос развития деревянной скульптуры, необходимо в первую очередь рассмотреть культовую скульптуру. Большая роль в изучении православной скульптуры принадлежит Г. К. Вагнеру. Для нашего исследования его работы интересны тем, что в них автор поставил интересную задачу: пролить свет на финно-угорскую мифологию в ее взаимодействии со славянской. Он отмечал, что славянская мифология (язычество в том числе) в X – XI вв. оказалась в «изгнании». Но там, где
1 Мордовия: народное искусство. С. 34.
2 Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола, 1956. 3Соловьева Г. И. Марийская народная резьба по дереву. Йошкар-Ола, 1986.
4 Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев. Йошкар-Ола, 2004.
5 Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск-Л., 1973.
6 Удмуртский народный орнамент. Ижевск, 1964.
7Декоративно-прикладное искусство Удмуртии. Книга-альбом //Сост. Е.В. Байкова, Н.А. Кузнецова. Ижевск, 2013.
9
славяне соприкасались с финно-уграми и балтами, мифология сохранилась. Ученый делает вывод: «Финно-угорские произведения могли только воскресить у славян давно пройденный этап мифологического творчества, вернее оживить уже затухающую или оборванную христианизацией линию творчества»1. Г. К. Вагнер также считает, что зооморфные обереги финно- угоров больше связаны с мифологией, чем славянские2.
Деревянной скульптуре мордвы посвящена работа искусствоведа Н. И. Шибакова3. В ней прослеживаются пути развития и становления деревянной скульптуры, элементы символизма и знаковости в скульптуре. Автор также анализирует современную деревянную скульптуру, созданную мастерами из села Подлесная Тавла4.
Огромный интерес исследователей, этнографов, культурологов к изучению финно-угорской символики как устойчивому элементу народной культуры обусловлен стремлением авторов показать представления о мире мордовского народа в соответствии с национальными традициями и обычаями. Автор историко-этнографический очерк «Мордва»5И. Н. Смирнов обращается ко многим аспектам жизни мордвы, затрагивая при этом и развитие знаковой системе, декор одежды, вышивки. Из зарубежных авторов следует назвать А. Хейкеля, который в результате сравнения мордовского жилища и построек других финно-угров, выделил общие и особенные элементы данных объектов. Однако гораздо больший интерес представляет его работа об одежде и орнаменте мордвы. В ней впервые был поставлен вопрос о локальных вариациях мордовского народного костюма, рассмотрена эволюция вышивки6.
Фиксация и анализ знаково-символических форм содержится в работах Т.А. Крюковой, В. Н. Мартьянова. Необходимо особо выделить деятельность
1 Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974. С. 27 2 Там же.
3 Шибаков Н. И. Деревянная скульптура мордвы. Саранск, 1980.
4Шибаков Н. И. Мастера из Подлесной Тавлы. Саранск, 1983.
5 Смирнов И. Н. Мордва
6 Хейкель А. Одежда и орнамент мордвы
10
П. Д. Степанова, который был участником экспедиций 1920-х – 1930-х гг. и позже написал статью1, где показал, как используя знаки – символы мордва обозначала свой земельный участок. Кроме того, он доказал, что существовали специальные меты-символы, которыми метили домашний скот, деревья, могильные кресты. В. Н. Мартьянов, в работе посвященной резьбе по дереву и вышивке, также показал некоторые знаки, однако они не получили у него научного объяснения2.
Развитие, различные формы бытования, предназначение семейных знаков рассматривает в своих работах В. И. Рогачева3. Он выявляет их хозяйственно-бытовые функции, раскрывает семантику знаков декоративно- прикладного искусства. Небольшое количество символов декора стало предметом изучения в совместной работе А. С. Лузгина и В. И. Рогачева4, где показаны знаково-символические формы на предметах материальной культуры, в произведениях декоративно-прикладного творчества и на знаках собственности.
Изучению символических знаков посвящены и работы Н. Г. Юрченковой. Исследуя функциональные характеристики традиционного костюма, она пришла к заключению, что в принципе любая вещь обладает не одной функцией, среди которых есть и практические, и символические (эстетическая, магическая, функция обозначения сословной или региональной принадлежности). В истории изучения символических знаков в культуре мордвы Н. Г. Юрченкова выделяет несколько этапов: «первый – фиксация знаков-символов; второй – фиксация с элементами анализа; третий
1Степанов П. Д. Некоторые вопросы этнографии мордвы (к вопросу о мордовских знаменах) // Исследования по истории этнографии и археологии Мордовской АССР. Саранск 1966. С 189 – 211. (Тр. / МНИИЯЛИЭ; Вып. 30).
2Мартьянов В. Н. Памятники прикладного искусства мордвы. Саранск, 1971; Он же. Некоторые особенности резьбы по дереву у мордвы // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Саранск, 1975.
3 Рогачев В. И. Семейные знаки народов Поволжья (на примере знаков собственности эрзи и мокши). Саранск, 2003; Он же. Семантика знаков декоративно-прикладного искусства. Саранск, 2005.
4 Лузгин А. С., Рогачев В. И. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы. Саранск, 2005.
11
– выявление семантики символов, их культурно-философское осмысление»1. Она также рассматривает соотношение мифа и символа в мордовской мифологической системе, их неразрывную связь. Удмуртскими учеными К. И. Куликовым2, В. Е. Владыкиным3, М. Г. Ивановой4 много сделано в исследовании смыслового значения (семантики) древнеудмуртского искусства и современного художественного творчества, системы миропонимания удмуртов. В ряде статей Л. И. Савельевой5 исследуются вопросы художественного образа в народном удмуртском изобразительном искусстве. По убеждению автора, образы, запечатленные как в форме предметов, так и в их декоре, являются наиболее стойкими, они не просто содержательны, но и концептуальны, отражают «мир в целом».
JI. C. Грибова6анализируя самобытное художественное явление – пермский звериный стиль, своеобразно трактует содержание сложных образов данного стиля, показывает его проникновение в культуру и искусство финно-пермских народов (коми, удмуртов).
Охарактеризовав историю изучения художественной обработки дерева, следует подчеркнуть, что тема разработана недостаточно, так как в ее исследовании отсутствует системный подход и фундаментальные работы по обозначенной проблеме.
Анализ литературных источников, рассматривающих народное изобразительное искусство, показывает, что ряд авторов касался отдельных аспектов изучения искусства резьбы по дереву. Однако специального
1 Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002; Она же. Традиции и инновации в культуре мордовского народа. Саранск, 2008; Она же. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформации. Саранск, 2009 г.,
2 Куликов К. И. Символ коня в древнеудмуртском мифологическом искусстве // Finno- Ugrica. Казань. No 1 (5 – 6). С. 65-75.
3Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994.
4 Куликов К. И., Иванова М. Г. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства. Ижевск, 2001.
5 Савельева Л. И. Вышивка центральных районов Удмуртии // Искусство Удмуртии. Ижевск, 1975. Вып. 1. С 85 – 113; Она же. Народная вышивка бесермян // Вопросы искусства Удмуртии. Ижевск, 1976. С. 6 – 25.
6 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль (проблемы семантики). М., 1975. 12
культурологического исследования, посвященного эволюции художественной обработки дерева у мордовского народа и влияния на этот вид деятельности семантической системы и мифологического мировоззрения до настоящего времени нет.
Источниковая база. Исследуемый комплекс источников, который позволил решить поставленные задачи, можно разделить по их происхождению, содержанию и значимости на следующие основные группы: 1) опубликованные источники; 2) неопубликованные источники; 3) полевой материал автора; 4) музейные коллекции 5) фольклор.
Работа написана с привлечением источников разной направленности. Автор активно использовал архив Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (НА НИИГН, в котором хранится большой массив документов, систематизированных П. Д. Степановым (И-28), В. Н. Мартьяновым (И-763, И-100), содержащих богатый материал по этнографии мордовского народа, в том числе и сведения подтверждающие наличие мет-символов и при фиксации собственности и при украшении домашней утвари.
Наряду с этим в качестве источниковой базы использовались работы В. Н. Майнова, В. Н. Мартьянова, П.Д. Степанова, Н. Н. Харузина, Н. И. Шибакова, в которых встречаются знаково-символические формы.
Большую помощь в написании работы оказали коллекции музеев, не только Республики Мордовия и но других регионов с компактным проживанием мордвы или других финно-угорских народов. Так в Музеях Мордовии: Мордовском республиканском музеи изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Мордовском республиканском объединенном краеведческом музеи им. И.Д. Воронина, Музея народной культуры рп. Дубенки, Дом музей «Этно кудо им. В.И. Ромашкина» в селе Подлесная Тавла были изучены знаки собственности, изображенные на различных предметах, наличники с резьбой, национальные женские и мужские костюмы мокши и эрзи, большое число предметов утвари, украшенных резьбой. Коллекция, хранящаяся в Музеи национальной эрзянской культуры г. Лукоянова Нижегородской области интересна тем, что в ней собраны деревянные скульптуры, сделанные народными умельцами, предметы, отмеченные знаками-символами. Сотрудники Музея этнографии в г. Тарту собрали много орнаментированных предметов быта финно-угорских народов, отмеченных знаками собственности. Дом народного творчества в г. Пенза хранит множественные предметы быта мордвы. Бесценная коллекция деревянных скульптур С.Д. Эрьзи также стала источниковой базой исследования.
Полевой материал автор собирал в различных селах Республики Мордовия, прежде всего, в селе Подлесная Тавла Кочкуровского района, которое стало местом возрождения деревянной игрушки, в с. Напольная Тавла, расположенным по соседству. Села Большеигнатовского района – Андреевка и Чукалы, в Нижегородской области – г. Лукоянов и с. Новые Выселки Лукояновского района, с. Шемышейки Пензенской области – стали местом сбора этнографического материала. Данные населенные пункты были выбраны не случайно, здесь удалось найти информаторов, которые сообщили интересные сведения о существовании в их селах знаков собственности, о том, как их наносили на предметы, о известных вышивальщицах и их традициях украшать одежду орнаментом, о мастерах резчиках и основных способов создания ими деревянной резьбы.
При сборе этнографического и искусствоведческого материала в полевых условиях применялись различные методики, в том числе интервью и личные наблюдения, а также обсуждение материала, связанного с традиционными сюжетами и символами при создании деревянной скульптуры. В ходе работы беседы велись на эрзя-мордовском, мокша- мордовском и русском языках, что способствовало тесному контакту с жителями и более полному сбору нужного материала. При исследовании деревянной скульптуры были использованы материалы о мастерах-резчиках конца ХХ века, но основное внимание было уделено творчеству резчиков села Подлесная Тавла.
В работе были проанализированы произведений устного народного творчества, представленные в многотомном издании «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» – своеобразном своде памятников словесного обрядового фольклора1– мифы, сказки, предания, легенды, пословицы моления, причитания и заговоры.
В работе были использованы материалы периодической печати, которая много внимания уделяла и уделяет творчеству мастеров резчиков, и постоянно освещает на своих страницах проведение фестивалей и выставок.
Таким образом, привлечение широкого круга разноплановых источников вместе с их комплексным рассмотрением позволяет с высокой степенью достоверности решать поставленные в исследовании задачи.
Основной целью исследования является культурологическое осмысление процессов трансформации традиционной культуры художественной обработки дерева мордовского народа.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
– выявить общее и особенное в художественной обработке дерева в материальной культуре финно-угорских народов;
– изучить сакрально-магическую значимость дерева у финно-угорских народов;
– установить основные способы выражения семантики в художественной обработке дерева;
– проследить использование мифологических сюжетов в мордовском изобразительном искусстве
1Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 7, ч. 3: Календарно-обрядовые песни и заговоры/ подгот. и систематизация текстов, пер. на рус. яз, примеч. и указ. В. Л. Имайкиной и К. Т. Самородова. Саранск, 1981; Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 10: Легенды, предания, былички сост.. текстов, пер., предисл.,
коммент., указ. Л. В. Седовой. Саранск, 1983. 15
– рассмотреть трансформации традиционных сюжетов и символов в деревянной скульптуре.
– определить феномен «Тавлинской пластики резьбы» в традиционной культуре мордвы.
Объект исследования – декоративно-прикладное искусство мордовского народа как историко-культурное явление в контексте развития культур финно-угорских народов.
Предмет исследования – осмысление модификаций в художественной обработке дерева сквозь призму семантики и мифологии мордвы.
Гипотеза. Если искусство резьбы по дереву у финно-угорских народов имеет многовековую историю и занимает достойное место в декоративно- прикладном творчестве, то можно предположить, что большое влияние на эволюцию художественной обработки дерева оказали существующие у каждого народа семантическая система и мифологические воззрения, так как создавая предметы, украшенные декоративной резьбой, человек использует не только свои физические и умственные стремления, но и накопленный багаж знаний и умений, являющихся критерием социальной полезности и общественной ценности.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают значительный период (XIХ – начало ХХI в.). Выбор нижней границы связан с тем, что XIX в. можно охарактеризовать как период наиболее яркого проявления мастерства резчиков по дереву, создания наиболее интересных работ, многие из которых сохранились и дошли до нашего времени. Верхняя хронологическая граница рассматриваемого периода определена тем, что в начале ХХI в. в результате социально-экономических изменений, декоративно-прикладному искусству стали уделять больше внимания, и на это время приходится активная деятельность Подлесно-Тавлинской школы резьбы по дереву.
Территориальные рамки диссертации не ограничиваются границами современной Мордовии, исследование охватывает и территории проживания марийцев и удмуртов. В региональной исторической науке применительно к XIХ в. территорию республики Мордовия принято называть мордовским краем, под которым понимается этническая территория мордвы. По данным 1911 – 1917 гг. в Мордовию вошли частично или полностью двенадцать уездов четырех губерний – Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Тамбовской. Границы Мордовии как субъекта РСФСР формировались в 1920-х – 1930-х гг. из части уездов указанных губерний.
Методологическую основу диссертационного исследования составили культурологический подход и принцип системности, интегрирующий накопленный исследовательский материал различными сферами гуманитарного знания (историей, этнографией, этнологией, археологией, культурологией, историей культуры и др.) Методология исследования также базируется на принципах научной объективности и историзма, которые позволили использовать различные источники, комплексно охватить множество фактов, и изучить явления культуры в развитии. Использованный в работе сравнительно-исторический метод, помог сравнить способы художественной обработки дерева и использование знаков семантики у народов финно-угорской группы; при помощи проблемно-исторического метода были рассмотрены основные явления в народном творчестве в процессе их динамики; выявлению основных закономерностей способствовал метод комплексного анализа; научному объяснение знаков – символов содействовал метод герменевтики; абстрактно-логический обусловил возможность обобщения; основанный на взаимодействии наук – истории, культурологии, философии, мифологии, этнографии интегративный метод, позволил выводы по отдельным главам объединить в единое целое.
Терминология. В контексте диссертационной работы необходимо объяснить термин «Тавлинская пластика резьбы». Мы считаем, что «Тавлинская пластика резьбы» это культурное явление, зародившееся в мордовском селе и способствующее сохранению народных традиций в художественной обработке дерева, путем сохранения и развития традиционных сюжетов и символов, материально-художественной практики и этических народных ценностей.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые показана эволюция художественной обработки дерева, трансформация традиционных сюжетов в деревянной скульптуре у мордовского народа в сопоставлении с другими финно-уграми; миф и символ рассмотрены не только с точки зрения семиотики, но и как способ отразить реальный мир в народно-художественном творчестве; раскрыта сущность и введен в научный оборот термин «Тавлинская пластика резьбы».
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Декоративно-прикладное искусство мордвы, удмуртов и марийцев, наряду с общими принципами и методами обработки древесины, имело свои особенности: у мастеров-резчиков данных народов были особенные излюбленные приёмы резьбы, свои орнаментальные традиции; различия существовали в домовой резьбе; некоторые вещи, изготовленные мастерами, не повторялись у других волжских народов, их соседей. Общим для всех народов являлось нанесение на ритуальные предметы родовых знаков, которые впоследствии стали элементами узоров; на декоративное искусство финно-угров повлиял общий для всех этих народов культ водоплавающей птицы, впоследствии перешедший в культ коня; в их декоре преобладали накладные мелкие фигуры, собранные в композицию. Все представители финно-угорских народов в своем творчестве использовали одни и те же виды деревьев, хорошо разбираясь в их строении и качестве древесины.
2. Главным маркером центра мифологического макроса древних финно-угорских народов служили такие породы деревьев, как ель, сосна, береза, дуб, яблоня и др. Сакральность дерева у финно-угров часто связана с самим человеком, когда живые деревья могли играть роль его двойника, и были тесно связаны с его душой, его здоровьем. Мифологическая картина мира финно-угорских народов была тесно связано с образом дерева. Поэтому мотив дерева как образ «Мирового дерева» является одним из ведущих в декоративно-прикладном искусстве.
3. Своеобразие использования знаково-символических форм в художественной обработке дерева у финно-угорских народов определяется синтезом мифологических представлений и ритуальных практик. Это нашло отражение в украшение жилища (карнизы, причелье, ставни, наличники), орудий труда (прялки, вальки, рубели), предметов быта (сундуки для хранения приданого – пари, солонки, посуда) и т. д.Резные узоры в виде геометрических фигур, украшавшие постройки, создавались как знаки – символы и выполняли магическую и эстетическую функции.
4. Мордовская профессиональная живопись уже на первых этапах своего развития обратилась к истории и фольклору своего народа. Художников изначально привлекала традиционная обрядность. На смену обрядности пришли сюжеты, связанные и изображением отдельных мифологических персонажей и образов. Отличительной чертой работ представителей нового направления современной живописи – этнофутуризма стало активное использование национальных знаков и символов, пришедших в изобразительное искусство из декоративно-прикладного творчества. Мифология мордовского народа, обладающая богатым культурным потенциалом, оказала большое влияние на развитие национального искусства.
5. Традиционные сюжеты и символы в деревянной скульптуре мордовского народа трансформировались во времени от зооморфных изображений, которые использовались в резном искусстве финно-угорских народов Прикамья и Поволжья на раннем этапе их этнической истории, до изготовления деревянных масок для проведения некоторых традиционных празднеств; от языческих деревянных идолов до культовой скульптуры, выполненной в традиционном каноническом стиле; от старинной деревянной игрушки до современной Тавлинской пластики резьбы. 6. Создание в селе Подлесная Тавла школы резьбы по дереву аккумулировало появление такого культурного явления как «Тавлинская пластика резьбы», которое способствует развитию преемственности и передачи от одного поколения к другому основных устойчивых особенностей национального характера, сохраняющихся в народных обычаях, верованиях, праздниках, обрядах, в формах и нормах общественного поведения
Теоретическая значимость диссертации определяется предпринятым впервые комплексным культурологическим, историко-культурным анализом эволюции художественной обработки дерева в контексте развития культуры финно-угорских народов, в теоретико-методологическом обосновании понятия «Тавлинская пластика резьбы»
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в обучении студентов по специальности «Теория и история культуры» (в том числе мордовской) на художественно-графических отделениях колледжей культуры, в педагогическом институте, в Институте национальной культуры МГУ им Н. П. Огарева, при разработке спецкурсов, учебных пособий, учебно- методических рекомендаций для учителей, студентов и аспирантов.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждены в отделе теории и истории культуры НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, апробированы в выступлениях на международных научно-практических конференциях «Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации» (Самара, 2015); «Образование в современном мире: новое время – новые решения» (Саранск, 2015); «Модернизация культуры: знания как инструмент развития» (2019); на республиканской научно-практической конференции «Промыслы и ремесла народов Республики Мордовия» (Саранск, 2016), отражены восьми статьях, опубликованных в научных журналах.
20
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!