«Эволюция системы просвещения и образования в Египте в контексте социально-политических преобразований (XIX – 20-e годы XX в.)».

Москалец Оксана Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава I. Развитие просвещения в эпоху Мухаммада Али и его преемников (XIX в.)
1.Образование в Египте до правления Мухаммада Али
1.1. Начальные религиозные школы «куттабы» («мактабы»)……….38 1.2. Обучение в университете аль-Азхар и «мадраса»
2. Экспедиция Наполеона и проблемы просвещения в Египте (1798-
1801 гг.) …………………………………………………………………………49 3. Реформы Мухаммада Али и развитие системы просвещения в Египте
(1805-1848 гг.)…………………………………………………………………..73 3.1. Роль М. Али в развитии египетской прессы
4. Образование в эпоху наследников Мухаммада Али (1848 – 1880 гг.)
…………………………………………………………………………………..104 5. Развитие иностранных школ и школ религиозных общин………..129 5.1. Школы религиозных общин, не исповедующих ислам
5.2. Школы иностранных общин
5.3. Миссионерские школы
5.4. Частные школы
Глава II. Образование в Египте в период британского господства и
соперничество между британской и французской системой образования (1882-1922 гг.)
1. Экономические, социальные и политические изменения в Египте в период британской оккупации
1.1. Экономическая ситуация в эпоху британской оккупации
1.2. Политическая ситуация в Египте………………………………….143 1.3. Социальная ситуация в Египте…………………………………….147
2. Особенности системы образования в Египте и политика оккупационных властей в сфере образования
2.1. Характерные черты образовательного процесса в этот период
2.2. Колониальная философия образования
2.3. Женское образование при англичанах
3. Образование и национальное движение
Глава III. Роль университета аль-Азхар в системе просвещения Египта
. История создания университета аль-Азхар и его развитие……….194 2. Основные этапы реформирования
Заключение
Приложение 1. Список министров образования Египта
Приложение 2. Список Великих имамов, шейхов аль-Азхара
Список источников и литературы

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы
диссертации, рассматривается степень ее научной разработанности,
анализируются источники и литература, обозначены предмет и объект
исследования, определены цели и задачи, указаны хронологические рамки
исследования. Представлена также методологическая основа работы,
отмечается научная новизна и практическая значимость исследования.
Сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации «Развитие просвещения в эпоху
Мухаммада Али и его преемников (XIX в.)» состоит из пяти параграфов
и посвящена подробному анализу реформ М. Али в области образования.
Она включает общий анализ культурно-образовательных структур
османского Египта до прихода к власти М. Али, состояние просвещения в
Египте в период экспедиции Наполеона, а также специфику модернизации
образования в ходе реформаторской деятельности М. Али и состояние
системы образования во время правления его преемников.
В первом параграфе«Образование в Египте до правления
Мухаммада Али» автор дает характеристику образования в Египте до
реформ М. Али. Здесь описываются начальные коранические школы
(куттабы), методы обучения в них, оцениваются особенности
образовательного процесса в мадраса и университете аль-Азхар. Автор
отмечает узкую направленность обучения, религиозность и несистемность
образовательного процесса.
Параграф второй «Экспедиция Наполеона и проблемы просвещения
в Египте (1798-1801 гг.)» посвящен французской экспансии в Египет,
которая рассматривается с точки зрения её идейного влияния на
умонастроенияегиптян,анализируютсяеёположительныеи
отрицательные стороны. Отмечается, что помимо военных и
стратегических соображений, в основе египетской экспедиции лежала и
культурная составляющая, что делает все мероприятие не просто военной
кампанией, но и научной и культурной экспедицией, имеющей значение
для познания иной цивилизации. Включение Наполеоном в состав
экспедиционного корпуса группы ученых было своего рода уникальным
случаем в истории войн.
Автор приходит к выводу, что даже краткосрочное французское
влияние не могло не отразиться тем или иным способом в сознании людей,
которые оказались восприимчивыми к культурным и научным ценностям
Франции и среагировали на них естественным для себя образом, создавая
вокруг себя сторонников или, как минимум, более пытливых людей,
которые стали проводниками новых мыслей в более широкие слои
населения. В этой связи рассматривается деятельность известных
просвещенных египтян, которые олицетворяли новые идейные тенденции,
появившиеся после прибытия французской экспедиции в Египет (историк-
хронист аль-Джабарти, шейх и выдающийся арабский мыслитель Хасан
аль-Аттар и др.).
В третьем параграфе «Реформы Мухаммада Али и развитие системы
просвещения в Египте (1805-1849 гг.)» содержится подробный анализ
реформ Мухаммада Али в области образования, приводятся предпосылки
их возникновения и особенности их дальнейшего развития,
рассматриваются положительные и отрицательные стороны его
образовательной политики. Автор диссертации показывает характерную
специфику образовательной жизни в эпоху М. Али, который стремился
превратить Египет в сильное централизованное феодальное государство с
современной по тем временам армией и флотом. Для этого требовалось
широкая программа по реформированию страны, включавшая
реорганизацию государственного аппарата, развитие промышленности и
сельского хозяйства, обновление образования и культуры. Для создания
современного государства требовались не только сильная армия, но и
инженеры, врачи, преподаватели, переводчики, вообще специалисты
широкого профиля. В ту эпоху появились светские общеобразовательные,
а также специальные (медицинские, технические и военные) школы на
европейский манер. Фактически возникла новая система образования,
сильно отличавшаяся от традиционного религиозного образования. В
исследовании отмечается, что за основу обновления своей военной и
образовательной системы М. Али взял французский опыт. Приводится
анализ и сравнение французской системы образования и новой египетской,
созданной М. Али.
Отдельным пунктом в этом разделе отмечена роль М. Али в развитии
египетской прессы.
Четвертый параграф «Образование в эпоху наследников Мухаммада
Али (1848-1880 гг.)» посвящен дальнейшему развитию и модернизации
образования в последующий после М. Али период. В этой части работы
приведен краткий анализ деятельности преемников М. Али на поприще
образования, особо выделяя при этом роль Исмаила-паши (годы правления
1863-1879гг.) в деле дальнейшего развития и реформирования
образования. Исмаил-паша сумел добиться значительной автономии для
Египта в составе Османской империи и уже на новой базе продолжил
реформирование образования.
Автор приходит к выводу, что реальные условия в тот период не
позволили провести сколько-нибудь значимые образовательные реформы,
которые были намечены в проекте «Национального образования». Египет
стоял на пороге глубочайшего финансового кризиса и последующей за ним
британской оккупации.
В пятом параграфе «Развитие иностранных школ и школ
религиозных общин» дано подробное описание существовавших в Египте
в указанный период времени иностранных школ и учебных заведений
различных религиозных общин. Эта категория школ автором
диссертационной работы была разделена на 4 группы: 1) школы
религиозных общин, не исповедующих ислам, в которую входят коптские
и иудейские школы; 2) школы иностранных общин (армянские, греческие,
итальянские, французские); 3) миссионерские школы (католические
школы, американские и английские протестантские школы); 4) частные
школы.
Автор делает вывод, что иностранные школы, которые создавались в
Египте начиная с 1800г., получили импульс к развитию и количественному
росту только из-за плохого состояния правительственных школ, которые
не смогли завоевать доверие народа.
Глава II «Образование в Египте в период британской оккупации
и соперничество между британской и французской системой
образования (1882-1922 гг.)» включает подробный анализ колониальной
политики в области образования, а также усилий английских властей,
направленных на вытеснение французской системы обучения из
образовательного процесса, а следовательно, и уменьшение влияния
французской культуры на жизнь страны.
Параграф первый «Экономические, социальные и политические
изменения в Египте в период британской оккупации» посвящен
начальному этапу британской оккупации и возникновению вследствие
этого негативных тенденций, в рамках которых не предполагалось
проведение каких-либо социальных реформ.
Египет был превращен в аграрно-сырьевой придаток Британской
империи без возможности самой распоряжаться собственными ресурсами
и финансами. Вся полнота власти находилась в руках британского
генерального консула, без ведома которого не решались вопросы
политики, экономики или финансов страны. Хедив Египта фактически стал
номинальной фигурой, не имевшей реальной власти в стране.
Параграф второй «Особенности системы образования в Египте и
политика оккупационных властей в сфере образования» имеет целью
доказать, что британская политика в вопросах образования основной
массы населения Египта была, в целом, направлена на то, чтобы свести до
минимума обучение и просветительство в среде коренного населения.
Такой подход не был случайным. Он облегчал управление массами,
которые не имели лидеров, не могли адекватно ориентироваться в
политическихперипетиях,оставалисьнеорганизованнымии
неспособными отстаивать свои права. Сохранившиеся сегменты
образования преимущественно были нацелены на воспроизводство
англоговорящих мелких и средних чиновников из местных горожан,
гораздо меньшее внимания уделялось техническому и высшему
образованию. Процветали лишь иностранные и миссионерские школы,
обеспечивающие качественное светское образование для немногих
выходцев из привилегированной прослойки.
В учебных заведениях началось повсеместное насаждение
английского языка за счет ограничения французского. Стажировки
сократились до минимума и практиковались преимущественно в Англию,
тогда как в ХIХ в. основной поток направлялся главным образом во
Францию и другие страны Европы. Этим одновременно достигались две
важнейшие цели: усиленное внедрение английской культуры при мощном
подавлении французской.
В третьем параграфе «Образование и национальное движение»
затрагивается тема активизации национального движения в Египте в связи
с иностранным вмешательством, стремление патриотических элементов к
созданию национальных школ и борьба за приоритет арабского языка в
преподавании различных дисциплин.
III Глава «Роль университета аль-Азхар в системе просвещения
Египта» посвящена теме влияния университета на развитие просвещения
в Египте и его исторической роли в этом процессе. Внутренняя эволюция
университета – это, своего рода, борьба двух начал – религиозного и
светского, сочетание которых формировало довольно сложный, порой
противоречивый дискурс, определявшийся приоритетами текущего
момента на конкретных этапах роста как самого этого научного и
культурно-просветительского центра, так и создавшего его государства.
Первый параграф главы посвящен истории основания университета и
его эволюции из мечети в ведущий исламский университет.
Во втором параграфе автор анализирует основные этапы
реформирования аль-Азхара, которые протекали с переменным успехом в
борьбе между сторонниками либеральных реформ и консерваторами.
Особое внимание уделяется реформированию аль-Азхара в конце XIX в.,
когда он подвергся обширным преобразованиям под влиянием
выдающегося египетского общественного и религиозного деятеля,
реформатора ислама Мухаммада Абдо. За этим последовала новая волна
радикальной реорганизации уже в середине XX в., после принятия закона
1961 г. «О реорганизации аль-Азхара и учреждений, входящих в его
структуру», когда в его структуру были введены светские факультеты.
Упомянутым законом была предпринята попытка сближения высшего
светского и религиозного образования
В заключении подводятся основные итоги исследования. Изучение
истории реформирования образования в Египте в конце XIX – нач. ХХ в.
позволило уяснить основные тенденции формирования образовательного
процесса в переломный момент исторического развития Египта, что
позволило, на наш взгляд, достигнуть основной цели исследования –
показать, как исторические процессы, происходившие в стране, сказались
на формировании системы образования в Египте.
В результате проведенной работы, автор диссертации предлагает
периодизацию процесса трансформации системы просвещения в Египте в
указанный период времени.
Первый этап был связан с французской оккупацией Египта (1798-
1801 гг.), когда состоялось более широкое соприкосновение арабской и
французской культур, а затем возникла и длительная косвенная связь
между ними. Возникли предпосылки для принятия новых идей и знаний,
которые впоследствии были положены в основу при реформировании
страны.
Второй этап связан с деятельностью М. Али (1805-1849 гг.), когда
возникли первые светские учебные заведения, олицетворявшие переход к
новой системе образования, которая должна была открыть путь
преодоления отсталости и модернизации общества.
Третий этап связан с британской оккупацией Египта (1882-1922).
Практическим ее результатом стало сознательное ущемление права
египтян на образование, понижение его качественных и количественных
показателей в интересах колониальной власти, решавшей свои
практические задачи.
Анализируя французскую и британскую систему образования, автор
приходит к выводу, что при сходстве в тактике продвижения своего
влияния в египетскую среду, путем внедрения собственного языка в
образовательный процесс, привлечения своих преподавателей для
обучения египтян, игнорирование религиозного образования, существовал
и ряд принципиальных различий в подходах к образовательному
процессу. Это строгая регламентация учебного процесса, ограничивающая
обучение всевозможными нормативами, инструкциями и положениями со
стороны английской администрации, которые подлежат исполнению в
обязательном порядке. Это жесткий подход к экзаменам, не позволявший
большому числу учащихся переходить на следующую ступень. Введение
оплаты на всех уровнях образовательного процесса. Приоритет развитию
начального элементарного образования для основной массы египтян, тогда
как высшее образование ограничивалось определенными рамками и было
доступно только небольшой части населения. Такая практика создавала
значительный контраст эпохе М. Али, который, опираясь на французский
опыт, делал акцент на развитие высшего образования.
В заключении, автор отмечает особую роль, которая принадлежит
университету аль-Азхар в системе религиозно-культурных отношений.
Будучи центром консерватизма, приверженности исламу, изучению
философских и теологических основ религии, он сохранил свой авторитет
в исламском сообществе. Не изменяя своей практике, университет
реагировал на вызовы времени и на разных этапах отзывался на
необходимость уделять пристальное вниманиепросветительской
деятельности, и содействовать эволюции университета в соответствии с
открывающимися перспективами в интересах верующих мусульман.
В «Приложении 1» приводится список Министров образования
Египта с момента создания в 1837 г. Департамента школ.
В «Приложении 2» перечислены Великие имамы, шейхи аль-
Азхара.

Образование и просвещение на всех этапах исторического развития выступают в качестве важнейшего фактора модернизации общества. От того, насколько совершенна система образования, зависит эффективность процессов модернизации в разных отраслях человеческой деятельности. Египет, будучи одной из крупнейших арабо-мусульманских стран, явил собою пример общества на Арабском Востоке, которое фактически из средневековья вступило в XIX век, стремясь воспринять европейские достижения области образования.
Египет раньше других стран региона пришёл к необходимости перестройки образовательной системы, которая прошла через весьма противоречивые этапы исторического развития. Формирование образовательной системы происходило одновременно с социально- экономическим развитием государства, и в полной мере зависело от политической воли правителей страны и определялось приоритетами текущего развития Египта.
Актуальность темы исследования обусловлена ролью, которую образование играет в истории человеческого общества, обеспечивая его стремление к познанию окружающего мира. Посредством образования люди получают возможность осваивать огромные массивы накопленных знаний, на базе которых строится система общественных отношений и формируется личность, способная действовать в соответствии с характерными культурными особенностями, воспринимать и воспроизводить моральные и этические нормы, свойственные конкретному обществу. В свою очередь и образование не развивается как вещь в себе, и на ее состояние, содержание и динамику влияют судьбоносные события в истории страны, ускоряя модернизационные процессы или обрекая их на стагнацию.
Эти многосторонние явления создают совершенно определенные императивы, которые подчиняют систему образования своему влиянию, придавая ей особенные черты на каждом историческом отрезке, подчеркивая ее специфику и позволяя сопоставлять ее с общим ходом исторического развития.
Актуальность темы видится в том, что анализ системы просвещения и образования, учитывая их преемственность, следование в русле устоявшихся цивилизационных норм и философско-религиозных представлений может содействовать более глубокому пониманию внутренних движущих сил общества, глубже понять мотивацию его поведения, внутреннюю энергетику его образа действий и мыслей, установить предпочтения и склонности, которые могут являться отличительными чертами народа.
Система институциональных мер, имеющих целью воспитание подрастающих поколений, является безусловным фактором, активно участвующим в формировании личности и в достижении устойчивого общественного прогресса. Соответствующим образом ориентированное образование подготавливает почву для мобилизации интеллектуальных сил общества, которое под эгидой государства выступает как гарант всестороннего развития страны в системе заданных цивилизационных координат и в рамках сложившихся социально-экономических отношений. Система образования создает своего рода мейнстрим, который вовлекает в свой поток все классы и социальные группы, оказывая мощное влияние практически на все стороны жизни социума от чисто духовных его аспектов до идейно-политических воззрений индивидов, воспитывая в них чувства патриотизма и гражданского долга, лежащие в основе верного служения своей стране и народу на разных поприщах.
Изучение истории развития образования как социокультурного и политического фактора в эволюции социума предстает в качестве важного исходного момента для понимания диалектики развития и прогресса данного общества в целом и его интеллектуальной элиты, в частности. В современном мире стремительного развития интернет-технологий, мощного влияния средств массовой информации на общественное сознание, расширение доступа к достижениям мировой культуры перед любым государством, тем более развивающимся и подвергающимся интенсивному внешнему влиянию, стоит весьма непростая задача не потерять свою социокультурную идентичность и политические ориентиры.
Актуальность этого острого момента заключается в том, что только при опоре на исторические и иные достижения своего цивилизационного круга и осознания национальных и культурных приоритетов, можно противостоять нивелированию международного пространства. Именно на этой площадке совершается активное взаимодействие культур, происходит конвергенция «своих» и «чужих» цивилизационных ценностей и почти всегда под нажимом сильнейшей стороны. Выстоять против такого массированного натиска, и именно такой структурной дифференциации мира и сохранить свой национальный колорит и духовные качества можно лишь оберегая плюрализм цивилизаций и охраняя в рамках этого подхода собственные ценности и приоритеты.
Неприкосновенность их как оригинального цивилизационного ядра становится самой насущной перспективной задачей в условиях агрессивной информационной среды и может обеспечиваться прежде всего соответствующей образовательной политикой каждого конкретного государства, заинтересованного в сохранении своей самобытности и особости. Тем более, что хотя общественная коммуникация является постоянным явлением в истории мировых культурных, торговых, хозяйственных связях, но взаимопроникновение противоположных мировоззрений и мироощущений прежде не принимало таких масштабов в силу нынешнего открытия границ и активнейшего переливания капиталов, товаров и услуг в рамках интернационализирующегося гигантскими темпами глобального пространства.
Весь процесс имеет непропорциональный характер. Он явно создает угрозу специфичности всякой цивилизации. И здесь преимущественно образование и культура, выдержанные в национальном духе и дозированно воспринимающие губительные для мира большой местной традиции идеи, может помочь сохранению национальных ценностей, особенно при привлечении потенциалов, которые формируются и за пределами гуманитарной сферы. Такое комбинированное противодействие даже при настойчивых внешних попытках ослабить традиционные основы и противовесы, скрепляющие конкретные развивающиеся общества могут при наличии политической воли послужить более надежным барьером от нежелательных эволюций.
Актуальность рассматриваемой темы кроется именно в определении готовности и способности национальных образовательных институтов отражать неприкрытое наступление на политические и гуманитарные ценности «отсталых» стран и на сохраняемую ими, так называемую архаику. Хотя на самом деле, под этим термином скрываются жизненные ценности и моральные устои общества, которые веками поддерживали дееспособность традиционных механизмов, препятствующих массовому разрушению жизненных принципов местного населения.
Другим примером актуальности может быть растущая тенденция к модернизации традиционных обществ под напором западного влияния. Ближневосточный социум противится такому тренду, но не может не сдавать позиций, что находит отражение в постановке учебного дела и характере учебных программ. Такой курс наиболее активен в аравийских монархиях, которые практически целиком готовят молодежь разных возрастных групп на западных учебных материалах. Но и другие не избегают этой практики, переходя к преподаванию предметов, рисующих иную картину мира и его восприятия, отличающуюся от привычных норм и стандартов.
Национальные образовательные институты, функционирующие в условиях сохраняющей силу арабо-исламской цивилизации, вынуждены усваивать новый для них опыт, особенно в том, что касается естественных наук, не оставляя в стороне и гуманитарные знания. Здесь некий выход видится в том, чтобы не отказываться от исконных гуманитарных дисциплин, которые могут рассматриваться в качестве противовеса излишней вестернизации.
В этой связи весьма показателен пример Египта, обладающего не вполне сбалансированной, хотя достаточно развитой, системой образования, однако не адаптированной в нужной степени к экономическим и политическим условиям прогрессивного развития этого государства.
Двухсотлетняя система египетского образования дала сбой в 2011 году, но не потому, что имела слабую подоснову, а потому что в нем зрели дисбалансы. Только в отдаленную эпоху они рождались дефицитом образованных людей, а ныне рынок труда не в силах справиться с переизбытком гуманитарных специалистов. При таких обстоятельствах целесообразно обратиться к ретроспективному взгляду на опыт времен Мухаммада Али, когда упор делался на подготовку технических кадров, а не гуманитарных, которым ныне трудно найти применение в технологизированном обществе.
В целом, актуальность диссертационной темы определяется необходимостью исследовать роль Египта как зачинателя образовательной деятельности в арабских пределах. Особенно принимая во внимание тот факт, что Египет фактически мостил путь всему арабскому образованию, как таковому. Его пример повлиял на динамику страновых арабских систем, ориентировавшихся на передачу чисто утилитарных знаний, востребованных сугубо в рамках крайне неразвитых производительных сил с узким перечнем задач. Важность и актуальность темы определяется и тем фактом, что образование не является пассивным элементом в системе связей, создаваемых государством, но способно оказывать на него активное воздействие. Государство и образование дополняют друг друга тем, что каждый из участников процесса одновременно был объектом и субъектом модернизации, на протяжении XIX века способствуя, с одной стороны, появлению более современных технических и хозяйственных ниш, а с другой, помогая обществу сохранять культурную дистанцию от навязывавшихся европейскими «партнерами» своих средств гуманитарной регуляции. Понимание закономерностей такого взаимодействия представляется весьма актуальным для анализа не только сугубо конкретной образовательной тематики, но и позволяет выходить на более широкие обобщения, касающиеся дальнейшего развития Египта.
В этом отношении в его истории заслуживает университет аль-Азхар не только как крупнейший в мире исламский университет и просветительский центр, но и как важная часть институциональной структуры Египта. Тема эволюции аль-Азхара крайне важна для понимания глубинных закономерностей социального развития страны и общественной мысли Египта и далеко выходит за эти границы. Детальный показ его развития, этапов реформирования дает представление о важности созвучия традиционных и современных видов образования в исламском мире, для современной культуры в странах ислама. Исходя из вышеизложенного, автор диссертационной работы выделил отдельной главой тему развития университета аль-Азхар, его влияние на просвещение в Египте.
Объект исследования – система образования и просвещения в Египте.
Предмет исследования – влияние социально-политических процессов на египетское образование в XIX – 20-е годы XX в.
При написании диссертации автором были поставлены следующие
цели:
– выяснить, как социально-политические изменения, происходившие в
XIX – 20-e годы XX в. повлияли на динамику системы просвещения и образования в Египте.
– определить роль государства в формировании образовательной политики на различных этапах исторического развития страны.
– оценить роль исламского фактора в образовательной деятельности Египта;
– исследовать в связи с этим, значение крупнейшего исламского университета аль-Азхар как важнейшего системообразующего элемента в цивилизационной и культурно-просветительской жизни египетского общества.
Для достижения поставленных целей, были определены следующие задачи:
– проанализировать реформы Мухаммада Али;
– раскрыть сущность реформ на протяжении XIX-нач.XX вв. в Египте на основе анализа целей и задач, которые ставились перед системой образования страны;
– исследовать характер и масштабы влияния иностранной оккупации Египта на образовательную политику страны;
– дать сравнительную характеристику французской и английской систем образования, а также показать их соперничество за преобладание в образовательной сфере Египта;
– проанализировать на примере эволюции университета аль-Азхар, который на протяжении многих веков задавал тон научной исламской мысли, его влияние на формирование культурно-образовательной среды Египта;
– определить основные тенденции во взаимодействии образовательной системы с политической системой государства.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XIX в. до 20-х годов. ХХ в. Выбор нижней границы исследования обусловлен тем, что в этот период активно реформировалось египетское образование и происходило становление новой системы обучения. Именно на этом этапе было положено начало созданию системы светского просвещения и образования.
Верхняя граница определяется тем, что к этому времени в Египте произошли серьезные сдвиги в социально-политической жизни, связанные с получением формальной независимости, а страна подошла к черте, после которой начался отсчет новой для нее истории. Степень научной разработанности темы. История Египта всегда оставалась значимой темой для отечественной и зарубежной историографии. Вопросам социально-экономического, политического и культурного развития Египта в новое и новейшее время посвящен целый ряд работ отечественных исследователей-востоковедов. Большую помощь автору оказало изучение трудов по истории, культуре и литературе арабских стран таких известных отечественных исследователей как А.Е. Крымского, И.Ю. Крачковского, В.Б. Луцкого, З.И. Левина, Н.А. Иванова, Б.Г. Сейраняна, Р.Г. Ланды, И.М. Фильштинского, А.А. Долинина, Е.И. Зеленева, И.О. Абрамовой, В.В. Наумкина, и др. отечественных востоковедов.1
Тематика социокультурной эволюции арабских стран и роли образования в этом процессе, а также соотношение культуры и политики, идеологии, образования, а равно и влияние традиционных факторов на характер социальных отношений, массовое сознание и религиозную жизнь рассматриваются в работах Б.С. Ерасова, А.Г. Смирнова, В.Э. Шагаля, Д.Б. Добродеева, Л.А. Фридмана, Э.М. Фазельянова.2
1 Крымский А.Е. История новой арабской литературы XIX- нач. XX века. М.,1971, Крымский А.Е., Миллер Б.В. Всемусульманский университет при мечети Азхар в Каире// Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического общества. М.1903. Т.2. Вып. 3; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения в 6-ти тт. Т. 3. М.-Л., 1956., Крачковский И.Ю. Избранные сочинения в 6-ти тт. Т. 5. М.-Л., 1958; Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1966; Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М., 1972, Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М, 1999; Иванов Н.А. Аграрная политика Мухаммада Али (к вопросу об аграрных отношениях в Египте в начале XIX века). Очерки по истории арабских стран. М., 1959, Иванов Н. А. Египет // История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время. М, 1976; Сейранян Б.Г. Эволюция бюрократической элиты в Египте // Буржуазия и социальная эволюция стран зарубежного Востока. М.,1985, Сейранян Б.Г. Эволюция социальной структуры стран арабского Востока. Земельная аристократия в XIX веке. М., 1991, Сейранян Б.Г. Египет. // Новейшая история арабских стран Африки. М., 1990. Сейранян Б.Г. У истоков египетского национального движения: Мустафа Камиль // Восток-Oriens. 2010. No 1, Сейранян Б.Г. Мухаммад Абдо: творец мыслящего Египта // Восток-Oriens.М., 2011, No 2, Сейранян Б.Г. Британская система косвенного управления на Арабском Востоке // Арабские страны Западной Азии и северной Африки. М., 2002. Вып. 5; Ланда Р.Г. История арабских стран. М., 2005, Ланда Р. Г. Новая история стран Азии и Африки. М., 2004; Фильштинский И.М. Каирские восстания 1798 — 1800 годов и описание их в хронике Абд ар-Рахмана аль-Джабарти //Советское востоковедение. 1958. No3, Фильштинский И.М. Хроника египетского историка аль-Джабарти. М., 1962; Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. М., 1973; Зеленев Е.И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI начало XX века). СПб., 2003, Зеленев Е. И. Мусульманский Египет. СПб., 2007, Зеленев Е. И. Египет. СПб., 2004, Зеленев Е.И. Мухаммед Али. Борьба за власть в Египте (1801- 1805 гг.). СПб, 2002.
2 Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982, Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общ. теории) М., 1990; 8. Смирнов А.Г. Образование и культура в развивающихся странах// Культура в странах Азии и Африки: вопросы теории и практики. М.,1989; Шагаль В.Э. Арабский мир: пути познания // Межкультурная коммуникация и арабский язык. М., 2001, Шагаль В.Э. Арабизация на современном этапе: социально-
Отдельную группу использованной в работе литературы составляют работы по общественно-политической и религиозной истории Египта, т.к. влияние исламского фактора исторически было и остается определяющим для арабских стран. Эту тематику затрагивают в своих трудах Ф.М. Ацамба, С.А. Кириллина, Р.М. Шарипова, М.В. Малюковский, А.М. Родригес, Ю.А. Петросян.1 Кроме этого, существуют работы, посвященные непосредственно проблемам становления и развития национальной интеллигенции Египта (В.В. Черновская)2, а также рассматриваются образовательные аспекты в разрезе просветительной политики государства (А.П. Ковалевский).3
Определенную значимость для автора имело ознакомление с диссертационными исследованиями М.В. Малюковского, Р.М. Шариповой, Д.Д. Баширова, Ю. Шакирова посвященные мусульманской реформации Египта и роли университета аль-Азхар общественно-политической, идеологической и культурной жизни страны.
Автор ознакомился с диссертационной работой Х.Д. Пончаевой, которая посвящена развитию системы образования в Египте в XIX – начале XX века. В работе особое внимание уделяется влиянию мусульманского
политические последствия и перспективы.// Культура и политика в странах Азии и Африки. М., 1986; Добродеев Д.Б.Образование в стратегии развития стран Северной Африки. М.,1988; Фридман Л.А. Египет. 1882-1952. Социально-экономическая структура деревни. М., 1973;.Фридман Л.А. Капиталистическое развитие Египта (1882-1939). М.,1963; Фазильянов Э.М. Египет: человеческий фактор и развитие. М.,1990
1 Ацамба Ф.М. Высшее мусульманское духовенство в политической жизни османского Египта (XVIII начало XIX века) //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. No 4. 1993, Ацамба Ф.М. Религиозная политика французских оккупационных властей в Египте в 1798- 1801 гг. (Бонапарт, Клебер, Мену) //Вестн. Моск. унта. Сер. 13. Востоковедение. 1995. No 4, Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII первая четверть XIX в.). М.: Изд-во МГУ, 1996; Кириллина С.А. Высшее мусульманское духовенство Египта в первой половине XIX века //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1992. No 4, Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая пол. XIX нач. XX в.) М., 1989, Кириллина С.А. Мухаммед Али в святых землях ислама: политика религиозного прагматизма //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1993. No 4, Кириллина С.А., Родригес A.M. Ислам в судьбах египетско-аравийского субрегиона (XVIII первая треть XIX века). М., 1995, Кириллина С.А., Рябков М.Г. Система управления и мусульманское судопроизводство Египта в период экспедиции Наполеона I Бонапарта (1798 — 1801) //Восток в новое время. Экономика, государственный строй. М., 1991; Шарипова Р.М. Роль университета аль-Азхар в общественно-политической и идеологической жизни ОАР/АРЕ на современной этапе. Дисс. … канд. ист. наук. М., 1972, Шарипова Р.М. Исламские концепции образования (теория и практика). М.: Институт востоковедения РАН, 2010, Шарипова Р.М. Концепция «национального просвещения» в мусульманских странах. М.,1999; Малюковский М.В. Начальный этап мусульманской реформации в Египте (конец XIX- нач. XXвв.). Дисс. на соискание ученой степени к.и.н. М, 1954; Петросян Ю.А. Мусульманское духовенство и реформы в Османской империи в XIX в. //Народы Азии и Африки. 1983. No 2.
2 Черновская В.В. Формирование египетской интеллигенции в XIX — первой половине XX в. М.,1979.
3 А.П. Ковалевский. Политика народного образования в современном Египте (30-е годы XX века)// Записки Института востоковедения. М.,1935
духовенства (улама) на общественно-политическую и культурную жизнь страны. Автор подробно описывает институт улемов (имамы и хатыбы крупных мечетей, муфтии, кади). В работе рассмотрены социально- экономические и административные реформы М. Али и его преемников, а также реформирование в сфере образования. В работе Пончаевой поддерживается идея В.В. Черновской о формировании нового слоя египетской интеллигенции в эпоху М. Али. Однако в этой работе нет такого важного фактора, как влияние французской экспедиции, давшей толчок к преобразованиям в Египте, в том числе и в образовательной сфере. Не выделен также и важный аспект образовательной политики М.Али как отправка «учебных миссий» в Европу и развитие иностранных школ и школ конфессиональных меньшинств в Египте, которые сыграли определенную роль в образовательном процессе, а также не отмечен такой немаловажный аспект в этом регионе как развитие женского образования. Кроме того в диссертации не уделено должного внимания развитию университета аль- Азхар, который занимает важное место в образовательной структуре Египта.
В отличие от предыдущих работ, в данной диссертации автор впервые в отечественной литературе исследует воздействие внешних факторов на реформирование системы образования в Египте, анализируя англо- французское соперничество в сфере влияния на культурную и образовательную жизнь Египта.
При подготовке диссертационного исследования был проанализирован значительный объем англоязычной литературы, которая занимает преобладающее место в современных зарубежных исследованиях, посвященных Египту. Особое значение имели работы таких зарубежных авторов как Дж. Хейворса-Данна (Heyworth-Dunne J.), Питера Мэнсфилда (Mansfield Peter), Джона Марлоу (Marlowe John), Роберта Тигнора (Tignor Robert L.), Баярда Доджа (Bayard Dodge), Панайотиса Ватикиотиса (Vatikiotis, P.J.).1 Отдельного внимания заслуживают работы Дж. Хейворса-Данна «Введение в историю образования в современном Египте» (англ.яз), Баярда Доджа «Аль-Азхар. Тысячелетие мусульманского образования» (анг.яз) и Шарля Исави «Египет в середине XX века» (перевод с английского).2
Объемный по своей значимости и формату труд британского востоковеда Хейворса-Данна описывает состояние образовательной системы Египта до британской оккупации (образование после 1882 года было предметом запланированного второго тома, который так и не был написан). Характеризуя образовательную систему до французской оккупации Египта 1798 года, автор определял её как несущественную и неэффективную, основанную на религиозных принципах. Далее, подробно освещая реформы Мухаммада Али и его преемников в образовательной сфере, он приходит к выводу, что эти реформы были однобокими и исключительно в интересах военных амбиций М.Али, а не в интересах населения в целом. Он критикует политику властей в этой области за неактивное внедрение современных наук и нежелание вступать в борьбу с религиозными консерваторами, которые сопротивлялись прогрессу. Автор приходит к выводу, что британское вмешательство было необходимо по многим причинам, а Египет никогда не смог бы продвинуться в создании современной образовательной системы без их участия.
Следующую группу использованной литературы составляют работы исследователей на арабском языке. Здесь следует упомянуть труды таких известных египетских историков как Абд ар-Рахмана ар-Рафии3, Али
1 Heyworth-Dunne J. An Introduction to the History of Education in Modern Egypt. London,1938. Heyworth-Dunne J. Religious and Political Trends in Modern Egypt. Wash.,1950; Mansfield Peter. The British in Egypt. N.Y., 1972; Marlowe John. A history of Modern Egypt and Anglo-Egyption relations 1800-1956. Hamden,
1965, Marlowe John. Cromer in Egypt. New York, 1970; Mathews, Josef James. Egypt: And the Formation of the Anglo-French Entente of 1904; Tignor Robert L. Modernization and British Colonial Rule in Egypt, 1882-1914. Princeton, 1966; Bayard Dodge. Al-Azhar. A Millennium of Muslim Learning. The Middle East Institute Washington, D. C. 1961; Vatikiotis P.J. The Modern History of Egypt. London,1976.
2 Heyworth-Dunne J. An Introduction to the History of Education in Modern Egypt. London,1968; Bayard Dodge. Al-Azhar. A Millennium of Muslim Learning. The Middle East Institute Washington, D. C. 1961; Исави Шарль. Египет в середине XX века. М., 1958.
عبد الرحمن الرافعى:مصر والسودان فى أوائل عهد الاحتلال، تاريخ مصر القومى من ١٨٨٢-١٨٩٢، (القاهرة، النهضة المصرية، ١٩٤٣( 3
 Мубарака1, Ахмада Иззата Абдул-Карима.2 Али Паша Мубарак3, известный египетский историк, писатель и государственный деятель составил многотомный труд в 20 частях под названием «Изданные в честь хедива Тауфика новые «Земельные участки» Египта – Каира и его городов, старинных и славных», где дает историческое и топографическое описание Каира. Здесь он собрал информацию о литературе, истории и науке в энциклопедическом формате, сообщает историко-биографические сведения о людях, прославившихся в той или иной местности Египта.4 Али Мубарак иллюстрирует взаимосвязь истории и географии, которые создают базу для появления национальной идентификации Египта. Другой известный египетский историк, Ахмад Иззат Абдул-Карим одну из своих работ посвятил истории образования в Египте в эпоху М. Али.5 Абд ар-Рахман ар- Рафии известен как автор 15-томной «Национальной истории Египта», охватывающую эпоху с конца 18 века и до середины 20 века. Особо ценной для диссертанта стала книга ар-Рафии «Эпоха Мухаммада Али» (3-й том в серии трудов ар-Рафиа по Национальной истории Египта), состоящая из 17 глав и охватывающая время от захвата власти в Египте М. Али до смерти этого правителя. В двенадцатой главе книги затрагиваются вопросы образования и научного прогресса во времена М. Али, реформирования им системы образования и создании новых светских школ в Египте, что является ценным материалом для диссертационной работы.6 Исследования политической и экономической истории Египта в новое и новейшее время отражены в работах Фаузи Гергеса и Мухаммада Фахми Лахита.7
عبد الرحمن الرافعى: تاريخ الحركة الوطنية وتطور نظام الحكم في مصر، القاهرة ١٩٢٩
علي مبارك. الخطط التوفيقية الجديدة لمصر القاهرة ومدنها وبلادها القديمة والشهيرة. بولاق، ١٣٠٦م 1
أحمد عزت عبد الكريم: التاريخ القومى،(القاهرة، دا رسعد مصر، د. ت) 2 3https://www.marefa.org/%D8%B9%D9%84%D9%8A_%D8%A8%D8%A7%D8%B4%D8%A7_%D9%85%D8% A8%D8%A7%D8%B1%D9%83
4 Крымский А.Е. История новой арабской литературы (XIX- нач. XX века). С.201
أحمد عزت عبد الكريم: تاريخ التعليم فى مصر فى عصر محمد على، القاهرة ١٩٣٨ 5
عبد الرحمن الرافعى: عهد محمد على، القاهرة ١٩٥١ 6
فوزى جرجس: دراسات فى تاريخ مصر السياسى ،القاهرة دار النديم، ١٩٥٨ 7
محمد فهمى لهيطة: تاريخ مصر الاقتصادى فى العصور الحديثة ، ١٩٤٤
 Представляет интерес работа Саада Мурси Ахмада и Саида Исмаила Али по истории образования в Египте.1
При освещении Египетского похода Наполеона (1798-1801 гг.) и изучении французской системы образования, в диссертации была использована, в том числе и литература на французском языке.2 Отдельное упоминание заслуживает книга французского историка Жака-Оливье Будона «Египетская кампания»3, состоящая из десяти глав, в которой автор подробно описывает военную (гл. II), административную (гл.III) и научную (гл. V) составляющую экспедиции.
Для подготовки работы была использована справочная литература и периодические издания на русском, английском и арабском языках.
Источники. При подготовке диссертации автор опиралась на разнообразные источники. В первую очередь это неопубликованные материалы российских архивов. Большую помощь в работе оказала монография Горячкина Г.В. «Египет в Российских архивах», в которой автор собрал архивные данные по Египту из 16 разных архивных учреждений.
Диссертант изучил свыше 100 архивных единиц хранения. Основная часть использованных архивных материалов хранится в Архиве внешней политики Российской Империи (АВПРИ) и Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Архив внешней политики Российской империи хранит фонды центральных учреждений внешнеполитических ведомств России — Канцелярии Министерства иностранных дел, Азиатского департамента, Департамента личного состава, хозяйственных и счетных дел, Экономического департамента, Юрисконсультской части, Отдела печати, Отдела военнопленных, Правого департамента и др.4 В работе были использованы Фонды No151 («Политархив»), No137 («Отчеты МИД»), No 180
سعد مرسى أحماد وسعيد إسماعيل على :تاريخ التربية فى مصر،القاهرة، عام الكتب،١٩٧١ 1
2 Boudon J.-O. La campagne d’Égypte. Paris, Belin, 2018; Grevet René. L’avènement de l’école contemporaine en France (1789-1835). Presses Universitaires du Septentrion, 2001; Laurens Henry. L’Expédition d’Égypte 1798- 1801. Paris, 1997
3 Boudon J.-O. La campagne d’Égypte. Paris, Belin, 2018.
4 Горячкин Г.В. Египет в Российских архивах. С.26
 («Посольство в Константинополе»), No317 («Дипломатическое агентство и Генеральное консульство России в Египте»).
Значительный интерес представляют материалы фонда «Дипломатическое агентство и Генеральное консульство России в Египте» (No317). Фонд содержит отчеты, политические бумаги, донесения и депеши российских генеральных консулов и посланников в Египте. Большую помощь в работе оказали записки К.М. Щеглова о положении дел в Египте за 1886 год, отчеты и политические бумаги И.М. Лекса (1868-1883 гг. дипломатический агент в Каире), П.В. Максимова (1902-1905 гг. дипломатический агент в Каире), А.А. Смирнова (с 1905 по1923 гг. чрезвычайный посланник России в Египте) в Азиатский департамент МИД Российской империи. Большую важность представляют еженедельные донесения посланника России в Константинополе в 1883-1897 гг. Александра Ивановича Нелидова Министру иностранных дел Российской империи в 1882–1895 гг. Николаю Карловичу Гирсу. В них содержатся подробные отчеты о политических событиях в Египте, о взаимоотношениях хедива Египта с Портой, об английском давлении и вмешательстве Англии во внутренние дела Египта, направленные на уменьшение влияния Османской империи на Египет. Здесь же находится черновик отчета Ивана Михайловича Лекса о состоянии Египта, написанный им в 1880 году по поручению посла России в Османской империи Е.П. Новикова. Черновик отчета оказался более информативен и подробен, чем документ направленный затем Н.К. Гирсу.
Особо ценным источником послужили отчёты лорда Кромера (английский агент и генеральный консул в Египте с 1883 по 1907 гг.) «Доклад о финансовом и административном состоянии Египта и о ходе реформ за 1894 год» и графа Дафферина (британский комиссар в Египте с 1882 по 1883) «Основной отчёт относительно реорганизации Египта» составленный в 1883 году, подлинники которых, автор диссертации обнаружил в фондах АВПРИ «Дипломатическое агентство и Генеральное консульство России в Египте» и «Посольство в Константинополе». Свой отчет граф Дафферин подготовил в первый год оккупации Египта и описал положение дел в Египте, подробно рассматривая все стороны жизни страны (начиная от административного деления Египта, армии, полиции, бюджета страны и заканчивая описанием состояния системы образования), в отчете делаются подробные выводы, а также возможность проведения реформ в политической и социальной сферах. Отчет о реорганизации Египта был направлен в 1883 году А.И. Нелидову с дарственной надписью автора и его пометками на полях и хранился в личных бумагах российского консула. Этот документ российские исследователи могли использовать, только опираясь на работу Дж. Хейворса-Дана «Введение в историю образования в современном Египте», написанную в 1938 году и Р.Тигнора «Модернизация и британское колониальное правление в Египте, 1882-1914гг.», опубликованную в 1966 году.
Фонд «Политархив» (No151) особенно ценен общей характеристикой Египта за 1881-1917 годы, донесениями, всеподданнейшими докладами и перепиской русских консулов буквально о всех значимых событиях в Египте. В донесениях русских дипломатических агентов, можно найти характеристики некоторых известных личностей того времени. Например, А. И. Кояндер, будучи дипломатическим агентом в Египте в 1886-1902гг., в своих донесениях подробно описывает не только политические изменения, происходившие в Египте времен Британской оккупации, но и дает очень интересные личностные характеристики государственных деятелей, с которыми по роду службы в Египте ему приходилось общаться (лорда Кромера, генерала Китченера, хедива Аббаса паши). Очень интересны депеши и донесения А.А. Смирнова, в том числе его краткая историческая справка об университете аль-Азхар и личности Мухаммада Абдо. В этом же фонде находится годовой отчет И.М. Лекса за 1881 г., направленный Н.К. Гирсу. Он состоит из 14 параграфов и содержит подробное описание этнографии Египта, его экономического состояния, торговли (в том числе и с Россией), финансов, администрации, проводимых реформ в 1880г., данных о египетской армии, образовании, вероисповедании, численности русской колонии в Египте, происходивших значимых событиях за минувший год, деятельности иностранных консульских агентов. Это единственный подобного рода подробный годовой отчет российского генерального консула о Египте.1
Фонд «Посольство в Константинополе» (No 180) хранит переписку посланников России в Константинополе с Министерством иностранных дел и русскими консулами в Египте. В них содержатся донесения и аналитические обзоры по внешней политики России в этом регионе, подробные инструкции для русских консулов в Египте. Эти архивные материалы впервые вводятся в научный оборот в данной диссертации.
Весьма полезными оказались материалы Государственного архива Российской Федерации. В Фонде No 6149 ГАРФ хранится информация о деятельности студенческой организации русских эмигрантов в Египте (ГАРФ, Ф. 6149: «Союз русских студентов в Египте (1920-1922 гг.)» Эти документы поступили в архив в составе фонда Русского заграничного исторического архива в Праге и являются важным источником по изучению связей Египта и России.
Следующую группу источников составляют свидетельства современников и путешественников, описывающие разные стороны политической, общественной и культурной жизни страны. В первую очередь это знаменитая хроника египетского историка Абд ар-Рахмана аль-Джабарти «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий (1776-1821)» (4 тома),2 работа французского врача Антуана Бартелеми Кло
1 Горячкин Г.В. Египет в Российских архивах. С.31
2 Аль-Джабарти, Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий. Т. 1-4, Булак, 1879-1880( араб.яз).; Аль-Джабарти, Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий. Т.2. — Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776-1798). Пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг. М., 1978; Аль-Джабарти, Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий. Т.3, Ч.1. – Египет в период экспедиции Бонапарта (1798- 1801). Пер. с араб., предисл. и примеч. И.М. Фильштинского. М., 1962; Аль-Джабарти, Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий. Том IV – Египет под властью Мухаммада Али (1806—1821) / Пер., предисл. и примеч. Х. И. Кильберг. М., 1963.
(Клот-Бея) «Египет в прежнем и нынешнем состоянии»1, «Путешествие Вольнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах»,2 книга известного востоковеда-путешественника Эдварда Уильяма Лэйна «Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в.»3. Хроника аль-Джабарти имеет особую ценность тем, что автор был свидетелем большой части событий, описанных им, и содержит фиксирование по годам события с древности до 1821 года. Аль-Джабарти, описывая события в своей хронике, давал им личную оценку, в том числе высказывал критику по отношению к М. Али и методам его правления. В хронике отмечены события времен правления мамлюков и турок, французской экспедиции Наполеона, а также подробно описаны социально-экономические и политические изменения в Египте в первые двадцать лет правления М. Али. Она содержит уникальные биографические материалы известных личностей, ученых и литераторов того времени, описывает образ жизни египтян, а также в ней приводятся отрывки произведений египетских поэтов.
Наряду с этим источником, следует упомянуть ещё одну хронику, повествующую о пребывании французов в Египте, Никулы ат-Турка «Воспоминания о господстве французов в Египте и странах Шама»4. Хронист, прибывший в Египет во время экспедиции Наполеона, четко и подробно фиксировал события с точки зрения стороннего наблюдателя.5
Французский философ и ученый-ориенталист Константин Франсуа Вольней в своей книге о путешествиях, делает акцент на описание быта населения и указывает на причины, по его мнению, приведшие к экономическому упадку в Египте и Сирии под турецким господством. Сам
1 Клот-бей А.Б. Египет в прежнем и нынешнем своем сосотоянии. Ч.1-2. СПб., 1843.
2 Вольней Константин Франсуа «Путешествие Вольнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах». Перевод с немецкого Н. Маркова. М.,1791.
3 Лэйн Эдвард Уильям. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. Пер. с англ. А.С. Рапопорт. Предисловие Наумкина В.В. М., «Наука» 1982.
4 Ат-Турк, Никула. Зикр тамаллюк джумхур аль-фарансавия аль-актар аль-мысрия ва-л-биляд аш-шамия Париж, 1839.
5 Прусская Е.А. Арабские хроники как источник по истории Египетской экспедиции Бонапарта // Французский ежегодник 2010. Источники по истории Французской революции XVIII в. и эпохе Наполеона. М., 2010. С. 285.
Вольней объясняет упадок мусульманского Востока главным образом скверным управлением и пагубным влиянием мусульманской религии на образ мышления населения.
Английский путешественник, ученый-востоковед, создатель арабско- английского словаря Э.У. Лэйн, трижды посетивший Египет (1825-1828; 1833—1835 и 1842—1849 гг.) собрал внушительный материал для своего широко известного труда «Нравы и обычаи современных египтян» («Account of Manners and Customs of the Modern Egyptians», London, 1836) и детально описывает Египет эпохи М. Али, в том числе воспитание и образование египтян.
К этой группе источников, в том числе, относятся и свидетельства русских паломников и путешественников, которые разнесены по разделам и обрисовывают впечатления авторов от посещения Египта.1 Эти материалы могут трактоваться как весьма ценные сами по себе, а также тем, что содержат некоторые данные о русской общине в Египте.
Также в работе были использованы законодательные акты, касающиеся реформированию в образовательной сфере. Особое внимание было уделено Закону 1916 г., согласно которому в Египте начали создаваться средние технические школы2, Закону 1927 г. «О регулировании полномочий короля в отношении религиозных институтов, назначении религиозных лидеров и вопросах, касающихся религий, разрешенных в стране»3, дающий право власти назначать на должность шейха аль-Азхара и формировать бюджет этого учебного заведения, Закону 1930 г. «О реорганизации мечети Аль- Азхар и исламских научных религиозных институтов»4, расширяющий функции Университета в отношении его религиозных институтов. Для
1 Рафалович А.А. «Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты». – СПб, 1850; Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830г. М.: Индрик, 2006.
2 Визара аль-маариф: аль-канун ракм 13 ва ракм 14 ли-сана 1916.
3 Канун ракм 15 ли-сана 1927 – би-тарих 16.06.1927 би-шан танзим султат аль-малик фима яхтасу би-ль- маахад аль-динийя ва би-таиин аль-руаса аль-диниин ва биль-масаиль аль-хасса биль-адийян аль-масмух би- ха фи аль-биляд.
4 Канун ракм 49 ли-сана 1930 – би-тарих 17.11.1930 г. би-шан иадат танзим аль-джамиа аль-Азхар ва аль- маахид ад-динийя аль-альмийя аль-исламийя.
придания завершенности теме исследования приведен Закон 1961 г. «О реорганизации аль-Азхара и учреждений, входящих в его структуру»1, полностью изменивший всю структуру учебного заведения.
Сопоставление этих источников позволяет составить правильное представление об исторических реалиях Египта в этот период.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– Представлен подвергнутый системному анализу материал по актуальной теме, важной с точки зрения понимания путей формирования и развития египетской школы на протяжении длительного исторического периода;
– Установлены закономерности развития системы египетского образования в их взаимосвязи с основными процессами социально- экономического и культурного развития страны;
– Впервые в научный оборот вводится термин «перевернутая пирамида», в отношении формирования новой системы образования в Египте, созданной Мухаммадом Али;
– Проведен сравнительный анализ английской и французской системы образования и их влияние на египетскую систему образования;
– Приведены детализированные сведения из архивных материалов, а также данные источников, необходимые для более полного анализа с целью внести дополнительные детали и факты, относящиеся к теме исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Французская экспедиция Наполеона (1798-1801 гг.) оказала определенное влияние на социокультурное развитие Египта. Проникновение европейских идей и знаний в египетскую среду со временем, послужило толчком к разрушению старых социально-политических устоев и открыло путь для дальнейшего реформирования страны. Произошло взаимопроникновение двух культур – западной и восточной, возникла новая наука «египтология».
1 Канун ракм 103 ли-сана 1961 г. би-шан иада танзим аль-Азхар ва аль-хайат аль-ляти яшмалуху 2. Проведенный в диссертации анализ реформ в сфере образования в период правления М. Али (1805-1849), позволил проследить явные параллели между французской системой образования и новой системой обучения, созданной М. Али. Аналогично Наполеону, М. Али большее внимание уделял специальному образованию. Начиная с высшего образования и заканчивая начальным образованием, он внедрил так называемую образовательную систему перевернутой пирамиды, когда массово открывались высшие специальные учебные заведения, тогда как начальные школы были развиты крайне недостаточно. В этот период стала выстраиваться новая система образования в Египте, которая должна была стать одним из главных средств преодоления отсталости и модернизации общества. Было положено начало формированию египетской интеллигенции, нового образованного класса людей, что позволило в дальнейшем вывести страну на более высокий уровень социально-экономического развития.
3. В период британской оккупации Египта (1882-1922 гг.) прогресс, достигнутый Мухаммадом Али в вопросе просвещения масс, постепенно утрачивался, сдавая позиции под давлением британского колониального режима. Вся философия концепции британских властей в области образования строилась, исходя из задачи укрепления собственных позиций в стране. Основной целью стало подготовка канцелярских кадров и технического персонала, необходимого для обслуживания колониальной администрации. Логической частью такой программы стало ограничение образования для детей из народа исключительно начальной ступенью, и превращение населения в послушное большинство, которое легко контролировать.
4. Особенность модернизации образовательного процесса в стране в XIX – нач. ХХ вв. состояла в том, что он протекал в условиях расширения контактов с европейскими странами. На протяжении всего этого периода велось соперничество между французской и английской системой образования. На первом этапе большим влиянием пользовалась французская система просвещения. После установления господства Великобритании, англичанам удалось во многом внедрить свои стандарты в систему образования, однако безусловного господства в образовательной сфере им достичь не удалось.
5. Параллельно с этими процессами имела место модернизация религиозного образования, которая протекала с большим трудом. Университет аль-Азхар всегда играл и поныне играет традиционно значимую роль в системе просвещения Египта. Университет преодолел несколько этапов реформирования, которые проходили с переменным успехом в борьбе между сторонниками либеральных реформ и консерваторами.
Научно-практическая значимость исследования. В работе исследован опыт развития египетской системы образования. Раскрытие этой темы имеет значение не только для понимания особенностей самого Египта, но и для понимания специфики развития просвещения в арабском мире в целом. Вместе с тем этот опыт важен для общей оценки образовательной динамики, поскольку раскрывает суть происходящего в этой сфере в мире ислама, а также определяет специфику исламской системы просвещения в тех регионах России, где значительная часть населения исповедует ислам.
В диссертации исследованы в сопоставительном плане характерные черты прохождения Египтом колониальной стадии образовательного процесса. Доказано, что государство не пошло по пути механического изъятия из общественного и культурного оборота традиционных духовных ценностей. Они остались в основе преподавания, но претерпевали известную модификацию и модернизацию по мере накопления факторов принципиального значения для начального и последующего становления национальной школы, как организма, стремящегося к тому, чтобы соответствовать в общем растущим требованиям к улучшению качества показателей образования.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки лекций и пособий по истории Египта, специальных курсов, посвященных проблемам становления и развития образования в арабских и мусульманских странах в высших учебных заведениях и других профильных образовательных учреждениях
Методология и методы диссертационного исследования.
Методологической базой исследования послужили работы, как российских ученых-востоковедов, так и зарубежных исследователей. За основу исследования были взяты концепции и теории социально-экономического, политического и культурного развития Египта таких известных российских востоковедов как А.Е. Крымского, В.Б. Луцкого, З.И. Левина, Б.Г. Сейраняна, С.А. Кириллиной. Ключевыми принципами отечественных ученых-востоковедов в освещении истории Египта является объективность, критическая анализ источников и комплексный подход к изучению реалий Египта в новое и новейшее время в сопоставлении эволюции Египта и влияние внешних факторов на развитие страны.
Концепция истории развития образования в Египте у автора диссертационной работы во многом сформировалась благодаря объемному труду британского востоковеда Хейворса-Данна «Введение в историю образования в современном Египте». В своем исследовании британский автор квалифицировал образование до эпохи М.Али как неэффективное, основанное на религиозных принципах. Он приходит к выводу, что без внедрения западной системы образования Египет не смог бы достичь успехов в социально-экономическом развитии страны.
Диссертант опирался на общенаучные и философские методы познания и историзма, такие как анализ, наблюдение, сравнение. Подход на базе аналогий сопоставления исторических явлений позволил автору сделать вывод о том, что новые высшие учебные заведения М. Али имели явное сходство с подобными французскими образовательными учреждениями. Историко-сопоставительный метод и метод сравнения дали возможность сопоставить английскую и французскую систему образования, выявить их сходство и различие, а также степень влияния на формирование египетской системы образования.
Применение историко-генетического метода, дало возможность детализировать динамику развития системы образования, определить его качество на каждом этапе исторического развития образовательной системы Египта. Историко-типологический метод позволил проанализировать общественно-политическую жизнь при комплексном подходе к анализу содержания и существа исторических и общественных процессов.
Апробация исследования. Результаты исследования были изложены в докладах и сообщениях на научных конференциях (в т.ч. на Международной конференции: «Культурные традиции Египта и Востока: от древности к глобализации», 28 октября – 04 ноября 2008г., Каир; ежегодной научной конференции Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, Москва – 2013, 2014,2015, 2016, 2017, 2019 г.), а также в публикациях, вышедших в ряде научных журналов и сборниках по проблемам истории, религии и культуры народов Ближнего Востока.
Структура диссертации. Согласно поставленным задачам, диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертации, рассматривается степень ее научной разработанности, анализируются источники и литература, обозначены предмет и объект исследования, определены цели и задачи, указаны хронологические рамки исследования. Представлена также методологическая основа работы, отмечается научная новизна и практическая значимость исследования. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации «Развитие просвещения в эпоху Мухаммада Али и его преемников (XIXв.)» состоит из пяти параграфов и посвящена подробному анализу реформ М. Али в области образования. Она включает общий анализ культурно-образовательных структур османского Египта до прихода к власти Мухаммада Али, состояние просвещения в Египте в период экспедиции Наполеона, а также специфику модернизации образования в ходе реформаторской деятельности М. Али и состояние системы образования во время правления его преемников.
В первом параграфе «Образование в Египте до правления Мухаммада Али» автор дает характеристику образования в Египте до реформ М. Али. Здесь описываются начальные коранические школы (куттабы), методы обучения в них, оцениваются особенности образовательного процесса в мадраса и университете аль-Азхар. Автор отмечает узкую направленность обучения, религиозность и несистемность образовательного процесса.
Параграф второй «Экспедиция Наполеона и проблемы просвещения в Египте (1798-1801 гг.)» посвящен французской экспансии в Египет, которая рассматривается с точки зрения её идейного влияния на умонастроения египтян, анализируются её положительные и отрицательные стороны. Отмечается, что помимо военных и стратегических соображений, в основе египетской экспедиции лежала и культурная составляющая, что делает все мероприятие не просто военной кампанией, но и научной и культурной экспедицией, имеющей значение для познания иной цивилизации. Включение Наполеоном в состав экспедиционного корпуса группы ученых было своего рода уникальным случаем в истории войн.
Отмечается, что существуют разные точки зрения в вопросе влияния французской экспедиции на культурное развитие Египта. Некоторые полностью отрицают значение культурного влияния, другие полагают, что она способствовала созданию условий для принятия новых идей и знаний, которые впоследствии были взяты за основу при реформировании страны Мухаммадом Али.
Автор приходит к выводу, что даже краткосрочное французское влияния не могло не отразиться тем или иным способом в сознании людей, которые оказались восприимчивыми к культурным и научным ценностям Франции и среагировали на них естественным для себя образом, создавая
вокруг себя сторонников или, как минимум, более пытливых людей, которые стали проводниками новых мыслей в более широкие слои населения. В этой связи рассматривается деятельность известных просвещенных египтян, которые олицетворяли новые идейные тенденции, появившиеся после прибытия французской экспедиции в Египет (историк-хронист аль- Джабарти, шейх и выдающийся арабский мыслитель Хасан аль-Аттар и др.).
В третьем параграфе «Реформы Мухаммада Али и развитие системы просвещения в Египте (1805-1849 гг.)» содержится подробный анализ реформ Мухаммада Али в области образования, приводятся предпосылки их возникновения и особенности их дальнейшего развития, рассматриваются положительные и отрицательные стороны его образовательной политики. Автор диссертации показывает характерную специфику образовательной жизни в эпоху М. Али, который стремился превратить Египет в сильное централизованное феодальное государство с современной по тем временам армией и флотом. Для этого требовалось широкая программа по реформированию страны, включавшая реорганизацию государственного аппарата, развитие промышленности и сельского хозяйства, обновление образования и культуры. Для создания современного государства требовались не только сильная армия, но и инженеры, врачи, преподаватели, переводчики, вообще специалисты широкого профиля. В ту эпоху появились светские общеобразовательные, а также специальные (медицинские, технические и военные) школы на европейский манер. Фактически возникла новая система образования, сильно отличавшаяся от традиционного религиозного образования. В исследовании отмечается, что за основу обновления своей военной и образовательной системы М. Али взял французский опыт. Приводится анализ и сравнение французской системы образования и новой египетской, созданной М. Али.
Отдельным пунктом в этом разделе отмечена роль М. Али в развитии египетской прессы.
Четвертый параграф «Образование в эпоху наследников Мухаммада Али (1848-1880 гг.)» посвящен дальнейшему развитию и модернизации образования в последующий после М. Али период. В этой части работы приведен краткий анализ деятельности преемников М. Али на поприще образования, особо выделяя при этом роль Исмаила-паши (годы правления 1863-1879гг.) в деле дальнейшего развития и реформирования образования. Исмаил-паша сумел добиться значительной автономии для Египта в составе Османской империи и уже на новой базе продолжил реформирование образования.
Автор приходит к выводу, что реальные условия в тот период не позволили провести сколько-нибудь значимые образовательные реформы, которые были намечены в проекте «Национального образования». Египет стоял на пороге глубочайшего финансового кризиса и последующей за ним британской оккупации.
В пятом параграфе «Развитие иностранных школ и школ религиозных общин» дано подробное описание существовавших в Египте в указанный период времени иностранных школ и учебных заведений различных религиозных общин. Эта категория школ автором диссертационной работы была разделена на 4 группы: 1)школы религиозных общин, не исповедующих ислам, в которую входят коптские и иудейские школы; 2) школы иностранных общин (армянские, греческие, итальянские, французские); 3) миссионерские школы (католические школы, американские и английские протестантские школы); 4) частные школы.
Автор делает вывод, что иностранные школы, которые создавались в Египте начиная с 1800 г., получили импульс к развитию и количественному росту только из-за плохого состояния правительственных школ, которые не смогли завоевать доверие народа.
Глава II. Образование в Египте в период британской оккупации и соперничество между британской и французской системой образования (1882-1922 гг.) включает подробный анализ колониальной политики в
области образования, а также усилий английских властей, направленных на вытеснение французской системы обучения из образовательного процесса, а следовательно, и уменьшение влияния французской культуры на жизнь страны.
Параграф первый «Экономические, социальные и политические изменения в Египте в период британской оккупации» посвящен начальному этапу британской оккупации и возникновению вследствие этого негативных тенденций, в рамках которых не предполагалось проведение каких-либо социальных реформ.
Египет был превращен в аграрно-сырьевой придаток Британской империи без возможности самой распоряжаться своими ресурсами и финансами. Вся полнота власти находилась в руках британского генерального консула, без ведома которого не решались вопросы, политики, экономики или финансов страны. Хедив Египта фактически стал номинальной фигурой, не имевшей никакой реальной власти в стране.
Параграф второй «Особенности системы образования в Египте и политика оккупационных властей в сфере образования» имеет целью доказать, что британская политика в вопросах образования основной массы населения Египта была в целом направлена на то, чтобы свести до минимума обучение и просветительство в среде коренного населения. Такой подход не был случайным. Он облегчал управление массами, которые не имели лидеров, не могли адекватно ориентироваться в политических перипетиях, оставались неорганизованными и неспособными отстаивать свои права. Сохранившиеся сегменты образования преимущественно были нацелены на воспроизводство англоговорящих мелких и средних чиновников из местных горожан, гораздо меньшее внимание уделялось техническому и высшему образованию. Процветали лишь иностранные и миссионерские школы, обеспечивающие качественное светское образование для немногих выходцам из привилегированной прослойки.
В учебных заведениях началось повсеместное насаждение английского языка за счет ограничения французского. Стажировки студентов сократились до минимума и практиковались преимущественно в Англию, тогда как в ХIХ в. основной поток направлялся главным образом во Францию и другие страны Европы. Этим одновременно достигались две важнейшие цели: усиленное внедрение английской культуры при мощном подавлении французской.
В третьем параграфе «Образование и национальное движение» затрагивается тема активизации национального движения в Египте в связи с иностранным вмешательством, стремление патриотических элементов к созданию национальных школ и борьба за приоритет арабского языка в преподавании различных дисциплин.
III Глава. Роль университета аль-Азхар в системе просвещения Египта посвящена теме влияния университета на развитие просвещения в Египте и его исторической роли в этом процессе. Этот всемирно известный мусульманский университет всегда играл и до сих пор играет традиционно значимую роль в системе просвещения Египта. На протяжении многих веков университет задавал тон научной исламской мысли и оказал важное влияние на формирование культурно-образовательной среды в Египте.
Первый параграф главы посвящен истории основания университета и его эволюции из мечети в ведущий исламский университет.
Во втором параграфе, автор анализирует основные этапы реформирования аль-Азхара, которые протекали с переменным успехом в борьбе между сторонниками либеральных реформ и консерваторами. Особое внимание уделяется реформированию аль-Азхара в конце XIX в., когда он подвергся обширным преобразованиям под влиянием выдающегося египетского общественного и религиозного деятеля, реформатора ислама Мухаммада Абдо. За этим последовала новая волна радикальной реорганизации уже в середине XX в., после принятия закона 1961 г. «О реорганизации аль-Азхар и учреждений, входящих в его структуру», когда в
его структуру были введены светские факультеты. Упомянутым законом была предпринята попытка сближения высшего светского и религиозного образования.
В заключении подводятся основные итоги исследования. Изучение истории реформирования образования в Египте в конце XIX – нач. ХХ в. позволило уяснить основные тенденции формирования образовательного процесса в переломный момент исторического развития Египта, что позволило, на наш взгляд, достигнуть основной цели исследования – показать, как исторические процессы, происходившие в стране, сказались на формировании системы образования в Египте.
В результате проведенной работы, автор диссертации предлагает периодизацию процесса трансформации системы просвещения в Египте в указанный период времени.
Первый этап был связан с французской оккупацией Египта (1798-1801 гг.), когда состоялось более широкое соприкосновение арабской и французской культур, а затем возникла и длительная косвенная связь между ними. Возникли предпосылки для принятия новых идей и знаний, которые впоследствии были положены в основу при реформировании страны.
Второй этап связан с деятельностью М. Али (1805-1849 гг.), когда возникли первые светские учебные заведения, олицетворявшие переход к новой системе образования, которая должна была открыть путь преодоления отсталости и модернизации общества.
Третий этап связан с британской оккупацией Египта (1882-1922). Практическим ее результатом стало сознательное ущемление права египтян на образование, понижение его качественных и количественных показателей в интересах колониальной власти, решавшей свои практические задачи.
Анализируя французскую и британскую систему образования, автор приходит к выводу, что при сходстве в тактике продвижения своего влияния в египетскую среду, путем внедрения собственного языка в образовательный процесс, привлечения своих преподавателей для обучения египтян, игнорирование религиозного образования, существовал и ряд принципиальных различий в подходах к образовательному процессу. Это строгая регламентация учебного процесса, ограничивающая обучение всевозможными нормативами, инструкциями и положениями со стороны английской администрации, которые подлежат исполнению в обязательном порядке. Это жесткий подход к экзаменам, не позволявший большому числу учащихся переходить на следующую ступень. Введение оплаты на всех уровнях образовательного процесса. Приоритет развитию начального элементарного образования для основной массы египтян, тогда как высшее образование ограничивалось определенными рамками и было доступно только небольшой части населения. Такая практика создавала значительный контраст эпохе М. Али, который, опираясь на французский опыт, делал акцент на развитие высшего образования.
В заключении, автор отмечает особую роль, которая принадлежит университету аль-Азхар в системе религиозно-культурных отношений. Будучи центром консерватизма, приверженности исламу, изучению философских и теологических основ религии, он сохранил свой авторитет в исламском сообществе. Не изменяя своей практике, университет реагировал на вызовы времени и на разных этапах отзывался на необходимость уделять пристальное внимание просветительской деятельности, и содействовать эволюции университета в соответствии с открывающимися перспективами в интересах верующих мусульман.
В «Приложении 1» приводится список Министров образования Египта с момента создания в 1837 г. Департамента школ.
В «Приложении 2» перечислены Великие имамы, шейхи аль-Азхара.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету